Как движение развивает мышление у детей. Как развить логическое мышление у ребенка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

По мнению психологов, проблема отношений «ребенок-отчим» постепенно отходит в область мифов и легенд. И главным якорем, не дающим этой теме раз и навсегда отчалить в прошлое, является… стойкое предубеждение некоторых женщин. Давайте же избавляться от предрассудков!

«Мужчины не любят чужих детей». Тот, кто придумал эту гениальную по глупости фразу, видимо был знаком с неким стандартным, усредненным мужчиной. В реальной жизни таковые, к счастью, не встречаются. Каждый человек обладает собственным характером - и если оглядеться вокруг, вы наверняка обнаружите немало семей, где отчим ближе к приемному сыну или дочери лучше, чем к собственным детям. Или, по крайней мере, любит пасынков и заботится о них больше, чем некоторые родные папаши. При этом сам ребенок может неродному папе буквально в душу плевать, особенно если уже вошел в нелегкий подростковый возраст. Поэтому гораздо вернее следующее высказывание: «Не все мужчины в состоянии быть отчимами».

Если женщина убеждена, что новый спутник жизни «готов терпеть чужого ребенка» только из любви к ней, гармония новой семьи оказывается под большой угрозой . Возможно, ей подсказывает такую мысль негативный опыт прошлых отношений с мужчинами - бывшим мужем и любовниками, отцом, отчимом, коллегами мужского пола. Важно другое: пока она считает именно так, ничего не изменится. Судьба будет, точно в насмешку, сводить ее именно с теми мужчинами, которые совершенно не созданы быть приемными отцами. Такая женщина просто не заметит человека, подходящего для того, чтобы быть отцом ее ребенка. Она с маниакальным постоянством будет тянуться, кто ведет себя как мужчина, когда-то нанесший ей обиду. Таким образом женщина надеется получить возможность снова попасть с давнюю ситуацию и исправить ее. Этот синдром хорошо известен психологам, но, как правило, залечить таким образом душевную травму не удается никому. Поэтому стоит попробовать взглянуть на свои действия как бы со стороны и постараться обращать внимание на более подходящих мужчин.

Миф 1: Не стоит продолжать отношения с мужчиной, который не понравился ребенку

Прислушаться к мнению ребенка нужно, но делать на основании этого выводы — все же не стоит. Дети часто ведут себя на удивление эгоистично, особенно когда боятся что-нибудь потерять - например, единоличное право на владение маминым вниманием. Поэтому для начала попробуйте уделить ребенку значительно больше внимания, чтобы он мог связать этот приятный факт с появлением в доме нового члена семьи. Одновременно начните периодически объяснять своему ребенку, что как бы не сложились обстоятельства, он останется для вас самым главным и любимым существом во вселенной. Добавляйте к этому, что у взрослых людей принято жить парами, строить семью, потому что семья крепче и уютней, чем одиночество. Если только ваш ребенок не законченный эгоист, а ваш избранник - не исчадие ада, отношение ребенка к потенциальному папе смягчится.

Не забывайте также, что совсем маленькие дети могут невзлюбить кого-либо просто за то, что тот не принес им подарка или отказался купить мороженое. Обеспечить взаимную приязнь на этапе знакомства поможет разумная предусмотрительность - запасите дома энное количество сластей и мелких презентов. А вообще прежде всего слушайте свое сердце. Если оно подсказывает, что избранник станет хорошим мужем, скорее всего он сумеет преодолеть несколько месяцев отторжения и стать хорошим отцом вашему ребенку. Кстати, не забудьте пояснить мужчине, что неприятие ребенка - явление временное. Рано или поздно новичок будет принят в семье.

Миф 2: Если отношения между отчимом и ребенком не сложатся, придется выбирать кого-то одного

Подобный вариант развития событий возможен - никто не ангел, и иногда случается, что коса находит на камень. Но в такой ситуации необязательно оставаться без мужа или отказываться от собственного ребенка. Психологи, для которых такие конфликты - дело привычное, утверждают, что чаще всего яблоком раздора является сама женщина. Что-то в ее поведении заставляет противоборствующие стороны ссориться. Но разобраться без помощи квалифицированного профессионала бывает непросто. Ведь узел проблем легче разрубить, чем терпеливо распутывать. Наконец, можно просто запастись терпением: дети растут, люди меняются. Если пятилетний мальчишка крикнет в запале отчиму «Ненавижу!», пару лет спустя эти двое могут отличнейшим образом проводить время на спортплощадке или обсуждая модели компьютеров. Только создать атмосферу для примирения нужно матери. Верьте, что из любой ситуации есть выход - и он найдется.

