Проблемы социализации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Государственная поддержка данной категории граждан

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Опека и попечительство устанавливаются с целью обеспечения личных неимущественных и имущественных прав и интересов малолетних, несовершеннолетних лиц, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не когут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности, над недееспособными лицами.

В каких случаях назначается опекун, а в каких попечитель?

Опека устанавливается над малолетними детьми (в возрасте до 14 лет), которые являются сиротами или лишены родительской заботы, а также над недееспособными лицами.

Попечитель назначается несовершеннолетним (от 14 до 18 лет), которые являются сиротами или лишены родительской заботы и физическим лицам, признанням ограниченно дееспособными.

Кто назначает опекуна и попечителя?

Опекуна малолетнему ребенку и попечителя несовершеннолетнему может назначить орган опеки и попечительства, действующий при местной государственной администрации, по месту жительства ребенка или опекуна и попечителя.

В остальных случаях опекуна и попечителя назначает суд, по представлению органов опеки и попечительства.

Как составить заявление об усыновлении ребенка

Кто может бать опекуном и попечителем?

Опекуном или попечителем может быть только физическое лицо с полной гражданской дееспособностью.

Физическое лицо может быть назначено опекуном или попечителем только по его письменному заявлению. Опекун или попечитель назначаються преимущественно из лиц, которые находятся в семейных, родственных отношениях с подопечным, с учетом личных отношений между ними, возможности лица исполнять обязанности опекуна или попечителя.

При назначении опекуна для малолетнего лица и при назначении попечителя для несовершеннолетнего лица учитывается желание подопечного.

Физическому лицу может бать назначен один или несколько опекунов или попечителей.

Не может бать оп е куном или попечителем лицо:

  1. Лишенное родительских прав, если эти права не были восстановлены;
  2. поведение и интересы котрого противоречат интересам физического лица, нуждающегося в опеке или попечительстве.

Не могут быть опекунами, попечителями ребенка лица, которые:

1) ограничены в дееспособности;

2) признаны недееспособными;

3) лишены родительских прав, если эти права не были восстановлены;

4) были усыновителями (опекунами, попечителями, приемными родителями, родителями-воспитателями) другого ребенка, но усыновление было отменено или признано недействительным (была прекращена опека, попечительство или деятельность приемной семьи или детского дома семейного типа) по их вине;

5) находятся на учете или на лечении в психоневрологическом или наркологическом диспансере;

6) злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими средствами;

7) не имеют постоянного места жительства и постоянного заработка (дохода);

8) страдают болезнями, перечень которых утвержден Министерством здравоохранения;

9) являются иностранцами, которые не состоят в браке, кроме случаев, когда иностранец является родственником ребенка;

10) были осуждены за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства, половой свободы и половой неприкосновенности личности, против общественной безопасности, общественного порядка и нравственности, в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, а также за преступления, предусмотренные статьями 148, 150, 150-1, 164, 166, 167, 169, 181, 187, 324, 442 Уголовного кодекса Украины, или имеют непогашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость за совершение других преступлений;

11) по состоянию здоровья нуждаются в постоянном постороннем уходе;

12) являются лицами без гражданства;

13) находятся в браке с лицом, которое в соответствии с пунктами 3-6, 8 и 10 не может быть опекуном.

Права и обязанности опекуна

Опекун обязан заботиться о подопечном, о создании ему необходимых бытовых условий, обеспечении его уходом и лечением. Опекун малолетнего лица обязан также заботиться о его воспитании, обучении и развитии.

Опекун имеет право требовать возврата подопечного от лиц, которые держат его без законного основания.

Опекун совершает сделки от имени и в интересах подопечного.

Опекун, его жена, муж и близкие родственники (родители, дети, братья, сестры) не могут заключать с подопечным договоров, кроме передачи имущества подопечному в собственность по договору дарения или в безвозмездное пользование по договору ссуды. Опекун не может осуществлять дарение от шимени подопечного, а также обязываться от его имени порукой.

Кроме того, опекун не вправе без разрешения органа опеки и попечительства:

  1. отказаться от имущественных прав подопечного;
  2. выдавать письменне обязательства от имени подопечного;
  3. заключать договоры, подлежащие нотариальному удостоверению и (или) государственной регистрации, в том числе договоры о разделе или обмене жилого дома, квартиры;
  4. заключать договоры в отношении другого ценного имущества.

Опекун обязан принимать меры по защите гражданских прав и интересов подопечного.

Опекун обязан заботиться о сохранении и использовании имущества подопечного в его интересах.

Если малолетнее лицо может самостоятельно определить свои потребности и интересы, опекун, осуществляя управление его имуществом, должен учитывать его желания.

Опекун самостоятельно осуществляет расходы, необходимые для удовлетворения потребностей подопечного, за счет пенсии, алиментов, возмещения вреда в связи с потерей кормильца, пособия на подопечного ребенка и других социальных выплат, назначенных на подопечного ребенка в соответствии с законами Украины, доходов от имущества подопечного и тому подобное.

Если подопечный является владельцем недвижимого имущества или имущества, которое требует постоянного управления, опекун может с разрешения органа опеки и попечительства управлять этим имуществом или передать его по договору в управление другому лицу.

Права и обязанности попечителя

Попечитель над несовершеннолетним лицом обязан заботиться о создании для него необходимых бытовых условий, о его воспитании, обучении и развитии. Попечитель над физическим лицом, гражданская дееспособность котрого ограничена, обязан заботиться о его лечении, создании необходимых бытовых условий.

Попечитель дает согласие на совершение подопечным сделок.

Попечитель не может давати согласие на заключение договоров между подопечным и своей женой (мужем) или своими близкими родственниками, кроме передачи имущества подопечному в собственность по договору дарения или в безвозмездное пользование на основании договора ссуды.

Попечитель дает согласие на совершение следующих сделок только с разрешения органовопеки и попечительства:

  1. отказ от имущественных прав подопечного;
  2. выдача письменних обязательств от шимени подопечного;
  3. заключение договоров, подлежащих нотариальному удостоверению и (или) государственной регистрации, в том числе договоров о разделе или обмене жилого дома, квартиры;
  4. заключение договоров в отношении другого ценного имущества.

Попечитель обязан принимать меры по защите гражданских прав и интересов подопечного.

Освобождение опекуна или попечителя от исполнения обязанностей

Суд, если он назначил опекуна или попечителя, или орган опеки и попечительства по заявлению лица освобождает его от полномочий опекуна или попечителя. Это заявление рассматривается судом или органом опеки и попечительства в течение одного месяца.

Лицо выполняет полномочия опекуна или попечителя до вынесения решения об освобождении его от полномочий опекуна или попечителя либо до истечения месячного срока со дня подачи заявления, если оно не было рассмотрено в течение этого срока.

Суд, если он назначил опекуна, или орган опеки и попечительства может освободить опекуна от его полномочий по заявлению лица, над которым установлена опека.

По заявлению органа опеки и попечительства суд может освободить лицо от полномочий опекуна или попечителя в случае невыполнения им своих обязанностей, нарушения прав подопечного, а также в случае помещения подопечного в учебное заведение, учреждение здравоохранения или учреждение социальной защиты.

Как оформить опеку или попечительство в судебном порядке

Опекуна взрослым недееспособным лицам, или попечителя ограниченно дееспособным совершеннолетним лицам назначает суд по представлению органов опеки и попечительства.

