Чтобы ребенок был здоров. А как же новорожденные

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Корреспондент издания The Village поговорил с доктором Комаровским о главных родительских страхах, прививках и проблемах современной педиатрии.

Фактрум публикует это интервью, так как по нашему мнению, оно содержит всю важнейшую информацию, о которой нужно знать и помнить родителям, особенно молодым.

О родах

- Как вы относитесь к популярным сейчас домашним и партнёрским родам?

Партнёрские роды (роды, при которых присутствует отец ребёнка. - Прим. ред.) в условиях роддома - это прекрасно. Домашние роды, при которых минимизированы возможные риски, а в случае, если что-то пойдёт не так, можно за 20 минут добраться до роддома, - это тоже прекрасно. Отсюда логичный вывод: проблема не в том, как мы эти роды называем, а в том, как организован процесс. Цель одна: комфорт и безопасность всех участников. Но сегодня домашние роды в нашей стране - реальный риск для жизни, причём риск однозначно больший, чем в условиях роддома.

- А какой главный риск при домашних родах?

Невозможно выделить какой-то один самый главный риск, их несколько. Например, есть опасность возникновения кровотечения у роженицы, расстройства кровообращения у плода или нарушения дыхания у новорождённого. Всё это можно вовремя диагностировать в роддоме, и есть эффективные способы помощи, к которым далеко не всегда можно прибегнуть в домашних условиях.

- Какие вопросы обязательно нужно задать педиатру в роддоме?

Я бы поинтересовался, каков режим встреч родильницы с родственниками (родильница, в отличие от роженицы, - это женщина, которая уже родила. - Прим. ред.). Какие вакцины будут использоваться? В каких условиях будет находиться ребёнок? Какая температура в палате и какова возможность её регуляции? При каких условиях произойдёт выписка? Кто поможет уложить ребёнка в автокресло и покажет, как им правильно пользоваться? Ещё я бы узнал, в какие сроки и к кому из персонала роддома можно обращаться за консультативной помощью, - например, при возникновении вопросов по грудному вскармливанию.

Существуют ли какие-то исследования, которые нужно обязательно сделать ребёнку в роддоме на первых днях жизни?

Нет ничего такого, что можно сделать в роддоме, но нельзя сделать через неделю в нормально оборудованной поликлинике. Другой вопрос, что ряд исследований, направленных на своевременное выявление некоторых врождённых нарушений обмена веществ, что входит в так называемый скрининг новорождённых, рационально делать именно в роддоме.

О вакцинации и осмотрах

Сейчас всё больше родителей отказываются вакцинировать своих детей. Действительно ли прививки так опасны? Почему их всё-таки нужно делать?

В нашей жизни всё меньшее место занимают те болезни, которые породили на свет само явление вакцинации. Именно благодаря прививкам дифтерия или столбняк сегодня - это что-то редкое и невидимое. В интернете часто можно встретить истории о том, как тому или иному человеку стало плохо после прививки. Но при этом там не пишут о том, как непривитый ребёнок кашлял четыре месяца с остановками дыхания, потому что заразился. Люди не знают и не видят больных, не интересуются буднями инфекционных больниц.

Кроме того, прививки - дело государственное, а наши люди не очень дружат с государством. Поэтому, когда государство что-то предлагает или чего-то требует, так хочется держаться от этого подальше. Тем не менее прививки, осуществляемые качественными вакцинами и в соответствии с определёнными правилами, - это самый эффективный способ профилактики инфекционных болезней. И делать их нужно тогда, когда у вас хватает логики и здравого смысла, чтобы сопоставить риски: риск дифтерии и риск прививки от дифтерии, риск полиомиелита и риск прививки от полиомиелита.

Сейчас, в условиях активного информационного обмена, всё меньше людей сохраняют способность объективно анализировать информацию и оценивать её источники, легко соглашаются с мнением, которое удобно и которое легко воплотить в жизнь. Конечно, не читать, не интересоваться и не ходить в поликлинику за прививками - это очень удобно.

Если с риском болезней всё понятно, то какие основные риски у прививок? И можно ли каким-то образом их минимизировать? Выбирать иностранные вакцины, например?

Касательно того, что среднестатистическому россиянину всё понятно с риском болезней, я бы поспорил. Но применительно к рискам прививок надо для начала чётко понимать разницу между реакциями на вакцинацию и её осложнениями.

Осложнения - огромная редкость, это один случай на сотни тысяч или даже на миллионы прививок, который невозможно заранее предсказать с помощью обследований. Это всегда непрогнозируемый индивидуальный ответ конкретного организма. Такой неадекватный ответ возможен всегда, когда в организм попадает любое лекарство - будь то парацетамол от температуры, ампициллин от ангины или вакцина от кори. Таким образом, про осложнения с определённой долей условности можно сказать, что тут работает исключительно случай.

Реакции на прививки - совсем другое дело. Такое бывает часто, но информированные родители имеют множество эффективных способов уменьшить как выраженность реакций, так и вероятность их возникновения. Они могут и вакцины выбирать, и влиять на место-время-условия вакцинации, и совершать правильные действия, касающиеся образа жизни ребёнка до и после вакцинации. Ещё один принципиальный момент - умеют ли родители правильно реагировать на повышение температуры тела у малыша? Знаком ли им алгоритм обязательных действий, необходимые параметры воздуха, режим прогулок? Как поить, как кормить, как, когда, какое и в каком количестве давать лекарство? Есть ли это лекарство в доме - или за ним придётся бежать в аптеку в три часа ночи?