Миф 3: Мне не хватит сил, чтобы одинаково любить двоих

Такие же сомнения мучат многих женщин перед рождением второго ребенка. И, как правило, они даже не появляются во время третьей беременности: женщина уже знает, что настоящую любовь невозможно исчерпать, она только приумножается.

Тем не менее, многие женщины приводят этот аргумент как довод в пользу добровольного одиночества. Но, во-первых, речь идет о совершенно разной любви - материнской и супружеской. Во-вторых, любовь нельзя измерить, тем более невозможно отнять у одного человека и передать другому. Она или есть, или ее нет. А вот внимания действительно может не хватать. Ведь внимание в нашем понимании равно заботе, а одинаково заботиться сразу о взрослом и ребенке трудновато. Но разве не справляются с этой задачей остальные женщины? Ведь если бы речь шла о биологическом отце ребенка, это же уравнение с двумя известными представлялось совсем иначе? И разве взрослый мужчина нуждается в таком же уходе, как маленький ребенок? Словом, этот миф не выдерживает никакой критики.

Миф 4: Мужчина отнимет часть моего внимания, и это отразится на ребенке

Кое-кто считает, что чем больше времени проведено рядом с ребенком, тем для последнего лучше. Это верно… примерно до года, максимум до трех лет. А потом ребенок начинает нуждаться не в количестве проведенного вместе времени, но в его качестве. Если добавить, что счастливая в романтических отношениях женщина гораздо мягче и терпеливее относится к окружающим, становится ясно, что с приходом в дом мужчины ребенок может только выиграть во внимании взрослых. Поэтому нужно только постараться, чтобы совместное времяпровождение приносило максимум положительных эмоций - ходите вместе гулять, ездите на пикники, играйте в настольные игры… И помните: находиться постоянно под колпаком родительского «внимания» для ребенка тяжело и даже противоестественно. И чем старше он будет становиться, тем меньше присмотра ему понадобится.

Миф 5: Чужой мужчина никогда не сможет заменить отца

А разве у ребенка нет отца родного? Смею предположить, что таковой имеется и, скорее всего, поддерживает со своим отпрыском тесный контакт. А вот приобрести доброго друга в лице отчима ребенку будет только полезно. Он даст ребенку тепло и внимание, ровно в той пропорции, в которой ребенок захочет принять. Не нужно только вмешиваться в отношения этих двоих. Пусть учатся строить их сами, возможно, набивая шишки, но без постороннего назойливого вмешательства.

Перебирая в уме семьи своих близких друзей (включая свою собственную семью), я обнаружила три пары, где отчим стал детям близким и любящим другом. Заодно вспомнила еще пять семей, в которых биологический отец либо полностью прекратил какие-то ни было отношения с детьми, либо присутствует, но пользы его пребывание в доме не приносит.

Для разведенной женщины опасно...

Думать: вот ребенок подрастет, и я найду себе пару

Чем старше будет становиться ребенок, тем труднее будет ему принять чужого человека. Во-вторых, годы-то идут, а шансы самой приноровиться к новому партнеру падают. К тому же чем больше времени проходит, тем труднее становится встретить свободного мужчину, да и навыки общения с противоположным полом теряются. Словом, это лучший способ оправдать свою пассивность.

. Говорить: если тебя примет мой ребенок, приму и я

Мужчины слышит в этой фразе следующий посыл: я не доверяю тебе и полагаю, что ты можешь оказаться чудовищем по отношению к моему ребенку. Никто не любит, когда ему выставляют условия, тем более, никто не любит, когда его будущее зависит от чужой (да еще и детской) воли. Вы не произведете впечатления хорошей матери, скорее - безвольной и ненадежной особы. Нельзя осуждать мужчину, который после этого вообще передумает иметь с вами дело. Даже если вы прежде всего хотите проверить реакцию ребенка, ни в коем случае не ставьте об этом в известность будущего партнера.

. Спрашивать ребенка, стоит ли вам выходить замуж за этого человека?