Такие дела рассматриваются судом по месту проживания лица, над которым устанавливается опека или попечительство, если такое лицо находится на лечении - по месту нахождения лечебного учреждения. Заявление о назначении опекуна или попечителя рассматривается в порядке отдельного производства.

Как правило, решение о назначении опекуна или попечителя принимается одновременно с решением о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным.

Решение суда после вступления его в силу направляется органу опеки и попечительства, а также органу ведения Государственного реестра избирателей.

Документы для оформления опеки и попечительства над ребенком

Лицо, которое изъявило желание взять на воспитание в семью ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительской опеки, подает службе по делам детей по месту жительства:

  • заявление (от супругов принимается совместное заявление, подписанное обоими супругами)
  • справку о доходах за последние шесть месяцев или копию декларации о доходах, заверенную в установленном порядке;
  • документ, подтверждающий право собственности или пользования жилым помещением;
  • копию свидетельства о браке (для лиц, состоящих в браке);
  • справку о прохождении курса обучения по воспитанию детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;
  • копию паспорта;
  • заключение о состоянии здоровья заявителя;
  • справку от нарколога и психиатра для лиц, проживающих вместе с заявителями;
  • справку о наличии или отсутствии судимости для каждого заявителя, выданную территориальным центром по оказанию сервисных услуг МВД по месту жительства заявителя;
  • письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи, проживающих вместе с лицом, желающих принять ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительской опеки, под опеку, попечительство, заверенную нотариально или написанную собственноручно в присутствии должностного лица, осуществляющего прием документов, о чем делается отметка на заявлении с указанием фамилии, имени, отчества, подписи должностного лица и даты.

Срок действия указанных документов составляет двенадцать месяцев с даты выдачи.

Решение об установлении опеки или попечительства принимается в течение месяца с момента подачи документов.

Прекращение опеки

Опека прекращается в случае передачи малолетнего родителям (усыновителям).

Опека прекращается в случае достижения подопечным четырнадцати лет. В этом случае лицо, осуществлявшее обязанности опекуна, становится попечителем без специального решения относительно этого.

Опека прекращается в случае возобновления гражданской дееспособности физическоголица, признаного недееспособным.

Прекращение попечительства

Попечительство прекращается в случае:

  1. достижения физическим лицом совершеннолетия;
  2. регистрации брака несовершеннолетнего лица;
  3. предоставления несовершеннолетнему лицу погной гражданской дееспособности;
  4. восстановления дееспособности физического лица, гражданская дееспособность котрого была ограничена.

Государство берет на себя заботы о детях, которые лишены родительского попечения. Им предоставляются разнообразные преимущества, платятся деньги на проживание.

В 2019 году льготы детям сиротам финансируются из региональных бюджетов РФ.

Давайте разберемся, на что могут претендовать дети, имеющие статус сироты, и куда обратиться за решением проблем.

Какого ребенка причисляют к сиротам

Прежде чем разбираться со льготами, необходимо ввести понятие статуса. Существует два термина, описывающих положение ребенка, оставшегося без родительской заботы.

  1. Сирота - это дитя, у которого родители умерли.
  2. Ребенок, лишенный родительского попечения - это маленький гражданин, попавший в одну из следующих ситуаций:
  • его родителей лишили права заботиться о своем чаде в установленном законом порядке;
  • мама и папа считаются без вести пропавшими;
  • родители утратили дееспособность;
  • мама и папа отбывают срок за преступление в тюрьме, либо в отношении этих людей ведутся розыскные мероприятия;
  • родители неизлечимо больны и не способны заботиться о чаде.

Следует отметить, что множество случаев подпадает под два условия. К примеру, мама умерла, а папа отбывает срок. Такой ребенок объявляется лишенным попечения.

Статус дитя должен быть установлен государственным органом РФ. Иначе сиротство не признается организациями, предоставляющими льготы.

Как осуществляется поддержка сирот

Преференции для сирот и детей, лишенных родительского попечения

Несмотря на то что малолетние получают разные статусы, права у них одинаковые. Все дети, у которых по любой причине отсутствуют биологические родители, имеют право на заботу государства.

Все установленные меры господдержки распространяются на льготников младше 18 лет.

Но если молодой человек - обладатель статуса проходит обучение, то они продлеваются до 23 лет.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Пенсионные выплаты

В первую очередь им устанавливается пенсия. Она бывает двух видов:

  1. Страховая - назначается с учетом стажа одного из родителей. На практике выбирают того, у кого он больше.
  2. Социальная. Эта пенсия выплачивается ребенку, чьи мама и папа официально нигде не трудились. Размер ее устанавливается региональным правительством.

Если родитель лишен права заботиться о чаде, он обязан платить алименты. Судом принимается соответствующее решение. На его основании из заработной платы человека берется установленная сумма и отправляется на счет ребенка.

Если этот родитель официально не работает, то алименты выплачивает бюджет.

Преференции в области образования

Детям описываемой категории дается преимущество при поступлении в высшие и средние профессиональные учебные заведения.

Им необходимо только успешно сдать вступительные экзамены. На этом основании их сразу зачисляют на первый курс.

Все время обучения молодые люди получают стипендию из средств бюджета региона. Причем размер ее в полтора раза выше, установленного для данного учебного заведения.

От результатов экзаменационных сессий право на стипендию не зависит. Ее выплачивают, пока молодой человек, обладающий статусом сироты и приравненным, числится студентом.

Ежегодно ученики и студенты из числа сирот получают деньги на приобретение книг и пособий. Размер зависит от суммы стипендии в данном ВУЗ е и превышает его троекратно.

Кроме того:

  1. Из бюджета выделяются деньги на обеспечение молодых людей одеждой, обувью, предметами быта. Эту преференцию можно получить наличными в случае необходимости.
  2. Если молодой человек из числа сирот обучается в образовательном учреждении федерального уровня, то все траты на его содержание производятся из средств этого учреждения.
  3. Плата за прохождение подготовительного курса в ВУЗ е с таких молодых людей не взимается.
  4. Во время производственной практики они получают зарплату в размере 100%.
  5. При выпуске бюджет обеспечивает их сезонной одеждой и обувью, а также материальной помощью.
На поступление в магистратуру преимущества не распространяются. В законе речь идет только о льготном зачислении на первый курс ВУЗ ов. Внимание: с января 2018 г. в РФ была установлена новая социальная пенсия для детей, чьи родители не были установлены. Такие выплаты приравнены в денежном эквиваленте к пенсиям по потере кормильца. Получать их будут также до 18-23 лет. В зависимости от наличия или отсутствия очного обучения. Правомочия на соцподдержку прекращаются и при усыновлении.

Господдержка в области обеспечения жильем


Государство дает своим маленьким гражданам гарантии в самой чувствительной для многих сфере - квартирной.

Понятно, что без поддержки родственников такой человек никогда не сможет приобрести собственное жилье.

Им его обеспечивает регион, в котором он живет.

