В чем заключается мужское воспитание. Воспитание парней, воинов, настоящих мужчин, лидеров

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Человек рождается разумным животным и только в процессе воспитания в социуме обретает человеческие черты. Без воспитания настоящих мужчин любой народ обречён на проигрыш в конкуренции и вымирание. Пора воспитывать мужчин!

Настоящий мужчина

Мальчики и девочки разные изначально. Девочки с детства предпочитают играть в куклы, наряды и отношения, мальчикам интереснее машинки, что-то сконструировать и подраться. Можно, конечно, из мальчика воспитать девочку, но зачем? Наверное, из мальчика стоит воспитать мужчину. Настоящего мужчину.

Настоящий мужчина отличается и от мужлана, и от человека-ребенка. «Будем честны – мужчина ты или нет, определяется не только физиологией. И никакие «подвиги» в сфере физиологии не делают маменькиного сынка мужчиной. А быть настоящим мужчиной нужно. Хотя бы ради того, чтобы тебя полюбила, и никогда не разлюбила твоя – настоящая женщина» — будущему мужчине говорит мужчина состоявшийся.

Настоящий мужчина — социальная роль и собирательный образ, воплощающий лучшие мужские черты. Заметим, что в разное время и в разных культурах образ настоящего мужчины мог быть очень различным и не всегда привлекательным для современного человека. Чтобы стать настоящим мужчиной, нужно многое, и не только развитие мужественного тела, а и теплой и глубокой души, сильного ума и мужского духа, а также взглядов, убеждений и манер, соответствующих мужской культуре.

Что же такое мужская культура и психология мужчины?

Мужчина живет разумом, а не чувствами и эмоциями . Трудные вопросы обдумываем и решаем, а не переживаем, не жалуемся, не откладываем на…

Мужчина требователен, и в первую очередь к себе . Он знает, что такое долг и «должен», и чем раньше, тем лучше. Оптимально — с трех лет, с момента осознания себя как личности. Ошибаться — можно, исправлять свои ошибки — обязательно и за свой счет.

Мужчина тот, кто принимает решения , и кто за свои решения отвечает. Если за решения мужчины вынуждена отвечать женщина, это не мужчина, а маменькин сынок, мужчинка. Если мужчина несет ответственность за решения, которые за него приняла женщина, это не мужчина, а подкаблучник, мужичок.

Мужчина знает свои мужские обязанности . Мужская честь: чтить закон, защищать близких и родину. Мужчина — защитник. Мужчина защищает близких и то, что ему дорого. В любом случае он живет не только для себя. Мужчина должен построить дом, посадить дерево и воспитать сына.

У мужчины есть его путь и его дело . Как минимум, мужчина умеет работать и работы не боится.

Мужчина чувствует себя состоявшимся и способен сосредоточиться на отношениях с женщиной, если он разобрался в трех самых важных для него вопросах: кто он, чем занимается и сколько зарабатывает.

Мужчины не плачут . Убеждение «Мужчины не плачут» — обязательная часть мужского воспитания. Само по себе поплакать — не стыдно и не вредно. Хорошо поплакать от радости, можно всплакнуть на похоронах, где это уместно и принято. Но в других ситуациях, где дети и женщины могут заплакать, мужчины этого не делают. Мужчины не плачут, потому что для них это обычно бессмысленно, и для того, чтобы оставаться мужчинами, то есть сильными и разумными людьми.

Мужчины не боятся . То, что мужчины не боятся — это не факт, это норматив мужской культуры. Страх, как физиологическая реакция организма, когда-то может случиться в каждом человеке (хотя и в разной степени). Но мальчик, воспитанный как мужчина, должен делать что должно, а не обращать внимание на свои страхи, тем более — не руководствоваться ими.

Мужские развлечения — подраться и что-нибудь захватить. При всем уважении к мужчинам представляется, что эта ценность не самого высокого порядка, и быть только мужчиной — еще не вершина развития личности. Один из смыслов жизни мужчины — оккупация, захват большей территории и власти над ней.

Заметим, что в разное время и в разных культурах образ настоящего мужчины мог быть очень различным и не всегда привлекательным для современного человека. Тем не менее, как достичь лучшего из этого списка? Из чего состоит воспитание настоящего мужчины?

Легче написать, что будет ошибкой. Когда в мальчике видят маленького и беспомощного, когда его жалеют и оберегают, когда беспокоятся в первую очередь «как бы с ним чего не случилось» — в таких условиях мальчику превратиться в мужчину сложно. Возможно, он просто взбунтуется и превратится в мужчину через линию хулигана, но путь этот опасен и нежелателен. Скорее всего, вырастет милое никакое существо, возможно воспитанное, но без воли и мужской решительности, способное чувствовать, но плохо умеющее ставить цели и действовать.

Настоящий мужчина воспитывается только мужчиной , мужским воспитанием мальчика должен заниматься отец . Отец даст образцы мужского поведения и будет относиться к сыну, как к мужчине. Отец не будет жалеть и сочувствовать, он будет в первую очередь требовать, и даже его поддержка будет другой: поддержкой вызовом.

