Психологические особенности мужчин и женщин краткое содержание. Теоретические подходы к исследованию ассоциаций в психологии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Какими особенностями обладают мужчины?

1. Самостоятельность

Принятие решений самостоятельно, в одиночестве . Когда мужчина сомневается в чем-то или у него наступает кризис, он, конечно, может с кем-то посоветоваться, но в конечном итоге ему нужно свое пространство и время, чтобы принять решение. Женщина же зачастую может принимать решения в процессе общения, и так же часто его менять. У нее объемное видение ситуации, которое не позволяет ей остановиться на чем-то одном. Мужчина же в своем твердом решении бывает непреклонен, но и благодаря этому способен достигать целей.

2. Забота

Мужчине необходимо заботиться о семье, окружающих. Он хочет чувствовать свои достижения вовне. Если женщина способна сама о себе позаботиться, мужчина теряет интерес к такой женщине . По этой причине женщина должна научиться доверять мужчине и хвалить его за достигнутый результат.

3. Однонаправленность

Мужчина не способен сосредотачиваться на двух вещах сразу. Ему сложно переключаться с одного дела на другое, заниматься несколькими делами одновременно. Он все делает на «полную катушку»,- если работает, то работает, если отдыхает, то отдыхает. Нужно учитывать эту особенность мужчины и не напрягать его бытовыми вопросам, когда он отдыхает и не отвлекать во время работы.

4. Востребованность

При всей внешней решительности, мужчина психически в 9 раз слабее женщины . Если он не чувствует, что он полезен, нужен и важен, то у него опускаются руки. Именно поэтому в нашей стране мужчины спиваются, а женщины сами заботятся о себе и детях. Мужчине нужно демонстрировать, что без него семья не справится. Нам, женщинам, очень важно ослабить свой контроль, иначе мы сами превратимся в мужчину.

5. Психическая защита

Мужчина защищает свою семью извне. Он сражается с внешним миром за то, чтобы семью уважали, чтобы приносить доход в дом и т.д. Женщина защищает семью изнутри. Если она не уважает мужчину внутри семьи , его не будут уважать на работе. Если она обсуждает, критикует и позволяет слушать нелестные слова о своем муже, то мужчина теряет свою силу .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Вопрос 1. Понятие «гендер» и «половые различия»

семья брак супружеский психологический

Когда говорят о различии между существами женского и мужского пола как о различии "пола", то имеют в виду их биологическое различие. Когда говорят о гендере, то исходят из определенных социокультурных определений понятия женщины и мужчины и предполагают изначально установленное различие их социального положения».

Понятие гендер, означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. гендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии. Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки "мужеподобная женщина" или "мужик, а ведет себя как баба" весьма болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств). В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть "настоящий мужчина" и какой должна быть "настоящая женщина".

Половые различия - различия, которые статистически распределены в популяции таким образом, что при рассмотрении большого числа людей они могут использоваться в качестве отличительных черт мужчин и женщин. С середины 1970-х годов по проблеме половых различий в мире публиковалось до 1,5 тысячи работ ежегодно. Усилия исследователей были направлены на инвентаризацию половых различий и выяснение их происхождения. в 1974 году опубликована монография американских исследователей Э. Маккоби и К. Джеклин «Психология половых различий», в которой дается критический анализ большинства публикаций по этой проблеме. На основе анализа они разделили половые различия на три группы.

Достоверные: мальчики (мужчины) более агрессивны и более успешны в математических и зрительно-пространственных операциях, а у девочек (женщин) более развиты языковые способности. Агрессивность мужчин чаще носит асоциальный характер, у женщин она чаще проявляется в несогласии, словесно, в виде протеста против чего-либо.

Сомнительные: у мальчиков и девочек -- в послушании и заботливости, доминантности, страхе и тревожности, стремлению к соревнованиям, тактильной чувствительности, общем уровне активности.

Неподтвержденные: у девочек (женщин) отмечается определяющее влияние среды на их развитие, больше внушаемость и ориентированность на социум, выше успешность в требующих стандартного решения задачах, меньше самоуважение и потребность в достижениях. У мальчиков (мужчин) -- определяющее влияние наследственности на их развитие, успехи в выполнении сложных и нестандартных заданий, аналитический и познавательный стиль, преимущественное развитие слухового анализатора.

Вопрос 2. Психологические особенности мужчины и женщины

М и Ж существенно отличаются друг от друга не только по физическим и физиологическим характеристикам, но и по психологическим свойствам, чертам личности и особенностям поведения.

мужской образ - набор черт, связанных с компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью.

женский образ, напротив, включает в себя такие черты как эмоциональная поддержка, теплота чувств, он ориентирован на социальные и коммуникативные умения.

Эти стереотипные представления поддерживаются авторитетом психол-ой науки, хотя подавляющему большинству обычных людей не известны результаты сравнения психол-их характеристик между мужчинами и женщинами.

Кроме индивидуальной, неповторимой логики, женщинам приписывают и другие необоснованные свойства, касающиеся половых особенностей восприятия, обучаемости, памяти, интеллекта, когнитивного стиля, мотивации, самосознания, темперамента, уровня активности и эмоциональности, общительности, доминантности и т. д.

Комплименты

Принято говорить женщинам комплименты, потому что они в этом крайне нуждаются ("женщины любят ушами"). Но мужчины реагируют на комплименты в их адрес не менее благожелательно, чем женщины, только внешние проявления у них скупее.

Критичность

Женщины критичнее относятся к своей внешности, чем мужчины к своим способностям. Мужчины более критично относятся к собеседникам, нежели женщины.

Потребность в общении

Средний объем общения у женщин более чем в полтора раза превосходит объем общения мужчин.

Конфликты

Различная потребность мужчины и женщины в общении служит источником многочисленных конфликтов в семьях. В большинстве случаев муж в течение рабочего дня вполне удовлетворяет свою потребность в общении. Жена же далеко не всегда, ибо потребность ее значительно больше. Поэтому она надеется восполнить дефицит общения дома.

Слушание

Женщина слушает внимательно намного дольше, чем мужчина.

Мужчина в среднем слушает женщину внимательно всего лишь 10-15 секунд, после чего склонен дать ответ, не уточняя информации.

Невербальные сигналы

Причина высокой чувствительности женщины к скрываемому подтексту - во врожденном умении замечать и расшифровывать (так называемые) невербальные сигналы: позы, жесты, телодвижения, совершаемые в момент речи. Они производятся подсознательно и выдают состояние говорящего. женщины в переговорах более удачливы, нежели мужчины.

Для женщин важен процесс общения, для мужчин - результат.

О чем говорят

Мужчины больше любят говорить о своих успехах, а женщины - о своих неудачах.

Размышления

Мужчина предпочитает размышлять молча, высказывает лишь окончательный результат. Женщина думает вслух, что воспринимается мужчиной как болтовня. Типичный мужской вопрос (не всегда, правда, задаваемый вслух): "Когда она думает, если все время говорит?" Свои чувства мужчины выражают сложнее, чем женщины.

Перебивание собеседника

Женщина реже, чем мужчина, перебивает собеседника, она лучше видит собеседника и понимает его чувства. Мужчина перебивает женщину в 2 раза чаще, чем та его.

Вопрос 3. Особенности отношений мужчины и женщины к семье и браку

Каковы возможные мотивы вступления в брак у опрошенных мужчин? Анализ данных выявил два возможных пути по любви (вариант ответа «если бы поняли, что не могут жить без любимой женщины» 51 %) или после длительного сожительства (вариант «долгое время проживали бы в гражданском браке и все-таки решили узаконить свои отношения» 51 %).

Другие варианты, такие, как вынужденность заключения брака (по беременности или по воле родителей), а также брак по расчету, получили небольшое число голосов.

По мнению опрошенных мужчин, жена должна вносить в семейные отношения:

1. домашний уют, тепло домашнего очага

2. любовь, нежность, доброту, романтику, ласку

3. заботу, поддержку

4. взаимопонимание, доверие

Таким образом, можно сказать, что мужчинами делается упор на эмоциональную и бытовую стороны супружеского союза, от спутницы жизни они ждут в первую очередь поддержания именно этих сторон семейной жизни; причем бытовая сторона тоже носит характер эмоциональной, или душевной, поддержки (под теплом домашнего очага обычно понимается и спокойствие, хорошая психологическая атмосфера в доме, а не тепло от камина в буквальном смысле). Присутствует в этих ожиданиях и эротический компонент, также сильно связанный с потребностью в эмоциональной поддержке от жены. главным фактором, укрепляющим семейные отношения, по мнению опрошенных мужчин, является взаимопонимание и гармония в семье, большое влияние на укрепление семьи оказывают материальные блага, затем следуют интимные отношения и дети. Здесь также прослеживается сильное влияние эмоционального (душевного, морального) фактора, от которого по своему значению явно отстает фактор материальный и сексуальный (к сожалению, и родительские функции семьи).

