Занятие по фэмп в старшей. Планы-конспекты занятий по формированию элементарных математических представлений

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Занятие №1

Программное содержание

Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число... больше числа...», «На сколько число... меньше числа...»

Познакомить с цифрой 5.

Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу.

Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры.

Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.

Демонстрационный материал. Трехполосное наборное полотно, 22 круга белого цвета (снежные комки), домик, составленный из полосок, фланелеграф, 2 корзины, набор плоских и объемных фигур-«льдинок», силуэты лыж разной длины (3 штуки), картинка с изображением перчатки на правую руку, карточки с цифрами от 1 до 5.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, «льдинки» разной формы (по 20 штук для каждого ребенка), наборы счетных палочек, силуэты лыж (по количеству детей), карточки с цифрами от 1 до 5, листы бумаги, цветные карандаши.

Методические указания

Игровая ситуация «Снежный городок».

I часть. Игровое упражнение «Строим снежную крепость».

Работа организуется на трехполосном наборном полотне.

После выполнения задания воспитатель выясняет, почему дети отсчитали столько комков. (Я отсчитал семь комков, потому что семь больше шести на один.)

На третьей полоске дети отсчитывают на один комок больше, чем на второй полоске, и отвечают на вопросы: «Какое число вы получили? Почему отсчитали восемь комков?» (Дети обосновывают свой ответ, сравнивая числа 8 и 7.)

Воспитатель обращает внимание детей на количество комков на всех трех полосках: «Какими числами можно обозначить количество комков на каждой полоске? Что можно сказать о числе семь? (Семь больше шести на один, но меньше восьми на один.) Вот мы и построили снежную крепость».

II часть. Игровое упражнение «Играем с льдинками».

Воспитатель предлагает детям: «Отсчитайте на верхней полоске карточки на одну „льдинку" больше, чем число, которое я назову. (Воспитатель называет число восемь.) Сколько „льдинок" вы отсчитали? (Девять.) Почему вы отсчитали девять „льдинок"? (Я отсчитал девять «льдинок», потому что девять больше восьми на один.) Отсчитайте на нижней полоске карточки на одну „льдинку" меньше, чем на верхней полоске. Сколько „льдинок" вы отсчитали? (Восемь.) Почему вы отсчитали восемь „льдинок"?»

Воспитатель предлагает детям уравнять количество «льдинок» любым способом и обосновать свой выбор.

III часть . Игровое упражнение «Найди пару лыж».

На фланелеграфе три лыжи разной длины, у детей лыжа-образец, к которой надо найти пару.

Воспитатель предлагает вызванному ребенку найти лыжу, которая подойдет по длине к его лыже. Ребенок называет способы проверки задания и показывает их.

Задание повторяется с другими образцами.

IV часть . Игровое упражнение «Одеваем перчатки на прогулку».

Воспитатель показывает картинку с изображением перчатки и предлагает рассмотреть ее: «Сколько „домиков" для пальчиков у перчатки? (Пять.) Покажите цифру, обозначающую число один».

Вызванный ребенок располагает цифру 1 над «домиком» для большого пальца.

Затем дети вместе с воспитателем обозначают цифрами «домики» для указательного, среднего и безымянного пальцев.

Воспитатель показывает цифру 5 и объясняет, что этой цифрой можно обозначить число 5, и располагает цифру 5 над «домиком» для мизинца.

Дети называют цифры по порядку.

Затем обводят свои ладошки на листах бумаги, считают, сколько всего пальчиков, раскладывают над ними карточки с цифрами от 1 до 5 и называют цифры. Цифру пять они обводят цветным карандашом.

V часть . Игра-эстафета «Кто быстрее разложит „льдинки"».

Дети делятся на две команды путем пересчета на «первый — второй».

Воспитатель предлагает детям разложить «льдинки» в две корзины.

Первая команда выбирает и складывает в корзину все плоские «льдинки», а вторая команда — все объемные «льдинки». В процессе проверки дети называют форму «льдинок».

VI часть . Игровое упражнение «Строим ледяной дом».

Воспитатель предлагает детям построить по образцу дом из счетных палочек, а затем переложить две палочки так, чтобы дом смотрел в другую сторону (см. рисунок).

Вызванный ребенок перестраивает дом на образце, остальные дети выполняют задание на местах.

Занятие №2

Программное содержание

Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10.

Познакомить с цифрой 6.

Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.

Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом.

Упражнять в последовательном назывании дней недели.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Фланелеграф, макет комнаты с плоскостными изображениями предметов мебели и предметов одежды Незнайки, письмо Незнайки, «шарфики»-полоски одинаковой длины и цвета, но разной ширины (по количеству детей), 6 кругов разного цвета, карточки с цифрами от 1 до 6.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, снежинки (по 20 штук для каждого ребенка), «шарфики»-полоски, по ширине равные одному из образцов «шарфика»-полоски одинаковой длины и цвета, но разной ширины (по 4 штуки для каждого ребенка), цветные карандаши (по 6 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от 1 до 6, листы бумаги.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Отвечаем на вопросы Незнайки».

Воспитатель сообщает детям о письме от Незнайки, в котором он просит о помощи: «Карандаш нарисовал десять снежинок, а я — девять снежинок. Я хочу, чтобы у нас с Карандашом было поровну снежинок».

Воспитатель предлагает детям выложить на верхней полоске двухполосной счетной карточки 10 снежинок, а на нижней — 9. Затем спрашивает: «Какими числами можно обозначить количество снежинок? Какое число больше: десять или девять? Какое число меньше: девять или десять? На сколько число десять больше девяти? На сколько число девять меньше десяти?»

