Грамматические задания для дошкольников 5 6 лет. Занимательная грамматика для дошкольников

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В полисе всегда двое застрахованных : взрослый и ребенок

Возраст Застрахованного взрослого : от 18 до 70 лет

Возраст Застрахованного ребенка (на начало страхования): от 6 месяцев до 18 лет

Сроки страхования : от 5 до 24 лет и до наступления возраста 18 — 25 лет

Порядок оплаты взносов : регулярными взносами — ежегодно, один раз в полгода или ежеквартально.

Страховая сумма :
Минимальная страховая сумма 150 000 руб.
Минимальный страховой взнос 15 000 руб. в год

Сегодня карьера, заработок, общественное положение напрямую зависят от полученного образования. Дать хорошее образование ребенку — долг всех родителей.

Где же взять средства? Можно, конечно, что-то продать, где-то занять... Существует и иной, очень рациональный способ накопления — программа страхования жизни родителей в пользу ребенка «Солнышко». Она поможет безболезненно для бюджета семьи К НУЖНОМУ МОМЕНТУ накопить солидную сумму вне зависимости от непредвиденных обстоятельств — смерти или инвалидности застрахованного родителя.

Например :

Женщина 25 лет.

Ее малышу еще только полгода, а она уже задумывается о том, как накопить на образование сыну.

Срок программы страхования 18 лет.

Гарантированная страховая сумма по Базовой программе 300 000 руб.

Ежегодный взнос 15 588 руб.

Внесенная сумма за 18 лет 280 584 руб.

Накопленная сумма с учетом возможного дополнительного дохода 416 000 руб.

По желанию взрослый может быть дополнительно защищен на случай смерти по любой причине. При таких печальных обстоятельствах ребенку выплачивается Страховая сумма сразу после смерти родителя в течение срока страхования. При этом действие программы продолжается, и ребенок получит страховую выплату в конце срока договора еще и по Базовой программе.

Хорошим дополнением к программе «Солнышко» станут программы страховой защиты ребенка и взрослого от несчастного случая.

1. Дополнительное страхование от несчастных случаев в трудные минуты жизни обеспечит Вас средствами для восстановления здоровья и дальнейшего участия в программе «Солнышко».

При наступлении несчастного случая наш Клиент может рассчитывать на страховую выплату в случае следующих событий:

— телесные повреждения Застрахованного в результате несчастного случая;

— госпитализация Застрахованного в результате несчастного случая;

— инвалидность Застрахованного в результате несчастного случая;

— смерть Застрахованного в результате несчастного случая.

2. Дополнительное страхование детей от несчастных случаев дает Вам возможность получения страховой выплаты, если Ваши дети (от двух лет) получат серьезные травмы
(телесные повреждения или тяжкие телесные повреждения). А в случае госпитализации ребенка Вам одновременно заплатят за каждый день пребывания на стационарном лечении по прогрессивной шкале выплат в течение 120 дней.
.
3. Освобождение от дальнейшей оплаты страховых взносов в случае инвалидности

Жизнь, к сожалению, иногда бывает жестокой. Если по какой-либо причине наступает инвалидность взрослого Застрахованного (I или II степени), но при этом в договор страхования жизни «Солнышко» была включена дополнительная опция «Освобождение от уплаты страховых взносов в случае инвалидности», Компания берёт на себя обязанность «уплачивать взносы ЗА КЛИЕНТА». При этом все условия страхового договора остаются в силе. Клиент, таким образом, располагает всеми выгодами в том же объёме, как если бы он сам платил страховые взносы. За ним также остаётся право на начисление дополнительного дохода по Полису.
Дополнительные опции можно сразу включить в договор страхования или добавить их в ходе действия Базовой программы.

Дополнительный доход.

По страховому полису может начисляться дополнительный доход , который выплачивается при наступлении страхового случая в составе страховой суммы или при расторжении договора страхования в составе выкупной суммы. Дополнительный доход начисляется при благоприятном результате инвестиционной деятельности Страховой компании.

Компания «Дженерали ППФ» предлагает Клиентам, заключившим договор страхования жизни, дополнительные опции - индексирование (защита от инфляции) и ренту .

Защита от инфляции.

Программа защиты средств Клиента Компании от инфляции - индексация - это увеличение страхового взноса с соответствующим увеличением страховой суммы. На основании заявления клиента, по решению Компании в условия страхового полиса включается возможность ежегодной индексации страхового взноса.

По окончании срока действия договора Компания предоставляет Застрахованному право выбрать способ получения страховой выплаты - единовременно (одним платежом) или в рассрочку, в виде выплаты ренты .
Условия выплаты Ребенок, ставший к тому моменту взрослым, сможет выбрать сразу же после окончания срока действия полиса.
Возможность получения выплаты в виде ренты (стипендии) поможет удержать выросшего юного клиента от незапланированных трат.

Игровая программа для детей 3-4 лет «Солнышко лучистое»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Cанкт - Петербург
Описание материала: Игровая программа предназначена для детей второй младшей и средней групп детского сада. Она может заинтересовать воспитателей и родителей для проведения наблюдений и бесед на природе с детьми.
Цель: создать детям радость и хорошее настроение.
Задачи: расширить представления о солнце, формировать систему представлений о солнце, его главных функциях – светить и греть. О том, что солнце не всегда несет добро живой природе, иногда длительное пребывание на солнце вызывает ожоги на коже и солнечные удары у людей, засыхают растения на полях.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятия, но я надеюсь, оно вам очень понравится. Я хочу с вами поговорить о пользе и вреде солнца. Но для начала, хочу задать вам вопрос, на который надеюсь услышать ответ. Как вы думаете, солнышко летом, что делает?
Ответы детей.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Кто – то к нам стучится в дверь. Ребята, вы ждете гостей?
Ответы.
Воспитатель: Я открою дверь и посмотрю кто там.
Воспитатель открывает дверь, там стоит Солнышко лучистое.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая яркая, лучистая и солнечная к нам пришла гостья. Вы узнали, кто это?


Ответы.
Солнышко: Кто нам светит ярко, ярко? Кто нас греет жарко, жарко?
Ответы.
Солнышко: У меня в руках маленькие желтенькие кружочки, они похожи на солнышко, но им чего – то не хватает, я не могу понять чего, вы мне не подскажете?
Ответы.
Солнышко: конечно, же лучиков. Сейчас я раздам каждому ребенку солнышко и листик бумаги(белый), вы должны дорисовать или выложить из желтеньких ниточек лучики.
Солнышко: Солнышко нам улыбнется и ребенок засмеется.
Солнышко в окно заглянет, веселей детишкам станет.
Шустро дети встанут в круг и поймут, что рядом друг.
Солнышко: приглашаю всех в кружок,
Чтобы поиграть чуток.
Воспитатель: Наше Солнышко хочет с вами поиграть, оно отправляется поспать, на нашу полянку в серединку вашего кружочка. А вы внимательно слушайте слова и повторяйте движения за мной.


Солнце с тучкою опять,
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется -
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдется -
В небе радуга смеется.

Солнце прячется за тучки:
Прячет ножки, прячет ручки, (дети прячут)
Прячет лучики в подушки,(ладошки сложили вместе)
Прячет щечки, прячет ушки.(спрятали щечки, ушки)
Прячет голову большую,(закрывают ручками)
И прическу золотую.(закрывают ручками)
Натянуло одеяло –(натягивают)
Нам без солнца грустно стало.(лица грустные)
Как без солнышка темно!!!
Плачет грустное окно.(делают вид, что плачут)
Плачет дуб -- ему сто лет,
Плачет бабушка и дед...
Пузыри по лужам скачут,(прыжки на месте)
На деревьях листья плачут,
Нужен лучик каждой травке,(ручки вытянули вперед)
Каждой птичке и козявке.
В поле каждому цветочку,
Лучик нужен нашей Дочке,
Чтоб по улице гулять,
С мамой за руку шагать.(берутся за руки)
Ну-ка, дождик, хватит лить!
Будем солнышко будить!(подходят к солнышку)
Эй, засоня! Хватит спать!
Солнышко! Пора вставать!
Воспитатель: Солнышко тебе понравилось с нами играть?
А может, ты хочешь, нам вопросы задать?
Солнышко: Да девчонки и мальчишки, я приготовила для вас небольшие вопросики.
- Вам нравится летнее солнышко?
- Какое оно - это Солнышко?
- Как можно ласково назвать Солнце?
Ответы детей.
Воспитатель: Солнышко, а мы с ребятами подготовили стихи, хочешь послушать?
Дети читают стихи:
Ребенок: Солнышко в окошко светит мне с утра,
Значит, в детский садик мне идти пора.
Быстро умываюсь, чищу зубы сам,
За окном весёлый слышен птичий гам.
Ребенок: С мамочкой за руку в садик я иду,
Солнце подмигнуло мне лишь одному,
Я глаза зажмурил и услышал вслед,
Как оно сказало: “Эй, малыш, привет!”
Солнышко: - Ребята, а чем можно летом заниматься?
- А в какие игры вы летом играете?
- А чтобы нам солнышко головку не напекло, что мы надеваем на голову?
- А если долго будем сидеть на солнышке, то что может случиться?
- А загадки умеете отгадывать?
Ответы.
Солнышко: Загадаю вам загадки,
Чтоб послушать ваши отгадки.


- Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (солнце)
- Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура
!Что ж за радость это?
Наступило...(Лето)
- Шевелились у цветка,
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он вспорхнул и улетел.(бабочка)
- Что за чудо – красота,
Расписные ворота.
Показались на пути,
В них ни въехать, ни войти.(радуга)
- В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдёт -
И всех разбудит.(Солнце)
Солнышко: На вопросы отвечали,
И стихи мне прочитали.
Музыку я вам включаю,
И на танец приглашаю.


Песня: Вот оно какое, наше лето,
Лето яркой зеленью одето,
Лето жарким солнышком согрето,
Дышит лето ветерком.

Ля-ля-ля ля –ля -ля,
Ля –ля –ля –ля -ля ля -ля-ля-ля.
Ля-ля-ля ля –ля -ля,
Ля –ля -ля-ля-ля ля -ля!

На зеленой солнечной опушке
Прыгают зеленые лягушки,
И танцуют бабочки-подружки,
Расцветает все кругом.

Мы в дороге с песенкой о лете,
Самой лучшей песенкой на свете,
Мы в лесу ежа, быть может, встретим,
Хорошо, что дождь прошел.

Ля-ля-ля ля –ля -ля,
Ля-ля-ля ля -ля-ля-ля.
Мы покрыты бронзовым загаром,
Ягоды в лесу горят пожаром.
Лето это жаркое недаром,
Лето - это хорошо!

Ля-ля-ля ля –ля -ля,
Ля –ля -ля-ля-ля ля -ля-ля-ля.
Ля-ля-ля ля –ля -ля,
Ля – ля – ля – ля – ля – ля – ля!

Солнышко: Славно все вы потрудились.
За столы вас приглашаю,
Угощением угощаю.
А на память о солнечном лете,
Подарить я хочу вам – магнитики – солнышки.
Дома на холодильник вы их прикрепите, и ваше солнышко вас будет согревать каждый день и в любую погоду.
Вам всем желаю теплого лета,
Много света.
На солнышке вдоволь погреться,
И обо мне вспоминать.
Спасибо вам ребятишки, девчонки и мальчишки.

ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО»
для социально-психологической
адаптации детей в начальной школе

Программа «Солнышко» - это 4-летний курс для детей начальной школы, включающий два основных раздела: «Самосознание» и «Взаимоотношения». Главные темы этих разделов - чувства, эмоции, общение, поведение, отношение к себе и к окружающим, взаимодействие в малых группах.
В основе курса лежит идея уникальности, необычности каждого человека.
Идея создания программы «Солнышко» для начальной школы появилась в 1991 году. В школе возникла потребность в решении таких практических задач, как нахождение позитивных методов воспитания и развития детей начиная с 6-летнего возраста; формирование жизненно необходимых навыков; предупреждение социальных отклонений. Проведенный совместно с американскими коллегами семинар, посвященный позитивным методам развития молодежи (Positive Youth Development Seminar), стал отправной точкой для создания программы «Солнышко».
В течение 8 лет она проходила проверку в школе № 1205.
В 1999 году программа была представлена на городском конкурсе профессионального мастерства «Учитель года» и позволила ее автору стать финалистом этого конкурса. В этом же году программа начала внедряться в образовательных учреждениях Юго-Западного округа г. Москвы, так как появилась острая потребность в подобных материалах для начальной школы.
В настоящее время «Солнышко» частично или полностью используется примерно в 30 образовательных учреждениях округа. Как показала практика, занятия эффективны не только в обычных, но и в коррекционных классах. В школе № 1205 программа сохранила свою актуальность до настоящего времени и стала важной составляющей эксперимента «Развивающая среда в начальной школе», проводимого Институтом новых технологий.

Цели

Обеспечение адаптации детей к школе, к классу, к учителям.
Развитие самосознания ребенка, обучение анализу своих чувств, своих поступков.
Обучение успешному взаимодействию детей друг с другом, с учителями, с родителями.
Реализуя цели программы, мы воспитываем и развиваем в детях конкретные жизненно необходимые навыки и умения:
уважать себя, опираться на самого себя, исходить из своих реальных возможностей;
эффективно взаимодействовать, общаться;
справляться с волнениями и стрессом;
делать выбор и принимать решения;
критически мыслить;
сопротивляться и противостоять.

Методы

Для раскрытия каждой темы используются:
дискуссия, обсуждение;
мозговой штурм (принятие без обсуждения любой версии решения вопроса);
работа в парах;
рисунок;
игра (детям объясняется, что игра - это не только способ получить удовольствие, но и возможность чему-либо научиться);
драматизация (разыгрывание различных ситуаций);
работа в малых группах.
Очень важно и желательно, чтобы в занятиях активное участие принимали не только дети, но и учителя: выражали свое мнение по разным вопросам, делали рисунки, играли, работали в малых группах. Иными словами, важно постараться выстроить партнерские отношения между детьми и взрослыми, показать возможность существования этих отношений наряду с авторитарными, имеющимися в большинстве классов.

Правила

Общение и взаимодействие учеников и учителей происходит по определенным правилам. Эти правила должны быть приняты совместно и вывешены в классе. Регулируя дисциплину, учитель может и должен обращаться к ним. Для детей правила сформулированы следующим образом:
1. Поднимай руку (если хочешь спросить).
2. Слушай (будь внимателен).
3. Не унижай других (не кривляйся, не смейся).
4. Будь на своем месте (не толкай, не прикасайся к другим).

Материалы

Создать особую атмосферу урока помогает игрушечное ярко-оранжевое солнышко на веревочке - символ урока «Солнышко» вывешивается на доску. Пушистая игрушка, одетая на руку ведущего, - Фази (в переводе с английского - Пушистик) помогает налаживать контакт с маленькими детьми, вводить «скучные» правила, организовывает внимание учеников. Кроме того, используются небольшие легкие цветные мячи, стимулирующие детей отвечать на трудные вопросы; несколько небольших пушистых игрушек; различный бумажный материал и рисунки, изготовленные ведущим.