Вопрос 4. Половое воспитание

Половое воспитание рассматривается как процесс, направленный на выработку черт личности и установок, определяющих полезное для общества отношение к человеку противоположного пола (не только в семье, но и практически везде).

По мнению Д.В. Колесова и Н.Б. Сельверовой, трактовка полового воспитания основана на трех положениях:

Половая принадлежность -- важнейший стержень формирующейся личности, поэтому формирование в детях эталонов настоящей мужественности и женственности и потребности следовать этим эталонам необходимо не только в плане гармонии сексуального развития, но и для нормальной и эффективной социализации личности.

Половое влечение не должно подавляться, однако важно привить педагогически приемлемые способы его удовлетворения в межличностном общении с лицами противоположного пола.

Необходимо предупреждать преждевременное осознание ребенком некоторых проявлений сексуального развития, что, однако, должно выражаться не в отказе от обсуждения с детьми и подростками этих вопросов, а в своевременном, но не чрезмерном их сексуальном просвещении.

Целью полового воспитания Д.В. Колесов и Н.Б. Сельверова (1978) видят в формировании общественно полезных установок личности в различных аспектах взаимоотношений между представителями противоположных полов, которые бы обеспечивали сохранение личного здоровья;

создание полноценной здоровой семьи;

ориентацию супругов на такое число детей в семье, которое в наибольшей степени отвечало бы интересам общества;

развитие способности учитывать специфические половые особенности (физического и психического характера) противоположного пола в процессе трудовой деятельности.

С.В. Ковалев утверждает, что половое воспитание должно не сглаживать, а, наоборот, всячески поддерживать половые различия мужчин и женщин. Эти различия проявляются уже в первые дни после рождения, становясь с взрослением ребенка все более яркими и отчетливыми. Активность сильного пола носит своеобразный предметно-инструментальный характер, тогда как слабый пол по своей природе эмоционально-экспрессивен, что в достаточной степени проявляется и в области полового поведения и влечений.

Трудно переоценить роль полового воспитания и в формировании качеств семьянина. Здесь огромную роль играет добрачный опыт юности, в котором особенно важно познание как можно большего количества реальных семей, царящих в них взаимоотношений и укладов.

В.А. Сысенко (1985) так формулирует основные направления деятельности по подготовке к семейной жизни:

нравственная (осознание ценности брака, детей и т. д.);

психологическая (сумма психологических знаний, необходимых в супружеской жизни);

педагогическая (навыки и способности к воспитанию детей);

санитарно-гигиеническая (гигиена брака и быта);

экономическая и хозяйственно-бытовая.

Вопрос 5. Представление о семье и браке у молодежи, современные проблемы молодых в создании семьи

C.В. Ковалев подчеркивает важность формирования адекватных брачно-семейных представлений юношей и девушек. В настоящее время представления о браке у молодежи имеют ряд негативных особенностей: так, в возрасте 13--15 лет происходит прогрессирующее разделение и противопоставление понятий любви и брака. У студенческой молодежи значимость любви при выборе спутника жизни оказалась на четвертом месте после качеств «уважение», «доверие», «взаимопонимание». Происходит явное «оттеснение» любви в браке на фоне ее предшествующего всевластия. То есть юноши и девушки могут воспринимать семью как помеху своим чувствам и лишь впоследствии, мучительным путем проб и ошибок, прийти к постижению нравственно-психологической ценности брака.

Для молодежи характерно расхождение качеств желаемого спутника жизни и предполагаемого партнера по повседневному общению, из круга; которого этот спутник в общем-то и должен выбираться. Опросы социологов показали, что качества личности, считающиеся значимыми для идеального супруга, в реальном общении юношей и девушек не имеют решающего значения.

Наблюдается также и другая опасная тенденция -- чрезмерность требований к партнеру и супругу: это касается в основном девушек. У части студенток выявлен практически полный перечень требований к молодым людям из всех теоретически возможных -- он достигает 20 качеств. Здесь оказываются ум, красота, чуткость, лидерские качества («сильнее меня»), обеспеченность, помощь по дому, честность, образованность, коммуникабельность, чувство юмора. Если при этом требования будут ригидны, вероятность построения успешных отношений снижается до минимума.

выяснилось, что молодые люди, начинающие совместную жизнь, плохо знают характеры друг друга -- оценки, присваемые спутнику жизни, весьма существенно расходились с его (ее) самооценкой. Вступающие в брак наделяли избранника качествами, сходными с их собственными, но с известным их преувеличением в сторону большей мужественности или женственности.

Итак, развитие брачно-семейных представлений юношей и девушек включает в себя формирование у них правильных воззрений о соотношении любви и брака, преодоление потребительских тенденций в отношении семьи и спутника жизни, воспитание реалистичности и цельности в восприятии себя и других.

Москвичева выделила четыре основных типа представлений студентов о семье:

1. «теплый круг общения» интимные межличностные отношения и общение; любовь, взаимопонимание, принятие, эмоциональная поддержка (ассоциативные образы: «домашнее тепло»; «круглый стол», «изобилие», «мягкие кресла вокруг камина») 40,4%;

2. «стабильный организм» естественный единый организм, целостный процесс жизнедеятельности, сообщество помогающих друг другу людей, связанных родством «<дерево С корнями И кроной», «муравейник», «пчелиное гнездо») 19,9%;

3. «убежище» это убежите от трудностей внешнего мира «<островок В бушующем море», «норка», «крепость») 24,8%;

4. «взаимная ответственность» (чистый лист бумаги, где фиксируются все позитивные и негативные события) 14,1%.

Автор отмечает, что среди многих аспектов семейных отношений студенты выделили ограниченный круг вопросов, касающихся преимущественно аффилиативных потребностей, потребностей в подтверждении ценности и значимости своего «Я», некоторых витальных потребностей и потребностей в чувстве безопасности. При этом практически не упоминались аспекты семейных отношений, связанные со стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию, удовлетворением индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, самореализации в детях и др. Полученная картина отражает специфичность представлений о семье студентов, еще не имеющих опыта супружеской жизни. Согласно полученным данным, женщинам более близок образ «теплый круг общения» и «убежище», а мужчинам представление о семье как организме. Для экстерналов с высоким уровнем тревожности более характерно представление о семье как об «убежище», а для интерналов с высокой тревожностью как «взаимной ответственности».

Наши исследования студенток показали, что в возрасте 19 21года девушки ориентируются на эгалитарную модель брака, в котором практически все хозяйственно-бытовые обязанности покупка продуктов, стирка, приготовление пищи и т. д. выполняются совместно. Из предложенных бытовых обязанностей девушки отводят будущему мужу ремонт дома. Студентки более старшего возраста (возраст обучающихся на заочном отделении, как правило, составляет 2535 лет, многие из них замужем) склонны относить часть бытовых забот к чисто женской обязанности.

Вопрос 6. Факторы, способствующие разводу, их характеристика

Как показали результаты многих исследований, тот «багаж», то есть совокупность добрачных факторов, с которыми молодые люди начинают семейную жизнь, оказывает существенное влияние на успех адаптации в первые годы совместной жизни, на прочность семьи, степень вероятности развода. К добрачным факторам относятся некоторые особенности родительской семьи, социально-демографические характеристики самих вступающих в брак, особенности периода знакомства и ухаживания.

Из особенностей прасемьи наиболее изучено влияние следующих;

общепризнано, что развод родителей увеличивает вероятность развода их выросших детей Установлено также, что у людей, чья личная жизнь не удалась, чаще встречались разведенные братья и сестры -- на прочность создаваемого союза влияет не только отсутствие одного из родителей, но и конфликты в родительской семье, ее отрицательная эмоциональная атмосфера. Вероятно, в конфликтных и неполных семьях дети не получают адекватного представления о модели успешных взаимоотношений в семье. При этом в семьях, где есть разведенные, может складываться более терпимое отношение к разводу («готовность к разводу»). Большое значение имеет и тот факт, что неполные семьи находятся в более тяжелом материальном положении, чем семьи с двумя родителями, что, в свою очередь, сказывается на уменьшении вероятности получения хорошего образования, профессии и дохода; при прочих равных условиях, чем ниже уровень образования, профессиональный статус и доход мужа, тем выше вероятность развода.

К числу добрачных факторов, увеличивающих вероятность развода, западные психологи и социологи единодушно относят беременность невесты (возможно, влияние так называемых вынужденных браков). Среди причин этого эффекта обычно называют нарушение процесса адаптации жениха и невесты к браку, «перескакивание» сразу на следующую стадию семейной жизни, связанную с рождением и воспитанием детей, обострение экономических проблем супругов в связи с рождением ребенка.

