Какими должны быть взаимоотношения отцов и детей. Отношения родителей (отцов) и детей – аргументы ЕГЭ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России - 60-е годы XIX века - показано в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки - это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.
Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых.
Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне. Павел Петрович всегда безупречен и элегантен.
Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества - проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева - это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей.
Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете (“Да ведь надобно и строить”), Базаров отвечает, что “сперва нужно место расчистить”.
Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой - презирает “глупую жизнь отцов”. От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.
При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает. “Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России... Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами... Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре... Базаров похоронен в этой могиле... К ней... приходят два уже дряхлых старичка...”
Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности - родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается “в пользе его влияния на Аркадия”. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места.
Проблема отцов и детей - одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” отразил в своей замечательной комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского “Гроза”, ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав. Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая - упрекала автора в клевете на молодое поколение.
Как бы то ни было, роман Тургенева “Отцы и дети” стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.

Материнская роль в жизни человека, влияние взаимоотношений с матерью на психологическое благополучие личности – это широко освещенные темы в современной психологии. Вроде бы никто и не оспаривает, что отец также играет очень важную роль в жизни человека, но все же в литературе эта проблематика рассмотрена недостаточно полно, отцовское влияние представляется неясным и явно недооцененным.

Несмотря на недостаточное внимание к вопросу о роли отца в процессе воспитания, эта тематика не лишена актуальности. Уже во взрослой жизни фигура отца продолжает влиять на такие сферы человеческого существования, как сфера отношений с противоположным полом, взросления и самореализации, а также на формирование идентичности. Рассмотрим подробнее особенности этого отцовского влияния.

Построение отношений

У мужчин и женщин фигура отца по-разному влияет на построение отношений в будущем. Однако, в обоих случаях взаимоотношения с отцом, его отношение к ребенку влияет на формирование поло-ролевой идентичности.

Так, если отец хвалил и восхищался девочкой, подчеркивал ее «женственность» («Какая ты у нас красавица», «Вот, хозяюшка в доме растет» и т.д.), то и девочка начнет испытывать гордость по поводу своей половой принадлежности. Тогда в девочке начинает расти прекрасное чувство «я – девочка, дочка. Я удивительная и красивая», приходит понимание своего отличия от мальчиков; понимание того, что она может вызывать восхищение у отца (а значит, в будущем, и у других мужчин). Если же отец демонстрировал свое разочарование по поводу рождения дочки, а не сына, девочка в будущем будет усиленно пытаться вызвать чувство восхищения и любви (которое недополучила в детстве от своего отца) у мужчин: флиртовать, заигрывать, вновь и вновь сменять партнеров, пытаясь заполучить мужское внимание. Или же девушка может попытаться «быть как мужчина»: реализовываться в карьере, пытаться всегда и во всем быть на равных с мужчинами.

У мальчиков же фигура отца влияет на формирование мужской идентичности: отец становиться идеалом, мальчик хочет во всем быть как папа, быть таким же сильным, умным и умелым . Ради получения одобрения со стороны отца, мальчики готовы идти на достижения, демонстрировать свои умения. Если отец поощряет эти действия, мужская идентичность сына находит свое подтверждение. Бывают случаи, когда, напротив, ребенок не желает быть похожим на отца (например, в ситуации развода папы с матерью, где ребенок занял сторону мамы) – тогда фигуру отца заменяет образ другого значимого мужчины в жизни мальчика.

Второй стороной проблемы отношений является выбор партнера.

У женщин эта проблема проявляется в ситуации, когда все мужчины «не то», отношения с любым мужчиной не устраивают, не удовлетворяют. Часто в процессе психологического консультирования с такими женщинами выясняется, что сами-то партнеры тут ни при чем, а дело – в отце. Часто окружающие просто «не дотягивают» до священного идеала отца и ни один мужчина не может завоевать женское сердце, так как оно уже безраздельно принадлежит папе. Возможна и другая ситуация – когда дочери «по наследству» от матери передаются претензии к отцу, которые дочь распространяет на всех мужчин в принципе. Задача консультанта в обеих ситуациях – провести границу между отцовско-детскими и партнерским отношениями, отказаться от психологического «слияния» с отцом, чтобы найти свое место в отношениях типа «мужчина-женщина».