Воспитание мальчика

Что касается танцев, то это также обязательная часть воспитания офицера в армии любой страны. Во-первых, танцы — это другая форма спорта, и спорта нелегкого: держать осанку, не опускать локти, чувствовать партнершу и слышать музыку — задача не простая. Но именно танцы дотачивают спорт до красоты и галантности, воспитывают из мальчика будущего внимательного кавалера, не только мужлана и самца.

При этом понятно, что не танцами и спортом формируется будущий мужчина.

  1. Будущий мужчина — не трус . Он не боится засыпать один в темной комнате, он не боится заступиться за своих и тем более за девочку, он — не боится. Его называют смелым и мужественным. Это не значит, что ему не знакомо чувство страха, это значит, что мужчина может быть сильнее своего «боюсь — не боюсь» и умеет руководствоваться понятием мужского долга. В словаре вашего сына не должно быть слов «боюсь» или «мне страшно», должно быть только совместное с вами размышление: «стоит это дело таких рисков или нет».
  2. Именно поэтому будущий мужчина — не задиристый петух и не обезбашенный товарищ, который которого легко «взять на слабо» и который нередко сам, ради острых ощущений, готов рисковать без нужды: это бестолковость и безответственность. Мужчина не имеет права рисковать собою зря, мужчину воспитывают не для того, чтобы за его дурацкие подвиги расплачивался отец или, тем более, чтобы его бессмысленную смерть оплакивала мать. Настоящий мужчина тот, кто умеет быть сильнее своей вскипающей крови, кто умеет руководствоваться разумом, а не чувствами.
  3. Умение руководствоваться разумом, а не чувствами важнейший момент в воспитании мальчика. Угадайки и «кажется» не принимаются, в решении любой задачи требуем творчество и логику, в любом вопросе тренируем живой критический ум. Мужчина без головы — не мужчина. Требуем рассудительности всегда, без ссылок на трудно, страшно и увлекся: будущий мужчина должен быть хладнокровен, его разум не туманится эмоциями, это реализм, последовательность и целеустремленность. «Почему ты так решил? Для чего ты так решил?» — ваш сын должен уметь думать и уметь обосновывать свои решения.
  4. Но не только обосновывать, а и отвечать за последствия своих решени й, самостоятельно назначая плату за неисполнение или ошибочность своих решений. Для этого приучите своего сына к вопросам: «Готов ли ты отвечать за последствия своего решения? Чем конкретно отвечаешь?».
  5. Мужчина — это надежность, порядочность и ответственность. Поэтому с самого раннего возраста сына категорически отучаем от позиции Жертвы: жалобы, разговоры об обстоятельствах, несчастные глаза и ссылки «А вот другие…» — не принимаются. «Не ссылайся на других! Ты отвечаешь за себя!» — именно эта заповедь от моего отца мне запомнилась с детства.
  6. Также не принимаются разговоры о проблемах : все «проблемы» заменяются постановкой задач, а задачи формулируются не про чувства, а про поведение. «Ну, если будет настроение», «Не знаю…» «Ну, как-нибудь…» — не катит. Берешься — или нет. А если не берешься ты — то кто это должен сделать вместо тебя? Приучаем с детства: «Мужчина сказал — мужчина сделал». Дал слово — держи, но прежде чем говорить — думай. Умение принимать быстрые и одновременно взвешенные решения, брать на себя ответственность — мужская черта .
  7. Будущий мужчина должен железно усвоить: старшие заботятся о младших, а младшие — слушаются старших . Чтобы расшифровать эту формулу, начнем со «слушаться». Умение взять себя в руки, послушание, самодисциплина — обязательная часть в воспитании будущего мужчины. Настоящий руководитель отличается от обычных сотрудников в первую очередь тем, что у него есть самодисциплина: в частности, он может сам формировать себе трудный план и сам своему плану подчиняться. Обычный сотрудник нуждается в погонялке снаружи — значит, это не вполне мужчина. Настоящий мужчина способен организовать себя сам: он сам дает себе задание и сам способен тому, что он себе наметил — себя подчинить.

Однако старший, более сильный — это тот, кто отвечает за младших и более слабых. Он не отнимает, а защищает, он не куражится, а учит и следит за порядком. Умение быть старшим — трудное умение, где нужно учиться не кричать на непослушных младших, учиться терпению перед лицом их бестолковости, учиться их учить, терпеливо и методично приучать к тому, что для них еще трудно.

И все? Нет. Когда будет сформирована эта мужская основа, любому мужчине будут к лицу некоторые лучшие женские черты: мягкость, деликатность, умение быть внимательным и нежным. …Ваш сын должен научиться быть интересным и воспитанным человеком.

Экология жизни. Дети: Когда я на время остаюсь с нашими мальчишками одна – на неделю или две, наблюдаю за ними и за собой, то остро понимаю, насколько в воспитании мальчиков необходим мужчина. Я уверена, что одна мама - если у неё нет рядом хорошего дедушки или дяди или ещё какого-то мужчины, например, тренера, - не сможет вырастить мальчика.

Когда я на время остаюсь с нашими мальчишками одна – на неделю или две, наблюдаю за ними и за собой, то остро понимаю, насколько в воспитании мальчиков необходим мужчина.

Я уверена, что одна мама - если у неё нет рядом хорошего дедушки или дяди или ещё какого-то мужчины, например, тренера, - не сможет вырастить мальчика . Это очень трудно. Практически невозможно. Говорят, что девочка в любом случае станет женщиной – есть папа рядом или нет. Да, она может стать не очень гармоничной, перекошенной, но все же женщиной. Мальчик же без мужчины и мужского воспитания – практически обречен.

