Такая разная любовь. Виды любви в различных культурах

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Классификация форм любви

2. Истоки и эволюция понятия любви

3. Значение любви

4. Любовь по Фромму

4.1 Любовь -- ответ на проблему человеческого существования

4.2 Любовь между родителями и детьми

4.3 Объекты любви

Список литературы

Введение

Что такое любовь?

Любовь -- чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Любовь -- одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям.

Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви.

Способность к любви у высших животных может проявляться в форме привязанности, сложных взаимоотношений социального типа внутри группы, но в полной мере она спорна и пока не подтверждена.

Этимология

Русское «любовь» восходит через др.-рус. любы к праслав. (тот же корень, что и у глагола «любить»). Данное слово, так же, как и «кровь», «свекровь» и многие другие, относилось к типу склонения на. Уже в древнерусском языке этот тип распался, лексемы, относящиеся к нему перешли в более продуктивные типы, тогда же форма именительного падежа была вытеснена первоначальной формой винительного падежа любовь (праслав.). Существует также гипотеза о заимствованном характере данного слова в русском языке.

Основы понимания любви Терминология

Сложность и диалектическая многоплановость любви породила значительное количество трактовок феномена в различных языках, культурах в течение всей истории человеческого общества.

1. Классификация форм любви

Различение отдельных типов любви можно видеть уже в древнегреческом языке: «эрос» (др.)-- стихийная, восторженная влюблённость, в виде почитания, направленного на объект любви «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения.

§ «филиа» (др.-греч.)-- любовь-дружба или любовь-приязнь, обусловленная социальными связями и личным выбором;

§ «сторгэ» (др.-греч.) -- любовь-нежность, особенно семейная;

§ «агапэ» (др.-греч.) -- жертвенная любовь, безусловная любовь, в христианстве-- любовь Бога к человеку.

Также греками выделялось ещё 3 разновидности:

§ «Людус» -- любовь-игра до первых проявлений скуки, основанная на половом влечении и направлена на получение удовольствий.

§ «Мания» (от греческого «мания» -- болезненная страсть) -- любовь-одержимость основа которой -- страсть и ревность. Древние греки называли манию «безумием от богов».

§ «Прагма» -- рассудочная любовь, когда переживание этого чувства в человеке побуждается не сердечной привязанностью, а лишь в корыстных интересах с целью извлечения выгод и удобств.

В дальнейшем на этой основе был разработан ряд классификаций, в том числе предложенная канадским социологом Дж. А. Ли концепция шести любовных стилей: три основных стиля-- эрос, сторгэ и людус, любовь-игра, в своих смешениях дают ещё три-- агапэ, любовь-манию и рациональную любовь-прагму. Владимир Сергеевич Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни, и выделяет три её вида:

1. Любовь, которая более дает, чем получает, или нисходящая любовь(лат.amor descendens) - к этому виду любви он относит родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям. У человека эта любовь, или попечение старших о младших, защита слабых сильными, создает отечество и постепенно организуется в национально-государственный быт.

2. Любовь, которая более получает, чем дает, или восходящая любовь (лат. amor ascendens) - к этому виду любви он относит любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. У человека, по его мнению, эта любовь может распространяться так же на умерших предков, а затем и на более общие и отдалённые причины бытия (до всемирного провидения,единого Отца Небесного), и является корнем всего религиозного развития человечества.

3. Любовь, которая равно даёт и получает, или половая любовь (лат. amor aequalis) - к этому виду любви он относит любовь супругов друг к другу, а также устойчивую связь между родителями у других видов животных (птиц, некоторых животных и т. п.). У человека эта любовь может достигать вида совершенной полноты жизненной взаимности и через это становиться высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым.

Соловьёв подчёркивает, что в Библии отношения между Богом (в том числе в лице Христа и Церкви) и избранной им народностью изображается преимущественно как супружеский союз, из чего он делает вывод, что идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а любовь. Так же Соловьёв пишет, что с точки зрения этики, любовь представляет собой сложное явление, состоящее из:

1. Жалости, преобладающей в родительской любви;

2. Благоговения (pietas), преобладающего в любви детей к родителям и вытекающей из неё религиозной любви;

3. Чувства стыда, в соединении с двумя первыми элементами образующего человеческую форму половой или супружеской любви.

2. Истоки и эволюция понятия любви

В истории религий любовь дважды получила первенствующее значение: как дикая стихийная сила полового влечения -- в языческом фаллизме (еще сохраняющемся кое-где в виде организованных религиозных общин, каковы, например, индийские сактисты с их священно-порнографическими писаниями, тантрами), и затем, в противоположность с этим, как идеальное начало духовного и общественного единения -- в христианской агапэ.

Естественно, что и в истории философии понятие занимало видное место в различных системах. Для Эмпедокла любовь (греч.) была одним из двух начал вселенной, именно началом всемирного единства и целости (интеграции), метафизическим законом тяготения и центростремительного движения. У Платона любовь есть демоническое (связывающее земной мир с божественным) стремление конечного существа к совершенной полноте бытия и вытекающее отсюда «творчество в красоте» (см. Платонизм). Это эстетическое значение любви было оставлено без внимания в философии патриотической и схоластической. Платон в своём трактате «Пир», вводит существенно формулировку о связи любви и познания. Любовь у него процесс непрерывного движения. Платонический эрос -- есть эрос познания.

Согласно Аристотелю, целью любви является дружба, а не чувственное влечение. Аристотель предложил так определить понятие любви: «любить значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом, ради него [то есть этого другого человека], а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага»

Иной смысл в понятие вкладывали суфийские философы и литераторы Персии и Арабского востока во времена Средневековья. Так в поэзии Омара Хайяма и Алишера Навои любовь в духе суфийской традиции отождествляется с вином. Вино, наливаемое в сосуд, то есть в бренную человеческую оболочку, наполняет людей духовной составляющей, диалектически вводя понятие любви к Богу. Тем не менее существование Бога само по себе не являлось у них обязательной атрибутикой. И направление, вектор любви, мог иметь различные значения.

В Средневековье своеобразное слияние христианских и платонических идей об этом предмете мы находим у Данте. Вообще в средние века любовь была предметом религиозной мистики, с одной стороны (Викторинцы, Бернард Клервоский и особенно Бонавентура в его сочинениях «Stimulus amoris», «Incendium amoris», «Amatorium»), и особого рода поэзии с другой; эта поэзия, из Южной Франции распространившаяся по всей Европе, была посвящена культу женщины и идеализованной половой любви в смысле гармонического соединения всех трёх её элементов: благоговения, жалости и стыдливости.

В эпоху Возрождения трудами Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно и других, начинает развиваться течение неоплатонизма. В основе этой любовной философии находится учение о красоте. Природа любви есть стремление к красоте. Эта концепция связывает этику и эстетику и оказывает значительное воздействие на искусство эпохи Возрождения.

В эпоху барокко Бенедикт Спиноза дал следующее определение: «Любовь есть наслаждение, сопровождающееся идеей внешней причины» (лат. Amor est Laetitia concomitante idea causae externae) Спиноза отождествляет любовь с абсолютным познанием (amor Dei intellectualis) и утверждал, что философствовать есть не что иное, как любить Бога.

В новой философии следует отметить теорию половой любви у Шопенгауэра («Metaphysik der Liebe» в «Parerga u. Paral.»). Индивидуализацию этой страсти у человека Шопенгауэр объясняет тем, что жизненная воля (нем. Wille zum Leben) стремится здесь не только к увековечению рода (как у животных), но и к произведению возможно совершеннейших экземпляров рода; таким образом, если этот мужчина страстно любит именно эту женщину (и наоборот), то значит, он именно с ней может в данных условиях произвести наилучшее потомство.

В XX веке взаимосвязь между любовью и сексуальностью легла в основу работ Зигмунда Фрейда. Любовь по Фрейду иррациональное понятие, из которого исключено духовное начало. Любовь в теории сублимации, разработанной Фрейдом, низводится к первобытной сексуальности, являющейся одним из основных стимулов развития человека.

Впоследствии были предприняты попытки развития теории Фрейда и перехода от чистого биологического описания к социальной и культурной составляющей как основе явления. Это новое направление, зарождённое в США, было названо неофрейдизмом. Одним из лидеров неофрейдизма считается психоаналитик Эрих Фромм.

В январе 2009 года ученые института Стони Брук (Нью-Йорк, США) подвели научную базу под существование «вечной любви»: они пришли к выводу, что уровень допамина (гормона удовольствия жизнью) одинаков и у старожилов любви, и у только что полюбивших. Однако они не учитывали уровень окситоцина, который отвечает за привязанность и его уровень изменяется с течением времени.

3. Значение любви

Эрих Фромм, в своих работах, предложил сберечь слово «любовь» только для особенного вида единения между людьми, которое, по его мнению, «имеет идеальную ценность во всех великих гуманистических религиях и философских системах прошедших четырёх тясячелетий истории Запада и Востока», единения, которое он считает зрелым(единственным разумным и удовлетворительным) «ответом на проблему человеческого существования». Фромм выделяет такую любовь из других форм любви, которые, по его мнению, являются незрелыми.

