Как правильно общаться с ребенком: советы психолога. Игнорируйте плохое поведение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Психолог Анастасия Пономаренко даст нам несколько советов, которые помогут наладить взаимоотношения с ребенком.

О своих взаимоотношениях с детьми люди задумываются, как правило, в преклонном возрасте. Когда вечеринки уже не вызывают бурных эмоций, когда у друзей свои проблемы, и часто видеться не получается. Когда работа уже не обозначается словом « », а упоминается в контексте «не дай Бог, сократят». Когда здоровье начинает напоминать, что вам уже не 25, и нужна помощь на даче. Когда поддержать, утешить, защитить могут, оказывается, только дети. И многие начинают недоумевать, почему дети не торопятся душевно вкладываться. В лучшем случае, они дают энную сумму денег и считают свой сыновий (дочерний) долг выполненным. Печальная картина , не правда ли? Чтобы избежать этого печального зрелища в будущем, нужно постараться заранее не совершать некоторых ошибок.

1. Относитесь с уважением к эмоциям ребенка. То, что вам кажется ерундой и мелочью, для него — крушение мира. Дайте ему понять, что вы всегда его поддержите, поможете советом, если понадобится. И не отмахивайтесь от его проблем. Иначе навсегда утратите его доверие.

2. Советуйтесь. В раннем детстве интересуйтесь, как лучше оборудовать его комнату. Станет постарше — обязательно спросите его мнение про отдых и досуг. Подросток вполне способен подсказать перечень семейных трат. И, по-возможности, прислушивайтесь к его советам. Так ребенок почувствует свою значимость, у него будет развиваться чувство ответственности и самооценка.

3. Старайтесь вместе проводить досуг как можно чаще . Понятно, что в ребенку более интересно со сверстниками, но полностью отстраняться от совместной деятельностибольшая ошибка, просто вид деятельности должен быть другим. Когда в семье каждый начинает жить своей жизнью, это очень тревожный симптом, именно тогда исчезает доверие.

4. За хорошие дела — хвалите! Не бойтесь, что он «вырастет эгоистом». Если вы признаете несомненные заслуги — не вырастет.

Наш мозг стремится к двум вещам: избежать боли и получить удовольствие. Когда вы хвалите, ребенок испытывает удовольствие, и наверняка захочет испытать его еще раз. Значит, захочет сделать еще раз что-то хорошее, чтобы вы его похвалили. Таким образом, свершение добрых дел войдет в привычку.

А если поступок неприглядный, выясните, что случилось. Но не унижайте личность. Наоборот, скажите: «Как же такой хороший человек, как ты, мог так поступить»?

5. Спорт обязательно должен присутствовать в жизни ребенка. Это способствует развитию таких качеств, как ответственность, способность достигать целей, управлять эмоциями. Если в раннем детстве ваш ребенок был далек от спорта, то не поздно начать ходить в секцию подростком. Только найдите подходящую мотивацию - в этом возрасте отлично сработает желание подростка быть лучше (красивее, быстрее) сверстников.

6. Определяться с начинайте заранее, а не в выпускном классе. Здесь, кроме способностей, учитывайте качества личности. И, если ваша слишком эмоциональная дочь решила - таки быть финансистом (где стрессоустойчивость необходима), отправьте ее на тренинг по управлению эмоциями.

7. Одна из главных задач родителей - формирование обогащенной среды , где ребенок будет иметь возможность проявлять свои способности и таланты. Следите за увлечениями своего чада. Если он решил стать востоковедом — отведите его в музей Востока. Заинтересовался химией — купите книжки по химии, набор «Юный химик». Так он быстрее определиться со своими интересами и наклонностями, а значит, будет более подготовлен к выбору профессии. Правильно выбранная профессия — одна из составляющих успеха . А успешные люди, как правило, великодушны.

Никакого рукоприкладства, оскорблений, унижающих личность. Примите, как аксиому. Унижение, пережитое в детстве, человек не прощает никогда.

8. Искренне любите своего ребенка . Не за то, что он отличник, красавец или лучше всех в классе танцует вальс. А несмотря на то, что он плохо учится, нескладен и неуклюж.

Правда, есть два условия , которые необходимо соблюсти, чтобы эффект от применения данных советов был достигнут. Во-первых, выполнять их нужно комплексно. А во-вторых, не от случая к случаю, а постоянно. То есть, чтобы отношения со взрослыми детьми у вас были хорошими, необходимо постоянно психологически вкладываться. Несмотря на усталость или стресс. Удачи!

Как правильно общаться с ребёнком.

Консультация для родителей.

Психология общения с ребенком выделяет следующие ключевые характеристики во взаимоотношениях:

  • Потребность в признании и уважении;
  • Взаимопонимание с родителями;
  • Развитая речь детей;
  • Их любознательность;
  • Признание ребенка как полноправной личности;
  • Доверие ребенку;
  • Подчеркивание его компетенции;
  • Общение со взрослыми на равных.

Как правильно общаться с ребенком.

Многие родители не задумываются над этим вопросом - общение происходит само собой, им довольны и родители, и дети. Пока. Но есть взрослые, которые уже осознали огромное значение стиля общения для развития личности своего ребенка.

