Проект какой я человек. Проект на тему человек

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
  • определить вместе с учащимися место человека в окружающем мире, сравнить человека с другими животными и при этом сначала выявить сходные признаки, позволяющие сделать вывод о принадлежности человека к царству животных, а затем выявить коренные отличия человека от других животных;
  • развитие воображения, способности выделять главное, обобщать, анализировать;
  • вызвать интерес к учебному материалу и способам познавательной деятельности.

Оборудование: проекты, карточки для групп.

Ход урока

I. Оргмомент

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

II. Постановка учебной задачи

Сегодня мы с вами на уроке должны определить место человека в окружающем мире, а для этого нужно выявить сходство и отличие человека от животных. К этому уроку вы работали по группам. Вы выполняли проекты по темам. Что у вас получилось, мы сейчас посмотрим. От каждой группы будет выступать лидер группы.

III. Выступление лидера 1 группы по теме “Почему человек является частью живой природы”.

Проект на тему: Чем человек похож на животных.

Цель проекта: Выяснить, чем человек похож на животных

Задачи проекта: Найти сходные признаки у человека и животных.

Провести сравнительную характеристику.

Гипотеза: Предположим, что человек ничем не отличается от животных.

Группа животных Сходства с человеком
Рыбы Наличие костного скелета: есть у рыб и человека. Больше нет одинаковых признаков
Насекомые
муравьи
Люди строят жилища и переносят тяжести, но постройки маленьких насекомых бывают довольно сложными и учитывающими погодные условия. Муравьи строят жилище в основном под землёй и накрывают его хвоёй, чтобы стекала вода. Дикие пчёлы забираются в дупла деревьев. Куколки бабочек переносят тяготы погоды в коконе.
Птицы Две ноги у птиц и человека. Человек может летать высоко в небе на аппаратах, которые он изобрёл.
Звери Тело зверей покрыто густой шерстью, а у человека - волосяной покров, количество конечностей у человека и животных одинаковое. Хорошим зрением обладают звери и люди. Те и другие воспитывают детёнышей, хорошо заботятся о них. Мать начинает заботиться о детёныше ещё до его рождения, вынашивая в своём теле. Потом она выкармливает его своим молоком. Млекопитающие животные – теплокровные. Наши руки похожи на лапы животных (есть пальцы, ногти, есть чувствительные подушечки). Лапы животных умеют лазать по деревьям, строить жилища, рыть землю, рвать и держать плоды, выкапывать корешки растений, царапаться и т.д. Наши руки умеют тоже делать многое: шить, играть на музыкальном инструменте, рисовать красками, лепить, делать аппликации, работать на компьютере и многое другое.

Многие звери поддаются дрессировке, они, как и люди выступают в цирке.

Как видим, признаки млекопитающих полностью совпадают с признаками человека. Значит, мы относимся к группе млекопитающих животных. Кроме этого, у человека, как и у животных, развиты органы чувств: орган слуха, орган зрения, орган обоняния, орган вкуса, орган осязания.

Гипотеза: Наше предположение, что человек ничем не отличается от животных - значит, что он бы жил, как звери, в лесу, как это было и раньше, был бы диким или относился бы к любой другой группе животных. Но ведь это на самом деле не так. Труд и речь благоприятно влияли на развитие головного мозга. Они то и были двумя главными причинами того, что животное превращалось в человека. Можно сказать, что труд создал самого человека.

Вывод: Человек – часть живой природы. Всё живое растёт. Я тоже расту. Меня родила мама, выкормила молоком.

Выступление лидера 2 группы по теме: “Чем человек похож на животных”.

Проект на тему: Отличительные признаки человека и животных.

Цель проекта: Узнать, чем человек отличается от животных.

Задачи проекта: Найти отличительные признаки человека от животных.

Для нахождения отличительных признаков человека и животных сравним те же группы животных:

Группа животных Отличительные признаки
Рыбы Тело рабы покрыто чешуёй, они имеют плавники, хвост, дышат жабрами, а люди лёгкими. Люди не умеют “разговаривать” в воде. Рабы превосходят человека в умении плавать, нырять и прятаться в водорослях и на дне среди камней. Но человек смог придумать устройства, которые позволяют ему и далеко плавать, и опускаться на морское дно.
Насекомые,
муравьи
У насекомых три части тела, шесть ножек, есть чувствительные усики. Человеку недоступно ползание по потолку.
Птицы Птицы имеют крылья, а человек нет. Тело птиц покрыто перьями. У них острое зрение, которое позволяет птицам на лету ловить маленьких насекомых, замечать с высоты птиц и мышек на земле. Птенцы птиц быстрее учатся летать и добывать себе пищу. Следующий отличительный признак - голова с клювом. Клювы у птиц разнообразны. А у человека – нос, через который он только дышит и больше им никак не пользуется, в отличие от птиц. Птицы с помощью клюва дышат, добывают пищу, строят гнёзда, чистят пёрышки, ласкают птенцов, дерутся. Ничего подобного человек не делает своим носом.
Звери Тело зверей покрыто густой шерстью.

Задание для групп: Отметить признаки, которые подтверждают принадлежность человека к млекопитающим.

  • Волосы человека – это разновидность шерсти.
  • Человек умеет говорить и читать.
  • Грудной ребёнок вскармливается молоком.
  • Люди рождают детёнышей.
  • Человек состоит из многих клеток.
  • Тело человека не покрыто сплошной шерстью.
  • У человека постоянно высокая температура.

Физминутка.

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками.. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег).

V. Выступление лидера 3 группы

Оргеткина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №38 детский сад №11
Населённый пункт: город Сызрань Самарская область
Наименование материала: проектная деятельность
Тема: Проект по теме: "Я человек!" в подготовительной группе
Дата публикации: 17.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Проект по теме: «Я человек!» в подготовительной группе

Разработала:

воспитатель

«Детский

Оргеткина Ирина Николаевна

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители

воспитанников

Идея: проекта заключается в том, чтобы организовать родителей, педагогов

на формирование у старших дошкольников представление о себе, своём теле,

научить бережно относится к своему здоровью. Ведь самое интересное и

непонятное для ребёнка - это он сам. Кто я? Какой я? Из чего я сделан? Что у

меня внутри? Ответить на эти вопросы самостоятельно ребёнок не может,

ему необходима помощь взрослых.

Актуальность темы: Воспитание здорового ребёнка - приоритетная,

наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных

условиях. Практически все показатели здоровья и социального благополучия

потерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое

развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше чем у 60%

детей в возрасте 3-7лет выявляются отклонения в состоянии здоровья.

Отсюда вытекает важная проблема: как помочь подрастающему ребёнку

реализовать своё право на здоровье, на счастливую жизнь.

Цель: Углубление и систематизация знаний, стимулирующая развитие

познавательных и творческих способностей. Обратить внимание ребёнка на

самого себя, на своё тело, свой организм, на свои возможности и

способности.

Тип проекта: групповой; творческий; исследовательский; познавательный;

краткосрочный.

Сроки реализации: 1 неделя (с 13.03.2017 по 17.03.17)

Задачи:

1). Создать у ребёнка представления о строении тела человека и

функционировании основных органов и систем организма.

2). Побуждать интерес к получению новых знаний о человеке.

3). Формировать проектные умения детей.

4). Развивать связную речь, посредствам пересказа сообщений по заданной

5). Использовать имеющие знания для решения проблемы, презентовать

результаты своей деятельности.

Планируемый результат:

1. Новые знания и умения. Интерес к собственному телу его строению и

функционированию и необходимости охраны своего здоровья.

2. Осознанное отношение к своему организму и здоровью.

3. Умение высказывать свои идеи и предположения.

4. Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на

сохранение здоровья.

5. Активное участие в реализации проекта.

В процессе проектной деятельности будут развиваться все

ключевые компетентности:

Социальная – дети взаимодействуют друг с другом.

Коммуникативная – дети общаются, задают вопросы, участвуют в беседе,

читают стихи, составляют рассказы.

Информационная – получают информацию из разных источников.

Деятельная – с помощью родителей подбирают материалы, инструменты для

создания продукта.

Здоровьесберегающая – играют в подвижные игры по данной теме.

Реализация творческого проекта:

Понедельник 13.03.2017г.

Познавательно- исследовательская деятельность

«Что я знаю о себе», «Из чего я состою» цель: знакомство детей с

организмом человека

Изобразительная деятельность рисование «Как мы играем в подвижные

Музыкальная

деятельность:

разучивание

песни «Если

здоров – закаляйся!» музыка и слова В. Шаинского

Художественное

творчество

«человек

движении»

благодаря

движениям человек укрепляет свое здоровье.

