Традиции чеченской свадьбы. Традиция - отведения невестки к воде

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Малая семья стала основной формой семейной организации чеченцев уже в конце XIX - начале XX в. Но малая семья долгое время сохраняла черты патриархального быта. Полновластным хозяином и главой семьи был муле. Глава семьи по своему усмотрению распоряжался имуществом, женил сыновей. Однако при выдаче замуж дочери решающее значение имело слово матери. Патриархальное отношение к женщине отразилось в старой чеченской поговорке «лошади и жены не жалей».
Свадебные обряды. Браки между родственниками у чеченцев запрещались в пределах трех поколений. В прошлом большую роль при заключении брака играло имущественное положение. Брачный возраст для юноши считался с 18-20 лет, а для девушки с 17-18 лет. Иногда обручали малолетних детей. Примерно с 14 - 15 лет девушку начинали приглашать на свадьбы, семейные и общественные увеселения, куда она могла ходить в сопровождении молодых людей - родных или близких родственников. У чеченцев было широко распространено похищение невест. Это объясняется, по-видимому, трудностью уплаты кебина. Очень часто молодой человек заранее договаривался с девушкой о ее похищении. После похищения жених просил прощения у семьи невесты, и, как правило, все заканчивалось примирением. После примирения проводилась свадьба.
Когда брак совершался с соблюдением свадебных обычаев, он начинался со сватовства. Жених должен был избегать до свадьбы встреч с родителями невесты. С невестой он мог видеться, но только чтобы никто не видел их свиданий. Если же они встречались где-то на людях, то не должны были разговаривать. Невеста при этом должна была прятать от жениха лицо. Перед свадьбой совершалась помолвка. Помолвку и свадьбу иногда разделял довольно большой срок, в особенности тогда, когда у жениха не было приготовленных средств для свадебных расходов и уплаты кебина. Кебин состоял из двух частей: обязательных подарков семье и родственникам невесты, т.е. собственно кебин, и урдо - части, которая должна была обеспечить женщину в случае развода. Кебин платили деньгами, скотом или ценными вещами.
Свадьба проводилась в доме жениха и продолжалась несколько дней. За невестой отправлялась большая группа родственников жениха. Проводы невесты из родного дома совершались очень торжественно. Невесту наряжали в свадебное платье, голову ей покрывали белым шарфом. Провожавшие невесту подружки пели ритуальные свадебные песни. Из дома невесту выводили дружки жениха. О прибытии свадебного поезда перед въездом в селение жениха извещали стрельбой из ружей. В доме жениха для невесты готовили особую комнату, куда ее вводили по разостланным коврам. В этой комнате девушка в окружении родственниц оставалась до окончания свадьбы.
На свадебное торжество собирались родственники, друзья и односельчане. Приглашали даже случайных прохожих. Они считались гостями всего селения, и их сажали на почетные места. Жених в свадьбе не участвовал, он скрывался в это время в доме друга или родственника, а то и просто в лесу. И после свадьбы молодой какое-то время прятался от посторонних, посещая жену только ночью, тайком.
Свадьба у чеченцев сопровождалась своеобразными состязаниями в искусстве танца, исполнении частушек, в остроумии и пр. Распорядителями на свадьбе были иная - генерал и его помощники, мужчина и женщина. .Инал рассаживал гостей во дворе в круг, по одну сторону - мужчин, по другую - женщин. Танцы устраивались внутри круга. Без разрешения распорядителей никто не имел права танцевать. Когда танцевали старики и почетные гости, все вставали и хлопали в ладоши в знак почтения. На свадьбе также выступали клоуны и канатоходцы.
В день окончания свадебных торжеств в сопровождении мужчин, женщин и детей свершался обряд вождения молодой по воду. Молодая брала поднос с пирогами и кувшин для воды. У речки она прокалывала несколько пирогов булавкой, бросала их в воду, а затем черпала их из воды кувшином. Когда же она ставила кувшин на плечо, раздавались выстрелы. Причем стреляли не только в воздух, но иногда и в пироги. Этот обряд проходил под музыку и песни. Проведение обряда означало, что невестка должна приступить к хозяйственной деятельности. своей новой семьи.
Обряды детства чеченцев. У чеченцев муж уезжал на время родов из дома и возвращался только после появления ребенка. Иногда молодая уходила рожать в дом своих родителей. Женщина, родившая наследника, пользовалась уважением, это упрочивало ее положение в семье. Рождение девочки встречалось порой равнодушно. Но в том и другом случае отец ребенка долгое время не должен был говорить с женой. При рождении мальчика устраивалось торжество, на котором один из родственников отца давал имя ребенку. У чеченцев большинство имен мусульманского происхождения, но встречаются и старинные местные имена.
Погребальные обряды чеченцев. В погребальных обрядах чеченцев мы находим сочетание мусульманских и языческих элементов. Хоронили покойника в день смерти. Омывание, вынос, устройство могилы и погребение производились по мусульманскому обычаю. В проведении поминок в день похорон заметно влияние местных древних верований. Чеченские похороны отличаются многолюдностью. Из самых отдаленных селений приезжают родственники и знакомые, чтобы проводить в последний путь. Важную роль на похоронах играют плакальщицы, они говорят о хороших качествах покойного, о его дальнейших планах, которые смерть помешала осуществить. Тело покойника на кладбище несут мужчины. Женщины остаются оплакивать умершего дома. Погибших в боях хоронили в том виде, в котором они были убиты, т. е. без омывания и савана. На могиле такого покойника, помимо намогильного памятника с соответствующей надписью, устанавливался длинный шест с флажком.
На второй день после похорон устраивается богатый поминальный пир. Вдова должна носить черную траурную одежду в течение года после смерти мужа. В некоторых местностях было принято носить как траурное то платье, которое было на женщине в день смерти ее мужа.
Печальным пережитком старой Чечни можно считать кровную месть. Зачастую кровная месть осуществлялась годами и приводила к истреблению большого числа людей. В высокогорных районах Чечни допускался выкуп за кровь, при его уплате совершался обряд «примирения кровников» Однако в других местностях страны выкупа за кровь не брали. Здесь сложилась поговорка «Мы кровь своих убитых не продаем». Обычай гостеприимства в Чечне соблюдался очень строго. За жизнь своего гостя хозяин отвечал, как за члена своей семьи или рода. Он должен был защищать гостя от врагов, мстить за его убийство.

