Открытие института благородных девиц год. Смольный институт благородных девиц - хроники от наблюдателя

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Увидев это удивительное членистоногое, всякий слабонервный вздрогнет от ужаса и неожиданности – ведь в мире нет никого интересней и в то же время ужасней, чем кокосовый краб. Во всяком случае, среди членистоногих – ведь он по праву считается самым крупным их представителем.

У кокосового краба есть много других «имен»: например, краб-воришка или пальмовый вор – ведь это странное членистоногое и впрямь ворует свою добычу. Путешественники прошлых веков, которые побывали на островах, раскинувшихся на Западе Тихого океана и в Индийском океане, рассказывают о том, что кокосовый краб скрывается от любопытных глаз в густой зелени пальм для того, чтобы потом внезапно схватить свою добычу, лежащую прямо под деревом или неподалеку от него.



Кокосовый краб (лат. Birgus latro) на самом деле крабом вовсе не является, несмотря на разительное сходство с упомянутым в названии членистоногим родственником. Это сухопутный рак-отшельник, принадлежащий виду десятиногих раков.

Строго говоря, назвать пальмового вора сухопутным членистоногим тоже можно с натяжкой, поскольку часть его жизни проходит в морской стихии, и даже на свет крохотные рачки появляются в толще воды. Новорожденные малыши с беззащитной мягкой брюшной полостью деловито ползают по дну водоема в поисках надежного домика, которым может послужить и ореховая скорлупка, и опустевшая раковина моллюска.


В «детстве» birgus latro не слишком отличается от рака-отшельника: он таскает за собой свою раковину и почти все время проводит в воде. Но выйдя однажды из личиночного состояния и покинув воду, он уже не способен туда вернуться, а в какой-то момент и носить за собой раковину-домик. В отличие от брюшек раков-отшельников его брюшко не является ахиллесовой пятой и постепенно твердеет, а хвост сворачивается под туловищем, защищая тело от порезов. Благодаря особенным легким он начинает дышать вне воды.

По правде говоря, в большинстве легенд отмечалась именно эта его особенность - первые европейцы, прибывшие на острова, описывали кокосовых крабов как прячущихся в листве деревьев существ с длиннющими клешнями, которые неожиданно протягивались до самой земли и захватывали добычу, вплоть до овец и коз. Ученые подтвердили, что birgus latro обладает большой силой и может поднимать до 30 кг веса. Однако они выяснили, что свои способности краб использует для того, чтобы перетаскивать с места на место груз, предпочитая питаться мертвыми животными, крабами и упавшими фруктами.


За счет чего ракам удается одинаково комфортно существовать и в воде, и на суше? Оказывается, мудрая природа снабдила их сразу двумя инструментами дыхания: легкими, вентилируемыми воздухом на поверхности земли, и жабрами, позволяющими дышать под водой. Вот только со временем второй орган утрачивает свои функции, и пальмовым воришкам приходится полностью переходить на наземный образ жизни.


Желающим повстречать такое чудо пришлось бы отправиться в тропики – кокосовые крабы водятся на островах Индийского океана и на некоторых западных тихоокеанских островах. Увидеть их при свете дня непросто: пальмовые воры ведут ночной образ жизни, а в солнечное время скрываются в расщелинах скал или в песчаных норках, выстланных волокнами кокосовых орехов – это помогает сохранить требуемый уровень влажности в жилище.


И хоть версия о том, что своими передними клешнями рак способен расколоть кокосовый орех, с треском провалилась, его конечности, тем не менее, достаточно развиты для того, чтобы проворно взобраться по стволу пальмы или откусить человеку фалангу пальца. А к кокосовым орехам рак действительно неравнодушен: питательная мякоть – главное блюдо в его меню, которому он и обязан своим «кокосовым» названием.


Иногда рацион раков обогащается плодами панданов, а по некоторым источникам, пальмовым ворам случается поедать и себе подобных. Голодный рак безошибочно находит ближайший «ресторан»: внутренним навигатором служит прекрасное обоняние, которое и выводит его на источник пищи, даже если он находится за много километров.


Что касается «воровского статуса» рака, то в этом повинно его неудержимое стремление утянуть в свою норку всякую всячину из разряда той, что плохо лежит – съедобную и не очень.

Мясо кокосового краба не только числится среди деликатесов, но и относится к афродизиакам, поэтому на этих членистоногих ведется активная охота. Чтобы не допустить их полного исчезновения, в некоторых странах установлены жесткие ограничения на отлов кокосовых крабов.


