Какие средства от простуды можно принимать беременным. Простуда во время беременности: лечение и профилактика

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В этой статье:

Новорожденный, которому уже исполнилось два месяца — это уже далеко не беспомощное существо. Теперь тело его окрепло, личико приобретает осмысленное выражение, а реакции на окружающий мир изменяются. Быстрое развитие будет происходить весь первый год жизни, и разница между двух и трехмесячным ребенком значительна.

Психическое развитие

Третий месяц жизни новорожденного знаменуется тем, что он начинает узнавать голос матери, различать предметы и слышать запахи. Потому реакции маленького ребенка уже приобретают смысл: он плачет, когда ему плохо и улыбается, смеется – когда хорошо, но если что-то малышу не нравится, то он начинает резко громко кричать.

Теперь и общение с родителями и бабушками – дедушками становится двусторонним: на слова взрослых новорожденный отвечает своими словами, но пока еще агуканьем. Ребенок начинает понимать, что комфортнее всего ему находится на руках у родственников, потому может начать требовать этого все чаще и чаще.

В три месяца новорожденный любит слушать музыку, потому рекомендуется повесить над кроваткой музыкальную игрушку, которая будет крутиться, чтобы ребенок мог устанавливать взаимосвязь между тем, что слышит и что видит.

Меняется и характер плача и родители теперь могут определить, что беспокоит их малыша:

  • голодный плач начинается с громкого всхлипа и быстро перерастает в громкий крик;
  • если ребенок трет глазки и вертит головой, при этом плач его с капризными нотками, то он просто хочет спать;
  • плач от боли начинается резко, он непрерывный и пронзительный;
  • если у ребеночка повышено внутричерепное давление, то он может монотонно и регулярно плакать по вечерам, что должно заставить родителей обратиться к врачу.

Физическое развитие

Происходит развитие 3 месячного ребенка в физическом плане скачкообразно. Можно ежедневно замечать, как крепнут его ручки ножки. Малыш уже самостоятельно переворачивается со спинки на бочок и держится в этом положении. Делает он и попытки сидеть, но при этом его нужно немного придерживать за попу.

Теперь ребенок поворачивает голову, следя за мамой глазами, делает попытки схватить игрушку, а лежа на животе вместе с головкой поднимает и плечи. Если придерживать ребенка за подмышки, то он уже способен опираться на ножки, что обычно ему нравится делать. Но использовать этот прием как постоянное упражнение не желательно, так как двигательный аппарат далеко не готов к таким нагрузкам.

В этом возрасте новорожденный играет со своими ручками, тянется к погремушкам, подносит предметы ко рту и личику, учится хлопать в ладоши.

Основные игры новорожденного ребенка в 3 месяца :

  1. «Перекличка» с мамой, то есть родители говорят с ребенком и ждут от него ответа. Ласковые слова мама произносит медленно и четко, таким образом, маленький человечек вслушивается в ее речь. Слова произносятся плавно, можно использовать для этого потешки и песенки. Монолог мамы продолжается около минуты – полторы, а затем малыш должен издать ответные слова – звуки. При этом лучше приговаривать слова со многими тянущимися гласными, так новорожденному будет легче их понять и попытаться повторить.
  2. Упражнение, которое развивает хватательный рефлекс и учит удерживать предметы. В качестве игрушки нужно использовать яркую шумящую погремушку, которая будет потихоньку перемещаться около ребенка, то приближаясь к нему, то отдаляясь на столько, чтобы он захотел ее схватить. Когда это получится хотя бы раз, малыш уже с удовольствием и усиленной энергией будет пытаться это сделать снова и снова.
  3. Разговор с мамой начинается с проговаривания ему еще одной песенки или стишка, причем все слова и звуки проговариваются очень выразительно, с разными необходимыми интонациями, побуждая ребенка повторять за мамой движение губами. Так он учится координировать движение губ и произносить звуки.

Режим дня и прогулки

Когда исполняется ребеночку 3 месяца, он все меньше спит и много и активно бодрствует. Потому к гимнастике, массажу и плаванию в ванной рекомендуется понемногу добавлять еще и закаливание при помощи воздушных ванн.

По – прежнему необходимо соблюдать режим 3 месячного ребенка. Ночной сон должен занимать 8-10 часов, возможно, с периодическими просыпаниями на еду. Приэтом в течение дня малыш может спать еще несколько раз по 1,5 – 2 часа.

Желательно на этот период выходить с ним на свежий воздух, что и ребенку и маме полезно. К тому же прогулки должны занимать в день не менее 6 часов, в любую погоду, за исключением сильного дождя и крепкого мороза.

Утро малыша начинается с умывания, а при потребности с очищения ушек и носика. Обязательны гигиенические процедуры в течение для после туалета. Но, основное купание – ежевечернее, которое приносит массу удовольствия и 3 месячному младенцу, и его родителям. В ванночку можно добавлять отвар ромашки или череды.

Питание

Основной продукт питания новорожденного в трехмесячном возрасте остается грудное молоко, а вот разнообразные прикормы добавлять не следует. Приемов пищи за день у малыша должно быть не менее 6 с примерным перерывом в 3, 5 часа.

Если материнского молока не хватает, то после консультации с педиатром, можно добавлять детские смеси, но все же лучше пытаться повысить лактацию всеми доступными средствами. Конечно, детские смеси производятся в соответствии со всеми ГОСТами, но они дольше усваиваются организмом и способны вызывать аллергические реакции.

Учитывая развитие ребенка 3 месяца жизни, необходимо помнить, что он уже подрос, научился переворачиваться и освоил хватательный рефлекс, потому все окружающее его пространство необходимо освободить от различных ненужных ребенку предметов.

Каждая игрушка теперь будет пробоваться на вкус, поэтому все, что может попасть к маленькому человечку в руки, а после и в рот, обязательно моется теплой водой с мылом и тщательно ополаскивается.

Ребенок в три месяца уже интересуется окружающим миром и родители должны помочь ему в этом. Также нужно следить, чтобы нервная система малыша не перегружалась, потому капризы и плач не должны быть составляющей жизни ребенка, родители всегда могут взять свое дитя на руки, прижать его к себе, покачать и успокоить.

Полезное видео о развитии ребенка в 3 месяца

2 голос, средняя оценка: 4,00 из 5

Поздравляем, вашему малышу исполнилось уже три месяца. За это короткое время дети научились многому, так как развитие ребёнка в 3 месяца происходит очень стремительно. Адаптационный период к новым условиям после внутриутробной жизни окончился успешно и малыш готов познавать окружающий мир, а родители, в свою очередь обязаны в этом помочь.

Изменения физиологии малыша

Физиологические изменения ребенка видны невооруженным глазом, грудничок интенсивно набирает вес, выглядит округлым, появляются милые складочки на ножках и ручках. Изменения касаются всех сфер, о ни подробно дальше.

Рост и вес

До достижения ребенком годовалого возраста, родители обязаны ежемесячно посещать педиатра с профилактическими визитами и для измерения антропометрических данных ребенка. Это уже третий ваш визит, такой же волнительный, как и два предыдущих. Родители переживают, соответствуют ли показатели роста и веса нормам, активно ли набирает ребенок вес, достаточно ли молока получает малыш.

Сразу стоит оговориться, что данные нормы довольно условны, так как все новорожденные прибавляют по-разному, не по плану, в зависимости от физиологических особенностей, типа питания и генетической предрасположенности. Также не стоит забывать, что недоношенные детки находятся в группе риска и развиваются с задержкой, а, следовательно, и вес набирают хуже. Тем не менее, есть таблица с нормативными значениями, для оценки развития ребенка:

Зрение

По сравнению с двухмесячным возрастом, зрение малыша заметно развилось. Вы можете наблюдать, как дети с удовольствием следят за игрушкой в руке, внимательно изучая предмет. Это говорит о том, что активно развивается предметное восприятие, а именно, малыш начинает осознавать, что предмет – это не продолжение маминой руки, а целый комплекс различных свойств, это то, что должен делать ребенок в 3 месяца. Не удивляйтесь, если малыш сразу захочет облизнуть или попытаться укусить предмет, так он подсознательно хочет получить о нем больше информации.

Старайтесь не разрешать детям в таком возрасте смотреть телевизор, особенно перед сном. Это пагубно влияет, как на зрение, так и на психическое развитие детей.

Слух

Значительные изменения коснулись и слуха малыша. Он способен разделять приятные и неприятные звуки, оличает чужие и родные голоса. А наиболее знакомый и родной голос мамы заставит повернуть в ее сторону головку, и беззубый ротик ребенка расплывется в улыбке. Вот почему так важно общаться как можно больше с детьми, а особенно – петь им мелодичные песенки, включать тихую музыку.

Еще, касаемо, слуха, дети в трехмесячном возрасте с легкостью выделяют заинтересовавшие звуки из фона, а также определяют источник, который их издает.

