Направления совершенствования пенсионной системы статья. Модернизация пенсионной системы России: проблемы и перспективы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В пенсионной системе России в 2017 году произойдет ряд событий и изменений, которые коснутся всех участников системы обязательного пенсионного страхования: и нынешних, и будущих пенсионеров, а также работодателей.

Повышение пенсий и социальных выплат

В 2017 году индексация пенсий вернется к прежнему порядку, когда страховые пенсии увеличиваются на уровень фактической инфляции, а госпенсии, включая социальные, - с учетом индекса роста прожиточного минимума пенсионера.

Поэтому с 1 февраля страховые пенсии неработающих пенсионеров увеличатся на уровень инфляции за 2016 год. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля будут повышены как работающим так и неработающим пенсионерам с учетом индекса роста прожиточного минимума пенсионера.

С 1 февраля также будут проиндексированы размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), которую получают федеральные льготники.

У пенсионеров, которые работали в 2016 году, в августе 2017 года вырастут страховые пенсии. Максимальная прибавка - денежный эквивалент трех пенсионных баллов.

Единовременная пенсионная выплата в 5 000 рублей

Помимо пенсии и регулярных социальных выплат в январе 2017 года российские пенсионеры получат единовременную выплату в 5 000 рублей. Ее получат все, кто постоянно проживает на территории РФ и получает пенсию по состоянию на 31 декабря 2016 года.

Доставка единовременной выплаты будет проводиться на основании документов из выплатных дел, поэтому дополнительно обращаться в ПФР или подавать заявление не надо.

Если пенсионер получает две пенсии (например «военный» пенсионер), одна из которых выплачивается по линии Пенсионного фонда, единовременную выплату будет осуществлять ПФР.

Еще раз напомним о сроках доставки этой выплаты: с 13 по 28 января 2017 года. Почтальоны доставят выплату вместе с пенсией за январь получателям, у которых дата доставки пенсии на дом - с 13 числа и до дня окончания выплатного периода.

Пенсионерам, которые по графику получают пенсию с 3 по 12 число месяца, выплата будет произведена с 13 по 28 января 2017 года так же с доставкой на дом. Таким пенсионерам информацию о дополнительной дате доставки единовременной выплаты в январе сообщат при доставке пенсии за декабрь 2016 года.

Для пенсионеров, которые получают пенсию не через «Почту России», а через кредитные или другие доставочные организации, действуют те же сроки выплаты 5 000 рублей - с 13 по 28 января.

Все необходимые средства на единовременную выплату - 221,7 млрд рублей - заложены в бюджете Пенсионного фонда на 2017 год.

Назначение пенсий и количество пенсионеров

По пенсионной формуле, которая действует в России с 2015 года, для получения права на страховую пенсию в 2017 году необходимо иметь не менее 8 лет стажа и 11,4 пенсионных баллов.

Максимальное количество пенсионных баллов, которое можно получить в 2017 году, составляет 8,26.

Ожидаемый период выплаты пенсии при расчете накопительной пенсии в 2017 году составляет 240 месяцев. Этот параметр используется только для определения размера накопительной пенсии, сама же выплата пенсии - пожизненная.

Каждый гражданин может обратиться за назначением любого вида пенсии не выходя из дома - граждане могут подавать заявления о назначении пенсии через Личный кабинет гражданина на сайте ПФР, там же можно изменить доставщика пенсии.

Прогнозируется, что в течение 2017 года численность пенсионеров по линии ПФР увеличится с 43,3 млн до 43,9 млн человек. Увеличение по сравнению с 2016 годом связано с естественным ростом численности пенсионеров в стране.

Основным видом пенсии в России в 2017 году по-прежнему будет страховая пенсия. Численность ее получателей в 2017 году - более 40 млн человек. Еще почти 4 млн человек - получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Формирование пенсионных накоплений

Мораторий на формирование пенсионных накоплений законодательно продлен и на 2017 год. В очередной раз напомним - это не «заморозка пенсий» и тем более не «изъятие пенсионных накоплений». Мораторий на формирование пенсионных накоплений означает, что те 6% страховых взносов, которые могли бы пойти на накопительную пенсию, направляются на формирование страховой пенсии. Таким образом, в любом случае все страховые взносы, уплаченные работодателем за гражданина, будут участвовать в формировании пенсии в полном объеме.

Мораторий никак не влияет на возможность перевода пенсионных накоплений в управляющие компании или из одного пенсионного фонда в другой по желанию гражданина. Но каждый гражданин должен помнить, что переводить пенсионные накопления от одного страховщика к другому чаще раза в пять лет невыгодно, так как этот шаг уменьшает накопленный инвестиционный доход.

Итоги переходной кампании за 2016 год по переводу пенсионных накоплений будут традиционно подведены к концу I квартала 2017 года. Поэтому не имеет смысла задавать пресс-службе ПФР вопросы об итогах переходной кампании сразу после январских праздников.

Материнский капитал

Размер материнского капитала в 2017 году не изменится и составит 453 тыс. рублей.