Я хочу донести мысль о том, что причиной повышения температуры может быть и прививка, и вирус, но в обоих случаях возможны абсолютно неадекватные действия родителей. Например, ребёнка держат в жарко натопленной комнате и растирают его водкой, а потом эти действия приводят малыша в стационар. При диагнозе ОРВИ мамы смиренно лечат детей, но если это была реакция на прививку, они тут же начинают писать во всех соцсетях о том, как жуткие вакцинаторы довели ребёнка до капельницы.

В России существует календарь прохождения медосмотров у специалистов и прививок для детей разных возрастов. Не устарела ли эта система? Какие осмотры действительно необходимы на разных этапах жизни ребёнка?

Наши календарь и график осмотров просто прекрасны. Есть мало стран, где людям доступна подобная частота профилактических осмотров. Прежде всего потому, что нет стран, где бы столь низко оценивался труд врача. Там, где платит частная страховая компания (то есть там, где платят из своего кармана), любой контакт с врачом - это очень ответственно, а следовательно, очень дорого. Поэтому встречи с врачами - редкость.

Но наши организаторы здравоохранения уже лет 90 всё никак не могут разглядеть огромную проблему, изначально заложенную в нищего врача. Во-первых, он не готов брать на себя ответственность, поэтому осмотр - это сплошь и рядом непродуктивное беганье от одного специалиста к другому. А во-вторых, врач совершенно не заинтересован в том, чтобы вы были здоровы, поскольку здоровый никогда не скажет спасибо. Как следствие - большинство профосмотров заканчиваются обнаружением нескольких болезней.

Теоретически у каждого ребёнка должен быть свой врач, с которым однозначно надо встречаться по мере того, как у родителей возникают проблемы и вопросы. Один раз в три месяца - на первом году жизни, один раз в полгода - на втором и ежегодно - в дальнейшем. Плюс клинические анализы крови и мочи - это, пожалуй, необходимый минимум.

Расскажите, как вы в целом оцениваете современное состояние педиатрии на постсоветском пространстве? Есть ли какая-то положительная или отрицательная динамика?

К медицине XXI века состояние нашей педиатрии никакого отношения не имеет. Есть отдельные и очень-очень редкие островки современной цивилизации, но в целом ситуация печальная и в лучшую сторону мало что меняется. Отрицательная динамика прежде всего связана с тем, что достойный уровень жизни и диплом педиатра сочетаются в очень малой степени.

О страхах и заблуждениях

- Говорят, что использование подгузников вредно для детей. Это правда?

Это домыслы завистливых бабушек, которые ну никак не могут смириться с тем, что современная женщина избавлена от бесконечной стирки.

- В любой ли ситуации стоит обращаться к врачу? Например, если у ребёнка банальный насморк?

Вы, пожалуй, удивитесь, но ВОЗ положительно относится к самолечению и всячески рекомендует распространять среди населения основы медицинских знаний. Главный совет: обращаться к врачу надо тогда, когда некий симптом у конкретного человека появился впервые в жизни. Подумайте над этим советом, и всё станет понятно.

- А с каким самым глупым заблуждением о детях и детском здоровье вам приходилось сталкиваться?

Самое глупое - слепая вера в лекарства. Cамое печальное - уверенность большинства мужчин в том, что мама ребёнка лучше, чем папа, знает, как ухаживать за малышом и что ему нужно.

Кстати, есть два главных родительских страха. Они присущи в основном женщинам, инстинктивны и, как правило, иррациональны: страх, что ребёнок замёрзнет, и страх, что он умрёт от голода. Для преодоления этих страхов необходим вменяемый, интересующийся здоровьем ребёнка папа. Поиск, выращивание и сохранение подобных мужчин - чуть ли не главная проблема нашей современной жизни.

- Нужно ли ограждать детей от домашних животных? Есть ли болезни, которые животные могут передать детям?

Не нужно. Но следует заранее поинтересоваться рисками и способами эти риски обойтись. Собачка может укусить, ящерица - заразить сальмонеллёзом, попугайчик - стать источником аллергии. Но всего этого можно избежать.

Понятно, что проще всего придумать вред и рассматривать его как повод никого не заводить. Тем не менее собака - великолепный способ заставить папу оторвать попу от дивана и пойти гулять, заодно прихватив с собой ребёнка. К сожалению, малыш без собаки большинством пап не рассматривается в качестве достаточного повода для прогулки.

- А когда можно разрешать детям смотреть мультфильмы?

О питании

Нужно ли давать ребёнку витамины, и если да, то какие? Например, практически все педиатры настоятельно рекомендуют давать детям витамин D. Насколько это оправданно?

Как правило, их давать не нужно, и стандартная рекомендация ВОЗ - предпочесть разнообразное питание приёму комплексных витаминов. Однако приём витамина D имеет намного больше плюсов, чем минусов. В дозе 500 единиц в день он не помешает никому и никогда, но я бы всё-таки предпочёл индивидуальный подход в выборе дозы и рекомендовал учитывать место жительства, режим прогулок, характер питания и цвет кожи.

- Есть ли рациональное зерно в моде кормить грудью до трёх лет и спать вместе с ребёнком?

У каждого свои представления о рациональности. Для меня как для педиатра главное мерило рациональности - медицинская наука, серьёзные исследования, анализирующие реальную пользу или вред тех или иных действий.

Кормить грудью до шести месяцев - крайне важно и нужно, до года - желательно, а после года никакой реальной пользы для здоровья ребёнка в кормлении грудью нет, если речь идёт о стране, в которой соблюдаются основы безопасного питания. В некоторых странах, особенно тропических, с низким уровнем медицины вообще и санитарии в частности, ВОЗ рекомендует кормить грудью до двух лет, поскольку прекратить раньше - значит подвергнуть своего ребёнка риску умереть от кишечной инфекции. К нам эта рекомендация не особо относится, и это сплошь и рядом не понимают сторонники длительного грудного вскармливания.

