Насилие в подростковой среде. Жестокость подростков: травля и насилие в школе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

И ПОДРОСТКОВ: ТРАГЕДИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Воронеж, 2009

УДК- 616-053.5/.6-07-09.91

А.П. Савченко – кандидат медицинских наук

А.Ю. Лихачёва – кандидат философских наук

Е.В. Стеньшинская – кандидат медицинских наук

А.П. Швырёв – доктор медицинских наук

Издание ориентировано на привлечение внимания к проблеме насилия над детьми и подростками и жестокого обращения с ними. Освещены философские, медицинские, психологические и юридические аспекты означенной проблемы. Предлагаемое издание предназначено для педиатров, детских психиатров, психотерапевтов, психологов, социальных работников, педагогов, правозащитников.

Рецензенты:

А.А. Шевченко – кандидат философских наук

Н.С. Толстоухова – кандидат психологических наук

В.Н. Кручинин - кандидат юридических наук
«Насилию нет места ни в природе, ни в пространстве человеческого разума… Путь к добру лежит только через добро… Через насилие нельзя прийти к обществу без насилия. Аморальные средства не могут вести к морали так же, как богохульство не может приблизить к Богу… Насилие не может получить нравственной санкции даже в порядке исключения. Нет таких ситуаций и аргументов, которые позволяли бы считать насилие благом».

Л.Н. Толстой


Введение ……………………………………………………………………………………………..

Часть I. Насилие над детьми и подростками …………………………………………

1. Феномен насилия и жестокого обращения с детьми и подростками …..

2. Формы жестокого обращения с ребенком…………………………………………..

3. Объяснение насилия в семье над детьми и подростками……………………

4. Защита детей и подростков от насилия и жестокого обращения ………

Часть II. Помощь детям и подросткам, пережившим насилие ……………….

1. Формы и методы работы с детьми и подростками, пережившими насилие ……………………………………………………………………………………………….

2. Технологии оказания психологической помощи детям и подросткам – жертвам насилия ………………………………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………………………

Приложение…………………………………………………………………………….…………..

Библиографический список ……………………………………………………………..…..



5

53
53
57

ВВЕДЕНИЕ

Жестокое обращение с детьми и подростками сегодня, к сожалению, стало обычным явлением, с которым все свыклись, что само по себе ужасно.

Пренебрежение интересами детей и подростков не только наносит непоправимый вред их здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия. До 10% детей и подростков – жертв насилия – погибает, а у большинства – появляются серьезные отклонения в психическом и физическом развитии, в эмоциональной сфере. Такие дети и подростки не могут быть полноценными членами общества, они нуждаются в лечении и уходе.

Жестокость по отношению к детям и подросткам формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не способных трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям и подросткам является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы тоже могут стать насильниками.

Насилие над детьми и подростками - явление весьма распространенное в наше время. Во многих странах специалисты по юриспруденции и адвокаты, специализирующиеся на защите прав детей, считают, что домашнее насилие занимает одно из первых мест среди тех видов преступности, сведения о которых редко доходят до правоохранительных органов.

Причины проявления насилия над детьми и подростками многочисленны. Они определяются сочетанием различных факторов, ни на один из которых в отдельности нельзя возложить ответственность за данное явление, поэтому принято рассматривать причины и факторы насилия в целом.

Во-первых, насилие может иметь социокультурную природу, быть неотъемлемой частью стереотипических представлений о сущности семейных взаимоотношений, воспринятой с воспитанием, подкрепляемой внешними впечатлениями и представляющейся таким образом единственно возможной их моделью.

Во-вторых, жестокое обращение с детьми и подростками может быть результатом личного жизненного опыта индивида или индивидов, и тем самым для них тоже создается морально-психологическое основание считать такой тип взаимоотношений универсальным.

Третья группа причин связана с «травмой детства», с пережитым в раннем возрасте разрушительным опытом, что заставляет индивида вымещать на ребенке свои детские комплексы.

В-четвертых, социальная и психологическая декомпенсация в результате внешних воздействий, превышающих пределы личностной устойчивости индивидов, вынуждает некоторых из них искать заместительной компенсации своей неудовлетворенности дома, на работе, в общественной жизни, самоутверждаясь за счет более слабых, неспособных дать отпор и защитить себя.

Пятая группа причин связана с личностными особенностями индивида, с чрезмерно развитыми их доминирующими чертами и особенностями его характера, не компенсированными в свое время достаточно адекватным воспитанием.

В настоящее время не существует единого мнения о первопричине насилия над детьми и подростками. Было предложено множество микро - и макротеорий - от наличия психических нарушений до влияния социально-культурных ценностей и социальной организации. Основные споры развернулись между последователями психологических теорий и теми, кто верит в социальную причинность. Психологи установили особую роль в росте насилия таких психических факторов, как ослабление управления инстинктами, разочарование, агрессивность, алкоголизм и психопатизация личности. Приверженцы теории социальной причинности концентрируют внимание на культурных нормах, провоцирующих насилие над детьми и подростками, на патриархальной социальной структуре.

Р. Джиллес и М. Страус (1979) сформулировали 15 теоретических положений, которые могли бы объяснить основные причины насилия над детьми и подростками, и показали, что не существует единой теории, способной полностью объяснить все случаи насилия над ними. Принимая во внимание сложность человеческой натуры, социальное взаимодействие и социальную структуру, некоторые исследователи предложили более перспективный подход. Они создали комплексную модель насилия над детьми и подростками в семье и обществе. Их модель учитывает разнообразие устройства общества и семей, индивидуальные характеристики и социальные отклонения их членов, сочетание которых вызывает насилие. Эта модель придает особое значение взаимному влиянию между людьми, их поступкам, предшествующим насилию и следующим за ним.

С насилием над детьми и подростками наиболее часто связывают четыре социально-психологических фактора, имеющих отношение, как к насильникам, так и к самим детям и подросткам, а именно: стресс, общественную изоляцию, алкоголизм и изначальную приверженность к насилию.

