Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка в саду. Программа «Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста с признаками одаренности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Индивидуальный образовательный маршрут

социальной адаптации одарённого ребёнка в коллективе

Вид одарённости: академическая, музыкально-художественная

1. Сведения о ребёнке

Ф.И.О. ребёнка (девочка)

Дата рождения

Адрес

Эссе на ребёнка (Краткая характеристика ребёнка)

ФИО – домашний ребенок, ДОУ не посещала. Поступила в мой класс в феврале 2016 года, т.е. в 3-ей четверти первого класса. Сразу показала высокий уровень мотивации к обучению. Общее развитие ФИО находится на уровне значительно выше других детей того же возраста в классе. На уроках активна. Способна быстро понимать объяснения учителя и прочно запоминать материал. Проявляет находчивость и сообразительность при изучении того или иного предмета. Обладает неутомимым желанием получать все больше знаний. Замечательная память о событиях, фактах и числах. Очень наблюдательна к окружающему миру. Самостоятельно развивает способности при выполнении дополнительных заданий. Ощущается сильная потребность узнать что-то новое и интересное, выходящее за рамки учебной программы. С увлечением рассказывает друзьям о том, что сама знает. С удовольствием оказывает рациональную помощь в обучении одноклассникам. Наряду с успехами в учебе, очень чувствительна к критике, замечаниям. Наблюдается частая смена настроения, нетерпелива в общении, перебивает собеседника, демонстрируя собственные знания. Получив негативный ответ, девочка часто теряется в таких ситуациях и, как следствие, происходят глубокие и тяжелые переживания, замыкается. Налицо дефицит социальной компетенции, пробелы в социальной адаптации, вероятность развития склонности к самопринижению.

2. Социальная характеристика семьи.

Мать – ФИО, образование высшее.

Отец - ФИО, образование высшее.

Степень участия в воспитании: в воспитании ребёнка участвуют оба родителя.

Условия проживания, условия быта - семья из четырёх человек проживает в отдельной квартире. Есть отдельная комната на двоих с братом. Созданы все условия для полноценного развития ребёнка.

3. Запрос родителей

Дополнительные занятия в развивающих, обучающих и познавательных кружках.

4. Долгосрочная цель сопровождения

Сформировать благоприятные условия обучения и создать психологически комфортную обстановку в классе для успешного развития индивидуальности одаренного ребёнка

Задачи:

    Разработать совместно с семьей план психолого-педагогического сопровождения для выявления перспектив развития академических и музыкально-художественных способностей и устранения проблем с социальной адаптацией одаренного ребенка на период с февраля 2016 года по май 2017 года;

    поддерживать высокую учебную мотивацию ребенка;

    поощрять ее активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

    закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социальной адаптации.

Возможные риски

Высокая загруженность ребёнка в кружках, олимпиадах, школьной и общественной деятельности.

5. Группа сопровождения

Родители: мама и папа

6. Координатор (Ф.И.О)

Учитель начальных классов

7. Организация работы (примерный перечень содержания работы с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей).

План психолого-педагогического сопровождения для выявления перспектив развития академических и музыкально-художественных способностей и устранения проблем с социальной адаптации в коллективе одаренного ребенка на период с февраля 2016 года по май 2017 года

Формы работы

Сроки

Ответственные

Результаты, выводы (кратко)

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание)

Наблюдения, анкетирование, тесты, диагностики

сентябрь, декабрь, май 2016

Педагог-психолог

Отличная память, адекватность восприятия окружающего мира, разносторонняя развитость

Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность)

Страх остаться в одиночестве, стремится быть "как все". Испытывает дефицит общения со сверстниками. Очень чувствительна к несправедливости

Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)

Заниженная самооценка, прослеживается неуверенность в себе. Находится в поиске ответов на интересующие ее вопросы. Академическая и музыкально-художественная одаренность

Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)

Легко и непринужденно общается со взрослыми, прослеживаются проблемы общения со сверстниками

Взаимодействие с педагогами

Информирование о результатах диагностических исследований

Консультации, беседы, индивидуальные беседы

1 раз в квартал

Педагог-психолог

Дефицит социальной компетенции, пробелы в социальной адаптации, вероятность развития склонности к самопринижению

1 раз в месяц

Педагог-психолог

Консультации по внеклассному чтению

запись в сельскую библиотеку

Зав.библиотекой

Взаимодействие с семьей. Деятельность родителей

Психолого-педагогическое просвещение родителей: "Как развивать уверенность", "Словестные формы позитивной оценки действий ребенка", "Как помочь умственному росту ребенка", "Как правильно вовлечь ребенка в разнообразные посильные занятия", "В какие ролевые игры полезно играть с ребенком"

Консультации, беседы

Весь период

Педагог-психолог

Создание дома индивидуальных условий для работы, в т.ч. приобретение дополнительных учебных материалов, согласно результатам ИППД

Консультации

Весь период

Родители

Обеспечение доступа к дополнительному интерактивному обучению и участию в олимпиадах по предметам, согласно результатам ИППД

Поиск интернет-ресурсов

Весь период

Родители

Мероприятия по социальной адаптации ребенка

Командир отряда

танцевальный номер

февраль-март 2016

Рук-ль танц. ансамбля

чтение стихов

чтение стихов, исполнение песни

чтение стихов, исполнение песни

чтение стихов, исполнение песни

чтение стихов

чтение стихов, исполнение песни

чтение стихов

Школьный концерт "Последний звонок"

чтение стихов, исполнение песни

Оформление и пополнение портфолио ученицы

1 раз в месяц

Педагог-психолог

Способы оценки успехов ребенка в учебе и социальной адаптации

Четвертные оценки за 1 и 2 четверть 2016-2017

Мотивация к учебе возрастает

Участие во всероссийской олимпиаде "Медвежонок" по русскому языку

Участие в олимпиадах по математике на платформе УЧИ.РУ

дипломы, грамоты, сертификаты прилагаются (8 шт.)

