Тайны русской косы. Коса - не только девичья краса

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ты расти, расти, коса, всему городу краса! Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, все волосоньки в ряд.

Длинная коса - это одна из самых старейших причесок в истории человечества. Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси знали одну-единственную прическу – косу. Девушки украшали косы лентами или косником, женщины – закрывали повойником. Однако коса была не просто прической. Волосы - аккумулятор тонких энергий, в основном это мысли самого человека и окружающих. Потому в ведах написано, что стричь волосы нельзя. Женщины в старину не стригли волосы, а заплетали в косу, таким образом энергия накапливалась. Также в старину девушки носили платок в людных местах чтобы не привлекать внимание, оберегая себя от негативной энергии. Мужчины на девушку с длинными волосами подсознательно реагируют сильнее, чем на стриженную. Волосы - это накопитель информации, мыслей. Потому при поступлении в монастырь стриглись налысо, дабы стереть все мысли предыдущей жизни. Индусы, буддисты - бреются налысо, чтоб никакая мысль не задерживалась и легче было войти в состояние медитации. Потому если вам важно закончить дело, о котором вы долго думали - не стоит стричься.

Славяне и Арии с бережным уважением относились в прошлом и относятся ныне к своим волосам, ибо всё, что даровано человеку Природой, необходимо для его гармоничного существования в данном мире. Волосы испокон Веков образно сравнивали с засеянным полем пшеницы: как колосья пшеницы впитывают в себя все соки и живительную силу Матери Сырой Земли и чистый свет Ярилы - Солнца и хранят их, так и волосы человека получают и сохраняют живительную силу от Небесных Богов, от Земных Родителей и предков рода, от Матери - Природы, от космических лучей Ярилы-Солнца и Небесных Звёзд, недаром же волосы издревле называли космами, т.е. связанные с космосом, который подпитывает человека. Волосы символизировали множество светлых Природных и Божественных Сил, которые помогают человеку в жизни, они также означали достаток в древнем Роду, изобилие и счастье в семье. Первым делом, что делали завоеватели в старину - срезали девичью косу.

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор.

С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство.

Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

Существует множество народных примет и поверий, связанных с волосами. Так, например, волосы, выпавшие при чесании, нельзя бросать на пол или на землю, ибо можно лишиться жизненной силы. Их следует сжигать или привязывать к плодовому дереву, чтобы на голове волосы хорошо росли, были крепкими и здоровыми, как дерево. Детям до 12 лет даже кончики волос не подстригали, чтобы не состричь ум, постигающий жизнь и не лишить их жизненной силы. Подравнивать кончики на длину не более одного ногтя (1,1 см) у юношей старше 16 лет можно было лишь в новолуние. Расчёсывали волосы гребнем из священных металлов или из священного дерева – берёзы, дуба, кедра, ясеня, бука.

Первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была «дiвчинкою», а как только ей заплели косу, она становилась «дiвкою», девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста. В Малопольше после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества. После угощения крестные, заплетая косу, пели: «Плетем тебя, милая косичка, Для здоровья и силы крестницы. Чтобы мы были такими ловкими, Чтобы у нее косички были длинными». Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, связывали их посередине, приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы вязались».

У славян коса символизирует готовность девушки к браку, лента в косе была знаком того, что девушка на выданье. Со дня просватанья лента заплеталась только в полкосы, к ней крепился знак просватанья - длинная широкая лента. Длинная коса - предмет гордости и особой заботы девушки, ее украшение. За волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше.

Чтобы косы были длинными и толстыми, в канун Рождества клали под подушку веревку; в Юрьев день ходили причесываться в поле, в Чистый четверг - под яблоню; смазанные сырым яйцом волосы заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике; в день св. Трифона мазали косу виноградным соком, приговаривая: «Како растит лозница, така да ми растит и косата» [Как растет виноград, так пусть растет и моя коса]; бегали под грибным, летним дождем; мазали волосы змеиным жиром, жиром специально убитого для этого ужа, чтобы косы были длинными, как уж; смазывали косы жиром черной змеи и скручивали ее в клубок наподобие змеи, чтобы коса была прочной; прикладывали к волосам травы, называемые косица, косатень или мыли в отваре этих трав; заклинали траву косатень помочь вырастить длинную косу; плели косу из «маккавейских» трав и прикладывали ее к своим волосам. Желая приманить женихов, девушки вплетали в косу обрывок веревки от церковного колокола.

В свадебном обряде и песнях коса - символ невесты. Косу из кудели прикрепляли к елочке и прибивали к углу дома невесты. Обрядовая перемена прически невесты (расплетение - заплетение косы, ее обрезание, «продажа» жениху) символизировала заключение брака и изменение статуса девушки. Расплетение косы означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора - переход невесты в группу женщин.

В Архангельской области говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна - стало две, была девушка - стала женщина». После венчания в доме молодого (иногда прямо в церкви) волосы новобрачной заплетали в две косы, «по-бабьи»; их оборачивали вокруг головы и убирали под повойник, чепец, платок, т. е. под женский головной убор.

В Болгарии расплетение, причесывание и заплетение кос совершалось накануне венчания и сопровождалось песнями; при этом обряде все домашние и подруги невесты плакали. Если отец жениха разводил пчел, то церемония расплетения косы невесты происходила не в ее доме, как обычно, а в доме жениха - чтобы пчелы лучше роились. Брат расплетал невесте косу, заплетал ей две косы, но это мог делать и жених. Иногда правую косу заплетал жених, левую - сваха. Косу могли расплетать также дружка, два близких родственника, крестная, подруги, дружки (они расчесывали волосы, смазывали их маслом и медом, после чего заплетали косу и вплетали чеснок для отведения порчи. Когда расплетали косу во время девичника, невеста «вопила»: «Не расплетайте мою косу русу, Не увязывайте моей шелковой косушки». В восточном Полесье невесте расплетали косу в церкви и закручивали волосы «в куклу», с этой мину ты девушка символически причислялась к женщинам и не могла носить заплетенные косы. В Софийском крае до начала XX в. невесте заплетали множество косичек, украшали их серебряными монетами; косички закрывали ее лицо.