Экспериментально доказано, что если малыш получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, он плохо развивается не только психически, но и физически: не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Однако, как пища может быть вредной, так и неправильное общение может вредить психике ребенка, его эмоциональному благополучию и скажется впоследствии на его судьбе.

Как же правильно общаться со своим ребенком? Вопрос этот сложен и прост одновременно. Сложен потому, что на наш стиль общения влияет очень много факторов, большинство из которых нами не осознаются. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребенка еще в дошкольном возрасте. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают детей так, как их самих воспитывали в детстве. В то же время способ нашего взаимодействия с ребенком зависит от моды в обществе на определенные педагогические идеи, от нашего ближайшего окружения - родственников и друзей, от стиля общения между другими членами семьи, от возраста родителей, от условий быта, и от многих других причин.

И все-таки, общаться с ребенком просто. Потому что не всегда, но часто этот процесс приносит радость. А чтобы общение всегда было полезным и взрослому, и ребенку родителям, можно использовать несколько правил.

Правило № 1

Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.

Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: "Если ты будешь хорошим мальчиком, то я буду тебя любить". Или: "Не жди от меня хорошего, пока ты не престанешь…(лениться, грубить, драться), не начнешь (слушаться, убирать игрушки)." В этих фразах ребенку сообщают, что его принимают условно, то есть любят, "только если…". Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры и внедряется в сознание с детства. Причина оценочного отношения к детям - вера в силу награды и наказания. Похвалишь ребенка - и он укрепится в добре, накажешь - и зло отступит. Но на деле получается, что чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Потому что воспитание - это не дрессура, а родители существуют не для того, чтобы вырабатывать условные рефлексы.

Безусловное безоценочное принятие - это удовлетворение одной из фундаментальных человеческих потребностей - потребности в любви, в принадлежности, в нужности другому. Эта потребность удовлетворяется, когда мы сообщаем ребенку: "Как хорошо, что ты у нас родился", "Ты мне нравишься", "Я люблю, когда ты дома", "Мне нравится делать это вместе с тобой." Подобны этим сообщениям и "бессловесные" формы принятия: взгляды, ласковые прикосновения, позы и жесты. Психологи говорят, что 4 объятия в день просто необходимы ребенку для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Мы далеко не всегда следим за своими обращениями к детям. А дети буквально понимают такие наши фразы, как: "Ты меня в могилу сведешь", "Ты постоянно мне мешаешь", "Как я от тебя устала", "Как мы были счастливы в молодости, до твоего рождения", "Я всем пожертвовала ради тебя".

Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к мысли: "Меня не любят". Доводы типа: "Я же о тебе забочусь" или "Ради твоей же пользы" дети не слышат, т.к. для них тон важнее слов. Если обычно тон родительского голоса сердитый, строгий, то ребенок ощущает себя плохим, "не таким", несчастливым.

Значит ли это, что родители никогда не должны сердиться на своего сына или дочь? Нет. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Обратим внимание на

Правило № 2

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были.

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим: иначе оно перерастет в неприятие.

Родителям мешает принимать своего ребенка настрой на воспитание, который выливается в требованиях, критике, напоминаниях и нотациях, в борьбе за послушание и дисциплину. Но дисциплина должна возникать не до, а после установления добрых отношений, и только на базе их. Воспитательный настрой может быть связан со стремлением компенсировать свои жизненные неудачи, не осуществившиеся мечты или желанием доказать всем свою незаменимость или "тяжесть бремени родительского долга".

Другая причина, мешающая безоценочному принятию, - неосознаваемое эмоциональное отвержение. Например, родители не ждали ребенка, он появился в "неподходящий" момент, или ребенок не того пола, которого ждали, или слишком тяжело дались роды и первые дни, или уродился слишком болезненным.

Как определить, принимаем ли мы своего ребенка? Постарайтесь подсчитать, сколько раз за день вы обратились к своему ребенку с эмоционально положительными высказываниями (приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько - с отрицательными (упреками, замечаниями, критикой) и сравните результаты.

А теперь на минутку закройте глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (подругу). Как вы выражаете свою радость? Неужели собственный ребенок меньше радует нас своим появлением?

Теперь рассмотрим ситуацию, в которой ваш ребенок чем-то занят, но делает что-то плохо, "не так". Представьте себе картину: малыш увлеченно возится с мозаикой. Получается не очень хорошо: детали рассыпаются, вставляются не в те дырочки, в которые хотел попасть ребенок, да и цветочек на цветочек совсем не похож. Вам хочется вмешаться, помочь, показать. И вот вы не выдерживаете: "Надо не так, а вот так". Но ребенок недовольно отвечает: "А я хотел не так. Я сам.".

Вообще разные дети по-разному реагируют на родительское "не так ", одни грустнеют и теряются, другие обижаются, третьи - бунтуют. Почему детям не нравится такое общение? Потому что мы навязываем ребенку "простоту" там, где ему трудно. Посмотрим на годовалого малыша, который учится ходить. Вот он отцепился от вашего пальца, делает первые неуверенные шаги. При этом он покачивается, напряженно двигает ручонками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придет в голову поучать: "Разве так ходят? Смотри как надо!". Или: "Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила: не маши руками! Ну-ка пройди еще раз и как следует".