Существует два способа реализации такой гарантии в 2019 году:

  1. Если родители имели собственный дом или квартиру, то она сохраняется за малолетним наследником. Проживать при этом сирота может на жилплощади опекуна или собственной вместе с человеком, который о нем заботится. Однако взрослый не может ничего сделать с квадратными метрами без разрешения органов опеки и попечительства.
  2. В случае отсутствия наследства, молодого человека обеспечивают жильем по достижении 18-летнего возраста. Эта обязанность возлагается на региональное правительство. На практике ее реализуют местные администрации. А это приводит к большим проблемам.
Чтобы продать или обменять квартиру, необходимо получить документ из местной администрации, разрешающих данную операцию с недвижимостью.

Примеры реализации права сирот на жилье

Регионы по-разному подходят к решению проблем молодых людей, оставшихся без родительской поддержки. Есть положительные примеры и отрицательный опыт.

  1. В Уфе уже несколько лет данная категория граждан обеспечивается квартирами из специального жилого фонда. То есть часть возводимых в городе квартир выкупается местным правительством. Их передают сиротам по договору социального найма.
  2. В Новосибирске данной категории молодых граждан выдается пособие на ремонт. Его размер в 2018 году составляет 60 тыс. рублей.
  3. В Республике Крым сироте предоставили квартиру в разрушенном доме. Данное строение имеет стены и крышу, а внутренней отделки, оконных и дверных рам нет. Естественно, жить в таких условиях невозможно.
Работу органов местного самоуправления по реализации прав сирот тщательно контролирует прокуратура. За выявленные нарушения приходится отвечать конкретным служащим, курирующих данный участок работы.

Льготы по оплате услуг

Почти во всех регионах дети из числа сирот обеспечиваются преференциями в области оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Так, их опекунам компенсируют половину суммы, отданной за:

  • свет (согласно норме на человека);
  • квартплату;
  • водоснабжение и водоотведение;
  • вывоз мусора и другое.
Так как данные преференции устанавливаются региональными властями, подробнее следует узнавать в местной администрации.

Господдержка в области медицины


Дети, лишенные родительской заботы, получают медицинские услуги бесплатно. Кроме того, в некоторых регионах их обеспечивают лекарственными средствами за счет бюджета.

Например, такой закон работает в столице. Сиротам, которые обучаются в образовательных учреждениях любого уровня, от дошкольных до высших, лекарства оплачивает местный бюджет вплоть до 23 лет.

В Москве детей данной категории обеспечивают молочным детским питанием до двух лет по рецепту доктора. Если есть показания, то данная преференция сохраняется до 15-летнего возраста.

Во всех регионах подростки - сироты получают на льготной основе путевки:

  • в санаторий по показаниям врача;
  • в лагерь для отдыха и оздоровления.
Путевку в летний лагерь можно получить и от благотворительных организаций. Существует множество фондов, занимающихся решением проблем сирот и приравненных к ним.

Другие преференции

  1. Необходимо указать, что дети данной категории имеют право на бесплатный проезд в общественном транспорте. Эта преференция распространяется на все виды, кроме такси и частных маршрутов.
  2. В поездах дети-сироты тоже один раз в год ездят бесплатно. Имеется в виду путешествие от места учебы к дому (туда и обратно).
  3. Местные власти поддерживают и семьи, взявшие на себя заботы о ребенке-сироте. При усыновлении им выдается материальная помощь. А затем ежемесячно выплачивается пособие на содержание меленького гражданина. К примеру, в Московской области выдаются такие суммы:
  • 30 000 рублей - единовременная помощь;
  • 10 000 рублей - ежемесячное пособие.
Количество денег зависит от уровня жизни в регионе. Конкретная сумма устанавливается региональным правительством.

В некоторых регионах данная группа населения обеспечивается: Оформлением денежных выплат занимаются органы социальной защиты.

Нужно пойти в местное управление, имея при себе следующие документы:

  • паспорт опекуна;
  • свидетельство о рождении сироты, его СНИЛС;
  • сведения о банковском счете для выплат;
  • документ, подтверждающий льготную категорию.

В государственном учреждении нужно будет написать заявление. Следует учесть, что льготы по оплате ЖКУ не предоставляются должникам. То есть все счета должны быть оплачены к дате обращения.

Преференции в области образования и медицины предоставляются соответствующим заведением. Для их получения следует предъявить льготное удостоверение. То же касается посещения культурных учреждений.

Пенсионными выплатами, суммами алиментов, поддержкой опекунов и попечителей, иными денежными преференциями занимаются органы опеки и попечительства. Специалисты разбираются во всех тонкостях ситуации при установлении статуса ребенка.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Льготы детям-сиротам

4 марта 2017, 20:47 Мар 3, 2019 13:49

Ребенок может потерять самых близких людей из-за их преждевременного ухода их из жизни.

Однако с ростом благосостояния общества увеличивается число детей, лишенных семейного тепла при здравствующих родителях.

В чем бы ни заключался корень зла, ребенок не окажется один на один с проблемой. Вопросы его развития берет на себя государство.

Рассмотрим, каких детей причисляют к оставшимся без попечения родителей , отличается ли этот статус от сиротства, и на какую поддержку сможет рассчитывать маленький человек.

Особенности статуса

С точки зрения закона понятия сиротства и отсутствия родительского попечения различаются:

Распространены ситуации социального сиротства , когда родители осознанно снимают с себя всю ответственность за ребенка. Эти люди могут быть социально и экономически не состоятельны или вполне успешны в жизни, но всегда ребенок для них помеха. И тогда родители:

  • отказываются забирать детей из медицинских или образовательных учреждений, оформляя официальный отказ. Это может произойти сразу после рождения малыша или спустя некоторое время;
  • попросту «забывают» о детях, находящихся в таких учреждениях без юридического сложения с себя родительских обязанностей.

Еще одна категория причин , когда дети остаются без родительского внимания, связана с деградацией личности матери\отца из-за пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам, асоциальным образом жизни. Причем, в этой ситуации родители иногда по-своему привязаны к ребенку, в редкие минуты просветления проявляя посильную заботу о чаде. Но это исключение из хода событий. Обычно же нахождение в родной семье является эмоциональной травмой и попросту опасно для малыша.

Иногда, чтобы устранить терминологическую путаницу, в категорию детей, оставшихся без попечения, относят и несовершеннолетних сирот. Но мы в дальнейшем будем говорить именно о социальном сиротстве.

Законодательное регулирование вопроса

Нерадивые матери и отцы порицаемы. Но и государство не оказывается в стороне, предоставляя детям в сложной жизненной ситуации поддержку.

Ее принципы регулируют :

  • Семейный Кодекс РФ;
  • ФЗ № 159 от 21.12.96 «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»;
  • ФЗ № 44 от 16.04.01 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

При возникновении перечисленных ситуаций, судьбу несовершеннолетнего уполномочены решать органы опеки и попечительства . Сотрудники попечительского ведомства брошенного ребенка, контролируют поднадзорные семьи, условия проживания и воспитания несовершеннолетних в социальных учреждениях

Как оформить данный статус

Оснований для признания ребенка утратившим опеку гораздо больше, чем всем известное лишение родителей их прав.

Но в любом случае органы опеки обязаны принять решение о постоянном устройстве проживания и воспитания несовершеннолетнего в течение одного месяца с момента обнаружения такого основания.