Сознание человека может породить дихотомии. Основная экзистенциальная дихотомия -- это проблема существования: человек осознает, что он смертен, так стоит-ли жить, и если жить, то как? История религии и философии есть история поисков ответов на этот вопрос Зрелый и плодотворный ответ на этот вопрос и есть любовь.

В историю религии навсегда вошли такие имена учителей человечества как Будда, Моисей (Муса), Иисус Христос (Иса) и многие другие. В философии широко известны такие имена как Гегель, Маркс, Толстой, Ленин и многие другие.

Л.Н.Толстой полагал, что «Любовь есть единственная разумная деятельность человека» и предостерегал:

Любовь эта, в которой только и есть жизнь, проявляется в душе человека, как чуть заметный, нежный росток среди похожих на нее грубых ростков сорных трав, различных похотей человека, которые мы называем любовью. Сначала людям и самому человеку кажется, что этот росток, - тот, из которого должно вырастать то дерево, в котором будут укрываться птицы, - и все другие ростки все одно и то же. Люди даже предпочитают сначала ростки сорных трав, которые растут быстрее, и единственный росток жизни глохнет и замирает; но еще хуже то, что еще чаще бывает: люди слышали, что в числе этих ростков есть один настоящий, жизненный, называемый любовью, и они вместо него, топча его, начинают воспитывать другой росток сорной травы, называя его любовью. Но что еще хуже: люди грубыми руками ухватывают самый росток и кричат: «вот он, мы нашли его, мы теперь знаем его, возрастим его. Любовь! Любовь! высшее чувство, вот оно!», и люди начинают пересаживать его, исправлять его и захватывают, заминают его так, что росток умирает, не расцветши, и те же или другие люди говорят: все это вздор, пустяки, сентиментальность. Росток любви, при проявлении своем нежный, не терпящий прикосновения, могущественен только при своем разросте. Все, что будут делать над ним люди, только хуже для него. Ему нужно одного, - того, чтобы ничто не скрывало от него солнца разума, которое одно возращает его.

4. Любовь по Фромму

любовь сексуальность сублимация фрейд

Эрих Фромм в своих работах сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь. Первая «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения». Вторая означает лишение объекта своей «любви» свободы и держание его под контролем. «Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает её». Он также говорит о глубоком отличии зрелой любви от её незрелых форм и всесторонне исследует предмет любви.

«Если человек любит только одного человека и безразличен ко всем другим, его любовь -- это не любовь, а симбиотическая привязанность, или расширенный эгоизм».

Плодотворная любовь подразумевает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Она является деятельностью, а не страстью.

4. 1 Любовь -- ответ на проблему человеческого существования

Человек -- это осознающая себя жизнь, для которой невыносимо переживание отчужденности от природы, от других людей. Поэтому глубочайшей, стержневой потребностью человека является стремление покинуть тюрьму своего одиночества, стремление обрести единение с другими людьми. «История религии и философии есть история поисков ответов на этот вопрос».

И полное единение возможно только «в достижении межличностного единения, слияния своего „я“ и „я“ другого человека, то есть в любви». Однако кроме истинной, зрелой формы любви существуют незрелые формы любви, которые могут быть названы симбиотическим союзом. «Пассивная форма симбиотического союза -- это подчинение, или, если воспользоваться клиническим термином, мазохизм». «Активная форма симбиотического союза -- господство, или, используя клинический термин, соотносимый с мазохизмом, садизм». «Гитлер поступал прежде всего как садист по отношению к народу, но как мазохист -- по отношению к собственной судьбе…».

«В противоположность симбиотическому союзу любовь -- это единение при условии сохранения собственной целостности, индивидуальности. Любовь -- это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими. Любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества, при этом позволяя ему оставаться самим собой и сохранять свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя»."Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояний".

4. 2 Любовь между родителями и детьми

Новорождённый воспринимает мать как источник тепла и пищи, он пребывает в эйфорическом состоянии удовлетворения и безопасности, в состояние нарциссизма. Позже к нему приходят переживания «гарантированной» любви матери «я любим, потому что это я». Если материнская любовь есть, то она «равна блаженству, если же ее нет, это все равно как если бы все прекрасное ушло из жизни -- и ничего нельзя сделать, чтобы эту любовь искусственно создать». Проходит время и к ребёнку приходит ощущение способности возбуждать любовь своей собственной активностью. «Впервые в его жизни идея любви из желания быть любимым переходит в желание любить, в сотворение любви». Много лет пройдет с этого первого шага до зрелой любви. В конце концов ребёнку, может быть уже в юношеском возрасте, предстоит преодолеть свой эгоцентризм, увидев в другом человеке не только средство для удовлетворения собственных желаний, а самоценное существо. Потребности и цели другого человека станут так же, если не более, важны, как собственные. Давать, дарить окажется куда более приятно и радостно, чем получать; любить даже более ценно, чем быть любимым. Любя, человек покидает тюрьму своего одиночества и изоляции, которые образуются состоянием нарциссизма и сосредоточенности на себе. Человек переживает счастье единения, слиянности. Более того, он чувствует, что способен вызывать любовь своей любовью, -- и ставит эту возможность выше той, когда любят его. Детская любовь следует принципу «Я люблю, потому что я любим», зрелая -- «Я любим, потому что я люблю». Незрелая любовь кричит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя»

В родительской любви каждого взрослого человека есть материнское и отцовское начала. Материнская любовь (материнское начало) безусловна, а отцовская любовь (отцовское начало) обусловленна. «…зрелый человек соединяет в своей любви материнское и отцовское чувства, несмотря на то, что они, казалось бы, противоположны друг другу. Если бы он обладал только отцовским чувством, то был бы злым и бесчеловечным. Если бы обладал лишь материнским, то был бы склонен к утрате здравомыслия, препятствуя себе и другим в развитии». И одного начала недостаточно для нормального развития личности.

4. 3 Объекты любви

Способность любить тесно связана с отношением человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Поэтому любовь -- это установка, ориентация характера. Однако большинство людей уверены, что любовь зависит не от собственной способности любить, а от свойств объекта любви. «Они даже убеждены, что, раз они не любят никого, кроме „любимого“ человека, это доказывает силу их любви», однако это не любовь, а симбиотический союз.

Таким образом любовь -- это ориентация, которая направлена на всё, а не на что-то одно. Однако же существуют различия между разными типами любви, зависящими от видов объекта любви.

Список литературы

1.Болонь Жан-Клод История любовных побед от античности до наших дней. М., Текст, 2010. ISBN 5-7516-0803-3

2.Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати. М.: Республика. -- 1994. -- 368 с.

3.Ильин Е. П. Эмоции и чувства. -- СПб: Питер, 2001. -- 752 с.

4.Карпов М. М. Что такое любовь? Очерк. -- Ростов н/Д. 2005. -- 76 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Биография и основные философские взгляда Эриха Фромма. Философия любви Эриха Фромма: основные положения, изложенные в работе "Искусство любви": любовь как ответ на проблему существования, любовь между родителями и детьми. Объекты любви.

    реферат , добавлен 03.05.2005

    Поиск любви и привязанности как путь, используемый для получения успокоения от тревожности. Взаимосвязь между любовью и сексуальностью в работах З. Фрейда. Типы любви и различия видов любимого объекта. А. Шопенгауэр о ничтожности и страданиях жизни.

    реферат , добавлен 17.09.2011

    Тема любви в истории философии. Любовь в античной философии. Христианское понимание любви. Тема любви в философии в эпоху возрождения и нового времени. Механика эроса и искусство любви. Механика эроса Зигмунда Фрейда. Искусство любви Эриха Фромма.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2006

    Тема любви в истории философии. Любовь в античной философии. Христианское понимание любви. Тема любви в философии эпохи возрождения и нового времени. Механика эроса и искусство любви Зигнумда Фрейда и Эриха Фромма.

    контрольная работа , добавлен 16.11.2006

    Философия любви: анализ темы любви в литературных и философский источниках. Любовь как способ человеческого существования. Тема любви в русской философии и литературе. Псевдолюбовъ и ее формы. Результаты анкетирования людей разных полов и возрастов.

    реферат , добавлен 07.11.2007

    Сущность понятия любви в различных научных системах. Аналитический обзор основных психологических теорий любви. Сущность этого понятия с точки зрения философии. Анализ представлений о различных видах любви в разные исторические эпохи и в разных культурах.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2014

    Истоки зарождения и эволюция понятия любви, попытки объяснить ее природу и смысл. Особенности видов и уровней любви. Отличия любви от влюблённости. Взгляды Аристотеля, Бэкона, Декарта, Канта, Фихте на вечное чувство. Любовь глазами женщин и мужчин.

    реферат , добавлен 17.04.2012

    Сущность суждений Эриха Фромма о любви, иерархия ценностей и их связь с состоянием культуры и общества. Основные "проблемы" современного человека и их решение. Понятие любви как товара, ее невротические формы и роль женщины в современной культуре.