Если у вас доверительные отношения, можете поинтересоваться мнением сына или дочери о своем избраннике, но не перекладывайте бремя ответственности на детские плечи. Решать только вам, вам и отвечать за принятое решение.

. В любом конфликте автоматически принимать сторону ребенка

Нет ничего проще, чем укрепить ребенка в мысли: мама ради него готова на все. В том числе и на унижение «обидчика». Но представьте себе, каковы ощущения мужчины, чье положение в доме зависит от воли ребенка? Мало кто вынесет подобное. Если даже ваш муж в конфликте и неправ, лучше обсудить его поступки подальше от детских ушей. Переведите решение проблемы во взрослую плоскость, дети тут не при чем.

. Решать конфликт, передавая ребенка на воспитание бабушек

Конечно, это наиболее легкий выход из положения - нет ребенка, нет проблемы. К тому же у бабушки бедное дитя уж наверняка никто не обидит. Но и ребенок в такой ситуации чувствует себя лишним, и отчим убежден, что его педагогическим способностям не доверяют, считают чуть ли не чудовищем. Помириться после этого будет гораздо сложнее. И вы никогда не знаете, что именно ребенок услышит в бабушкиной семье о вас, вашем муже и его отношениях с пасынком или падчерицей.

В этой статье:

Прежде чем поговорить о том, как происходит развитие мышления у детей, остановимся на том, что собой представляет процесс мышления в принципе, как он протекает и от чего зависит.

Мышление - процесс, в котором принимают участие сразу два полушария мозга. Решения, которые принимает человек, напрямую зависят от того, насколько комплексно он способен мыслить. Именно поэтому так важно уделять внимание развитию мышления в детском возрасте.

Многие родители уверены, что в раннем детстве развивать мышление у детей не имеет смысла, так как львиную долю решений в этом возрасте за малышей принимают они. Дети же большую часть времени посвящают играм и развитию творческих способностей во время занятий лепкой, рисованием, конструированием. Тем не менее в жизни каждого ребенка обязательно настанет момент, когда, уже будучи взрослым, он должен будет принять правильное решение - такое, от которого будет зависеть его дальнейшая жизнь.

Более того, в наше время практикуется тестирование наемных работников на уровень IQ, по результатам которого принимаются решения о приеме на работу в солидные компании.

Именно логическое и креативное мышление положены в основу практически каждого созданного человеком изобретения.
Поэтому задача каждого родителя, который желает дать ребенку шанс максимально преуспеть в жизни, - развивать его мышление с самого детства.

Мышление у ребенка

Появляясь на свет, дети не имеют мышления. Для этого у них пока просто не хватает опыта и недостаточно развита память. Примерно к концу года у крохи уже можно
наблюдать первые проблески мышления.

Развитие мышления у детей возможно путем целенаправленного участия в процессе, по ходу которого ребенок научится говорить, понимать, действовать. О развитии можно говорить, когда содержание мысли малыша начнет расширяться, появятся новые формы мыслительной деятельности, усилятся познавательные интересы. Процесс развития мышления бесконечен и напрямую связан с деятельностью человека. Естественно, что на каждом этапе взросления он имеет свои нюансы.

Развитие мышления у малышей происходит в несколько этапов:

  • действенное мышление;
  • образное;
  • логическое.

Первый этап - действенное мышление. Характеризуется принятием ребенком самых простых решений. Малыш учится познавать мир через предметы. Он крутит, тянет, бросает игрушки, ищет и нажимает на них кнопочки, таким образом получая первый опыт.

Второй этап - образное мышление. Оно позволяет малышу создавать образы того, что он будет делать с помощью рук в ближайшее время, без их прямого задействования.

На третьем этапе начинает работать логическое мышление, в процессе которого помимо образов ребенок использует отвлеченные, абстрактные слова. Если задать малышу с хорошо развитым логическим мышлением вопросы о том, что такое вселенная или время, он без труда найдет содержательные ответы.

Этапы развития мышления у детей

В раннем детстве малыши имеют одну особенность: они стараются все попробовать на вкус, разобрать на части, и ими руководит исключительно действенное мышление, которое в некоторых случаях сохраняется даже после того, как они вырастут. Такие люди, будучи взрослыми, уже не ломают – они вырастают конструкторами, способными собрать и разобрать руками практически любой предмет.

