Формирование элементарных математических представлений 3 4 года. Цели и задачи освоения азов математики для разных групп детского сада

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет» Подготовила: Козьмик Г.В. воспитатель младшей группы МБДОУ «Детский сад №241» Барнаул, 2016 Работу с детьми по формированию элементарных математических представлений начинают проводить в 3-4 года. От того, успешно ли будет организовано первое знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами, зависит дальнейшее математическое развитие детей. Малыши значительно лучше усваивают эмоционально яркий материал. Запоминание у них характеризуется непроизвольностью. Поэтому основное усилие должно быть направлено на то, чтобы поддержать интерес к самому процессу познания. Важно привить любовь к математике. Занятия по математике в возрастной группе от 3 до 4 лет в детском саду проводятся 1раз в неделю, а также в игровом уголке по математике дети закрепляют и углубляют свои знания индивидуально. Получать знания по математике ребенок должен не только в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира дома, на улице. И в этом ему должны помочь родители. Мамы и папы, если вы заинтересованы в развитии своего ребенка, то здесь ваша помощь неоценима. Большинство родителей в первую очередь стремятся научить ребенка считать и решать задачи. Они радуются, когда их ребенок считает до ста, складывает и вычитает числа. Однако множество примеров показывают, что дошкольник чаще всего просто запоминает различные варианты примеров на сложение и вычитание. Знания, приобретенные подобным способом, представляют для ребенка такой же набор слов, как любая детская считалочка. Такие знания можно сравнить со зданием, построенным над ямой. С чего же начать? Счет – это лишь одна сторона математического развития. Современная техника помогает человеку производить счетные операции, а вот мыслить логически и рассуждать, вскрывать скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи не сможет ни одна машина. Обучение отвлеченному счету и натаскивание в счетных операциях никак не может быть выдвинуто на первый план в математическом развитии дошкольника. В каждом возрасте нужно ребенку дать то, что присуще именно ему, обогатить те стороны его развития, к которым данный возраст наиболее восприимчив. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Начиная занятия с трехлетним ребенком, надо помнить, что главное в этом возрасте обогащение его опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, знакомство с общепринятыми образами внешних свойств предметов (основными цветами, геометрическими фигурами и величиной) и умение пользоваться этими представлениями. Знакомство с математикой следует начинать тогда, когда ребенок не занят каким – либо интересным делом. Предложите ему поиграть и не забывайте, что игра – добровольное дело! Поговорим подробнее о форме и величине предметов. В дальнейшем это будет играть важную роль для развития математических представлений. Форма является одним из основных свойств окружающего ребенка предметов. Эталоном ее принято считать геометрические фигуры, при помощи которых определяется форма предметов. Вначале надо познакомить ребенка с эталонами формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.; научить их различать, запоминать названия и научить использовать геометрические формы для оценки окружающих предметов. Приступая к обучению трехлетних детей, главное – организовать это в форме игры. Играйте с ребенком всегда и везде. Готовите обед, спросите, какое количество овощей нужно на приготовление супа, какой они формы, величины. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например: тарелки, часы, крышка от кастрюли круглые; скатерть табурет и стол квадратные, крыша дома треугольная. Спросите, какую фигуру напоминает тот или иной предмет. Познакомившись с эталонами формы, их названиями, действием подбора по образу, трехлетние дети смогут выполнять более сложные задания. Например, по данному образу составлять картинки из геометрических фигур (дерево, елка, домик). Сначала ребенок продумывает, из каких фигур можно составить данный образ, затем выкладывает его на столе. Знакомство с величиной предметов является необходимым условием развития математических представлений. Именно от практического сравнения величин предметов и начинается путь к познанию количественных отношений «больше-меньше», «равенство – неравенство», что является важнейшим моментом в математическом развитии дошкольника. Развивая представления ребенка о величине, постепенно переходим от сравнения двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. На этом принципе построены многие народные дидактические игрушки: матрешки, пирамидки, игрушки – вкладыши, которые у вас, родители, есть дома практически у каждого. Советуем придумывать игры, где необходимо выделение отдельных параметров величины. Например, можно вырезать из бумаги реку. Машине, которая подъехала к реке, надо переехать на другую сторону. Ребёнок решает, что нужен мост. Но ваш мост (прямоугольник из бумаги или картона) не достает до другого берега. Принесите другой мост, длиннее первого, и по нему машина переедет на другой берег. Подобные игры дают возможность обратить внимание не только на величину предметов в целом, но и на отдельные параметры величины, чат сравнивать предметы по величине. Или еще пример. Играет ваш ребенок с машинками, спросите какая машина больше, какая меньше. Построил из кубиков гараж, спросите какой выше, ниже. Соотнесите их с размерами машин. Какую машину в какой гараж можно поставить? По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще – тоньше, дорога длиннее – короче, солнце выше деревьев – ниже) Остановимся еще на одном свойстве предметов – их количестве. Важно научить малыша понимать математические отношения: больше, меньше, поровну. Игра – мама предлагает ребенку – «Давай покормим твоих кукол!» Вместе с ребенком она рассаживает кукол и предлагает накрыть на стол: каждой кукле надо поставить тарелку, к каждой тарелке ложку. Взрослый показывает способ сравнения двух групп предметов. «Чтобы всем куклам хватило тарелок, давай перед каждой куклой поставим тарелку. Мы сразу увидим, у всех ли есть тарелки. Чтобы все хватило ложек, давай положим ложку на каждую тарелку». Полученные знания дети с удовольствием используют в повседневной жизни. Возьмите фрукты: яблоки и бананы. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать?Напоминаем, что это можно делать без счета, путем попарного сопоставления. Малышей не учат считать, но организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе. Детей нужно учить ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте внимание на это в повседневной жизни. Побуждайте ребенка использовать слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, вчера и что будет завтра). Спрашивайте, какое время года. Называйте текущий месяц, день недели. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась игрушка, используя слова «на», «за», «между», «в». Так, играя в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет.

Занятие 1
Конспект занятия
Тема: Один. Много.
Цель: Учить находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из нее один предмет.

Задачи: Познакомить с понятиями «один», «много». Работать над умением согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже. Познакомиться с понятием «правая» и «левая» рука. Формировать пространственные представления (понятия «перед, за, над»).

Материалы: корзинка с мячиками разного цвета по количеству детей +1мяч для воспитателя.
Ход урока.
1. Дети садятся на ковре и играют с пальчиками под стишок «Будем пальчики считать».
1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать.

(загибаем пальчики)

Вот кулак, а вот ладошка.

(Показать кулак и ладошку)

На ладошку села кошка и крадется потихоньку,

(По ладошке, перебирая пальчиками, продвигается другая ладошка)

Может, мышка там живет?

Кошка мышку стережет. Мяу!

(Как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки)

2. У воспитателя корзинка с мячиками разного цвета по количеству детей +1 воспитателю.

Что лежит у меня в корзинке? (Мячики)

Сколько у меня мячиков в корзинке? (Много)

Возьму один мячик. У меня один красный мячик.