Замужней женщине нельзя было носить одну косу, чтобы не овдоветь. Если у девушки левая коса оказывалась толще правой, ей предстояло выйти замуж за вдовца. Словом коса в свадебном ритуале называлась прощальная вечеринка с подругами невесты в ее доме накануне свадьбы; девичник; пропивать косу означало угощать вином накануне свадьбы, на другой день после девичника, чесать косу - расчесывать и заплетать косу невесте накануне венчания; выкупать косу - дарить подарки родственникам невесты, косу продавать - брать выкуп за невесту.

Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой. Того, кто продает косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник, а сам обряд выкупа невесты или ее косы у брата - косопродаванье, косу продавать. Продавая косу, девушки пели: «Наша коса не рублева, / Наша коса сторублева, / Лентою перевязана, / Лентою голубою, / Девкою молодою». Иногда сама невеста должна была выкупить косу. В Сибири во время заплетения косы брат или сестра, держа невесту за косу, брали ножницы и говорили: «Давай плату за косу, не то отрежу».

Полное отрезание косы на свадьбе встречается у славян редко. У русских и украинцев обрезание или подрезание косы невесты заменено обрядовым расчесыванием. У белорусов частичное обрезание сопровождалось продеванием кончика косы в кольцо и (символическим) прижиганием его пламенем свечи. Отрезали косу невесте в северо-восточной Сербии, в Польше (иногда отрезанную косу свашка бросала в огонь - Боры Тухольские), у гуцулов и в западных уездах Волынской губернии. У гуцулов Покутья (р-н Хотима) жених обрезал косу невесте ножом, когда она сидела у него на коленях, на кожухе, и из отрезанных волос сплетал две косы.

В похоронном обряде распущенные косы - символ скорби. В Сербии женщины провожали покойника на кладбище с расплетенными в знак траура косами. Вернувшись домой с похорон, заплетали косы. В Болгарии, когда в доме случалась смерть, женщины расплетали косы и не заплетали их 40 дней. В центральной Украине девушки расплетали косу себе и своей умершей подруге, в то же время в Галиции во время похорон девушки заплетали волосы в косу. В Черногории матери и сестры умершего отрезали свои косы и клали в могилу вместе с покойником или вешали их на кладбище на крестах и деревьях.

Специально распускали косы в разных обрядовых ситуациях: во время трудных родов расплетала косы не только роженица, но и все женщины и девушки, присутствовавшие в доме; в обряде опахивания; при появлении градоносных туч (сербы Драгачева, Лесковацкого Поморавья). В Витебске расплетали косы, когда мяли лен, чтобы он был мягок и волокнист. В Рязани распускали косы при проводах «русалки»; некоторые ряженые в период святок и масленицы; считалось, что распускали волосы ведьмы перед полетом на шабаш, перед тем, как доить чужих коров, отбирать «спор» у хлеба в поле, делать «заломы» в хлебном поле; при сборе трав для ворожбы.

Иногда девушка, гадая на святках, распускала косу: перед сном она продевала в косу висячий замок, запирала его и говорила: «Суженый-ряженый! приди ко мне ключ попросить». Накануне Нового года и Богоявления перед сном, чтобы увидеть суженого, «косу замыкали», т. е. заплетали и укладывали на голове. Вещий сон могло вызвать вплетение в косу некоторых растений. У чехов и русских считается плохой приметой встретить женщину с распущенной косой.

Насильственное обрезание косы - знак бесчестия и поругания. У Болгарии обрезать косу у девушки мог из мести отвергнутый парень. Женщина старалась отрезать косу разлучнице. Девушке отрезали косу в наказание за утрату невинности; она не имела права носить висящую вниз косу, за нарушение этого запрета ей могли остричь косу. На Волыни женщине косы обрезали за прелюбодеяние. Девушке, которая постригалась в монахини, обрезали косу «как знак раздела с миром и вступления в брак со Спасителем». В украинских песнях мотив пускания косы по реке - символ потери девственности; иногда девушка отрезает себе косу из-за тоски по милому.

Заплетение волос людям и животным - характерное действие мифологических персонажей. В быличках домовой по ночам заплетает косичкой бороды старикам, волосы, женщинам; гриву и хвост лошадям заплетают домовой, ласка, черт. У поляк - ласка, хохлик (домовой дух), змора, дьявол, богинки, краснолюдки (карлики). У южных славян - это занятие вил (они плетут косу из 10, 12 прядей), причем, если гриву, заплетенную в косу, расчесать, она вновь сама заплетается.

Девушка в Иванову ночь спасается от чертей, велев им заплести ей косу по одному волосу, что они и делали, пока не запели петухи. На Украине чтобы уберечься от нечистой силы, в четверг на Русальной неделе девки вплетали в косу полынь; от черта, от ходячего покойника вплетали растения-апотропеи: «донник», «тою», «руту»; от колдуна на свадьбе невесту спасала «богородская трава» в косе. От сглаза девушки вплетали в волосы правую переднюю лапу крота.

Современные модницы также с удовольствием заплетают косы, которые делают образ женственным и стильным. До сих пор длинная коса является одним из главных женских «оружий», направленных на массовое привлечение мужского внимания. Видимо, есть в длинной косе нечто магическое, благодаря чему она не утрачивает своей популярности уже несколько веков подряд.