Что касается совместного сна, то здесь всё ещё более определённо - это не рекомендуют ни ВОЗ, ни педиатрические ассоциации большинства стран.

Критично ли совсем отказываться от грудного вскармливания? Какие могут быть последствия кормления ребёнка смесью с самых первых дней его жизни?

И критично, и драматично, и смертельно опасно в странах с низким уровнем гигиены и низким уровнем здравоохранения. По некоторым данным, в таких странах отсутствие материнского молока в 14 раз увеличивает вероятность смерти малыша от кишечной инфекции.

Но для цивилизованной страны, знакомой с мылом и такой специальностью, как педиатрия, критично - не совсем то слово. Не кормить грудью - неправильно, неестественно, нерационально, дорого, неполезно как для мамы, так и для ребёнка. И хотя современные молочные смеси позволяют минимизировать риски для здоровья, достоверно доказано, что при искусственном вскармливании значительно увеличиваются риски диабета, отитов, кишечных инфекций, ожирения и аллергии.

- Можно ли начинать прикорм с баночного пюре?

Конечно, можно, если это овощное пюре. Фруктовые пюре - это десерты, которые не рассматриваются в качестве самостоятельного прикорма. Если же вы делаете акцент на слове «баночка», то я однозначно за то, чтобы мама вместо стояния на кухне лишний час провела с ребёнком на свежем воздухе, в то время как папа купит качественное баночное питание.

- Должно ли питание ребёнка отличаться от питания взрослых?

На земле нет ни одного млекопитающего, детёныши которого питались бы не так, как взрослые особи. Молоко мамы, затем кратковременный период пережёванной родителями пищи, и вперёд - к обычной еде. Другой вопрос в том, что взрослые человеческие особи напридумывали себе кучу совершенно неестественных и вредных продуктов: сладких, жирных, острых, горьких, солёных, содержащих алкоголь. Понятно, что никакими рекомендациями невозможно привить родителям осторожность и чувство меры.

А вот правильные пищевые привычки у ребёнка сформировать можно и нужно. Но следует понимать, что детёныши инстинктивно копируют пищевые привычки взрослых членов стаи. Нельзя сформировать правильные привычки у ребёнка, если, например, у папы они не сформированы.

Как можно дольше - это перегиб. Но не приучать к сладкой пище и особенно к сладким напиткам - очень важно. Без шоколада до трёх лет однозначно можно обойтись. В любом случае, следует помнить о том, что сладости допустимы лишь тогда, когда нет лишнего веса и созданы условия для двигательной активности ребёнка.

- А необходимо ли малышу есть суп несколько раз в неделю?

Нет. Первое блюдо - это традиция определённых народов мира, и мы однозначно относимся к таким народам. Но медицинская наука не рассматривает суп в качестве обязательного компонента детского рациона.

Критично ли отсутствие мяса в рационе ребёнка, если родители - вегетарианцы и хотят воспитать ребёнка-вегетарианца?

Некритично, если родители информируют о своём выборе врача, который в состоянии дать доступные и понятные рекомендации - как обследовать малыша, как уменьшить риски, на что сделать акценты в питании. Кроме того, родителям необходимо чётко знать, как - какими продуктами, пищевыми добавками и лекарствами - компенсировать и возможный, и вероятный дефицит белка, железа, некоторых витаминов. Как минимум два раза в год нужно делать ребёнку обычный клинический анализ крови.

Если оба родителя аллергики, есть ли какие-то способы снизить вероятность того, что у ребёнка тоже будет аллергия?

Способы есть: не перекармливать, не перегревать, избегать стерильности, минимизировать контакты с фармацевтической продукцией и бытовой химией, заниматься спортом, следить за своевременной очисткой кишечника. Беда состоит в том, что по наследству передаётся не столько аллергия, сколько педагогические принципы родителей. Выросшие в тепле, при изобильной еде и лекарствах аллергики делают своих детей такими же, наступая на грабли уже своих родителей.

Нужно ли вообще заставлять ребёнка есть? Почему дети иногда едят слишком мало и отказываются почти от любой пищи?

Никогда! Аппетит определяется образом жизни, уровнем энергозатрат, а также интенсивностью роста, который прямо связан с количеством вырабатываемых гормонов. Уровень этих гормонов повышается и понижается, соответственно реагирует и аппетит. Вы не удовлетворены аппетитом ребёнка? Спорт, прогулки и активные игры вам в помощь.

О воспитании

- С какого возраста ребёнку необходимо регулярно находиться в детском коллективе?

Ребёнка можно вырастить вполне адекватным и успешным без регулярного посещения детских коллективов. Но искусство общаться с себе подобными - одно из важнейших человеческих умений, освоение которого требует регулярных тренировок. Поэтому детский коллектив - условие не обязательное, но весьма желательное. Эпизодические контакты с детьми приветствуются уже с 9–12 месяцев, а после 1,5–2 лет посещение детского коллектива на регулярной основе - это очень даже хорошо.

- В раннем развитии больше вреда или пользы?

Это как с лекарством - всё определяется дозой. В умеренном количестве - сплошная польза, но когда вместо того, чтобы бегать, прыгать и скакать, ребёнок учит фамилии американских президентов - это уже патология, причём патология того, кто организовывает подобное раннее развитие. Ребёнок учится с самого рождения, инстинктивно рассматривая взрослых как пример для подражания. Будьте правильным примером.