Рефлексы в три месяца

В трехмесячном возрасте младенец еще не способен управлять до конца своими движениями, в этом ему пока помогают еще оставшиеся некоторые рефлексы и инстинкты.

К примеру, рефлекс Моро – один из рефлексов, направленный на самосохранение и выработанный для защиты малыша от падения, например, с дивана. Он выражается во вскидывании рук и растопыривании пальцев во время укладывания на спинку или когда вы приподнимаете ножки младенца над поверхностью.

Но наиболее важные и ярко выраженные рефлексы – это сосательный рефлекс и рефлекс ползанья, хотя навыками ползанья дети в трехмесячном возрасте не владеют, так же как и не умеют вставать.

Как меняется питание и сон

К счастью для матери, в семье начинает появляться некий режим дня. Трехмесячные дети все еще основное время проводят за двумя занятиями – питанием и сном. Но со вторым вырисовывается какая-то определенность, малыш ночью спит больше, чем днем, а часы сна и бодрствования становятся, более ли менее, одинаковыми изо дня в день.

Особенности сна ребенка 3-х месяцев

Что качается вопроса, сколько должны спасть трехмесячные дети – эта цифра до сих пор велика, нормой считается 16-17 часов в сутки. Причем более половины сна (9-10 часов) должно приходится на ночное время суток, а оставшееся — распределяется на 3-4 дневных отдыха, как минимум два – во время прогулки. Если малыш плохо засыпает, стал нервный, часто кричит как резанный, но при этом трет глазки, то, во-первых, пересмотрите свое меню, возможно, вы съели что-то, что вызывает у малыша дискомфорт при пищеварении, а может ему просто неудобно в спать в одежде. Во-вторых, старайтесь больше гулять на свежем воздухе, чтобы малыш мог спать во время прогулки, читайте ребенку детские книги и не забывайте о благотворном влиянии музыки на развитие ребенка.

Ньюансы питания

Питание детей – один из самых волнующих родителей вопросов, так как младенец не в состоянии сказать, голоден он или сыт. Здесь ничего не меняется, как и предыдущих двух месяцах жизни малыша: если малыш находится на грудном вскармливании – кормить его следует по требованию, если же ребенок искусственник – то стоит следовать рекомендациям изготовителей конкретной смеси. Очень важно правильно выбрать продукт. При выборе смесей, ориентируйтесь на отзывы о продукте, цену, качество, состав и то, подходит ли она по возрасту ребенка. После кормления, после 30-40 минут вы можете предложить малышу пить.

Ваша первостепенная задача, при грудном вскармливании сохранить лактацию как можно дольше, постоянно прикладывая ребенка к груди. Даже, несмотря на излишнюю беспокойность ребенка во время кормления грудью или отсутствие приливов, старайтесь не паниковать и отказаться от докорма ребенка смесью. Помните, что этот критический период необходимо просто пережить, и длится он может всего несколько дней. Педиатры рекомендуют максимально отложить все домашние дела, доверив их вашим помощникам, и посвятить всю себя своему малышу и налаживанию грудного питания, предотвратив раннее введение прикорма и переход на искусственное кормление.

Развитие психики и эмоциональной сферы

Главным достижением в эмоциональном развитии – это улыбка, малыш постепенно учится показывать свои положительные эмоции, радость от того, что ему тепло и сухо, что любимая мама рядом, когда малыш просыпается. Теперь, ваш мальчик или девочка будут одаривать вас более 70 видами улыбок и, поверьте, со временем вы сможете их различать. Плач теперь становится индикатором физического недуга или психологического дискомфорта.

Что может быть лучше улыбки? Конечно же, смех, именно это умение ваше чадо освоит к своим трем месяцам. Детский смех – искренний, заливистый, сколько удовольствия он доставляет новоиспеченным родителям.

В то же момент, во время отрицательных эмоций, кроха способен выразить свое негодование громким криком, тем самым просигнализировав маме, что он нуждается в ее помощи.

Но не всегда крик 3-х месячного ребенка говорит о том, что что-то произошло, бывает и так, что дети просто капризничают, а в этом возрасте они уже знают, что это такое. Причиной капризов может быть банальная скука. В таком случае успокойте ваше чадо, взяв его на руки, спойте песенку или расскажите любимую потешку.

Мало кто может подумать, что с 3-х месячным младенцем можно вести диалог? Да, это вполне возможно, ведь в этом возрасте ребенок начинает гулить. А если вы проворкуете ему в ответ, ваше общение перерастет в настоящую «дискуссию», наполненную эмоциями и приятными чувствами. Забавно, что во время «общения» малыш обычно задействует все тело, активно размахивая ручками и ножками.

Какие новые умения у малыша в 3 месяца

К основным навыкам трехмесячных детей следует отнести следующие:

  • Переворачивается со спины на животик
  • Поднятие головки и плеч с опорой на предплечье

Также к 12-ти неделям малыш делает грандиозное открытие, у него есть две замечательные руки и две ноги. После этого его конечности, притом и верхние и нижние, будут очень частыми гостями у него во рту. А руки малыша будут тренировать ловкость, пытаясь попасть по игрушкам, расположенным над кроваткой или коляской. Вы не успеете оглянуться, как увидите, что ваше чадо самостоятельно берет игрушки.

Некоторые младенцы в возрасте 3-х месяцев способны перекатываться, с помощью сгибания ножек, отталкиваясь ручками и ножками, например, от бортика кроватки. Восторг вызывает мяч, расположенный в ножках ребенка, который так весело пинать ножками, а родителям весело за этим наблюдать.

После знакомства с ручками и ножками, малыш открывает для себя и остальные части своего и вашего тела. Уже в трехмесячном возрасте рассказывайте и показывайте ребенку, где его и ваш носик, глазки, ротик. Вы можете начать применять первое в вашей жизни логопедическое упражнение – высовывание языка и надувание щек. Данные движения очень важны для раннего развития речевой активности.

Что делать, если ребенок отстает в развитии

В трехмесячном возрасте большинство рефлексов новорожденного исчезают. Но наличие описанных ниже рефлексов свидетельствует о проблемах и должно стать причиной посещения педиатра:

  • поисковый рефлекс – ребенок открывает рот и поворачивает головку, реагируя на поглаживание уголка губ
  • хоботковый рефлекс – когда вы дотрагиваетесь до верхней губы, ребенок вытягивает губки трубочкой
  • рефлекс Бабкина – при воздействии пальцем на ладошку ребенка, рот открывается, и голова подается вперед.

В некоторых случаях нужно обращаться к более узким специалистам, например, пройти обследование у невропатолога или хирурга, которые назначают лечение.

Также волноваться стоит, если ребенок в три месяца плохо держит головку, вдруг перестал агукать и гулить, пытается встать на носочки, когда вы держите его в вертикальном положении или становится на мостик, опираясь на затылок.

Домашние методы раннего развития

Наблюдать за тем, как растет и развивается ваше чадо – одно удовольствие. Если ребенок развивается быстро, то ваша гордость за него не имеет границ. Но в случае, если малыш начинает отставать по каким-то показателям от детей ваших знакомых, то даже самые хорошие родители начинают паниковать и искать упущения в развитии. Для того чтобы предотвратить такие ситуации, следует заниматься развитием своего ребенка, а помогут в этом развивающие игры. Гимнастику необходимо выполнять только в период бодрствования малыша, когда он находится в хорошем расположении духа. Действия должны быть плавными, не причиняющими боль ребенку.

Что вы можете сделать в домашних условиях, чтобы помочь вашему малышу гармонично развиваться, овладеть необходимыми навыками и не отставать от его сверстников? Педиатры рекомендуют воспользоваться предложенными методами, выполняя комплекс несложных упражнений.


Отправить

В первую очередь, выполняйте стандартную зарядку для новорожденных, ее вариации можно увидеть на интернет форумах, на видео профессиональных детских массажистов. К трем месяцам ее можно немного разнообразить упражнение для стимулирования переворота. Ребенок на кровати или на пеленальном столе, лежа на спине, вы поднимаете его правую ножку и аккуратно отводите влево, как бы пытаясь перекинуть через тело. Тем самым вы создаете импульс для переворачивания, обучая малыша самостоятельному движению.

Уже через несколько дней после успешного самостоятельного переворота, дите может начать пробовать сесть самостоятельно. Но поощрять сидение нельзя, так как костная ткань ребенка еще только развивается. Есть определенные этапы и стадии физического развития маленького человека и не нужно торопить события.

Еще одно упражнение направленно на то, чтобы научить малыша поднимать головку. Для этого вам понадобятся несколько игрушек или яркие картинки, а в идеале – специализированный развивающий коврик. Выложите ребенка на животик, разложив перед ним его игрушки или расположив детское зеркальце напротив личика. Карапуз с удовольствием будет изучать себя, лежа на животе и будет стараться отрывать головку от поверхности.

