Поддержание детской инициативы и самостоятельности в доу. "поддержка детской инициативы в игре дошкольников средней группы доу"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности

Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений. Содержит теоретическую информацию о понятии инициативы, характеристиках инициативной личности, показателях инициативности ребенка. Представлены педагогические задачи поддержки деткой инициативы в соответствии с возрастными особенностями. Для каждой возрастной группы (младшая, средняя, старшая, подготовительная) приведены примеры игр, направленных на развитие лидерских качеств. Для детей подготовительной группы предлагается игра,представляющая авторскую разработку музыкального руководителя. Предлагается дизайн оформления памятки в виде буклета.

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу поддержки инициативы детей в различных видах детской деятельности.

«Что такое инициатива? Это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просят»
(Элберт Грин Хаббард)

Инициативный ребенок дошкольного возраста - ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

Инициатива - (от.франц. initiative, от лат. initium - начало), почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии.
В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг».
В ФГОС ДО (общие положения п.3) утверждаются основные принципы дошкольного образования. Одним из принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, особенно творческой.

Инициативный ребенок стремится к организации игр,продуктивных видов деятельности,содержательного общения.Он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор,предложить интересное дело другим детям.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность.
Для инициативной личности характерно:
- произвольность поведения;
- самостоятельность;
- развитая эмоционально волевая сфера;
- инициатива в различных видах деятельности;
- стремление к самореализации;
- общительность;
- творческий подход к деятельности;
- высокий уровень умственных способностей;
- познавательная активность (проявление любознательности, пытливости ума, изобретательности);
- содержательность интересов.

Педагогические задачи поддержки деткой инициативы в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста

Для детей четвертого года жизни (3-4 года) приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность. Необходимо:
- создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;
- рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;
- отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
- всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
- помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей;
- способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
- в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе; не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи (например, критикует игрушка, а не педагог);
- учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
- уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку, проявлять деликатность и тактичность;
- всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности.

Для детей пятого года жизни (4-5 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы
является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Необходимо:

- способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;
- обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие реализацию стремления детей петь и двигаться под музыку;
- создавать условия, для творческих строительных игр, где дети могут реализовать свои интересы и фантазии;
- не допускать диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры;
- при необходимости осуждать негативный поступок, действие ребёнка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребёнка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой;
- обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра, равноправного участника, но не руководителя игры;
- привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения;
- побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день;
- читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

Для детей шестого года жизни (5-6 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно–личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива. Необходимо:
- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;
- уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
- поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);

- при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдалённую перспективу: обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п.;
- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

Для детей седьмого года жизни (6-7 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная
познавательная деятельность. Необходимо:

- вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
- спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы:
повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
- создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
- обращаться к детям с просьбой показать воспитателю те индивидуальные достижения, которые есть у каждого, и научить его добиваться таких же результатов;
- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
- создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
- при необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения;
- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам;
- устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ;
- организовывать концерты для выступления детей и взрослых.

Примеры игр, направленных на развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста

«Сороконожка» (автор Е.Железнова)
для детей младшей группы (3-4 года)

Дети встают друг за другом «спинка за спинкой», кладут обе руки на плечи впереди стоящего ребенка. Под пение (или речевку) все ритмично двигаются за первым ребенком – «головой», не нарушая целостности «сороконожки». «Голова» выбирает траекторию движения по своему желанию. В соответствии с текстом (на окончание при каждом повторе) последний ребенок «сороконожки» перебегает и встает первым, становясь «головой».
Сороконожка хорошо бежит.
Топает ногами так, что пол дрожит.
Даже если ножки целый день идут –
Не устают, не устают.
Тот, кто шел последний,
Пусть бежит вперед,
И самым первым в голове встает.