Увеличивают вероятность развода и другие характеристики добрачного периода жизни:

непродолжительный срок добрачного знакомства (рекомендуемый психологами срок -- 1--1,5 года);

серьезные ссоры и конфликты во время ухаживания;

отрицательное отношение родителей к данному браку (не получили одобрения при вступлении в брак 43% тех, кто развелся, и лишь 13% живущих в стабильном браке).

Факторами риска являются такие обстоятельства, как слишком ранний брак (до 19 лет), разница в возрасте между супругами более 10 лет, существенная разница в физической привлекательности (по материальным соображениям, досадить кому-либо третьему, уйти из родительского дома).

Негативное влияние на построение долговременных отношений оказывают некоторые свойства личности, такие как личностная (эмоциональная) незрелость, низкая самооценка (поскольку она порождает не уверенность и ревность, затрудняет отношения, построенные на любви и доверии), чрезмерная зависимость (от родителей), эмоциональная изоляция (как неспособность проявления своих чувств и принятия чувств другого).

К недостаткам, увеличивающим вероятность неуспешности брака, Адлер относил: проявление недоверия к объекту любви, так как это знак установки, порождающей постоянные сомнения, и они ясно свидетельствуют о неготовности к реальным проблемам жизни; желание постоянно критиковать и воспитывать другого человека; излишняя чувствительность, которая может быть симптомом комплекса неполноценности; постоянное ожидание разочарования, становящееся в браке причиной ревности.

Следует отметить, что перечисленные факторы риска не являются «фатальными» при прогнозе будущих супружеских отношений, так как существуют благополучные супружеские пары с большой разницей в возрасте, с весьма коротким сроком добрачного знакомства и т. д. Все эти факторы имеют скорее некий «кумулятивный» характер, так что при накоплении их вероятность несложившихся супружеских отношений увеличивается.

Вопрос 7. Характеристика факторов, способствующих укреплению семьи

Благоприятными факторами, способствующими укреплению отношений, являются: сходство в образовании, социальном положении, во взглядах на большинство основных жизненных вопросов, одинаковая физическая привлекательность партнеров, разделяемые интересы и виды активности, сходные сексуальные потребности, а также личностные особенности, в числе которых: способность создавать и принимать душевную близость, способность к хорошей адаптации, эмоциональная стабильность и многие другие.

М. Яффе и Ф. Фенвик (1991) подчеркивают значение сексуальной совместимости, под которой они понимают не «технику» любви, которой, по их мнению, можно вполне обучиться в процессе взаимной адаптации, а действительное влечение партнеров друг к другу и примерно равное значение этой сферы супружеских отношений для обоих. Сексуальные отношения не проявят свою связывающую силу, если взгляды на него у супругов очень различаются или если секс играет намного большую или меньшую роль в жизни одного из партнеров по сравнению с другим. По мнению авторов, на основе взаимной притягательности и любви почти все сексуальные проблемы разрешимы, а без этого они, скорее всего, окажутся непреодолимыми.

Важный этап в подготовке к семейной жизни и её укрепления является период ухаживания. С.В. Ковалев выделяет три важнейшие функции этого периода:

На протяжении всего ухаживания происходит накопление совместных впечатлений и переживаний. Это эмоциональный потенциал последующей семейной жизни, запас чувств, из которого супруги будут черпать силы и радость в трудные периоды брака. Очень важна совместимость впечатлений;

Узнавание друг друга и одновременно уточнение и проверка принятого решения. Вера в «перевоспитание» другого в процессе совместной жизни в большинстве случаев оказывается несостоятельной.

По мнению С. В. Ковалева, следует обратить внимание на:

особенности семейного уклада избранника (его прасемьи), которые кажутся ему естественными;

способность возможного избранника к преодолению неизбежных в браке препятствий;

подготовленность будущего партнера к выполнению обиходных семейных функций (и своему принятию степени этой подготовленности).

Главное на этапе узнавания -- проверка своих чувств и чувств другого, а также оценка возможной совместимости.

Третья функция и, соответственно, третий этап предбрачного ухаживания -- это проектирование семейной жизни: определение материально-бытовых условий и определение уклада семьи.

Особенностью современного предбрачного ухаживания является так называемый «предбрачный эксперимент» -- своеобразное моделирование всей реальности семейных отношений до их официального юридического начала (включая сексуальный контакт). По мнению С. В. Ковалева, «предбрачный эксперимент» может помочь в определении функционально-ролевой совместимости, а вовсе не в сексуальной сфере, хотя он обычно затевается ради выявления именно сексуальной совместимости.

Вопрос 8. Мотивация вступления в брак, конструктивные и дедуктивные мотивы

Мотивы брака

Конструктивные: любовь, создание семьи ради семьи.

Неконструктивные: по расчету, возраст, на зло, совет родителей, боязнь одиночества, освобождение от комплекса неполноценности, интимная удача.

3 группы мотивов брака:

Мотивация на сам брак.

Определенный брак (иностранец, бизнесмен)

Мотивация на определенного человека.

Наиболее значимой для предбрачного периода является мотивация вступления в брак. Принятие решения нередко полимотивировано, можно выделить такие мотивы: любовь, долг, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения.

Любой из них может оказаться ведущим, однако молодые люди чаще всего на первое место ставят любовь.

Исследование мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях провели отечественные семейные психотерапевты Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис. Им удалось выявить следующие мотивы: бегство от родителей, долженствование (вступление в брак из чувства долга), одиночество, следование традициям (инициативе родителей), любовь, престиж, поиск материальных благ.

Мотив «бегство от родителей» часто означает пассивный протест против власти родителей, неспособность воспринимать жизнь во всей ее реальной полноте.

Заключение брака по мотиву «долженствование» очень часто означает, что партнерша забеременела или половая близость сопровождалась переживаниями вины.

Мотив «одиночество» встречается у людей, которые переехали на новое место жительства. Они заключали брак с теми людьми, которых знали ранее или которых рекомендовали сослуживцы. В других случаях одиночество было следствием переживания экзистенциальной пустоты.

Мотив «месть» означает, что один из партнеров был отвергнут и из мести отвергнувшему вступил в брак с другим человеком.

Мотив «любовь» также значится в шкале психологических причин формирования дисфункциональных семей, любовь формирует предбрачную пару, а в последующем брачный союз, хотя при выборе партнера неизбежен компромисс, так как вероятность встретить человека, полностью соответствующего «эталону», мала.

Выделяются также различные состояния в отношениях предбрачной пары: любовь, влюбленность, частичная любовь. Любовь - это дружба, нежность, узнавание внутренних достоинств, принятие и понимание индивидуальности партнера, детерминант личностного роста. Э. Фромм рассматривал любовь как умение, чувство и волевой акт.

Влюбленность характеризуется концентрацией внимания на внешних данных партнера (влюбиться в глаза), его общественном положении и т.д.

В ситуации частичной любви отношения в паре строятся в основном на сексуальном влечении партнеров друг к другу.

Здесь уместно упомянуть о так называемых ловушках любви. Ловушки любви - это то, что человеком интерпретируется как любовное чувство, но на самом деле к любви не имеет отношения. Вот некоторые из них.

Ловушка неполноценности. Неуверенный в себе человек, неудачник в сфере межличностных отношений может интерпретировать чувство, возникшее к тому, кто хорошо к нему относится, проявляет внимание и заботу, как любовь. Но это скорее благодарность, а не любовь.

Ловушка жалости. На эту ловушку чаще всего «попадают» женщины и мужчины покровительствующего типа.

Сексуальный комфорт. Эта ловушка уготована тем, кто считает, что сексуальная гармония - основной детерминант супружеской гармонии. Гармонию в интимных отношениях они ошибочно интерпретируют как любовь.

Общность интересов особенно в значимых видах деятельности очень часто также может быть принята за любовь.

Подведем итоги. Формирование супружеской пары - сложный процесс, сопряженный с различного рода трудностями и проблемами. Хорошо если молодые люди самостоятельно найдут эффективные пути выхода из этих проблем, в противном случае им необходима психологическая помощь.

Вопрос 9. «Семья» и «брак»: основные понятия

Семья - группа индивидов (прежде всего муж и жена), связанных узами кровного родства, браком или отношением усыновления. Эти люди ведут общее хозяйство, а взрослые несут ответственность за воспитание детей. Во всех обществах существует институт семьи, хотя природа семейных отношений в каждом из них сильно отличается. Хотя основной формой в современных обществах является нуклеарная семья, существуют также многообразные варианты расширенной семьи.

Брак - это юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности.