Обучающие занятия 3-х месячного возраста

Наблюдать за тем, как растет и развивается ваше чадо – одно удовольствие. Если ребенок развивается быстро, то ваша гордость за него не имеет границ. Но в случае, если малыш начинает отставать по каким-то показателям от детей ваших знакомых, то даже самые хорошие родители начинают паниковать и искать упущения в развитии. Для того чтобы предотвратить такие ситуации, следует заниматься развитием своего ребенка, а помогут в этом развивающие игры. Гимнастику необходимо выполнять только в период бодрствования малыша, когда он находится в хорошем расположении духа. Все действия должны быть плавными, не причиняющими боль ребенку.

Учимся удерживать взгляд

Упражнение направлено на побуждение к фокусированию взгляда на движущихся и неподвижных объектах. Вам понадобится яркий предмет, например, красный шарик. Перемещайте его в разные стороны, но не слишком быстро, давая ребенку возможность на нем сфокусироваться, при этом проговаривая «Где же наш шарик? Вот он. А где сейчас шарик? и т.д.». Для упражнения подойдут игрушки со звуковыми эффектами. Они задействуют не только зрительное восприятие, но и звуковое.

Во время занятия, не препятствуйте ощупыванию предмета или попыткам, не запрещайте попробовать его на вкус. Пусть малыш возьмет игрушку в руки, ощупает ее, хорошо, если предмет будет фактурным, а форма разнообразной каждый раз. Если ребенок мычит, произносит звуки «агу», «а-а-», «о-о», «абу » и т.п. обязательно повторите их за ребенком. Это придаст малышу уверенности в себе.

Игра в «прятки»

Эта игра, которую любят все дети, без исключения. Накройте голову непрозрачным платком и задайте малышу вопрос «А где же мама?» Затем скиньте платок со словами «Вот она!». Смысл игры в том, чтобы ребенок понимал, что мама никуда не делась, просто временно стала невидимой из-за платка. Затем повторите те же манипуляции с ребенком, набросьте ткань на голову ребенка и спросите: «Где моя Таня?», затем весело «найдите» чадо. Эта игра приносит массу удовольствия, как взрослым, так и детям.

Развитие движений ребенка

Следующее упражнение направлено на развитие у ребенка в 3 месяца мышечной активности и избавлению от младенческого гипертонуса. Уложите чадо на спинку, а сбоку от малыша расположите его любимую яркую игрушку. Ребенок непременно захочет завладеть ею как можно быстрее, а вы помогите ему осторожно перевернуться со спинки на животик.

Игра «Забавные пяльцы»

Для занятия понадобятся пяльцы и колокольчики или бубенцы. Сперва закрепите колокольчики к пяльцам, затем установите их над кроваткой младенца на такой высоте, чтобы он мог до них дотянуться. Ребенка непременно заинтересует необычный звук, издаваемый пяльцами, и уже совсем скоро он сам будет захватывать пальчиками колокольчики.

А для того, чтобы детская ладошка раскрылась, нужен разминающий массаж, который может делать любой взрослый в домашней уютной обстановке. Разнообразьте упражнение с помощью лирической песни в мамином исполнении.

Упражнение «Пасем гусей»

С 100-го дня жизни малыш способен поднимать голову, лежа на животе. Для стимулирования этого умения поднимайте любимую игрушку перед личиком чуть выше уровня глаз, заставляя ребенка следить за ней, отрывая голову от поверхности. Но важно понимать, что шейная мускулатура у новорожденного крайне слаба, поэтому главное не переусердствовать и не превышать время выполнения упражнения, рекомендовано заниматься не более одной минуты.

Нет ничего более интересного и умилительного, чем наблюдать, за развитием и ростом детей. Развитие ребенка в 3 месяца стремительно и каждый новый день приносит что-то новое. Ваша задача — быть рядом, окружив вашего ребенка уходом, любовью и заботой. А еще, вы можете помочь малышу, зная теперь, как развивать его умения и способности, делая массажи и выполняя несложные упражнения.

Ваш малыш ежедневно учится делать что-то новое, чтобы помочь обрести ему определенные навыки, родителям необходимо знать, как развивается ребенок в три месяца. Владея данной информацией, вы сумеете не только следить за темпами роста грудничка, но и корректировать режим питания и сна, а также закреплять полученные умения. Психическое и физическое развитие 3 месячного ребенка происходит активно в этот период, и ваше задача – направить его и максимально помощь.

Рефлексы, движения и психология

Физическое и психологическое развитие трехмесячных детей идет полным ходом, груднички активно учатся управлять своими конечностями, развивают приобретенные умения. Ежедневно малыш делает открытия в способностях своего тела:

  • в три месяца жизни малыш должен уметь держать головку, находясь на руках у взрослого около 30 секунд;
  • развиваются мышцы, малыш уже умеет поднимать руки, лежа на спине;
  • в три месяца грудничок должен уметь приподнимать голову, лежа на спине;
  • в положении на животе приподнимается, опираясь на локотки или предплечья, и удерживает относительно долго головку;
  • если придерживать грудничка под мышки, он будет упираться о твердую поверхность, выпрямляя коленочки;
  • некоторые дети к концу третьего месяца жизни вполне успешно осваивают повороты на бок;
  • активность детей на третьем месяце возрастает, малыш осмысленно делает движения ручками и ножками, выгибается и ежедневно совершенствует свои умения;
  • хватательный рефлекс активно развивается в навыки, и малыш сжимает в кулачках все, что попадется ему под руку;
  • трехмесячный ребенок должен уметь выстраивать логические связи, он понимает, что если толкнуть висящий над ним объект – он должен начать качаться;
  • координация движений заметно улучшается, и, взяв в руку погремушку, грудничок может поднести ее ко рту или, вытянув в руке, смотреть на нее;
  • трехмесячный малыш делает осознанные движения и сам заинтересованно наблюдает за этим;
  • к исходу третьего месяца жизни должен уйти;
  • врожденные рефлексы перерастают в осознанные движения.

Органы чувств

Развитие ребенка в 3 месяца опирается в основном на работу мышц, зрение и слух. К этому возрасту ребенок уже должен уметь хорошо различать звуки, узнавать голоса близких. Его зрение нормализуется и теперь он отчетливо видит предметы, расположенные вблизи и может до полуминуты фокусировать на них свой взгляд.

Зрение

Трехмесячный ребенок умеет сосредотачиваться на объектах и лицах, если вы позовете его, то он будет смотреть на вас около 10 секунд. Сравнительно с предыдущим периодом развития, теперь малыш может дольше по времени следить глазами за игрушкой, которую вы передвигаете в пространстве, и должен уметь концентрироваться на близких объектах. Укрепление и тренировка мышц идет полным ходом.

С помощью зрения ребенок на третьем месяце начинает осознанно и активно познавать окружающие объекты и себя самого. Так, он с интересом может разглядывать свои ручки, двигать ими, толкать и анализировать происходящее. Если вы будете включать над кроваткой мобиль, младенец будет заинтересованно наблюдать за движением его деталей.

В три месяца информация, получаемая ребенком с помощью глаз, анализируется и запоминается им. Он может уже узнавать лицо близких ему людей на фотографиях. Ему хочется изучать окружающий его мир, и он заинтересованно рассматривает все происходящее вокруг, находясь в кроватке, качельках, коляске или на ваших руках.

Слух

Младенец в три месяца жизни должен уметь определять сторону, откуда исходит звук и поворачивается к его источнику. Дети этого возраста уже начинают различать мелодии и ритм, поэтому можете напевать младенцу песенки и читать стихи. Резкие звуки не нравятся грудничкам, и поэтому сейчас малыш может плакать и пугаться, услышав их.

Для грудных детей очень важно постоянно слышать кого-то, поэтому разговаривайте с малышом без остановки, описывая все происходящее с вами. И пусть смысла слов грудничок не должен уметь понимать, ваши монологи благоприятно скажутся в дальнейшем на речи ребенка.

Сон

Как правило, на третьем месяце жизни у малышей уже формируется режим дня. Дети этого возраста спят 16-17 часов, дневной сон проходит в 4 этапа, длящихся от полутора до двух часов.

Эмоции

Груднички в этом возрасте становятся более общительными. Трехмесячные дети очень радуются, когда близкие играют с ними и проводят много времени. Да и любому родителю нравится заниматься с малышом, когда, наконец, он видит эмоциональную отдачу ребенка. Примитивные игры, такие как «ку-ку» или гримасничание и кривляние доставят большое удовольствие обеим сторонам.

Малыш в три месяца уже вполне осознал, что положительные эмоции выражаются улыбкой и смехом, а отрицательные – плачем, и активно использует эти инструменты в своей повседневной жизни.

