Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов. Развитие мелкой моторики рук детей через кружковую деятельность «Мягкая игрушка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речь способствует социальному контакту между людьми. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, но в последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. У детей, имеющих различные речевые нарушения, как правило, наблюдается нарушение развития ручной моторики, несформированность способности к длительным волевым усилиям, недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно-образовательного характера. Изобразительная деятельность, также как и другие виды деятельности, благоприятна для развития речи. Деятельность с красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. В процессе изотворчества, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

Таким образом, на занятиях, изобразительной деятельностью решаются задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т.д. Используя различные виды изобразительной деятельности, можно развивать у детей зрительно-моторную координацию движений, их точность, объем и направленность.

Изодеятельность хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

При организации занятий изобразительной деятельности определенными условиями являются:

1. Создание развивающей среды.

2. Подбор различных методов с учётом возраста, уровня развития детей.

3. Отбор наиболее эффективных приемов.

Целью работы является развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики через изобразительную деятельность.

Я поставила перед собой следующие задачи:

ü Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

ü Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.

ü Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

ü Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами.

ü Развивать способности координированной работу рук со зрительным восприятием.

ü Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.

ü Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально

В нашей группе развитию мелкой моторики изначально уделяется много внимания, такая работа ведется, начиная с группы младшего возраста. Ежедневно за 3-5 минут до обеда, мы играем с детьми в пальчиковые игры. Сложность их выбирала в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.

Средний и старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. В этом возрасте происходит соединение речи, мышления и памяти. С детьми средней группы мной вёлся кружок по изодеятельности «Радуга», на котором дети овладевали различными техниками нетрадиционного рисования. Учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Дети знакомились с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учились на основе полученных знаний создавать свои рисунки.

Были поставлены следующие задачи:

1) Познакомить детей с разнообразным изобразительным материалом, различными способами изображения: с техникой печати, рисованием подручными средствами и т.д.

2) Способствовать развитию мелкой моторики рук, совершенствовать координацию движений.

3) Способствовать развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, творческих способностей, фантазии, воображения.

4) Формировать композиционные умения.

5) Воспитывать у детей к изобразительной деятельности, стремление к овладению знаниями и способами действия, умение делать волевые усилия для достижения поставленной цели.

Занятия проводились 2 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляло 20-25 минут. Деятельность носила развивающий творческий характер и, как правило, проходило в игровой форме.

Работу проводила поэтапно:

На первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ. На этом этапе работа делилась на:

ü Совместную деятельность воспитателя с детьми, когда проводилось закрепление знаний, умений, навыков. В совместную деятельность воспитателя с детьми я включала цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий.

ü Самостоятельную деятельность детей, когда полученные знания, умения и навыки дети используют в свободное время. Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивала возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

При выборе техник по нетрадиционному рисованию учитывались возрастные особенности детей, постепенно расширяется содержание работы, усложняются формируемые умения и навыки, элементы, выделяются новые средства выразительности. Сначала с детьми использовались техники, которыми овладели дети ранее, в младшей группе:

ü рисование пальчиками;

ü рисование ладошками.

В средней группе проводилось овладение следующими техниками:

ü тычок жесткой полусухой кистью.

ü печать поролоном - нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок.

ü Подходит для создания фона;

ü печать пробками;

ü восковые мелки + акварель;

ü свеча + акварель;

ü отпечатки листьев;

ü оттиск печатками из картофеля;

ü рисование ватными палочками;

ü волшебные веревочки.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Результаты показывали положительное влияние систематичной, комплексной работы. Позже был сделан анализ, в котором выявлено:

1. Степень освоения ребёнком задач по разделу художественная деятельность, выявлены высокий, средний и низкий уровни.

2. Скомплектованы подгруппы по уровню развития (высокий, средний, низкий).

3. Запланирована работа с каждой подгруппой.

4. Проинформированы родители в индивидуальных беседах о результатах обследования.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Я использовала наглядные папки-передвижки. Были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье, были подготовлены выставки детских рисунков для родителей. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка, с такими родителями приходится проводить индивидуальные беседы.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Заканчивая год с детьми средней группы, я наметила перспективу работы на следующий учебный год - для того, чтобы добиться достаточной точности в нетрадиционной техники изодеятельности нужно обратить больше внимания на индивидуальную работу с детьми со средним уровнем. Было рекомендовано родителям заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой.

А в старшем дошкольном возрасте планируется овладение детьми более трудными методами и техниками:

· обводка плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов;

· рисование по опорным точкам;

· песком;

· рисование мыльными пузырями;

· рисование мятой бумагой;

· кляксография с трубочкой;

· монотипия пейзажная и предметная - на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера;

· печать по трафарету;

· расчёсывание краски;

· рисование нитками;

· рисование солью;

· батик (рисование по ткани)

· набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.

