Почему мы боимся отдавать ребёнка в детский сад, и что с этим делать? В детском саду ребенок будет испытывать тоску, покинутость, одиночество, будет скучать и тяжело переносить разлуку с мамой и с другими членами семьи. Что говорят психологи о частоте воз

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Введение

воспитание общественный сознание

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Суть воспитания состоит в построении такой системы практических связей и отношений личности с коллективом и обществом, которая обеспечивает её социализацию - овладение совокупностью общественных норм, социальных ценностей.

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. «Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека», с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Как указывал Л.С. Выготский, «учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником».

Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит формирование программ социального поведения человека, развитие человека как личности.

Воспитание включает в себя процесс овладения всей совокупностью общественного опыта, т.е. знаниями, умениями и навыками, социальными и духовными (нравственными, эстетическими и мировоззренческими) отношениями. Через воспитание человек впитывает лучшие достижения мировой культуры, народные традиции, утверждающие добро и совесть, любовь и красоту, честь и справедливость. Так формируется полноценная личность. Именно поэтому вопрос о воспитании во все времена является актуальным.

Объект исследования: воспитательный процесс в педагогической системе.

Предмет: изучение методов воспитания.

Цель: изучение сущности содержания методов воспитания, определение их классификации.

Задачи исследования:

·изучить литературные источники по исследуемой теме;

·проанализировать формирование системы методов и средств воспитания;

·рассмотреть методы воспитания и их классификацию.

Методы исследования: эмпирические.

Структура: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Количество страниц - 28.

1. Понятие о методах и средствах воспитания

Для формирования такой характеристики личности, как мировоззрение и общественная направленность, необходимо включать ее в познавательную и разнообразную общественную деятельность. Только в процессе познавательной и практической деятельности формируются патриотизм, трудолюбие и другие качества. Все это, естественно, требует от педагога хорошего владения способами и приемами организации учебно-познавательной и разнообразной практической деятельности учащихся, которые органически входят в содержание понятия методов воспитания.

Однако для формирования отношений личности весьма существенным является то, чтобы педагог, организуя деятельность учащихся, умело использовал такие способы и приемы воспитания, которые стимулировали бы их стремление (потребности) к личностному развитию. Способствовали бы формированию их сознания (знаний, взглядов и убеждений), совершенствованию поведения и которые в своей совокупности создавали бы предпосылки для выработки тех или иных личностных качеств. Учитывая дисциплинированность, нужно разъяснять учащимся нормы и правила поведения и убеждать в необходимости их соблюдения.

С этой же целью используются положительные примеры дисциплинированности и выполнения своих обязанностей. Все это способствует формированию у учащихся соответствующих потребностей, знаний, взглядов, чувств и убеждений и оказывает влияние на их поведение.

Важную стимулирующую роль в формировании дисциплинированности играют одобрение положительных поступков учащихся, тактичное осуждение нарушений норм и правил поведения. Понятную корректирующую роль выполняют также требования педагогического контроля над поведением учащихся и переключение их на другие виды деятельности.

Воспитание детей - ответственное, серьёзное, нелёгкое и творческое дело. Поэтому всякий, кто принимается за него, встает перед вопросом «Как?»: как заговорить с детьми, как их занять, как их успокоить и как развеселить, как объяснить, чтобы поняли, и как сказать, чтобы поверили.

Метод воспитания (от гр. methodos - путь к чему-либо, способ познания, исследование) - способ общей деятельности воспитателя и воспитанников, который используется для выработки у них качеств, заданных целью воспитания.

Важнейшие способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе формирования у учащихся отношений (личностных качеств) и выступают как методы воспитания. С этой точки зрения под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно - мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.

От методов воспитания следует отличать средства воспитания. Средства воспитания - это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства и др., собрания, диспуты и т.д. В качестве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся и т.д.

Иногда, разъяснительные беседы и различные собрания в работах не строго научного характера называют методами воспитания, допуская определенное смешение понятий. Но большой ошибки здесь нет. Всякая разъяснительная беседа или собрание, будучи конкретными средствами реализации метода убеждения, выступают в качестве частных форм его осуществления и в этом смысле выполняют роль методов воспитания.