| 26.11.2014 | 14:00

Северный Кавказ славится своим этническим многообразием и богатыми традициями в культуре горных народов России. Безусловно, существуют кавказские обычаи, характерные для жителей целого региона, но, между тем, каждый народ Северного Кавказа неповторим и имеет свои особенные традиции и культуру. К сожалению, после войны в Чечне многие имеют ошибочное представление о чеченской культуре, а то и вовсе не знакомы с ней.

Чеченцы - народ, численностью около полутора миллионов человек, в большинстве своем проживающий на Северном Кавказе. Принято считать, что основу чеченского народа составляют 156 тайпов, которые постепенно расширялись, кроме того, из них выделялись новые. И сегодня на вопрос молодому человеку «откуда он?», чеченцы всегда называют аул, из которого происходит род его семьи. Так, в Грозном невозможно встретить чеченца, который на такой вопрос даст ответ «я из Грозного».

На ранних развитиях чеченского общества большую роль играла иерархия. Так, только высшие тайпы имели право строить башню, низшие же, как правило пришлые, такого разрешения не имели. Разные чеченские племена отличают различные традиции, но существуют обряды, объединяющие весь чеченский народ и его непростую историю.


Трагические страницы истории этого народа датируются не только чеченскими войнами двадцатого века и Кавказской войной второй половины девятнадцатого столетия. В феврале 1944 года более полумиллиона чеченцев были полностью депортированы из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию. Переломным моментом для народа стал 1957 год, когда Советское правительство разрешило чеченцам после тринадцатилетней ссылки вернуться в свои дома. В рамках политики правительства СССР, народу препятствовали возвращаться в горы, стремясь тем самым побудить чеченцев отойти от своих обрядов и обычаев.

Однако чеченскому народу во многом удалось сохранить свои традиции и культуру, передав ее молодому поколению. Так, и сегодня одной из главных традиций чеченского общества является сохранение семейного этикета и почетное уважение к гостям.


Так, даже в бедных семьях, хозяева обязательно хранят лепешки с маслом и сыром для гостя, который может внезапно прийти к ним в дом. Примечательно, что для чеченского народа характерно проявление гостеприимства к любому доброму человеку, независимо от его национальной, религиозной и идейной принадлежности. Множество поговорок, легенд, притч посвящено у чеченцев святому долгу гостеприимства. Чеченцы говорят: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать», «Гость в доме - радость»... Одно из основных правил чеченского гостеприимства - защита жизни, чести и имущества гостя, даже если это связано с риском для жизни. Гость не должен предлагать платы за прием, но он может сделать подарки детям.