Саша, возьми мячик. Сколько ты мячиков взял? Какой у тебя мячик? У тебя один зеленый мячик. Повтори. (Раздать все мячики)

Сколько было мячиков в корзинке? Много.

А теперь сколько осталось? Ни одного.

Было много мячиков, мы взяли по одному, и ни одного мячика не осталось.

3. Физминутка.

Возьмите мячик в правую руку. (Воспитатель стоит лицом к детям и показывает все движения в зеркальном отображении) Переложите мячик в левую руку. Поднимите мячик над головой. Спрячьте за спину. Держите мячик перед собой. Прыжки на месте с мячиком в руках под стихотворение:

Девочки и мальчики запрыгали, как мячики.

Попрыгали, устали, на носочки привстали,

Потихоньку закружились и на коврик опустились.

4. Давайте соберем мячики в корзинку.

Сколько мячиков лежит в корзинке? (Ни одного)

Я положу в корзинку 1 красный мяч.

Саша, положи в корзинку мячик. Сколько мячиков ты положил?

(Все мячики собрать в корзинку)

Сколько в корзинке мячиков? (Много)

Мы положили по одному, и их стало много.

5.Игра "Пеозд".
Мы сидели, мы устали,

А сейчас мы дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Соберем мы паровоз,

чтобы в гости нас повез.

Дети двигаются по группе друг за другом под песенку «Едет, едет паровоз», положив руки на плечи впереди идущего. Паровоз «подъезжает» к уголку природы.

Каких предметов у нас много? Какой предмет один? (Много шишек, одна белочка) Возьми тот предмет, который один и поставь на стол.

«Подъехать» к строительному уголку. - Каких предметов много? Какой один? (Много синих кубиков, один красный.) Возьми 1 кубик из тех, которых много и положи на стол.

«Подъехать» к кукольному уголку. За столом сидят игрушки. - Сколько мишек? (Один) Сколько собачек? (Одна) Сколько кукол? (Одна) Сколько кошечек? (Одна) Сколько всего игрушек? (Много) Возьми 1 игрушку и положи на стол. и т. д.

«Подъехать» к столу. - Что лежит на столе? Для чего нужны? - Это игрушки, нужны для того, чтобы играть. Сколько игрушек на столе? (Много)

О чем еще можно сказать "много", "один"?
6. Итог урока.
Какая игра больше понравилась? Мы с вами считали, каких предметов много, а каких по одному.

^ Игры по теме урока :
1. С ленточками (подвижная):
Воспитатель раздает детям ленточки. - Сколько я тебе дала ленточек и какого цвета? (Одна ленточка красного цвета) Поднимите красные ленточки. - Сколько красных ленточек? (Много) Поднимите синие ленточки. - Сколько синих ленточек? (Много) Присели, ленточки спрятали. Будут под музыку плясать ленточки, которые назову.

Воспитатель включает музыкальный фрагмент, по окончании которого дети приседают и прячут ленточки.

И под музыку сейчас,

синие (красные, зеленые, желтые) ленточки пустились в пляс.
2. Фонарики (подвижная):
Проводится аналогично игре с ленточками. - Сколько у тебя фонариков и какого цвета? (Один, красного цвета) Сколько всего фонариков? Сколько красных, синих?.. Дети поднимают фонарики нужного цвета кружатся под музыку.

Солнце красное зашло.

Стало на дворе темно.

Вы нам детки помогите

Синие фонарики зажгите.
Снова утро на дворе.

Фонари погасли все.

По окончании слов дети прячут фонарики.
3. Летчики (подвижная):
На стульях лежат бумажные самолетики разного цвета. - Возьмите по самолетику. Сколько у тебя самолетиков? Сколько всего летает самолетиков? Пошли на посадку желтые (синие, красные) самолеты. - Сколько осталось летать самолетов? (Ни одного)

Рабочий лист занятие 1
Сосчитай и раскрась. Кого на картинке много, а кто - один?

Занятие 2
Конспект занятия
Тема: Один. Много. Группировка предметов по размеру.
Цель: Учить сравнивать предметы по величине (на глаз).

Задачи: Закреплять умение находить и составлять группу из однородных предметов и выделять из нее один по величине и производить над ними действие. Уточнить знания о понятиях «один», «много». Учить детей ориентироваться на полосках разного цвета.

Материалы: Овощи большого и маленького размера, 2 корзинки, полоски картона зеленого и желтого цвета на каждого ребенка, кружки красного цвета по 5 штук больших и маленьких на каждого ребенка.

Демонстрационный материал: полоски 2-х цветов и красные круги 2-х размеров.
Ход урока.
1. Дети садятся на ковре и играют с пальчиками под стишок «Овощи».
У Лариски 2 редиски,

У Антошки 2 картошки.

У Сережки-сорванца 2 зеленых огурца.

А у Вовки 2 морковки,

Да еще у Петьки 2 хвостатых редьки.

(загибаем пальчики на каждое имя)

2.Игра "Соберем овощи в корзинки"
- Посмотрите, что лежит на столе? Назовите одним словом. Овощи. - Одинаковые ли овощи? Большие и маленькие. - Соберем урожай. В большую корзинку соберем большие овощи, а в маленькую - … маленькие. - Саша, возьми овощ. Как называется этот овощ? Какого он размера? В какую корзинку ты его положишь? Какие по размеру овощи лежат в большой корзинке? В маленькой корзинке?

3. Физминутка. «В огород мы пойдем».

В огород мы пойдем,

Урожай соберем.

Мы картошки накопаем,

Мы морковки натаскаем,

Срежем мы кочан капусты

Круглый, круглый, очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

(выполняем движения по тексту стихотворения)

Какие овощи собирали?

4.Загадка.
- Отгадайте загадку, найдите отгадку в корзинке.
Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

Помидоры.

5.Игра "Разложим овощи на грядках."
У каждого ребенка по 2 полоски – грядки. Положим полоски – грядки перед собой. Сначала возьмем зеленую полосочку и положим ее горизонтально. Вот так. Показать. Теперь возьмем желтую полосочку и положим ее под зеленой. Вот так. Показать.
1) На зеленую полосочку – грядку мы положим один большой помидор. Левой рукой придержите полосочку за уголочек, вот так, а правой возьмите большой помидор. Положите его на «грядку» слева, рядом с пальчиками.

На желтую полосочку мы положим много маленьких помидорчиков. Держим желтую полосочку левой рукой. Возьмите один маленький помидор и положите его слева, рядом с пальчиками. Теперь еще возьмите один и положите его рядом. Положите много маленьких помидорчиков, выкладывая их слева направо.

Левой рукой крепко держим полосочку и не отпускаем, а правой выкладываем. - Сколько помидорчиков на зеленой грядке? Один. - Сколько маленьких помидорчиков на желтой грядке? Много.

Соберем в тарелочку все овощи.
2) На другом огороде помидорчики росли по другому. Положите на верхнюю, зеленую полосочку много больших помидорчиков, а на нижнюю, желтую один маленький.