    контрольная работа , добавлен 11.02.2010

    Любовь как философская категория, направления и особенности ее исследования, типология видов. Виды отношений, которые, как правило, называются любовью: родственные и не родственные. Истоки и эволюция понятия любви, оценка ее роли и значения в жизни.

    реферат , добавлен 21.10.2013

    Философский смысл любви. История философских размышлений о любви. Любовь в античной философии. Первое понимание любви в Мифе об андрогинах, из уст одного из персонажей диалога Платона "Пир". Понимание страсти у Аристотеля. Христианское понимание любви.

Любовь – самое прекрасное чувство, которое способен испытывать человек. Мы повсеместно ощущаем его. Однако, не смотря на всю романтичность данного чувства, общество оказывает большое влияние на то, как человек оценивает свои переживания и как проявляет свои чувства. Редакция Estet-portal решила разобраться в данном вопросе и понять, как представители различных культур воспринимают любовь.

Исследования о любви в разных культурах

Учеными было проведено несколько интересных психологических исследований, которые показали разницу в восприятии любви для жителей западных и восточных стран мира. Так, группа исследователей во главе с психологом Робертом Левайном провели опрос студентов из 11 стран мира и задавали им один и тот же вопрос: "Предположим, что мужчина (или женщина) обладает всеми теми качествами, которые Вы бы хотели видеть в человека рядом. Смогли бы Вы связать себя узами брака с ним (или с ней), если при этом Вы не влюблены в него (нее)? "

Интересно, что ответ на этот, как могло бы показаться вполне понятный вопрос, был неоднозначным. Так, большинство студентов, из западных стран мира и стран где преобладает западная культура, дали отрицательный ответ. А вот молодые люди из восточных стран, большее предпочтение отдают наличию у партнера необходимых качеств, а романтические отношения отодвигают на задний план.

Кроме того, исследователи сравнили отношение к романтической любви, ярким примером, хоть и печальным, является история о Ромео и Джульетте, среди студентов США, Японии и Германии. Данное исследование показало, что самым пылким и страстным отношением к любви обладает молодежь Германии, а японские студенты придерживаются более консервативных взглядов, которые к романтике относятся крайне посредственно. Среди американцев мнения разделились, и они заняли промежуточную позицию.

Что такое любовь для разных культур

Романтическая любовь – это сильные внутренние переживания индивида. Зачастую она толкает человека на необдуманные и импульсивные решения. Брак, который начинается с подобных пылких отношений, нередко становится камнем преткновения между членами семей влюбленных. Наплевательское отношение на мнение других по поводу собственных чувств – это суть романтической страстной любви. В таких романтических отношениях влюбленные погружаются в мир друг друга, не видя других. Данная модель вполне подходит для представителей западной культуры.

Восточная же культура, не может позволить себе столь импульсивных решений. Соответственно романтика отходит у них на второй план. Им куда более важно как другие члены семьи или социальной группы оценят их выбор. Среди представителей восточной культуры самый большой процент договорных браков. Причем стоит отметить, что пару из жениха и невесты могут построить еще задолго до их вступления в законный брачный возраст.

Так, влюбленный европеец спрашивает у себя: "Что я чувствую?", а китаец "Что подумают другие?" При исследовании различных аспектов любви, ученые обнаружили, что молодые азиаты зачастую классифицируют свои отношения как дружескую любовь, практически не воспринимая романтичной любви, которая за счет страсти толкает людей на неоправданные риски. Но и среди представителей Востока есть различия в восприятие любви.

Любовь по-китайски

В Китае существует такое понятие как "ган куинг". Оно обозначает важные и близкие для человека взаимоотношения. Данное понятие не имеет практически ничего общего с западным представлением о романтической любви. Ведь "ган куинг" не подразумевает под собой сексуального влечения к человеку. Данное чувство зарождается тогда, когда один человек что-то делает или чем-то помогает другому человеку. Так, проявлением любовь по-китайски может проявляться как в починке мебели или помощи в учебе. Очень часто брачные отношения в Китае строятся именно на этом чувстве. И только после этого дополняют его сексуальными отношениями и другими "атрибутами западной любви".

Любовь по-корейски

А вот проявление любви по-корейски отличается от понимания данного чувства их соседями. Так, в Корее самым ценным чувством, считается "джунг" – чувство, которое зарождается между людьми на протяжении длительного времени. Корейцы считают, что "джунг" намного сильнее и теснее связывает людей между собой, нежели страстная романтическая любовь.
Интересно, что это же чувство может возникать между людьми, которые испытывают неприязнь друг к другу. Ведь страстное чувство непринятия другого человека также устанавливает связь между людьми.

Любовь по-японски

Японцы же крайне позитивно оценивают так называемое «амэ» - эмоциональное состояние, в котором совершенно пассивный объект любви получает удовольствие от того, что о нем заботится партнер, это несколько похоже на взаимоотношения матери и ребенка. В английском, так же как в любом другом языке нет эквивалента для слова «амэ»; самое близкое по значению слово - зависимость, эмоциональное состояние, которое в западной культуре считается ненормальным в отношениях взрослых людей.

Японская культура крайне ценит такое понятие как "амэ". Оно означает сильную эмоциональную привязку одного человека к другому за счет ухода за ним и получения удовольствия от этой заботы. Чем-то любовь по-японски больше напоминает взаимоотношения между матерью и ребенком. В других языках, конечно, нет эквивалента слову "амэ", но самым близким по значению может стать – эмоциональная зависимость. Интересно, что в западной культуре подобные отношения между двумя взрослыми людьми считаются странными.

Интересно, но именно таким образом в глазах молодого поколения различные культуры формируют представление об "идеальной" любви. На самом деле не важно, какую именно любовь Вы испытываете, главное – это то, что она есть в Вашей жизни. Редакция Estet-portal желает Вам любить и быть любимыми.

Любовь - это чувство, которое люди испытывают повсеместно. Однако общество всегда оказывает влияние на то, как люди называют свои переживания, чего они ждут и как строят близкие взаимоотношения. В разных культурах определение «идеальной любви» варьируется. В Европе, например, «настоящей любовью» традиционно считаются шекспировские страсти в духе Ромео и Джульетты. Романтическая (страстная) любовь-влечение между двумя человеческими особями - важный, подчас даже решающий стимул для заключения брака в западном обществе. В то же время есть общества, которые не одобряют романтической любви, не считают ее идеалом и даже осуждают ее.

Психолог Роберт Левайн и его коллеги обследовали студентов в 11 странах и спрашивали их: «Предположим, что мужчина (женщина) обладает всеми на ваш взгляд желаемыми качествами; женитесь ли вы (выйдите ли за него замуж), если не влюблены в этого человека?» Исследователи обнаружили, что в западных культурах и там, где были распространены западные ценности (в США, Бразилии, Англии и Австралии), подавляющее большинство студентов отвечали отрицательно, а минимальное значение брак по любви имел для молодежи в развивающихся странах Востока (Индии, Пакистане и Таиланде).

Исследователи также сравнили установки по отношению к романтической любви среди студентов колледжей в Германии, Японии и США. Они обнаружили, что участники эксперимента из Германии придерживались самых страстных романтических взглядов на любовь, а японцы оказались наименее романтичными. Американцы заняли промежуточную позицию.

Романтическая любовь в индивидуалистическом обществе - это бурное личное переживание; человек погружается во внутренний мир своего партнера и, порой какое-то время даже не замечает друзей и семью. Решение о том, с кем устанавливать отношения, жениться или выходить замуж человек чаще всего принимает лично. А вот в восточных коллективистских культурах человек, когда чувствует любовь, должен обязательно учитывать пожелания семьи и других членов группы, к которой он принадлежит. В действительности браки часто устраиваются по расчету, и семьи сами составляют пару жениха и невесты, порой еще задолго до того, как они войдут в брачный возраст.

Влюбленный европеец спрашивает себя: «Что я чувствую?». Китаец же прежде всего задастся вопросом: «Что скажут другие люди?». При изучении различных видов любви исследователи обнаружили, что молодые азиаты по сравнению с западными сверстниками, чаше идентифицируют свои чувства с дружеской, а не романтической любовью, т.е. с тем стилем любви, который меньше всего нарушает сложную сеть существующих отношений в семье и обществе.

Так, у китайцев существует понятие «ган куинг», обозначающее близкие и важные для человека взаимоотношения. Оно отличается от западных представлений о романтической любви, в которой обязательно подразумевается сексуальная подоплека (влечение партнеров). «Ган куинг» зарождается, когда мы просто помогаем другому человеку или что-то делаем для него; например, «романтическим актом» можно считать починку водопроводного крана или помощь в учебе.

Любовь по-корейски отличается от любви по-китайски. Корейцы высоко ценят понятие «джунг». «Джунг» связывает людей намного прочнее, чем страстная любовь. Пока пары чувствуют сильную любовь-страсть друг к другу, между ними нет «джунг» - это чувство требует времени и многочисленных взаимных усилий. Интересно, что «джунг» вызывается как позитивными, так и негативными взаимоотношениями, например между конкурентами, которые с неприязнью относятся друг к другу. «Джунг» с течением времени может усилиться и между ними, так как люди будут ощущать существование какой-то странной связи друг с другом. Она отдаленно напоминает наше понятие любви-ненависти.

