У ребенка истерика как реагировать что делать. Истерики, капризы, непослушание — как реагировать? Остановка начавшейся проблемы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Инструкция

Когда ребенок закатывает истерику, конечно, оставаться хладнокровным невероятно трудно. И все же наберитесь терпения. Помните: ваш малыш активно пытается понять незнакомый ему мир. Он умеет волноваться, переживать, как и взрослые, но выражать свои чувства, мысли, желания цивилизованно еще не может.

Не пытайтесь объяснять разбушевавшемуся ребенку, что так вести себя нехорошо, – это бесполезно. Малыш вас просто не слышит. А ребенок постарше, если и слышит, то категорически отвергает все ваши доводы, не желая вдаваться в их смысл.

Не ругайте плачущего, топающего ногами ребенка. Не наказывайте его, не бейте! Ведь агрессивная реакция взрослых на истерику надолго откладывается в подсознании маленького человека. И стереотип его дальнейшего поведения формируется на основе слов и поступков взрослых.

Итак, сохраняя спокойствие, попытайтесь выяснить, что могло вызвать истерику. Прежде всего проверьте, не заболел ли малыш. Нет ли у него жара, сыпи, насморка? Не мокрый ли он? Не замерз ли? Возможно, ребенок перевозбудился, устал и хочет спать? Или сильно проголодался.

Если никаких серьезных причин нет, то это просто каприз. Спокойно спросите: «Что случилось?». Хотя и так легко догадаться – ребенок что-то требует от вас. Или понравившийся предмет, или сладость, или чужую игрушку. Маленькие дети часто таким способом добиваются, чтобы их взяли на руки.

Установив причину истерики, скажите ребенку убедительным тоном, что вы подойдете, если он успокоится. Малыш не умолкает? Спокойно продолжайте делать свои дела. Можете даже перейти в другую комнату. Но будьте верны своему слову: не подходите, пока ребенок не успокоится.

Неприятнее всего, когда дети закатывают истерики на людях. Тут уж надо сразу увести ребенка из общественного места. После инцидента пусть немного побудет один. И почувствует: таким поведением он не заслуживает ни общения, ни развлечений, ни подарков.

Как обычно развивается истерика? Поначалу малыш просто капризничает. Потом начинает кричать, все больше распаляясь. А вскоре приступает к действиям: топает ногами, швыряет вещи, стараясь приковать к себе внимание.

Крайняя степень – когда ребенок падает и бьется в конвульсиях. Но как только вы оставите его одного, истерика быстро прекратится. Ребенок устраивает для вас маленький спектакль, а любому актеру нужны зрители.

Заканчивается истерика, как правило, жалобными всхлипываниями и страдальческим взглядом, ищущим сочувствия. Тут сердце у многих мам не выдерживает, и они совершают серьезную ошибку: бросаются к малышу с объятиями, осыпая его тысячью поцелуев. Но в подсознании ребенка закрепляется вывод: а вышло-то по-моему!

Помните: истерика у детей – наилучший способ воздействовать на взрослых так, чтобы непременно добиться своего. Если вы один раз, второй, третий проявите слабохарактерность и капитулируете, впредь ребенок будет использовать это оружие против вас систематически.

Обратите внимание

У детей во время истерики бывают задержки дыхания, рвота, даже временная потеря сознания. Они могут просыпаться по ночам от приснившихся кошмаров. Сегодня немало гиперактивных детей, которые страдают различными нарушениями, особенно из-за неврологических родовых травм. Такие нарушения поддаются коррекции – проконсультируйтесь с детским неврологом.

Полезный совет

Чтобы истерика не стала привычной для ребенка, старайтесь предвидеть и вовремя предотвращать ее. Не ждите, когда состояние малыша станет неконтролируемым. Быстро переключите внимание малыша, отвлеките его.

Не балуйте ребенка, не потакайте ему во всем. Избалованность чаще всего приводит к истеричности.