Растить мальчиков – это легко и радостно, когда рядом папа и муж. Мальчикам необходима структура, причём достаточно жесткая, правила, которые не нарушаются, дисциплина. Это девочкам многое можно объяснить, мальчикам же часто необходимо упереться головой в стену, чтобы понять.

Наверное, поэтому многие мужчины становятся настоящими мужчинами в армии - выстраивая свой внутренний стержень. А у нас дома как в армии - хотя мне так не кажется, но когда люди узнают, что у нас у детей нет iPad, телевизора, сладкого, а в 6-7-8 мальчики ложатся спать согласно возраста (и в 5-6 уже встают), то обычно говорят именно это - «прямо армия какая-то». Для нас это норма жизни, иначе мальчишки выходят из берегов, с ними становится трудно совладать.

И для поддержания такого порядка необходим мужчина. Женщина не может управлять мужчиной, даже маленьким. Она по статусу всегда младшая рядом с мужчиной.

У неё два варианта - подавить его мужское начало своими криками, наказаниями и всем остальным. Вырастет тряпка и тюфяк, сломленный на корню. Потому что для него это будет противоестественно и губительно – подчиняться женщине, особенно, если она использует силу. Или же мама может отпустить все на самотёк и вырастить вечного мальчика без границ и ответственности. Это, конечно, крайние варианты, в большинстве случаев вырастает нечто среднее, но мужского обычно в нем слишком мало.

Когда рядом папа, он может вернуть сыновьям ощущение реальности одним взглядом - а иногда и мощным рыком. Никто из парней на это не обидится, это долго удивляло меня. При всей папиной строгости - никто его не боится.

Наоборот, уважают все сильнее и любят. Потому что им самим это нужно, ощущать себя под руководством сильного мужчины, на которого они хотят быть похожими. И да, они липнут к нему, как банные листы, ходят за ним по пятам. Особенно сильно это заметно после пяти лет. Именно в этом возрасте мальчик из-под маминого крыла обычно и переходит к отцу. Чтобы стать мужчиной.


Да, папа может рычать, и дети быстро это понимают. Но если то же самое попытаюсь сделать я - рыкнуть, гавкнуть - в ответ будут обиды, слезы или агрессия, нешуточная борьба за власть. С папой такого нет, он вожак стаи, все это знают. А маму постоянно прощупывают на слабые места - и так, и этак. Мама же для любви, а не для установления рамок.

Да, маме мальчиков тоже нужно нарабатывать командный голос, учиться формулировать свои просьбы как приказы - коротко и по сути. Не «родной, закрой пожалуйста вон ту дверь, а то комары налетят», а «Даня, закрой дверь, пожалуйста». Точно, ёмко, по сути, без лишних слов. Но даже это без мужчины в доме не сможет создать гармонию.

Папино «нет» всегда более объемное и твёрдое. Папин авторитет не подлежит сомнению. Он как генерал, которому сын не может не подчиняться. Таковы правила.

Таков устав. И даже Даня в своём предподростковом всплеске самости против папы не пойдёт. А вот маме нервы помотать иногда можно, пока папа не запретит и не одернет.

Папа - это не только пример, не только ориентир, но и структура. Вожак. Альфа-самец. Но конечно, для того, чтобы это работало, мама должна быть первым человеком в доме, кто признает его лидерство и не оспаривает. Кто уважает его, ценит и доверяет ему самое дорогое – сыновей. Иначе и сыновья его не будут считать авторитетом.

Не лишайте мальчиков отца! Не лезьте в мужской мир, по нашим меркам иногда мужское воспитание слишком строгое или жёсткое. Но это именно то, что нужно мальчику, чтобы стать мужчиной. Папа может разговаривать с сыном по нашим меркам слишком грубо, но не вмешивайтесь. Единственное, чего не стоит допускать – постоянного физического насилия. Почему говорю постоянного, потому что в некоторых исключительных случаях все-таки до мальчика быстрее «дойти» может от терапии витамином «р».

Научитесь уважать своего мужа, отца вашего сына, чтобы позволить мальчику вырасти настоящим мужчиной.

А если мама одна?

Мама, которая хочет вырастить сына одна, должна предпринимать сверх-усилия, которые мне даже представить трудно. Для того, чтобы не подавить сына и не расслабить. Расслабленных и безответственных сейчас полно - и кажется, это как раз то поколение, на которое пришёлся бурный рост неполных семей. Впрочем и забитых слабаков тоже хватает. Ведь воспитывают все больше женщины - мамы, воспитательницы, учительницы.

А мальчикам нужны мужчины. Настоящие. Примеры. Ориентиры. Структура. Найдите для своего сына таких. Неважно где. Это может быть учитель, тренер, наставник, священник, кто-то из родственников или друзей.

У нас в школе работал физик, вокруг которого собирались все мальчишки. Даже по утрам в субботу прибегали на физику, хотя по субботам никто не учился. Ходили за ним по пятам. Он был серьезен, строг, и при этом полон любви. Настоящий Учитель, каких мало.

