Справка о непредоставлении места в детском саду. Компенсация за непредоставление места в детском саду

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Право на получение всех уровней образования за счет государства прописано в . Для реализации этого положения основного закона государство обязано предоставить каждому ребенку место сначала в дошкольном, а затем в среднем образовательном учреждении по достижении им определенного возраста. При невозможности это сделать закон обязывает местные власти выплачивать компенсацию за место в детском саду. Рассмотрим подробнее, как это происходит.

Что говорит закон

Каждый гражданин РФ, которому исполнилось 1,5 года, должен получить место в детском саду. Однако на практике это не всегда выполнимо, проблема нехватки мест в дошкольных заведениях до сих пор остается довольно острой во многих регионах. Между тем финансовая поддержка родителей с момента достижения ребенком такого возраста прекращается. Для того чтобы не снижать жизненный уровень семьи из-за неспособности государства обеспечить исполнение своих обязательств, предусмотрен иной механизм.

Компенсация родителям, чьему ребенку места не досталось, предусматривалась новой редакцией . Данный нормативный акт предлагалось дополнить статьей, содержащей пять основных моментов:

  1. все родители, не получившие места в детском саду для своего ребенка старше 1,5 лет, должны получать за это денежную компенсацию;
  2. оформление и получение выплаты не может стать основанием для отказа в предоставлении места в дошкольном учреждении и снятии с очереди;
  3. право на компенсацию сохраняется до устройства ребенка в муниципальный или государственный сад;
  4. финансирование таких мер берет на себя государственный бюджет;
  5. порядок обращения граждан за получением компенсации и ее выплаты определяется в субъектах законодательством соответствующего уровня.

Поправка так и не была принята, закон и в 2018 г. действует в прежней редакции. Однако часть предложенных положений все же реализуется. В ряде регионов действительно можно получить денежные средства, если мест в детсадах в настоящий момент нет.

Кому полагается такая компенсация?

На компенсацию могут рассчитывать все родители, чьим детям по какой-либо причине своевременно не дали места в дошкольном учреждении. Законопроект называл такое основание достаточным для назначения выплат. В пояснительной записке к документу сказано, что это должно частично компенсировать затраты родителей.

Не имеет значения, работают ли оба родителя или один из них находится в декретном отпуске до трех лет ребенка. Рассчитывать на компенсацию вправе и родители-студенты. Одинокие мамы, не имеющие возможности выйти на работу, равно как и полные семьи с двумя работающими родителями в равной степени имеют право на получение возмещения своих расходов, связанных с непредоставлением места в садике.

Какие регионы выплачивают средства?

Поскольку закон об образовании так и не был дополнен статьей, обязывающей государство выплачивать компенсацию за отсутствие мест в садиках, в каждом регионе решают эту проблему по-разному. В некоторых субъектах считают оформление таких выплат нецелесообразным. Вместо этого они принимают другие меры:

  • увеличивают число мест в уже имеющихся садах;
  • строят новые дошкольные учреждения;
  • уплотняют детские группы;
  • открывают группы кратковременного пребывания.

По такому пути идут власти крупных городов, располагающие соответствующими возможностями. В Москве компенсации родителям не выплачиваются. В Санкт-Петербурге проект городского закона рассматривался, но так и не был принят. Пятый по величине российский город - Нижний Новгород - также отказался от предоставления компенсаций. Единственным исключением здесь стал Арзамас, где родителям все же компенсируются траты на услуги няни.

Ряд регионов, напротив, готов компенсировать родителям нехватку мест для дошкольников в муниципальных учреждениях.

Компенсацию в размере от 2 до 6,6 тыс. рублей родителям каждого маленького гражданина старше 1,5 лет выплачивают следующие города и субъекты федерации:

  • Архангельск;
  • Пермский край;
  • Красноярский край;
  • Киров;
  • Липецк;
  • Самара;
  • Ярославль;
  • Смоленская область;
  • ХМАО;
  • ЯНАО.

Куда обращаться и какие документы потребуются?

Вопрос о возможности получения выплаты, компенсирующей место в детском саду, необходимо предварительно уточнять в местной администрации. Если в регионе реализуется такая программа, то оформлением и назначением компенсации занимается орган социальной защиты населения. Туда и надлежит обратиться родителям ребенка, достигшего необходимого возраста, с заявлением.