Совет 2: Детская истерика в магазине: как себя вести до и во время нее

Наверное, многим знакома ситуация, когда при отказе что-то купить или вроде как на пустом месте ребенок вдруг ложится в самую грязную лужу в магазине и начинает истошно кричать. Тут же собирается толпа бабушек, причитающих: «Какая жестокая мама, не купила малышу конфетку, ай-яй-яй!» Многие родители чувствуют в такие моменты стыд и вину и скорее покупают ребенку желаемое, только бы он замолчал. Кто-то просто хватает малыша на руки и уходит, забыв про все дела. А кто-то начинает прилюдно отчитывать ребенка. Как же себя вести в подобных случаях?

Детские истерики – это быстрый способ получить желаемое. Начинаются они примерно в 1,5 года и могут продолжаться до подросткового возраста. Дети очень хорошо чувствуют родителей и давят на их самые больные точки, например, стыд.

Желания маленьких детей спонтанны: вижу – хочу. Из-за маленького словарного запаса, а также из-за того, что мама долгое время сама догадывалась о желаниях ребенка (плачет, значит, хочет кушать или памперс мокрый), 2-3-летний ребенок может устроить истерику только потому, что мама не догадалась о его желании. А желания могут быть иногда очень интересными. Например, мама положила в корзину масло, а ребенок устроил истерику. Оказалось, он сам хотел это сделать. А мама не догадалась.

С 1,5-годовалого возраста ребенка нужно приучать выражать словами его желания: «Я не могу догадаться, что ты хочешь, скажи мне словами, пожалуйста». Если ребенок еще не умеет говорить, то он вполне может показать, например, на сок или печенье на столе.

До похода в магазин нужно озвучить малышу ваш план, подготовить его, например: «Мы сейчас пойдем с тобой в магазин. Там купим молоко, хлеб, масло, а потом ты можешь выбрать себе 2 любых сока. Но конфеты и игрушки мы сегодня покупать не будем». Благодаря такой подготовке, скорее всего, ребенок уже не будет заглядывать на все полки, ведь мы же идем за соком!

Если же истерика все-таки случилась, то нужно опуститься на уровень ребенка, сесть на корточки, и отзеркалить его, описать его чувства: «Я вижу, ты очень расстроен и обижен, что я тебе не купила конфету, но я не могу сейчас этого сделать. Как будешь готов, подойди ко мне, я тебя пожалею». Иногда ребенку может потребоваться время, чтобы успокоиться. Дайте ему выплакаться или позлиться, не заглушайте его чувства.

Когда мы описываем чувства и переживания, которые испытывает в данный момент ребенок, мы даем ему понять, что мы его понимаем. А это очень важно даже для малышей. И когда они это видят, они достаточно быстро успокаиваются.

Еще совсем недавно вы умилялись вашим чадом и не могли на него налюбоваться, но внезапно ваш милый и забавный малыш превратился в капризного и упрямого кроху. Часто родители берутся за голову и просто не знают, как реагировать на постоянный рев и непрерывные истерики.
Главной причиной такого необоснованного возбуждения психологи аргументируют это периодом поэтапного становления личности. Бить тревогу и трубить во все концы о том, что вашего ребенка подменили не стоит, но если ситуация требует абсолютной оценки психолога, то нужно так и сделать. Помощь специалистов еще никто не отменял, лучше задайте вопрос врачу бесплатно онлайн https://doslovno.com/question/?answer=true или сходите в детскую клинику за консультацией. В этой статье мы рассмотрим основные причины и что делать, если у ребенка истерика и возможно именно вашему малышу эти подсказки будут в помощь.

Причины истерики у детей

На самом деле причин может быть много, но психологи утверждают, что неудержимые истерики могут быть в переходный период, когда ребенку необходимо понять кто он для родителей, что ему можно и на что дальше рассчитывать. Такие периоды могут возникать в 2, 3, 5, 7 лет. Помимо этого могут быть и другие причины:
  • Сигнал о том, что ваше чадо заболело;
  • Ребенок голоден, хочет спать или очень устал;
  • Проверка мамы на прочность;
  • Несправедливость по отношению определенной ситуации;
  • Запрет на очевидные вещи.

Главное держать себя в руках

Нервное возбуждение крохи очень часто сопровождается громким нытьем, катанием по полу, биением себя о другие предметы. При виде такой ситуации неподготовленный родитель не может трезво оценить ситуацию и часто это заканчивается рукоприкладством по попе или еще более страшнее. Как реагировать на такое поведение ребенка, если любые попытки уладить ситуацию приводят еще к более взрывному состоянию крохи?