Обычаю гостеприимства чеченцы следовали всегда, не забывают о нем и сегодня. Так, в современных семьях по-прежнему гостям всегда предлагают специальную гостевую пищу - отварное мясо с галушками - жижиг галныш.

Источник фотографии: сайт "Вкусные заметки"

Исторически галуши готовились из кукурузной муки с добавлением стакана горячей воды, в современное время хозяйки все чаще готовят блюдо из пшеничного теста, для образования которого уже следует добавлять стакан холодной воды. Особое внимание уделяют качеству бульона, в котором готовится мясо - именно в нем потом варятся вылепленные из теста галушки. Чеченские хозяйки говорят, что именно от бульона зависит вкус галушек. Варить галушки следует молча, «чтобы они не разошлись». Отдельно для блюда готовится специальных соус - из лука или чеснока. Так, сегодня в городе хозяйки лук режут кольцами и обжаривают на топленом или подсолнечном масле, в зависимости от вкусовых пристрастий.

Согласно чеченским традициям, готовить ежедневно и на праздники должна исключительно женщина. Лишь на похоронах в основном готовят мужчины, что связано с отсутствием чеченок в основной части церемонии. В традиционных чеченских семьях женщина всегда принимает пищу после главы семьи, в современных - нередко все обедают за одним столом, однако дань уважения главе семейства неизменно присутствует.

Сохранились в чеченских семьях и свадебные традиции, а также отношение к жене сына в новой семье. Так, невестка по-прежнему высказывает большое уважение к родителям мужа, называя их не иначе, как «дада» и «нана» - отец и мать.

Несмотря на то, что Рамзан Кадыров отменил исторически изживший себя закон «кражи невесты», роль в свадебной церемонии жениха по-прежнему незначительна. В кодексе чеченцев даже написано, что «жених никогда не должен присутствовать на своей свадьбе». Как правило, он всегда находится рядом, отсиживаясь в соседней комнате.

Интересный чеченский обычай, дошедший до наших дней, называется «развязывание языка невесты». Согласно чеченской традиции, невеста не имела права разговаривать в доме мужа, не получив на это особое обрядовое разрешение. В современных чеченских семьях этот обряд, как правило, проходит уже в день свадьбы. Так, в начале обряда свёкр спрашивает невесту о погоде, пытаясь ее разговорить, потом, потерпев неудачу, он просит принести ее стакан воды. Когда девушка исполняет поручение отца мужа и возвращается к гостям со стаканом в руках, свекр начинает удивленно допытываться, зачем она принесла ему стакан. После молчания суженной сына, гости по старшинству отпивают из кружки, выкладывая на поднос с кружкой деньги и «разговаривая» невесту. Только после этой церемонии невеста получает полное право разговаривать в семье мужа.

Однако, эта традиция совсем не значит приниженного положения женщины в чеченских семьях. Наоборот, согласно чеченским обычаям настоятельно рекомендуется не заключать брак между мужчиной и женщиной без обоюдного согласия, так как это может сказаться на психическом и физическом развитии их детей. По мнению ряда историков, именно поэтому кража невест не является, и никогда не являлась, истинно чеченским обычаем.


Красиво иллюстрирует соблюдение данных заповедей старинная чеченская легенда. «Когда привели в дом жениха девушку, которая согласилась на брак, дабы исполнить волю своего отца и братьев, хотя любила другого, молодой человек уловил в глазах девушки грусть, начал допытываться, пока не узнал причины. А когда девушка поведала о своей большой, как звездное небо, любви, не тронул ее и пальцем. Вывел ее из дома, а вместе с ней и любовь из своего сердца, и темной ночью привел в дом тоскующего возлюбленного. И стали с тех пор юноши друзьями, готовыми отдать жизнь друг за друга. Поскольку, жизнь в наших руках, а любовь от Бога…»

Раньше, по традиции, юноша и девушка встречались у родника, поскольку в представлении чеченского народа родник дан людям от создателя. Встречаясь у источника, влюбленные провозглашали стремление, чтобы их отношения были чистыми как его воды. Согласно чеченским обычаям, девушка и молодой человек не могли быть на свидании вдвоем. Мужчину, стаявшему на дистанции от возлюбленной, сопровождал друг, девушку - подруга. Встреча всегда происходила засветло, но в во вторую половину дня, когда девушка, показав себя послушной и трудолюбивой, получала позволение у матери пойти к роднику. Девушки всегда приходили на место встречи после юношей. Не принято среди чеченского народа у девушек и сегодня являться на свидание первыми.