· кляксография обычная - на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунка предают какое-либо очертание, создают образ;

· пластилинография.

Особое внимание уделяется раскрашиванию рисунков. Для этого используются альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.Раскрашивание предполагает несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка, который я использую в своей практике – обведение рисунка по точкам. Детям даются заготовки с рисунками или упражнения в прописях.

Такая систематическая работа позволяет ориентироваться на следующие результаты:

ü Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

ü Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

ü Повышение уровня развития творческих способностей.

ü Расширение и обогащение художественного опыта. Способность к активному усвоению художественного опыта.

ü Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.

ü Эффективное развитие воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей.

ü Эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования.

ü Самовыражение, как личности, то есть отображение своего эмоционального и фантазийного мира.

Рисование с использованием различных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Итогом системной работы являются следующие результаты: у детей возрос интерес к собственной изобразительной деятельности, совершенствуются изобразительные навыки, происходит накапливание впечатлений, личного опыта, обогащается эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобретают навыки диалогического общения, опыт в решении специально моделируемых проблемных ситуаций, учатся применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения, выучили много упражнений пальчиковой гимнастики. Индивидуальный темп работы обеспечил выход каждого ребенка на свой более высокий для него уровень развития. Дети демонстрируют умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Повышается уровень развития речи детей. Работа активизирует познавательно-речевые и художественные способности детей.

В процессе работы родители стали непосредственными участниками творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, что позволяет родителям реализовать свои способности и таланты, актуализирует в жизни семьи познавательно-речевое и художественно-эстетическое направления в развитии детей.

Развитие мелкой моторики через

художественное творчество

Развитие мелкой моторики влияет на развитие речи и мышления (учёные пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы).

Художественное творчество - познание мира разными материалами. Давайте сначала познакомимся с этими материалами.

Что нужно знать о рисовании?

Итак, рисовать можно: красками, мелками и карандашами. И рисовать не только в альбомах и школьных тетрадях.

Краски

Для начинающих художников современный канцелярский рынок предлагает пальчиковые краски. Рисовать ими лучше большими кистями и на крупном листе бумаги.

Можно сделать краски самим! Съедобной краской для пальцев ребенка будет смесь из молока и пищевого красителя.

Можно смешать краску (порошок) с разведенным в воде крахмалом, чтобы добиться удобной для работы консистенции краски.

Или сделайте краску мгновенного приготовления, добавив несколько капель пищевого красителя к крахмалу.

Смешайте яичный желток, сухое средство для мытья посуды и пищевой краситель, чтобы сделать краску, которая будет хорошо ложиться на блестящие поверхности, такие как стекло, фольга, керамическая плитка или вощеная бумага.

Карандаши

Для детей до трех лет лучше выбирать карандаши с трехгранным корпусом. Пользуясь ими, малышу легко будет научиться, правильно располагать пальцы, держать карандаш «Щепоткой», как это делают взрослые, а не в кулаке. Еще один плюс этих карандашей – они не скатываются со стола. Не плохой вариант и утолщенные шестигранные карандаши. А вот карандаши круглого сечения для малышей не желательны. Диаметр карандаша должен быть около 1 см., так как маленькие дети не могут контролировать нажим и грифель от этого постоянно ломается, если же диаметр больше – его трудно удержать в маленькой ручке. Еще карандаши должны быть достаточно мягкими, тогда рисовать ими крохе будет легко и линии будут получаться яркими. На российских карандашах мягкость обозначена буквой М, а на импортных буквой В.

Восковые карандаши тоже отличный подарок маленькому художнику, так как они изготовлены из натурального воска с применением пищевых красителей. Они не пачкают рук, пишут любым концом и даже боком – это ли не радость для ребенка? Точить их очень даже легко с чем может справиться и двухлетний малыш. Раскрашивать раскраски ими удобнее, чем грифельными карандашами. Для малышей до трех лет лучше потолще и с треугольной формой корпуса.

Фломастеры

Существуют водорастворимые фломастеры – для маленьких любителей боди-арта самый подходящий вариант. Они смываются с детской кожи под струей воды даже без применения мыла. Их легко «оживить», если ребенок вдруг забудет закрыть их колпачком и они немного подсохнут. Для этого достаточно лишь опустить их на некоторое время стержнем вниз в емкость с водой. Рисовать ими малыши должны в присутствии взрослых, чтобы избежать несчастного случая. Гигиенисты считают, что маленьким детям полезнее рисовать стоя (и даже лежа), чем сидя. Для этого есть мольберты и специальные доски.