Образное мышление развивается у малышей в младшем дошкольном возрасте. Обычно на процесс оказывают влияние рисование, игры с конструктором, когда нужно представить себе конечный результат в уме. Наиболее активным образное мышление у детей становится примерно к окончанию периода дошкольного возраста - к 6 годам. На основе развитого
образного мышления начинает формироваться логическое.

В детском саду процесс развития мышления связан с воспитанием в детях способностей мыслить образами, запоминать, а затем стараться воспроизвести сцены из жизни. Когда дети поступают в школу, с ними также можно продолжать заниматься такими упражнениями.

При этом нужно понимать, что большая часть школьных программ построены с акцентом на развитие логики и аналитики, поэтому над развитием образного мышления у малышей нужно будет поработать родителям. Для этого можно совместно с ребенком придумывать и инсценировать интересные истории, вместе делать разного рода поделки, рисовать.

После 6 лет у малышей запускается процесс активного развития логического мышления. Ребенок уже способен анализировать, обобщать, делать заключения, выносить что-то основное из увиденного, услышанного или прочитанного. В школе же чаще всего уделяют внимание развитию стандартной логики, совершенно не понимая, что учат детей мыслить шаблонами. Любую инициативу, нестандартное решение учителя стараются пресекать, настаивая на том, чтобы дети решали задачи так, как указано в учебнике.

Что должны делать родители?

Самое главное, чтобы в процессе работы над развитием мышления ребенка родители не увязли в десятках одинаковых примеров, напрочь убивающих в детях креативность. Гораздо полезнее в таких случаях будет сыграть с ребенком в настольные игры, например в шашки или «Империю». В таких играх малыш получит возможность принимать действительно нестандартные решения, таким способом развивая логику и постепенно переводя мышление на новый уровень.

Есть ли способы, помогающие воспитать в ребенке креативность? Самое важное, что нужно усвоить, - развитие творческого мышления наиболее активно происходит в общении. В процессе общения с людьми, а также при чтении книги или даже просмотре аналитической
передачи в сознании возникает сразу несколько мнений относительно одной и той же ситуации.

Что же касается личного мнения, то оно появляется у человека исключительно в процессе личного общения. Творческие личности выделяются среди основной массы прежде всего пониманием того, что на один вопрос может иметься сразу несколько правильных ответов. Чтобы донести это до ребенка, просто слов будет недостаточно. Малыш должен сам сделать такой вывод после многочисленных тренировок и упражнений для развития мышления.

В школьной программе не предусмотрено развитие у детей ассоциативного, творческого, гибкого мышления. Поэтому вся ответственность за это ложится на плечи родителей. На деле это оказывается совсем не так сложно, как может показаться на первый взгляд. С ребенком достаточно будет периодически конструировать, работать с картинками животных и геометрических фигур, складывать мозаику или просто время от времени фантазировать с малышом, например описывая все возможные функции того или иного предмета.

Особенности развития мышления в младшем возрасте

Как было отмечено выше, в каждом возрасте развитие мышления имеет свои особенности. В младшем возрасте этот процесс в основном связан с действиями ребенка, который пытается найти решения для определенных сиюминутных задач. Совсем маленькие дети учатся надевать кольца на пирамидку, строить башни из кубиков, открывать и закрывать шкатулки, залезать на диван и т.д. При выполнении всех этих действий ребенок уже мыслит, и процесс этот пока носит название наглядно-действенного мышления.

Как только малыш начнет усваивать речь, процесс развития наглядно-действенного мышления перейдет на новый этап. Понимая речь и применяя ее для общения, ребенок пробует мыслить обобщенно. И пусть первые попытки обобщить не всегда успешные, они необходимы для дальнейшего процесса развития.
Малыш может сгруппировать совершенно непохожие предметы, если сможет уловить в них мимолетное внешнее сходство, и это нормально.

Например, в 1 год и 2 месяца для детей свойственно называть одним словом сразу несколько предметов, которые кажутся им похожими. Это может быть название «яблоко» для всего, что круглое, или «киса» для всего, что пушистое и мягкое. Чаще всего дети в этом возрасте обобщают по тем внешним признакам, которые первыми бросаются в глаза.