Поскольку ребенку надоедает постоянно лежать в кроватке, он может начать капризничать от скуки, такой «фальшивый» плач, впрочем, легко отличим по звучанию от настоящего, вызванного реальным дискомфортом или болью.

Такое уже вполне осмысленное управление своими эмоциями и общение посредством них с окружающими людьми называется «комплексом оживления», и проявление его знаменует собой переход малыша на новую стадию развития. Поведение детей теперь может подвергаться мягкой корректировке со стороны родителей.

Речь

В возрасте трех месяцев дети начинают активно «гулить»: произносить в разных вариациях слоги с гласными звуками как отрывисто, так и певуче их протягивая. При этом малыш с интересом вслушивается в свой голос. Если взрослые будут произносить гласные, нарочито их растягивая, грудничок постарается повторить движения губ.

Вес и рост

На третьем месяце жизни ребенок продолжает расти невероятными темпами. За этот период он снова прибавит порядка 800 грамм и вырастет на 2,5 см. При этом мальчик и девочка будут немного отличаться по этим данным. У сильного пола по стандартам вес может колебаться от 5,5 до 6 кг, рост составляет 59-62 см, а окружность головы и грудной клетки достигает 41 см. У девочек эти данные несколько ниже – вес 4,8 — 5,6 кг, рост 58-60 см, а окружность головы и грудной клетки – 40 см.

Кормление

Число кормлений постепенно сокращается и доходит до 6-7 раз в сутки, а перерывы между ними растут. Малыш теперь съедает большой объем молока, и его вполне хватает, чтобы ребенок не просил кушать в течение 3 — 3,5 часов. Если у вас четко выстроенный режим кормления, то теперь вы можете кормить малыша и выходить по делам из дома, оставляя младенца на папу или близких.

В сутки трехмесячный малыш должен съедать 800-850 мл молока или искусственной смеси, что за одно кормление составит 120-140 мл. Исходя из состояния здоровья ребенка, педиатр может разрешить вам вводить прикорм для малыша. Как правило, первым в меню грудничков включается фруктовое пюре и соки.

Введение в прикорм фруктов должно протекать постепенно. Врач рекомендует вам давать малышу сок или пюре после одного из дневных кормлений, начиная с одной капельки. Если отрицательной реакции в виде проблем со стулом или кожных высыпаний не последует, увеличивайте порцию каждый день. Новые фрукты осваивайте по очереди и внимательно следите, не возникает ли на теле ребенка аллергия.

Чему нужно уделить особое внимание на третьем месяце?

  1. Поскольку в этом возрасте у детей начинают нормально работать слезные железы, необходим ежедневный уход за кожей вокруг глаз, протирайте эти участки перед сном смоченными в воде ватными дисками.
  2. В трехмесячном возрасте дети нуждаются в поступлении витамина D в организм, скелет ребенка активно растет, а для формирования костной ткани необходим этот витамин. Педиатр назначит вам капли и укажет необходимую дозировку, если он не назначал их раньше.
  3. Регулярно тренируйте мышцы малыша, ; если вы производите ежедневный уход за кожей ребенка с помощью масел, можете мягко массажировать его мышцы.
  4. Поскольку активность грудничка возрастает с каждым днем, и он уже умеет поворачиваться на бок, не оставляйте его одного в тех местах, с которых он может упасть – на диване, кровати или пеленальном столике. Даже когда грудничок спит, регулярно заглядывайте в детскую и смотрите, не прижался ли он к решетке кроватки и не запутался ли в одеяле.
  5. Продолжайте развивать хватательный рефлекс и глазки ребенка, время от времени меняйте погремушки, которыми «играет» малыш, и подвесные мобили.
  6. Ежедневно купайте младенца, водные процедуры приводят детей этого возраста в восторг.
  7. Уход за кожными покровами грудничка с помощью шампуня и пенки должен происходить не более двух раз в неделю.
  8. Гуляйте с грудничком больше времени на улице, но берегите его от переохлаждения и прямых лучей солнца.
  9. Малышу становятся интересными игрушки, издающие различные звуки.
  10. Давайте малышу в руки разные на ощупь предметы, он будет их трогать и изучать руками и глазами.
  11. Тренируйте артикуляцию малыша, мотивируйте его повторять за вами различные сочетания звуков, подражайте звукам животных.
  12. Поскольку в три месяца жизни малыш постоянно хватает предметы и может потянуть их в рот, осуществляйте регулярный гигиенический уход за его игрушками.

Время чтения: 7 минут

Прошло уже три месяца с момента, когда уютную и теплую утробу матери сменил новый, такой большой и непонятный мир. Адаптация малыша к нему проходит очень быстро. Эмоции становятся более осознанными, укрепляются мышцы. Давайте узнаем, как развить ребенка в 3 мес. Он ведь уже почти взрослый — умеет заливисто хохотать, капризничать, легко отличает своих от чужих, исследует окружающий мир.

Календарь развития ребенка на третьем месяце жизни

Ребенок трехмесячного возраста – сверхактивный. Он сильно интересуется происходящим вокруг, старается взаимодействовать с миром. Ожидая, пока вы приблизитесь и улыбнетесь, трехмесячный младенец будет следить за вами, улыбаться первым, вытягивать ручки вперед. А лепет служит своеобразным звуковым сигналом начинать разговор. Подобное развитие малышу в три месяца крайне необходимо.

Рост и вес малыша

За третий месяц жизни ребенок подрастает на 2-3 см, набирая около 800 грамм, то есть, около 200 грамм в неделю. По данным отечественных педиатров, на начало четвертого месяца рост крохи должен составлять от 56 до 62 см. Нормальным для мальчиков считается вес от 4,9 до 7 кг. Для девочек – от 4,8 до 6,3 кг. Отклонения до 5% от граничных значений считаются нормой.

Питание

Наблюдаются изменения относительно количества и качества кормлений: коротких прикладываний трехмесячного малыша становится меньше. Днем ребенок сосет грудь около 11 раз, ночью – 3-4. Перерывы между ночными кормлениями составляют около трех часов. Регулярно задаваемый вопрос – стоит ли начинать прикорм ребенка трех месяцев? Ведь одни мамы могут уже на 4 месяце кормить кроху банановым или картофельным пюре, поить натуральным яблочным соком, а организм младенца будет нормально усваивать подобную пищу.

Но такие случаи – скорей, исключение. Иногда ранний прикорм может быть предписан врачом. Возможных причин несколько: малыш недоношенный, дефицит молока у мамы. Оптимальными продуктами для введения в рацион трехмесячного ребенка являются жидкие каши, натуральные овощные соки. Начинать нужно с минимальной дозировки – четверти чайной ложки. Помните: прикорм должен поначалу включать лишь один продукт, который дают ребенку несколько дней подряд. При появлении у малыша аллергических реакций становится понятно, чем они обусловлены.

Педиатры отмечают, что раннее начало прикорма способно провоцировать развитие у ребенка проблем с пищеварительным трактом, самая безобидная из которых – желудочные колики. Поэтому, постарайтесь немного подождать – уже через месяц-два вносить в рацион малыша разнообразие будет не можно, а нужно. А пока потребности организма младенца удовлетворяются и грудным молоком.

Рефлексы

Движения трехмесячного ребенка становятся спокойными, а рефлексы, характерные для новорожденных, исчезают. Он уже способен самостоятельно удерживать голову, когда лежит на животе, опёршись на локти. Лежа на спине – поднимает ручки, ножки, изучая их. Заинтересованность вызывают перемещающиеся или производящие звук игрушки, малыш разворачивается к ним. Примерно треть деток в три месяца уже научились переворачиваться на бочок, на животик.

Трехмесячный младенец увлеченно играет с собой, начинает исследовать собственное тело – осторожно трогает личико, наблюдает за ручками, ножками. Для игр использует разные игрушки и предметы, ощупывает их ручками, перебирает пальчиками, старается сфокусировать взгляд. Педиатры утверждают, что благодаря тактильным ощущениям мир воспринимается ребенком лучше. Специалисты советуют взрослым принимать непосредственное участие в исследовании предметов малышом.

Слыша голоса близких, детки начинают искать их взгляды. А завидев маму или папу, они радуются: смеются, трясут конечностями и стараются издавать звуки. Ответный смех со стороны родителей нравится малышу. Знайте, что трехмесячный ребенок точно чувствует настроение окружающих. Начинайте показывать младенцу эмоции – радость, печаль, смех, заинтересованность, и он будет вам подражать. Только не переусердствуйте: эмоции не должны выглядеть, как кривляние.

Как правильно развивать малыша в домашних условиях

Периоды сна после трех месяцев сокращаются, малыш чаще бодрствует. Старайтесь не укутывать его слишком плотно – движения ручками и ножками во время бодрствования должны быть свободными. Психика ребенка в три месяца еще неокрепшая, поэтому, перегрузка каналов восприятия может оказать негативное влияние на развитие нервной системы. Комната трехмесячного младенца должно быть по возможности тихой, как комната мамы при беременности. А сейчас рассмотрим, как можно развить ребенка в 3 мес., более подробно.