Что нужно знать о лепке?

Во-первых, важно помнить, что во время занятий лепкой вам нужно быть рядом со своим ребёнком. Попробуйте полепить сами и почувствуйте, что это приятно и интересно, и вы сможете вместе с малышом создать удивительные шедевры.

Во-вторых, вам понадобятся дощечки, а также влажные тряпочки или салфетки – вытирать руки. А лепить с детьми можно из пластилина, солёного и съедобного (дрожжевого или песочного) теста, из глины, воска или вощины. Наконец, самое главное – помнить, что слепить нечто осмысленное (в понимании взрослого) дети могут не раньше двух лет, а до этого они знакомятся с материалом и с основными приёмами лепки. А возраст приучения к чистоте, которая не во вред, а на пользу, наступит между 2 и 3 годами. Тогда ребенок легко усвоит многие социальные нормы.

Что же нужно знать о материалах для лепки? Рассмотрим их поближе.

Пластилин в «ячейках » второй по твердости. Или по мягкости, как угодно. Он может быть расфасован в пластмассовые ячейки или баночки. Отечественный или импортный. Из такого пластилина лучше делать не отдельно стоящие фигурки, а «картины наоборот» или рисовать пластилином. Зато для малышей, которые мнут, размазывают и вдавливают он очень хорош.

Плавающий пластилин. На вид он ничем от обычного не отличается. Но материал, из которого он сделан, настолько легкий, что не тонет. Представляете, сколько новых игр в тазике с водой или в ванной можно изобрести с этим пластилином, сколько провести опытов и получить новых ощущений от почти невесомого материала? Маленьким детям ни в коем случае нельзя давать пластилин с фруктовым запахом. Если желтый пластилин пахнет лимоном, оранжевый – апельсином, а красный – клубникой, то малыш будет не лепить, а облизывать его, а это совсем не то, чему мы хотим его научить.

Соленое тесто - лучший материал для начала лепки с малышом. Этот материал абсолютно экологичен, его спокойно можно брать в рот. Кроме того тесто – самый мягкий и пластичный материал. Рецепт – 2 стакана муки + 1 стакан соли и чуть больше полстакана воды. Для цветного теста в воду добавить порошок пищевого красителя. Некоторые дети ухитряются это тесто тащить в рот, несмотря на то, что оно очень сильно соленое. С такими малышами лучше лепить из сладкого песочного теста.

Глина для детского творчества бывает коричневая и голубая. По мягкости и ковкости глина не уступает соленому тесту, но она не цветная. Хранить глину можно в холодильнике, завернув во влажную ткань и положив в пакет. Чтобы лепка доставляла малышу удовольствие, глины должно быть много (не менее 2-3 кг). Занятия с глиной хорошо сочетаются с добавлением природных материалов: веточек, шишек, листочков.

Условия занятий

    Выбирая место для занятий, думайте о том, где вам проще всего устранять побочные последствия его творчества. Лучше всего подходит кухня.

    Все то, что вам может понадобиться во время занятий, должно лежать под рукой. Особенно всякие тряпки и влажные салфетки.

    Очень важно аккуратно встраивать все занятия и мероприятия в режим дня крохи. Правильно подобранный момент – половина успеха. Малыш должен быть сыт и не утомлен. А мама не должна никуда спешить.

    Не сердитесь на кроху, если он делает что-то не то! Ребенок лучше всего воспринимает даже не содержание занятий, а ваше настроение. И если он запомнит, что когда мы лепим и рисуем мама сердится, он не будет любить ни лепку, ни рисование.

Игры с красками для малышей

Рисовать уже можно с 8 месяцев, т.е. как только ребенок сел, взял ложку и стучит по столу – пришло время.

    Поместите немного водоpаствоpимой кpаски на лист бумаги и покажете малышу, как pазмазать ее по всей бумаге с помощью кисточки. Пpевосходными кисточками могут быть палочки для чистки ушей, листья и пеpья птиц.

    Можно взять для закрашивания раскраски с крупным изображением животных, фруктов, овощей, птиц, игрушек или нарисовать самим контур любого образа или предмета восковыми мелками.

До полутора лет лучше фломастером на водной основе с толстым стержнем; или шариковой ручкой или восковым мелком.

Учимся вместе с ребенком замечать след на бумаге, действовать при этом разными материалами.

С 1,5 лет учимся вместе с ребенком «читать» его рисунок. Образ, увиденный мамой, удивит и обрадует малыша. Очень полезно рисовать вместе с ребенком и для него, т.е. показывать, как это делают взрослые. Папа рисует машину, мама с ребенком «рука в руке» колеса и сам ребенок дорогу.