«Змея»
для детей средней группы (4-5 лет)

Дети сидят на стульчиках по кругу. Выбирается водящий – «Змея». Водящий произносит слова игры и двигается вдоль остальных играющих. Остановившись около определенного игрока, он предлагает ему «стать хвостом». Этот игрок может либо принять это предложение, либо отказаться. Если ребенок согласен «стать хвостом», он проползает между ног «змеи» так, чтобы оказаться в хвосте, и становится последним. Если ребенок не согласен, он говорит: «Не хочу!». В этой ситуации Водящий либо начинает выбор нового игрока, либо настаивает на своем выборе, говоря: «Я ХОРОШАЯ змея, мне отказывать нельзя!». Цель игры – собрать наибольшее количество игроков в «хвост».
Можно внести элемент соревнования, когда двое водящих соревнуются, кто из них соберет большее количество игроков в свою «Змею».
Я змея, змея, змея.
Я ползу, ползу, ползу.
Хочешь быть моим хвостом???

«Фото-сессия»
для детей старшей группы (5-6 лет)

Водящий ребенок – «фотограф». По своему желанию и фантазии он выбирает несколько участников (или всю группу детей) для «фотографии», расставляет их в интересных позах, просит изобразить определенную мимику на лице (радость, удивление, скуку, восторг и др.). Затем он проводит «фото-сессию», имитируя действия фотографа и меняя позы и расположение участников. После нескольких «снимков» на роль фотографа выбирают нового водящего.

Дети играют по кругу (вправо или влево, по договоренности). Первый участник обращается к соседу, говоря: «Я научу тебя ________ » и показывает действие или имитирует его через подражание. Второй участник повторяет действие первого и затем обращается к следующему соседу: «Меня научили ______, а я научу тебя _________» . Игра продолжается аналогичным образом до тех пор, пока очередь не доходит обратно до ребенка, первым начавшим игру.
Затем дети обмениваются со своими «учителями» рукопожатиями, благодарят друг друга словами: «Спасибо! Это было просто здорово!»
Например:
Первый ребенок говорит второму:
Я научу тебя строить дом.
Второй ребенок говорит третьему:
Меня научили строить дом, а я научу тебя прыгать на скакалке.
Третий ребенок говорит четвертому:
Меня научили прыгать на скакалке, а я научу тебя играть на скрипке.
Четвертый ребенок говорит пятому:
Меня научили играть на скрипке, а я научу тебя вышивать.
… и т.д.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить:

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский.

Дошкольное образование, как первое звено образовательной системы, в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Признается право на различные образовательные концепции, подходы и модели. Безопасный мир, экология и сотрудничество, а также охрана и укрепление физического и психического здоровья детей стали приоритетными в воспитании и обучении на разных ступенях развития личности. Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», физическое развитие включает в себя приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Один из основных принципов дошкольного образования: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть и выполнять двигательные действия. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой и двигательной ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. Двигательная активность в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности.

Инициатива (франц. initiative - от лат. initium - начало) - первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности.

Объект работы: поддержка инициативы у дошкольников в двигательной деятельности.

Предмет: Основные формы двигательной деятельности как средство развития и поддержка двигательной инициативы у детей.

Проблема: недостаточно организованна работа по поддержки детской инициативы в ДОУ. Не умение детей проявлять инициативу в разных видах двигательной деятельности.

Цель: создание эффективных форм и методов для поддержки инициативы у дошкольников в двигательной деятельности.

Виды инициатив:

  1. Творческая;
  2. Целеполагания и волевого усилия;
  3. Коммуникативная;
  4. Познавательная.

Творческая

Рассмотрим такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы:

1 уровень

Ключевые признаки: в предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых двигательных действий (роль в действии); вариативно использует спортивные предметы в условном игровом значении.

2-й уровень

Ключевые признаки: имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками).

3-й уровень

Ключевые признаки: комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новое двигательное действие; использует развернутое словесное комментирование игры и двигательного действия через события и пространство (что и где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном - история, предметном - макет, сюжетный рисунок).

Целеполагание и волевое усилие

В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.

Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание – умение ставить цель деятельности.

У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом изменяются и по содержанию. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями. А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих. Как подчеркивал Л.С. Выготский, самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком. Мотив, побуждая детей к деятельности, объясняет, почему выбрана та или иная цель.

Волевое действие – это сознательное действие, связанное с преодолением серьезных трудностей на пути к цели и, в связи с этим, сопряженное со значительными волевыми усилиями. Таким образом, волевое действие характеризуется не только наличием определенного мотива, цели, формированием образа ожидаемого результата, но и значительным волевым усилием.