У мужчин же от отца передается схема ролевого поведения в семье . От отца он перенимает убеждения про надлежащее поведение и роль женщины, а также про роль и поведение мужчины в отношениях и семье. Глядя на взаимоотношения отца с матерью, мальчик учится, как мужчина должен общаться со своей женщиной, и как он в будущем будет строить отношения со своей женой. Если отец долго отсутствовал в семье (физически или психологически), плохо обращался с детьми и женой, сын может испытывать сложности при построении отношений и создании семьи. В терапевтической работе с такими клиентами психолог стремится помочь отделить возможности построения реальных отношений от искаженной схемы, наследованной от отца, помочь научиться создавать семью, опираясь на «мужское Я» внутри себя.

Проблема идентичности

Идентичность для человека – это ответ на вопрос о том, кем же он является, это целостный образ себя. Проблемы с идентичностью означают появления внутриличностных конфликтов, нарушение целостности образа себя, непринятие некоторых сторон своей личности и т.д. В плане взаимоотношений с отцом, проблемы с идентичностью могут появляться в двух случаях:

  • Неприятия отцом ребенка;
  • Неприятие ребенком своего отца.

В первом случае образ отца превращается в своеобразного «внутреннего критика», который оценивает все действия и поступки ребенка. Дело в том, что отцовская роль чаще всего проявляется в установлении критериев и правил, оценивании правильности поведения, потому ребенок и начинает оценивать себя сквозь призму мнения отца («а что бы сказал папа?»). Если требования реального отца были адекватными, то и «внутренний критик» не будет иметь деструктивного влияния на идентичность человека; если же отец был слишком строг и деспотичен или же непоследователен в установлении правил, то идентичность ребенка будет подвержена внутренним критическим нападкам. В процессе психологической работы с данной проблемой основная задача – распознать «внутреннего критика» и обезоружить его путем интеграции собственной идентичности, принятия ранее отрицаемых сторон личности. Одним словом, стоит позволить себе быть таким, какими мы являемся в действительности.

Вторым вариантом причины возникновения проблем с идентичностью является непринятие отца ребенком. Сразу следует заметить, что подобное непринятие начинается только в случае, если отец негативно воспринимается окружением ребенка (мамой, бабушкой и дедушкой). Это происходит, например, в случае развода между мамой и папой: ребенок вынужден выбирать сторону, принимая участие в подобных «семейных войнах». Чаще всего ребенок принимает именно материнскую сторону, а фигура отца со временем становиться все более «однобокой»: на отца навешивается ярлык «предателя» и связь с позитивными сторонами детско-отцовских отношений прерывается. Задача для психолога в этой ситуации – восстановить полноту образа отца, со всеми реальными достоинствами и недостатками, а также возвратить уважение к роли отца в семье.

Проблема неуверенности в себе

Если благодаря матери мы с детства чувствуем всю «нужность» кому-то, понимаем, что значит быть по-настоящему любимым, то отец привносит чувство стабильности и надежности. Именно «за спиной отца» ребенок чувствует себя «как за каменной стеной», чувствует уверенность в себе и собственной безопасности. Если же отец был дисфункционален (не выполнял отцовские обязанности, не осуществлял функцию поддержки), был деструктивен (нападал вместо защиты), то и у ребенка не выходит испытывать уверенность в собственных силах, выказывать достаточную открытость к внешнему миру.

Исходя из этого, следует высветлить некоторые аспекты влияния папы, которые способствуют чувству уверенности и помогают успешно самореализовываться в будущем:

  • Отец помогает ребенку успешно сепарироваться от матери. Папа становится для ребенка первым человеком, с которым он строит значимые отношения, и который «не-мама». Если этот один из первых кризисов в жизни ребенка будет удачным, этот опыт станет основой для прохождения дальнейших кризисов.
  • Построение взаимоотношений с папой – важный опыт для построения партнерских отношений в будущем. Если близкими у ребенка были отношения только с матерью – то и в партнерских отношениях он будто остается лишь маленьким ребенком.
  • Научившись любить не только маму, но и отца, ребенок учиться совмещать отношения и роли, не быть поглощенным любовью лишь к одному человеку. Это умение в будущем уберегает человека от возникновения созависимостей в отношениях.
  • Общение с отцом толкает ребенка на расширение границ, способствует открытости новому опыту. Чаще всего именно отец побуждает ребенка пробовать новое, бросать вызовы окружающему миру и достигать большего (вспомним, хотя бы, что именно папы поощряют маленьких детей, когда те бегают по лужам или прыгают в грязь).