Так же нелепы критические замечания в адрес ребенка, который учится чему-то. Важно оставлять ребенка в покое, если он хочет делать что-то сам и делает это с удовольствием.

Правило № 3

Гласит: Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи, своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"

Если ребенок чему-то научится сам он, достигнет сразу 4-х результатов:

  • знание или освоенное умение
  • тренировка способности учиться
  • удовлетворение и уверенность в себе
  • положительный след на взаимоотношениях с родителями.

Все мы чаще ориентируемся на 1-й результат, но для жизни важнее три других. Конечно, возникает вопрос: "Как же научить, если не указывать на ошибки. Да, это необходимо. Но указывать нужно уметь:

не стоит замечать каждую ошибку

ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке

часто ребенок и сам знает о своих ошибках, но он доволен уже тем, что что-то получается и надеется, что завтра будет получатся лучше.

Подходящим для родителей будет следующий алгоритм:

  • выберете несколько дел, которые ваш ребенок может сделать сам, пусть и не идеально
  • постарайтесь ни разу не вмешаться и одобрите старания ребенка несмотря на результат
  • запомните 2-3 ошибки ребенка, которые вам показались особенно досадными.
  • найдите подходящее время и тон, чтобы поговорить о них.

Правило № 4

казалось бы противоречит третьему, но в действительности, дополняет его:

Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
Если ребенок наталкивается на серьезную трудность, с которой он не может справиться, тогда позиция невмешательства может принести только вред. Некоторые родители, особенно папы, слишком усердно стараются приучить детей не бояться трудностей и быть самостоятельными. Если ваш сын или дочь прямо просят вас о помощи или жалуются, что "ничего не получается", "не знаю как", или оставляют начатое дело после первых неудач, - значит им необходимо помочь. Всем родителям известно, что дошкольник может сам застегнуть пуговицы, вымыть руки, убрать игрушки, но он не может сам организовать свои дела в течение дня. Вот почему часто слышатся слова: "Пора", "Теперь мы будем…", "Сначала поедим, а потом…". Но постепенно круг дел, которые ребенок выполняет самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он выполнял раньше со взрослым.

Памятка для родителей.

Как общаться с ребенком.

Правило №1.

Не нужно вмешиваться в дело, которым занят ребенок, только если он сам не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься сам!»

Правило №2.

Если ребенку действительно нелегко, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему, даже если вам придется пожертвовать своим временем. Важно: на себя возьмите только то, что он не может выполнить сам, а остальное предоставьте делать ему самостоятельно! По мере освоения ребенком новых действий, постепенно передавайте их ему.

Правило №3

Постепенно и неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему! Доверяйте своему ребенку!

Правило №4

Не нужно следить за каждым движением вашего ребенка. Позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или - своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, уметь прогнозировать последствия и становиться «сознательным»!

Правило №5

Если у ребенка эмоциональная проблема, будет правильно его «активно» выслушать! Это как раз тот момент, когда нельзя сказать «Мне бы твои проблемы!».

Правило №6

Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания, просто сообщите ему об этом в форме «Я - высказывания»: «мне неприятно, когда…», «я чувствую себя обиженной, если…», «мне так грустно, когда…» и т.д.

Правило №7

Удаляйте из своего общения с ребенком привычные или автоматические реакции: приказы, команды; предупреждения, угрозы; мораль, нравоучения и др.! Общение должно быть конструктивным.

Правило №8

Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Не требуйте от него невозможного или трудновыполнимого . Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке! Ребенок должен справляться со своими поручениями и заданиями, пусть и с приложением некоторых усилий.

Правило №9

В жизни каждого ребенка обязательно должны быть правила (ограничения, требования, запреты). Но их не должно быть слишком много, Было бы очень хорошо, что бы они были гибкими; - родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой; - тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным!

Правило №10

Правила и последствия должны формулироваться одновременно!

Правило № 11

В случае нарушения правил следует применять санкции, а не наказание! Санкции следуют за проступком незамедлительно. И всегда и везде родители озвучивают то, что им неприятно применять те или иные санкции, но ребенок должен понимать, за что они последовали.

ТЕРПЕНИЯ ВАМ И ЛЮБВИ!


Инструкция

В момент злости, раздражения родители часто произносят такие слова, за которые после становится стыдно, навешивают ярлыки на своих детей. Еще чаще мамы и папы совсем не замечают, что в дурном настроении высказывают ребенку. Устраните из своего родительского лексикона такие фразы, как:
- «у всех дети, как дети, только у меня непонятно что»;
- «еще раз увижу про это (узнаю), ты у меня так получишь»;
- «ты ничего не можешь и не умеешь»;
- « ребенок (грязнуля, вредина)»;
- «у тебя нет мозгов» и прочее.

Слова с приставкой «не», обращенные к ребенку, не имеют силу и ребенок их либо не воспринимает, либо делает назло, вопреки сказанному. Потому вместо «не прыгай», лучше скажите «иди, сынок, рядом со мной спокойно». Вместо «не вредничай» объясните, что именно вам не нравится в его поведении.