Для чего это нужно

Важно понимать, что данный статус должен присваиваться официально . И сделать это нужно непременно:

  • во-первых, для получения претендентом мер социальной поддержки и льгот. Это весьма продолжительный период времени вплоть до исполнения ребенку 18 лет. Были случаи, когда достигший совершеннолетия человек, фактически оставшийся без родителей, не мог получить только потому, что в свое время органы опеки не оформили должным образом его статус.
  • Во-вторых, официальный статус оградит вторичного сироту от материальных претензий в будущем несостоявшихся родителей. Жизнь полна примеров, когда престарелый алкоголик вспоминает о звании родителя после того, как взрослое чадо добивается существенных успехов, и за его счет можно неплохо нажиться.

Как присвоить статус

Государством предусмотрен особый алгоритм по оформлению статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей. Сделать это несколько сложнее, нежели признать его сиротой.

Здесь придется доказать прекращение правовой зависимости ребенка от родителей (или связи с ними). Эта функция возложена на судебные органы.

Инициатору процедуры нужно представить на заседание документы :

  • решения о заключении под стражу, лишении свободы, а также подтверждения из учреждений УИН об отбывании уголовного наказания;
  • подтверждения об изначальном отсутствии родителей – с прочерками в соответствующих графах, заявления об отказе от ребенка, бумаги о приеме в социальное учреждение найденышей и подкидышей;
  • предварительное решение суда о лишении матери и/или отца родительских прав;
  • справки, выписки и другие подтверждения тяжкого заболевания родителя с ограничением его физической и/или правовой дееспособности от учреждений здравоохранения.

При необходимости могут предоставляться и другие, допустимые законом, доказательства. К примеру, показания свидетелей и очевидцев, аудио и видео материалы.

Но кто может выступить как инициатор присвоения несовершеннолетнему статуса оказавшегося без родительского внимания и содержания:

  • Конечно же, государственные органы опеки и попечительства;
  • Родственники, а также сотрудники образовательных, медицинских и социальных учреждений;
  • При достижении 14-летнего возраста сам ребенок может ходатайствовать (письменно) перед опекой о собственном изъятии из семьи, ограничении в правах родителей и т. д. Однако о судебном рассмотрении вопроса решение принимает госорган.

Со дня получения сообщения о ненадлежащих условиях жизни несовершеннолетнего, органы опеки обязаны в течение 3-х суток проверить место жительства ребенка.

Действия госорганов

Далее опека выясняет факт отсутствия попечительства родителей или родственников и, если ситуация находит подтверждение:

  • принимаются меры по защите прав и интересов (изъятие из семьи, временное размещение в социальной гостинице, детском приюте и т. д.);
  • информация направляется в орган исполнительной власти субъекта для размещения данных в региональном банке данных детей-сирот.

Вместе с этим решается вопрос о постоянном устройстве ребенка, информация о нем размещается в федеральный банк данных детей, оказавшихся без родительского попечения (ФЗ 44).

Исполнительная власть на местах в течение месяца со дня представления данных в региональный банк должна принять меры к устройству несовершеннолетнего в семью граждан на территории своего субъекта. Если подходящий вариант отсутствует, к проблеме подключаются федеральные структуры власти. Они устраивают ребенка на попечение семей из других регионов России.

Действия опекунов, сотрудников соц. учреждений

После назначения статуса эти лица обращаются в МФЦ или ПФР для оформления конкретных , пенсий, а также открытия личного счета ребенка в банке.

При себе нужно иметь пакет документов:

  • паспорт гражданина РФ, для сотрудника учреждения – доверенность на представительство интересов ребенка и организации;
  • свидетельство о рождении опекаемого;
  • документы, подтверждающие льготный статус.

Точный перечень бумаг зависит от конкретных обстоятельств социального/биологического сиротства.

Государственная поддержка данной категории граждан

Пенсия по потере кормильца

Положено только в случае смерти родителей или же признания их умершими/безвестно отсутствующими по суду.

Выплачивается вплоть до достижения ребенком совершеннолетия, при продолжении обучения на очном отделении – до 23 лет.

Образовательные льготы

Выделяется натуральная помощь и пособия на приобретение школьных принадлежностей, учебных пособий, подготовку к школе. в столовой бесплатно.

Также безвозмездны, однако дорогу придется оплатить.

Все дополнительные курсы предоставляются на бесплатной основе. При поступлении в ВУЗы, ССУЗы, колледжи на дневные отделения студенты без родителей продолжают получать назначенные социальные пособия и выплаты.

Если студент получает стипендию, то стандартная сумма повышается на 50%, ежегодно выплачиваются «подъемные» в троекратном размере.

Обеспечение жильем

По завершению обучения в интернате совершеннолетний ребенок претендует на собственные квадратные метры жилой площади.

Но только при соответствии условиям :

  • у него нет социального жилья или недвижимости в собственности (к примеру, оставшейся после родителей);
  • родственники не владеют «лишней» квадратурой, на которой смогут прописать ребенка;
  • если имеющееся жилье не отвечает санитарным и прочим нормам.

«Коммуналка» и ЖКХ

Условие для льгот таково: обучение в школе или профессиональном заведении на очном отделении, а также наличие жилого помещения.

В этом случае они освобождены от коммунальных платежей и за проживание. Жилье собственное? Тогда скидка 100%. Если ребенок живет в квартире опекуна, льгота распространяется на норму площади опекаемого.

Медицина

В учреждениях государственного медицинского обслуживания дети, оставшиеся без попечения родителей, могут рассчитывать на бесплатную помощь . При наличии показаний полагаются льготные путевки в санатории, лекарственное обеспечение. Когда присутствует инвалидность, то список преференций шире в зависимости от группы и заболевания.

Часть помощи полагается из федерального бюджета. Но в последние несколько лет заметна тенденция к перераспределению большей части помощи на региональный уровень. В субъектах действуют собственные программы поддержки данной категории льготников. Узнать о полном спектре мер помощи можно в МФЦ, пенсионных отделениях и органах СЗН.

Социальная помощь

Государство гарантирует им повышенную правовую защиту , которая охватывают основные аспекты жизни:

  • жилищные вопросы;
  • получение образования различных ступеней;
  • трудовые гарантии;
  • медицинское обслуживание.

Правительство всячески поощряет семейную опеку над детьми без родителей, установив единовременные и ежемесячные пособия, натуральные льготы еще и опекунам.

Но нажиться на опекунстве не выйдет: надзорные органы контролируют качество опеки и «ведут» ребенка практически до совершеннолетия.

О правах рассматриваемой категории граждан рассказано в следующем видеосюжете:

Сиротство как социальное явление присуще любому обществу, даже самому гуманному, богатому и цивилизованному. К этому явлению нельзя привыкнуть, но с ним приходится мириться. Намного сложнее спокойно относиться к тому, что с каждым годом при живых родителях становится все больше сирот, так называемых социальных сирот.

Деформация нравственных ценностей, распространение пьянства, жестокости и насилия в семье - все эти факторы повлекли за собой увеличение численности родителей, лишенных родительских прав, и, соответственно, детей, вынужденных воспитываться в детских домах и школах-интернатах, а также детей с отклонениями в умственном или физическом развитии, детей-инвалидов.

Безразличие, царящее во взаимоотношениях между государством и гражданином, к сожалению, иногда отражается на отношении родителей к своим детям. Подростковый возраст - последний период пребывания большинства детей в учреждениях интернатного типа.