В основе семьи лежат брачные отношения, в которых находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Общество заинтересовано в устойчивости брачных отношений, поэтому оно осуществляет внешний социальный контроль за оптимальным функционированием брака с помощью системы общественного мнения, средств социального воздействия на индивида, процесса воспитания.

Современные социологи определяют брак как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности».

Выделение супружества как структурной единицы произошло в историческом аспекте сравнительно недавно в результате серьезных социально-экономических преобразований современного общества, сформировавших условия для равноправного (социального, юридического, нравственного) мужчины и женщины. Супружество -- это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями.

В данном определении подчеркиваются: неинституциональный характер связи, свойственный супружеству; равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, ной их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

По определению А.И. Антонова, семья -- это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Антонов считает, что лишь наличие такого триединого отношения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующихся только супружеством, но не родительством и кровным родством).

Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством или супружеством.

Вопрос 10. Основные функции семьи, функциональные и дисфункциональные семьи

Основными функциями семьи, по мнению И.В. Гребенникова (Гребенников И. В., 1991), являются:

репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

¦ коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. Современная семья в нашем обществе уже не выполняет такой функции, как приумножение и передача по наследству частной собственности. Качественно изменилась и функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (внебрачным рождениям, супружеским изменам и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.

В современной семье значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, духовного (культурного) общения, сексуально-эротическая, воспитательная. Брак все более рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных.

Признаки функциональной семьи:

Проблемы признаются и решаются

Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества)

Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся

Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности

Родители делают то, что говорят

Ролевые функции выбираются, а не навязываются

В семье есть место развлечениям

Ошибки прощаются, на них учатся

Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения.

Любой из признаков функциональной семьи может стать целью одного из занятий по групповой психотерапии. Сравнительные характеристики функциональных и дисфункциональных семей в сжатом виде можно представить следующим образом.

Признаки дисфункциональной семьи:

Отрицание проблем и поддержание иллюзий.

Вакуум интимности

Замороженность правил и ролей

Конфликтность во взаимоотношениях

Недифференцированность "я" каждого члена ("Если мама сердится, то сердятся все")

Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной

Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия

Склонность к полярности чувств и суждений

Закрытость системы

Абсолютизирование воли, контроля.

Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые -- хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.

Вопрос 11. Структура семьи, типы семьи

Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:

«нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

«пополненная семья» -- увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

«смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

«семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен (Леви Д., 1993).

А.И. Антонов и В.М. Медков выделяют по составу:

нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);

расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений -- прародителей, родителей и детей (внуков).

Авторы указывают, что, когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье.

В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети отданного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью (Антонов А.И., Медков В.М.)

Е.А. Личко (Личко А.Е., 1979) разработал следующую классификацию семей:

1. Структурный состав:

полная семья (есть мать и отец);

неполная семья (есть только мать или отец);

искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2. Функциональные особенности:

¦ гармоничная семья; дисгармоничная семья.

Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И.В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей:

автономный -- муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;

демократический -- управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.

Типы семейных структур по критерию власти (Антонов А.И., Медков В.М., 1996) разделяют на:

партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,

эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

Вопрос 12. Жизненный цикл семьи. Цели и задачи этапов

Жизненный цикл семьи - это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Конечно, семья может пропустить тот или иной этап своего развития, например, не родить детей, но некоторые события являются неизменными, например, изменение физического возраста людей.

Каждая фаза жизненного цикла семьи ставит перед ее участниками определенные задачи.

Условно жизненный цикл семьи может быть разделен следующим образом:

1. Период ухаживания. Чтобы успешно пройти эту фазу молодые люди должны разрешить следующие проблемы: достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей; развитие навыков ухаживания и привлечения партнера; занятие адекватного возрасту статуса. Это - очень важная стадия как для индивидуального психического развития, так и для развития его будущей семьи.

2. Фаза проживания супругов без детей (или стадия монады). Это - первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить. Есть правила, которые легко выработать, а некоторые очень трудно. Легче всего выработать внешние привила (кто и когда моет посуду; кто ходит в магазин; кто зарабатывает деньги и т.д.). Труднее выработать правила, связанные с более глубинными вещами, к психологу пришла на прием семья на стадии монады. Иван, 26 лет, в своей родительской семье привык, что жена встречает мужа горячим ужином, а муж рассказывает о трудном рабочем дне. А Ирина, 20 лет, выросла в другой семье, где ритуал совместного ужина был не столь важен, зато важным было вместе проводить выходные, что, в свою очередь, не практиковалось в семье Ивана. А поскольку Иван и Ирина «знали», что любящие люди должны вести себя именно по тому сценарию, к которому они привыкли, они подумали: «он (она) меня не любит, если не готовит ужин (не организует совместные выходные)».

3. Семья с маленьким ребенком (или стадия триады) Это очередной кризис, когда меняется вся структура семьи. Было двое - а стало трое. И снова надо договариваться, так как возникли новые обязанности и новые роли. На этом этапе может возникнуть ревность одного из супругов, если он почувствует, что другой партнер больше привязан к ребенку, чем к нему. Может возникнуть проблема самореализации у матери, которая будет ревновать мужа к активному образу жизни, которого она сейчас лишена. Могут возникнуть проблемы взаимодействия с родительскими семьями, так как бабушки и дедушки могут захотеть влиять на то, что происходит в молодой семье.

4. Фаза стабилизации или зрелого брака Обычно эта фаза соответствует кризису середины жизни супругов. Середина жизни, как известно, характеризуется сочетанием больших возможностей с серьезными ограничениями. Вроде люди накопили большой опыт, получили определенный социальный статус, но уже не так просто адаптироваться к изменяющимся экономическим обстоятельствам, трудно что-то менять, приходится «плыть по течению» даже тогда, когда это течение тебе не очень нравится. Еще одним типичным стрессом для семьи является необходимость ухода за престарелыми родителями и переживание их смерти.

5. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом. Наиболее серьезные кризисы семья переживает тогда, когда кто-то вступает в семью или покидает ее. Родители могут вдруг обнаружить, что им не о чем говорить друг с другом. Или вдруг обостряются старые разногласия и проблемы, решение которых было отложено из-за рождения детей. В этот период возрастает число разводов. Леонид 54 г. и Наталья 55 л., обратились к семейному психологу именно в этот непростой период. Их сын (32 г.), вокруг которого развивалась и сохранялась семейная жизнь, женился и переехал к жене, а родители остались, предоставленные сами себе. Такая близость и необходимость решать проблемы без привычного «посредника» оказались не под силу Леониду и Наталье. Хорошо, что они вовремя обратились за помощью.

6. Фаза «пустого гнезда» На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков).

7. Фаза, в которой кто-то из партеров остается один после смерти другого. Уход на пенсию может сделать проблему пребывания наедине друг с другом еще более острой. Часто в это время возникает проблема ухода за старым супругом. Время идет, один из супругов умирает, и жизненный цикл семьи завершается. Наступает стадия монады, только на другом возрастном уровне.

Каждая стадия развития семьи несет в себе потенциальную угрозу разрыва отношений. Но все ли так плохо? Обязательно ли надо бояться этих кризисов? Надо сказать, что всякий кризис может привести семью как к распаду, так и к большему укреплению. Ведь если супруги совместно преодолевают кризис, то их любовь и содружество только возрастают. Главное - не запускать проблемы, активно их решать, не думать, что все «рассосется само собой» и всегда помнить слова Л.Н. Толстого: «Нам всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любят».

Вопрос 13. Социально-психологический климат в семье, удовлетворенность браком

В психологическом исследовании основной акцент ставится на изучении именно удовлетворенности браком. Большинство специалистов определяют ее как внутреннюю субъективную оценку, отношение супругов к собственному браку. Факторы удовлетворенности браком можно назвать выделенные Т.А. Гурко (1987) четыре группы факторов:

1) социально-демографические и экономические характеристики семьи. Сюда входят такие показатели, как величина совокупного семейного дохода, возраст супругов, число детей в семье и т. д.;

2) характеристики внесемейной сферы жизнедеятельности супругов -- профессиональная сфера, взаимоотношения супругов с ближайшим социальным окружением и т. д.;

3) установки и поведение супругов в основных сферах семейной жизнедеятельности -- распределение хозяйственно-бытовых обязанностей и совпадение установок в этой сфере семейной жизни, организация досуга;

4) характеристики межсупружеских отношений -- эмоционально-нравственные ценности (чувство любви и уважения к партнеру, общие взгляды и интересы, супружеская верность и т. д.).

Ю.Е. Алешиной установлено, что удовлетворенность браком зависит от стажа семейной жизни

В исследовании, проведенном под руководством Н.Г. Юркевич, была обнаружена зависимость между удовлетворенностью браком и удовлетворенностью работой.