Стоит отметить, что сегодня, как и двести лет назад, чеченец очень остро реагирует на нецензурную брань в адрес женщины, воспринимая это как оскорбление. Это связано с тем, что самый большой позор, если женщина из семьи позволила себе какие-либо отношения с посторонним мужчиной. В Чеченской Республике и сегодня имеются редкие случаи самосуда над женщинами за вольное поведение. Потерявших свою честь женщин убивали и убивают. Однако причина столь жесткого наказания прежде всего кроется в том, что чеченцы придают особое значение наследственности по женской линии. Чеченец вправе взять себе жену любой национальности, хоть и осуждается родственниками и односельчанинами, но большая редкость выход чеченки замуж за иноплеменника.

Отметим также, что в числе сохранившихся до наших дней чеченских традиций, есть обязательное умение женщины шить. Так, на свадьбу молодые чеченки неизбежно получают в приданное швейную машину.

Среди других традиций, веками почитаемых чеченским народом, следует отметить особое внимание к больному. Больного человека всегда посещают все друзья и знакомые, поддерживая его материально и морально, вне зависимости от возраста заболевшего. Неприлично приходить к больному с пустыми руками. Рядом с больным чеченцы не говорят о недугах, наоборот, стараются его рассмешить. В период болезни чеченца, его родственники и друзья ведут его дела, а в сельской местности - собирают урожай и колют дрова.

Согласно чеченским обычаям, мужчина должен обладать такими качествами, как: немногословие, неторопливость, выдержанность, осторожность в высказываниях и в оценках людей. Именно сдержанность - основная черта чеченского мужчины. По обычаю, он не будет даже улыбаться жене при посторонних и не возьмет при знакомых ребенка на руки.

Еще одной отличительной чертой чеченцев является внимательность при встрече. Первым делом каждый чеченец спросит: «Как дома? Все ли здоровы?» При расставании и сегодня считается правилом хорошего тона спросить: «Нужна ли моя помощь?» Особенно важно предложить помощь человеку пожилому и просто старшему по возрасту.

Безусловно, огромное влияние на культуру современного чеченца оказали войны конца двадцатого века. Так, в Чечне выросло целое поколение молодых людей, игрушками для которых служили настоящие боеприпасы, а трагедии военного времени порождали бессмысленную браваду. Многие дети так и не смогли получить законченного школьного образования. Тяжело стоит и проблема миграции из сел в большие города.

Решить эти проблемы сегодня показало себя способным чеченское правительство. Оно не только отсроило города и аулы, организовало рабочие места и спортивные секции, открыло дополнительные школы, но также поддерживает передачи о культуре чеченского народа и изучение родного языка чеченцев. Так, в октябре этого года вышел в свет новый чеченско-русский словарь, автором которого является доктор филологических наук профессор Зулай Хамидова. Помимо того, что в книге содержится свыше 20 тысяч чисто чеченских слов, словарь содержит очень много полезного материала и транскрипции слов. Это особенно важно, поскольку в чеченском языке одно и тоже слово имеет несколько значений и читается с разной интонацией. Стоимость словаря составляет около полутора тысяч рублей (1 500 руб).

Бережно хранят чеченцы и память о своих музыкантах. Широко известна среди чеченцев песня в исполнении Белухаджи Дидигова, посвященная легендарному абреку Зелимхану из селения Харачой.

Наилучшим образом традиции чеченского народа отражает слово «нохчалла», что в примерном переводе на русский означает «быть чеченкойчеченцем» или «чеченственность». Это слово включает в себя свод правил этики, обычаев, традиций, принятых в чеченском обществе, является своеобразным кодексом чести. Так, нохчалла - это умение строить свои отношения с людьми, ни в коей мере не демонстрируя своего превосходства, даже будучи в привилегированном положении. Нохчалла - это особое почитание женщины и неприятие любого принуждения. Чеченец с малых лет воспитывался защитником, воином. Самый древний вид чеченского приветствия, сохранившийся и сегодня, -«Приходи свободным!»


