Формирование творческого потенциала дошкольников. Творческий потенциал ребенка и его развитие

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста.

Развитие активной творческой личности - одна из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики. Идея обучения, ориентированного на поддержание и развитие творческого потенциала, лежит в основе ответа на насущный вопрос: как учить детей, начиная с ранних возрастов, чтобы не

погасить искру творчества, заложенную в каждом ребенке изначально?

Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности.

Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности и не могут созреть сами по себе. Их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития его творческого начала.

Творческий потенциал личности есть в каждом, но не все стремятся на протяжении всей жизни его развивать.

Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы, такие как внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности.

Творческий потенциал личности является неким ядром его внутренних сил, помогающий ему самореализоваться. Часть качеств, которые обуславливают его потенциал, формируется генетически, часть - в период детского развития, а остальная составляющая появляется в разные периоды человеческой жизнедеятельности.

Творческий потенциал (англ. Creative potential) - совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в разных видах деятельности.

Творческая личность – это личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции.

Педагоги и психологи (О.В.Дыбина, Т.С.Комарова,В.С.Кузин, Я.А.Пономарев , С.Я.Рубинштейн, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, Т.Я.Шпикалова и другие) считают, что творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам он не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.

В то же время творчество дошкольника – это не просто результат педагогического воздействия.

Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности.

Для того, чтобы развить свой потенциал, необходимо развивать такие качества как:

1.Инициативность.

2.Способность двигаться вперед.

3.Уверенность в себе.

4.Стремление по максимуму использовать появившиеся возможности.

5.Доводить начатое дело до финального конца.

Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других.

Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается в детские годы. Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей детей недостаточно. Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения.

В настоящее время ширится круг инновационных программ развития ребенка в ДОУ. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий развития творческих способностей детей остается актуальным. Современный образовательный процесс содержит комплекс проблем, затрудняющих эффективность решения вопросов развития творческого потенциала личности.

Среди них можно назвать следующие:

Использование в обучении нескольких приоритетных направлений, что исключают возможность специальной работы по развитию творческих способностей;

Недостаточное владение технологией развития творческих способностей.

Согласно идеям А. В. Запорожца и Л. А. Венгера, жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если он чувствуют себя созидателями, открывающими что-то новое в окружающем мире.

Процесс познания предполагает усвоение универсальных действий ориентировки в окружающем, т. е. развитие и совершенствование целого комплекса способностей.

Они позволяют ребенку самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях произвольно, а к концу дошкольного детства осознанно относиться к собственной деятельности.

В исполнительских видах деятельности (пении, рисовании, играх-драматизациях, танцах) развитие способности к творчеству идет от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творческой инициативе.

Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально-ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно-речевой. Возрастная сенситивность и характерная для дошкольников реакция на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, типичное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной систем способствуют притягательности художественной творческой деятельности в дошкольном детстве, развитию творческого воображения.


Безусловно, замечательно, когда ребенок старателен в учебе, послушен, позитивно настроен и общителен, все родители радуются таким качествам характера, и именно это всегда ценится. Но, в то же время, все мы знаем, что в каждом ребенке безусловно заложены яркие и таланты. И именно активное развитие творческих способностей детей с раннего возраста - залог его гибкого мышления, и успехов в будущем.

Посмотрите видео детской творческой школы "Солнцево":

Каждый ребенок по своему неповторим, он приходит в этот мир, что бы творить свою жизнь, найти себя, самореализоваться. детей разнообразны: кто-то силен в музыке, кто-то в изобразительном искусстве, кто-то в математике, а некоторые маленькие гении с младых ногтей пишут стихи и рассказы. Сколько детей - столько и талантов, и зависят они и от психо-физиологических особенностей, и от семьи, и конечно же от социального окружения.

Как дети реализовывают себя в творчестве, выясняли журналисты «Здравствуй Малыш!»

Какие же условия нужно создать, что бы творческие способности ребенка развивались оптимально?

Однозначного ответа на этот вопрос психологи не дают. Дж.Смит, психолог из США, уверяет, что обучение творчеству станет возможным, если будут соблюдены следующие условия:
1. Физические, то есть наличие предметов для творчества;
2. Социально-экономические, при которых ребенок живет с ощущением безопасности, и знает, что его творческие проявления и порывы не подвергнутся критике со стороны взрослых;
3. Психологические - творческие способности детей развиваются вместе с ощущением свободы, раскрепощенности, при поддержке взрослых;