Родители

Высокий интерес к дополнительному обучению

Школьный смотр строевой песни, День защитника Отечества

Командир отряда

Проявились организаторские способности и бескорыстное лидерство

Сельский концерт "Весенняя капель. Масленица" Танцевальный ансабль "Карамельки"

танцевальный номер

февраль-март 2016

Руководитель танцевального ансамбля

Согласно выводам ИППД была привлечена к мероприятиям и как результат: проявила интерес к общественной деятельности, появилась социальная ответственность, проявились творческие способности, обрела уверенность в себе, реалистическое представление о себе изменилось в лучшую сторону, общение и взаимодействие со сверстниками значительно улучшились

чтение стихов, исполнение песни

чтение стихов

Школьный концерт "Последний звонок"

чтение стихов, хоровое исполнение песни

Школьный концерт "День матери"

пение песен дуэтом, чтение стихов, участие в создании поздравительного ролика

Педагог, родители

Школьный концерт "День учителя"

пение песен дуэтом, чтение стихов

Педагог, родители

Декадник "Разноцветная неделя", конкурс чтецов "Поэзия доброты"

Победительница конкурса

Пение песни соло, чтение стихов

чтение стихов

Школьный концерт "Последний звонок"

Пение песен дуэтом, соло, чтение стихов и участие в сценках

Оформление и пополнение портфолио ученицы

1 раз в месяц

Педагог-психолог

Внеклассное чтение

активный пользователь

еженедельно

Зав.библиотекой

Результаты академических способностей одаренного ребенка

С введением в феврале 2016 г. плана психолого-педагогического сопровождения для выявления перспектив развития академических, музыкально-художественных способностей и устранения проблем с социальной адаптацией одаренного ребенка результаты академических способностей ФИО (см. графики, 2 класс: 1-я четверть 2016, 2-я четверть 2016, 3-я четверть 2017 г.), указывают на стабильно лидирующую позицию в классе по всем предметам. Это говорит о том, что ребенок не утратил мотивацию к учебе. Совмещение с общественной деятельностью, направленной на устранение выявленных проблем с социальной адаптацией фактически не повлияло на успеваемость. Ребенок вполне справляется с нагрузками, по-прежнему активна на уроках. Согласно проведенной самооценке, четко прослеживается интерес и желание двигаться дальше и не останавливаться на достигнутом.

План мероприятий, направленных на социальную адаптацию ФИО безусловно дал свои результаты. У ребенка заметно улучшилось общее психологическое состояние, чувствует себя вполне комфортно в коллективе. Психоэмоциональные опасности, которые были выявлены в прошлом году, в 1 классе, сейчас не наблюдаются. У ребенка заметно повысилась самооценка, стала более самостоятельной в принятии решений и появилась уверенность в себе. Программа на этом не завершается, она будет продолжать внедряться до конца учебного года. Ведь одаренные дети – это хрупкий, требующий особый подход и постоянного внимания мир.

Любовь Парахина
Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка

Наименование учреждения : МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны Липецкой области.

Сведения о ребёнке :

Ф. И. О. Мячина Виктория Андреевна

Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка

Девочка развита всесторонне, активна, очень подвижна, самостоятельна.

Вика очень коммуникабельна, на занятиях внимательна, быстро и уверенно отвечает. Она обладает хорошей памятью, имеет богатый словарный запас. Девочка отличается высокой любознательностью.

Девочка легко запоминает и с выражением читает стихи. Любимым занятием Вики являются пение и танцы. Она свободно воспроизводит мелодию голосом, меняя интонацию, тембр, высоту. Когда она поет, то вкладывает в свое исполнение свое настроение.

С удовольствием посещает хореографический кружок.

Результаты диагностики

Методы диагностики Эксперт Сумма баллов Результат

Опросник экспертной оценки одаренности №1 Воспитатели /родители

Характеристика способностей к обучению

Мотивационно – личностные характеристики

Творческие характеристики

Лидерские характеристики

Изучение познавательной потребности дошкольника №2 Воспитатели /родители

Методика музыкальная импровизация Воспитатели

Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний) Педагог - психолог

Диагностика художественно-эстетического развития Музыкальный руководитель

Для сохранения и раскрытия творческого потенциала Вики был составлен индивидуальный образовательный маршрут .

Направление одаренности : творческая и коммуникативная.

Цель разработки индивидуального маршрута : создание оптимальных условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей .

Группа сопровождения : воспитатели, педагог – психолог, музыкальный руководитель, родители.

