Почему подростки не любят сложные предметы. Почему подростки любят ужасы? Не всегда последовательны

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Подростковый возраст - трудное время не только для родителей, но и для самих детей. В это время родители часто понимают, что те правила, по которым они общались с детьми, уже не действуют, в это время часто всплывают ошибки воспитания - они понимают, что нужно что-то менять.

Мы в сайт решили выяснить,что так часто мешает нам, родителям, построить крепкие, теплые отношения с подростками и не потерять их доверие.

13. Настаиваете на откровенности

Многим родителям сложно принять, что повзрослевший ребенок допускает их не во все сферы своей жизни. Часто они начинают требовать большей откровенности от ребенка. Но подростку крайне важно чувствовать свою самостоятельность, опираться на собственное мнение. Чем больше он ощущает давление на себя, обиду со стороны родных, тем сильнее начинает закрываться и защищать свое личное пространство: уходит от откровенности, начинает обманывать.

12. Нарушаете личное пространство

Порой из самых благих побуждений родители начинают проверять карманы, сумку, переписку подростка. Делая так, мы не только проявляем неуважение к ребенку, но и обесцениваем его личное пространство, а ведь он еще только начинает пробовать обращаться с ним.

Это сильно подрывает его доверие как к родителям, так и к самому себе. Стоит приложить усилия, чтобы контроль стал результатом открытой и честной договоренности между вами и ребенком.

11. Игнорируете мнение подростка

Когда родители не интересуются мнением ребенка, не принимают его в расчет - он чувствует, что оно для родителей не важно, и делает выводы, что его не любят и не уважают.

Такое поведение может спровоцировать в ребенке агрессию . Возможен и второй вариант: ребенок сдастся в ответ на вашу настойчивость и однажды может просто потерять способность принимать решения самостоятельно.

10. Предъявляете размытые требования

Конечно, на уровне здравого смысла ребенок поймет вас, но реализовать требование ему бывает очень сложно, поскольку критерии довольно размыты.

Со временем это может привести к большому расхождению во мнениях между вами : ребенок будет считать, что уже соответствует предъявленным требованиям в полной мере, а вы - что всегда есть к чему стремиться. Чтобы избежать этого, стоит точно представлять, чего вы хотите, и научиться так же точно говорить об этом детям.

9. Обесцениваете его чувства

Родителям часто кажется, что дети излишне драматизируют события. Но если ребенок регулярно не получает поддержку со стороны близких, он чувствует себя отвергнутым и закрывается еще сильнее. Либо начинает протестовать против родителей и вести себя агрессивно.

Старайтесь воспринимать всерьез все то, что происходит с ребенком, уважайте его чувства, цените его доверие. Дайте ему знать, что он понят и принят, что его чувства для вас важны.

8. Не всегда последовательны

Порой, чтобы ребенок выполнил требования, родители прибегают к заранее невыполнимым обещаниям или угрозам. Но, когда желаемая цель достигнута, забывают о своих словах или же просто не спешат их выполнять.

Но стоит помнить: подростки очень щепетильно относятся к выполнению обещаний взрослых. Если раз за разом близкие будут говорить пустые слова - ребенок перестанет верить им. Так родители потеряют авторитет в глазах подростка.

7. Слишком много учите его жизни

Не стоит превращать свою родительскую власть в диктат. В противном случае это просто может привести либо к жесткому отпору и агрессии со стороны ребенка, либо вы просто рискуете сломать его целостность и самооценку.

Родителям подростков стоит стремиться к разумным компромиссам. Принимать решения совместно с ребенком, идти на уступки, которые позволят ему сохранить свое лицо. Стоит учиться видеть в ребенке прежде всего личность, которую нужно уважать.

6. Живете его жизнью

Когда вся жизнь родителей построена только вокруг ребенка, растворена в нем - это уже явный перебор. Дети, перенимая отношение родителей к самим себе, могут начать так же явно пренебрежительно относиться к ним.

Родителям стоит уделять время собственным интересам, находить время для отдыха. Без этого крайне сложно выстроить правильные отношения с ребенком, а ему - сложно гордиться своими родителями и ценить их.

5. Не интересуетесь его жизнью

Не зная того, чем живет ребенок, что его интересует, невозможно построить с ним доверительные отношения, которые так важны в подростковом возрасте.

Если вы попытаетесь больше узнать о том, что происходит в жизни ребенка, о его увлечениях и покажете свою осведомленность, то заслужите его расположение, вам будет о чем поговорить.