Итак, несколько основных советов чего можно делать и чего нельзя делать родителям и как бороться с истериками ребенка:

  1. 1. Главное правило: вы главный, а ребенок должен вас слушаться. Говорите спокойно и пытайтесь выйти с ребенком на связь спокойным тоном решением проблемы. Держите свою линию и не идите на поводу малыша иначе рискуете в дальнейшем вырастить себе манипулятора.
  2. 2. Второе правило: вы главный, но против своих переживаний идти нельзя. Если вы чувствуете, что перегнули палку, либо чересчур строги с крохой, перейдите к рассуждениям с ним. Если он не хочет, чтобы вы уходили посидите с ним это не займет много времени.
  3. 3. Использование своих проверенных секретиков. Многие мамы изучая своего чадо выяснили, что ребенок может успокоиться если, например, выйти в другую комнату, или умыть водой лицо, или просто взять ребенка под мышку или через шею.
    В маленьком возрасте причина истерик у ребенка 3 года не всегда обоснована и он не может понять, что можно обо всем договориться и практически всегда идет на поводу своего нервного возбужденного состояния. Поэтому вот такие способы в большинстве случаев работают на практике.

Периоды, когда ребенок закатывает истерики: психологические нормы

По мнению ученых состояния истерик и нервных возбуждений можно разделить на периоды: 2,5-3 года, 5 и 7 лет. Если ребенок закатывает их в 3 года возможно он просто становится маленьким исследователем и хочет делать все сам. Его организм готов реализовывать самые смелые для такого возраста начинания для формирования личности. В период от 2,5 до 3-х лет вы чаще всего можете слышать упорство и упрямство, потому что «я сам могу все сделать». В большинстве из причин родители сами являются заложниками своего отношения к ребенку. Многим родителям попросту сложно понять, что их ребенок растет и интересы меняются с приходом нового периода.

Когда ребенок 5 лет устраивает истерики. В этот период малыш уже понимает насколько он может манипулировать взрослыми и может ли вообще. Если еще до пяти лет родители шли у ребенка на поводу и разрешали все только при начавшемся крике их ребенка, то в этом периоде родители столкнуться со всей прелестью уже выработанных капризов. Часто основной причиной капризов в таком возрасте является несправедливость самих взрослых.
Главное правило для родителей – это держать самообладание и по максимуму научится разговаривать с ребенком и находить правильный подход. В таком возрасте ребенок должен четко знать что «можно», а что «нельзя».

Истерики у ребенка 7 лет могут возникать если ребенок испытывает разочарование, огорчение. Например, если в такой период недостаточно развита речь, а ребенок хочет выразить свои эмоции. Капризы могут быть из-за частых болезней по их причинам родители в частых случаях снимают ограничения на многие запретные вещи, поэтому ребенок может вести себя неспокойно. Еще одной причиной может быть, когда ребенок отстает от своих сверстников в развитие. Особенно это может проявляться уже в школьном периоде. Поэтому очень важно не запускать это состояние и разобраться с ним с помощью специалистов

Начните с себя

Ребенок должен понимать семейные рамки, за которые переходить нельзя. Еще с самого юного возраста старайтесь приучать его, что «можно» и что «нельзя». Взрослея, он будет понимать, что стучаться в закрытую запретную дверь не имеет смысла.
Проявляйте гибкость по отношению любой проблемы и ситуации. Каждую ситуацию можно решить, не создавая трагически упрямого итога «кто сверху». И если истерики 3 лет можно списать на период становления личности, то в таком поведении ребенка 5 лет в большинстве кроются в семейных отношениях родителей.
Будьте грамотным родителем, не поддавайтесь эмоциям, ведь когда ребенок устраивает истерики он может подсознательно проверить вас насколько сильно вы его любите.