Но условия, ориентированные на развитие творческих способностей детей, это еще не все. Американский детский психотерапевт Дж.Гауен разработал также полезные рекомендации, вот наиболее ценные из них:
1. Создайте ребенку психологическую базу для поисков и развития, пусть ребенок сам выберет, чем ему лучше заниматься.
2. Поддерживайте склонность ребенка к творчеству, избегайте неодобрительных отзывов и оценок, и творческие способности ребенка гарантированно будут успешно развиваться.
3. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, отвечайте на все вопросы дочери или сына. Будет отлично, если ребенок научится жить в интеллектуальном напряжении.
4. Даже дошкольникам следует давать возможность побыть наедине с собой, заняться своими делами - сверхопека может притормозить его творческие порывы.
5. Помогайте своему ребенку учиться строить свою систему ценностей и принципов, не обязательно она должна быть основана именно на ваших принципах. Ребенок должен уважать себя и свои идеи, наряду с взглядами и идеями других.
6. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих нужд (ощущение безопасности, уважения к себе и окружающим, любовь близких), поскольку человек, у которого энергия закрыта, скована основными потребностями, вовсе не расположена проявлять себя, достигать высот в самовыражении. Творческие способности “недолюбленных” детей вряд ли найдут выход.
7. Родители, проявляйте симпатию даже к первым, пусть и неудачным, попыткам выразить свои идеи словами.
8. Всегда находите слова поддержки для новых творческих начинаний, творческих способностей ребенка, избегайте критики первых попыток, какими бы неудачными они ни были. Относитесь к ним с любовью и теплом - малыш стремится творить не в своих интересах, а именно для тех, кого любит.
9. Помогайте ребенку научится быть в меру "разумным авантюристом" и иногда полагаться в познаниях и исканиях на риск и интуицию; вероятнее всего, именно это поможет ему сделать настоящие открытия в избранной сфере.
10. Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избегать общественного порицания, преодолеть негативную реакцию сверстников. Чем больше вы предоставляете возможностей для конструктивного творчества, тем прочнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может захотеть использовать свой уникальный творческий потенциал в разрушающем, деструктивном направлении.

Ученые анализируют как психологические особенности детей, которые способствуют получению навыков конкретной деятельности. Чрезвычайно важно определиться, какое именно умение нужно формировать в ребенке,что бы он ощущал свободу своих действий в творчестве, и достигал успеха в избранной деятельности. Природа весьма щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться и творить, творческие способности каждого ребенка априори высоки, нужно лишь найти способы, как именно реализовать эти возможности, и тогда абсолютно каждый здоровый ребенок сможет подняться к самым большим вершинам творческой деятельности. Творчество - удел всех нас, в той или иной степени, она же - нормальный, необходимый и постоянный спутник

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр имени В.Н. Татищева» села Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЗОРЬКА»

  • Воспитатель: Савельева Александра Николаевна
  • Старший воспитатель: Жирнова Оксана Николаевна

Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности у детей дошкольного возраста. Так, игра способствует развитию активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения. Продуктивный вид деятельности невозможен без творчества. Творчество – это качество, которое ребенок вносит в деятельность.

Один из основных принципов дошкольного образования поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности.

Поэтому нами была выбрана тема «Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста»

Цель нашей работы: поддержка инициативы и самостоятельности детей в творческой деятельности. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
  • Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно - творческих способностей.
  • Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительно, музыкальной) ; удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Для того, чтобы обеспечить потребность общества, и реализовать государственный стандарт дошкольного образования мы применяем следующие современные педагогические технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Технология исследовательской деятельности;
  • Личностно – ориентированная технология;
  • Технологии проектной деятельности;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Игровая технология.

Эстетически организованная среда – важное условие осуществления творческого развития детей, поэтому мы большое внимание уделяем подбору необходимого оборудования и инвентаря, предлагаемого детям для работы (при этом учитывается его соответствие размеру, легкость, удобство в использовании, безопасность, эстетичность оформления) .

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности. Во всех возрастных группах имеются центры развития – природы, строительно - конструктивные, художественного творчества, игрушки и предметы быта, картинки предметные и сюжетные, дидактические игры (настольные) для знакомства с искусством, профессиями и развитию художественного творчества. Педагоги стараются оформить игровые центры так, чтоб у каждого ребенка было желание чем – либо заняться, что-то смастерить, построить, создать своими руками и не только одному, но и совместно со сверстниками.

Развитию самостоятельной творческой деятельности у дошкольников способствует тесное сотрудничество всего коллектива детского сада. Наши усилия направлены на то, чтобы украсить яркими красками детство наших воспитанников, чтобы взрослея, они вспоминали наши праздники, развлечения, любимые занятия.

Методическая работа в дошкольном учреждении - это часть системы непрерывного образования педагогов, которая, несомненно, отражается на повышении качества дошкольного образования, достижении оптимального уровня развития каждого дошкольника. Цель методической работы состоит, прежде всего, в создании условий для роста профессионального мастерства, компетентности и творческого потенциала каждого специалиста, мотивация к использованию инновационных технологий по развитию самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Мы регулярно участвуем в форумах и конференциях различного уровня, в ходе которых обмениваются опытом по развитию творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Формы работы с детьми, которые мы используем для развития самостоятельной творческой деятельности.

В процессе НОД у наших воспитанников воспитывается самостоятельность и инициативность, формируется самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, ребёнок учить смело высказывать свои суждения. Детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх наши воспитанники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В нашем детском саду воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование. Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

В своей практике мы используем следующие виды проектов:

исследовательские-творческие проекты; ролево-игровые проекты; творческие проекты в детском саду. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

В нашем детском саду работает кружок "Волшебная бумага", где дети изготавливают поделки из разных видов бумаги, развивая мелкую моторику рук, воображение, инициативность, творчество.

Высшей ступенью в развитии самостоятельности дошкольников является способность к самостоятельной организации и участию в коллективной деятельности – это организация праздника, развлечения. В ней происходит дальнейшее совершенствование умений каждого и освоение новых умений и способов коллективного сотрудничества. Во время совместной деятельности мы стараемся максимально дать свободу выбора детям различных средств или предметов, с которыми работаем в это время. Ни один праздник не обходится у нас без театрализованного представления. Дети принимают активное участие в изготовлении атрибутов для праздников и спектаклей. В нашем детском саду работает театральный кружок «Сказка» .