Через какое-то время работы в школе он стал вести еще и спортивную секцию – только для мальчиков. Потому что увидел, как много мальчиков растут без отца, без структуры и мужского руководства, без сильной руки. Он в каком-то смысле стал для многих таких мальчишек отцом. И они ведь бросали пить пиво на лавках, бросали сигареты и другие «дела» и вместо этого пропадали в спортзале, едва ли не каждый вечер. Их души жаждали именно этого, они были голодны до такого мужского общения.


Мы, девочки, попав однажды на их тренировку, были в шоке. Наш любимый Учитель с ними чуть ли не матом разговаривал. Наш физик! Сама интеллигентность и воспитанность! А парни как будто и не замечали, не жаловались. Наоборот, быстро все схватывали и старались еще больше, неслись сломя голову в зал трижды в неделю после уроков.

Парни из его команды очень отличались от остальных мальчиков в параллели. Настоящие мужчины. Спустя годы - большинство из них не пьют и не курят, обзавелись семьями, детьми, не развелись и сейчас вполне успешны, счастливы. А остальные - кому как повезло. Кто-то пьёт, кто-то живёт на две семьи, кто-то ищет себя и не работает.

Поэтому если у вас мужчины в доме нет, найдите для сына возможности получать такое мужское руководство.

Если отец хочет с ним общаться – не мешайте. Если есть родственники, готовые помочь, привлекайте их активнее. Может быть, у его друзей будут очень хорошие папы – поощряйте такое общение. Спортивные секции с харизматичными тренерами мужчинами, преподаватели мужчины, наставники. Пусть вокруг вашего сына будет много хороших мужчин.

Это Вам будет интересно:

Отпустите его в мужской мир. Не бойтесь, не держитесь за него. Дайте ему стать сильным, чтобы вы же сами могли гордиться им. Воспитывать мальчиков не так легко, как может показаться. Но если рядом с вами есть их отец – цените это и давайте ему как можно больше возможностей проявить свои лучшие качества рядом с сыновьями. опубликовано

Уважайте отца ваших мальчиков, как бы ни сложились ваши с ним отношения. Уважайте других мужчин, которые есть в этом мире. Уважайте мужчин в своих мальчишках. И все обязательно получится.

Здравствуйте, дорогие читатели! А вы выделяете женское и мужское воспитание? Чем они отличаются? И правда ли, что вырастить успешного человека можно лишь, вкладывая в него и мужское, и женское? Как обычно, для вас два мнения. Порассуждаем на тему. Воспитание детишек – камень преткновения многих специалистов. Кажется, сейчас различных теорий сколько же (или чуть меньше), чем детей. Споры о том, приучать детей к строгой дисциплине или учить только лаской и любовью, ведутся уже множество лет. И, скорее всего, в ближайшее время не закончатся. При этом, некоторые специалисты не разделяют воспитание мальчиков и девочек, а другие, наоборот, строго «разводят полюса».

Понятие воспитания

Психологи считают: в отношениях с детьми мужчины склонны к излишней жесткости. И если мальчикам полезно прививать дисциплину, то девочкам «нужно» совершенно другое: «женская неопределенность», порой граничащая с легкомысленностью. Умение подать себя и даже легкое кокетство. А что такое воспитание?

По философскому словарю, воспитание - систематическое воздействие родителей и школы на незрелого человека (ребенка), сущности которого принадлежат потребность и способность, а также стремление к дополнению. Цель воспитания – помочь «развернуться» проявляющимся дарованиям, или сдерживать задатки в соответствии с целью («идеал воспитания»). Средства воспитания: пример, подаваемый воспитателем, затем – приказ (требование и запрет), приучение, убеждение и обучение. Воспитание распространяется на тело, душу и дух. Задача воспитания – образование из задатков и способностей гармонического целого, а также приобретение человеком благоприятных для него и общества душевно-духовных установок в отношении людей, семьи, народа, государства и т. д.

Рука об руку с воспитанием идет образование. Идеалы воспитания различных влиятельных социальных групп могут противоречить один другому.
Говоря проще, воспитательная задача родителей – помочь чаду направить таланты и наклонности в конструктивное русло, а затем развить. Притом коррекции поддаются как вполне «мирные» увлечения, так и откровенно уголовные. Музыкальный слух помогает в игре на музыкальных инструментах. Стремление и умение организовать из приятелей ватагу полезно в руководстве коллективом, а для офицера просто незаменимо. Даже клептомания полезна, например, в организации фокусов.

Мужской взгляд

Слова ниже - личное мнение человека, сменившего по разным причинам 16 школ, имеющего возможность (и желание) наблюдать за семьями и средним образованием.

Да простят представительницы прекрасного пола, но современные женщины в воспитании для детей потенциально опасны. Подавляющая часть школьных учителей женщины, и называя вещи своими именами - неудачницы. Дома регулярные скандалы, на работе сложности в профессиональном продвижении и серпентарий единомышленников. Что они могут воспитать личным примером?

Выставление школьных оценок не по знаниям, а из-за личных предпочтений уже не отклонение, а норма. Школьные психологи напоминают комиссаров времен революции: задача специалистов выявить независимую Личность и подавить, не оставив шансов на конструктивные пути самореализации и сопротивления. В истории подобная обстановка иначе называется, а сейчас - школой, инкубатором самостоятельных людей.