В 16-17 лет они покидают школу-интернат и вступают в самостоятельную жизнь. Лишаясь привычных опеки и образа жизни, бывшие воспитанники часто оказываются не готовыми к встрече с действительностью. Процесс социализации ребенка, т. е., становления человека как общественного существа, - один из важных факторов формирования личности наряду с достижением определенного уровня физиологического и психологического развития человеческого организма. Он включает в себя ряд аспектов, существенных с точки зрения взаимодействия ребенка с окружающими:

1. Социальное познание:

a. знание о самом себе;

b. знание о взаимоотношениях с другими людьми;

c. усвоение социальных и культурных ценностей;

d. знание о структуре общества и роли отдельных социальных институтов и т. д.

  • 2. Овладение определенными навыками практической деятельности, включая как предметный мир, так и сферу социальной деятельности.
  • 3. Интериоризация, т. е., усвоение индивидом определенных норм, ценностей, установок, ролей и т. п. - социальных регуляторов, которые обеспечивают соответствие поведения индивида образцу, задаваемому требованиями общества, а точнее, требованиями конкретного социального окружения.
  • 4. Выработку на основе полученных знаний собственной системы ценностных ориентаций, представлений, установок, взглядов и т. п.

В результате этого процесса у индивида складываются системы внутренних регуляторов поведения и социальной ориентации. Социализированный на данном этапе подросток способен сделать осознанный выбор жизненной дороги, определить свою будущую профессии, способен организовать свой досуг, личную жизнь и наладить взаимоотношения с членами той микрогруппы, куда он попадет после окончания школы-интерната.

Таким образом, полноценная, положительная и устойчивая социализация подростков и ребят старшего школьного возраста, воспитывающихся в школах-интернатах для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, должна способствовать оптимизации процесса дальнейшего формирования личности индивидов, а также их интеграции и адаптации в обществе.

Характерная особенность подросткового возраста состоит в том, что в это время наблюдается пик асоциального, отклоняющегося поведения. Подростки наиболее ранимы, восприимчивы к различному патогенному влиянию. Не все дети успешно преодолевают «барьер» вхождения во взрослую жизнь, находят свое место в обществе, тем более дети, лишенные нормальной семейной атмосферы, несущие в себе груз пережитых трудностей конфликтов, потерь. Как известно, нынешние дети, находящиеся на попечении государства, в подавляющем большинстве (80-90%) имеют живых родителей, которые либо оставили их в родильных домах, либо лишены родительских прав, либо находятся в местах лишения свободы, либо оставили детей, и их местонахождение неизвестно.

Многие дети до того, как попали в школу-интернат прошли суровую школу жизни, полную лишений. В результате в детских домах и школах-интернатах оказался сосредоточенным весьма специфический контингент детей, которые отличаются, с одной стороны, отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, а с другой - ярко выраженной социальной, психической. Дети, пребывающие в учреждениях интернатного типа, в большей степени, чем их обычные сверстники, подвержены тревожности, депрессии, страху, интеллектуальным расстройствам.

К тому же, как известно, часть детей имеет диагноз: задержка психического развития. Для воспитанников детских домов и школ-интернатов переходный возраст осложняется еще и тем, что они ощущают себя неудачниками уже по обстоятельствам своего рождения. Они не добиваются достаточного успеха в процессе обучения и общения. А неудачники, как известно, составляют группу риска, пополняют ряды тех, кто населяет колонии, тюрьмы, психиатрические больницы.

У социальных сирот не развита волевая саморегуляция, т. е., способность управлять своей эмоциональной сферой, поведением, общением, деятельностью. Но в условиях коллективного воспитания способность к саморегуляции не имеет благоприятной почвы.

Эмоциональная сфера детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечительства, искажена с самых ранних этапов контакта с внешней средой. Ребенок, интуитивно чувствующий свою заброшенность, незащищенность, стремится к общению с любым человеком, однако часто затрудняется в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека, в «чтении» чужих эмоций. Саморегуляция связана и со сферой сознания, которое формируется под влиянием жизненного опыта, опыта общения с другими людьми, в процессе усвоения любой информации, поступающей извне. Таким образом, неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию. В основе агрессии лежит потребность в самоутверждении, лидерстве, власти над другими людьми, которая может быть нейтрализована дружелюбием ребенка, его умением дружить и ценить дружбу. Все дети, живущие в учреждениях интернатного типа, вынуждены адаптироваться к большому числу людей. Они постоянно находятся в особых социально-психологических условиях, создающих эмоциональное напряжение, тревожность и усиливающих агрессию.

Дети интуитивно понимают, что могут полагаться только на себя, а потому стремятся утвердиться через нарушение норм, дерзость, насилие. В условиях воспитания детей в учреждениях интернатного типа воспитанники обособлены от внешнего мира, их деятельность регламентирована внутренним распорядком дня, установленным режимом учебы и отдыха. Все занятия проводятся под руководством взрослых.

Детям не предоставляется возможность сделать самостоятельно осознанный выбор того или иного вида деятельности.

Поэтому ученики, как правило, проявляют инициативу в нахождении способов неподчинения, игнорирования правил, моральных норм. Все эти нарушения не приносят блага самим воспитанникам, а являются лишь демонстрацией самостоятельности, способом удовлетворения потребности в самоутверждении.

Начиная самостоятельную жизнь и попадая в условия свободы от внешней регуляции и контроля, они теряются, поскольку привыкли не создавать для себя нормативы поведения, деятельности, а нарушать их. Поэтому для них более понятны и привлекательны «нарушители норм», молодежные группировки преступной направленности.

Дезадаптация в микро- и макросреде, вызванная психическими особенностями и условиями жизни, требует социально-педагогической и психологической поддержки. Все школы-интернаты, детские дома должны иметь штатного социального педагога и психолога, а в лучшем случае - службу медико-психологической реабилитации воспитанников, которая выявила бы особенности детей, проводила бы психодиагностику, вела бы наблюдения за ними, разрабатывала индивидуальные программы социально-психологической помощи, коррекции поведения и обучения.

Специфический тип общения в закрытом детском учреждении создает особый характер поведения воспитанников во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Особенность их жизни, когда они поневоле находятся в ситуации постоянного контакта со взрослыми и с одной и той же группой ребят, с одной стороны, должна способствовать эмоциональной стабильности, защищенности, а с другой - нельзя не видеть недостатков подобного образа жизни.

Он не способствует развитию навыков общения с «домашними» детьми, умению наладить отношения с незнакомым взрослым, адекватно реагировать на ситуацию, оценивать свои качества и качества другого человека для избирательного и дружеского общения.

У воспитанников школ-интернатов не удовлетворены многие социальные потребности, например в неформальном общении, самоутверждении, во взрослом как идеале и др.

Им не хватает социальной и эмоциональной уверенности, у них отсутствуют реальное представление о жизни, правильная нравственная оценка окружающей действительности.

У выпускников школ-интернатов развит страх перед самостоятельной жизнью. Преодолеть у воспитанников недоверие и боязнь внешнего мира можно, как считают педагоги, только через человеческое участие, интеграцию с «домашними детьми», обучение их в обычных школах, а также через сотрудничество с производственными предприятиями, организациями, учреждениями, которые дали бы возможность трудоустройства и способствовали бы адаптации детей в обществе.

Практическим шагом в этом направлении могло бы стать создание при школах-интернатах клубов, кружков, секций, где занимались бы и дети из окрестных домов. Общение с благополучными детьми создавало бы атмосферу таких взаимоотношений и норм поведения, при которых интернатские дети не чувствовали бы себя отверженными. Дети из интернатных учреждений нуждаются не только в расширении социальных связей, но и в психологическом обособлении.