4. Постоянно критикуете

Часто родители считают, что хвалить нужно только за отличные оценки. Однако подростки нуждаются в одобрении во всех своих делах. Ребенку это придает силы двигаться дальше, помогает легче переживать неудачи.

Здоровую критику при этом никто не отменяет. Но всегда стоит сдерживать эмоции и помнить, какую цель вы при этом ставите: наказать ребенка? Выразить свое отношение к поступку? Помочь ему осознать свою неправоту? Или решить вместе с ним проблему?

3. Близко не знакомы с их друзьями

Родителям будет не лишним познакомиться с ближайшим кругом общения своих детей. Для этого бывает достаточно просто почаще приглашать их в гости на чашечку чая с пирогом.

Это не только укрепит ваши отношения, но и поможет быть спокойными за собственного ребенка. Если вас очень настораживает кто-то из друзей подростка, вы сможете деликатно обсудить это с ним. Полагаясь на ваше мнение, он и сам сделает вывод по поводу своего товарища.

2. Не проявляете к нему уважения

Конечно, порой ребенок становится виновником ситуаций, в которых сложно сохранять терпение. Но думать, что произнесенные повышенным тоном аргументы станут весомей, -заблуждение. Для него они будут означать ваш срыв и его правоту.

Если ситуация будет повторяться - подросток просто перестанет обращать на вас внимание, перестанет вас уважать. Что превратится в конце концов в замкнутый водоворот.

1. Проводите мало времени вместе

Это только на первый взгляд кажется, что подростки совсем уже большие и не нуждаются в родительском внимании и ласке. Даже если у вас совсем мало времени - пусть качество заменит количество. В будни достаточно проводить вместе по полчаса-часу, но без отвлечений на свои дела, выходные можно посвятить совместному походу, просмотру фильма или играм.

Если же совместная жизнь родителей и подростка сводится только к формальному общению, он может начать чувствовать себя ненужным, незащищенным, ощущать безнадежность, иметь слабую самооценку.

Чаще всего у родителей возникает вопрос: "Отчего у моего ребёнка подростковый возраст проходит так напряжённо, а у некоторых детей, которые с моим ребёнком учатся в одном классе, проблем значительно меньше?".

Давайте разбираться. Поговорим об индивидуальных особенностях подростков. К сожалению, в современной школе и в семье к ребёнку относятся не как к личности, имеющей вполне определённый характер, а как к человеку, имеющему интеллект и определённые способности. О характере говорят, как правило, с негативным оттенком: "Ну и характер у него", "Ты мне характер свой решил показать?!" и т.п. Наличие характера словно мешает ребёнку, особенно если он живой, подвижный и сильный. Имея такой склад характера, ребёнок способен противостоять психологическому давлению со стороны взрослых и ровесников.

Психологи установили, что примерно 40% взрослых людей имеют сбалансированный характер. Он гибкий, устойчивый к стрессам с невысокой чувствительностью и умеренной тревожностью. Представляете, 60% оставшихся людей имеют несбалансированный характер?! А у тинейджеров эта цифра ещё больше — почти 95%! Несбалансированный характер ещё называют акцентуированным .

В психологии акцентуациями называют крайние варианты нормы характера, при которых отдельные черты очень усилены. Если сказать проще, то для человека с определёнными акцентуациями (особенностями) характера бывает психологически трудно выносить некоторые ситуации, хотя в других ситуациях он может чувствовать себя вполне нормально. Давайте сразу определимся, что акцентуированный характер считается не патологией. С психикой таких людей всё в полном порядке.

Всего выделяют 11 основных типов характера. В то время как существует ещё 20 смешанных типов — в них черты одного характера сочетаются с чертами другого.

Каждый из типов характера имеет специфическое "место наименьшего сопротивления" — это такое особенности в характере подростка, из-за которых он чувствует себя особенно неприспособленным к определённым условиям или ситуациям. В этих ситуациях подросток начинает вести себя неадекватно, неразумно, не так как другие подростки. В то же время в других ситуациях он не испытывает психологического дискомфорта и ведёт себя так же, как и остальные тинейджеры.

Поэтому родителям и учителям лучше знать и учитывать особенности подростков с разными акцентуациями, чтобы понимать, что происходит с ребёнком, и отчего возникает у него дискомфорт, приводящий к протестам, депрессиям, раздражению или прочим страданиям.