Но как же сложилась в педагогике эта система методов и средств воспитания?

1.1 Формирование системы методов и средств воспитания

Долгое время в педагогике не было четко очерченной системы методов воспитания. Но с течением времени начали формироваться определенные методологические подходы к осуществлению воспитательного процесса.

Одни педагоги считали, что дети рождаются с так называемой «дикой резвостью», которую нужно подавлять в процессе воспитания силой авторитета педагога и различными мерами педагогического воздействия. Таких идей, в частности, придерживался немецкий педагог Иоганн Герберт, с именем которого обычно связывают формирование методики авторитарного воспитания. В принципе он понимал положительное значение таких методов воспитания, которые содействуют развитию сознательности детей и основаны на доброжелательных отношениях между ними и педагогами, но использовать эти методы он считал целесообразным в более поздних этапах воспитательной работы. В раннем же возрасте он рекомендовал применять различные замечания, внушения, указания, упреки, меры осуждения и наказания, в том числе и физические, запись проступков в кондуит - специально предназначенный для этого журнал.

В России эту методику активно пропагандировал Красовский. В человеке, писал он, коренятся два начала: влечение к дому и влечение к дурному. Врожденные аморальные склонности, по его мнению, можно приспособить к моральным требованиям обстоятельства только на основе безусловного подчинения, используя для этого меры принуждения и различные наказания.

Сторонником авторитарного воспитания уже в советское время, был профессор Н.Д. Виноградов, который считал, что воспитывать детей можно только путем подавления их резвости и беспорядочного поведения. На этой основе в 20-е гг. наряду с понятием метода воспитания широкое распространение получил термин «меры педагогического воздействия».

В противоположность авторитарному воспитанию с давних времен в педагогике начали разрабатываться идеи о том, что этот процесс нужно осуществлять на основе гуманного отношения к детям, предоставления им полной свободы. В качестве методов воспитания стали выступать различные формы благожелательного уговаривания, разъяснительные беседы, убеждения, советы, включение в разностороннюю и интересную деятельность и т.д. Такой подход к воспитанию нашел свое яркое отражение в теории «свободного воспитания», основные идеи которого сформулировал в XVIII веке французский просветитель Ж.Ж. Руссо (1712-1778).

Он считал, что дети рождаются совершенными, и поэтому воспитание не только не должно препятствовать развитию этого совершенства, но, наоборот, содействовать его формированию и приспосабливаться к нему. Исходя из этого, Руссо утверждал, что в воспитательной работе должен находиться ребенок, его интересы и стремления. Так были заложены в педагогике основы педоцентризма и спонтанного (самопроизвольного) развития детей. Конечно, по сравнению с авторитарным воспитанием, это был большой шаг вперед, хотя очевидно, что вряд ли правильно в воспитании во всем следовать за желаниями и интересами детей, если мы активно формируем у них положительные личностные качества. Сами эти желания и интересы нужно развивать, обогащать и совершенствовать, придавая воспитанию действенный характер. Главное, однако, заключается в том, что именно на этой основе в педагогике начали складываться новые, гуманистические подходы к воспитанию и разрабатываться соответствующие им воспитательные методы.

Мировую славу русской педагогике принёс Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871). Он совершил переворот в теории, революцию в педагогической практике. В педагогической системе Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни», - писал он. Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных. Руководящая роль принадлежит школе, учителю: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».

Ушинский пересмотрел всю педагогику и требовал полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений: «…одна педагогическая практика без теории-то же, что знахарство в медицине».

К.Д. Ушинский неоднократно обращал внимание на такой метод воспитания, как пример. Он подчёркивал, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью. Следовательно, пример является сильным воспитательным средством. О нём было много ещё сказано зарубежной педагогической литературе.

Весьма существенной в развитии методики воспитания была теория стимулирования учащихся в процессе воспитания, выдвинутая в работах П.П. Блонского и С.Т. Шацкого, которая позднее стала активно разрабатываться отечественной психологией. С.Т. Шацкий обращал серьезное внимание на то, чтобы каждый ребенок был занят увлекательным делом. Он отмечал, что огромное количество причин, создающих нарушение дисциплины в детской среде, происходит от отсутствия у детей интересного дела. Атмосфера занятости интересным делом, если она возбуждается привычным образом, создает хорошую рабочую обстановку, в которой всякий выпад в сторону беспорядка будет неприятен даже для самих детей.