В творческой деятельности взрослых принимают участие ум, характер, чувство. Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это помогает нашим воспитанникам ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими. Поэтому наш детский сад тесно взаимодействует с культурными и образовательными организациями района. Наши дети участвуют в различных творческих конкурсах, акциях, ходят на экскурсии, знакомятся с людьми творческих профессий.

Степень реализации творческих импульсов ребенка во многом зависит от влияния родителей и других взрослых дома и в детском саду. Черты характера, способствующие творческой продуктивности, могут быть обнаружены достаточно рано. Поэтому педагогу, работающему с детьми, очень важно обратить внимание родителей на их развитие. Результаты развития творческих способностей ребенка могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте.

Педагоги вовлекают родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами которой становятся выставки рисунков, поделок, участие в конкурсах.

Практикуется совместная подготовка и проведение праздников, (8 Марта, Новый год) , изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним.

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к определенным позитивным результатам.

Наши достижения. Участие в областных и всероссийских конкурсах детского творчества.

Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности. Если процесс работы по продуктивным видам деятельности будет осуществляться в системе различных форм организованной деятельности, то развитие детского творчества будет эффективнее, что улучшит психологическое самочувствие каждого ребенка и позволит успешно подготовить к обучению в школе.

Б.Теплов, выдающийся советский психолог, затрагивая вопросы развития детского творчества, писал: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве – искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение. Этому условию естественно удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции» .

ГКУ «Ново-Жизненская основная средняя школа» отдела образования Шемонаихинского района

«Развитие

творческого потенциала личности дошкольника»

Подготовила воспитатель мини центра Артемьева О.А.

Теоретическое обоснование проблемы

Проблема творчества как особая научная проблема вызывает повышенный интерес. Любой из нас потенциально творец, но мало кому посчастливилось познать подлинную радость создания существенно нового в той или иной сфере деятельности. Вообще феномен творческой личности не раскрыт сколько-нибудь полно, а тайны эффективности креативного процесса практически остаются за семью печатями. Существуют предположения, что творческий акт не управляем, и не познаваем, а совершается сам по себе. Такое понимание творчества мы находим у А.Шопенгауэра: «Я не познал ее, она сама себя создала. Мои философские положения возникли во мне без всякого моего содействия, в такие моменты, когда всякое хотение во мне точно засыпало… я просто в качестве свидетеля и очевидца записал то, что в подобные моменты представлялось мне пониманием, чуждым всякого участия воли и за тем воспользовался записанным для моих творений».

Проблема творческого развития детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

Сегодня мы на этапе коренных изменений во всех сферах жизни общества Требуется переосмысление цели и сущности воспитания подрастающего поколения. Традиционная дошкольная система образования готовит человека к включению в социальную жизнь в репродуктивном статусе т.е. к выполнению еже кем-то заданных функций исполнителя, в то же время как социально-экономические условия современной жизни настоятельно требуют проявления личной инициативы, творчества от каждого человека, вступающего в жизнь. К тому же социально-экономический и нравственный хаос порождает отчуждение человека от культуры, порождает бездуховность и нравственно-психологический кризис личности. Вместе с тем, как показывает история, одним из выходов общества из данного кризиса является изменение системы образования. Смысл изменения системы образования в ее гуманности, в усилении нравственных основ образования и воспитания. Подлинно гуманистическая система образования обеспечивает право личности на развитие и самоопределение. В ее основе лежит доверие к человеку, уважение к его достоинству. Гуманизм в общефилософском понимании – это социально-ценностный комплекс идей, утверждающих отношение к человеку как к высшей ценности, признающих его право на свободу, счастье, развитие и творческое проявление. В интересах развития современной педагогики и психологии представляется весьма важным проследить развитие гуманистических идей творчества в мировой истории.

Величайший педагог своего времени Я.А.Каменский требовал воспитания у детей человечности, благожелательности к людям, развития у них творческого начала. Особую страницу в развитии творческой педагогики оставили представители русской педагогической мысли М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский. Анализ педагогического наследия прошлого показывает, что идеи творчества пронизывают различные исторические эпохи и страны и, безусловно, во взглядах мыслителей не могла не отразиться историческая ограниченность того или иного периода, что необходимо учитывать для объективности выводов. Проблемы теории творчества разрабатывались прогрессивными русскими педагогами (П.Ф.Каптерев, В.П. Вахтеров, П.Ф.Лесгафт, В.М.Бехтерев, П.П.Блонский). В 20-е 30-е годы ХХ века одним из представителей творческой педагогики является С.Т.Шацкий. в своих трудах «Дети – работники будущего», «Бодрая жизнь», «Годы исканий» - он раскрыл проблему досуговой деятельности детей. И творческого воспитания. Воспитательные системы 20-х годов создавались талантливыми педагогами, тонкими и вдумчивыми воспитателями, любившими и понимавшими своих питомцев. Одним из таких педагогов был Антон Семенович Макаренко. Его педагогика была пронизана верой в творческие силы и возможности человека. В период 50-60- х годов отечественная педагогика находилась в состоянии перехода от авторитарного воспитания к активизации разнообразной деятельности детей, усилению индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании. Ведущим педагогом данного периода можно назвать В.А.Сухомлинского. Главной идеей его системы была личность ребенка, его творчество. В этой связи также правомерно проследить и проанализировать научные точки зрения тех психологов, которые создавали условия для проявления творческой парадигмы, а затем разрабатывали ее в возрастной и педагогической психологии.