Таким образом, несмотря на тяжелую историю, чеченскому народу удалось сохранить свои традиции и культуру. Безусловно, ход времени внес свои коррективы, но обычаи воспитания в семье, гостеприимства, уважения женщин по-прежнему доминируют среди чеченцев. И значит, время меняет все к лучшему, проверяя народ на прочность моральных принципов и подтверждая чеченскую пословицу: «тот, кто не идет в ногу со временем, тот рискует попасть под его колесо».

Статья подготовлена в рамках проекта Научного общества кавказоведов «Этнокультурное разнообразие России как фактор формирования общегражданской идентичности», осуществляемого при поддержке Общероссийской общественной организации Общество «Знание»

Чеченцы издревле славятся своими обычаями. Адаты («обычай» - араб.,) чеченцев - неотъемлемая часть их повседневной жизни. В каждой чеченской семье чтут и соблюдают традиции, переданные старшим поколением. Столетиями складывался в чеченском обществе свод правил поведения. Многие из них перечислены в Моральном кодексе. Но есть также неписанные законы, которые по сегодняшний день являются важными для любого представителя этого народа.

Истоки этих красивых обычаев - в древней истории чеченцев. Сыздавна повелось так, что огромное значение в чеченском обществе имеет гостеприимство. В народной культуре, в пословицах, поговорках и сказках часто за основу берется эта тема. Причиной тому стал старый уклад жизни. В горной местности, в опасных для жизни условиях, люди приглашали к себе домой путника, давали ему хлеб и ночлег. Так было принято в любой чеченской семье. Знакомый или незнакомый, если человек нуждался в крыше над головой, он получал ее. При этом у гостя не расспрашивали о причине и цели его приезда, пока он сам не скажет. Через три дня после приезда гость терял этот статус и должен был либо покинуть дом, либо принимать участие в его непосредственной жизни, в хозяйственных работах.

Очень интересным обычаем для многих других народностей является обычай подарка гостю. Если гостю понравился какой-либо предмет в доме, то хозяин тут же должен предложить ему его, подарить. Однако находились люди, которые впоследствии осуждали гостя за выманивание предметов, он мог прослыть человеком «рабского этикета».

Есть также несколько правил, касающихся гостеприимства. Хозяин дома, принимая гостей, должен занять место, ближайшее к дверям, тем самым показывая, что он самый незначительный человек в доме. Также немаловажно, что хозяин за столом должен есть до тех пор, пока едят его гости. Прерывание трапезы первым считалось грубым нарушением этикета.

Если в дом приходят гости, которые не являются близкими родственниками или соседями, то женщины не должны их обслуживать. Этим могут заниматься взрослые сыновья, молодые родственники или соседские юноши.

Некоторые люди ошибочно предполагают, что права чеченских женщин ущемляются. Однако это не так. Женщина, являющаяся матерью достойных сыновей, имеет право принимать равноправное участие в совете мужчин.

Вообще в чеченском обществе особо строго соблюдаются все традиции, которые касаются женщин. Например, когда в дом входит посторонняя женщина,все мужчины должны встать. Если женщина приехала в гости, то в отношении нее все церемонии и приличия соблюдаются с особенной тщательностью.

Если вместе идут мужчина и женщина, женщина должна идти на шаг позади мужчины. Объясняется этот обычай тем, что в древние времена мужчина должен был первым встретить опасность.

Если идут вместе двое мужчин, то младший должен идти слева и на полшага позади. Объясняется это тем, что младший должен прикрыть левую, незащищенную сторону старшего.

Если идут вместе трое мужчин, то старший идет посередине, а младшие по бокам, чуть поотстав.

Мужчина при посторонних людях ни в коем случае не должен брать на руки своего ребенка или ласкать его словами или прикосновениями. То же самое относится и к матери. Если маленький ребенок заплакал или закапризничал, мать должна унести или увести его в другую комнату. Нельзя допускать, чтобы дети мешали гостю или гостям беседовать с хозяином дома, если сами гости настоятельно не попросят привести детей.

Младший не должен пересекать дорогу старшему, а должен остановиться и пропустить его, почтительно поздоровавшись. Женщина должна пропускать мужчину.

Считается крайней бестактностью, если младший перебьет старшего или затеет разговор со старшим без его просьбы или разрешения.

Любой совершеннолетний мужчина имеет право пресечь, даже с применением оружия, похищение девушки. Если при этом прольется кровь, то родственники девушки обязаны принять вражду на себя, освободив заступника от преследования кровниками.

Невестка должна накормить мужа, лишь накормив предварительно его родителей, если они все живут в одном доме или в близком соседстве.