Развиваем зрительное восприятие

Как и в первые два месяца, трехмесячные детки продолжают следить за движущимися игрушками. Педиатры советуют медленно увеличивать амплитуду перемещений, их направления, отходить дальше. Поле зрения вашего чада будет расширяться. Медленные движения помогут трехмесячному ребенку научиться плавно поворачивать голову. Главное – не торопитесь.

После трех месяцев жизни детки фокусируют взгляд значительно лучше, чем раньше. Начните игру «прятки». Вскоре вы заметите, что малыш не уводит глазки от предмета, за которым вы прячетесь. Вместо того чтобы растерянно водить головой, трехмесячный ребенок будет ожидать вашего возвращения оттуда, где видел вас в последний раз. Это относится также к неодушевленным предметам, например – к игрушкам.

Слуховое восприятие

Старайтесь повторять звуки, издаваемые ребенком. Лучше всего, если это будут делать все ваши близкие. Тогда малыш поймет, что одинаковые звуки могут произноситься разными голосами. Скоро ребенок будет повторять конкретные звуки за вами. Объясняйте, чем сейчас занимаетесь, куда скоро пойдете, произносите названия частей тела, игрушек.

  • Используйте аналогичные производящие звук игрушки разного размера – колокольчики, погремушки. Во время игры начните звонить маленьким колокольчиком, потом – средним, большим. Важно дать малышу осознать, какой звук исходит из какой игрушки. Если мелодия будет казаться интересной – трехмесячный ребенок будет сосредоточенно ее слушать.
  • Детки прекрасно воспринимают сложную классическую музыку. Правда, нужно помнить, что пяти минут прослушивания подобных произведений ребенку хватит сполна. Это следует учитывать, чтобы не перегрузить аудиальные каналы восприятия малыша. Внимательно наблюдая за малышом в эти минуты, вы вскоре заметите, что некоторые произведения распознаются ребенком буквально с первых нот.
  • Пойте колыбельные песенки со словами и без них для ускорения засыпания малыша.

Движения и тактильные ощущения

Дополняйте ежедневную программу ухода за трехмесячным малышом массажем, воздушными ваннами, легкой гимнастикой, процедурами в ванночке. Особое внимание следует уделить подбору игрушек – они должны быть полезными для ребенка на этом периоде развития. Если не знаете, как развить любимого ребенка– прислушайтесь к следующим советам:

  • Подбирайте малышу игрушки, выполненные из различных материалов – мягкие и жесткие, гладкие и шершавые. Закрепляйте их над кроваткой не выше полуметра. Чем больше отличается поверхность, тем интересней младенцу исследовать каждую игрушку. Наполните тканевые мешочки крупами, бумагой, ватой. Чтобы развивалось обоняние малыша, кладите внутрь ароматные сухие травы – мяту, ромашку, шалфей.
  • Вещи с пищалками следует класть на живот или грудь трехмесячного малыша. Ему должно быть легко дотягиваться до них каждой ручкой.
  • Развить правильный обхват ладонью ребенку помогут яркие погремушки, похожие на кольца. Их необходимо вкладывать младенцу в ручку, сразу же отделяя большой пальчик от других.
  • В 3-4 месяца активный малыш уже способен отличать игровую зону от зоны отдыха. Наличие внутри манежа разнообразных игрушек заставит ребенка делать переворот со спины на животик.

Развивающие игры для трехмесячного малыша

Педиатрам известно, что выводить двигательную активность ребенка на новый уровень можно с помощью игровых упражнений – позитивный эмоциональный фон поспособствует быстрому овладению базовыми навыками. Перечислим игры, которые будут полезными для развития трехмесячного малыша:

  • Игра «Откуда звук?». Положите в ближайшей комнате музыкальную игрушку или просто включите звук на мобильном телефоне. Взяв ребенка на руки, предложите найти источник звука и отправляйтесь его искать. Покажите радость, проговорив «Ура! Вот мы и нашли музыкальную игрушку!».
  • Игра «Колечко». Пальчики трехмесячного малыша уже крепкие и удержат легкое резиновое колечко. Давайте его ребенку, говоря «На!», а потом просите возвратить, не забыв сказать «спасибо». Данная игра демонстрирует элементарные примеры взаимодействия в социуме.
  • Танцы с мамой. Слушайте легкую музыку и пританцовывайте, держа малыша на ручках. Начинайте постепенно удалять его, выпрямляя руки, немного наклонять в стороны. Это поможет развивать мышцы спины, шеи.
  • Игра «Читаем газету». Позвольте малышу помять, порвать газетный лист или обычную салфетку. Благодаря этому, будут укрепляться пальчики, разовьется моторика. Только не допустите, чтобы малыш тянул бумагу в рот.
  • Игра «Отражения». Это упражнение лучше выполнять перед большим зеркалом. Сядьте перед ним с малышом. Улыбнитесь, нахмурьтесь, посмейтесь. Начните разговаривать, комментируя «я улыбаюсь», «я расстроена», «делаю умный вид». Надевайте вещи на себя и на малыша, проговаривая «у тебя на ручке ленточка», «на мне очки». Ребенок с увлечением будет рассматривать отражение, будут развиваться пассивный лексический запас, эмоциональная база.

Видео-советы доктора Комаровского по развитию грудного ребенка

Три месяца – время, когда восприятие окружающего мира младенцем выходит на новый уровень. Ваши действия должны способствовать планомерному развитию и удовлетворению интереса малыша. Однако не переусердствуйте. Если трехмесячный ребенок во время занятия или совместной игры плачет – это верный признак перегрузки новой информацией. Время взять на ручки, легонько прижать, покачать. В представленном ниже видео известный детский педиатр, доктор Комаровский, рассказывает о ключевых моментах в развитии малыша.

Ребенку 3 месяца: что умеет малыш, развивающие игры, советы специалистов

Ребенку 3 месяца : как развивается малыш, каковы его достижения к концу месяца, как проводить развивающие игры и упражнения с трехмесячным малышом, какие игрушки нужны малышу с 3 месяцев. Обо всем, что важно для развития ребенка в 3 месяца, Вы узнаете из этой статьи.

Ребенку 3 месяца: что важно знать о развитии малыша в этом возрасте

Вашему малышу уже три месяца! Он улыбается Вам, гулит, отвечает на Ваши слова , тянется за игрушкой, лежит на животе с опорой на предплечья. «Комплекс оживления» уже может возникать не только как ответ на Ваши слова и улыбку, а по собственному желанию малыша – так малыш привлекает к себе внимание.

Что же главное в дальнейшем развитии ребенка? Какие главные задачи нужно решить на четвертом месяце жизни малыша?

На четвертом месяце жизни самым главным для малыша является его эмоциональное развитие. Именно эмоциональное общение с близкими взрослыми ведет за собой развитие сенсорное, моторное, познавательное, речевое.

Основные линии развития ребенка в 3 месяца это:

  • эмоциональное общение с близкими взрослыми в играх-перекличках, диалогах;
  • овладение хватательными движениями;
  • развитие речевых реакций для привлечения к себе внимания; гуление и гуканье;
  • развитие мышц рук, ног, спины и подготовка к повороту с живота на бок;
  • совершенствование зрительного и слухового сосредоточения.

С ребенком 3 месяцев можно и нужно проводить игры-занятия . Каждая такая игра длится 3-5 минут и состоит из ласкового разговора с ребенком, показа игрушки, упражнения. Такие игры-беседы с мамой не займут много времени, но внесут огромный вклад в развитие ребенка. Примерная рекомендация – проводить их 4 раза в день по 5 минут. Лучше всего это делать через 40 минут – час после пробуждения, когда ребенок хорошо себя чувствует.

Какие развивающие игры и упражнения нужны ребенку 3 месяцев и как их проводить?

Задача 1. Учимся произносить звуки

Ребенок в 2-3 месяца начинает произносить короткие согласные звуки – гукать. Сначала это мягкие согласные, потом твердые – н, м, п, т, д.

Для развития речи ребенка нужно обязательно проводить переклички – диалоги с ним. В перекличках малыш должен видеть лицо взрослого (контакт «глаза в глаза»).

Перекличка проводится очень просто. Сначала взрослый повторяет те звуки малыша, очень эмоционально беседует с ним, утрированно тянет – произносит эти звуки. Малыш ему отвечает. Затем взрослый говорит звуки, а малыш повторяет.

Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.

Как провести игру-занятие с перекличками с ребенком в 3 месяца:

Такая игра-занятие займет примерно 5-6 минут и будет состоять из трех частей.

Часть 1. Перекличка с мамой.