Таким образом, педагогика прошла длинный путь развития, прежде чем были созданы эффективные теории и методики воспитания. Идеи гуманности, уважения к детям и заботы об их всестороннем развитии и составили основу современной педагогической науки.

2. Классификация методов воспитания

Педагогика как наука всегда стремилась теоретически упорядочить огромное множество методов воспитания. В процессе её развития осуществлялись разные подходы к классификации методов воспитания. Классификация методов - это построенная по определенным признакам система методов, которая помогает учителю осознанно избрать и эффективно применить соответственно задачам и реальным обстоятельствам те или иные методы воспитания.

Любая научная классификация начинается с определения общих оснований и выделения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. Таких признаков достаточно много. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес. В большинстве систем методов логические основания классификации выражены нечетко. Этим объясняется тот факт, что в практически значимых классификациях за основу берется не одна, а несколько важных и общих сторон метода.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание. В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно. Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников.

В кон. 70-х - нач. 80-х годов в педагогике сформировалась концепция деятельного подхода к воспитанию. С позиции новой теории педагоги Т.Е. Конникова и Г.И. Щукина предложили классификацию методов воспитания, где главный критерий - функция метода по отношению к деятельности ребенка, т.к. воспитание это организация деятельности.

В их системе рассматривались три группы методов воспитания:

Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.

Методы формирования общественного сознания.

Методы стимуляции деятельности.

В реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Конечно, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса отдельно метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами и приемами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение процесса воспитания к намеченной цели. В работе с детьми учитель должен применять различные приемы и методы воспитания, учитывая при этом уровень воспитанности детей, характер проявления ими своих индивидуальных особенностей, те педагогические ситуации, которые требуют принимать то или иное решение в интересах каждого учащегося и всего коллектива класса.

Многообразие и вариативный характер методов воспитания создают определенные трудности в их типологии и классификации. В то же время существует необходимость, исходя из специфики и особенностей их применения, выделить некоторые группы методов воспитания.

.1 Методы формирования общественного сознания

К данной группе относятся методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся. Процесс формирования личности ребенка опирается, прежде всего, на опыт, приобретаемый в повседневной жизни и деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Поэтому появляется необходимость специальных методов, которые позволяют регулировать закрепление соответствующих мотивов и форм поведения. Это достигается при помощи методов убеждения. В начальной школе широко используются такие важные и ценные в воспитательном отношении формы и методы убеждения учащихся, как разъяснение и внушение, рассказ и беседа, внеклассное чтение, убеждение примером.

Разъяснение и внушение . Сущность разъяснения состоит в том, чтобы на основе информации о важнейших событиях духовной и материальной жизни общества акцентировать внимание учащихся на формировании у них сознательного отношения к окружающей действительности, к своим гражданским и нравственным обязанностям. Нередко знания учащихся об их обязанностях носят случайный, поверхностный характер. Цель разъяснения - раскрыть социальное, нравственное, эстетическое содержание тех или иных поступков, событий, явлений, помочь учащимся сформировать правильные оценки поведения и человеческих отношений.

Внушение представляет собой такой способ педагогического воздействия на взгляды детей, который осуществляется поведением самого воспитателя, приемами его работы. Мать в семье всем своим отношением к ребенку вызвала в нем убеждение, что ее, маму, нельзя обманывать: «Маму я никогда не обманываю, потому что ее нельзя обманывать». Он не сможет объяснить почему, понимает, чувствует, что нельзя. Так бывает и в школе. Учитель своей работой, всем своим поведением вызывает со стороны учащихся такое к себе отношение, что они считают для себя невозможным обмануть его. Постепенно из сознания невозможности обмануть мать или учителя рождается стремление быть всегда правдивым.

Рассказ и беседа . Живое, задушевное слово учителя, его страстность и увлеченность всегда были и остаются действенным фактором нравственного формирования личности ребенка. На какую бы тему учитель не начал разговор с учащимися, он, прежде всего, должен быть уверен в том, что предстоящий рассказ жизненно актуален для класса, вызовет у детей нравственное доверие, готовность к сопереживанию, положительную реакцию.