Воспитание строится иначе. С рождения ребенок на первое место ставит поведение наиболее близких физически и эмоционально – родителей. Слова отодвигаются на второе, а порой и третье место. Поэтому, если взрослые в окружении курят - найти сигареты у чада лишь вопрос времени. Наблюдая в семье регулярные ссоры, построить счастливую семью сложно. В первую очередь потому, что других моделей поведения, кирпичиков, из которых строятся собственные поступки, нет.

Мама с папой для ребенка - всегда друг друга любят. Надо выяснить отношение, дождитесь вечера, уложите отпрыска спать. Идите на улицу, и там хоть вдрызг разругайтесь, но придите к единому мнению.

Рукоприкладство - вопрос отдельный. Сложно назвать семью, где детей не шлепают, хотя бы легонько по попе. Зачастую цель шлепка - прекратить нежелательное действие и дать сигнал о его недопустимости. Если есть возможность, побоев надо избегать. Собаководы в силу бессмысленности избиения животных, пользуются ультразвуковыми свистками. Возьмите на вооружение дудку с резким звуком. К детям старше трех лет можно применять игнорирование - с «отправлением в угол» или особое место, например на диване, где чадо может «подумать над поведением». Увлечение наказаниями приводит к появлению психологических комплексов. А отсутствие явно обозначенных границ допустимого заканчивается неприемлемым поведением в семье или отторжением в коллективе (детском саду, спортивной секции).

Давайте честно: расхождение слов и дел учит молодых людей врать. Относиться к чаду нужно, как к взрослому человеку, но с поправкой на возможности. Если одежду не стирать неделями, дух от нее станет крепче русского. Продукты, даже в глухих селах, приходится регулярно покупать, а для этого - работать. Чем раньше придет понимание простых истин, тем лучше.

Ребенку не нужен информационный мусор. Кто регулярно смотрит новости: найдите в сообщениях СМИ позитив, посчитайте долю приятных сообщений. И задумайтесь, так ли важно знать, кого и сколько изнасиловали (ограбили, убили, покалечили в ДТП, лишнее зачеркнуть)?

Вместо просмотра новостей изучите с чадом английский, Linux или веб-дизайн. Увы, современность вынуждает приобретать профессиональные навыки годам к 15, когда воспитывать уже поздно. К этому возрасту крайне желательно иметь достижения, которые не стыдно показать работодателям. Трудиться или нет, пусть чадо решает самостоятельно. Шастать по району, накачиваясь пивом, сигаретами или чем покрепче интересно лишь таким же любителям выпивки. Когда с одной стороны регулярное безделье на грани попрошайничества у родителей, а с другой возможность самостоятельно заработать и купить понравившуюся вещь, выбор очевиден.

Отсюда следует вопрос детского труда и карманных денег. Выданные чаду средства - дело святое, пусть делает с ними что угодно. Давать нужно, когда появляются самостоятельные расходы - школьные завтраки и т. п. Первые 6 - 12 месяцев выдавать придется ежедневно, затем раз в неделю. Через такой же интервал перейти на еженедельные спонсирования. На 6 класс в карманные деньги нужно включить расходы на школьные принадлежности. Подход научит ребенка планировать расходы.

Говоря строго, детский труд чаду неприятен. Но годам к 4-м отцу нужно знать, чем отпрыск интересуется: танцами, рукоделием, компьютерами или рисованием. И, разумеется, найти соответствующие секции. К началу школы интересы чада расширятся, могут понадобиться школа юного программиста или кружок фотографии. Пусть учится, интерес - лучший стимул. Года через 4 появятся успехи, которые с помощью родителей можно монетизировать. Заработок чада принадлежит только ему, но размер карманных денег можно уменьшить. И нужно следить, чтобы оставалось время на сон (порядка 8 - 9 часов), отдых (1 - 2 часа) и не страдала учеба.

Так появляется еще один навык: самодисциплина и распределение приоритетов. Увы, для многих взрослых умения недостижимы.
Вам скажут, что ребенок лишается детства. Обвинят в домашней жестокости, нарушения права чада слоняться по пустым улицам в компании несамостоятельных оболтусов. Но вырастая, ребенок получит умение планировать расходы и обеспечивать себя в любых ситуациях.


Женский взгляд

Мне кажется, строгое разделение воспитания на мужское и женское слегка преувеличено. Нельзя сказать, что папы воспитывают дисциплину и жесткость, а мамы – только розовые «рюшечки»: нежность, томность и слабость. В наше время и мужчины, и женщины слишком разные, чтобы «чесать» их под одну гребенку. Порой мама еще тот комиссар в юбке, а папа – бесхарактерный подкаблучник. Вряд ли в таком случае от первой мы познаем много доброты и участливого подхода, а от второго – строгости и порядка.

Тем не менее, если говорить о стилях воспитания, то так называемый «мужской» сильно отличается от «женского». Правда, носителями подхода могут быть мамы и папы вперемешку. Хоть традиционно и считается, что мама больше жалеет и балует, а папа – «строит» и закаляет характер.

Как по мне, и мальчикам, и девочкам нужно разностороннее воспитание. Даже нежным и томным барышням не помешает умение планировать, достигать целей и проявлять силу. Что поделать, такова жизнь, и всем нам надо «вертеться». Правда, желательно при этом не перегибать палку.