Японцы же крайне позитивно оценивают так называемое «амэ» - эмоциональное состояние, в котором совершенно пассивный объект любви получает удовольствие от того, что о нем заботится партнер, это несколько похоже на взаимоотношения матери и ребенка. В английском, так же как в любом другом языке нет эквивалента для слова «амэ»; самое близкое по значению слово - зависимость, эмоциональное состояние, которое в западной культуре считается ненормальным в отношениях взрослых людей.

Если вам кажется, что ваши отношения можно было бы и улучшить, вам стоит полагаться не только на советы друзей, но и на то, как себя ведут влюбленные в других странах. Как они спасают романтику?

От Франции до Индии, в мире существует целый спектр идей насчет счастья в любви. Романтика значит для представителей разных культур разные вещи - возможно, это поможет посмотреть вам на собственные отношения под новым углом. Итак, давайте узнаем, как воспринимают любовь в разных уголках земного шара.

Социальные нормы в Японии

Восточные и западные культуры совершенно по-разному воспринимают любовь, брак и отношения. К примеру, в Японии коллективистское общество, что сильно влияет на связь. На западе большинство людей являются индивидуалистами. Именно поэтому романтические отношения выглядят совершенно по-другому. В японской культуре человек очень ориентирован на общество и старается выполнять свои социальные роли, соответствовать ожиданиям. Создание семьи - это ключевой фактор в романтических отношениях в Японии. Если у вас проблема с отношениями, не фокусируйтесь только на себе. Попробуйте посмотреть со стороны, с учетом ценностей ваших родственников и вашего близкого человека. Не игнорируйте советы близких, прислушайтесь к ним. Возможно, они видят то, чего не можете заметить вы, и такой совет действительно внесет необходимую ясность. Для японцев такой подход работает, так почему же он не подойдет вам?

Расслабленный подход во Франции

Французы обычно относятся к отношениям достаточно легко, легче, чем представители многих других наций. К примеру, они не слишком серьезно относятся к концепции моногамии. Даже женатые люди иногда позволяют себе романтические приключения. Для представителей другой культуры такое поведение стало бы причиной измены, французы же не считают интрижки проблемой, это просто часть отношений для них. У многих открытые союзы. Если французский подход вам не близок, вы можете просто попробовать относиться к происходящему расслабленно. Вместо того чтобы постоянно нервничать и упрекать партнера, выдохните и расслабьтесь. Если ваш партнер достоин вашего доверия, вам не о чем волноваться. Если ваши отношения угнетают вас, подумайте, что сказали бы вам французы. Вероятнее всего, они посоветовали бы вам найти себе другого избранника!

Совместимость в Индии

Индийская молодежь следит за современными тенденциями и использует западную концепцию отношений, но есть и те, кто верит в традиционные браки по выбору родителей. Думаете, что в такой связи не может быть любви? По мнению индусов, любовь приходит со временем. Брак - это главная цель, это то, на чем фокусируются индусы. Они подходят к вопросу довольно прагматично, не пытаясь найти безумную страсть. Если пара молодых людей происходит из схожих семей, у них похожие ценности и финансовый уровень, они считаются совместимыми. В Индии считают, что романтическая любовь не длится вечно. Чувства не долго остаются яркими и свежими. После того как вы проведете вместе какое-то время, эмоции успокаиваются. Не стоит разочаровываться, по мнению индусов, брак - это совместная работа, а не что-то другое. Восторг приходит и уходит, а быть настоящим другом важно всегда. Если вы можете быть друзьями и после медового месяца, ваш союз может оказаться счастливым. Обязательно обдумайте это как следует, это ведь не значит, что вы должны строить семью с тем, кого выбрали вам родители! Эта концепция может быть и универсальной.

Демонстрация привязанности в Корее

Корея - это мировая столица милых парочек. Корейские пары даже стараются подбирать подходящие наряды, если идут на свидания. Мужчины не переживают насчет мужественности: они готовы держать сумочку своей подруги целый вечер. Они не боятся показывать свою женственную сторону, они открыто проявляют любовь и готовы всегда вести себя романтично. В других странах мужчин заставляют думать, что проявлять эмоции не мужественно, на самом же деле это помогает создать крепкие отношения. Не бойтесь показать свою мягкость, ваша избранница обязательно оценит это!

Универсальная мудрость из Ватикана

У каждой религии свое отношение к романтическим связям. К примеру, Папа Римский Франциск поделился своим советом. Он написал целый труд о любви, браке, сексе и семье. Он советует прислушиваться к своему партнеру, работать над тем, чтобы преодолеть разногласия, быть понимающим человеком и терпеливо воспринимать недостатки другого.

Подобные советы подходят даже для тех, кто не считает себя религиозным человеком. Суть идей Франциска можно свести к тому, что нужно быть добрее друг к другу и прилагать усилия. Когда вы ссоритесь со своим избранником, вам может быть трудно об этом помнить, но все же постарайтесь это сделать. Поверьте, это действительно работает.

Работа над проблемами в Германии

Немецкий подход к отношениям может показаться достаточно жестким, но это лишь на первый взгляд. Немцы не стараются фокусироваться на хорошем. Они не боятся выделять негативные черты друг друга, предпочитая разбираться с разногласиями прямо.

По сути, они признают проблему, а не стараются ее скрыть. Концентрироваться на негативе постоянно может быть плохо, но и избегать его нельзя. Жизнь не полна исключительно позитива, впереди ждет немало проблем. Важно научиться справляться с ними и двигаться дальше - только такой подход гарантирует вам здоровые отношения, в которых ничего не нужно скрывать друг от друга.

Любовь в разных культурах

Американцы не боятся признаваться в любви не только друг другу, но и даже любимой еде. Они не воспринимают это слишком серьезно и не видят в этом проблемы. В Венесуэле постоянное использование этой фразы лишает ее смысла. В Китае люди предпочитают показывать свою любовь, а не говорить о ней. Слова считаются постыдными. Так какой же подход правильный?

Что поможет вам сделать отношения счастливее? Нужно помнить одно: не будьте единственным человеком, который постоянно признается в любви. Позвольте говорить об этом и партнеру. Даже если вы не слышите этого каждый день, это не значит, что ваш избранник не любит вас - просто он может видеть проявление любви по-своему.

Межкультурные отношения

Если вы состоите в отношениях с представителем другой культуры, вам важно учитывать ваши различия. Вы уже поняли, что в каждой стране по-своему относятся к романтическим отношениям, к любви и свиданиям. То, что может казаться вам странным поведением, для вашего партнера может быть старинной традицией или повседневной нормой.

Расскажите друг другу о ваших культурах, найдите понимание. В таком случае ваши отношения могут сложиться. Важно помнить о культуре и традициях другого человека и учитывать их в вашей связи, без этого успешный результат представить очень трудно. Возможно, это поможет вам научиться тому, о чем вы прежде даже не задумывались.

Разные подходы к любви

Все люди воспринимают любовь по-разному. Представления о ней могут быть собственными в каждой паре, а не только в других культурах. Просто постарайтесь внимательно обдумать свои отношения и взглянуть на них с другой точки зрения. Возможно, это поможет вам преодолеть проблему. Чтобы полные любви отношения сохранились, вам нужно учиться гибкости - это демонстрируют разные концепции из других стран. Конечно, вы - личность, но любовь построена на компромиссах и готовности сотрудничать.


Любовь. Что это такое?

Роберт Хайнлайн писал: "Любовь - это когда счастье другого есть необходимое условие вашего счастья".любовь имеет "химическую" основу... А с возрастом химические реакции замедляются. Вот вам и "вечная, бесконечная" любовь...

Какие бы высокие слова мы не говорили о любви, в основе её лежат животные инстинкты. Понятия о любви у молодых и пожилых значительно отличаются. Если для молодых главным фактором является половое влечение и красота, то для пожилых большее значение имеют моральные и деловые качества: забота друг о друге, терпимость и умение прощать, хозяйственность в быту.

Хотя, конечно, любовь бывает разной. что можно сказать о любви? Это чувство, которое живет, развивается и изменяется вместе с каждым человеком и у каждого человека свое понятие о любви. Поэтому никто не может однозначно ответить на вопрос: «Что такое любовь?».

Создать семью без любви невозможно. Любовь – это самое главное условие для существования семьи. Без любви – это уже не семья, а пародия на нее, взаимовыгодное сосуществование, ведение общего хозяйства, но не семья.

Т ри потребности рождающих любовь :

Половое влечение, это не только стремление к воспроизводству живого вида организмов, но и к физической близости, т. е. ко всем тем приятным ощущениям, которые волнуют человека.

Дружба, как форма взаимоотношений между людьми, предполагает уже более близкие отношения между людьми, которых связывает взаимное половое влечение, другие желания и интересы, а также появляются и общие дела, и интересы (включающее взаимные влечения).

Уважение, это потребность ума, т. к. ум выделяет качественные стороны другого человека – вы не станете уважать человека, если не видите и не признаёте в нем никаких достоинств. Поэтому уважение, это отношение признающее достоинство другого человека, его интересы, его потребности.

