Красивая сказка про шумовые инструменты. Игры-шумелки: весёлые и шумные развивающие занятия для малышей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ НА ТЕМУ Опыт работы по теме «Развитие речи дошкольников посредством театральной деятельности» Введение Овладение родным языком, развитие речи – ...»

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ НА

Опыт работы по теме «Развитие речи дошкольников посредством

театральной деятельности»

Введение

Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых

важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в

современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и

обучения детей. Л.С.Выготский писал: « Есть все фактические и теоретические

основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему своей деятельности я выбрала: « Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Е.А.Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий.



Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.

Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь.

Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Все выше изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта работы « Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности ».

Актуальность опыта работы.

Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладениями связной речью. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми. Формирование связной речи детей в детском саде осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и в процессе организованной деятельности детей.

Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по- своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство.

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

Пятый год жизни – период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, В.И. Ядэшко и др.). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А.М. Леушина, А.М. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б.

Эльконин).

Проблема.

В ходе изучения методической литературы и опыта работы, я пришла к выводу, что необходимо решить основную проблему, которая заключается в том, что нужно развить речь дошкольников. Эта проблема является ключевой проблемой в ходе моей педагогической деятельности.

Проанализировав исходную ситуацию, проведя обследования речи детей, я поняла, что у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки. И пришла к выводу, что помимо занятий с логопедом, необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали бы развитию речи детей. Ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такую ситуацию, проблему, чтобы направить развитие речи в нужное русло. В ходе исследования, я пришла к выводу, что необходимо развивать речь детей посредством театрализованной деятельности. Поэтому в ходе своей инновационной деятельности я решила исследовать эту проблему и создать цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи.

Ведущая педагогическая идея опыта работы.

Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: К.Д.Ушинский, Ф.А.Сохин, Е.А.Флёрина, А.А.Леонтьев, М.М.Конина и многие другие.

Развитие связной речи – основная задача речевого воспитания детей.

Именно в ней реализуется основная коммуникативная функция языка.

Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка – это отмечали в своих работах:

Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Рудинштейн С.Л. и другие. Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Исследования, проведённые психологами, педагогами, лингвистами, Е.А.Тихеевой, Е.А.Флёриной, Ф.А. Сохиной, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

В классической дошкольной педагогике идея соединения обучения с игрой принадлежит немецкому педагогу Ф.Фребелю. Теория игрового обучения получила своё развитие в работах многих зарубежных и отечественных учёных –М.Монтессори, А.П.Усова, В.Н.Аванесова, Е.Н.Водовозова и других. Влияние словарной работы на связную речь подробно описаны СтрунинойЕ.М.и Ушаковой О.С.. Шохова О.А. представила два направления работы с дошкольниками: сказкотерапию и занятия по развитию связной монологической речи. В отечественной педагогике накоплен достаточный теоретический, практический и методический материал по изучению и развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников.

В существующих программах обучения и воспитания детей подробно описаны содержание и структура фронтальных занятий по развитию лексикограмматической стороны речи.

Многочисленные исследования показали важное значение игры как формы обучения, способствующей усвоению, закреплению и систематизации знаний и возможностей использование её в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Разработать и экспериментально проверить модель развития речи детей посредством театральной деятельности.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно определить гипотезу исследования: развитие речи детей в дошкольном образовательном учреждении будут эффективными, если:

Определены критерии, показатели и уровень сформированности речи детей;

Разработана модель воспитания с учётом возрастных особенностей;

При условии совместного взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

Задачи исследования:

Изучить состояние работы по развитию речи детей средней, старшей группы.

Изучить литературу по данной проблеме.

Провести диагностику детей по разделу «развитие речи» в начале года и в конце года.

Разработать и апробировать перспективный план работы с детьми и родителями по развитию речи через театральную деятельность.

Создать цикл сценариев, игр и спектаклей.

Практическая значимость.

Комплекс сценариев, досугов с детьми и родителями по развитию речи, а так же подборка разработок театральных игр может быть использована в работе дошкольного образовательного учреждения.

Ведущая педагогическая идея опыта работы: развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем - в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка.

Задачи:

Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

Обогащать словарь детей, активизировать его;

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоциональноположительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа.

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

Ожидаемые результаты:

Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

Родители.

Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.

Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Опыт работы по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» реализовывался в МКДОУ «детский сад № 4 комбинированного вида» в средней группе по двум направлениям:

совместная деятельность с детьми, взаимодействие с родителями.

Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

1этап-подготовительный.

На первом подготовительном этапе своей работы, я изучила базовую программу дошкольного образовательного учреждения, методический материал, предметно – развивающую среду группы. В ходе всей этой работы были выявлены некоторые недостатки.

Недостаточно методических разработок по развитию речи детей и мало информации и наглядного материала для работы с родителями.

Поэтому провела обследование состояния сформированности связной речи, целью которого было выявление уровня развития связной речи детей.

Анализ результатов по средней группе показал, что в основном соответствуют низкому и среднему уровню.

Одновременно с диагностированием детей провела анкетирование родителей для того, что бы выявить их педагогические знания, проблемы в общении с детьми.

Подготовила: подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно

– игровых действий, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика; сценарии сказок, театрализованные игр, этюды.

Проанализировав анкетирование, пришла к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и всё усвоят в процессе взросления.

Итак, результаты диагностического этапа позволили мне определить следующие этапы работы:

1.выработать систему театрализованных игр для детей.

2.оптимизировать работу с родителями по данному вопросу с помощью разнообразных методов и приёмов.

Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, я разработала перспективный план проведения театрализованных игр и развлечений и досугов с родителями, который включает в себя разнообразные формы и методы.

Разработала и подобрала игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Разработала сценарии совместных развлечений и досугов детей и их родителей «Путешествие в сказку», «Весенняя сказка».

Подготовила и провела родительские собрания по темам «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет», «Театр наш друг и помощник», доклад к родительскому собранию на тему: «Развитие речи у детей дошкольного возраста».

Подготовила анкеты для родителей по темам «Речевое развитие ребёнка», «Театральная деятельность детей», «Ваш ребёнок», «Речевое развитие детей», разработала памятку «Игры в слова», «Полезные советы для родителей», консультации «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Театральные игры как средство всестороннего развития ребёнка», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Что такое театр?», «Развитие речи детей в семье», КВН по театральной деятельности для родителей.

Собрала ряд пословиц и поговорок, скороговорок, подборку сказок.

2-й этап – основной.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса. В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера), упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация.

Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала внимание память, воображение, творческое воображение.

1.Чтение художественных произведений, сказок, стихов.

2. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр.

3.Показ сказок в средней группе:«Заюшкина избушка», « Лисичкасестричка и волк», «Репка», театрализованное представление сказки «Теремок»

Драматизация «Телефон» К Чуковского.

4.Показ сказок для родителей: ««Новогоднее приключение колобка», «Царевна- лягушка».

При этом процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда в сценках принимали участие посторонние люди (воспитатели, родители и дети других групп). Большое значение имеет также использование разнообразных технических средств. Это видео и аудиозаписи.