Планируемые результаты :

Повышение интеллектуального уровня;

Повышение уровня индивидуальных достижений в творческой и художественной деятельности;

Увеличение количества победителей и призеров творческих конкурсов различного уровня.

Перспективный план мероприятий на первое полугодие 2016-2017 уч. год

Сроки проведения Содержание работы Результативность

Сентябрь Диагностика

Дети : наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества.

Педагоги : заполнение экспертных листов на ребенка (Опросник экспертной оценки одаренности , изучение познавательной потребности дошкольника).

Родители : беседы, анкетирование.

Выявление направления одаренности

Участие во всероссийском конкурсе рисунков «Я пешеход» 1 место

Разучивание танца, стихов и песни про день знаний. Ведущая роль в развлечении «День Знаний»

Разучивание загадок, стихов по ПДД. Капитан команды в Брейн –Ринге по ПДД.

Октябрь Упражнения «Солнечный зайчик» , «Волшебный круг» , Назови быстрее».

Музыкальная игра «Угадай мелодию» . Развитие памяти, мышления.

Разучивание роли для драматизации «Три подруги» ко дню улыбки. Участие в сценке.

Разучивание песен, стихов об осени. Роль лисички на осеннем празднике.

Индивидуальная работа психолого-педагогического сопровождения

(педагог – психолог) . Положительное эмоциональное состояние ребёнка

Презентация «Развиваем память» Развитие памяти.

Творческое задание : изготовление осенней поделки. 1 место в ДОУ в конкурсе «Осенние мотивы»

Консультация для родителей «Как распознать таланты ребенка » .

Просвещение родителей.

Участие во всероссийском конкурсе «Яркие краски осени» . 1 место

Ноябрь Разучивание песни и стихов ко Дню матери. Сольный номер на празднике.

Развивающие упражнения в картинках :

«Дорисуй» , «Четвертый лишний» , «Найди предметы» и т. д. Развитие воображения, мышления.

Развивающие упражнения на развитие коммуникативных навыков : «Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые» , «Если да- похлопай, если нет – потопай» . Развитие коммуникативных навыков, слухового внимания.

Декабрь Рисование «Зимний пейзаж» . Развитие творческих способностей.

Новогодние развивающие задания.

Участие в конкурсе «Вместо елки – новогодний букет» . 1 место в ДОУ

ТРИЗ - задания

«Тёплый - холодный»

«Нарисуй музыку»

«Ожившие предметы» . Развитие мышления.

Упражнения «Быстрее нарисуй» , «Послушай и назови» . Развитие памяти, внимания

Памятка для родителей «Чтобы ребенок стал одаренным » Просвещение родителей.

Публикации по теме:

Индивидуальный маршрут «Осанка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 102» Индивидуальный маршрут «ОСАНКА» Инструктор по.

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ (нарушение речи) Фамилия, имя ребенка Дата рождения Основная проблема: Цель: Коррекционная логопедическая работа Задачи: Развить артикуляционную моторику.

Индивидуальный маршрут музыкально одаренного ребенка Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка. Дата заполнения сентябрь 2016 года. ОБЩИЕ ДАННЫЕ: Ф. И. О. ребенка:.

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка, имеющего задержку психического развития Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка, имеющего задержку психического развития Возраст 5 лет По итогам мониторинга у ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 8 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Индивидуальный образовательный.

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника (ИОМ) является обязательным элементом эффективности работы каждого современного воспитателя.

Суть ИОМ дошкольника

ФГОС определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований по нему является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников. Учитывая то, что программа ориентирована на среднего ученика, возможно, что более слабые могут недостаточно хорошо ее усвоить, а наиболее способные потерять мотивацию к обучению.

Именно поэтому индивидуальный подход ко всем детям с учетом всех их особенностей обеспечивает ИОМ дошкольника. Под ним понимается образовательная программа, которая направлена на обучение конкретного ребенка и учитывает все его личностные качества.

Цель и направления ИОМ

Дошкольника по ФГОС, пример которого встречается на сегодняшний день во всех образовательных учреждениях, направлен на решение конкретных задач. Цель разработки и внедрения в образовательного маршрута - это формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социализацию и социально-личностное развитие воспитанников. Последнее включает в себя основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического и других видов развития.

Главная задача, которую решает индивидуальный образовательный маршрут дошкольника - развитие познания, пример которого демонстрируется на открытых занятиях. Направления работы образовательного маршрута следующие:

Формирование движения, куда включается совершенствование навыков моторики;

Возможность занятия разными сферами деятельности;

Совершенствование речевых навыков;

Развитие представлений об окружающем мире предметов и социальных отношений;

Развитие представления о времени, пространстве.

При этом, реализация индивидуального маршрута предполагает проведение регулярного мониторинга с целью отслеживания степени освоения образовательной программы каждым воспитанником дошкольного учреждения.

Структура ИОМ

В процессе введения в систему образования новых стандартов, все воспитатели были обязаны пройти курсы по повышению квалификации. На них им демонстрировался пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника, образец которого рассматривался достаточно подробно. Однако этот вид мониторинга развития ребенка важен не только для работников образования, но также и для родителей, которые зачастую не знаю о назначении этого педагогического инструмента.

