Опытно экспериментальная деятельность вторая младшая. Опытно-экспериментальная деятельность в первой младшей группе детского сада

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Карточки-схемы проведения опытов и экспериментов для детей младшего дошкольного возраста

Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста сформулированы в таблице 1.
Таблица 1.
Задачи Младший дошкольный возраст
1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с
элементарными знаниями из различных областей наук
Развитие у детей представления о химических свойствах веществ
Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях
Развитие представлений о свойствах растворение различных веществ; взаимодействие различных веществ при соединении (реакция) и их влияния на свойства других предметов магнетизм, отражение света, звук, теплота, замерзание и таяния воды воды, песка, глины, воздуха, камня
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр - экспериментов увеличительное стекло
3. Развитие у детей умственных способностей:
* развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение
* формирование способов познания путем сенсорного анализа
4. Социально - личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммутативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий
План работы в детской лаборатории с детьми младшего дошкольного возраста (табл.2)
Таблица 1.
Темы игр - экспериментирований
Месяц первая
неделя вторая
неделя третья
неделя четвертая неделя
Октябрь Нюхаем,
пробуем, трогаем, слушаем Почему все звучит? Прозрачная вода Вода принимает форму
Ноябрь Какие предметы могут плавать? Делаем мыльные пузыри Подушка из пены Воздух повсюду
Декабрь Воздух работает Каждому камешку свой домик Можно ли менять форму камня и глины Свет повсюду
Январь Свет и тень Замершая вода Тающий лед Разноцветные шарики
Февраль Таинственные
картинки Все увидим, все узнаем Песочная страна Где вода?
Март Водяная мельница Звенящая вода Угадайка Ловись, рыбка, и мала и велика
Апрель Фокусы с магнитами Солнечные зайчики Что растворяется в воде? Что отражается в зеркале?
Май Волшебное сито Цветной песок Игры с песком Фонтанчики

Игры - экспериментирования для детей младшего дошкольного возраста
Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем
Задача: Закрепить представление детей об органах чувств, их назначении.
Развивать умение узнавать различные звуки, определять запах, форму и структуру поверхности, определять на вкус.
Воспитывать познавательный интерес к человеку.
Материалы: колокольчик, молоток, 2 камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками, чеснок, кусочек апельсина, поролон с духами, лимон, сахар.

На столе разложены материалы, детям предоставляется возможность изучить предметы самостоятельно. В ходе этого знакомства воспитатель беседует с детьми, задавая вопросы:
1. Как звучат эти предметы?
2. С помощью чего вы услышали эти звуки?
3. Пахнут ли эти предметы?
Задания: 1. «Угадай, что звучит»
2. « Отгадай по запаху»
3. « Отгадай на вкус»
4. «Отгадай на ощупь»
Вывод: Что было бы, если бы у нас не было носа, ушей, пальцев и языка?

Почему все звучит?
Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета.
Материалы: Бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, металлофон, деревянная линейка.

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха?(Ж-ж-ж.)
Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает. Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.) Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?
Прозрачная вода
Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.
Описание игры - эксперимента:
На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая - поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?
Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Какой слышим звук?

Вода принимает форму
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в котором она налита.
Материалы: воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы.
Описание игры - эксперимента:
Перед детьми - таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита.

Какие предметы могут плавать?
Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Материалы: большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы, сачки по количеству детей, подносы.
Описание игры - эксперимента:
Перед детьми разложены все предметы. Воспитатель предлагает узнать все ли предметы могут плавать? Дети самостоятельно опускают предметы в воду и наблюдают. Что плавает? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Одинакового ли они размера? Почему одни предметы плавают, а другие тонут? Вода давит на предмет, толкая его снизу вверх (пытается удержать). Если предмет легкий, вода держит его на поверхности, и предмет не тонет. Если предмет тяжелый, он давит на воду, и она его удержать не может- предмет тонет. (На фланелеграфе отмечается, что плавает, что тонет.)
«Волшебная пирамидка»
1. Собираем пирамидку от большого колечка к маленькому. Делаем вывод: стоит.
2. Собираем пирамидку, наоборот, от маленького колечка к большому. Устоит ли? Почему?