Для вступления в программу материнского капитала у россиян есть еще два года - для получения права на материнский капитал необходимо, чтобы ребенок, который дает право на сертификат, родился или был усыновлен до 31 декабря 2018 года. При этом, как и раньше, само получение сертификата и распоряжение его средствами временем не ограничены.

Направления использования материнского капитала остаются те же, их четыре: улучшение жилищных условий, оплата образовательных услуг для детей, формирование будущей пенсии мамы и оплата товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

Электронные сервисы ПФР

Клиентские службы Пенсионного фонда всегда готовы принять всех желающих, но ПФР сделал так, что сегодня большинство его услуг можно получить через интернет - не выходя из дома. Цель ПФР - сделать так, чтобы людям вообще не надо было приходить в клиентские службы для подачи заявления на госуслугу ПФР.

Все услуги и сервисы, которые Пенсионный фонд сегодня предоставляет в электронном виде, объединены в один портал на сайте Пенсионного фонда - es.сайт. Чтобы получить услуги ПФР в электронном виде, нужно быть зарегистрированным на едином портале государственных услуг gosuslugi.ru. Дополнительной регистрации на сайте ПФР не требуется.

В 2017 году Пенсионный фонд продолжит расширять услуги в электронной форме, поэтому перед походом в ПФР все же зайдите на сайт Фонда - с большой долей вероятности вы сможете решить свой вопрос не выходя из дома.

Если гражданин еще не зарегистрирован на едином портале госуслуг, то с регистрацией ему также помогут в клиентской службе ПФР. Практически во всех клиентских офисах ПФР можно подтвердить свою учетную запись на портале госуслуг.

Страховые взносы и отчетность

Тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в 2017 году остается на уровне 22%, при этом функция администрирования страховых взносов с 2017 года переходит от Пенсионного фонда к Федеральной налоговой службе.

Это не означает, что Пенсионный фонд прекращает взаимодействие с работодателями - за ПФР в части администрирования остается ряд функций. За Фондом остается все, что связано с периодами до 2017 года: прием и обработка расчетов, камеральные и выездные проверки, возврат излишне уплаченных страховых взносов, списание невозможных к взысканию сумм недоимки - все это остается за ПФР на трехлетний переходный период.

Плюс ПФР продолжает администрировать добровольные взносы на страховую и накопительную пенсии. Также за Пенсионным фондом остаются все функции, связанные с персонифицированным учетом пенсионных прав граждан, включая ежемесячную отчетность по работающим гражданам.

Министерство финансов Российской Федерации (сокращенно - Минфин России) намерено изменить существующую пенсионную систему. В основе нововведений лежат примеры Австралии и Новой Зеландии, где уже давно поддерживается забота о гражданах указанных стран, вошедших в пенсионный возраст, которая в свою очередь мало востребована в остальных регионах мира. Новая пенсионная система заработает в России с 2017 года.

Нужна ли России новая пенсионная система

Впрочем, Антон Силуанов, глава Минфина России, заявил, что первые шаги к осуществлению намеченной цели могут прослеживаться если не во второй половине 2017 года, то уже в начале 2018-ого. На 2018 год запланирован перезапуск накопительной составляющей, замороженной в настоящем 2016-ом. К слову, замораживание прослеживается уже третий год подряд.

По последним данным, мораторий, согласно которому станет формироваться накопительная часть пенсионных выплат, позволит сэкономить без малого 350 миллиардов рублей. Впоследствии указанная сумма пойдет на погашение задолженностей, исходя из обновленного плана действий.

Новая пенсионная система, которая начнет действовать с 2017 года в России, предполагает, что уже в настоящем 2016-ом все россияне, располагающие к тому, чтобы получать пенсионные выплаты в будущем, будут автоматически включены в так называемую систему распределения. Согласно ей, взносы тех граждан РФ, которые работают в настоящий момент времени, тем самым отдавая часть своих доходов на формирование размера пенсионных выплат, уже сейчас формируют его.

Реализация задуманного плана

Новая пенсионная система заработает лишь в 2017 году, тогда как оценить ее преимущества можно уже сегодня. По словам Антона Силуанова, она позволит ликвидировать обязательную накопительную систему. В свою очередь такой шаг направлен на то, чтобы создать систему индивидуального пенсионного капитала. Это поможет превратить пенсионные накопления всех без исключения граждан Российской Федерации в частную собственность каждого из них.

Первое время некоторые пенсионеры могут сетовать на проблемы в отношении реализации задуманного плана. Как отмечает глава Минфина, на то, чтобы все было реализовано лучшим образом, что в будущем даст шанс, что называется, пожинать плоды от предпринятых ранее действий, уйдет порядка 6 лет. В этот период все отчисления, взятые с зарплат россиян, работающих на территории России, будут идти в нужном направлении (на формирование пенсии) в автоматическом режиме. Тем самым они сформируют добровольные пенсионные накопления в необходимом размере.