Как мама, могу сказать точно – женщине в силу своих особенностей сложнее быть строгой и категоричной по отношению к ребенку. Нам все время кажется, что они же маленькие, наши детишки, и что с них возьмешь. Лучше уж приласкать, обнять, погладить по голове, сказать, как они важны и любимы. Не знаю, как где, а у нас в семье это прекрасно работает! И да, я с удовольствием буду учить дочь всем женским «премудростям», ведению хозяйства и психологии отношений. Но при этом не забуду и о «земном» – получении образования, любимой работе и самореализации. Мне видится, что современной женщине без всего этого сложно стать счастливой и самоценной. Уверена, что кто-то со мной не согласится.

Во всем же, что касается «тверже, выше, дальше, сильнее» – это к папе. Он одним словом может так сказать, что маме и не снилось. Нет, не наказать или отругать. А просто сказать так, чтобы ребенок понял – надо сделать вот так, и никак иначе. Он сможет помочь сыну в важных вопросах «выживания» в среде себе подобных. Научить быть мужественным и стойким. Да что там, он уже сейчас водит его на борьбу, и тот просто в восторге.

Как по мне, в неполных семьях, где мама играет роль и матери, и отца, детям живется чуток сложнее. И не только в материальном плане. Но и в психологическом. Не зря ведь в песенке поется: «Папа может все, что угодно…». Так и есть! Он может научить не только драться и отстаивать свои интересы, но и быть настойчивым, уверенным в себе, отвечать за свои слова и поступки. Быть «настоящим мужиком». Маме, как бы жизнь ее не закалила, с этим сложнее. Ведь самой бы опереться на крепкое плечо. Вот и проявляется недостаток мужского воспитания спустя многие годы. Хорошо, если на пути встретится надежный пример – дядя, тренер или сосед, у которого можно учиться. А нет, так жизнь научит. Правда, не всегда безболезненно.

И пусть, наверное, женское воспитывается представительницами прекрасного пола. Нежно и с любовью. Мамами, бабушками, сестрами. А мужское – нашими дорогими защитниками. Так дети с самого детства поймут и впитают распределение ролей в семье, тонкости отношений между людьми. Мне кажется, это все будет неплохим подспорьем в дальнейшем. Главный момент – чтобы все декларируемое словом соотносилось с делом. То есть, как сказал – так и сделал. Тогда, наверное, и слов надо будет меньше, все будет считываться с живых примеров. И «впитываться в кровь».

Друзья, а что вы думаете о мужском воспитании? Какую роль оно играет для гармоничного развития личности? И для кого оно важнее? Поделитесь, пожалуйста, своим мнением в комментариях.

А мы желаем вам крепких семей, воспитанных детей и много счастья!

Практически в каждой семье мужчина – прежде всего добытчик. А в воспитании ребенка он участвует лишь изредка, да и то, в основном, когда дело касается дисциплины или финансовых вопросов. Причем чаще, когда приходится наказывать малыша.

Таким образом, папа в глазах крохи выглядит очень строгим. Но ведь вам наверняка хочется иметь более дружеские отношения? Рассмотрим, как это сделать.

Обычно папы, глядя на маленьких детей, нередко мечтают о том, чтобы ребенок быстрее вырос, научился ходить, играть, говорить…. Чтобы можно было нормально общаться. Но с наступлением этого момента вы с удивлением обнаруживаете, что найти общий язык достаточно сложно.

А все потому, что когда кроха был совсем маленький, вы мало брали его на руки, разговаривали и, наверняка, испытывали облегчение, когда отдавали его маме. Получается, что у мамы с малюткой постоянный телесный контакт, а за папой он только наблюдает. Но зато такая дистанция позволяет малышу по папиной реакции определить: можно ли сделать то или иное действие или нет. И поэтому зачастую мужское воспитание сводится к тому, чтобы запрещать или разрешать.

По некоторым наблюдениям ребенок, которого в первый год жизни воспитывал отец и принимал участие в уходе за ним, более общителен, адекватен и меньше боится незнакомых людей. Поэтому не нужно отстраняться от воспитания малыша в этот период.

Мужское воспитание должно начинаться с самого рождения. И не нужно откладывать его на будущее. Вот несколько советов, которые подскажут вам с чего начинать:

1. Принимайте участие в уходе за ребенком. Это позволит вам привыкнуть к нему.

2. Успокаивайте малыша, если он плачет, вместе с супругой. Это наверняка добавит вам уверенности в общении с ним.

3. Обычно папам требуется время, чтобы понять, что они любят ребенка. Старайтесь развивать свою любовь. Чаще берите его на руки, смотрите какой он симпатичный, умный…

4. Проводите выходные в кругу семьи.

5. Оставайтесь наедине с крохой. Например, сходите на прогулку. Это позволит вам сблизиться и лучше понять друг друга.

Постарайтесь объективно оценивать свои действия. Для этого можно провести простой тест.

Разделите пополам лист бумаги. На одной стороне напишите все случаи, когда вы ругали малыша за день, а на другой – когда хвалили. И посчитайте, что получилось. Обычно больше строк в первой половине листа. Вот так и складывается мнение, что мужское воспитание сводится только к наказаниям.