В советское время все школьницы и девушки постарше ходили с косами. Длинная коса была мечтой для всех девочек, поэтому волосы растили практически с рождения. Образцом для подражания были героини русских сказок, например, Варвара-краса. Подстричь волосы не решалась ни одна девочка. Зато они с удовольствием мерились длиной и толщиной кос.

Вот и сейчас длинная коса, как и прежде, является символом девичьей красоты. К тому же, сегодня она приобрела статус модной прически. Поэтому парикмахеры и стилисты активно экспериментируют с вариантами плетения кос. Классическую длинную косу сегодня принято заплетать на один бок. Волосы перекидываются на один бок, после чего заплетается обычная коса из трех прядей. Для того чтобы сделать ее более модной, нужно плести ее довольно свободно, а затем растянуть звенья косы в стороны. Так она станет более объемной и ажурной.

Не менее популярна сегодня экстравагантная коса «рыбий хвост», которую также можно заплетать на один бок или сзади. Своей интересной формой она напоминает хвост рыбы, отсюда и ее название. Плетется она довольно просто, правда плетение займет у вас гораздо больше времени, чем создание простой косы. Волосы нужно зачесать назад и разделить на 2 равные части. С самого края левой части волос выделите тоненькую прядку и перекиньте ее к правой части. Теперь такую же тонкую прядь выделите справа и перекиньте к левой части волос. Продолжайте эти действия, пока не заплетете всю косу.

Показателем безупречного стиля можно назвать длинную французскую косу. Она выглядит очень женственно и изысканно. Ее главным отличием является то, что ее начинают плести вплотную к коже головы. Для этого в верхней части головы нужно выделить три пряди и сделать несколько движений, начав плести обычную косу. Затем начните захватывать пряди волос с боков, добавляя их в центр косы. Повторяйте это до тех пор, пока не вплетете все волосы. В конце заплетите обычную косу и закрепите резинкой.

Весьма оригинально смотрится длинная коса, заплетенная вокруг головы. Многие звезды Голливуда используют эту прическу в качестве вечерней. А некоторые женщины не расстаются с ней и в будни. Например, знаменитая длинная коса Юлии Тимошенко, обвитая вокруг головы, стала ее визитной карточкой.

Самая популярная разновидность кос, заплетенных вокруг головы – это греческие косы. Плетение обычно начинают от пробора с одного бока и продвигаются вокруг головы, можно заплести две греческие косички с обеих сторон, а затем соединить их в длинную косу. Для плетения используется техника «колосок».

Вчера, гуляя у ручья, я думала: вся жизнь моя -
Лишь шалости да шутки. И под журчание струи
Я в косы длинные свои вплетала незабудки.
Был тихий вечер, и кругом, как бы в дремоте перед сном,
Чуть трепетали ивы,- и реяли среди цветов
Стада стрекоз и мотыльков, беспечно-шаловливы.
Вдруг слышу шорох за спиной. Я оглянулась... Предо мной,
И стройный, и высокий, стоит и смотрит на меня
Очами, полными огня, красавец черноокий.
«Дитя, зачем ты здесь одна? Смотри, взошла уже луна,
Огни погасли в селах...» А я в ответ: «Среди цветов
Пасу я пестрых мотыльков, пасу стрекоз веселых».
И рассмеялся он тогда: «Дитя, оставь свои стада
Пасти самой природе; пойдем со мной в прохладный грот.
Ты слышишь? - Соловей поет о счастье и свободе...
Под вечный лепет звонких струй там слаще будет поцелуй,
Отраднее молчанье; и не сомнется твой венок,
И не сотрется бархат щек от нежного лобзанья!»
Мне странен был язык страстей,- не тронули души моей
Мольбы и заклинанья; как лань пустилась я домой,
Стараясь страх умерить мой и груди трепетанье...
С тех пор потерян мой покой!- уж не брожу я над рекой
В венке из незабудок, борюсь с желанием своим,-
И спорит с сердцем молодым неопытный рассудок...

Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную причёску – косу. Девушки украшали косы лентами или косником, женщины – закрывали повойником. Однако коса была не просто причёской.

Две лучше, чем одна

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел её кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Жизненные силы

Маленьким девочкам заплетали так называемые трёхлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью её, а другая – будущее потомство.

Читаем по косе

Коса была не просто причёской. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске».

В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – всё, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали ещё и полученное от родителей благословение на брак.

Священный ритуал

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее сорока раз. Малышам могли расчёсывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

Символ чести

Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущённых крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьёзными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

Изменить жизнь

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

Женские хитрости

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

В Древней Руси девушки берегли косу до замужества, и ее отрезание считалось позором, приравненным к потере девичьей чести.Отношение к волосам на голове всегда было особым: люди верили, что в них заключена сакральная сила и могущество. Чем они были длиннее и гуще, тем большей энергией обладал человек. В списке архаичных представлений, связанных с волосами, значились сила, мудрость, красота и счастье. Прическа являлась своеобразным знаком, свидетельствующим о социальном статусе человека, его положении в обществе.

Во времена средневековой Руси одна коса символизировала девичество, две - замужество. Первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была «дивчинкою», а как только ей заплели косу, она становилась «дивкою», девушкой на выданье.

Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т. е. 13 - 16 лет. В некоторых районах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества. Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, завязывали их посередине, приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы вязались».

Девушки украшали кончик косы лентой или косником. Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, а прическу дополняла лента или венок на голове. Коса - символ готовности девушки к браку, лента в косе - знаком того, что девушка на выданье.

Длинная коса являлась предметом гордости и особой заботы девушки, за волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше. С уходом за волосами связано множество обрядов: смазанные сырым яйцом волосы заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике. Девушки бегали под грибным, летним дождем; мазали волосы змеиным жиром, жиром специально убитого для этого ужа, чтобы косы были длинными, как уж; смазывали косы жиром черной змеи и скручивали ее в клубок наподобие змеи, чтобы коса была прочной.