Педагогическая психология Л.С.Выготского была издана в 1926 году. Такие ученые, как Л.С.выготский, Л.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Л.И.Божович, Л.В.Занков, П.А.Гальперин, Д.В.Эльконин, В.В.Давыдов внесли большую лепту в понятие «творческое развитие». Главным их делом становится создание благоприятных условий для развития творческой природы ребенка. Провозглашение центральной роли ребенка в педагогической системе означает утверждение ее как высшей точки той духовной высоты, которую следует считать главным стимулом развития личности. Все эти воззрения творческой педагогики легли в основу нового педагогического мышления. Задачи воспитателя побудить ребенка к активной творческой деятельности, использовать личный опыт, изучить внутренний мир. Именно на основе таких позиций нового мышления должна пересматриваться система дошкольного образования. Ключевым элементом нового педагогического мышления должно стать личностное развитие ребенка. Любое качество личности формируется в деятельности. Дошкольное учреждение должно идти по пути организации для детей различных видов деятельности (учебной, игровой, трудовой, спортивной, досуговой, творческой).

Итак, формируемое на основе творческой педагогики, новое педагогическое мышление:

рассматривает развитие личности ребенка как сложный непрерывный процесс:

считает главным в воспитании создание условий для творческого развития, саморазвития ребенка.

Таким образом, рассмотрев возникновение гуманистических идей в европейской системе образования, в их историческом развитии, можно сделать вывод, что на протяжении всего существования педагогической науки и практики воспитания во главу угла становится личность воспитуемого, его творческое развитие.

Развитие творческого мышления у младших дошкольников.

В ХХ1 веке мировая цивилизация выходит на новый этап развития. В современных условиях уровень развития любого государства определяется не столько богатством природных ресурсов, сколько интеллектуальным и творческим потенциалом, успешностью освоения и внедрения новейших технологий в науке и производстве. «Общество постепенно приходит к пониманию того, что творческость (креативность) сама по себе является продуктом. Так же как измеряется валовой национальный продукт, можно измерять национальный индекс творческого потенциала, который будет составлен из музыкальных, литературных и художественных творений, технологических инноваций и научных открытий. В этом случае, систематически изучив креативность, ее можно будет осознать и развивать как ресурс».

Внедрение в практику новых технологий повлекло за собой возрастание потребности общества в людях, обладающих творческим мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Огромную роль в развитии государства имеют интеллектуальный и творческий потенциал страны. В связи с этим стратегической целью современной системы образования Республики Казахстан является создание наиболее благоприятных условий для формирования высокообразованной конкурентоспособной гворческой личности. А это значит, что в дошкольной системе дети должны не только получать определенные знания и умения и использовать полученные шаблоны и алгоритмы на протяжении всей жизни. Дошкольное образование должно способствовать развитию творческого потенциала ребенка, научить его мыслить продуктивно, творчески, оригинально. Американским психологом Э.Фроммом в 1959 году было предложено следующее определение понятия творчества: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Творческое начало следует развивать с самого раннего детства. Одним из основных условий развития творческого мышления является создание атмосферы, которая благоприятна для появления новых идей и мнений. Основой его является развитие чувства психологической защищенности у детей. Критические высказывания и создание у детей ощущения, что их предложения неприемлемы и глупы - самое верное средство подавить их творческие способности. Воспитатель должен стать консультантом и помощником, он должен дать возможность детям строить творческий процесс самостоятельно.

Развитие творческой инициативы дошкольников.

Творчеством в обыденном словоупотреблении называют деятельность, порождающую нечто новое, т.е. что-то такое, чего никогда прежде не было.

Степень творческой насыщенности жизни во многом зависит от природных способностей ребенка, однако окружающая обстановка в этом отношении далеко не безразлична: она может создавать условия, способствующие пробуждению творчества, а может и подавлять его. Воспитатель должен быть творческой личностью, и поэтому свои занятия должен строить таким образом, чтобы развивать творческую инициативу у детей.

Занятия по развитию творческой инициативы детей – это очень интересная по форме работа. Задания развивающие, творческие отличаются от обычных заданий по форме и по содержанию, по целям, стоящим и перед воспитателем и перед детьми. В соответствии с конкретной целью каждого занятия на них создается атмосфера полная раскованности или же, наоборот, перед детьми ставится задача максимально сконцентрировать внимание, сосредоточить усилия на одном каком-то деле. Обстановка творческого сотрудничества малышей со своим воспитателем, умело направляющим их деятельности, должна царить на всех занятиях. Ребячья инициатива стимулируется постоянно. Воспитатель должен всегда задавать ребятам вопросы, активизирующие их мышление: «Что получится, если сделать наоборот?», «А где это можно применить?», «Нельзя ли сделать по-другому, лучше?», «Как вы это себе представляете?». «Почему это делается так, а не иначе?» и так далее. Десятки, сотни, тысячи «Почему?», «Как?», «Зачем?», «Где?» из занятий в занятие.

Ведь вопросы эти способствуют развитию у детей абстрактного мышления, воображения, произвольного внимания. Эти вопросы развивают логическое мышление, речь ребенка. Они побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают взаимовыручку, коллективизм, уважительное отношение друг к другу.