Требования к проведению театрализованных игр, я строила их так, чтобы каждое последующее опиралось на приобретённый ранее опыт и знания ребят.

В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает, успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использовала сказки для воспитания детей.

Для повышения педагогического мастерства:

1.Разработала перспективный план работы с детьми и работу с родителями в средней группе.

2.Разработала и подобрала для детей игры на развитие речи, пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику.

3.Участвоварла в работе педсовета по развитию речи детей, где представила сообщение из опыта работы «Театрализованные игры по художественным произведениям, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

3-й этап – заключительный.

По окончанию основного этапа было проведено повторное диагностирование детей и анкетирование родителей.

Повторное диагностирование детей показало более высокий уровень их знаний.

В средней группе.

Уровень развития Первое Второе диагностирование диагностирование Высокий - 24,2% Средний 44,2% 75,8% Низкий 55,8% Общие показатели диагностирования по средней группе высокий уровень вырос на 24.2%, средний на 31.6%, с низким уровнем на конец года детей не выявлено.

Моя гипотеза подтвердилась, так как у детей улучшилась речь. Я в своей работе, в совместной деятельности детей и воспитателя, систематически проводила театрализованную игру. Театрализованные игры являются играмипредставлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей.

В своем опыте работы я достигла поставленных задач и целей. Я показала в своей работе, что благодаря театрализованным играм можно улучшить

УДК 37.011.31 ББК 74.00 Гаркуша Наталья Сергеевна кандидат педагогических наук, доцент кафедрa педагогики Белгородский государственный университет г. Белгород Garkusha Natalia Sergeyevna Candidate of Pedagogics, Assistant Professo...»

«Приложение 12 Анализ основных национальных (государственных) стандартов государств-членов таможенного союза в области безопасности продуктов детского, диетического и лечебно-профилактического питания. Главной задачей при создании нормативной базы является установление современных научно обоснованных требо...»

«Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы Школа No1164 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ 1 КЛАССА Составлена на основе примерной программы "Изобразительное искусство и художественный труд", опубликованной в сборнике предметной линии пособий для учителей общеобраз...»

Актуальность и перспективность опыта

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Результаты исследования психологов, лингвистов предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, А.В.Пешковский).

Подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А.Леонтьева, Ф.А. Сохина.В. общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно представить следующим образом:

Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

Язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития - мышления, воображения, памяти, эмоций;

Ведущее направление, а в обучении родному языку - формирование языковых обобщений, элементарного сознания явлений языка и речи;

Ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи.

Обучение языку и развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками - фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в сфере общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями) отсюда важным становится формирование не только культуры, но и культуры общения.

Ведущие идеи опыта

Основная задача речевого развития дошкольного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

В исследованиях направления (Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина), установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.

Я занимаюсь проблемой развития речи на протяжении нескольких лет, работаю над темой: «Развитие речи детей с использованием инновационных технологий».

Я обратила внимание на то, что дети в дошкольном возрасте испытывают большой интерес и потребность в развитии речи. А, следовательно, это надо поддерживать, укреплять и развивать. При определении целей воспитания по развитию речи у детей дошкольного возраста ориентировалась на программу «Воспитание и обучение детей в детском саду под редакцией М.А.Васильевой». Использовала методическую литературу «Развитие речи детей дошкольного возраста» под редакцией Сохиной, «Методика развития речи детей дошкольного возраста» под редакцией Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичевой.

Моей главной задачей является не только обучение детей придумыванию рассказов по картине и серии сюжетных картинок, но и формирование устойчивого интереса к занятиям по развитию речи. Исходя из этого была поставлена цель развития речи: последовательно, грамматически правильно и образно излагать свои мысли, литературный текст. Самостоятельно описывать, придумывать предшествующие и последующие события, указывать их время и действия.

Основные задачи развития речи заключаются в следующем:

Воспитывать звуковую культуру речи;

Развивать и накапливать словарный запас детей;

Формировать грамматический строй речи, её связность при построении развернутого высказывания - решаются на протяжении всего дошкольного детства.

Теоретическая база

Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека - это речевое, языковое, словесно - логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления. Вместе с тем эту взаимосвязь

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развития всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка в старшем возрасте, является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, освоение форм речи - рассуждения (объяснительная речь, речь - доказательство, речь - планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

К.Д.Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог родное слово!». К.Д.Ушинский обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей, это способствовало выделению развития в специальный раздел педагогики. Его прогрессивные взгляды были воплощены в практике дошкольного воспитания, они актуальны и в наши дни.

Технология опыта

Творчески применяю современные технологии в воспитательно - образовательном процессе: ТРИЗ, мнемотехнику, моделирование. В работе с детьми использую игровые сюжеты, творческие турниры - ребусы, обсуждение рассказов, «Речевые тренинги», которые способствуют активизации речи, развитию, развитию познавательных процессов и соответствуют детским психофизиологическим данным. Мною разработаны перспективные планы, конспекты занятий, в которых учитываются требования к развитию всех сторон речи. Разработала серию занятий и организовала работу по ним:

Обучать детей новым речевым формам;

Способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности.

Ребенку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной жизни, в интересной форме под руководством взрослого. Поэтому занятия разработала с учетом бесспорной аксиомы, что создало интерес к занятию с самых его первых минут и поддержание интереса на всем его протяжении - залог успешного результата деятельности всех её участников.

При обучении составлению рассказов по картине серии сюжетных картинок соблюдаю следующие правила:

Использую на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приемы, которые создают, у детей интерес с самых первых минут занятиях обеспечивают, его сохранение до окончания занятия;

Включаю в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащения и развития словаря, формирование грамматически правильной речи;

После прослушивания рассказов сверстников предлагаю выбирать другим детям лучшие сочинение, аргументировать свой выбор;

Перед выполнением задания обязательно делаю установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений.

Поощряю детей, которые выполняют данное требование;

Всегда предлагаю четкий план рассказа, если он необходим;

Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагаю детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;

Во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагаю детям разные варианты, рекомендованные методикой.

Занятие завершаю игрой развивающего характера.

Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приемов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности. Для этого следует обратить внимание на более интересные методы и приемы обучения, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всем его протяжении. В процессе работы целесообразно придерживаться основ методики развития связной речи.

С целью активации, самостоятельной деятельности детей, желания закрепить полученные знания на учебных занятиях, и развитие творческих способностей детей. Создала соответствующую предметно - развивающую среду, направленную на развитие речи ребенка: центр речевого развития, картины, иллюстрации по темам, библиотека художественных произведений, театрализованный уголок. Оформила речевое «Чудо - дерево», которое использую для мотивации деятельности детей, «Копилку слов» (в картинках), систематизировала дидактические игры по речевому развитию.

Главную цель ставила перед собой - сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого ребенка. Для её достижения определила следующие задачи:

1. Создание условий для развития речи детей.

2. Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами развития речи.

3. Повышение уровня развития речи у детей

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью выявления у детей уровня развития знаний по развитию речи, мною была проведена диагностика детей средней группы.