Не допускаются браки, если парень и девушка находятся по отношению друг к другу хотя бы в семиюродном родстве. Даже при более отдаленном родстве такие браки осуждаются, но не считаются злостным нарушением традиций.

В старину в знак уважения к своему селению мужчина садился на коня только за границей селения, а до этого шел, ведя коня на поводу.

Считалось дурным тоном обижаться на шутку. Однако и шутки не должны были содержать в себе явных оскорблений.

Считалось позором и малодушием обнажить оружие на обидчика и не нанести удара. Поэтому чеченцы только в самых крайних случаях брались за оружие.

Конный всегда первым здоровался с пешим, а спускающийся вниз по склону горы - с тем, кто идет наверх.

Мужчина никогда не говорит«моя жена», он выражается эвфемизмами: «та, что в доме», «мать этих детей» и т.п. Также и женщина не говорит «мой муж», обходясь эвфемизмами.

В 63 года у мужчин наступает возраст, называемый «возраст развязывания пояса», то есть считалось, что с этой поры он может выходить на улицу без кинжала, и на нем не лежит воинская обязанность.

При равных условиях мужчина должен оказывать большее почтение своим дядям со стороны матери, чем дядям со стороны отца.

Дяди со стороны матери при достижении племянником совершеннолетия (15 лет) дарили ему верхового коня, а дяди со стороны отца - оружие.

Нищим надо подавать в любом случае, даже если ты подозреваешь, что они мошенники, а не люди, нуждающиеся в поддержке.

Нельзя приманивать животных пустой ладонью: обмануть бессловесную живность или маленького ребенка - презренный поступок.

Клятвенный друг, даже если он представитель другого тейпа, имеет право выступить при кровной мести на стороне побратима.

Если любая девушка обратится к юноше или мужчине со словами «стань мне братом», они должны решить любые ее проблемы, даже с риском для жизни.

Юноша и девушка могут встречаться только на людях, в общественных местах.

Если отец обнаруживает, что его сын закурил, то он через мать предупреждает его о недопустимости курения, а сам немедленно бросает курить.

Найденную вещь или деньги нужно при свидетелях отдать сельскому мулле, чтобы он нашел того, кто потерял их.

Если дети поссорились или устроили драку, то родители должны в первую очередь отругать своих детей, не разбирая, кто из них прав или виноват.

Прикоснуться к папахе мужчины считается тяжким оскорблением, оно приравнивается к пощечине.

Перебить говорящего - проявление неуважения к нему. В крайних случаях, когда обстоятельства того требуют, нужно сказать говорящему: «Не забудь свое слово».

По материалам этнографа Хасиева С.-М.

В Чечне и Ингушетии исповедуют мусульманство, поэтому похороны проводятся по мусульманским обычаям. Хотя некоторые оговорки на местные традиции все же есть. Умерших здесь хоронят как можно раньше, желательно в тот же или на следующий день. Как только человек умирает, оповещают всех его родных и знакомых, тут же в дом приходит много людей.

Эти люди пришли не только проститься с покойным, но и помочь семье организовать похороны. Такая традиция в Ингушетии обычное дело - отзываться целыми семьями, дворами и чуть ли не поселками на беду.

Родственники, знакомые и соседи сразу же делятся на группы - одни выкапывают на кладбище могилу, другие помогают с омовением и подготовкой тела к погребению, третьи занимаются приготовлением поминок. Но для канонического мусульманства поминки после похорон - это, можно сказать, нонсенс. Потому что Исламом предписано освободить скорбящих родственников от хлопот.

Однако в Чечне и Ингушетии придерживаются немного других взглядов: семью покойного стараются наоборот отвлечь, занимая родственников организацией похорон и поминок. Так как людей собирается много, нужно расставить столы, занять недостающие стулья или посуду у соседей - в общем, дел невпроворот, предаваться унынию действительно некогда. Но опять же, делается это только во благо семьи, перенесшей траур.

Кроме того, в Ингушетии есть обычай очень серьезно относиться к гостям. Если родственники пришли, а кто-то и приехал издалека, чтобы оказать помощь, их нужно обязательно накормить и расположить на ночлег при необходимости. Гость здесь куда важнее собственного состояния.

Как в Ингушетии и Чечне относятся к смерти?

Отношение к смерти здесь, как и во всех мусульманских странах, смиренное: все происходит по воле Аллаха.