К заявлению прилагается тот же пакет документов, что потребуется для получения любой другой государственной помощи. В него входят оригиналы и копии:

  • паспортов родителей (или только одного, если семья неполная);
  • свидетельство о рождении ребенка, которому не досталось места в садике;
  • справку о составе семьи из паспортного стола;
  • приказ с места работы об оформлении декретного отпуска одному из родителей;
  • реквизиты счета, на который будет в дальнейшем начисляться компенсация.

Совет

Если чиновники Соцзащиты отказывают в приеме документов и назначении компенсации по неуважительной причине, родители могут обратиться с жалобой в Министерство образования.

Размер компенсации

Законопроектом предполагалась единая для всех регионов сумма компенсации за нехватку мест в садиках, равная 5000 рублей ежемесячно. Предполагалось, что она будет индексироваться в соответствии с темпами инфляции и ежегодно расти. Регионы могли бы устанавливать дополнительные выплаты или коэффициенты, увеличивая гарантированный минимум.

Реально выплачиваемые на сегодняшний день суммы близки к указанной в проекте. Вместе с тем есть заметные региональные различия, связанные с финансовыми возможностями субъектов и установленным прожиточным минимумом. Самые большие суммы компенсации традиционно в районах со сложными условиями: ХМАО, ЯНАО и Пермском крае.

Существующие ограничения

Даже в регионах, где выплачивается компенсация, существуют определенные ограничения в ее получении. Они не связаны с материальным положением семьи, а зависят от других причин.

  • Прописка. Оформить компенсацию семья может лишь там, где она имеет постоянную официальную регистрацию. Если места прописки и реального проживания не совпадают, в выплате, скорее всего, будет отказано.
  • Возраст ребенка. В большинстве регионов финансовая поддержка оказывается родителям до тех пор, пока их чаду не исполнится трех лет. После этого выплаты будут прекращены, независимо от того, появилось место в садике или нет. Но есть регионы, где такая помощь оказывается вплоть до поступления детей в школу. Этот момент нужно уточнить заранее.
  • Отказ от места в муниципальном саду, если оно было предоставлено. Родители могут счесть расположение садика неудобным или найти иную причину. Но государство, предоставив место, свою обязанность выполнило, а значит, повода для выплаты компенсации больше нет.

До какого момента выплачиваются средства?

Компенсация начинает начисляться с момента обращения в органы соцзащиты с заявлением. Сделать это родители имеют право только после того, как ребенку исполнится 1,5 года. Но сначала им придется встать на очередь в детсад. Иначе не будет причины для просьбы о финансовой помощи.

После принятия положительного решения на банковский счет/ карту одного из родителей ежемесячно будет начисляться определенная сумма. Отчета об ее использовании не предусмотрено. Родители вправе потратить деньги на оплату услуг няни, покупку детских вещей, организацию совместного отдыха и т. д.

Регулярные выплаты будут продолжаться до того, как ребенку будет наконец предоставлено место в муниципальном или государственном дошкольном учреждении. Или пока он не достигнет предельного возраста, после которого компенсация прекращается автоматически (в каждом регионе этот показатель может варьироваться). Выход мамы из декретного отпуска на работу на предоставление средств не влияет.

Многие родители годами ожидают, когда смогут отдать малыша в детский садик. Компенсация за непредоставление места в детском саду предоставляется не на всей территории РФ, а только в некоторых регионах страны.

Особенности компенсации за непредоставление места

Многие женщины вынуждены продолжать «сидеть» дома с ребенком , поскольку малыша не принимают в садик. Проблема для некоторых городов стоит очень остро.

На данный момент вопрос о выплате компенсации решается местными властями. Для получения льготы необходимо обратиться с документами к специалистам отделения социальной защиты населения.

Единый правовой акт, регулирующий порядок предоставления льгот, на данный момент отсутствует.

Размеры выплат определяются локальными актами.

На рассмотрение Государственной Думы был внесен законопроект № 556611— 5. Согласно этому законопроекту планировалось внести ст. 53.2 Закона «Об образовании».

Факт! Планировалось, что родители смогут получать на каждого малыша компенсацию размером пять тысяч рублей, если не будет возможности устройства в дошкольное учреждение. Но законопроект, который должен был предоставить льготы родителям, так и не был принят.

Госдума отклонила поправки к Закону «Об образовании».