Мама ласково разговаривает с малышом, называет его по имени, поглаживает. Мама должна говорить очень четко и медленно, чтобы малыш начал вслушиваться в ее речь. Можно использовать пестушки, потешки, короткие стишки, говорить отдельные звуки – А, О, У, И с разными интонациями (удивленно, огорченно, ласково, восхищенно, воспросительно). Для трехмесячного ребенка очень важно, чтобы мама напевно произносила гласные во всех потешках, — «петушооооооок – петушоооооок, золотоооооой гребешооооооок». Длится такой разговор примерно полторы минуты.

После этого взрослый делает паузу. Пауза нужна для того, чтобы малыш произнес ответные звуки. Ребенок реагирует на звучание гласного, «выдавая» звук в своем исполнении: оооо. Это происходит не сразу после образца взрослого!

Если взрослый говорит разные звуки без остановок, то часто встречается такая ситуация. Взрослый уже начал говорить другой звук, а малыш продолжает тянуть предыдущий. Поэтому и нужна пауза, чтобы ребенок успел отреагировать.

При разговоре взрослый утрированно произносит интонации, чтобы малыш их различал, разговаривает с энтузиазмом, с яркими эмоциями.

Такую перекличку можно проводить по очереди с разными гласными – А, У, И. О.

В 3 месяца взрослый может уже не спешить говорить в перекличке первым и этим вызывать у ребенка «комплекс оживления». Надо дать возможность ребенку проявить инициативу. Это малыш уже умеет! Видя близкого взрослого, ребенок в 3 месяца начинает привлекать к себе его внимание улыбкой, радостными движениями, гулением (гулением называется певучее протягивание гласных звуков)

Часть 2. Упражнение с игрушками (их описание будет дано дальше)

Мама показывает звучащую игрушку или обычную игрушку.

Если это погремушка на ручке, то проводится упражнение по развитию умения схватывать и удерживать предметы.

Если это игрушка для театра бибабо (кукла, надевающаяся на руку), то прочитайте о ней стишок, перемещайте куклу в разных направлениях. Как только малыш проследил за направлением перемещения игрушки, начинайте ее перемещать по-другому. Затем поднесите игрушку поближе к малышу, подтолкните ручку ребенка к ней, помогая ему схватить игрушку.

Если это музыкальный инструмент (бубен, барабан, металлофон, ложки и т.д.), то мама играет на нем и передвигает предмет в поле зрения ребенка, чтобы он стал за ним следить. Все действия с игрушкой мама сопровождает речью! Это очень важно! Называйте, что это такое, что Вы делаете, какая игрушка, как она звучит. Например: «Бум-бум, ба-ра-бааан! Бум-бум, ба-ра-бан! Сейчас будем барабанить – бум-бум, бум-бум! Громко барабаним: бум-бум!» После показа игрушки, сопровождаемого речью взрослого, снова делается пауза, чтобы малыш смог отреагировать.

Часть 3. Диалог с мамой. Мама убирает игрушку и начинает общение с малышом (как и в первой части игры-занятия). Используются другая потешка или пестушка. Слова потешки надо произносить очень выразительно, с разной интонацией, то громче, то тише, с разными эмоциями.

Можно провести эту часть игры-занятия по-другому — произносить звуки беззвучно (а, о, у, и) но так, чтобы по губам было видно, какой это звук. Для этого утрированно произносим молча эти звуки. Малыш должен хорошо видеть Ваше лицо. Это вызывает у малыша желание подражать и он будет двигать губы, пробовать по-разному шевелить ими. Так малыш будет учиться воспроизводить звуки. Это упражнение важно для развития артикуляционного аппарата малыша и для предупреждения речевых нарушений в дальнейшем.

На этом пятиминутная игра-занятие из трех частей заканчивается.

Для своевременного речевого развития малыша читайте ему стихи стихи во время купания, переодевания, пробуждения, укладывания спать, разговаривайте с младенцем – называйте предметы, действия, признаки (теплый, легкий, веселый, пушистый и др.) Так малыш приучится вслушиваться в речь взрослого, выделять в ней отдельные слова и звуки. Очень хороши для малышей потешки и стихи с повторяющимися звуками. Целую коллекцию стихов для самых маленьких, колыбельных и пестушек Вы найдете в статьях , « .

Затраченное время и силы на разговоры с малышом с лихвой вернутся к Вам, когда ребенок заговорит. Тогда Вы заметите, что малыш употребляет намного больше слов, чем его сверстники, быстрее начнет строить предложения, более активен и самостоятелен, быстро запоминает новые слова и легко их повторяет.

Беседуя с малышом во время кормления, купания, переодевания, укладывания спать, игры, надо использовать в своей речи разные интонации – восклицание, удивление, огорчение, вопрос, утверждение. «Где же наше полотенце? (вопрос) Вот оно! Белое, пушистое! (восхищение). Сейчас мы будем вытираться чистым полотенцем. Вот так! (радость). Где у Миши ручки? (вопрос) Вот они, ручки! (радость) Где у Мишеньки ножки? (вопрос) Вот ножки! (радость)… Ой, упало (огорчение) и т.д.» Важно, чтобы Ваше лицо (мимика) отражали Ваши эмоции! Так мы закладываем у малыша культуру эмоций, знакомим его с разными эмоциями человека – радость, огорчение, удивление, восхищение.

Ребенок возрасте 3 месяцев уже реагирует и на простые маски, на которых показана эмоция, следит за ними глазами при их перемещении, улыбается им.

Задача 2. Учим ребенка различать свое имя

Малыша в 3 месяца нужно как можно чаще называть по имени, использовать его имя в колыбельных. Называть имя малыша надо в разных формах, например: Ваня – Ванечка – Ванюша – Ванюшка.

Когда наши бабушки и прабабушки заботились о младенцах, они всегда в пестушках, потешках, колыбельных называли имя ребенка. Именно в три месяца малыш начинает выделять свое имя из потока речи и узнавать его. Разумеется, это не означает, что до трех месяцев не нужно называть ребенка по имени. Здесь важно другое – привлечь внимание трехмесячного младенца к звучанию его имени.

Для этого разговаривайте с малышом в течение дня, по-разному его называя: «Вот наша Маша встала! Маааашенька – Машуня проснулась! Будем с Машей умываться, будем с Машулей одеваться! Какое у Маааашеньки имя красивое!» Произнося имя ребенка, гладьте его, улыбайтесь. Через некоторое время Вы заметите, что ребенок начал поворачивать к Вам голову, услышав свое имя. Значит, он уже выделяет это слово в потоке речи и понимает, что его зовут!

Задача 3. Развиваем хватательные движения ребенка

У малыша в 3 месяца пальцы начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому малыш уже может захватывать предмет и игрушку. В три месяца развивается способность ребенка сначала случайно, а затем целенаправленно дотрагиваться до игрушек. Поэтому для игр с ребенком нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать хохломские ложки (но не большие, а маленькие и легкие)

Именно с трех месяцев нужно помочь малышу в развитии зрительно-моторной координации, то есть в развитии согласованности движений глаз и рук, в развитии умения дотягиваться до игрушки и схватить ее (используются игрушки разной формы). Для этого мы проводим с ребенком упражнения с игрушками.

Упражнения с игрушками: как научить ребенка захватывать и удерживать игрушки

Что нужно приготовить: деревянную хохломскую ложку или погремушку с ручкой или кольцо 10-15 см в диаметре (можно взять кольцо от пирамидки). Для упражнения нужна только одна игрушка, не используйте в одной игре больше одной игрушки! В последующих играх используйте уже другую игрушку. Чередуйте игрушки разной формы, разного цвета, используйте упражнения в разных вариантах.

Согласно требованиям, удобная для захвата игрушка имеет ручку длиной примерно 10 и более сантиметров. Именно такую игрушку лучше выбрать для первых упражнений. В дальнейшем малыш сможет захватывать и игрушки других размеров – более мелких.

Как провести игру:

Вариант 1. Мама привлекает внимание малыша к погремушке с ручкой (предмету с ручкой), разговаривает с ребенком, гремит погремушкой. Игрушку надо держать на расстоянии 20-30 см над грудью малыша. Ребенок начинает следить взглядом за игрушкой. Затем мама вкладывает игрушку в ручку малышу — в его ладошку. Можно попробовать легонько «отобрать» игрушку. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы ребенок почувствовал мышечное напряжение. Вскоре малыш сам начнет тянуть ручки за предметами.

Важно, чтобы взрослые проводя это упражнение, сопровождали свои действия речью: «Вот какая погремушка! Красивая! Где погремушка? (передвигая игрушку, с вопросительной интонацией) Вот она! (с восклицательной интонацией). На, Катюша, игрушку (вкладывая в ладошку малышки)»

Вариант 2 . Подвесьте игрушку ближе к правой или левой ручке ребенка (погремушку подвесьте вниз ручкой). Не спешите вкладывать погремушку в ручку малыша. Упражнение нужно для того, чтобы малыш это сделал сам! Чтобы развивались активные действия руки ребенка! А не активные действия руки мамы J. Поэтому делаем всё не спеша и не подгоняя ребенка.