Делаем мыльные пузыри?
Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.
Материалы:жидкое мыло, кусочки мыла, специальная петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы.
Описание игры - эксперимента:
Ребята, к нам в гости пришёл котёнок Васька. Он очень любит пускать мыльные пузыри. Давайте покажем Васе какие ещё бывают петли для пузырей. (Воспитатель демонстрирует разновидности петель и предлагает детям подуть в них) .
- Мы сегодня узнаем, как делают мыльные пузыри и вместе попробуем их изготовить.
Мыльные пузыри, значит их изготавливают из мыла. Возьмем кусочек мыла и добавим воды, смешиваем. (Ребята и воспитатель выполняют) .
- Опускаем петлю в полученную жидкость, дуем в петлю. (Дети выполняют) .
- Получились ли у нас мыльные пузыри? (Нет) .
- А сейчас берём другой стакан, смешиваем жидкое мыло с водой. 1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла. Опускаем петлю в раствор, дуем. (Дети выполняют) .Вот видите, теперь у нас получилось. Пузыри получаются только из жидкого мыла. Жидкое мыло растягивается в тонкую плёнку, оно остаётся на петле, выдуваем воздух. Плёнка его обволакивает и получается пузырь.
- Поиграем с вами. «У кого получится больше надуть мыльных пузырей? », «Какой формы пузырь? », «Какой пузырь летит дальше, выше? » (Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похожи, какого цвета)
Подушка из пены
Задача: развить у детей представление о плавучести пред¬метов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).
Материалы: на подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.
Описание игры - эксперимента:
Медвежонок Миша рассказывает, что он на¬учился делать не только мыльные пузыри, но еще и мыльную пену. А сегодня он хочет узнать, все ли предметы тонут в мыльной пене? Как приготовить мыльную пену?
Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде?
Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по разме¬ру? От чего зависит плавучесть предметов? (Результаты опытов фиксируются на фланелеграфе.)
«Имеет ли воздух вес? »
1. Делаем самодельные весы.
2. Взвешиваем 2 ненадутых шарика.
3. Вес одинаковый.
4. Один из шариков надуваем.
5. Вновь взвешиваем. Что произошло? Надутый шар перевешивает пустой: воздух имеет вес.
6. Проткнем надутый шар. Что произошло?

Воздух повсюду
Задача: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство- невидимость.
Материалы: воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.
Описание игры - эксперимента:
Галчонок Любознайка рассказывает, для чего нужен нам воздух, можем ли мы его увидеть? Как узнать есть ли воздух вокруг?
Дети выполняют игровое упражнение « Почувствуй воздух»- дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, на он везде окружает нас.
Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую, прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
Галчонок Любознайка дарит детям воздушные шарики и предлагает детям их надуть. Чем мы заполнили шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.
Воздух работает
Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).
Материалы: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.
Описание игры - эксперимента:

Галчонок Любознайка предлагает детям рассмотреть воздуш¬ные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы? Как это можно проверить? Запускает в воду пустую пластмассовую ванночку и предлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с парусом лодка движется быстрее? На парус давит больше воздуха, по-этому ванночка движется быстрее.
Какие еще предметы мы можем заставить двигаться? Как можно заставить двигаться воздушный шарик? Шарики наду¬ваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. По¬чему движется шар? Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться.
Каждому камешку свой домик
Задача: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям
Материалы: различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков
Описание игры - эксперимента: Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Действуют, в соответствии со схемой надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. Зайчик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую- гладкие и округлые; во вторую- маленькие и шероховатые; в третью- большие и не круглые; в четвертую- красноватые. Дети работают парами. Затем все рассматривают, как разложены камни, считают количество камешков.