Наблюдения Г. Навайтиса показали, что у мужчин существуют достаточно сложные взаимосвязи между успехами на работе и семейными отношениями: нестабильность последних появляется как при их профессиональных (и, соответственно, финансовых) неудачах, так и при резком улучшении финансового состояния.

В новейшем исследовании проблем молодых матерей, в основном касающегося распределения обязанностей в семье, были выделены две группы -- с выполнением домашних дел по эгалитарному и традиционному типу (на основе ответов женщин о реальном положении дел в семье). Причем более всего удовлетворены браком домохозяйки при эгалитарных отношениях, а минимальная удовлетворенность -- у домохозяек в традиционных семьях. Женщины из семей с традиционными, отношениями оказались также более неудовлетворенными ролью хозяйки, чем из семей с эгалитарными отношениями.

Под социально-психологическим климатом семьи понимается обобщенная интегративная характеристика семьи, которая отражает степень удовлетворенности супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем отношений. Оказалось, что наибольшего различия благополучные и неблагополучные семьи достигают по следующим показателям: удовлетворенность психологической атмосферой в семье, удовлетворенность общением, наличие психологической поддержки супругов.

Следовательно, психологические факторы супружества вносят наибольший вклад в структуру напряженности в несчастливых семьях. Существенные различия выявлены также по удовлетворенности сексуальными отношениями и удовлетворенности досугом.

Обнаружена следующая тенденция: с повышением супружеского стажа возрастает результативность психологической поддержки супругов. У пожилых супругов отмечены проблемы и психологического, и сексуального порядка, у них самая низкая удовлетворенность психологической атмосферой и общением в семье.

В ходе исследования, проведенного О.А. Добрыниной, установлено, что женщины более критичны в оценке СПК, чем мужчины. Главное для стабильного брака, по оценкам женщин, -- справедливое распределение бытовой нагрузки между супругами, полноценный отдых в семье, сексуальная гармония, взаимопонимание с детьми, удовлетворенность психологической атмосферой, общением, дружеская расположенность и забота. В мужском идеале важнейший элемент стабильного брака -- общность интересов, но с детоцентристским оттенком.

Удовлетворенность браком связывается и с удовлетворением потребностей в семейно-брачных отношениях, таких как потребность в общении, в открытости, домашней поддержке и других.

Вопрос 14. Характеристика аспектов супружеской совместимости

Многие психологи считают, что супружеская совместимость -- важнейшее условие стабильности и благополучия супружеской пары.

Психологическая совместимость -- характеристика длительного взаимодействия между двумя и более индивидами, при котором проявления свойственных данным индивидам устойчивых черт характера не приводят к длительным и неразрешимым, без внешнего вмешательства, противоречиям.

А.Н. Обозова (1983) выделила четыре аспекта супружеской совместимости, необходимость разделения которых, по ее мнению, обоснована различием свойственных им критериев, закономерностей и проявлений:

1) духовная совместимость -- характеризует согласованность целеполагающих компонентов поведения партнеров: установок, ценностных ориентации, потребностей, интересов, взглядов, оценок, мнений и т. д. (основная закономерность духовной совместимости -- сходство, подобие духовных укладов супругов);

2) персональная совместимость -- характеризует соответствие структурно-динамических особенностей партнеров: свойств темперамента, характера, эмоционально-волевой сферы: один из критериев персональной совместимости -- бесконфликтное распределение межличностных ролей. Основная закономерность этого аспекта совместимости супругов -- дополнительность структурных характеристик партнеров;

3) семейно-бытовая совместимость - функциональные особенности брачных партнеров: согласованность представлений о функциях семьи и соответствующем укладе, согласованность ролевых ожиданий и притязаний при реализации этих функций. Критерий -- эффективность воспитания детей;

4) физиологическая совместимость. Такое понимание супружеской совместимости близко к понятию удовлетворенности браком. Действительно, в данном случае совместимость трактуется как согласованность установок, сходство духовных укладов супругов, соответствие характера, согласованность представлений о функциях семьи -- то есть, в принципе, все это можно обозначить как представления о семейной жизни, а реализация этих представлений в супружестве и определяет оценку супругами собственного брака, их удовлетворенность семейными отношениями.

Вопрос 15. Супружеские конфликты. Виды конфликтов

Конфликт -- это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп(ы).

Для семейных конфликтов характерны крайне неоднозначные и потому неадекватные ситуации, связанные с особенностями поведения людей в конфликтах. Демонстрируемое поведение часто маскирует истинные чувства и представления о конфликтной ситуации и друг о друге.

По степени опасности для семейных уз конфликты могут быть неопасными, опасными и особо опасными. Неопасные наличие объективных трудностей, усталости, раздражительности, состояния «нервного срыва»;

Опасные - один из супругов должен, по мнению другого, изменить линию поведения, к примеру, по отношению к родственникам, отказаться от каких-то привычек, пересмотреть жизненные ориентиры, приемы воспитания и т.п., то есть ставится проблема, которая требует разрешения дилеммы: уступать или нет. Особо опасные -- приводят к разводам.

1. Не сошлись характерами.

2. Супружеские измены и сексуальная жизнь в браке.

3. Бытовое пьянство и алкоголизм. во внутрисемейном конфликте чаще всего виновны обе стороны.

Основные стадии конфликта:

Возникновение объективной конфликтной ситуации

Осознание объективной конфликтной ситуации;

Переход к конфликтному поведению;

Разрешение конфликта.

Американский психолог М. Дойч предложил рассматривать след. типы конфликтов:

Подлинный конфликт, существующий объективно и воспринимаемый адекватно (жена хочет использовать свободную комнату как кладовку, а муж -- как фотолабораторию).

Случайный, или условный, конфликт, который легко может быть разрешен, хотя это и не осознается его участниками (супруги не замечают, что есть еще площадь).

Смещенный конфликт -- когда за «явным» конфликтом скрывается нечто совсем другое (споря из-за свободной комнаты, супруги на самом деле конфликтуют из-за представлений о роли жены в семье).

Неверно приписанный конфликт -- когда, например, жена ругает мужа за то, что он сделал, выполняя ее же распоряжение, о котором она уже прочно забыла.

5. Латентный (скрытый) конфликт. Базируется на неосознаваемом супругами противоречии, которое, тем не менее, объективно существует.

...

Подобные документы

    Чувство супружеского долга как осознание человеком своих обязательств перед партнером. Анализ психологических особенностей неверности в отношениях мужчины и женщины. Сущность понятия "супружеская измена". Анализ основных функций и видов неверности.

    реферат , добавлен 07.12.2012

    Различия в психологии женщины и мужчины и факторы, определяющие взаимоотношения между полами. Непонимание особенности поведения противоположного пола как причина семейных проблем и сложностей. Построение гармоничных отношений и поиск компромисса.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Конфликты в семьях и способы их управления. Анализ психологических различий между полами. Экспансивность женщины и скованность мужчины. Насколько различно видят мир мужчины и женщины, настолько часто возникают между ними конфликты по этому поводу.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2011

    Обзор зарубежных и отечественных теорий личности. Гендерный аспект проблемы руководителя. Психологические особенности женщины-руководителя, отличающие ее от мужчины руководителя. Составление рекомендаций для повышения эффективности управления персоналом.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2015

    Карьера в жизни женщины. Психологический портрет деловой женщины. Самоуважение как фактор построения успешной карьеры. Типология "карьеристов" и "карьеристок". Женщины и мужчины: гендерные различия в принятии решений. Этапы профессиональной деятельности.

    магистерская работа , добавлен 23.10.2010

    Психологический климат семьи. Определение понятий брака и семьи. Удовлетворение личных потребностей в браке. Супружеская совместимость, ее факторы. Этапы развития семейных отношений. Методы исследования удовлетворенности браком до 10 лет совместной жизни.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Общая характеристика и половые различия в выраженности видов психологической защиты. Стратегии достижения цели, характер и особенности возрастные изменения. Альтруистическое поведение и бюджет времени. Мода как специфическая форма поведение и пол.

    контрольная работа , добавлен 03.10.2014

    Изучение теоретических аспектов супружеской совместимости (духовной, физиологической, семейно-бытовой, персональной). Эмпирическое исследование психофизиологической и социально-психологической совместимости супругов. Методика оценки сексуального профиля.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2010

    Периодизация жизненного цикла семьи. Принятие и освоение супружеских ролей. Появление в семье детей. Уход молодых людей из семьи. Средний возраст родителей. Старение членов семьи. Социологический и психологический подходы к периодизации отношений.

    реферат , добавлен 27.06.2009

    Половая дифференциация. Психологические аспекты различий. Особенности половой идентичности. Специфика социальной перцепции. Исследование гендерных стереотипов. Проблема изучения психологического пола. Представления о мужественности и женственности.