Воспитатель предлагает детям помочь Незнайке уравнять количество снежинок. Дети обсуждают варианты выполнения задания, выполняют уравнивание любым способом и поясняют свои действия, например: «Я добавил к девяти снежинкам еще одну и их стало по десять, поровну».

II часть. Игровое упражнение «Подбираем краски для Карандаша».

Воспитатель предлагает детям помочь Карандашу подобрать пять красок для картины. Вызванный ребенок отсчитывает на доске 5 кругов разного цвета. Дети проверяют количество и цвет красок. Затем обозначают количество красок соответствующей цифрой на доске.

Карандаш просит подобрать ему еще одну краску. Вызванный ребенок выполняет задание, другие дети проверяют, сколько всего стало красок.

Воспитатель уточняет: «Какое число получилось? Какой цифрой можно обозначить число шесть?»

Выслушивает ответы детей и показывает карточку с цифрой 6. Дети находят ее у себя, обводят рукой и предполагают, на что она похожа.

III часть. Игровое упражнение «Рисуем с Карандашом разноцветные дорожки».

Карандаш предлагает детям на листе бумаги нарисовать 6 разноцветных дорожек.

Воспитатель уточняет у детей: «Сколько дорожек вы нарисовали? Какой цифрой можно обозначить число шесть?»

Затем просит найти и показать цифру 6.

IV часть. Игровое упражнение «Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша».

На детских кроватках и у воспитателя на столе разложены наборы шарфиков (по 4 штуки) одинаковой длины и цвета, но разной ширины. У детей по одному шарфику, равному по ширине одному из четырех шарфиков.

Вызванному ребенку воспитатель предлагает найти шарфик такой же ширины среди шарфиков, лежащих на столе, и проверить правильность выбора путем непосредственного сравнения шарфиков.

Затем воспитатель просит детей запомнить ширину своих шарфиков и найти на кроватках шарфики такой же ширины. Дети проверяют правильность выполнения задания путем непосредственного сравнения шарфиков.

V часть. Подвижная игра «Дни недели, стройтесь».

Игра проводится 3—4 раза со сменой карточек (см. Декабрь, занятие 4).

VI часть . Игровое упражнение «Поможем Незнайке найти вещи».

На фланелеграфе макет комнаты Незнайки (можно использовать кукольную мебель). Вещи Незнайки спрятаны в разных местах комнаты: шляпа около шкафа, ботинки рядом со стулом и за кроватью и т.д.

Воспитатель выясняет у детей местоположение каждой вещи: «Где лежит шляпа? (Шляпа лежит около шкафа.) Где стоят ботинки?»

Дети помогают Незнайке собраться в гости к Карандашу.

Занятие №3

Программное содержание

Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом.

Познакомить с цифрой 7.

Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу.

Учить ориентироваться на листе бумаги.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Трехступенчатая лесенка, магнитная доска, лисички, медвежата и зайчики (по 9 штук), круги красного, желтого, зеленого и синего цветов (по 1 штуке), 4 елочки разной высоты, карточки с цифрами от 1 до 7.

Раздаточный материал. Трехполосные карточки, листы бумаги, елочки (по количеству детей), наборы цветных карандашей, круги, квадраты, треугольники (по 9 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от I до 7.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Отсчитай столько же».

Упражнение выполняется на трехступенчатой лесенке.

Воспитатель предлагает ребенку поставить на верхнюю ступеньку лесенки 7 лисичек. После выполнения задания спрашивает: «Сколько лисичек ты отсчитал? Каким числом можно обозначить семь лисичек? Какой цифрой можно обозначить число семь?»

Воспитатель показывает цифру 7. Дети находят ее у себя и обводят рукой.

На второй ступеньке ребенок ставит столько медвежат, сколько лисичек на первой ступеньке. («Почему ты отсчитал столько медвежат?») На третьей ступеньке — столько зайчиков, сколько медвежат. (Вопросы те же.)

После выполнения упражнения воспитатель спрашивает: «Что можно сказать о количестве лисичек, медвежат и зайчиков?» (По семь, поровну.)

Воспитатель обобщает: «Семь лисичек, семь медвежат, семь зайчиков, всех по семь». Затем просит детей показать соответствующую цифру.

II часть. Работа с раздаточным материалом.

Дети выполняют аналогичное задание на трехполосных карточках. На верхнюю полоску они кладут 9 треугольников, на вторую — 9 кругов, на третью — 9 квадратов.

Физкультминутка

Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие движения.

Две лягушки

Видим, скачут по опушке (Руки на поясе, полуприседания с поворотом вправо и влево.)

Две зеленые лягушки.

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки.)

Прыгать с пятки на носок. (Переступание с носка на пятку.)

На болоте две подружки, (Руки на поясе, полуприседания с поворотом вправо и влево.)

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались, (Движения по тексту.)

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо наклонялись,

Влево наклонялись.

Вот здоровья в чем секрет, (Ходьба на месте.)

Всем друзьям физкультпривет!

III часть. Игровое упражнение «Расположи правильно».

Воспитатель вместе с детьми рассматривает магнитную доску: «На какую геометрическую фигуру похожа доска? Что есть у доски прямоугольной формы?» (Жестом показывает стороны и углы.)

Воспитатель предлагает вызванному ребенку показать стороны магнитной доски и назвать их. (Верхняя сторона, нижняя сторона и т.д.)

Воспитатель показывает и называет углы: «Правый верхний угол, левый нижний угол». Затем дает задание: «Положите красный круг в правый верхний угол, зеленый круг — в правый нижний угол, желтый — в левый верхний угол и синий — в левый нижний угол. (Дети выполняют задания по очереди.) В каком углу вы расположили красный круг? В каком углу зеленый круг?» и т.д.