Вот краткий список таких неблагоприятных условий для основных типов характера.

Тип акцентуированного характера Ситуации, которые вызывают у тинейджера психологический дискомфорт. Гипертимный Ситуации, в которых подросток:

    Лишён возможности широких контактов со сверстниками и проявления инициативы;

    находится в одиночестве и занят монотонной работой;

    подвергается жёсткому мелочному контролю и чрезмерно опекаем взрослым, который ему не доверяет.

Аутичный Ситуации, в которых подросток:

    Вынужден устанавливать неглубокие контакты с людьми;

    вынужден оперативно принимать решения.

Застревающий Ситуации, в которых подросток:

    Подвергается давлению со стороны более сильного лидера;

    может быть, обижен кем-то из сверстников.

Демонстративный Ситуации, в которых подросток:

    Ощущает, что на него не обращают внимания или свергают его "с пьедестала".

Неустойчивый Ситуации, в которых подросток:

    Не контролируется взрослыми совсем;

    не подвергается наказанию за проступки со стороны взрослых людей.

Лабильный Ситуации, в которых подросток:

    Чувствует грубость и равнодушие к своему эмоциональному состоянию;

    не имеет тёплых эмоциональных связей с другими людьми.

Сензитивный Ситуации, в которых подросток:

    Обвиняется другими в непорядочных с его точки зрения поступках (предательстве, стукачестве, вранье);

    слышит в свой адрес публичные указания на свои физические или другие недостатки.

Болезненный Ситуации, в которых подросток:

    Должен мобилизовать свои усилия и выносливость (контрольные, соревнования);

    слышит разговоры о смерти или сталкивается с болезнью или смертью людей.

Педантичный Ситуации, в которых подросток:

    Должен принять решение, оперативно действовать, выбирать;

    подвержен повышенным нагрузкам и ответственности, которые на него возлагают близкие.

Конформный Ситуации, в которых подросток:

    Попадает в ситуацию смены стереотипов, в общество людей с непривычными идеями, образом жизни и манерами.

Как проявляют подростки с разными акцентуациями свой протест — в следующей статье.

Благоразумия и спокойствия вам, уважаемый читатель!

Вас тоже пугают эти новости про свешивающихся с 26-го этажа ради фото подростках или поджигающих себя блогеров? А помните, как вы рисковали в подростковом возрасте? Детский и семейный психолог Вера Прохорчик рассказывает о том, чем современные подростки отличаются от нас.

- Отличаются ли современные подростки от предыдущих поколений подростков?

- Любое поколение отличается от предыдущего: своя эпоха - свои правила. Но эти отличия незначительные, в определенных сферах, потому что у всех подростков примерно одинаковые потребности и законы развития.

На современных подростков, конечно, сильное влияние оказывают бурно развивающиеся технологии. Подростки часто даже более осведомлены о каких-то вещах, чем их родители. Даже учителя отмечают, что подростки иногда знают больше, чем они сами. Поэтому они с одной стороны умнее, но, с другой стороны, их знания очень поверхностны, они в них не углубляются и больших результатов мало кто добивается.

А еще очень часто из-за такого активного увлечения интернетом и различными гаджетами у подростков страдает сфера коммуникации: реального общения со сверстниками у подростков становится значительно меньше, с ним возникают сложности. Поэтому сейчас стало больше подростковых депрессий, больше суицидов. Потому что основная потребность подростка - это именно общение, и когда они приходят к этому возрасту, получается, что общаться-то они не умеют.

- А почему подростки сейчас так любят залезть на какую-нибудь крышу и снять видео, как они ходят по краю?

- Подростки всегда хотели выделяться, быть замеченными, но раньше они делали это с помощью сверстников, с помощью субкультур, которые помогали им выделяться, а сейчас они делают это при помощи селфи и видео о том, как они висят с балкона с селфи-палкой. Но добиваются они все того же - внимания, которого им часто очень не хватает, и которого они не могут добиться от своих родителей. И тогда в ход идут неординарные методы.

Ведь если посмотреть, то и взрослые сейчас тоже другие, они тоже проводят много времени в компьютерах и в телефонах, мало уделяют внимания детям, не замечают их. Такая проблема была и раньше, но темп жизни ускорился. И получается, что подростки сейчас очень рано получают много информации, часто находят ее сами, а что делать с ней и с кем разделять - не знают. А у родителей нет времени им все объяснить, поговорить, проявить участие. Точнее, разговоры есть, но они очень поверхностные и никак не о жизненной позиции, ценностях, философии. Теперешние дети действительно часто не понимают, что такое добро, а что такое зло.