Чтобы выполнить задания, которые подбирает воспитатель к творческим занятиям, ребенок должен не только и не столько хорошо знать программный материал, сколько уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений. В основном эти занятия строятся на основе развивающих, речевых игр, занимательных элементов.

Лепит ли ребенок фигурку, создает узор или игрушку – он творит, фантазирует, выдумывает, мечтает. А как интересно наблюдать за работой ребят на занятиях по нетрадиционному рисованию. Ведь мы рисуем не только кисточкой, но и пальчиками, колпачком от фломастера, спичками, с мятым листом бумаги, толстой и тонкой нитью, мелом. Используем такие приемы рисования, как выдувание, монотипия, кляксография, рисуем при помощи кисти рук.

Особо скажу о детской руке. Детский интерес к своим рукам и пальчикам, проявляющийся в играх, давно взяла на заметку народная педагогика. Пальцы рук для детей часто являются помощниками в устном счете, выступают как существующие независимо от своего хозяина человечки, олицетворяют артистов теневого театра.

Игры детей с собственными пальчиками и руками можно активно использовать для приобщения малышей к искусству. А что, как не искусство побуждает созидать, выдумывать, творить.

Можно проводить творческие занятия по приобщению детей к различным видам искусства, которые так или иначе связаны с руками самих детей.

Для занятия необходимо приготовить по два листа из альбома для рисования и цветные карандаши для каждого ребенка. Рисуем на альбомном листе контур своей руки. Как правило, это задание выполняется с интересом. И не удивительно, ведь своя рука, запечатленная на листе бумаги, свое имя, услышанное в песне, стихотворении или рассказе, вызывает интерес не только у детей, но и у многих взрослых.

Каждому пальчику придумываем характер – веселый, грустный, озорной, сердитый и мечтательный. Хорошо, если характеры пальчиков дети определяют сами.

Далее предлагаем «одеть» каждый пальчик в шапочку такого цвета, который соответствует его характеру. Для рисунка шапочки веселого человечка-пальчика дети выберут цвета светлые, яркие. Грустный и сердитый «оденут» в шапочки темного цвета. Мечтательному, наверняка, достанется шапочка легкого цвета, а озорник приобретет шапочку яркую, броскую.

Для всех пяти пальчиков-человечков воспитатель помогает детям выбрать музыку, соответствующую настроению и характеру каждого из них. Для этого на доске он рисует мелом три разных линии – волнистую, с острыми углами и линию, состоящую из множества точек.

Все вместе отыскиваем линию, которая олицетворяет музыку грустного пальчика. Для этого в воздухе воображаемым карандашом обрисовываем контуры всех трех линий. Грустному пальчику, конечно, более всего подойдет первая – волнистая линия. Ее – то дети и зарисовывают на альбомном листе тем же карандашом, которым раскрашена шапочка этого грустного пальчика. Из предложенных на доске трех линий дети должны выбрать линию, олицетворяющую музыку веселого и озорного пальчиков. Это будут линии угловатая и состоящая из множества точек. Для сердитого пальчика малыши должны найти линию, олицетворяющую его музыку, самостоятельно, без помощи воспитателя. Для этого можно нарисовать один небольшой полукруг и два, следуемых за ним, маленьких полукруга. Линии, олицетворяющие музыку того или иного пальчика-человечка, должны быть выполнены теми цветами, которые соответствуют цветам их шапочек.

В результате зарисовки музыки всех пяти пальчиков на листе появляется цветной рисунок-узор. Поскольку все пять пальчиков-человечков живут на одной руке – руке ребенка, то можно сказать, что каждый из малышей нарисовал собственную музыку.

Вот так для ребят обучение становится интересным, увлекательным и жизненно важным делом. Так дети познают мир и взаимоотношения между людьми, реализуют творческие способности и познавательные интересы. Они учатся действовать, преодолевать трудности, фантазировать, развивать свои чувства, укреплять волю.

Основные препятствия на пути развития творчества.

В настоящее время многие психологи и педагоги признали необходимость развития творческого потенциала подрастающего поколения. Однако, на пути развития творческой личности существуют различные препятствия.

Важнейшим фактором, тормозящим развитие творческого мышления детей, является непонимание сущности и проявлений творчества многими педагогами. Это проявляется в угнетении естественной познавательной активности детей. Иногда это приводит не только к задержке развития творческого мышления ребенка, но и к дискриминации детей, проявляющих творчество в своих действиях и поведении.

Очень интересный анализ исследований по проблеме психологических преград на пути развития творческого потенциала ребенка сделал И.Пуфаль-Струзик.

Он отмечает, что:

* детский сад чаще является институтом консервативным, обучающим скорее исполнительности, чем творческому и новаторскому поведению , институтом, ориентированным на среднего ребенка и поэтому из многих талантливых и творческих детей воспитывающим «середняков». В результате дошкольного обучения наблюдается феномен снижения творчества детей. Неправильное отношение
воспитателя к творческим детям (критика, наказание) порождают в них нежелание учиться и действует разрушающе на развитие их творческого потенциала. Только сочетание высоких интеллектуальных и творческих способностей с действенным стимулированием в рамках детского сада создает возможность для значительных достижений.

Следующим важным фактором:

* блокирующим развитие интеллектуального и творческого потенциала дошкольников, является ограничение их автономии . При этом, если дети вместе с воспитателем участвуют в совместной деятельности, касающихся совместного сотрудничества, то достигнутые ими позже результаты выше тех, которые имеют дети, не допущенные к этому. Жесткий контроль педагога, значительная авторитарность и директивность его поведения не способствует творческому развитию.