Скачать для просмотра и печати:

Кто может рассчитывать на получение компенсаций

Вопрос об оплате решается специалистами департамента образования или социальной защиты населения.

Основные регионы, компенсирующие материальный ущерб за нехватку места в ДОУ для дошкольников:

Внимание! Уточнить информацию по льготам можно у специалистов соцзащиты. Обращаться следует в отделение по месту регистрации.

Регион РФ Выплата на детей в возрасте от полутора до трех лет (руб.) Выплата с трех до шести лет (руб.) Нюансы
Киров 2500 отсутствует
Пермь 5295 4490
Красноярск 3709,10 отсутствует
Липецк отсутствует 5000
Самара 1000 отсутствует Размер платежа повышается на 500 р. на следующего ребенка
Томск 4000 4000 Перечисления делаются до 5, 5 лет
Ярославль 591 5000
Ямало-Ненецкий АО 3210 4210 Деньги выплачиваются до пяти лет
Смоленская область 4000 5000
Ханты-Мансийский АО 6826 3000 Платежи делаются до четырех лет
Смоленская область 4000 5000 Право на льготу теряется, когда ребенку исполняется семь лет
Архангельск 2000 2000 До четырех лет
Березники (Пермский край) 4640 4640 До пяти лет

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Необходимые документы для получения компенсации

Каждый регион устанавливает самостоятельно пакет документов, который нужно собрать для получения выплат.

Базовый комплект документации в 2019 году включает в себя:

  1. Удостоверение личности заявителя.
  2. Свидетельство о заключении брачных уз (или о их расторжении - при наличии ).
  3. Информация о банковском счете (куда будут перечисляться средства).
  4. Документы о рождении детей (несовершеннолетних).
  5. Справка из детсада о том, что ребенок стоит в очереди и нет мест.
  6. Справка о семейном составе.
  7. Медицинский полис мамы и малыша.
  8. Документ о том, что мать находится в декретном отпуске (если мать работает) или трудовая книжка ().
Внимание! Выплата компенсации - это добровольная инициатива регионов. Если таких выплат не предусмотрено - требовать их назначение невозможно.

Какие дети считаются льготниками

Иногда можно заметить, что очередь стоит на одном месте или наоборот , вперед ставят других граждан. Иногда такое включение в очередь является вполне законным.

Законом установлены следующие 5 видов льготников:

  1. сироты;
  2. дети судей и работников прокуратуры;
  3. дети сотрудников пожарной службы, ;
  4. дети работников ;
  5. дети, которые воспитываются в неблагополучных семьях.

Среди общего количества поступающих детей в дошкольные заведения есть и те, кто имеет первоочередное право на зачисление. К ним относятся дети инвалидов, а также дети военнослужащих и сотрудников полиции.

Важно! Льготные категории зачисляются быстрее, чем остальные заявители, даже если документы приняты одновременно. Скачать для просмотра и печати:

Что делать, если ребенка отказываются принимать в ДОУ

Могут отказаться принимать документы, если нет свободных мест. Отказы по другим основаниям не являются законными.

Нюанс! Должностные лица могут получить штраф за незаконный отказ. Размер штрафа для физических лиц составляет от 30 до 50 тысяч рублей. Организация может быть оштрафована на сумму от 100 до 200 тысяч рублей.

Если отказывают, следует действовать по алгоритму:

  1. Написать заявление на имя заведующей детского садика. Можно лично оставить заявление у секретаря или отправить почтовой связью. На заявлении проставляется штамп. Один экземпляр отдается заявителю, второй экземпляр остается у секретаря.
  2. Написать жалобу в департамент образования.
    • необходимо претензию обосновать: приложить доказательства, обосновать суть требований;
    • также прикладывается письменное подтверждение обращения к заведующей детского садика;
    • грамотно требуется изложить суть дела. Не следует оскорблять или унижать других лиц;
    • анонимные оскорбления и жалобы не принимаются.

Можно направить онлайн жалобу на электронную почту Департамента образования.

Внимание! Ответ на претензию дается не позднее тридцати дней.

Когда ответ не устроил, остается решать вопрос через суд. Спор рассматривается по месту нахождения ответчика, т.е . департамента образования. Пошлина за рассмотрение спора составляет триста рублей.

Еще одним органом, который осуществляет защиту прав граждан, является прокуратура. Поэтому необходимо также написать жалобу, что ребенка не взяли в дошкольное учреждение.