После двух лет у детей появляется желание выделить определенный признак или действие предмета. Они с легкостью подмечают, что «каша горячая» или что «киса спит». К началу третьего года малыши уже свободно могут выделять из целого ряда признаков самые устойчивые, а также представлять себе предмет по его зрительному, слуховому описанию.

Особенности развития мышления у дошкольников: преобладающие формы

В дошкольном возрасте в речи ребенка можно услышать интересные умозаключения типа: «Лена сидит, баба сидит, мама сидит, все сидят». Или же умозаключения могут быть другого рода: видя, как мама надевает шапку, ребенок может отметить: «Мама идет в магазин». То есть в дошкольном возрасте ребенок уже способен проводить простые причинно-следственные связи.

Интересно наблюдать и за тем, как в дошкольном возрасте дети применяют для одного слова два понятия, среди которых одно - это родовое, а второе - обозначение единичного предмета. Например, машинку малыш может называть «машина» и в то
же время «Рой» по имени одного из мультяшных героев. Таким образом в сознании дошкольника формируются общие понятия.

Если в самом нежном возрасте речь ребенка непосредственно вплетена в действия, то со временем она будет их опережать. То есть прежде чем что-то делать, дошкольник опишет то, что собирается сделать. Это говорит о том, что представление о действии опережает само действие и выступает в роли его регулятора. Таким образом у детей постепенно развивается наглядно-образное мышление.

Следующим этапом развития мышления у дошкольника станут некоторые изменения соотношения между словом, действием и образами. Доминировать в процессе работы над задачами будет именно слово. Тем не менее до семи лет мышление ребенка продолжает оставаться конкретным.

Исследуя мышление дошкольников, специалисты предлагали детям решить задачи в трех вариантах: в действенном плане, образном и словесном. Решая первую задачу, дети нашли решение, используя рычаги и кнопки на столе; вторую - используя картинку; третью -словесное решение, о котором сообщали в устной форме. Результаты исследований в таблице ниже.

Из результатов в таблице видно, что лучше всего дети справились с задачами в наглядно-действенном плане. Наиболее сложными же оказались словесные задания. До пяти лет дети с ними не справились совсем, а более старшие решили лишь в некоторых случаях. Исходя из этих данных можно сделать вывод, что наглядно-действенное мышление является преобладающим и основой для формирования словесного и наглядно-образного мышления.

Как меняется мышление дошкольника?

В дошкольном возрасте мышление ребенка имеет прежде всего ситуативный характер. Младшие дошкольники неспособны думать даже о том, что им сложно воспринимать, тогда как средние и старшие дошкольники способны выходить за пределы личного опыта, анализируя, рассказывая и
рассуждая. Ближе к школьному возрасту ребенок активно пользуется фактами, предполагает и обобщает.

Процесс отвлечения в дошкольном возрасте возможен как при восприятии набора предметов, так и по ходу объяснений в словесной форме. На ребенка все еще давят образы определенных предметов и личный опыт. Он знает, что гвоздь утонет в реке, но пока не понимает, что это потому, что он сделан из железа, а железо тяжелее воды. Он подкрепляет свой вывод тем фактом, что когда-то видел, как гвоздь действительно тонул.

О том, как активно развивается мышление у дошкольников, можно судить и по тем вопросам, которые они задают взрослым по мере взросления. Самые первые вопросы связаны с предметами и игрушками. Ребенок обращается к взрослым за помощью в основном, когда игрушка поломалась, упала за диван и т.д. Со временем дошкольник начинает делать попытки приобщить родителей к играм, задавая наводящие вопросы о том, как построить мост, башню, где катить машину и так далее.

Спустя время появятся вопросы, говорящие о наступлении периода любознательности. Ребенку будет интересно узнать, почему идет дождь, почему ночью темно и как на спичке появляется огонь. Мыслительный процесс дошкольников в этот период направлен на обобщение и различение событий, предметов и явлений, с которыми им доводится сталкиваться.

С поступлением в первый класс деятельность детей изменяется. Школьникам нужно думать о новых явлениях и предметах, к их мыслительным процессам предъявляются определенные требования.
Учитель следит за тем, чтобы дети научились не терять нить рассуждения, умели думать, выражать мысли в словах.

Несмотря на это, мышление школьников в младших классах все еще является конкретно-образным, хотя все более очевидными становятся элементы абстрактного мышления. Младшие школьники способны размышлять о том, что им досконально известно, на уровне обобщенных понятий, например о растениях, о школе, о людях.