В структуру образовательного маршрута должны входить такие компоненты, как:

Целевой, который предполагает постановку конкретных целей, соответствующих новым стандартам;

Технологический, обуславливающий использование определенных педагогических технологий, методов и приемов;

Диагностический, определяющий комплекс диагностического инструментария;

Организационно - педагогический, определяющий условия и способы достижения поставленных целей;

Результативный, содержащий конечные результаты развития ребенка на момент перехода на школьное обучение.

Необходимые предварительные действия перед составлением образовательного маршрута

Так как основная цель образовательного маршрута - это выявление трудностей в процессе обучения и социального развития каждого ребенка, необходимо тщательное изучение его особенностей.

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника предполагает предварительную исследовательскую деятельность перед фиксированием результатов ребенка и является обязательной, включая в себя следующие действия:

1. Составление характеристики ребенка. В этом документе должно быть указано посещение воспитанником иных дошкольных учреждений и перерыв между их сменами. Также необходимо отметить скорость и уровень адаптации к группе.

2. Для определения ключевых трудностей у ребенка необходимо тщательное изучение его семьи с последующим составлением ее характеристики. В данном случае стоит обратить внимание на отношения между ребенком и родителями, так как чрезмерная опека может стать причиной подавления воспитанника.

4. Определение степени развития внимания, памяти, мышления, а также речевого развития является обязательным для дальнейшего наблюдения за его успехами;

5. Также необходимо выявить склонность ребенка к конкретным видам деятельности, чтобы помогать в развитии при помощи таких игр.

Оформление образовательной программы

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника доказывает степень необходимости тщательного изучения всех сфер жизни каждого конкретного ребенка. Изучив все необходимые данные, воспитатель приступает к составлению индивидуального маршрута, куда входят следующие разделы:

Общие сведения о дошкольнике;

Характеристика семьи;

Особенности внешнего вида дошкольника;

Здоровье;

Особенности моторики;

Познавательная сфера дошкольника;

Уровень знаний по разделам программы;

Уровень развития речи;

Отношение к занятиям;

Характеристика деятельности;

Наличие трудностей в общении;

Индивидуальные особенности;

Дополнительные сведения о дошкольнике.

Этот глубокий анализ позволяет построить индивидуальную работу с дошкольником достаточно эффективно.

Инклюзивное обучение и ИОМ для дошкольника с ОВЗ

Введение предполагает снятие барьеров между детьми всех групп здоровья путем совместного обучения.


В его основе лежит равное отношение к каждому ребенку, но при этом создание особых условий для детей, имеющих проблемы со здоровьем для комфортного пребывания в образовательном учреждении. В систему инклюзивного обучения включаются все категории учебных заведений: дошкольное, среднее, профессиональное и высшее. Учитывая, что детские сады также практикуют такое обучение, пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ОВЗ оправдывает свою актуальность.

При его составлении воспитатель обязан довести до сведения родителей следующие данные:

Пределы норм нагрузки;

Наличие в учреждении дополнительных коррекционно-развивающих программ;

Возможность внесения исправления в действующий образовательный маршрут.

ИОМ дошкольника с ОВЗ составляется с учетом диагностических данных и рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума. В его основе лежит поддержание сильных сторон дошкольника с достаточной долей компенсации дефектов в развитии.

Важно учитывать, что при составлении индивидуального маршрута на конкретного ребенка возможны изменения в количестве занятий и их формах.

Пример индивидуального образовательного маршрута одаренного дошкольника

Каждый малыш рождается с определенными способностями, которые необходимо постоянно улучшать. А учитывая, что дошкольное учреждение - это первый социальный институт ребенка, именно ему принадлежит основная роль в этом развитии.

Эта необходимость связана с тем, что если учить одаренного по стандартной программе, он быстро потеряет интерес к обучению, а следовательно, и мотивацию. Чтобы избежать такого феномена, каждый воспитатель должен выявить в своей группе одаренных детей и создать образовательный маршрут с учетом всех их особенностей.

Для создания эффективного образовательного маршрута важно принимать во внимание:

Особенности, потребности и интересы самого ребенка, а также пожелания его родителей;

Возможность удовлетворить потребности одаренного ребенка;

Имеющиеся ресурсы для достижения результата.

В составлении такого маршрута необходимо участие и родителей, которым следует продолжать дома методику, применяемую в детском саду.

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ОНР

Создание ИОМ для дошкольника, имеющего речевые нарушения, должно проходить совместно с логопедом и родителями ребенка. Он должен быть направлен на создание условий, которые помогут преодолению речевых барьеров.

Необходимо психологическое обследование, которое выявит интересы и склонности такого ребенка. Это исследование поможет повысить эффективность работы. Направления, которые должен содержать образовательный маршрут - это:

Лечебно - оздоровительная работа;

Вопросы обучения и социальной адаптации;

Вопросы коррекции;

Физическое воспитание;

Музыкальное воспитание.

Индивидуальный образовательный маршрут по ИЗО

Ярким показателем важности творческого подхода к воспитательской деятельности, станет пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ИЗО. Так как этот предмет изначально предполагает наличие творческих способностей у ребенка, необходимо направить его на их развитие. Это может быть как рисование, так и изготовление различных вещей своими руками. Главное - выявить, к чему проявляет склонность и способность конкретный ребенок. Создание условий для развития даст каждому одаренному дошкольнику возможность обнаружить скрытые в нем таланты. Демонстрация творческих достижений является важным этапом работы, так как творческому ребенку необходимо публичное признание своих способностей.