Волевое действие отличает то, что оно является собственным, инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность. Г.Г. Кравцов подчеркивает, что при таком понимании нет качественного различия или разнонаправленности воли и произвольности, нет никакого барьера между ними. Произвольность оказывается своеобразным обнаружением той самой психологической реальности, которая в явном и полном виде выступает в волевом действии.

Как в волевом, так и в произвольном действии присутствуют отличительные характеристики волевого акта – осмысленность и инициативность. Смысловой аспект у произвольного и волевого действия различается. Волевое действие всегда имеет личностный смысл, тогда как смысл произвольных действий может быть самым различным по глубине и обобщенности, но все-таки он чем-то ограничен. Например, у детей дошкольного возраста произвольные действия чаще всего имеют ситуативно обусловленный смысловой контекст.

Волевые действия – это разновидность произвольных действий, спецификой которых является использование при достижении цели волевого усилия. Это действия, связанные с преодолением затруднений, требующие больших затрат энергии и сопровождающиеся переживанием внутреннего напряжения.

Коммуникативная

Коммуникативная деятельность развивается, по мнению М.И. Лисиной, в несколько этапов. Прежде всего, это установление отношений ребенка с взрослым, где взрослый является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания. На следующем этапе взрослый выступает уже не носителем образцов, а равным партнером по совместной деятельности. На третьем этапе между детьми устанавливаются отношения равноправных партнеров по совместной деятельности. На четвертом этапе ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Эта позиция позволяет реализовывать максимально активное отношение ребенка к осваиваемой деятельности и решать известную проблему трансформации "знаемого" в "реально действующее".

Последний этап в развитии коммуникативной деятельности, с одной стороны, позволяет ребенку использовать усвоенный материал не шаблонно, а творчески, способствует развитию позиций субъекта деятельности, помогает увидеть смысл предметов и явлений; с другой стороны, задавая товарищам нормы и образцы деятельности, демонстрируя способы ее выполнения, ребенок учится контролировать и оценивать других, а затем и себя, что исключительно важно в плане формирования психологической готовности к школьному обучению.

Познавательная

По отношению к деятельности:

1. Потенциальная активность, характеризующая личность со стороны готовности, стремления к деятельности.

2. Реализованная активность характеризует личность через качество деятельности, выполняемой в данном конкретном случае. Основные показатели: энергичность, интенсивность, результативность, самостоятельность, творчество, сила воли.

По длительности и устойчивости:

1. Ситуативная активность, которая носит эпизодический характер.

2. Интегральная активность, определяющая общее доминирующее отношение к деятельности.

По характеру деятельности:

1. Репродуктивно - подражательная. Характеризуется стремлением запомнить и воспроизвести готовые знания, овладеть способом их применения по образцу.

2. Поисково-исполнительская. Характеризуется стремлением к выявлению смысла явлений и процессов, определению связей между ними, овладению способами применения знаний в измененных условиях. Средства для выполнения поставленной задачи отыскиваются самостоятельно.

При организации работы в этом направлении мы придерживались следующих принципов:

Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной двигательной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.

Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную двигательную деятельность.

Условия для проявления и поддержки инициативы

  • Создание центра «Двигательная инициатива» - это стенд, который размещается на стене в групповом помещении в доступном для детей месте. Утром дети выставляют свою фотографию напротив любой двигательной деятельности, где бы им хотелось проявить инициативу на текущий день.
  • Двигательное пространство в группе организуется в безопасном для детей месте, в шаговой доступности от спортивного уголка.
  • Спортивное оборудование должно быть разнообразно по своему содержанию.
  • Спортивный инвентарь подобран с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей группы.
  • Красочное и интересное что привлекает внимание и побуждает желание выполнить двигательное действие.
  • Нетрадиционное оборудование (фантики, крышки, карандаши, шишки).
  • Оборудование спортивного уголка настолько разнообразно, что дети свободно могут использовать в свободной двигательной деятельности и в сюжетно- ролевых играх.
  • Подборка детской музыки, песен интересная, привлекает, запоминается и вызывает интерес вспомнить выполняемое движение под ту или иную песенку и выполнить двигательное действие.

Основные формы поддержки инициативы

  • физкультурное занятие,
  • утренняя гимнастика,
  • подвижные игры,
  • физкультурные паузы,
  • спортивные секции,
  • самостоятельная двигательная деятельность,
  • праздники, развлечения.