Приемы и навыки ведущего

Такие приемы и навыки должны помочь детям быстрее стать активными участниками урока. К ним относится приветствие: игрушечный Фази здоровается с ребятами, широко разводя руки в стороны и наклоняя вперед голову, - ребята дружно отвечают ему тем же. Таким же образом ребята приветствуют своего классного руководителя, а он отвечает так, как ему хочется, но, как правило, таким же поклоном, непременно улыбаясь.
Таким образом, урок «Солнышко» начинается с улыбок, с символических объятий, с позитивного настроя на диалог между всеми участниками учебного и воспитательного процесса. Другой прием, зарекомендовавший себя на уроках «Солнышко», - это «бесшумные аплодисменты»: любой ребенок или все вместе могут похвалить или одобрить других, подняв вверх обе руки и совершая быстро повороты кистями. Такие «аплодисменты» никому не мешают работать, нравятся детям, создают атмосферу тепла и доброты в классе. Психологи, ведущие программу, могут применять собственный арсенал приемов и средств, способствующих успешному взаимодействию на уроках.
Ведущий занятий «Солнышко» должен стремиться к созданию благоприятного положительного климата в классе, то есть такой обстановки, где любят, поддерживают друг друга, где ребенок чувствует себя хорошо, спокойно, уверенно. Для этого ведущий должен владеть тремя основными навыками:
1. Безусловное принятие ребенка - не на словах, а на деле. Ребенок должен быть уверен, что ему хотят помочь, что его присутствие здесь желательно.
2. Умение слушать - кивать, улыбаться, использовать контакт глаз.
3. Умение эффективно управлять детским коллективом с помощью логических умозаключений, соглашений, контрактов, групповых методов решения проблем. (Не унижать, не кричать, не стучать, не топать ногами.)
Учитывая применение тренинговых элементов в программе «Солнышко», эти занятия лучше проводить лично психологу при участии классного руководителя. Уроки «Солнышко» для психолога - это также возможность лично контактировать со всеми детьми начальной школы, активно наблюдать каждого ребенка и корректировать его поведение прямо на уроке. Участие классного руководителя на уроке обеспечивает тесный контакт психолога с ним, что облегчает их взаимодействие, позволяет оперативно вырабатывать совместные планы коррекции детей с отклонениями в поведении. Каждый урок «Солнышко» дает огромный диагностический материал и для психолога, и для классного руководителя; последний будет лучше и глубже знать свой класс.
Программу «Солнышко» лучше реализовывать, проводя уроки, вставленные в сетку расписания.
В 1-м классе - 1 раз в неделю; во 2, 3, 4-м - 1 раз в две недели (наполняемость классов - 25–30 человек). Делить класс для занятий на подгруппы без определенной цели не стоит, так как класс рассматривается как целостная малая группа, где происходит формирование коллектива и есть возможность корректировки взаимоотношений между одноклассниками.
Уроки «Солнышко» проводятся преимущественно в игровой форме, благодаря чему они имеют разгрузочную функцию по сравнению с обычными уроками и дополнительно мотивируют учащихся, делая обучение в школе более привлекательным. Иногда в начале адаптации (чаще в 1-м классе) урок «Солнышко» - единственный для ребенка значимый предмет в школе.
Необходимо также отметить, что содержание программы может быть изменено или дополнено в соответствии с реальными потребностями или запросами, возникающими в школьной жизни. Можно и нужно использовать проблемный материал, актуальный для данной конкретной группы детей или одного ребенка. В программе также есть логически завершенные части, позволяющие использовать ее не целиком, а выборочно. Например, можно ограничиться циклом занятий для 1-го класса, если ставится такая практическая цель, как обеспечение адаптации первоклассников к школе. Отдельно можно использовать цикл занятий для 4-го класса, обучая детей законам работы в малой группе, облегчая их взаимодействие.
Оценить эффективность программы «Солнышко» трудно. Однако необходимо отметить практически 100%-ную адаптацию детей-первоклассников к обучению в школе к концу 1-го класса (оценивалась по «Методике изучения социально-психологической адаптации детей к школе» Э.М.Александровской. М., 1983). Уроки «Солнышко» также помогают адаптироваться новым ученикам и детям с повышенной тревожностью, неуверенных в себе. Часто такие дети именно на этих уроках делают первые шаги по преодолению страхов и тревог, начинают раскрываться для себя и для окружающих.
Ежегодно в каждом классе для получения обратной связи проводится анкетирование, содержащее в себе вопрос: «Нужен ли вам урок «Солнышко»?» Отвечают «нужен» 100 %. Так как программа направлена также на предупреждение социальных отклонений (темами для обсуждения могут быть такие, как курение, применение наркотиков, алкоголизм и т.д.), то мы надеемся, что с ее помощью будет достигнут и профилактический эффект.
Программа способствует созданию, сохранению и поддержанию в школе здоровой атмосферы.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ И
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

1-й раздел - Самосознание (в дальнейшем каждая тема этого раздела помечена сокращением - С.). Основным содержанием этого раздела является: анализ человеческих чувств, эмоций, отдельных умений, поведения, ценностей; развитие умения анализировать самого себя; начало формирования образа «Я» как основы развития жизненно необходимых навыков.
2-й раздел - Взаимоотношения (в дальнейшем каждая тема этого раздела помечена сокращением - В.). Основным содержанием этого раздела является: анализ и развитие навыков бесконфликтного общения в семье, в классе, в малой группе (4–6 человек); обучение законам работы в малых группах как в роли лидера, так и в роли подчиненного.
Деление на два раздела условно, так как, во-первых, темы 1-го и 2-го разделов чередуются по мере готовности детей их воспринимать. Во-вторых, развитие самосознания происходит также через анализ взаимоотношений ребенка. В-третьих, чувства, эмоции, с которых начинается изучение 1-го раздела, всегда характеризуют, сопровождают, окрашивают любые взаимоотношения ребенка.
Ниже представлены тематические планы и краткое содержание каждого урока с 1-го по 4-й класс начальной школы. В Приложении даны конспекты некоторых уроков программы и общие рекомендации к построению уроков. Перед детьми ставится основная цель программы «Солнышко»: изучение самого себя.
Предполагается, что каждый урок по программе «Солнышко» будет подробно спланирован самим ведущим урока с опорой на предложенные тематические планы, методы и средства и с учетом специфики класса, запросов детей, педагогов, родителей, администрации образовательного учреждения. Учебно-методический и дидактический материал указан в списке литературы.

1-й КЛАСС
1 занятие в неделю.
Всего - 30 занятий

1.С. Введение в курс «Солнышко». Ознакомление детей с основными правилами, целями, задачами, ведущими курса. Игра «Испорченный телефон» как тренировка соблюдения правил
(см. Приложение).
2.С. Повторение правил курса. Идея необычности, уникальности каждого. Обсуждение вопроса: «Есть ли кто-то другой, полностью похожий на вас?» Предложить нарисовать и обсудить то, что заставляет ребенка считать себя необычным. Важность идеи необычности. Устроить на доске выставку детских рисунков.
3.С. Необычность и сходство каждого. Обсуждение вопроса: «Чем мы все похожи?» Важность сходства интересов, мнений, вкусов.
4.С. Доверие. Опасные шаги откровенности. Установление отношений доверия и открытости на уроке «Солнышко». Обсуждение вопроса: «Почему есть риск в том, чтобы доверить другим свои мысли?» Особое соблюдение правила «Не унижай!». Дети по очереди отвечают на вопросы: какая у тебя любимая еда, фильм, цветок, телепередача...; кто самый хороший человек в мире; что ты делаешь, когда тебе грустно, весело, страшно...; каким тебе больше хочется быть - богатым, известным или счастливым и т.д. Вопросы заранее подготовлены и сложены в коробку с названием «Риск».
5.С. Опасные шаги откровенности. Продолжение. Дать «рискнуть» каждому ребенку. Поощрить откровенность.
6.С. Опасные шаги откровенности. Окончание. Выводы о ценности доверия в классе, в котором еще учиться 10 лет.
7.С. Разные человеческие чувства. Обсуждение вопроса: «Что такое чувства?» Предложить детям представить, что у людей нет чувств. Кто такой бесчувственный человек? Чувства-состояния (голод, холод, боль) и чувства-переживания (грусть, радость, любовь). Примеры. Игра «Море волнуется» - изображение чувств. Научиться распознавать разные чувства.
8.С. Чувство гнева. Научить детей распознавать у себя и у других чувство гнева. Обсуждение вопросов: «Сердимся ли мы? Что мы делаем, когда сердимся? На кого из ребят класса кто-либо сердился? Как он себя вел?» Мимика сердитого лица: показываем и рисуем.
9.С. Игра «Испорченный телефон» - передаем «сердитое», но не обидное слово. Почему я сержусь? Попросить каждого вспомнить, нарисовать и рассказать, когда он в последний раз сердился и почему. Хорошо или плохо - сердиться? Ведущий рассказывает о том, как он сам сердился, и спрашивает ребят, можно ли было в этой ситуации не сердиться. Чувствовать гнев - это нормально! Ненормально - обижать другого, когда сердишься.
10.С. Как преодолеть гнев. Мозговой штурм - записать все предлагаемые способы справиться со своим гневом. Ведущему подсказать свои способы. Предложить придумать хороший выход из своей ситуации.
11.С. Чувство грусти. Игра «Испорченный телефон» - передаем грустное слово. Научиться распознавать чувство грусти. Мимика грустного лица. Рисунок «Я грущу». Примеры вслух.
12.С. Как перестать грустить. Мозговой штурм - все варианты записать на доске. Всегда ли в жизни нужно пытаться развеселиться или развеселить другого, когда грустно?
13.С. Чувство радости. Игра «Испорченный телефон» - передаем радостное слово. Мимика радостного лица. Рисунок «Мое счастливое лицо». Игра «Рассмешить партнера».
14.С. Умение радоваться за себя и за других. Круг доверия: «Я был счастлив, когда...»; «Однажды я сделал так, что другой человек был счастлив...»; «Почувствовать себя счастливым мне помог...». Игра «Море волнуется».
15.С. Как доставить радость другим? Мозговой штурм. Игра «Видеотелефон» - передаем изображение чувства без слов, при помощи мимики.
16.С. Чувство страха. Игра «Испорченный телефон» - передаем страшное слово. Мимика страха. Обсуждение: «Чего мы боимся?» Ответы фиксируем на доске. Дать высказаться каждому в классе, включая ведущих. Сделать вывод, что многие боятся одного и того же. Рассказать о страхах тела - когда мы боимся нанести вред своему телу, о страхах разума - эмоциональном страхе. Привести примеры. Рисунок «Я боюсь...» или «Я боялся...». Работа в парах - поменяться с соседом рисунками и рассказать ему о своем страхе и способах с ним справиться.
17.С. Полезно или вредно чувства страха? Мозговой штурм. Ответы фиксировать на доске. Сделать вывод: «Страх полезен - он предупреждает об опасности, вредно много бояться. Важно уметь справляться со своими страхами».
18.С. Как побороть страх? Мозговой штурм. Все ответы фиксировать на доске. Учитель добавляет свои способы. Рисунок своего страха как один из способов его преодоления. Рассказ о страхе как способ его преодоления. Игра «Путаница» - вместе нам не страшно!
19.С. Чувство стыда. Игра «Видеотелефон» - повторение ранее пройденных чувств. Обсуждение: «Что такое стыд?» Рассказы детей: «Мне было стыдно, когда...» Примеры ведущих. Мимика стыда. Рисунок самого себя. Это приятное чувство?
20.С. Как поступать так, чтобы не было стыдно? Ведущий рассказывает короткую новеллу по теме и предлагает придумать такой выход, чтобы герою не было стыдно. Обсуждение в классе. Игра «Море волнуется».
21.С. Стыд как регулятор нашего поведения. Обсуждение вопросов: «Нужно ли нам чувство стыда? Зачем? Хорошо или плохо испытывать стыд?» Сделать вывод, что чувство стыда сигнализирует нам о том, что мы неправильно поступаем. Разбор возможных ситуаций в классе. Обсуждение в парах.
22.С. Многообразие чувств. Игра «Видеотелефон». Назвать пять пройденных чувств: гнев, грусть, радость, страх, стыд. Назвать другие чувства. Представить мир без чувств. Сделать вывод о важной роли чувств. Важность умения правильно проявлять свои чувства.
23.С. Многообразие чувств. Мы научились распознавать пять наиболее встречающихся чувств (повесить картинки с изображением разных чувств на доске). Игра в мяч: рассказать, при каких обстоятельствах учащийся в последний раз испытывал чувство, которое написано на верхней полоске мяча.
24.С. Умение распознать, оценить, выразить разные чувства. Необходимость их выражения. Самое главное, доброе, красивое, большое чувство на Земле - любовь. Ведущий рассказывает сказку о «теплых пушинках» (см. Приложение). Теплые пушинки дарили друг другу сказочные человечки в знак уважения и любви. Дети распознают чувства, о которых идет речь в сказке. «Теплые пушинки» - проявления любви. Что в нашей жизни играет роль «теплых пушинок»? Деятельность: «теплые пушинки» жестами, без слов; «теплые пушинки» - добрые слова.
25.С. Комплименты как «теплые пушинки». Игра «Испорченный телефон» - передаем «теплое» слово. Ведущий объясняет, что такое комплимент, учит детей делать честные, правдивые комплименты, учит детей получать комплименты. Круг доверия: «Мне приятно, когда... Мне нравится, как ты делаешь... Мне нравится быть с тобой, потому что...»
26.С. Рисунок как «теплая пушинка». Обсуждение: «Всякий ли рисунок может быть «теплой пушинкой»?» Деятельность: рисунок как «теплая пушинка» в подарок любому человеку в классе.
27.С. Игры как «теплые пушинки». Обсуждение: «Всякая ли игра может быть «теплой пушинкой»?» Играем по выбору детей.
28.С. Праздники как «теплые пушинки». Вспоминаем праздники этого года.
29.С. «Теплые пушинки» в нашем классе. Предлагают дети и объясняют, почему. Игра по выбору детей.
30.С. Итоги. Игры. Прощание до следующего года.