Насилие над детьми и подростками тесно связано с социальным стрессом в семье и обществе. Среди множества проблем, которые могут повысить уровень напряженности и привести к жестокости, следует назвать разногласия среди супругов в воспитании детей, денежные затруднения, безработица, необходимость в долговременной медицинской помощи. Постоянное раздражение отчасти можно объяснить хроническим беспокойством о нерешенных проблемах и взаимоисключающими требованиями, которые предъявляет общество, несовпадением между желаниями и возможностями.

Связанность семейными обязанностями, неучастие в общественной деятельности и наличие ограниченной системы социальной поддержки увеличивают риск насилия со стороны родителей, опекунов и других взрослых над ребенком.

Предметом широких исследований были и психологические факторы, способствующие и предрасполагающие к насилию над детьми и подростками. По данным исследователей, для родителей, истязающих своих детей, характерны депрессия, деспотичность, одержимость и патологическая ревность. В тоже время определенные характерные черты жертвы, такие как постоянные претензии и жалобы, также могут способствовать жестокости по отношению к ним со стороны родителей.

В психологии существует множество объяснений насилия над детьми и подростками. Например, психоанализ видит в нем перенесение индивидом примитивного влечения к смерти (которое Фрейд называл «инстинктом смерти») с самого себя на внешние объекты. Необихевиоризм считает насилие над детьми и подростками следствием фрустраций, претерпеваемых личностью в процессе социального научения (Дж.Доллард, Н.Миллер, А.Бандура). Интеракционизм – следствием объективного «конфликта интересов», «несовместимости целей» отдельных личностей и социальных групп (Д.Кэмпбелл, М.Шериф). Когнитивизм рассматривает насилие над детьми и подростками как результат «диссонансов» и «несоответствий» в познавательной сфере субъекта (Л.Фестингер, Г. Тэшфел).

Кровотечения из ануса;

Разрывы ануса, прямой кишки, влагалища, промежности;

Выпадение матки;

Выпадение прямой кишки;

Психо-соматические расстройства.

Особенности психического состояния и поведения детей и подростков, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:

дети дошкольного возраста:

Ночные кошмары;

Регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для более младшего возраста);

Несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

Открытая мастурбация;

Несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

Беспричинные нервно-психические расстройства.

дети младшего школьного возраста:

Низкая успеваемость;

Замкнутость, стремление к уединению;

Изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);

Ухудшение взаимоотношений со сверстниками;

Несвойственное возрасту, сексуально окрашенное поведение;

Стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

дети старшего школьного возраста:

Депрессия;

Побеги из дома и институциональных учреждений;

Низкая самооценка;

Угрозы или попытка самоубийства;

Сексуализированное поведение;

Употребление наркотиков, психоактивных веществ, алкоголя;

Проституция или беспорядочные половые связи.

Психическое (эмоциональное, психологическое) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности и вызывающее у детей страх. К этой форме насилия относятся:

Открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

Поведение взрослых, вызывающее у детей и подростков страх;

Психологическое давление в унизительных формах, оскорбление и унижение его достоинства ребенка;

Заниженные или завышенные требования к ребенку, свидетельствующее о непризнании его взрослыми и препятствующие построению им представлений о собственной ценности;

Предъявление к ребенку требований, которые не соответствуют его возрастным возможностям;

Угрозы в адрес ребенка, проявляющееся в словесной форме без физического насилия со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей;

Унижение человеческого достоинства ребенка;

Обвинение ребенка в том, в чем он не виноват;

Постоянная демонстрация нелюбви и неприязни к ребенку;

Душевная жестокость;

Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

Предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

Ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

Запреты чего-либо, оправданные любовью к ребенку;

Гиперопека и чрезмерная забота о ребенке со стороны родителей или опекунов;

Однократное или неоднократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие:

Задержка физического, нервно-психического, интеллектуального и умственного развития;

Нервный тик;

Печальный вид;

Различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:

Беспокойство или тревожность;

Нарушение сна;

Длительно сохраняющееся подавленное состояние;

Агрессивность;

Склонность к уединению;

Чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

Угрозы или попытки самоубийства;

Неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми , включая сверстников;

Плохая успеваемость;

Низкая самооценка;

Нарушение аппетита;

Беспомощность ребенка;

Абсолютная зависимость ребенка от взрослых.

К особенностям поведения взрослых, которые позволяют заподозрить психическое насилие с их стороны по отношению к детям и подростками, относят:

Нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;

Оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

Постоянное сверхкритичное отношению к нему;

Негативная характеристика ребенка;

Отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;

Перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

Открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?

Отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка ухода, питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения, воспитания, образования.

Отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Отсутствие требовательности и контроля со стороны родителей или опекунов.

Вовлечение ребенка в совершение правонарушений.

Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным. Он может быть следствием болезни, бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений.

Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Будучи эмоционально отвергнутыми, еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желанной беременности, имеют экстремально низкую массу тела, имеют нарушения психологического развития.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к нуждам и интересам ребенка:

Утомленный, сонный вид;

Гигиеническая запущенность;

Педикулез;

Чесотка;

Низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

Задержка роста;

Задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

Выраженная пеленочная сыпь, характерная для грудных детей;

Частая заболеваемость;

Многократная госпитализация в отделения неотложной и скорой помощи;

Повторные эпизоды случайных травм или отравлений.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:

Постоянный голод и/или жажда;

Кража пищи;

Стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;

Требование ласки и внимания;

Подавленное настроение, апатия;

Пассивность;

Агрессивность и импульсивность;

Делинквентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

Неумение общаться с людьми, дружить;

Неразборчивое дружелюбие;

Регрессивное поведение;

Мастурбация;

Трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

Низкая самооценка.

