Как работает дефектолог. Дефектолог, кто это такой, обязанности, особенности? Кто такой дефектолог

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Логопед-дефектолог – специалист с высшим образованием, занимающийся изучением, развитием, коррекцией речи. Логопед-дефектолог владеет методиками общения, обучения разновозрастных пациентов, имеющих отклонения в развитии, сложные болезни, сопровождаемые интеллектуальными, зрительными, слуховыми, неврологическими расстройствами.

Деятельность специалистов направляется на анализ речи, выявление причин задержки речи, оказание помощи в адаптации, речевом развитии, устранении неправильности произношения, других обнаруженных дефектов. Предусматривается тесное сотрудничество с неврологом, педиатром, психологом, отоларингологом.

При взаимодействии с маленькими пациентами для повышения эффективности проводимых занятий и снижения нагрузки на ребенка применяются увлекательные игровые методики.

Чем занимается логопед-дефектолог?

Специалист занимается устранением сопровождаемых психическими и физиологическими нарушениями дефектов развития:

  • Нарушений речевой звучности (дисфонии, афонии).
  • Нарушений произношения (картавости, шепелявости), скорости произношения (брадилалии, тахилалии).
  • Заикания (логоневроза).
  • Гнусавости (ринолалии).
  • Дислексии (нарушения навыков чтения).
  • Сенсомоторной, сенсорной алалии (задержки речи).
  • Гиперактивности.
  • Синдрома дефицита внимания.
  • Детского церебрального паралича.
  • Аутизма.
  • Задержки психического, интеллектуального развития.
  • Отсутствия или недостаточного развития навыков запоминания, усвоения информации.
  • Слепоты, глухоты, нарушения функционирования органов слуха, зрения.
  • Неврологических расстройств.

Фрагменты занятий с логопедом-дефектологом можно посмотреть в видео ниже:

Избавление от речевых дефектов обеспечивается благодаря воздействию на органы речи, обучению правильного дыхания, формированию звуков, управлению речью.

Проблемы с речью имеют психотравмаический подтекст, поэтому от специалиста требуется найти правильный подход к пациенту для реализации природного потенциала, формирования устойчивой самооценки, гармонизации личности.

После визитов к специалисту улучшается память, внимание, речевая функция, мелкая моторика, письменные, адаптационные навыки, обогащается словарный запас, развиваются способности к обучению, мимическому, жестовому общению.

Для получения логопедической (дефектологической) квалификации требуется прохождение курса обучения специализации “дефектология”. Широкопрофильное обучение предусматривает изучение аспектов педагогики, неврологии, психологии, психиатрии.

Что касается личностных особенностей, то специалист должен проникаться индивидуальной проблематикой, быть терпеливым, коммуникабельным, иметь способности к нестандартному мышлению, нахождению подхода к каждому пациенту.

Прием логопеда-дефектолога

Логопеды-дефектологи работают в общеобразовательных и профильных школах, дошкольных заведениях, поликлиниках, больницах, специализированных центрах коррекции, реабилитации, логопедии, частных логопедических кабинетах.

Иногда специалист работает на дому, что обеспечивает расслабление, комфорт для пациента, находящегося в знакомой обстановке, повышение эффективности занятий. Занятия с детьми в присутствии обоих родителей позволяют им освоить нюансы упражнений, отрабатываемых с ребенком. От родителей зависит мотивационная составляющая.

Работа логопеда-дефектолога начинается с изучения анамнеза, семейного воспитания, психофункционльного диагностирования, предусматривающего участие психолога, психотерапевта. Делается оценка привычек, поведенческих особенностей, вступления в межличностный контакт, речи, ее восприятия, письма, чтения, внимания, памяти, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы.

Выраженность идентифицированных дефектов анализируется с учетом имеющихся проявлений соматических болезней.

Обнаруженные нарушения обуславливаются задержкой в развитии, неврологическими, психологическими болезнями, недостаточностью общения, отсутствием занятий с родителями и другими факторами.