Рассказ - наиболее распространённый метод в работе с младшими школьниками. По методической сути - это монолог учителя, который строится как повествование или описание. Этот метод успешно реализуется в процессе рассказывания житейской истории, сказки, притчи.

Беседа - это диалог учителя и учеников. Беседа не только разъясняет нормы и правила поведения, не только формирует представление о главных жизненных ценностях, но и вырабатывает у детей их собственные оценки происходящего, взгляды и суждения. Диалоговая природа беседы обеспечивается системой вопросов и ответов. Вот ее логическая структура:

1.Учитель с помощью короткой, но яркой информации вводит детей в тему беседы и задает вопрос, предлагает его к обсуждению.

2.Учащиеся высказываются: приводят примеры из своей жизни, доводы, подтвержденные эпизодами из прочитанных книг или запомнившихся фильмов, мнения авторитетных для них людей.

.Учитель обобщает все высказывания, подчёркивает доказательства главных положений и помогает детям сделать убедительные выводы.

Беседа требует строго отмеренных временных границ. Если разговор затягивается, дети быстро теряют к нему интерес, их внимание рассеивается, и желание высказываться пропадает. Поэтому продолжительность беседы не мо должна быть более 15 - 20 минут.

Внеклассное чтение. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие ребят. Целью внеклассного чтения является приобщение детей и подростков к художественной, научно - популярной и другой литературе как важное средство их нравственного, умственного и эстетического развития.

Для повышения воспитательной роли внеклассного чтения необходимо регулярно проводить с учащимися беседы, посвященные анализу и обсуждению прочитанных книг.

Убеждение примером . Младший школьник в своем стремлении стать взрослым берет в качестве образца для подражания пример взрослых, уважаемых им людей. Склонность к подражанию объясняется многими причинами: у ребенка еще весьма беден жизненный опыт, нет устойчивых привычек поведения. Его активность носит подражательный характер. Усваивая опыт старших, ребенок часто копирует образ поведения уважаемого и симпатичного ему человека. Подражание у подростков носит более избирательный характер: их привлекают определенные черты характера другого человека. Преклонение перед выдающимися людьми связано с желанием юноши или девушки определить свое место в жизни.

Склонность детей и подростков к подражанию нередко создает опасность заимствования дурных примеров. Поэтому перед учителем стоит задача - направлять подражательность ребенка на положительный пример.

Успех воспитательной работы с учащимися на положительном примере приходит тогда, когда учитель пользуется авторитетом, обладает педагогическим тактом, широким общественным и нравственным кругозором.

.2 Методы организации деятельности

Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса.

Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников. Управлять этой деятельностью педагоги могут благодаря тому, что ее удается разбить на составные части - конкретные действия и поступки, а иногда и на более мелкие части - операции.

Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности - упражнение . Он известен с древнейших времен и обладает исключительной эффективностью. В истории педагогики едва ли сохранился случай, чтобы при достаточном количестве разумно подобранных и надлежащим образом выполненных упражнений у человека не сформировался заданный тип поведения.

) системы упражнений;

) доступности и посильности упражнений;

) частоты повторений;

) контроля и коррекции;

) личностных особенностей воспитанников;

) места и времени выполнения упражнений;

) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений;

) мотивации и стимулирования упражнений.

Планируя систему упражнений, воспитателю надо предусмотреть, какие навыки и привычки будут вырабатываться. Воспитание должно прививать жизненно необходимые, важные, полезные навыки и привычки. Поэтому воспитательные упражнения не выдумываются, а берутся из жизни, задаются реальными ситуациями.

Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнение как можно раньше, так как, чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки. Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролирует свои действия, правильно их оценивает с позиции интересов других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения - качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.

Требование - этометод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.

Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Среди наиболее распространенных форм косвенного требования выделяются такие:

Требование-совет. Это убеждение воспитанника в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.

Требование в игровом оформлении (требование-игра). Опытные педагоги используют присущее детям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства.

По способу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование. Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к другу, «организованные» воспитателем, - опосредованные требования.

Приучение - это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство.