Результаты обследования таковы:

Средний балл - 2,5

70% детей - высокого уровня всестороннего развития.

20% - среднего уровня.

10% - низкого уровня

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Исходя из результатов диагностирования наметила:

Индивидуальную работу с детьми низкого уровня;

Работу по схемам - алгоритмам вне занятий;

Расширение диапазона дидактических игр направленных на мышление

Мною был подготовлен материал по развитию речи для выступлений на методических мероприятиях детского сада: педсоветах, педчасе, семинарах - практикумах. На практическом материале схемах, моделях, я старалась показать насколько важно использовать в работе с детьми разнообразные дидактические развивающие игры по развитию речи с целью развития у детей мыслительных операций, логического мышления, уточнения знаний детей об окружающем.

В работе с родителями своих воспитанников по проблеме развития речи, использую активные формы: Дни открытых дверей, папки - ширмы, круглый стол. Постоянно оказываю консультативную помощь родителям по проблеме, разработала перспективный план работы с родителями, подобрала тематику общих и индивидуальных консультаций. Результатом стало анкетирование родителей на тему: «Учим детей правильно, говорить».(см.приложение).Выявлен уровень осведомленности о развитии речи детей и составил 80%

Рекомендовать родителям художественную литературу для чтения дома. Предложить использовать дома чистоговорки, скороговорки, для развития речи детей, провести консультацию на тему: «Развиваем речь детей».(см.приложение).На мой взгляд, такие формы работы с способствуют повышению педагогической культуры родителей. Работа с родителями помогает систематически и целенаправленно осуществлять развитие речи детей.

Таким образом, изучая проблему развития речи, я пришла к выводу, что нельзя останавливаться на достигнутом, а наоборот, нужно продолжать более углубленно изучать данную проблему, внедрять новые технологии.

С этой целью в дальнейшем намечены следующие мероприятия:

Систематически включать в занятия по развитию речи дидактические игры, направленные на развитие психических процессов.

Большое внимание уделять моделированию, схемам по составлению описательных рассказов.

Широко применять в работе с детьми ТРИЗ, именно данная технология способствует овладению ребенком не только определенной суммой знаний и умений, а также умением фантазировать, активно мыслить, конструировать, изобретать. Благодаря системе в работе можно развивать, умственны способности детей, что крайне важно для дальнейшего успешного обучения в школе. Я уже сейчас веду работу по формированию навыков совместной учебной деятельности и буду её продолжать в дальнейшем. Моя цель добиться, чтобы каждый ребенок, переходя из детского сада в школу владел такими сложным умением, как рассказыванием.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Любая программа нуждается в корректировке под индивидуальные особенности и возможности детей.

Конспект интергированного занятия в средней группе

Тема: «Зима и зимние развлечения».

Задачи:

-Расширять знания детей о времени года-зима.

-Закрепить понятие,что зимние развлечения характерны только для зимы .

- Учить отгадывать стихи-загадки.

- Активизировать речь детей через художественное слово.

- Продолжать учить детей собирать картинку из частей (кругов).

-Закреплять умение узнавать и называть цвета,геометрическую форму.

-Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, связную речь.

-Развивать чувство композиции при раскладывании готовых форм.

-Воспитывать слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.

-Воспитывать доброжелательное отношение и сочуствие к окружающим.

Образование области:

Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественное-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

Материалы и оборудование:

Мольберт, аудиозапись, магнитофон, картины с зимним пейзажем, снежинки по количеству детей, снежинка большая, тарелочки по количеству детей, наборы для конструирования снеговика по количеству детей, картинки со снеговиками на сравнение, карточки для игры «Выбери картинку».

Ход занятия.

-Ребята, посмотрите, как много гостей к нам пришло в группу. Что нужно им сказать? (Дети здороваются). Но это ещё не все гости. Сегодня к нам прилетела снежинка. Она не простая, а волшебная. Она хочет загадать загадку:

«На полянку, на лужок

Тихо падает снежок!

Улеглись снежинки-белые пушинки!

Всё кругом белым-бело,

Много снегу намело!»

-Когда это бывает? (Зимой)

-Какими словами можно рассказать о зиме? Зимой холодно. Значит, какая зима? (Холодная).

-Зимой много снега. Значит, зима?...(Снежная).

-Если зимой стоят морозы, то зима…(Морозная).

-Как называется такое явление, когда на землю падает много-много снежинок? (Снегопад).

-А теперь снежинка предлагает поиграть в игру «Зимние слова». Я буду называть слова, если вы услышите слова, связанные с зимой, то хлопайте в ладоши.

Снежинка, тепло, санки, лёд, жара, рукавички, ромашка, горка, новый год, снеговик, листопад, Дед Мороз, яблоки, снегурочка, загорать, снегопад, лыжи, коньки, мороз.

-У снежинки есть ещё одна игра «Выбери карточку». Вам надо будет выбрать только те карточки, которые относятся к зиме. Внимательно посмотрите и возьмите по одной карточке. Назовите, что можно делать зимой.

-Хоть и холодно зимой на улице, можно придумать много разных игр и забав. Пойдёмте, поиграем.

Физиминутка.

«Мы зимой в снежки играем,

По сугробам мы шагаем,

И на лыжах мы бежим,

На коньках по льду летим,

И снегурку лепим мы

Гостью-зиму любим все!»

-Никакой мороз, ветер, снег нам нам не страшен, потому что от весёлой игры у нас хорошее, крепкое здоровье.

-У снежинки следующая загадка:

«Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза-угольки,

Руки-сучки».

-Кто это? (Снеговик)

Предлагаю подойти к мольберту.

-Посмотрите внимательно на картинки, сравните снеговиков и скажите, чем они отличаются друг от друга? (дети отвечают: разные по цвету вёдра, шарфы; у одного есть рукавички, а у другого нет; у одного метёлка вверху, а у другого внизу; у одного 2 пуговицы, а у другого 3).

-Ребятки, а почему снеговики грустные? (дети отвечают).

Версия воспитателя:

-Может боятся растаять? На улице мороз, им нечего бояться.

-Может им скучно? Было их много на полянке, но кто-то пришёл и разрушил снеговиков.

Давайте смастерим им друзей, садитесь за столы.

Обратить внимание на осанку детей за столами.

-Подвиньте к себе тарелочки, и посмотрите, что там лежит (Кружочки).

-Какие кружочки? (белые, маленький, большой).

-Покажите самый большой кружочек, поменьше, самый маленький.

-А ещё какая фигура лежит в тарелочке? (квадрат) Это у снеговика будет ведро на голове. (спросить у детей цвет ведра)

Пальчиковая игра:

«Улитка, улитка,

Покажи свои рога,

Дам кусочек пирога.

Пышки, ватрушки,

Сдобные рожки,

Высуни рожки.»

Работа детей:

Пока дети работают, незаметно из грустных снеговиков сделать весёлых.

-Ребятки, посмотрите ещё разна снеговиков. Что изменилось? (Какие они?) (стали весёлые, обрадовались новым друзьям)

-А помните, мы на праздник учили стихотворение про снеговика? Давайте расскажем.