IV часть . Игровое упражнение «Рисуем узор».

Воспитатель просит детей вдоль верхней стороны листа нарисовать линию красным карандашом, вдоль нижней стороны — синим карандашом и справа провести желтую линию, слева — зеленую.

Затем выясняет: «Вдоль какой стороны нарисована красная линия? На какой стороне синяя линия?» и т.д. Детям предлагается нарисовать узор, используя любые геометрические фигуры, на середине листа.

V часть . Игровое упражнение «Найдем елочку такой же высоты».

У детей елочки-образцы. В групповой комнате расставлены 4 елочки разной высоты.

Воспитатель предлагает детям запомнить высоту своих елочек и найти елочки такой высоты среди стоящих в группе. Правильность выполнения задания проверяется путем непосредственного сравнения.

Занятие №4

Программное содержание

Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.

Познакомить с цифрой 8.

Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Счетная лесенка, лисенок, медвежонок, зайчонок; предметы разной формы (по количеству детей), 8 снежинок, карточки с цифрами от 1 до 8.

Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур, плоские или объемные геометрические фигуры (по количеству детей), разноцветные листы бумаги квадратной формы, снежинки (по 10 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от 1 до 8.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Составим число».

На счетной лесенке выставлены 3 игрушки: лисенок, медвежонок, зайчонок. Воспитатель спрашивает детей: «Какие игрушки вы видите? Сколько всего игрушек? Сколько каких игрушек вы видите? (Один лисенок, один медвежонок, один зайчонок.) Как вы составили число три?» (Один, один и один — будет число три.)

II часть . Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель предлагает детям составить число три с помощью разных геометрических фигур. При этом ни одна геометрическая фигура не должна повторяться дважды. После выполнения задания воспитатель выясняет: «Сколько всего геометрических фигур? Сколько каких геометрических фигур вы взяли? Как вы составили число три?»

III часть. Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы».

Воспитатель уточняет, какие геометрические фигуры знают дети, предлагает назвать сначала только плоские геометрические фигуры, затем только объемные.

Воспитатель предлагает детям взять по одной фигуре. По сигналу они находят в группе предметы, форма которых похожа на их геометрические фигуры. Затем дети рассказывают о форме предметов, сравнивая их с фигурой. (Я нашел салфетку квадратной формы. У нее тоже четыре угла и четыре стороны, как у квадрата.)

IV часть . Игровое упражнение «Приготовим снежинки для салфеточки».

Воспитатель к семи снежинкам предлагает добавить еще одну и сосчитать, сколько стало снежинок. Затем выясняет, какой цифрой можно обозначить число 8.

Он показывает карточку с цифрой 8. Дети находят ее у себя и обводят по контуру.

Воспитатель уточняет: «Какое число обозначает цифра восемь? На что она похожа?»

V часть . Игровое упражнение «Разложи снежинки правильно».

У детей квадратные листы бумаги разного цвета.

Воспитатель предлагает украсить салфетки снежинками: «Одну снежинку положите посредине салфетки. Одну снежинку положите в верхний левый угол. Одну снежинку — в нижний левый угол» и т.д. (После выполнения каждого задания уточняет: «Где положили снежинку?»)

1. Выявить полученные знания, умения и представления , которые дети получили в течение учебного года.

2. Совершенствовать умение находить предыдущее и последующее число в числовом ряду, считать до 10 и обратно, решать задачи на сложение и вычитание;

3. Совершенствовать знания о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) .

4. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги (центр, углы) .

5. Продолжать формировать умение называть дни недели и месяцы;

6. Развивать математическую речь , мышление в решении логических задач, коммуникативные качества детей;

7. Воспитывать интерес к математике , уважение друг к другу, желание помочь товарищу.

Материалы и оборудование : ракета, игрушка Лунтик, листы А 4, пеналы с геометрическими фигурами, плакат с домиками, карточки с цифрами, 7 звёздочек с задачами, иллюстрации пяти планет «Считалка» , «Выручайка» , «Решайка» , «Выполняйка» , «Сюрпризная» , конверты с заданиями к каждой планете, смайлики, 2 больших конверта с письмами, магнитофон, аудиозапись из кинофильма «Звёздные войны» , картинка лабиринта для каждого ребёнка, простые карандаши, сундучок, пятёрки на каждого ребёнка.

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Встали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

А сейчас пойдём по кругу,

Улыбаемся друг другу.

Ребята, сегодня ночью был звездопад, и когда я пришла на работу, я увидела на подоконнике вот эту звезду. Но эта не простая звезда, это чьё-то послание. Прочитаем его?

«Дорогие ребята! Я очень люблю путешествовать , поэтому я полетел в космос . А так, как я не ходил в детский сад и не изучал математику , то наделал много ошибок, из-за которых не могу вернуться домой, потому что меня не отпускают инопланетяне. Прошу вас помочь мне! Лунтик».

Ребята, вы хотите помочь Лунтику?

Тогда я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие . На чём можно полететь в космос ?

Почему нельзя полететь на самолёте? На вертолёте?

Сейчас давайте проверим, как вы готовы к полету?

I.Игра «Внимание, космонавты

Какое сейчас время года?

Перечисли весенние месяцы.

Сейчас вечер или ночь?

Кто справа от тебя

Кто слева от тебя, Справа?

Какой сегодня день недели?

Какой день недели был вчера?

Какой день недели будет завтра?

Как называется первый день недели? Последний?

А сейчас я хочу проверить как вы, умеете, ориентироваться в пространстве.