2-й КЛАСС
1 занятие в 2 недели.
Всего - 16 занятий

3-й КЛАСС
1 занятие в 2 недели.
Всего - 16 занятий

1.С. Введение. Повторение целей и задач курса. Анкета: «Нужен ли мне урок «Солнышко»? Зачем?» Игра «Испорченный телефон».
2.В. Важность и необходимость дружбы (умения дружить). Анализ анкет. Наши планы на год. Обсуждение вопросов: «Что такое дружба? Нужна ли она? Зачем? Много ли у вас друзей? Сколько должно быть друзей? Чем отличаются друзья от приятелей?» Передача по цепочке рукопожатия как символа дружбы.
3.С. Качества друга. Образ «супердруга». Мозговой штурм. Назвать все качества, которые должен иметь самый лучший на свете друг - супердруг. На доске ведущий рисует силуэт намеренно кривого человечка. Обсуждение: «Много ли мы имеем этих качеств? Все ли они нам необходимы? Что, по-вашему, самое главное? Почему на доске супердруг нарисован таким кривым и некрасивым?»
4.В. Я и мои друзья. Рисунок «Облака дружбы» Нарисовать облако для каждого из друзей. В середине облака написать те основные качества, которые ты ценишь в друге. Игра парами: вдвоем показать без слов то качество, которое ты ценишь в друге. Класс отгадывает.
5.В. Дружба в классе. Обсуждение: «Есть ли дружба в классе? Что для этого нужно? Что мешает дружить?» Игра «Электрический ток».
6.В. Игры, помогающие дружить. Обсуждение: «Всякая ли игра помогает дружить?» Игры в классе по выбору ребят: «Испорченный телефон», «Электрический ток» и пр.
7.В. Игры, помогающие дружить. Передача мягких мячей в заданной ведущим последовательности. Соблюдение правил. Помощь. Взаимовыручка. Внимание. Доброжелательность. Обсуждение трудностей.
8.С. Ценности. Мозговой штурм: «Что такое ценности? Какие бывают ценности?» Мои ценности. Общечеловеческие ценности. Ценности нашего класса. Ценности нашей школы.
9.С. Ценности. Материальные и духовные. Примеры детей с доказательствами.
10.С. Игра «Коробочка ценностей». Наполняем коробочку ценностями.
11.С. Мир моих ценностей. Выписываем на листок. Круг доверия.
12.С. Поведение. Хорошее и плохое поведение. Примеры детей. Разные точки зрения на одно и то же поведение. Демонстрация иллюстраций, на которые можно взглянуть по-разному: молодая или старая женщина; индеец или эскимос; три или четыре карандаша. Вывод: оценка поведения не должна быть жесткой и однозначной (см. Приложение).
13.С. Ответственное поведение. Объясняет ведущий. Предлагаются для обсуждения ситуации, в которых надо поступить ответственно.
14.С. Ответственное поведение. Обсуждение ситуаций, предложенных ведущим и детьми.
15.С. Ответственное поведение. Окончание.
16.С. Итоги. Выводы. Игры. Пожелания на следующий год.

4-й КЛАСС
1 занятие в 2 недели.
Всего - 16 занятий

1.С. Введение. Повторение целей и задач курса. Наши планы. Игры «Это Я», «Испорченный телефон».
2.В. Работа в больших группах. Класс делится на две команды. Игры в двух командах. Обсуждение сложностей работы в больших группах.
3.В. Малые и большие группы. Важность умения работать в малой группе. Деление на малые группы случайным образом, но организованно. Организованность как один из основных компонентов успешной работы в группах. Дети рассаживаются по группам в разных углах класса (5–6 групп).
4.В. Плюсы и минусы работы в малой группе. Мозговой штурм. Игра «Рисунок на спине» в малой группе.
5.В. Организованность, сотрудничество, поддержка (сокращенно ОСП) - основные принципы успешной работы в группах. Обсуждение. Деление на группы случайным образом. Работа в малых группах. Общий рисунок одним карандашом по очереди. Анализ успешности групповой работы
(см. Приложение).
6.В. Работа в малых группах. (В дальнейшем каждый раз ребенок попадает в новую для него группу.) Практикум. Создание проекта любимого места отдыха (рисунок). Анализ успешности групповой работы. Понимание значимости вклада каждого в общую работу.
7.В. Работа в малой группе. Повторение основных принципов работы в группе - ОСП. Деление класса на группы по предложенному ранее образцу каждый раз осуществляет кто-нибудь из детей. Подготовка к праздничному коллажу. Проект праздничного уголка.
8.В. Умение зависеть друг от друга. Обсуждение. Лидеры и подчиненные. Квадраты сотрудничества. Каждой группе ведущий предлагает собрать разрезанные на мелкие детали 5 квадратов. Эти детали поделены между всеми участниками группы. Собрать хотя бы один квадрат без обращения к другим ребятам невозможно. Анализ успешности работы.
9.В. Эмоциональный настрой в группе. Мозговой штурм: «Что можно группе сделать, чтобы настроиться на работу?» Ведущий предлагает перед выполнением группового задания сделать несколько несложных упражнений: придумать название группе; придумать общий для группы символический жест и вместе продемонстрировать его. Важность начала работы и сплочения группы.
10.В. Работа в малых группах. Практикум «Узнай меня получше». Написать о себе на листочке 2 правды и 1 неправду - все остальные в группе угадывают. Знание друг друга помогает работе в группе.
11.В. Умение распределить роли. Групповое поздравление. На доске фиксируется список ролей, необходимых для составления поздравления. Распределение ролей. Групповая работа. Анализ успешности.
12.В. Умение распределить роли. Представление сказки группой без слов так, чтобы все остальные отгадали и сказку, и представленные роли. Условие работы в группе - участие всех без исключения.
13.В. Творчество группы. Составление рассказа группами из одного и того же набора слов (7–8). Радость совместного творчества.
14.С. Умение сделать выбор и принять решение. Мозговой штурм: «Какие решения мы принимаем? Важно ли уметь делать выбор?» Показать на простом примере технику принятия решения. «Вы потерялись в зоопарке». Все предложения фиксируются на доске. Взвешиваются и анализируются. Выбираются наиболее подходящие с учетом всех последствий.
15.С. Многообразие выборов. Ответственное решение. Ведущий предлагает решить проблемную ситуацию в малых группах. Анализ на доске.
16.С. Подведение итогов года и всей программы. Отзывы и пожелания детей.