В свадебных обрядах и песнях коса являлась символом невесты. Косу из кудели прикрепляли к елочке и прибивали к углу дома невесты. Обрядовая перемена прически невесты (расплетение - заплетение косы, ее обрезание, «продажа» жениху) символизировала заключение брака и изменение статуса девушки. Расплетение косы означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора -переход невесты в группу женщин.

В Архангельской области говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна - стало две, была девушка - стала женщина».

Словом «коса» в свадебном ритуале называлась прощальная вечеринка с подругами невесты в ее доме накануне свадьбы, называемая «девичник». Девичник проводился накануне свадьбы, девушки собирались в доме у невесты и «пропивали косу» - это означало угощать подруг вином накануне свадьбы. Также существовала традиция выкупа косы. Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой. Того, кто продает косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник, а сам обряд выкупа невесты или ее косы у брата – косопродаванье.

Полное отрезание косы в свадебном обряде встречается у славян редко. У русских и украинцев обрезание или подрезание косы невесты заменено обрядовым расчесыванием. У белорусов частичное обрезание сопровождалось продеванием кончика косы в кольцо и символическим прижиганием его пламенем свечи.

Введение
Каждое утро, собирая меня в школу, мама заплетает мне косы. И не просто заплетает, а каждый раз придумывает новую прическу. Мама мне рассказывала, что в детстве ей косы заплетала её мама, моя бабушка. Но в то время таких интересных причёсок не было. Мне стало интересно узнать, как укладывали и украшали волосы в прежние времена. Так появилась тема моей работы.

Цель её: привлечь внимание школьниц к продолжению русской традиции плетения кос с учётом современных тенденций.

Задачи:
1. Познакомиться с историей косоплетения на Руси
2. Изучить традиции причесок и головных уборов в Ярославской губернии
3. Выявить современные тенденции плетения кос
4. Познакомиться с украшениями для волос рукодельницы Галины Махотиной
5. Посетить картинную галерею Рыбинского музея-заповедника
6. Проследить историю плетения косы в моей семье
7. Провести исследование в параллелях 3-х и 9-х классов
8. Провести конкурс на лучшее плетение косы среди одноклассников
9. Сделать фотоальбом современных причёсок.

Актуальность моей работы состоит в том, что быстрый ритм современной жизни не оставляет нам времени на создание красивой причёски. Многие девушки носят распущенные волосы, которые не всегда аккуратно смотрятся и вызывают недовольство окружающих. Всё чаще вспоминается древняя традиция плетения кос. Красиво заплетённые волосы привлекают к себе внимание и восхищение. Уложенные в косы волосы долго сохраняют форму, не мешают в работе, а особенно при занятиях физкультурой

Практическая значимость её в том, что моё выступление поможет моим сверстникам узнать традиции плетения кос на Руси, в том числе в Ярославском крае; привлечёт их внимание к сохранению традиций косоплетения и познакомит с новыми тенденциями в моде причёсок.

Этапы проекта:
1. Подготовительный этап
- определение темы проекта; постановка цели и задач;
- продумывание плана действий и способов решения проблемы проекта (теоретические и практические);
- определение источников информации, способов её сбора и анализа;
- выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
2. Поисковый этап
- сбор, изучение, обработка, анализ информации по теме проекта;
- консультации с педагогами;
- поиск иллюстративного материала.
3. Практический этап
- провести исследование в параллелях 3-х и 9-х классов гимназии № 8;
- организовать и провести в своём классе конкурс на лучшую причёску;
- организовать и провести фотосессию в параллели 3-х классов;
- сделать фотоальбом современных причёсок;
- оформить полученные результаты;
- подготовить творческий отчёт.
4. Этап реализации
- выступить с проектом в творческих объединениях Центра и в школе.

Проблема: Распущенные длинные волосы выглядят не всегда аккуратно, путаются на ветру, мешают на уроке, на занятиях физкультурой.

Гипотеза: С помощью проекта через участие в конкурсах, фотосессиях, знакомство с историей косоплетения и современными тенденциями легче привлечь внимание школьниц к продолжению русской традиции плетения кос.

Основная часть
История косоплетения на Руси

На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса. Эта прическа была распространена еще в домонгольский период. Женские прически Древней Руси и Московского государства долгое время сохраняли национальный колорит: для всех сословий и для всех возрастов - косы.
Единственное разделение - на девичьи и женские прически. Девушки носили одну косу и украшали её на конце лентой или «косником» («накосником»). Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, причёску дополняла лента или венок на голове (приложение № 1).
Своеобразной и яркой частью древнейшей женской одежды был головной убор — обязательное дополнение любого костюма русских женщин. Головной убор соответствовал семейному и социальному положению древнерусских женщин. Отличительной чертой головного убора замужней женщины было то, что он целиком закрывал волосы. Девушки были свободны от этого жесткого предписания. Они нередко носили волосы распущенными или же заплетали в одну косу; макушка всегда была открыта. В свадебном ритуале с незапамятных времен обряд смены прически и головного убора был одним из главных: девушка в глазах окружающих становилась женщиной, когда на нее надели «бабью кику» — убор замужней женщины.
В день свадьбы подружки невесты расплетали девичью косу, чтобы переплести ее на две височные и уложить короной вокруг головы, прическу покрывали маленькой полотняной шапочкой («повойником»), чтобы посторонние мужчины не могли увидеть волос. Обычно этот обряд сопровождался песнями-плачами, в которых сетовали на расставание невесты с подругами, родным домом и девичьей волей.
Замужние женщины не имели право открывать волосы при посторонних мужчинах - только на своей половине, при муже. Считалось недопустимым обнажить голову в присутствии посторонних, а уж тем более - распустить волосы. Исключение составляла разве что только баня и некоторые языческие праздники.
Самым простым и распространенным считали плетение в три пряди - «русская коса», но плели и объёмные тонкие колосовидные косички, широкие плоские косы в несколько плетений. Они украшали пучки в дамских прическах. Косы могли быть многоцветными: пряди окрашивали в два или три цвета и переплетали между собой.
После 1917 года в России изменилась мода на прически. Трудящиеся женщины стали носить короткие стрижки «под гребенку». Те, кто не хотел расставаться со своими длинными волосами, продолжали носить традиционные косы, укладывая их «в корзинку» или обвивая вокруг головы «короной», «венчиком».
Косы в женской прическе снова стали модными в 40-е годы прошлого века: чаще всего это были «бараночки» из кос и «корзиночка» - две косички, у которых кончик одной закреплен за основание другой.
В послевоенные годы на несколько десятилетий косы становятся обычной причёской для школьниц. До 90-х годов большинство школьниц носили косички (в младших классах чаще всего две). Коса остаётся до сегодняшних дней символом женственности и красоты.

