Как понять пессимист ты или оптимист. Кто такой оптимист? Пессимист, оптимист, или реалист

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Введение 3

Глава 1.Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте 5

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста 5

1.2 Процесс формирования самооценки у подростков 9

Глава 2. Роль семьи и родительских отношений в становлении подростковой самооценки 17

2.1 Особенности отношений подростков с родителями 17

2.2 Семья, как ведущий фактор формирования самооценки подростков 23

Заключение 32

Список используемой литературы 34


ВВЕДЕНИЕ

Подростковый возраст - важный и трудный этап в жизни каждого человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую судьбу. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возрасте формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив. Для данного периода характерно становление сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности.

В словаре по социальной психологии самооценка определяется, как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Согласно исследованиям психологов, в частности, И.В.Дубровиной, "Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли."

Таким образом, становление самооценки – это одна из наиболее ярких характеристик личности подростка.

На сегодняшний день исследования самооценки подростков, а также влияющих на нее факторов, представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов, – какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Не меньший интерес представляет собой проблема взаимодействия между родителями и взрослеющими детьми, так как именно в ходе этого взаимодействия формируется оценка подростком самого себя, а также происходит становление или разрушение личности, как ребенка, так и взрослого.

Прблема нашего исследования связана с тем, что процесс развития самооценки личности, по сравнению с другими психологическими явлениями, изучен мало. Кроме того, в достаточной мере не исследовано, какой фактор оказывает большее влияние на становление подростковой самооценки. Переходный возраст разительно отличается, как от детства, так и от взрослости. Именно поэтому интерес к этим исследованиям в современной психологии быстро возрастает.

Безусловно, мы не претендуем на решение данной проблемы, однако попытаемся изучить процесс становления самооценки в подростковом возрасте и сделать соответствующие выводы, представленные в ряде особенностей формирования самооценки в подростковом возрасте в исследованиях различных ученых.

Целью нашего исследования является изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте, а также роли института семьи в ее формировании.

Объектом исследования служит самооценка подростка; предметом же данного исследования выступает взаимосвязь семейных отношений и подростковой самооценки.

В ходе работы нами был произведен теоретический анализ литературы, поверхностный анализ информации сети интернет, а также обобщение полученного материала.

Теоретико-методологической основой работы служили труды по изучению самооценки таких авторов, как Ш.А. Амонашвили, А.В. Захарова, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Реан, В.В. Столина, Л.Д. Столяренко, К. Хорни и мн.др.

Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи работы:

Изучить особенности развития личности в подростковом возрасте;
- рассмотреть основные точки зрения исследований по проблеме самооценки в подростковом возрасте;

Выявить основные особенности отношений между подростками и их родителями, а также их роль в становлении подростковой самооценки;


ГЛАВА 1.Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной).

По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже .

Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные психологические характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять, как формируется самооценка в данном возрастном этапе, и какую роль играет семья в этом процессе.

Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным - конец детства, вступление в мир взрослых.

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба - все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание, и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрик или ирония, отрывающие ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее (хотя различия между девочками не слишком заметны и со временем ситуация может измениться). Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстницами. Он вызывает отношение к себе как к более взрослому. Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и, тем самым, провоцируют его протест или раздражение. В исследованиях, проведенных американскими психологами, показано, что такие мальчики менее популярны среди сверстников, они часто становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами и ведут себя неестественно, у них чаще образуется низкая самооценка и появляется чувство отверженности.

Второй момент отождествляется с появлением чувства взрослости у подростков.

У подростка появляются такие психические новообразования, которых не было у младшего школьника: формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем. Все эти элементы взрослости имеют разную природу, по–разному представлены в характере, потребностях и способностях. Естественно, что элементы взрослости формируются неравномерно, с разной динамикой и качественным составом в учебной или общественно–организаторской деятельности.

Еще одной особенностью и ценнейшим психологическим приобретением подростка является открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения.

Под самосознанием понимается осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поступков, мыслям и переживаниям. Самосознание проявляется в смысловой оценке своих возможностей, которая становится критерием поступков подростка. Самосознание включает представление о себе самом. Возникает образ своего «Я» под влиянием отношений других людей, правил и норм социально одобряемого и неодобряемого поведения. Представление о себе может не совпадать с реальными действиями, которые совершает человек. Поэтому говорят о соответствии Я–реального Я–вымышленному и Я–возможного Я–нереализованному.

Снижение самооценки - неизбежная составляющая подросткового возраста. Но тревожность и неуверенность в себе ребенка можно усугубить, а можно, наоборот, дать ему поверить в свои силы. У родителей по-прежнему есть множество способов влиять на подростка, хотя он и кажется порой отстраненным.