- Правда ли, что нельзя наказывать и ругать ребёнка до трёх лет?

Есть огромное количество самых разнообразных педагогических методик. Хорошие, умные, добрые люди вырастают и там, где детей ругают и наказывают. Обсуждать надо скорее не саму возможность наказаний и ругани - без этого не обойтись никому и никогда, - а методы наказаний, способы, посредством которых взрослые могут дать детям путёвку в жизнь. Но взрослых этому никто не учит, хотя это абсолютно обязательные, прикладные знания. Основы семейной педагогики и основы семейной медицины, на мой взгляд, должны быть обязательными предметами в школе.

- А стоит ли разрешать бабушкам и другим родственникам вмешиваться в воспитание детей?

Все принципиальные решения могут принимать только мама, папа и педиатр. Родственники могут, во-первых, советовать - при условии, что способны не обижаться на то, что их советы не используются. Если же они обижаются, следует немедленно ввести мораторий на советы. И во-вторых, они могут пассивно помогать, требуя от родителей решения всех принципиальных вопросов. Так, бабушка может отправиться на прогулку с ребёнком, но предварительно она должна согласовать с мамой, что на него надеть, куда пойти и сколько гулять.

Родительское собрание:

«Мой ребенок будет здоров, если я…»

Цель: Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью.

Пути воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, сохранении физического, психического и душевного здоровья.

Ход собрания

    Приветствие

Здравствуйте!

Всех видеть здесь так рада я!

Ведь стали мы совсем семья!

    Постановка темы родительского собрания.

Один английский философ и историк Т. Карлейль сказал: « Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы ». Это и будет эпиграфом нашей встречи. А тема нашей встречи «Мой ребенок будет здоров, если мы…». И в ходе нашей встречи мы должны

- понять и принять идею, что Здоровье – самое ценное достояние человека, найти пути воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, сохранении физического, психического и душевного здоровья.

(звучит музыка к песне «Маленький принц»)

СКАЗКА

Давным-давно, много веков тому назад, так много звезд на небе, как теперь не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки: « Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный?»

Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: « Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!»

«А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна.

«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат?»

«Ты узнала тайну спешащих странников?» - спросила Луна.

«Да, ответила Звездочка. Однажды я задала этот вопрос страннику, который долгое время был в дороге. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза …»

«А какими были его глаза?» - недоуменно спросила Луна.

«Они светились в темноте от счастья и радости, ответила, тяжело вздохнув, звездочка и продолжала. – Чему ты радуешься, странник?» И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звездочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью. Луна посмотрела на звездочку и спросила: «Моя маленькая помощница, а ты хотела бы иметь свою семью любящих людей, которые бы помогли тебе делать людей счастливыми?»

«А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звездочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звездочке, как будто говорили: « Мы рядом, мы здесь, мы теперь – одна семья».

    Обсуждение темы. Да, действительно, человек поистине счастлив тогда, когда счастлив у себя дома.

Звучит песни в исполнении Л.Лещенко «Родительский дом»

Картинка «Дом»

Перед Вами модель дома, в котором каждому члену семьи будет комфортно и тепло: а на доме запишем слова, которые отражают понятие “ семья”.

Я попрошу Васответить на такой вопрос: Что такое семья? И попрошу свои ответы записать на листиках (листики крепятся на крыше дома). Спасибо за ответы.

Семья – это главное в жизни каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Семья – главный воспитатель.

- Что семья может дать ребёнку? (ответы родителей). В чём её психологическая сила?

Родители играют решающую роль в становлении психики ребёнка. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Все – хорошее, и плохое – человек получает в семье. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности. Создать хорошую, здоровую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие.

Я предлагаю Вам ответить на вопросы, которые я задавала вашим детям: Что такое здоровье? Кто может считать себя здоровым?

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровью дается такое определение: здоровье – это состояние человека, которому свойственно те только отсутствие болезней или физических недугов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

А есть ли у наших детей физическое, духовное и социальное благополучие. По данным Минздрава и Госкомэпиднадзора, в России 86% детей имею отклонения в состоянии здоровья. И только 14% детей практически здоровы. Поэтому нам есть о чем задуматься.

От чего зависит такая ужасная ситуация? (наследство, внешняя среда, здравоохранение и образ жизни.

Вы наверное заметили, что дети в основном говорят о здоровье только физическом, однако мы все должны осознавать, что здоровье состоит из составляющих:

Психологических;

Духовных;

Моральных;

Социальных.

И я Вам предлагаю сейчас создать портрет здорового ребенка.

    Портрет здорового и нездорового ребенка.

Здоровый, крепкий и развитый ребёнок. Как же мы родители хотим этого. Как добиться этого? Что мы можем с вами для этого сделать? На этот вопрос мы попробуем сейчас ответить, создавая портрет здорового и нездорового ребенка. В то же время мы имеем дело и с нездоровыми детьми. Какими качествами характеризуется нездоровый ребенок? Чтобы не допустить нездоровья ребенка, надо знать эти качества.

Работа в группах:

Составим коллаж здорового и нездорового ребёнка. На столах лежат записки, (бумажки) с позитивными и негативными качествами ребёнка. Ваша задача – 1 группе создать портрет здорового ребёнка, второй нездорового.

Конечно, здесь дан “портрет” идеального здорового ребенка, какого в жизни сегодня встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу - задача вполне посильная.

5. Игра с клубочком. Родители делятся мыслями о том, что же нужно делать, чтобы ребенок был здоров.