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Начать урок следует с традиционного приветствия: повесить на доску яркую игрушку, изображающую солнышко; достать и надеть на руку куклу, с помощью которой вы будете вести урок и общаться с детьми. Вы и кукла здороваетесь по очереди с детьми и с учителем при помощи вашего особенного приветствия, принятого на ваших уроках.
2. Ведущий называет новую тему урока или напоминает старую. В последнем случае желательно, чтобы дети вспомнили ее сами. Важно отметить и показать значимость изучаемой темы.
3. Игровая разминка с обязательным объяснением цели игры. Детям сложно долго оставаться на одном месте и внимательно слушать друг друга или взрослого. Поэтому можно в игре потренироваться соблюдать правила (например, игра «Испорченный телефон» или любая подобранная вами игра с правилами). Также с помощью игры можно подготовить детей к восприятию новой темы. Иногда бывает полезно сделать любые упражнения на тренировку таких познавательных функций, как внимание и память.
4. Основная теоретическая часть. Сложный материал объясняется самим ведущим. Дети подкрепляют ваши объяснения своими примерами. При общении с детьми используйте легкий мячик или игрушку: бросьте мячик ребенку после того, как зададите ему вопрос. Полезно также при объяснении использовать технику «мозгового штурма», когда принимаются любые детские предположения и ответы, а затем совместными усилиями отбираются самые подходящие и точные.
5. Практическая часть. Ведущий проводит упражнения или игры, подтверждающие прозвучавшие выше теоретические объяснения.
6. Выводы делает ведущий вместе с детьми и еще раз обращает внимание детей на важность изучаемой темы или состоявшегося разговора.
7. Традиционное прощание. Ваш кукольный помощник машет детям ручкой и говорит «До свидания». Ведущий прощается со всеми детьми и их учителем, благодарит их за участие и предлагает ученикам, не успевшим высказаться на уроке, подойти к нему отдельно (лучше сразу на ближайшей перемене).

1-й КЛАСС
1-й урок

Тема . Введение в курс «Солнышко».
Цель . Ознакомление детей с основными правилами, целями, задачами, ведущими курса.
Методы . Рассказ, диалог, обсуждение, игра в «Испорченный телефон».
Материалы . Игрушечное яркое солнышко на веревочке; пушистая игрушка, надетая на руку ведущего (к ручкам игрушки необходимо прикрепить жесткие палочки - тогда вы сможете свободной рукой манипулировать игрушкой и она «оживет»); красочный плакат с правилами для детей, изготовленный ведущим заранее.

ХОД УРОКА

Ведущий здоровается с детьми и представляется. Он сообщает детям о том, что сегодня будет необычный урок, который называется «Солнышко». На доску вывешивается игрушечное солнышко. Детям предлагается ответить на вопрос: «А какое бывает солнышко?» Ведущий выслушивает все ответы и объясняет, что на нашем уроке тоже должно быть тепло и уютно. Выясняется, что теплая атмосфера урока будет зависеть от всех присутствующих на уроке детей и взрослых.
Представляются основные ведущие урока: психолог, классный руководитель (далее на уроке классный руководитель делает то же, что и ребята) и другие. Из пакета извлекается пушистая игрушка, надевается на руку ведущего и представляется как Фази, что в переводе с английского означает Пушистик. Игрушка оживает в руках ведущего, широко разводит ручки, наклоняется вперед, открывает большой рот и произносит: «Привет!» Дети разучивают приветствие, отвечая Фази тем же, и приветствуют по-новому своего классного руководителя.
Фази знакомится лично с каждым ребенком класса и лично приветствует классного руководителя: дети сидят на своих местах, а Фази спрашивает имя каждого ребенка, гладит ручкой, предлагает подружиться.
Ведущий сообщает о главной цели урока: «Мы будем изучать самих себя! Будем учиться относиться к себе и к другим бережно, с уважением, с достоинством». Ведущий просит каждого показать самого себя: некоторые дети дотрагиваются до себя рукой, некоторые стучат себя в грудь. Фази показывает себя ребятам, тихонько гладя себя ручкой. Обсуждается вопрос, почему лучше делать так.
Фази предлагает ребятам свои правила - ведущий вывешивает их на доске:
Никого не обижай, никого не унижай!
Слушай внимательно!
Хочешь сказать, подними руку!
Будь на своем месте!
Прежде чем прочитать правила, ведущий предлагает ребятам подумать, а нужны ли правила в нашей жизни вообще, может быть, можно обойтись без них? Чтобы лучше думалось, ведущий предлагает ребятам сесть ровно, закрыть глазки и заглянуть внутрь самого себя; тот, кто готов ответить, может открыть глаза. На примерах детей и взрослых мы убеждаемся, что жизнь без правил невозможна, и читаем правила Фази. Фази старается сопровождать чтение показом каких-либо движений. Дети повторяют движения за игрушкой.
Ребятам предлагается потренироваться в соблюдении правил: поиграть в «Испорченный телефон». Особо подчеркивается обучающая роль игр на уроках. Ведущий делит детей на две команды, объясняет, что нужно по цепочке передать шепотом словечко так, чтобы оно не изменилось и не потерялось. Последний ребенок в цепочке сигналит высоко поднятой рукой, когда «получит» слово.
Ребенок, которому должны «передать» слово, делает вид, что спит. Каждый передающий должен «разбудить» другого, делая это бережно и осторожно. Таким образом мы тренируемся соблюдать два правила: «никого не обижай» и «слушай внимательно». В конце игры проверяются слова, особо отмечаются дети, «разбудившие» других тихонечко, поглаживая по голове, по плечу.
Ведущий обещает подобные тренировки в дальнейшем, говорит, что мы только познакомились с уроком, напоминает основную цель - «изучение самого себя» - и прощается с ребятами. Фази машет всем ручкой.

СКАЗКА О ТЕПЛЫХ ПУШИНКАХ
Материал к урокам 24, 25, 26, 27, 28, 29

Когда-то давным-давно, очень далеко отсюда существовала страна, которая называлась «Страной теплых пушинок». Люди в этой стране были очень счастливы, потому что при рождении каждый из них получал волшебный мешочек с теплыми пушинками.
Люди очень любили дарить пушинки друг другу. Как только они замечали друг друга, они сразу же доставали теплую пушинку из мешочка и отдавали ее. Это означало: «Я рад встрече с тобой; ты очень хороший; я тебя очень люблю...» Пушинка была мягкой, разноцветной, теплой. На ладони пушинка сразу начинала расти, становилась большой, сверкающей, переливалась всеми цветами радуги. Человек сразу же чувствовал тепло, внимание и заботу другого.
Но однажды над счастливой страной пролетала на своей метле злая крючконосая и горбатая ведьма. Полетала она, полетала, приземлилась, топнула ногой и сказала: «Не бывать этому!» Ведьма рассердилась и наложила на страну пушинок страшное заклятье. Люди стали думать, что запас пушинок скоро кончится, и поэтому перестали делиться ими. Люди начали чувствовать себя плохо, болеть и даже уменьшаться в размерах.
Злая ведьма не хотела, чтобы люди совсем исчезли. Кому же тогда делать гадости и продавать свое зелье? Она придумала новый план. Ведьма дала каждому мешочек, внешне очень похожий на мешочек с теплыми пушинками. Но вместо пушинок в нем были холодные, злые, острые колючки, которые заставляли людей чувствовать пустоту, холод, раздражение.
Люди перестали уменьшаться в размерах, но чувствовали себя очень несчастными и покинутыми.
К счастью, в один прекрасный день в эту страну прибыла добрая фея. Это она давным-давно подарила людям мешочки с пушинками. Она снова стала их дарить, но люди отказывались их брать. И только дети верили доброй фее и продолжали брать у нее теплые пушинки. И происходило чудо: всякий раз, когда ребенок брал пушинку, заклятье переставало на него действовать. Дети приносили пушинки взрослым, и заклятье исчезало!
Вскоре вся Страна теплых пушинок снова стала самой счастливой страной на свете.
А злая ведьма исчезла однажды ночью, никто не знает куда. Говорят, что она просто лопнула от злости.

