Основы нравственного воспитания дошкольников. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МЕТОДИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

воспитатель коррекционной группы Лагута С.Э., август 2014г.

равственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Механизм нравственного воспитания:

Знания и + Мотивы + Чувства и + Навыки и + Поступки и = Нравственное представления отношения привычки поведение качество

На основе знаний у ребенка складываются представления о сущности нравственного качества (например, доброты). У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством (мотивы). Должно быть сформировано отношение к качеству (социальные чувства). Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации (поведение). Каждый компонент механизма важен и не может быть исключен.

Задачи нравственного воспитания:

Формирование представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

Воспитание гуманных чувств и отношений, коллективизма, дружеских взаимоотношений, культуры поведения, дисциплинированности, трудолюбия, патриотизма, толерантного отношения к людям разных национальностей.

Принципы нравственного воспитания дошкольников:

1- единства и целостности воспитательного процесса (установление преемственности между задачами, содержанием и методам нравственного воспитания на всех этапах возрастного развития);

2- воспитания детей в коллективе (педагог постепенно формирует группу детей как первичный коллектив, для которого характерны элементы взаимопомощи);

3- требовательности к ребенку в сочетании с уважением к его личности (уважение к личности воспитанника означает веру в его силы, проявление доброжелательности, чуткости; в каждом ребенке нужно находить положительные качества и опираться на них в воспитании);

4- учета возрастных и индивидуальных особенностей детей (воспитатель должен хорошо знать своих воспитанников, учитывать темперамент, черты характера, жизненный и нравственный опыт ребенка, особенности эмоциональной сферы);

5- единство воздействий на чувства, сознание и поведение детей (требует комплексного подхода к ребенку при выборе средств и методов нравственного воспитания);

6- систематичности и последовательности;

7- единства требований к детям в детском саду и семье.

Условия нравственного воспитания дошкольников:

моральный облик педагога. У педагога должна быть развита эмпатия эмоциональная отзывчивость на переживания ребенка, чуткость; личностные качества: педагогический такт, педагогическая зоркость, педагогический оптимизм, педагогическая рефлексия; педагог должен обладать высоким общекультурным уровнем, заниматься искусством; осуществление нравственного воспитания в процессе всей педагогической работы с дошкольниками. Средствами нравственного воспитания являются: художественные средства (ознакомление с художественной литературой, изо-деятельностью, музыкой); природа (знания о природе вызывают желание заботиться о растениях и животных); собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность - это практика нравственного поведения); окружающая ребенка обстановка (атмосфера должна быть пропитана доброжелательностью, любовью);

программно-методическое обеспечение (например, парциальная программа Р. С. Буре «Дружные ребята» и др.);

организация предметно-развивающей среды;

организация совместного образа жизни детей;

организация работы на занятиях и в повседневной жизни (игры, беседы, создание проблемных ситуаций и пр.);

комплексное использование методов нравственного воспитания. Классификация методов нравственного воспитания детей дошкольного возраста (В.Г. Нечаева, В.И. Логинова).

Классификация Методы

Убеждение в форме разъяснения - воздействие на формирования сознание, чувства, волю ребенка с целью нравственного формирования положительных нравственных качеств сознания (осуществляется в форме разъяснения).

Внушение («Ты можешь быть смелее, добрее…»).

Этическая беседа - беседа на нравственные темы.

Чтение художественной литературы

Рассматривание (например, классификация картин с изображение поступков и проступков).

Поощрение

Наказание (кратковременное отчуждение, лишение развлечения, отстранение от желанной роли в игре).

Принуждение - воспитатель действует силой своего авторитета, чтобы заставить ребенка подчиниться требованиям (строгий взгляд, замечание).

Приучение формирования

Упражнение нравственного

Руководство деятельностью поведения

Наблюдение - умение всматриваться в явления и отношения окружающего мира (например, воспитатель организует с малышами наблюдение труда старших детей, обращает внимание, как дружно и слаженно они работают). Своеобразие применения методов нравственного воспитания в каждой возрастной группе. Младший возраст Средний возраст Старший возраст Ведущими методами Ведущими методами Ведущим методом являются методы являются методы является формирования формирования формирование нравственного поведения нравственного нравственного (пример, упражнение), поведения и сознания, метод стимулирования чувств и нравственного формирования отношений (поощрение, сознания. нравственного пример). поведения.

Методика проведения этических бесед с дошкольниками.

В ходе этической беседы педагог стремится решить следующие задачи:

Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть:

Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;

Способствовать накоплению и обобщению эмоционально положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;

Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»); правильно использовать нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;

Учить соблюдать нравственные нормы поведения. Формы проведения этических бесед: индивидуально, с подгруппой 5-6 человек, фронтально.

Место проведения этической беседы: традиционно в помещении группы, когда дети сидят за столами, или на прогулке. Содержание этической беседы: возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений или произведения изобразительного искусства. Темой этической беседы могут стать пословицы, поговорки: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Нет милей дружка, чем родная матушка».