6.Итог урока.
Мы сегодня учились находить большие и маленькие предметы и раскладывать их на полочки слева направо. - Какая игра вам больше понравилась?
^ Игры по теме урока:
1. «Кто больше/меньше? Назови» (игра в мяч):

Воспитатель бросает мяч, ребенок называет, кто больше/меньше и возвращает мяч обратно. - Кто больше слон или бабочка? (собака или мышь, карандаш или книга? И т. д.)
2. «Кто больше/меньше? Закрой карточкой» (настольная игра):
У ребенка карточка с изображением различных предметов. - Какой предмет больше? Закрой его красным квадратиком.
Примеры карточек смотри здесь.

Карточки можно закрывать квадратиками, вырезанными из цветных прозрачных папок-уголков, так как после закрытия картинок, они просвечивают через такую пластинку и можно увидеть правильно ли выполнено задание.
3. «Большие ноги» (подвижная игра):
Большие ноги идут по дороге

Топ, топ, топ, топ.

(Дети шагают большими шагами)

Маленькие ножки бежали по дорожке

Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ.

Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ.

(Дети топают мелкими шажочками)
4. «Разложи по порядку» (настольная игра):
У детей карточка с пустыми окошками и 5 изображений одного предмета разной величины. (Смотри здесь)

Разложи карточки по возрастанию (или убыванию). Помогите вопросами: - Какая самая большая/маленькая? Положи ее в первое окошко слева. Вот так. Показать. - Какая из оставшихся картинок самая большая/маленькая? Положим ее рядом с первой. И т. д.

^ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ.

Математика 3-4 года
Рабочий лист занятие 2

2. Положи большие игрушки в большую коробку, маленькие - в маленькую. Проведи линии. Раскрась.
.gif" width="67" height="86">.gif" width="62" height="64 src=">.gif" width="110" height="156">.gif" width="119" height="126 src=">

.jpg" width="598" height="266">

3. Раскрась мячик, который лежит перед кубиком - красным,
за кубиком - синим, около кубика - жёлтым.

.gif" width="144" height="149">

Занятие 4

Конспект занятия
Тема: Один. Число и цифра один.
Цель: Учить выделять один предмет из группы. Познакомить с числом и цифрой 1.

Задачи: Учить отсчитывать по одному предмету из группы, учить ориентироваться на двух полосках. Познакомиться с понятиями «поровну», «одинаковое количество». Повторить понятия «верхняя», «нижняя» полоска. Учить составлять цифру 1 из двух полосок. Сравнение по длине «на глаз».
Материалы: бельевые прищепки, котенок, картинки с изображением животных от 1 до 5, картинки-мячики, раздаточный мтериал: изображения собачки и кошки на каждого, полоски для выкладывания.
Ход урока.
1.Пальчиковая гимнастика. Котенок.
Кусается больно котенок – малыш.

Он думает это не палец, а мышь.

Будешь кусаться, скажу тебе кыш!

(бельевой прищепкой тихонечко пытаться ухватить за кончики пальчиков или просто открывать и закрывать прищепку)

2.Учить выделять один предмет.
- Котенку одному скучно играть. Давайте найдем тех, кто один и познакомим их с котенком, чтобы они играли вместе. На доске картинки с изображением от 1 до 5 зверей на каждой. Дети выбирают те картинки, где изображено 1 животное и прикрепляют рядом с котенком.
3.Работа на доске.
На доске 2 полоски. Учитель прикрепляет на верхнюю полоску 1 красный круг. - Сколько кругов на верхней полочке? Один.

Учитель выставляет 1 зеленый кружок на нижнюю полочку. - Сколько кружков на нижней полочке? Один. У красного кружочка есть пара. Один красный и один зеленый кружок. Говорят, что кружков поровну или одинаковое количество. Учитель добавляет 1 красный круг. А теперь кружков поровну?

Нет, у 1 красного круга нет пары. Красных кругов больше. Как снова сделать поровну? (2 способа)
4. Физминутка. Будем в классики играть
Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке.

(Прыжки па одной ноге.)
5.Выкладывание на полосках.
Возьмите полосочки, положите их горизонтально одна под другой, вот так. Покажите верхнюю полоску, нижнюю полоску. Придерживайте полоску левой рукой. Правой положите на верхнюю полоску столько собачек, сколько у меня кружков. 1. Сколько собачек ты положил? Почему? Положите на нижнюю полоску столько кошечек, сколько у вас собачек. Сколько кошечек ты положил? Почему?
6.Знакомство с цифрой 1.
- Люди придумали специальный значок, обозначающий, что у тебя один предмет. Этот значок называется цифра. - Это цифра «Один». Чтобы составить цифру 1 нужно взять 2 полоски. Одинаковой ли длины должны быть полоски? Возьмите длинную полоску, положите ее вертикально, вот так. Возьмите короткую полоску положите ее наискосок сверху вниз. Вот так. Получилась цифра 1. Подул ветерок. Подуйте на цифру. Цифра сломалась. Соберите цифру снова.
7.Итог урока.
- С какой цифрой познакомились?

Игры по теме урока:
1. Встанем в пары (подвижная):
Дети встают в 2 ряда напротив друг друга. Один ребенок остается без пары. В каком ряду больше детей? (Мальчиков или девочек?) Почему? У каждого есть пара, а у Лены нет пары. значит мальчиков больше, чем девочек. Под музыку дети разбегаются и по окончании звучания снова встают в 2 ряда. А теперь кого больше девочек или мальчиков? Число детей не изменилось. В каком ряду больше детей? (мальчиков или девочек?) и т. д.

У детей карточки с изображением различных предметов (до 5).
Положи столько же кружков (квадратов и т. п.) , сколько предметов на карточке.

^ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

Занятие 4 рабочий лист


Занятие 5
Конспект занятия
Тема: Число и цифра один. Счет до двух.
Цель: Учить считать до двух.
Задачи: Учить отсчитывать по одному предмету из группы, учить выкладывать счетный материал на полоске слева направо. Учить выкладывать столько же предметов, сколько на карточке. Закрепить понятия «поровну», «одинаковое количество». Закрепить знание цифры 1. Учить составлять цифру 1 из двух полосок.

Материалы: Цифра один, грибы разных видов по одному, грибы для счета 2 штуки, белочки 2, картинки с изображением от 1 до 5 предметов.

Раздаточный материал: карточки с 2 ежиками, грибочки по 3, полоски для игры «Собери цифру 1».
Ход урока.
1.Пальчиковая гимнастика. Пальчики в лесу.
Один, два, три, четыре, пять.

(сжимать и разжимать кулачки)

Вышли пальчики гулять.

(«шагают» по столу)

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот резал.

Ну а этот, лишь глядел!

(разгибают пальчики)

2.Число и цифра один.
- Что на доске изображено? Грибы. - Сколько грибов? Много. - Сколько мухоморов? Подосиновиков? Подберезовиков? Лисичек? Белых? (по одному)

Вот и цифра один.