Конечно, папины запреты просто необходимы, но они должны сочетаться с любовью и заботой о ребенке. Тогда они будут намного эффективнее. Старайтесь стать хорошими друзьями. Тогда кроха захочет брать с вас пример, и у вас будет намного меньше поводов для запретов и наказаний. Старайтесь постоянно быть рядом и, при необходимости, корректируйте поведение малыша. Тогда мужское воспитание станет действительно эффективным.

Краткое содержание: Мужское воспитание. Роль отца в воспитании сына. Воспитание из сына мужчины. Мужской характер. Мужской мир социальных отношений. Передача отцом сыну форм мужского поведения. Отец как модель отношений с противоположным полом.

Отец как проводник в мир социальных отношений.

В проявлениях родительской любви отцы отличаются от матерей. В большинстве случаев мать любит своего ребенка безотчетно, ее любовь словно запрограммирована генетически. Любовь же отца всегда предметна. Отец традиционно связывает свою любовь с успехами и достижениями ребенка. Тем самым буквально с первых лет жизни отец демонстрирует и прививает ребенку ценностное отношение к себе, к миру, к жизненной ситуации. Особенно ярко это проявляется в процессе воспитания мальчика. Знакомя своего сына с системой ценностей, отец вводит его в мир социальных отношений, где оценка человеком самого себя, своих успехов и достижений во многом формируется под воздействием оценок окружающих. По сути дела, исходя из оценочного подхода к сыну, его мнениям, решениям, поступкам, отец осознанно или неосознанно учит мальчика видеть самого себя и свои действия со стороны, соотнося их с определенной системой социальных оценок, с критериями приемлемости тех или иных поступков в конкретной ситуации. Неслучайно в обыденном сознании существует система двойных стандартов по отношению к поведению мальчиков и девочек. Часто не только от отца, но и от мамы мальчик слышит: "Будь мужчиной!", "Ну что ты расплакался, как девчонка!", "Терпи, ты же мужчина!", "Вот посмотри на папу!" и т.д. Таким образом практически с первых дней жизни ребенок начинает усваивать набор определенных социальных стандартов, которым должен соответствовать мальчик.

Упоминание отца в этом контексте не случайно, ведь именно отец вводит сына в мир социальных отношений. Своим поведением, своим отношением к миру и к окружающим людям отец предоставляет сыну первоначальный образец и в течение долгого времени, возможно всей жизни сына, является для него непосредственным примером для подражания. Взаимоотношения сына с отцом, каких бы сфер они ни касались и в какой бы форме ни проявлялись, всегда социально ориентированы. Еще более четко это стремление адаптировать мальчика в широком мире проявляется в непосредственном общении между отцом и сыном. Беседы отца с сыном, совместные игры и увлечения - все это имеет четкий социальный подтекст. Во всех формах общения отец на основании своего опыта учит сына эффективно действовать в определенных жизненных ситуациях, причем действовать так, как подобает именно мужчине, в соответствии с принятыми нормами поведения. Этот процесс обучения жизни многообразен и многосторонен. Он включает развитие навыков самообладания, умения взаимодействовать с людьми, прикладных умений, связанных с выполнением практических действий (использование инструментов и различные работы по дому, ремонт технических устройств и т. д.), специфических "мужских" увлечений (охота, рыбалка, посещение спортивных состязаний).

Такие воспитательные воздействия формируют мальчика как представителя мужской субкультуры, дают ему знания о распределении ролей и обязанностей между полами, создают направленность его интересов и путей их реализации, соответствующую общепринятым представлениям о том, чем должен увлекаться и заниматься мальчик. Именно поэтому большинство отцов крайне негативно относятся к проявлениям у их сына неподобающих, с их точки зрения, игр, увлечений и интересов: играм в куклы, использованию женских образов в ролевых играх, пристальному слежению за модой, повышенному интересу к собственной внешности и т.д. Также предметом раздражения отцов может стать отсутствие у сына интереса к технике, ремеслу и т.д. Такие негативные эмоции вполне объяснимы: в этой ситуации отец на каком-то подсознательном уровне ощущает, что не справляется с функцией, которую он должен выполнить, - подготовить своего сына к жизни в обществе, где заранее определены параметры восприятия мужчины.

Вот почему с самых ранних лет ребенка отец должен участвовать в процессе его воспитания. В обыденном сознании бытует мнение, что в раннем детстве ребенок целиком и полностью принадлежит матери, а отец приступает к воспитанию уже подросшего малыша. Такой подход опасен тем, что сферы интересов мальчика, его манеры поведения будут излишне подвержены материнскому влиянию. В отсутствие уравновешивающего воспитательного воздействия отца это может привести к социально нежелательным деформациям интересов, увлечений и поведения ребенка. Только под непосредственным руководством отца, видя перед собой наглядный образец мужского подхода к решению жизненных проблем, мальчик сможет сформироваться и реализоваться как мужчина - в соответствии с ожиданиями общества.

Привитие сугубо мужских форм поведения происходит не только через обучение ребенка каким-либо умениям или демонстрацию ему образца поведения, но и с помощью прямой трансляции системы жизненных ценностей и взглядов на жизнь от отца к сыну. Особую роль здесь играют беседы отца и сына по широкому кругу проблем - как общечеловеческих, "философских" , так и затрагивающих сферу собственно мужских интересов (принятие решений и действия в сложных жизненных ситуациях, организация досуга, отношение к противоположному полу, сексуальная жизнь и т. д.).