Структура этической беседы:

Прослушивание короткого рассказа, просмотр мультфильма, разыгрывание сценки;

Обсуждение морали;

Практикум: дети упражняются в словах, которыми можно выразить чувства, овладевают способами морального поведения. Продолжительность бесед с детьми 4-5 лет составляет 20 минут, с детьми 6-7 лет - 30-35 минут.

Требования к этической беседе:

Опора на жизненный опыт детей;

Соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту (в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, старшие дошкольники пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации);

Конкретность обсуждаемых ситуаций;

Подача материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание;

Использование наглядного материала (например, дети рассматривают картинки и классифицируют их по основанию, предложенному воспитателем;

Наличие ситуации выбора и противоречий;

Связь с последующей деятельностью и практикой поведения (по материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т. п.);

Соблюдение такта при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы;

Активизация познавательной и эмоциональной активности детей, их самостоятельности в поиске решения предлагаемых ситуаций;

Оценка обсуждаемых фактов, событий (положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная призвана тормозить нежелательные поступки);

Обучение умению делать самостоятельные выводы и обобщения, а не пассивно воспринимать и запоминать;

Окончание беседы должно быть кратким, эмоциональным, ярким (веселый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, песенка, игра). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.

Основные направления нравственного воспитания дошкольников.

1- Воспитание гуманных чувств и отношений. Гуманизм - это стержень и показатель нравственной воспитанности человека, характер его отношения к людям, к природе, к самому себе (сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброта). В основе лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

2- Воспитание коллективизма. Коллективистическая направленность поведения ребенка - это стремление к другим людям, осознание возможности реализовать среди них свои интересы, способность отказаться на какое-то время от личных устремлений ради признания сверстниками. Это интегральное качество личности, проявляющееся в доброжелательности, отзывчивости, сопереживании, сдержанности, ответственности перед группой сверстников.

3- Воспитание дружеских взаимоотношений. Дружеские взаимоотношения детей - это определенная форма общения, имеющая моральную направленность, регулируемая доступными для ребенка нормами, правилами поведения. Эти отношения характеризуются содержательными взаимосвязями между отдельными детьми (избирательная парная дружба), а также между всеми детьми группы.

Критерии дружеских взаимоотношений детей:

предпочтение, симпатия, сочувствие и отзывчивость, проявляющиеся между отдельными детьми, но не в ущерб другим;

интерес к деятельности сверстников, желание и умение договориться о пользовании игрушкой, материалом, о совместной игре, считаться с интересами товарищей;

проявление заботы о товарище, общем деле, игре; - помощь и взаимопомощь (желание и умение сделать что-нибудь приятное, нужное для отдельных детей, для группы), готовность выручить друга, товарищей;

объективность оценок и самооценок, способность поступиться личным желанием в пользу товарищей (по справедливости), получая при этом удовлетворение;

постепенный переход от выражения дружеских отношений ребенка по побуждению взрослого к отношениям по собственному внутреннему побуждению.

Воспитание культуры поведения. Культура поведения дошкольника - это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Компоненты культуры поведения:

1. Культура деятельности - проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений (умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам).

2. Культура общения - выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения обязательно предполагает культуру речи (наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон).

3. Культурно-гигиенические навыки - опрятность, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, культура еды.

4- Воспитание дисциплинированности - это обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка. Нормы поведения характеризуют общую направленность отношений и поведения и конкретизируются в правилах (например, норма «Быть внимательным и заботливым по отношению к окружающим людям» конкретизируется в правилах: не играть в шумные игры, когда рядом кто-то отдыхает; если в группу пришел гость - предложить ему сесть и пр.). Дисциплинированным называют человека, который при любых обстоятельствах умеет выбрать нравственную форму поведения и, несмотря на препятствия, будет ее придерживаться.

5- Воспитание трудолюбия - это качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности; проявляется в старании, усердии, положительном отношении к процессу трудовой деятельности, инициативности, добросовестности.

6- Воспитание патриотизма. Патриотизм в современном ДОУ - это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства ответственности, любви, интереса к стране, трудолюбия; это ощущение принадлежности своей земле, своему народу, сознание собственной востребованности в этой стране.

Составляющие (уровни) патриотизма:

Познавательный -знание атрибутов и символов страны; уровень -элементарные представления об устройстве государства; осознание своих «прав и обязанностей» как члена семьи, детского коллектива в группе детского сада, как жителя города, края, гражданина России; знание имен выдающихся соотечественников (ученых, изобретателей, путешественников, полководцев, поэтов, писателей, художников, композиторов, артистов, спортсменов и др.) Эмоциональный - интерес внимание к традициям страны, иным уровень культурам и их проявлениям; интерес к жизни и труду взрослых людей; чувство гордости за достижения России в культуре, технике, спорте и т.д. Поведенческий -участие детей в благоустройстве детского сада, уровень микрорайона (уборка территории, посадка деревьев);оказание воспитанниками посильной помощи другим (сверстникам, родителям, пожилым людям); участие в подготовке и праздновании дат, знаменательных для города, страны (подготовка концерта ко Дню города, Дню Победы, Дню России); демонстрация позитивных моделей поведения в природе и обществе.