Особенности мужчин и женщин

В то время, пока мужчины, будучи мальчиками, играют в войнушку и машинки, женщины, будучи девочками, сразу готовятся к манипулированию людьми и играют в куклы.

Борьба с тараканами

Британские учёные установили, что если свет на кухне включать-выключать каждые пять секунд, то тараканы умрут от челночного бега туда-сюда.

Платная стоматология

После того, как стоматолог Иванов объявил пациенту Петрову счёт за лечение, последнему пришлось также пройти...

мужчина и женщина

Говорит мужчина женщине:
- Почему Господь создал вас такими прекрасными?
- Чтобы вы влюблялись в нас, - ответила она.
- Тогда почему он создал вас такими глупыми?
- Чтобы мы тоже могли влюбляться в вас.

Мулла Насреддин был совсем затравлен своими кредиторами. Он занял очень много денег у многих людей, и не мог их вернуть. Он обратился к своему адвокату, и тот, как и все адвокаты, предложил: "Сделай вот что: организуй фальшивые похороны и ляг в гроб. Пусть...

Когда Б-г сделал мужчину и женщину, он поселил их вместе в одном доме. Мужчина и женщина силой были равны, и, если затевали борьбу, она всегда оканчивалась ничьей.

Однажды мужчина решил: Надо пойти поговорить с Б-гом. Устал я бороться с женщиной, которую никак не могу одолеть. И он

Отправился на небо и предстал перед Б-гом.
-Господи, сказал мужчина, только ты можешь помочь мнe Ты умеешь зажигать на небе звёзды, так окажи мне милость, дай мне силу, чтобы я мог одолеть женщину. Не будешь...

Мужчина открыл для себя ОРУЖИЕ и придумал ОХОТУ.
Женщина открыла для себя ОХОТУ и придумала ШУБУ.
Мужчина открыл для себя ЦВЕТА и придумал ЖИВОПИСЬ.
Женщина открыла для себя ЖИВОПИСЬ и придумала МАКИЯЖ.

Мужчина открыл для себя СЛОВО и придумал БЕСЕДУ.

Женщина открыла для себя БЕСЕДУ и придумала БОЛТОВНЮ.

Мужчина открыл для себя ИГРУ и придумал КАРТЫ.
Женщина открыла для себя КАРТЫ и придумала КОЛДОВСТВО.

Мужчина открыл для себя СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО и придумал ПИЩУ.

Женщина...

О мужской скаредности и тупости
Мужчины призывают женщин к экономии, но ни до одного из них не доходит, что лучшее для этого место - супермаркет. В нём женщина экономит буквально на всём!

Женский подход
Состоит в том, что в хаотичном нагромождении чувств женщина следует своей логике

О нравственности
Когда мужчина и женщина спят вместе, то хотя бы один из них должен состоять в законном браке.

Утро вечера мудренее
Иди и подумай – сказала она.
За ночь он многое передумал. Он...

Пришёл мужчина к женщине и говорит:
-Женщина! Я люблю тебя! Отдайся мне, и я подарю тебе весь мир!

Женщина отдалась мужчине и он ушёл.
А когда у женщины родился ребёнок, женщина пришла к мужчине и говорит:

Мужчина. Ты говорил мне, что любишь меня?
-Говорил, - ответил мужчина.
-Ты говорил мне, что подаришь весь мир?
-Говорил, - ответил мужчина.
-Ну и где тот мир, который ты обещал подарить мне? - спросила женщина.

У тебя родился ребёнок! Разве твой ребёнок не есть весь мир...

Главная задача мужчины – исполнять желания любимой женщины.

Главная задача женщины – всегда знать, какие желания её любимому мужчине будет приятно исполнять.

Главная задача Мироздания – любящие сердца соединять, во всём и всегда, тем, кто любит друг друга помогать.

Итак, задачи обозначены.

Первая и главная: Найти, встретить, укрепить, усилить любовь всей жизни.

Вторая и важная: Любовь растить, хранить, умножать.

Третья: Для любви благодатные условия, такие как достаток, здоровье, радость...

Значимость общения для мужчин и женщин.

Аффилиация – потребность в общении и в эмоциональных контактах.

Аффилиативные тенденции сильнее выражены у лиц с направленностью на межличностное общение, т.е. у женщин.

Установлено, что средний объем общения у мужчин в 1,5 раза меньше, чем у женщин.

Большая значимость общения для женщин подчеркивается и тем фактом, что у людей в возрасте от 70 до 90 лет общительность дает высокую положительную корреляцию с переживанием счастья именно женщинами, но не обнаруживает такой же связи у мужчин.

Половые особенности социальной перцепции.

Большая субъективная значимость взаимодействия с другим человеком и вообще взаимоотношений имеет своим следствием сравнительно большее развитие у женщин, чем у мужчин, социально перцептивных способностей: женщины тоньше улавливают состояние другого человека по изменениям в тембре голоса и в других экспрессивных проявлениях, точнее определяют эффект своего собственного воздействия на другого человека.

Лица женского пола дают более детализированное описание другого человека, чем лица мужского пола.

Лица женского пола при оценке людей более «добрые», чем лица мужского пола.

Для мужчин при восприятии женщин решающее значение имеют физические признаки привлекательности. Высокоэкспрессивные женщины воспринимаются как более дружелюбные, чем низкоэкспрессивные.

Приводятся данные, согласно которым, многословие мужчин было воспринято как недостаток в их личности, а у женщин – как норма.

Женщины редко ошибаются

в своих суждениях друг о друге.

А. Кристи

Если хотите узнать о недостатках девушки,

похвалите ее перед подругами.

Б. Франклин

Отношение к противоположному полу.

Во многих исследованиях показано, что оценки представителей своего пола оказываются более высокими, чем представителей противоположного пола. И эта тенденция начинает проявляться уже у детей дошкольного возраста.

Дети обоего пола 4-6 лет считают, что девочки лучше мальчиков, с той разницей, что у мальчиков имеется эмоциональная установка «мальчики хуже девочек, и я плохой», а у девочек – «девочки лучше мальчиков, и я хорошая».

Выявилось, что мальчики оценивают поведение девочек только с положительной стороны, а свое собственное – как с положительной, так и с отрицательной. Девочки же определяют свое поведение как хорошее, а поведение мальчиков – как плохое. Роль школьника и школьницы по-разному соотносится с полоролевыми стереотипами. Представления о «хорошей» школьнице и «настоящей» женщине не противоречат друг другу, в то время как быть хорошим (прилежным) школьником и в то же время «настоящим» мужчиной в сознании учащихся выступают как противоречивые представления.

Половые особенности выбора партнера общения детьми.

Выбирая партнеров для общения и игр, дети ориентируются на те личностные качества и модели поведения, которые соответствуют женскому и мужскому полу. Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умений организовать, достичь положительного результата, отстоять свое мнение, защитить себя. Девочек в отношениях с девочками привлекают, прежде всего, душевные качества, внешность.

Контакты и игровое взаимодействие детей дошкольного возраста одного пола в большинстве случаев более продолжительны, и при этом меньше возникает конфликтных ситуаций.

Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в группах меньших по размеру, в них меньше агрессивности, больше взаимности и доверительности. У девочек роль представлений о себе со стороны других имеет большее значение для установления с ними отношений, чем у мальчиков.

В силу более высокой конкурентности мальчики чаще, чем девочки, предпочитают дружить с теми, кто добивается меньших успехов и дистанцируются от тех сверстников, кто имеет лучшие учебные или спортивные показатели. Студентки же, наоборот, дружат с теми, кто добивается лучших результатов, чем они сами.

Круг общения у женщин и мужчин.

В круг непосредственного общения у женщин разновозрастных лиц входит больше, чем у мужчин. Если юноши в общении с представителями противоположного пола ориентируются в основном на сверстниц, то девушки в значительной их части – на более старших представителей мужского пола.

Основанием для включения того или иного человека в круг общения у мужчин является возможность получения от этих лиц различного рода помощи, а также участие их в удовлетворении повседневных бытовых потребностей. С возрастом причины формирования круга непосредственного общения меняются. Если у детей предпочтение отдается по эмоционально-половому признаку, то у взрослых главным фактором в выборе партнеров общения является прагматизм.

В реальном межличностном взаимодействии и в чисто личностном плане высококомпетентные женщины не пользуются расположением не только у мужчин, но и женщин. Проигрыш мужчины женщине почти всегда означает снижение его самооценки, поскольку «настоящий» мужчина должен всегда обыгрывать женщину.

В пожилом возрасте женщины склонны к активному расширению межличностных контактов, в то время как мужчины ограничивают свои контакты рамками семьи.

Теснота общения и пол.

Среди дружащих девочек отношения более доверительные, чем среди мальчиков. У девочек близкие дружеские отношения с противоположным полом завязываются раньше, чем у мальчиков.