    Пальчики вместо кисти.

Обмакнув пальчик в краску можно ставить точки, изображая пятнышки на бабочках, божьих коровках, мухоморах, силуэтах одежды или посуды, снежинки, дождь, шарики на елке. Рисовать линии – дорожки, волны, травка, ветки деревьев.

    Примакивание кисточкой.

Берем кисточку, набираем на неё краску (лучше гуашь) и плашмя прикладываем к бумаге. Получается ровный красивый отпечаток. Что можно изобразить таким способом? Деревья. Нарисуйте ствол и ветки и предложите ребенку сделать листочки. Дождь. Наклейте из цветной бумаги или нарисуйте тучки, а ребенку предложите нарисовать капельки дождя, приговаривая при этом «кап-кап-кап».

    Волшебный рисунок.

Для этого нам понадобится лист бумаги, свеча, белый восковой мелок или кусочек мыла в зависимости от возраста и умений (эффект одинаковый) и краски. Самые маленькие могут просто почеркать свечой, постарше нарисовать шарики, солнышко, елочку, цветок и т.д. Можно рисовать вместе с мамой используя прием «рука в руке». Теперь набираем на широкую кисть побольше краски и покрываем лист с изображением. Как по волшебству, рисунок проявляется на фоне краски.

    Отпечатки. Для этой игры вам понадобится гуашь, бумажная салфетка, плотная бумага, предметы, которые могут оставить след какой-нибудь геометрической формы (квадратный кубик, катушка от ниток, коробочки от духов, овальная щётка) или штампики вырезанные из овощей (картошки или морковки) с изображением (цветок, грибок, листок и др.) Разведите гуашь на палитре. Готовая краска по густоте должна быть похожа на сметану. Или пропитайте краской тонкий поролон, лежащий в подложке. Затем прижимайте различные предметы сначала к поролону с краской, а затем к бумаге. Правда, здорово? А теперь попробуйте изобразить что-нибудь по принципу конструирования из разных деталей. Например, машину (катушка - колёса, кубики разной формы - кузов и кабина); башню, неваляшку, елку, бусы и т.д.

Используя штампики из овощей можно изобразить цветочную или грибную полянку, листопад; украсить ими силуэты посуды или одежды.

Прижимая детскую ладошку к поролону с краской а затем на бумагу, приговаривая «шлеп-шлеп-шлеп» изобразить лучики у солнышка, рыбок в аквариуме, листочки на дереве, тюльпаны или колокольчики и т.д.

Прижимая ступни ног – следы на дорожке (гуляем по листу обоев).

    Рисуем на кухне. Насыпьте в поднос слой манки. Ребенок обязательно захочет нарисовать что-то пальчиком или написать буквы. Если поднос или поддон слегка встряхнуть, то снова будет чистый «лист».

    Съедобные шедевры. Рисовать на сытый желудок можно кусочком или соком свеклы, моркови, ягодкой. Если манную кашу разделить на порции и добавить пищевой краситель. Нам важен не результат! А интерес к деятельности и тренировка для пальчиков.

    Рисунки на кафеле. Позвольте малышу пофантазировать и порисовать в ванной, например, вареньем, оставшейся после завтрака кашей или съедобной краской (на желтке).

    Рисуем пальчиком или палочкой на мокром песке летом на улице, а зимой дома в поддоне.

    Рисуем мелками на асфальте летом, а зимой на доске или мольберте.

    Рвем бумагу. Не для кого, не секрет, что все дети очень любят это делать, но не каждый знает, что это очень полезно для их пальчиков. Для этого лучше давать детям белую писчую бумагу или бумажные салфетки. Это полезное безобразие можно использовать для создания шедевров: если взять синий картон, клеевой карандаш и показать ребенку, как наклеить мелкие кусочки бумаги (на дорожку, на лужок – тихо падает снежок). Если научить малыша кусочки сминать в комочки тогда можно украсить в аппликации елочку игрушками.

Игры с пластилином и тестом для малышей

    Игра – знакомство с тестом. Комок теста достаточно большой, не умещается в детских ладошках. Сильно хлопаем ладошкой, приговаривая «хлоп-хлоп-хлоп»; стучим кулачком, приговаривая «шлеп-шлеп-шлеп»; отщипываем от большого куска маленькие, приговаривая «щип-щип-щип»; тыкаем в большой кусок пальчиками, оставляя отверстия и при этом, приговаривая «тык-тык-тык»; в получившиеся отверстия вставляем фасоль, макароны или пуговицы, приговаривая при этом «тык-тык-тык»; отрываем небольшие кусочки и сплющиваем их ладошками, приговаривая «плющим-плющим-плющим»; если на глазах у ребенка мама спрячет в тесто мелкую игрушку и будет, приговаривая «ищем, ищем, ищем» искать ее, ребенок обязательно захочет сам найти; размазываем по твердой основе, приговаривая «мажем-мажем-мажем». В дальнейшем аналогично с пластилином.