Если же какой-то их этих аспектов отцовско-детских отношений не был реализован в детстве, в психологической работе делается акцент на переход клиента к более зрелому и адаптивному состоянию при помощи опоры на внутренний отцовский образ-архетип, дарующий силу и энергию для свершений.

Текст из ЕГЭ

(1)В редакцию журнала пришло интересное письмо. (2)Автор -семидесятидвухлетиий москвич — пишет: «Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда кажется, что он какой-то инопланетянин, — так он не похож на мать, на меня, на свою бабушку. (З)Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично учится, посильно помогает матери — моей дочери — по хозяйству, и даже в его грубоватом обращении ко мне «дед» я порой чувствую привязанность… (4)Но его одежда, этот свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими «прикидами» и «приколами», его взгляды и то, что все мои мысли и суждения вызывают у него насмешку, — всё это делает его настоящим инопланетянином в нашей семье… (5)Глядя на внука и его приятелей, проходя мимо шумных компаний подростков, я не могу отделаться от вопроса: откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юнцы? (6)Кто сделал их такими?». (7)Спорить с автором письма не приходится. (8)То, о чём он пишет, наверняка знакомо большинству читателей, у которых есть внуки. (9)Единственное, с чем нельзя безоговорочно согласиться, — это с вопросом «Кто сделал их такими?». (10)Мы так привыкли во всём искать виновных, что спокойный взгляд на вещи, попытка найти объективное объяснение даются нам, к сожалению, с трудом. (11)Конечно, куда проще сказать, что во всём виноваты телевидение, американские фильмы, школа, рыночная экономика, правительство, чем постараться понять причину так пугающе расширившейся пропасти между отцами и детьми, не говоря уже о внуках. (12)А пропасть эта, между прочим, была всегда. (13)Об этом сто сорок лет тому назад И.С. Тургенев написал свой знаменитый роман «Отцы и дети». (14)Да что Тургенев! (15)В одном из древнеегипетских папирусов автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи и что мир поистине рушится. (16)Другое дело, что в прежние времена изменения в человеческом обществе происходили неизмеримо медленнее, чем сейчас. (17)Изучал влияние убыстрившегося хода истории во второй половине XX века психологи даже ввели термин «шок будущего». (18)Это чувство смятения, беспомощности, дезориентации, которое охватывает людей, когда их психика перестаёт поспевать за чересчур стремительными изменениями в обществе, в технологиях, в нравах и обычаях. (19)Что же говорить о нас когда за одно десятилетие — неуловимое мгновение по меркам истории -мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация политический строй, исчезла привычная страна. (20)Это не просто шок будущего, это супершок. (21)Приходится только удивляться душевно? стойкости, которая позволила людям выстоять перед таким историческими цунами. (22)Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не похож на нас? (23)Просто они живут в другое время, в другую эпоху. (24)А кто лучше, мы или они, — вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. (25)Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае — странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся. (26)Что же делать, чтобы хоть как-то сузить ров, разделяющий нас. (27)Прежде всего нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга, какими бы чуждыми они нам ни казались. (28)И это разумеется, трудно, но необходим.

(По Е. Кореневской)

Вступление

На протяжении многих веков людей творческих волнует проблема взаимоотношения поколений. Этой теме посвящено множество литературных произведений, фильмов и театральных постановок. Да и в реальной жизни сложно найти человека, ни разу не сталкивавшегося с непониманием или неодобрением старших.

Проблема

Е. Керенеевская заявляет проблему «отцов» и «детей», размышляя над письмом семидесятилетнего мужчины, возмущенного непохожестью на него внука-подростка.

Комментарий

В письме пожилого человека отчетливо звучит вопрос: почему молодое поколение так отличается от старшего? Он выражает беспокойство по поводу внешнего вида четырнадцатилетнего внука, его речи, пестрящей молодежным сленгом. Других претензий у дедушки нет – мальчик показывает себя хорошо в учебе и помогает матери по хозяйству.