У меня в руках клубочек, на месте которого вы можете представить своего ребенка, он такой же мягкий, теплый, нежный. Для нас он будет эстафетной палочкой. Мы передавать его по кругу и тот человек в чьи руки попал клубочек продолжает предложение. А предложение будет у нас одно для всех:

«Мой ребенок будет здоров, если мы…»

На слайде:

- проводить вместе досуг;

Будем организовывать совместные дела;

Вместе ходить в походы и на экскурсии;

Вместе посещать кинотеатры;

Вести ЗОЖ;

Заниматься спортом;

Будем внимательны друг к другу;

Будем интересоваться делами своего ребенка;

Решать совместно возникшие проблемы;

Будем любить;

Будем поддерживать ребенка в трудную минуту и т.д.

Каждый родитель, безусловно, хочет воспитать своего ребенка физически, эмоционально и нравственно здоровым. Но этой цели можно достичь только при условии, если атмосфера семьи, в которой воспитывается ребенок, будет духовно богато. А ваш дом для ребенка станет настоящим Родным очагом. И очень хочется, чтобы после нашего общения каждый из вас обязательно задумался над некоторыми сторонами своего семейного уклада.

Сейчас вручу вам памятка с законами, которые, я думаю помогут вам вырастить здорового ребенка.

Законы семьи (на экране)

1-й закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

2-й закон. Закон значимости похвалы для ребенка.

3-й закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

4-й закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

5-й закон. Каждый ребёнок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.

6-й закон. Каждый ребёнок должен жить в атмосфере искренности и доброты

7-й закон. Ребёнок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.

8-й закон. Наказание - крайняя мера воздействия и имеет воспитательную силу только тогда, когда заставляет задуматься над собственным поведением.

9-й закон. Каждый ребёнок в порицании взрослого должен почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

10. Закон понимания ребёнком слов «можно» и «нельзя».

Эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты друзья своего ребенка, значит ребенок состоится как человек, как личность.

11-й закон. Не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям.

12.Личным примером воспитывать культуру здоровья

13.Направлять деятельность ребенка на соблюдение режима дня, помогать детям соблюдать режим дня.

14. Закон сопереживания.

15. Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены эмоциями и чувствами.

16. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.

17. Труд в семье – это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше.

18. Родители должны демонстрировать ребёнку красоту своих отношений.

19. Здоровое питание в семье.

20. Вредные привычки не для нас.

    Итог собрания.

Подводя итоги нашей работы, следует отметь, что перед нами стоит задача не просто важная, задача государственной важности. Мы несем ответственность за будущее нашей страны, за здоровье нации и поэтому нам необходимо объединиться в наших делах, потому что

Здоровье народа дороже всего, Богатство земли не заменят его, Здоровье не купишь, никто не продаст, Его берегите, как сердце, как глаз. Любите его и заботьтесь о нем, Цените его и ночью, и днем

Как бы банально это ни звучало, дети — самое ценное, что есть у родителей. Их здоровье, самочувствие, настроение — то, что заботит любящих родителей с момента рождения детей. С этапа планирования малыша и до его совершеннолетия родители стараются создать максимально комфортные условия для гармоничного развития будущего чада. Они мечтают вырастить его успешным и здоровым. Каким должен быть здоровый ребёнок и как вырастить ребёнка здоровым — тема нашего сегодняшнего материала.

Здоровый ребёнок: что это значит?

В понятие «здоровье» ребёнка мы вкладываем физический аспект и психологическое состояние ребёнка, а также его эмоциональный настрой. Здоровый ребёнок гармонично развивается, его организм справляется с вредными факторами окружающей среды и противостоит болезням.

Здоровый ребёнок жизнерадостен, активен, хорошо ест, с удовольствием играет, доброжелателен и не доставляет родителям никаких хлопот. Когда он не голоден и у него ничего не болит, он выглядит и ведёт себя, как абсолютно здоровый, счастливый малыш.

На здоровье ребёнка влияет генетика, социальная и экологическая среда, соблюдение правил гигиены и множество других факторов. Но в основном здоровье ребёнка зависит от его родителей и их совместных усилий.

Именно они должны взять на себя обязательства по воспитанию здорового ребёнка и успешной личности. От них будет зависеть конечный результат. Главная роль отводится матери малыша, но и отец очень важен для гармоничного роста и развития ребёнка.

Рост, вес, развитие ребёнка в соответствии с возрастом - также важные показатели здоровья, как и базовые физические качества, черты характера, навыки и привычки, которые формируются постепенно, от месяца к месяцу и от года к году.

Формированием личности ребёнка нужно заниматься с раннего детства.

Чтобы ребёнок быстро развивался и рос здоровым, нужно соблюдать немало правил, мы назовём лишь основные из них. Возможно, они вам знакомы.

Если вы хотите вырастить ребёнка здоровым, вам придётся:

  • следить за режимом дня ребёнка с самого рождения;
  • организовать ежедневные физические нагрузки, активные прогулки, занятия спортом;
  • обеспечить полноценное правильное питание;
  • закаливать малыша, одевать по погоде;
  • создать комфортные условия для сна и отдыха;
  • приучить к здоровому образу жизни и ежедневной гигиене;
  • создать благоприятную, доброжелательную семейную атмосферу;
  • развивать когнитивные и коммуникативные способности;
  • много общаться;
  • учить всему не на словах, а на собственном примере;
  • избегать физических наказаний;
  • любить ребёнка безусловно, а не за его успехи и заслуги.