    Игры на освоение приемов . Отщипываем кусочки и раскатываем их между ладонями – колбаски для щенков, бревнышки для домика, заборчик для цыплят. Свертываем столбик в кольцо и соединяем концы – баранки для матрешки, колечки для пирамидки. Закручиваем столбики – улитки, булочки.

Отщипываем кусочки и скатываем их между ладонями шарики для пирамидки, мячики для котят, орешки для бельчат, яблоки для ежа и ягоды для мишки, бусы для куклы. Сплющиваем шарики между ладонями – печенье для кукол, прянички для мамочки, оладушки для бабушки, колечки для пирамидки.

Составление предмета из частей одной формы но разной величины – снеговик, неваляшка, самолет.

Составление предметов из частей разной формы – грибок, куколка, погремушка.

Прищипывание – мишка-неваляшка (ушки), зайка-неваляшка, птичка (клюв и хвост).

    Рисуем тестом или пластилином. Для этого нам понадобятся листы картона с контурным изображением предмета или образа. Или силуэты разных предметов из картона.

Отщипываем от большого кусочка маленькие и прижимаем к листу – падают снежинки, осеннее дерево.

Отщипываем от большого кусочка маленькие прижимаем к изображению и размазываем – закрасим колобка, мячик и т.д.

Скатываем небольшие шарики и прижимаем к силуэту – компот из ягод, игрушки на елку.

    Игры с тестом на кухне (с соленым или сладким песочным или дрожжевым).

Вырезаем специальными формочками – печенье для себя украшаем орешками или изюмом, а для кукол фасолью, горохом, бусинами и т.д.

Из шариков и жгутиков дрожжевого теста – булочки, калачи.

    Игры с песком на улице и дома. С помощью специальных формочек лепим куличики и украшаем их камешками, веточками, травинками.

«Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов»

(из опыта работы)

«Руки дают человеку голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова

способствуют развитию мозга».

В настоящее время всё чаще наблюдается негативная тенденция, которая показывает увеличение количества детей с речевыми нарушениями. Это связано, в первую очередь, с тем, что в век развития компьютеризации и интернета, люди практически перестали читать, разговаривать, писать письма. И как следствие, эти, так необходимые навыки, не прививаются и детям.

Еще Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев». Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга человека. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук « тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы развиваем речь ребенка.

В течение года, когда дети посещали младшую группу (2013 – 2014 учебный год), я наблюдала за детьми, их играми, общением со сверстниками и взрослыми. В ходе наблюдения я выявила, что у многих детей недостаточно развита речь: некоторые по – прежнему используют в речи облегченные слова, пользуются заменой слов, словарный запас этих детей беден. При этом два ребенка в группе вообще не говорят предложением. Обозначив для себя проблему, я стала много читать по этой теме, искать объяснений у известных физиологов, психологов и педагогов. Изучив большое количество информации, я увидела, что большинство ученых связывает эту проблему с недоразвитием мелкой моторики кисти руки дошкольника.

Исходя из этого, я вновь обратилась к детям. Начала наблюдать за их работой руками, их ручной умелостью. В ходе наблюдений я убедилась, что у детей с проблемами в речевом развитии действительно не развита моторика рук: они с трудом скатывают шарик из пластилина, часто не правильно вкладывают в кисть ложку во время приема пищи, при выполнении пальчиковых гимнастик движения пальцев рук примитивны.

Определив для себя проблему, которая присутствовала у моих воспитанников, я начала подбирать пути ее решения. Детям дошкольного возраста наиболее доступна изобразительная деятельность, поскольку через рисование, лепку, аппликацию они познают окружающий мир. Поэтому я решила, что именно изобразительная деятельность поможет мне развить мелкую моторику кистей рук в интересной игровой форме с использованием различных материалов для творчества детей.

Новизна опыта состоит в разработке системы работы по развитию мелкой моторики и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов, что будет способствовать развитию речи детей; в подборе методов, приемов и средств: пальчиковые игры и гимнастика; упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками (аппликация, выкладывание на пластилине, рисование по манке); игры с пуговицами (застегивать - расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др.); занятия со счетными палочками, спичками (выполнение заданий по схеме и без неё); работу с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами); работу с мелко нарезанной нитью, ватой, опилками (аппликация); ниткографию и в разработке конспектов этих мероприятий.