Исключите менторский, командирский тон из общения с ребенком. «Быстро успокойся», «немедленно собирайся», «помолчи» и так далее у других людей вызвали бы негатив, а к своему ребенку родители почему-то позволяют так обращаться. Внезапный эмоциональный взрыв родителя приводит ребенка в недоумение, и он его искренне не понимает. Изберите другие пути, чтобы добиться требуемого.

С ребенком нужно много и часто разговаривать. Не отмахивайтесь от его назойливых вопросов о познании мира, объясняйте доступно, максимально откровенно. Больше читайте малышу и пусть он читает книги вам. Посещайте места, помогающие развивать умственные и мыслительные способности ребенка, такие как музей, выставки, диорамы, океанариумы, зоопарк, театр. Посетив такое место, поговорите о нем, объясните ребенку то, что показалось ему не понятным.

Помните, что физическое рукоприкладство, применяемое к ребенку, это примитивное средство общения с ним и достижения своей цели. Причем применяют такие методы воспитания родители, не умеющие объяснять ребенку на словах простые вещи.

Не отмахивайтесь от проблем ребенка, его плохого настроения, говоря: «Твои проблемы - ерунда». Демонстрируя свое нежелание понять важные на данный момент для ребенка вещи, родители рискуют потерять его доверие при более сложных обстоятельствах в его жизни.

Видео по теме

Источники:

  • 60 фраз, которые нужно говорить ребенку, чтобы он

Счастье быть родителем не всем дается так легко. Некоторые могут пройти через целую гору обследований и лечений, другие не могут принять решение завести ребенка, третье просто не хотят ребенка. У каждой семьи своя дорога жизни, и, если путь семьи с детьми пересекаются с путем родителей без детей, некоторые вопросы, фразы или высказывания могут оказаться неуместными. Предлагаем вашему вниманию десять вопрос и тем, которые крайне не рекомендуется обсуждать с бездетными парами.

Инструкция

«Почему нет детей»
Человек может видеть перед собой двух счастливых детей, но может не видеть ситуацию и причину отсутствия у них детей. Конечно же, он поднимет тему и такой, казалось бы, простой и понятный вопрос может подразумевать совсем непростые ответы. Вполне возможно, что пара уже много лет борется с бесплодием, и у них как-то совсем нет желания говорить о такой печальной теме. Или, что еще хуже, они счастливы и так, без детей, и они будут отстаивать свою точку зрения и оправдываться перед родителями.

«Вам захочется иметь ребенка, вы передумаете»
Обычно подобные фразы можно сказать другими словами (вы повзрослеете, ты просто не нашел нужного человека, не затягивайте с этим делом), но смысл их один и тот же, и ведут они к тому, что пара осознает – рождение ребенка является финальной ступенью их жизнь. Но, как вы понимаете, это далеко не так.

«Пока не появится ребенок, вы не поймете, что такое любовь»
Это не сколько неуместно, сколько обидно. Получается, что искренние, теплые и настоящие чувства, которые бездетные супруги испытывают друг другу, к родственникам, друзьям и знакомым – не любовь. Без сомнений, родительская любовь является самой сильной и самой искренней, но она отличается от любви ко всем остальным только лишь своей безусловностью и чистотой.

«Вы думаете, что устаете? О-о, вы ничего не знаете об усталости»
Забота о детях утомляется и выматывает, но ведь и бездетная, друг или подруга, работающие каждый день и занимаясь заботой о бабушке или подготовкой к, например, свадьбе, тоже имеет право говорить о том, что они устали. Такое замечание уместно, если бездетная пара, друг или подруга, устали от своей лени.

«Мне бы тоже так хотелось, но у меня дети»
Если вы действительно являетесь ответственными родителями, у вас почти не останется времени на любимые занятия. Но ваши вздохи и слова о том, что дети «мешают» вас делать также звучат со стороны так, как будто вы являетесь , стремящимися на свободу. Но, в тоже время, не родив детей, вы бы так не вздыхали. Раз так, не надо заставлять бездетную пару чувствовать вину за то, что вы в чем-то себе отказываете, в то время как они живут в свое удовольствие. К тому же, вас весь тоже никто не заставлял заводить ребенка, поэтому вас самих жалеть не за что.

«Кто же о вас позаботится в старости»
Этот вопрос сыграет, скорее всего, против вас самих. Как минимум, было бы нечеловечно рожать ребенка для того, чтобы он стал в будущем нянькой. А если говорить начистоту, то у половины постояльцев домов дети есть. Помните об этом.

«Ничего, что у вас нет детей: ребенка вам заменяет собака»
Сравнение животного с ребенком просто неприемлемо, ведь ни один питомец не заменит ребенка. Как минимум, любое животное живет меньше. К тому же, для бездетной пары, пытающейся несколько лет завести ребенка, будет показать оскорбительным ваше предложение завести собаку или кошку.

«Пока вы не заведете детей, вы ничего не поймете»
Родители, имеющие детей, очень любят завершать подобными фразами любые темы, включая темы о политике, мире и искусстве. Конечно, мировоззрение родителей, имеющих детей, меняется, но это совсем не значит, что они становятся мудрыми и что люди без детей понять их не могут. Бывает так, что бездетные мужчины, женщины или пары могут дать более ценный совет.