Использование метода приучения в гуманистических системах воспитания обосновывается тем, что некоторое насилие, неизбежно присутствующее в этом методе, направлено на благо самого человека, и это единственное насилие, которое может быть оправдано. Гуманистическая педагогика выступает против жесткого приучения, противоречащего правам человека и напоминающего дрессировку, требует по возможности смягчения этого метода и использования его в комплексе с другими, прежде всего игровыми. Приучение плюс игра - влияние действенное и гуманное.

Приучение применяется на всех этапах воспитательного процесса, но наиболее эффективно оно на ранней стадии. Условия правильного применения приучения следующие.

Ясное представление о цели воспитания у самого воспитателя и его воспитанников. Толка не будет, пока ребенок не поймет, что определенные навыки ему необходимы.

Приучая, надо четко и ясно формулировать правило, но не давать указания типа «Будь вежливым», «Люби свою родину». Лучше сказать примерно так: «Чтобы люди оценили твою неотразимую улыбку - вычисти зубы»; «Приветствуй соседа - и он будет вежлив с тобой».

На каждый отрезок времени должен быть выделен оптимальный объем действий, посильных для воспитанников. Для выработки привычки необходимо время, торопливость здесь не приближает, а отдаляет цель. Вначале надо позаботиться о точности выполнения действий и лишь затем - о быстроте.

Показывайте, как выполняются действия, какие результаты.

Приучение требует постоянного контроля. Контроль должен быть благожелательным, заинтересованным, но не строгим, обязательно сочетаться с самоконтролем.

Хорошие результаты дает метод поручений .С помощью поручений школьников приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в обучении; украсить к празднику классную комнату и т.д. Поручения дают и для того, чтобы развить необходимые качества: неорганизованным дают задание подготовить и провести мероприятие, требующее точности и пунктуальности, и т.д.

Как только дети собираются вместе, сразу же начинают выяснять отношения - кто есть кто. Детям, подросткам, юношам присуще стремление к соперничеству, приоритету, первенству. Утверждение себя среди окружающих - врожденная потребность человека. Реализует он эту потребность, вступая в соревнование с другими людьми. Результаты соревнования прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус человека в коллективе.

Соревнование - это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету в воспитании нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий. Цель соревнования понятна всем - быть первым. Но так откровенно ее формулировать в школах до недавнего времени остерегались. В рекомендациях отмечалось: необходимо заботиться, чтобы соревнование не переродилось в конкуренцию, толкающую воспитанников к использованию недопустимых средств. Жесткие условия соревнования нужно смягчать игрой. В игре, как известно, не так остро переживается поражения и всегда остается возможность взять реванш. Конечно, старшеклассники эту нехитрую уловку воспитателей понимают, но в младших и средних классах игровую организацию соревнования трудно переоценить. Игровые формы возбуждают эмоции воспитанников, что делает соревнование привлекательным.

Существенную роль играет показ результатов соревнования. Формы учета и показа итогов соревнования надо применять простые и наглядные, больше использовать для этого новые информационные системы на базе ЭВМ.

Эффективность соревнования значительно повышается, когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей. Педагог не просто «регистрирует» события, он направляет инициативу воспитанников, поправляя, где нужно, их неумелые действия.

Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д.

Одобрение - простейший вид поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями или родителями.

Поощрения более высокого уровня - благодарности, награждения и т.д. - вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие воспитанникам или коллективу длительные стимулы, так как они не только венчают длительный и упорный труд, но свидетельствуют о достижении нового, более высокого уровня. Награждать нужно торжественно, при всех воспитанниках, педагогах, родителях: это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания.

Несмотря на кажущуюся простоту, метод поощрения требует тщательной дозировки и известной осторожности. Длительный опыт использования метода показывает, что неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию. Учитывается, прежде всего, психологическая сторона поощрения, его последствия.

Поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.

Поощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным членам коллектива. Поэтому поощрения заслуживают не только ребята, добившиеся успеха, но и те, кто добросовестно трудился на общее благо. Необходимо поощрять тех, кто проявлял высокие нравственные качества - трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая другим, хотя и не добился выдающихся личных успехов.

3. Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы -
кому, сколько и за что. Поэтому оно должно соответствовать
заслугам воспитанника, его индивидуальным особенностям,
месту в коллективе и не быть слишком частым. Выбирая поощрения, важно найти меру, достойную воспитанника. Неумеренные похвалы приводят к зазнайству.
4. Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя положительные качества учеников, воспитатель вселяет в них уверенность, воспитывает целеустремленность и самостоятельность, желание преодолеть трудности. Воспитанник, оправдывая оказанное доверие, преодолевает свои недостатки.
. Пожалуй, главное в нынешнем школьном воспитании - соблюдать справедливость.
Среди древнейших методов воспитания наказание - наиболее известный. В современной педагогике не прекращаются споры о целесообразности его применения.

Наказание - это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

Известны следующие виды наказания, связанные с:

) наложением дополнительных обязанностей;

) лишением или ограничением определенных прав;

) выражением морального порицания, осуждения.

В нынешней школе практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий, исключение из школы и т.д.

Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания, следующие:

Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им. Ученик острее переживает чувство вины, если его проступок осудил не только воспитатель, но и его ближайшие товарищи, друзья. Поэтому необходимо опираться на общественное мнение.

Не рекомендуется применять групповые наказания. В хорошо организованных коллективах за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос настолько деликатный, что требует очень тщательного разбора всей ситуации.

Если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан.

Наказание действенно, когда оно понятно ученику, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения.

Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника. Наказывают не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. Формула «проступок - наказание» должна соблюдаться неукоснительно.

При решении вопроса, за что наказывать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых - выработать определенные положительные качества.

Основа для применения метода наказания - конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Нельзя дать каких-либо общих рецептов в вопросе о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть различным - от самого легкого до самого сурового.

Наказание - сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае.

Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что воспитанника наказывают для его же пользы.Не становитесь на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.

Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Потому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.

Таким образом, рассмотрев классификацию методов воспитания, следует отметить, что методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, которые направлены на осознание школьниками сущности общественных ценностей, развитие положительных отношений к ним, формирование соответствующих навыков и привычек поведения, их коррекцию и усовершенствование, поддержку развития индивидуального потенциала личности. Все существующие методы одинаково важны для формирования личности ребенка. Основная задача учителя - использовать в работе все свое мастерство, применяя данные методы для воспитания школьников.

Заключение

В данной работе достигнуты все поставленные цели: изучена сущность содержания методов воспитания, а также выполнены следующие задачи:

·изучены литературные источники по исследуемой теме;

·проанализировано формирование системы методов и средств воспитания;

·рассмотрены методы воспитания и их классификация:

а) методы формирования общественного сознания;

б) методы организации деятельности.

Таким образом, изучив данную тему, можно сделать вывод, что воспитание является одной из важнейших составляющих общеобразовательного процесса наряду с обучением. Для развития целостной, всесторонне развитой личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей.

Также необходимо отметить, что практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Педагогика прошла длинный путь развития, пока не создала эффективные теории и методики воспитания, обучения и образования, которыми руководствуются современные педагоги в процессе воспитания школьников. Без четкого знания методов воспитания, последовательности их применения нельзя совершенствовать педагогическое мастерство и правильно воспитывать. Важнейшие способы воспитательной работы, которые используются в процессе формирования у школьников отношений (личностных качеств), и являются методами воспитания.

В современной школе понятие «метод воспитания» означает не только способ влияния на ученика, а главным образом способ общей деятельности, общий путь достижения желательной цели воспитания. С этой точки зрения под методами воспитания понимаются важнейшие способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, которые направлены на осознание школьниками сущности общественных ценностей, развитие положительных отношений к ним, формирование соответствующих навыков и привычек поведения, их коррекцию и усовершенствование, поддержку развития индивидуального потенциала личности.

Никакая система методов не может быть рекомендована как раз навсегда данная. Учитель имеет дело с растущим и развивающимся человеком и с целым коллективом. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от условий их жизни и быта меняются не только отдельные методы воспитания, но и вся система в целом. Шаблона в воспитании быть не может. Формирование любого нравственного качества предполагает воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся. Для этого необходимо применять различные методы воспитания.