Можно ли менять форму камня и глины
Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).
Материалы: дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.
Описание игры - эксперимента:
По модели обследования предмета галчонок предлагает детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов. Для этого он предла¬гает детям нажать пальцем на глину, камень. Где осталась ямка от пальца? Какой камень? (Сухой, твердый.) Какая глина? (Влажная, мягкая, остаются ямки.) Дети по очереди берут ка¬мень в руки: мнут его, катают в ладонях, тянут в разные сто¬роны. Изменил ли форму камень? Почему нельзя отломить от него кусочек? (Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части.) Дети по очереди мнут глину, тянут в разные стороны, делят на части. Чем отлича¬ется глина от камня? (Глина не такая, как камень, она мягкая, ее можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить.)
Дети лепят различные фигурки из глины. Почему фигурки не разваливаются? (Глина вязкая, сохраняет форму.) Какой еще материал похож на глину?

Свет повсюду
Задача: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные- изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.
Описание игры - эксперимента:
Галчонок Любознайка предлагает детям определить, темно сейчас или светло,
объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что ещё может осветить
предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что
находится в «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь
прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадает свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.
А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы в нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.
Свет и тень
Задача: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
Материалы: оборудование для теневого театра, фонарь.

Описание игры - эксперимента:
Приходит медвежонок Миша с фонариком. Вос¬питатель спрашивает его: «Что это у тебя? Для чего тебе нужен фонарик?» Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключа¬ется, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. По-чему мы хорошо все видим, когда светит фонарик?
Миша перед фонариком помещает свою лапу. Что видим
на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему
образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему
до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать
тень зайчика, собачки. Дети повторяют. Миша дарит детям
подарок.
Игра «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра.Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с медвежонком Мишей рассматривают фигурки животных и показывают их тени.
Показ знакомой сказки, например «Колобка», или любой другой.

Замерзшая вода
Задача: выявить, что лед- это твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.
Описание игры - эксперимента:
Перед детьми- миска с водой. Они обсуждают какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость.
Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если её сильно охладить? (Вода превратится в лед.)
Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.
Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед?
«Играем с льдинками»- свободная деятельность детей: они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками
«Растения пьют воду»
1. Берем 2 стакана, наливаем в них воду, ставим веточки комнатного растения.
2. В воду одного из стаканов добавляем краситель красного цвета.
3. Через некоторое время: в этом стакане листья и стебель приобретут красный оттенок: растение пьет воду.
Тающий лед
Задача: определить, что лед тает от тепла, от надавли¬вания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в ко¬торой находится.
Материалы: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки. Описание игры - эксперимента:
Дед Знай предлагает отгадать, где быстрее рас¬тет лед - в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящи¬ми изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы.
Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лед?Как сделана такая льдинка? Почему держится веревочка? (Примерзла к льдинке.)
Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в
воду цветные краски по выбору, заливают в формочки
(у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод
Разноцветные шарики
Задача:получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый голубой.
Материалы: палитра гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображнием (по 4-5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели- цветные круги и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.
Зайчик приносит детям листы с изображениями шариков и просит помочь ему их раскрасить. Узнаем у него, шарики какого цвета ему больше всего нравится. Как же быть, если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок? Как мы их можем изготовить?
Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски и делают вывод, что смешав красную и желтую краску, можно получить оранжевый цвет; синюю с желтой - зеленый, красную с синей – фиолетовый, синюю с белой- голубой.