Чем точнее и полнее будут предоставляться запрашиваемые данные на первичном приеме, тем лучше стратегия занятий. Для получения обширной клинической информации, исходя из симптомов, выдаются направления на проведение нейросонографии, электроэнцефалографии, допплерографии, спондилографии, ультразвуковой, других типов диагностики.

На основе анализа диагностических результатов составляется методика с учетом возрастных особенностей, проводятся индивидуальные, групповые занятия, выдаются рекомендации по домашним упражнениям.

Длительность, частота встреч подбирается индивидуально, исходя из совокупности обнаруженных проблем, их тяжести. Сложность упражнений повышается, проводятся занятия на закрепление навыков, знаний. Осуществляется оценка результатов мероприятий, при необходимости программа корректируется.

Используемые методики

Логопедами-дефектологами используются проверенные временем методики, включающие:

  • Массаж речевого аппарата.
  • Дыхательные, физические упражнения.
  • Гимнастику (артикуляционную, пальчиковую).
  • Фонетическую ритмику, логоритмику.
  • Су-Джок терапию.

К инструментам относят: речевые средства, действия, мимику, пантомимику, жесты.

В качестве дополнения к занятиям применяют физиотерапию, иглоукалывание, массажные процедуры, лекарственное лечение, организовываемое профильными врачами.

При необходимости можно выполнить коррекцию речи детей, не имеющих сопутствующих патологий. Проводят обучение артикуляции, произношению звуков, букв, написание слов, предложений. У малышей не развита требующаяся для длительных занятий усидчивость, способность к концентрации внимания, продолжительность одного занятия подбирается индивидуально (в пределах получаса).

Ощутимый эффект наблюдается при настойчивости, терпеливости, обоюдных усилиях со стороны логопеда-дефектолога и пациента (родителей), систематичности, тщательности занятий, характеризующихся непринужденной атмосферой, стимулирующей к результативным занятиям.

В программе Здоровье радио-маяк в гостях логопед-дефектолог подробно отвечает на вопросы:

Отличие логопеда от дефектолога

Логопед и дефектолог – не равнозначные понятия. Логопедия предусматривает организацию мероприятий по исправлению нарушений речи, дефектология – более широкопрофильная специализация.

В обязанности логопеда входит постановка речи у пациентов, не имеющих тяжелых патологий: обучение корректному произношению, постановке звуков, слогов, написанию букв, слов, предложений. Акцент делается на устранение дефектов речевых навыков.

Нарушения речи, которое развивается от прогрессирующих неврологических болезней, заболеваний зрительной, слуховой, других систем, психофизических недостатков входят в сферу компетенции дефектолога. Работая над мыслительно-познавательной деятельностью, вниманием, дефектолог помогает научиться высказывать мысли, воспринимать, познавать мир.

Занятия логопедов начинаются по достижению ребенком трехлетнего возраста, дефектологи занимаются и с детьми младше трех лет. Занятия проводятся не только для детей, но и для представителей различных возрастных групп.

Специалисты по дефектологии и логопедии работают в тандеме. Логопед-дефектолог сочетает обе профессии, обеспечивая разработку, реализацию комплексной коррекционной программы.

Когда обращаться к логопеду-дефектологу?

Обращение к специалисту требуется при:

  • плохом произношения звуков;
  • позднем речевом развитии;
  • шепелявости;
  • картавости;
  • заикании;
  • нарушениях чувства ритма (скорости произношения);
  • восприятия речи (дизартрии);
  • чтения и письма.

Также помощь специалиста необходима при детском церебральном параличе, парезе, сопутствующих мимических нарушениях, расстройствах памяти, внимания, нарушении глотательной функции, апатичности, агрессивности, проблемами с произношением слов по слогам, составлением элементарных предложений.

Чем более тяжелые формы приобретают проявляющиеся нарушения, тем сложнее от них избавиться (в особенности, во взрослом возрасте). Своевременная идентификация проблемы и начало корректирующих мероприятий обеспечивает повышение шансов на полное устранение выявленных отклонений, нормальное интеллектуальное, речевое развитие.

В мире есть профессии, вызывающие всеобщее и безусловное уважение. Это прежде всего учитель и врач, от которых зависят здоровье и судьбы людей Профессия дефектолога, работающего с особой категорией людей, занимает среди них особое место.