Все наши взаимоотношения, включая любовь, начинаются с обычного жизненного человеческого стремления продолжать свою жизнь в обществе других людей, иметь друзей, возможность общаться, иметь помощь и возможность удовлетворения потребностей и интересов в своей жизнедеятельности. Само слово общение уже говорит об общих интересах и совместной жизни людей. Однако при совместной жизни многие люди забывая об общих интересах во всех человеческих взаимоотношениях, начинают защищать только личные интересы, забыв о своей зависимости от других и об общей взаимозависимости всех людей. Весь разговор о человеческих взаимоотношениях вполне можно свести к семейным отношениям людей, начиная с которых строятся и все взаимоотношения между людьми.

Культурно-исторический анализ представлений о любви

Переживая любовь, человек переживает всю историю человечества, начиная от каменного века и кончая возможностями, заложенными в его личности.

М.М. Пришвин

Системный анализ категории "любовь", позволил определить любовь как чувство по отношению к объекту, который имеет устойчивое положительное значение для удовлетворения базовых потребностей индивида. Чувства обладают такими характеристиками как социальность и культурно-историческая детерминированность, что обуславливает необходимость анализа представлений о любви в разные исторические эпохи и в разных культурах. Без исторического анализа феномена любви невозможно полное и адекватного понимание дискурса любви в современном обществе. Связь чувств с сознанием и второй сигнальной системой делает задачу исторического анализа решаемой, хотя уровень рефлексии феномена любви в разных культурах различен. Чувства всегда предметны, т.е. направлены на определенный объект. Объекты половой любви трансформировались и переопределялись в процессе развития человека и общества. Анализ мужских и женских образов и стилей поведения в любви позволит более точно понять специфику понимания любви в разных культурах. Объекты любви выделяются в силу их способности устойчиво удовлетворять базовые потребности индивида. Выявление тех потребностей, квазипотребностей, удовлетворение которых связывается в разные эпохи с любовью и близкими отношениями, и определение уровня потребностной сферы, им соответствующего (по классификации В.А. Иванникова ) необходимо для грамотного составления и интерпретации результатов экспериментального исследования, реализуемого в данном проекте.

Таблица 1.

Трансформация представлений о половой любви в различные исторические эпохи

Эпоха, культура

Источники, отражающие представления о любви

Представления о любви

Образы мужского и женского поведения в любви

архаическая культура

мифы, эпосы, народная лирика, наскальные рисунки, петроглифы (Африка)

Секс сакрален. Половое общение виделось как охота: мужчина-охотник, женщина - дичь, фаллос - стрела, женское тело-цель, рана. Родоначальник племени выстреливает душой ребенка через отца в тело матери. Секс, женщина - табу. Охота и война требовали сил для воздействия на души врагов и животных, поэтому нельзя было их расходовать на брачные отношения.

мужчина-охотник: охотится, преследует, побеждает; женщина - дичь: убегает, дает себя преследовать, уступает.

XXIII-XXI в. до н.э., шумеро-аккадская культура

"Эпос о Гильгамеше"

Любовь только начинает выделяться в особую силу жизни: богиня Иштар (Иннин) - покровительница любви и распри, вожделения и войны. Акт размножения священен, от него зависит плодородие семьи и страны. Мужская сила - признак власти правителя. Любовь очеловечивает человека: жрица любви Шамхат изменяет дикого человека Энкиду, превращает его в настоящего человека.

Иштар: вожделеет. отделывается от супруга, отправляя его в преисподнюю, от пастуха, которого любила - сделав его волком, от садовника, который не захотел ее любви - превратив его в паука

Древний Египет (20вдо н.э. - 3 в. до н. э)

любовная лирика, религиозные культы, скульптура, "Сказания о Сатни-Хемуасе)

культ Хатор - богини любви и веселья (Прекрасная, Золотая, Владычица звезд). Возникновение индивидуальной любви (Эхнатона к Нефертити, дочери Ахура к ее брату)

женщина под угрозой смерти остается верной любви, мужчина в скульптуре, архитектуре возвеличивает женщину

Древняя Индия

трактат "Ветка персика", Камасутра (3-5в), драма Шудраки "Глиняная повозка" (4в), индийская мифология

1. формируется отношение к любви как искусству, которому надо учиться;

2. представление о любви тесно связывается с религиозными и философскими представлениями (в жизни человека 3 цели: дхарма - исполнение семейных, общественных, религиозных обязанностей; артха - достижение материального благополучия; кама - удовлетворение чувственных побуждений, успешная женитьба и взаимная любовь способствует достижению этих целей); любовь включается в общую систему ценностей, связывается с успешностью в других сферах жизни.

3. Возникает типологический подход в понимании любви (4 вида любви: 1. любовь приобретенная долгой привычкой, результат постоянного вовлечения чувств в такие действия, как соитие, охота, верховая езда, возлияние; 2. любовь, рожденная воображением - продиктована идеями и чувствами; 3. любовь, возникшая из доверия и основанная на убеждении - взаимная любовь, испытанная на верность, когда смотрят на другого как часть себя; 4. любовь, происходящая из восприятия внешнего объекта и наслаждения от этого - включает другие 3 рода;

4. выделены типы физической конституции мужчин (заяц, бык, жеребец) и женщин (лань, кобыла, слониха); выделены 4 группы женщин по привлекательности (лотосовые, искусницы, раковины, слонихи).

детально разработано поведение женщины (в т. ч. гетеры) и мужчины в любви, выделены те искусства, которые им необходимо знать

античность (4-3 в. до н.э. - 2в. н. э)

мифология, философия, трагедии, любовная лирика: Платон "Пир", Овидий "Искусство любви", "Любовные элегии", Апулей "Золотой осел" (миф об Амуре и Психеи), Ахилл Татий "Левкипп и Клитофонт", Харитон "Повесть о любви Херея и Каллирои", Аристотель "Первая аналитика", "Киномаховая этика", Сенека "Нравственные письма к Луцилию", Плутарх "Наставление супругам", "Об эроте", Цицерон "Тускуланские беседы", Тит Лукреций Кар "О природе вещей", Софокл "Антигона", " Эдип - Царь ", Гесиод "Теогония", Эмпедокл "О природе", Гомер "К Афродите", "Иллиада"

1. любовь осмысливается как сила, играющая огромную роль в развитии мира (Парменид, Эмпедокл), общества (любовь как причина Троянской войны в "Илиаде" Гомера) и человека (любовь как стремление к совершенству, целостности у Платона);

2. выделяются различные виды любви: эрос - страстная любовь, сторге - спокойная любовь-нежность, семейная любовь, филия - любовь-дружба, мания - любовь-одержимость, прагма - любовь по расчету, агапе - бескорыстная любовь-самоотдача;

3. дискуссии о естественности (Платон, Эмпедокл, Лукреций Кар, Аристотель, Плутарх) - неестественности (Диоген, Цицерон) любви для человека; о позитивной: совершенствует человека, укрепляет семью и общество (Платон, Эмпедокл, Аристотель, Плутарх) или негативной: препятствует мудрости, спокойствию, вносит в жизнь тревогу, беспорядок, угрозу (Диоген, Цицерон, Лукреций Кар) роли любви в жизни человека и общества;

Продолжается индивидуализация любви: появляется мотив верности, вечности, амбивалентность чувств любящего

3 основных дискурса в понимании любви:

1. религиозно-мифологический: миф об андрогинах (двуполых людях, посягнувших на власть богов, и за это разделенных на две половинки); две Афродиты (дочь Зевса и Дионы - Пандемос и Урания); для возникновения любви необходимо внешнее действие (стрела Афродиты, Эрота); любви и стрелам Эрота не подвержены 3 богини: Афина (разум), Артемида (охота), Гестия (семья, домашний очаг); любовь выносится из семьи, напоминает сценарий борьбы - состязания; развитие чувственности через искусство, культ тела; связь между богами и людьми через чувственную любовь, дети рожденные в такой любви обладают благословением богов, силой, первородством

2. эзотерический: платоническая любовь - жажда целостности и стремление к ней; субъект любви - душа, а не тело, продукты любви - духовное творчество и забота о себе; любовь есть стремление к Благу, к прекрасному, к совершенствованию личности, поэтому естественный объект любви юноша, а не женщина, на волне полового влечения реализуются идеи и переживания дружбы

3. любовь - наслаждение: с переходом в любовь - извращение

Подвиги во имя любви, жертвование собой для любви (Орфей спустился в Аид за Эвридикой, Пенелопа ждет Одиссея 20 лет, Пигмалион, любовь которого оживляет статую, Лаодамия пожелала умереть вместе с Протесилаем, Эвадна с горя кинулась в погребальный костер мужа, Геро, увидев утонувшего Леандра бросилась в море),

Средние века

Августин Блаженный "Исповедь" (4в), Псевдо - Дионисий "Ареопагитик" (6в), Максим Исповедник (7в) сборник высказываний о любви, письма П. Абеляра и Элоизы (12в)

любовь - сущность Бога и главная заповедь человеку (возлюби ближнего, даже врага, обидчика)

1. духовная любовь противопоставляется телесной: духовная любовь - основа познания Бога и единения с ним (духовный эрос, монахи - возлюбленные Христа, монахини - его невесты), телесная любовь-угроза спасение души, грех.