Растим здорового ребёнка: спорт и физические нагрузки

Мало кто из педиатров или психологов порекомендует малышу профессиональный спорт, как эффективное средство физического развития. Но физические нагрузки, гимнастика, активные прогулки и подвижные игры должны присутствовать в распорядке дня ребёнка любого возраста в обязательном порядке. Если ребёнок ходит в детский сад, о его двигательной активности позаботятся воспитатели, но о детях до детсадовского возраста и о тех, кто по каким-либо причинам не посещает детские учреждения, должны позаботиться родители и обеспечить:

  1. Утреннюю гимнастику;
  2. Ежедневные физические нагрузки;
  3. Активные игры и прогулки на свежем воздухе;
  4. Закаливание;

Если малышу до трёх лет достаточно активных игр и прогулок на свежем воздухе в любое время года, то деткам постарше уже можно посещать различные спортивные секции:

  • плавание;
  • гимнастика;
  • футбол;
  • волейбол.

Им полезна езда на велосипеде, прыжки на батуте, утренние или вечерние пробежки.

Все эти занятия принесут ребёнку огромную пользу и море удовольствия, особенно если рядом будут находиться любящие и заботливые папа и мама.

Чтобы ребёнок рос здоровым, энергичным и подвижным, делайте вместе с малышом утреннюю зарядку, учите самым простым физическим упражнениям. Чем больше ребёнок будет двигаться, тем лучше он будет развиваться и быстрее расти. Нельзя недооценивать пользу двигательной активности для здоровья детей любого возраста. Физические упражнения положительно влияют не только на формирование иммунитета, но и на развитие памяти, мышления, умственных способностей и личностных качеств.

Детские болезни: почему их не стоит бояться?

Для любящих родителей любой чих ребёнка — серьёзный повод для беспокойства. А если температура любимого чада внезапно поднялась выше 38 градусов, то без помощи специалиста никак не обойтись.

Однако, обычно все не так страшно, как кажется на первый взгляд.

Сегодня особой популярностью (вполне заслуженно) пользуется книга Роберта Мендельсона, американского профессора, доктора медицины и педиатра «Как вырастить ребёнка здоровым вопреки врачам», где он подробно объясняет, почему не стоит бояться детских болезней.

Р. Мендельсон уверен, что большинство детских болезней не нуждается во внимании докторов, и учит родителей воспринимать болезни, как «естественный этап развития ребёнка», как своеобразную реакцию организма на «динамику жизни».

Родительский долг — заботиться о ребёнке, растить его в любви и заботе, не следовать стереотипам, не перекладывать уход за ним и ответственность за его здоровье на кого-либо.

Титанические усилия любящих родителей обязательно будут вознаграждены — ребёнок вырастет здоровым и успешным.

Соблюдая элементарные правила, можно избежать частых ОРВИ и сократить до минимума общение с врачами. Вот некоторые из них: не кутайте малыша и гуляйте с ним в любую погоду, приучайте ходить босиком в любое время года дома, а летом — ещё и на даче, закаливайте деток с раннего детства.

Старайтесь проветривать помещение, где ребёнок проводит много времени, как можно чаще, но не реже, чем два раза в день — утром и вечером. Очень положительно на развитие и самочувствие ребёнка влияет грудное вскармливание.

Ещё один совет относительно питания малышей — не спешить с прикормами и отдать предпочтение простой, незатейливой еде — кашам, пюре из овощей и фруктов, супам и бульонам.

Следует учесть, что у разных детей разный аппетит. Нельзя требовать от ребёнка, чтобы он ел больше или меньше. Полагайтесь на выбор ребёнка и его желание.

Здоровье малыша — это кропотливый, ежедневный труд его родителей, которым придётся трудиться каждый день, без праздников и выходных, чтобы вырастить ребёнка здоровым.

На собственном примере нужно приучать детей к здоровому образу жизни, здоровым привычкам, правильному режиму, полноценному питанию.

Здоровье ребёнка — не сиюминутное состояние, а результат длительной работы его родных.

Будьте уверены в том, что ваш ребёнок — здоров, и пусть эта уверенность передаётся вашему малышу. Положительный настрой, доверительные отношения, благоприятная семейная атмосфера, любовь и поддержка родителей — вот что поможет вырастить ребёнка здоровым. Любите своих детей, доверяйте своей интуиции и руководствуйтесь здравым смыслом в вопросах воспитания.

Молодые мамочки отличаются повышенным уровнем тревожности. Они нервничают по малейшему поводу, если им кажется, что у крохи что-то не так. Давайте успокоимся, и разберемся в ситуации.


Итак, с вашим малышом все в порядке, если:

Ваша кроха оживлен, много играет, интересуется всем, что его окружает. Плачет иногда, как же без этого. Но стоит лишь устранить причину неудобств накормить, переодеть, согреть, приласкать, как у малыша снова хорошее настроение.
- Кривые веса и роста вашего младенца соответствуют средним показателям. Не забудьте: ребенок родился с определенным весом и ростом. Поэтому имеет полное право поправляться, а расти по-своему, а не как все. Главное – это увеличение граммов и сантиметров. Тревожиться стоит, только если нет никакой динамики основных показателей развития.
- У ребенка здоровый цвет лица, глаза живые, веселые. Когда целуете малыша, то чувствуете, какие у него упругие и прохладные щечки.
- Аппетит в целом хороший, стул – регулярный, нормальный, сон – спокойный.