Возможность побыть в одиночестве, уединении необходима для внутреннего сосредоточения, для развития самосознания. Отсутствие свободного помещения, условий для самоанализа и самопознания стандартизирует определенный тип личности. На заданный учителям и воспитателям школ-интернатов вопрос: «Чего больше всего не хватает вашим воспитанникам?» были получены такие ответы: «Возможности уединиться», «Своей собственности», «Комнаты психологической разгрузки». При этом по статистическим данным, на 28 детских домов приходится лишь 17 психологов.

Некоторую озабоченность вызывает физическое здоровье воспитанников. Состояние здоровья детей - залог их общего самочувствия. При этом важны не только объективные показатели, но и самооценки, самоощущения самих детей, привычность, обыденность их физического состояния. Дети-сироты ждут от окружающих долговременных человеческих взаимоотношений, искреннего интереса, общения. Монополия на обучение и воспитание детей-сирот не должна принадлежать только детскому дому или интернату. Двери их должны быть открыты для всех, кто пришел протянуть руку помощи, для сверстников из обычных семей, их родителей, представителей учебных и трудовых коллективов. Иными словами, ответственность за детей, лишенных родительской опеки, следует разделить между всеми членами общества. По словам одной из учительниц, сегодня, если не милосердие и сострадание, то хотя бы разумный эгоизм должен возобладать в нашем обществе по той простой причине, что значительное число воспитанников школ-интернатов и детских домов, по существу, составляют «группу риска».

К сожалению, свое милосердие пока чаще проявляют граждане других стран. Имеется в виду помощь со стороны зарубежных государств, которая, конечно, заслуживает благодарности. Однако и среди наших сограждан, думается, нашлись бы (и находятся) люди, желающие поддержать нуждающихся, в том числе и детей-сирот.

Немало проблем у бывших воспитанников школ-интернатов и детских домов связано с их слабой трудовой и профессиональной подготовкой. Государство делает все возможное, чтобы защитить осиротевших ребят от раннего одиночества, обеспечить им спокойное детство, приблизить условия проживания в школах-интернатах к семейным.

Однако воспитание в духе патернализма не стимулирует формирование таких важных качеств, как адекватное восприятие себя, осознание своей функции в обществе, желание быть полезным людям. У детей часто проявляется иждивенческая позиция, отсутствуют бережливость, ответственность, настойчивость, терпение (последнее качество у своих подопечных отметили лишь 5,7% педагогов). Дети пока во всем полагаются на общество и государство или зарубежных попечителей.

Все это подтверждает мнение некоторых ученых о том, что воспитанникам закрытых учебных учреждений свойственен психологический инфантилизм, обусловленный отсутствием реального видения собственной жизни. У них отсутствует реальное представление о своих способностях и возможностях, а также об адекватных им путях реализации своих интересов, мечтаний и устремлений, детям присуще неумение планировать свою жизненную программу.

Учителя и воспитатели считают: чтобы подготовить воспитанников к будущей самостоятельной жизни, следует отказаться от методов воспитания и обучения, формирующих человека, полностью зависящего от государства, и ориентировать их на проявление самостоятельности, выработку практических навыков во всех сферах человеческой жизни. Важно научить детей рассчитывать, прежде всего, на себя, пробудить в них желание зарабатывать деньги, а не получать.

Для этого ко времени выхода в самостоятельную жизнь они должны обладать определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для нормальной адаптации в обществе. Отсюда в разряд первоочередных задач выдвигается непосредственное и более раннее включение детей в трудовую деятельность. Трудовое воспитание и профессиональное обучение должны быть основой всей работы школы-интерната.

Решение этой проблемы многие преподаватели и воспитатели видят в органическом соединении учебы с производительным трудом, участие в котором способствовало бы развитию у детей трудолюбия, ответственности, профессиональных навыков и умений. Практически это можно реализовать, объединив усилия школы и училищ и использовав материально-техническую базу последних для профессионального обучения воспитанников.

Надо признать, что выпускники школ-интернатов имеют невысокий образовательный уровень, а значит, и ограниченный профессиональный выбор. Для большинства из них реальным остается только один путь - в профессионально-техническое училище. При этом не учитываются ни возможность будущего трудоустройства, ни психофизические особенности и интересы учащихся. Настало время определить целесообразность такого подхода к профессиональному обучению выпускников школ-интернатов.

Немало ребят высказывают желание в будущем стать воспитателями, учителями, врачами, музыкантами, писателями и поэтами. Как утверждают педагоги, среди них есть и одаренные, талантливые дети, обладающие способностями к избранному виду деятельности. Но чтобы развить их природные данные, в распоряжение школ-интернатов необходимо предоставить производственные мастерские, приусадебные участки, экспериментальные лаборатории и многое другое, что позволило бы детям открыть многообразие жизни, попробовать свои силы в тех или иных видах деятельности, приобщиться к избранной профессии.

Иной должна быть и система обучения и воспитания - обеспечивать разносторонними программами и методиками, специальным дидактическим материалом, разнообразными видами наглядности для работы с детьми, имеющими разный уровень интеллектуальных способностей, мышления, восприятия. Причем обучение детей с задержкой психического развития обязательно должно быть индивидуальным.

Главное - найти для каждого из них интересное занятие и на этой основе приобщить к полезному труду, а затем и к профессии. Следуя требованию времени, весьма полезным было бы уделить внимание подготовке воспитанников к предпринимательской деятельности.

Сложной, по мнению педагогов, представляется задача подготовки детей в стенах государственных учреждений к будущей семейной жизни. Следует отметить, что для опрошенных ребят характерны положительные высказывания о семейной жизни, и все они мечтают о крепкой дружной семье. Более всего они опасаются повторить путь своих родителей. Однако реализация их добрых устремлений в сфере семейно-брачных отношений является весьма проблематичной.

Как правило, бывшие воспитанники детских домов и интернатов сталкиваются с серьезными трудностями при создании своей собственной семьи. Они с трудом входят в родительскую семью мужа или жены, имеют множество проблем в общении с супругом, в результате их брак зачастую заканчивается неудачей. Объясняется подобное обстоятельство прежде всего отсутствием у детей-сирот положительного семейного опыта, зримых примеров для подражания в реальной семейной жизни, не сформированность семейно-ролевых ценностей.

Далее, другая сторона семейных неудач бывших воспитанников государственных учреждений объясняется тем, что им самим практически не предоставляется возможность проявить бескорыстие, соучастие, любовь, заботу, пожертвовать чем-то ради другого, оделить его теплотой и радостью. Как бы ни были привязаны дети к своим иностранным «мамам», как бы ни радовались их письмам, телефонным звонкам и подаркам, привязанность эта, по мнению педагогов, - потребительская, как к источнику всяких радостей и благ. По настоящему близкими людьми дети считают своих кровных родственников - бабушек, дедушек, братьев, сестер и беспутных родителей.

Педагоги и воспитатели в восприятии ребят - это не замена родителей, а просто окружающая среда, к требованиям которой надо как-то приспособиться. Большинство ребят (75%) все же хотели бы жить дома. Учитывая этот факт, некоторые педагоги высказали свое мнение о необходимости сохранения, насколько это возможно, связей детей со своей кровной семьей. При этом, однако, важно обеспечить постоянный социальный контроль за родителями, лишенными родительских прав.