«Больница»

поправить

здоровье людей.

Д/и «Чудесный мешочек»», «Что перепутал художник»;

Трудовая: «Складываем вещи в шкафчик».

Практические игры «Угадай по запаху»

И\р упражнения для снятия напряжения и релаксации «Воздушный

шарик» (Н. О. Зиновьева)

Коммуникация: беседа по наглядным плакатам

«Тело человека», «Внутренние органы»;

Чтение художественной литературы: С. Я. Маршака «Тело человека»;

сказки: К. Чуковского «Мойдодыр»;

Вторник 14.03.2017г.

Непосредственно образовательная деятельность

Коммуникативная деятельность: чтение и беседа по рассказу К. Д.

Ушинского «Органы человеческого тела»,

разбор пословиц, поговорок

о частях тела человека;

Изобразительная деятельность (лепка) «Лыжник» Цель: закаливание

организма в зимний период.

Двигательная деятельность: игра-соревнование «Джунгли-зовут»

Образовательная деятельность в режимных моментах

Игровая: «Кто больше знает о себе», «Пальчики – узнавальчики»

И/у «Разложи по порядку», «Собери пирамиду здоровья»

Трудовая: мытье игрушек

Чтение художественной литературы: Г. Юдин «Микробы»,

Музыкально-художественная:

музыкальная

инсценировка

Потапа и Насти «Зарядка»

Продуктивная: изготовление анатомического фартука

Практические игры «Определи на вкус»

цветными

таблицами,

плоскостными

объёмными

моделями

отдельных

внутренних

органов человека;

частичная

анатомическим

атласом; микроскопом; лупой; зеркалом;

разучивание игры для укрепления самочувствия у детей, склонных

к частым простудным заболеваниям;

Среда 15.03.2017г.

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность ФЭМП. «Составление

и решение задач». Закрепление комплексов пальчиковой, дыхательной

гимнастик;

Конструирование из разных материалов: Смастерить королеву из

зубной щётки или расчески Цель: развитие творчества, воображения.

Музыкальная деятельность: «Из чего же, из чего же» музыка Ю.

Чижкова, слова Я. Халецкого.

Образовательная деятельность в режимных моментах.

Игровая: игры загадки об удивительных тайнах и чудесах своего

организма.

Игра: «Чей нос?», «Кто что знает»,

Трудовая: Учим Неряшку сушить сапожки и ботинки.

Коммуникация:

«Пищеварение», разбор

рассказа

Чуриной «Маша и фруктовый сад».

И\р беседа по тексту Г. Остера «Вредные советы»

Чтение художественной литературы: К. Женэ «Руки человека»;

В. Степанова «На кончиках пальцев».

Практические игры «Кто позвал?».

Продуктивная: лепка «Зимняя прогулка»

Познавательно-исследовательская: опыты с водой и мылом

Четверг 16. 03.2017 г.

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность ФЭМП «Составление и

решение задач».

Закрепление комплексов пальчиковой, дыхательной

гимнастик;

Коммуникация: беседа «Как мы устроены?», «Моя внутренняя кухня»,

Двигательная деятельность: игра «Веселые старты» Цель: физическое

развитие организма.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Игровая: С/р.и «Школа» урок физкультуры

«Цветные

автомобили»

повторение

физическое

развитие детей

Д/и «Можно - нельзя», «Что было бы, если бы…»;

И/у «Уроки Мойдодыра»;

Трудовая: Складывание одежды для кукол.

Коммуникация: чтение отрывков из произведения про дядю Стёпу, в

которых отображены вопросы сохранения здоровья, закаливания,

лечения людей;

И\р разучивание отрывка стихотворения А. Барто «Девочка чумазая».

Музыкально-художественная: прослушивание детских песен.

Продуктивная: рисование «Микробов».

Практические игры «Что за звук»

Познавательно-исследовательская:

рассматривание

плаката «Гигиена

полости рта»».

Пятница 17.03.2017г.

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательно-исследовательская: экскурсия в медицинский кабинет

Художественное творчество рисование «Как мы делаем зарядку»

Двигательная деятельность: развитие основных видов движений,

п\и «Ловишки»

Образовательная деятельность в режимных моментах

Познание. Формирование целостной картины мира. Беседа на темы:

«Пропаганда здорового образа жизни», «Правила на всю жизнь»

С/р.и «Большая стирка»

п/и «Пробеги и не задень», «Два Мороза»

Д/и «Что ты знаешь о…», «Подбери пару».

и/у «Правильная осанка»;

Трудовая: оформление альбома «Мои помощники» (органы человека)

Коммуникация: отгадывание загадок- описаний, кроссвордов;

Чтение художественной литературы: заучивание стихов «Ухо-орган

слуха», Е. Благиной «Мы растём»;

И\р рассматривание рисунков и фотографий в анатомическом атласе,

энциклопедиях.

Практические игры «Найди сходство и различие».

Музыкально-художе ственная:

музыкальная

и н с ц е н и р о в ка

стихотворения В. Лебедева-Кумача «Закаляйся»,

Продуктивная: Сундучок «Бабушкины рецепты".

Реализация проекта : проект реализован

Полученный результат: В процессе совместной проектной деятельности

педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи формирования у

дошкольников умений и навыков самостоятельной познавательной

и творческой работы. Появление и усиление интереса у детей к своему

организму и здоровому образу жизни, повышения уровня знаний по культуре

здоровья, навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками, способной в

рамках своего возраста принимать адекватные решения.

Делая анализ проделанной мною работы по формированию представлений у

детей о себе, своём теле, я убедилась в эффективности моего

оздоровительного подхода к формированию мотивации здоровья и

поведенческих навыков здорового образа жизни. Мотивы, побуждающие

ребёнка к оздоровительной деятельности доступными для него способами,

постепенно переросли в жажду знаний, потребность к самопознанию. Дети

проявляли желание и умение находить ответы на интересующие вопросы,

проявляли творческую активность в преобразовании этих знаний,

сформировался навык применения оздоровительных способов по отношению

к себе и к другим людям.

Работа с родителями: Участие родителей в проекте.

Оформление папки "Я - человек!"; подбор наглядно-дидактических пособий,

демонстрационного материала; сбор народных, знахарских рецептов в

сундучок «Бабушкины рецепты»; подбор загадок, пословиц, поговорок о

частях тела человека; изготовление анатомического фартука; просвещение

через родительский уголок; помощь детям в подготовке к проект

в подготовительной группе

«Я - человек»

Тип проекта : познавательно – исследовательский, оздоровительный.

Срок реализации проекта: 7 месяцев (с 1 октября 2013 года по 1 мая 2014года)

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители,

медицинская сестра, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Цель проекта : На основе познавательно - исследовательской деятельности развивать представление детей о том, что человек - часть природы, и одновременно существо мыслящее; познакомить их с внешним и внутренним строением человеческого организма; формировать убеждения и привычки здорового образа жизни, воспитывать культурно-гигиенические навыки в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома.

Задачи :

Прививать элементарные умения детей дошкольного возраста следить за своим здоровьем, соблюдать правила гигиены;

Формировать представления о состоянии собственного тела и функционировании человеческого организма;

Пробуждать интерес к оздоровлению собственного организма;

Расширять знания дошкольников о питании, закаливании, режиме дня, культурно-гигиенических навыках;

Развивать умение видеть причины нарушения здоровья; взаимосвязь между здоровьем природы и здоровьем человека;


- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни; любовь и бережное отношение к своему телу; восхищение его возможностями.

Основание для разработки:

Проблема:

За последние 10 лет во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продукты питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительным экономическим положением, – это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Учитывая сложившуюся ситуацию, мы решили, что необходимо принять меры по улучшению и охране здоровья, через естественно – научный и экспериментальный проект по «ЭКОПРИЗу» «Я - человек»

Актуальность проекта:

Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Здоровье человека закладывается именно в детстве. Организм ребенка очень пластичен, чувствительный к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого человека, и от того каковы эти воздействия - благоприятные или нет зависит, как сложится его здоровье.

От здоровья зависит духовная жизнь детей, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний. Поэтому нужно создать все условия для успешного усвоения культурно-гигиенических навыков и навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Проект направлен на воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие представлений о физическом «Я» - строении и функции человеческого тела; чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, формирование убеждений и привычек здорового образа жизни.

Само понятие «здоровье» всегда рассматривалось как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии человека с природой и с самим собой необходимо учиться заботиться о своём здоровье с детства, сохранять его, укреплять, приобщаться к здоровому образу жизни.