«Снеговик, снеговик

Появился во дворе.

Нос-морковка,

Рот-картошка

И ведро на голове.»

Заходит снеговик, здоровается с детьми и гостями, и смотрит на работы детей. Хвалит их. Раздаёт угощения и приглашает детей на прогулку.

Дети уходят со снеговиком, и прощаются с гостями.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №87 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СОСТАВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ КОКАЕВА Е.С.

2 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА - ЭТО ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО РАЗВИТИЯ. ЧТОБЫ СТАТЬ ВЫСОКООБРАЗОВАННЫМ, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ ВСЕМИ БОГАТСТВАМИ РОДНОГО ЯЗЫКА. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ РАЗДЕЛОВ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И НАПРАВЛЕНО НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. ЧЕМ ЛУЧШЕ БУДЕТ ОРГАНИЗОВАНА ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ, ТЕМ ВЫШЕ ГАРАНТИИ УСПЕШНОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. “РЕЧЬ – УДИВИТЕЛЬНОЕ СИЛЬНОЕ СРЕДСТВО, НО НУЖНО ИМЕТЬ МНОГО УМА, ЧТОБЫ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ” Г. ГЕГЕЛЬ

3 слайд

Описание слайда:

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.

4 слайд

Описание слайда:

ЦЕЛЬ: СПОСОБСТВОВАТЬ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЗАДАЧИ: СОЗДАТЬ В ГРУППЕ РАЗВИВАЮЩУЮ РЕЧЕВУЮ СРЕДУ; РАЗВИВАТЬ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНУЮ И СВЯЗНУЮ СТОРОНУ РЕЧИ; АКТИВИЗИРОВАТЬ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ; ФОРМИРОВАТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ; РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУКИ

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ И СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК. ЦЕЛЬ: Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам; Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками. Серии картин и сюжетных картинок: Зима Зимние забавы Мамы и детки Дикие животные Домашние животные Животные на ферме Расскажите детям о хлебе Автомобильный транспорт Птицы Космос Спортивный инвентарь Герои сказок Фрукты Наглядно – дидактическое пособие по художественному творчеству

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

10 слайд

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МНЕМОТЕХНИКИ: 1. Развитие всех видов памяти: - зрительной; - слуховой; - ассоциативной; - словесно-логической; - обработка различных приемов запоминания. 2. Развитие логического мышления (умения анализировать, систематизировать). 3. Развитие образного мышления. 4. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией. 5. Развитие смекалки, тренировка внимания. 6. Развитие умения устанавливать причинно – следственные связи в событиях, рассказах. МНЕМОТАБЛИЦЫ – схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

11 слайд

Описание слайда:

НА ДВОРЕ ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ, ПО ПОЛЯМ БЕЖИТ РУЧЕЙ, НА ДОРОГАХ ЛУЖИ. СКОРО ВЫЙДУТ МУРАВЬИ ПОСЛЕ ЗИМНЕЙ СТУЖИ. ПРОБИРАЕТСЯ МЕДВЕДЬ СКВОЗЬ ЛЕСНОЙ ВАЛЕЖНИК. СТАЛИ ПТИЦЫ ПЕСНИ ПЕТЬ, И ЗАЦВЁЛ ПОДСНЕЖНИК.

12 слайд

Описание слайда:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Применение компьютерной техники по­зволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

13 слайд

Описание слайда:

ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ «В ПУСТЫХ СТЕНАХ РЕБЁНОК НЕ ЗАГОВОРИТ»… Е. И. ТИХЕЕВА Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает: создание развивающей предметно-пространственной среды.

14 слайд

Описание слайда:

Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. РЕЧЕВАЯ СРЕДА - это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА-это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Оснащение воспитательно-образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

18 слайд

Описание слайда:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА РАЗВИВАЕТ РЕЧЬ ДЕТЕЙ: ПОПОЛНЯЕТ И АКТИВИЗИРУЕТ СЛОВАРЬ, ФОРМИРУЕТ ПРАВИЛЬНОЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ, РАЗВИВАЕТ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ, УМЕНИЕ ПРАВИЛЬНО ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ. В ГРУППЕ ИМЕЮТСЯ ТАКИЕ ИГР КАК: СЛОВА НАОБОРОТ ЧТО СЛУЧИТСЯ СКАЖИ ПРАВИЛЬНО РАССКАЗЫ ПО РИСУНКАМ КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ? ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЛОТО ПРОФЕССИИ КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ? СОБЕРИ ПОТЕШКУ СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ ИГРАЕМ В ЛОТО МОИ ПЕРВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ КТО ЧТО ДЕЛАЕТ КОРОТКИЕ СЛОВА ВРЕМЕНА ГОДА СЕРИЯ ИГР ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ СЕРИЯ ИГР ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

19 слайд

Описание слайда:

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ОКАЗЫВАЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ. В ХОДЕ ИГРЫ РЕБЕНОК ВСЛУХ РАЗГОВАРИВАЕТ С ИГРУШКОЙ, ГОВОРИТ И ЗА СЕБЯ, И ЗА НЕЕ, ПОДРАЖАЕТ ГУДЕНИЮ САМОЛЕТА, ГОЛОСАМ ЗВЕРЕЙ И Т. Д. РАЗВИВАЕТСЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. В ГРУППЕ ИМЕЮТСЯ ТАКИЕ ИГР КАК: СЕМЬЯ ШКОЛА КАФЕ ЦИРК МАГАЗИН ШОФЕРЫ МОРЯКИ ПОГРАНИЧНИКИ ПАРИКМАХЕРСКАЯ СТРОИТЕЛИ БИБЛИОТЕКА ТЕАТР ПОЧТА АТЕЛЬЕ

20 слайд

Описание слайда:

Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Сюжетно-ролевая игра способствует: - закреплению навыков пользования инициативной речью, - совершенствованию разговорной речи, - обогащению словаря, -формированию грамматического строя языка и т. д.

21 слайд

Описание слайда:

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕЛАЕТ ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСНОЙ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ, НАПОЛНЕННОЙ ЯРКИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ, РАДОСТЬЮ ТВОРЧЕСТВА, ЗНАКОМИТ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ВО ВСЕМ ЕГО МНОГООБРАЗИИ ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ, КРАСКИ, ЗВУКИ, А УМЕЛО ПОСТАВЛЕННЫЕ ВОПРОСЫ, ПОБУЖДАЮТ ИХ ДУМАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ, РАЗВИВАЕТСЯ РЕЧЬ ДЕТЕЙ, ПОЯВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ. РЕЧЬ ДЕТЕЙ СТАНОВИТСЯ ОБРАЗНОЙ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ. В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕПЛИК ПЕРСОНАЖЕЙ, СОБСТВЕННЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ НЕЗАМЕТНО АКТИВИЗИРУЕТСЯ СЛОВАРЬ РЕБЕНКА, СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ, ЕЕ ИНТОНАЦИОННЫЙ СТРОЙ. ИСПОЛНЯЕМАЯ РОЛЬ, ОСОБЕННО ВСТУПЛЕНИЕ В ДИАЛОГ С ДРУГИМ ПЕРСОНАЖЕМ СТАВИТ РЕБЕНКА ПЕРЕД НЕОБХОДИМОСТЬЮ ЯСНО, ЧЕТКО И ПОНЯТНО ИЗЪЯСНЯТЬСЯ. У ДЕТЕЙ УЛУЧШАЕТСЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, ЕЕ ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ. МИМИКА И ЖЕСТЫ СТАНОВЯТСЯ АРТИСТИЧНЫМИ, У ДЕТЕЙ ПОЯВЛЯЕТСЯ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, СПОСОБНОСТЬ УДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С СЮЖЕТОМ СПЕКТАКЛЯ; РАЗВИВАЕТСЯ ЛОГИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ. К ПЯТИ ГОДАМ ДЕТИ ЛЕГКО ОБЫГРЫВАЮТ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, РАССКАЗЫ ПИСАТЕЛЕЙ, СТИХИ, ПРОБУЮТ СКЛАДЫВАТЬ СТИХИ. В ГРУППЕ ИМЕЮТСЯ ТАКИЕ ВИДЫ ТЕАТРА КАК: КУКЛЫ БИ-БА-БО ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР ПЛОСКОСТНОЙ ТЕАТР КУКЛЫ – РУКАВИЧКИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТАКЖЕ ДЕТСКИЕ КОСТЮМЫ ПЕРСОНАЖЕЙ СКАЗОК.

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

«УМ РЕБЕНКА НАХОДИТСЯ НА КОНЧИКАХ ЕГО ПАЛЬЦЕВ». В.А. СУХОМЛИНСКИЙ Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

24 слайд

Описание слайда:

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА: -Способствует овладению навыками мелкой моторики; -Помогает развивать речь ребенка; -Повышает работоспособность коры головного мозга; -Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение; -Снимает тревожность.

25 слайд

Описание слайда:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВАМ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК МЕЛКАЯ МОТОРИКА - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ СКООРДИНИРОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ МЫШЕЧНОЙ, КОСТНОЙ И НЕРВНОЙ СИСТЕМ ЧЕЛОВЕКА, ЗАЧАСТУЮ В СОЧЕТАНИИ СО ЗРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ В ВЫПОЛНЕНИИ МЕЛКИХ, ТОЧНЫХ ДВИЖЕНИЙ КИСТЯМИ И ПАЛЬЦАМИ РУК И НОГ. ЧАСТО ДЛЯ ПОНЯТИЯ «МЕЛКАЯ МОТОРИКА» ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ТАКОЙ ТЕРМИН КАК «ЛОВКОСТЬ». УЧЁНЫЕ ПРИШЛИ К ВЫВОДУ, ЧТО ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО ТРЕТЬ ВСЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПРОЕКЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЗАНИМАЕТ ИМЕННО ПРОЕКЦИЯ КИСТИ РУК, КОТОРАЯ РАСПОЛАГАЕТСЯ РЯДОМ С РЕЧЕВОЙ ЗОНОЙ. ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ СЛЕДУЮЩИЙ ВЫВОД: РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА И РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДВА ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ НЕРАЗРЫВНЫХ ПРОЦЕССА. СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ (МОЗАИКА, ПАЗЛЫ, БУСЫ, КОНСТРУКТОРЫ И Т.Д.); ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ; ЛЕПКА; МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ; ПИРАМИДКИ; ИГРУШКИ – ШНУРОВКИ; КУБИКИ СУХОЙ БАССЕЙН.

26 слайд

Описание слайда:

«ИСТОЧНИКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЯ ДЕТЕЙ – НА КОНЧИКАХ ИХ ПАЛЬЦЕВ. ОТ ПАЛЬЦЕВ, ОБРАЗНО ГОВОРЯ, ИДУТ ТОНЧАЙШИЕ РУЧЕЙКИ, КОТОРЫЕ ПИТАЮТ ИСТОЧНИК ТВОРЧЕСКОЙ МЫСЛИ» В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

27 слайд

Дилором Раупова
Из опыта работы «Система работы воспитателя по речевому развитию дошкольников» (продолжение)

В современных условиях требования к педагогу очень высоки, ведь воспитатель является главным действующим лицом в развитии личности ребенка .

Моя работа с детьми строится по модели организации образовательного процесса : совместная деятельность взрослого и детей подразделяется на непосредственно организованную деятельность и образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов. При работе над интонационной выразительностью речи я использую с детьми проговаривание : шёпотом, тихо, громко. Для формирования звуковой культуры речи я применяю : артикуляционную гимнастику, чистоговорки, хорошие упражнения для уточнения произношения согласных звуков, дифференциации.

Важно при этом добиваться чёткой артикуляции. У каждого ребёнка зеркало, чтобы дети могли пронаблюдать за положением артикуляционного аппарата (положение губ, зубов, языка) . Артикуляционную гимнастику я провожу каждый день перед завтраком в течение 3-5 мин. (2-3 упр.) Провожу эмоционально, в игровой форме, сидя или стоя. План проведения : рассказ об упражнении; показ; выполнение детьми перед зеркалом; проверка правильности упражнений, исправление ошибок; выполнение без зеркала. Упражнения необходимо проводить ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, постепенно усложняя упражнения. Развитие речи связано с развитием мелкой моторики пальцев рук.

Поэтому я очень часто в своей практике использую пальчиковые гимнастики, упражнения на координацию речи с движениями, физминутки. Часто использую скороговорки звуков (например, свистящих и шипящих, твёрдых и мягких) речевого дыхания : пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шарики, дуть в дудочку,и т. д.

работы опыте (стол, стул, шкаф - мебель.)

В процессе совершенствования грамматического строя речи я тактично подсказываю образец, как принято произносить то или иное слово, но иногда в целях создания благоприятных условий коммуникации, как игровой момент. Помогаю детям правильно согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи, образовывать форму мн. числа существительных, обозначающих детёнышей животных, правильно произносить несклоняемые существительные .

образом : учу активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их; учу детей описывать предмет (по образцу) ; упражняю в составлении рассказов по картине; работа с «Мнемотаблицами» ; упражняю детей в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные отрывки из сказок; пересказ коротких сказок, составление рассказов из собственного опыта .

задания :

1 .Какая буква «заблудилась?» (Исправь ошибку) На волне - сметана,творог,молоко,

И рад бы поесть.

Да достать нелегко.

5. Маленький - большой. Слон : слоник, слонище. Дом : домик, домище.

6. Игра в рифму.

Кисть Речевой образец (для воспроизведения детьми ) .

9. Объяснение происхождения (этимология слова) .

10. Ответы на вопросы (ваза, бутылка, стол и т. д.)

С введением федеральных государственных требований использую нестандартные формы работы – интегрированные занятия, сочетающих в себе разные виды образовательных областей (коммуникация + художественное творчество, что позволяет гибко реализовать в режиме дня учебную нагрузку.

Интеграция с другими областями.