Вы, конечно, на собственном опыте убеждались в том, как хорошо знать, что есть тот, кто поддерживает вас, находится на вашей стороне. И напротив, как плохо чувствовать себя одиноким и отверженным.

И если в жизни человека есть период, когда важно иметь кого-то на своей стороне, так это переходный возраст. Наши дети бросаются вперед без всякого опыта, поэтому им требуется содействие с нашей стороны - со стороны взрослых.

Быть на стороне подростка на практике означает быть чутким, активно слушать, демонстрировать интерес, поддерживать доверительные отношения и контакт, даже если взрослеющий ребенок ведет себя глупо. Необходимо разбираться в происходящем, однако при этом продолжать относиться к нему с теплотой. Ниже приведен воодушевляющий пример такого отношения.

Причины заниженной самооценки у детей

Что делать родителям?

Будьте достойным примером

В большинстве случаев яблоко от яблоньки недалеко падает: подростки ориентируются на родителей как на образец для подражания и заканчивают тем, что становятся во многом похожими на мать и отца.

Так, предпочтения, связанные с употреблением алкоголя, формируются у молодых людей под влиянием того, что они наблюдают дома, и это влияние куда сильнее, чем может показаться на первый взгляд. Уровень образования большинства молодых людей соответствует уровню образования родителей, и их политические взгляды, как правило, схожи с родительскими.

Мы склонны недооценивать силу собственного влияния на подростков. То, что мы делаем, как мы поступаем, имеет не меньшее значение, чем наши слова. Если вы говорите дочери, что нельзя много времени проводить за компьютером, а сами не отрываетесь от своего iPad, то ваши слова - просто пустой звук.

Попробуйте как можно точнее совмещать слова с делом, чтобы ваши наставления не противоречили поведению, которое вы демонстрируете подростку.

Хвалите

Все люди ищут принятия, все мы желаем нравиться другим. Это основа нашей природы, ведь мы - стадные животные, и больше всего нам хочется быть частью социальной общности.

Когда родители, учителя и прочие взрослые замечают достижения и способности подростка, выражают ему свое одобрение, возникают моменты маленького и большого триумфа: «Я могу!», «Я им нравлюсь!». Подобные переживания пробуждают решимость и веру в свои возможности, укрепляют самооценку.

За что хвалить? Например, когда ребенок:

  • сделал что-то, требующее усилий;
  • выполнил какую-то работу;
  • проявил качество, которое мы ценим;
  • сделал то, о чем мы просили;
  • справился с чем-то;
  • был приветлив и отзывчив;
  • проявил мужество.

А также во множестве других ситуаций.

Когда вы хвалите подростка, то говорите ему сразу о многом. Во-первых, похвала, разумеется, закрепляет умение или черту, о которой идет речь: «Ты так хорошо сделал домашнее задание». Во-вторых, похвала воздействует и на более глубоком уровне. Подросток, которого хвалят, чувствует, что его принимают, что родители хотят видеть в нем хорошее («Они видят, что я действительно стараюсь»). Поэтому похвала расширяет возможности эффективного общения с подростком, в то время как ругань их ограничивает.

Работайте над собой

Подростки (как и маленькие дети) могут ненароком затронуть в нас некие струны - и тогда мы начинаем действовать автоматически, что далеко не всегда рационально. Мы уже говорили об ощущении бессилия, которое легко возникает, когда подросток поступает не так, как мы хотим. Однако не только это активирует в родителях «тревожную кнопку». Вот некоторые примеры из жизни.

  • Мать стала утрачивать уверенность в себе, когда обнаружила, что мужчины больше заглядываются на ее повзрослевшую шестнадцатилетнюю дочь. Она начала конкурировать с ней в выражении сексуальности. Девушка заметила поведение матери и сочла его отвратительным.
  • Отца выбило из колеи то, что четырнадцатилетний сын обвел его в футболе. Он стал держаться отстраненно и холодно. Юноша ощутил какое-то странное чувство стыда и толком не понимал, как ему себя вести.
  • Отец пришел в ярость, когда дети продемонстрировали признаки нерешительности и трусости. Дети испугались и стали вести себя еще трусливее.

Такие нерациональные реакции взрослых всегда на чем-то основаны, всегда есть какая-то предыстория. Порой бывает нелишним разобраться с этим: проговорив причину, запускающую в нас тревогу, мы можем ее унять. Что и случилось с отцом из последнего примера.