Специалист в области дефектологии

Дефектология – это наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения. Название этой науки говорит само за себя: слово «дефектология» происходит от латинского defectus – недостаток и греческого logos – слово, учение.

Дефектология в широком смысле включает в себя разделы специальной педагогики, социологии, философии, психологии, а также тесно связана c медицинскими науками (психиатрия, невропатология, иммунология, педиатрия, офтальмология, отоларингология и др.), так как природа происхождения патологий различна. Дефектология в узком смысле занимается воспитанием, обучением и социализацией детей с отклонениями в развитии.

Дефектолог (коррекционный педагог) – это специалист, занимающийся воспитанием, обучением и социализацией детей с психическими и физическими отклонениями в развитии. Коррекционный педагог не врач, он не может вылечить патологии, не может исправить ошибку генов, врачей или судьбы. Суть его работы в другом – он призван научить детей с отклонениями в развитии справляться со своим недугом, научить их жить в современном мире. При этом результат его работы во многом зависит от желания родителей помочь своему ребёнку. Ведь дефектолог не может заниматься с ребёнком в течение всего дня, большая нагрузка ложиться на плечи родных и близких ребенка, которые должны выполнять все рекомендации специалиста.

Дефектолог занимается также с учащимися начальной школы, не имеющими отклонений, но которые в той или иной степени плохо усваивают программу общеобразовательной школы. Таким детям тоже нужна помощь дефектолога.

Дефектолог-сурдопедагог

Сурдопедагог (от лат. surdus - глухой.) – это специалист по обучению и воспитанию детей, имеющих отклонения в области слуха, от тугоухих до полностью лишённых слуха, в том числе от рождения. Важнейшая задача сурдопедагога состоит в обучении ребёнка, который ничего не слышит, произносить звуки, слоги, слова, то есть разговаривать. Сурдопедагог не только формирует у ребёнка навыки говорения, но и следит за правильной интонацией и правильным ритмом, учит читать книги и писать, «считывать» чужую речь по губам, обучает азбуке жестов и дактильной азбуке.

Сурдопедагог помогает адаптироваться к слуховому аппарату, осуществляет контроль за параметрами слухового аппарата, обеспечивающими комфортное восприятие звуков. Также сурдопедагог работает с детьми после операции кохлеарной имплантации, так как этот метод не обеспечивает автоматический переход к естественному слуховому восприятию. Сурдопедагог может работать также и со взрослыми людьми с ограниченными возможностями слуха и речи, участвуя в их психологической адаптации и профессиональной реабилитации.

Дефектолог-тифлопедагог

Тифлопедагог (от греч. typhlós - слепой.) - это специалист, занимающийся воспитанием, обучением и развитием детей, имеющих нарушения зрения, включая тех, кто лишён зрения с рождения. Зрение – это важнейший источник, через который человек воспринимает информацию об окружающем мире. Поэтому, если человек слеп, его надо научить получать информацию через другие органы чувств, например через органы слуха и осязания (у слепых обычно обострённый слух и особая чуткость пальцев).

Задача тифлопедагога – научить слепых и слабовидящих детей читать по шрифту Брайля, обучить их навыкам самообслуживания и умению ориентироваться в пространстве. Большое внимание уделяется занятиям по развитию осязания и мелкой моторики с обязательными упражнениями для рук (снимающими напряженность мышц, развивающих подвижность и гибкость); по ориентировке в пространстве, по социально-бытовой ориентировке.

Также тифлопедагог организует обучение и профессиональную подготовку слепых и слабовидящих; учит пользоваться для самообслуживания специальными тифлотехническими средствами культурно-бытового и хозяйственного назначения.

Дефектолог-олигофренопедагог

Олигофренопедагог – это специалист по обучению и воспитанию детей, имеющих нарушения психического развития, такие как умственная отсталость (олигофрения), аутизм (психическое расстройство) или наличие сразу нескольких дефектов в развитии. Причин, по которым у человека нарушается интеллект, очень много: травмы, генетические проблемы, влияние ядов, тяжёлые инфекции (как до, так и после рождения), последствия неудачных прививок и т.д. Олигофренопедагог занимается обучением и воспитанием детей дошкольного и школьного возраста с нарушенным интеллектуальным развитием, помогает в адаптации в обществе. Он работает не только с детьми, но и с их родителями, которые нуждаются в рекомендациях квалифицированного специалиста.