Традиции причесок и головных уборов в Ярославской губернии
Из статьи «Народный костюм в традиционных обрядах и обычаях Ярославской губернии в XIX - начале XX века» я узнала, чтоголовной убор был важнейшим элементом народного костюма, служил своеобразной визитной карточкой. По нему можно было узнать, из какой местности его владелица, её возраст, семейное положение.
У девушек голова всегда была открыта. Волосы заплетались в одну косу. Девичьи головные уборы не закрывали макушку и косу. Например, в Пошехонском уезде головной убор девушки называли «красота». Она представляла собой как бы высокую, твёрдую спереди, повязку; к твердой передней части пришивались куски материи, которые завязывались на затылке (под косой). Твёрдая часть «красоты» богато вышивалась речным жемчугом, бисером, золотой нитью. В селениях возле городов Гаврилов-Ям и Любим повязки («волюшки») делали узкими, они лишь слегка прикрывали лоб. В Рыбинском и Мологском уездах передняя часть «красоты» была гораздо ниже, чем у девушек из Пошехонского уезда.
В любой части Ярославщины можно было встретить и совсем узкие повязки с расшитой передней частью. Они были повседневными. Самые лучшие «красоту» или «волюшку» берегли для особых случаев (например, свадьбы), передавали из поколения в поколение, бережно хранили.
Ещё один головной убор до свадьбы - венец, изначально на берестяной основе, и тоже нарядно расшитый. Он считался символом девичьей чистоты.
Уже во время свадьбы и после замужества жительницам Ярославской губернии вместо одной косы плели две, укладывая их вокруг головы и покрывая женским головным убором.
В Ярославской губернии, расположенной в центре России, сильны были влияния соседних земель. Это отразилось на разнообразии головных уборов.
К примеру, в уездах, расположенных ближе к Костроме, носили в первый год замужества кокошник. В отличие от Костромского кокошники Любима, Ростова, Гаврилов-Яма и Ярославля были более низкой и округлой формы. Их украшали вышивкой, золотым шитьём, бисером, жемчугом - в зависимости от благосостояния его обладательницы.
Прообразы известных всем кокошников входили в состав древних мерянских ритуальных одеяний. Изначально их треугольная форма символически воплощала три точки на пути солнца по небосклону: восход-зенит-закат. Русские кокошники очень разнообразны по форме. В Ярославской губернии тоже носили разные «фасоны». Но самыми красивыми и величавыми были высокие, остроконечные кокошники, называемые иногда «наклонами».
В северных уездах Ярославской губернии кокошник был редкостью, ему предпочитали «кику» в виде шапочки с твёрдой прямоугольной или закруглённой пластинкой, обтянутой тканью и расшитой узорами.Известен в Ярославской губернии ещё один головной убор замужних женщин -«сорока». Иногда затылок закрывали расшитым куском материи («подзатыльником»).
ВЯрославской губернии носили «моршени» - головные уборы типа невысокого кокошника. В Рыбинском уезде «моршень» часто шили из бархата, украшали золотым шитьём (см. приложение 1).
К началу XX векана смену «кикам», «сорокам» и«кокошникам» пришли красочные платки и шали.
В нашем посёлке живет мастерица-рукодельница Махотина Галина Игоревна. Она занимается изучением русских народных промыслов. Освоила народное ткачество - тканые пояса, очелья, половички. Умело шьёт русские рубахи и сарафаны, занимается народной вышивкой. Очень красивыми у неё получаются девичьи и женские головные украшения - накосники, начельники, повязки, коруны и венцы(см. приложение 2).Галина Игоревна помогает делу восстановления исконно русских народных традиций и передаёт свой опыт людям через участие в выставках народных промыслов, городских мастер-классах для жителей Рыбинска и области, городских благотворительных выставках-продажах.