Эксперты замечают, что по истечении запланированных шести лет, отданных на реализацию задуманного проекта, может потребоваться еще столько же. Они говорят, что конечным этапом, когда система будет работать как часы, при том, что все без исключения пенсионеры будут довольны сложившимся положением дел, в их понимании станет принятие правительством решения о том, что пенсионный возраст составит 63 года. В то же время он не будет зависеть от пола. По прогнозам экспертов, на это может уйти порядка 12 лет, начиная с 2017/2018. И если отталкиваться от этих данных, то конечный этап плана подразумевает реализацию всех его пунктов до 2030 года включительно.

Примеры для подражания

Минфин России во главе с Антоном Силуановым переняли плюсы пенсионной системы Австралии и Новой Зеландии, исключив все минусы. Впрочем, негативного в данном процессе, как оказалось, не так уж и много, если такое вообще прослеживается. По словам знающих людей и самих жителей указанных стран, они более чем довольны предпринятыми мерами. Граждане Австралии и Новой Зеландии на сегодняшний день самостоятельно перечисляют деньги в госфонд на формирование размера пенсионных выплат. Этим они формируют страховую часть отчислений. Действующая система предполагает как отказ от получения пенсии в будущем, так и свободный забор средств при необходимости, чтобы удовлетворить свои насущные потребности.

Впрочем, в этих странах прослеживается высокая производительность труда, соответственно, и размер пенсионных выплат там аналогичный. Приживется ли подобная система в России сегодня, остается вопросом номер один.

Антон Силуанов пока не раскрывает подробностей будущих действий и все плюсы новой пенсионной системы. Министр лишь отмечает, что добровольная система формирования пенсионных выплат, которая вот-вот вступит в силу, позволит всем без исключения пенсионерам увеличивать размер пенсии самостоятельно. Руководство Кремля молчит и не комментирует позицию главы Минфина. По словам руководителей Кремля, все ответы на вопросы, интересующие граждан, можно получить в правительстве.

Мы продолжаем следить за ситуацией и обязательно сообщим вам обо всех изменениях по ходу дела.

В 2015 году была проведена реформа, которая повлияла на порядок расчета пенсий. Теперь пенсионное обеспечение в РФ может формироваться не только из федерального бюджета. Выплаты могут производиться из частных фондов, которые занимаются инвестированием средств клиентов.

Какие существуют виды пенсионного обеспечения

В зависимости от источника финансирования их можно разделить на 3 типа:

  • страховая пенсия;
  • государственное пенсионное обеспечение;
  • средства из негосударственных фондов.

Что такое страховая пенсия?

Государство выплачивает страховую (трудовую) пенсию ежемесячно. Полученные средства компенсируют часть зарплаты, которую человек получал раньше. Она может назначаться в нескольких случаях:

  • при достижении определенного возраста;
  • в случае потери трудоспособности;
  • если произошла потеря кормильца.

При расчете трудовой пенсии нужно учитывать ее состав. Государство индексирует базовую часть исходя из величины инфляции. В 2017 году она составляет 5629 руб. Начисление страховой части происходит с учетом доходов человека и стажа. Общую сумму, накопленную за все годы, делят на 228. Обязательным условием является наличие стажа, которые не должен быть меньше 6 лет.

Государство будет в дальнейшем ужесточать требования к будущим пенсионерам. В 2024 году средства смогут получать люди, проработавшие не меньше 15 лет. Пенсионный возраст для женщин составляет 55 лет. При начислении выплат учитываются баллы, которые постепенно накапливаются на счету работника.

Порядок начисления пенсии по инвалидности

Пенсионное обеспечение в РФ направлено на материальную поддержку людей, которые утратили работоспособность из-за несчастного случая. Потеря трудоспособности является основанием для получения выплат по инвалидности. Исключением являются умышленные увечья. Для разрешения спорных ситуаций от претендента могут потребовать прохождения медицинской экспертизы. Только после постановки диагноза может быть принято решение о начислении пенсии.

Средства из федерального бюджета выплачиваются людям, которым присвоена инвалидность I, II или III группы. Пенсионное обеспечение инвалидов зависит не только от тяжести заболевания. В особую группу можно отнести детей с ограниченным возможностями. Государство индексирует выплаты инвалидам с учетом экономических показателей страны.

Пенсионные выплаты в случае потери кормильца

Ребенок погибшего кормильца может получать средства до тех пор, пока ему не исполнится 18 лет. На государственную помощь могут рассчитывать вдовы и вдовцы. Условием получения пенсии является отсутствие трудоспособности. Компенсацию при потере кормильца имеют право получать родственники погибшего, если их признают инвалидами. Человек, получающий пенсию при потере кормильца, не должен иметь других источников дохода.

Условия начисления пенсий работающим пенсионерам

Пенсионное обеспечение в России сильно изменилось после проведения реформы в 2015 году. Многие люди даже после выхода на пенсию продолжают работать. Государство поощряет такие действия. Пожилой человек, получающий дополнительный доход, может добиться увеличения суммы пенсии. Для этого нужно написать соответствующее заявление в ПФ РФ. Перерасчет пенсии производится 1 августа.