Дефектолог-логопед

Логопед – это коррекционный педагог, который занимается устранением недостатков речевого развития. Существует три основных вида нарушений речи у детей: дислалия (нарушено произношение отдельных звуков); фонетико-фонематические нарушения (нарушены произношение и речевой слух); общее недоразвитие речи (нарушена вся речевая система: произношение, фонематический слух, слоговая структура, грамматика, связная речь). Логопед помогает устранить такие нарушения, как: заикание картавость, шепелявость; дизартрия (нарушение произношения); дисграфия (нарушение письма); дислексия (нарушение чтения); алалия (отсутствие или недоразвитие речи); афазия (отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи) и др.

Логопед работает с дошкольниками и школьниками, имеющими как нормальное развитие, так и интеллектуальную недостаточность, а также со слабослышащими детьми.

Дефектолог в школе

Дефектолог оказывает помощь и детям с задержкой психического развития, которые не справляются с требованиями стандартной школьной программы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, они не являются умственно отсталыми. Но у них нарушен нормальный темп психического развития, при котором ребёнок продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. У них недостаточно сформированы умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети овладевают в дошкольный период. Они имеют отставания в речевом развитии, моторную неловкость, неусидчивость, невнимательность, плохую память; характерной чертой таких детей является неуверенность в собственных силах, они с трудом общаются со сверстниками.

Педагог-дефектолог может помочь развить интеллектуальные способности ребёнка, расширить словарный запас, лучше выражать свои мысли. Дефектолог не учит детей математике или русскому языку, он исправляет причину возникшей трудности в обучении, благодаря чему и происходит коррекция нарушенных функций. (Например, несформированность пространственных представлений является причиной трудностей письма и чтения. Это можно исправить как непосредственным развитием навыков чтения и письма – этим занимается учитель, так и развитием пространственных представлений у ребенка – этим занимается дефектолог.)

Где получить профессию дефектолога

Профессия дефектолога находится на стыке сразу нескольких наук: медицины, педагогики, психологии, социологии и т.д., однако главное направление – всё-таки педагогика. Специальность дефектолога получают в педагогических вузах, где есть дефектологический факультет. Такие факультеты есть в Москве, Петербурге, Новосибирске, Томске, Волгограде, Екатеринбурге, Челябинске и других крупных городах России.

Круг изучаемых дисциплин у будущих дефектологов (коррекционных педагогов) широк. Студенты проходят специальную педагогику и психологию, дефектологию, основы медицины, биологии, социологии и филологии, правоведение с основами семейного права и прав инвалидов. Программа профессиональной подготовки дефектолога включает в себя теоретическое обучение, научно-исследовательскую работу, практикумы, педагогические практики.

Выпускник дефектологического факультета может работать в учреждениях как образовательного (детские сады, школы), так и лечебного профиля (поликлиники, больницы), а также в различных реабилитационных центрах, центрах социальной защиты и психологической помощи, в общественных и благотворительных организациях по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональные качества дефектолога

От качества работы дефектолога зависят судьбы детей с непростой судьбой. Неудивительно поэтому, что людям этой профессии предъявляются повышенные требования. Дефектолог должен быть ответственным и целеустремленным, энергичным и инициативным, коммуникабельным и наблюдательным, доброжелательным и тактичным, иметь высокий уровень интеллекта и хорошую память, обладать незаурядными творческими способностями, быть оптимистично настроенным и уверенным в успешных результатах своей деятельности. Кроме того, дефектолог должен любить детей, так как основной упор деятельности этого специалиста направлен на коррекцию развития, воспитание и обучение детей.

Вместе с тем дефектолог должен быть готов и к тем сложностям, которые таит в себе эта профессия. Ежедневная работа с аномальными детьми, имеющими физические и психические отклонения, сопряжена с повышенными психо-эмоциональными нагрузками, которые могут стать причиной хронической усталости и депрессии. Чтобы противостоять таким нагрузкам и сохранить собственное здоровье, дефектолог должен обладать высокой стрессоустойчивостью.