Ничего не говори, лишь руками покажи: - высоко, далеко, низко, близко, слева, справа, широко, узко.

Любой космический маршрут , открыт для тех, кто любит труд!

Молодцы, вы правильно ответили. Сейчас мы сядем в ракету. А чтобы ракета взлетела, надо дать команду «Старт » . Садитесь, приготовились, считаем: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 – «Старт » .

(музыкальное сопровождение)

Вот мы и очутились в космическом пространстве . Очень странные здесь планеты. Давайте подлетим к первой планете, называется она «Считалка» . Как вы думаете, почему планета так называется?

(На столике лежит конверт.)

Воспитатель достаёт письмо и читает: «Ребята! Мы очень рады, что вы прилетели к нам в гости, чтобы выручить Лунтика. Вы очень смелые, весёлые, добрые. Желаем вам успехов в выполнении всех наших заданий».

Оказывается, Лунтик перепутал на этой планете все числа. Вам необходимо найти соседей числа.

Д/и «Найди соседей числа» .

(Воспитатель показывает число. Дети называют впереди стоящее число и последующее число.)

Молодцы! Отправляемся на следующую планету.

(музыкальное сопровождение)

Планета называется «Выручайка» . Что вам говорит название этой планеты?

Что же здесь случилось? Оказывается Лунтика пригласили в гости его друзья, но он так и не смог с ними встретиться, так как не нашёл их дома. Найдём друзей Лунтика?

Д/и «Не ошибись!»

Слушайте внимательно задание .

Один друг живёт в самом высоком доме на пятом этаже. Вам необходимо найти самый большой дом и у этого дома пятый этаж (Дети находят этаж, выкладывают смайлик)

Второй его друг живёт в самом низком доме на третьем этаже.

Третий друг живёт не в низком и не в высоком доме на четвёртом этаже. (Дети находят нужный этаж, выкладывают смайлик)

Ну что выручили Лунтика?

Теперь он легко найдёт, где живут его друзья. А мы отправляемся к следующей планете «Решайка» .

(музыкальное сопровождение)

Что нас ждёт на этой планете? Как вы думаете, чем нам предстоит сейчас заняться ?

«Весёлые задачи» .

Какие-то космические звёзды (переворачивает одну, читает) . Здесь для нас приготовлены задачки, если мы их правильно решим, то сможем смело лететь дальше на поиски Лунтика, но для этого надо быть очень внимательными .

1. На блюдце у Андрюши,

Четыре жёлтых груши.

Есть ребёнок захотел

И одну из груш он съел.

Теперь считайте груши,

На блюдце у Андрюши.

2. Пять ворон на крышу сели.

Две ещё к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело

Сколько птиц на крышу село?

3. Три яблока из сада ёжик притащил.

Самое румяное белке подарил.

С радостью подарок получила белка.

Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке.

4. Пять пушистых кошек улеглись в лукошке.

Тут одна к ним прибежала, сколько кошек вместе стало? (6)

5. У бабушки Даши внучка Маша,

Кот Петушок и собака Дружок.

Сколько всего внуков у бабушки Даши?

6. На столе лежат 2 яблока и 3 груши.

Сколько всего овощей лежат на столе?

(ни одного, потому что яблоки и груши – фрукты)

7. На березе 3 толстых ветки.

На каждой ветке по 2 тоненькие веточки.

На каждой тоненькой веточке по одному яблочку.

Сколько всего яблок?

(нисколько на березе яблоки не растут)

Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. Настало время лететь на следующую планету.

(музыкально сопровождение)

Эта планета называется «Выполняйка» . Что означает название этой планеты?

(Дети проходят и садятся за столы) .

Это задание самое трудное, и здесь нужно быть внимательными , иначе нам никогда не найти Лунтика. Перед вами космические листы бумаги и геометрические фигуры. Прежде чем начать выполнять задание, нужно вспомнить, что есть у листа бумаги? (углы, середина)

Д/и «Определи место фигуры » .

В левый нижний угол положите три треугольника.

В левый верхний угол – два квадрата.

В правый верхний угол – четыре круга.

В правый нижний угол – один прямоугольник.

По середине положите одну оставшуюся фигуру, которую мы с вами не использовали. (овал)

Ребята, вы справились и с этим задание. Молодцы! Летим дальше.

(музыкальное сопровождение)

У нас осталась ещё одна планета «Сюрпризная» . Все, наверное, догадались, почему она так называется?

(Воспитатель достаёт сундучок, на крышке которого лежит письмо от инопланетян и читает его) .

«Сундучок откроется только в том случае, если вы найдёте Лунтика по предложенному плану ».

«Лабиринт» .

Начертить движение ракеты до планеты.

(Дети карандашом чертят путь) .

(Воспитатель достаёт игрушку Лунтика из сундучка) .

Мы нашли Лунтика, сейчас он вместе снами может лететь домой. Возвращаемся все в ракету.

Опять берем старт . Отсчитываем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0.

Пуск! Полетели! Закрыли глаза, (звучит музыка) Ну вот, мы и вернулись.

(Музыкальное сопровождение) .

Рефлексия.

Где мы сегодня с вами побывали?

Чем занимались?

Вам понравилось путешествовать ?

Что вам больше всего понравилось? А с какими трудностями вы столкнулись во время путешествия ?

Какое у вас настроение после нашего путешествия ?

Молодцы! У нас всё получилось, и мы благополучно вернулись домой. А Лунтик с этого дня тоже будет ходить в детский сад и изучать математику .