Семья была направлена на консультацию к психологу, поскольку в школе, где учился старший сын (пятнадцати лет), начали замечать его усиливающуюся подавленность. Кратко обсудив сложившуюся ситуацию, психолог спросил отца о его собственном детстве: «Случалось ли вам самому бояться? Бывало ли так, что вы трусили?». Отец задумался и ответил: «Да, я много чего боялся, когда был совсем маленьким. Пауков, например». - «Как на это реагировали ваши родители?» - спросил психолог. По лицу отца пробежала тень. Было видно, что он взволнован. «Я вдруг вспомнил, как отец выходил из себя и злился, когда я был ребенком, и как мне тогда было страшно. Я вдруг понял, каково приходится моему сыну», - сказал отец дрожащим голосом.

Для отца беседа с психологом стала важным поворотным моментом. Внезапное открытие заставило его кардинально изменить свое поведение по отношению к сыну. Он больше не позволял себе вспышек гнева и просил прощения, если все же срывался.

У всех родителей есть свои болевые точки. Ваша задача состоит в том, чтобы понять, что провоцирует вас, выбивает из колеи и заставляет потерять голову. Самоощущение и самооценка вашего ребенка выиграют, когда вы возьмете на себя ответственность за свои реакции. Особенно если эти реакции разрушают контакт между вами и ребенком.

Особенности психологии подростков

В психологии существуют специальные упражнения и приемы, помогающие повысить самооценку подростка:

Эпитетами «оптимист» и «пессимист» мы без особых раздумий часто награждаем того или иного нашего знакомого. Но знаете ли вы, что такое оптимизм и пессимизм на самом деле? И как они влияют на развитие карьеры человека и его работоспособность, на его самочувствие и здоровье? Вопросом - Чем оптимист отличается от пессимиста, и будет посвящена сегодняшняя статья.

Правильно было бы начать с определения данных характеристик. К сожалению, точно и четко дать определения пессимизма и оптимизма очень трудно. По этому лучше всего будет описать их через сравнение.

Отличия пессимиста от оптимиста :

1.Оптимист отличается от пессимиста жизнелюбием и жизнерадостностью.

Оптимистам живется гораздо легче, ведь они во всем стараются видеть только хорошее. Они радуются жизни и пребывают в хорошем настроении, что привлекает к ним других людей. Жизнерадостность бьёт из оптимиста ключом, он любит ею делиться с окружающими людьми.

Пессимист отличается от оптимиста тем, что преуменьшает свое внутреннее ощущение счастья. Он думает, что счастье опасно показывать – может произойти что-то плохое. Поэтому, по мнению пессимиста, счастливым быть нельзя. Общение с ними иссушает, как пустынный ветер, изматывает, как зубная боль. Они постоянно на что-то жалуются:«Зарплату из-за кризиса не платят уже третий месяц, другой работы не найти, всех вокруг поувольняли, да и вообще скоро все провалится в тартарары».

Два человека - два разных взгляда, два разных подхода к жизни. Одним всегда чего-то не хватает, всегда есть на что посетовать. Другие умеют радоваться, найти светлый момент в любой ситуации. И дело здесь не в том, что имеет человек, а в том, как он оценивает то, что имеет. Разный стиль объяснения причин неудач или успехов.

2. Оптимист отличается от пессимиста зарядом энергии и работоспособностью.

Оптимисты, имеют ряд преимуществ: они более инициативны, энергичны, реже впадают в депрессию, результаты их деятельности обычно выглядят более внушительно. В отличие от оптимистов, пессимисты чаще сдаются в трудной ситуации и впадают в депрессивное состояние. А оптимисты чаще добиваются успеха на работе, в спорте и учебе, в личной жизни.

Психологи утверждают, что ожидание неприятностей, свойственное пессимистам, является само по себе мощным стрессовым фактором, особенно в условиях напряженного рабочего ритма. У любого человека бывает время, когда работа становится невыносимой: у него опускаются руки и он словно натыкается на стену. От того, как человек ведет себя в этот момент, зависит его дальнейший путь: к беспомощности или работоспособности, к неудаче или успеху. Оптимизм обладает свойством помогать в работе. Он повышает способность к преодолению чувства опустошенности, причем не только в индивидуальном порядке, но и на уровне организаций.

Практические профессиональные результаты оптимистов обычно выше, что можно предположить на основе тестов профессиональной пригодности (типа тех, что используют при устройстве на работу). Собеседования при приеме на работу для оптимистов чаще заканчивается успешно.

3. Оптимист отличается от пессимиста различным отношением к успехам и неудачам.

Все свои успехи оптимист приписывает себе: это произошло закономерно, в этом моя заслуга, я это сделал(а) сам(а), все зависело и зависит от моих собственных усилий и моего желания. А неудачи оптимисты приписывают стечению обстоятельств: просто не повезло, неудачно сложились обстоятельства, не по моей вине, по вине случая или других людей.