Тело кокосового краба, как и у всех десятиногих, разделено на переднюю часть (головогрудь), на которой имеется 10 ног, и живот. Передняя, самая крупная пара ног имеет большие клешни (когти), причем левая клешня намного крупнее правой. Следующие две пары, как и у других отшельников, большие, мощные с острыми концами, используются кокосовыми крабами для путешествия по вертикальным или наклонным поверхностям. Четвертая пара ног значительно меньше первых трех, что позволяет молодым кокосовым крабам селиться в раковинах моллюсков или скорлупе кокосового ореха, осуществлять защиту. Взрослые особи используют эту пару для прогулок и альпинизма. Последняя, очень маленькая пара, которая обычно прячется внутри панциря, используется самками для ухода за яйцами, а самцами - для спаривания.


За исключением стадии личинки, кокосовые крабы не умеют плавать, и они непременно утонут, если пробудут в воде больше часа. Для дыхания они используют специальный орган, называемый жаберные легкие. Этот орган может быть интерпретирован, как стадия развития между жабрами и легкими, и является одним из наиболее важных адаптаций кокосового краба к среде обитания. Жаберные легкие содержат ткани, аналогичные тем, которые имеются в жабрах, но подходят для поглощения кислорода из воздуха, а не из воды.


Кокосовый краб имеет хорошо развитое чувство обоняния, которое он использует, для поиска пищи. Как и большинство крабов, живущих в воде, у них есть специализированные органы, расположенные на антеннах, которые определяют концентрацию и направление запаха.


В течении дня эти членистоногие отсиживаются в норах или скальных расщелинах, которые выстилают кокосовыми волокнами или листвой, что бы увеличить влажность в жилище. Во время отдыха в своей норе, кокосовый краб закрывает вход одной клешней, чтобы сохранить влажный микроклимат в норе, который необходим для его органов дыхания.


Как подсказывает само название, этот краб питается кокосами, и на самом деле в состоянии подняться на кокосовую пальму, на высоту до 6 метров, где мощными клешнями отщипывает кокосы, если они еще не доступны на земле. Если упавший кокос не раскалывается при падении, краб в течении недели, а то и двух будет его потрошить, пока не доберется до сочной мякоти ореха. Если эта муторная работенка надоедает крабу, он поднимает кокос на дерево и кидает его вниз, дабы облегчить себе работу. Спускаясь обратно на землю, они иногда падают, но без ущерба для здоровья могут перенести падение с высоты 4, 5 метров. Не откажется кокосовый краб и от других фруктов, новорожденных черепах и падали. Они так же были замечены за ловлей и поеданием полинезийских крыс.


Другое свое название - пальмовый вор, он получил за любовь ко всему блестящему. Если на пути краба попадется ложка, вилка, или другой блестящий предмет, будьте уверены, он непременно попытается утащить его в свою норку.


С начала июня по конец августа у пальмовых воришек начинается период размножения. Процесс ухаживания длится долго и нудно, а вот само спаривание происходит довольно быстро. Оплодотворенные яйца самка носит в течении нескольких месяцев на нижней стороне живота. Когда яйца готовы к вылуплению, самка спускается к берегу моря во время прилива и выпускает личинок в воду. В течении следующих трех – четырех недель, плавающие в воде личинки проходят несколько этапов развития. Через 25 – 30 дней, уже маленькие крабики опускаются на дно, селятся в раковины брюхоногих моллюсков, и готовятся мигрировать на землю. В это время малыши иногда посещают сушу, и постепенно теряя возможность дышать под водой, окончательно перебираются в основную среду обитания. Кокосовые крабы достигают половой зрелости примерно через пять лет после вылупления, но достигают своего максимального размера только к 40 годам.


Пальмовые воришки обитают в тропиках, на островах Индийского и западной части Тихого океанов. Остров Рождества в Индийском океане имеет самую большую плотность населения кокосовых крабов в мире


Шведские и австралийские ученые подтвердили правдивость всех рассказов о кокосовых крабах. Так, жители тихоокеанских островов утверждали, что те за несколько километров могут почуять запах, например, мяса или спелых фруктов. И действительно, специальные приманки, подложенные исследователями, немедленно привлекли внимание крабов-воришек, которые тем не менее побрезговали обычными кусочками хлеба, на которые падки обычные крабы.