7- Воспитание веротерпимости и толерантности. Толерантность (от лат. - терпение) - это способность терпимо относиться к другому, его инакодействию или инакомыслию. В основе - признание самоценности любого человека, принятие человека таким, какой он есть. Воспитание детей в духе веротерпимости означает воспитание уважительного отношения к гражданам своей страны - верующим различных конфессий посредством ознакомления с предписываемыми религией нормами поведения людей, т.к. все мировые религии культивируют общечеловеческие ценности - истину, добро, красоту. Показатели толерантности у дошкольников:

Выдержка с элементами самообладания, т.е. способность сдержать импульсивное действие;

Терпеливость, т.е. способность долгое время заниматься неинтересным делом, не капризничать, выполнять не очень интересные роли в игре, определенные обязанности в труде, не обращать внимания на оскорбления;

Сензитивность к эмоциональному состоянию другого человека, т.е. умение замечать состояние другого человека;

Эмпатия, т.е. сопереживание, сочувствие, содействие;

Принятие, т.е. способность ребенка преодолеть барьеры раздражения (даже в том случае, если он не испытывает к сверстнику симпатии); умение ставить и достигать свои цели с учетом желаний сверстников без причинения им ущерба.

8- Воспитание интернационализма и этики межнационального общения. Интернациональное воспитание - целенаправленная деятельность по формированию у детей всех народов России чувства свободы, равенства и братства, уважения друг к другу, культуры межнационального общения. Главным объектом изучения следует избрать народы, родиной которых является Россия. Воспитание у детей этики межнационального общения - это формирование ценностных ориентаций ребенка, культуры отношения к своему народу и другим народам, к людям разных национальностей, т.е. воспитание у детей дружеских отношений со сверстниками разных национальностей. Современный подход к воспитанию у детей этики межнационального общения предполагает подведение дошкольников к осознанию своей общности с другими нациями. В отношении ребенка к своему народу и ближайшему национальному окружению должен быть приоритет общечеловеческих ценностей. Работа по воспитанию у детей этики межнационального общения начинается с формирования у детей эмоционально-положительного отношения к самому факту существования разных народов и языков. У детей 5-7 лет чувство интернационализма проявляется в форме симпатии к людям иных национальностей, желания общаться с ними на их родном языке, кроме того, у детей эпизодически возникает интерес к особенностям внешности людей другой национальности, к их жизни, творчеству.

Наталия Полякова
Нравственное воспитание детей

Нравственное воспитание – это основной стержень общей системы всестороннего развития личности; целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека. Формирует облик его личности,определяет его систему ценностей характер сторон процесса формирования личности ребенка. В дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований . Формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания . Основные задачи воспитания - формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, формирование чувства собственного достоинства и толерантного отношения к представителям других наций, к сверстникам, их родителям и другим людям. У ребенка в дошкольном возрасте появляется способность анализировать свои поступки, и оценивать поступки других детей . Так у ребенка появляются предпосылки рефлексивного мышления. Развитие рефлексивного мышления – это воспитание у ребенка умение чувствовать сердцем другого ребенка. Нужно научить ребёнка ставить себя на место других людей, уметь радоваться чужим успехам, научиться переживать свои неудачи.

У ребенка-дошкольника значительно увеличиваются требования предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка за узкий круг близких ему людей, делают доступными для первоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют между взрослыми в серьезных видах деятельности (учении, труде) . Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющие высокие требования не только к восприятию , мышлению, памяти и другим психическим процессам, но и к умению организовывать свое поведение. Предпосылки развития личности, сложившиеся в раннем детстве, создают основу для новых путей воздействия на ребенка со стороны окружающих. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества.

В дошкольном возрасте приобретается сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя. личностью еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона - это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его независимость от изменения внешних обстоятельств.

В результате нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Одна из серьёзных проблем нашего времени недостаток духовности, творить добро считается слабостью. Поэтому необходимо с дошкольного возраста развивать у детей понимание культурного наследия.

Воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами национальных культур, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям. Особую роль в приобщении к народной культуре играют народные праздники как средство национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей и педагогов , объединенных совместными действиями. Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В нашем дошкольном учреждении осуществляется специальная воспитательная работа , направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Все моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека , без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое : способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в итоге овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе. Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом- формирование определенного набора нравственных качеств , а именно :

Гуманности; -трудолюбие; -патриотизма; -гражданственности; -коллективизма. Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.

Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. в ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В законе РФ «об образовании» ст. 18п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания , требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка , потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно - образовательного процесса. Родители- это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи. Роль родителей в организации учебной деятельности детей , значение примера в воспитании , меры по укреплению здоровья детей , воспитании и пути их устранения, роль родителей в самовоспитании детей . В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников . Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей возможностям педагогов. Наше дошкольное образовательное учреждение в течении многих лет проводить планомерную целенаправленную работу с родителями под девизом : «Создание единого образовательного пространства «детский сад-семья» . В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные задачи : 1. Повышение педагогической культуры родителей. 2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания . 3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей и педагогов , объединенных совместными действиями. Оптимальным для нравственного воспитания в нашем детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников : осенью-«Праздник осени» ; «Веселая карусель» . Зимой – «Новый год» , «Новогодний серпантин» , «Защитники Отечества» , «Ай да масленица» . Весной- «Наши любимые» , «Встреча весны- Сороки» , «Перелетные птицы» , «Никто не забыт и ничто не забыто» . Дети со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе. Основные формы приобщения детей к культурному наследию : -познавательные беседы; - творческая продуктивная и игровая деятельность детей ; -экскурсия в библиотеку, целевые прогулки по улицам нашего города.

В результате совместных действий педагогов и родителей ребенок начинает овладевать различными формами выражения, собственных переживаний, устанавливается гуманные отношения между сверстниками, эмоциональная отзывчивость и опора на собственные чувства. Данный процесс рассматривают с разных точек зрения : нормы поведения в разных ситуациях (в транспорте, обществе, за столом) ; моральные нормы по отношению к людям; духовная составляющая; патриотические чувства; личностные качества. Воспитание морального облика , нравственного поведения лучше начинать с дошкольного возраста. Результата можно достичь быстрее при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила , принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике.

Нравственное воспитание дошкольников волнует педагогов, психологов, философов, социологов с античных времен. С каждым столетием ученые, обеспокоенные безнравственностью молодежи, постоянно разрабатывают новые методы борьбы с ней. При этом со сменой общественных ценностей меняется и «нравственный» запрос. Например, в коммунистическое время приветствовались альтруисты, трудяги, щедрые коллективисты, а с приходом капитализма выдвинулись инициативные предприимчивые личности.

Актуальность нравственного воспитания детей

Общепринятый факт состоит в том, что обучить нравственному воспитанию невозможно. Привитие нравственных норм, привычек, качеств, поведения происходит за счет индивидуальных личностных особенностей. Взрослого перевоспитать невозможно. Он сам принимает для себя те или иные принципы нравственности.

Если нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду различно, то у ребят возникает дисгармония. К примеру, в детском саду акцентируют внимание на дружбе, а папа и мама могут потворствовать агрессии и драчливости своего чада, видя в этом самозащиту. То есть к нравственному воспитанию должны быть единые требования как у педагогов образовательных учреждений, так и у родителей.

И все же, чем младше ребенок, тем больше он открыт к окружающему миру. Уже доказано, что личность формируется к пяти годам (о чем писал советский педагог Макаренко). Но дошкольный и младший школьный период остаются наиболее гибким, благоприятным периодом в формировании нравственных норм.

Нравственное воспитание дошкольников

Данный процесс рассматривают с разных точек зрения:

  • нормы поведения в разных ситуациях (в транспорте, обществе, здании, за столом);
  • моральные нормы по отношению к людям;
  • духовная составляющая;
  • патриотические чувства;
  • личностные качества.

Нравственное воспитание дошкольников происходит комплексно, то есть на каждом занятии педагог наблюдает за детьми, корректирует их поведение. Проблемные ситуации проигрывают в сюжетно-ролевых играх, обсуждают на примере литературных произведений, прибегают к помощи психолога и родителей.

В зависимости от требований программы и методов педагоги выделяют те или иные аспекты нравственности: например, развитие нравственных чувств через труд, игру, а также патриотическое, экологическое, религиозное, эстетическое воспитание.

Сейчас также уделяют внимание не только развитию коллективизма, но и личности. Ребенок должен уметь общаться с другими людьми, но при этом отстаивать свое мнение, не давая другим «задавить» себя. Поэтому чаще педагоги в своей деятельности прибегают к личностно-ориентированной теории Сухомлинского.

Проблема нравственности младших школьников

Нравственное воспитание школьников в начальных классах основывается на авторитете учителя. Его личностные качества и поведение копируются детьми бессознательно. Начальные классы - это важный период в становлении нравственной личности ребенка. В коммунистическое время утро начиналось с коллективной линейки, где обсуждались положительные и негативные моменты из жизни школы. Весь день был построен на коллективных мероприятиях, внеклассных беседах, призванных воспитать гармонично развитую личность.

Сейчас любое обсуждение проступка школьника воспринимается как унижение личности. Родители сразу обращаются с жалобами в министерство образования и прокуратуру, не вникая в ситуацию. Педагоги стали рассматривать нравственное воспитание младших школьников поверхностно. То есть на своих предметах информировать о нравственных чувствах к Родине, вере, людям, себе, природе, труду, животным учителя практически перестали. Различные проблемные ситуации решаются на высшем уровне (директор - родители), при этом влияние пап и мам может кардинально отличаться от педагогических требований.