И всё же есть у работы дефектолога и огромное преимущество – это моральное удовлетворение от положительного результата, когда дети с физическими или психическими дефектами смогли приобрести навыки и умения, необходимые для жизни в современном обществе. Осознание того, что это достигнуто и его трудом, – главная награда дефектолога.

Татьяна Киселева
Кто же такой дефектолог?

Основной специалист на которого могут опираться в выборе способов помощи ребенку с различными видами задержки – это дефектолог . Кто такой дефектолог ? - Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики. Дефектология (лат. defektus - недостаток) - наука, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания. Дефектолог - специалист , который работает с такими детьми. Целью работы является максимально возможные в силу имеющихся особенностей развитие и адаптация в социальной, учебной, профессиональной сферах.

Разница между логопедом и дефектологом в том , что логопед занимается развитием речи, а дефектолог развитием интеллекта. На консультации дефектолог осматривает ребенка , путем диагностики выявляет имеющиеся нарушения, проводя беседы с родителями, выясняет обстоятельства, при которых возникло и развивалось заболевание, при необходимости назначает дополнительные обследования и анализирует их результаты. Все это позволяет точно определить характер отклонения и выбрать направление для целенаправленной работы по коррекции. После проведения первичного обследования детей, родители получают ответы на интересующие их вопросы по организации коррекционной помощи ребенку.

Для чего нужен дефектолог ?

1. Проводит подробное обследование особенностей развития каждого ребенка, определяет его способности к обучению, организует работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей;

2. Повышает познавательную активность и развивает основные психические процессы у детей (Восприятие, внимание, память, мышление и др.) ;

3. Развивает коммуникативную деятельность детей;

4. Развитие ведущего вида деятельности для данного возрастного периода – дошкольники – игровая деятельность, школьники - учебная.

Основные направления работы учителя-дефектолога с ребенком :

Формирование элементарных математических представлений (количественных, пространственных, временных) .

- обучение конструированию : на занятиях по конструированию ребенок овладевает представлениями о пространстве, цвете и форме предметов, учится действовать по образцу, координировать движения рук.

- обучение игре : некоторые дети не умеют играть, или же уровень развития их игровой деятельности соответствует более младшему возрасту. Для таких ребят необходимо организовывать специальные занятия, помогающие им "продвинуться" в развитии.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи : ребенок учится видеть окружающие предметы и явления, расширяется круг его представлений, словарный запас, развивается связная речь.

- дидактическая игра : специально организованные игры помогают развивать восприятие, внимание, память и мышление ребенка, моторику рук.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Такой разный хлеб» Цель: развивать наблюдательность, закреплять знание разнообразия хлебобулочных изделий, соблюдать.

Конспект НОД для старшей группы «Я такой!» Эмоциональный настрой детей Ребята, на прошлом занятии мы с вами узнали много интересного о нашей планете Земля, о том, что ее называют.

Кто же такой логопед?? Логопед – специалист, который занимается профилактикой и коррекцией нарушений устной и письменной речи. Логопед учит говорить правильно.

Конспект занятия «Кто такой настоящий друг?» ПРИЛОЖЕНИЕ КОНСПЕКТ «КТО ТАКОЙ НАСТОЯЩИЙ ДРУГ?» ВЫПОЛНИЛА: САМАРКИНА Н. С. ЗАДАЧИ: воспитывать стремление дружить с окружающими; показывать.

Тип проекта: познавательно-исследовательский. По содержанию: открытый, внутри одной группы; краткосрочный (3 недели). Проблема. Почему.

Проект «Такой интересный песок.» Состав проектной группы: воспитатели: Саяпина Н. В Тип проекта: среднесрочный, исследовательско-творческий.

Проект «Кто такой Дедушка Мороз?» Паспорт проекта. 1. Вид проекта: творческо-информационный 2. Продолжительность: краткосрочный. 3. Участники проекта: воспитатели, родители,.