Ну а теперь обещанный сюрприз. Вы мне, сегодня, очень понравились, и я хочу наградить вас такими пятёрками, чтобы вы и в дальнейшем в школе получали только оценку 5.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе на тему:

«Путешествие в страну Математику»

Задачи:

1) Образовательные: уточнить знания детей о прямом счете в пределах 5, соотносить цифры от 1 до 5, совершенствовать знания детей о геометрических фигурах и их свойствах, закрепить знания о частях суток и днях недели.

2) Развивающие: Развивать у детей внимание, память, логическое мышление, сообразительность, воображение.

3) Воспитательные: воспитывать организованность, исполнительность, интерес к предмету, умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.

Словарная работа : квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал, утро, вечер, день, ночь, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Связь с образовательными областями: Здоровье - поддержать положительный настрой на выполнение упражнений во время физ. минутки.
Коммуникация - применение эмоционально-речевого общения со сверстниками и воспитателем в ходе организованной деятельности.
Чтение художественной литературы - побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
Познание - Развивать математическую способность. Обогащать представления детей о математике, о пространстве, о счете, о геометрических фигурах.

Оборудование:

Демонстрационный материал: плакат «Геометрические фигуры», числовые карточки от 1 до 5, плакат «Части суток», цветок «Дни недели».

Раздаточный материал: прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник, цифры от 1 до 5, счетные палочки.

Ход занятия

1.Организация детей.

«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся".

Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу,

Ну, вот и у всех хорошее настроение.

2.Основная часть.

Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Ребята, мы с вами целый год ходили в садик, многому научились, подросли, возмужали. Скоро наступит лето, мы перейдем в старшую группу. Хотите? Сейчас мы узнаем, готовы ли вы к переходу в старшую группу.

Дети, вы любите путешествовать?

А трудностей не боитесь?

Сегодня я вас приглашаю в математическое путешествие на паровозе.

Воспитатель предлагает представить детям, что они отправляются в путешествие на паровозе. Она - кондуктор, они - пассажиры. Дети самостоятельно определяют свои места в соответствии с цветом и цифрами.

12345 12345 12345 12345

Поднимите руки у кого билеты красного цвета. Вы пассажиры первого вагона. Зеленого цвета - второго вагона, синего цвета - третьего вагона, желтого цвета - четвертого вагона.

Затем воспитатель спрашивает детей в каком вагоне они едут (в первом, во втором, в третьем, в четвертом).

Все готовы? Отправляемся все вместе.

Дети с воспитателем стоят в кругу и произносят слова:

Едет, едет паровоз мимо елок и берез. Чух-чух-чух….Поехали…

Первая наша станция «Части суток».

Вы знаете части суток? Сейчас мы это проверим. Я загадаю вам загадки, а вы догадайтесь, о каком времени суток идет речь.

1) Спят медведи и слоны, заяц спит и ежик Все вокруг уснуть должны, наши дети тоже. - Когда все спят? (Ночью)

2)Солнце яркое встает, петушок в саду поет. Наши детки просыпаются, В детский садик собираются. (Утро)

3) Солнце в небе ярко светит, на прогулку пошли дети. - Когда это бывает? (День)

4) - А что следует за днем? (Вечер)

Молодцы, справились с заданием. А теперь поиграем в игру «Закончи предложение».

Спим ночью, делаем зарядку …(утром).

Завтракаем утром, обедаем …(днем).

Обедаем днем, ужинаем … (вечером).

Ужинаем вечером, спим… (ночью).

Завтракаем когда? (Утром).

Когда мама приходит за вами в детский сад? (Вечером).

Молодцы!

Ребята, а вы здороваетесь со взрослыми? Как вы здороваетесь утром? (Доброе утро). Как мама научила вас здороваться днем? (Добрый день). А когда наступает вечер, как надо здороваться? (Добрый вечер). Что надо пожелать перед сном? (Спокойной ночи).

Молодцы, садимся в наш паровоз и отправляемся в путешествие дальше: Едет, едет паровоз мимо елок и берез

Чух-чух-чух….Поехали.

Следующая станция «Дни недели».

Мы прибыли с вами на другую станцию. А как она называется, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Братьев этих ровно 7. Вам известны они всем.

Каждую неделю кругом братья ходят друг за другом.

Попрощается последний, появляется передний. (Дни недели).

Назовите рабочие дни. Выходные дни. Какой день недели сегодня?

А теперь, ребята, вам задание - слушайте внимательно. Знать об этом надо всем обязательно.

Вот цветок у нас растет, и неделя в нем живет.

Я буду отрывать лепестки, а вы вспоминайте и называйте дни недели.

Воспитатель отрывает лепестки по порядку. Дети называют дни недели в соответствии с нумерацией и читают стихи.

  1. Среди дней любой недели первым будет понедельник.

    День второй за ним пошел. Это вторник к нам пришел.

    Нам не деться никуда. Третий день - всегда среда.

    Он четвертый там и тут. Этот день - четверг зовут.

    В череде рабочих дней пятый пятница теперь.

    Вся закончена работа. День шестой всегда суббота.

    День седьмой - его мы знаем. В воскресенье - отдыхаем.

Молодцы, ребята!

Игра «Расположи цифры по порядку».

Дети делятся на две команды и садятся на коврик. По сигналу воспитателя они должны разложить карточки с цифрами по порядку.

Молодцы, справились с задачей. А теперь, не зевайте, садитесь в поезд и поехали дальше: Едет, едет паровоз…..

Третья станция « Геометрический фигуры».

На столах у детей геометрические фигуры и цифры. Воспитатель загадывает загадки, дети показывают отгадку геометрической фигурой.

Три вершины тут видны, три угла, три стороны,

Ну, пожалуй, и довольно! Что ты видишь? (треугольник).