Виды государственных пенсий

Государство выплачивает людям:

  • пенсию по старости;
  • за выслугу лет;
  • социальные пенсии.

Существует несколько разновидностей государственных выплат.

За выслугу лет

На поддержку со стороны государства могут рассчитывать люди, которые имеют специальный трудовой стаж. При этом кандидат должен отработать определенное количество лет.
Чтобы оформить пенсию нужно проработать на государственных должностях не меньше 15 лет. На государственные выплаты могут рассчитывать космонавты и военнослужащие.

Кому выплачивают пенсию по старости?

Средства из бюджета выделяются людям, которые принимали участие в ликвидации аварии на Чернобыле. Государство выплачивает пенсию работникам, чья деятельность осуществляется в условиях повышенной опасности.

Военная пенсия

Пенсия предоставляется не только военнослужащим. Государство выплачивает средства работникам силовых ведомств. Чтобы получать военную пенсию нужно прослужить не меньше 25 лет.
При начислении выплат специалисты используют следующие показатели:

  • районные коэффициенты;
  • размер оклада конкретного военнослужащего в соответствии со званием и должностью;
  • существующие надбавки за выслугу лет.

Северная пенсия

Не каждый человек согласится жить в суровых климатических условиях. Работники, проживающие на Крайнем Севере, всегда пользовались привилегиями. На государственную поддержку могут рассчитывать люди, проработавшие в этой местности больше 15 лет. Мужчины в возрасте 55 лет могут выйти на пенсию досрочно. Женщины могут начать получать государственные выплаты в возрасте 50 лет.

Но и это еще не все льготы. Страховая часть пенсии северян выше, чем в других регионах РФ. Однако она может применяться только к одному виду выплат.
Существует особенности, которые учитываются при определении северного стажа. Сотрудники пенсионного фонда учитывают периоды военной службы, учебы и трудовой деятельности.

Что нужно знать о системе обязательного пенсионного страхования?

Пенсионное обеспечение 2017 зависит не только от трудового стажа. Нужно учитывать факторы, которые влияют на сумму выплат. Процентная ставка, установленная государством в 2017 году, составляет 22%.

При распределении общей суммы взносов нужно учитывать солидарный тариф, который составляет 6%. Он используется для финансирования фиксированных выплат. Оставшаяся часть пенсионных выплат в размере 16% рассчитывается по индивидуальному тарифу.

ПФ для каждого клиента открывает отдельный счет. Некоторые люди считают, что выплаты в пенсионный фонд влияют на размер зарплаты. Но это ошибочное мнение, так как страховые взносы обязан платить только работодатель.

Индивидуальный (персонифицированный) пенсионный учет

С помощью индивидуального учета сотрудники ПФ РФ записывают сведения о каждом застрахованном пользователе. Чтобы избежать ошибок регулярно проводят камеральные проверки. Основная цель этих процедур – проверить правильность заполнения расчетных ведомостей всех плательщиков взносов.

Таким способом государство контролирует исполнение пенсионных прав людей. При выходе на пенсию у клиента не должно возникать сложностей с подтверждением трудового стажа.

Важно! В 2017 году были приняты изменения, касающиеся персонифицированного учета. Теперь полученная информация будет направляться не только в ИФНС. Работодателей обязали подавать соответствующие документы и в ПФ.

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение в РФ

Размер основной пенсии можно увеличить за счет программ, разработанных негосударственными пенсионными фондами. Благодаря накопленным средствам человек в преклонном возрасте может обеспечить себе достойный уровень жизни. Чтобы повлиять на пенсионное обеспечение в РФ было решено создать частные организации, которые бы занимались управлением средств клиентов.

Принцип работы фондов заключается в инвестировании средств работников в выгодные проекты. Полученную прибыль организация распределяет между участниками, заключившими договор страхования.
Можно выделить несколько преимуществ такого решения:

  1. После заключения договора с частным фондом человек получает возможность увеличения размера будущей пенсии.
  2. Клиент имеет право на передачу заработанных средств по наследству.
  3. Деньги, накопленные на счете человека, защищены государством.

К недостаткам взаимодействия с негосударственным фондом можно отнести:

  1. Отсутствие гарантий в получении стабильного дохода от инвестиций.
  2. Финансовые рынки постоянно находятся в движении. Многое зависит от того, в какую компанию были вложены средства.
  3. Падение стоимости активов может привести к обесцениванию инвестированных средств.

Существуют отраслевые, корпоративные и региональные фонды. Они занимаются инвестированием в определенные проекты, рассчитывая на получение прибыли. При выборе негосударственного пенсионного фонда у многих людей возникают сложности.