Современные тенденции плетения кос
Причёска, над которой не властны никакие модные капризы - это коса. Коса - вечная классика женственности, но вполне отвечающая требованиям времени и удивительно удачно вписывающаяся в современные модные тенденции. Количество вариантов очень большое: русская, французская, греческая и другие виды кос.
По мнению авторов сайта парикмахеровFashion-hairs,в моде элегантная простота плетения косы, которую можно сделать самостоятельно.Предпочтение лучше отдать классическим разновидностям кос, добавив к ним немного творчества и модных штрихов.
Например, в обычную русскую косу из трёх равных прядей можно вплетать цветные ленты и нити. Отдельные прядки могут выбиваться наружу, придавая прическе легкую небрежность. В косу для праздничного случая можно вплести живые цветы или вставить шпильки со стразами. Пробор может быть косым или прямым.
Французскую косу можно выполнять как прямым, так и обратным («от себя») плетением. Она может стать основой для круговой косы, напоминающей венок. Особенно хороша такая прическа для школы и работы.
На сайте «ketrin-moda» мы узнали о тенденциях сезона 2017 года.Стилисты предлагают разнообразие различных причёсок на основе кос. Среди комбинированных самым актуальным вариантом станет коса с пучком. Оригинальные молодёжные причёски получатся, если комбинировать непокорные «фонтанчики» и косички, туго закрученные в задорные «рожки». Очень эффектно смотрятся несколько тонких косичек, которые вплетены в конский хвост, или же просто сплетите одну гладкую косичку и уложите её вокруг головы в виде ободка - получиться стильная и современная причёска, на которую вы затратите минимальное количество времени. Модными в этом сезоне будут боковые косы, объёмные косы с лентами и тонкими резинками на кончиках.
Не обязательно быть парикмахером, но если умеешь сама заплести косу, то проблемы с красиво уложенными волосами не будет. А чтобы косичка стала по-настоящему нарядной, стилисты предлагают украсить её красивыми заколками, резинками из кожи или замши, живыми цветами и лентами.
На сайте салона красоты «Александрия» выложена информация «Косоплетение - новый тренд», в которой рассказывается не только об истории косы, но и о косоплетении в наши дни.
В бешеном ритме современной жизни коса имеет преимущества:
. В отличие от остальных способов укладки, волосы, заплетенные в косу, дольше сохраняют форму;
. Если заплести тугую косу, то можно спокойно заниматься спортом или активным образом жизни, ведь волосы не будут мешать, при этом вы будете выглядеть на все 100%;
. Способы плетения и многообразие видов кос позволят сделать оптимальную и оригинальную прическу как взрослым, так и детям;
. Прическу с косой можно носить повседневно, а можно исполнить в виде праздничной укладки.
В современном мире косоплетение является обособленной дисциплиной в сфере красоты. Открываются специализированные курсы, на которых каждый желающий может овладеть искусством плетения кос. Выдаются официальные сертификаты, то есть плетение кос выделяется как отдельная профессия.
С косой каждая женщина будет выглядеть выгодно, красиво и аккуратно. С прической на основе кос каждый день можно выглядеть по-разному, даже не имея особых навыков в укладке волос.

Практический этап
Я много беседовала с мамой и бабушкой, моими педагогами, рассматривала фотографии из семейного архива, из которых мы узнали, каким образом заплетали свои волосы бабушка, её сестра и подруги (см. приложение 3). При проведении исследования мама заплетала мои волосы разными способами и делала фотографии (см. приложение 4). Из этих фотографий мы сделали фотоальбом, в котором представили современные способы косоплетения (см. приложение 7).
В классе я провела конкурс причёсок. Девочки показывали свои умения, заплетая друг другу косички. Мальчишки тоже не отставали - причёсывали друг друга и что-то прикрепляли на свои чёлки. Подготовка к конкурсу была большая - девочки учились заплетать косы разными способами, чтобы победить на конкурсе. Труднее всего было заплетать меня, потому что у меня очень густые волосы.
С моей учительницей в школе мы прошли по параллели 9-х классов и выяснили, что длинные волосы, которые часто заплетают в косы, имеют 11 девушек из 30-ти. В параллели 3-х классов - 30 девочек из 33-х. 4 учителя из 48 человек имеют длинные волосы и укладывают их в косы, а в центре технического творчества - 6 педагогов из 23-х (см. приложение 5). Провели фотосессию заплетённых кос в своей параллели 3-х классов (см. приложение 6).
С моим педагогом мы побывали в гостях у народной мастерицы Галины Махотиной, которая занимается восстановлением народных традиций, в том числе изготовлением русских народных украшений для волос (см. приложение 2).
Мы с мамой посетили картинную галерею в Рыбинском музее-заповеднике, посмотрели картины с женскими портретами 18-19 веков (см. приложение 8).
Посетили парикмахерские нашего посёлка. Узнали о современных способах плетения и о том, что плетение кос в наше время востребовано в основном у молодёжи. Чаще всего обращаются по поводу причёсок с использованием косоплетения для торжественных случаев: на выпускной вечер или на свадьбу. В качестве украшений используют искусственные цветы, заколки, бусы, ленты, шпильки со стразами, жемчугом и т.д.
В интернете нашли много фотографий, иллюстрирующих украшения волос в современном стиле (см. приложение 9).

Заключение
Благодаря своей работе я не только сама познакомилась с историей и традициями косоплетения на Руси,узнала о традициях причесок и головных уборов в Ярославской губернии, но и помогла узнать об этом моим сверстникам.
Из своих исследований и наблюдений я поняла, что традиции плетения косы сохраняются в основном в начальной школе. Традиция древней Руси заплетания для девушек одной косы, а для женщин - двух не сохраняется. По сравнению с обычным плетением наших бабушек и мам в наше время применяются самые разные способы плетения кос:русская, французская, греческая и другие. Для украшения волос вместо традиционных вышитых повязок и лент сейчас используются разноцветные резинки, заколки, шпильки со стразами и многое другое.
Из бесед с парикмахерами нашего микрорайона и на сайтах парикмахеров в интернете я узнала осовременных тенденциях в моде причёсок с использованием косоплетения.
Мы познакомились с мастерицей-рукодельницей посёлка Волжский, которая занимается восстановлением народных промыслов. Посмотрели её работы, среди которых наиболее яркие - венец, коруна и накосники. Ими на Руси девушки украшали свои волосы.
С проектом я выступила в творческом объединении Центра технического творчества, в своём классе, на муниципальной конференции исследовательских работ учащихся начальных классов «Любознайки: от любопытства до познания». В мае буду выступать в гимназии на конкурсе проектов РГАН (Рыбинская гимназическая академия наук).
Считаю, что мой проект привлечёт внимание школьниц к продолжению традиций плетения кос, потому что красиво заплетённые и уложенные волосы смотрятся аккуратно и нарядно. Они не мешают во время урока, на улице не путаются от ветра и создают хорошее настроение у окружающих.