Функция дворника-это, конечно, неплохо и полезно, однако, поскольку birgus latro существо преимущественно ночное и не очень-то дружелюбное, наткнувшись на него, местные жители особого восторга не испытывают. Уменьшение его численности вынудило местные власти установить лимит на отлов birgus latro. На Папуа- Новой Гвинее запрещено включать его в ресторанные меню, на острове Сайпан - отлавливать крабов с панцирем менее 3,5 см, а также с июня по сентябрь, в период размножения.









— одно из самых крупных наземных членистоногих: длина тела может достигать 32 см, а масса — 4 кг.

Пальмовый вор или кокосовый краб (лат. Birgus latro ) — вид десятиногих раков из надсемейства раков-отшельников (Paguroidea ). В отличие от большинства других раков-отшельников он использует пустые раковины брюхоногих моллюсков только на ранних стадиях развития. Взрослые особи ведут сухопутный образ жизни. Пальмовые воры распространены в тропиках на островах Индийского и западной части Тихого океанов. Eпотребляют в пищу мясо .



Строение и систематическое положение

Пальмовый вор — одно из самых крупных наземных членистоногих: длина тела может достигать 32 см, а масса — 4 кг. Клешни передней пары ходных ног способны развивать усилие, позволяющее дробить небольшие кости. Четвёртая и, в особенности, пятая пара ходных ног развиты хуже остальных. Этот признак, а также способность отгибать брюшной отдел указывают на принадлежность пальмовых воров к ракам-отшельникам, а не к внешне похожим на них крабам.



Сухопутный образ жизни представителям этого вида позволяет вести мощно развитый кальцинированный экзоскелет, а также модификация органов газообмена. Стенки жаберных полостей несут гроздевидные выросты, значительно увеличивающие дыхательную поверхность. Собственно жабры у пальмового вора развиты слабо.



Размножение и развитие

В сезон размножения самки с развивающимися яйцами мигрируют к морю и откладывают их в воду, где вылупляются личинки. Осевшие на дно молодые особи обладают типичным внешним видом рака-отшельника и прячут мягкое брюшко в пустые раковины морских (а после выхода на сушу — наземных) брюхоногих моллюсков.



Продолжительность жизни пальмовых воров достаточно велика: длины в 10 см они достигают только в пятилетнем возрасте.



Питание и образ жизни

Рацион составляют плоды панданов, содержимое расколотых кокосовых орехов. Молодь может питаться другими ракообразными и детритом.



Пальмовый вор выкапывает в почве неглубокие норы, которые выстилает волокнами кокосовых орехов. Иногда довольствуется естественными убежищами — расщелинами в скалах, полостями в осушенных коралловых рифах, но и в таких случаях использует для их обкладки растительный материал, сохраняющий в жилье повышенную влажность. Способен забираться на деревья. Обладает хорошо развитым обонянием.











Пальмовый вор, питающийся мякотью кокосового ореха. Брюшной отдел отогнут, пятая пара ходных ног недоразвита.



Birgus latro существо преимущественно ночное и не очень — то дружелюбное, наткнувшись на него, местные жители особого восторга не испытывают. Есть, однако, и те, кто ищет с ним встречи: краб — известное лакомство, а его мясо считается афродизиаком











Этот воришка с невероятным нюхом — существо, облик которого породил множество легенд на островах Тихого и Индийского океанов. Если этого гигантского краба бросить в воду, он задохнется. Его история- типичный пример «конвергентной эволюции». Так исследователи называют эволюцию, при которой одинаковые потребности вызывают одинаковую адаптацию у далеких друг от друга организмов.

Birgus latro, он же кокосовый краб, или краб-воришка, сделался знаменитым после того, как исследователи из университетов Лунда (Швеция) и Нового Южного Уэльса (Австралия) выявили, что у него имеются те же механизмы обоняния, что и у насекомых. Это — самое большое членистоногое в мире (к ним, напомним, относятся также ракообразные, насекомые, пауки), длиной до полуметра и весом до 4 кг. Как и всякий краб, он обладает щетиной и волосками разной длины — осязательными рецепторами. Но кокосовый краб-уникум в своем роде, его обоняние развито столь же сильно, как и у насекомых, к тому же у него есть органы обоняния, которых лишены обычные крабы. Эта особенность birgus latro развилась после того, как он вышел из воды и поселился на суше.