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.
3.Хлопушечки.
- Сейчас я вам буду показывать картинки, если на карточке будет только 1 предмет, мы будем хлопать в ладоши, а если больше, то спрячем ручки за спину
4.Закрепление образа цифры один.
- Составим цифру один из полосок. Одинаковые ли полосочки? Одна длинная, другая короткая. Составьте цифру один.
5.Физминутка.
Мы в лесок пойдем, шагают

Мы грибок найдем.

В шапочке нарядной поднять руки через стороны

Светло-шоколадной. и соединить над головой пальчики

Ты не прячь грибок Погрозить пальчиком

Под листок свой бок.

Ты ребяткам нужен Круговые движения ладони

К вечеру на ужин. по животу.
6. Счет до двух.
На доске белочка. - Сколько белочек? Одна. - Угостим ее грибочком. Сколько грибочков? Один. Грибов у нас столько же, сколько белочек.

Пришла к нам еще одна белочка. - Сколько стало белочек? Две. А теперь грибов столько же, сколько белочек или нет? Как сделать, чтобы грибочков стало столько же, сколько белочек? Добавить. Теперь белочек и грибов поровну? Сколько теперь грибов? Два и два - одинаково, поровну.
7.Работа с индивидуальными карточками.
У детей карточки, на которых по 2 ежика. - Кто нарисован? - Сколько ежиков? Положим столько грибочков, сколько ежиков. - Как это сделать?

Покажите правую руку, спрячем за спину, левую. Левой рукой будем держать карточку, вот так, а правой выкладывать грибочки слева направо, вот так. - Сколько грибов положили?
8. Итог урока.
- Какую цифру сегодня вспомнили собирали? Один.

Кого мы угощали грибами? Белочек и ежиков. – Сколько было белочек? Ежиков?

Какая игра больше всего понравилась?
Игры по теме урока :
1. "Домино" (настольная)
2. "Найди пару" (настольная)
У детей карточки с 1 - 2 предметами на каждой. Надо найти 2 одинаковые карточки или 2 с одинаковым количеством предметов.
3. "Собери цифру" (настольная)
Издеталей собрать цифру 1.
4. "Узнай цифру на ощупь" (настольная)
На листе картона приклеены цифры, вырезанные из бархатной или наждачной бумаги. Дети должны найти цифру один на ощупь.
5. «Грибочки соберем» (подвижная)
В группе "выросли" грибочки: в разных местах лежат карточки с изображением грибов. - Какие грибы знаете? Сейчас будем собирать грибы. Каждый возьмет только один грибок, который я назову.

Раз, два, три, мухоморы собери. – Сколько у тебя мухоморов? Один. Положим в корзинку. - Сколько всего получилось мухоморов? Много.

Раз, два три, лисички собери.

Раз, два, три, белые грибы собери.

Раз, два, три, подосиновики собери.
6. "Сушим грибы". (настольная)
- Как грибы сохранить на зиму? Высушить, засолить. Мы высушим, соберем на ниточку только съедобные грибы.

У детей карточки с грибами и цветной шнурок. Дети должны собрать все карточки на шнурок, оставив мухомор на столе.

Занятие 6
Конспект занятия

Тема: Счет до двух. Цифра 2.
Цель: Познакомить с цифрой 2. Закрепить счет до двух.

Задачи: Учить выкладывать счетный материал на полоске слева направо. Учить сравнивать совокупности предметов, путем составления пар.

Закрепить понятия «поровну», «одинаковое количество». Закрепить умение определять правую и левую руку. Учить чередовать предметы.

Материалы: Коробки с цифрами один, два. Изображения котят, щенят, 4 рыбок.

Раздаточный материал: Бантики для выкладывания и карточки с двумя котятами. Бантики для игры «Бантики» каждому ребенку красного и синего цвета.
1. Загадка про котенка.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.
На доску прикрепить 1 котенка.

Прибежал еще 1 котенок. Сколько теперь котят? Двое.

2. Знакомство с цифрой 2.

Бабушка прислала котятам угощение. У воспитателя 2 коробки. На одной стоит цифра 1, на другой – 2. В одной коробке 1 рыбка, в другой – две. Один котенок плачет. Почему? Ему обидно, что у него 1 рыбка.

Как сделать, чтобы было поровну? Добавим 1 рыбку. Теперь поровну? Сосчитаем 2 у одного котенка, 2 у другого. 2 и 2 – поровну.

Взрослые придумали специальные значки – цифры. На них можно посмотреть и узнать, сколько рыбок в коробке. Вы уже знаете эту цифру. Как она называется? А это цифра - два.

3.Пальчиковая гимнастика.

Покажи ладошку, расскажу про кошку.

Один, два, три, четыре, пять.

Вот кулак, а вот – ладошка.

На дорожку села кошка

И крадется потихоньку,

Может мышка там живет?

Кошка мышку стережет. Мяу!

4.Закрепление понятия «столько же».

Посмотрите на картинку. Сколько котят? Котята любят играть. Положите столько же бантиков, сколько котят. Сколько бантиков положили?

5.Физминутка.

Эта ручка правая, эта ручка – левая.

Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю.

Будет сильной правая, будет сильной левая,

Будут ручки у меня сильными, умелыми.

6.Игра «Бантики».

Возьмите бантик красного цвета в правую руку, а синий – в левую. Поднимите бантики вверх, спрячьте за спину, протяните вперед.

Сколько бантиков в правой руке? Один. Сколько в левой руке? Один. Возьмите бантики в одну руку. Сколько бантиков всего? Один и один – два. Сколько у тебя бантиков? Два. Спрячьте 1 бантик. Сколько бантиков осталось? Один. Снова покажите бантики. Сколько у тебя бантиков?

7. Чередование предметов.

Котята дружат со щенками. Они еще маленькие и не понимают, почему взрослые кошки и собаки ссорятся. Они любят водить хоровод. Составим хоровод. Воспитатель выкладывает сначала котенка, потом щенка, потом снова котенка, потом щенка, дети продолжают в заданном порядке.

Итог урока:.
Какую новую цифру узнали? В какие игры играли? Какая игра больше всего понравилась?

Занятие 7
Конспект занятия

Тема: Счет до двух. Круг.
Цель: Познакомить с геометрической фигурой - круг.

Материалы: 2 белочки, 2 зайчика на наборное полотно, круг для знакомства с формой, круги для рисования предметов круглой формы.

Раздаточный материал: карточки с машинами, кружочки по 3-5 на каждого для выкладывания, круги большого размера для исследования формы.
1.Пальчиковая гимнастика. Пальчик-мальчик, где ты был?

Мальчик – пальчик, где ты был?

Долго по лесу бродил.

Встретил я медведя, волка,

зайку, ёжика в иголках,

встретил белочку, лисичку,

встретил лося и синичку,

Всем подарки подарил,

всяк меня благодарил.

(загибаем пальчики при перечислении)

Кого встретил пальчик в лесу? Как называют всех этих животных? Дикие.
2.Сравнение групп предметов.

Отгадайте загадку.

Кто по веткам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупло орешки прячет, сушит на зиму грибы? Белка.

А вот и белочки. Какие пушистые. Сколько белочек к нам пришло в гости? 2

А это кто?

Летом серый, а зимой белый. Зайчик.