В процессе педагогического и социального воздействия детям и подросткам необходимо усвоить те нормы и моральные принципы, которые сложились в социуме. Только тогда они имеют шанс интегрироваться в социальное пространство и занять определенную социально одобряемую позицию, дающую им возможность действовать легально. В противном случае им предстоит пройти путь формирования девиантной или преступной карьеры, которая, вырастая из неблагоприятных условий, может развиваться по трем схемам: 1) «неудачи в школе – знакомство с преступной субкультурой – правонарушения – тюрьма или колония – углубленная профессионализация в преступном мире»; 2) «неудачи в школе – знакомство с деликвентной субкультурой – девиантное поведение (злоупотребление алкоголем, наркотиками, проституция) – смерть или самоубийство); 3) наложение друг на друга первой и второй схем.

Любой вид жестокого обращения с детьми и подростками ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно – ущерб здоровью или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья детей и подростков являются: потеря или нарушение функции какого-либо органа, развитие различных соматических заболеваний, нарушение физического, полового и психического развития.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям и подросткам.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, рвота, головные боли, потеря сознания, кровоизлияния в глазные яблоки, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Ребёнок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей подростков возможно развитие тяжёлой депрессии с чувством собственной ущербности и неполноценности.

Среди отдалённых последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребёнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

У большинства детей , живущих в семьях, в которых тяжёлое физическое наказание, брань в адрес ребёнка являются «методами воспитания», или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей «неспособностью к процветанию».

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, имеют белково-энергетическую недостаточность. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей развивается невроз или неврозоподобные состояния в виде навязчивых движений, проявляющихся сосанием и кусанием пальцев и ногтей, ковырянием в носу, ушах, раскачиваниями, занятием онанизмом. Внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами выглядят гигиенически запущенными. Часто они страдают педикулёзом, чесоткой.

Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться ном предполагается, что первые лучше вторых, что они имеют право так поступать.ятся подчинить их себе.ю черту, которую они ране различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: булимия или анорексия, язвы желудка, боли в животе, энурез, энкопрез.

Практически все дети и подростки, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются с определёнными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети и подростки, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых - младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защищать. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путём привлечь к себе внимание проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

Дети и подростки, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников.

Наиболее универсальной и тяжёлой реакцией на любое насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием . Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, для неё характерны постоянная убеждённость в собственной неполноценности. Вследствие этого ребёнку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено. Среди этих детей и подростков, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий, что проявляется в приступах беспокойства, безотчётной тоски, чувстве одиночества, в нарушении функции сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с жизнью или завершённые самоубийства. Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами.

Среди социальных последствий жестокого обращения с детьми и подростками можно выделить два одновременно проявляющихся аспекта этих последствий: вред для жертвы и общества. Дети и подростки, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи с взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет. Решение своих проблем дети и подростки – жертвы насилия – часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков нарушается половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы. Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

Каковы же общественные потери от насилия над детьми и подростками? Это, прежде всего, потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их физического, психического и психологического развития и здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в лице родителей, способных воспитывать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.

Влияние насилия на судьбу ребенка трагично.

Одна из тенденций текущего столетия – неуклонный рост частоты психических заболеваний, относящихся к пограничным состояниям и психогенным расстройствам. Основными причинами их возникновения являются «психические переживания», «моральное потрясение», «удары судьбы», «эмоциональное перенапряжение». Среди наиболее уязвимых в этом отношении возрастных групп на первое место уверенно выходят дети и подростки. Именно они в первую очередь страдают от неблагополучия в семьях (частота систематически конфликтующих и разведенных родителей, отсутствие или крайняя недостаточность семейных традиций, осознанная или вынужденная эмансипация женщин, психическое или социальное неблагополучие родителей) и, как правило, от насилия в виде физического или морального притеснения.

3. ОБЪЯСНЕНИЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ НАД ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
Несмотря на все многообразие видов насилия над детьми и подростками, можно выделить ряд взаимосвязанных факторов, характерных для разных типов жестокого отношения:

Неравенство сил обидчика и жертвы, усиленное экономическими факторами, что позволяет доминирующему индивиду агрессивными методами насаждать собственные требования и при этом оставаться безнаказанными;

Нормативная структура, потворствующая использованию насилия в качестве метода разрешения конфликта, что способствует переходу стилей агрессивных реакций от поколения к поколению;

Наличие внешних стрессов, например безработицы или неудовлетворение жилищных условий;

Пережитое в детстве насилие со стороны взрослых;

Личностные характеристики обидчика, например, индивидуальная психопатизация личности или неадекватные навыки разрешения конфликтов.

Большинство теоретических объяснений насилия над детьми и подростками можно причислить к одному из трех уровней:

Макроуровень общества или социальных групп, в рамках которых наблюдается насилие;

Микроуровень семейной среды;

Уровень индивидуальных характеристик жертв и обидчика.

Теории макроуровня.

Теории данной группы причины насилия над детьми и подростками ищут в социальной структуре и целостных системах общества или отдельной социальной группы. Считается, что на распространенность жестокого обращения с детьми и подростками влияет то, насколько насилие приемлемо в культуре данного общества.

Помимо культурных ценностей, потворствующих проявлению агрессии по отношению к детям и подросткам, другими макроуровневыми переменными, которые могут оказать влияние на насилие над детьми и подростками, считаются экономические условия. Внешний стресс может способствовать уязвимости ребенка для насилия.

Теории макроуровня описывают те общесоциальные условия, при которых может возникнуть и развиться насилие над детьми и подростками. Они не рассматривают вопрос о том, почему в одних случаях насилие имеет место, а в других нет, почему его проявляют одни, но для других индивидов не характерно.

Теории микроуровня.

Данные теории рассматривают детей и подростков в качестве единицы анализа и пытаются вычленить те особенности их динамики, которые повышают вероятность агрессии. Среди факторов риска здесь доминирует напряжение, являющееся следствием конфликта, неадекватных коммуникативных навыков и домашнего раздражения. Кроме того, утверждается, что взрослые могут освоить модели агрессивного поведения через механизмы подкрепления и подражания. Если обидчик усваивает, что акты насилия приводят к рассчитанным последствиям, а жертва – что насилие можно прекратить, подчинившись требованиям агрессора, то происходит становление шаблонов взаимодействия, подкрепляющих демонстрацию агрессивного поведения. Более того, обидчики могут выступать в качестве ролевых моделей для других детей и подростков, внушая им мысли, что агрессия – это приемлемая и, возможно, единственная стратегия разрешения конфликтов.