Шведские и австралийские ученые подтвердили правдивость всех рассказов о кокосовых крабах. Так, жители тихоокеанских островов утверждали, что те за несколько километров могут почуять запах, например, мяса или спелых фруктов. И действительно, специальные приманки, подложенные исследователями, немедленно привлекли внимание крабов-воришек, которые тем не менее побрезговали обычными кусочками хлеба, на которые падки обычные крабы.

В «детстве» birgus latro не слишком отличается от рака-отшельника: он таскает за собой свою раковину и почти все время проводит в воде. Но выйдя однажды из личиночного состояния и покинув воду, он уже не способен туда вернуться, а в какой-то момент и носить за собой раковину-домик. В отличие от брюшек раков-отшельников его брюшко не является ахиллесовой пятой и постепенно твердеет, а хвост сворачивается под туловищем, защищая тело от порезов. Благодаря особенным легким он начинает дышать вне воды. Оказавшись на твердой почве, кокосовый краб начинает тащить все, что плохо припрятано (как утверждают местные жители, его соблазняют не только еда, но и любые блестящие предметы), и демонстрирует свою силу, раскалывая клешнями кокосовые орехи, за которыми взбирается по пальмам на высоту до 6 м.

По правде говоря, в большинстве легенд отмечалась именно эта его особенность — первые европейцы, прибывшие на острова, описывали кокосовых крабов как прячущихся в листве деревьев существ с длиннющими клешнями, которые неожиданно протягивались до самой земли и захватывали добычу, вплоть до овец и коз. Ученые подтвердили, что birgus latro обладает большой силой и может поднимать до 30 кг веса. Однако они выяснили, что свои способности краб использует для того, чтобы перетаскивать с места на место груз, предпочитая питаться мертвыми животными, крабами и упавшими фруктами. Если ему хочется полакомиться кокосом, он раскалывает орехи, но это та еще работенка — она занимает недели. Поэтому, учитывая, что передвигается он хорошо и достаточно быстро, краб-воришка предпочитает использовать свое мощное обоняние для того, чтобы найти съестное, с которым не надо возиться, — например, пищевые отходы.

Функция дворника-это, конечно, неплохо и полезно, однако, поскольку birgus latro существо преимущественно ночное и не очень-то дружелюбное, наткнувшись на него, местные жители особого восторга не испытывают. Есть, однако, и те, кто ищет с ним встречи: краб — известное лакомство, а его мясо считается афродизиаком. Уменьшение его численности вынудило местные власти установить лимит на отлов birgus latro. На Папуа- Новой Гвинее запрещено включать его в ресторанные меню, на острове Сайпан — отлавливать крабов с панцирем менее 3,5 см, а также с июня по сентябрь, в период размножения.

Что касается размножения, то ухаживание у крабов-воришек бывает долгим и трудным. Самка, будучи чуть легче самца, носит оплодотворенные яйца под туловищем, они защищены тремя специальными отростками.
Когда яйца созревают, самка отправляется на линию прибоя и оставляет их во время прилива так, чтобы личинки могли плавать в воде около месяца. Затем «малыши» ищут твердой защиты — ракушку или скорлупу ореха-и существуют как раки-отшельники до тех пор, пока не вырастают до 2,5 см в длину. С этого момента они отбрасывают ракушку, а их брюшная полость постепенно становится твердой, пройдя несколько фаз мутаций, во время которых они прячутся за камнями. Не считая спаривания, кокосовый краб все делает медленно и спокойно: фаза роста у него очень долгая. Настолько долгая, что никому пока не удалось выяснить, сколько же живет краб-воришка.

Научная классификация
Царство : Животные
Тип : Членистоногие
Подтип : Ракообразные
Класс : Высшие раки
Отряд : Десятиногие раки
Надсемейство : Раки-отшельники
Семейство : Coenobitidae
Род : Birgus
Вид : Пальмовый вор

59.946389 , 30.396389
Смольный институт благородных девиц
Прежнее название Императорское воспитательное общество благородных девиц
Год основания 1764
Расположение Санкт-Петербург

В 1765 году при институте, учрежденном первоначально как закрытое привилегированное учебное заведение для дочерей дворянской знати, открылось отделение «для мещанских девиц» (недворянских сословий, кроме крепостных крестьян). Здание для Мещанского училища было возведено архитектором Ю. Фельтеном .

Дальнейшая история

В 1806 году для института по проекту архитектора Джакомо Кваренги было построено специальное здание.