Полную версию работы можно .

Н. А. Модель

Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества. Часть 3

© ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2016

О личности XXI в. мы говорим как о человеке конкурентоспособном, креативном, высоконравственном, культурном, обладающем лидерскими качествами.

Поэтому все чаще слышим о том, что необходимо повышать качество образования, изменять подходы к нему. Сейчас как никогда нужна психолого-педагогическая поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников. Конфуций – древний мыслитель и философ Китая, живший до нашей эры, – в свое время указывал на важность самостоятельного действия. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать самому – и я пойму». Эта цитата актуальна и в наши дни.

Современные педагогические подходы к развитию дошкольников и подготовке к школе позволяют организовать работу, направленную на всестороннее развитие и создание предметно-развивающей среды.

В данной книге отражены различные подходы по интеграции образовательных областей через использование нетрадиционных техник на игровых сеансах с дошкольниками.

Позвольте выразить искреннюю благодарность и признательность тем людям, без которых эта книга не состоялась бы: моему супругу Всеволоду за терпение и поддержку; директору ШРР «Азбука» Татьяне Васильковой за вдохновение; генеральному директору издательства «ТЦ Сфера» Татьяне Владиславовне Цветковой и редактору книги Дмитрию Пронину за профессионализм; моим друзьям и коллегам за помощь.

Введение

Книга, которую вы держите в руках, состоит из трех частей, включающих в себя деятельностный подход, т. е. познание окружающего мира через реализацию образовательных областей, являющихся неотъемлемой частью образовательной программы.

Образовательные области, обеспечивающие разностороннее развитие дошкольников, выбраны в трех книгах совершенно произвольно. Поскольку ведущими видами детской деятельности являются игровая, продуктивная, коммуникативная, исследовательская и другие, независимо от выбранных областей, представлены различные формы работы с дошкольниками.

Исследования педагогов и психологов говорят о том, что к концу старшего дошкольного возраста дети достигают определенного уровня самостоятельности и инициативности через различные виды деятельности. У них начинают формироваться навыки самообучения («Я сделаю сам!»).

Как показывает практика, инициативность проявляется больше всего в общении, опытно-экспериментальной деятельности, игре, художественном творчестве.

В первой книге были даны примеры реализации форм работы с образовательными областями «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Вторая книга описывает формы работы с детьми, направленные на реализацию речевого и познавательного развития.

Данная книга раскрывает формы работы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Одна из задач этой области – формирование интереса к окружающему миру и потребности к самовыражению.

Это направление предполагает приобщение дошкольников к культуре и искусству, развитие творческих способностей, воображения, художественного вкуса, а также ознакомление с различными видами творческой деятельности, художественными и музыкальными произведениями и объединяет традиционные виды продуктивной деятельности и т. д.

В книге по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» представлены формы работы с нетрадиционными техниками:

– манкография;

– ватопластика;

– киригами;

экологическое моделирование;

– бумагопластика;

– творческая деятельность через экскурсии в Музей космонавтики и Дом-музей К. И. Чуковского;

– рисование мыльными пузырями;

– мыльный конструктор.

В развитии художественно-эстетической деятельности формируется общая культура дошкольников.

Интеграция всех областей обеспечивает целостное восприятие окружающего мира.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности

Для творчества можно использовать все, что находится под рукой в комнате и даже на кухне, то, что можно найти на прогулке на улице. Поэтому нет смысла перечислять эти материалы.

Некоторые педагоги, говоря о творческом развитии детей, часто имеют в виду деятельность, связанную с лепкой, рисованием и аппликацией. Если вы думаете так же, попробуем разуверить вас в этом. Творчество – прежде всего оригинальность, стремление к познанию, креативность, неординарность, самостоятельность, нестандартное мышление. Научные эксперименты, кулинарные шоу, кукольная игра, театр, ролевые игры – все это творчество! Даже прогулка – творчество! Ведь сколько всего интересного вокруг: осенние листья клена – зеленые, желтые, багряные; деревья с причудливыми изгибами ветвей; а пни с их годичными кольцами? Все это маленькие радости вокруг нас, их нужно только видеть и научить детей замечать прекрасное.