Девичья коса - не только краса...

Можно ли представить русскую красавицу без косы? Длинные волосы - предмет гордости их хозяйки и восхищения окружающих. С древних времен у всех народов косы служили прекрасным украшением изящной женской головки.

«КОСМЫ»

О «космическом» значении волос говорит множество примеров. В Древней Руси не стригли волос. Этот обычай сохранился в современных монастырях даже по отношению к мужчинам. Волосы воспринимаются как «антенки», принимающие космическую информацию.

О том, что волосы являются носителями информации, знали издревле. Длинные волосы были распространены еще в домонгольский период. Женские прически Древней Руси и Московского государства долгое время сохраняли национальный колорит: для всех сословий и для всех возрастов - косы.

Было только разделение на девичьи и женские прически. Девушки украшали косу на конце лентой или «косником» («накосником»). Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, прическу дополняла лента или венок на голове.


Маковский Константин Егорович. Под венец.

В день свадьбы подружки невесты под пение протяжных грустных песен с плачем расплетали девичью косу, чтобы переплести ее на две височные и уложить короной вокруг головы. Так что вышедшая замуж получала через волосы, собранные в косы, жизненные Bceлeнcкиe силы не только для себя, но и для будущего peбeнкa. Прическу обычно покрывали маленькой полотняной шапочкой («повойником»), чтобы посторонние мужчины не могли увидеть волос. Замужние женщины не имели право открывать волосы при посторонних мужчинах - только на своей половине, при муже.

На Руси существовало выражение «опростоволосить», что значило сорвать покрывало с головы. В поэме Михаила Юрьевича Лермонтова красочно рассказано об этом. Молодой опричник нанес оскорбление красавице Алене Дмитриевне, жене купца Калашникова, за что был вызван им на кулачный бой и убит…

В серии книг «Сокровища Валькирии» Сергей Алексеев пишет, что страшным было наказание для женщины - лишение её косм. Если её «обкарнали», она не может держать обережный круг над своим любимым, когда они в разлуке, теряется космическая связь. Остается только сердечная, над которой ничто не властно. И ещё, было стыдно показать даже родным свои волосы, пока они не отрастут, и страшно, что раскидают твои обрезанные волосы и птицы растащат их по гнездам. И звалась она Карна…

Существовала древняя заповедь: «Не стригите свои власы русые, власы разные да с сединами, ибо Мудрость Божию не постигнете и здоровье потеряете». Ежедневное расчесывание волос было своего рода магическим обрядом. Девушкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу, ибо это символизировало объединение жизненных сил Миров Яви, Нави и Прави. Коса располагалась вдоль позвоночника и считалось, что все светлые Bceленские силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют тело, Душу и Дух девушки особой жизненной силой, подготавливая ее к будущей Священной миссии материнства.

ВОЛОС, КАК ПРОВОДНИК

Волосы бывают не только разных цветов, но и различного строения: толстые и тонкие, прямые и кудрявые. Тонкие волосы говорят о многогранности человека в связи с Небом, т.е. возможности ловить широкий «диапазон волн». Жесткие, толстые волосы у человека более простого с постоянным «диапазоном». Поэтому люди с тонкими волосами чаще заблуждаются, их легче сбить с толку, но зато они легче восстанавливаются после любых испытаний, стрессовых ситуаций...

Ричард Джонсон. Кудрявая

У кудрявых волос велика возможность «помех», завихрений, в результате чего их обладатели отличаются повышенной эмоциональностью, стихийностью. Зато кучерявые люди никогда не бывают фанатами в отличие от людей с прямыми волосами. Считается, что если у человека распрямились волосы, то в лучшем случае он вышел на более прямую дорогу.

При поседении меняется структура волос. Считается, что пока человек не седеет, он живет своей жизнью, но как только появляется седина - включается резонанс с другими людьми.

СИЛА ВОЛОС - В ДЛИНЕ

В индуистской мистической символике волосы, подобно паутине или нитям пряжи, обозначают «силовые линии» Вселенной, пронизанной «волосами Шивы», - могущественного бога. Древневосточных и античных богов, евангелистов и апостолов чаще всего изображали с длинными волосами, что указывало на их физическую стойкость и духовную твердость. Считалось, что именно в волосах обитает душа, и если их отрезать, то человек может лишиться психической и физической силы.

Хонтхорст, Геррит ван (Honthorst, Gerrit van) "Самсон и Далила"

Так, согласно апокрифической «Книге бытия небеси и земли» Самсон - ветхозаветный герой, который прославился подвигами в борьбе с врагами, носил длинные косы, дающие ему богатырскую силу. Когда Самсон нарушил данный им богам обет безбрачия и полюбил Далилу, он открыл ей тайну: «Если остричь меня, то отступит от меня моя сила». Коварная возлюбленная дождалась, когда мужчина заснул, и состригла с его головы семь кос. Самсон тотчас ослабел, чем и воспользовались недруги, - ослепили его и заставили работать на мельнице. Но когда у Самсона отросли волосы, то сила возвратилась к нему, и он разрушил здание, где находились враги.