Дети в возрасте двух-трех лет славятся истериками, от которых мы закатываем глаза, отстраняемся, бежим за вином, утыкаемся в телефон, паникуем, кричим. Но задумывались ли вы о том, что эти «закидоны» так отчаянно раздражают лишь потому, что мы сами мало умеем чувствовать? Что мы не в состоянии идентифицировать то или иное чувство не только у ребенка, но даже у себя? А ведь истерика – это и есть проявление чего-то очень важного и хрупкого, даже если поведение напоминает жесткое манипулирование. Мы просто забыли, какой многогранный спектр ощущений может испытывать человек – фрустрацию, тревогу, ярость, стыд, разочарование, дискомфорт. Взрослые настолько адаптированы ко всему на свете, что в их лексиконе уже давно нет таких слов. В общем, что мы делаем? Обесцениваем эмоции, не уважаем их, считая баловством. Начинаем высказываться о них с оттенком неприязни или откровенной насмешки. Это многое говорит о том, как мы относимся к своим детям и к себе в первую очередь. Как не важны для нас истинные состояния и как важны «удобные», когда все размеренно, предсказуемо и по шаблону.

Конечно, раздраженную мать легко понять: она банально устает, возможно, испытывает на себе эмоциональное выгорание или прошла все прелести послеродовой депрессии. Да мало ли что вообще может происходить!.. Но это все не мешает учиться понимать ребенка и учиться понимать себя параллельно с ним, даже если нет сил и ресурсов. Дети – такие же люди, их чувства важны, более того, они их испытывают гораздо чаще, чем мы. Просто пока механизмы, как справляться с эмоциями, им совершенно неведомы. И вместо того чтобы заглушить любое проявление «бунтарства» малыша, лучше всего набраться практики в регулировании собственных эмоций по отношению к его внезапным трудностям. Проверено: когда вы искренне сочувствуете и пытаетесь просто быть рядом в «трудную минуту», ребенок гораздо быстрее успокаивается и отходит. А вот если молча уйти вперед, заорать или просто продолжать делать свои дела, то вы, наверное, знаете и так, что происходит. Море слез увеличивается вдвое, и кажется, этому настроению нет конца. Еще бы, вы даже не попытались помочь совершенно беспомощному в подобных делах человеку. Оставили его с его же болью и, возможно, даже покритиковали как следует.

Безусловно, все мы родом из того самого детства, где не уделяли должного внимания истинным детским потребностям и были скупы на теплоту и любовь. Но на горьком опыте, тем более во время абсолютной доступности информации о психологии личности и межличностных отношений, весьма непредусмотрительно игнорировать базовые вещи, о которых стоит знать абсолютно всем современным родителям. За всеми чувствами стоят определенные потребности, и всякий раз, демонстрируя понимание и желание помочь, вы создаете нерушимую связь с ребенком. Если эмпатия вам совершенно не свойственна, то прокачивайте этот навык каждый день, словно делаете десятиминутную зарядку. Цель не в поиске дзена, просто перестаньте в срочном порядке , только чтобы не слышать ненавистный плач. За ним обязательно стоит важная мысль ребенка, послание вам – просто назовите его: устал, обиделся, в чем-то разочаровался. Представляете, насколько шире вы посмотрите на эмоциональную жизнь малыша и научите его самого вскоре определять собственное самочувствие.

Нет никаких манипуляций – есть чистая потребность в эмоциональном комфорте, в маме, которая любит, даже когда очень плохо. И поверьте, то, что для вас незначительно, для ребенка может являться в ту секунду целым миром. Поэтому, раз вы его мама, разделяйте этот мир – неважно, цветной он или черно-белый – вместе с ребенком. Ведь быть услышанным, а не осуждаемым – желание каждого из нас вне зависимости от возраста. Ваш собственный внутренний ребенок обязательно с этим согласится, спросите у него, кстати.

На отдыхе дети становятся более капризными. Маленькому ребенку хочется иметь сразу все: необычные игрушки, яркие сувениры, которых нет на родине. На курорте обычно бюджет ограничен, и родители не могут сильно тратиться. Вот 5 вариантов, как реагировать на истерику ребенка.

1. Точно нельзя или все-таки можно?