Тонкости договора

Перед заключением договора обратите внимание на следующие критерии:

  1. Надежность фонда зависит от продолжительности его работы. На финансовую устойчивость организации влияет объем пенсионных накоплений и количество клиентов.
  2. Обязательно узнайте о владельце фонда. Если учредителем организации является небольшой банк или частное лицо, то лучше воздержаться от заключения договора.
  3. Будущие пенсионеры оценивают доходность фонда. Слишком высокие показатели могут свидетельствовать о недостоверности прибыльности организации. Это связано с тем, что доходность часто рассчитывается самим фондом. В РФ существует федеральная служба, которая занимается финансовыми рынками. Ее специалисты также публикуют финансовую отчетность негосударственных фондов. После сравнения показателей можно сделать вывод о реальной доходности.

Привлекательность НПФ в том, что они не ограничены в выборе финансовых инструментов. В отличие от пенсионного фонда они могут вкладывать средства в активы с большей доходностью.
Если придерживаться принципов диверсификации, то можно увеличить надежность пенсионных вложений клиентов.

Однако всегда существует вероятность отзыва лицензии. НПФ может обанкротиться из-за неправильного управления средствами. Средства клиента на счетах компании застрахованы государством. При выборе НПФ изучите его рейтинг.

Его составлением занимаются специальные агентства. О стабильном финансовом положении компании свидетельствует рейтинг «ААА». Он может пересматриваться при изменении показателей фонда. Не стоит вкладывать в организации, у которых отозван рейтинг. Клиенты регулярно публикуют отзывы о НПФ. Наличие большого числа негативных отзывов указывает на плохую репутацию организации.

Пенсионное обеспечение в РФ. На что повлияла пенсионная реформа 2015 года?

В 2015 году была проведена реформа существующей пенсионной системы.
Теперь пенсионные выплаты состоят из нескольких частей:

  • страховая пенсия;
  • накопительная пенсия;
  • фиксированная часть.

Преимущества накопительной пенсии

Пенсионное обеспечение в РФ имеют ряд преимуществ. Средства будущего пенсионера поступают на отдельный лицевой счет. Причем основания для назначения накопительной пенсии регулируются отдельным документом. Человек может получить средства досрочно. При желании люди могут влиять на размер накопительной пенсии.

Проведенная в 2015 года реформа повлияла на порядок начисления выплат. При расчете пенсии начали использовать индивидуальные коэффициенты. До реформы начисления производились в абсолютных величинах. Накопленные баллы влияют на будущий размер пенсии, которую будет получать застрахованное лицо. Благодаря реформе у человека появилась возможность выбора принципа формирования пенсии. Он имеет право отказаться от накопительной части.

Какая формула используется для расчета пенсии после реформы

До проведения изменений система пенсионного обеспечения в РФ обеспечивалась за счет средств работающих граждан. Однако падение рождаемости стало причиной потери эффективности механизма распределения. Государству пришлось срочно принимать меры для того, чтобы компенсировать потерю средств. После реформы произошли кардинальные изменения, касающиеся порядка начисления пенсии. В процессе расчета выплат стали учитывать баллы.

На получение трудовой пенсии могут претендовать мужчины в возрасте 60 лет. Для женщин возрастная планка снижена до 55 лет. Минимальный трудовой стаж будет постоянно повышаться. Сейчас он составляет 6 лет. В дальнейшем государство планирует ужесточить требоваться к будущим пенсионерам. Чтобы получить страховую пенсию в 2024 году нужно отработать не меньше 15 лет.
Человек, претендующий на получение трудовой пенсии, должен заработать хотя бы 30 баллов.

На количество баллов влияет трудовой стаж и суммы взносов, уплаченный в ПФ. существенно облегчает процедуру расчета. С его помощью можно заранее узнать о сумме выплат. Однако государство ввело ограничения, касающиеся их расчета. Пользователь не может набрать больше 8,26 баллов. Таким способом государство ограничивает сумму выплат.

При начислении ИПК сотрудники пенсионного фонда учитывают решение человека относительно накопительной пенсии. Если пользователь сделал выбор в пользу страховой части, то все баллы будут использовать при ее формировании. Совершенно другой механизм расчета используется при выборе начислении накопительной пенсии. В этом случае только 27,5% от заработанных баллов будут направлены на страховую часть.

Важно! Государство ежегодно индексирует только трудовую пенсию. Накопительной частью распоряжаются частные фонды. Они вкладывают средства клиентов в различные инвестиционные проекты по своему усмотрению.

Что нужно знать об ИПК?

При определении страховой фиксированной части используется ИПК, который учитывается в баллах. Он начисляется каждый год и зависит от размера зарплаты человека. На величину ИПК влияют жизненные обстоятельства. К примеру, это может быть служба в армии или уход за детьми.

Причем будущим пенсионерам нужно знать о том, что стоимость балла будет индексироваться исходя из экономических показателей. Чтобы разобраться в последовательности расчета ИПК можно рассмотреть следующий пример.

Будущий пенсионер в 2017 году получал зарплату в размере 20 тыс. рублей. Умножив эту величину на 12 месяцев получим годовой доход в размере 240 тыс. рублей. При определении ИПК нужно учитывать то, что государство ограничивает максимальную сумму отчислений в ПФ. Она не должна превышать 127360 рублей. Рассчитайте свою пенсию на .