И часто неконтролируемая родителями информация учит подростков жестокости, которую мы потом видим на их видео в соцсетях. Хотя подростковая жестокость существовала и раньше, но теперь она приобретает другую форму.

В середине августа многих шокировала новость о подростках, которые свешивались на руках с балкона 26-го этажа ради фото

- С какими проблемами к вам чаще всего приходят?

- Чаще всего ко мне приходят подростки с проблемой общения. Подростковый возраст - это тот возраст, когда подросток узнает себя через других. В то же время происходит постепенное отделение от родителей и на первый план выходят ровесники. Но если подросток не умеет общаться с ровесниками, он начинает что-то фантазировать про себя и остается одиноким. А из этого одиночества потом рождаются депрессии, суициды, низкая самооценка.

Сейчас подростковый возраст начинается быстрее. Если раньше это случалось в 13-15 лет, то сейчас этот период сдвинулся до 9-10 лет. Из-за этого получается, что тело ребенка начинает созревать, а психика к этому еще не готова. И родители не могут поверить, что их десятилетний ребенок - уже не ребенок, а взрослеющий человек, к которому надо относиться по-другому. Они не понимают, почему у них был обычный тихий ребенок, а с ним вдруг что-то начало происходить. Дети и сами не понимают, что с ними происходит и почему они испытывают такие разные эмоции. Но и это было всегда, просто сдвинулось по времени. С одной стороны, дети в этом возрасте хотят отделиться от родителей, а с другой стороны им как никогда нужна забота, поддержка и эмоциональная близость.

- А с чем связана популярность блогеров среди подростков?

- Это тоже обычный подростковый момент - когда подросток отделяется от родителей, он неосознанно ищет для себя какую-то авторитетную фигуру. Раньше это мог быть какой-то подросток-лидер в классе или в кругу друзей, или в субкультуре, через которого подросток мог понять свою философию, свои какие-то ценности. Сейчас подростки чаще обращаются к интернету, к социальным сетям и в том числе к блогерам. Через популярных подростков, которые ведут блоги, ребенок может узнавать себя - я вроде бы чем-то на него похож, мне нравится то, о чем он говорит, у меня тоже так. Собрав какую-то информацию о себе, подросток может потом идти с ней в мир.


Или вот Влад Бумага недавно купил себе много картошки, чтобы выложить ей пол в квартире

Что касается тех, кто ведет блоги, то отчасти это для того, чтобы показать себя и получить одобрение лайками, отзывами, если в повседневной жизни одобрения не хватает.

То же и с популярностью рэп-батлов - с одной стороны это какое-то достаточно безобидное выражение агрессии, а с другой - это просто новое веяние, еще одна субкультура, которые всегда возникают в разное время и о которой, возможно, скоро забудут. И снова же - это общение, которого подросткам очень не хватает.

Фото: сайт.

Для малышей родители - волшебники, они могут всё: и прогнать чудовищ из-под кровати, и включить мультики. Потом дети вырастают, и родители оказываются просто людьми, со своими несовершенствами. Вечно мешают заниматься интересными вещами и просто ничего не понимают.

Вконтакте

Однокласники

Блогер и мама двоих детей Эмма Беддингтон в колонке для The Guardian рассуждает о том, почему все подростки считают своих родителей идиотами и можно ли это изменить.

«Ты держишь меня за идиота?» - рано или поздно вам придётся произнести эти слова. Ничего не поделаешь. Это риторическое восклицание, которое вы слышали ещё от своих родителей, теперь произносите вы, когда ваш ребёнок с каменным лицом ответит «не знаю» на вопрос, где его телефон.

Для вашего подросшего ребёнка этот вопрос не риторический. Ответ - «да», он держит вас за идиота. Поздравляю, вы достигли того момента в воспитании, когда ваш статус как родителя сместился с «героя» на «нудного дурака».

Это случалось со мной дважды. Моему старшему сыну 14, его брату 12, но и он уже достиг совершенства в искусстве относится ко мне как к беспросветно глупому человеку. Они оба сейчас сдают экзамены. Возможно, я нахожусь под неадекватным впечатлением от своих карьерных достижений (именно так думают мои сыновья), но я никогда не сталкивалась с экзаменом, который не могла бы сдать. Я люблю экзамены, но мои попытки помочь были признаны совершенно лишними: я слишком глупа, чтобы мне доверять. Я отстранена от процесса подготовки к математике и другим наукам.