Таинственные картинки
Задача: показать детям, что окружающие предметы меня¬ют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Материалы: цветные стекла, рабочие листы, цветные ка¬рандаши.
Описание игры - эксперимента:
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать, какого цвета предметы они видят. Все вместе подсчитывают, сколько цветов назвали дети. Верите ли вы, что черепаха все видит только зеленым? Это действительно так. А хотели бы вы посмотреть на все вокруг глазами черепахи? Как это можно сделать? Воспитатель раздает детям зеленые стек¬ла. Что видите? Каким вы еще хотели бы увидеть мир? Дети рассматривают предметы. Как получить цвета, если у нас нет нужных стеклышек? Дети получают новые оттенки путем на¬ложения стекол - одно на другое.
Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе

Все увидим, все узнаем
Задача: познакомить с прибором - помощником - лупой и ее назначением.
Материалы: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.
Описание игры - эксперимента:
Дети получают «подарок» от деда Зная, рассматривают его. Что это? (Бусинка, пуговица.) Из чего состоит? Для чего нужна? Дед Знай предлагает рассмотреть маленькую пуговицу. Как лучше видно- глазами или с помощью этого стеклышка? (Увеличивает предметы, их лучше видно.)
Этот прибор- помощник называется «лупа» Детям предлагается самостоятельно рассмотреть предметы по их желанию, а потом зарисовать в рабочем листе, каков предмет на самом деле и какой он, если посмотреть через лупу.
Песочная страна
Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовле¬ния рисунка из песка.
Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.
Описание игры - эксперимента:

Дед Знай предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего сосmourn песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего сменить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисо¬вать?
На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлага¬
ется что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок),
а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок
и посмотреть, что получилось.
Все вместе рассматривают детские рисунки

«Растворение веществ в воде»
1. Берем стакан воды и кусок сахара.
2. Кладем сахар в стакан.
3. Размешиваем. Что произошло?
4. А что будет, если положить еще больше сахара?

Авторы: воспитатели Закирова Ляюзя Мавлимовна, Савюк Раиса Викторовна, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек» муниципального образования г. Ноябрьск Тюменской области.

Пояснительная записка

В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)
Предлагаемая ниже структура занятия-экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Примерная структура занятия-экспериментирования

1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Предметно-пространственная среда для экспериментирования

Организация мини-лабораторий в детском саду

В мини-лабораториях может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Приборы и оборудование для мини-лабораторий

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Материалы для организации экспериментирования (младший возраст)

1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.

Содержание исследовательской деятельности детей (младший дошкольный возраст)

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

Перспективное планирование опытов и экспериментов

Сентябрь

1. «Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.

3. «Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

Октябрь

1. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

2. «Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

3. «Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

4. «Почему осенью бывает грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Ноябрь

1. «Волшебные дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2. «Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

3. «Найди по звуку»
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

4. «Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

Декабрь

1. «Горячо-холодно»
Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

2. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

3. «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

4. «Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

Январь

1. «Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

2. «Снег. Какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3. «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4. «Как воду превратить в лед»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

Февраль

1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.

2. «Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

3. «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

4. «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

Март

1. «Плавает-тонет»
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

3. «Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

4. «Поплывет не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.

Апрель

1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2. «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

4. «Что в пакете»
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

1. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

2. «Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

3. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

4. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Список использованной литературы

1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Конспект по опытно – экспериментальной деятельности «Поможем Винни Пуху» для детей второй младшей группы

Описание: Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности о воздухе и его свойствах, для детей младшего дошкольного возраста. Проблема НОД: помочь Винни Пуху, так как его шарик воздушный лопнул, и он не знает, что подарить своему другу Пяточку. В ходе НОД дети узнают что воздух: прозрачный, легкий, бывает теплый и холодный.

Цель:
Познакомить детей с понятием «Воздух» и некоторыми его свойствами, способами его обнаружения и способами определения горячий – холодный воздух.

Задачи:
1. Обучающие:
дать понятие что такое «Воздух» и некоторые его свойства.
Учить отвечать на вопросы воспитателя в экспериментальной деятельности, давать четкий ответ
Учить делать обобщающие выводы после проведенного опыта

2. Развивающие:
Развивать экспериментальный интерес к проведению опытов, речь, внимание.
Развивать логическое мышление, познавательно – исследовательскую деятельность.
Способствовать развитию интереса к самостоятельной познавательно – исследовательской деятельности.

3. Воспитательные:
Воспитывать интерес и желание заниматься в дальнейшем опытно – экспериментально деятельности

Методические приёмы: игровая ситуация, беседа, эксперимент, обобщение, подведение итогов и результативность НОД.