Какие средства выделяются из бюджета на содержание детей


Зачастую заведующие ДОУ ставят перед родителями вопрос о сборе денежных средств. То кровати нужно купить, то закупить канцелярские принадлежности и тетради для занятий с детьми. Насколько законны такие требования и должны ли родители сдавать деньги?

Важно! Требования заплатить деньги не соответствуют закону. Муниципалитет выделяет денежные средства для дошкольных учреждений.

Обязанность по финансированию устанавливается подп. 4 п. ст. 31 Закона «Об образовании». Средств должно хватить на оплату всех издержек, как текущих, так и капитальных. Если у родителей вымогают деньги, то это можно прекратить. Необходимо написать жалобу на имя руководителя департамента образования.

Чтобы получить точную информацию о финансировании необходимо обратиться в местный орган самоуправления, отвечающий за образование.

Обеспечение деятельность государственных учреждений входит в компетенцию местных органов власти. Выделяются средства как на содержание самого здания, так придомовой территории.

Средств, которые выделяют, не всегда оказывается достаточно. Точные данные по финансированию указываются в бюджетной смете. Поэтому родители могут оказать финансовую помощь, но только по своему желанию.

Совет! Можно оказать добровольную помощь. Для этого создается попечительский совет, разрабатывается устав и иная документация. После этого все желающие могут официально оказывать спонсорскую помощь.

Всеми финансовыми вопросами занимается родительский комитет. Неправильно передавать денежные средства «из рук в руки». Платежи должны осуществляться на расчетный счет учреждения.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

25 сентября 2017, 21:04 Мар 3, 2019 13:46

Время с рождения ребенка проходит очень быстро и некоторые родители не успевают даже опомниться, как их чаду исполняется полтора года. Именно в этом возрасте государство прекращает выплату пособия по уходу за ребенком и у большинства мам появляется необходимость и желание выйти на работу. Куда девать на это время ребенка? Ответ однозначный – в детский сад. На деле все оказывается совершенно не так просто и в нашей стране отправить ребенка в дошкольное учреждение зачастую оказывается очень проблематично, так как во многих регионах мест для детей, как и несколько лет назад, попросту не хватает.

Кто должен платить и какие дети могут считаться льготниками?

Вообще оплата дошкольного учреждения, посещаемого ребенком, ложится на плечи его кровных родителей или опекунов. Исключение может составлять только бесплатное посещение муниципальных и государственных детских садов детьми, которые относятся к числу льготников:

  • инвалидов;
  • сирот;
  • лишенных попечения родителей;
  • страдающих заболеванием туберкулеза.

При условии наличия родителей у ребенка, который относится к числу льготников, они оплачивают только стоимость ухода и присмотра, тогда как все расходы, связанные с образовательными мероприятиями, а также содержание детского сада в качестве имущественного комплекса, оплачиваются из государственного бюджета.

Выплаты компенсаций за непредоставленное место в детском саду – только от региональных властей

Естественно, государство предпринимало попытки не остаться в стороне от данной проблемы и планировало оказывать посильную помощь тем родителям, которые оказались в подобной ситуации и не имеют возможности отправить своего ребенка в детский сад. Еще в июне 2012 года в закон Об образовании планировалось ввести соответствующие поправки, согласно которым родителям тех детей, которым не хватило места в дошкольном образовательном учреждении из-за слишком длинной очереди, выплачивается денежная компенсация. К концу того же года был принят новый закон Об образовании в РФ, в который поправка о необходимости выплат денежных компенсаций тем родителям, детям которым не досталось места в детском саду, также не была внесена в силу определенных обстоятельств.

При этом некоторые региональные власти все-таки решили самостоятельно использовать такую практику на конкретных территориях. И самыми первыми регионами, в которых родители получили право на компенсацию, стали Ярославская, Кировская, Пермская, Самарская, Липецкая, Архангельская области, а также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО.

Что следует делать, если ребенку отказывают в принятии его в дошкольное учреждение?

В первую очередь, необходимо выяснить причины, обратившись непосредственно в тот детский сад, на очередь в который был ранее поставлен ребенок. После получения отказа в письменном виде следует подать прошение о защите прав в региональные органы управления, которые и будут рассматривать этот вопрос далее. Разбирательства такого рода проводятся в течение 30 дней, после чего выдается окончательное решение и если оно будет также отрицательным, его можно оспорить в судебном порядке либо попробовать, при наличии определенных условий, получить компенсацию.