Психологи говорят, что истерики у детей случаются реже в семьях, где родители не городят вокруг них стены запретов. И соответственно чаще – в тех случаях, когда нельзя то, это, пятое и десятое. Запретить все для взрослых, конечно, удобнее – это создает видимость порядка и безопасности (не упадет, не разобьет, не сломает, не испортит, не придется потом убирать), но это нереально и ограничивает ребенка в развитии. Прежде чем сказать «нет», стоит задуматься: а почему, собственно? Играть ложками нельзя, потому что маме лень их потом мыть? Брать кружку нельзя, потому что она дорога бабушке? Если запретов немного, ребенок вполне может их запомнить и понять. Но истерики «растут» там, где непонятно, почему нельзя, или родители сами не очень уверены, нельзя совсем или все-таки иногда можно.

2. Полный игнор

Российские туристы, оказавшись в Европе, часто наблюдают странную для нашего менталитета картину: ребенок бьется в истерике, а его родители занимаются своими делами, вместо того чтобы «что-то делать». В действительности они «делают»: они дают ребенку понять, что таким образом он ничего никогда не добьется. Игнор в данном случае – не признак черствости, а воспитательный метод. Детские психологи говорят, что во время такой истерики можно даже выйти из комнаты, чтобы лишить истерящего ребенка публики. Истерика – не совсем спектакль, но отсутствие зрителей сильно сокращает ее продолжительность.

3. На другой волне

Иногда истерящего ребенка удается отвлечь от его переживаний. Например, громко и максимально спокойно предложить ему взамен желаемого нечто более интересное. Или взять на руки и обнять. Или унести куда-нибудь – из магазина на улицу, из кухни на балкон, с детской площадки домой. Не чтобы сбежать от позора, а чтобы переключить ребенка. Это выручает, когда нет возможности перетерпеть истерику, но срабатывает, к сожалению, не всегда.

4. «Мам, помоги!»

У детей старше 4 лет истерики уже не про «хочу», а про обиды. И крик пополам со слезами – это «мам, помоги!» просто отрицательные эмоции настолько переполняют ребенка, что он не может спокойно сказать об этом. Что делать родителям? Конечно, помогать. Выяснять, почему на площадке не поделили игрушки, кто отобрал у ребенка самокат, чего он испугался. Некоторые родители придерживаются принципа: дети сами разберутся. Однако если ребенок пришел за помощью к маме – значит, он в ней нуждается. Отправить его обратно с советом решать свои проблемы самостоятельно сродни предательству и плохой задел на будущее.

5. «Поговорите со мной»

И с 3-летним, и с 5-летним ребенком, впавшим в истерику, нужно разговаривать. Не обязательно нависать над вопящим монстриком с притворным «ой, а что случилось?» – он скорее всего не услышит. Поговорить можно и потом, объяснив ребенку: вы понимаете, почему он злится, но получить желаемое невозможно – сейчас или вообще. Обязательно объясните, почему! Есть хороший психологический прием: нужно присесть на корточки так, чтобы посмотреть ребенку прямо в глаза – не сверху и не снизу, а на равных.

Говорить нужно и с 14-летними. У них тоже бывают истерики. Лечатся они так же, как и в раннем детстве: терпением и словами – если ребенку чего-то нельзя, он имеет право хотя бы узнать, почему.

(с)

Как реагировать на капризы и истерики ребенка.

У меня есть недостаток – я чувствительна и наблюдательна. И чем больше возрастает моя чувствительность, тем больше я наблюдаю то, что раньше ускользало от моего внимания. Например, как реагируют люди на капризы и истерики детей. Каждый раз, когда я вижу истерику ребенка – на улице, в парке, на детской площадке – я испытываю сочувствие к обеим сторонам конфликта. Я понимаю, что родителям в этот момент нужна поддержка точно так же, как и ребенку. В первую очередь, потому что они находятся, как правило, в смятении, не зная, как поступить.

Мы все не рождаемся родителями. В школах и институтах нас никто не учит действительно важным знаниям о вопросах, с которыми столкнется любой из нас в жизни. Одна из таких важных тем - как контактировать с ребенком. Ошибки в воспитании мы совершаем не из-за отсутствия любви к детям или ответственности за них, а из-за нехватки знаний и умений. Женщина, в первую очередь, как правило, находится во власти иллюзии, что как только она станет мамой, включится инстинкт и она будем автоматически знать, как вести себя правильно. Но родить ребенка и стать хорошей матерью –это не одно и то же. И когда мы сталкиваемся с непониманием своего ребенка или теряем радость от контакта с ним, мы находимся в смятении, и именно это является критерием, что мы все больше отдаляемся от тех навыков и знаний, которые дают нам полноценное родительское счастье.