Цель работы: развитие мелкой моторики рук детей, обогащение чувственного опыта детей через работу с разными материалами и умения фиксировать его в речи средствами изобразительной деятельности.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей.

Формировать координацию движений.

Способствовать развитию творческих способностей.

Для успешного решения этих задач и достижения цели я подобрала и изучила методическую литературу по этой теме: "Развиваем мелкую моторику у малышей"; «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики», а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание». Изучила и использовала электронные ресурсы. Изучение литературы и других материалов подтвердило актуальность выбранного направления в том, что изобразительная деятельность является наиболее "мощным" стимулом для развития моторных навыков кистей рук и творческих способностей у детей в дошкольном возрасте. Оформила картотеку пальчиковых игр, большую часть которых мы выполняем под музыку («Лезгинка», «Утята», «Дождик», «Зайчишки – трусишки» и т. п.). В этой картотеки имеют место быть и игры с массажными мячами, которые сопровождаются шуточными стишками, потешками. Например, Мячик, ты помощник наш

Сейчас нам сделаешь массаж!

Положи его на стол

И ладошкой мяч прикрой.

Начнём быстро его катать,

Будем весело играть!

(Правой рукой катать мячик)

Ускоряем ещё ход!

(Ускоряя движение)

Назад - вперёд! Назад - вперёд!

А потом круговорот.

(Круговые движения ладошкой)

Если вдруг рука устала,

То массаж начнем сначала,

Но уже другой рукой,

(Левой рукой катать мячик)

Если хочешь песню пой:

Назад - вперёд, Назад - вперёд.

Ускоряем снова ход.

Назад - вперёд, Назад - вперёд

И опять круговорот!

(Вращательные движения ладошкой)

Мячик, ты не понарошку,

Быстро прыгай мне в ладошку.

(Положить массажный мячик в правую руку)

Начнём мячик мы сжимать.

Раз-два-тричетыре-пять,

Интересно нам играть,

(Сжимать массажный мячик, ускоряя движения)

А ну, ещё быстрей, быстрей.

Свою силу не жалей!

Мы прогоним сейчас скуку.

(Перекладываем массажный мячик в левую руку и сжимать с ускорением)

Поменяем быстро руку

И опять, опять, опять,

Продолжаем нажимать!

Разминаем пальчики,

(Пальчиками сначала одной руки, потом другой, поочерёдно нажимать на иголки-шипики)

Нам поможет этот мяч,

Потому что все иголки

У него совсем не колки!

Что-то мы ему не верим,

Иголки пальчиком проверим

Не зевай, не зевай…

На иголки нажимай!

Продолжаем мы игру,

Мячик я сейчас потру.

(Катать массажный мячик между ладошками)

Всё прекрасно, хорошо.

А ну, ещё, ещё, ещё…

Молодец, катаешь ловко.

Тише, тише остановка.

Иглбол прижмём слегка,

(Ладошки прижать к себе)

И шепнём ему: пока!

Вот и кончилась игра,

Завтра встретимся с утра!

Наиболее удачными формами организации детской деятельности по рисованию и аппликации стали формы с использованием нетрадиционных форм. Некоторые дети боятся, что традиционное задание выполнить не смогут. В отличие от них, нетрадиционные занятия вызывают живой интерес.

В разных видах деятельности детей (совместной, самостоятельной, НОД) я предлагаю детям различные материалы для творчества (нитки, вата, бумага разной фактуры, опилки, шерсть, крупы, макаронные изделия, пластилин, камушки, ракушки и т. д.). Используя эти материалы, ребенок создает свои шедевр, при этом активизируется работа его пальчиков и происходит развитие творчества ребенка, его фантазии.

Один из способов совершенствования пальчиковой моторики, который очень увлекает детей является метод ниткографии. Ниткография - выкладывание с помощью толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть "рисование с помощью нити". "Рисунки" получаются объёмные и живые. Кроме того, работа с мягкой и пушистой нитью успокаивает детей.

Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которую можно смять, разорвать на части разных размеров (для выполнения аппликации), сложить (для создания фигурок оригами), а полученные поделки использовать в играх, инсценировках.

Умение держать кисточку в руках - отличный способ развития моторики. Часто предлагаю детям порисовать пальчиками, ладошками. Очень любят дети лепить из глины, теста и пластилина. Создание 3D картин из пластилина вызывает массу положительных эмоций у ребенка, одновременно оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики и его творчества.