Материал: полиэтиленовые пакеты, воздушные шары; трубочки для коктейля (по количеству детей) ; стаканчики с водой (по количеству детей)Воспитатель: Дети, к нам кто-то стучится? Давайте посмотрим

Вношу куклу Винни Пуха с надутым шариком

Винни Пух: Здравствуйте ребята, а посмотрите, что у меня есть. Это не простой шарик, это подарок, а вы знаете кому я его хочу подарить?
Дети: мне, мне
Винни Пух: А вот и нет, я иду к Пяточку на день рождения и несу ему в подарок вот этот шарик

Шарик лопается в лапках Винни Пуха и сдувается
Винни Пух : Ой, беда, кА же я пойду сейчас к моему другу Пяточку, Ууууууу, плачет
Воспитатель: Ребята, а что же произошло с шариком
Дети: Лопнул
Воспитатель: А как нам помочь Винни?

Дети: Надуть
Винни Пух: А чем его надуть можно подскажите мне, пожалуйста
Дети: Воздухом
Винни Пух: а что такое воздух? И кому он нужен?
Дети: Это тем, чем мы дышим и нужен он всем: и людям и животным, и растениям
Воспитатель: А я вам предлагаю поймать воздух и показать Винни Пуху, а вы мне не подскажите как это можно сделать?
Дети: Не знаем

Ловим воздух руками, но ни чего не получается

Воспитатель: Тогда давайте возьмем вот эти пакетики и поймаем воздух

Опыт с целлофановым пакетом для ловли воздуха

Воспитатель: Ну что, поймали, а какого он цвета?
Дети: Прозрачный

Подвести детей к выводу по опыту

Воспитатель: А почувствовать воздух можно, как вы думаете ребята?
Дети: Можно
Воспитатель: Подставьте ладошку перед лицом, губы сделайте трубочкой и подуйте на ладошку, теплый или холодный поток воздуха?
Дети: Холодный
Воспитатель: А теперь раскройте рот пошире и выдохните сильно - сильно, какой поток воздуха?
Дети: Теплый

Опыт с дыханием на ладошку (теплый и холодный поток воздуха)


Воспитатель: А давайте посмотрим что это перед нами лежит?
Дети: Веера
Воспитатель: А для чего они нам нужны
Дети: Чтобы в жаркую погоду обмахиваться
Воспитатель: Давайте и мы с вами помашем на себя и почувствуем поток воздуха.
А какой он – теплый или холодный?
Дети: Холодный
Воспитатель: Так напомните мне, каким еще бывает воздух?
Дети: Теплый и холодный

Опыт с веерами

Винни Пух: Ух, ты, значит воздух прозрачный и бывает теплыми холодным. Ой, посмотрите, какие - то стаканчики стоят и еще и трубочки в них. Это наверное коктейль какой-то.
Воспитатель: Нет, милый Винни Пух, это не коктейль. Это атрибуты для следующего опыта с воздухом. Давайте возьмем стаканы и подуем в трубочку, что происходит?
Дети: Пузырьки образовались
Воспитатель: А как вы думаете, что это за пузырьки?
Дети: не знаем
Воспитатель: Это тоже воздух, он очень легкий и поэтому поднимается вверх и не задерживается в воде. Так какой еще воздух?
Дети: Легкий

Опыт на определение легкий или тяжелый воздух


Воспитатель: Ребята, а вот еще нам задание, посмотрите, перед нами лежат два воздушных шара. Только в одном налита вода, а в другом есть только воздух. Как вы думаете, какой легче шарик?
Дети : без воды

Опыт с двумя шарами: с водой и второй наполнен только воздухом


Фиксируем знания о воздухе: прозрачный, легкий, холодный и теплый наводящими вопросами

Винни Пух: Ну ни чего себе как много я узнал о воздухе сегодня. Но мне пора идти к Пяточку на день рождения
Воспитатель: Но милый Винни Пух, как же ты с пустыми руками пойдешь на день рождения, нужен подарок!
Винни Пух: А у меня его нет, да и шарик лопнул, что же мне делать?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем нашему Винни Пуху, у меня есть шарики, но они могут улететь, так как нет у них веревочки. Возьмите цветные карандаши и нарисуйте веревочки таким цветом, какой шарик и тогда у нас получится большой букет из воздушных шаров.