В конце письма звучит просьба найти ответ на вопрос: «Кто сделал их такими?». Возможно, виновато телевидение, зарубежные фильмы, современное образование, политика правительства. Но ведь над этой проблемой задумывались люди и в былые времена, особенно на пороге величайших перемен в обществе.

Авторская позиция

Е. Керенеевская убеждена, что для примирения «отцам» и «детям» следует быть более терпимыми друг к другу, проявлять уважение к интересам близких. Тогда возможно будет наладить продуктивное общение.

Своя позиция

С автором нельзя не согласиться. Если бы мы были толерантнее к консерватизму старших, а они не так поражались всем «странностям» молодежи, жизнь для многих стала бы проще. В конце концов, не так уж мы различны.

Аргумент №1

Об этом пишет И.С. Тургенев, величайший русский классик 19 века, в своем романе «Отцы и дети». Автор рассматривает столкновение двух поколений, двух противоположных по взглядам миров – мир дворян-аристократов, либералов Кирсановых и мир революционеров-разночинцев Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова.

С самого начала романа конфликт между «отцами» и «детьми» плавно нарастает, доходя до кульминации в сцене дуэли Павла Петровича и нигилиста Базарова. Но уже во второй половине произведения мы видим, как правила родителей становятся близки Аркадию, как принимает многое из того, что ранее отрицал, Евгений.

В результате, Аркадий становится примерным семьянином, живет дружно и с отцом, и с дядей. А Базаров, чуждый простому человеческому счастью, умирает в одиночестве. Возможно, меньшее следование идеям нигилизма позволили бы Евгению лучше понять стариков Кирсановых и собственных родителей. Может и жизнь его сложилась бы менее трагично.

Аргумент №2

Вспоминается еще одно произведение, где проблема неприятия поколений друг другом привела к гибели главной героини. Это пьеса «Гроза» А.Н. Островского.

Кабанова – мать большого семейства, очень властная и требовательная женщина, заставляла своих детей и их семьи жить по тем правилам, которые ей подсказывал домострой. Она не допускала ни малейшего отступления от сложившегося у нее в голове сценария, унижала и оскорбляла всех своих домочадцев, чтобы содержать их в постоянном страхе.

Не выдержав столь гнетущей атмосферы, Катерина, привыкшая к открытому проявлению чувств и всем сердцем мечтающая о свободе, сначала изменяет мужу, а затем и вовсе бросается в Волгу, покончив жизнь самоубийством. Тихон, узнав о ее смерти, обвиняет в произошедшем свою мать.

Разобщенность героев, приведшая к трагедии, вызвана неумением людей мириться со слабостями других, с особенностями их мировосприятия. Будь купчиха Кабанова немного умнее, она не осталась бы одна на старости лет, а обрела бы большую и дружную семью.

Заключение

Непонимание между родителями и детьми – это закономерность, диктуемая ходом времени. Чтобы избежать излишних неприятностей, нужно быть более чуткими друг к другу, стараться понимать и уважать интересы и ценности каждого, насколько бы странными они нам не казались.

Как приятно видеть папу, гуляющего с малышом. Но, к сожалению, такая картина больше похожа на исключение, чем на правило. В нашей стране принято считать, что воспитание детей отцом должно происходить, начиная с подросткового возраста, когда оно больше похоже на порицание провинившегося ученика. До этого момента общение отца с ребенком в основном сводится к бытовому уровню и происходит в небольших перерывах между маминым воспитанием.

Отношения отца и ребенка

Как мама, так и папа равнозначно являются первыми людьми в жизни маленького человека. Присутствие папы в жизни малыша также важно и необходимо, как мамино. С самого рождения ребенок учиться понимать мир через призму своих отношений с родителями. Отсутствие внимания со стороны одного из них создает искажения восприятия, которые в последствие будут формировать психологические блоки и отклонения. Отец, будучи активным началом, должен создавать видение направления для своего ребенка. Он должен быть примером, но не авторитетом, навязывающим собственную волю несформированной психике малыша. По своей сути отношения «отец и ребенок» являются более уязвимыми и требуют большей работы над собой, чем отношения «мать-ребенок». В первую очередь это связано с тем, что у нас есть четкие представления о том, что должна делать мама, чтобы ее ребенок был здоровым и развивался в соответствии со своим возрастом. В противоположность этому, очень трудно определить обязанности отца. Все мы склоняемся к тому, что роль отца сводиться только к обеспечению жизнедеятельности мамы и малыша. Мы сами превратили папу в бездушную машину для зарабатывания денег, лишая тем самым и его и ребенка обычного человеческого общения.