Особенности нравственно-духовного воспитания

В некоторых образовательных учреждениях делается акцент на духовно-нравственном воспитании, где на первое место выходят человеческие отношения, совесть, моральный облик личности. Чаще такие программы встречаются в школах или детсадах с религиозным уклоном. Духовно-нравственное воспитание школьников и старших дошкольников направлено на привитие следующих духовных ценностей:

  • общечеловеческих (мир, культура, Земля, экология);
  • национальных (приобщение себя к нации, стране, традициям, вековой истории, гордость за Отчизну);
  • семейных (отношение к семье, родителям, родословная, уклад, традиции);
  • личностных (достоинство, жизнь, права человека, ребенка, честь, индивидуальность).

Программа духовно-нравственного воспитания во многих образовательных учреждениях подразумевает четыре основные направления:

  • развитие нравственных чувств (патриотизм, гражданственность, ответственность, вера, долг, совесть);
  • формирование морального облика (кротость, терпение, альтруизм, миролюбие, милосердие);
  • закрепление нравственных привычек и позиций (умение различать зло и добро, готовность преодолевать трудности, проявлять самоотверженную любовь);
  • формирование нравственного поведения (служение Родине, духовная рассудительность, дисциплина, склонность к добрым поступкам).

Социально-нравственное воспитание

Порой духовно-нравственное воспитание школьников идет в комплексе с социальным обучением. Это связано с тем, что жизнь индивида вне общества невозможна. Поэтому с детства необходимо научить ребенка взаимодействовать с людьми, познакомить его с правовыми, гражданскими, бытовыми, экономическими отношениями.

Во многих школах вводят такие предметы, как право, обществоведение, на которых изучают юридические аспекты при возникновении различных жизненных ситуаций. Однако дети быстро схватывают, что любые социально-личностные проблемы легко решаемы за счет третьих лиц (прокуратуры, милиции, суда). При этом они даже не учатся разрешать конфликтные ситуации мирным путем.

Именно поэтому социальные отношения изучаются наравне с нравственными поступками и личностными качествами. В некоторых ситуациях педагоги прибегают к помощи психолога, который организует различные проблемные ситуации, тренинги, игры. Но без взаимодействия с родителями невозможно стопроцентное усвоение социально-нравственных норм.

Нравственно-гражданское воспитание

В кадетских школах, патриотических садах нравственность рассматривается вместе с гражданственностью. Это особенно актуально в наше время, когда идут классовые и гражданские войны, когда история военных баталий разных временных эпох сознательно искажается.

Нравственно-патриотическое воспитание выражается в информировании о политических и общественных нуждах страны и формировании способности отстаивать свое мнение. Тогда ребенок сможет адекватно оценивать ситуацию в своем государстве, понимать его проблемы и принимать сознательные решения по защите интересов своей Отчизны: к примеру, какие-то свои вещи и игрушки передавать в детский дом, следить за чистотой своего двора, быть внимательным и осторожным в отношении подозрительных лиц (мошенников, наркоторговцев) и т. д.

Задача гражданского воспитания заключается в том, чтобы научить детей принимать свою страну со всеми достоинствами и недостатками, не менять ее на заграничные государства, а решать проблемы своими силами. Также этот процесс призван подтолкнуть впоследствии старших школьников на выбор такой профессии, которая поможет не только личностному становлению, но и частично поспособствует решению государственных проблем.

Нравственно-эстетическое воспитания

В некоторых учреждениях нравственное воспитание детей сопровождается эстетическим развитием. В античное время музицирование и искусство были обязательными предметами для всех учащихся. Считается, что восприятие красоты и добра идет в единстве. Человек, который тянется к прекрасному, никогда не совершит аморального поступка.

Дошкольники и школьники эмоционально более открыты, поэтому более тонко воспринимают картины, театральные постановки, аудиосказки, спектакли, раскрывающие нравственные поступки, моральный облик.

Театр и литературные произведения позволяют наиболее остро продемонстрировать антисоциальные качества человека. Ребенок чувствует антипатию к отрицательным героям и старается не повторять их ошибок. Педагогу легче решать различные конфликтные ситуации на примерах из литературных произведений. Кроме того, программа духовно-нравственного воспитания подразумевает посещение театров, музеев, выставок, что делает обучение более интересным для детей.

Особенности нравственного трудового воспитания

По сей день общество ценит трудолюбие, инициативность, исполнительность, дисциплину, ответственность, мобильность, способность планирования, анализа и прогнозирования. Именно эти качества начинают формировать в дошкольном возрасте, приучая детей к дежурству в группе, уголке природы, раздевалке и т. п.

Малыши трудятся на своем участке, зимой убирая снег, а летом поливая растения. Важно закрепить у детей уважение к чужому труду, научить бережно относиться к вещам. В этом и заключается трудовое духовно-нравственное воспитание детей.