Поэтому мы пришли к выводу, что реализация данного проекта должна включать в себя следующие компоненты :

– ценностный – формирование ценностного отношения к человеческой жизни, ответственности за свою жизнь и здоровье;

– гностический – специально отобранный и адаптированный к восприятию дошкольниками материал по изучению тела человека;


– практическийпрактическое осуществление и применение познанного.

При этом проект мы построили на принципах :


– реалистичности и доступности – объём представлений о строении человеческого организма адаптирован к восприятию детьми дошкольного возраста и соответствует ФГТ и возрастным возможностям усвоения знаний; не допускается излишней упрощённости и усложнённости;

– ценностного отношения к жизни и здоровью – до сознания детей доводится, что жизнь и здоровье – это огромная ценность и относиться к ней надо разумно, соблюдая все необходимые правила;

– деловитости и занимательности – материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит деловую информацию, полезную для практической деятельности.

Методы реализации проекта:

1. Речевая деятельность

2. Познавательная деятельность

3. Оздоровительная деятельность

4. Игровая деятельность

5. Художественная деятельность

6. Трудовая деятельность

7. Физическая деятельность

8. Самостоятельная деятельность

НОД по реализации проекта длительностью 30 минут проводятся в течение всего учебного года 1 раз в неделю и представляет собой свободную познавательно-экспериментальную деятельность. Далее полученная детьми информация закрепляется и апробируется в повседневной жизни в играх, НОД по разным видам деятельности, на прогулках, в свободной самостоятельной деятельности в течение дня, в виде своеобразных заданий в альбоме «Изучаю тело человека».

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

●Диагностика. Уточнение представлений детей о строении и жизнедеятельности человека, его росте и развитии, физиологических понятиях, т. е. личный опыт, на который может опереться педагог.

●Анкетирование родителей

●Обсуждение цели и задач воспитателями с детьми и родителями, специалистами.

●Изучение необходимой литературы

● Подбор и изучение педагогической и справочной литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей, разработка проекта.

●Создание развивающей среды:

1. Игровой центр:

Сюжетно-ролевые и режиссерские игры: «Поликлиника»; «Семья»; «Магазин «Продукты»; «Ателье мод»; «Парикмахерская»

Дидактические игры;

3. Центр безопасности;

4. Центр исследования и науки;

5. Центр правильной речи;

6. «Тропа здоровья», включающая в себя объекты живой и неживой природы, позволяет организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний детей в игровой форме

●Памятка «Тело человека».

Создание наглядного пособия «Человек и его строение »

●Изготовление карточек с изображением органов человека для оформления сюжетно – ролевой игры «Поликлиника»

●Изготовление отдела «Предметы личной гигиены» в сюжетно-ролевой игре «Магазин»

●Изготовление альбома «Изучаю тело человека».

●Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о строении человека.

●Разработка и накопление методических материалов и рекомендаций по данной проблеме.

●Расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний об анатомии, физиологии и гигиене человека через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.

●Тематические дни здоровья: «День витаминки», «День чистоты», «День воды», «День спорта»

● Фотоконкурс «Если хочешь быть здоров, закаляйся и зарядкой занимайся»

●Изготовление листовок «Полезное питание».

● Сбор коллекции гигиенических предметов. Экспозиция "Прививаем навыки личной гигиены"

● Валеологический досуг с родителями "Путешествие на планету "Семитония""

●Изготовление атрибутики и шапочек – масок для игр – драматизаций: «Валеологическая сказка про мальчика Витю»

●Тематические выставки: «Тело человека», «Правильное питание», «Мы занимаемся спортом», «На все руки от скуки», «Какие бывают микробы?», «Человек и природа», «Рецепты из бабушкиного сундучка», «Здоровые зубы – здоровью любы», «Модный журнал», «Труд человека красит», фотовыставка «Мама, папа, я – здоровая семья».

●Исследовательская деятельность: «Живой мир», «Как мы дышим?», «Что такое вкус?», «Наши глаза», «В поисках здоровья», «Что нам расскажет лупа и микроскоп?», «Слух», «Весёлые человечки играют», «Нарисуем свой портрет», «Починим игрушку», «Наши помощники», «Откуда берётся голос?», «Как согреть руки?», «Носарий», «Умный нос», «Язычок - помощник», «Сколько ушей?», «Проверим слух», «Большой - маленький», «Проверка зрения», «Если не видишь», «Сколькими способами можно напиться?», «Зачем человеку руки?», «Как человек умеет передвигаться?», «Вдох и запах», «Осязание», «Обаяние», «Тепловые и холодовые точки»; «Органы чувств, или с помощью чего человек познает мир»; «Пищеварительная система или об удивительных превращениях пищи внутри нас»; «В стране Легких или путешествие воздушных человечков»; «Глаза, нос, уши – наши умные помощники»; «Где прячется здоровье?».

●Мероприятия:

НОД регламентированная:

1. Познание (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора):

«Вот какой я!»; «Человек – часть живой природы»; игра – путешествие «Из чего я сделан?»; «Движение для здоровья» (строение двигательной системы); «Как жить с людьми?»; «Маски на лице и в жизни»; «Почему люди такие разные?»; «Внешнее строение человека»; «Скелет человека»; «Скелет – главная опора моего тела»; «Познакомимся со своей кожей»; «Кожа, или живая одежда»; «Познакомимся со своими зубами»; «Почему у нас два глаза?»; «Дороже алмаза – два своих глаза»; «Сердце и сосуды»; «Как устроена дыхательная система?»; «Знакомство с ухом», «Знакомство с трудом врача» (экскурсия в медкабинет), «Мальчики и девочки», «Как одевались люди в разное время?», «Посещение картинной галереи. Портретная живопись.»; «Дорога к доброму здоровью».

2.Художественное творчество:

▪Рисование: «Портрет моего друга»; «Я с папой»; «Я с мамой», «Моя семья»; «Автопортрет»; «Оденем кукол красиво»; «Портретная живопись»; «Дети на прогулке»; «Как прекрасен этот мир, посмотри», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»; «Давайте же мыться, плескаться».

▪Лепка «Спортивный праздник»; «Отважные парашютисты»; «Загорелые человечки на пляже»; «Аквалангисты»; «Пришельцы из космоса»; «Покорители космоса»

▪Аппликация «Шляпы, короны, кокошники»; «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Одежда моей мечты»; «Современные причёски», «Королевский наряд»

▪Конструирование «Ягодка» (из бросового материала); «Панно с фруктами» (из природного материала); «Фрукты» (из бумаги); «Домик – фрукт» (из бумаги);

3. Коммуникация:

Беседы: «Самоанализ своего здоровья и забота о нем» (какое у тебя здоровье и как ты о нем заботишься); «Почему человек болеет?»; «Здоровая пища»; «Чем отличается мужской организм от женского?»; «Что могут делать руки и ноги?»; «Как сохранить свою кожу здоровой?»; «Оказываем первую помощь»; «Как правильно ухаживать за зубами?»; «Для чего нужен язык?»; «Как работает дыхательная система?»; «Любимая пища желудка»; «Как органы человека помогают друг другу?»; «Кто как видит?»; «Чтобы зренье укреплять – витамины будем принимать»; «Здоровые зубы – здоровью любы»; «Предметы гигиены»; «Полезные продукты»; «Как правильно ухаживать за малышом?»; «Из чего я сделан. Клетка», «На чём всё держится. Скелет и мышцы»; «Смотри во все глаза!»; «Слушай во все уши!»; «Сердце и кровообращение. Великий труженик и Волшебные реки»; «Дыхание. В стране Лёгких, или Путешествие воздушных человечков»; «Мозг – центральный компьютер»; «Пищеварение. Об удивительных превращениях пищи в организме человека»; «Правильное питание – залог здоровья»; «Кто помогает нам быть здоровыми?».

Вечер загадок «Я - человек» (ребусы, кроссворды).

Экологические наблюдения за живой и не живой природой, взаимоотношения человека и природы. Рассматривание картинок.

Энциклопедии для дошкольников: «Человек», «Моя первая книга о человеке», «Первые люди»; В.Драгунский «Денискины рассказы»; С.Михалков «Мимоза»; А.Акима «Первый снег»; Н.Семёнова «Как стать «Неболейкой»»; К.И.Чуковский «Айболит»; С.Михалков «Овощи»; В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»; Н.Найдёнова «Наши полотенца»; К.И.Чуковский «Мойдодыр»; М.Пришвин «Золотой луг»; Е.Чарушин «Белка»; В.Катаев «Цветик – семицветик», И. Токмакова «Мне грустно я лежу больной»; С. Михалков «Прививка», «Чудесные таблетки».

5. Физическая культура:

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»; «Из истории олимпийских игр»; самостоятельная деятельность с нестандартным физоборудованием; лыжная прогулка с родителями.