Все мои карточки и маркеры для выделений остались там же, где и мои предположения, что нам нравится проводить время втроём на природе.

Мой старший сын хитрит в ответ на попытки вовлечь его в дискуссию о феодализме, а младший завёл привычку поправлять моё произношение, когда я пытаюсь проверить его на знание слов китайского языка. И на их лицах теперь неизменные снисходительные улыбки.


Однажды утром перед экзаменом я задержала старшего сына на лестнице, чтобы дать ему напутственный совет. Когда я начала излагать свои мысли, тщательно подбирая слова, он положил мне руки на плечи и посмотрел на меня со странным, но хорошо знакомым выражением. Это было то выражение, которое принимает моё лицо, когда я смотрю на ютубе видео про неуклюжих панд, которые падают с деревьев. «Я пойду», - сказал он мягко, но твёрдо. И похлопал меня по щекам. Теперь это моя жизнь.

Я стала неуклюжей пандой, падающей с дерева под тяжестью сарказма и подростковой снисходительности

Раньше было проще. Я была оракулом, божеством, я могла творить чудеса. Мои дети доверяли мне безоговорочно. Мне было достаточно показать им нечёткое видео с совой, едущей на скейтборде, или испечь кривоватый торт в виде Пикачу, чтобы увидеть восторг в их глазах. Теперь они истерично смеются, когда я пытаюсь заняться их сексуальным воспитанием или выразить своё мнение о Сирии.


Я признаю, что могу чего-то не знать или не помнить. И это бы не было так страшно, если бы не накладывалось на обострившиеся способности моих детей к критическому мышлению. Знаю ли я, что они имеют в виду, когда говорят, что им нужно «купить больше оперативной памяти» или «включить SLI»? Нет. Действительно ли я пять раз спросила младшего сына, идёт ли он завтра на плавание? Возможно. Недавно они получили большое удовольствие, снова и снова показывая мне видео, в котором нужно вычислить вероятность, что за одной из трёх дверей окажется коза или машина. Я не могла понять, как это работает, и едва не плакала.

Когда мы с их отцом выпьем слишком много и засыпаем на диване под вечернее шоу, просыпаясь через несколько часов растрёпанные и озадаченные, с подтекающей в углу рта слюной, это только поддерживает их убеждение в том, что мы не годимся быть примером для подражания. Будучи родителями билингвальных детей, мы страдаем вдвойне.

Им очень нравится заставлять нас с отцом произносить нелепые французские фразы, чтобы посмеяться над нашим акцентом

Конечно, мы не одни такие, и это немного утешает. Все подростки думают, что их родители глупые. Это эволюционный императив, жестокий, но универсальный: он заставляет детей покидать гнездо. Когда мой сын с апломбом объясняет мне, человеку с дипломом историка, причины первой мировой войны, я вспоминаю разговор с биологом, чей сын так же поучал его о необходимости использовать возобновляемые источники энергии и женщиной, которая выслушала лекцию о менструации от своего 11-летнего сына. Мы все в одной лодке, и едва ли можем управлять этой лодкой без посторонней помощи.

Оказавшись в положении «глупых» родителей, которые «не секут фишку», мы можем обратиться к опыту предыдущих поколений. Всё-таки немного успокаивает, если думать об этом как о чем-то кармически предопределённом: вы сами вели себя так со своими родителями, а через некоторое время и ваши дети будут, в свою очередь, так же страдать.

Подростком я была уверена в своём интеллектуальном превосходстве над родителями, профессором Беддингтоном и профессором Болдуином, даже сталкиваясь с убедительными доказательствами обратного. В честь моего отца назвали математическую модель, а я провела шесть лет, считая его самым глупым человеком, который когда-либо ходил по Земле. Я считала его настолько глупым, что на улице шла на 10 шагов позади него, а теперь наказание настигло меня, и я выношу всё то же от своих сыновей-подростков. Что посеешь, то и пожнёшь. Я с нетерпением жду недалёкого будущего, когда мои внуки будут угрюмо тащиться позади моих сыновей, выдерживая дистанцию.