Формула расчета зависит от выбора схемы начислений. Если пользователь тратит 16% своих отчислений на формирование страховой пенсии, то ее сумма составит 38400 (240 тыс. рублей х 16%). Чтобы получить ИПК достаточно разделить 38400 на 127360. После выполнения всех расчетов получим значение 3,01. Причем отказ от накопительной части пенсии приводит к увеличению скорости накопления баллов.

Заключение

Государство решило использовать при расчете пенсии индивидуальный коэффициент. Однако бальная система, введенная в 2015 году, осложнила механизм ее начисления. Государство ужесточило требования к трудовому стажу будущих пенсионеров. Теперь человек должен проработать не меньше 15 лет. У работников появилась возможность увеличения средств на лицевом счете за счет негосударственных пенсионных фондов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Спросите у юриста

Пенсионная система современной России

Пенсионная система России - это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. В современном виде она введена с 1 января 2015 года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: страховой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, накопительной пенсии. В 2015 году государственные пенсии получали 43 млн граждан России. Значительная часть пенсионеров получает ниже прожиточного минимума пенсионера .

В современном мире государство является гарантом стабильности социально-экономического положения граждан, одним из главных критериев стабильности социально-экономического положения граждан является эффективность пенсионной модели.

Пенсионная система в России уже долгие годы претерпевает изменения. Целью реформы является достижение социально-приемлемого уровня пенсионного обеспечения граждан. На данный момент в стране, в очередной раз, принята новая модель пенсионной системы, главной отличительной чертой которой является предоставление гражданам возможности выбора пенсионной модели для получения пенсии по достижению пенсионного возраста – с полным отчислением взносов в размере 22% в страховую часть пенсии или разделением её на страховую (16%) и накопительную (6%), накопительную часть можно инвестировать в различные негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и другие инвестиционные организации .

В соответствии с новым пенсионным законодательством, если граждане, которые ранее не подавали заявление о выборе управляющей компании, желают, чтобы и в последующие годы страховые взносы в размере 6% индивидуального тарифа по-прежнему направлялись на формирование накопительной части трудовой пенсии, им следует до 31 декабря 2015 г. подать заявление о выборе Управляющей Компании (УК) либо НПФ. При этом, как и ранее, при переводе пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд гражданину необходимо заключить с выбранным НПФ соответствующий договор об обязательном пенсионном страховании.

Выше сказанное означает, что выбор инвестора для накопительной части пенсии (тарифа 6%), сопряжен с выбором УК или НПФ. У тех, кто не подаст заявление до 31 декабря 2015 г., пенсионные накопления перестанут формироваться за счет поступления новых страховых взносов работодателя, а все страховые взносы будут направляться на формирование страховой части пенсии в Пенсионный Фонд России (ПФР).

Таким образом, государство переведет большинство граждан на модель страховой пенсии без накопительной части, так как большинство граждан не стремятся сделать свой выбор в пользу УК или НПФ .

Очевидно, что современная модель пенсионной системы России несовершенна и имеет определённые недостатки:

1. Простота и прозрачность не свойственна новой пенсионной формуле. С одной стороны, предложенная балльная пенсионная система очень сложна и непрозрачна для понимания населения. С другой стороны, для большинства работников сложен порядок определения максимальной суммы пенсионных коэффициентов с 2015 до 2021 г. Все приоритеты в новой пенсионной формуле смещены на заработные платы в 1,5–2,3 раза выше средней заработной платы в стране. При этом не учитываются интересы регионов и работников с заработными платами ниже средней заработной платы в стране. Индексация базовой части пенсионного накопления гарантируется только в соответствии с уровнем инфляции, а не индексации базовой части базовой части пенсионного накопления в соответствии с ростом прожиточного минимума.

2. Абсолютная сбалансированность пенсионной системы как разность доходов и расходов, равная нулю, не может быть достигнута, так как в начале года нельзя точно спрогнозировать сумму поступлений пенсионных взносов, сумму пенсионных коэффициентов всех пенсионеров в текущем году и, соответственно, определить размер одного пенсионного коэффициента.

3. В новой модели пенсионного накопления необходимо резервировать средства, которые не потрачены на выплаты пенсий работникам, отложившим назначение пенсии в пенсионном возрасте. При значительной численности отложивших назначение пенсии работников по мере их выхода на пенсию будет значительно увеличиваться сумма пенсионных коэффициентов (новых пенсионных прав). Без резервирования средств через несколько лет значительно замедлится рост стоимости пенсионного коэффициента, тогда потребуются дополнительные расходы федерального бюджета для обеспечения роста стоимости пенсионного коэффициента по инфляции .