В 1848 году в институте открылся двухгодичный педагогический класс для подготовки учительниц, а мещанское отделение было преобразовано в Санкт-Петербургское Александровское училище (с 1891 - Александровский институт).

После 1917 года

В октябре 1917 года институт во главе с княгиней В. В. Голицыной переехал в Новочеркасск .

Последний российский выпуск состоялся в феврале 1919 года в Новочеркасске. Уже летом 1919 года институт покинул Россию и продолжил работу в Сербии .

Обучение в институте

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев (1889)

В Смольный институт принимали дочерей лиц чинов не ниже полковника и действительного статского советника на казённый счёт и дочерей потомственных дворян за годовую плату, и готовили их для придворной и светской жизни. В программу входило обучение русской словесности, географии , арифметике , истории , иностранным языкам, музыке , танцам, рисованию, светским манерам, различным видам домоводства и т. п.

Первоначально воспитанницы начинали учиться в возрасте 6 и заканчивали в возрасте 18 лет. Затем срок обучения был сокращён до 9 лет (с 9-летнего возраста).

В 1859-1862 годах инспектором классов института был К. Д. Ушинский , который провёл в нём ряд прогрессивных преобразований (новый семилетний учебный план с большим числом часов, отведённых на русский язык, географию, историю, естествознание и др.). После вынужденного ухода Ушинского из института все его основные преобразования были ликвидированы.

Шифр для лучших выпускниц Смольного института

Воспитанницы института были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте - кофейного, во втором - темно-синего, в третьем - голубого и в старшем возрасте - белого. Коричневый цвет символизировал близость к земле и был практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизировали возрастающую образованность и аккуратность.

На выпускном публичном экзамене смолянок присутствовал император и члены его семьи. По окончании института шесть лучших выпускниц получали «шифр» - золотой вензель в виде инициала императрицы Екатерины II, который носили на белом банте с золотыми полосками.

Некоторые воспитанницы института становились фрейлинами двора.

Учебный курс института приравнивался к курсу женских гимназий.

Начальницы института благородных девиц

  • 1764 Анна Сергеевна Долгорукая
  • 1895-1917(?) Елена Александровна Ливен

Воспитанницы Института благородных девиц

См. также

Примечания

Литература

  • Черепнин Н. П. Императорское Воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк. 1764-1914. Т. 3 [Здесь списки воспитанниц]. Петроград, 1915.
  • Лядов В. Н. Исторические очерк столетней жизни Императорского Воспитательного общества благородных девиц и Санкт-петербургского Александровского училища. - СПб, 1864
  • Лихачева Е. О. Материалы для истории женского образования в России. [Т. 1-4]. - СПб., 1890-1901
  • Быкова В. П. Записки старой смолянки. Ч. 1. 1833-1878 гг . - СПб. , 1898.
  • Угличанинова М. С. Воспоминания воспитанницы Смольного монастыря сороковых годов. - [М.], 1901
  • Мордвинова 3. Е. Статс-дама М. П. Леонтьева. - СПб., 1902
  • Черепнин Н. П. Императорское Воспитательное общество благородных девиц. Т. 1-3. - СПб.-Пг., 1914-1915
  • Водовозова Е. Н. На заре жизни, Т. 1 . - М ., 1964.
  • Озерская Ф. С. Женское образование // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР в XVIII - первой пол. XIX вв. - М., 1973.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смольный институт Российской академии образования является высшим учебным заведением. Он находится в Ленинградской области. Ранее учреждение имело статус университета. Смольный институт (адрес: пр-т Полюстровский, 59) считается в настоящее время одним из самых респектабельных учебных заведений страны.

Исторические сведения

Смольный институт был создан в 1998-м году по предложению академика Н.Д. Никандрова, который является президентом РАО. Эта организация выступила учредителем описываемого учебного заведения. Холдинговая компания "Электрокерамика" стала ее стратегическим партнером в осуществлении деятельности университета в 2004 году.

Спустя несколько лет появился Научно-образовательный комплекс "Смольный институт Российской академии образования". Решение было принято Президиумом государственной академии образования совместно с советом директоров компании "Электрокерамика". Получившийся проект имеет ряд преимуществ. Создание такого комплекса позволило устроить очередную экспериментальную площадку для реализации инновационных идей. В то же время существует возможность преобразования компании из узкоспециализированной в многопрофильную. Это может быть достигнуто за счет использования интеллектуальных ресурсов академии и привлечения наиболее талантливых молодых людей. Повышение эффективности работы холдинга обеспечат новые лица, которые будут задействованы в производственной деятельности компании.