Самостоятельно мальчику, растущему мужчине, очень сложно принять решение о том, какая модель поступка отражает собственно мужские черты. В этом случае отец задает наиболее действенный пример, в сравнении с которым или на него ориентируясь сын будет определять свое собственное поведение. В трансляции сыну форм и способов реализации мужского поведения отец обязан принять на себя функции опосредующего звена, которое отвечало бы требованиям общества, с одной стороны, и соответствовало бы личным представлениям отца об идеале мужского поведения, с другой. Это комплексное воздействие формирует мальчика как представителя именно мужского сообщества.

Таким образом, именно на плечи отца возлагается эта нелегкая, ответственная, но почетная обязанность - ввести сына в мир социальных отношений, научить его по-мужски реагировать на те вызовы, что бросает жизнь, помочь ему проявить и реализовать себя как мужчине. В этом состоит одна из основных функций отца в воспитании мальчика - но не единственная.

Отец как модель отношений с противоположным полом и сексуальности.

Еще одна чрезвычайно важная функция отца - организация сексуального воспитания мальчика. Отец для сына является первичным источником если не прямой, то косвенной информации о взаимоотношениях полов. Именно в семье, наблюдая за отношениями отца и матери, мальчик приобретает первый опыт отношения к противоположному полу. Отец здесь выступает образцом мужского поведения, который на первых порах будет неосознанно копироваться сыном практически во всех ситуациях, связанных с общением с противоположным полом.

В возрасте от 3 до 5 лет каждый маленький мужчина переживает так называемый Эдипов комплекс - стремление сконцентрировать любовь и внимание матери на себе, в то время как отец рассматривается в качестве соперника в борьбе за эту любовь, что пробуждает в ребенке негативные эмоции по отношению к нему. Эту ситуацию можно рассматривать как один из этапов психосексуального развития ребенка, на котором он с помощью доступных ему поведенческих средств впервые заявляет о своей половой принадлежности и активно демонстрирует ее.

С точки зрения психологии в этом нет ничего противоестественного, однако для многих отцов такое поведение сына становится неожиданным и неприятным сюрпризом. И это вполне объяснимо, ведь противодействие отцу может принимать самые различные формы - от желания постоянно находиться вместе с мамой и ограничить ее общение с отцом до открытых проявлений вербальной и невербальной агрессии. Такое поведение сына большинству отцов кажется необоснованным и необъяснимым: ласковый и послушный сын вдруг становится неуправляемым и агрессивным. Однако излишне драматизировать события не стоит - все это временно. Обычно к 5 - 6 годам Эдипов комплекс разрешается через формирование устойчивых черт полоролевого поведения, присущих мужчине, и принятие отца в качестве основного объекта для подражания.

Однако следует обратить внимание на то, что эффективное разрешение Эдипова комплекса, равно как и нормальное развитие половой идентификации вообще, возможно лишь при условии активного участия отца в жизни мальчика. Отсутствие отца как примера мужского полоролевого поведения может иметь далеко идущие последствия для мальчика, начиная от проблем установления отношений с представительницами противоположного пола до сексуальной дезориентации и сексуальных проблем.

Так ли важен отец?

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что роли и функции отца в воспитании мальчика сводятся к двум основным обязанностям, имеющим чрезвычайно важное значение для его (мальчика) будущей жизни.

Отец вводит ребенка в мир социальных отношений, учит его адекватно воспринимать и оценивать себя и других, способствует становлению сына как представителя мужской субкультуры. Все это определяет личностное и социальное развитие мальчика.

Отец помогает сыну в осознании себя как мужчины, что предопределяет нормальное психическое развитие мальчика и предотвращает проблемы в сфере взаимоотношений полов.

Неучастие мужчины в выполнении этих важнейших функций может послужить источником самых разнообразных проблем в жизни мальчика:

Он может стать изгоем в среде сверстников, приобретя ярлык "маменькиного сынка", только потому, что у него перед глазами не было примера мужского поведения, мужского способа решения жизненных проблем;

Мальчик может стать предметом насмешек по причине незнания каких-либо реалий мужской субкультуры;

Его общение с представительницами противоположного пола также может быть отягощено большим количеством проблем в связи с неумением завязывать контакты и выстраивать систему взаимоотношений.

Корни всех этих затруднений обычно лежат в том, что в соответствующие моменты развития сына отец не уделил необходимого внимания его воспитанию, посчитал ненужной простую искреннюю беседу с сыном либо, что чаще всего случается, на это просто не хватило времени. В современном мире отцы семейств часто видят свой долг в обеспечении материального благополучия семьи - и это ни в коей мере нельзя считать неверным. Проблема заключается в том, что только этим роль отца в семье, тем более - в воспитании мальчика, не ограничивается. Недостаток материальных средств воспринимается очень болезненно, но отсутствие отцовского воспитания может иметь просто катастрофические последствия для будущей жизни мальчика. Именно поэтому при всех трудностях и невзгодах любящий отец должен помнить, что счастье его сына зависит не столько от тех материальных средств, которые отец вложил в своего ребенка, сколько от того, насколько эффективно он, отец, справлялся со своими воспитательными функциями.



Рассказать друзьям