Образец индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ИЗО

Заключение

Таким образом, пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника доказывает необходимость личностного подхода к каждому ребенку и учета всех его особенностей.

Данные факторы позволяют максимально эффективно развивать будущего школьника, давая ему возможность выбора предпочитаемой деятельности.

Повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей.

Уровня коммуникативной компетентности, ребенок должен научиться самостоятельно разрешать возникающие конфликтные ситуации. Повышение уровня развития навыков саморегуляции и произвольности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с признаками одаренности в интеллектуальном развитии в МКДОУ БГО центр развития ребенка – детский сад №11

2016-2017г. г .

Место работы: МКДОУ БГО центр развития ребенка – детский сад №11

Ф.И. ребенка: Стас С.

Возраст: ___4 года________

Вид одаренности: интеллектуальная.

Формы работы: индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогом - психологом, воспитателями своей группы.

Участники сопровождения:

Характеристика на ребенка

В ходе экспертной оценки ребенка воспитателями, у мальчика отмечен высокий уровень развития интеллектуальных способностей, а также хорошо развитые физические качества.

На занятиях мальчик, часто отвлекается, мешает другим, может заниматься посторонними делами, но при этом хорошо ориентируется в происходящем и отвечает на заданные вопросы. Ребенок активно участвует в мероприятиях детского сада: конкурсах, спортивных мероприятиях.

Вне образовательной деятельности Стас очень активен, подвижный. Всегда доброжелательно настроен по отношению к окружающим.

По итогам углубленной психологической диагностики, можно говорить о высоком уровне интеллектуального развития, особенно о его вербальной составляющей. У мальчика хороший словарный запас, высокий уровень осведомленности, понятливости. У ребенка отмечен высокий уровень познавательной потребности, и творческого мышления.

Вывод: полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о высоком уровне развития интеллектуальных и творческих способностей, о высоком уровне коммуникативной компетентности и навыков саморегуляции. Дальнейшая работа с ребенком будет направлена на гармонизацию ее личностного развития.

Цель: создание условий для гармонизации личностного развития ребенка.

Задачи:

Активизации и актуализация интеллектуальных и творческих способностей ребенка;

Развитие навыков саморегуляции.

Планируемый результат:

Повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей.

Уровня коммуникативной компетентности, ребенок должен научиться самостоятельно разрешать возникающие конфликтные ситуации. Повышение уровня развития навыков саморегуляции и произвольности.

Организация работы: программа обучения спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Кроме того, учтены концептуальные положения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вариативной комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальной программы развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» Колесниковой Е.В., методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Фешиной Е.В.

Форма работы

Сроки

Ответственные

Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание, мышление)

Наблюдение

Изучение продуктов деятельности

Психологическое тестирование

Сентябрь

Декабрь

Май

Педагог - психолог

Педагоги

Взаимодействие с педагогами

Беседы

Консультации

1 раз в квартал

Педагог- психолог

Педагоги

Старший воспитатель

Консультирование педагогов на тему: «Создание портфолио успеха ребенка с признаками одаренности».

«Игры и упражнения на развитие интеллектуальных и творческих способностей»

Беседы

Консультации

В течение года

Участие в конкурсах и др. мероприятиях

1 раз в месяц

Педагоги

Взаимодействие с семьей

Беседы

Консультации

По мере необходимости

Старший воспитатель

Педагог - психолог

Родители

Родители

Работа с портфолио успеха.

Родители

Познавательный досуг

Родители

Педагоги

Родители

Выполнение заданий и упражнений на развитие творческого мышления и воображения.

Дивергентные задания ТРИЗ

Педагог- психолог Педагоги

Критерии оценки

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

Результаты диагностики

Взаимодействие с педагогами

Взаимодействие с семьёй

Создание и пополнение портфолио.

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с признаками одаренности в художественном творчестве в МКДОУ БГО центр развития ребенка – детский сад №11

2016 - 2017 г.г.

Ф.И. ребенка: Варвара Вл.

Возраст: __3 годат_________

Вид одаренности: творческая.

Формы работы: индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогом - психологом, творческие конкурсы, театрализованная деятельность.

Участники сопровождения: педагоги и специалисты МКДОУ, родители ребенка.

Характеристика на ребенка

У Вари ярко выражены музыкальные способности. Она любит музыку, артистична, быстро отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает, сочиняет свои мелодии. Девочка свободно воспроизводит мелодию голосом, точно её интонируя, подбирает по слуху на музыкальном инструменте. Когда она поет, то вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение. Она с легкостью изменяет силу голоса, темп, тембр, высоту, динамику. Девочка отличается высокой любознательностью и наблюдательностью. Она легко устанавливает контакт с собеседником.

Сохранение и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка представляется очень важной и актуальной задачей, поэтому для работы с Соней был составлен индивидуальный образовательный маршрут.

Вывод: полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о высоком уровне развития творческих способностей. Дальнейшая работа с ребенком будет направлена на гармонизацию ее личностного развития.

Цель: создание оптимальных условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.