Назначение научно-педагогического комплекса

Смольный институт выполняет множество различных функций:

1. Научную.

2. Исследовательскую.

3. Воспитательную.

4. Образовательную.

5. Издательскую.

6. Просветительскую.

В комплекс входят различные факультеты. Среди них есть следующие направления:

1. Экономическое.

2. Сервисное.

3. Гуманитарное.

4. Информационных технологий.

5. Искусствоведческое.

6. Безопасности.

7. Кинологии.

Общие сведения об экономическом факультете

Он был основан в конце XX века. Каждый год для развития научной и учебной деятельности факультета приглашаются различные специалисты. Среди них - ведущие отечественные экономисты из научно-исследовательских организаций, различных сфер бизнеса и органов государственного управления. В состав факультета включены две кафедры. Ученый совет является его высшим управляющим органом. В него входят следующие звенья:

2. Заместители.

3. Руководители кафедр.

4. Преподаватели, которые были выбраны в качестве представителей.

5. Ученые.

6. Студенты.

Смольный институт в Санкт-Петербурге имеет свой устав. Он регулирует решение стратегических вопросов, возникающих в ходе деятельности заведения. Ученый совет избирается для повседневного руководства.

Современность

В настоящее время Смольный институт представляет собой многопрофильный вуз, имеющий гибкую организационную образовательную систему. Сейчас учреждение осуществляет учебную деятельность по нескольким группам направлений. Среди них следующие:

1. Социальное.

2. Гуманитарное.

3. Педагогическое.

4. Образовательное.

5. Экономическое.

6. Управленческое.

7. Культурное.

8. Искусствоведческое.

9. Информационной безопасности.

10. Вычислительной техники.

11. Информатики.

12. Сферы обслуживания.

13. Транспортных средств.

Учреждение осуществляет подготовку бакалавров по двадцати направлениям педагогики, дипломированных выпускников - по четырнадцати специальностям, а также магистров Учебная программа института полностью соответствует государственным стандартам высшего профессионального образования. Учреждение постоянно совершенствуется, а также организует ряд курсов по специальным дисциплинам. В заведении осуществляют свою деятельность четырнадцать докторов и несколько десятков кандидатов наук. На очной форме обучения количество студентов доходит до нескольких тысяч человек.

Профиль

Образовательная структура включает следующие виды деятельности:

1. Экономическую.

2. Управленческую.

3. Гуманитарную.

4. Информационной безопасности.

5. Сервисную.

6. Информатики и вычислительной техники.

7. Художественную.

Научная структура включает такие виды деятельности:

1. Медико-социальные исследования.

2. Ноосферное обществознание.

3. Экологию человека.

4. Телекоммуникационные и информационные технологии.

Международная структура включает следующие виды деятельности:

1. Подготовку кадров для стран СНГ и ближнего Востока.

2. Организацию симпозиумов и конференций международного масштаба.

3. Создание центров для изучения культурного наследия народов СНГ.

Главные задачи, которые ставит перед собой Смольный институт

1. Гарантия высокого качества образования по востребованным специальностям в сфере информационных технологий.

2. Разработка и внедрение инноваций в образовательный процесс, осуществление контроля над ним.

3. в области телекоммуникаций и информатики.

4. Гарантия непрерывного и единого образовательного процесса на каждом этапе обучения - от дошкольного заведения до аспирантуры включительно, причем в системе одного учреждения.

5. Участие в программах улучшения интеграции национальных и российских школ.

6. Внесение вкладов в процессы формирования единой образовательной системы в странах СНГ.

7. Подготовка высококвалифицированных кадров.

Деятельность проекта "Образование и мир на Кавказе"

Цель программы - интеграционная. Задачей является создание объединения для организации обучения студентов, которые проживают в Центральной Азии и на Северном Кавказе. Образовательная деятельность будет осуществляться по программам высших профессиональных учреждений Российской Федерации. Организация планирует развивать свою деятельность в Республике Дагестан.

Вектор работы

Проект имеет несколько основных задач. Среди них следующие:

1. Подготовка местных специалистов.

2. Создание необходимых условий проживания в Санкт-Петербурге для жителей Северного Кавказа. Приоритет отдан тем гражданам, которые являются студентами высших учебных заведений города.

3. Создание необходимых условий для проведения совместной деятельности по таким направлениям, как творческое, образовательное, спортивное, культурное и др.