Эта форма у клубка, у планеты, колобка,

Но сожми ее дружок и получится (кружок).

Если взял бы я окружность с двух сторон немного сжал,

Отвечайте дружно дети - что получится? (овал).

Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой.

Все 4 стороны одинаковой длины. Всем представиться я рад,

а зовут меня (квадрат).

Эта фигура-брат нашему квадрату,

Сколько получилось фигур, покажите цифрой.

Физминутка.

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше и легко-легко подышим».

Работа с палочками - помогалочками.

На столах у детей - палочки-помогалочки.

Отсчитайте 4 палочки и сложите квадрат.

А теперь превратите квадрат в прямоугольник.

Возьмите палочки лишь 3, и треугольник получите.

Сложите рисунок из геометрических фигур. Молодцы!

3. Окончание занятия.

Ну, что ж, ребята, заигрались мы с вами. Вот отлично потрудились. А наше математическое путешествие подошло к концу. Мы с вами считали, повторили дни недели, узнавали геометрические фигуры, отгадывали загадки. Вам понравилось? А теперь пора отдыхать. Занимайте места в паровозе, поехали…

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе:

«Путешествие в Математическое Королевство»

Цели:

- продолжать формировать у детей старшей группы представление о порядковом счете;

- содействовать формированию интегративных качеств: любознательный, активный, эмоционально- отзывчивый.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

- учить находить определённое количество предметов соответствующей цифре;

- закреплять умение решать простые арифметические задачи, используя логическое мышление.

Развивающие:

- развивать пространственное воображение, умение ориентироваться на листе бумаги, познавательный интерес;

- развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать;

- формировать навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к математическим занятиям;

- воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Образовательные области:

- познание (ФЭМП);

- коммуникация (речевая деятельность);

- социализация (игровая деятельность).

Методические приемы:

- вопросы;

- упражнения;

- игры;

- задания.

Оснащение занятия:

магнитная доска, клей, цветная бумага, наглядные пособия (картинки с цветами, изображения геометрических фигур), фланелеграф, музыкальное сопровождение.

Зоны:

игровая, обучающая.

Предварительная работа.

Ход занятия:

    Вступление.

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.

Коммуникативная игра «Собрались все дети в круг»:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну «Математическое Королевство». Но там живет Злой волшебник, который заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена.

- Вы готовы помочь жителям королевства?

- Хорошо,но чтобы попасть в эту страну, нужно получить пригласительные билеты, мне их передали жители волшебного королевства. Билетик получит тот, кто справится на с моими заданиями:

1. Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (на угол).

2. На столе лежат 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая её? (переложить крайнюю).

- Отлично!

- А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их (координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти).

Пальчиковая игра «Раз, два, три, четыре, пять»:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

1, 2, 3, 4, 5!

Начинаем счет опять: 5 4 3 2 1 -

Дружно мы в кругу стоим!

II . Основная часть.

- Молодцы! (Звучит релаксационная музыка).

- Все получили билетики? А теперь отправляемся в путь. Ребята, мы поможем жителям королевства?

- Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну. Ребята, идемте за мной. Посмотрите на экран! Это математическое королевство (на экран выводится изображение замка).

- Ой, ребята, это я, злой волшебник Арифметикус, повесил огромный замок на воротах королевства. Чтобы его открыть, вам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя. Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? (сравнение по форме, цвету, величине) Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов). На какую геометрическую фигуру похож замок?

- Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.

А здесь нас ждет очередное задание. Давайте сядем за столы.

1-ое задание:

- Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку, от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи деревянных цифр от 1 до 10).

- Вова, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил (выполняет у доски).

- Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.

- А какое число вы поставили между числами 7 и 9.

- Какое число вы поставили между числами 1 и 3.

- Какое число вы поставили между числами 4 и 6.

- Даня, назови соседей числа 3, 5, 7, 9.

- Егор, назови число, которое больше числа 3 на 1.

- Диана, назови число, которое больше числа 5 на 1.

- Сева, назови число, которое больше числа 7 на 1.

- Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.

2-ое задание:

Давайте теперь с вами решим задачи на логику:

1. У собачки Жучки родились котята: 2 беленьких и 1 чёрненький. Сколько котят родилось у Жучки? (Нисколько) .

2. На столе лежит 4 моркови и 3 огурца. Сколько фруктов лежит на столе? (Нисколько. Это овощи) .

3. Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2) .

4. Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели и числами (вчера, сегодня, завтра) .

5. Что станет больше, если поставить вверх ногами? (цифра 6) .

- Молодцы, ребята.

3-е задание:

- Ребята, а злой волшебник не сдается!

- Это я, Арифметикус, решил напустить на вас вихрь из загадок и чтобы с ним справиться, нужно отгадать их.

«Задачи в стихах»

1. Четыре гусенка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей,

Сколько всего в воде малышей? Шесть.

2. Семь веселых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться –

Сколько свинок у корытца? Пять.

3. Пять цветочков у Наташи

И еще два дал ей Саша.

Сколько будет два и пять? Семь.

4. Привела гусыня - мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки:

Три сынка, а сколько дочек? Три.

Воспитатель:

- Поздравляю вас, ребята, вы отлично справились со злым волшебником и отгадали все его загадки. А для этого вам понадобилось много смекалки и сил. Настало время немного отдохнуть!

Уважаемый Арифметикус, ты очень старался, придумывал сложные задания для наших детей. Не хочешь ли ты с нашими ребятами отдохнуть? Вставай с нами в круг!

Физкультминутка.