Обрезать волосы - значит, изменить свою жизнь, это хорошо знали в старину. Даже сейчас, если мы хотим что-то изменить в своей жизни, то часто подсознательно направляемся в салон изменить прическу. Добровольно и даже с радостью остригались только люди, находящиеся в состоянии душевного потрясения, следуя ветхозаветному предписанию в печали «отречься от волос и бросить на них все злое».

Маковский Константин Егорович. Грустная княжна

Раз волосы - источник нашей космической Силы, значит, все, что с ними происходит, меняет русло незримой реки, которая омывает нас своими биоэнергетическими волнами. Поэтому любое воздействие на волосы может изменить в ту или иную сторону не только наш внешний вид, но и всю нашу жизнь. Наверное, с этим же мистическим отношением и накоплением в волосах энергии жизненной силы связана давняя примета - не стричь волосы беременным женщинам. Ребенка до года не рекомендовали даже причесывать, не только стричь.

Детям до 12 лет даже кончики волос не подстригали, чтобы не состричь ум, постигающий жизнь, законы Рода и Мироздания, чтобы не лишить их жизненной силы, даруемой Природой, и обережной силы. Подравнивание кончиков волос на длину не больше одного ногтя у молодых людей старше 16 лет совершалось для того, чтобы волосы быстрее росли, и это деяние можно было совершать только в дни Новолуния.

И, конечно же, не зря расчесывание волос было своеобразным священным ритуалом, во время которого можно было прикоснуться к космическим потокам и почувствовать в прямом смысле этого слова нисходящие с Небес струи жизненной силы. Совершался священный ритуал при помощи гребня, изготовленного либо из священных металлов, либо из ветки священного дерева. Доверить расчесывать свои волосы могли только тому, кого хорошо знали и любили...

Каждая женщина по природе своей Богиня. «Берегиня моя» - называл муж любимую жену. Чем же она оберегает своего мужчину и всю семью? В волосах замужней женщины таится великая сила, мудрость, знания и умения. Волосы связывают нас со Вселенной и друг с другом. Женщина, способна своими волосами накапливать и удерживать большой объем информации и силы.

Выходя замуж, женщина принимает силу Рода своего мужа, получает его фамилию. Изменяется социальный статус, меняется форма и вид прически, что играет немаловажную роль в создании счастливой семьи. Предки наши, зная о магической силе волос, очень трепетно относились к ним. Девочке с рождения не подстригали волосы. Мама тщательно ухаживала за волосами дочери. Заплетала косы, украшала лентами. «А что девка кверху, то коса книзу; расти коса до пят, женихи торопят», - варивали матушки. А когда волосы расчесывали, то часто приговаривали, чтоб здоровье добавлялось, сила и красота:
«Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся.
Дочка, маму слушайся…»

Девушка надевала налобную повязку, ходила с непокрытой головой (по крайне мере летом), тем самым черпая знания, силу и умения из окружающего пространства.

И сейчас ученые утверждают, что наши волосы - это ниточки, которые связывают нас с мирозданием. По этим нитям к нам, действительно, идут сила и знания. Правильно ухаживая за своими волосами, мы взращиваем красоту, здоровье, обретаем силу и мудрость, поддерживаем традиции наших родов.

Свадебная обрядность, песни, которые тогда звучали очень красиво характеризовали красоту, силу и мощь волос невесты: «Запуталась красна девица во своей русой косе»; «что у (имя) головушка склоненная, у ней русая косица, коса расплетенная, по белым плечам коса разложена»; «об русой косе, об хорошей девьей красоте» и т. д.

За волосами в семьях очень тщательно ухаживали, к ним относились довольно трепетно. Волос никогда не выкидывали на ветер: считалось, что голова болеть будет. Да и знали предки, что если волос попадет в руки другого человека, то на него могут наговорить что-нибудь худое. Волосы сжигали или относили к реке, на берегу закапывали.

Наши наблюдательные предки заметили: чем больше волос у маленького ребенка, тем он активнее, эмоциональнее. Ломкие волосы - признак (а может быть, и одна из причин) слабого здоровья. Кстати, лысые люди в среднем живут меньше тех, у кого богатая шевелюра, это связано с тем, что они получают меньше жизненной энергии из Космоса.

КОСЫ И СОВРЕМЕННОСТЬ


Если вы бываете на прогулках в поле, в лесу, то очень хорошо распускать волосы, соединяться с живой силой природы. Она очистит и приласкает, наполнит силой и здоровьем. Подстригая кончики волос на Новолуние, чтобы лучше росли, можно состригать негативную энергетику, которая накопилась.

В современных больших городах волосы желательно не распускать, а бережно их закалывать. Наши волосы как нити-проводники очень легко тянут на себя не только положительную энергию, но и отрицательную. Проще говоря, любую…


В последние годы становится все меньше и меньше девушек и женщин, предпочитающих носить косу, в основном, это оставалось уделом или маленьких девочек, или деревенских женщин. В современном мире длинная коса часто считалась чем-то «немодным», «архаичным». Но время от времени дизайнеры моды и стиля пытались вернуть косам былую популярность, однако долгое время это не встречало понимания.

И всё-таки косы вернулись в нашу жизнь в неожиданном исполнении. Теперь в них больше этнических мотивов, заимствованных из разных культур. В 2011 году модный мир снова буквально взорвали прически и укладки из кос. И теперь укладки с использованием крупных кос и мелких косичек появились в коллекциях самых именитых дизайнеров. Приведу несколько фото с модными современными косами. Может быть, и кому-то из вас они понравятся…


Греческая коса

Сенегальские косички


Ажурная коса

Сложный жгут с косичками


Сложное праздничное плетение с применением шиньона


Ажурная коса-ободок вокруг головы


Косичка-полуободок...


Праздничная ажурная коса с украшениями

Источники: разные сайты Инета, журналы "Мир женщины", " Вопросы истории"



Рассказать друзьям