С точки зрения теории социального обмена, удовлетворенность детей и подростков основана на анализе затрат и выгод, при котором дети и подростки сопоставляют свои вложения (например, эмоциональный вклад, время) с ощущаемыми преимуществами (например, эмоциональным удовлетворением). Если индивид полагает, что его вложения перевешивают полученную выгоду, то, согласно этой теории, возникает неудовлетворенность, и будут изучены альтернативные варианты взаимоотношений. С учетом того, что взаимоотношения между родителями и детьми разорвать практически невозможно, насилие при таком теоретическом подходе понимается как реакция на неудовлетворенность, проистекающую из взаимоотношений, которые не соответствуют ожиданиям.

По телевизору довольно часто можно увидеть, как школьник приходит в школу с ружьём и убивает своих одноклассников и учителей, конечно же, такая агрессия не возникает на пустом месте. Психологи считают, что истоки подросткового насилия находятся в неблагополучных семьях, там, где родители жестоко обращаются со своим ребёнком.

В некоторых случаях, подростковое насилие возникает из-за неравенства в школе, какой-то ребёнок не может вписаться в коллектив класса и его начинают преследовать одноклассники. Всё начинается с мелочей, группа лидеров оскорбляет ученика, который кажется им более слабым либо просто плохо одет, потом подростки переходят к физическим нападкам. В конце концов, ученик оказывается в положении кролика, загнанного в угол и пытается справиться с ситуацией теми методами, которые ему доступны. Драться с большой группой противников и победить их он не может, поэтому берёт в руки оружие и в азарте убивает всех подряд.

Виноват ли такой подросток в убийстве или просто защищался от агрессивной толпы? Конечно же виноват, но так же виновны и те одноклассники, которые вынудили его защищаться и взять в руки оружие, ведь первоначальная агрессия исходила именно от них. Следователям, разбирающимся в таких делах, следует обратить внимание на таких провокаторов и выяснить, почему они решили, что имеют право издеваться толпой над одним человеком. Некоторые психологи утверждают, что подобное поведение возникает из-за просмотра жестоких боевиков, в которых прав тот, кто сильнее остальных, кто добивается своей цели, убивая людей десятками.

Достаточно часто агрессивными становятся те подростки, в семьях которых, на первый взгляд, царит благополучие, они прекрасно одеты, имеют замечательные модные телефоны и компьютеры, над ними не издеваются жестокие отцы. Если обратить внимание на таких молодых людей, можно понять, что всё своё свободное время они проводят, играя в разные компьютерные игрушки, вольно или невольно, развивающие агрессивность и превосходство над остальными членами общества. Чаще всего, подростки всё-таки понимают, что в одиночку не могут подчинить себе никого, поэтому сбиваются в стаи.

Когда группа таких подростков, оторвавшись на пару часов от любимой игрушки, выходит на улицу, возникает действительно опасная ситуация. Как стая волков они набрасываются на одинокого прохожего, и даже очень сильный человек не может в одиночку справиться с ними. Многие спорят о влиянии современной молодёжной музыки на неокрепшие умы подростков, ритмы такой музыки вызывают пограничное состояние, ведущее к агрессии. После посещения некоторых концертов, лавина агрессивных мальчишек и девчонок несётся по городу, ломая и круша всё, что подвернётся им под руку.

Большое значение имеют отношения внутри семьи, там, где царит постоянное пьянство, где отец поднимает руку и на мать, и на самого ребёнка, вырастает подросток, с надломленной психикой. Он не видит разницы между добром и злом, считает, что быть добрым человеком, это слабость, из-за которой можно подвергнуться насилию, поэтому нападает первым. Бывают случаи, когда подросток, увидев жестокость своего родителя, пытаясь защитить себя или маму от побоев, идёт на крайние меры и убивает мучителя. В таких случаях осуждают ребёнка, но разве случилось бы подобное преступление, если бы в семье были хорошие отношения?

В некоторых районах городов, и даже отдельных домах существуют молодёжные банды, в которые постоянно вовлекаются новые члены. Мальчики видят превосходство членов такой группировки над остальными людьми и тоже стараются попасть в данное сообщество, чтобы быть защищёнными. Однако, со временем, обычный подросток начинает совершать такие же жестокие поступки, ворует, угоняет машины и, в результате, попадает в тюрьму. Там находятся отнюдь не ангелы, в человеке взращивается ещё большая жестокость, и на свободу через несколько лет выходит уже состоявшийся преступник, способный избивать и убивать людей без сожаления.

Подростковое насилие, это большая проблема всего мира, бороться с которой чрезвычайно трудно, переделать сознание агрессивного человека гораздо сложнее, чем воспитать в душе ребёнка понятия о добре и справедливости, если этим заниматься с рождения малыша. Поэтому следует соединить усилия родителей, воспитателей и учителей, чтобы дети росли в здоровой обстановке, читали хорошие книги и смотрели добрые фильмы. Большое значение имеют занятия спортом, если ребёнок постоянно ходит на тренировки, ему не придёт в голову вступать в молодёжную банду. Кроме того, имея навыки самозащиты или просто тренированное тело, будет гораздо легче противостоять мерзавцам, нападающим из-за угла.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сыктывкарский государственный университет

насилие подростковая среда семья

Насилие в подростковой среде

Е.И. Вахнина

Масштабы и темпы распространения насилия среди подростков в стране таковы, что ставят под вопрос психологическое и моральное здоровье молодого поколения и будущее значительной его части. По расчетам компетентных организаций, в России ежегодно несколько миллионов детей подвергается домашнему насилию; около 60 тыс. подвергается сексуальному насилию; 50 тыс. подростков сбегают из дома; 2 тыс. кончают жизнь самоубийством, неопределенное число погибает; в стране около 1,5 млн. беспризорников, которые вовлечены в сферу сексуальной эксплуатации и никак не могут считаться психически адекватными и физически здоровыми. В России около полумиллиона сирот, из них 95% - это сироты при живых родителях Остановим насилие: Опыт работы Иркутского кризисного центра / Под ред. И.Я. Шевцовой. Иркутск: ИрГТу, 2006. 378с. . Данная тема является актуальной, но недостаточно изучена в социальном аспекте.