Соревнования: «Мама, папа, я – здоровая семья»; оздоровительный бег по картам маршрутам; «Зимняя спартакиада»

Спортивные праздники: «В путь за здоровьем»; «Спортландия – страна здоровья»

Картотека подвижных игр, релаксации, гимнастики после сна.

6.Музыка:

Развлечение «В стране Здравии»

Альбом колыбельных песен. Музыка природы.

Разучивание песен: «Овощи»; «Каша»; «Урожайная». Разучивание частушек об овощах и фруктах, здоровье, физкультуре.

7.Социализация:

▪ Развивающие и дидактические игры, упражнения:

«Будь стройным»; «Маленькая мама»; «Кулинарное лото»; «Кто в домике живёт?»; «Где растёт каша?», «Чудо – дерево»; «Мы считаем»; «Угадай-ка»; «Веселый повар»; «Поможем клоуну Роме»; «Угадай на вкус»; «Вершки – корешки»; «Собери урожай»; «Чудесный мешочек»; «Почтальон принёс посылку»; «Созрело – не созрело»; «Вредно – полезно»; «Что сначала – что потом?»; «Что в корзинку мы возьмём?»; «Витаминные семейки»; «Найди лишнее»; «Зеленый друг» (ботаническое лото); «В саду ли, в огороде»; «Поваренок»; «Собери целое из частей»; «Фрукты»; «Отгадай овощ или фрукт на вкус»; «Лото»; «Водяной лабиринт»; «Зелёная аптека»; «Грибники»;Помоги себе сам».

▪Сюжетно-ролевые игры:

Магазин «Овощи-фрукты», «Продукты», «Семья», «Фруктовое кафе», «Приготовим обед для кукол», «Спортивная школа», «Санаторный детский сад», «Обед в семье», «На приёме у стоматолога», «Офтальмолог», «Фито – аптека», «Поездка на дачу», «Айболит в гостях у детей», «День рождение».

▪Ситуации: «Винни – пух в гостях у Кролика», «Ждём гостей», «Идём в гости к Мише», «Если мама заболела», «На приёме у врача», «Какой чай полезней?».

8. Труд :

На экологической тропе: посадка растений, оформление тропы здоровья.

«Огород на подоконнике». Уход за выращиванием овощных культур на мини-огороде. Подготовка лука и чеснока к обеду. Проведение занятий по приготовлению соков, чаев, салатов. Посадка рассады в открытый грунт.

9.Здоровье:

Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, день здоровья, час развлечения.

Оздоровления фитонцидами: чесночно - луковые закуски (в обед с супом), ароматизация помещений, чесночный киндер.

Основные лечебно профилактические мероприятия: мажем носики оксалиновой мазью; витаминизация, точечный массаж.

Закаливающие процедуры: босохождение; хождение по массажным дорожкам; обмывание шеи, рук до локтя, после дневного сна, холодной водой.

Работа с родителями.

▪Проведение родительского собрания на тему «Охрана жизни и здоровья детей».

▪Консультации: «Что значит быть здоровым?», «Полезные продукты», «Правильное питание дома», «Воспитание здорового ребенка (ребенок и компьютер)», «Организация ухода за детьми” (туалет носа, умывание, полоскание рта, чистка зубов)», «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка»

▪Дискуссия по вопросам охраны жизни и здоровья «Преступники и жертвы»

▪Папка – раскладушка «Что такое «витамины» и где они живут?», «Двигайтесь на здоровье», «Как нельзя поступать с ребенком», «Памятка родителю», «Семь заблуждений о морозной погоде», «Техника проведения точечного массажа», «Дышим правильно».

▪Анкетирование «ЗОЖ»

▪Фотоальбом «ЗОЖ в семье»

▪Обмен опытом «Как мы делаем зарядку», «Как мы научили ребёнка чистить зубы».

▪Изготовление книги «Всё о человеке»

▪Индивидуальные беседы с родителями «Как сохранить здоровье вашего ребёнка»

▪Совместная деятельность родителей и детей: поиск информации о человеке, его строении, чтение и заучивание загадок о ЗОЖ

●Составление книги из детских рисунков «Приключения в стране «Человечков»»

●Выставка поделок из овощей и фруктов, природного и бросового материала.

●Посадка «Огород дома на подоконнике» (лук, петрушка)

●Оформление папки «Познаём человека»

●Конкурсы: «Красивая причёска»; «На балу у Золушки»

3 этап – заключительный

●Обработка результатов по реализации проекта.

●Презентация проекта.

●Итоговая диагностика.

●Итоговое мероприятие «Что? Где? Когда?»

Реализация данного проекта поможет детям относиться к своему здоровью, как к ценности, о которой необходимо постоянно заботиться. У детей будет развито представление о своем теле; организме; дети научатся жить в гармонии с собой и с окружающим миром; будут проявлять интерес к оздоровлению собственного организма.

Родители будут прислушиваться, и выполнять рекомендаций педагогов в области здоровьесбережения детей; активно участвовать в воспитательно-образовательном процессе; грамотно и творчески относиться к вопросам правильного питания и гигиены, воспитания здорового образа жизни у своих детей. Только здоровая семья может быть по-настоящему счастливой, воспитать достойных граждан своей страны

1. А.И. Иванова “Естественно -научные эксперименты и исследования в детском саду. Человек”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2004 год.

2. С.Е. Шукшина “Я и моё тело”, Москва, издательство “Школьная пресса”, 2004 год.

3. А. Барилле “Тело человека”, № 25, 2007 год.

4. П. Бронштейн “Ты и твоё тело”, Москва, РОСМЭН, 2007 год.

5. С. Булацкий “Тело человека” (энциклопедия), Минск, “ЮНИОН”, 2007 год.

6. М. Лукьянов “Моя первая книга о человеке”, Москва, ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007 год.

7. Т.А. Алексеева, Р.Г. Апресян “365 рассказов о человеке” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.

8. А. Клейборн “Человек” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.

9. Э. Прати “Тело человека” (энциклопедия), Москва, “Махаон”, 2006 год.

11. В.А. Доскина, Л.Г. Голубева “Растём здоровыми”, Москва, Просвещение, 2006 год.

12. Л. Бобарыкина, Н. Шумилова, программа “Доктор Неболит” (интернет-ресурс).

13. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова “Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие”, ТЦ “Учитель”, Воронеж, 2006 год.

14. Л.Г. Гаврючина “Здоровьесберегающие технологии в ДОУ”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2007 год.

15. В.В. Поляков “Основы безопасности жизнедеятельности”, “ДИК”, Москва, 1997 год.

16. “Дошкольное образование”, №14 2004 год, №4 2007 год.

17. “Ребёнок в детском саду” №4, 2008 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждено:

Заведующий МДОУ «Детский сад№112»

Е.В.Иванова

«________»________2013г

Естественно – научный и экспериментальный проект по «ЭКОПРИЗу»

в подготовительной группе

«Я - человек»

Тип проекта : познавательно – исследовательский, оздоровительный.

Срок реализации проекта: 7 месяцев (с 1 октября 2013 года по 1 мая 2014года)

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители,

медицинская сестра, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Цель проекта : На основе познавательно - исследовательской деятельности развивать представление детей о том, что человек - часть природы, и одновременно существо мыслящее; по знакомить их с внешним и внутренним строением человеческого организма; формировать убеждения и привычки здорового образа жизни, воспитывать культурно-гигиенические навыки в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома.

Задачи :

Прививать элементарные умения детей дошкольного возраста следить за своим здоровьем, соблюдать правила гигиены;

Формировать представления о состоянии собственного тела и функционировании человеческого организма;

Пробуждать интерес к оздоровлению собственного организма;

Расширять знания дошкольников о питании, закаливании, режиме дня, культурно-гигиенических навыках;

Развивать умение видеть причины нарушения здоровья; взаимосвязь между здоровьем природы и здоровьем человека;

Развивать интерес к экспериментированию, самонаблюдению, самообследованию;
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни; любовь и бережное отношение к своему телу; восхищение его возможностями.

Основание для разработки:

Проблема:

В настоящее время в нашей стране особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей, а ведь от здоровья наших детей зависит будущее России.

За последние 10 лет во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продукты питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительным экономическим положением, – это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Учитывая сложившуюся ситуацию, мы решили, что необходимо принять меры по улучшению и охране здоровья, через естественно – научный и экспериментальный проект по «ЭКОПРИЗу» «Я - человек»

Актуальность проекта:

Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Здоровье человека закладывается именно в детстве. Организм ребенка очень пластичен, чувствительный к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого человека, и от того каковы эти воздействия - благоприятные или нет зависит, как сложится его здоровье.