Дети рисуют веревочки для шариков, объединяя их в один большой букет их них


Винни Пух: Ой, спасибо, красота, вот теперь то и не стыдно без подарка идти в гости к другу Пяточку. Ребята спасибо еще раз, что рассказали мне столько много о воздухе, я и Пяточку расскажу, что воздух прозрачный, легкий, теплим и холодным бывает. Ну а мне пора, до свидания, ребята, до новых встреч!

Воспитатель: До свидание Винни Пух
Дети: До свидания!

В конце НОД фиксируем знания о воздухе: прозрачный, легкий, холодный и теплый наводящими вопросами. Выводы делают сами дети, воспитатель играет пассивную роль.

Ирина Мишина

Одной из актуальных проблем дошкольного возраста является развитие интеллектуальной сферы. Чтобы избежать умственной пассивности дошкольников необходимо развитие продуктивных форм мышления. Одним эффективных из методов работы в данной сфере является поисковая деятельность , или экспериментирование .

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму» - так гласит китайская пословица. Именно поэтому с дошкольниками я внедряю со 2 младшей группы . Используются разнообразные формы и методы работы, материалы и оборудование.

Работа строится по определенному алгоритму.

Началу работы предшествует проблемная ситуация, которая вводится в игровой форме, часто с использованием элементов сказкотерапии, психодрамы, куклотерапии. (Например : «Зайчик не может слепить башенку из песка, горько плачет, ничего у него не получается, давайте ему поможем) Это позволяет заинтересовать детей, сформировать мотивацию на работу.

Третий этап – демонстративное или фронтальное экспериментирование . Дети либо наблюдают за действиями педагога, либо самостоятельно проводят экспериментальную деятельность под контролем педагога.

И в заключении – анализ результатов, сравнение с поставленными гипотезами.

При любой экспериментальной деятельности обязательно соблюдаются правила безопасности. (моем руки, в рот ничего не берем и т. д.)






Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство с камнем» Образовательная область: познание Вид деятельности: опытно- экспериментальная деятельность Возрастная группа: 2 младшая группа Тема: «Знакомство.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Свойства воды» Конспект совместной образовательной деятельности во 2 мл. группе "Свойства воды" Программное содержание: развитие представлений о свойствах.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Песочная страна» Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств песка. Задачи: Образовательные формирование.

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Что такое ветер?» Цель: «Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование. Программное содержание (программные задачи): 1. Воспитательные:.

Игра-эксперимент «Какая она, вода?» Цель: Обогащение знаний детей о физических свойствах воды. Задачи: - закрепить знания детей о свойствах.

Аннотация: Беседа о значении воды в нашей жизни, ее свойствах и бережном отношении к ней. Ключевые слова: превращается, прозрачная, без.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе Изготовление цветных льдинок Мл. гр. Задачи: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. Материалы и.

Ольга Киба
Проект: «Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе»

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«Маленькие почемучки("Советы умного филина")»

(во второй младшей группе)

Воспитатель: Киба Ольга Владимировна

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

(Китайская пословица)

Тема проекта: «опытно-экспериментальная деятельности по изучению неживой природы и неживой природы во второй младшей группе»

Творческое название проекта: "Маленькие почемучки"("Советы умного филина")

Актуальность:

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательское – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидение ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Цели проекта:

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;

Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

Задачи проекта:

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения;

Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Тип проекта: опытно-экспериментальный.