На очередную трудность обращает внимание Л.Бахтольд, утверждая:

* что в детском саду существует противоречие, поскольку, с одной стороны здесь есть потребность в создании изобретательного ума , с другой же - неумение педагогов поощрять одновременно с творчеством поведение. Из анализа биографии одаренных людей вытекает, что педагоги не только не могли распознать их творческие способности в раннем дошкольном возрасте, но без энтузиазма реагировали на сам факт одаренности. Например, поведение Энштейна часто принималось в школе за неподобающее. Есть немало исследований, показывающих:

* что множество педагогов не подготовлено к правильному реагированию на проявления творческого мышления способных детей . Они делают детям замечания типа: «перестань витать в облаках», «высказывайся только тогда, когда можешь сказать действительно что-то важное».

* Подавление высказываний детей, воспринимаемых слишком дерзкими, легкомысленными, чересчур экспансивными, и неприятие педагогами их новаторского подхода ко многим заданиям, отсутствие поощрения за проявление находчивости, фантазии - такое поведение педагогов все еще существует в системе образования. В одном из исследований о подобной грустной рефлексии рассказывали писатели. К неприятным ретроспекциям они относили подавление их высказываний педагогами, оценку задавания множества вопросов во время занятий как проявление нахальства, торможение инициативы и нетипичного, чересчур спонтанного поведения.

Исследованиями показано, что:

* более низкое качество межличностных связей между творческими детьми и педагогами может быть объяснено такими чертами творческих детей, как специфическое чувство юмора, склонность к агрессии и интеллектуальному риску без предвидения последствий.

Авторы считают, что отвагу в открытии нового и сложного творческие дети переняли, прежде всего от своих родителей, которые стресс, испытываемый в новых жизненных ситуациях воспринимали как захватывающие и ценные переживания, в отличие от родителей детей высокоинтеллектуальных, но не творческих, которых в доме научили скорее точной антиципации результатов своих действий и исключению риска.

Показатели творческого развития ребенка:

    состояние речи (словарь, грамматика, элементы творческой связной речи);

    качество технических навыков по ИЗО, лепке, аппликации, труду, сенсорные навыки;

    наличие импровизации в сюжетно-ролевых, творческих играх и драматизациях;

    качество продуктивных работ (особенно, в работах по замыслу);

    состояние познавательной сферы (творческое мышление, воображение, речь).

Игры и упражнения

для творческого развития младшего дошкольника .

«Нарисуй» картинку палочками (Упражнение проводится с группой детей, разделенной на подгруппы из двух-семи человек) Дидактическая задача . Учить детей схематически изображать различные предметы или сюжеты с помощью палочек разной длины. Формировать умение абстрагироваться от второсте­пенных деталей, выделяя основную форму предмета.Материал:

1. 34 картинки, на которых изображены различ­ные предметы. Картинки даны в красках, иногда с разными допол­нительными деталями (дерево с листьями, дом на лугу, облака над ними и т. п.). Часть картинок, например, такие, как грабли, расческа, метла, клюшка, вязальный крючок, лопата, кисточка, щетка, удочка, ракета, барабан, солнце, выложить палочками нес­ложно. Другие картинки: флажок, кораблик, забор и т. п.- более сложные. Некоторые картинки сгруппированы: одежда - юбка, шапка, брюки; мебель - стул, кровать, телевизор; посуда - ста­кан, блюдце, кастрюля; растения - куст, береза, елка, цветок.

2. Ребристые палочки (чтобы не катались по столу) диаметром 1,5-2 мм, длиной 5 см - 25 штук; длиной 3 см - 25 штук; длиной 1 см - 25 штук (для каждого играющего). Палочки ле­жат в специальной коробочке с тремя отделениями.

Руководство . Воспитатель раздает детям комплекты па­лочек и показывает разные картинки. Затем спрашивает, могут ли они на столе выложить предметы, которые видят на картинках. Получив утвердительный ответ, педагог начинает упражнение.

Вариант 1.

Дети получают разные картинки. Вначале они выкладывают палочками простые формы, затем более сложные. Когда картинки из палочек будут готовы, картинки-образцы помещаются на фланелеграфе, дети меняются местами и отгадывают (глядя на фланелеграф), кто какую картинку выложил.

Вариант 2.

Дети индивидуально или парами «рисуют» палочками разные группы предметов (соответствующие картинки выкладываются перед ними) – разную посуду (кастрюля, стакан, блюдце), разную мебель (кровать, стул, телевизор), разные растения (елка, куст,- береза, цветок), разную одежду (брюки, юбка, шапка). Затем они отгадывают, где выложен тот или иной предмет.

Что это такое!

(В игре участвует вся группа детей)

Дидактическая задача . Учить детей создавать в во­ображении образы на основе характерных признаков предметов.

Материал . Бумажные круги разных цветов, полоски раз­ной длины, мяч.

Руководство . Дети встают в круг, а воспитатель говорит, что сейчас все они будут придумывать, на что похож тот предмет, который им покажут. Он показывает детям один из цветных круж­ков и кладет его в центр. Затем предлагает подумать, на что по­хож этот кружок, и ответить по очереди. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит мяч. Он ловит мяч и говорит, на что похож кружок. Например, красный круг может быть похож на помидор, цветок, праздничный флажок и т. п. Ответы детей не должны повторяться. Далее педагог показывает детям круг другого цвета и игра продолжается:

В следующий раз можно показать две бумажные полоски раз­ной длины и ребята также по очереди будут говорить, на что это по­хоже. Воспитатель отмечает оригинальные ответы.