Какие средства выделяются из бюджета на содержание детей?

Как выяснилось, ежемесячно на каждого ребенка из государственного бюджета выделяется примерно 7000 рублей, при этом существует определенный резерв, средства из которого предназначаются для инвестирования в строительство новых детских садов либо осуществление выплат родителям, для детей которых не нашлось места.

Куда будут тратиться вышеобозначенные средства – это решение принимается обычно городской либо областной администрацией, которая закрепляет их, используя местные действующие законы. В результате на каждого ребенка родителям выплачивается примерно 5000 рублей ежемесячно, так как приблизительно именно такая сумма тратится из бюджета на его содержание в дошкольном образовательном учреждении. Данные средства выплачиваются в качестве компенсации семье и строительством новых детских садов при этом заниматься не нужно.

Кто может рассчитывать на получение компенсаций за непредоставленное место в детском саду?

Рассчитывать на получение подобных компенсаций также могут не все. Выплаты полагаются только тем семьям, чей уровень дохода на одного члена семьи составляет меньше, чем сумма установленного прожиточного минимума. А вот оставшиеся средства, которые недополучат родители, имеющие достаточный доход, как раз и будут направляться на строительство дошкольных учреждений. Таким образом, постепенно краевые руководители планируют и вовсе избавиться от существующей проблемы нехватки детских садов и необходимости выплачивать некоторым семьям средства в качестве компенсации.

Также компенсации доступны для следующих категорий семей:

Размер компенсаций по регионам в текущем году

Размер ее может варьироваться в зависимости от региона, при этом сумма выплат ежегодно подвергается индексации. Например, для жителей Красноярска компенсационная выплата составляет 6000 рублей.

Официального списка регионов, в которых предоставляется компенсационная выплата за садик не существует. Актуальную информацию нужно узнавать в отделении соцзащиты своего района.

Куда и как следует обратиться?

Для того чтобы получить право на выплаты за непредоставленное место в дошкольном учреждении, родители ребенка должны обратиться в местные органы социальной защиты населения. При себе, естественно, следует иметь определенный перечень документов:

  • заявление установленного образца;
  • копию свидетельства о рождении ребенка;
  • копию паспорта родителя;
  • копию домовой книги;
  • справки о доходах всех членов семьи за последние три месяца;
  • банковские реквизиты, на которые последствии будут осуществляться выплаты.

Если семья, предоставившая документы, подходит под статус малообеспеченной, документы, предоставленные представителем ребенка, принимаются и остается только ожидать поступления средств на предоставленный лицевой счет. Однако, если процесс получения компенсации уже запущен, и в это время ребенку предоставляется место в детском саду, об этом факте следует обязательно сообщить в органы социальной защиты.

Родителям следует обращаться только в определенное отделение социальной защиты населения, которое находится в районе места прописки ребенка, так как ответственным исполнителей данной программы является Министерство социальной политики.

Полагаются ли выплаты, если мать ребенка работает?

В соответствии с действующим законодательством, после того, как ребенок достигает трехлетнего возраста, компенсационные выплаты прекращаются, независимо от того, появилось ли место в детском саду. Важно также отметить и тот факт, что получать компенсацию при условии непредоставления места в дошкольном учреждении могут одинаково, как неработающие, которые не могут найти работу по причине того, что ребенка некуда деть, так и работающие женщины, которые в свою очередь, не могут вернуться на работу по той же причине, и даже студенты.

Справедливости ради следует отметить, что на сегодняшний день некоторые субъекты РФ все же смогли найти решение проблемы, связанной с устройством детей в детские сады с трехлетнего возраста, так как проблемы в основном существуют именно с ясельными группами.

Чаще всего плата за детсады в регионах России стартует от суммы в 1000 руб. Однако по факту она может существенно отличаться даже в муниципальных учреждениях в пределах одного города, зачастую многократно превышая указанный минимальный размер, не говоря уже о самостоятельно устанавливаемых ценах в частных детских садах, зачастую многократно превышающих официальные государственные расценки.

Однако на данный момент на федеральном уровне помощь такого рода не предусмотрена , а проблема остается катастрофически актуальной - прежде всего, в семьях, где не с кем оставлять ребенка для возможности трудоустройства или возобновления работы матери по постоянному месту занятости.