Ожидаемые результаты:

Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;

Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;

Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

Опыты по экспериментированию с объектами неживой и живой природы

ОПЫТ № 1. «Песок»

Цель: Рассмотреть форму песчинок

ОПЫТ № 2. «Песчаный конус»

Цель: Ознакомление детей со свойствами песка (сухой – влажный- мокрый, сыпучий – сыплется – высыпается.)

ОПЫТ № 3. «Куличики»

Цель: Познакомить детей со свойствами мокрого песка

ОПЫТ № 4. «Вот какой песочек»

Цель: Развитие восприятия, воображения, логического мышления;

обогащение словарного запаса; развитие мелкой моторики;

закрепить знания детей о свойства и особенностях песка

ОПЫТ № 5. «Свойства воды»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды (не имеет запаха, вкуса, цвета). ОПЫТ № 6. «В час по чайной ложке»

Цель: Закрепить первоначальные представления о воде (прозрачная, течет, льется).

ОПЫТ № 7. «Волшебница вода»

Цель: Продолжать выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус)

ОПЫТ № 8. «Живая вода»

Цель: Познакомить детей с животворным свойством воды.

ОПЫТ № 9 «Плавает-тонет»

Цель: Показать, что в основном все легкие предметы обладают плавучестью

ОПЫТ № 10 «Сквозь сито»

Цель: Объяснить, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества.

ОПЫТ № 11. «Научи яйцо плавать»

Цель: Объяснить свойства соленой воды.

ОПЫТ № 12. «Цветные льдинки»

Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как вода при охлаждении превращается в лед.

ОПЫТ № 13. «Снег и его свойства»

Цель: Формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.

ОПЫТ № 14. «Что в пакете?»

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

ОПЫТ № 15. «Игры с соломинкой.»

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

ОПЫТ № 16. «Летающий шарик»

Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на длительность его полета.

ОПЫТ № 17. «Мыльные пузыри»

Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

ОПЫТ № 18. «Росток»

Цель: Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.

ОПЫТ № 19. «Луковая грядка»

Цель: Закрепить знания детей о воде и воздухе, их значении в жизни.

ОПЫТ № 20. «Бумага, ее качества».

Цель: Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества и свойства.

ОПЫТ № 21. «Бумага, ее свойства».(цветок лотоса)

Цель: Повторить о предметах, сделанные из бумаги, определять ее качества и узнать свойства.

ОПЫТ № 22. «Древесина, ее качества и свойства».

Цель: Научить узнавать предметы, сделанные из древесины, определять ее качества и свойства.

ОПЫТ № 23. «Ткань, ее качества и свойства».

Цель: Научить узнавать предметы, сделанные из ткани, определять ее качества и свойства.

ОПЫТ № 24. «Веселые человечки играют».

Цель:Познакомить со строением тела человека.

ОПЫТ № 25. «Нарисуем свой портрет».

Цель: Познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей.

ОПЫТ № 26. «Наши помощники».

Цель: Познакомить с органами чувств и их назначением.

ОПЫТ № 27. «Что в коробке?».

Цель: Познакомить со значением света, с источниками света.

ОПЫТ № 28. «Волшебная кисточка».

Цель:Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешивания двух.

ОПЫТ № 29. «Что звучит?».

Цель: Научить определять по издаваемому звуку предмет.

ОПЫТ № 30. «Музыка или шум?».

Цель: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

ОПЫТ № 31. «Глина, ее качества и свойства».

Цель: Научить узнавать предметы из глины, определять ее качества и свойства.