От здоровья зависит духовная жизнь детей, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний. Поэтому нужно создать все условия для успешного усвоения культурно-гигиенических навыков и навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Проект направлен на воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие представлений о физическом «Я» - строении и функции человеческого тела; чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, формирование убеждений и привычек здорового образа жизни.

Само понятие «здоровье» всегда рассматривалось как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии человека с природой и с самим собой необходимо учиться заботиться о своём здоровье с детства, сохранять его, укреплять, приобщаться к здоровому образу жизни.

Поэтому мы пришли к выводу, что реализация данного проекта должна включать в себя следующие компоненты :

– ценностный – формирование ценностного отношения к человеческой жизни, ответственности за свою жизнь и здоровье;

– гностический – специально отобранный и адаптированный к восприятию дошкольниками материал по изучению тела человека;

– развивающий – формирование у детей активной позиции, направленной на саморазвитие;
– практический – практическое осуществление и применение познанного.

При этом проект мы построили на принципах :

– научности – предлагаемый материал соответствует современному подходу к пропаганде здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста;
– реалистичности и доступности – объём представлений о строении человеческого организма адаптирован к восприятию детьми дошкольного возраста и соответствует ФГТ и возрастным возможностям усвоения знаний; не допускается излишней упрощённости и усложнённости;

– ценностного отношения к жизни и здоровью – до сознания детей доводится, что жизнь и здоровье – это огромная ценность и относиться к ней надо разумно, соблюдая все необходимые правила;

– деловитости и занимательности – материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит деловую информацию, полезную для практической деятельности.

Методы реализации проекта:

  1. Речевая деятельность
  2. Познавательная деятельность
  3. Оздоровительная деятельность
  4. Игровая деятельность
  5. Художественная деятельность
  6. Трудовая деятельность
  7. Физическая деятельность
  8. Самостоятельная деятельность

НОД по реализации проекта длительностью 30 минут проводятся в течение всего учебного года 1 раз в неделю и представляет собой свободную познавательно-экспериментальную деятельность . Далее полученная детьми информация закрепляется и апробируется в повседневной жизни в играх, НОД по разным видам деятельности, на прогулках, в свободной самостоятельной деятельности в течение дня, в виде своеобразных заданий в альбоме «Изучаю тело человека».

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

●Диагностика. Уточнение представлений детей о строении и жизнедеятельности человека, его росте и развитии, физиологических понятиях, т. е. личный опыт, на который может опереться педагог.

●Анкетирование родителей

●Обсуждение цели и задач воспитателями с детьми и родителями, специалистами.

●Изучение необходимой литературы

Подбор и изучение педагогической и справочной литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей, разработка проекта.

●Создание развивающей среды:

1. Игровой центр:

Сюжетно-ролевые и режиссерские игры: «Поликлиника»; «Семья»; «Магазин «Продукты»; «Ателье мод»; «Парикмахерская»

Дидактические игры;

3. Центр безопасности;

4. Центр исследования и науки;

5. Центр правильной речи;

6. «Тропа здоровья», включающая в себя объекты живой и неживой природы, позволяет организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний детей в игровой форме

●Памятка «Тело человека».

Создание наглядного пособия «Человек и его строение »

●Изготовление карточек с изображением органов человека для оформления сюжетно – ролевой игры «Поликлиника»

●Изготовление отдела «Предметы личной гигиены» в сюжетно-ролевой игре «Магазин»

●Изготовление альбома «Изучаю тело человека».

2 этап – основной (практический)

●Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о строении человека.

●Разработка и накопление методических материалов и рекомендаций по данной проблеме.

●Расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний об анатомии, физиологии и гигиене человека через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.

●Тематические дни здоровья: «День витаминки», «День чистоты», «День воды», «День спорта»

Фотоконкурс «Если хочешь быть здоров, закаляйся и зарядкой занимайся»

●Изготовление листовок «Полезное питание».

Сбор коллекции гигиенических предметов. Экспозиция " П рививаем навыки личной гигиены "

● Валеологический досуг с родителями "Путешествие на планету "Семитония""

●Изготовление атрибутики и шапочек – масок для игр – драматизаций: «Валеологическая сказка про мальчика Витю»

●Тематические выставки: «Тело человека», «Правильное питание», «Мы занимаемся спортом», «На все руки от скуки», «Какие бывают микробы?», «Человек и природа», «Рецепты из бабушкиного сундучка», «Здоровые зубы – здоровью любы», «Модный журнал», «Труд человека красит», фотовыставка «Мама, папа, я – здоровая семья».

●Исследовательская деятельность: «Живой мир», «Как мы дышим?», «Что такое вкус?», «Наши глаза», «В поисках здоровья», «Что нам расскажет лупа и микроскоп?», «Слух», «Весёлые человечки играют», «Нарисуем свой портрет», «Починим игрушку», «Наши помощники», «Откуда берётся голос?», «Как согреть руки?», «Носарий», «Умный нос», «Язычок - помощник», «Сколько ушей?», «Проверим слух», «Большой - маленький», «Проверка зрения», «Если не видишь», «Сколькими способами можно напиться?», «Зачем человеку руки?», «Как человек умеет передвигаться?», «Вдох и запах», «Осязание», «Обаяние», «Тепловые и холодовые точки»; «Органы чувств, или с помощью чего человек познает мир»; «Пищеварительная система или об удивительных превращениях пищи внутри нас»; «В стране Легких или путешествие воздушных человечков »; «Глаза, нос, уши – наши умные помощники»; «Где прячется здоровье? » .

●Мероприятия:

НОД регламентированная:

1 . Познание (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора):

«Вот какой я!»; «Человек – часть живой природы»; игра – путешествие «Из чего я сделан?»; «Движение для здоровья» (строение двигательной системы); «Как жить с людьми?»; «Маски на лице и в жизни»; «Почему люди такие разные?»; «Внешнее строение человека»; «Скелет человека»; «Скелет – главная опора моего тела»; «Познакомимся со своей кожей»; «Кожа, или живая одежда» ; «Познакомимся со своими зубами»; «Почему у нас два глаза?»; «Дороже алмаза – два своих глаза» ; «Сердце и сосуды»; «Как устроена дыхательная система?»; «Знакомство с ухом», «Знакомство с трудом врача» (экскурсия в медкабинет), «Мальчики и девочки», «Как одевались люди в разное время?», «Посещение картинной галереи. Портретная живопись.»; «Дорога к доброму здоровью» .

2. Художественное творчество:

▪Рисование: «Портрет моего друга»; «Я с папой»; «Я с мамой», «Моя семья»; «Автопортрет»; «Оденем кукол красиво»; «Портретная живопись»; «Дети на прогулке»; «Как прекрасен этот мир, посмотри», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»; «Давайте же мыться, плескаться».

▪Лепка «Спортивный праздник»; «Отважные парашютисты» ; «Загорелые человечки на пляже »; «Аквалангисты»; «Пришельцы из космоса»; «Покорители космоса»

▪Аппликация «Шляпы, короны, кокошники»; «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Одежда моей мечты»; «Современные причёски», «Королевский наряд»

▪Конструирование «Ягодка» (из бросового материала); «Панно с фруктами» (из природного материала); «Фрукты» (из бумаги); «Домик – фрукт» (из бумаги);

3. Коммуникация:

Беседы: «Самоанализ своего здоровья и забота о нем» (какое у тебя здоровье и как ты о нем заботишься); «Почему человек болеет?»; «Здоровая пища»; «Чем отличается мужской организм от женского?»; «Что могут делать руки и ноги?»; «Как сохранить свою кожу здоровой?»; «Оказываем первую помощь»; «Как правильно ухаживать за зубами?»; «Для чего нужен язык?»; «Как работает дыхательная система?»; «Любимая пища желудка»; «Как органы человека помогают друг другу?»; «Кто как видит?»; «Чтобы зренье укреплять – витамины будем принимать»; «Здоровые зубы – здоровью любы»; «Предметы гигиены»; «Полезные продукты»; «Как правильно ухаживать за малышом?»; «Из чего я сделан. Клетка», «На чём всё держится. Скелет и мышцы»; «Смотри во все глаза!»; «Слушай во все уши!»; «Сердце и кровообращение. Великий труженик и Волшебные реки»; «Дыхание. В стране Лёгких, или Путешествие воздушных человечков»; «Мозг – центральный компьютер»; «Пищеварение. Об удивительных превращениях пищи в организме человека»; «Правильное питание – залог здоровья»; «Кто помогает нам быть здоровыми?» .