Пессимисты успех объясняют стечением обстоятельств: просто повезло, удачно сложились обстоятельства, по воле случая или других людей. Вряд ли еще когда так повезет. Неудачи пессимисты приписывают себе: это произошло закономерно, в этом моя вина, я это сделал сам(а), и сам(а) виноват(а). Так же в своих неудачах пессимисты часто обвиняют других людей.

4. Оптимист отличается от пессимиста разным состоянием здоровья и самочувствия.

Оптимисты радуются каждому дню и этим сохраняют свое здоровье и продлевают жизнь. Оптимистическое отношение к невесёлой ситуации, жизнеутверждающие мысли могут даже изменить соотношениехимических веществ в организме. Эндорфины, выделяемые клетками головного мозга, воздействуют на иммунную систему человека, изменяют количества кортизола в крови и увеличивают сопротивление болезням. То есть, иммунная система начинает работать с возросшей силой. А хронический пессимизм усиливает стресс, что приводит к повышенной выработке определенных гормонов: адреналина и кортизола. Адреналин повышает артериальное давление, увеличивает вязкость крови - всё это создает условия для развития инфаркта миокарда. А кортизол способствует образованию жировых отложений, особенно в области живота, что также увеличивает риск развития болезней сердца.

Эти выводы ученых подтверждаются многочисленными исследованиями. Например, в 1997 году в Дании проводилось обследование 730 пациентов с разными заболеваниями сердца. И наблюдения показали: у пессимистов в отличии от оптимистов вероятность возникновения инфаркта миокарда была на 70% выше, а вероятность преждевременной смерти - на 60%.

Интересен также эксперимент медиков с участием 1250 людей, которые остались в живых после перенесенного инфаркта миокарда. Ученые разделили испытуемых на три группы: «очень унылые», «умеренно унылые» и «неунывающие». Спустя 10 лет они обнаружили следующие показатели смертности в этих группах:

  • 50% очень унылые;
  • 42% умеренно унылые;
  • 35% неунывающие.

Кроме того, в ходе обследования, которому подвергались на протяжении тридцати пяти лет сто выпускников Гарварда, установлено, что пессимист отличается от оптимиста тем, что бросает курить реже и чаще болеет. Оптимисты в отличии от пессимистов, склонные брать свою судьбу в собственные руки, с большей вероятностью занимаются профилактикой и лечением своих заболеваний.

Так ли плохо быть пессимистом? Несколько слов в защиту.

Пессимист отличается от оптимиста тем, что не склонен к переоценке своих возможностей, а поэтому лучше прогнозирует свои успехи и неудачи.

Люди, настроенные оптимистически, видят свое будущее исключительно в розовом цвете и рассматривать свою жизнь лишь как доказательство личного прогресса и перечень побед. Поэтому они не обратят внимание на сиюминутные проблемы, даже в случае, если эти проблемы потенциально представляют для них опасность.

Во многих исследованиях было установлено, что пессимист отличается от оптимиста несколько более высоким интеллектом. Он гораздо точнее, чем оптимист способен оценить возможности своего контроля над ситуацией. Ученые говорят, что пессимисты печальнее, но мудрее.

А недавно психологи пришли к выводу, что помешательство на позитивности и оптимизме зашло слишком далеко. Да, конечно, у оптимизма есть свои плюсы, но и минусов немало. Односторонний взгляд на мир и на себя не дает человеку реальной картины происходящего. Исповедуя его, человек волей-неволей живет лишь сегодняшним днем, не задумываясь о последствиях своих и чужих поступков. Беспечность и эгоизм - вот первые плоды бездумного оптимизма, говорили участники вашингтонского симпозиума, проходившего под девизом «Незамеченные достоинства негативизма», непредвиденный крах надежд, жестокое разочарование - тоже его плоды. Каждому человеку в жизни нужна и доля пессимизма, чтобы не слишком обольщаться и трезво смотреть на вещи. Это надо учитывать, когда Вы будите искать ответ на вопрос «Как стать оптимистом «.

Подводя итоги следует отметить, оптимистический взгляд на жизнь во многом выигрывает у пессимистического, но и имеет свои недостатки. Пессимистам надо учится радоваться жизни, оптимистам – реально смотреть на происходящее. Как сказал Марк Твен: «Нет на свете более ужасного зрелища, чем молодой пессимист. Наверное, ужаснее только старый оптимист». Поэтому, наиболее ценно умение находить золотую середину - не преувеличивать неприятности и не тешить себя иллюзиями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



Рассказать друзьям