С дошкольного возраста ребят приучают к тому, что относиться к детскому саду нужно как к дому. Выполнять все поручения следует на совесть. Это отношение особенно важно в наше время, когда родители с неохотой воспринимают участие в коллективной уборке территории, мытье окон, починке игрушек или мебели и других подобных мероприятиях. Мало того, большая часть мам и пап в дальнейшем яростно отстаивают права школьников, запрещая им проходить практику, нести дежурство в классах и по школе, воспринимая это как эксплуатацию детского труда.

Нравственно-экологическое воспитание

Духовно-нравственное воспитание неотделимо от растительного и животного мира. Ведь малыши неосознанно тянутся к братьям нашим меньшим. Поэтому в образовательных учреждениях организуют уголки природы, где приучают детей ухаживать и заботиться о рыбках, хомячках, кроликах, птичках, растениях.

Важно привить малышам любовь ко всему живому, закрепить чувство ответственности за братьев наших меньших, показать, что загрязнение окружающей среды может привести к глобальным необратимым последствиям. Ежедневные наблюдения за природными явлениями, растениями, поведением животных расширяет у ребенка кругозор и эмоциональные переживания.

Нравственное воспитание младших школьников и дошкольников посредством экологических методов позволяет развить альтруизм, внимательность, заботливость, взаимопомощь, терпеливость, доброту, трудолюбие, ответственность. Педагогам важно постоянно проводить параллель между ощущениями животных, растений с чувствами людей.

Нравственное воспитание и нравственное развитие

В чем сходство и отличие таких терминов, как нравственное воспитание, развитие и формирование? Дошкольный возраст, как говорил Руссо, это «чистая доска», благодатная почва для «посадки» нравственных чувств. Именно поэтому сначала нужно сформировать у детей зачатки тех или иных качеств.

Старшие дошкольники уже могут отличать хорошие и плохие поступки, могут находить причинно-следственные связи, поэтому к ним относится термин «воспитание» или «развитие». Только воспитание - это непрерывный процесс на протяжении всей жизни. Он может быть целенаправленным и неуправляемым. Например, в одно время дети хотели стать крутыми парнями, как Саша Белый (фильм «Бригада»), несмотря на антисоциальное поведение главного героя. Поэтому духовно-нравственное воспитание школьников должно быть непрерывным со стороны педагогического коллектива и родителей.

Развитие же представляет собой конкретный процесс определенного временного отрезка. Например, развитие нравственных чувств (коллективизма, чувства собственного достоинства и трудолюбия) у старших дошкольников. То есть педагог ведет целенаправленную работу с детьми по развитию конкретных нравственных чувств.

Фактически разграничение данных терминов требуется для студентов педагогических вузов при выборе темы нравственного воспитания для дипломов. Во всех остальных случаях терминология не столь актуальна, главное результат.

Краткие выводы

Воспитание морального облика, нравственного поведения лучше начинать с дошкольного возраста. Результата можно достичь быстрее при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила, принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике.

Нравственное воспитание школьников в дальнейшем определяет моральный облик граждан страны. Если педагоги будут акцентировать внимание своих воспитанников на общественных проблемах государства (нацизм, расизм, фашизм, эгоизм и равнодушие), учить их решать трудности всевозможными способами, а не искать оправдания, то в государстве возрастет число инициативных сильных личностей, которые изменят будущее к лучшему.

Нравственное воспитание — это воспитание в детях высоких духовных и моральных принципов, чувства патриотизма к Родине, специальное регулирование способов мышления и поведения, принятых в гражданском обществе.

Первый опыт работы над структурой поведения и над формированием нравственных принципов начинается с детского сада, когда взрослые дают первые уроки дошкольникам. Воспитатель детского сада с ранних лет прививает детям любовь к Родине, бережливость и уважение к человеческому труду, доброжелательность в отношениях, учит активности и инициативности, самостоятельности в действиях, взаимопомощи и взаимовыручке, бескорыстности.
Исследовательская работа учёных по изучению психологии и возможностей дошкольников показывает, что у детей дошкольного возраста большой потенциал в вопросах воспитания их нравственности. Детское сознание способно управлять своими поведенческими способностями, такими как активность поведения, самостоятельность в своих действиях и выборе, проявление определённого интереса к окружению.

Старшие дошкольники способны к коллективизации, где уже в их совместных действиях проявляются и товарищества. Чем больше ребёнок видит правильных действий и поступков, а также чаще слышит положительного, тем выше его – это и есть основная задача воспитателей.

У ребёнка должны развиваться положительные привычки и мотивы нравственного поведения.

Всё, что ребёнок видит и слышит, несущее негативный характер и отрицательные действия, также откладывается в детском сознании и вредит его нравственности.

Детям нравится общаться со взрослыми, у них при частом общении возникает чувство любви и привязанности, дети с радостью выполняют поручения, стараются понравиться и сделать что-то приятное для взрослых.