Творческий подход к задачам любой образовательной области обеспечит их успешное решение. Исследования детских психологов и педагогов показывают, что дети, занимающиеся творчеством, выделяются оригинальностью мышления, любознательностью, интересуются инновациями, изобретениями, создают собственную базу творческих идей. Это признаки успешной и гармоничной личности. Творчество все чаще называют ключом к успеху.

Творчество – понятие очень емкое и универсальное и все-таки есть определения, отражающие суть этого понятия:

– деятельность, которая приводит к созданию нового;

– открытия, генерация идей, способность находить новые решения, отличные от уже существующих;

– умение самостоятельно, без страха быть непонятым, без шаблонов передать «движение собственной мысли»;

– победы и рекорды, оригинальность, что-то необыкновенное и неординарное!

Что несет в себе творческое развитие?

Постепенно, шаг за шагом творчество помогает развитию:

– воображения, фантазии, мелкой моторики (подготовка руки к письму, работа с тестом и пластилином);

– ловкости пальцев (умение держать ножницы (приложение 1), рвать бумагу для аппликации (приложение 2));

– лидерских качеств (умение сделать выбор, принять решение);

– уверенности в своих силах (приложение 3);

– гибкости ума, мышления и любознательности;

– умения обрабатывать полученную информацию и самостоятельно применять ее в деятельности;

– социально-коммуникативных качеств.

С чего начать?

Наверное, с создания творческой атмосферы. Не нужно прятать в шкафчики и складывать на полки то, что может пригодиться ребенку для творческого самовыражения. Наоборот, пусть все лежит в доступных и открытых местах: на столе, полу, подоконнике. Пусть будут доступны для детей листы бумаги, краски, мелки, крупа, кисточки, клей, карандаши…

Говоря о творческом развитии, надо заметить, что развитию самостоятельности и инициативности способствует применение нетрадиционных способов и материалов в творческой деятельности. Как показывает практика, необычные материалы и техники привлекают детей своей неординарностью и свободой, способствуют снятию стрессов и страхов, развивают уверенность («я смогу»), побуждают к поиску («мне интересно»), развивают воображение и любознательность («хочу знать»), развивают творческие способности, моторику («я сделал»). В общем, творчество – это интересно! А нетрадиционное творчество вдвойне привлекательно, потому что детям интересно все неизвестное.

Современные педагоги и родители часто используют для детей раннего и дошкольного возраста рисование в стиле Дж. Поллока. Отметим, что Поллок не стал использовать мольберт, а процесс рисования свел к самому простому приему. Его методика – рисование способом разбрызгивания краски на большом ватмане, холсте, использование песка или каких-нибудь других предметов.

Для детей можно использовать ненужные обои и даже белую ткань, например простыню. Суть: краска капает, разбрызгивается сверху (без касания кистью бумаги) или просто разбрызгивается по поверхности. Естественно, лучше делать это на улице. Пятна краски растекаются, создают причудливые узоры. Нужно заполнить (закапать) все полотно. Как говорят, картины Поллока были просто гигантскими!

Из воспоминаний фотографа Х. Намута: «Влажный забрызганный холст застилал весь пол… Стояла полная тишина… Поллок посмотрел на работу. Затем неожиданно поднял банку и кисть и начал передвигаться вокруг холста. Как будто он вдруг понял, что работа не завершена. Его движения, медленные в начале, постепенно становились быстрее и все более похожими на танец, он швырял черную, белую и ржавую краски на холст. Он совершенно забыл о том, что Ли и я присутствуем при этом, казалось, что он не слышит щелчков затвора объектива… Я снимал все это время, пока он увлеченно работал, возможно прошло полчаса. Все это время Поллок не останавливался. Как только у него хватало сил? После он сказал: “Вот и все”».

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

На этапе завершения этого дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

а) проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

б) посещали уроки первого класса детьми подготовительной группы;

в) выбирают себе род занятий, участников по совместной деятельности;

д) проявляют способность к волевым условиям;

е) самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;

ж) проявляют способность к принятию собственных решений.

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

1. САМООБСЛУЖИВАНИЕ И ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ БЫТОВОЙ ТРУД.

В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата.