Игра может повторяться неоднократно с различным материа­лом.

Камушки на берегу

(В игре участвует группа детей, разделенная на подгруппы из

пяти - семи человек)

Дидактическая задача . Учить детей создавать в во­ображении новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Материал . Большая картина с изображением морского бе­рега. На берегу лежат камушки разной формы, очертания которых ясно видны детям. Каждый камушек (всего их нарисовано 10-15 штук) должен иметь сходство с каким-нибудь предметом, животным и т. д.

Руководство . Воспитатель показывает детям картину и говорит, что на ней нарисован волшебный берег. По этому бере­гу прошел волшебник и на несколько минут все, что было на нем, превратил в камушки. Просит ребят угадать, что же было на бе­регу. Про каждый камушек нужно сказать, на кого или на что он похож.

Хорошо, если несколько камушков будут иметь практически одинаковый контур, а дети придумают и назовут разные предметы, которые были превращены в эти камушки. Если они затрудняются, воспитатель помогает им найти варианты ответов. Камушки могут быть самые разные: похожи на мячик, волчок, рыбку, птичку, человечка, ведерко и т.п.

Упражнение полезно проводить неоднократно. При этом следует менять форму камешков или использовать новую картину.

Речевые игры

На птичьем дворе

Цель игры : развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям и голосу; вырабатывать правиль­ное звукоподражание.

Ход игры :

Воспитатель : Наши уточки с утра -

Дети : Кря-кря-кря!

Воспитатель : Наши курочки в окно -

Дети : Ко-ко-ко!

Воспитатель : Наши гуси у пруда -

Дети : Га-га-га!

Воспитатель :А наш Петя-петушок поутру нам споет:

Дети : Ку-ка-ре-ку!

Кто в долине живет

Цель игры: развивать навыки имитации; учить находить вырази­тельные средства в мимике, жестах, интонациях.

Ход игры:

Водящий выходит из комнаты, а дети договариваются, кто из до­машних животных будет жить в домике. После договора они хлопают в ладоши, приглашая водящего. Водящий входит со словами: «Тук-тук, кто в домике живет?» и дети отвечают: «Кря-кря-кря!». «Уточки», - отгадывает водящий. После этого выбирается следующий водящий, а дети загадывают других животных (собаку, корову и т.д.)

Что вы делали?

Цель игры: стимулировать детей и их инициативу к театрализо­ванной игре; учить находить выразительные средства в мимике, жес­тах.

Ход игры:

Выбирается водящий. Он выходит из комнаты, а дети загадывают, что они будут делать. Когда по сигналу (хлопают в ладоши) водящий входит в комнату, он спрашивает: «Что вы делали?». Дети молча по­казывают действия - умывались. Водящий должен догадаться и отве­тить: «Умывались». После правильного ответа выбирается следую­щий водящий и игра продолжается.

Оркестр

Цель игры : формировать у детей живой интерес к творческой игре, желание участвовать в общем действии.

Ход игры:

Дети делятся на небольшие группы, садятся полукругом. В центре
- воспитатель. Одна группа - скрипачи, другая - ударные инструменты
и т.д. Затем предлагается спеть мотив знакомой песни. Воспитатель
начинает дирижировать. Поет только та группа, на которую воспитатель указывает палочкой.

Затем вызываются 3-4 детей и им предлагается исполнить на любом инструменте какую-либо песню. Остальные дети должны угадать, какая песня была исполнена.

Альбом творческих заданий.

Занятие можно начать с повествования незавершенной истории.

«Однажды, прогуливаясь по парку, ты нашел (нашла) между деревьями необычный сундук. Ты сразу понял, что этот сундук – волшебный. Ведь когда ты его открыл, ты увидел …».

Затем пусть дети нарисуют или расскажут в Альбоме идей все, что они могли бы увидеть в волшебном сундуке.

До проведения занятия необходимо изготовить очки с треугольной оправой (желательно, если они будут больших размеров и яркого цвета).

«Перед вами волшебные очки. Это треугольные очки называются волшебными, потому что в этих очках можно увидеть только треугольные предметы, а также детали предметов треугольной формы».

Обратитесь к детям с просьбой отгадать, что можно увидеть в групповой комнате и на улице а помощью этих очков. Фиксируйте ответы детей.

Затем спросите ребят: «А можно увидеть в этих очках дом треугольной формы? Как он будет выглядеть, давайте нарисуем и украсим его».

Возьмите очки с круглой оправой и попросите детей нарисовать или рассказать все то, что они смогут увидеть через эти волшебные очки в группе, на улице и дома.

Занятие можно начать с вопросов: «Ребята, кому-нибудь из вас хотелось поскорее вырасти и стать выше ростом, чем сейчас? А зачем вам хотелось стать больше ростом?».

Затем предложите детям закрыть глаза и представить, что волшебник подарил каждому из них чудесные конфеты. С помощью этих конфет можно быстро вырасти. Чудесные конфеты нужно было есть понемножку, но они оказались такими вкусными, что, не удержавшись, вы сразу съели несколько конфет. И вдруг стали быстро расти, и остановились только тогда, когда стали ростом с трехэтажный дом.