Но что, если всё-таки попробовать что-то с этим сделать? Здесь есть два варианта ответа. Первый звучит как «Даже не пытайтесь, это слишком сложно». Чтобы перейти ко второму, нужно вспомнить, что кошек больше всего привлекают люди, которые уделяют им меньше всего внимания, не так ли? Так вот, подростки - это кошки.

Если интересно, дети до 10 лет, совершенно точно, лабрадоры, а дошколята - результат некого нечестивого союза обезьяны-ревуна и лысого барсука

В любом случае не пытайтесь пересилить себя в попытках казаться «крутым». Мы все помним, как ужасны учителя, которые стараются сойти за «своего» в общении с учениками. Истории о ваших похождениях на вечеринках будут звучать отталкивающее: им всё равно, даже если вы были на концерте Radiohead в 1992 ещё до того, как они стали известными, и делили писсуар с Бобби Гиллеспи. И не пытайтесь перенять их сленг. Взрослые должны уметь выглядеть достойно, оставаясь взрослыми.

Когда мы с сестрой были подростками, наш отчим проводил большую часть времени за чтением Тургенева и раскуриванием самокруток на заднем дворе, чем заслужил наше постепенное, сдержанное уважение. Если следовать этому пути, однажды вы можете быть вознаграждены: это может быть просьба показать, как делать шоколадное печенье, или помочь решать квадратные уравнения, а может голова, которая ненадолго ляжет к вам на плечо, пока вы смотрите телевизор.


Всему этому есть альтернатива: вы можете показать подросткам, что они правы. Носите «кэжуал» и напевайте старые песни, будьте тем шутом, каким они вас считают. Есть что-то успокаивающее в том, чтобы быть кем-то кроме кассового аппарата и послушной марионетки в их руках.

Наконец, вы всё равно не сможете их разочаровать, ведь подростки уже ожидают от вас худшего

Всё дело в том, что я люблю подростков - и своих, и всех остальных. Со всем их презрением, насмешками и нежеланием слушать мои советы, с ними приятно проводить время: они весёлые, живые и фонтанируют идеями - самый яркий пример того, что значит быть человеком. Я правда чувствую, что мне повезло быть рядом с ними (кроме тех моментов, когда мне хочется их убить, а я бы сказала, сейчас это 50 на 50).

Чем больше я об этом думаю, тем больше мне кажется, что, возможно, нам просто нужно принять их вердикт: мы глупые. Сейчас это их мир, и мы, со своим глобальным потеплением, гомофобией и «брекситом», просто мешаемся. Недавно моя подруга Барбара спросила у своей дочери-подростка, есть ли что-то, что она может сделать, чтобы перестать быть объектом презрения. «Don’t be a twat», ответила её дочь. Что же, теперь мы знаем, что делать, товарищи идиоты.

Часто родителям кажется, что хамство, дерзость, вранье - это ужасно, ребенок внезапно «испортился». Почему это нормально, объясняет подростковый психолог, Мария Завалишина

Ребенок все чаще пребывает в плохом настроении, становится раздражительным, грустным, замыкается в себе

Пубертат - очень сложный период, в этот момент происходят изменения не только физиологические, но и достаточно глубокие личностные. Кроме того, важнейшую роль начинают играть гормоны и нейромедиаторы.

В организме каждого человека есть нейромедиатор дофамин, который отвечает, если говорить простым языком, за ощущение счастья, благополучия, радости, безопасности и участвует в механизме, который обеспечивает стрессоустойчивость. Я недавно была на лекции у одного известного нейробиолога, которая как раз занимается в том числе, тем, что происходит с мозгом человека в пубертатный период.

Так вот, она рассказала, что исследования показывают, что базовый уровень дофамина у подростков снижается, это означает, что хуже работает система подкрепления, т.е. человека перестают радовать обыденные вещи и общий фон его настроения снижается, так же снижается его активность и он начинает искать приключений. Для того, чтобы как-то компенсировать свое состояние.

Это подтверждает то, что мы наблюдаем в своей работе, активно взаимодействуя с подростками и слыша слова их родителей. Даже если ярость кажется родителю неоправданной, поверьте, ребенок орет, хамит, хлопает дверьми потому, что реально очень сильно злится и не справляется со своими эмоциями. Ему физиологически сложно отреагировать адекватно ситуации.