Кстати, поговорим о сне чуть подробнее. Автор известной книги "Младенец и ребенок" Пенелопа Линч выделяет несколько типов абсолютно здоровых детей: "бодрячки", "сони" и "несчастные младенцы". Малыши, которые относятся к группе "бодрячков", разумеется, не спят по 16-20 часов в день, как некоторые "сони". Вряд ли они проспят и 2 часа подряд днем. Зато проявляют большой интерес к окружающему миру и, возможно, будут развиваться быстрее. "Сони" намного удобнее для родителей, они очень редко устраивают "концерты". Но их постоянное погружение в сон происходит в тех же случаях, когда "нервные дети" громко кричат. Более других непредсказуемы "несчастные младенцы". Чтобы вы ни делали, вряд ли вам удастся привести таких малышей в хорошее расположение духа.
Не вините себя ни в чем: ведь даже многие взрослые люди порой видят жизнь в черном цвете. Воспитывая малышей и ухаживая за ними, желательно избегать резких нововведений и изменений. Откровенно говоря, абсолютное большинство поведенческих проявлений в младенчестве – норма. Малыш может быть веселым, но мало спать или кричать во время купания. Хорошо сосать материнскую грудь, но не любить лежать в кроватке. Выплевывать пустышку, но жевать край пододеяльника. И так далее, и тому подобное. Да, он вот такой, особенный, ваш малыш. Конечно, если он не заболел…

А теперь рассмотрим признаки, которые сигнализируют об опасности, иначе говорят о том, что ваш малыш заболевает:

Резко меняется поведение: активный бодрый живчик становится вялым, спокойный тихоня – возбужденным, капризуля – просто невыносимым. Иными словами, малыш находится в полусонном состоянии в течение дня, не интересуется, что происходит вокруг, не хочет играть. Или же он возбужден, нервничает, без причин капризничает. Это очень важный и достаточно простой для родителей способ уловить начало болезни. Внимательно наблюдайте за ребенком: если налицо резкое изменение поведения, а не просто смена настроения, проявите максимум заботы и ласки, отмените многолюдные мероприятия и прогулку, сделайте режим дня более гибким.
- В течение нескольких дней наблюдается ухудшение аппетита и потеря в весе и в первую очередь это относится к грудным детям. Не переживайте, после выздоровления граммы вернутся на место.
- Лицо становится бледным, или, наоборот, пунцовым, под глазами круги, язык с белым налетом. Скорее всего, именно мама первая обнаружит какие-то признаки болезни. С другой стороны, ей порой бывает достаточно трудно правильно оценить состояние ребенка, ведь он целый день у нее перед глазами. Поэтому не стоит игнорировать предположения папы, бабушки или старших детей. Ведь они проводят с малышом меньше времени, следовательно, могут намного раньше заметить надвигающееся недомогание, быстрее вас почувствуют разницу.

Что делать, если кроха выглядит нездоровым?

Измерить температуру.
- Осмотреть горло и записать свои наблюдения.
- Проверить, нет ли у крохи сыпи на груди, спине, под мышками, на животе.
- Обратить внимание на мочу и стул ребенка.
- Прислушиваясь к дыханию малыша, отметить его характер, наличие разного рода звуков: свист, хрип, сухой кашель. Очень важно, чтобы все манипуляции проводились на положительной ноте. Не воюйте с ребенком, измеряя ему температуру, - от этого она только повысится. Проявите терпение и родительскую смекалку, превратив всю процедуру в игру.

Нужно ли вызывать врача?

Обязательно, если поднялась температура выше, чем 37 градусов или при любом признаке болезни. Чем меньше кроха, тем важнее показать его педиатру как можно скорее. Если температура тела малыша невысокая, но есть характерные признаки заболевания, такие как красное горло или припухшие миндалины, кашель, сыпь, учащенное дыхание, опухшие железы, озноб, рвота, понос, значит, без консультации специалиста не обойтись.
Важно, чтобы ваша реакция на сложившуюся ситуацию была правильной. Это один из решающих факторов победы над простудой или инфекцией. Ни в коем случае не паникуйте. На интуитивном уровне все младенцы чрезвычайно чувствительны: они забеспокоятся, даже если вы, мама, не покажете виду, но проявите волнение. Вы ни в чем не виноваты, ребенок – тем более. Вам нужно время, определенные усилия и хорошее настроение, чтобы как можно быстрее попрощаться с болезнью.

Новорожденные дети совершенно беззащитны. Они болеют самыми серьезными заболеваниями, причем болеют во многом из-за того, что… родились у своих родителей. Например, родители передают им какие-либо генетические заболевания, или мама нарушает режим вынашивания, а может мама вдруг сама заболела во время беременности, что сказывается и на малыше. Поэтому со всей внимательностью надо отнестись к возможности исследовать здоровье ребенка как можно раньше. Пока он еще не родился.

Как предотвратить беду?

Патологии и заболевания у малышей могут быть самими разными и самими тяжелыми, но если врожденный порок сердца можно исправить операцией, отклонения при недоношенности нормализовать с помощью специальной аппаратуры, то рождение ребенка с нарушениями физического и нервно-психического развития, детским церебральным параличом , умственной отсталостью и другими неврологическими врожденными расстройствами не поддаются коррекции. И это большая беда. Мало кто из родителей готов спокойно воспринять рождение такого ребенка, и тем более, ухаживать за ним, обеспечивая ему должный медицинский уход, занимаясь его психической коррекцией, при этом верить в лучшее и не вопрошать постоянно небеса «за что»? Наверное, поэтому многие родители отказываются от больных детей, хотя большая их часть все-таки имеет мужество и огромное ответственности, чтобы самостоятельно воспитать их. Особенно сильными и особенно любящими, как правило, оказываются мамы, которые десятки лет опекают сына или дочь, а те?.. Те остаются вечными детьми, обреченными на то, что их умывают, причесывают и кормят с ложки всю жизнь, а в некоторых случаях еще и меняют им подгузники. А такие дети, от которых отказались родители, определив на лечение и содержание государства, ведут в специальных интернатах совсем уж растительное существование, лежа в кроватках с высокими бортиками, практически не понимая ничего, что вокруг происходит, а в худших случаях, перенося еще и мучительные боли .