Вечер загадок «Я - человек» (ребусы, кроссворды).

Экологические наблюдения за живой и не живой природой, взаимоотношения человека и природы. Рассматривание картинок.

4.Чтение художественной литературы:

Энциклопедии для дошкольников: «Человек», «Моя первая книга о человеке», «Первые люди»; В.Драгунский «Денискины рассказы»; С.Михалков «Мимоза»; А.Акима «Первый снег»; Н.Семёнова «Как стать «Неболейкой»»; К.И.Чуковский «Айболит»; С.Михалков «Овощи»; В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»; Н.Найдёнова «Наши полотенца»; К.И.Чуковский «Мойдодыр»; М.Пришвин «Золотой луг»; Е.Чарушин «Белка»; В.Катаев «Цветик – семицветик» , И. Токмакова «Мне грустно я лежу больной»; С. Михалков «Прививка», «Чудесные таблетки». Работа в книжном уголке (рассматривание иллюстраций, различных фруктов, овощей и растений, людей)

5. Физическая культура:

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»; «Из истории олимпийских игр»; самостоятельная деятельность с нестандартным физоборудованием; лыжная прогулка с родителями.

Соревнования: «Мама, папа, я – здоровая семья»; оздоровительный бег по картам маршрутам; «Зимняя спартакиада»

Спортивные праздники: «В путь за здоровьем»; «Спортландия – страна здоровья»

Картотека подвижных игр, релаксации, гимнастики после сна.

6.Музыка:

Развлечение «В стране Здравии»

Альбом колыбельных песен. Музыка природы.

Разучивание песен: «Овощи»; «Каша»; «Урожайная». Разучивание частушек об овощах и фруктах, здоровье, физкультуре.

7.Социализация:

▪ Развивающие и дидактические игры, упражнения:

«Будь стройным»; «Маленькая мама»; «Кулинарное лото»; «Кто в домике живёт?»; «Где растёт каша?», «Чудо – дерево»; «Мы считаем»; «Угадай-ка»; «Веселый повар»; «Поможем клоуну Роме»; «Угадай на вкус»; «Вершки – корешки»; «Собери урожай»; «Чудесный мешочек»; «Почтальон принёс посылку»; «Созрело – не созрело»; «Вредно – полезно»; «Что сначала – что потом?»; «Что в корзинку мы возьмём?»; «Витаминные семейки»; «Найди лишнее»; «Зеленый друг» (ботаническое лото); «В саду ли, в огороде»; «Поваренок»; «Собери целое из частей»; «Фрукты»; «Отгадай овощ или фрукт на вкус»; «Лото»; «Водяной лабиринт»; «Зелёная аптека»; «Грибники»;Помоги себе сам».

▪Сюжетно-ролевые игры:

Магазин «Овощи-фрукты», «Продукты», «Семья», «Фруктовое кафе», «Приготовим обед для кукол», «Спортивная школа», «Санаторный детский сад», «Обед в семье», «На приёме у стоматолога», «Офтальмолог», «Фито – аптека», «Поездка на дачу», «Айболит в гостях у детей», «День рождение».

▪Ситуации: «Винни – пух в гостях у Кролика», «Ждём гостей», «Идём в гости к Мише», «Если мама заболела», «На приёме у врача», «Какой чай полезней?».

8. Труд :

На экологической тропе: посадка растений, оформление тропы здоровья.

«Огород на подоконнике». Уход за выращиванием овощных культур на мини-огороде. Подготовка лука и чеснока к обеду. Проведение занятий по приготовлению соков, чаев, салатов. Посадка рассады в открытый грунт.

9.Здоровье:

Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, день здоровья, час развлечения .

Оздоровления фитонцидами: чесночно - луковые закуски (в обед с супом), ароматизация помещений, чесночный киндер.

Основные лечебно профилактические мероприятия: мажем носики оксалиновой мазью; витаминизация, точечный массаж.

Закаливающие процедуры: босохождение; хождение по массажным дорожкам; обмывание шеи, рук до локтя, после дневного сна, холодной водой.

Работа с родителями.

▪Проведение родительского собрания на тему «Охрана жизни и здоровья детей».

▪Консультации: «Что значит быть здоровым?», «Полезные продукты», «Правильное питание дома», «Воспитание здорового ребенка (ребенок и компьютер)» , « Организация ухода за детьми” (туалет носа, умывание, полоскание рта, чистка зубов)», «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка»

▪Дискуссия по вопросам охраны жизни и здоровья «Преступники и жертвы»

▪Папка – раскладушка «Что такое «витамины» и где они живут?», «Двигайтесь на здоровье», «Как нельзя поступать с ребенком», «Памятка родителю», «Семь заблуждений о морозной погоде», «Техника проведения точечного массажа», «Дышим правильно».

▪Анкетирование «ЗОЖ»

▪Фотоальбом «ЗОЖ в семье»

▪Обмен опытом «Как мы делаем зарядку», «Как мы научили ребёнка чистить зубы».

▪Изготовление книги «Всё о человеке»

▪Индивидуальные беседы с родителями «Как сохранить здоровье вашего ребёнка»

▪Совместная деятельность родителей и детей: поиск информации о человеке, его строении, чтение и заучивание загадок о ЗОЖ

●Составление книги из детских рисунков «Приключения в стране «Человечков»»

●Выставка поделок из овощей и фруктов, природного и бросового материала.

●Посадка «Огород дома на подоконнике» (лук, петрушка)

●Оформление папки «Познаём человека»

●Конкурсы: «Красивая причёска»; «На балу у Золушки»

3 этап – заключительный

●Обработка результатов по реализации проекта.

●Презентация проекта.

●Итоговая диагностика.

●Итоговое мероприятие «Что? Где? Когда?»

Ожидаемые результаты реализации проекта.

Реализация данного проекта поможет детям относиться к своему здоровью, как к ценности, о которой необходимо постоянно заботиться. У детей будет развито представление о своем теле; организме; дети научатся жить в гармонии с собой и с окружающим миром; будут проявлять интерес к оздоровлению собственного организма.

Родители будут прислушиваться, и выполнять рекомендаций педагогов в области здоровьесбережения детей; активно участвовать в воспитательно-образовательном процессе; грамотно и творчески относиться к вопросам правильного питания и гигиены, воспитания здорового образа жизни у своих детей. Только здоровая семья может быть по-настоящему счастливой, воспитать достойных граждан своей страны

Список использованной литературы

  1. А.И. Иванова “Естественно -научные эксперименты и исследования в детском саду. Человек”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2004 год.
  2. С.Е. Шукшина “Я и моё тело”, Москва, издательство “Школьная пресса”, 2004 год.
  3. А. Барилле “Тело человека”, № 25, 2007 год.
  4. П. Бронштейн “Ты и твоё тело”, Москва, РОСМЭН, 2007 год.
  5. С. Булацкий “Тело человека” (энциклопедия), Минск, “ЮНИОН”, 2007 год.
  6. М. Лукьянов “Моя первая книга о человеке”, Москва, ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007 год.
  7. Т.А. Алексеева, Р.Г. Апресян “365 рассказов о человеке” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.
  8. А. Клейборн “Человек” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.
  9. Э. Прати “Тело человека” (энциклопедия), Москва, “Махаон”, 2006 год.
  10. Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова “Как сохранить и укрепить здоровье детей”, Гуманитарный издательский центр “Владос”, Москва, 2004 год.
  11. В.А. Доскина, Л.Г. Голубева “Растём здоровыми”, Москва, Просвещение, 2006 год.
  12. Л. Бобарыкина, Н. Шумилова, программа “Доктор Неболит” (интернет-ресурс).
  13. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова “Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие”, ТЦ “Учитель”, Воронеж, 2006 год.
  14. Л.Г. Гаврючина “Здоровьесберегающие технологии в ДОУ”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2007 год.
  15. В.В. Поляков “Основы безопасности жизнедеятельности”, “ДИК”, Москва, 1997 год.
  16. “Дошкольное образование”, №14 2004 год, №4 2007 год.
  17. “Ребёнок в детском саду” №4, 2008 год.


Актуальность проекта На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего, гармонического развития личности. Правильно организованная развивающая среда дает ребенку возможность проявить себя в социальном плане, освоить определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах. Учитывая все это, появилась необходимость разработки и реализации проекта о строении тела человека.