Поэтому на похоронах родственники покойного стараются вести себя сдержанно - никаких разрывов одежды, расцарапывания лица, причитаний. Такое поведение считается недостойным мусульманина. В то же время каждый здесь понимает, что семья перенесла горе, и старается подставить плечо поддержки.

Ингушские кладбища

Место под могилу в Ингушетии бесплатное. Считается, что незачем дополнительно нагружать людей, перенесших утрату, тем более что проблем с местами под кладбища нет.

Каждый человек имеет право быть похороненным на местном погосте, и после смерти родственника его семья не отягощена волокитой по оформлению могилы. Достаточно просто прийти на кладбище и выкопать яму под захоронение. Погребение происходит очень быстро, без проволочек - так положено по Шариату. Да и с таким количеством помощников как можно по-другому?

Даже памятник в Ингушетии делают за пару часов: на простой бетонной плите на скорую руку выбивают имя покойного и даты его жизни.

К заключению брака кавказцы готовятся тщательно, поскольку создание молодой семьи, продолжение рода считается особо важным событием на жизненном пути каждого. Древние традиции чеченской свадьбы присутствуют и в современном бракосочетании. Этот великий праздник окутан самобытными обрядами, колоритными элементами кавказской культуры. Девушка выходит замуж, а мужчина женится строго по согласию родителей обеих семей.

Особенности свадебных традиций чеченского народа

Согласно традициям чеченской свадьбы, фамилию будущей невесты тщательно проверяют по материнской, отцовской линии трех поколений во избежание возможного кровосмешения. К тому же оценивают невесту, учитывая состоятельность ее родни, отзывы соседей, знакомых. Жених должен накопить приличную сумму денег, поскольку его семья будет угощать всех приглашенных на свадьбу гостей, немало финансов потребуется на сватовство и выкуп невесты.

Сватовство у чеченцев происходит своеобразно. Еще во время знакомства парень, которому понравилась девушка, посредником передавал ей конфету в знак заинтересованности, внимания к ней. Девушка «отвечала взаимностью» – отдаривала мужчину двумя носовыми платками. Такие ухаживания повторялись еще два раза, после чего молодой человек узнавал от девушки окончательное решение по поводу создания союза между ними. Последнее слово было за отцом чеченки.

Выкуп невесты и калым

Бытует ошибочное мнение, будто бы невесту жених в буквальном смысле слова «покупает» у ее родителей. На самом деле, это психологический шаг, суть которого – показать свою состоятельность, щедрость. Выкупом чеченцы демонстрировали свою благодарность родителям невесты за их дочь, превознося сущность человека над материальными ценностями. Сумму калыма говорит мулла. Но родственники молодого всегда дают больше денег, демонстрируя свои добрые намерения, положительное отношение к невесте и ее семье. Калым обычно отдают невесте как первый капитал для начала супружеской жизни.

Обряд “Чокхи”

Накануне одевания невесты в свадебный наряд проводилось ритуальное купание. Ванну окуривали ароматными травами, а в воду добавляли настои целебных трав. На чистую и свежую кожу девушки наносили символические рисунки – полосы на спину и руки. Далее совершали обряд «Чокхи». Родные тетушки новобрачной, подруги прикалывали новую иголку к подолу свадебного платья от сглаза и злых сил. К приданому новобрачной тайком прятали фасоль, початок кукурузы, косточки абрикоса или персика. Это действие было пожеланием, чтобы девушка стала многодетной матерью.

Новобрачной вручали красивый платочек, внутри которого были завернуты серебряный рубль и лента. Эти дары вместе с иголкой на подоле платья невеста хранила всю жизнь как дорогую реликвию. Далее проводился выкуп молодой друзьями жениха. Веселье, звонкий смех, красноречивые доводы с обеих сторон (невесты и жениха) по поводу того, кому принадлежит новобрачная, воцарялись во дворе молодой. Виновница торжества собирала приданое, затем свадебный кортеж направлялся к дому суженого. Гости расходились по домам, оставались только приехавшие издалека родственники молодой.

Приезд муллы для заключения брака

Обряд бракосочетания по Корану совершает мулла, представитель мусульманского духовенства, сначала в доме новобрачной, затем у жениха. Все посторонние оставляли жилище, кроме самой невесты, шафера и двух уже замужних женщин. Ритуал проводили от сглаза, оставляя в помещении только выше перечисленных участников обряда. Шафер три раза водил молодую вокруг очага, после рвал железную цепь или веревку. Этот обряд символизировал разрыв дочери с ее семьей.