Компенсация родительской платы за детский сад

По действующему федеральному российскому законодательству любая семья , которой все же повезло устроить своего ребенка в детсад, имеет право на возмещение части ежемесячной оплаты за его посещение .

Как формируются цены на посещение детских образовательных учреждений

Размер родительской платы за содержание детей в ДОУ меняется из года в год. Она устанавливается органом исполнительной власти (правительством) на местах и зависит от категории детсада, возраста ребенка, количества детей в семье и некоторых других критериев.

С 1 января 2015 года размер платы во многих регионах существенно вырос. В частности, в Москве стоимость пребывания детей в 12-часовых группах увеличилась сразу на 75%, в Забайкальском крае повышение составило в среднем 55%, в Кемеровской области - 40%.

В связи с этим 11 февраля 2015 года в Госдуму даже был внесен законопроект № 719641-6 , предлагающий ограничить размер ежегодного повышения родительской платы за посещение детьми ДОУ до уровня текущей инфляции в соответствии с официальными данными Росстата.

Однако рассмотрение этой законодательной инициативы затягивается, примерная дата обсуждения установлена на ноябрь 2015 года. В настоящее время стоимость оплаты за детсад вообще не регулируется законом (как это было до 2013 года) и устанавливается самим дошкольным учреждением (организацией).

Закон о компенсационной выплате за детский сад

Возможность получить частичную компенсацию за содержание ребенка в детсаду регулируется ч. 5 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации ».

В соответствии с документом минимальные размеры компенсационной выплаты, на которые могут рассчитывать родители по федеральному законодательству, составляют:

  • 20% от фактически внесенной суммы ежемесячной оплаты - на первого ребенка в семье;
  • 50% - на второго;
  • 70% - на третьего и следующих.

В регионах с учетом возможностей местных бюджетов на основе данных нормативов устанавливаются конкретные размеры компенсаций, которые не могут быть меньше вышеуказанных.

Например, ни в одном регионе не требуется , . А в компенсация на первого ребенка предусмотрена в повышенном размере - 30%, на второго и последующих - 50% и 70% соответственно, причем считая не от фактической родительской платы, а от средней по городу.

Компенсации перечисляются на банковский счет (сберкнижку или карту) родителя , который внес оплату за детский сад, ежемесячно до определенной даты, установленной региональным законом. Невозможно внесение оплаты за детсад родителями с одновременным вычетом компенсации, то есть сначала надо заплатить (причем вовремя) полную сумму, а потом получить положенное возмещение.

Сумма компенсационной выплаты пропорциональна нескольким факторам:

  • количеству детей в семье до 18 или до 23 лет (последнее - при обучении ребенка на очном отделении);
  • фактической стоимости услуг дошкольного образовательного учреждения;
  • установленным льготам на региональном и федеральном уровнях (например, в зависимости от дохода семьи, количества детей, их состояния здоровья и других обстоятельств).

Заявление на компенсацию оплаты детского сада

Подать заявление на возмещение платы за детсад может один из родителей или опекун ребенка, с которым заключен договор на посещение детского учреждения. Как правило, заполняется заявление на специальном бланке дошкольной образовательной организации, возможный образец которого приводится ниже.

Образец заявление на возмещение оплаты за детсад

Заявление в общем случае содержит следующие данные:

  • название ДОУ, в которое обращается заявитель;
  • ФИО и место проживания родителя;
  • содержание заявления с просьбой предоставить частичную компенсацию родительской платы на ребенка;
  • перечень прилагаемых документов;
  • обязательство сообщать обо всех существенных изменениях, которые влияют на право предоставления компенсации.

Заявление подается в образовательную организацию, в которую был принят ребенок, на имя его руководителя. После приема оно регистрируется в журнале лиц, обратившихся за компенсацией оплаты.

Заявитель вместе с заявлением также должен предоставить (в оригиналах и копиях) следующие документы:

  • удостоверение личности (паспорт);
  • свидетельства о рождении всех детей в семье (если оформление компенсации осуществляется на второго ребенка и последующих);
  • данные о номере счета в банке и реквизитах кредитной организации для перечисления денег (обычно указаны на титульном листе сберкнижки или по справке из банка о реквизитах счета).