При работе с бумагой, ножницами, клеем я учила детей правильно пользоваться материалами, инструментами, старалась привить практические навыки и умения.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: вырезание, аппликация из бумаги и ткани, а также вырезание разных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Для достижения поставленной цели и задач, с учетом особенностей и потребностей воспитанников моей группы в этом учебном году я организовала работу кружка «Волшебная бумага», где дети, действуя с бумагой разной фактуры и размера, выполняли различные упражнения и изготавливали аппликации, поделки (мячи для клоуна, конфеты для гостей, толстые животики Чебурашки и мишки, осенние листочки, на лесной полянке и т. д.). Большая часть работ, выполненных детьми на занятиях кружка стали участниками и победителями конкурсов детского творчества разных уровней. Кроме этого, детские работы я часто использую для оформления интерьера группы, что вызывает гордость детей за свой успех.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и, как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Я стараюсь использовать любую возможность общения с родителями, одна из первейших задач, установить доверительное отношение с ними. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.

Для того, чтобы родители были в курсе темы, проводила консультации для них, совместные занятия и семинары для родителей и детей, а также мастер – классы и различные конкурсы – выставки, которые помогают развивать мелкую моторику и творческие способности детей дошкольного возраста в содружестве с родителями.

Результаты проводимой работы достаточно высокие. К концу года дети, которые не разговаривали, стали говорить, постепенно пополняя свой словарный запас. Уровень ручной умелости стал достаточно высоким: дети стали более самостоятельными в самообслуживании, работы детей стали иметь средний и высокий уровень выполнения (с технической стороны). Однако работа в данном направлении не заканчивается, поскольку ребенок нуждается в постоянном развитии и творчестве. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Поэтому для себя я определяю задачи на перспективу :

Продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности;

Изучение темы « Работа в технике изонить для развития у детей мелкой моторики руки» и внедрение ее в практику.

https://pandia.ru/text/80/017/images/image008_20.jpg" width="262" height="196">

«Развитие мелкой моторики рук у детей через художественное творчество».

Слайд 1 Большое значение для детей играет развитие мелкой моторики. Она способствует развитию речи и мышлению

Слайд 2 Главной задачей является развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки; развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; Формировать умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности;

создать педагогические условия для развития речи и мышление у детей через развитие мелкой моторики путем приобщения ребенка к художественному творчеству; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности; ручной труд, лепка, конструирование, аппликация, рисование.

Слайд 3. А так же на развитие мелкой моторики влияют: пальчиковые игры, гимнастика, пальчиковые упражнения, театр на кончиках пальцев, непосредственно образовательная деятельность, особенно художественное творчество. Поэтому мною был разработан цикл комплексных нетрадиционных занятий рисование на макаронах.

Слайд 4. Вы обращали внимание на то, какие красивые и разнообразные по форме макаронные изделия лежат на прилавках магазинов?

Каких только мелких и достаточно крупных скульптурных деталей не увидишь в расфасованных пакетиках. Кажется, что они сделаны не из теста, а вылеплены из белой глины или ровного полупрозрачного пластика.

Так и хочется не только сварить из них вкусное блюдо, но и создать нечто оригинальное для декора, ведь ажурные кружочки, изящные ракушки, словно поднятые с морского дна, как будто специально сделаны для того, чтобы выложить из них орнаментальные композиции.

Для детского творчества продаются специальные наборы из пластика и других материалов (дети могут делать из них бусы, браслеты, мозаики и многие другие вещи).

Но зачем покупать специальные наборы, если есть макароны? Современное производство предлагает огромный выбор макаронных изделий.

Слайд 5 . Они все отличаются по форме: звездочки, спиральки, бантики и колечки! Из них можно сделать огромное количество поделок.

На первом этапе я познакомила детей с различными видами макаронных изделий. И каково же было их удивление, когда я предложила им макароны не сварить, а изготовить из них красивые, необычные аппликации.

Слайд 6. Я предлагаю вашему вниманию ряд идей, воодушевившись которыми мои воспитанники не только весело проводят время, но и наслаждаться результатами своего творчества!

Слайд 7. Начали с простого. Изготовили шубку для барашка, а затем усложнили работу, превратив их в небольшие сюжеты.

Слайд8. Все работы были сделаны из мелкой и крупной вермишели, клея ПВА, гуаши. Если ребёнок ещё мал, то взрослый поочередно рисует элементы клеем ПВА. Например, салют, травку, кораблик, а ребенок насыпает на клей вермишель (это хорошо способствует развитию мелкой моторики). После того, как работа высохла, можно ее начать раскрашивать гуашью.