2. регламентация любовной и супружеской жизни сочетается с расцветом публичных домов, которые содержали даже епископы и аббаты (в соединении супругов не должно быть желания, предназначение брака - рождение себе подобных, любовь мужчины искали в публичном доме; условия брака: нерасторжимость, моногамия, публичность, церковное благословение, согласие вступающих в брак, исключение родственных браков).

3. Максим Исповедник выделяет 5 видов любви: 1. "ради Бога" - так добродетельный любит всех людей 2. "по естеству любовь между родителями и детьми 3. "из тщеславия прославляемый любит прославляющего 4. "из корыстолюбия так любят богатого за дары 5. "из сластолюбия" - плотская любовь, не имеющая целью рождения любви.

4. поляризовано отношение к женщине: 1. на нее возложена вина за Адамово грехопадение, она объявлена сосудом соблазна и вратами адовыми; 2. она объявлена Прекрасной Дамой, которой поклоняются 3. возникает культ Богоматери (синтез возвышенного с женским образом, новое восприятие женского лица).

1. женщина - Ведьма: искушает, соблазняет, губит, обладает тайными силами и знаниями; мужчина поддается соблазну, теряет себя;

2. этикет куртуазной любви: мужчина - рыцарь проходит испытания, служит Даме, поклоняется и обожествляет ее, 4 ступени его положения: таящийся, молящий, поклонник (получил знак расположение), друг (любовник), мужчина должен уметь красиво одеваться, слушать и запоминать стихи, говорить к месту, скрывать от посторонних свои чувства; женщина - Прекрасная Дама: приближает, отвергает, принимает любовь.

3. обожествленный образ женщины, она непорочная Мадонна

Возрождение

живопись (Тициан, Рафаэль, Корреджо), М. Фичино "Толкование на "Пир" Платона" (15в), Пико делла Мирандола "Комментарий к "Песне о любви" Бенивениса", Дж. Бруно "О героическом энтузиазме" (16в), Л. Валло "О наслаждении" (15в), Я. Беме (16в), Эразм Роттердамский (15-16в), Мишель де Монтель (16в)

1. синтез античных и средневековых представлений о любви: формируется идеал индивидуальной свободной любви, в которой чувственная сторона дополняется визуально-духовной, платоническая любовь соединяется с куртуазной, в самой любви объединяется божественное дело и страсть;

2. человек поставлен в центр мироздания, любовь как космическая сила соединяет его со всеми частями космоса и людьми (М. Фичино), делает непобедимым, зовет к подвигам, познанию, объединяет с бесконечной Природой (Дж. Бруно);

3.3. основных вида любви (М. Фичино): любовь равных к равным (гуманизм), любовь высших к низшим (опекунство), любовь низших к высшим (почитание);

4. любовь как земное эротическое чувство воспевается в литературе, живописи ("все, что существует, стремится к наслаждению" Л. Валло).

5. любовь понимается как смерть своего Я, жизнь в другом и поиск красоты, божественного (М. Фичино);

6. самое важное в любви обеспечение продолжения рода через создание семьи (Э. Роттердамский, М. Монтель).

стирается грань между страстью и разнузданностью, порывами сердца и погоней за наслаждениями (мемуары Б. Челлини), отношение к женщине становится более светским (она не ведьма, но и не Богоматерь).

Новое время (17 - сер. 19в)

Р. Декарт "Страсти души", Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк, Н. Мальбранш, Ф. Бекон, Ф. Ларошфуко Д. Юм, Ш. Монтекье, Б. Паскаль "Мысли", Б. Спиноза "Этика", Г. Лейбниц "Об аффектах", Ж. Ламетри "Человек-машина", Д. Дидро "Энциклопедия", Ж. - Ж. Руссо "Юлия, или Новая Элоиза... " Ф. Баадером "Тезисы эротической философии", Ф. Шиллер "Письма об эстетическом воспитании человека", И.В. Гете, Стендаль "О любви", И. Кант "Метафизика нравов", И.Г. Фихте "Основы естественного права на принципах наукоучения", Ф. Шеллинг, Г.В. Гегель "Любовь и религия", "Дух христианства и его судьба", "Феноменология духа", Л. Фейербах

1. Кризис религиозных представлений, соединение дискурса любви с дискурсом рациональности: любовь опасна, т. к. иррациональна (Ф. Бэкон, Б. Паскаль), здравый смысл - судья любви (Ларошфуко, Юм, Ламетри, Монтескье)

2. любовь анализируется в онтологическом, гносеологическом и феноменологическом аспекте:

а) любовь выступает как объект изучений, предмет знаний, соотносится с другими явлениями: системой мира и общества (Гоббс, Гердер, Кант, Гегель, Фихте), обстоятельствами жизни (Ларошфуко, Юм, Ламетри, Монтескье) и устройством человека, определяется онтологический статус любви;

б) выделяется объект и субъект любви, в гносеологическом плане любовь выступает как преодоление разделенности субъекта и объекта (Фихте, Шеллинг, молодой Гегель)

в) исследуются феноменология любви: детали человеческого поведения, в которых проявляется любовь, любовь психологизируется (изучаются качества и особенности собственно любви, а не Афродиты, Эроса)

3. попытки объективного обоснования причин любви: любовь есть волнение души, вызванное движением "духов", которые побуждают к соединению с предметами (картезианская физиология Декарта), любовь есть удовольствие сопровождаемое идеей внешней причины (Спиноза).

4. строятся "программы" для влюбленных, обосновывающие роль любви в жизни человека:

Стендаль "О любви": существует 4 вида любви: любовь-страсть, любовь-влечение (флирт, сердце холодно), физическая любовь (вспышка инстинкта), любовь-тщеславие (дань расчету, моде); стадии любви (зарождение сомнение, кристаллизация)

И. Кант: долг человека - любить; любовь есть благоволение и благодеяние, любовь предполагает уважение, хотя возможно уважение без любви; любовь возникла исторически, чтобы гарантировать в будущем возможность удовлетворения сексуальных потребностей и совместное воспитание детей.

И. Фихте: брачный союз - единственный способ облагородить человека, брак невозможен без любви, а любовь без брака, мужчине приличествует полная активность, а женщине - пассивность - в постели, в быту. в юрид. правах

Ф. Шеллинг: равноправие полов в любви, каждый ищет своего партнера, чтобы возникла целостная пара, оставаясь при этом целостной личностью, а не половинкой, в любви стремление к обладанию переходит в жертвенность и наоборот, эта двойная сила любви побеждает ненависть и зло.

Г. Гегель: любовь преодолевает раскол между желаниями человека и действительностью, между субъектом и объектом, объединяет всех конкретно-единичных индивидов; нравственной любовь делает семья и дети.

Л. Фейербах: муж и жена только, соединившись, представляют собой род, т.е. совершенного человека, личность - слаба, беспомощна, несовершенна, любовь - совершенна, сильна, бесконечна.

5. эгоизм (себялюбие) противопоставляется альтруистической симпатии (А. Поп, Юм, Смит. Фергюсон, Хатченсон).

6. формируется 4 основных стратегии отношения к половой любви: 1. истеризация тела женщины (женское тело до предела насыщается сексуальностью, отдается в ведение медицины, т. к. оно патологично, делается социальным, т. к. связывается с воспроизводством населения 2. педагогизация секса ребенка (ставится проблема естественности - неестественности секса для ребенка, онанизма) 3. социализация производящего потомство поведения (через социал, налоговые меря, политическую ответственность, медицинские предписания) 4. психиатризация извращенного удовольствия

7. секс и половая любовь становится средством самоутверждения буржуазии, которая противопоставляет высокую цену своего тела, удовольствий, здоровья голубой крови аристократов.

Дон Жуан: погоня за наслаждениями, пресыщение, постоянная смена партнеров, свобода от морали в любви;

любовь в придворных кругах превращается в искусство флирта, заменяется мимолетными увлечениями, стирается граница между добродетелью и пороком;

Верность в браке и любви в предреволюционной Франции - объект насмешек и издевательств;

Возникает рефлексия и самонаблюдение в любви;

Мужчине предписывается активность в семье и обществе, женщине - пассивность (мужская природа подобна животному, женская - растению, Гегель)

Новейшее время (кон. 19в. - 20в)

А. Шопенгауер "Мир как воля и представление", Ж. - П. Сартр "Бытие и ничто", Ф. Ницше, С. Кьеркегор "Либо-либо", З. Фрейд "Психология бессознательного", В. Рейх "Функция оргазма", К. Юнг "Сознание и бессознательное", Г. Маркузе "Эрос и цивилизация. Философские исследования Фрейда", "Структура влечения и общество", К. Маркс, Э. Энгельс, М. Фуко "Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности"

1. иррациональная трактовка любви: любовь - это фантом, который Мировая Воля использует, чтобы заставить людей продолжать род, это коварная ловушка природы, страсть, избирательность, ревность - лишь маскировка, обманчивая надстройка (А. Шопенгауер), любовь - способ самоутверждения Воли, проявляющийся не только в половой любви, но и в любви к жизни и власти. Эти измерения присутствуют и в половой любви как стремление преодолеть существующее, желание победить и подчинить партнера. Любовь способствует жизненному творчеству и отрицанию существующего - смерти. В любви соединяется самоотрицание и самосохранение: у женщин побеждает желание подчиняться, у мужчин - господствовать (Ф. Ницше), иррациональный, бессознательный Эрос в психоанализе З. Фрейда, коллективное бессознательное, архетипы (К.Г. Юнг), неоанархисткие идеи, социальной и сексуальной революции (Г. Маркузе и В. Рейх). Любовь - сила, пугающая человека и управляющая им.