Именно поэтому подростки, стремясь повысить уровень дофамина (неосознанно, конечно) выходят на улицу и начинают искать разные приключения, экстремальные вещи и новые опыты - только так они могут повысить свой уровень радости. При этом, насколько мне известно, на "приключения" выделяются большие дозы дофамина, чем у взрослых. То есть, система работает с большей амплитудой: базовый уровень ниже, а всплески интенсивнее. На «приключения» они реагируют с особенным удовольствием и радостью.


Ребенок выказывает пренебрежение к родительскому мнению

Если для младших детей взрослые являются важным ориентиром, а их мнение - истиной, то у подростка на первый план выходят сверстники. Одна из основных задач этого возраста - установление отношений со сверстниками. Вторая важнейшая задача - сепарация с родителями, отделение и приобретение независимости.

Эти задачи диктует ему природа. Этим и обусловлено негативное отношение к родителям, скорее, даже не негативное, а амбивалентное. Причем, тут есть ловушка: мнение родителей на самом деле продолжает для них быть значимым, но демонстрировать это в открытую нельзя - ведь подросток стремится к независимости.

Поэтому внешне он выказывает пренебрежение, а внутри более чем когда-либо нуждается в поддержке. Но он не может, как маленький, подойти и положить голову на плечо - он должен воевать, противостоять, защищать свою независимость, свою «территорию». И тут от родителей требуется невероятное терпение - важно не быть слишком настойчивыми, но и не игнорировать.

Важно, чтобы подросток знал, что родитель рядом и открыт к нему. Не воспринимать нападки подростка на свой счет, не отворачиваться от него, но и не пускать все это «бешенство» на самотек.

У ребенка снижается мотивация к учебе

В целом, у детей подросткового возраста снижается интерес ко всему - им перестает быть интересно ходить на кружки, на разные увлекательные занятия, снижается значимость всего этого. Если проводить много времени с подростками, станет ясно - их самые частоупотребляемые слова это «скука», «тоска», «мне скучно». Я бы это объяснила опять-таки снижением уровня дофамина - именно это может давать такой эффект.

Как мы уже говорили выше, их перестают радовать обыденные вещи. Постоянное чувство опустошения, подавленности, восприимчивость к любому стрессу. Ну, все не так фатально, скорее, общий фон настроения и мотивации к какой-то конструктивной (на взгляд окружающих) деятельности снижается. Наиболее активно и ярко проявляющийся и сохраняющийся интерес – это общение со сверстниками.

Со стороны это выглядит как «он все время сидит в телефоне», но на самом деле это и есть та самая необходимая коммуникация со сверстниками. Все остальное интересует подростка во вторую очередь - и это нормально.

Но тут так же важно родителю не быть слишком настойчивым, но и не пускать все на самотек. Важно, чтобы поддерживалось выполнение обязанностей, соблюдение договоренностей, чтобы подросток брал на себя ответственность за то, что с ним происходит. Хотя бы в том объеме, в котором это возможно.

Ребенок стремится примкнуть к какой-либо субкультуре

У детей ведь что в этот момент происходит - они ищут себя. А для этого им нужно разрушить все старое и построить новое. Они пытаются понять – кто я, чего я хочу, что для меня важно. И часто они эту свою идентичность ищут через отождествление с какими-то субкультурами – это вносит ясность. У них в голове мир крушится, пространство вокруг на куски разлетается, и им важно знать, что где-то их понимают и принимают - именно это они находят в товарищах по субкультуре. Поэтому часто все эти подростковые субкультуры охарактеризованы тем, что они восстают против мира взрослых. Ну ведь, как мы говорили раньше, противостоять взрослым очень важно, точнее, создавать видимость этого противостояния.

Ребенок начинает яростно охранять свое личное пространство

Комната становится крепостью, на компьютере - пароль, к личным вещам подростки относятся гораздо трепетней, чем раньше. Не потому, что они хотят скрыть что-то ужасное, как сразу думают многие родители, а потому, что это дает им ощущение собственных границ, ощущение самостоятельности, целостности, ощущение своей идентичности. И если родители в этот момент пытаются эти границы нарушить, лезут в личные вещи, устраивают проверки, то между ними и ребенком создается еще большая дистанция.

Родителям важно помочь ему в поддержании этих границ, отнестись к ним с уважением, это придаст его новому хрупкому миру устойчивости, а если родитель чем-то обеспокоен, то лучше говорить об этом открыто. Возможно, подросток ответит на это с благодарностью и сможет проявлять больше открытости, когда увидит, что на его территорию не посягают.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram . Всего 1-2 поста в день.



Рассказать друзьям