Мы считали, мы считали,

Что-то очень мы устали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
(Хлопки в ладоши под счет взрослого)
Ножками потопали раз, два, три. (Шаги ногами на месте)
Присели, встали; встали, присели,
И друг друга не задели
. (Приседания)
Мы немного отдохнем (повороты туловища)
И опять считать начнем. (Ходьба на месте).

4-ое задание:

Воспитатель:

- Ребята, вы отдохнули? Готовы продолжить наше путешествие? Сядьте, пожалуйста, на ковер.

Арифметикус:

- Вас ждет непростая игра- испытание. Надо исправить ошибки, которые я нарочно кое- где оставил. Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой:

- утром солнышко встает;

- по утрам нужно делать зарядку;

- нельзя умываться по утрам;

- днем ярко светит луна;

- утром дети идут в детский сад;

- ночью люди обедают;

- вечером вся семья собирается дома;

- в неделе 5 дней;

- за понедельником следует среда;

- после субботы идет воскресение;

- перед пятницей стоит четверг;

- всего 5 времен года;

- весна наступает после лета.

5-ое задание:

Воспитатель:

- Молодцы ребята! У злого волшебника не получилось вас запутать.

Арифметикус:

А еще я решил заколдовать цветочный сад в математическом королевстве. Вам нужно найти цветы с одинаковым количеством лепестков.

Арифметикус:

- Ах какие вы сообразительные ребята!

Воспитатель:

- Ребята, давайте выполним релаксационную (расслабляющую) гимнастику. Арифметикус, присоединяйся!

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

III . Заключительная часть

6-ое задание:

Воспитатель:

- Ребята, давайте присядем за столы. Злой волшебник заколдовал жителей математического королевства при помощи магических квадратов. Если мы, ребята, разделим магические квадраты на равные части, то колдовские чары развеются: всё встанет на свои места, жители королевства будут свободными. У вас на столах разноцветные квадраты:

– сложите свой квадрат на 2 равные части.

- Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать края)

- Как можно назвать каждую из частей? (½)

Ребята, давайте сложим наш квадрат еще раз.

А теперь, скажите как называется каждая часть квадрата? (1/4)

- Молодцы ребята, мы сняли с вами злые чары Злого волшебника!

А теперь давайте составим для нашего уже доброго волшебника один большой красивый ковер, выложив узор из разноцветных квадратов. С этим ковром волшебник будет творить только добрые чудеса. Но мне бы хотелось, чтобы вы запечатлели лицо нашего доброго волшебника, Арифметикуса, на каждом из ваших квадратов.

Арифметикус, запечатли себя в новом образе.

Рефлексия.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания, навели порядок в математическом королевстве, а злого колдуна превратили в доброго волшебника.

- Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Чему вы научились новому?

Арифметикус:

- Вы все отлично потрудились и получаете от меня сладкие призы.

Воспитатель:

- Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями!

Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц)

Ирина Александровна Помораева, Вера Арнольдовна Позина

Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий

Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, для организации занятий по математике в старшей группе.

В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 5–6 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.

В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Структура занятий позволяет сочетать и успешно решать задачи из разных разделов программы. Предложенная система занятий, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Игровые ситуации с элементами соревнований, используемые на занятиях, мотивируют деятельность детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности. Активизация мыслительной деятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности.

Объем занятий позволяет воспитателям реализовать свой творческий потенциал и учитывать особенности конкретной группы детей.

Знания, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделять сюжетно-ролевым играм, в которых создаются условия для применения математических знаний и способов действий.

В работе с детьми как в дошкольном учреждении, так и дома, можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для дошкольников: Старшая группа» (М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009).

В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов, педагогов и методистов, позволяющий расширить содержание работы с детьми шестого года жизни.

Примерное распределение программного материала на год

I квартал

Сентябрь

Занятие 1

.

утро, день, вечер, ночь .

Занятие 2

.

Занятие 3

Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины).

Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: .

Уточнить понимание значения слов вчера , сегодня , завтра .

Занятие 1

Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.

Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).

Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу .

Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот) .

Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина).

Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще уже… самый узкий (и наоборот) .

Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа .

Занятие 4

Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).

Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток.

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух.

Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево .

Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.

Продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между .

Занятие 3

Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот) .

Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.

Занятие 4

Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?»

Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.

Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах.

II квартал

Занятие 1 (итоговое)

Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.

Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).

Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо .

Занятие 2

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).

Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника.

Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади .

Занятие 3

Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах.

Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений).

Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т. д.).

Занятие 4

Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…»

Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения.

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…»

Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу.

Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры.

Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.

Занятие 2

Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10.

Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.

Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом .

Упражнять в последовательном назывании дней недели.

Занятие 3

Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом.

Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу.

Учить ориентироваться на листе бумаги.

Занятие 4

Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.

Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.

Занятие 1

Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

Занятие 2

Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.

Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа) .

Занятие 3

Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.

Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.

Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

Занятие 4

Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.

Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

III квартал

Занятие 1

Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5.

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица.

Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

Занятие 2

Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.

Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Занятие 3

Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.

Совершенствовать навыки счета в пределах 10.

Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.

Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед -назад, направо -налево) .

Занятие 4

Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов.

Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

Занятие 1

Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

Занятие 2

Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

Занятие 3

Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.

Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.

Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Занятие 4

Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Работа по закреплению пройденного материала.

Планы занятий

Сентябрь

Занятие 1

Программное содержание

Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.

Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр) .

Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь .


Демонстрационный материал. Набор объемных геометрических фигур (по 5 кубов, цилиндров, шаров), 4 картинки с изображением деятельности детей в разное время суток.

Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур (по 5 квадратов и прямоугольников для каждого ребенка), рисунки-таблички с изображением геометрических фигур, двухполосные карточки.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Мальвина учит Буратино».