Мышление в дошкольном возрасте развивается стремительно, но только в том случае, если взрослые будут работать с ребенком. С поступлением в школу для развития мышления используются ускоряющие этот процесс научно разработанные методы, применяемые под руководством и контролем учителя.

Особенности мышления учащихся средней школы

Детьми среднего школьного возраста считаются ученики от 11 до 15 лет. Их мышление построено в первую очередь на усвоенных в словесной форме знаниях. Изучая не всегда интересные для себя предметы - историю, физику, химию - дети понимают, что роль здесь играют не только факты, но и связи, а также закономерные отношения между ними.

У старшеклассников мышление более абстрактное, но вместе с тем активно развивается и образное мышление – под воздействием изучения произведений художественной литературы.

Кстати, по этому поводу было проведено своеобразное исследование. Школьникам предложили рассказать о том, как они понимают басню Крылова «Петух и жемчужное зерно».

Ученики первых и вторых классов не поняли сути басни. Им она представлялась в виде рассказа о том, как петух копает. Ученики третьего класса смогли сопоставить образ петуха с человеком, при этом они буквально воспринимали сюжет, подытоживая,
что жемчуг несъедобный для человека, который любит ячменное зерно. Таким образом, третьеклассники выносят из басни неправильный вывод: все, что нужно человеку - это еда.

В 4-м классе школьники уже способны отметить для себя некоторые особенности образа героя и даже дают ему характеристику. Они уверены, что петух копает навоз потому, что уверен в своих знаниях, они считают персонажа гордым и напыщенным, из чего делают правильный вывод, выражая иронию по отношению к петуху.

Старшеклассники же способны продемонстрировать детальное восприятие образа, за счет чего они глубоко понимают мораль басни.

В процессе изучения основ наук школьники приобщаются к системе научных понятий, где каждое понятие является отражением одной из сторон действительности. Процесс формирования понятий продолжительный и во многом связан с возрастом школьника, с методиками, по которым он обучается, с умственной направленностью.

Как прогрессирует мышление среднего дошкольника

Процесс усвоения понятий разбит на несколько уровней. Развиваясь, ученики узнают о сущности явлений, предметов, учатся обобщать и проводить связи между отдельными понятиями.

Чтобы школьник формировался как целостная и гармоничная, всесторонне развитая личность, необходимо проследить за тем, чтобы он усвоил основные моральные понятия:

  • товарищества;
  • долга и чести;
  • скромности;
  • честности;
  • сочувствия и пр.

Школьник способен овладеть ими поэтапно. На начальном этапе ребенок обобщает случаи из своей или жизни знакомых, делая соответствующие выводы. На следующем этапе он пробует применить в жизни накопленный опыт, то сужая, то расширяя границы понятия.

На третьем уровне ученики пробуют давать развернутые определения понятиям, указывая на главные признаки и приводя примеры. На последнем уровне ребенок полностью овладевает понятием, применяя его в жизни и осознавая его место среди остальных моральных понятий.

В это же время происходит формирование умозаключений и суждений. Если младшие школьники обо всем судят категорично в утвердительной форме, то в третьем-четвертом классе суждения у детей скорее условные.

В пятом классе ученики рассуждают, используя доказательства, как косвенные, так и прямые, применяя личный опыт, пробуют обосновывать и доказывать.
Старшеклассники же спокойно применяют все доступные им формы выражения мысли. Они сомневаются, допускают, предполагают и пр. Школьникам в старших классах уже просто пользоваться дедуктивными и индуктивными умозаключениями, ставить вопросы и обосновывать ответы на них.

Развитие умозаключений и понятий происходит параллельно с умением школьников овладевать искусством анализировать, обобщать, синтезировать и целым рядом других логических операций. То, насколько успешным будет результат, во многом зависит в данном возрасте от работы педагогов в школе.

Особенности развития мышления у детей с физическими нарушениями

Речь идет о детях с нарушениями слуха, зрения, речи и пр. Стоит отметить, что физические дефекты не могут не сказаться на формировании мышления ребенка. Малыш с плохим зрением и отсутствием слуха неспособен получить личный опыт в том же объеме, что и полностью здоровый ребенок. Именно поэтому отставание в развитии мыслительных процессов у детей с физическими нарушениями неизбежно, так как они не смогут копировать манеру поведения взрослых, получая необходимые жизненные навыки.