Самое лучшее, что государство могло бы сделать для социальных сирот - это вернуть им семью. Для этого необходимо, работая с детьми по коррекции их поведения, одновременно работать с родителями: помочь избавиться от алкогольной зависимости, с трудоустройством, научить любить своих детей. Задача эта не из легких. Она требует длительных усилий и определенных материальных затрат. Но сводить роль государства в защите детей только к изъятию их из семьи - дело бесперспективное, так как, по сути, не решает проблемы социального сиротства.

При подготовке воспитанников к будущей семейной жизни не следует игнорировать отрицательный семейный опыт детей, а, отталкиваясь от него, подводить их к пониманию причин неблагополучия в семьях и показывать возможные позитивные способы решения семейных проблем.

Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, - это дети, не приученные самостоятельно заботиться о себе, о своих личных и бытовых проблемах. Привыкшие все время жить коллективно, они просто физически не способны выдержать одиночества. У многих из них отсутствует чувство ответственности за свое будущее. Таким образом, каждый выпускник школы-интерната нуждается в помощи и поддержке хотя бы в первые 3-5 лет самостоятельной жизни, трудоустройстве, обеспечении жильем.

Однако в сложных социально-экономических условиях действующие по отношению к социальным сиротам государственные гарантии, к сожалению, не стабильны, например жилищная.

По выходе из школы-интерната выпускники оказываются перед пугающей альтернативой: либо возвращаться в ту домашнюю криминогенную среду, от которой их когда-то спасли, либо идти на улицу, пополняя ряды бомжей и потенциальных преступников. Одни педагоги считают, что надо продлить пребывание воспитанников в школе-интернате до исполнения им 18 лет, чтобы школа «подольше оставалась их домом», «дала им больше знаний», «помогла достичь своих целей», «научила честно зарабатывать и правильно тратить деньги».

Другие предлагают открыть общежития при интернатных учебных учреждениях для временного проживания бывших воспитанников. Тем самым переход во взрослую жизнь был бы постепенным и менее болезненным. По мнению третьих, выпускникам детских домов и школ-интернатов необходим социальный наставник, который бы руководил их приобщением к взрослой жизни, оказывал бы им помощь в решении личных, бытовых, жилищных и других вопросов.

Чтобы преодолеть «ущербность» социализации воспитанников интернатных учреждений, подготовить их к новым условиям взрослой жизни, трудовой и социальной деятельности, нужно приблизить условия жизни в школе-интернате к семейным, обеспечить чуткое и внимательное участие взрослых в жизни детей, увеличить число эмоциональных контактов между детьми, детьми и взрослыми в процессе совместной творческой деятельности, расширить круг общения воспитанников со своими сверстниками из благополучных семей, представителями учебных заведений, учреждений, организаций.

В связи с проблемой профессионального определения необходимо развивать у детей интерес к творчеству, привлекать к производительному труду и тем самым создавать предпосылки для самореализации, активности и самостоятельности, внутренней самодисциплины, ответственности. Бывшим воспитанникам школ-интернатов оказали бы необходимую психологическую помощь созданные реабилитационные центры.

. Усыновлением является принятие усыновителем в свою семью лица на правах дочери или сына, осуществленное на основании решения суда, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Усыновление ребенка осуществляется в его высших др. интересы для обеспечения стабильных и гармоничных условий его жизния.

Усыновленным может быть ребенок. В исключительных случаях суд может постановить решение об усыновлении совершеннолетнего лица, которое не имеет матери, отца или была лишена их заботы

Ребенок, брошенный в роддоме, другом учреждении здравоохранения или которого отказались забрать родители, другие родственники, может быть усыновлен после достижения им двухмесячного возраста. Ребенок, который был под дкинуто или найден, может быть усыновлен по истечении двух месяцев со времени его нахожденияя.

Если на учете для возможного усыновления находятся родные братья и сестры, они не могут быть разъединены при их усыновлении. При наличии обстоятельств, имеющих существенное значение, суд по согласию органа. ОПИ. Ики и попечительства может постановить решение об усыновлении кого-то из них или усыновлении их разными лицами.

Усыновителем ребенка может быть совершеннолетнее дееспособное лицо. При этом это такое лицо, старше ребенка, которого оно желает усыновить, не менее чем на пятнадцать лет. В случае усыновления совершеннолетнего лица разница в возрасте не может быть меньше, чем восемнадцать. Рокиів.

Усыновителями не могут быть лица одного пола. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут усыновить одного и того же ребенка. Если ребенок имеет лишь мать, он не может быть усыновлен мужчиной, с которым ее мать не состоит в браке. Если ребенок имеет лишь отца, он не может быть усыновлен женщиной, с которой он не состоит в браке. Если такие лица проживают одной семьей, суд может постановить р ишення об усыновлении ими младенцевтини.

Не могут быть усыновителями лица, которые: 1) ограниченные в дееспособности; 2) признаны недееспособными; 3) лишены родительских прав, если эти права не были восстановлены; 4) были усыновителями другого ребенка, а но усыновление было отменено или признано недействительным по их вине; 5) находятся на учете или на лечении в психоневрологическом или наркологическом диспансере; 6) злоупотребляют спиртными напитками или н аркотичнимы средствами; 7) не имеют постоянного места жительства и постоянного заработка (дохода); 8) страдают болезнями, перечень которых утвержден. Министерством здравоохранения Украины; 9) интересы которых противоречат интересам младенцев.

При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка"преимущественное право на его усыновление имеет гражданин Украины: 1) в семье которого воспитывается ребенок; 2) являющийся мужем матери женой отца ребенка, который усыновляется; 3) который усыновляет нескольких детей, которые являются братьями, сестрами; 4) который является родственником ребенка. Преимущественное право на усыновление ребенка имеют супругия.

Усыновление ребенка осуществляется по свободному согласию его родителей. Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть безусловным. Соглашение о предоставлении усыновителем платы за согласие на усыновление ребенка родителям, опеку. УНАМ или другим лицам, с которыми он проживает, е ничтожной. Согласие родителей на усыновление может быть дана ними лишь после достижения ребенком двухмесячного возраста. Для усыновления ребенка необходимо его согласие, если он достиг такого возраста и уровня развития, что может его выразитьвити.

Усыновление ребенка ведется без согласия родителей, если они: 1) неизвестны; 2) признаны безвестно отсутствующими, 3) признанные недееспособными; 4) лишены родительских прав относительно ребенка, который усыновляется

Орган опеки и попечительства осуществляет надзор за соблюдением прав детей, усыновленных и проживающих в Украине. Надзор за соблюдением прав усыновленного ребенка, осуществляется до достижения им совершеннолетия

Усыновление может быть отменено по решению суда, если: 1) оно противоречит интересам ребенка, не обеспечивает ей семейного воспитания, 2) ребенок страдает слабоумием, на психическую или другую тяжелую неизлечимую в болезнь, о чем усыновитель не знал и не мог звать на время усыновления; 3) между усыновителем и ребенком сложились, независимо от воли усыновителя, отношения, которые делают невозможными их общее прожил. Ання и выполнение усыновителем своих родительских обязанностей. Отмена усыновления не допускается после достижения ребенком совершеннолетияя.