Сколько зайчиков? Два. Одинаково ли у нас зайчиков и белочек? У каждой белочки есть пара. Значит их поровну. Два и два – одинаково, белочек столько же, сколько зайчиков.

Закройте глазки. Воспитатель убирает одну белочку. Откройте глазки. Что изменилось? А теперь белочек и зайчиков поровну? Кого больше? Как снова сделать поровну? Один способ – прибавим недостающую белочку. Два и два снова поровну.

Опять закройте глазки. Воспитатель убирает зайчика. Что изменилось? Поровну ли теперь белочек и зайчиков? Кого больше? Как снова сделать поровну? Зайчик убежал в лес и не вернется. Надо убрать одну белочку. Один и один – одинаково, поровну.
3.Закрепление понятия «столько же».

Выкладывание. Что изображено на карточке? Машины. Сколько машин? Две. Положи столько же колес, сколько машин. Сколько колес ты положил? Почему?
4.Знакомство с кругом.

Знакомство с кругом.

На какую фигуру похоже колесо? На круг. Вот и к нам в гости пришел круг.

Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я круг. Очень люблю катиться по дорожке. У меня нет углов, поэтому я быстро могу докатиться туда, куда хочу.

Возьмите по одному кругу. Попробуйте покатить. Катятся круги? Покажите левую руку – эта ручка левая, прижмите круг левой рукой к столу. Обведем круг по краю пальчиками правой руки. Нашли уголочки? Их нет. Это круг.
5.Физминутка. Пузырь.

Раздувайся пузырь,

раздувайся большой,

да не лопайся.
6.Фантазеры.

Какие предметы напоминает круг?

Сейчас я дорисую круг до предмета, а вы назовете, что получилось. Воспитатель дорисовывает круги, а дети называют, например, часы, солнышко, воздушный шарик и т. д.

Теперь вы возьмите карточку с кругом и сами дорисуйте его до какого-нибудь предмета.
7.Итог урока.
В какие игры играли? Какая игра больше всего понравилась?
^ Игры по теме урока :
1. Резиночка (подвижная):
Дети встают в круг и берут в руки резинку, у которой концы сшиты вместе. Задание: с помощью резинки покажите большой круг, маленький. Можно изобразить любую геометрическую фигуру.
2. Положи столько же (настольная):
У детей карточки с изображением различных предметов (до 5). Задание: положи столько же кружков (квадратов и т. п.) , сколько предметов на карточке.
3. Геометрическое лото. (настольная)
На большой карточке изображен круг. Задание: найти все карточки с предметами круглой формы и выложить их в "окошках".
4. Геометрическая мозайка. (настольная)
У детей карточки с изображением какого-нибудь предмета из геометрических фигур. Задание: выбрать из набора геометрических фигур нужные для создания данной картинки и сложить.

1 вариант: накладывать геометрические фигуры на карточку,

2 вариант: самостоятельно выложить такое же изображение, как на карточке.

3 вариант: запомнить и выложить изображение предмета по памяти.

Занятие 8
Конспект занятия

Тема: Счет до двух. Шар.
Цель: Познакомить с геометрическим телом - шар.

Материалы: картинки с изображением 1 и 2 предметов, домики цифры 1 и 2, предметы, имеющие форму круга и шара, поднос, шар и круг.

Раздаточный материал: карточки с 1 и 2 предметами для игры на каждого.
1.Пальчиковая гимнастика.

(сжимаем и разжимаем пальчики)

Мы с тобой снежок слепили.

(«лепим» снежок)

Круглый, крепкий, очень гладкий,

(показать)

Но совсем-совсем не сладкий.

(показать ладошки)

Раз - подбросим, 2 поймаем,

3 уроним и сломаем.
2.Цифры один и два.


Эта цифра словно спица,

Очень тонкая девица. (1)
Выгибает цифра шею,

Волочится хвост за нею. (2)
3.Цифры один и два.

Отгадайте загадку, узнайте цифру.
Эта цифра словно спица,

Очень тонкая девица. (1)
Выгибает цифра шею,

Волочится хвост за нею. (2)
4.Счет до двух

На доске 2 дома. На одном цифра 1, на другом – 2. У детей карточки с предметами по 1 и по 2. Посели зверей в свой домик. Если на карточке 1 предмет, то в дом с цифрой 1, а если 2, то в дом с цифрой - 2.
5.Физминутка.

Мы сидели, мы устали, а теперь мы дружно встали.

Ножками затопали, ручками захлопали.

А теперь все мальчики запрыгали как мячики.

А теперь все девочки запрыгали, как белочки.

А теперь мы покружились и на место опустились.
6.Знакомство с шаром.

Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Круг. У меня есть друг. Вот он. Знаете, как его зовут? Шар. Мы с другом очень похожи. Кто внимательный, скажите, чем мы похожи? А чем отличаемся?

У воспитателя поднос с предметами. Если предмет имеет форму шара, положим на тарелочку около шара, а если формой больше напоминает круг, то рядом с кругом.
7.Итог урока.
Какие цифры вспомнили? С каким геометрическим телом познакомились? В какие игры играли? Какая игра больше всего понравилась?

Занятие 9
Конспект занятия

Тема: Счет до двух. Длинный, короткий.
Цель: Познакомить с понятиями "длинный", " короткий". Учить сравнивать по длине методом приложения (наложения)

Задачи: Закреплять счет до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством, закреплять понятия справа, слева.

Материалы: монеты с цифрами 1 и 2, кошелек, игрушки небольшого размера.

Раздаточный материал: полоски-дорожки для сравнения длины наложением, карточки с домиками, карточки с изображением 2 машин с цифрами 1 и 2, карточки с игрушками,
1.Пальчиковая гимнастика.

(поочередно соединяем подушечки пальцев, соответственно тексту, одновременно на обеих руках)

В гости к пальчику большому

приходили прямо к дому

Указательный и средний,

безымянный и последний

Сам мизинчик – малышок

постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья –

Друг без друга им нельзя!
2.Проложи дорожки.

У детей полоски-дорожки и карточки с домиками. - Одинаковые ли дорожки? - Чем отличаются? - Какая из них длиннее? Наложим одну полоску на другую так, чтобы один конец совпадал. Положим длинную дорожку между красным и синим домиками, а короткую между желтым и зеленым домиками. - Где дорожка длиннее вверху или внизу? Поставьте машинку на длинную дорожку. - Домик какого цвета справа от него? Слева? Поставьте машинку на короткую дорожку. - Домик какого цвета справа от нее? Слева?
3.Физминутка.

На улице нашей машины, машины,

Машины малютки, машины большие.

Спешат грузовые, фырчат легковые,

Торопятся, мчатся, как будто живые.

Эй, машины, полный ход.

Я - примерный пешеход.

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю.
4.Посади пассажиров по машинам.

У детей карточки с машинами. На одной машине написана цифра 1, на другой – 2 и карточки с изображением 1 и 2 игрушек. - Одну игрушку положим в машину с цифрой 1, а две – с цифрой 2. Найдите машину с цифрой 1. Положите в эту машину одну игрушку.
5.Магазин.