Нарушения зрения и слуха приведут к затруднениям в процессе развития речи и познавательной деятельности. Развитием возможностей детей с нарушениями слуха занимаются специалисты - сурдопсихологи. Они помогают наладить развитие мыслительных процессов у ребенка. Помощь тут
просто необходима, ведь именно глухота является основным препятствием для познания мира и развития человека, так как лишает его главного - общения.

Сегодня слабослышащие дети имеют возможность учиться в специализированных учреждениях, где им оказывают коррекционную помощь.

Несколько иначе дело обстоит с детьми, у которых наблюдаются нарушения интеллекта, что проявляется низким уровнем умственных способностей и мышления в целом. Такие дети малоактивны, не стремятся овладеть предметной деятельностью, которая является основой формирования мыслительных процессов.

В три года такие дети не имеют представления об окружающем мире, у них отсутствует желание выделять себя и узнавать что-то новое. Малыши отстают в развитии во всех отношениях, начиная от речевого и заканчивая социальным.

К окончанию дошкольного возраста у таких детей отсутствует произвольное внимание, память, они неспособны запоминать. Основная форма их мышления - наглядно-действенная, которое тем не менее сильно отстает от уровня его развития у детей без нарушения интеллекта. Чтобы иметь возможность учиться в специализированных учреждениях, где будут работать над развитием их мыслительных процессов, такие дети должны пройти в дошкольном возрасте специальную подготовку.

Упражнения для развития мышления у детей

В заключение приведем несколько вариантов игр и упражнений, с помощью которых можно развивать мышление у детей в раннем возрасте:


Полезными для развития мышления у детей будут игры с конструктором, как деревянным, так и металлическим или пластмассовым, а также лепка из теста, глины или пластилина, аппликации.

Можно предлагать ребенку рисовать, раскрашивать, играть в ролевые игры, собирать пазлы и головоломки, дополнять картинки по пунктиру или по цифрам, искать отличия в картинках и т.д. Не забывайте читать ребенку, общаться с ним. И не ограничивайте его общение со сверстниками, из которого он также будет черпать новые идеи, совершенствуя мышление.

Как видите, развивать мышление ребенка не так сложно и даже интересно, если делать это с удовольствием и в игровой форме. Просто помогите малышу увидеть мир во всех его красках.

«Я думаю, следовательно, я существую»
— Рене Декарт

Детское мышление, как и восприятие, внимание, память, имеет свои особенности развития. В младшем школьном возрасте оно занимает центральное звено в системе психических процессов. С происходит развитие и совершенствование не только этих процессов, но и интеллектуальных способностей. В данной статье мы предлагаем вашему вниманию пять упражнений, направленных на развитие основных мыслительных операций, которые будут полезны не только детям, но и взрослым.

Изучением особенностей развития мышления у детей занимались зарубежные и отечественные ученые, исследователи, психологи и педагоги. Ценный вклад в изучение проблемы развития мышления внес Ж. Пиаже. Теория о развитии интеллекта в детстве, которую он предложил, послужила основой для ряда экспериментальных и теоретических работ отечественных ученых: Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова, П.Я. Гальперина.

Мыслительная деятельность – незаменимая часть развития человека. Очень часто трудности, которые возникают в школе, связаны с недостаточностью развития основных мыслительных операций. Прежде всего, это анализ и синтез, обобщение, сравнение, конкретизация и абстрагирование. Подробнее о том, что такое мышление и каким оно бывает, можно прочесть

Реалии настоящего времени таковы, что существует огромное количество школьных программ, но, к сожалению не все способствуют тому, чтобы ребенок научился думать и размышлять. Поэтому в данном вопросе огромная роль возлагается на родителей, которые серьезно относятся к будущему своих детей.

Многочисленные теории и концепции развития мышления позволяют сделать вывод о том, что помимо естественного развития и прохождения определенных стадий развития индивидуального мышления, его развитие можно стимулировать путем индивидуальной или групповой работы.