Задачи проекта 1.Формировать знания о человеке, о его болезнях, ценностях человеческой жизни 2.Формировать у детей валеологическое сознание, бережное и заботливое отношение к собственному здоровью, здоровью других людей 3. Формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоровья 4. Научить детей видеть и понимать себя, уметь раскрываться, рассказывая о себе






Формы реализации Занятия по познавательной деятельности Беседы с детьми и родителями Игровая деятельность Здоровьезберегающие технологии Мнемотехника Выполнение работ по изобразительной деятельности и ручному труду Выставка детского творчества Викторина «Что я знаю о себе» Досуг «День рождение бабы яги»


Тематические выставки Уголок книги Энциклопедии, презентация «Удивительные превращения пищи в нас», альбом «Первая помощь», тематический словарь в картинках: «Внутренние органы человека», «Органы чувств человека»,»Части тела человека» Папки-передвижки и консультации для родителей «Как сохранить зубы здоровыми и красивыми», Что такое здоровье?», «Детские инфекции» Выставка детских работ «Мое желание», «Волшебные клеточки», «Портрет друга»

















Уголок здоровья Папка с иллюстрациями «Человек и его организм», набор картинок «Если малыш поранился», «Как устроен человек» Аудио плакат «Тело человека» Настольно-печатные игры: «Аскорбинка и ее друзья», «Пирамида здоровья», «Путешествие в мир эмоций Таблица: «Здоровье и болезнь» Совместные поделки и игры детей
Ожидаемые результаты Дети больше узнали о себе, о своих частях тела и их функциях. Дети стали увереннее в себе. У детей появились чувство уважения к себе и сверстникам. Появилась заинтересованность родителей о ведении здорового образа жизни. Повысился интерес родителей к вопросам воспитания детей.


Используемая литература С.Е. Шукшина «Я и мое тело» (Москва «Школьная пресса» 2009) Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье» (Москва 2007) В.Г. Алямовская «Ребенок за столом» С.В. Крюкова «Удивляюсь, злюсь, боюсь,хвастаюсь и радуюсь» (Москва «Генезис» 2000) Е.А. Сочеванова «Подвижные игры с бегом» (С-Пб «Детство-пресс» 2009) Т.А. Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников» («Детство-пресс 2010) В.И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников» (Москва «Вако» 2010)

Лебедушкина Светлана Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №226 "Капитошка"
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка. Проект "Я в мире человек" в старшей группе
Дата публикации: 08.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Проект: «Я в мире человек» (старшая

Тип проекта : Поисковый, групповой, долгосрочный

Участники проекта : Воспитатели группы, дети, родители.

Цель : Углублять представления детей о себе, семье, ее истории, а так же о социальном

окружении, о правах и обязанностях ребенка

Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи :

Расширить у детей представление о себе, своей семье и социальном окружении.

представление

экономическом

развитии

познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и значением

для жизни города.

Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Формировать позитивное, уважительное отношение к своему детскому саду, труду

его сотрудников, родному городу, его жителям.

Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию

родного края.

Развивать

творческие

способности

родителей

продуктивной

музыкальной деятельности на местном материале.

Актуальность темы проекта :

Считаем эту тему актуальной, в связи с тем, что в настоящее время снова общество

обратилось к когда-то давно утраченной теме семьи и родословной.

вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном

обществе

конкретизация

краеведению,

использование

региональных

парциальных программ воспитания детей на традициях культуры родного города – Старый

Оскол и Белгородской области

Тема оказалась интересна и детям, так как им было интересно узнать, что обозначает их

имя и почему они его получили, как называют родственников, и вообще проявили интерес к

истории происхождения их семьи.

Самые важные учителя для детей– родители. Родительский дом – это первая школа для

ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в

жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время

от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье «чему меня учили отец и мать»

Каждый человек должен уметь слушать другого человека, воспринимать и стремиться его

понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не

вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении.

Очень не многие среди нас могут и умеют по-настоящему хорошо слушать других людей,

восприимчивыми

поведении.

значение

способность слушать и понимать и самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия

в различные моменты общения с другими людьми. И всему этому детям нужно учиться.

Умение не приходит к человеку само собой.

Предполагаемый результат: Мы предполагаем обширную работу с детьми и родителями

над подготовкой и организацией выставки фотографий на тему «Я в мире – человек!», а так

же изготовления генеалогического древа своей семьи, которое даст понять детям важность

наличия семьи, и предполагает развить интерес к истории своей семьи.

Расширить

представление

обязанностях

с подготовкой к школе.

По итогам данного проекта дети знают свое имя, отчество, фамилию, своих родителей,

бабушек и дедушек; имеют представления о родственных отношениях; имеют элементарные

представления о том, что такое семья, что у семьи есть история, традиции и ценности;

уважительно

относятся

окружающим,

оказывают

посильную

Тематический план работы

Этапы проекта

мероприятия

Аналитический

Изучение

литературы,

материалов,

а н к е т и р о в а н и е

родителей (сентябрь, октябрь)

Беседа: «Я в мире – человек!»

Ф о р м и р о в а т ь

самосознание

понимать,

социальные

и с п о л н я е т

каждый человек.

тема: «Здоровый

Ф о р м и р о в а т ь

п р е д с т а в л е н и е

понятии « з д о р о в ы й

значения

о б р а за

здорового человека.

Показать

п и т а н и е м,

поступками, поведением

человека и его здоровьем.

ООД: «Моё

о т ч е с т в о,

фамилия»

Уточнять

закреплять

з н а н и е

о т ч е с т в

фамилий детей, их родителей,

а так же бабушек и дедушек.

«Я такой»

Формирование

представлений

детей о разных степенях развития

человека

(младенец,

дошкольник, взрослый человек); о

сходстве

различии

строении

человека;

развивать

доброжелательное

отношение

сверстникам.

рассматривание

фотографий: младенец, ребёнок –

дошкольник,

взрослый

картинок

изображением

р а з н о г о

в о з р а с т а,

внешности,

составление

фотоальбома «Я расту» (ноябрь)

ООД «Все мы люди разные»

Формирование

представлений

степенях

развития человека (младенец,

ребёнок-дошкольник,

взрослый человек);

Беседа «Я такой»

Уточнить,

значение

для человека в

п р о ц е с с е

познания

з р е н и е,

о б о н я н и е,

о с я з а н и е;

в о с п и т ы в а т ь

потребность

здоровым;

продолжать

о п р е д е л я т ь

в ы р а ж а т ь

различные

эмоциональные

с о с т о я н и я;

в о с п и т ы в а т ь

дружескую взаимосвязь между

д е т ь м и;

с п о с о б с т в о в а т ь

развитию в детях уверенности

«Я и моя мама»

Р а з в и в а т ь

д о б р о е

отношение и любовь к своей маме,

формировать

представления

детей о труде и профессиях своих

в о с п и т ы в а т ь

ч у в с т в о

благодарности за заботу.

разучивание стихов, песен о маме,

тематического

характера,

рисование

«Мамочка

моя!» (ноябрь)

И т о г о в о е

м е р о п р и я т и е:

Развлечение,

посвящённое

матери» (ноябрь)

ООД тема: «Профессии наших

родителей»

Знакомить

различными

профессиями,

п о в ы ш а т ь

и н т е р е с

профессиональной

деятельности

р о д и т е л е й.

Воспи тывать

ц е н н о с т н о е

отношение

результатам,

формировать

первичные

представления

взрослых,

о б щ е с т в е

каждого человека

«Я и мой папа»

Воспитывать

о т н о ш е н и е

с в о е м у

уточнить

представления

профессии пап, вызывать чувство

гордости за благородные поступки

родного человека.

Формы работы: беседы, чтение и

разучивание

аппликация,

«Подарок для папы» (февраль)

И т о г о в о е

м е р о п р и я т и е:

Спортивный

праздник

«Сильные,

ловкие, смелые » (февраль)

Составление

рассказа

картине « М о й

составлять

сюжетный

рассказ по картине,развивать

интонационную

выразительность речи

«Я и вся моя семья» Учить

называть

заботятся

Понимать роль взрослых и детей в

Вызывать

р е б ё н к а

радость и гордость за то, что у

него есть семья.

(составление

генеалогического

древа и герба семьи)

рассказов

рассказов,

рисование

«Портрет

семьи»,аппликация,

р у ч н о й

« П о з д р а в и м

генеалогического

Спортивное

р а з в л е ч е н и е

спортивная

У к р е п л е н и е

связей «семья – детский сад»,

направленных

воспитание

здорового образа жизни.

крепость»

Цель: Формировать первичное

представление о себе, семье,

Познакомить

на отдельное жилье.

ООД тема: «Моя семья»

фотоальбома

Итоговое мероприятие: Праздник,

П р о д о л ж а т ь

формировать представление о

объединяет

помогают

разными).