У воспитателя в кошельке монетки с цифрами 1 и 2. Дети по очереди достают монетки из кошелька и «покупают» указанное цифрой количество игрушек.
6.Итог урока.

Какие цифры вспоминали? - В какие игры играли? - Как сравнивали дорожки? - Какая игра больше всего понравилась?
^ Игры по теме урока:
1. Разложим по длине.
У детей по 4 палочки разной длины. Разложим по длине.

Найдите самое длинное бревно и положите горизонтально, теперь найдите самое длинное из оставшихся и положите под первым, и т. д.
Встанем в пары (подвижная):
Дети встают в 2 ряда напротив друг друга. Один ребенок остается без пары. В каком ряду больше детей? (Мальчиков или девочек?) Почему? У каждого есть пара, а у Лены нет пары, значит мальчиков больше, чем девочек. Под музыку дети разбегаются и по окончании звучания снова встают в 2 ряда. А теперь кого больше девочек или мальчиков? Число детей не изменилось. В каком ряду больше детей? (мальчиков или девочек?) и т. д.
2. Разложи на тарелочки.
У детей карточки с тарелками. Под тарелками написаны цифры 1 или 2. Задание: положить нужное количество конфет на каждую тарелочку. Тарелочек может быть 3, 4 или 5. Под каждой надо написать цифры 1 или 2. Можно сделать цифры съемными и тогда можно использовать эти же карточки при закреплении других цифр и отсчитывания другого количества предметов.
3. Собери картинку.
У детей карточки с цифрами 1 и 2 разного цвета, разрезанные на 2 части. - Соберите цифры. - Как они называются?

Занятие 10
Конспект занятия
Тема: Счет до трех. Ориентировка в пространстве.
Цель: Познакомить с образованием числа три.

Задачи: Учить считать до трех, закрепить понятия столько же, поровну, больше, меньше. Продолжать учить сравнивать группы предметов на основе составления пар. Формировать пространственные отношения, закрепить понятия за, на, над, под, в.

Материалы: герои сказки "Три медведя", 3 картинка с изображением стульев, собачка - игрушка.

Раздаточный материал: шишки и грибочки по 4 на каждого, кружки по 10 штук.
1.Загадка:
Возле леса на опушке

трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

кто герои этой сказки?
2.Образование числа 3.
В домике сидели медведи. Мама, Настасья Петровна, и папа, Михаил Потапович. Сколько медведей? Поставим столько же стульев, сколько медведей. Маме один и папе один. Сколько стульев? У каждого есть стул? Что мы можем сказать про медведей и про стулья? У нас стульев столько же сколько медведей, поровну – по два.

Вот прибежал Мишутка. Сколько стало медведей? Сосчитаем. Как стало три медведя? Было два, пришел еще один, стало три.

А чего больше медведей или стульев? Почему? У Мишутки нет стула – медведей больше.

Как сделать, чтобы снова стало поровну? Добавить стул или убрать одного медведя. (Мишутка снова побежал гулять)

Вывод: два и два – поровну, три и три – поровну.
3. Физминутка. Мишка косолапый.
Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенку поет.

Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб.

Мишка рассердился, и ногою - топ!

Не пойду я больше по лесу гулять!

Не пойду я больше шишки собирать!
4.Выкладывание
Положите на верхнюю полоску столько шишек, сколько я раз хлопну в ладоши. Считаем. Два. На нижнюю полоску положите столько же грибочков. Сколько грибочков положили? Почему? Что можно сказать о шишках и грибах? Их поровну. Грибов столько же, сколько шишек. Положите еще одну шишку. Сколько стало шишек? Сосчитаем. (Хором и индивидуально). А теперь шишек и грибов поровну? Чего больше? Почему? У шишки нет пары. Шишек три, а грибов – два. Три больше двух. Как сделать, чтобы стало поровну? (2 способа)
5. Игра «Прятки»
Мишутка будет прятаться, а вы ищите,

только с места не кричите,

а тихонько говорите,

пальцем не показывать,

где нашли - рассказывать.

Дети закрывают глаза, а воспитатель прячет игрушку, чтобы дети тренировались правильно употреблять предлоги на, над, под, за, в.
6.Игра в парах.
Дети разбиваются на пары. У каждой пары по 10 желтых и красных кружочков.

Один ребенок кладет определенное количество кружочков, его партнер должен положить столько же своих.
7.Итог урока.
В какие игры играли? Какая больше всего понравилась?

Использованная литература: , Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: "Баласс" 2е изд.).

, "Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей детских садов." - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2001.

Земцова книжки 2-3. Цифры и числа

Земцова книжки 2-3. Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентируемся в пространстве.

Земцова книжки 3-4. Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентируемся в пространстве

Земцова книжки 3-4. Цифры и числа

Наталия Яичникова
План самообразования на тему «Формирование элементарных математических представлений у детей 3–4 лет»

План самообразования 2017-2018 учебный год

Тема :""

Воспитатель : Яичникова Наталия Витальевна

В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию : «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет ». является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей 3-4 лет . Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире . Формирование элементарных математических представлений является наиболее подходящей формой обучения детей раннего возраста . Главная особенность состоит в том, что задания по ФЭМП предлагаются в игровой форме . Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют ранее изученный материал , действия с различными предметами , учатся общаться со своими сверстниками и взрослыми.

Цели : Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи :

Изучить учебную и научно-методическую литературу по данной теме;

Изучить основные математические игры для детей 3-4 лет .

Изготовить дидактические игры по формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет ;

Подготовить материал для проведения математических игр с детьми 3-4 лет в различных направлениях воспитательной работы.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу : Ерофеева Т. И. и др. «Математика для дошкольников » . – М., 2006; Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. «Геометрия для малышей» . – М.: 2006; Корнеева Г. А. «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет ». – М., 2008; Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду » , - М.:2005.

Изучение темы начала с раздела : «« 3-4 лет в детском саду», в течение сентября я подробно изучила книгу Метлиной А. С. «Математика в детском саду » , в результате была изготовлена папка-передвижка для родителей : «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет ».

В октябре продолжила изучение темы с раздела : «Математические игры для детей 3-4 лет » . На протяжение всего месяца я подбирала материал для математических игр . В результате была изготовлена картотека по ФЭМП. Поэтому большое внимание было уделено созданию игр по ФЭМП (Д/И.: «Подбери по форме » , «Один-много» , «Большой-маленький» , «Геометрические фигуры» . Родители активно принимали участие по созданию игр по ФЭМП.

В ноябре продолжила изучение темы с раздела : «ФЭМП у детей 3-4 лет с помощью наглядности» , изучила статью в книге «ФЭМП с помощью наглядности» Леушиной А. М. из книги : «Занятия по математике в детском саду » . В качестве наглядного материала на занятиях использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты.

В декабре – январе изучение темы продолжила : «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет через дидактическую игру». На протяжение двух месяцев изучала книгу Сербиной Е. В. «Математика в детском саду » , мною велась работа по пополнению картотеки новыми математическими играми (Д/И.: «Собери Снеговика» , «Что лишнее?» , «Укрась платок» ).