Между тем, сегодня есть масса новейших методов и неонатальной (в первые месяцы после рождения) и перинатальной (в период внутриутробного развития) диагностики. В частности многие методы перинатальной диагностики позволяют даже на довольно ранних сроках беременности определить - грозят ли будущему ребенку те заболевания, которые сделают его неполноценным человеком. А уж решать, рожать ли такое дитя, или же прерывать беременность могут сами родители. Их полное право решить, например, что ребенок им нужен любым - с синдромом Дауна или олигофренией или же, что они не хотят производить на свет ребенка для того, чтобы мучился и он, и они сами.

Неонатальные исследования

С их помощью есть возможность тщательно исследовать новорожденного, чтобы вовремя обнаружить предпосылки целого ряда заболеваний и дисфункций нервной системы, и особенно (что самое важно) разные по степени тяжести и локализации поражения головного мозга: отек, ишемию, гидроцефалию, кровоизлияния, атрофию и пр. Именно они являются самой частой причиной смерти новорожденных, а если не смерти, то тяжелых последствий для детского здоровья.

Одним из методов , определяющих такие отклонения является, например, нейросонография - метод эхографической визуализации головного мозга новорожденного ребенка и ребенка раннего возраста (до 1 года). Ряд функциональных отклонений, обнаруженных вовремя с помощью этого и других методов (УЗИ, и др.) может быть скорректирован с помощью специальных препаратов. Таким образом, процент больных в неонатальном периоде детей к году их жизни значительно снижается. Хотя не все отклонения поддаются, конечно, лечению. Например, наиболее неблагоприятными в прогнозе являются т.н. пери- и интравентрикулярные кровоизлияния, возникающие, как правило, у недоношенных детей , при которых кровь распространяется на ряд отделов головного мозга. Они чреваты такими осложнениями, как ДЦП, гидроцефалия , задержка психомоторного развития и, в тяжелых случаях, летальный исход. Но даже при таком диагнозе вовремя начатая адекватная терапия (нормализация мозгового кровотока, внутричерепного и артериального давления , режим легочной вентиляции и пр.) позволяет вылечивать до 90 % детей с легкими, примерно 60% со средними и до 15 % детей с тяжелыми кровоизлияниями.

Если родителей после выписки из роддома беспокоит хотя бы какая-то малость в поведении младенца, а особенно:

  • признаки гипервозбудимости
  • изменение характера крика
  • выбухание большого родничка или его напряжение
  • аномальные движения глазных яблок
  • двигательные расстройства или судороги
  • постоянные срыгивания, неустойчивый стул
  • выраженная убыль массы тела
  • нарушения терморегуляции (повышенная или пониженная температура)

немедленно надо обратиться за медицинской помощью и попросить провести все возможные исследования нервной системы.

Перинатальные исследования

Внутриутробные исследования направлены, прежде всего, на регистрацию хронической и острой гипоксии плода , которая чаще всего и является причиной многих нарушений работы ЦНС. Методы перинатальных исследований следующие:

  • исследование биофизического профиля плода: изучение его сердечной деятельности, его двигательной и дыхательной , мышечного тонуса, количества околоплодных вод , степени зрелости плаценты и др.;
  • допплерометрия плодового кровотока позволяет проводить анализ кривых скоростей кровотока в маточных артериях, артерии пуповины, аорте и средней мозговой артерии плода и выявить выраженное нарушение плодово-плацентарного кровообращения у матери.
  • ультразвуковая фетометрия и плацентометрия (ультразвуковое определение размеров плода и плаценты) наряду с исследованиями маточно-плацентарного и плодово-плацентарного кровотока позволяют на ранних сроках выявить хроническую гипоксию.

Установленная служит показанием к родам путем кесарева сечения , но даже это не всегда спасает ребенка от последующих патологий центральной нервной системы. Что это значит? Это значит, что все усилия и будущих родителей и врачей должны сфокусироваться на еще более ранних исследованиях здоровья плода - то есть раннего фетогенеза и эмбрионогенеза в I триместре беременности. Чтобы вовремя выявить все риски на ранних сроках беременности, следует пройти следующие исследования:

Казалось бы - зачем проверять «на всякий случай» эмбрион у совершенно здоровых родителей? В том-то и дело, что еще 10 лет назад группой риска считались лишь беременные старше 35 лет (риск рождения ребенка с синдромом Дауна) и те, у кого уже есть в семье дети с врожденными аномалиями развитиями и наследственными патологиями. Их и обследовали. А потом провели статистическое исследование малышей с патологиями, и выявили, что у этих групп риска рождается лишь 10% таких детей. Остальные 90% рождались в тех семьях, у которых, казалось бы, не было ни малейшего повода обращаться за помощью к генетикам и исследовать эмбрион на ранних сроках. Это дало толчок для дополнительной работы по расширению группы риска . По ее итогам тех, кого обязательно направляют на генетическую консультацию, стало намного больше.

Показаниями служат:

Что требуется от родителей? Ничего сложного! Мамочке надо вовремя встать на учет в консультацию. Хотя там и очереди и «на гоняют», но нужны, прежде всего, для того, чтобы мониторить здоровье самой мамы и ее плода. В беседе с врачом не скрывать ничего из своего образа жизни, истории по своим предыдущим беременностям, наличию родственников с серьезными заболеваниями и т.д. Соблюдать все предписания врача, касающиеся режима дня и питания и осторожности.



Рассказать друзьям