На столе разложены геометрические фигуры. Мальвина дает Буратино задание: «Назови и покажи знакомые геометрические фигуры». (Кубы, цилиндры, шары.) Буратино выполняет задание с помощью детей. Затем Мальвина предлагает отсчитать 4 куба и проверить правильность выполнения задания (с помощью счета); отсчитать столько же цилиндров и поставить их парами с кубами так, чтобы было видно, что фигур равное количество.

«Что можно сказать о количестве кубов и цилиндров? – спрашивает Мальвина. – По сколько кубов и цилиндров? Как сделать так, чтобы кубов стало пять?»

Дети помогают Буратино выполнить задания.

«Сколько стало кубов? – выясняет Мальвина. (Дети пересчитывают кубы.) Как вы получили число пять? (К четырем добавили один.)

Сколько кубов? Сколько цилиндров? Пять кубов и четыре цилиндра – сравните, что больше? Четыре цилиндра и пять кубов – сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять?»

Мальвина предлагает Буратино установить равенство двумя способами. (Дети помогают Буратино выполнить задание.)

Буратино считает неправильно: пропускает предметы, считает предмет дважды, дает неправильный ответ.

Мальвина уточняет правила счета вместе с детьми и выясняет, сколько стало фигур и как получилось новое число.

II часть. Игровое упражнение «Сосчитай фигуры».

Буратино дает детям задания: «Отсчитайте четыре квадрата и расположите их на верхней полоске карточки. Отсчитайте пять прямоугольников и расположите их на нижней полоске карточки. Сколько квадратов? Сколько прямоугольников? Пять прямоугольников и четыре квадрата – сравните, что больше? Четыре квадрата и пять прямоугольников – сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы прямоугольников и квадратов стало поровну».

Дети выполняют задание любым способом и объясняют свои действия.


Физкультминутка

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.


Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше.
И легко-легко подышим.

Потянулись на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у нас!
Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять
Хлопаем руками.

III часть. Игровое упражнение «Дорисуй недостающую фигуру».

Мальвина предлагает детям рассмотреть рисунки-таблички (см. пример на с. 14), определить, каких фигур не хватает, дорисовать их и доказать правильность своих решений.



После обсуждения задания Мальвина показывает пути его решения. Проверка осуществляется с помощью чередования геометрических фигур и определения их количества (их должно быть по 3). IV часть. Игровое упражнение «Поможем Буратино разложить картинки».

Буратино вместе с детьми рассматривает картинки и спрашивает: «Кто нарисовал картинки? Что делают изображенные персонажи? Когда это бывает?»

Затем предлагает разложить картинки по порядку и назвать части суток.

Занятие 2

Программное содержание

Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).

Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»).

Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево .


Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Барабан, дудочка, счетная лесенка, 6 неваляшек, 6 пирамидок, карточка в чехле с 4 нашитыми пуговицами, большая и маленькая куклы, 2 ленты (красная – длинная и широкая, зеленая – короткая и узкая), фланелеграф, аудиозапись, ларчик со звездочками по количеству детей.

Раздаточный материал. Рабочие тетради (стр. 1, задание Б), цветные карандаши.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Отсчитай столько же».

«Сколько неваляшек стоит на столе? Почему вы отсчитали столько неваляшек?»-спрашивает воспитатель.

Задание повторяется 2 раза с помощью разных музыкальных инструментов.

Воспитатель уточняет правила счета предметов на ощупь. После выполнения задания задает детям вопросы: «Сколько пирамидок вы отсчитали? Как проверить правильность выполнения задания?» (Ребенок вынимает карточку из чехла, и дети соотносят количество пуговиц на карточке с числом пирамидок на ступеньке счетной лесенки.)

II часть. Игровое упражнение «Раскрась столько же» (выполняется в рабочей тетради).

Воспитатель предлагает детям закрасить столько кружочков, сколько неваляшек (пирамидок) нарисовано на картинке.

После выполнения задания уточняет: «Сколько кругов вы закрасили? Почему столько?»

III часть. Игровое упражнение «Завяжем куклам бантики».

Воспитатель обращает внимание детей на ленты, расположенные на фланелеграфе: «Чем отличаются ленты? Одинаковые ли они по цвету? Что можно сказать о длине лент? (Предлагает сравнить ленты по длине и уточняет правила сравнения: ленты надо положить друг под другом, подравняв их с левой стороны.) Какая по длине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по длине зеленая лента по сравнению с красной?» (Воспитатель дает образец ответа: «Красная лента длиннее зеленой ленты».)

Что можно сказать о ширине лент? (Предлагает сравнить ленты по ширине, расположив их так, чтобы верхние или нижние края лент были на одной линии.) Какая по ширине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по ширине зеленая лента по сравнению с красной? Покажите широкую (узкую) ленту. Какая лента подойдет для бантика маленькой кукле? Какая лента подойдет для бантика большой кукле?»

Воспитатель завязывает бантики и выясняет, почему красный бантик получился большой. Выслушивает ответы детей и обобщает: «Красный бантик получился большой, потому что лента длинная и широкая».

Воспитатель предлагает детям рассказать о размере зеленого бантика.

IV часть. Игровые упражнения «Правильно пойдешь, клад найдешь».

«Волшебник спрятал клад и предлагает вам его найти», – говорит детям воспитатель.

При помощи считалки выбирается ведущий.


Кады-бады
Налей воды,
Корове пить,
Тебе водить.

Ведущий выполняет задание: делает пять шагов прямо, поворачивает направо и делает еще три шага по заранее разложенным кругам. Остальные дети идут за ним. Дети находят ларчик и достают из него звездочки (звучит музыка).



Рассказать друзьям