Следует, что главным нововведением является введение так называемой балльной системы исчисления пенсии, которая в свою очередь предполагает переход к системе начисления индивидуальных пенсионных коэффициентов и, следовательно, переход к новой пенсионной формуле. В данном виде пенсионная формула совершенно непрозрачна и оставляет на усмотрение государства как установление конкретного размера пенсии, так и значение коэффициентов индексации страховой и базовой частей пенсии. В созданных государством обстоятельствах будет утеряна возможность стимулирования граждан к более позднему выходу на пенсию, поскольку невозможно заранее оценить точный размер пенсии. Кроме того, существует возможность проиграть в размере пенсии в случае, если на момент достижения работником пенсионного возраста стоимость пенсионного коэффициента будет значительно выше по сравнению с установленной через несколько лет.

В итоге следует сделать вывод, что пенсионная реформа не привнесла кардинальных изменений в пользу граждан, кроме того, в ходе реформы не была достигнута одна из главных её целей – это стимуляция граждан к продолжению работы после достижения пенсионного возраста. Данная цель не была достигнута в связи с тем, что оценочная система пенсионных накоплений была приведена к бальной форме, но в свою очередь небыли предприняты шаги к индексированию основной накопительной части по отношению к прожиточному минимуму пенсионера, в данной ситуации гражданин может проиграть в том случае если им будет принято решение продолжить работу после достижения пенсионного возраста. Следовательно, можно заключить, что данная реформа не принесла качественных изменений в пенсионной системе и не смогла достичь главной цели – укрепление положения пенсионеров.

Важнейшим компонентом социальной политики государства является пенсионная система, ее проблемы затрагивают в конечном итоге интересы не только людей, которые получают пенсию, но и всех членов общества. Среди широкого круга проблем функционирования пенсионной системы России принято выделять два основных блока. Первый из них вызван общемировой тенденцией - старения наций, приводящей к сокращению трудоспособного населения и увеличению числа пенсионеров, приходящихся на 1 занятого.

Второй блок связан непосредственно с обеспечением финансовой устойчивости пенсионного фонда Российской Федерации. Все это предопределяет необходимость модернизации системы в целях повышения социальной защищенности одной из самых уязвимых частей социума - пенсионеров. В 2015-2016 году в пенсионной системе произошли существенные изменения, которые коснулись всех участников системы обязательного пенсионного страхования, то есть нынешних, будущих пенсионеров. Нормативно-правовой основой реформирования системы выступает Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 385 - ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов РФ, внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и внесении изменений в особенностях увеличения страховой , фиксированной выплаты к страховой и социальных пенсий». Данный закон внес изменения в следующие законы: Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых х». Проанализируем произошедшие изменения. Прежде всего, данный Закон приостановил до 1 января 2017 года порядок ежегодной индексации пенсий с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера.

В 2016 году могут индексироваться, но не ранее чем будут подведены итоги полугодия 2016 года, при условии, что экономическая ситуация в стране позволит провести данную индексацию. Следующим нововведением явилась новая система перерасчета, предполагающая начисление положенных денег не в рублях, а в баллах. При этом ежегодно планируется устанавливать ставку одного балла. Начисление накопительных баллов будет зависеть от заработной платы; трудового стажа; возраста, в котором собираетесь выходить на пенсию; нерабочих периодов (граждане, состоящие на обязательной службе в силовых структурах, МВД, в декретных отпусках до 18 месяцев и т.п. будут получать баллы за такие вынужденные «прогулы») и возраста выхода на пенсию. Отказ от использования пенсионных выплат и отсрочка выхода на пенсию приведут к начислению баллов в большем размере. Важные корректировки коснулись и работающих пенсионеров. Необходимость экономии государственного бюджета привела к тому, что страховая работающих пенсионеров не будет индексироваться до тех пор, пока они будут работать. Отправным пунктом для определения занятости пенсионеров станет 30 сентября 2015 года. Если на этот момент получатель не был трудоустроен, то он будет признан лицом, которое имеет право на увеличении на 4%, начиная с февраля 2016 года.

Данная дата выбрана не случайно, она обусловлена тем отчетным периодом для всех работодателей страны, которые должны предоставить данные о занятости своих работников в ПФР. Если пенсионер прекратил деятельность трудовую в период с 01.10.2015 года по 31.03.2016 года, он может подать в ПФР заявление о прекращении трудовой деятельности. Рассмотрим положительные изменения пенсионной реформы 2016 года для пенсионеров. С 1 января 2016 года увеличена федеральная социальная доплата неработающим пенсионерам до уровня регионального прожиточного минимума пенсионера, установленного в Саратовской области в размере 7232 рубля (в 2015 - 6200 рублей), а по России в 2016 году - 8803 рубля . Доплата устанавливается для неработающих пенсионеров, размер которых вместе с другими ежемесячными выплатами, включая компенсации за жилищнокоммунальные услуги и телефон меньше регионального прожиточного минимума пенсионера. Размер доплаты определяется как разница между прожиточным минимумом и доходом пенсионера. По данным Российской газеты количество малоимущих пенсионеров в России в 2017 году превысит 4 миллиона человек и продолжит расти . Однако модернизация пенсионной системы далека от завершения.