4. Реализация обменных учебных программ по системе открытого образования.

5. Проведение различных мероприятий сценического и выставочного характера.

6. Открытие колледжа женского образования в Республике Дагестан.

Смольный институт благородных девиц. Историческая справка

Существует давнее предание. Согласно ему, императрица планировала на исходе своей жизни переселиться в тихий монастырь. Ответственным за создание проекта и возведение здания был назначен Франческо Бартоломео Растрелли. Суть замысла заключалась в постройке женского монастыря на том месте, где располагался загородный Закладка фундамента состоялась в середине XVIII века. План, составленный архитектором, требовал много затрат. В то время началась Семилетняя война, средств на завершение постройки не хватало. В результате монастырь так и не использовался по прямому назначению. Только в 1764 году был открыт Смольный институт. Архитектор В.П. Стасов продолжил работать над собором.

Развитие событий после смерти императрицы

В последующие годы судьба была в руках Екатерины II. Она решила распорядиться им по-своему. В тот период в Российской империи не было ни одного учреждения, в котором могли бы обучаться девочки. Дворянские дочери получали образование преимущественно на дому. В то же время девочки из бедных семей не учились вовсе. По этой причине императрица приняла решение об открытии в монастыре "Воспитательного общества". Так начал свое существование Смольный По вопросу открытия учреждения был издан специальный указ. В нем говорилось, что здание Смольного института отныне будет использовано для того, чтобы женщины имели возможность получать образование. В дальнейшем они смогли бы стать образцовыми матерями, полезными членами семьи и общества.

Смольный институт благородных девиц стал первым женским образовательным учреждением в России, а его открытие положило начало эпохе реформ в области просвещения. Не последнюю роль в этом сыграл Иван Бецкой - президент Академии художеств, попечитель Смольного института и Московского воспитательного дома, руководитель Сухопутного Шляхетного корпуса. Именно по его проекту в 1764 году было создано Воспитательное общество благородных девиц, а затем по Российской Империи был разослан указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре». К указу был приложен устав и штат «сего Воспитательного Общества».

От кофейного до белого

Во многом Смольный институт был похож на современные школы. Девочек из дворянских семей принимали туда с шести лет, а обучение длилось 12 лет и было разделено на четыре «возраста» по три года. В зависимости от возраста воспитанницы- « смолянки » должны были носить форменные платья: младшие - кофейного цвета, от 9 до 12 лет - синего, от 12 до 15 лет - голубого и от 15 до 18 лет - белого цвета. Шесть лучших выпускниц удостаивались отличительного знака - золотого вензеля с инициалами императрицы.

Одновременно в институте проходили обучение около 200 девочек. В 1765 году при Смольном институте открылось учебно-воспитательное учреждение для девиц других сословий (кроме крепостных), где можно было получить общеобразовательную подготовку по упрощенной программе и изучить азы домоводства.

Трудоустройство гарантировано

Девицы из благородных семей по окончании института получали службу при дворе, некоторые становились фрейлинами. На это была направлена и образовательная программа заведения, составленная при участии Ивана Бецкого. Здесь изучали Закон божий, три иностранных языка, арифметику, рисование, историю, географию, словесность, обучались танцам, музыке, светским манерам, рукоделию и домоводству. Особый упор делался на иностранные языки и Закон божий, а выпускницы обязаны были знать «правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости». В штатное расписание института входили 29 учителей: русского языка, иностранных языков, рисования, вокальной и инструментальной музыки, истории, географии, геральдики и архитектуры, два танцмейстера.

Устав института был строг - девушки жили по четкому распорядку дня, а видеться с родными могли только по выходным и праздникам и только в присутствии начальницы. Покинуть заведение до 18-летия по своему желанию или по требованию семьи девочка не имела права.

Институт располагался в монастыре до начала XIX века, пока рядом не было построено специальное здание. Фото: АиФ / Екатерина Стекольщикова

Многие выпускницы оставались в институте и работали классными дамами - для них в награду за многолетний труд были предусмотрены почетные знаки: оранжевый бант «За труды» и серебренный с эмалью «Знак Учреждений Ведомства Императрицы Марии Федоровны». Девушки, которые воспитывались в мещанском отделении института, впоследствии могли рассчитывать на должность гувернанток.