Эта же тенденция сохраняется и у взрослых. Женщины имеют более тесные дружеские взаимоотношения, чем мужчины, они более склонны к самораскрытию и ведут более интимные разговоры. Отсутствие интимных отношений женщины переживают сильнее, чем мужчины, но при этом они способны лучше маскироваться и сублимироваться.

И мужчины, и женщины описывают свои дружеские отношения с женщинами как более близкие, приносящие радость и взаимную заботу.

Хотя мужчины более склонны к совместной деятельности и совместным играм с друзьями, они имеют больше «секретов», чем женщины, менее откровенны и неохотно делятся с другими интимной информацией. Даже испытывая достаточно сильное чувство привязанности, они боятся его проявлять, так как самораскрытие считается признаком слабости и приводит к потере уважения со стороны других мужчин. Поэтому мужчины более одиноки, чем женщины. Несмотря на то, что круг общения у мужчин может быть шире, общение носит более поверхностный характер, чем у женщин.

Женщины считают свое общение с близкими им людьми более тесным и стабильным, чем мужчины.

Сплоченность. В младших классах сплоченность девочек выше, чем мальчиков, однако с 5-го класса мальчики становятся более сплоченными, чем девочки. Большая сплоченность мужчин по сравнению с женщинами подтвердилась на студенческих учебных группах.

Отношения между мужчинами характеризуются большей конфликтностью и соревновательностью. Конфликтные отношения между собой мальчики выясняют посредством силы, отвергая более слабого. Конфликтные ситуации между девочками решаются на эмоциональном уровне, в спорах, бойкотировании. Они чаще «наговаривают» друг на друга. Среди девочек распространены нежные прозвища, тогда как мальчики за основу кличек берут физические особенности или фамилии.

Мужской и женский стили общения.

Манере общения мужчин и женщин придавали большое значение еще в Древней Греции. Например, мужчине полагалось держать голову высоко поднятой, в противном случае его могли принять за гомосексуалиста. Женщинам, наоборот, не полагалось смотреть собеседнику прямо в глаза. Отведенный в сторону взгляд свидетельствовал о стыдливости, скромности, покорности. Правда, с веками нравы меняются. Теперь женщины взгляд не отводят.

Мужской стиль общения с самого раннего детства выглядит более активным и предметным. Мужчины более прямолинейны в своих потребностях, что делает их более понятными и предсказуемыми по сравнению с женщинами. Мужской стиль подчеркивает независимость, склонность к действиям, характерный для людей, облеченных властью, а женский – взаимозависимость. Мужчины говорят с нажимом, перебивают собеседника, тверже смотрят в глаза, реже улыбаются. Женщины же предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседника – они меньше перебивают, более тактичны и вежливы, менее самоуверенны.

Мужское общение характеризуется большей эмоциональной сдержанностью, стремлением к доминированию, к креативным и рациональным способам взаимодействия. Мужчины общаются друг с другом на большем расстоянии, у них меньше принято обниматься и особенно целоваться.

Женщины свободнее выражают свои эмоции и чувства, в том числе с лицами противоположного пола, они располагают большим диапазоном межличностных дистанций, каждая из которых показывает определенный уровень близости с человеком. Вследствие большей социальной ориентированности женщины четче осознают те хрупкие связи, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным.

Обмен взглядами. Женщины чаще смотрят на собеседника во время слушания, чем во время говорения, у мужчин же таких различий нет.

Различия в обращениях. Обращения, направленные к мужчинам и женщинам, различаются. В ласкательных прозвищах женщина превращается в еду или детенышей животных: сладкая, овечка, конфетка, котеночек, зайчик, цыпленок и т.п. По мнению психологов, это подтверждает отношение к женщине как человеку, имеющему более низкий статус.

Жесты, используемые мужчинами и женщинами в процессе общения. Жесты во время общения используются мужчинами и женщинами в разных вариациях и с разной частотой. Мужчины чаще используют прикосновения к другим, чем женщины, последние предпочитают прикосновения к себе.

Жест доверия – «Купол» - пальцы соединяются наподобие купола храма. Это означает доверительность, но часто вместе с тем некоторое самодовольство, уверенность в своей непогрешимости, эгоистичность или гордость. Этот жест немедленно сообщает, что человек очень уверен в том, что он говорит. Такую позу можно принять, чтобы вызвать абсолютное доверие к себе. Женщины обычно соединяют пальцы на коленях в положении сидя или чуть выше пояса в положении стоя.

Жест «руки, прикладываемые к груди» еще со времен Древнего Рима расценивается как открытость и честность. Женщины этот жест используют редко.

Защитное поглаживание шеи ладонью. Во многих случаях, когда человек занимает защитную позицию, рука движется назад, как бы оттягиваясь для удара или отдергиваясь как от ожога, но это маскируется тем, что следом за этим человек кладет руку на шею. Женщины обычно при этом поправляют прическу.

Для женщины типичный жест неуверенности – медленное и изящное поднимание руки к шее; если надето ожерелье, то рука притрагивается к нему, как бы проверяя, на месте ли оно.

Для маскулинной манеры поведения характерны сидение с широко расставленными ногами, широкий шаг, разговор громким голосом.

Роль ростовых соотношений между мужчинами и женщинами. Чем выше мужчина, тем ближе он подходит к собеседнику и, наоборот, чем меньше рост мужчины, тем дальше он предпочитает находиться от своего собеседника. У женщин же наблюдается прямо противоположная зависимость. Объясняется это тем, что в нашем обществе сложилась своеобразная «культурная норма» - мужчина должен быть высокого роста, а женщина, напротив, миниатюрной. Поэтому люди стремятся неосознанно соответствовать этим нормам. Рослому мужчине приятно стоять рядом со своим собеседником, а высокая женщина, наоборот, стремится отойти подальше, чтобы скрыть свой недостаток. Отсюда следует, что не нужно во время разговора близко подходить к высокой женщине или малорослому мужчине – им это будет неприятно. С другой стороны, к миниатюрной женщине или рослому мужчине можно подходить почти вплотную – им это будет приятно.

Мужской и женский стили общения в основном формируются под влиянием исторически сложившихся полоролевых стереотипов, хотя не отрицается и роль психофизиологических особенностей. Действительно, вряд ли потребность девочек выражать свои эмоциональные переживания в общении со сверстницами тоже является лишь следствием подражания матери. Большинство девочек от природы более эмоциональны, а это значит, что у них сильнее выражена и потребность в разрядке эмоционального напряжения. Скорее поведенческие характеристики следует рассматривать как фенотипические, как сплав врожденного и приобретенного.

Занятие № 4.

Несмотря на широко рекламируемую эмансипацию, разумные люди понимают, что счастливыми и сильными они становятся благодаря правильной взаимозависимости. Крепкие и хорошие семьи отличаются тем, что супруги в них хорошо понимают и ценят различие природы друг друга. Что мы должны сделать, чтобы любимый человек чувствовал себя счастливым, находясь в нашем обществе? Что нужно делать, чтобы наилучшим образом позаботиться о нем? И чем именно определяются наши обязанности в семейных взаимоотношениях? А определяются они учетом особенностей природы мужчины и женщины . Мы настолько различны по своей природе, что порой кажется, что мужчины и женщины с разных планет. (Есть даже такая книга: «Мужчины - с Марса, а женщины - с Венеры».)

Нейрофизиологи объясняют эти различия существенным отличием в функционировании головного мозга. Левое полушарие у нас отвечает за аналитическое логическое мышление, речь (и за правую часть тела). А правое - за эмоциональное восприятие мира и образное, творческое мышление, за интуицию и фантазию (и за левую часть тела). У мужчин всегда работает только одно - или правое, или левое полушарие, у женщин же всегда работают оба, не выключаясь ни на мгновение. В этом заключаются их и сильные, и слабые стороны. Не обеспокоенный эмоциями мужчина всегда мыслит ясно и четко и способен принимать ответственные решения даже в самых сложных и экстремальных ситуациях. Мужчина силен в логической сфере, но зачастую беспомощен, когда дело касается чувств, и если его вывести из себя, то за свои действия он уже не отвечает. Поэтому успокоить детей, с любовью позаботиться обо всех членах семьи и создать атмосферу тепла и уюта лучше всего могут именно женщины, которые по своей природе более интуитивны, отзывчивы и сострадательны, так как всегда воспринимают мир с помощью эмоционально окрашенной логики. Женщины более мягки по своей природе, и именно из-за своей мягкости женщине сложнее принять правильное решение: она постоянно находится под воздействием многих субъективных эмоциональных факторов, понять которые мужчина просто не в состоянии. Зато, даже под воздействием самых сильных чувств и эмоций она никогда не теряет рассудка и в критический момент способна помочь потерявшему над собой контроль мужчине.