Последующая процедура рассмотрения заявления и принятия решения происходит в соответствии с законодательными актами конкретных субъектов РФ и муниципалитетов.

Как правило, уполномоченный представитель организации, реализующей дошкольную образовательную программу, при приеме заявления:

  • заверяет копии документов, а оригиналы возвращает заявителю;
  • формирует и подает в уполномоченный орган (например, Департамент образования, соцзащиты и здравоохранения) списки заявителей на получение компенсации;
  • ежеквартально актуализирует эти списки и направляет в уполномоченный орган данные о фактически произведенной оплате родителями стоимости посещения ребенком детсада.

Выплаты компенсации за детский сад производятся исходя из средств, предусмотренных для этих целей региональными и местными бюджетами .

Пример расчета размера компенсационной выплаты за детсад

Предположим, что для семьи с детьми 3.5 и 5 лет, проживающей в Петрозаводске, плата за посещение детского сада составляет 3410 руб. в месяц (за каждого ребенка). При обращении за компенсацией родителям будет ежемесячно возмещаться:

  • 682 руб. (20%) - на первого ребенка;
  • 1705 руб. (50%) - на второго 50%.

Итого государство за каждый месяц компенсирует родителям 2387 руб. (682 + 1705) из 6820 руб., ранее уплаченных ими за посещение детьми дошкольного учреждения. За счет этого фактический размер ежемесячной оплаты на двух детей составит 4433 руб. , что составляет 65% от исходной суммы.

Компенсация за непредоставление детского сада

Как уже было сказано выше, законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право граждан на бесплатное детское дошкольное образование. Несмотря на Дмитрия Медведева на Всероссийском форуме социальных работников , проведенном 27 марта 2015 года партией «Единая Россия» в Ярославле, об успешном строительстве детских садов в стране, фактически очереди в дошкольные учреждения зачастую растягиваются во многих городах страны на несколько лет вперед . Из-за этого не все матери, которым необходимо выходить на работу в связи с , имеют такую возможность.

Вопрос о том, что делать с ребенком, если его не с кем оставлять дома, а места в детском саду нет и матери необходимо выходить на работу, на федеральном законодательном уровне до сих пор в должной мере не урегулирован и является очень болезненным для родителей.

Несколько лет назад данную проблему пытались решить на федеральном уровне внесением поправок и изменений в действовавший тогда закон «Об образовании» с помощью проекта законопроекта № 556611-5 , который в итоге так и не был принят, но предложенные в нем меры поддержки семей с детьми до сих пор остаются очень актуальными.

Проект федерального закона 556611-5

В 2011 году в Госдуму был вынесен законопроект № 556611-5 , который предусматривал изменения в закон «Об образовании» , действовавший еще до принятия нового аналогичного закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 .

В документе предлагалось на федеральном уровне решить вопрос предоставления денежных пособий и компенсационных выплат родителям, которые не смогут получить на своих детей место в государственном или муниципальном дошкольном учреждении. Тогда сумму компенсации за непосещения детского сада предполагалось установить фиксированной - в виде ежемесячного пособия в размере 5000 руб.

Данное предложение законодателей преследовало одновременно несколько целей:

Социально полезный проект закона был отклонен по причине имеющихся в регионах огромных очередей в детские сады и потенциальной невозможности федерального бюджета справиться с возможным наплывом желающих на получение компенсации.

В то же время необходимо понимать: нежелание государства заботиться о дошкольниках часто приводит к ухудшению условий детского содержания . Например, в негосударственных «группах доверительного пребывания» , где родители вынуждены оставлять детей из-за необходимости идти на работу при отсутствии мест для детей в детсадах, нарушаются санитарные и бытовые условия.

Компенсация за отсутствие места в детском саду в регионах

На данный момент в некоторых субъектах РФ действуют местные компенсационные выплаты родителям детей, которым не предоставлено место в детских садах или яслях. Сумма ежемесячной компенсации не унифицирована , устанавливается с учетом возможностей местных бюджетов, а условия получения (в частности - возраст детей, дающий право на компенсацию) могут существенно отличаться.

В большинстве регионов подобная помощь предусматривается на детей в возрасте от 1.5 до 6 лет, однако в каждом конкретном случае акцент на проблему может ставиться по-своему:

  • в Липецке она предусмотрена для детей от 3 до 6 лет;
  • в Самаре, Кирове, Краснодаре - от 1.5 до 3 лет.