Влияние отца на ребенка

Сейчас, когда роль папы в жизни малыша все еще сводиться только к зарабатыванию денег для его обеспечения, влияние отца на ребенка сильно искажается. Создаются неестественные модели поведения, которые приводят к дисбалансу в формировании личности малыша. Отец может выступать или неким подарком, которым в конце дня ребенка награждают за хорошее поведение. Или же наоборот, он становиться судьей, который придя домой должен вынести какое-то наказание за его плохое поведение в течение дня. Устанавливается искусственная граница между отцом и ребенком, отделяющая их друг от друга. Ребенку очень трудно определить, кем является для него папа. С одной стороны он – близкий человек, с другой он – авторитет, находящийся настолько высоко, что ребенок начинает чувствовать свою ущербность и чувство вины практически во всем. Ему очень сложно понять, как ему относиться к отцу – любить или ненавидеть. Двойственность в отношении к папе создает раздвоение в самом ребенке, которое может преследовать его всю оставшуюся жизнь и влиять на его восприятие других людей.



Проблемы отношений отца и ребенка

Когда отец принимает решение стать недосягаемым для своего ребенка, он всегда должен помнить о серьезных последствиях такой игры в будущем, как для него самого, так и для своих детей. Уязвимость ребенка перед взрослым человеком создает в нем много комплексов, которые рождают огромное количество проблем в его взрослой жизни. Неуверенность в себе , зажатость, различного рода фобии, как и чувство превосходства и высокомерие - все родом из детства. Нужно всегда помнить, что Ваш ребенок просто вынужден обращаться именно к Вам, так как он полностью зависит от Вас и Ваших решений. Он еще не способен принимать ответственность за свою жизнь и в силу обстоятельств должен терпеть Ваше отношение к нему. Чувство отверженности – вот то, что все дети без исключения чувствуют, когда отец пытается показать им, кто в доме хозяин. Боль и безысходность, которые рождаются во внутреннем мире малыша, в будущем перерастут в более серьезные психологические и физические проблемы.



Высокомерное поведение папы не принесет счастья и ему самому. Никакие доводы о том, что он кормил своих детей, потратил на них все свое время и здоровье не смогут убедить их любить и уважать отца. Как результат, одиночество и упущенное время, которое можно было потратить на улучшение отношений со своими детьми, стремление понять и принять их такими, какие они есть.

Как наладить отношение отца и ребенка

Конечно, намного легче работать с теми родителями, для которых ребенок был желанным и ожидаемым. Такие родители были готовы взять ответственность за своего ребенка и работать над его воспитанием. Намного сложнее, когда ребенок пришел незапланированно или его появление было важно только для мамы. Как бы не складывались обстоятельства, появление малыша необходимо рассматривать как уникальный шанс, дающий возможность в первую очередь родителям работать над своим характером. Появление ребенка меняет приоритеты в семье и дает понять мужчине, что он не единственный, на кого должно быть направлено внимание. К сожалению, папы крайне редко могут признаться в проблемах в отношениях со своими детьми, что провоцирует их уход на более глубокий уровень в виде обиды, непонимания и агрессии.

Для того, чтобы наладить отношения между ребенком и отцом необходима осознанная помощь и влияние мамы. Каждая женщина должна стараться уделять достаточное количество времени и внимания своему супругу, чтобы предотвратить его внутреннюю ревность по отношению к детям. Рождение малыша не только накладывает на мужчину обязательства, но и создает новые модели взаимоотношений в семье, для приятия и понимания которых требуется время и целенаправленная работа. Мама выступает тем связующим звеном, которое сможет оказать действительную помощь в создании новых гармоничных отношений в своей семье и помочь отцу ребенка принять на себя новую роль, снижая стресс и неуверенность до минимума.


Роль папы в жизни детей имеет огромное значение. Все дети нуждаются в обычных человеческих отношениях со своим отцом. Очень часто именно папа, благодаря своему разумному взгляду на жизнь, становиться первым и самым верным другом для своего сына или дочери. Всем нам нужно приложить достаточно усилий, чтобы понять то, что наши дети нам нужны не для того, чтобы что-то получить от них, а для того, чтобы что-то отдать им.