«Интеграция содержания дошкольного образования » - состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования , обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Т. е. интеграция - это взаимосвязь, взаимодействие. Образовательная область «Коммуникация» взаимодействует со всеми остальными образовательными областями. Ни одна образовательная область не может существовать без словесного взаимодействия педагога и воспитанников . В любой области педагогического процесса, чтобы чему-нибудь научиться и что-то узнать, необходимо общаться детям и педагогу, как невербальными средствами, так и вербальными. Например, физическая культура. Рассмотрим подвижные игры. Подвижная игра - это игра с правилами. Педагог рассказывает, во что будем играть, как, какие правила в игре, т. е. общается с детьми. В подготовительной группе дошкольники сами перед началом игры рассказывают о правилах игры. Только потом проводится игра. После игры опять общение - обсуждают результаты игры; подводят итоги; считают, например, кто выбыл из игры.

Содержание образовательной области «Здоровье» направленно на сохранение и укрепление физического здоровья детей, воспитание культурно-гигиенических навыков детей. Педагог ежедневно в ходе режимных моментов, в игровых ситуациях прививает гигиеническую культуру (используем потешки, прибаутки - разучиваем во время гигиенических процедур); беседы о здоровом образе жизни. Беседы об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них (образовательная область «Безопасность» ) - общение по теме «Правила дорожного движения» , решение проблемных ситуаций, экскурсии - всё это происходит в процессе взаимодействия педагога и воспитанников , т. е. происходит коммуникация в процессе какой- либо деятельности.

воспринимать музыку , развивать музыкальные способности дошкольников , проведение музыкальных вечеров для детей и родителей - всё это позволяет педагогу и дошкольникам общаться , петь, развивать музыкальный слух и т. д.

Чтобы сформировать положительное отношение к труду педагогу необходимо дать : первичные представления о труде взрослых (беседа, рассматривание альбомов, целевые экскурсии : в магазин, на улицу города и т. д.). Это процесс происходит при свободном общении взрослых и детей. Интегрированные занятия по развитию речи включают :

-речевые игры и упражнения ;

развитию речи ;

Артикуляционная гимнастика;

Общение («Круг добра» );

Коммуникативные игры;

Викторины;

Пальчиковые гимнастики;

Пересказы,драматизации;

Слушание рассказов и сказок с обсуждением;

Дидактические игры.

Самостоятельная деятельность детей :

Рассматривание картинок, альбомов; - развивающие игры (настольно – печатные, на развитие мелкой моторики рук )

Сюжетно-ролевые игры Содержание образовательной области «Социализация» направлено на формирование первичных представлений о себе, своих чувствах, эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений.

Образовательная область «Познание» развивает познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность , формирует элементарные математические представления, расширяет кругозор детей, формирует целостную картину мира. Образовательная область «Социализация» и «Познание» интегрируют с областью «Коммуникация» .

Педагог и воспитанники общаются друг с другом; развивается активная речь детей в различных видах деятельности, дошкольники учатся культуре общения, развивается и активизируется свободное общение между взрослыми и детьми : рассказ, обсуждение после рассказа; беседа; викторина; рассматривание альбомов с обсуждением; игровые ситуации; общение; дидактические игры; речевые игры и упражнения ; артикуляционная гимнастика; общение («Круг добра» ); коммуникативные игры; викторины; пальчиковые гимнастики; пересказы, драматизации; слушание рассказов и сказок с обсуждением; дидактические игры; рассматривание картинок, альбомов; развивающие игры (настольно – печатные, на развитие мелкой моторики рук ) ; сюжетно-ролевые игры сюжетно-ролевые игры; различные ярмарки и праздники и т. д.

По задачам и содержанию психолого-педагогической деятельности образовательная область «Художественная литература» интегрирует с образовательной областью «Коммуникация» : развивается свободное общение взрослого и детей по поводу прочитанной книги, сказки; происходит практическое овладение нормами русской речи. Педагог с детьми учит стихи, скороговорки, - происходит развитие речи , интонационной выразительности. Педагог читает художественное произведение, ребята учатся внимательно слушать. Задаются вопросы по произведению, ребята отвечают, пытаются пересказать, возможно, инсценируют какие-то кусочки прочитанных сказок, начинают придумывать свои истории. Разве это не коммуникация педагога с детьми?

Образовательная область «Художественное творчество» . Свободное общение взрослого и детей по поводу работ , как сделать, какие использовать приёмы. После выполнения творческой работы - организуются выставки. Ребята обсуждают с педагогом, что получилось, что нет. Выбирают наиболее удавшиеся работы . Можно использовать рисование с комментированием (ребёнок рисует и комментирует, что он делает или когда нарисовал - может рассказать, что он хотел передать в своей работе и что ему удалось ). Разве это не интеграция с образовательной областью «Коммуникация» ?

Таким образом, содержание психолого-педагогической работы по освоению

детьми образовательных областей решается интегрировано.

«Игровые педагогические технологии» включает группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Реализация игровых приёмов и ситуаций на занятии происходит :

Когда дидактическая цель ставится перед воспитанниками в форме игровой задачи;

Деятельность подчиняется правилам игры, материал используется в качестве её средства, вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Ввела в образовательный

процесс такие виды нетрадиционных форм занятий :

Занятие – путешествие;

Занятие – фантазии;

Занятие - консультация.

Кроме того, мною были созданы и другие условия :

Пособия для занятий;

- разработаны интегрированные занятия, сценарии праздников;

Педагогика сотрудничества

В настоящее в педагогике сотрудничества выделяются четыре направления :

Гуманно – личностный подход к ребёнку.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс .

Концепция воспитания .

Организованные в группе игровые уголки и центры для проведения совместной деятельности сыграли свою роль в развитии культуры общения , закрепления полученных знаний и игровой деятельности по интересам детей, соответствующей концепции построения развивающей среды в ДОУ , в которую вошли :

Уголок творчества;

Уголок природы и экспериментирования;

Уголок родного края;

Центр сюжетных игр;

Физкультурный уголок;

Уголок художественного творчества.

Разработала подход организационной речевой деятельности .

Составила :

Комплексы пальчиковых игр, упражнений; артикуляционных упражнений;

Картотеку потешек, пословиц, загадок, физминуток.

Подобрала :

Наборы картинок (предметные, сюжетные, картины;

Логоритмические упражнения;

Дидактические и настольно – печатные игры;

Атрибуты для театрализованной деятельности;

Детскую художественную литературу; энциклопедии.

Ввела :

Комплексы пальчиковых игр и упражнений;

В образовательный процесс комплекс игровых артикуляционных упражнений и комплекс дыхательных упражнений;

Логоритмические занятия;

Театрализованные развлечения .

Звуковые зарядки, чистоговорки.

- развивающие игры .

Подготовила :

Диагностический и стимульный материал для обследования речевого развития детей .

Проводила :

Индивидуальную коррекционную работу .

С этой целью разработала и ввела модель речевого режима .