Задачи:

Раскрыть музыкальные способности;

Совершенствовать и расширять систему дополнительного образования;

Вовлекать в конкурсы на различном уровне;

Создавать насыщенную предметно-развивающую музыкальную среду

Повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в вопросах

поддержки и сопровождения способных детей.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты.

Результативное участие в конкурсах различных уровней;

Создана предметно-развивающая среда по музыкальному развитию;

Тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.

План психолого – педагогического сопровождения

Используемые технологии и методики.

1.Педагогический мониторинг.

Определение «проблемных» и «успешных» зон развития- углублённое диагностическое обследование

Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребёнка;

Подбор методик, определение методов и приёмов работы.

Подбор индивидуальных заданий;

Связь с родителями и педагогами;

Корректировка задач, методов работы с ребёнком.

Итоговая диагностика;

2.Формы работы с одаренными детьми: творческие мастерские, работа по индивидуальным планам, участие в конкурсах, фестивалях, кружках.

3.Использование методик направленных на обеспечение эмоционального благополучия и развития вокально-хоровых навыков-музыкотерапия;

Сказкотерапия;

Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой;

Артикуляционная гимнастика;

Физвокализ;

Дикционные упражнения;

Музыкальные игры;

Музыкальный аутотренинг;

Терапия творчеством-(арт-терапия).

метод наблюдения за музыкой; метод сопереживания; метод моделирования художественного творческого процесса; метод интонационно стилевого постижения музыки.
4.Педагогическая технология развития сотрудничества у старших дошкольников в процессе пения.

Примерные сроки достижения результатов.

Сентябрь 1. Подбор диагностических методик.

2. Изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников.

3. Отслеживание эмоционального настроя ребенка в ООД.

Октябрь 1. Участие в городском конкурсе- «Юные таланты».

2. Отслеживание эмоционального настроя ребенка в кружке «Домисольки».

3. Викторина «Угадай мелодию»

Ноябрь 1. Игра «Определи жанр музыки».

2.Консультация «Способный ребенок – особая ценность для общества» Музыкальный руководитель

Декабрь 1. Музыкальная гостиная.

2. Развивающие музыкальные игры.

3. Подготовка сольного номера.

4. Сольное выступление на новогоднем утреннике.

Беседа «Творческий потенциал дошкольника».

Январь 1. Составление картотеки «Любимая песенка»

2. Разгадывание ребусов.

Февраль 1. Выставка рисунков «Сказка в музыке»

2. Вечер музыки «Сказки и сказочные герои в музыкальных произведениях П. И. Чайковского».

3. Викторина «Его величество – ритм»

4. Разучивание песни на 8 марта. Памятка «Что такое музыкальные способности? » Музыкальный руководитель.

Март 1. Игра на музыкальных инструментах.

2. Беседа «Музыкален ли ваш ребенок?»

Апрель 1. Игра «Песенка-чудесенка»

2. «Разгадай ребус».

3. Упражнение «Музыкальная лесенка».

4. Консультация «Развитие творческих музыкальных способностей у дошкольника»

Май 1. Участие в концерте «День Победы»

2. Мониторинг эффективности работы. Рекомендации.

В течение года -

1. Посещение кружка «Домисольки»

2. Активное участие в праздниках и развлечениях ДОУ. Индивидуальные консультации. Музыкальный руководитель.

Форма работы

Сроки

Ответственные

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

Наблюдение

Психологическое тестирование

Сентябрь

Декабрь

Май

Педагог - психолог

Педагоги

Диагностика творческих способностей

Взаимодействие с педагогами

Информирование о результатах диагностических исследований

Беседы

Консультации

1 раз в квартал

Педагог- психолог

Педагоги

Консультирование педагогов на тему:

«Создание портфолио успеха ребенка с признаками одаренности».

Создание условий для развития творческих способностей:

организация участия в конкурсах и др. мероприятиях

Оформление и пополнение портфолио успеха.

1 раз в месяц

Педагоги

Взаимодействие с семьей

Психолого- педагогическое просвещение родителей:

«Одаренный малыш или как развить в ребенке талант».

Беседы

Консультации

По мере необходимости

Старший воспитатель

Педагог - психолог

Создание дома условий для развития творческих способностей ребенка.

Родители

Работа с портфолио успеха.

Организация участия в конкурсах и др. мероприятиях, выполнение совместных работ.

Познавательный досуг

Родители

Педагоги

Посещение музеев, выставок, театров.

Родители

Осеннее развлечение. Новогодний утренник. Утренник посвященный Международному Женскому Дню.

Спектакли: "Волки и козлята", "Мешок яблок".

Музыкальные занятия Беседы

Просмотр видеофильмов

В течение года

Педагоги

Музыкальный руководитель

Творческая мастерская

По мере

возможности и желания ребенка

Оценка промежуточных результатов

Критерии оценки

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

Результаты диагностики

Взаимодействие с педагогами

Психолого-педагогическая компетентность педагогов

Создание предметно-пространственной среды для развития творческих способностей ребёнка

Создание и пополнение портфолио.

Взаимодействие с семьёй

Психолого-педагогическая компетентность родителей

Создание и пополнение портфолио.

Театрализованная деятельность

Участие в театрализованных постановках

Участие в конкурсах

Срок реализации индивидуальной программы развития 2016-2017 гг.

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста с признаками одаренности

2016 г.