Дошкольникам свойственно проявлять эмоциональную отзывчивость в отношении реакции взрослых на хорошие и плохие детские поступки. Когда детей ругают, они волнуются и огорчаются, когда хвалят – улыбаются и радуются. Такая отзывчивость является основой формирования .

Дошкольники, в силу своего возраста, испытывают радостные или грустные чувства не только за себя, но и за сверстников. Они способны радоваться и грустить за товарищей из чувства солидарности, что приводит к действенным поступкам по оказанию моральной поддержки. Дошкольники не умеют хитрить или лукавить, их чувства искренни и не подложны.

В детском саду можно наблюдать картину, когда один из детей поранился или ударился, и возле него скапливаются сверстники и с грустью жалеют его.

Нравственные чувства приобретают свою сознательность ближе к среднему возрасту, они способны оценить труд других людей, способны проявлять чувства любви к родному дому и краю.

К шести годам у детей начинается формирование чувства собственного достоинства, чувство долга, они распознают справедливость поступков, проявляются чувства уважения по отношению к другим людям. Дети этого возраста начинают с полной ответственностью подходить к заданиям и поручениям.

Задачей воспитателей детского сада не упустить время, когда у детей проявляются способности к воспитанию нравственных чувств, привить к детям любовь к родному краю и стране, в которой дети родились и живут, также научить их уважать людей других национальностей и их культуру.

Одной из детских особенностей является подражание, но дети не распознают и не понимают нравственности совершаемых ими действий, и это может зафиксироваться в сознании отрицательным жизненным опытом.

В связи с этим появляется задача перед родителями и воспитателями оградить дошкольников от объектов и ситуаций подражания, несущих безнравственность чувств и поведения и от такого жизненного опыта.

Очень важно научить ребёнка простым вещам, таким как: доброжелательность — уважать взрослых, поддерживать хорошие отношения со сверстниками, бережливости, вежливости, приветливости, культурному поведению.

При полученных первоначальных навыках, ребёнок ближе к старшему дошкольному возрасту, научится осмысливать свои поступки и поведение, нравственное поведение станет нормой жизни дошкольника и станет его спутником в дальнейшем развитии.

Значение нравственных принципов в сознании ребенка

Чтобы нравственные принципы прочнее закреплялись в сознании ребёнка, воспитатель в детском саду должен учить дошкольников на конкретных примерах, а чтобы ребёнок проявлял интерес к процессу обучения – шире использовать возможности игрового поля, применять игры, сцены, сказки, мультфильмы и т.п.

Наиболее широко распространена была работа в данном направлении в детских садах Советского Союза. В современной России на целые десятилетия эта работа была пущена на самотёк, и сейчас снова к людям пришло осознание того, что пора возобновлять образовательные процессы и пора снова начать учить людей нравственности.

Вопросы нравственности должны содержаться в программах детского сада на протяжении всего образовательного процесса. Нравственное воспитание должно отражаться и находить место даже в занятиях творчеством: тематические рисунки, песни, лепка и так далее.

В первую очередь должен быть налажен соответствующий контакт между воспитателем, ребёнком и родителями, их цели и задачи должны быть едины.

Коллектив это самое действенное средство воспитания и поэтому не стоит детей до школы держать затворником дома на попечении бабушки или сиделки – детский сад является самой подходящей сферой для проведения воспитательных занятий.

В коллективе ребёнок способен к проявлению своих знаний, делиться ими с товарищами, перенимать положительный опыт у сверстников.

В детском саду дети понимают, что коллективно и сообща можно добиться общей цели и выполнить большее количество задач, чем в одиночку. К примеру, слепить снеговика одному ребёнку не под силу, а сплочённой и дружной группой это займёт всего около часа, а то и меньше.

Бойкие дети в группе становятся более смиренные, застенчивые более общительными. В своей деятельности воспитатель должен быть требовательным, но не грубым, уметь подбирать компромиссы в спорах – это тоже часть нравственного воспитания и пример для подражания.

Дисциплина в детском саду не должна подавлять инициативу и положительные эмоции. Воспитатель может себе это позволить, если сам будет сдержанным и терпеливым по отношению к детям. Ребёнок должен чувствовать и видеть на лице воспитателя только положительные эмоции.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в детском саду направлено на воспитание нравственных качеств в различных формах деятельности. При этом большое внимание педагогами уделяется личностному развитию детей.

В детском саду часто проводят различные тематические мероприятия, во время которых дети учатся моральным и нравственным сторонам поведения в группе сверстников и со взрослыми.

Нравственные беседы с детьми, как в детском саду, так и в семейной обстановке помогают осознать малышам, почему нужно вести себя тем или иным образом.

Хорошим средством нравственного воспитания дошкольников является сказка. Поступки сказочных героев подскажут дошкольникам, что может их ждать в случае безнравственного поведения.

Нравственное воспитание дошкольников в детском саду и его роль в развитии личности

Нравственное воспитание, охватывает всеобщее развитие личности ребёнка, оно направлено и на формирование особых чувств дошкольника, и на его сознание, и на регулирование поведенческих привычек.