Как один из важнейших источников развития выразительности речи использую малые фольклорные жанры : пословицы, загадки, поговорки, потешки, устное народное творчество – русские народные сказки, народные песни. Часто использую повторение чистоговорок, скроговорок - хорошие упражнения для уточнения произносительных согласных звуков (свистящих, шипящих, твёрдых, мягких) . Использую дыхательную гимнастику, способствующую формированию правильного речевого дыхания : пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шарики, дуть в дудочку и т. д.

По формированию словаря могу предложить следующие формы работы : пополнять словарь детей словами, характеризующими взаимоотношения людей; существительными, обозначающими профессии; как можно больше прилагательных, обозначающих признак предмета не имевших места в их собственном опыте ; учить определять и называть местоположения предмета (слева, справа и т. д., время суток, слова синонимы (весёлый - радостный, слова антонимы (белый - чёрный, слова с обобщающим значением (стол, стул, шкаф - мебель.)

В процессе совершенствования грамматического строя речи я тактично подсказываю образец, как принято произносить то или иное слово, но иногда в целях создания благоприятных условий коммуникации, как игровой момент, релаксации поощряю словотворчество. Помогаю детям правильно согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи, образовывать форму мн. числа существительных, обозначающих детёнышей животных, правильно произносить несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао) .

Связную речь формирую следующим образом :

учу активно участвовать в беседе,

отвечать на вопросы и задавать их;

учу детей описывать предмет (по образцу) ;

упражняю в составлении рассказов по картине;

работа с «Мнемотаблицами» ;

детей в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные отрывки из сказок;

пересказ коротких сказок, составление рассказов из собственного опыта .

Для активизации и обогащения словаря я использую дидактические задания :

1. Какая буква «заблудилась?» (Исправь ошибку) .На столе сметана, молоко,

И рад бы поесть. Да достать нелегко.

2. У слона - слонята, а у совы.? Назвать детёнышей животных. 3. Доскажи словечко. Жи-жи-жи, в лесу живут. ужи.

4. Когда мы так говорим? Медведь на ухо наступил.

5. Маленький - большой. Слон : слоник, слонище. Дом : домик, домище.

6. Игра в рифму.

Делиться со всеми - привычка моя!

Вам яду не надо? - спросила. змея. 7. Многозначность слова.

Кисть : человека, рябины, у штор, для рисования. 8. Речевой образец (для воспроизведения детьми ) .

9. Объяснение происхождения (этимология слова) .

10. Ответы на вопросы : что может быть сделано из стекла? (ваза, бутылка, стол) . Читая или рассказывая детям художественную литературу, обращаю внимание на красоту, яркость литературного родного языка. Участие детей в развлечениях и праздниках благотворно повлияли на проявление практических умений речи, обогащают эмоции. Очень ценным и действенным методом в своей работе я использовала театрализованную деятельность, как один из любимых видов занятий детей. Периодически упражняя в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные отрывки из сказок, способствовало ненавязчивому обучению выразительности и обогащению речи, мотивировало детей к активизации словотворчества (т. е. использование синонимов, более выразительных оборотов речи, интонации и мимики).

В театрализованный уголок, был пополнен :

Атрибуты для театрализованной деятельности (маски, головные уборы, костюмы) ;

Игрушки (объёмные, мягкие) ;

Пальчиковый и кукольный театр.

Большое значение для развития активного словаря имеют различные наблюдения, прогулки, беседы, подвижные игры, т. к. работа над словарём тесно связана с познавательным развитием детей .

Педагог и воспитанники общаются друг с другом развивается друг с другом , развивается активная речь детей в различной деятельности, дети учатся культуре общения и развивается и активизируется свободное общение между взрослыми и детьми.

Так решение задач по развитию речи во время режимных моментов немаловажно. Воспитатель с детьми находится в самой разной обстановке, в это время активизируется речь, закрепляются новые слова, исправляем тактично речевые ошибки , развивается мелкая моторика пальцев рук.

Практика работы показывает , в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования, как определённый метод познания и программа анализа новых явлений. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (слово, текст, научиться работать с ними . В данном случае моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания (пересказ, составления описательного и творческого рассказа, по картине и серии картинок).

В настоящее время стало возможным достаточно широко применять информационные технологии. В работе по познавательно - речевому развитию детей внедряю просмотр и игры в форме презентаций, такие как «Говорящая Азбука» , «Умники и Умницы» , «Добро пожаловать в наш город» , «Хлеб – всему голова» , «Африка (животные жарких стран) » и др., тем самым пополняю видеотеку.

Актуальным на сегодняшний день, является метод проекта. Внедрение данной технологии, способствует привлечению к активной творческой деятельности в образовательном процессе (педагог-ребенок-родители) . Мною были разработаны проекты из цикла «С чего начинается Родина» : «Моя малая Родина; «Дорожная азбука для детей и взрослых» ; «Знакомство с творчеством А. С. Пушкина» ; «Хлеб – всему голова» ; «Азбука солнечного настроения» .

Во время бесед мотивировала родителей детей посещать творческие кружки при ДК «Металлург» , Дворца Спорта «Молодость» в целях развития творческих способностей детей.

Важной областью работы явилось установление партнёрских отношений с родителями :

1. Создала систему работы с родителями , обеспечивающую преемственность детского сада и семьи в соответствии с ежегодными задачами ДОУ.

2. Своевременно оформлялся стенд «Информация для родителей» на острые темы : «Особенности и показатели речевого развития дошкольников », «Как воспитать тактичного собеседника» , групповое родительское собрание на тему : «Взаимодействие ДОУ и семьи в речевом развитии детей » , консультации, беседы. Проводились познавательные мастер классы с целью как проводить дома специальные речевые упражнения .

3. Участие родителей в праздниках «Праздник урожая» , «Новогодняя сказка» , конкурсная программа «Мамочка и я» , акция «Берегите птиц» , составления сборника «Семейные рецепты» , выставка поделок «Своими руками» и другие мероприятия группы.

3 – этап Контрольный

Цель : изучить результаты экспериментальной работы в целом , выявить эффективность и влияние проведённой работы на уровень речевого развития детей .

По результатам вышеизложенной работы , анализа наблюдений, тестовых заданий, игровых упражнений, дидактических игр, выявлено :

1. Дети умеют произносить все звуки родного языка :

70% - чистое произношение

20% - сонорные звуки

10% - шипящие звуки + сонорные

2. Умеют использовать речи синонимы, антонимы и обобщающие слова, умеют образовывать существительные и прилагательные с суффиксами :

60% - высокий уровень

40% - средний уровень

3. Умеют самостоятельно пересказывать литературные произведения, составлять рассказы по серии картинок, используют сложносочинённые и сложноподчинённые предложения :

75% - высокий уровень

25% - средний уровень

4. Умеют определять место звука в слове, придумывать слова с заданным звуком, составлять предложения из 5-6 слов, делить слова на слоги :

80% - высокий уровень

20% - средний уровень

Итоговые результаты Образовательной области «Коммуникация» исследования детей на конец Эффективность проведённой работы также сказалось и на освоение детьми программного материала по образовательным областям детей 6-7 лет.