2. попытки деконструкции любви: историческая деконструкция (К. Маркс, Э. Энгельс, М. Фуко), функциональная и онтологическая деконструкция (З. Фрейд, В. Рейх, К.Г. Юнг, Г. Маркузе, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, К. Маркс, Э. Энгельс, М. Фуко и др.)

Представления о любви начинают складываться в архаической культуре. Анимистические верования детерминируют понимание любви в этот период как воздействие души мужчины на душу женщины. При этом охота, война также рассматривались как особая форма воздействия на души животных и врагов. Мужчина, чтобы беречь силы, должен был воздерживаться в такие периоды от общения с женщиной. Формируется уникальный дискурс любви: с одной стороны, охота, война и секс объединяются общим объяснительным принципом - воздействие души мужчины на души женщины, животного, врага. На отношения между мужчиной и женщиной переносятся паттерны поведения, реализуемые на охоте, войне. Мужчина в любви выступает как охотник, который преследует, побеждает, поражает, женщине отводится роль дичи, добычи, жертвы - она убегает, дает себя преследовать, уступает. Аналогия между любовью и охотой отражена в русской свадебной лирике (Н. Ерофееева) и в петроглифах Тиу (Африка), в тюркских языках: Ата - самец, отец, Ат - стрелять, Ана - самка, мать, Ан - дичь - и в русском языке (слова "охота" и "похоть" однокоренные). С другой стороны, любовь противопоставляется охоте и войне, общение с женщиной отнимает у мужчины силы и не дает быть успешным на охоте или войне. Опираясь на классификацию уровней потребностной сферы В.А. Иванникова, отметим, что взаимодействие между полами в архаической культуре строится на уровне организма, вида и природного субъекта. Собственно любви в современном понимании еще нет. Биологической эволюцией у людей разного пола сформированы разные половые органы (уровень организма), действует базовая программа сохранения вида (уровень вида), человек реализует данную программу через сексуальное и родительское поведение, удовлетворяя собственные потребности в удовольствии, безопасности, комфорте.

По мнению В.М. Розина, в дальнейшем любовь возникает лишь в тех культурах, где есть оптимальная дистанция между полами. Этнографические данные М. Мид показывают, что любви не возникает в племенах, где люди разобщены, супруги находятся в напряженных отношениях, женщины и мужчины относятся к разным группам, спят в разных частях дома, не едят в присутствии друг друга (племя Манус в Новой Гвинеи). Мужчины в таких племенах являются свободными до свадьбы, а после нее должны работать на тех, кто ее оплатил. Нет половой любви и в племенах, где дистанция между мужчинами и женщинами, напротив, практически отсутствует. В племени арапешей (Новая Гвинея) мужчины и женщины объединены общим делом воспитания, в этом племени нет войн, ссоры редки, работа выполняется совместно. Помолвка осуществляется между девочкой 7-8 лет и мальчиком 13-14 лет. После помолвки невесту выращивают в доме жениха. Если она созревает раньше своего суженого, она вполне может стать женой его старшего брата. Фактически муж и жена растут вместе и испытывают друг к другу скорее братские чувства, нежели страсть, влечение.

В шумеро-аккадской культуре любовь начинает выделяться в особую силу жизни. При этом еще сохраняется архаическое соединение любви и войны: богиня Иштар - богиня любви и войны, распри одновременно (Философия любви). Любовные отношения связываются уже не только с функциями организма, вида и природного субъекта, но и с функциями субъекта социального (культурного). Любовь ассоциируется с гражданскими потребностями человека: от акта размножения зависит плодородие семьи и страны, а мужская сексуальность, сила - становится признаком и атрибутом социальной власти. Актуализируются в любви и этнические потребности, потребность принадлежности к социальной группе. Эта социальная группа пока максимально широка: любовь помогает стать человеком.

К культуре Древнего Египта приписывается возникновение индивидуальной любви: истории любви Эхнатона к Нефертити, дочери Ахура к ее брату стали легендами и дошли до наших дней (Философия любви). Впервые любовь связывается с эстетическими потребностями человека: влюбленные фараоны увековечивают в скульптуре, архитектуре своих любимых. Другая группа потребностей культурного субъекта, с которой соединяются представления о любви, - это потребности безопасности. Мерилом настоящей женской любви становится способность под угрозой смерти остаться верной любимому. Таким образом, любовь противопоставляется потребностям безопасности. Об этом уже в двадцатом веке писал в "Комментариях к жизни" Джадду Кришнамурти: "использовать другого, чтобы удовлетворить свои желания и обезопасить себя - не значит любить... любовь состояние уязвимости... любовь возникает, когда исчезает желание обезопасить себя".

В Древней Индии любовь вписывается в систему жизненных ценностей и целей человека (три цели в жизни человека: исполнение обязанностей, достижение материального благополучие, удовлетворение чувственных побуждений), и, будучи вписана в эту систему, становится предметом религиозных и философских рассуждений. Любовь связывается с потребностью в мировоззрении, с потребностью в поведении по нравственным нормам. В осмыслении любви человечество переходит на уровень нравственного социального субъекта. Любовь в древнеиндийской культуре является предметом познания и пристального изучения, связывается с познавательной потребностью (культурный социальный субъект). Представления о любви дифференцируются: выделяются виды любви и типы мужчин и женщин по их сексуальной конституции и привлекательности.

В эпоху античности происходит осмысление любви одновременно на разных уровнях. Гедонистический дискурс, рассматривающий любовь как способ получения наслаждений, не поднимается в понимании любви выше потребностей организма и природного субъекта. Религиозно-мифологический дискурс связывает любовь с потребностью в создании образа мира (культурный социальный субъект). У Эмпедокла любовь осмысливается как движущая сила развития (синтеза) в мире. Миф об андрогинах объясняет существование двух полов, Афродита олицетворяет персонифицированную любовь. Интересно, что в греческой мифологии существует две Афродиты: Афродита Пандемос (Народная) и Афродита Урания (Небесная), имеющие разное происхождение. Фактически происходит разделение любви на возвышенную и земную, которое в последствие станет основой средневекового понимания любви. Философско-эзотерический дискурс рассматривает любовь в соотнесение с потребностями нравственного социального субъекта. Любви приписывается стремление к самосовершенствованию, к красоте, к целостности. Представления о любви усложняются: возникает мотив верности, вечности в любви (любви после смерти), амбивалентности чувств в любви (люблю, но ревную до того, что ненавижу и т.д.), расширяется классификация видов любви. Любовь возвеличивается, воспеваются подвиги любви, ее красота и сила и одновременно снижается (адюльтер, педофилия, гомосексуализм, лесбиянство, сексуальные извращения) и представляется как нечто ужасное, связанное с муками, изменой, смертью.

Если в античной культуре сосуществуют три дискурса любви, позволяющих дать интерпретацию любви на уровне организма и природного субъекта, культурного субъекта и субъекта нравственного, то в средневековой культуре делается попытка отделить и перечеркнуть потребности организма и природного субъекта, связанные с любовью. Любовь жестко связывается с потребностями вида (рождение детей); она детерминируется церковью, общественным институтом, становится социально нормированной, связывается с гражданскими потребностями субъекта; соотносится с потребностями нравственного субъекта (познание Бога). Запрет на чувственную любовь (супруги могут заниматься сексом только ради рождения детей) приводит к вынесению этого компонента любви из семьи, находящейся под пристальным контролем церкви и расцвету публичных домов, которые содержат даже аббаты (В.М. Розин). Резко поляризуется отношение к женщине. Сексуальность, соблазнительность и греховность приписывается женщине-ведьме или проститутке. Женщина обвиняется в грехопадении человечества. В противовес этому, возникает образ Богоматери. Мадонны, непорочной и святой. Ее обожествляют и ей поклоняются, но она полностью лишена эротического. Наконец, возникает образ Прекрасной дамы, которой также поклоняются, ею восхищаются, посвящают стихи и серенады. Однако и здесь любовь разводится с семейной жизнью. Прекрасная Дама - это всегда жена другого (незамужние девушки были благодаря церкви и воспитанию табу для мужчин). Неслучайно, еще в античной мифологии Гестия - богиня семейного очага, не подвержена силе Афродиты и Эроса.