«Не заходите к нам – у нас будут дети»
Вы не должны решать за бездетную пару: могут ли они приходить к вам или посещать праздники, на которых будут детские крики и смех. Такими «запретами» вы делаете из пары изгоев. Может быть, они хотели пообщаться с детьми, которых они несколько лет пытаются завести?

«Родить – подвиг»
Родить – это не подвиг, а, по сути, вполне нормальная функция женского организма. Если родить – подвиг, то что можно сказать о паре, взявшей приемных детей, ухаживающей за детьми- и при этом не потерявшей себя? Сомневаюсь, что это нельзя назвать подвигом, поэтому не надо нахваливать себя любимых за наличие детей и чернить тех, у кого детей нет. У каждого есть свои подвиги.

Совет 3: Какие фразы надо говорить детям, чтобы они выросли хорошими

Ответственные и любящие родители стараются воспитывать своих детей достойными людьми и всеобще развитыми личностями. И многие понимают, ведь очень большое значение имеет не только то, что с детьми нужно делать, но и то, что им нужно говорить.

Мамы и папы читают нужную литературу, смотрят программы, в которых рассказываются новые и действенные методы воспитания. Есть несколько основных правил, которых стоит придерживаться. Необходимо выбирать фразы и выражения, которыми родители пытаются воспитывать ребенка. Нужно понимать, что все, что говорят родители, остается в сознании ребенка. Если малыша хвалить и подбадривать, он будет расти уверенным в себе.

Что нужно говорить

Когда родители говорят: «Ты молодец! Ты отлично справился!» - ребенок хочет продолжать и завершать начатое дело.

Если родители пытаются ребенка успокоить в неудачах: «Не переживай! Все делают ошибки, и это нормально. В следующий раз у тебя обязательно получится!» - ребенок учится принимать поражения и делать правильные выводы из своих промахов.

Нужно как можно чаще говорить ребенку о его талантах, хвалить рисунки и поделки, просить сделать что-то еще, тогда малыш не будет бояться пробовать что-то новое, зная, что многое у него получается.

Обязательно стоит говорить своему малышу: «Садись возле меня и расскажи, как прошел твой день» - тогда взаимопонимание и доверие никогда не уйдет из отношений родителя и ребенка. Он будет учиться делиться своими мыслями и переживаниями, спрашивать совета.

Когда родители говорят: «Малыш, извини. Я был неправ» - ребенок знает, что истина не на стороне авторитета и признаваться в ошибках не стыдно даже взрослым, это наоборот является признаком силы.

Характер, сформированный в атмосфере родительского одобрения и поддержки, станет основой для успешной будущей жизни. Таким людям будет легко даваться учеба и работа, они не подвержены долгим переживаниям и депрессии.

Нежелательные фразы

Если ребенка постоянно критиковать и говорить, что он неудачник, он никогда не будет уверен в себе и в своих поступках. Если родители хотят чему-то научить сына или дочь, лучше обсуждать действия, а не самого малыша.

Нельзя ругать ребенка при других, таким образом, он чувствует себя униженным. Все воспитательные моменты нужно проводить один на один, находясь глазами на одном уровне с глазами ребенка.

Никогда нельзя говорить ребенку: «Ты мне надоел!» - у родителя это минутная усталость или гнев, а ребенок воспринимает такие слова буквально и очень глубоко.

Все страхи и неуверенность людей начинаются в детстве. Точно так же уверенность в себе и положительное отношение к миру закладывается в детстве. Только от родителей зависит, какое именно мировосприятие они дают своему ребенку.

Воспитание ребенка – дело нелегкое. Порой трудно удержаться от раздражения, видя, как сын или дочь делают что-то не так, как хочется. Однако бросаться колкими фразами в беззащитное дитя тоже не стоит. Психологи выделяют 10 фраз, которые способны нанести детям моральную травму.

1. «Ты не умеешь!» (не можешь, не понимаешь и т.д.). Не программируйте ребенка на неудачи заранее. Любые старания оценивайте по достоинству. Если видите, что не получается, скажите спокойно: «Можно, я покажу тебе свой способ …(завязывать шнурки, вытирать со стола и т.д.)?».

2. «В кого ты такой медлительный?!» . Избегайте резких оценок характера и физических данных ребенка, чтобы впоследствии не развить комплекс неполноценности.

3. «Ну-ка перестань плакать!» . Запрещая слезы, вы провоцируете ребенка накапливать негативные эмоции, что может привести к неврозам и истерии. Пренебрежительный тон фразы показывает ваше безразличие к детской проблеме. Лучше спокойно выяснить причину слез ребенка и попытаться помочь.

4. «Иди, займись чем-нибудь полезным». Отмахиваясь от ребенка этой фразой, вы наталкиваете его на мысль, что все его действия ранее – бесцельны и не особо важны. Если так хотите привить чаду «полезные» привычки, учитесь чаще проводить время вместе и на собственном примере показывать, что хорошо, а что плохо.

5. «Будешь так себя вести, отдам тебя вон тому дяде (тете, в детдом и т.д.)» . Больше всего на свете дети боятся, что их бросят. Не шантажируйте ребенка его же страхами. Подробно объясняйте правила поведения в той или иной ситуации.