2-й КЛАСС
7-й урок

Тема . Разные человеческие чувства. Обобщение.
Цель . Подвести итоги по ранее изученному материалу. Сделать вывод: «Чувства - наши помощники».
Методы . Обсуждение, ответы на вопросы, игры.
Материалы . Оранжевое игрушечное солнышко; мягкая пушистая игрушка по имени Фази, надетая на руку ведущего; мягкий небольшой мяч; 4–5 заранее приготовленных небольших рисунка человеческого лица с разной мимикой (грусти, страха, гнева, радости, стыда).

ХОД УРОКА

Ведущий вывешивает на доску оранжевое солнышко и объявляет о начале урока. Из пакета появляется Фази и надевается на руку ведущего. Ведущий и Фази традиционно приветствуют детей и учителя, разводя руки в стороны и улыбаясь.
Ведущий сообщает детям о том, что на нашем необычном уроке их ждет сегодня необычная контрольная работа: сначала мы будем отвечать на трудные вопросы, а потом будем рисовать, но не на бумаге и не карандашом! По ответам и рисункам детей мы сегодня постараемся понять, чему ребята научились на уроках «Солнышка».
Но сначала детям предлагается поразмяться и поиграть в игру «Это Я!». Напоминаются правила игры: ведущий задает вопросы; если вопрос касается тебя, то встань и скажи «Это Я!»; произносить ответ нужно дружно, с оглядкой на тех детей, которые тоже встали; ответив, нужно быстро сесть на место и быть готовым к следующему вопросу. Вопросы могут быть, например, такими:
Как называют человека, который не испытывает никаких чувств? (Бесчувственный.)
Испытывать разные человеческие чувства - это хорошо или плохо? (Это нормально!)
Зачем нам нужны чувства? Что они означают? (Чувства наши помощники, они часто нас предупреждают о наших ошибках, об опасности, рассказывают о наших отношениях с людьми.)
Что означает страх? (Предупреждает об опасности.)
Что означает стыд? (Что я сделал что-то не так.)
Что означает радость? (Что происходит что-то хорошее.)
Что означает волнение за другого человека? (Что ты его любишь.)
Ведущий и Фази хвалят детей за ответы.
Ведущий напоминает, что мы научились правильно изображать и распознавать чувства. Предлагается игра «Море волнуется» Дети, стоя, раскачивают руками и произносят: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - чувство радости (грусти, страха, стыда...) замри ». Фази хвалит наиболее удачную и выразительную мимику детей.
Ведущий делит учеников на 3–5 команд (по 4–5 человек). Дети встают друг за другом так, чтобы можно было свободно дотронуться рукой до впереди стоящего. Ведущий объясняет, что сейчас дети по цепочке от последнего к первому будут рисовать лицо человека с определенной мимикой указательным пальцем на спине впереди стоящего. Последний, стоящий в цепочке, получает от ведущего заранее приготовленный рисунок и никому его не показывает. Детям объясняется, что вместо ластика можно использовать ладошку. Последний ребенок копирует рисунок на спине впереди стоящего, тот, в свою очередь, рисует то, что понял, на спине следующего и т.д. Когда же очередь доходит до первого, то он берет мел и рисует то, что понял, на доске. Так работают все команды. В итоге ведущий и дети определяют мимику каждого нарисованного лица и сверяют полученные и заранее приготовленные рисунки. Ведущий подчеркивает сложность проделанной работы и хвалит детей.
Ведущий еще раз вместе с детьми делает вывод о важной роли чувств в жизни каждого человека. Чувства - наши помощники!
Ведущий и Фази прощаются с детьми.

3-й КЛАСС
12-й урок

Тема . Поведение. Хорошее и плохое поведение. Разные точки зрения.
Цель . Научить детей понимать поведение других людей, пробовать встать на точку зрения того человека, поведение которого оценивается. Помнить о том, что может существовать и другая точка зрения, отличная от вашей.
Методы . Обсуждение, игры.
Материалы . Солнышко, Фази, иллюстрации с неоднозначными изображениями - молодая или старая женщина, индеец или эскимос, три или четыре карандаша.

ХОД УРОКА

Ведущий вывешивает игрушечное солнышко на доске и объявляет о начале урока. Ведущий и Фази традиционно приветствуют детей и учителя.
Ведущий предлагает игру «Это Я!» (описание игры в предыдущем уроке). Можно задать детям следующие вопросы:
Кто сегодня пришел в школу?
Кто в нашем классе ученики?
Кто в нашем классе учителя?
Кто в нашем классе мальчики?
Кто в нашем классе девочки?
Кто сегодня хотя бы раз улыбнулся?
Кто готов работать на уроке «Солнышко»?
Ведущий записывает на доске тему «Поведение» и предлагает детям привести примеры хорошего и плохого поведения (желательно своего).
Далее ведущий приводит свой пример:
«На пути к школе вы встретили плачущего ребенка. Он плакал, потому что его любимая кошка застряла на дереве. Вам хотелось бы залезть на дерево и снять кошку, но тогда вы непременно опоздаете в школу. А учительница накануне предупредила, что будет проверка и обо всех опоздавших будет доложено директору. Она всех просила не подводить класс. Вам противна мысль, что вы оставите плачущего мальчика, зная, что можете помочь ему, поэтому вы решаете остаться и достать кошку». Вопрос к детям: «Это хорошее или плохое поведение?» Ведущий кидает мягкий мячик желающим ответить. Как правило, дети высказывают разные мнения.
Ведущий приостанавливает обсуждение и говорит о том, что нельзя спешить с выводами о поведении человека, так как поведение можно оценивать с разных точек зрения. Причем могут быть по-своему правы и те и другие люди. Дети рассматривают картинки, подготовленные ведущим. Ребята понимают, что одни и те же изображения люди могут воспринимать по-разному.
Ученики вместе с ведущим делают вывод: «Оценивая поведение другого человека, нельзя спешить с выводами, надо постараться понять его. Необходимо помнить, что существуют разные точки зрения».
Ведущий благодарит ребят и прощается с ними.

4-й КЛАСС
12-й урок

Тема . Организованность, сотрудничество, поддержка - основные принципы успешной работы в группах.
Цель . Познакомить детей с основными принципами успешной работы в малых группах и поупражняться в их выполнении.
Методы . Обсуждение, групповая работа.
Материалы . Мягкий небольшой мяч, листы бумаги А4 (по количеству групп), по одному карандашу для каждого ребенка.

ХОД УРОКА

Ведущий на доске пишет три буквы - ОСП и обещает их расшифровать.
ОСП - это три самых важных принципа для успешной работы в группе. Дети легко разгадывают букву «О» - организованность, так как с этим принципом они знакомились раньше. Постепенно с помощью ведущего ребята разгадывают остальные буквы: «С» - сотрудничество, «П» - поддержка. Одновременно дети соглашаются с тем, что соблюдение этих принципов крайне необходимо. Во время общения с детьми используется мягкий мяч, который кидается отвечающему.
Ведущий предлагает разделиться на группы и поупражняться в соблюдении этих принципов. Выясняется, сколько в классе человек и сколько будет групп численностью 4–5 человек. Например, должно быть 5 групп. Один из детей делит класс на группы, сообщая каждому ребенку номер одной из пяти групп. Затем другой ученик указывает те парты, вокруг которых должны собраться группы для выполнения упражнений. Дети организованно собираются в указанных местах. Ведущий подчеркивает, что весь предыдущий алгоритм действий - реализация принципа организованности.
Психолог объясняет суть предстоящего упражнения: на одном листе ребята будут рисовать одно и то же животное (название будет сообщено позже) по очереди, передавая по часовой стрелке лист после каждой команды «стоп». Ведущий дает каждой группе задание, просит приготовиться и начать. Примерно каждые 5–6 секунд звучит команда «стоп». Лист передается по кругу. Ребята рисуют животное, стараясь соблюдать указанные принципы.
После окончания упражнения ведущий собирает рисунки, развешивает их на доске, анализирует успешность работы, анализирует соблюдение принципов. Ведущий обобщает проделанную работу и прощается с детьми, поблагодарив их за работу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Project Sunshine. Sylvia Pfannenschmidt, Community Counseling Services, Inc., 130 N. Walnut Street, Bucyrus, Ohio 44820, USA.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – М., 1990.
3. Игры для интенсивного обучения. Под ред. В.В. Петрусинского. – М.: Прометей, 1991.
4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия развития, 1997.
5. Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины: Тренинг. – М.: Генезис, 1997.
6. Мой мир и я. Учебное пособие. Подготовлено под рук-вом д-ра Джун Хо Сьюка . – Международный фонд образования, 1994.
7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996.
8. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
9. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной . – М., 1991.
10. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. – СПб.: Кристалл, 1997.
11. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994.
12. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.
В 4 т. – М.: Генезис, 1998.