В феврале продолжила изучение темы с раздела : «ФЭМП у детей 3-4 лет с помощью математической сказки » . Для формирования элементарных математических представлений у детей 3-4 лет целесообразно использовать на занятиях игровые ситуации, сказки, детские стихи : «Теремок» , «Три медведя» , «Колобок» … Стихи детских поэтов : С. Михалков «Котята» , С. Маршак «Веселый счет» , многие считалки и потешки.

В марте продолжила изучение темы с раздела : «Изучение математики с детьми во время прогулки» .». На протяжение всего месяца я подбирала природный материал для уголка опытов и экспериментов. Мною был изготовлен «Уголок опытов и экспериментов для детей » .

В апреле продолжила изучение темы с раздела : Развитие логического мышления с помощью ФЭМП у детей 3-4 лет ». Пополнила картотеку новыми дидактическими играми : «Помоги колобку найти дорогу до домика» , «Соедини точки» , «Цветные вкладыши» , «Кто быстрее» .

В мае закончила изучение темы разделом : «ФЭМП в семье» . В результате была изготовлена папка-передвижка для родителей : «Изучаем математику с детьми дома » .

В результате изучения темы : «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет », сделала следующие выводы, что работа по формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет должна осуществляться систематически и последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей : режимные моменты (утренний прием, одевание (раздевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с детьми по формирование элементарных математических представлений . Следовательно, работа должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс. Однако следует помнить : расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

Перспективы на 2018-2019 учебный год :

1. Продолжить работу по теме : «Формирование элементарных математических представлений » (согласно возрастной группе) ;

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы;

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Введение На сегодня задача формирования развития познавательной деятельности, в том числе и математической, дошкольника рассматривается.

Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста средствами развивающей игры Математика играет огромную роль в жизни человека. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения; формирует настойчивость,.

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и.

Формирование элементарных математических представлений «Космическое путешествие» Образовательные задачи. Совершенствование навыков порядкового счета в пределах десяти. Формирование представлений об арифметических действиях.

Консультация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста воспитатель МБДОУ ЦРР д/сад "Ласточка" Экизян Гаянэ.

Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста.

Педсовет на тему: «Формирование элементарных математических представлений средствами занимательной математики». Составила старший воспитатель.

План самообразования «Развитие элементарных математических представлений дошкольников через игровую деятельность» Тема: «Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность» (младшая группа) Цели:.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игр математического содержания. Выступление.

«Мир, окружающий ребенка это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Библиотека изображений:

галя ряполова
Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений у детей 3–4 лет «В гости к Маше»

Возрастная группа : вторая младшая

Виды деятельности детей :

Познавательно – исследовательская

Игровая

Коммуникативная

Интегрированная форма : игра – путешествие

Образовательные задачи :

Систематизировать представления детей о временных отношениях : части суток.

Уточнить представление о пространственных отношениях : от себя, от других объектов.

Способствовать умению видеть в предметах окружающего мира геометрические фигуры.

Поддерживать интерес детей к занимательным математическим играм .

Закрепить навык счета до 5.

Закреплять умение сравнивать две группы предметов , пользоваться выражениями «поровну» , «столько – сколько» .

Упражнять в умении сравнивать два предмета по длине «короткий» , «длинный» .

Совершенствовать умение находить количество предметов

Развивающие задачи :

- Формировать внимание , мышление, воображение, память.

Развивать мелкую моторику.

Развивать связанную речь.

Воспитательные задачи :

Воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи.

Методы и приемы :

1. Методы мотивации и стимуляции детей :

Вводная беседа (информационного характера )

Создание проблемной ситуации

2. Методы организации деятельности :

Словесные (беседа) ;

Наглядные (показ символических объектов, показ способа действия) ;

Аудиовизуальные (демонстрация интерактивной игры) ;

Практические (упражнение) .

3. Методы контроля и оценки деятельности детей :

Рефлексия деятельности.

Материалы и оборудование :

1. Стимульный материал :

Письмо от Маши, карточки с цифрами.

2. Материалы для деятельности детей :

Фетровый коврик с изображением дерева

Ковролин;

Контурные изображения белок и грибов (по 5 шт.) ;

Геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) ;

Контурные изображения банок и ягод;

Раздаточный материал :

Самоклеющиеся детали (бабочки, лисички, ежик, грибы, яблоки) ;

Фетровые плоскостные изображения цветов с пчелками и божьими коровками;

Прищепки;

Двухполосные карточки;

Подносы с белочками и грибами (по 5 шт.) .

Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей :

Доски (интерактивная, магнитная) ;

Магнитофон, ноутбук;

Мультимедийное оборудование;

Аудиозаписи песен из мультфильма «Маша и медведь» .

Логика образовательной деятельности

Этапы Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты

I Мотивационно-целевой

III Оценочно-рефлексивный

Организационный момент.

Воспитатель сообщает детям, что пришло письмо от Маши, которая приглашает детей в гости к обеду .

Организует беседу по вопросам : Ребята, а какое сейчас время суток : утро, день, вечер, ночь? А когда мы обедаем?

Проводит веселую разминку на закрепление знаний частей суток :

Утром солнышко встает, (Встают на носочки и вытягивают руки) .

Днем по небу катится, (Кружатся на месте) .

Вечером вниз упадет, (Присаживаются на корточки) .

Ночью вовсе спрячется» (закрывают ладошками лицо) .

Воспитатель : Ну, что ребята, вы готовы пойти в гости к Маше ?

Но, мы не можем пойти без подарка. Чтобы такое подарить? А давайте ей подарим коврик.

Игра «Собери коврик» .

детей на панно с изображением дерева, И предлагает украсить коврик , самоклеющимися деталями : яблоки, грибы, белки, ежик, бабочки. Воспитатель задает вопросы каждому ребенку : Куда ты приклеил бабочек? Сколько белочек? А куда ты их посадил?

Воспитатель хвалит ребят, отмечает красоту коврика.

Воспитатель обращает внимание детей на две тропинки на полу. Просит сравнить длину тропинок. Предлагает отправиться дальше по самой длинной тропинке, по которой дети приходят на поляну.

Воспитатель : Ребята, давайте сделаем остановку.

Игра «Прищепки»

Посмотрите, какая красивая цветочная поляна. Сколько здесь цветов. Возьмите все по цветочку. На каждом цветке сидят божьи коровки, пчелки, а рядом лежат прищепки. Предлагает сосчитать насекомых на цветочке и прикрепить к нему столько же прищепок. Воспитатель предлагает отправиться дальше и пойти по короткой дорожке. Обращает внимание детей на доску .

Воспитатель : Посмотрите на опушке сидят белочки. Кто посчитает белочек? А теперь найдите у себя на подносах белочек и разложите на верхней полоске карточки столько же белочек, сколько видите на опушке. Воспитатель напоминает детям, что раскладывать надо правой рукой слева направо. Задает вопрос : сколько вы положили белочек?