6.«Ты что, умнее меня?!» («Не говори ерунды!» и т.д.) . Очень часто попытки ребенка оспорить что-либо заканчиваются родительским гневом: «как так, яйца еще курицу будут поучать!». Навязывая свою диктатуру, вы лишаете чадо способности принимать самостоятельные решения в будущем. Учитесь слушать и соглашаться с детским мнением.

7. «От тебя одни проблемы!» («Из-за тебя…», «Если бы не ты…» и др.) . Это все равно, что вслух пожалеть о том, что ребенок вообще родился на свет. С детьми всегда непросто, но безвыходных ситуаций не бывает. Не перекладывайте собственное бессилие в воспитании на хрупкие детские плечи.

8. «Вот Ваня (Лена) то…» . Постоянно тыкая ребенка в чужие успехи, вы тем самым уничижаете его собственные достижения. Зачем вашему сыну или дочери быть похожим на кого-то? Растите личность, а не подражателя. Есть и обратная фраза: «Ты лучше всех!», которая также лишает ребенка возможности оценивать свои способности адекватно.

9. «Ты меня до гроба доведешь! ». Этой фразой вы взрастите в ребенке постоянное чувство вины за то, что он причиняет вам столько страданий. Любовь матери не должна быть избирательна: сегодня люблю, завтра нет. Любите ребенка любого, даже если он разбил вашу любимую вазу или снова получил 2 по математике.

10. «Скажи своему ненормальному отцу (матери)…» . В ссорах или разводах родители порой используют детей, как средство шантажа, или как союзника в борьбе. Отсюда и фразы: «Кого ты больше любишь?», «Ну и иди к своему папаше!» и пр. Помните, что дети нуждаются в обоих родителях, и ваши семейные склоки на ребенке никак не должны отражаться.

Общаясь со своим ребенком, мы не задумываемся о том, что некоторые наши фразы могут иметь весьма негативные последствия для нежной детской психики и нанести малышу существенный вред. Каких же фраз следует избегать в разговоре с ребенком?

«Не будешь спать – бабайка заберет», «Не будешь слушаться – сдам в детский дом». Запугивая ребенка, мы делаем из него неврастеника и формируем страхи, от которых потом нелегко будет избавиться даже с помощью хорошего .


«Растяпа! Давай лучше я сама сделаю!» Препятствуя попыткам ребенка самостоятельно действовать, вы взращиваете в нем безынициативность, неуверенность в себе и несамостоятельность.


«Посмотри на Катю, какая она стройная, а ты все на булочки налегаешь…», «Миша учится на одни пятерки, а ты – оболтус». Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми – так можно сформировать в маленьком человеке комплекс неполноценности, который в будущем принесет ему много проблем и разочарований.


«Ты у меня самая красивая», «Твои одноклассники тебе и в подметки не годятся!» Перехвалить ребенка также вредно, как и недохвалить. Результатом чрезмерного захваливания являются высокомерие, завышенная самооценка и «звездная болезнь». У таких «звездных» детей часто возникают конфликты со сверстниками и практически не бывает друзей.


«Когда ты такой непослушный, я тебя не люблю». Материнская любовь – это та основа, на которой строится мироощущение человека, его способность быть счастливым. Ребенок должен быть уверен, что его любят всегда и при любых обстоятельствах. В противном случае подрывается его вера в себя, возникают обида, страх и чувство неполноценности.


«Если бы не ты, я бы сделала успешную карьеру», «Если бы мне не пришлось так много с тобой возиться, я бы выглядела лучше». Не взваливайте на хрупкие плечи ребенка ответственность за ваши неудачи, не заставляйте его чувствовать себя виноватым в том, что ваша жизнь не удалась.


«Ладно, возьми эту конфету – только отстань от меня!» Поддаваясь на уговоры ребенка, вы даете ему власть над собой. Поняв, что вас можно «сломить» капризами или нытьем, ребенок начнет использовать их регулярно, чтобы добиваться своих целей.

Работающие мамы, как ни странно, лучше строят диалоги со своими детьми – потому что цейтнот организует человека, а у них есть всего несколько минут перед сном, за которые надо успеть очень много сказать и услышать. Юлия Сонина и логопед Наталия Перель – о том, как и о чем говорить с ребенком

У Чехова есть рассказ на тему общения с ребенком. Называется «Дома». Про прокурора окружного суда и его семилетнего сына Сережу. Как-то вечером, когда прокурор приходит с работы, гувернантка ему рассказывает, что Сережа лазил в отцовский стол, брал табак и курил. В воспитательных целях прокурор долго всеми способами пытается донести до сына, как это плохо для здоровья, какие могут быть последствия от лазанья в чужой стол и что такое собственность – все впустую. Заканчивается дело тем, что прокурор рассказывает сыну сказку про царевича, который курил-курил и умер от чахотки. И этим пронимает сына. Потрясенный Сережа обещает больше не курить.