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

Что быстрее растворится:

Морская соль

Пена для ванны

Хвойный экстракт

Кусочки мыла и т. п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Домашняя лаборатория

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка

Опыты и эксперименты с водой для детей

Опыт первый. Налейте немного воды в формочку для льда, и пусть кроха собственноручно поместит ее в морозилку. Через пару часов вытащите формочку и убедитесь, что вместо воды в ней появился лед. Что за чудо, откуда он взялся? Сможет ли малыш сам в этом разобраться? Неужели твердый лед - это та же вода? А может, это мама придумала какой-то хитрый фокус и подменила формочки в морозилке? Хорошо, давай проверим! В тепле кухни лед быстро растает и превратится в обычную воду. Вот вам и удивительное открытие: на холоде жидкая вода замерзает и превращается в твердый лед. Но вода может превратиться не только в лед. Вылейте талую воду в кастрюльку, поставьте на огонь, и пусть малыш внимательно за ней наблюдает, пока вы заняты своими делами. Когда вода закипит, обратите внимание малыша на поднимающийся пар. Аккуратно поднесите к кастрюльке зеркальце и покажите крохе образовавшиеся на нем капельки воды. Значит, пар - это тоже вода! Да, это крошечные капельки воды. Если кастрюлька покипит достаточно долго, то вся вода из нее исчезнет. Куда же она делась? Превратилась в пар и разлетелась по всей кухне.

Опыт второй. Наберите в тарелку немного воды, отметьте маркером ее уровень на стенке тарелки и оставьте, скажем, на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, малыш сможет наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Точно так же, как и в предыдущем опыте, она превращается в водяной пар - испаряется. А вот почему в первом случае вода исчезла в считанные минуты, а во втором - за несколько дней, пусть малыш подумает сам. Если он отыщет связь между испарением и температурой, вы можете по праву гордиться своим маленьким физиком. Теперь, опираясь на новые знания крохи, можно объяснить ему и что такое туман, и почему на морозе изо рта идет пар, и откуда берется дождь, и что происходит в джунглях, когда после тропического ливня выглядывает жаркое солнышко, и много-много других потрясающе интересных явлений.

Опыт третий. Теперь поговорите с малышом о некоторых свойствах воды, С одним из них он хорошо знаком и сталкивается практически ежедневно. Речь пойдет о растворении. Спросите у крохи, что происходит с сахаром, когда он кладет его в чай и размешивает ложкой. Сахар исчезает. Совсем исчезает? Но ведь чай был несладкий, а стал сладкий. Сахар не исчезает, он растворяется, распадается на крошечные, невидимые глазу частички и распределяется по всему стакану. Но все ли вещества будут точно так же растворяться в воде? Дождитесь ответа ребенка, а потом предложите проверить свой ответ экспериментально. Налейте в баночки или стаканчики теплую воду, выдайте малышу всевозможные безопасные вещества (сахар, соль, пищевую соду, крупы, растительное масло, "куриные" кубики, муку, крахмал, песок, немного земли из цветочного горшка, мел и т. п., и пусть он кладет их в стаканы, размешивает и делает соответствующие выводы. Это увлечет юного исследователя надолго, Вы же тем временем можете спокойно заниматься кухонными делами, присматривая за малышом и, при необходимости, помогая советами. Для того чтобы ребенок убедился, что растворенное вещество действительно никуда не исчезает, проведите с ним такой опыт.

Опыт четвертый. В столовую ложку наберите немного жидкости из того стакана, куда малыш перед этим насыпал соль. Подержите ложку над огнем до тех пор, пока вода не испарится. Покажите малышу оставшийся в ложке белый порошок и поинтересуйтесь, что это такое. Остудите ложку и предложите ребенку попробовать порошок на вкус. Он легко определит, что это соль.

Опыт пятый . Теперь сделаем следующее. Возьмите два стакана, налейте в каждый одинаковое количество воды, только в один стакан - холодной, а в другой - горячей (не кипяток, чтобы малыш случайно не обжегся). Положим в каждый стакан по столовой ложке соли и начнем размешивать. Чтобы малыш сделал правильные выводы, очень важно соблюдать абсолютно одинаковые условия для обоих стаканов, за исключением температуры воды. Мы не зря обращаем на это ваше внимание. Это касается не только данного эксперимента, но и всех других. Детская логика - штука интересная и непредсказуемая, малыши мыслят совсем иначе, чем взрослые. И то, что для нас очевидно, для них может выглядеть совершенно по-другому.



Рассказать друзьям