Основное задание : необходимо придумать и нарисовать, где будет жить великан, что он будет есть, на чем будет ездить и кто будет его другом. Спросите детей, как изменится жизнь человека, ставшего великаном, с какими проблемами он столкнется.

Попросите описать это

Использование Нетрадиционной техники рисования

в творческом развитии дошкольника


Тушь и свеча

Эта смешанная техника позволяет получить эффект контраста.

Сначала прорисуйте линии-детали свечой, затем закрасьте весь лист чёрной тушью широкой кисточкой. Не бойтесь, если весь рисунок окажется чёрным. Дайте рисунку просохнуть и соскоблите воск ножом, белые штрихи сразу появятся. Эту работу можно выполнить, заменив свечу восковыми мелками.

Окрашивание фона

Многие работы выполняются на цветном фоне. Как его сделать?

1. Бумагу положите на крупную (мелкую) тёрку и проведите свечой или восковым карандашом, а потом покройте краской, чернилами.

    Целлофановый пакет покройте краской, сверху положите лист бумаги и слегка пригладьте, затем бумагу снимите.

На мокрую бумагу капните чернильные кляксы. Рисование водой

Этот способ рисования акварелью по мокрой бумаге.

Прежде всего, разведите водой немного краски, чтобы получился очень бледный тон. Нарисуйте сильно разведённой краской очертания какой-нибудь простой фигуры. Залейте фигуру водой. Смешайте ещё несколько цветов. Пока фигура не просохла, поставьте на неё цветную кляксу. Добавьте ещё несколько цветных клякс, чтобы они перемешались между собой. Дайте просохнуть.

Отпечатывание рукой

Известно, что дети очень любят рисовать пальчиками. Почаще предоставляйте им такую возможность. Нестрашно, если они забыли кисточку дома, можно рисовать пальчиками, а можно и кулачком. Печатать лучше на цветной бумаге или на приготовленном фоне. Запаситесь салфетками.

Узор из точек

Эффектно смотрится такая техника на окрашенном фоне. Для работы необходимы губки, пропитанные краской и ватные тампоны. Сначала рисуется предмет, затем оформляется точками.

Работа с акварелью «Пуантилизм))

От французского «пуант» - точка. Это рисование цветными мазками. Мазок - след кисти с краской, оставляемый на листе бумаги. Техника живописи мазками очень разнообразна.

По сырому.

Заключается в том, что бумага предварительно смачивается водой. Работать на ней надо, пока она не высохла. Чтобы бумага не высыхала подольше, можно положить ее на стекло. Эта техника незаменима для изображения каких-то пушистых мягких вещей. Если работа требует еще и четких линий, достаточно подождать, когда бумага высохнет и работу можно продолжить «по сухому».

Жесткая кисть.

Жесткая кисть применима для рисования мягких, пушистых вещей. Обмакните жесткую кисть в тушь и обтирайте ее о лист бумаги (черновик) до тех пор, пока кисть не станет оставлять после себя рыхлый прерывистый след.

Рисование фломастерами

Фломастеры, как техника яркая, требуют рисования каких-то ярких событий. Например: «Извержение вулкана», «Гроза».

Рисование с солью «Зернистая фактура»

Если посыпать солью акварельный невысохший рисунок, соль пропитается краской и при высыхании создаст эффект зернистости. Рисуйте очень быстро, потому что солью нужно посыпать мокрую работу. Соль возьмите мелкую, пользуйтесь солонкой. Высохшую соль можно соскрести, а можно оставить на рисунке.

Набрызг.
Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть или старая зубная щётка, кусочек

плотного картона или линейка.
Выполнение: набрать краску на кисточку или щётку и ударять ею о картон или

линейку, или проводить линейкой по ворсу щётки.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Развитие творческого потенциала дошкольников.

I . Условия успешного развития творческих способностей.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитинаи Л.Кэррола, можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким- либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детскомколлективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной курсовой работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте.

Развитие качеств творческого мышления .

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Ассоциативность - это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых. Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным. Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества.

Часто открытия рождаются при соединении казалось бы несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полёты на летательных аппаратах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.

Диалектичность - это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.

Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления.

Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности анализ трудов Выгодского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.

Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:

1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;

2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;

3. Формирование умения разрешать противоречия;

И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это системность.

Системность - это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.

Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему. Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями.

Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:

1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающеюся во времени;

2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.

Развитие творческого воображения .

Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников развитие воображения.

Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом творческого воображения.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов.

Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека".

Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы.

Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.

Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения.

У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.

Дошкольный возраст - сензитивный период для развития этого процесса. В каких формах может осуществляться эта работа. Конечно, наилучший вариант - это введение специальной программы занятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось большое количество методических разработок таких занятий. В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс "Развитие Творческого Воображения" (РТВ). В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г.С.Альтшуллера. Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учреждениях, где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей.

Кроме того, можно предложить методику развития детского воображения О.М.

Дьяченко ни Н.Е. Вераксы, а также специальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В. Заикой.

Если нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно предложить на базе программы, по которой он работает, без резких изменений формы занятий, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. Также на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, развитию речи нужно давать детям задания творческого характера.

Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д.

Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же "дочки - матери" или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли.

Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру. Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным, О. М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой.

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка.

Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому, целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых рассказывалось бы о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

Я считаю, что предложенные выше меры будут способствовать более эффективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.



Рассказать друзьям