Над проблемой насилия в подростковой среде работали многочисленные исследователи и психологи. Данные исследований Н.А. Двойменного и В.А. Лелекова свидетельствуют о преобладании "силовых" методов в воспитании детей, совершивших преступленияДвойменный Н.А., Лелеков В.А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних // Социс. 1993. №10.С. 13-14. . Тем самым они прослеживают тесную взаимосвязь семейного насилия с противоправным поведением подростков, а также связь между поведением взрослого человека в браке и тем, как с ним обращались в детстве. С.А. Беличева считает, что авторитарность, жестокость и чрезмерное "доминирование" матери депривирует психическое развитие детей и может привести детей к жестоким тяжким преступлениям.И. Кленицкая доказала, что ребенок, которого наказывали в детстве физически, утрачивает даже саму способность радоваться жизни, он почти совсем лишается жизненного оптимизмаКленицкая И. Как мы теряем своих детей // Первое сентября. 1997. №88.С. 8-9. . Ю.И. Фролов также отмечает, что дети, подвергшиеся жестокому обращению родителей, редко относятся с доверием к людям, с трудом поддерживают устойчивые эмоциональные отношения с нимиФролов И.Ю. Психология подростка. М., 2007.С. 560. . Исследователи выделяют такие формы проявления насилия, как физическое, эмоциональное, сексуальное и психологическое насилие. Насилие выступает одной из форм проявления агрессии. Наиболее привычными выражениями агрессивного поведения подростков считаются: злословие, повышение тона и громкости голоса, принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары), применение оружия. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда и самоубийстве. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома - со стороны подростков-родственников, в школе - со стороны сверстников, на улице - со стороны других подростков.

Для изучения распространенности проявления насилия среди подростков было проведено экспериментальное исследование по "Методике экспресс - диагностики поведенческого стиля в конфликтной ситуации" Н.П. Фетискина среди учащихся 6-7 классов средней общеобразовательной школы г. Сыктывкара. В результате проведенного исследования и анализа полученных данных можно утверждать, что в обоих классах решение конфликтов с помощью драк и угроз распространено среди подростков. Меньше всего дети идут на компромисс и пытаются понять причины конфликта. И в большей степени подростки готовы совершить насилие по отношению к своим сверстникам, чтобы доказать свою правоту в конфликте. Для изучения связи между неблагополучными взаимоотношениями в семье и агрессивным поведением ребенка проведено экспериментальное исследование выраженности агрессивности у подростков (методика Басса-Дарки) и особенностей межличностных отношений в семье (методика "Шкала семейной адаптации и сплоченности FACES - 3). В исследовании приняли участие 79 учащихся шестых классов средней школы г. Сыктывкара и их родители (79 человек), пришедшие на собрание. Результаты исследования показали, что уровень враждебности достаточно высокий во всех классах, проявляется в зависти и ненависти к окружающим, в недоверии и осторожности подростков по отношению к другим людям. Большинство (22%) подростков живут в семьях, где проявляются крайние, проблематичные уровни семейной сплоченности и семейной адаптации, ведущие к нарушениям функционирования семейной системы. В этих семьях взаимоотношения между родителями и детьми недостаточно хорошие и налаженные, эмоциональные связи между членами семьи непрочные, психологическая атмосфера в семье неустойчивая, отрицательная.

Таким образом, насильственное поведение подростков напрямую связано с межличностными взаимоотношениями в их семьях. На примере взаимоотношений между членами семьи они учатся взаимодействовать с другими людьми, обучаются поведению и нормам отношений, которые сохранятся в подростковом периоде и в зрелые годы.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические основы агрессивного поведения подростков, вызванного влиянием СМИ. Педагогическое и психологическое исследование по разработке и апробации работы социального педагога по профилактике и предупреждению агрессивного поведения среди подростков.

    дипломная работа , добавлен 08.08.2010

    Анализ возникновения и особенности проявления агрессивного поведения, специфика подростковой агрессивности. Особенности психического развития подростков, пребывающих в доме ребенка. Анализ агрессивного поведения и структуры жизнестойкости подростков.

    дипломная работа , добавлен 20.05.2013

    Изучение социально-психологического аспекта проявлений агрессивного поведения. Характеристика типов девиантного поведения и причин их возникновения. Анализ условий и факторов, детерминирующих агрессию у подростков, занимающихся творческой деятельностью.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2011

    Социально-психологические условия реабилитации подростков с отклоняющимся поведением. Особенности подростковой агрессии. Специфика групповых условий реабилитации подростков. Исследование стилей родительского отношения и агрессивности подростков.

    дипломная работа , добавлен 29.01.2014

    Теоретические аспекты изучения особенностей агрессивного поведения подростков в отечественной и зарубежной психологии. Определение и сущность агрессивного поведения. Становление и усвоение агрессивного поведения личностью. Анализ полученных результатов.

    курсовая работа , добавлен 01.08.2010

    Сущность девиантного поведения и актуальность данной проблемы в современном обществе, предпосылки его распространения. Причины и проявление девиантного поведения подростков. Личностные особенности подростков как основа профилактики данного поведения.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2013

    Выявление взаимосвязи отношений подростков с матерью и агрессивности в подростковом возрасте. Определение особенностей семейной ситуации, влияющие на формирование агрессивного поведения подростков. Пути профилактики агрессивного поведения подростков.