Работая в школе уже 2-й год я столкнулась с некоторой проблемой, которая и подтолкнула меня к публикации данного материала. Проблема заключается в выражении- «Никто не знает кто такой дефектолог, но все знают с кем он должен заниматься» . К моему великому сожалению я говорю не только о родителях. Когда речь заходит о учителе-дефектологе, многие родители впадают в панику. Многие из них начинают возмущаться-«Какой еще дефектолог!!! У моего ребенка нет никаких дефектов!!! Он у нас нормальный!!!» многие родители думают, что уж если попал ребенок к дефектологу, так значит теперь у него проблемы на всю жизнь. Не раз приходилось слышать и такую фразу, что дефектолог это учитель, который учит, извиняюсь, дураков. А уж педагоги всех детей бы отправили к нему!!

Так кто же такой, этот дефектолог? Что за страшилка такая для родителей?

Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество специальностей: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями).

Чем же занимаюсь конкретно я? Содержание моей работы содержится в задачах.

  1. Моя работа начинается с диагностики. Диагностика проводится не один раз. И диагностика осуществляется только по запросу-педагогов и родителей. Я не могу прийти в класс и просто взять Петю или Машу. Для диагностики нужны обоснования.
  2. Параллельно с диагностикой я выявляю те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скоррегировать нарушение.
  3. На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
  4. Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
  5. Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.
  6. А так же идет консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.

Целью моей работы , если сказать своими словами, является коррекция! Т.е. коррекция пробелов в развитии.

Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений. Основными из которых являются следующие:

1 блок «развитие психомоторики и сенсорных процессов» . Это очень большой блок, основным направлением из которого корригируется мелкая моторика. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика-нет письма, нет письма- нет и связной речи.

2 блок «формирование пространственно-временных отношений» . Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый-нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.

3 блок «умственное развитие» . Тоже очень большое направление, в котором корригируются ВПФ, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.

4 блок «нормализация ведущей деятельности возраста» . Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по коррекционным программам 8 и 7 вида. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.

5 блок «формирование представлений о предметах и явлениях» . В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное напрвление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.

6 блок «обогащение словаря и развитие связной речи» . Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.

7 блок «готовность к восприятию учебного материала» . Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.

8 блок «формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала» . Этот блок направлен в основном на учащихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.

Как видно из вышесказанного учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе). Мои занятия таковы, что прежде всего я корригирую причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель) а так же и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).



Кабинет дефектолога это некая сказка, куда попадают дети.

Структура моих дефектологических занятий очень разнообразна и интересна. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др.
На занятиях используются игрушки, картины, книги, компьютер, песок, шишки, пуговицы, кукольный театр и много другого разнообразного дидактического материала.

Вот несколько примеров занятий.

На первый взгляд обычная раскраска . На самом деле отрабатывается математический навык. Т.е. чтобы раскрасить картинку- надо решить примеры. Определенный цвет соответствует определённой цифре. В итоге формируются не только математические навыки, но и сенсорные процессы(закрепление цвета), закрепляются пространственные навыки и развивается мелкая моторика.

На данном занятии отрабатывается пространственно-временное направление. Изучаются времена года. Вроде бы ничего необычного, но детей приводит в дикий восторг, когда обычные бумажки без клея приклеиваются к ткани. Для них это настоящее волшебство. В дополнение развивается мышление, мелкая моторика, речь.

Тоже ничего необычного…. Но если закрыть глаза…. Сунуть ручки в этот теплый песочек… представить, что в небе светит яркое солнышко, что рядом поют птички…. В результате- развитие мелкой моторики, сенсорных процессов, воображения, речи. Так же в данном пособии можно отрабатывать навык счета и чтения.


С помощью прищепок добавляем недостающие элементы. В результате корригируется не только мелкая моторика, но и связная речь, мышление, словарь и др.
После всего сказанного и показанного я думаю каждый родитель изменит свое мнение о коррекционных дефектологических занятиях и захочет чтобы и его ребенок посещал такие интересные и увлекательные занятия.

И в заключение Желаю Вам, родители, успехов, терпения, мудрости в воспитании и обучении Ваших деток.



Рассказать друзьям