Сначала дотроньтесь погремушкой до тыльной стороны ручки ребенка, позвените, привлеките внимание к игрушке. Чтобы игрушка привлекла внимание малыша, она должна быть яркой! Малыш должен сам проявить интерес к игрушке и взять ее в руку. Если игрушка не привлекла внимание ребенка, можно снять ее и подвесить другую, привлекая к ней внимание, сопровождая действия с игрушкой своей речью и улыбаясь малышу: «Вот какая птичка прилетела. Птичка летает. Как она летает? (перемещая игрушку и звеня ей). Птичка села на ручку Кате. Вот какая птичка!» и т.д.

Вариант 3. Возьмите разноцветные слингобусы или сделайте яркие детские бусы из очень крупных деревянных разноцветных бусин на крепком шнуре. Позвените, постучите ими, привлеките к ним внимание. Если малыш не тянется к предмету, протяните сами предмет поближе к ребенку и держите на близком расстоянии. Малыш начнет тянуться к бусам.

Вариант 4. Вложите в руку малыша резиновую игрушку с пищалкой. Или погремушку. Помогите малышу потрясти игрушкой или сжать ее.

Для всех вариантов этого упражнения сначала используйте крупные игрушки, которые малышу легче захватить. Затем можно брать более мелкие игрушки (5 см). Играет малыш под присмотром взрослого!

Игрушки для захватывания удобно подвешивать к стойке в виде буквы Г, укрепленной на кроватке ребенка.

Очень важно хвалить малыша, захватившего игрушку! В три месяца ребенок уже понимает похвалу взрослого и начинает радоваться своим успехом! Поэтому игры нужно проводить эмоционально и не скупиться на похвалу! Это для нас просто – захватить игрушку руками! А Вы попробуйте провести такой эксперимент — лечь на спину и схватить качающуюся игрушку… ногами. Очень непростая задача! Ребенку нужно научиться управлять своими ручками, и ему приходится приложить большие усилия, чтобы скоординироваться движения своих рук! И ему очень приятна похвала и поощрения за усилия!

Для трехмесячного ребенка очень важно обследовать любую игрушку ртом! Ругать его за это бесполезно. В это возрасте дети активно используют рот для изучения окружающего мира. Поэтому игрушки должны быть чистыми.

Часто бывает так. Малыш взял игрушку, засунул в рот, выронил и… забыл о ней! Это происходит со всеми малышами 3 месяцев. Поэтому в таких играх, обучающих детей захватывать и держать игрушки, должен обязательно участвовать взрослый. Мама или бабушка подхватит игрушку, и снова предложит ее ребенку. И малыш с радостью продолжит свое занятие!

Для исследования ребенку можно давать не только игрушки, но и предметы разной формы. Пусть малыш ощупывает предмет. Ощупывание предмета требует мелких движений пальчиков и развивает ручки малыша.

Малышу 3 месяцев, который научился хватать игрушки и удерживать их в ладошке, можно дать новую игрушку – гирлянду . Хорошо, если в гирлянде будут подобраны детали разного цвета, размера и формы! В магазине не всегда есть гирлянды игрушек, соответствующие этим требованиям. Поэтому такую гирлянду можно сделать самим. Возьмите для нее игрушки размером 5-7 см и соедините их прочно ленточкой. Можно использовать кольца от пластиковой пирамидки и нанизать их на веревку. Они как раз разного цвета и размера. Нельзя использовать в гирлянде мелкие игрушки, которые малыш может проглотить!

В качестве гирлянды могут выступать и слингобусы. Но их нужно связать особым образом. Желательно использовать разные нитки, чтобы получилась разная фактура бусин. Бусины должны быть крупными, разного цвета и размера. Бусами малыш может играть только в присутствии мамы! Бусы должны быть скреплены очень прочно, чтобы малыш не смог откусить и проглотить деталь!

Упражнение «Ладошки»

Вам понадобятся игрушки и предметы размером 5-10 см из разных материалов (разные на ощупь – твердые и мягки, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие и т.д.).

Вкладывайте в ладони ребенка игрушки по очереди. Важно правильно вкладывать предмет в ладонь малыша. Предмет надо помещать поперек ладошки между большим пальчиком и другими пальчиками.

Игрушки для ребенка 3 месяцев

Малышу в 3 месяца и позже понадобятся игрушки:

  • Погремушки с ручкой для хватания и удерживания
  • Пластмассовая пирамидка с разноцветными кольцами (в 3 месяца используется для удерживания колец в руке и их захватывания)
  • Неваляшка
  • Бубенчики, металлофон, барабан и другие звучащие игрушки
  • Подвески и гирлянды разной формы, цвета и величины. Можно их делать самим, соединяя в одну гирлянду разные игрушки и предметы.
  • Легкие мягкие кубики с разным звуковым наполнителем.
  • Игрушечные животные, птицы из резины, ткани, пластмассы. Размер игрушек для демонстрации от 15 до 40 см, для самостоятельных игр – примерно 10-20 см.

Задача 4. Развитие движений у ребенка в возрасте 3 месяцев

В три месяца малыш приобретает новое умение — умение приподниматься на локтях, лежа на животе. Причем в этом позе он может оторвать грудь от поверхности и сохранить это положение до 30 секунд. В этом положении ребенок способен рассматривать разные предметы, тянуться к ним, прислушиваться к звукам. Это достижение малыша помогает ему в познании мира. Ведь лежа на спине, много не увидишь!

Такая поза ребенка на животе с опорой на предплечья готовит малыша к овладению в будущем умением переворачиваться с живота на бок.

Какие упражнения помогут маме и малышу

Упражнение «Неваляшка»

Положите ребенка на животик. Положите перед ним игрушку (например, неваляшку, погремушку или любую яркую игрушку). Игрушка должна стоять или лежать на расстоянии вытянутой руки ребенка. Извлеките звук (покачайте неваляшку или позвените погремушкой). Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему об игрушке: «Вот неваляшка! Красииииивая! Будет Ванечка неваляшкой играть!…» Малыш начинает наблюдать за игрушкой. По окончании погладьте и похвалите его.

Упражнение «Кто поет?»

Упражнение развивает умение поворачивать голову вправо и влево, лежа на животе.

Для упражнения Вам понадобится помощник.

  • Положите малыша на животик. Бедра малыша разведены. Одной рукой взрослый прижимает таз ребенка к столу, а другой рукой – приподнимает грудь малыша, стимулируя опору на руки.
  • Второй взрослый сбоку начинает петь песенку, называя имя малыша: «Я поюууууу, Леночке поюуууу, Леночке поюууууу, песенку своюууууу» (слова могут быть любыми)
  • Малыш будет поворачивать голову в сторону звука.
  • Затем встаньте с другого бока и снова начните петь. Малыш повернет голову в другую сторону.

При повороте головы таз малыша должен оставаться на столе и не должен от него отрываться. А подбородок должен быть обращен к плечу.

Упражнение «Уголок подушки»

Положите малыша на пеленку, подложив маленькую подушку под его животик. Подушка должна стоять уголком вверх и образовывать конус. Малыш, приподнимаясь на предплечья, поддерживается «уголком» подушки. Покажите малышу интересную игрушку, позвучите ей.

К 4 месяцам малыш уже будет подниматься еще выше с опорой на вытянутые руки.

Упражнения для развития вестибулятного аппарата.

Держа трехмесячного ребенка на руках, маме нужно как можно больше разнообразить позы: чуть приподнять малыша и опустить, покружиться на месте, чтобы ребенок рассмотрел всё вокруг, пройтись по комнате туда-сюда. Это развивает вестибулярный аппарат.

Для развития вестибулярного аппарата также можно делать упражнения на большом мяче. Положите малыша на животик на мяч и придерживайте его за бока. Очень медленно и осторожно катайте мяч взад-вперед.

Упражнение «Подтанцовывание»

В 3 месяца нужно делать и другое важное упражнение – опускать малыша на твердую поверхность (например, стол), вызывая упор в вертикальном положении, и тут же приподнимать. Ребенка держим под мышки. Малыша именно опускаем, но не ставим. Ставить ребенка в 3 месяца еще нельзя! Это упражнение называется «подтанцовывание». В три месяца, выпрямляя ноги в коленях, малыш может упираться на всю ступню. Выполняем упражнение примерно минуту. Делая упражнение, разговариваем с малышом, поем ему песенку.

Задача 5. Развитие слухового сосредоточения

Трехмесячному малышу можно давать слушать музыку разного характера – громкую и тихую, быструю и медленную, марш, вальс и колыбельную Поставив малышу мелодию для прослушивания, мама может хлопать в ладоши в такт музыке или отбивать ритм деревянными ложками или бубном. Особенно хороши для самых маленьких народные песенки.