    дипломная работа , добавлен 07.08.2010

    Основные теоретические подходы к пониманию природы агрессивного поведения человека. Причины агрессии, её виды и механизмы действия. Источники подростковой агрессии. Исследование влияния демонстрации сцен насилия в СМИ на уровень агрессивности подростков.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2011

    Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения, причины и условия его формирования. Личностные особенности делинквентных подростков. Диагностика самооценки у подростков с делинквентным поведением и подростков, не склонных к нарушению закона.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2013

    Проблема агрессии в современном мире. Теоретические аспекты социально-психологической профилактики агрессивного поведения подростков. Анализ психологических особенностей подросткового возраста. Понятие, методы и формы коррекции агрессивного поведения.

Воспитывая детей, нужно помнить, что они нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и наставлении со стороны родителей. Родители, использующие часто физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны отпрысков. В отсутствии родителей, подростки поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуется.

1. Вы можете изменить ситуацию так, чтобы подростку незачем было вести себя неправильно.

Пример: подросток постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом.

Предложение:

Не дожидайтесь, пока подросток станет демонстрировать свое неудовольствие и конфликтовать. Придя с работы, сразу уделите внимание подростку, хотя бы 15 минут, поговорите с ним, поинтересуйтесь как у него дела? Используйте любую возможность, чтобы выразить ему свои теплые чувства (чаще улыбайтесь, проходя мимо, просто обнимите).

2. Не предъявляйте к подростку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.

3. Если он обманывает, разберитесь в причинах лжи подростка. Важно понять, что ребенок не родился лгуном, у него должна быть причина для этого: желание избежать наказания, страх перед отвержением. Убедите подростка, «что лучше горькая, правда, чем сладкая ложь»

4. Учитесь владеть своими чувствами.

Старайтесь сдерживать свои эмоции и физическую силу. Используйте те приемы релаксации, которые вы знаете: глубокий вдох, счет до 10, расслабление мышц.

5. Если подростка часто наказывать, то он может привыкнуть реагировать только на физическое наказание.

Кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия, которые вы еще возможно не использовали:

Как установить контакт с подростком, чтобы предотвратить жестокое обращение с ним.

Необходимо помнить, что лучше предотвратить, чем потом исправлять. Родители смогут сделать многое для того, чтобы насторожить детей, предупредить их об опасности жестокого обращения с ними и научить избегать его.

Для этого необходимо, чтобы между вами и детьми существовали доверительные, открытые отношения. В их установлении большую роль сыграют ваши разговоры о ваших личных проблемах по «Телефону доверия» для детей и подростков. Разговор с ребенком о жестоком обращении, особенно о сексуальном насилии, может быть трудным и потребует времени. Но если это защитит вашего ребенка, дело этого стоит. Что именно вы скажете ребенку, зависит от его возраста, но даже самые маленькие смогут понять такие правила, как «не разговаривай с незнакомыми людьми», «не уходи с незнакомыми людьми», «не соглашайся делать то, что тебе неприятно». Убедите ребенка, что его тело принадлежит только ему и он вправе сказать «нет» любому, кто хочет до него дотронуться. Объясните ребенку, что взрослые могут угрожать ему или его родителям, чтобы заставить его соблюсти тайну. Ваш ребенок должен понять, что есть «нехорошие» тайны, которые нельзя соблюдать.

Вы можете составить свод правил, которые могут защитить ребенка.

1. Вы всегда будете верить и помогать ребенку. Он не должен сомневаться в том, что вам можно сказать все.

2. Если детей не сопровождает взрослый, лучше, если они везде, где возможно будут ходить парами или группами. Детям следует идти домой всегда одной и той же дорогой.

3. Нельзя разрешать маленькому ребенку находиться в общественных местах одному (например, в туалете).

4. Необходимо удостовериться в том, что няне или другому воспитателю можно доверять.

5. Если ребенку что – то угрожает, он вправе делать все, что угодно: убежать, визжать, кричать, лягаться, драться кулаками, лгать. Важна лишь безопасность ребенка.

6. Ребенок сам решает, кому он позволяет себя целовать и обнимать. Нельзя заставлять ребенка делать это против его воли, особенно, если он чувствует, что это неправильно.

7. Добейтесь того, чтобы ребенок твердо знал: если кто-то предлагает ему что-то неприятное, показывает порнографические картинки, фотографирует его обнаженным или делает подарки - об этом надо обязательно рассказать родителям. Убедите ребенка в том, что его не будут обвинять или ругать, что бы ни делал с ним взрослый.

8. Дети должны точно сообщать вам, с кем они уходят,

куда идут и когда вернутся.

Как предотвратить насилие над ребенком в детском саду, в школе или в детском лагере?

1. Отдавая ребенка в какое-либо детское учреждение, убедитесь, что оно имеет хорошую репутацию, и каковы его традиции. Выясните, не было ли инцидентов в прошлом.

2. Узнайте как можно больше об учителях и воспитателях. Поговорите с родителями детей, посещавших это заведение. Узнайте, как в этом учреждении принимают учителей или воспитателей на работу, интересуются ли их прежней работой и рекомендациями.

3. Узнайте, допускаются ли родители к участию в делах детского учреждения, приветствуют ли это сотрудники. Открытость - важный признак. Убедитесь, что вы в любое время сможете увидеть своего ребенка.

4. Вы должны знать о любой отлучке детей. Никогда не давайте воспитателю права уводить ребенка на какие-нибудь мероприятия без вашего ведома.

5. Запретите давать о вашем ребенке любые сведения кому – либо без вашего разрешения.

6. Убедитесь, что в школе, детском саду или мини центре каждый день точно знают, кто будет забирать ребенка домой.

7. Если вы предполагаете, что в школе или в детском саду с ребенком жестоко обращаются, не обращайтесь туда с жалобами, а сообщите о своих подозрениях в полицию или социальные службы.

8. Поговорите с родителями других детей, чтобы выяснить, не замечали ли они что-либо необычное в поведении или здоровье своих детей.