В эпоху Возрождения делается попытка синтеза чувственного и духовного в любви. Такая попытка, с одной стороны, делает любовь и отношение к женщине более светским (нет больше культа непорочности), с другой, стирает грань между духовностью и страстью, разнузданностью в любви. Человек ставится в центр мироздания, любовь как космическая сила связывает его со всеми частями космоса и людьми. Любовь в эпоху Возрождения не отрицает потребностей организма и природного субъекта, связывается с потребностями культурного субъекта (эстетика женского образа и тела: "Рождение Венеры" Боттичелли), но главное реализует потребности субъекта нравственного в самовыражении и самоактуализации. В любви видится проявление силы человека, его совершенства и свободы. Неслучайно, именно в этот период возникает идеал свободной индивидуальной любви.

В Новое время дискурс любви тесно связывается с дискурсом рациональности: здравый смысл - судья любви. Рациональный подход требует ее всестороннего осмысления: определяется онтологический статус любви через соотнесение с системой мира, общества и с жизнью человека, определяется гносеология и феноменология любви, философами строятся программы любви для людей. Рациональность лишает любовь сакральности, таинственности: формируется образ Дон Жуана, флирт становится популярнее любви, верность высмеивается. По мнению М. Фуко, в этот период секс и половая любовь становятся орудием борьбы за власть, обоснованием социальной значимости. Буржуазия противопоставляет цену своих удовольствий тела, здоровья голубой крови аристократов. Поэтому секс становится предметом пристального внимания: тело женщины до предела насыщается сексуальностью и истеризируется, ребенка постоянно подозревают в сексуальных извращениях, репродуктивное поведение социализируется (через социальные, налоговые меры, медицинские предписания, политическую ответственность). Итак, любовь в период Нового времени тесно связана с гражданскими потребностями (власть, статус), познавательными потребностями (рациональность в любви), потребностью в удовольствиях и видовой программой продолжения рода. Фактически оказываются задействованы все уровни потребностной сферы человека, кроме нравственного. Рациональность лишила любовь уникальности, универсальности как средства самовыражения, самосовершенствования, поиска смысла. Новейшее время характеризуется кризисом рационального постижения мира и любви. В этот период начинает господствовать иррациональная трактовка любви как силы неподконтрольной человеку, таинственной, управляющей им помимо его воли (А. Шопенгауер, Ф. Ницше, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Г. Маркузе, В. Рейх). Любовь соединяется с потребностью нравственного субъекта в поиске смысла жизни, в самоопределении, самоутверждении, но пессимизм заставляет признавать бессмысленность и тщетность этих стремлений, а значит и бессмысленность, и тщетность самой любви. Дискурс любви тесно связывается с дискурсом семьи, возникают образы, совмещающие сбившееся с пути супружество и аномальную сексуальность: невротичная женщина, фригидная супруга, мать, безразличная или не находящая покоя из-за навязчивостей, муж - импотент, садист, извращенец, истеричная дочь, рано созревший, мастурбирующий ребенок, молодой гомосексуалист, отказывающийся женится или пренебрегающий женой. В культуре Новейшего времени любовь обладает огромной силой, но не способствует гармонизации и счастью человека.

В русской культуре долгое время господствует христианская трактовка любви как способа единения с Богом и людьми, как атрибута соборности русского народа. В конце XIX начале XX века отношение к любви поляризуется: возникает материалистический и фисософско-эзотерический подход к любви. Общим для этих подходов было признание исторической изменчивости феномена "любви", широкое использование литературных примеров (в русской философии любви эти примеры подчас заменяли примеры из истории и жизни), акцент на соотношении чувственного и духовного компонента в любви. Представители материалистического подхода: Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Сеченов И.М., Лавров П.Л. - стремились уравновесить роль чувственного и духовного в любви: человек не ангел и не зверь; бессмысленно поэтизировать и романтизировать любовные отношения и впоследствии разочаровываться в реальной любви, но невозможно и превращать человека в животное, движимое инстинктами и животными страстями. Религиозно-эзотерический дискурс (Соловьев В.С., Бердяев Н.А., Розанов В.В., Гершензон М.О.) более противоречив в осмыслении платонического и телесного в любви. Н.А. Бердяев отрицает секс, как обезличивающий человека, и проповедует духовную любовь к Деве, В.В. Розанов, напротив, сводит всю любовь к половому акту, который и воспевает в лоне семьи. В.С. Соловьев не отрицает не телесный, не духовный аспект половой любви, однако духовность в любви, по его мнению, выше телесности: половая любовь нужна не для того, чтобы рожать детей (настоящая любовь часто не заканчивается рождением детей (Ромео и Джульетта), а дети часто рождаются и в браках без любви). Смысл любви между мужчиной и женщиной в том, что она помогает человеку преодолеть эгоцентризм, способствует развитию любящих: идеализация в любви есть возможность видеть: каким бы человек мог быть. Русская философия любви предавала огромное значение образу женщины в любви (Вечная Женственность, Непорочная Дева). Подобно средневековым представлениям, женщина идеализируется, превращается в сакральный и потому недоступный объект, отчуждается от этого мира.

Итак, "ЛЮБОВЬ - ДИТЯ ИСТОРИИ, растущее и развивающееся вместе с нею", в ходе культурно-исторического развития происходит трансформация представлений о любви: любовь связывается с все более высокими уровнями потребностной сферы человека. От потребностей организма, вида, природного субъекта в архаической культуре происходит переход к потребностям гражданским, этническим, эстетическим, познавательной - потребностям культурного социального субъекта. Это переход характеризуется гетерохронностью в разных культурах: первые цивилизации (Шумеро-аккадская, древнеиндийская, египетская) первыми пришли к такому пониманию любви. Но и здесь наблюдались различия: с какими именно потребностями культурного субъекта окажется связанной любовь.

Античная культура подарила человечеству связь любви с потребностями субъекта нравственного: в самовыражении, совершенствовании себя, в поиске смысла жизни, в мировоззрении. Современный человек, по мнению М. Фуко, при ответе на вопрос: "Кто я такой? ", - неминуемо обращается к сфере секса и любви. Такая трансформация связей любви с потребностной сферой человека повлекла и усложнение представлений о самой любви. Впервые возникает противопоставление духовной и телесной любви, которое в дальнейшем будет раскрываться в таких конструктах, как бескорыстность - расчетливость, продажность в любви, психический - физиологический аспект любви, романтизм - реализм в любви, религиозность - светскость, элитарность - общедоступность любви. Возникают мотивы верности, вечности и амбивалентности любви. Дальнейшие культурно-исторические трансформации представлений о любви дают новые интерпретации связи любви с потребностями нравственного субъекта (любовь как способ постижения Бога, любовь как самоактуализация личности, любовь как способ поиска смысла жизни и самоопределения). Фактически, будучи достигнут один раз, новый уровень осмысления любви оказался закреплен в культуре. Культурно-исторический анализ позволяет выделить три переломных момента в осмыслении феномена "любви" (Кошелева Е.В.):

● первобытная культура: возникают первые представления об отношениях между мужчиной и женщиной;

● эпоха великих цивилизаций: возникает связь любви с потребностями социального культурного субъекта;

● античность: любовь становится формой реализации потребностей субъекта нравственного.

Таким образом, в ходе теоретического анализа было дано рабочее определение понятия любовь, исходя из анализа системы понятий "эмоциональное явление - чувство-любовь": любовь - это чувство по отношению к объектам, имеющим устойчивое положительное значение для удовлетворения базовых потребностей индивида. Опираясь на классификацию потребностей В.А. Иванникова, были проанализированы определения любви, основные психологические теории любви, дан обзор культурно-исторической трансформации представлений о любви.

Смысл любви для старшеклассников, студентов и молодых семейных пар

Представления о любви меняются вместе с развитием личности человека. Экспериментальное исследование возрастной динамики смысла любви охватило собой три возрастных группы, наиболее сензитивных к изучаемой проблематике: старшеклассников, студентов и молодые семейные пары. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире, самоопределение и самопознание составляют основное содержание психологического развития в период ранней юности. Старшеклассники пытаются определить для себя сущность любви и через любовь понять особенности собственной личности. Первая любовь, наступающая, как правило, именно в период ранней юности, делает старшеклассников особенно сензитивными к данной проблематике. В студенчестве меняется социальная ситуация развития молодых людей: увеличивается свобода, ослабляется родительский надзор, расширяется круг знакомых, возникают стабильные отношения с противоположным полом, связанные с планами создания семьи. Основной психологический конфликт молодых людей в 20-25 лет: близость-изоляция. При его позитивном разрешении, установлении близких, доверительных отношений формируется новое качество личности – любовь.

Кардинально меняется социальная ситуация развития молодых людей в момент создания семьи: процесс выбора партнера завершен, начинается этап создания семейных ценностей, установления семейных ролей, распределения обязанностей. Одной из главных задач молодой семьи является сохранение и развития чувства любви, которое в современных семьях является основным мотивом заключения брака. Итак, выбор трех возрастных групп: старшеклассники, студенты, молодые семейные пары - позволяет отследить динамику представлений о любви при изменении социальной ситуации формирования близких отношений, по мере приобретение человеком жизненного опыта.



Рассказать друзьям