Так что же делать, если ребенок закатывает истерику?

Ответ в том, какой выбор вы делаете, как родитель.

Существует две системы воспитания и соответственно два способа реакции на то, что проявляет ребенок.

Традиционная система (я рискну утверждать, что она продолжает оставаться доминирующей и на Западе, и особенно, на территории постсоветского пространства) сводится к тому, что ребенок должен беспрекословно во всем слушаться своих родителей, и любая цена при этом хороша. Поэтому реакция на истерику ребенка уже обозначена в вопросе выше, если вы его прочитаете внимательно: это надо пресекать, и с этим надо бороться. Традиционная система воспитания вообще очень насильственна, и если сейчас физические наказания детей уже, скажем так, вышли из моды (особенно в развитых станах Запада), то в отношении эмоционального террора, которому мы подвергаем детей, - у нас царит полное средневековье.

Альтернативная система воспитания. В наше время приходят дети, которые заставят нас измениться. Эта система воспитания возникла в ответ на полную неэффективность традиционной, и ориентирована на то, чтобы избегать вмешательства в свободное естественное развитие ребенка и не нарушить равновесия его еще погруженного в мечту сознания. С другой стороны, альтернативное воспитание не предоставляет ребенка самому себе, а берет на себя руководство подходящими для этого средствами примера и подражания. Альтернативная система очень юная и мы живем именно в то время, когда она формируется, поэтому можно сказать, что у более прогрессивных родителей во многих случаях нет готовых моделей поведения на трудные ситуации с ребенком. Альтернативную систему еще называют воспитание в осознанности, и это самое сложное , потому что, чтобы воспитывать детей в осознанности, нужно самому быть там .

Давайте сделаем упражнение на осознанность прямо сейчас.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос, который возвращает вас в осознанность: «Когда ребенок капризничает или в истерике, в чем ваш личный дискомфорт?»

Чаще всего, ответ один. Мы не готовы к проявлению ребенком негативных эмоций. Не готовы потому, что нам самим их запрещали в детстве. Более того, мы привыкли оперировать термином «негативные эмоции», хотя на самом деле они являются неотъемлемой составной нашей жизни, и гнев, раздражение, страх, печаль, это такие же естественные эмоции, как радость, восторг и удовлетворение. Называть их негативными, по большому счету, все равно, что называть негативными реакциями организма кашель, рвоту или мочеиспускание.

Но в каждой семье существуют запрещенные чувства (как правило, по двойной морали запрещенные только для детей), Они были недопустимы, потому что родители их боялись и не знали, что с ними делать. Когда мы выражали неразрешенные чувства, например, гнев, мы нарывались на брань, угрозы, наказания или презрение. Со временем память о таких переживаниях научила нас отрицать свой гнев. Но поскольку никогда не испытывать гнев мы все равно не можем, догадайтесь, куда он уходит.

Ответ, на самом деле, короткий, – В НАШИ МЕДИЦИНСКИЕ КАРТОЧКИ!

90% всех болезней спровоцированы застрявшими в нашем теле, не прожитыми, полузадушенными эмоциями. К середине жизни тело среднестатистического человека завалено многолетними эмоциональными блоками.

И если мы отрицаем какие-то определенные эмоции, мы не позволим и ребенку их выражать. Что же делают дети?

На практику насилия и подавления чувств, практику унижения воли, практику ограничения и лишения любви, тепла, что, в общем-то, даже и не считалось в прежние времена наказанием, одна группа детей, живущих на планете (мальчики), реагирует тем, что становятся столь же агрессивны к окружающим, даже во много раз более агрессивными, это присуще мужской психике. Мужчина склонен проявлять эту энергию непрожитых негативных эмоций в социальном ключе, и часто начинает мстить за то, что с ним делали, ближним, дальним, или всему обществу. Вторая группа тех, кто подвергается традиционному методу воспитания на основе страха и подавления – это девочки, и для женской природы больше характерно движение вовнутрь, поэтому они не действуют в ответ на насилие, причиняя такое же насилие окружающим. Они начинают свершать насилие над собой и более склонны к саморазрушению, чем мужчины.