Полезные упражнения для развития мышления

«Среда — источник развития ребенка»

Л.С. Выготский

Чтобы помочь ребенку полноценно развиваться, необходимо создать для него определенные условия, сформировать вокруг него среду, которая будет стимулировать развитие. Формирование такой среды предполагает наличие набора упражнений, способствующих развитию.

Предлагаем вашему вниманию пять упражнений, направленных на развитие основных мыслительных операций, которые будут полезны не только детям, но и взрослым.

«Анаграмма»

Берется анаграмма (набор букв) и предлагается составить слово, не добавляя и не убирая ни одной буквы. Следует начинать с трех букв и в зависимости от успехов, добавлять анаграммы из четырех, пяти, шести, семи букв. Можно усложнить задание, и ограничить выполнение определенным количеством времени.

  1. ЙВО, ЙЛА, АБЛ, АЖП, ОЗВ, УКБ, ИРМ, ОТМ, АСД, ОБЛ.
  2. ЯОДЛ, РУОТ, ЕНОБ, ИАПЛ, ААПЛ, ОЕРМ, ОКТС, ОРЩБ, ОЕТЛ, НУКТ.
  3. АИЦПТ, ООСВЛ, ОАМЛС, БРЕОР, ОТМШР, ОЕЛСВ ААШПЛ, ОЕМСТ, АИЛДН, ААШШЛ.
  4. УАРБЖД, УАККЖР, ООАРБД, ААККЗС, УАЬСБД, АИСЛПК, ЕУЗНКЦ, УАПРГП, ОООЗЛТ, ЬОЕЛЧМ.
  5. Вы можете самостоятельно подобрать семибуквенные слова и путем перестановки букв создать собственные анаграммы. Например, это могут быть слова на определенную тематику.

«Составь слова»

Предъявляется набор слов, особенностью которого является наличие пропущенных букв. Задача: как можно быстрее вставить пропущенные буквы так, чтобы слово обрело смысл.

  1. д-ло, к-ша, с-да, в-за, н-га, м-на, д-ля, к-ни, б-да, ч-до.
  2. п-л-а, м-ч-а, к-ш-а, л-в-а, с-м-а, в-с-ок, п-д-ак, п-р-а, б-л-он, с-г-об.

Постепенно можно усложнять упражнение, добавляя более длинные слова и пропуская 3 буквы.

«Сравнение понятий»

Необходимо подготовить пару слов и предложить найти сходства понятий, а затем различия. Обратите внимание, выделяется ли главный существенный признак сходства и отличия. Например, в паре «утро-вечер» существенным сходством будет то, что это части суток. Ключевое отличие заключается в том, что «утро» — начало, а «вечер» — конец дня.

Примеры пары слов: утро-вечер, летчик-танкист, лыжи-коньки, ворона-воробей, поезд-самолет.

Усложните задание и предложите пары слов, которые изначально несравнимы, но не предупреждайте об этом.

Примеры пары слов: стакан-петух, река – птица, ветер-соль, кошка-яблоко, корзина-сова.

«Исключение понятий»

Предложите набор из пяти слов. В этом наборе четыре слова должны быть объединены одним названием и только одно являться лишним. Задача: найти это лишнее слово и назвать (или написать), какое понятие объединяет четыре остальные слова.

Примеры наборов слов:

  1. Ива, клен, ясень, дерево, ольха.
  2. Сук, ствол, крона, дерево, ветка.
  3. Помидор, морковь, арбуз, огурец, капуста.
  4. Петр, Кирилл, Иванов, Иннокентий, Семен.
  5. Галка, сорока, воробей, птица, пингвин

«Раздели на группы»

Цель: рассортировать карточки, разделив их на группы и дать этим группам названия.

Приготовьте карточки, на которых будут изображены различные предметы из разных тематических категорий. В этом могут помочь несколько наборов лото на разные темы. Можно использовать напечатанные или написанные от руки слова, обозначающие предметы.

Вы можете взять несколько тем. Например, музыкальные инструменты, мебель, городской транспорт, воздушный транспорт, садовые цветы, полевые цветы и т.д. Затем в каждую группу подбираете по 5 слов. Перемешайте все карточки. Когда все приготовления закончены, приступаете к выполнению. Если ребенку сложно выделить узкие категории, предложите поиграть сначала с более общими понятиями: транспорт, цветы и т.д.

А какие игры вы используете для развития мышления? Поделитесь в комментариях.



Рассказать друзьям