Императорская реформа

Перемены в уставе института начались после смерти Екатерины. Павел I поручил своей супруге Марии Федоровне руководство всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России. Она впоследствии управляла институтом 32 года и многое изменила. При Марии Федоровне появилось почасовое расписание преподавания каждого предмета, а весь курс обучения сократился с 12 до 9 лет. «Возрастов» осталось только три, и каждый был разделен на три параллельных группы: для отличниц, «середнячков» и неуспевающих. Каждый урок в институте длился два часа. Дважды в год « смолянки» сдавали промежуточные экзамены, а в конце года им предстоял итоговый экзамен.

Девочек стали принимать в институт с более позднего возраста - в 8-9 лет, а мещанок принимали и вовсе с 11-12, поскольку их программа ограничивалась шестью годами обучения. С приходом Марии Федоровны девочек стали готовить скорее в жены, чем во фрейлины, поэтому вместо книги «О должностях человека и гражданина», которая читалась в Екатерининское время, стали читать «Отеческие советы моей дочери». Практически все нововведения Марии Федоровны просуществовали в институте вплоть до его закрытия в 1917 году.

Новая порода

Образование, безусловно, было не единственной целью Смольного института. Учреждая это заведение, Екатерина позаботилась о том, чтобы в уставе были прописаны не только профессиональные требования к преподавателям и самим « смолянкам» , но и правила поведения, обращения друг с другом. Телесные наказания в институте были категорически запрещены, а все служащие заведения обязаны были не только передавать знания воспитанницам, но и подавать им пример для подражания.

На знаменитых портретах Левицкого « смолянки» скромны и веселы - как и положено по уставу института. Фото: Creative commons

«Устав настоятельно требовал, чтобы дети всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и «вольные действия души». Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения и облегчать всякими способами усвоение знаний, обращая при этом внимание на степень развития и способности каждой девочки в отдельности, - писала Зинаида Мордвинова в 1914 году в своем историческом очерке «Смольный институт в эпоху Екатерины II». - Что касается системы воспитания, то в уставе дается наставление самим воспитательницам, начиная с начальницы. В обращении с детьми требуются: «кротость, благопристойность, учтивость, благоразумие, справедливость и также непритворная веселость и отсутствие лишней важности в обращении».

Средством исправления провинившихся служило пристыжение перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда к воздержанию других от подобных поступков». Но применялась эта мера лишь в очень важных случаях, к которым относились малейшее нарушение благочиния во время молитвы или при церковном богослужении.« Очевидно, тут идет вопрос не только о светских манерах, но о выработке того культурного типа, который осуществлял бы ее государственную задачу: создать новую породу людей», - пишет Мордвинова.

Доска почета

За 153 года существования Смольного института через него прошли 85 выпусков. Разумеется, среди сотен благородных выпускниц были и те, чьи имена остались в истории. Одной из последних в институт благородных девиц в 1914 году поступила баронесса Мария Будберг - возлюбленная Максима Горького и героиня книги Нины Берберовой «Железная женщина». В 1911 году институт окончила Нина Комарова - будущая поэтесса Нина Хабиас, ученица Алексея Крученых и одна из первых футуристок.

Карл Булла в 1917 году сфотографировал последних воспитанниц Смольного института. Фото: Creative commons

В 1900 году одной из выпускниц стала Мария Добролюбова - педагог, сестра милосердия, революционер и сестра поэта Александра Добролюбова. В 26 лет она покончила с собой, не найдя в себе сил совершить теракт, организованный эсерами. В 1895 году выпускницей Смольного была Ксения Эрдели - арфистка, композитор, педагог, народная артистка СССР и основоположница советской школы исполнительства на арфе. В 1891 году институт окончила Дочь короля Николы I Черногорского и его жены Милены Вукотич принцесса Елена Черногорская, которая в браке с Виктором Эммануилом III стала королевой Италии и Албании, императрицей Эфиопии. Здесь же учились ее сестры, великие княгини Милица Николаевна, Зорка Николаевна и Анастасия Николаевна.

В 1848 году институт окончила Елена Бурман (в замужестве - Молоховец) - автор книги «Подарок молодым хозяйкам, или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве» (1861) и классик русской кулинарной литературы. Еще раньше здесь училась Елена Полтавцева - будущая жена генерала Дмитрия Скобелева и мать генерала Михаила Скобелева, начальница лазаретов во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Выпускницей Смольного была и Екатерина Керн - дочь Анны Керн, возлюбленная композитора Михаила Глинки и мать академика Юлия Шокальского.



Рассказать друзьям