Слайд 9 - 16. Дети с большим увлечением участвуют в изготовлении аппликации и в оживлении картины яркими красками и с большим интересом ждут следующих занятий. После цикла проведённых занятий я обратила внимание на то, что дети стали аккуратными, усидчивыми, самостоятельно подбирают цвета, высказывают свои мнения и предложения.

Ещё у нас пропала проблема с приобретением подарков, ведь такую красоту не стыдно подарить своим родным и близким

А в дальнейшем я планирую создать в группе мини- музей «Макаронных изделий» и совместить его с выставкой детских работ. Слайд 17

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект « Развитие мелкой моторики рук у детей через художественное творчество» ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» СП- «Детский сад № 1 «Одуванчик» С. Большая Глушица Выполнила: Акимова Н.В.

Цель: Развитие речи и мышления у детей через развитие мелкой моторики рук посредствам приобщения детей к художественному творчеству.

Задачи проекта: формировать представления о художественном творчестве в виде творческой деятельности людей; развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки; развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности; воспитывать интерес к художественному творчеству; способствовать формированию установки на получение качественного результата и преодоление частных неудач, неизбежных в процессе его получения. создать педагогические условия для развития речи у детей через формирование мелкой моторики рук путем приобщения ребенка к художественному творчеству; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Пальчиковые игры Пальчиковая гимнастика Пальчиковые упражнения РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ театр занятия аппликация лепка конструирование ручной труд рисование тканевый пальчиковый кукольный настольный

«Виды макаронных изделий»

Мастерим из вермишелек Все работы были сделаны из мелкой и крупной вермишели, клея ПВА, гуаши. Пусть взрослый поочередно рисует элементы клеем ПВА. Например, салют, волну, кораблик, а ребенок насыпает на клей вермишель (это хорошо способствует развитию мелкой моторики). После того, как работа высохла, можно ее начать раскрашивать гуашью.

Барашек Это простые поделки и вы можете подключать к ним даже самых маленьких детей. В 2-3 года ребенок уже с удовольствием поучаствует в изготовлении аппликации. Кроме того, изготовление поделки из макаронин – это хорошая пальчиковая гимнастика. Вы же знаете, что развитие мелкой моторики помогает развитию головного мозга?

Фото рамка Кроме того, изготовление поделки из макаронин – это хорошая пальчиковая гимнастика

Фото рамка Кроме того, изготовление поделки из макаронин – это хорошая пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики помогает развитию головного мозга.

зима Все работы были выполнены детьми средней группы «Цветик - семицветик.

































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Если вы не хотите проблем с письмом у первоклассника, или задержки речи у старшего дошкольника, начинать соответствующие развивающие занятия надо как можно раньше. Проводить такие занятия надо регулярно, в системе, без давления и принуждения.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

В своей работе я использую различные игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук:

  1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина, глины и солёного теста. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков, прутиков или шишек.
  2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Важной ролью педагога является обратить внимание на разнообразие рисунков детей и используемых техник рисования.
  3. Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ можно оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков дошкольника.
  4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы, семян и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
  5. Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
  6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
  7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
  8. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков, винтиков, гаек и т. п. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
  9. Всасывание и выдавливание воды при помощи пипетки, паралона, трубочек, тряпочек и т.п. развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
  10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
  11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов и др.
  12. Все виды ручного творчества: вязание, вышивание, чеканка и т. д.
  13. Переборка круп, пуговиц, бусин и т.п. Например, насыпать в небольшое блюдце гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
  14. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой, конструктором.

Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность. Изо деятельность приносит много радости и заложена у детей на генетическом уровне. Но, как правило, занятия в дошкольном учреждении чаще сводятся к стандартному набору изо материалов и традиционным способам передачи полученной информации.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должен носить эмоциональный, творческий характер. И педагог должен создать для этого все условия: прежде всего, обеспечивать эмоционально-образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений средствам их выразительного решения. У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь.

Наверное, каждый мог бы привести примеры ярких дарований маленьких детей, восхищавшие и поражавшие взрослых. В дошкольном и даже младшем школьном возрасте творческие проявления детей достаточно заметны и интересны. Поэтому необходимо в дошкольном возрасте расширять опыт ребенка для создания прочных основ его творчества.

Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образным представлениями и желанием передать их в своей работе, но и тем, как он владеет средствами изображения.

Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Мотивация успешности при использовании нетрадиционных изо техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания.

В качестве примера я представляю презентацию к уроку “Макаронная фантазия”, в которой дети выбирали в качестве материала для аппликации макаронные изделия. В качестве альтернативы для тех же работ можно использовать различные материалы: природные материалы, семена, мелкие пуговицы, паетки, бисер, крупа, опилки и т.п.



Рассказать друзьям