9. Помните, что важно предпринять все возможное, чтобы защитить детей.

Психологическое сопровождение учащихся подросткового возраста

Проблема психологического насилия в подростковой среде

«Будущее зависит не от технического прогресса, нет, оно во многом зависит от людей, их взаимопонимания и желания пойти навстречу друг другу».

Карл Роджерс

В современном мире проблема личной безопасности стоит крайне остро в связи с ростом агрессивных тенденций в обществе. Теоретическое и практическое изучение проблемы психологического насилия в подростковой среде показало, что данная проблема редко обсуждается подростками между собой в неформальной обстановке, на уровне школы, и даже в СМИ.

Открытый тематический информационный обмен между подростками, принадлежащими к разным молодежным субкультурам, социальным слоям общества, представителями психологического конфликта – «обидчиками» и «жертвами», практически не осуществляется.

Разработаны тренинги цели и задачи, которых известны только взрослым людям - педагогам, психологам, родителям и др. Участвуя в этих мероприятиях, подростки по-прежнему остаются объектами манипуляций других людей, пусть даже заинтересованных в их благополучии. Возможно, этим объясняется отсутствие у большинства детей навыков осознанного, самостоятельного решения своих проблем.

На этапе теоретического и практического осмысления проблемы были выявлены следующие противоречия:

1)Между тем, что данная проблема является значимой для подростков и тем, что они отстранены от ее осознанного обсуждения и поиска решений.

2) Противоречие между тем, что значительную часть детей волнует проблема психологического насилия в подростковой среде, и тем, что они по разным причинам не имеют возможности открыто обсуждать ее в диалоге со сверстниками.

Необходимость разрешения названных противоречий, а также современные тенденции подростковой среды, связанные с эгоцентризмом, тотальной информатизацией общества, повышением уровня меркантильности современной молодежи актуализируют внедрение в учебный процесс целенаправленной работы с подростками их родителями и педагогами по обсуждению темы психологического насилия в подростковой среде.

Часто дело усугубляется тем, что страх показаться слабым не позволяет подросткам рассказать о возникшей ситуации психологу, родителям, классному руководителю и тем более самим же сверстникам.

Существует много объективных причин недоверия подростками своих проблем кому–либо.

Приведем примеры высказываний самих учащихся.

Почему я не обратился бы к учителям…

«Чаще всего учителя воспринимают класс целиком, а не в отдельности каждого, поэтому вряд ли кто–то из учителей сможет объективно оценить ситуацию»;

«Любой учитель на уроке думает, прежде всего, о своем предмете, как лучше раскрыть тему, как поставить оценки, как охватить всех учеников опросом, поэтому он не будет тратить время на выяснение кто из учеников прав, а кто виноват»;

«Если рассказать просто любому учителю о конфликте в классе наверняка он отправит тебя к классному руководителю, или посоветует обратиться к психологу»;

«Я никогда не расскажу о своих неприятных ситуациях учителям, которые нас обучают, так как это мое личное»;

«Я не буду обращаться к учителям по причине того, что ситуация будет рассматриваться не с моей точки зрения, а с педагогической, вдруг я окажусь в числе виновных».

Почему я не обратился бы к администрации учебного заведения

«Мне кажется, что у администрации есть другие более важные дела, чем решать межличностные конфликты»;

«Я не такой раскрепощенный, чтобы спокойно говорить о своих личных проблемах с директором школы»;

Почему я редко рассказываю о своих проблемах своим родителям..

«Мои родители слишком заняты, им не до меня»;

«Моих родителей интересует, прежде всего, моя успеваемость, а не мои взаимоотношения с одноклассниками»;

«Родители все равно не смогут ничем помочь, зачем их лишний раз расстраивать».

Я не всегда все могу рассказать сверстникам, скорее всего, что я вообще не буду делиться с ними своими проблемами…..

«Боюсь, вдруг меня не поймут», «Не хочу казаться слабым», «Нет доверия к одноклассникам», «Я вообще никому не доверяю, я такой сам по себе», «Надо учиться самому решать проблемные ситуации»;

«Для моих одноклассников главное – получить хорошие отметки, а что тебя волнует им не интересно»;

«Я могу рассказать о своем печальном опыте общения с агрессором только тому, кому доверяю, среди моих одноклассников таких нет»; «Я могу рассказать о своем конфликте, но мне надо быть уверенным в том, что меня не предадут» и т.д.

Я не всегда могу обратиться к психологу……

«Я боюсь вопросов, которые мне будет задавать психолог»;

«А вдруг психолог не правильно меня поймет»;

«Я бы обратилась к психологу, но не хочу, что бы кто-то об этом узнал, а то будут думать, что я псих»;

«Очень трудно обратиться к психологу первый раз, мучает вопрос «А что обо мне подумают?»;

«К психологу не хочу обращаться только по тому, что потом сам перестану решать свои проблемы, все время будет появляться желание рассказать кому-то, самое главное – буду надеяться, что кто-то за меня решит мои проблемы»

Как видно из высказываний учащихся дети остаются один на один со своей личной проблемной ситуацией или по причине недоверия к кому-либо, по причине страха, что информация выйдет за пределы (класса, образовательного учреждения), по причине неуверенности в себе, но чаще всего по причине предполагаемой оценки их личности.

Одной из причин закрытости многих подростков в ситуации психологического насилия (унижений, оскорблений, игнорирования как личности, превращения в «козла отпущения»), или просто межличностного конфликта, является ложное представление о свои собственных силах: «Сам справляюсь, не маленький!». В итоге, конфликтная ситуация, глубокие переживания, чувство обиды затягиваются на долгие месяцы, приводят к открытой конфронтации конфликтующих сторон, а не редко и смене учебного заведения.