Вопрос стоит не том, переживать или не переживать вашему ребенку негативные эмоции, а в том, КАК переживать, чтобы эти маленькие атомные взрывы прошли безопасно для окружающих, и главное, безопасно для самих детей.

1. Самое главное: позвольте детям выражать негативные эмоции, примите это как данность, что ребенок имеет право и возможность периодически не быть веселым и послушным.

2. Потратьте какое-то время на изучение природы вашего ребенка (в этом пункте у нас, родителей, ужасающее невежество). Когда вы будете знать, например, что нормальные трехлетки обязательно говорят на все, что вы им предлагаете, «нет», и в истерике падают на землю и сучат ногами, вы будете к этому готовы, гораздо легче и быстрее переживете этот период. Я бы даже рискнула пообещать – гораздо веселее и комичнее.

3. Внимание! Ребенок абсорбирует ваши текущие эмоции, и если вы сами подавляете свой гнев или обиду, ребенок будет становиться все более неуправляемым. Займитесь своим эмоциональным состоянием – автоматически успокоится ребенок.

4. По этой же причине родители, особенно, мама должны следить за тем, чтобы ваша усталость не принимала угрожающих масштабов, вы ОБЯЗАНЫ позаботиться о себе, о своем отдыхе, иначе вы будете испытывать скрытое (от вас) раздражение, которое ваш ребенок отразит, как зеркало.

5. Сохраняйте благожелательность и спокойствие, когда ребенок кричит и требует. Не наказывайте его, и не кидайтесь исполнять то, что он хочет (это тоже реакция на страх перед негативными эмоциями, вынесенный с детства).

Родители, удовлетворяя капризы ребенка, по сути, мешают ему пережить негативные эмоции. А ес ли негативные эмоции не пережиты, человек начинает терять связь с позитивными эмоциями, со своей внутренней системой управления, которая перерастает со временем в жизненную мудрость, и тогда начинается беспредел эгоизма.

6. Часто родители спрашивают: «А что делать, если ребенок все время просит то это, то то, я же не могу ему это все дать?»

Специализированная литература по детям и многочисленные источники в интернете пестрят рекомендациями о том, что ребенок должен рано узнать, что такое нельзя, и должен понимать, что не любое его желание может быть исполнено. А собственно, почему? В чем проблема, если он будет желать? Все, что нас окружает, из чего мы пьем, едим, на чем спим, чем любуемся, что слушаем, чем красим губы, на чем ездим, было когда-то чьим-то желанием. Нет никакой проблемы, чтобы ваш ребенок желал, более того, чем масштабнее его желания, тем больше растет его личность, тем лучше для него. Проблема начинается, когда мы решаем, что все, что он просит, мы должны ему дать, и немедленно. Но это не более, чем наша бредовая установка.

Что-то вы ему даете, а на что-то СПОКОЙНО и БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНО отвечаете:

«Извини, в этот раз не получится, может быть, в другой раз»

«Прости, но мне нужно кое-что сделать»

«Извини, я понимаю, что ты этого хочешь, но сейчас мы будем делать то-то и то-то»

«Хорошее желание, немножко нужно времени на него. Лучше давай сейчас займемся вот этим»

«Сейчас время пришло делать то-то и то-то»

«Мы ведь с тобой собирались сделать вот это и это, так и поступим».

Таким образом, вы даете ребенку бесценный навык хотеть большего и при этом иметь терпение, понимание, что не все в этом мире должно происходить немедленно, умение наслаждаться не только достижением цели, но и движением к ней, предвкушением цели.

Самое бесценное, что вынесет ребенок из этого опыта, - это то, что в этом мире можно открыто выражать разные эмоции и тебя все равно любят, а не только в том случае, если ты полностью совпадаешь с желаемой картинкой родителей. Это то, за что дети бесконечно благодарны нам. Это то, что делает их очень счастливыми.

Наталья Михайловская - Сертифицированный тренер-консультант, психолог, директор Центра Позитив Плюс, член Украинского Союза Психотерапевтов, Европейской Ассоциации Психотерапии.



Рассказать друзьям