Подход к человеку всегда можно найти – было бы желание. Как правило, ребенок открыт для общения. У него в запасе всегда есть анекдот про француза, немца и русского, которые летят в самолете. Этот бесконечный, как «Сага о Форсайтах», анекдот он может пересказывать сколько угодно раз, не меняя в нем ни единого слова. Пока мама вечером не отправит его к папе, спровоцировав спор на тему, кто сильнее устал – папа на работе или мама – сначала тоже на работе­, а потом весь вечер один на один с ребенком, французом, немцем и русским. Как бы ни утомляла родителей эта болтовня, ребенка­ нельзя выключить. К его щебету нужно привыкнуть, в идеале – научиться получать от него удовольствие. Не только детям, людям в принципе важно уметь разговаривать – выражать свои мысли и чувства. Причем чувства даже важнее. Возможно, в этом секрет семейного счастья.

Фотография Getty Images

Отдельная история – дети-интроверты. В этом нет ничего плохого. Просто с таким ребенком будет труднее. Никогда не знаешь, что у него на душе. Доволен он? Недоволен? И если не доволен, то чем? Не легче приходится родителям-интровертам, которым сложно разговаривать с детьми. Время от времени на родительских форумах появляются посты вроде: «Мне логопед сказал, что с ребенком нужно разговаривать, а я не могу. Я вообще не очень разговорчивая». Тут надо суметь через себя переступить. Особенно, если ребенок не ходит в детский сад. Домашнее воспитание подразу­мевает, что ребенок познает мир через маму, бабушку или няню, которая с ним сидит. Это большая ответственность, и следует понимать, что с ребенком нужно говорить, и много. Речь – это высшая психофункция. Наш мир устроен так, что мы общаемся с помощью языка – формулируем мысли, передаем эмоции. А это не так просто, как кажется на первый взгляд.

Не дрессируйте

Разговаривая с ребенком, не нужно разыгрывать из себя учителя с большой буквы. Наступите на горло своей педагогической песне. Ребенок – такая же личность, как и вы. Только у него меньше жизненного опыта. И в этом большой плюс. Ни один взрослый человек не будет вас слушать с таким вниманием. Так что постарайтесь быть интересным собеседником.

Дайте пример

Взрослый человек иногда не может выразить, что он чувствует, а ребенку сделать это в миллион раз сложнее. Так что ваш вопрос «ты что, не мог сказать?» – риторический. Не мог. Ребенка нужно учить говорить. В три года он вряд ли сможет сам выяснить, где в кафе туалет или спросить у продавщицы в ларьке, сколько стоит мороженое. Ему нужно дать готовую речевую модель и возможность, если что, спрятаться за вашу красивую юбку: «Подойди и скажи: “Сколько у вас стоит эскимо?” Или, хочешь, в этот раз спрошу я, а ты посмотришь – и спросишь в следующий?» Главное, не давить, оставить пути отступления.

Найдите тему

Как ни странно, вопросы из серии «Какое на завтра домашнее задание?» или «Где ты испачкал куртку?» не очень располагают к беседе. Есть список более дружественных тем:

  • Как прошел день?
  • Что было интересного?
  • Что делали на перемене?
  • Чем кормили на завтрак?
  • Во что играли? Научишь? Объясни правила.
  • С кем ты подружился?

Фотография Getty Images

Помолчите

У ребенка есть право на молчание. Его нужно уважать.

Развлекайтесь вместе

Очень сближают общие впечатления от похода на футбол, к зубному врачу или в гости к бабушке. Речевые конструкции типа «А ты помнишь, как...» и «А ты видел, как она...» помогают наладить контакт даже с посторонними людьми.

Cоздайте ритуал

Совсем не обязательно разговаривать с ребенком 24 часа в сутки с перерывом на сон и еду. Выматывает именно размазанное действие. В целях сохранения энергии отведите для задушевных разговоров определенное время и место. Например, 15 минут по дороге в детский сад или школу. Или полчаса в детской перед сном. Каждый день, с выключенным телефоном. Можно еще по голове его погладить.

Не копируйте его сленг

В отличие от маленьких детей, которые видят во взрослых образец для подражания, подростки хотят дифференцироваться от нас. Не надо пытаться говорить на их языке и играть в подружки. Это будет расценено как захват территории.

Играем драму

Общаясь с детьми, мы часто используем метод, который в психологии называется «монодрамой». Когда ребенок выбирает себе игрушку, которая будет в игре «им», а папа или мама с помощью других игрушек исполняют все остальные роли. Можно просто играть во что угодно. Можно разыгрывать разные поучительные ситуации. Например, «Как я отнял машинку у Саши и почему так не надо делать».

Тутта Ларсен, теле- и радиоведущая, сын Лука (9 лет), дочь Марфа (5 лет)

Я мало бываю дома, но когда я с детьми, то принадлежу им по полной. Если они что-то говорят, я слушаю. Полноценные разговоры пока получа­ются только с Лукой. Марфе достаточно прочитать на ночь сказку и поцеловать, а у Луки вопросы. Он хочет диалога. Обычно мы с ним общаемся, пока он принимает ванну перед сном. Это хорошее время и обстановка, когда можно поговорить о важном без суеты. То есть разговор начина­ет­ся­ как бы ни о чем, а потом оказывается, что он о важном. Недавно так возникла тема секса. У нашей собаки началась течка, и сын волновался, что она умирает. Я ему все объяснила. Он подумал пару дней и задал следующий вопрос: «А у людей так бывает?» Я сказала: «Да, если женщина не беременная». Еще через пару дней он спросил, зачем люди делают так-то и так-то. И когда я сказала, что это называется секс и люди им занимаются, чтобы у них рождались дети, сын припомнил мои же слова. Когда он был маленький, я говорила, что дети рождаются от поцелуев. А что я должна была сказать четырехлетнему ребенку? Новая версия ему не понравилась. Он сказал: «Фу! Гадость! Никогда не буду этим заниматься». Нет так нет. Вырастет и поймет, что секс – не гадость, а радость. Потом уехал на дачу, где, как обычно, играл и катался на велосипеде со своим другом и ровесником Даней. А когда вернулся домой, спросил: «Мама, а бывает секс с двумя женщинами?»