Ф.И. ребенка: Бескровных Никита

Возраст: _6 лет__________

Вид одаренности: творческая.

Формы работы: индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогом - психологом, воспитателями.

Участники сопровождения: педагоги и специалисты МКДОУ, родители ребенка.

Характеристика на ребенка

Развитие ребёнка соответствует норме. Мальчик очень активен, любознателен. По наблюдениям, часто ставит перед собой сверх трудные цели, проявляя упорство и настойчивость в достижении результата.

Никита уверен в себе. Он обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением, у мальчика богатый словарный запас, ярко выраженная способность к словотворчеству и своеобразное чувство юмора. Он легко запоминает и с выражением читает стихи, пересказывает тексты, придумывает рассказы и сказки, передает содержание мультфильмов и кинофильмов.

Любимым занятием мальчика является конструирование (лего). Он с удовольствием конструирует фантастических животных, людей. С лёгкостью придумывает сюжет и без схемы создаёт образы. Очень нравится ему конструировать по содержанию литературных произведений и мультфильмов.

Конструирование помогает мальчику сочинять, воображать, рассказывать, самореализовываться в творчестве.

Цель: Формирование у ребёнка успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности.

Задачи:

∙ Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей мальчика и поддержки его сильных сторон личности.

∙ Развивать творческие способности ребёнка в художественной деятельности.

∙ Повысить самооценку, уверенность в себе.

Планируемый результат:

Повышение уровня развития творческих способностей.

Организация работы: программа обучения спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Кроме того, учтены концептуальные положения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вариативной комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальной программы развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» Колесниковой Е.В., методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Фешиной Е.В

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

План психолого – педагогического сопровождения

Форма работы

Сроки

Ответственные

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

Наблюдения

Тесты

Диагностики

Сентябрь

Декабрь

Май

Педагог - психолог

Педагоги

Музыкальный руководитель

Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание)

Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность)

Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)

Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)

Диагностика художественно-эстетического развития

Взаимодействие с педагогами

Информирование о результатах диагностических исследований

Беседы

Консультации

1 раз в квартал

Педагог- психолог

Педагоги

Консультирование педагогов на тему: худ ожественный материал для развития памяти, мышления, речи», «Игры и упражнения на развитие творческих способностей»

«Создание творческих проектов»

Индивидуальные беседы

В течение года

Взаимодействие с семьей

Психолого- педагогическое просвещение родителей:

«Одаренный малыш или как развить в ребенке талант».

«Как научит ребенка общаться без конфликтов».

Беседы

Консультации

По мере необходимости

Старший воспитатель

Педагог - психолог

Поддержание интереса ребёнка, поощрение.

Родители

Создание дома условий для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

Родители

Работа с портфолио успеха.

Родители

Организация участия в конкурсах и др. мероприятиях, выполнение совместных работ.

Познавательный досуг

Родители

Педагоги

Посещение музеев, выставок, театров.

Родители

Художественная деятельность

Участие в творческих конкурсах

Изготовление открыток к праздникам

«Новый год»

«Международный женский день»

«День победы»

Творческая мастерская

Творческое

задание

По мере желания ребёнка

Декабрь

Февраль

Апрель

Педагоги

Педагоги

Участие в творческих конкурсах

Творческая мастерская

По мере возможности и желания ребенка

Педаглги

Психолого-педагогическая поддержка

Развитие позитивной самоидентификации

Игры

Упражнения

Беседы

Согласно расписания занятий

2 раза в месяц

Педагог- психолог

Работа по программе

«Я - ученик!»

Совместная деятельность с педагогами и сверстниками

Педагоги

Оценка промежуточных результатов

Критерии оценки

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

Результаты диагностики

Взаимодействие с педагогами

Психолого-педагогическая компетентность педагогов

Создание предметно-пространственной среды для развития интеллектуальных и творческих способностей ребёнка

Создание и пополнение портфолио.

Взаимодействие с семьёй

Психолого-педагогическая компетентность родителей

Создание и пополнение портфолио.

Художественная деятельность

Участие в конкурсах

Индивидуальная работа психолого- педагогического сопровождения

Положительное эмоциональное состояние ребенка

Развитие навыков саморегуляции

Развитие коммуникативной компетентности и навыков сотрудничества.

Срок реализации индивидуальной программы развития 2018-2017 гг.


муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 «Родничок» Ярославского муниципального района

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста с признаками одаренности

Ф.И.ребенка: _____________________________________________________________

Возраст: ___________

Вид одаренности: интеллектуальная, творческая.

Формы работы: индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогом - психологом, театрализованная деятельность.

Участники сопровождения: педагоги и специалисты МДОУ, родители ребенка.

Характеристика на ребенка

В ходе экспертной оценки ребенка воспитателями, у девочки отмечен высокий уровень развития интеллектуальных и творческих способностей (музыкальных, изобразительных), а также хорошо развитые физические качества.

На занятиях девочка, часто отвлекается, мешает другим, может заниматься посторонними делами, но при этом хорошо ориентируется в происходящем и отвечает на заданные вопросы. Ребенок активно участвует в мероприятиях детского сада: конкурсах, фестивалях, играет главные роли в театрализованных постановках, солирует при исполнении музыкальных произведений.