Новости СМИ свидетельствуют об активном обсуждении в правительстве России дальнейших масштабных изменениях в принципах выплаты пенсий в 2017 году. Проект реформы, который предложен профильными министерствами, отразится на нескольких аспектах выплат пенсий в 2017 году. Среди основных направлений будущих реформ можно выделить следующие: действующие тарифы, добровольные взносы, компенсации из бюджета, правила индексации. Одним из самых острых вопросов пенсионной реформы остается вопрос повышения пенсионного возраста. Указанные выше проблемы старения нации и увеличения пенсионеров в расчете на 1 трудоспособного гражданина позволяют предположить, что повышение неизбежно, открытыми для рассмотрения остаются сроки реформы и ее способ. В качестве подтверждения данного положения выступает подписание 23 мая 2016 года Президентом РФ Путиным В.В. Федерального закона № 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", вступающего в силу с 1 января 2017 года.

Данный ФЗ предусматривает постепенное увеличение возраст, по достижении которого назначается страховая по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы. Еще одним важным нововведением может стать - отмена пенсий для работающих пенсионеров. Такое нововведение необходимо для того, чтобы пенсионеры стремились работать и для пополнения средств в ПФР. При этом стоит учитывать высокие социальные риски и риски потери квалифицированных специалистов.

В качестве еще одной меры, призванной увеличить поступления в ПФР, можно рассматривать рост страховых тарифов. Действующий тариф составляет 22% от предельной базы и 10% от суммы превышения. Следует выделить два варианта повышения тарифов: 1. Увеличить ставку от базы до 26% и снизить тарифы от суммы превышения до 8,75%. 2. Сохранить базовый тариф на существующем уровне 22% и ежегодно повышать ставку от превышения до 20% (на 2% в год). При этом процесс реформирования системы пенсионного обеспечения, особенно в условиях дефицита бюджета страны, сталкивается со следующими видамирисков: 1. Демографические риски.

Проблема повышения возраста выхода на пенсию остается одной из острейших в условиях бюджетного дефицита. При этом в качестве возможных сценариев стоит рассматривать несколько моделей: - резкое повышение пенсионного возраста; - постепенное увеличение пенсионного возраста до нового порога; - отказ от дифференциации пенсионного возраста по гендерному признаку; - отказ от возрастного критерия. Главным недостатком первого сценария является максимальное приближение пенсионного возраста к средней продолжительности жизни, что фактически отменяет как таковые. Кроме того, такие меры способны привести к подрыву доверия к системе пенсионного обеспечения. Постепенное увеличение пенсионного возраста пропорционально повышению продолжительности жизни снижает демографические риски, но не обеспечивает разрешения проблемы финансовой устойчивости в ближайшей перспективе. Последний же сценарий требует пересмотра всей пенсионной системы и представляется практически не реализуемым при существующем уровне развития финансовых рынков и уровне жизни граждан. Таким образом, постепенное сближение возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин представляется наиболее реалистичной к воплощению мерой. 2. Риски оппортунистического поведения плательщиков сборов.

Приведенные целевые ориентиры модернизации пенсионной системы (отмена пенсий и рост страховых отчислений) способны привести к увеличению доли граждан, официально не трудоустроенных, а также росту выплат зарплаты «в конвертах». Все это влечет за собой сокращение плательщиков страховых взносов, как следствие, дефицит пенсионного фонда. Развитие указанных явлений при существующей системе пенсионного обеспечения повлечет за собой увеличение объема страховых взносов, финансируемых за счет бюджета. 3. Социальные риски. Отмена пенсий работающим пенсионерам неминуемо приведет к существенному сокращения доходов и повышению социальной незащищенности. При этом гражданам пенсионного возраста труднее удержаться на старой работе или найти новую, так как большинство работодателей предпочитают более молодых сотрудников. Таким образом, данная мера вступает в противоречие с основной целью функционирования системы - недопущения крайней бедности. 4. Риск увеличения издержек производителей.

С другой стороны, отмена пенсий способна привести и к повышению затрат работодателей, поскольку работающие пенсионеры соглашаются на более низкую заработную плату в сравнении с другими категориями. В случае отмены пенсий существующий уровень доходов перестанет устраивать и приведет к увеличению затрат на оплату труда. Таким образом, существующая система пенсионного обеспечения не отвечает современным демографическим, экономическим реалиям и не гарантирует социальной защищенности граждан. В таких условиях необходимость реформирования системы и поэтапное разрешение накопившихся проблем становятся основным стратегическим ориентиром. При этом следует помнить, что реформирование системы должно гарантировать прозрачность функционирования, защищенность средств и способствовать росту заинтересованности и доверия со стороны граждан. Поскольку в противном случае основные цели по обеспечению финансовой стабильности системы нереализуемы.

Крапивицкая Л.М., Шкрябина А.Е

Метки: Предыдущая запись
Следующая запись

Рассказать друзьям