Как и все виды воспитания здесь применяется та же самая форма — от лёгких заданий, к более сложным.

Кроме того воспитатель должен учитывать тот факт, что ребёнок не должен воспринимать его как диктатора или командира, к каждому из детей надо находить такой подход, чтобы у них в сознании само формировалось представление о нравственности, иначе у детей сформируется неправильное представление о нравственности, они научатся либо подчиняться, либо приспосабливаться.

Воспитатель должен более тесно налаживать связи с родителями детей своей группы для более эффективного протекания процесса воспитания.

Деятельность воспитателя завит не только от прямых контактов с детьми, но и от решения общей задачи, разработки рекомендаций родителям с общими принципами нравственного воспитания дошкольников.

В решении данных вопросов должна проводиться и политика индивидуального воспитания дошкольников, для этого надо знать индивидуальные способности и навыки каждого воспитанника, его психофизиологические особенности.

Нравственное воспитание дошкольников подразумевает приобретение нравственного опыта и усвоение моральных норм. В процессе нравственного воспитания формируется любовь к Родине и гражданская позиция, бережное отношение к окружающему миру, уважение и доброжелательность к людям, порядочность.

Задачи нравственного воспитания дошкольников

Правильное нравственное воспитание дошкольников помогает избежать отрицательного опыта и приобретения вредных привычек, которые препятствуют формированию личности ребенка.

Основными задачами нравственного воспитания дошкольников являются формирование нравственных чувств, положительных навыков, нравственного поведения, представлений и поступков.

Важную роль играет воспитание нравственных чувств у дошкольников. Ребенок в процессе общения с взрослыми приобретает привязанности, симпатии и любовь, учится поступать в соответствии с совестью и моралью, воздерживаться от отрицательных поступков. Если ребенок совершает ошибки, то он испытывает волнение и огорчение, так как не радует близких людей и не получает одобрения.

Доброжелательность и эмоциональная отзывчивость являются основой воспитания нравственных чувств у дошкольников. В процессе нравственного воспитания необходимо избегать отрицательных эмоций, недовольства, замечаний в адрес ребенка. Основную роль должны играть доброта, поддержка и защита.

Наглядным примером для ребенка являются родители и воспитатели, которые должны помочь формировать и проявлять положительные качества, успокаивать, подбадривать и радовать.

В процессе нравственного воспитания дошкольников появляется чувство собственного достоинства, долга и справедливости, а также ответственность за свои поступки. В ходе игр, познавательных и развивающих занятий ребенок приобретает патриотические чувства, любовь к Родине и родному краю, уважение к людям различных вероисповеданий и национальностей.

При нравственном воспитании дошкольников необходимо уделять особое внимание осмыслению поступков. Дети должны осознавать свое поведение и стремиться к нравственному содержанию действий. Ребенок должен получить разъяснения моральных понятий и научиться действовать в различных ситуациях. Нравственное дошкольное воспитание должно быть направлено на формирование правильного поведения ребенка в общественной жизни и семье.

Важными задачами нравственного воспитания дошкольников являются представления ребенку основ поведения, знаний о патриотизме и помощь в формировании правильных мотивов поведения.

Особенности воспитания нравственных чувств у дошкольников

Нравственное дошкольное воспитание помогает ребенку правильно оценивать свои поступки, понимать чувства других людей, а также стремиться к справедливости, дружбе, состраданию и добру.

Эффективное нравственное воспитание дошкольников рассматривается как непрерывный процесс получения и усвоения образцов поведения в обществе и семье. Ребенок начинает правильно воспринимать нравственность и мораль, если осознает для себя необходимость их соблюдения, а не следует нормам по принуждению.

Нравственное воспитание дошкольников формируется в процессе переживаний и эмоций, развития познавательных, интеллектуальных и творческих способностей. Формой восприятия нравственности могут быть переживания, различные вербальные и невербальные средства восприятия.

С нравственным дошкольным воспитанием тесно связана эмоциональная среда, в которой ребенок получает опыт, формирует свое отношение к окружающему миру и выбирает образцы поведения. Родители и педагоги при воспитании дошкольников должны акцентировать внимание на моральных оценках и суждениях, обеспечивать здоровую среду для развития ребенка.

В процессе обсуждения нравственных вопросов формируется четкая система ценностей. Ребенок начинает понимать разницу между отрицательными и положительными поступками.

Эффективного нравственного воспитания дошкольников не может быть без обсуждения нравственной стороны действий и событий. Для того чтобы ребенок четко понимал нравственность, можно использовать примеры из художественных произведений и реальной жизни. В основе примеров должны лежать сопереживание и сочувствие, развитие способности к эмпатии.

При нравственном воспитании можно использовать различные средства, в том числе художественные, природные, музыкальные и т.д. К основным группам средств нравственного воспитания можно отнести:

При выборе определенных средств нравственного воспитания дошкольников необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, уровень интеллектуального развития и творческие способности.



Рассказать друзьям