Я стараюсь предоставить детям больше самостоятельности в трудов ой деятельности, привлека ю их к участию в планировании работы. В большинстве случаев - это совместное обсуждение организационных вопросов, связанных с предстоящей коллективной работой. Дети решают, какой материал нужно подготовить, где и как лучше его разместить, как распределить работу между собой. Коллективно обсуждаем, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать.
Так, к коллективной уборке групповой комнаты готовимся накануне, намечаем, что будем делать, и готовим все необходимое. Дети любят этот труд, так как работать в коллективе им веселее и работа лучше спорится. Все знают, что по окончании работы сами же будут ее анализировать, причем оценка будет дана не только качеству, но и отношению каждого к труду. Каждый старается трудиться добросовестно, чтобы не краснеть перед товарищами, которые могут осудить плохую работу.

Еще пример. После беседы о работе врача выяснилось, что для игры в «больницу» у детей нет некоторых атрибутов. А так как они любили эту игру, то решили изготовить их самостоятельно. Стали думать, что из чего и как можно сделать. Дружно обсудили все и принялись за работу. После этого дети сами не раз объединялись для изготовления атрибутов к другим играм.

Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет пример взрослых. Поэтому мы организуем целевые прогулки, экскурсии, во время которых имеем возможность наблюдать с детьми труд взрослых, взаимоотношения в труде. Дети видели работу строителей, дворников, наблюдали за работой школьников, сажавших деревья. Эмоциональные впечатления, полученные на этих прогулках, давали пищу для разговоров, формировали общие интересы, помогали воспитывать у детей активность в труде.

2. ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОНСТРУИРОВАНИЕ, РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ ).

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. При организации продуктивной деятельности на занятиях я всегда стараюсь мотивировать достижение цели (выражая уверенность в том, что ребенок желает и может успешно выполнить задание), определяю значимость деятельности (к примеру - изготовление поделок для малышей, дежурство по детскому саду и т.п.), выражаю личное переживание успеха (создавая эмоциональное предвосхищение результатов деятельности). Часто даю задания, которые дети выполняют небольшими группами. Дети уже знают, что кто-то один из них будет ответственным за качество выполнения задания и что они сами должны выбрать ответственного. Каждый раз ответственным предлагается выбрать другого члена группы - так, чтобы каждый из них побывал в этой роли. То, что каждый ребенок попеременно выступа ет то в роли проверяющего качество работы товарищей, то в роли исполнителя, способствует формированию ответственности, инициативы и добросовестности.

Например недавно ребята нашей группы изготовили поделки для малышей, выполнив задание, дети сами отнесли игрушки малышам и организовывали там игру. Радость детей младшей группы послужила серьезным стимулом для последующей самостоятельной деятельности, способствовала усилению эмоционального предвосхищения результатов своей работы.

Для самостоятельной продуктивной деятельности в нашей группе был оборудован "Уголок творчества", который создан по принципу доступности и мобильности. В уголке собранны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, палитра, манка, песок, трубочки для раздувания, цветная бумага, тонированная бумага, бумага для граттажа, зубочистки, зубные щетки, и другие средства для нетрадиционной техники художественной деятельности). В режимные моменты также стараюсь предоставить свободу, самостоятельность, инициативность продуктивных творческих действий, которые находят отражение в детских работах. Например, по теме "Космос" в совместной деятельности были изготовлены листы для граттажа, на которых затем процарапывались сюжеты о космосе. По теме "Осень" дети рисовали осенний пейзаж, используя нетрадиционную технику "монотипия", дети рисовали рисунок на одной стороне поверхности и отпечатывали на другую, после этого они дополняли рисунок различными элементами. Это все способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способов.

3. КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Формирование коммуникативной самостоятельности , на мой взгляд, должно быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением к ак к совместным играм (дидактически м, подвижным, сюжетно-ролевы м, театрализованны м), так и ко всевозможным мероприятиям. Во время свободной деятельности я стараюсь максимально дать свободу выбора детям различных средств, с которыми работаем в это время. Но особенно увлекательной для детей моей группы стала театрализованная деятельность. Перед театрализованной постановкой совместно с детьми мы изготавливаем атрибуты для спектакля. Дети самостоятельно, хоть и под моим руководством, изготавливают отдельные предметы одежды героев, самостоятельно выбирая цвет, ткань, размер и способ изготовления.