Анализ общего и речевого развития детей 4 - 5 лет (19 детей, на конец 2009-2010 учебного года показал :

Положительную динамику мониторинга, уровня речевого развития детей , получила благодаря :

системной , целенаправленной работы с применением инновационных технологий;

организации развивающей предметно – пространственной среды;

созданию речевых ситуаций , способствующих развитию коммуникативных качеств.

Приобщение к музыкальному искусству, умение слушать, эмоционально воспринимать музыку , развивать музыкальные способности дошкольников , проведение музыкальных вечеров для детей и родителей – всё это позволяет педагогу и дошкольникам общаться , петь, развивать музыкальный слух и т. д.

Таким образом, результат характеризуется как положительный. Это подтверждается следующими наблюдениями : в общении с взрослыми и сверстниками ребята стали проявлять умение слушать и понимать обращенную речь, поддержать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Научились составлять простейшие, но интересные по содержанию рассказы, грамматически и фонематически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.

Так, на развитие коммуникативных способностей детей повлияли занятия в форме игровых ситуаций, интегративных, сюжетно – ролевые игры :

На произносительную сторону – гимнастика (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая) ;

На словарь детей – развивающие познавательные игры , а также работа над лексическим знанием слов;

На связную речь – творческое рассказывание, беседы, рассказы воспитателя ;

На грамматический строй речи – дидактические игры.

В целом на познавательно – речевое развитие детей благотворно влияет содержательная развивающая среда , стимулирующая к активной, самостоятельной познавательной деятельности детей.

Учитывая накопленный опыт работы с детьми дошкольного возраста , я переложила данный опыт на детей второй младшей группы,

Педагогическая диагностика речевого развития детей на начало 2012-2013 год (19 детей)

Образовательная область Уровень достижения речевого развития детей

высокий средний низкий

Коммуникация 0% 53% 47%

1) Результаты анкетных данных родителей на удовлетворенность работой детского сада – 88% ;

Постоянно повышаю свой профессиональный уровень через :

Активное участие в методических объединениях как на городском уровне, так и представлением своего опыта работы на базе ДОУ на темы : «Речевые физминутки – интеграция речевого и физического развития », «Современные художественные техники в работе с детьми » .

Представляла опыт работы на «Педагогические чтения - 2009» по теме : «Творческо – инновационная деятельность как ресурс модернизации системы образования »(11.01.2009г.) Публикация статьи на тему : «Система работы по развитию речи детей раннего возраста» (из опыта работы ) .

Прошла курсы повышения квалификации ГБО УСПО СО «Нижнетагильского колледжа № 1» на тему : «Современные психолого – педагогические подходы к организации образовательного процесса в ДОУ в реализации ФГТ»(72ч) .

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение. В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос о создании оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей.

Целью работы ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста является овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В процессе организации работы по речевому развитию детей используем следующие подходы:

1. Комплексный подход к развитию устной речи, обеспечивающий:

понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;

развитие связной диалогической и монологической речи;

обогащение и уточнение словаря;

развитие грамматического строя речи;

развитие речевого аппарата, звукопроизношения;

развитие мелкой моторики

2. Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности.

3. Развитие устной речи детей во взаимосвязи с другими психическими процессами.

Работа по данному направлению построена на основе принципов системности, последовательности и преемственности.

Создавая условия для полноценного развития речи детей, мы предусматриваем:

    создание развивающей предметно-пространственной среды;

    целенаправленную работу воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности и при тесном сотрудничестве с родителями;

    повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

    изучение состояния речевого развития детей в период дошкольного детства;

Важное место в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста занимает эффективная организация развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Во всех возрастных группах ДОУ оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, сюжетно - ролевые игры. Развивающую среду каждой возрастной группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в речевом развитии детей.

Организацию воспитательно - образовательной работы по развитию речи в ДОУ осуществляем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Используем разнообразные формы работы в течение дня: образовательную деятельность, беседы, словесные, дидактические игры, индивидуальную работу, элементы театрализованной деятельности. Широко применяем при организации режимных моментов художественное слово. Предлагаем детям для самостоятельного рассматривания предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, книги в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения, обогащения пассивного словаря, активизации связной речи.

В ходе ОД большое внимание уделяем развитию словаря. Проводим систематическую работу по формированию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. В ходе образовательной деятельности для создания интереса к занятиям используем опыт детей, создаем проблемные ситуации. Обращаем внимание на качество ответов детей, исправляем грамматические неточности. Все это создает благоприятную среду для развития речи детей.

В своей работе мы используем следующие средства развития речи:

общение взрослых и детей;

культурная языковая среда, речь воспитателя;

обучение родной речи и языку на занятиях;

художественная литература;

различные виды искусства;

занятия по другим разделам программы.

С целью повышения компетентности в вопросах речевого развития детей проведен ряд мероприятий:

    Педсоветы на тему «Развитие речи детей на занятиях и в режимных моментах», « Развитие речи детей в соответствии с ФГОС ДО».

    Консультации для воспитателей «Речевое развитие детей средствами игровой деятельности», «Игры и упражнения, направленные на формирование у детей коммуникативных качеств», «Развитие связной речи детей среднего возраста».

    Мастер- класс «Организация ОД по речевому развитию в соответствии ФГОС ДО».

    Открытые просмотры ОД по речевому развитию детей. Участие в телепрограмме «Детский мир» на тему: «Развитие речи детей».

    Смотр-конкурс по созданию развивающей предметно- пространственной среды в группах «Оформление речевого центр а» .

    Анкетирование родителей « Речь Вашего ребенка ».

Также была проведена тематическая проверка на тему: «Речевое развитие детей». Были даны следующие рекомендации: продолжать обогащать развивающую предметно – пространственную среду для речевого развития детей во всех возрастных группах; воспитателям разнообразить содержание различных видов театров в группах; включить в содержание воспитательно- образовательной работы игры и упражнения на правильное звукопроизношение.

Необходимым условием для создания единого речевого пространства в ДОУ является изучение состояния устной речи дошкольников, которое заключается в проведении воспитателями диагностики речевого развития детей. По результатам диагностики было выявлено, что большинство воспитанников владеют словарем в соответствии с возрастом (понимают значение слов; умеют подбирать признаки, качества и действия к назначению предметов, понимают простейшие обобщающие слова и т.д.); умеют правильно согласовывать в роде, числе, ориентируясь на окончание; умеют описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки. Также были выявлены недостатки по результатам диагностики. Следует уделить внимание фонетической стороне речи, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической

речи.

Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

Работая по проблеме речевого развития детей, нами были:

    Проведены консультации по темам: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста», «Играем с пальчиками».

    Проведены индивидуальные беседы с родителями по итогам анализа речевого развития детей, проводимые воспитателями.

    Организованны показы ОД по речевому развитию детей.

    Проведен мастер- класс по совместному изготовлению игр и пособий по развитию речи.

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с организованной развивающей предметно- пространственной средой речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в нашем ДОУ созданы необходимые психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития дошкольников, но несмотря на это, мы продолжаем работу по формированию и развитию речи детей.



Рассказать друзьям