Затем предлагает угостить белочек грибами . «Что можно сказать о количестве белочек и морковок.

Игра «Найди свой домик»

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Найди свой домик» . «Послушайте условия игры. Возьмите на своем столе геометрическую фигуру. Пока звучит музыка, вы свободно гуляете по полянке, когда музыка перестанет играть, вы должны быстро найти свой домик, который похож на фигуру в ваших руках».

Воспитатель : Молодцы, вы все правильно нашли свои домики.

Игра «Варим варенье»

Воспитатель : Дети, Маша очень любит варенье. Давайте и мы с вами сварим для нее варенье.

Предлагает объединиться в пары по желанию.

Воспитатель обращает внимание детей на то , что рядом с каждой банкой лежит карточка с цифрой и в банку нужно положить такое количество ягод, которое соответствует этой цифре.

Интерактивная игра «Помоги Маше » .

Появляется Маша. Приглашает детей в гости . Благодарит за подарки. Сообщает, что ждала, готовилась, наводила порядок, но вот беда, не может теперь найти некоторые вещи. Просит детей о помощи . На интерактивной доске появляются предметы разной формы .

Предлагает детям отобрать предметы только заданной формы .

Маша благодарит детей . Спрашивает, понравилась ли им сегодня прогулка по лесу. Что больше всего понравилось.

Дарит подарки. Слушают воспитателя и рассматривают письмо.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Выполняют движения согласно тексту.

Внимательно слушают , принимают решение отправиться в гости .

Дети высказывают свои предложения .

Дети по очереди приклеивают детали, отвечают на вопросы воспитателя, используя слова «вверху – внизу» , «слева – справа» .

Дети сравнивают тропинки по длине, обозначая результат сравнения словами «короткая» , «длинная» .

Дети в соответствии с количеством насекомых на своих цветах прикрепляют прищепки, поясняют свои действия.

Дети садятся за столы.

Ребенок у доски считает белочек, называя числительные по порядку. Называет количество : Всего четыре белочки.

Дети за столами на верхней полоске карточки выкладывают четыре белочки.

Отвечают на вопрос воспитателя : Четыре белочки. Столько сколько на опушке.

Раскладывают на нижней полоске под каждой белочкой гриб.

Сравнивают количество белочек и грибов, обозначая результат сравнения словами : поровну, одинаковое количество.

Ожидаемые результаты данного занятия.

Обогащаются знания о частях суток.

Умение слушать и выполнять словесные указания.

Умение различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами «вверху – внизу» , «слева – справа» .

Умение сравнивать два предмета по длине , обозначать результат сравнения словами «короткий» , «длинный» .

Умение внимательно слушать и выполнять словесные указания.

Умение воспроизводить заданное количество предметов по образцу .

Умение сравнивать две группы предметов способом приложения , пользоваться выражениями «поровну» , «столько – сколько» , «одинаковое количество» .

Умение различать и называть знакомые геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник.

Умение обозначать

количество цифрой.

Умение находить количество предметов , которое соответствует заданной цифре.

Умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах .

Положительные эмоции от проделанной работы.

Математические игры в детском саду для детей 3-4 лет

Игры с рыбками для развития ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста

Описание: Данный комплект заданий поспособствует формированию и развитию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет. Материал может быть полезен воспитателям, родителям, учителям- дефектологам.
Задачи
- развивать счетные навыки в пределах 10
- совершенствовать мелкую моторику
- закреплять знания о названии цветов и цифр
- развивать зрительное восприятие
- формировать терпение, усидчивость, аккуратность в работе
Игра номер 1. Разноцветные рыбки
Цель: Закрепление в речи названий цветов, развитие восприятия, развитие моторики
Оборудование: Разноцветные рыбы и аквариумы, прищепки, цифры

Ход игры: Ребята, посмотрите какие красивые рыбки к нам сегодня приплыли.все разноцветные- тут и красная, и синяя, и желтая(демонстрируем, проговариваем все цвета)


Но рыбки не могут жить без воды, верно? Давайте подберем каждой рыбке подходящий аквариум- такого же цвета, как сама рыбка(на примере одной рыбке показываем- соединяем половинки картинок, сверху прицепляем прищепку. Далее дети работают самостоятельно) .

Когда все цвета найдены, проговариваем еще раз названия, пересчитываем, каждой рыбке кладем подходящую цифру.


Игра номер 2. Маленькие аквариумы
Цель: Закрепление счетных навыков, развитие моторики, соотнесение количества и цифры
Оборудование: Печенье рыбки, карточки с аквариумами, цифры


Ход игры Ребята, давайте посмотрим какие у нас есть маленькие рыбки(демонстрируем коробку с печеньем) у каждой рыбки свой дом, аквариум, а нам нужно скорее помочь им найти свой домики(демонстрируем первую карточку, поясняем- в этом аквариуме живет одна рыбка, я возьму ее из коробочки и вот так посажу на место. А в следующем аквариуме рыбок уже больше- выкладываем вторую карточку- давайте посадим на место всех рыбок. Сколько получилось? 2.


Далее дети работают самостоятельно, выкладывая на карточки нужное количество. Аквариумы раскладываем по порядку, после того как все рыбы оказались на местах, просим вспомнить сколько рыбок в каждом аквариуме.


Например, - у меня есть цифра 3, а в каком аквариуме плавают 3 рыбки? Дети соотносят цифру с подходящей картинкой, при затруднениях помогаем.


Игра номер 3. Большой аквариум
Оборудование : Крекеры рыбки, распечатка с заданием, цифры.
Цель: Закрепление понятий "большой- маленький", развитие счетных навыков, развитие пространственных представлений.
Ход игры. Вариант номер 1. (после завершения прошлой игры)
Говорим детям, что рыбкам стало скучно плавать в маленьких аквариумах и они хотят переселиться в большой аквариум. Давайте посмотрим, сколько рыбок туда поместится?
Проговариваем- аквариум большой, рыбок много.


Вариант 2. Развитие пространственных представлений.
Просим посадить рыбок так, чтобы одни плыли налево, а другие направо, или вверх и вниз.


Для усложнения задания Можно задавать количество- например, 5 рыб плывут налево, 6 направо, и.т.д


Вариант 3.
Используем разноцветных рыбок. Называем цвет и количество, дети пересчитывают, находят подходящую цифру.


Игра номер 4. Номера
Оборудование: Крекеры, лист задания.
Цель: Развитие счетных представлений, закрепление графических образов цифр.


Ход игры.
Аналогичен игре номер 2, но в усложненном варианте- дети находят подходящую цифру и отсчитывают нужное количество.


Игра номер 5. Раскрась и обведи
Цель: Развитие графических умений, закрепление названий цветов, закрепление образов цифр 1-5
Оборудование: Распечатка с заданием, фломастеры или цветные карандаши.


Ход игры. Раздаем детям листы с заданием и просим правильно раскрасить рыбок в каждой строчке. Пересчитываем, сколько рыбок, обводим цифры, проговариваем названия цветов.


Разноцветные рыбки, которые мы используем в работе - распечатываем и играем!




Рассказать друзьям