Опыт практического психолога показывает, что, сталкиваясь с такой формой отношения к своей личности, как психологическое насилие подростки чаще всего испытывают:

Ухудшение самочувствия (физического и психологического)

Постоянную тревогу и раздражительность

Желание поскорее уйти домой и остаться одному

Неуверенность в себе

Полное бессилие

Сильное внутреннее напряжение, которое не дает спокойно учиться

Боль и страх

Ожидание, каких либо дальнейших действий, может быть даже физических

Сильную подавленность

Какую–то враждебность в себе (что тоже является страшным, так как подавленная агрессия в любой момент может вырваться наружу)

Последствиями насилия так же могут быть: нарушение сна, длительное сохраняющееся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению; чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение; угрозы и попытки самоубийства; неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников; плохая успеваемость; низкая самооценка; нарушение аппетита и др

Особое неблагополучие в психологической сфере подростка является ощущение себя в фигуре изгоя, или аутсайдера. В большинстве случаев в роли отвергаемого оказывается человек, обладающий определенными особенностями, которые не находят одобрения у других членов группы. Однако, как показывает анализ практических наблюдений, такого рода особенности выступают не столько причиной, сколько поводом для отвержения. Подлинной причиной оказывается наличие «вакансий» изгоя в структуре группы. Если эта ниша кем – то занята, то другому - надо обладать сильно выраженными негативными особенностями, что бы заслужить отвержение. В своем составе группа может терпеть двух – трех изгоев. Как показывает практический анализ проблемы необходимость в группе таких членов, наделенных статусом изгоя, выступает своего рода козлом отпущения и необходима для самоутверждения остальных членов группы, для поддержания на достаточно высоком уровне их самооценки. Если эта ниша пустует, то члены группы оказываются лишены возможности выигрышного сравнения себя с кем – то менее достойным. Аутсайдер, обладающий выраженными негативными чертами, служит удобным оправданием для всех, кто так же не лишен этих черт. Своей явной или чаще всего искусственной акцентированной ущербностью он фокусирует на себе проекцию всего группового «негатива». С первых дней существования школьного класса детское сообщество стремится избрать в своем составе наиболее подходящие кандидатуры на ту или иную социальную роль и фактически насильно загоняет их в соответствующие ниши. На роль аутсайдеров сразу избираются дети с выраженными внешними, или другими недостатками. Первые же их промахи и неловкости ложатся на них несмываемым клеймом, с которым они обречены, жить долгие годы, выступая объектом насмешек и откровенной травли (холодное игнорирование как инструмент отвержения в детском сообществе). Ситуация отвержения выступает для ребенка источником психической травмы, а порой и провоцирует неадекватные формы компенсации.

Наиболее часто жертвами различного рода насилия, как со стороны взрослых, так и сверстников, становятся:

А.) Дети, воспитывающиеся в условиях жестких отношений в семье. Которые враждебно воспринимают мир и готовы быть жертвами насилия сильных и сами проявлять насилие к слабым.

Б.) Дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности, эмоционального отвержения. Дети, не получающие достаточного ухода, эмоционального тепла и часто имеющие отставание психофизического развития. Дети, имеющие психическую и физическую беспомощность, неразвитость эмоциональной сферы, неспособность оценить степень опасности и сопротивляться насилию, легко внушаемые.

В.) Дети, предоставленные улице.

Г.) Дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «Нет», с разрушенной внутренней границей, делающей их не способными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные.

Д.) Дети, с психическими отклонениями неспособные адекватно оценить опасные ситуации.

Е.) Маленькие дети в силу их беспомощности.

Насилие – знак неравенства между людьми, властный компонент межличностных отношений. Притеснение, принуждение, злоупотребление властью часто неосознанно происходят в школьной среде, но это незаметное психологическое воздействие является причиной не только школьной дезадаптацией, но и уходом от контактов, самообвинением, отрицательным отношением к самому себе, аутоагрессии. Длительное эмоциональное напряжение порождает желание его ослабить, провоцирует поиск суррогатных выходов, уходов из среды, где ребенок подвергается насилию, в том числе психологическому.

По данным исследования (опроса большинства родителей и учеников школ города Казани) хорошая школа обладает признаками безопасности и заботой о детях и их здоровья. Отметим, что потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей сферы человека (А. Маслоу), без частичного удовлетворения которой невозможно достичь самореализации.

Исходя из полученных диагностических исследований, а так же теоретического анализа проблемы проектирование безопасной образовательной среды школы, прежде всего, должно исходить из принципа защиты личности каждого ученика через устранение насильственных действий между всеми участниками УВП.

Второй принципопара на духовно – нравственное воспитание.

Третий принцип – помощь со стороны взрослых людей с кем общается ребенок (подросток) в приобретении умений, дающих возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого и способствующее саморазвитию личности, исключающее психологическое насилие.

Четвертый принцип – в современной образовательной среде необходимо создать климат доверия, в основе которого положено безоценочное принятие любого ребенка, при котором образовательная среда выступает как эффективное межличностное взаимодействие, способствующее развитию психологически здоровой личности.

С целью определения личности подростка, способной стать жертвой психологического насилия можно использовать следующую методику.

Методика проведения тестирования «Признаки и социально – психологические особенности личности, способной стать жертвой насилия»

А.) Прочитайте внимательно перечень предложенных характеристик

Б.) Выберите из предложенного списка те утверждения, которые, по вашему мнению, являются наиболее характерными признаками и социально – психологические особенности личности, способной стать жертвой насилия.

    Постоянная неуверенность в себе (действиях, поступках и др.)

    Подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей, от которых зависит человек, безвольной податливостью их желаниям.

    Неспособность принимать решения без советов других людей.

    Готовность соглашаться с другими, из страха быть отвергнутым, даже при осознании, что они не правы.

    Легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрению со стороны.

    Наличие комплексов «неполноценности».

    Несформированная в раннем детстве самостоятельность.

    Отсутствие инициативности, мобильности.

    Слабо развитые коммуникативные свойства личности.

    Избегание трудных ситуаций, требующих срочного принятия решений.

    Склонность личности к самопожертвованию.

    Низкая самооценка.

    Высокий уровень тревожности.

Тест 1.

Диагностическая плоскость №1.



Рассказать друзьям