Мулла проводил такую же процедуру в комнате новобрачного, где присутствовали двое мужчин. Неважно было, кто свидетельствовал при женихе – молодые парни или женатые мужчины. Задача муллы - успеть совершить обряд брачного союза жениха с его суженой, пока свадебный кортеж с невестой не приехал к дому молодого мужчины. После проведенного обряда в обеих семьях считалось, что молодые уже женаты.

Свадебный поезд

Во дворе жениха готовится свадебная процессия, цель которой – привезти новобрачную в ее будущий дом. Свадебный поезд формируют из большого количества авто. Первая и самая привлекательная машина – невесте. В путь собираются мудрейшие старики, сестра суженого, мусульманский священник (мулла). Свадебный поезд быстро мчится к дому невесты, причем каждый водитель старается перегнать своего соседа на дороге. Такие «гонки» приостанавливает первое авто для невесты, сбавляя скорость во избежание аварий.

Гости невесты и родные с нетерпением ждут свадебный кортеж жениха. И когда «поезд» уже прибыл, гости знакомятся между собой. Везде царит веселье, смех. Родители невесты угощают приехавших гостей разными вкусностями. Затем начинается символическое «сватовство» и заохалол – чеченские танцы. Спустя некоторое время процессия забирает невесту, свадебный поезд увозит новобрачную в дом предстоящего праздника. Там невесте указывают угол, где она простоит до конца свадебного торжества.

Традиция “Коврик с веником”

По прибытию свадебного поезда для невесты будет еще одно испытание – коврик с веником. Новобрачная под радостные возгласы, поздравления гостей выходит на устланный ковер к дому свекрови. Перед ней оказываются веник и небольшой коврик. Ее задание – не пропустить эти «подарки», показывая свою хозяйственность, принять их в сторону. Чеченки со стороны суженого осыпают молодую деньгами, сладостями, преподносят свекрови ложечку масла и меда, а затем дают попробовать невестке.

Обычай «Мотт бастар» - «развязывание языка»

С наступлением вечера невеста вовлекается в старинный обряд «развязывания языка». Здесь обязательно присутствует свекровь, взрослые мужчины. Старейшине свадьбы новобрачная преподносит пиалу с водой. На его вопрос, можно ли пить, молодая отвечает: «Пейте». Но перед этим молодые парни смеются, развлекают невесту, пытаясь ее разговорить. Девушка должна выдержать, чтобы не вымолвить слово. Жених после услышанного «пейте» пытается также разговорить супругу. Невеста «развязывает язык» только после дарования ей женихом денег. Эту сумму, по традиции, она передает свекрови.

Традиция - отведения невестки к воде

Молодая чеченская невестка после отшумевшего свадебного торжества должна была войти в семью жениха по особому обряду. Уже замужнюю женщину в веселом окружении молодежи отводили к ближайшему водоему. Невестка несла большой кувшин, и должна была набрать воды после проведенного ритуала. Накануне пекли пирог внутри с иголкой, которая находилась на подоле платья невесты во время свадьбы. Этот пирог кидали в водоем, затем стреляли по кулинарному изделию. Все веселые и счастливые с водой в кувшине возвращались в аул.

Традиция и правила застолья чеченской свадьбы

Свадебное мероприятие отмечают чеченцы два-три дня, независимо от погоды – во дворе. Жених же эти дни находится у своего друга. Невеста, согласно традиции чеченской свадьбы, должна простоять на торжестве, ни разу не присев. Возле нее находится только подруга, которой разрешалось кушать. Инал-тамада, уважаемые люди селения садились на самом почетном месте свадебного стола. По одну сторону от них рассаживались девушки, по другую – мужчины, причем по возрасту. Дети и подростки стояли у праздничного стола.

После поздравлений родителям молодых начинались танцы. На свадьбе гуляли все желающие. Танцпол разделялся на две части – отдельно танцевали полукругами мужчины и женщины. Танцевальный тамада руководил плясками, организовывал пары танцоров. Невеста же стояла скромно и молчаливо в углу. Через несколько часов свекровь открывала фату своей невестке. Позже молодую одаривали подарками, затем отправляли домой к жениху.

Видео: обычай на чеченской свадьбе - стрельба в воздух

Чеченцы – древний воинственный народ, но даже в мирное время могут нарушать тишину громкие звуки их оружия. Ни одна чеченская свадьба не обходится без выстрелов в воздух. Что символизирует канонада из оружия, узнайте в ниже представленном видеоролике



Рассказать друзьям