Вне образовательной деятельности девочка очень активная, подвижная, часто создает конфликтные ситуации, общаясь со сверстниками, спорит с воспитателями. При этом быстро устает от шумной обстановки и коллектива и ищет место для уединения.

По итогам углубленной психологической диагностики, можно говорить о высоком уровне интеллектуального развития, особенно о его вербальной составляющей. У девочки хороший словарный запас, высокий уровень осведомленности, понятливости, хорошо выстраивает причинно - следственные связи. У ребенка отмечен высокий уровень познавательной потребности, и творческого мышления. В методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дъяченко девочка не только сделала качественные рисунки, но и дала каждому из них оригинальное название. В ходе социометрического эксперимента был выявлен низкий статус ребенка в коллективе сверстников (один положительный выбор и множество отрицательных).

Вывод: полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о высоком уровне развития интеллектуальных и творческих способностей, а так же о низком уровне коммуникативной компетентности и навыков саморегуляции. Дальнейшая работа с ребенком будет направлена на гармонизацию ее личностного развития.

Цель: создание условий для гармонизации личностного развития ребенка.

Задачи:

Активизации и актуализация интеллектуальных и творческих способностей ребенка;

Развитие коммуникативных способностей, навыков сотрудничества, конструктивного решения конфликтов;

Развитие навыков саморегуляции.

Планируемый результат:

У ребенка повысился уровень развития интеллектуальных и творческих способностей.

Повысился уровень коммуникативной компетентности, ребенок применяет навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в повседневной жизни, конструктивно разрешает возникающие конфликтные ситуации, повысился социометрический статус в группе сверстников.

Повысился уровень развития навыков саморегуляции и произвольности.

Организация работы: получение образования (программа обучения) - Основная образовательная программа МДОУ № 42 «Родничок» ЯМР спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Кроме того, учтены концептуальные положения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вариативной комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальной программы развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» Колесниковой Е.В., методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Фешиной Е.В., книги для педагогов «Перворобот LEGO WeDo» Марио Хьйорт Фолькманн, парциальной образовательной программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» авторов И. Каплуновой и И. Новоскольцевой.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

План психолого - педагогического сопровождения

Форма работы

Сроки

Ответственные

Исследование психических процессов(память, восприятие, внимание, мышление)

Наблюдение

Изучение продуктов деятельности

Психологическое тестирование

Сентябрь

Педагог - психолог

Педагоги

Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность)

Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)

Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)

Диагностика творческих способностей

Взаимодействие с педагогами

Информирование о результатах диагностических исследований

Консультации

1 раз в квартал

Педагог- психолог

Педагоги

Старший воспитатель

Консультирование педагогов на тему:

«Создание портфолио успеха ребенка с признаками одаренности».

Семинар - практикум "Одаренный ребенок: создание условий для развития его способностей".

«Игры и упражнения

На развитие творческих способностей»

Консультации Семинары - практикумы

В течение года

Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей:

Разработка схем РППС, обогащение центров играми и пособиями, материалами для творчества.

организация участия в конкурсах и др. мероприятиях

Оформление и пополнение портфолио успеха.

1 раз в месяц

Педагоги

Взаимодействие с семьей

Психолого- педагогическое просвещение родителей:

«Одаренный малыш или как развить в ребенке талант».

«Как научит ребенка общаться без конфликтов».

Консультации

По мере необходимости

Старший воспитатель

Педагог - психолог

Поддержание интереса ребёнка, поощрение.

Родители

Создание дома условий для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

Родители

Работа с портфолио успеха.

Родители

Организация участия в конкурсах и др. мероприятиях, выполнение совместных работ.

Познавательный досуг

Родители

Педагоги

Посещение музеев, выставок, театров.

Родители

Театрализованная деятельность

Осеннее развлечение. Новогодний утренник. Утренник посвященный Международному Женскому Дню.

Спектакли: "Волки и козлята", "Мешок яблок".

Музыкальные занятия Беседы

Просмотр видеофильмов

В течение года

Педагоги

Музыкальный руководитель

Участие в творческих конкурсах

Творческая мастерская

возможности и желания ребенка

Психолого-педагогическая поддержка

Подгрупповые занятия по программе эмоционального развития детей дошкольного возраста "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь" Крюкова С.В., Слободяник Н.П.

Упражнения

Согласно расписания занятий

Педагог- психолог

Выполнение заданий и упражнений на развитие творческого мышления и воображения.

Дивергентные задания ТРИЗ

Педагог- психолог Педагоги

Оценка промежуточных результатов

Критерии оценки

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

Результаты диагностики

Взаимодействие с педагогами

Психолого-педагогическая компетентность педагогов

Создание предметно-пространственной среды для развития интеллектуальных и творческих способностей ребёнка

Взаимодействие с семьёй

Психолого-педагогическая компетентность родителей

Создание и пополнение портфолио.

Театрализованная деятельность

Участие в театрализованных постановках

Участие в конкурсах

Индивидуальная работа психолого- педагогического сопровождения

Положительное эмоциональное состояние ребенка

Развитие навыков саморегуляции

Развитие коммуникативной компетентности и навыков сотрудничества.

Срок реализации индивидуальной программы развития 2015-2016 уч.г.

Подпись родителей _______________________________________



Рассказать друзьям