Фотография Getty Images

Ксения Кесоян, сыновья Лева (13 лет), Давид (6 лет)

Когда Лева был маленький, он любой диалог начинал словами: «Давай я тебе смешное расскажу». Потом следовал рассказ о чем угодно, но обязательно, чтобы в конце все смеялись. Собственно, он об этом сразу предупреждал. И мы умилялись и хвалили: «Молодец какой – такая смешная история! Ахаха». Если сегодня я задам Леве вопрос «как дела в школе?», то, скорее всего, услышу в ответ «нормально». Чем больше вопросов на тему учебы, тем более формальным и жестким становится разговор. Когда мне хочется полноценного общения, я могу намекнуть: «Вот в одном блоге составили топ лучших рок-баллад всех времен и народов, и там, представляешь, вообще нет ни одной композиции Led Zeppelin». И следующий час-полтора мы будем оживленно болтать. Причем говорить будет Лева, а я буду заниматься тем, что на языке фанатов «Теории большого взрыва» называется «эмпатическое слушание». Чтобы разговорить младшего Давида, нужно спросить «Как думаешь, умеет ли Кирилл крафтить торт?» и потом долго слушать, что они ели в детском саду, кто заболел, кто новенький. И, главное, я пойму, что все нормально – они довольны жизнью.

Я расскажу тебе сказку

Сторителлинг (storytelling) – это театральный жанр, буквально «рассказывание историй». Вообще-то это гораздо сложнее, чем читать вслух книгу, но и гораздо интереснее. Особенно, если рассказчик делает это неформально и адресно, вовлекая в процесс слушателей. Попробуйте так: Вы сочиняете сказку до какого-то момента, ребенок повторяет за вами последнюю фразу и сам продолжает дальше. «И вот пошел Ваня куда глаза глядят». Этим можно за­ниматься всей семьей – например, когда сидите в машине в страшной пробке. Все лучше, чем ругаться.

Анна Ильина, дочь Соня (5 лет)

В нашей семье последние лет 200 рождаются только девочки и только разговорчивые. Это не проблема. Это традиция. Несколько поколений родителей пытались нейтрализовать эту болтливость или хотя бы обернуть ее себе на пользу. Пока я что-то говорила, все равно что, лишь бы был звук, моя мама могла спокойно заниматься домашними делами. Все шкоды – перевернутые чайники и разбитые вазы – я совершала в тишине. Поэтому маму мое звучание устраивало. А на случай, когда нужно было меня оперативно заткнуть на несколько минут, чтобы позвонить, например, по телефону, мама пользовалась простым приемом. Она усаживала меня на табурет и велела сложить «губки бантиком» и сидеть так минуту. Потому что тогда у меня когда-нибудь образуется красивый рот. Вырос рот как рот, но прием хороший – я его уже проверила на своей дочери.

Фотография Getty Images

Оксана Иоффе, дочь Ирина (9 лет), сын Андрей (5 лет)

Я заметила, что моим детям нравится слушать истории о себе. Тему «какой я был маленький» особенно любит сын. «Как ты узнала, что я у тебя буду? Что ты сказала, когда меня первый раз увидела? Как ты поняла, что я твой сын, а не чей-то чужой?» Мы часто беседуем на эту тему, и я заметила, что тут очень важно придерживаться «канонического» текста. Поскольку де­тали рассказа, многократно повторенные, он запоминает буквально и любые отклонения воспринимает болезненно. Его это как будто нервирует, вносит хаос в раз и навсегда отстроенную картину мира. Есть еще тема «какая ты была маленькая?». Совре­менные дети, даже самые продвинутые, по моему наблюдению, плохо ориентируются во времени. Для них что 1985-й, что 1895-й – это примерно одно и то же. Бесконечное далеко. И рассказы очевидцев из тех доисторических времен дети слушают затаив дыхание. Задают много вопросов, изумляются, долго вспоминают какие-то детали. Я как-то рассказала, что в моем раннем детстве на рынок приезжали колхозники на те­легах, и очень всех удивила. Мои современные дети не верят даже в теоретическую возможность такого – лошади на улицах. Зато для них нормально спросить: «Какая была твоя любимая компьютерная игра?», «Какая у тебя была игровая консоль», «Какой был твой любимый аркадный игровой автомат?» И ужаснуться, услышав, что у меня не было даже видеомагнитофона и в будний день мультик можно было посмотреть только в передаче «Спокойной ночи, малыши».



Рассказать друзьям