Опека, попечительство устанавливается над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки. Опека устанавливается над ребенком, не достигшим четырнадцати лет, а попечительство - над ребенком в в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет опека или попечительство над ребенком устанавливается органом опеки и попечительства, а также судоом.

Опекуном, попечителем ребенка может быть с его согласия совершеннолетнее дееспособное лицо. При назначении ребенку опекуна или попечителя органом опеки и попечительства учитываются личные качества лица, его зд датнисть к воспитанию ребенка, отношение к ней, а также желание самого ребенка. Не может быть опекуном, попечителем ребенка лицо, которое злоупотребляет спиртными напитками, наркотическими средствами, лицо, лишает на родительских прав, а также лицо, интересы которого противоречат интересам ребенка. Если ребенок постоянно проживает в учреждении здравоохранения, учебном или другом детском учреждении, функции опекуна и пик лувальника по нее возлагаются на администрацию этих учреждений. Орган опеки и попечительства контролирует условия содержания, воспитания, обучения ребенка, над которым установлена??опека или попечительствоання.

Ребенок, над которым установлена??опека или попечительство, имеет право: 1) на проживание в семье опекуна или попечителя, на заботу с его стороны; 2) на обеспечение ему условий для всестороннего развития, образования, воспитания и на уважение его человеческого достоинства; 3) на сохранение права пользования жильем, в котором он проживал до установления опеки или попечительства. В случае отсутствия жилья такой ребенок имеет право на его получение соответственно закону; 4) на защиту от злоупотреблений со стороны опекуна или попечителя. Установка опеки и попечительства не прекращает права ребенка на алименты, пенсии, другие социальные выпла ты, а также на возмещение вреда в связи с потерей кормильцака.

Ребенок-сирота и ребенок, лишенный родительской заботы, которая проживает в заведении здравоохранения, учебном или другом детском учреждении, приемной семье, имеет право: 1) на всестороннее развитие, вых сокрытия, образование, уважение его человеческого достоинства; 2) на сохранение права пользования жильем, в котором она ранее проживала. В случае отсутствия жилья такой ребенок имеет право на его получение соответственно д в закон, 3) на льготы, установленные законом, при трудоустройстве после окончания срока пребывания в указанном учреждении. Устройство ребенка в учреждение здравоохранения, учебное или другое детское с аклад, приемную семью, не прекращает права ребенка на алименты, пенсии, другие социальные выплаты, а также на возмещение вреда в связи с потерей кормильцака.

Опекун, попечитель обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном развитии, обеспечить получение ребенком полного общего среднего образования. Опекун, пиклув вальщик вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительствая.

По договору о патронате орган опеки и попечительства передает ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительской заботы, на воспитание в семью другого лица (патронатного воспитателя) до достижения водить иною совершеннолетия, за плату. На передачу ребенка в семью патронатного воспитателя нужно согласие ребенка, если он достиг такого возраста, может выразитьи.

Патронатный воспитатель обязан: 1) обеспечить ребенка жильем, одеждой, питанием и т.п.; 2) создать ребенку условия для обучения, физического и духовного развития, 3) защищать ребенка, его права и инт. Тересы как опекун или попечитель, без специальных на то полномочия.

Договор о патронате прекращается в случае отказа от него воспитателя или ребенка, достигшего четырнадцати лет. Договор о патронате может быть расторгнут по соглашению сторон или по решению суда в случае невыполнения воспитателем своих обязанностей или если между ним и ребенком сложились отношения, которые препятствуют выполнению обязанностей по договорум.

. Приемная семья - семья, которая добровольно взяла на воспитание и совместное проживание от одного до четырех детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки

. Приемные родители - супруги или лицо, которое не находится в браке, взяли для совместного проживания и воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Приемные родители несут обязанности по воспитанию и развития детей. Приемными родителями не могут быть лица: 1) признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; 2) лишены родительских прав, если эти права не были восстановлены, 3) освобождены от полномочий опекуна, попечителя в случае невыполнения возложенных на них обязанностей; 4) поведение и интересы которых противоречат интересам приемного ребенка; 5) которые по состоянию здоровья не могут выполнять обязанности по воспитанию детей, 6) проживающие на общей жилой площади с членами семьи, которые имеют расстройства здоровья, которые могут негативно повлиять на здоровье приемного ребенка. П рийомни родители являются законными представителями приемных детей и действуют без специальных на то полномочий как опекуны или попечительики.

. Приемные дети - дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, устроены на воспитание и совместное проживание в приемную семью. На устройство ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской опеки я, в приемную семью требуется согласие ребенка, если он достиг такого возраста и уровня развития, что может его выразить. Согласие ребенка на его устройство в приемную семью выясняется служебным лицом закла ду, в котором она находится, в присутствии приемных родителей и представителя органа опеки и попечительства, о чем составляется соответствующий докунт.

Приемные дети проживают и воспитываются в приемной семье до достижения 18-летнего возраста, а в случае обучения в профессионально-технических, высших учебных заведениях I - IV уровней аккредитации - до его оконча ния. За приемными детьми сохраняется право на алименты, пенсию, другие социальные выплаты, а также на возмещение вреда в связи с потерей кормильца, которые они имели до устройства в приемную семьиї.

Решение о создании приемной семьи принимается районной, районной в городах. Киеве и. Севастополе государственными администрациями, исполнительным комитетом городского (городов республиканского. Автономной. Республик ки. Крым и городов областного значения) совета в порядке, установленном. Кабинетом. Министров Украин.

Детский дом семейного типа - отдельная семья, которая создается по желанию супругов или отдельного лица, не состоящего в браке, для обеспечения семейным воспитанием и совместного проживания не менее пяти детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки

Родителями-воспитателями детского дома семейного типа признается супруги или отдельное лицо, не состоящее в браке, которые приняли детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, для воспитания и совместного проживания. Родители-воспитатели несут обязанности по воспитанию и развитию детей. Родители-воспитатели е законными представителями детей и действуют без специальных на то полномочий как опекуны или пи клувальникки.

Родителям-воспитателям для нужд детского дома семейного типа вне очереди предоставляется оборудованный индивидуальный жилой дом или многокомнатная квартира по нормам, установленным законодательством

Воспитанниками детского дома семейного типа являются дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки. На устройство ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской опеки, в детский дом с семейного типа требуется согласие ребенка, если он достиг такого возраста и уровня развития, что может его выразить. Согласие ребенка на устройство его в детский дом семейного типа выясняется служебным осо боя заведения, в котором она находится, в присутствии родителей-воспитателей и представителя органа опеки и попечительства, о чем составляется соответствующий докунт.

Воспитанники проживают и воспитываются в детском доме семейного типа до достижения 18-летнего возраста, а в случае продолжения обучения в профессионально-техническом, высшем учебном заведении I - IV уровней акре едитации - до окончания.

За воспитанниками детского дома семейного типа сохраняется право па алименты, пенсию, другие социальные выплаты, а также на возмещение вреда в связи с потерей кормильца, которые они имели до влаштув ния в детский дом семейного типа.

Решение о создании детского дома семейного типа принимается районной, районной в городах. Киеве и. Севастополе государственными администрациями, исполнительным комитетом городского (городов республиканского. Авто ономнои. Республики. Крым и городов областного значения) совета в порядке, установленном. Кабинетом. Министров Украин.



Рассказать друзьям