Проходят годы, десятилетия, века, а проблема взаимоотношений старшего и молодого поколений остаётся. Как часто можно услышать: «Что за молодёжь пошла! Вот в наше время…» Нам, молодым, кажется, что родители «давят» на нас своим авторитетом, возрастом, что они не понимают своих детей, стремятся ограничить нашу свободу. Станем взрослыми мы и, наверное, так же будем относиться к своим детям, то же самое будем говорить им, стремясь уберечь их от всех жизненных невзгод. Я думаю, что поэтому столкновения между детьми и родителями вечны, потому что на особенности каждого поколения людей влияет то время, в которое они живут, социальные и бытовые условия, политическая ситуация в стране.

Вопросы взаимоотношений «отцов и детей» всегда интересовали писателей и, конечно, нашли отражение в художественной литературе. Проблема преемственности поколений, конфликт между старшими и молодыми, отношения родителей и детей – это далеко не полный перечень проблем, отражённых в различных произведениях русской и зарубежной литературы. Обратимся к примерам.

Вспомним комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль». Яркий представитель «отцов» — госпожа Простакова, «детей» – Митрофанушка. В конце произведения мы видим плоды воспитания недоросля Митрофана матерью. «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» — говорит он ей. Мы не можем сказать, что Простакова не любила своего сына. Но Стародум называет её любовь «безумной». Грубость, невежественность, слепая любовь матери привели к тому, что Митрофан вырос таким же, как она. Ничему не научился: ни грамоте, ни вежливости, ни отношениям с людьми. «Вот злонравия достойные плоды», — это последние слова в комедии. Неразумное воспитание сделало своё дело. Сын равнодушен к своим родителям. Комедия Фонвизина о многом заставляет задуматься. И прежде всего о том, какими чаще всего вырастают дети в семьях таких родителей, как Простаковы.

В начале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» говорится о том, как воспитывался Петруша Гринёв в родительском доме. Он «рос недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Русской грамоте обучил его стремянный Савельич. Позже старший Гринёв выписал для Петруши француза – мосье Бопре, который, впрочем, немногому научил дворянского сына. Мало рассказывает автор о том, как отец растил Петра Гринёва, но за строками произведения читается многое. Несомненно, что сам уклад жизни семейства Гринёвых являлся важным звеном в воспитании единственного сына, что отец был строгим и авторитетным главой семьи, что он внимательно следил за взрослением Петруши, за тем, чтобы тот рос достойным человеком. Поэтому никогда Пётр Гринёв не смог бы ослушаться отца, пойти против его воли. Дальнейшие события, описанные в произведении, подтверждают то, что молодой Гринёв всегда вёл себя достойно, выполняя завет отца: «Береги честь смолоду».

У писателя Анатолия Алексина есть рассказ «Безумная Евдокия». В нём тоже говорится об отношениях родителей и детей. Прочитав это произведение, я задумался о том, почему Оленька росла эгоисткой, не замечая вокруг себя других людей? Наверное, потому, что с самого её рождения отец и мать жили только для дочери, забыли о своих увлечениях и интересах, радовались тому, что дочь их умна и талантлива. Родители Оленьки – это стало их главной профессией. Их «слепая любовь» привела к тому, что мать Оли попала в больницу с душевным расстройством, потому что её дочь решила как всегда быть первой: в походе покинула лагерь и отправилась выполнять задание одна. Она нашла путь, по которому прошёл в годы войны Митя Калягин, чтобы спасти раненых солдат. Но нельзя не вспомнить слова её отца: «Он прошёл этот путь, чтобы спасти людей. А ты, чтобы погубить… самого близкого тебе человека». Алексин
не пишет, что дальше стало с Оленькой и её родителями. Мне кажется, что и те, и другие не смогут больше жить по-прежнему, что героиня произведения задумается наконец о себе, о своей семье и своём отношении к людям.

Родители и дети. Вечная тема для размышлений. И сейчас, когда мы – дети, и в будущем, когда мы сами станем родителями. Я думаю, что не только любовь, но и разумное воспитание очень важны, чтобы отношения между старшими и младшими поколениями развивались в любви и согласии.



Рассказать друзьям