В нашей группе оформлены театральные зоны, которые отличаются друг от друга: «мини-музей», «театральная сцена», «уголок ряженья». Создание таких зон подталкивают детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр. Дети отдают предпочтение уголку ряженья, объединяются в группы, придумывают сказки, распределяют роли, подбирают наряды и атрибуты, репетируют содержание инсценировки. Результатом этой игры становится коллективное представление для сверстников группы.

Театральные зоны нашей группы оснащены книгами, театральными масками, элементами костюмов, наборами кукол, разнообразными видами театров, атрибутами и декорациями.

По моему убеждению, коллективная театрализованная деятельность направлена на самостоятельное творчество , способствует самопознанию и самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создаёт условия для социализации ребёнка, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.

4. САМООРГАНИЗАЦИЯ - деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активно й самостоятельной деятельности детей . В нашей группе создан а особ ая предметно-развивающ ая сред а, позволяющ ая свободно использовать ее компоненты, легко ее менять или дополнять в зависимости от собственных задач.

Предметно-развивающая среда организ ована нами таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, поло-ролевому принципу, уровню развития детей.

Например, для самостоятельных игр оборудована игротека, в которой со браны игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки», игры-головоломки, танграммы, развивающие и логико-математические игры, шашки, шахматы и др.

В уголках книги литература по разнообразным темам расставлена в алфавитном

порядке на открытых полках, как в библиотеке или по темам в папках-уголках (сказки –символ –колобок, природоведческая литература –елочка, познавательная –знак вопроса, книги, принесенные из дома –домик и т. д.)

В групп е располагаются разнообразные схемы, пиктограммы, алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из космоса и т. п.

По моему мнению, среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулировать творческую активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий. Для этого нами используются разнообразные предметы-заместители, обладающие , как я считаю, наибольшим развивающим эффектом, позволяющие ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый и природный материал , фотографии по сюжетно-ролевым играм , многофункциональные макеты, различные атрибуты для развития сюжетов игр, которые хранятся в картонных коробках, прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками – все это приходит детям на помощь по ходу игры , ввиду недостающего атрибута.

В заключении хочу сказать, что стимулируя развитие самостоятельности, каждый раз стараюсь раскрывать перед детьми новые возможности, показывая рост их достижений, связывая растущую самостоятельность и инициативность с успешной перспективой обучения в школе.

Таким образом, самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности –это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат.

Литература:

1. Т.И. Бабаева г. Санкт – Петербург «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе».

2. «Развитие воли и произвольности в дошкольном возрасте» М. издательство «Институт практической психологии» Воронеж. 1998. стр 256.

Развитие детской самостоятельности и инициативы

Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия детства .

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием , необходимым для создания социальной ситуации развития детей .

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности. Формирование самостоятельности во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности.

Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем.

Наиболее типичные ответы:

    это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;

    способность рассчитывать только на свои силы;

    независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество;

    умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще;

    умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому.

Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к малышу, скажем, 2-3 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок.

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. В связи с этим она – не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое.

Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают «приступы» детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации.

Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.

Первая ступень - когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

Вторая ступень-ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.

На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:

1) Дидактическая игра.

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду , дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

2) Продуктивные виды деятельности.

Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация) .

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность , инициатива , которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

3) Самоорганизованная деятельность .

Самоорганизация - деятельность , направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей .

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идет о предметно – развивающей среде в ДОУ) , которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер . Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

4) Трудовая деятельность.

Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность , правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д. Б.) .

Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться .

5) Метод «проектов» .

Применение «метода проектов» способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

6) Развитие коммуникативных качеств.

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырех блоков:

1. развиваем умение сотрудничать ;

2. развиваем умение активно слушать;

3. развиваем умение самостоятельно высказываться ;

4. развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий .

В ежедневных занятиях необходимо ставить следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность , формировать самосознание ребенка , уверенность в собственных силах, учить ребенка смело высказывать свои суждения.

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:

    формирование установок «Я могу», «Я сумею»;

    создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;

    предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»

Таким образом, для поддержки детской самостоятельности и инициативы необходимо:

    предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

    отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

    не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

    формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;

    поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

    для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;

    содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;

    поощрять различные творческие начинания ребенка.



Рассказать друзьям