У женщин более сильные чувства, более развиты инстинкт самосохранения и способность выживать в любых ситуациях. И у мужчин, и у женщин есть свои слабые стороны, поэтому они так нуждаются друг в друге. У мужчины слаба чувственная область, вследствие чего на него можно легко воздействовать слезами. У женщины же слабее разумная составляющая, ее можно легко запутать аргументами и обмануть, чем часто пользуются недобросовестные мужчины. За эмоции отвечает левая часть тела, а за разум - правая. Поэтому на Востоке на свадебной церемонии невеста садится слева от жениха: муж и жена садятся слабыми сторонами друг к другу. Правильное понимание взаимозависимости друг от друга помогает им отказаться от ненужной борьбы за превосходство, так как у каждого есть своя слабая сторона, которая защищается сильной стороной его «второй половинки». Семья становится сильной, если в ней есть такое понимание, и слабеет, если его нет.

Правильная забота друг о друге может сделать горькую одинокую жизнь сладкой, поэтому на свадьбе кричат: «Горько!», вдохновляя молодоженов обменяться поцелуями как проявлением нежности, чтобы сделать жизнь друг друга слаще. Понимание своей природы и природы противоположного пола поможет семейной паре лучше заботиться друг о друге и сделать взаимоотношения действительно сладкими. Провозглашенное равенство полов, то есть непонимание мужчиной и женщиной своих сильных и слабых сторон, а точнее - непонимание своей роли в космическом мироздании привело к тому, что в семье и в обществе перепутались представления об обязанностях мужчин и женщин. Если нет четкого разграничения мужского и женского поведения, то мужчины порой ведут себя как женщины, а женщины копируют привычки мужчин. Самое удивительное, что никто этим недоволен, и оба пола упрекают в этом друг друга. Но природа устроила так, что счастья можно достичь, лишь выполняя в жизни свою роль, но никак не чужую. Удовлетворенность или самоактуализация - важнейший аспект психического, духовного и физического здоровья. Мужчине следует знать, что он достигает удовлетворения именно через мужественность, женщина же достигает удовлетворения через женственность. Здоровая семья - это место, где каждый из супругов старается культивировать качества характера, свойственные его полу, помогая тем самым своей «второй половине» развивать свои. Давайте же повнимательнее изучим наши отличительные черты.

Физические различия. Физическое тело мужчины более сильное, и это вполне очевидно: сколько бы женщина ни занималась каратэ, она никогда не превзойдет мужчину в силовом единоборстве. Кроме того, у мужчин более сильный разум и ярко выраженное стремление к лидерству. Поэтому их главная роль во взаимоотношениях - это оберегать и защищать женщин. Представительницы прекрасной половины человечества тоже являются сторонниками патриархата: даже на Западе 67% женщин твердо убеждены в том, что женщина-руководитель проигрывает руководителю-мужчине по большинству главных качеств.

Различия в мышлении. Мужчина проблему обдумывает, а женщина ее проговаривает. Поэтому мужчине нужно просто не мешать думать самостоятельно, а женщине нужно не мешать выговориться. У женщин центры речи находятся в обоих полушариях, а у мужчин - только в левом. По этой причине женщина может одновременно слушать нескольких собеседниц и при этом говорить сама. А мужчина может только либо говорить, либо слушать. Зная об этом, женщина не должна перебивать мужа с его односторонним стилем разговора, а мужчина не должен волноваться по поводу ее словесной гиперактивности: мужчины обычно произносят не более 3-4 тысяч слов в день, женщины же для хорошего самочувствия должны произнести около 15-20 тысяч слов. Если мужчина хочет что-то сказать, то он обязательно это скажет, но если не дать выговориться женщине, то каждое невысказанное ею слово превратится в стрелу, а речь - в стрельбу этими стрелами по живым мишеням. Поэтому секрет хорошего общения для мужчин и женщин прост: хотите сделать мужчину довольным - не мешайте ему думать и принимать ответственные решения самостоятельно; хотите удовлетворить женщину - поговорите с ней.

Различия в удовлетворении. По самой сути своей природы женщина не может жить одна. Мужчина более независим в жизни. Он стремится к женщине, но может жить и один, особенно если видит большую цель в жизни и идет к ней. Женщина же получает удовлетворение в жизни не от достижения цели, а от глубокой сердечной привязанности. Женщины нуждаются в том, чтобы муж постоянно подтверждал свою привязанность к ним и каждодневно оказывал им знаки внимания. Мужчины могут обходиться без постоянного внимания своих жен, но им в гораздо большей степени нужны признательность и внимание со стороны других людей, к чему женщины, окруженные заботой и вниманием мужа, как правило, безразличны.

Женщине важно, чтобы муж регулярно дарил ей цветы и маленькие подарки. Мужчине же нужны аплодисменты и восхищенные взгляды других людей, друзей, сослуживцев, публики. Говоря иначе, женщина психологически зависит от одного, самого близкого мужчины, а мужчина всегда зависит от многих, пусть даже не самых близких людей. Из-за этого возникает большинство семейных ссор: мужчина не понимает, почему он должен постоянно говорить своей жене, как он ее любит, ведь он однажды уже сказал ей об этом, а женщина не понимает, зачем мужу нужны друзья, товарищи, сослуживцы, поклонники и поклонницы (разве ему недостаточно того, что она его любит!), и сводит его с ума своей беспричинной ревностью. По своей природе женщина может чувствовать себя вполне счастливой в кругу семьи, мужчине же этот круг всегда кажется тесным. Мужчина удовлетворяется через внешние достижения, через карьеру, внешний успех, а женщина - через семейные отношения. Поэтому социально активными становятся, как правило, вполне благополучные в семейном отношении мужчины и несчастные в семейной жизни женщины.

Разумная женщина всегда учитывает амбициозную природу мужчин. Возвращаясь домой, мужчина в первую очередь должен осознавать, что он нужен. Ему обязательно надо дать почувствовать, что он очень важный, что он не просто герой, а спаситель всей семьи, и что бы мы без него все делали. Существует закон 15 минут: нельзя ничего требовать от мужчины в течение первых 15 минут встречи! 87% западных женщин критикуют мужчину сразу в первые минуты его возвращения домой. Это - роковая ошибка, в которой кроется одна из главных причин такого большого количества разводов в европейских странах. Первое, что нужно сделать - это с радостью встретить его и, не переставая его нахваливать, хорошо накормить. Соотношение усилий таково: 7 раз хорошо приготовленный вкусный обед вызывает в сознании мужчины желание сделать один подарок. Поэтому женщина не должна торопиться со своими просьбами, а лучше ей подождать накопления позитивного настроения в сознании мужчины. Торопливость в этом деле вызывает лишь ответное раздражение. Результаты исследований показывают, что рецепт борьбы с рецидивами преступлений до смешного прост: преступников нужно получше кормить! Например, в одной английской тюрьме улучшение питания молодых заключенных снизило число проступков и нарушений внутреннего режима на 25%. Что же касается тяжких преступлений, то их число снизилось на целых 40%! Чтобы защитить своего супруга от глупостей, его надо просто очень хорошо кормить, и он не захочет искать удовольствий на стороне.

Успех мужчины и женщины. Мужчине важен не просто успех, а осознание того, что он добился его самостоятельно, без посторонней помощи. Это - основа его самореализации как мужчины, и никто лучше женщины не старается разбить его надежду на самостоятельность. Она всегда старается помочь ему своим советом. Когда мужчина уже готов принять самостоятельное решение, и в его сердце уже появилась радость первооткрывателя, совет жены звучит как выстрел в спину. Почему это происходит? Из-за небольшого количества детей в семье. Помогать - естественное материнское чувство женщины по отношению к детям. Мало детей - муж станет ребенком для жены. Но муж давно уже не ребенок, и его раздражают опека и контроль. И если он потеряет свое главное удовольствие - самостоятельно находить решение проблемы, тогда он будет глубоко разочарован. С другой стороны, благодаря своей интуитивной природе, женщина, не задумываясь, очень точно выдает то же решение, которое мужчина вынашивал длительное время. Женщины, помните: ваша интуиция не должна проявляться раньше высказывания мужчины! Мужчина ради этого живет. Он хочет быть нужным, и тогда, с радостью в сердце и спокойным выражением лица, он подарит вам решение проблемы. И не ждите продолжения общения. Как только мужчина нашел решение, его интерес к этой теме тут же пропадает. Мужчина же должен помнить, что озвучивать свое решение следует только после того, как женщина выговорится, иначе это будет выстрелом в спину уже для нее.

по материалам из книги: Усанин Александр: "Пропуск в третье тысячелетие" .



Рассказать друзьям