Упражнение «Учимся слушать музыку» (Разработано Ю.А. Разенковой)

Возьмите малыша на руки. Одна рука должна поддерживать его грудь, другая – ягодицы. Малыш смотрит на Вас. Спойте плясовую («Калинка-малинка-малинка моя» или любую другую) и одновременно чуть подбрасывайте малыша. Начните напевать другую мелодию. Танцуйте под ритмичную мелодию и нежно покачивайте малыша под спокойную песню. Так ребенок научится различать плясовые и спокойные мелодии.

Упражнение «Колокольчик на ленточке»

Чтобы познакомить ребенка с частями своего тела, можно прикрепить к запястью ручки колокольчик. Лучше всего зашить бубенцы в хлопчатобумажную игрушку и привязать к ножке или ручке ленточкой. Важно, чтобы малыш заметил колокольчик и стал им звенеть. Потом можно привязать колокольчик к другой ручке. Затем к ножке.

Упражнение «Шуршалки» (Разработано Ю.А. Разенковой)

  • Возьмите любую шуршащую бумагу, пленку, фольгу, оберточную бумагу, бумагу писчую или для компрессов.
  • Начните ей шуршать справа от малыша.
  • Если малыш не поворачивает голову, а только вслушивается, то покажите ему бумагу и пошуршите ей. Пусть он увидит, что это такое шуршит. Затем снова уберите бумагу от взгляда ребенка и начните шуршать справа. Малыш повернет голову.
  • Поменяйте бумагу (чтобы получился новый звук) и начните шуршать слева от малыша.

Упражнение помогает малышу научиться поворачивать голову в сторону источника звука и находить источник звука.

Если малыш не поворачивает голову в сторону звука, можно ему легонько помочь, повернув его головку в сторону. Помогать нужно только тогда, когда ребенок сам не может справиться!

Упражнение «Колокольчик»

  • Закройте бока кроватки ребенка простынкой. Сбоку от кроватки на расстоянии примерно 1 метра тихонько позвените колокольчиком (звук должен быть сначала негромкий, чтобы не испугать малыша). Позвените погромче. Малыш начнет вслушиваться и повернет голову в сторону источника звука. Тогда уберите простынку и дайте возможность малышу увидеть, что звенит. Когда ребенок найдет источник звука и зафиксирует на нем взгляд (до 10 секунд), уберите колокольчик.
  • Подойдите к другой стороне кроватки и повторите действия с другой стороны.
  • Затем дайте возможность ребенку схватить колокольчик. Приблизьте колокольчик к руке малыша, тихонько коснитесь колокольчиком его ручки, стимулируя захватывание предмета.
  • Для игры можно использовать и другие звучащие предметы, самодельные шуршалки.

Упражнение «Музыкальные звуки для самых маленьких» (Разработано Л.Н. Павловой)

  • Начните разговаривать с малышом, называйте его по имени, растягивайте при этом гласные: «Вот какая Кааааатенька! Девочка пригоооожая! Девочка хороооошая! Будет Катенька песенки пееееееть! Будет песенки слууушать. Сейчас мама Катеньке споет пеееесенку.»
  • Начинайте петь. Пойте одну музыкальную фразу: «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени» или другую.
  • Сделайте паузу, дайте малышу возможность отреагировать на пение мамы. Ребенок оживляется, слушает, улыбается, гулит.
  • Исполните ту же фразу на музыкальном инструменте – музыкальной электронной игрушке, детском пианино, металлофоне.
  • Позвучите звуками, контрастными для пения – сыграйте на ложках, позвените колокольчиком, используйте шумовой инструмент («шум моря», «шум водопада», например), постучите на барабане.

В этом упражнении ребенок знакомится с разными звуковыми характеристиками окружающего мира – стук, шуршание, жужжание, треск, звон, журчание и т.д.)

Задача 6. Развитие зрительного сосредоточения у трехмесячного ребенка

В 3 месяца ребенок, с которым ранее проводились упражнения для развития зрительного сосредоточения, может плавно совершать глазами движения вслед за траекторией движения игрушки. Причем эта траектория уже сложная. Ребенок может плавно отслеживать перемещение предмета не просто справа – налево или вперед- назад, но и по кругу, змейкой, восьмеркой, с остановками.

Упражнение «Знакомое и незнакомое»

  • Вам понадобится игрушка, знакомая малышу, и новая игрушка.
  • Покажите ребенку знакомую игрушку с расстояния 60-70 см, перемещайте ее вправо – влево. Важно научить малыша активно следить за перемещающейся игрушкой, поэтому перемещайте ее то быстрее, то медленнее, делайте остановки для фиксации взгляда, меняйте траекторию перемещения игрушки.
  • Затем приблизьте игрушку к малышу. Если малыш не потянется за игрушкой, наложите ладошку малыша на предмет.
  • Затем те же действия проделайте с новой игрушкой. Чтобы ребенок хорошо рассмотрел игрушку, ее показ с перемещением должны быть длительными и медленными.
  • Затем попеременно покажите новую и старую игрушку.

Во время упражнения мама постоянно разговаривает с малышом, называет игрушки, действия, имя малыша, хвалит его.

Малыш в 3 месяца реагирует на исчезновение игрушки из его поля зрения (например, если Вы ее резко передвинули). Он замирает и начинает поворачивать голову, чтобы отыскать игрушку, которую он только что видел. Когда Вы проводите такие упражнения с ребенком, следите за тем, чтобы игрушка «убегала» не только вправо, но и влево, за голову малыша, вперед, т.е. в разных направлениях. Частая ошибка – что игрушка передвигается только в одну сторону – в сторону от стены (если кроватка малыша стоит у стены). Можно привязать игрушку к палочке, чтобы было легче ее перемещать.

В три с половиной месяца ребенок разглядывает (осмысленно) свои движущиеся ручки. А к 4 месяцам уже в состоянии оценить расстояние до предмета, который хочет схватить руками.

К трем месяцам у ребенка развивается конвергенция – способность фиксировать оба глаза на одной игрушке. Благодаря этому малыш может рассматривать игрушки и предметы на близком расстоянии.

К 3 месяцам развивается и бинокулярное зрение – способность воспринимать объект двумя глазами сразу. Ребенок видит одно изображение, так как видим его мы, взрослые.

В этом возрасте развивается цветовое восприятие. По этому поводу есть много разных и зачастую противоречивых мнений. Одни говорят, что младенец видит сначала только черно-белые картинки, потом начинает видеть красный цвет, и только потом другие цвета. Другие опровергают это с помощью современной техники и доказывают, что даже самые маленькие детки различают не просто цвета, а даже их оттенки. Но все сходятся в том, что к 4 месяцам малыш различает цвета. Поэтому в упражнениях и играх важно использовать предметы и игрушки разных цветов.

Что нужно знать о физическом развитии ребенка 3 месяцев

Что важное происходит в физическом развитии ребенка 3 месяцев? Как связан массаж и развитие мозга ребенка?

Как делать ребенку 3 месяцев дома массаж? Рекомендации врача. Пошаговая инструкция общеукрепляющего массажа.

Трехмесячный ребенок к концу этого месяца развития умеет:

  • Поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, находить его глазами.
  • Вглядываться в звучащий предмет, найдя его (фиксация взглядом до 10 секунд и более)
  • Узнавать знакомые предметы (малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые предметы)
  • Узнавать близких людей, радоваться им.
  • Привлекать внимание близких взрослых – оживляется, гулит, тянется к ним, улыбается.
  • Различать близких и незнакомых взрослых. К близким взрослым тянется, улыбается, смеется. К незнакомым взрослым безразличен.
  • По-разному реагировать на плясовую и спокойную мелодию. Плясовая мелодия вызывает комплекс оживления. При спокойной мелодии младенец вслушивается и замирает.
  • Умеет гулить – гулит эмоционально-выразительно, интонационно ярко в разных ситуациях. Начинает гулить сам. Или гулит после 1-3 минут «разговора» — переклички с мамой.
  • Умеет хорошо удерживать голову и спину с опорой на предплечья в положении лежа на животе. При этом наблюдает за взрослым или игрушками.
  • Хорошо удерживает голову в вертикальном положении, наблюдает окружающий мир, действия взрослых.
  • Рассматривать, захватывать, ощупывать игрушки. Способен играть с игрушкой до 3 минут.

Вот и закончилась наша встреча! Впереди – целый месяц удивительных открытий и радостного общения с малышом!

Основные показатели развития ребенка от рождения до 3 лет Вы найдете в статье Из нее Вы узнаете о научно-обоснованных и длительно апробированных в практике нормах развития ребенка по каждому возрастному этапу.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"



Рассказать друзьям