л ю б и м ы й

детский сад»

ориентироваться

г р у п п о в о м

п р о с т р а н с т в е

пространстве

детского

Формировать

представления

сотрудниках детского сада (няня,

д в о р н и к,

м у з ы к а л ь н ы й

руководитель,

медсестра

трудовых

процессах, выполняемых каждым

из них, орудиях труда; развивать

познавательный интерес детей к

взрослых

в о с п и т ы в а т ь

у в а ж и т е л ь н о е

отношение

взрослых,

оказывать

посильную

р а б о т ы:

о б з о р н ы е

экскурсии по детскому саду, его

территории,

рисование:

красивая

любимые игрушки» (декабрь)

тема: «Права

образование»

Познакомить

образование

воспитание в образовательных

учреждениях;

сознания детей необходимость

значение

образования

каждого человека.

ООД тема: «Права ребенка на

Раскрыть

возможное

с о д е р ж а н и е

о т д ы х а

дошкольном

у ч р е ж д е н и и,

дома, на природе с семьей.

«Мои друзья»

доброжелательно

относиться к детям и взрослым в

детском саду, развивать чувство

уверенности в самом себе, чувство

к о л л е к т и в и з м а.

Р а з в и в а т ь

эмоциональную

отзывчивость.

Совершенствовать

л и ч н о с т ь

о б щ е н и е

направленные

сближение

детей друг с другом, оформление

а п п л и к а ц и я,

р у ч н о й

«Подарок для друга» (декабрь)

Итоговое мероприятие:

Беседа «Умей дружить!»

З а д а ч и:

У т о ч н и т ь

представления

значит «уметь

дружить»;

о с м ы с л и в а т ь

оценивать ситуацию, понимать

м о т и в ы

п о в е д е н и я

соотносить

существующими

н о р м а м и

п о в е д е н и я;

в о с п и т ы в а т ь

доброжелательное

отношение

упражнять

у м е н ь ш и т е л ь н о -

ласкательных

существительных; воспитывать

у м е н и е

п о н и м а т ь

смысл пословицы: « О д и н

о д н о г о » ;

Тематический

хорошо и что такое плохо»

активизировать словарь детей

употребление

прилагательных (подбора

определений) о друге, дружбе;

з а к р е п и т ь

з н а н и я

пословиц

азбуке общения.

Познакомить с понятием «город»,

учить знать название города, его

достопримечательности, обычаи и

культуру.

р а б о т ы: обзорные

экскурсии

п р о г у л к и

п а м я т н и к а м;

рассматривание

фотографий

иллюстраций

Посещение детьми с родителями

С т а р о г о

О с к о л а

с о с т а в л е н и е

р а с с к а з о в

увиденном

представление

Р а з у ч и в а н и е

д е т ь м и

Белгородчины

Изг отовл ени е

родителями

атрибутов

подвижных

Помещение

Белгородчины

п а п к у -

передвижку. (апрель-май)

Итоговое мероприятие: Праздник:

«День Земли» (май)

Экскурсия к Аллее славы

на Площади Победы

з а д а ч и:

п о з н а к о м и т ь

понятием «город», учить знать

н а з в а н и е

г о р о д а,

достопримечательности,

обычаи и культуру.

Подведение

проекта. (июнь)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактические игры

1. Составление рассказа по фото своей семьи.

составлять

сюжетный

активизировать

слова «семья» (и все что с ней связано); развивать интонационную выразительность речи.

2. «Умей дружить!»

Уточнить

представления

значит «уметь

дружить»;

осмысливать и оценивать ситуацию, понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы с

существующими нормами поведения; воспитывать доброжелательное отношение друг к

другу; упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных существительных; воспитывать

понимать

смысл пословицы: «Один

активизировать

употребление

прилагательных (подбора

определений) о

закрепить знания детей пословиц о дружбе; учить азбуке общения.

3. «Все мы люди разные»

Задачи: Уточнить, какое значение для человека в процессе познания мира имеют слух,

зрение, вкус, обоняние, осязание; воспитывать потребность быть здоровым; продолжать

учить детей определять и выражать различные эмоциональные состояния; воспитывать

дружескую взаимосвязь между детьми; способствовать развитию в детях уверенности в

Сюжетно-ролевые игры:

1. «Дом, семья»

Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать

самостоятельно

создавать

задуманного

обстановку.

Раскрывать

нравственную

сущность

деятельности

взрослых людей:

ответственное

отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

2. «Школа»

Задачи: Расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными

средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для

задуманного

обстановку.

Способствовать

формированию

творчески

развивать

Помогать

некоторые

моральные

Воспитывать

справедливые

отношения.

Упрочить

вежливого

обращения.

Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

Подвижные игры

1. У ребят порядок строгий

Цель игры : учить находить своё место в игре, воспитывать внимание.

Игроки строятся в 3-4 круга в разных частях площадки, берутся за руки. По команде шагают

врассыпную по площадке и говорят:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселее:

Тра-та-та, тра-та-та!

С последними словами дети строятся в свои группы. Отмечаются группы, которые быстро и

без ошибок построились.

2. Найди себе пару

(ориентировка в пространстве)

Цель : Приучать детей действовать по сигналу, соблюдая правила игры. Упражняться в беге,

ходьбе, нахождению своей пары.

Материал: Флажки или платочки нескольких цветов.

нечётное

количество.

раздаются

сигналу (один удар в бубен) они разбегаются по залу, а на сигнал, два удара в бубен должны

найти себе пару (с одинаковыми флажками должны стоять рядом). Кому не хватило пары,

все ему говорят: «Ваня, Ваня, не зевай (Маня, Оля и др.). Быстро место занимай.

3. Мы веселые ребята

Цель : развивать ловкость, увертливость; совершенствовать умение соблюдать правила

Ход игры: дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне

также проводится черта – это дома. В центре площадки находится ловишка. Играющие

хором произносят:

Мы веселые ребята, любим бегать и скакать

Ну, попробуй нас догнать. 1,2,3 – лови!

После слава «Лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка старается

поймать их. Тот кого ловишка успеет задеть до черты, считаются пойманными и отходят в

сторону, пропуская одну перебежку. После двух перебежек выбирается другой ловишка.

4. Почта

Цель: развивать игровую фантазию, умение соблюдать правила игры.

Ход игры: игра начинается с переклички игроков и водящего:

Динь, динь, динь!

Из города…Старый Оскол

А что в том городе делают?

Водящий может сказать, что танцуют, поют, рисуют и т. д. Все играющие должны делать то,

что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается,

как только водящий наберет пять фантов. Потом фанты выкупаются, выполняя различные

Настольно-печатные игры

1. Все профессии важны

Продолжать

знакомить

различными профессиями:

названиями,

назначением,

характерными

особенностями

внешнего

предметами

техникой,

необходимыми для работы. Расширять кругозор, словарный запас детей, активизировать

слуховое внимание, быстроту реакции, развивать память и умение общаться.

2. Лото «Профессии»

Цель игры: Формировать

представления

профессиях,

показывать

значимость каждой из них, взаимосвязь между работниками разных профессий. Упражнять

в классификации предметов по месту их производства; воспитывать уважение к людям

труда разных профессий.

Словесные игры

1. «Чья это работа?», «Угадай, кто я?»

Цель : Продолжать формировать умение детей определять назначение предметов, видеть

возможности их использования в окружающем мире.

2. «Выбери нужное », «Волшебная дорожка»

Цель : Анализ структурных единиц объектов окружающего мира, упражнения в выделении

Консультации для родителей

Цель: Повышение педагогической компетенции родителей.

1. «Мое имя, мой дом, моя улица»

2. «в каждой семье – свои традиции»

3. «Семья и семейные ценности»

4. «Что такое семья?»

5. «О семейных традициях»

6. «Семейные традиции и ритуалы»

Организованная образовательная деятельность

1. «Дружная семья» познавательно-исследовательская деятельность

Задачи:

обобщать и систематизировать представление детей о семье;

расширять представление о родовых корнях семьи;

активизировать познавательный интерес к семье, к близким, к семейным традициям;

воспитывать желание заботится о близких, развивать чувство гордости за свою

2. «Я, человек» изобразительная деятельность (рисование)

Задачи: создать

отражения

представления

жительства, как одном из «уголков» своей Родины. Продолжать учить рисовать несложные

сюжеты; развивать творческое воображение.

3. «В автобусе» конструирование

Задачи :

формировать

представление

общественном

транспорте,

строении

назначении.

Формировать

объяснительную

развивать

самостоятельность,

независимость мышления.

Список использованной литературы.

1. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию»

Комарова

Взаимодействие

педагога

условиях

дошкольного

образовательного учреждения

3. Лисина М.И. Семья и формирование личности.

4. Мосалова Л.Л. Я и мир.



Рассказать друзьям