Программа “Солнышко” отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей с нарушениями экспрессивной речи. Она может быть полезна учителям-дефектологам, логопедам, воспитателям, осуществляющим коррекционно-развивающую работу с детьми от 3 до 4 лет.

Проблема экологического образования и воспитания детей в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес к окружающей природе. Она является непосредственным источником, из которого дети черпают свои впечатления, причем процесс взаимодействия ребенка с миром природы противоречив. Эмоциональное отношение к ней может проявиться у детей, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием ребенком правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому так важно формировать у детей правильное представление и отношение к природе.

Другой не менее актуальной проблемой педагогики является постоянный рост числа детей с нарушениями в речевом развитии. Довольно часто среди детей младшего дошкольного возраста встречаются дети с нарушениями экспрессивной речи. При этом способность ребенка использовать выразительную разговорную речь находится на более низком уровне, не соответствующем его возрасту, а понимание речи – в пределах нормы.

Нарушения экспрессивной речи представлены нарушенным формированием фонетико-фонематической, лексической, грамматической и связной сторон речи. Фонетико-фонематические нарушения проявляются в дефектах звукопроизношения: искажения звуков, замены и смешения. Наблюдается неумение ребенка дифференцировать на слух звуки, выделить определенный звук в слове. Возможны расстройства артикуляционных движений, когда наблюдается их замедленность, четкость выполнения, трудность нахождения артикуляционной позы. Но эти нарушения наблюдаются не всегда. Лексические нарушения характеризуются бедностью словарного запаса. Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу. Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций, которые выражаются: в неумении образовывать множественное число существительных, неправильном употреблении падежных окончаний; в нарушении согласования местоимений, прилагательных, числительных с существительными; в опускании предлогов. Предложения однословные или из двух слов. В общение по своей инициативе не вступают, отказываются пересказать знакомую сказку.

Кроме этого, у детей могут наблюдаться: снижение интереса и отставание в развитии познавательной деятельности, отклонения в формировании эмоционально-волевой, коммуникативной сфер, колебания работоспособности и настроения. Они могут быть повышенно агрессивными или, наоборот, замкнутыми, стараются избегать общения со сверстниками или вступают в конфликты. Поэтому этим детям так необходимо общение с природой. Взаимодействие с животными и растениями нормализует работу нервной системы, психики в целом. Даже кратковременное созерцание плавающих рыбок в аквариуме является эффективным средством для снятия стресса. Поэтому именно на занятиях по экологическому образованию и воспитанию детей возможно в наибольшей степени скорректировать эмоции и поведение детей, развить их речь, внимание, память, мышление, наблюдательность, воображение.

У детей с нарушениями экспрессивной речи также наблюдается общая моторная неловкость. Часто страдает мелкая моторика пальцев.

Название программы выбрано не случайно. Без солнышка невозможна жизнь и развитие всего живого на земле – и животных и растений. Согревая лучами землю, солнышко радует всех людей – и взрослых, и детей, поднимает настроение. Использование изображения солнышка в качестве сюрпризного момента на занятиях помогает в игровой форме ввести детей в увлекательный мир природы, повышая интерес к миру растений и животных. Как добрый и ласковый друг, солнышко сопровождает детей в путешествиях в осенний, зимний, весенний лес, в сад и на огород; вместе с детьми отправляется в гости к домашним и диким животным, знакомится с объектами и явлениями природы; слушает их рассказы о животных и о явлениях природы; наблюдает за выполнением детьми артикуляционной, звуковой, пальчиковой гимнастики (рисунок 1 ).

В программе представлено не только содержание организационно-методических вопросов работы с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями экспрессивной речи, но и современные психолого-педагогические технологии формирования экологических знаний детей. С одной стороны – это использование на занятиях приема – анимизма, когда неодушевленные предметы и объекты природы наделяются ими сознанием и жизнью, психикой и душой (например, при проведении звуковой гимнастики, психогимнастики, подвижных игр), что создает особые условия для восприятия объектов природы как живых организмов, вызывает у ребенка чувства сопереживания и перевоплощения. С другой стороны – это использование на занятиях схем, мнемотаблиц и моделей (рисунок 2 ), которые помогают ребенку составить связное высказывание об окружающей природе и осуществить значительный скачок в развитии экспрессивной речи.

Новизной программы является разработка показателей сформированности экологических представлений, состояния речевых и неречевых психических процессов детей младшего дошкольного возраста по трем уровням: низкий, средний и высокий (Приложение 3 ).

При составлении программы по формированию элементарных экологических представлений использовались: комплексная “Программа воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и программа “Детство”, которая позволяет сочетать тематическое планирование с интегрированным подходом.

Целью программы является построение системы формирования элементарных экологических представлений детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой и воспитание правильного отношения к объектам природы в сочетании с комплексностью педагогического воздействия, направленной на выравнивание речевого и нервно-психического развития детей с нарушениями экспрессивной речи.

Основные направления программы:

    Формирование элементарных экологических представлений о растительном мире.

    Формирование элементарных экологических представлений о животных, птицах, рыбах, насекомых.

    Формирование элементарных экологических представлений о временах года.

    Коррекционно-развивающая работа с детьми по развитию речи и неречевых психических функций.

Основными задачами программы являются:

Общеразвивающие задачи:

  • сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы;
  • развитие познавательного интереса к миру животных и растений, местам их обитания;
  • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • формирование психологической базы для развития речи, мышления, внимания, памяти, творческой фантазии и воображения;
  • развитие общей и ручной моторики;
  • сенсорно-перцептивное развитие детей.

Механизм реализации программы предполагает осуществление следующих условий:

  1. Определение содержания коррекционно-образовательной работы.
  2. Организация специальной предметно-пространственной развивающей среды.
  3. Интеграция деятельности специалистов, работающих с детьми.
  4. Закрепление полученных на занятиях экологических знаний в повседневной жизни.

1. Комплексное исследование фонда знаний, умений, навыков по экологической тематике, а также состояния высших психических функций; наблюдение за динамикой речевого и психического развития в условиях образовательной и коррекционной работы.

2. Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей.

3. Развитие познавательного интереса к миру животных и растений, местам их обитания,обеспечение устойчивой положительной мотивации к преподносимому на занятиях материалу.

4.Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы.

5. Развитие экспрессивной речи.

Развитие экспрессивного словаря:

– расширять, уточнять, активизировать номинативный словарь на основе обогащения представлений об окружающем по лексическим темам: “Овощи”, “Фрукты”, “Домашние животные и их детеныши”, “Дикие животные и их детеныши”, “Домашние птицы”, “Дикие птицы”, “Осень”, “Зима”, “Весна”, “Комнатные растения”, “Насекомые”, “Цветы” ;

– расширять и уточнять словарь за счет активного усвоения глаголов по изучаемым лексическим темам (вянуть, желтеть, скакать, охотиться, ловить, клевать и т.д.);

– уточнять и активизировать словарь за счет прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый, оранжевый, коричневый), свойства (сладкий, кислый, душистый, сочный, трусливый, зубастый и т.д.), величину (большой, маленький, длинный, короткий ), форму (круглый, овальный).

– обогатить активный словарь наречиями, обозначающими сравнение (больше, меньше ), количество (много, мало), ощущения (тепло, холодно, вкусно).

Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

– учить образовывать и использовать в речи формы единственного и

множественного числа имен существительных мужского и женского родов в

именительном падеже (кот – коты, заяц – зайцы, медведь – медведи и т.д. ).

– формировать умение образовывать и использовать в речи формы имен существительных мужского и женского родов в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами со значением пространственного расположения, направления действия (в, на, у ).

– учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (к, ик, чик, ок, чек, очк, ечк, ен, ят ).

– обучать согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода, единственного числа в именительном падеже (большое яблоко, маленькая слива ).

– формировать умение согласовывать числительные с существительными в роде и числе в именительном падеже (одна груша, две груши, три груши ).

– учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (моя груша, мой апельсин ), правильно употреблять местоимения меня, мне.

Развитие фонетико-фонематической стороны речи:

– формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой и речевой выдох;

– развивать подражание речевым звукам;

– закреплять четкость произношения гласных звуков (а, о, у, и) и согласных (м, мь, н, нь, п, пь, т, ть, ф, фь, в, вь, б, бь, к, кь, г, гь, х, хь ), уточнять четкость произношения согласных звуков (с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ );

– воспитывать правильный умеренный темп речи;

– развивать интонационную выразительность речи;

– формировать умение различать гласные звуки (у-а, и-у, э-о, о-о, э-у) ;

– учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах (б-н, м-т, п-г );

– формировать умение различать слова, сходные по звучанию (кот-кит, дом-ком, миска-киска) .