В некоторых регионах, независимо от возраста детей, сумма унифицирована (Архангельск, Томск), а в других населенных пунктах может устанавливаться дифференцировано. Например, в 2014 году:

  • в Перми компенсация для детей 1.5-3 лет составляла 5295 руб., а в возрасте 3-6 лет - 4490 руб.;
  • в Самаре на первого ребенка компенсируют 1000 руб., второго - 1500 руб., третьего - 2000 руб.

С разными вариациями аналогичные пособия и компенсация устанавливаются также в Липецке, Ярославле, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО, Смоленской области и других регионах.

Официального списка регионов, в которых действует на данный момент программа, не существует . Узнать, актуально ли денежное возмещение для конкретного населенного пункта РФ, можно в органах соцзащиты населения по месту жительства. Однако существует проблема информирования сотрудников местных органов соцзащиты, которые часто не могут предоставить необходимую информацию родителям. В таком случае следует подавать запрос в Департамент образования.

Необходимые документы вместе с заявлением на предоставление компенсации подаются в отделения Управления соцзащиты населения (УСЗН) по месту жительства. Перечень документов может меняться в зависимости от региона, но обычно включает в себя:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о браке (разводе) родителей;
  • номер и реквизиты его счета в банке;
  • свидетельства о рождении всех несовершеннолетних детей;
  • справка из ДОУ о постановке ребенка на очередь и отсутствии мест;
  • приказ о предоставлении матери декретного отпуска с места работы (или трудовая книжка для неработающих);
  • справка о составе семьи;
  • медицинский полис матери и ребенка.

Необходимо также помнить, что региональные компенсации и пособия устанавливаются в субъектах федерации исключительно по собственной инициативе - никакого обязывающего их закона на федеральном уровне пока не существует!

По отзывам родителей, подобного рода компенсации и пособия очень значимы для семей с детьми. Отсутствие федерального закона-регулятора, который сделал бы подобные выплаты обязательными для любого субъекта РФ, ставит родителей из разных регионов в очень неравное положение.

Оплата материнским капиталом услуг по присмотру и уходу за ребенком

В России на федеральном уровне также закреплена возможность вносить оплату за услуги дошкольных образовательных организаций из средств .

Место в детском саду не предоставляют из-за отсутствия. С такой проблемой сталкивается большинство семей. Если есть место в детском саду, то как правило в другом районе, за много километров. Выход из такой ситуации родители находят путем обмена места в детский сад. В интернете, есть множество сайтов, на которых размещаются объявления с информацией об обмене путевками в детский сад. Хотя проблема с детскими садами и решается, не во всех регионах родителям удается устроить своих детей в дошкольное учреждение с 1,5 лет даже при наличии определенных льгот.

Некоторые регионы Российской Федерации выплачивают компенсацию семьям, которым не удалось пристроить ребенка в дошкольное учреждение.

Получить место в детском саду по суду тоже возможно. Если вы обратитесь в суд с иском, мотивируя свои требования тем, что с определенной даты ваш ребенок был поставлен на учет в Департаменте образования администрации вашего города, для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на получение дошкольного образования. Несмотря на ваши неоднократные обращения, место в детском саду для вашего ребенка предоставлено не будет. Если отказ будет мотивирован отсутствием в МДОУ свободных мест, сроки получения путевки не указаны, в результате чего вы вынуждены находиться с ребенком дома, нести дополнительные расходы, лишены возможности выйти на работу, то смело обращайтесь в суд. Ниже приведены некоторые статьи с пояснениями, которые можно просто скопировать и вставить в ваше исковое заявление на предоставление место в детском саду.

Место в детском саду по закону

Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

С учетом изложенных норм закона, к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 1).

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (пункт 2).

С учетом характера спора и содержания приведенных выше норм материального и процессуального права, на истце лежит бремя доказывания следующих фактов: достижение ребенком возраста, предусмотренного статьей 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», наличие льгот на получение места в детском дошкольном образовательном учреждении, обращение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Ответчик, в свою очередь, должен представить суду доказательства, подтверждающие наличие лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском саду, отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также принятие мер по обеспечению права ребенка на получение дошкольного образования в других образовательных учреждениях.

При этом данные факты и обстоятельства должны быть подтверждены доказательствами, отвечающими требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.




Рассказать друзьям