Развитие диалогической и связной речи:

– воспитывать потребность в речевом общении;

– учить отвечать на вопросы по предметной, сюжетной картинкам, по демонстрации действий;

– формировать вначале простые распространенные предложения путем ответа на поставленные вопросы по сюжетным картинкам (Кто это? Какие птички? Что они делают? ), по схемам и мнемотаблицам (Какое время года? Какое солнышко весной? Что происходит со снегом весной? ), затем сложносочиненные предложения (Осенью листья падают с деревьев, а весной распускаются. Весной листочки на деревьях распускаются потому, что становится тепло ).

6. Развитие неречевых психических функций:

– развитие подвижности артикуляционного аппарата;

– развитие общей и мелкой моторики;

– развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений;

– развитие внимания, памяти, мышления, повышение работоспособности на занятиях;

– развитие творческих способностей.

Организация специальной предметно-пространственной развивающей среды обеспечивает не только эффективность коррекционно-развивающей работы, но и позволяет ребенку полноценно развиваться как личности в условиях деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.) Это создание центра в групповом помещении “Познаем мир природы” (рисунки 3,4 ) и наличие специального оборудования в кабинетах специалистов.

Интегрированный подход к экологизации различных видов деятельности предполагает участие всех специалистов, осуществляющих педагогическую и коррекционно-развивающую работу с детьми. Это обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей и предусматривает взаимосвязь в работе дефектолога, психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, инструктора ЛФК, воспитателей. Каждая тема изучается концентрированно, т.е. в течение какого-то времени (например, одной недели), ежедневно специалисты организуют изучение одной темы. Это очень важно для актуализации речи детьми.

Для успешной реализации программы необходимо как систематическое формирование элементарных экологических представлений на занятиях, так и закрепление полученных на занятиях экологических знаний в повседневной жизни . Это предусматривает проведение следующих мероприятий:

– разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбкой, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами, сезонными изменениями в природе). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об объектах и явлениях природы;

– участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними;

– занятия с природными материалами (рисунок 5) ;

совместная деятельность педагога с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом;

– оформление помещения группы, связанное с экологической тематикой (рисунок 6);

– эстетически и красиво оформленные в летнее время участки, дающие возможность непосредственного общения с природой (рисунок 7);

– регулярное изготовление и использование наглядных пособий, связанных с экологической тематикой (например, куб “Развиваем дыхание” (рисунок 8) , ковролин на липучках “Времена года” (рисунок 9);

– чтение произведений художественной литературы на экологическую тематику; рассказывание и обыгрывание народных сказок c помощью фигурок настольного театра, рассматривание иллюстраций в книгах;

– проведение экологических досугов: “Лесные приключения”, “Давайте сохраним природную красу”, “В гости к бабушке Нюре”, “Волк и козлята”.

Методическим обеспечением программы является дидактический материал, разработанный по всем направлениям программы в соответствии с требованиями дошкольного образования и воспитания, учитывающий психофизиологические особенности детей с нарушениями экспрессивной речи. Формирование у детей элементарных экологических представлений осуществляется на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Все усвоенное детьми на фронтальных занятиях обязательно закрепляется на подгрупповых, индивидуальных занятиях и занятиях по развитию продуктивной деятельности. В Приложении 2 содержатся рекомендации по расширению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий.

В основу методики занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. Все задания и упражнения на каждом занятии объединяются одной лексической темой и подчинены единому сюжету. Обучение построено с учетом максимально возможной двигательной активности воспитанников и постоянной смены места работы во время занятия. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия, способствует успешному осуществлению коррекционно-развивающей работы.

Тематическое планирование занятий составлено с учетом возрастных особенностей детей по принципу от простого к сложному с коррекционно-развивающим компонентом (Приложение №1 ). При составлении перспективного плана занятий использовались методические рекомендации Т.М.Бондаренко, В.Н.Волчковой, Н.В.Степановой. В графе “Пути достижения цели” указаны все элементы коррекционно-развивающей работы с детьми, разработанные по каждой теме занятия. Поэтому если фронтальное занятие предусматривает использование большого объема материала, необходимого для формирования знаний у детей, то в целях предупреждения их утомления, некоторые элементы коррекционно-развивающей работы: артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, указанные в этой графе, выносятся на индивидуальные коррекционные занятия, а также используются воспитателем при проведении “коррекционного часа”.

Проверка уровня знаний детей по экологической тематике, а также уровня развития экспрессивной речи и неречевых психических функций на начальном и конечном этапах обучения показали значительную динамику в развитии детей. Следовательно, программа “Солнышко” является целесообразной и эффективной и способствует подготовке детей младшего дошкольного возраста к последующим этапам обучения.

Список литературы

  1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. – Воронеж, 2007.
  2. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М., 2005.
  3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. – Воронеж, 2007.
  4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М., 2006.
  5. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб., 2007.

Дидактическая игра "Ягодное варенье" для детей 6-7 лет

Светлана Сергеевна Утюжникова,учитель-логопед МАДОУ,д/с "Буратино",районный центр Кыра,Забайкальский край
Важным показателем готовности к школе является речевое развитие ребёнка.Фонематический слух,грамматический строй речи,большой лексический запас позволяет детям хорошо понимать объяснения учителя-логопеда и грамотно строить свои ответы.Для проверки этой способности предлагаю игровые задания, которые использую в своей логопедической работе.Данный практический, наглядный материал подготовила в программе для составления презентаций.Игровые упражнения могут проводиться в период изучения темы "Ягоды" , дидактическая игра будет полезна педагогам для обследования грамматического строя речи, словарного запаса в работе с детьми дошкольного возраста 6-7 лет.
Цель: расширение словарного запаса
Задачи:
- формировать навыки образования относительных прилагательных;
- учить согласовывать прилагательные с существительными;
- учить согласовывать числительные с существительными и прилагательными;
- развивать внимание, память, мышление, речь;
Описание игры
С целью совершенствования грамматического строя речи,следует показать детям картинку весёлого повара и картинки с изображением ягод. Предлагаем детям рассказать,какое варенье,сок,приготовил повар из этих ягод.

Первый вариант игры

Согласование прилагательных с существительными среднего рода
-Сегодня утром повар приготовил варенье.

А какое оно,мы не знаем.
-Давайте попробуем назвать варенье.
-Варенье из клубники?Какое?


-Клубничное варенье


-Варенье из малины?Какое?


-Малиновое варенье


-Варенье из смородины?Какое?


-Смородиновое варенье


-Варенье из голубики?Какое?


-Голубичное варенье


-Варенье из крыжовника?Какое?


-Крыжовенное варенье


-Варенье из ежевики?Какое?


-Ежевичное варенье


Игру можно продолжить,называя другие ягоды.
-Варенье из брусники-брусничное варенье
-Варенье из черники-черничное варенье
-Варенье из земляники-земляничное варенье
-Варенье из черёмухи-черёмуховое варенье
-Варенье из облепихи-облепиховое варенье

Второй вариант игры

Игра "Назови сок" ,чтобы дети поупражнялись в образовании относительных прилагательных.
Будем в повара играть
Никому нельзя зевать.
Если повар будешь ты,
Какой сок сготовишь,назови.
(Дети отвечают полным предложением на вопросы логопеда)

-Сок из клубники?Клубничный сок.
-Сок из малины?Малиновый сок.
-Сок из смородины?Смородиновый сок.
-Сок из клюквы?Клюквенный сок.
-Сок из брусники?Брусничный сок.

Третий вариант игры

Игра "Весёлый счёт" ,чтобы дети поупражнялись в согласовании числительного с существительным и прилагательным,используя наглядный дидактический материал.
-Одна ягода спелой клубники,две ягоды спелой клубники,три ягоды спелой клубники,четыре ягоды спелой клубники,пять ягод спелой клубники


-Одна ягода синей голубики,две ягоды синей голубики,три ягоды синей голубики,четыре ягоды синей голубики,пять ягод синей голубики


-Одна сочная ягода малины,две сочные ягоды малины,три сочные ягоды малины,четыре сочные ягоды малины,пять сочных ягод малины


-Одна тёмная ягода ежевики,две тёмные ягоды ежевики,три тёмные ягоды ежевики,четыре тёмные ягоды ежевики,пять тёмных ягод ежевики


-Одна зелёная ягода крыжовника,две зелёные ягоды крыжовника,три зелёные ягоды крыжовника,четыре зелёные ягоды крыжовника,пять зелёных ягод крыжовника


Таким образом,при использовании данных заданий,дети научились употреблять правильные грамматические формы слов,усвоенный материал обеспечил достижение результата у детей в развитии связной речи.

Рассказать друзьям