Применение рассмотренных в работе методов воспитания в конечном итоге зависит от учителя, от его любви к детям, от его заинтересованности в судьбе ребенка. Для этого нужно научиться смотреть на мир глазами детей, уважать их человеческое достоинство. Для того чтобы правильно воспитывать, необходимо чтобы взаимоотношения с детьми были на равных.

Список литературы

1.Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 448 с.

.Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М.: Политиздат, 1989. - 335 с.

.Баранов С.П., Болотина Л.Р., Сластёнин В.А. Педагогика. - 2 - е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 336 с.

.Богданов О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1975. - 208 с.

.Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2/ Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

.Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: учебн. для студ. высш. уч. Заведений. - М.: Изд - во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004. -400 с.

8.Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! - Теория и практика воспитательных систем. - М; 1996 г.

9.Крутецкий В.А. Психология обучения ми воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1976. - 303 с.

10.Кузьмінський А. І., Омельяненко В.Л. Педагогіка: Підручник. - К.: Знання - Прес, 2003. - 418 с.

11.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Просвещение, 1998 г. - 460 с.

12.Макаренко А.С. О воспитании - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

13.Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М.: Издательский Дом «Моосфера», 1999. - 300 с.

14.Педагогика: Учебное пособие / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластёнин, Н.А. Сорокин и др. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.

15.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. И.П. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 640 с.

16.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педвузов в 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004. - 256 с.

17.Практикум по педагогике: Учеб. пособие. / Под ред. З.И. Васильевой. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.

18.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2004. - 382 с.

19.Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004. - 336 с.

20.Ушинский К.Д. Избранные педагогические труды. - М.: Просвещение, 1968. - 557 с.

21.Фіцула М.М. Педагогіка: Навч. посіб. - 2 вид., доп. - К.: Академвидав, 2007. - 560 с.

22.Хофман, Франц. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. М.: «Педагогика», 1979. - 487 с.

Метод воспитания -- это способ достижения цели воспитания, способ получения результата. В педагогике кроме понятия «метод воспитания» используется понятие «прием воспитания». Прием воспитания -- частное выражение метода. В процессе практической деятельности метод делится на приемы, которые помогают в достижении целей воспитания. Таким образом, приемы относятся к методам как частное к общему. Например, для метода примера приемом служит встреча с интересными людьми. Для метода поощрения прием -- вручение книги.

Воспитатель действует каждый раз по-разному: воздействует на воспитанника и ждет немедленной реакции в поведении; содействует, т.е. помогает ему; взаимодействует -- сотрудничает с воспитанником. Действия воспитателя организуются разными способами, потому что преследуются разные цели (цель определяет выбор метода); различное содержание деятельности; неодинаковы возраст воспитанников и их особенности и, наконец, профессиональные умения воспитателей также неодинаковы.

Итак, метод воспитания -- это способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.

В практике воспитательного процесса существуют различные методы воспитания: убеждение, положительный пример, личный пример, требование, ласковое прикосновение к воспитаннику, доверие, недоверие, приучение, поручение, угроза, прощение и др.

Важно отличать истинные методы воспитания от ложных. Некоторые исследователи к ложным методам воспитания относят уговаривание, увещевание, упрашивание; назидание, морализирование, нотации; ворчание педагога, разнос, мелочные придирки; упреки, запугивание, бесконечные «проработки»; муштру; заорганизованность жизни детей; захваливание; и др.

Воспитателю важно научиться себя контролировать, чтобы не использовать неэффективные методы воздействия в процессе воспитания.

Общие методы воспитания и их классификация

Методы воспитания называются общими потому, что они используются:

  • - в работе со всеми категориями людей (школьниками, студентами, солдатами и др.);
  • - для решения любых воспитательных задач (нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания и др.);
  • -разными категориями воспитателей (родителями, учителями, воспитателями);
  • -для решения не одной, а совокупности задач.

В целях облегчения практического использования методов воспитания целесообразно их классифицировать. Классификация методов -- это построенная по определенному признаку система методов, способствующая выявлению в них общего и специфического, теоретического и практического. Классификация помогает упорядочить методы. В существующих классификациях за основу берется одна или несколько сторон воспитательного процесса.

Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин предлагают следующую классификацию:

  • - методы формирования сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример);
  • -методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, требование, общественное мнение);
  • -методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).

В Российской педагогической энциклопедии предлагается следующая классификация методов воспитания, базирующаяся на изменениях:

  • - деятельности и общения (введение новых видов деятельности и общения, изменение их смысла, содержания деятельности и предмета общения);
  • -отношений (демонстрация отношений, разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, их прав и обязанностей, сохранение традиций и обычаев коллектива, изменение неформальных межличностных отношений);
  • - компонентов воспитательной системы (изменение коллективных целей, представлений о коллективе, перспектив дальнейшего развития).

Представим группу методов, которые служат базой для различных классификаций. Это методы:

  • -убеждения;
  • -упражнения;
  • -поощрения;
  • -наказания;
  • -примера.

В практической реальной деятельности методы выступают в сложном гармоничном единстве, взаимно дополняя друг друга.

Метод убеждения.

Убеждение -- это один из способов влияния на личность, прием воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Следует дифференцировать убеждение как: 1) психическое свойство личности и 2) метод воздействия на сознание и волю воспитанника, конечной целью применения которого и является формирование убеждения в первом значении.

Метод убеждения формирует взгляды воспитанника, мотивы поведения и действий. Важно понять, чем человек руководствуется при принятии решений, насколько осознанно происходит этот выбор. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь сформировать правильные убеждения. С помощью этого метода раскрываются нормы поведения, доказывается необходимость правильного поведения, показывается для личности значимость тех или иных норм поведения.

Метод убеждения способствует выработке у воспитанника уверенности в правильности того или иного знания, утверждения, мнения. Следовательно, используя этот метод нужно передать и закрепить в сознании воспитанника определенную информацию, сформировать уверенность по отношению к ней. Убежденность в правильности идеи формируется в процессе практической деятельности человека.

Как приемы убеждения воспитатель может использовать рассказ, беседу, объяснение, диспут.

Упражнение -- это «приучение». Различают упражнения прямые (открытая демонстрация той или иной поведенческой ситуации), косвенные («непрямая» природа упражнений), естественные (целесообразно, планомерно, толково организованная жизнедеятельность воспитанников) и искусственные (специально разработанные инсценировки, упражняющие человека).

Условия эффективности метода упражнений: осознание значимости, представление возможного конечного результата, систематичность и последовательность в организации упражнения, посильность и постепенность, взаимосвязь с другими методами; доступность, соизмеримая данному возрасту; освоение действий, где важны точность, последовательность; организация контроля при выполнении упражнения и профессиональная помощь.

Метод поощрения. Поощрение -- способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения. Такой метод является стимулирующим.

Поощрение проявляется в форме одобрения, похвалы, благодарности, награждений. Оно закрепляет положительные навыки и привычки; требует определенной дозировки, должно быть справедливым и естественно вытекать из действий воспитанника. Неправильное использование этого метода может порождать тщеславие, постоянное желание исключительности и, что хуже всего, эгоистическую мотивацию. Поэтому использовать этот метод надо осторожно. Именно поэтому поощрение относят к вспомогательному методу воспитания.

Метод наказания. Наказание -- способ торможения негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поведения (а не личности), способ предъявления требований и принуждения следовать нормам, формирование чувства вины, раскаяния.

Наказание -- средство педагогического воздействия, используемое в случае невыполнения установленных в обществе требований и норм поведения. При его помощи воспитаннику помогают понять, что он делает неправильно и почему. Это очень серьезный метод воспитания.

Последователи другого направления -- теории свободного воспитания -- отвергали любые наказания, так как они вызывают переживания воспитанника. В этом стремлении содержался протест против насилия над ребенком.

В нашей стране наказание используется с целью затормозить отрицательное поведение воспитанников. Однако запрещены следующие наказания:

физические;

оскорбляющие личность;

мешающие воспитанию (например, не пускают на диспут);

лишающие воспитанника еды.

Виды наказания: моральное порицание, лишение или ограничение каких-либо прав, словесное осуждение, ограничение участия в жизни коллектива, изменение отношения к воспитаннику, снижение оценки по поведению, исключение из школы.

К применению методов наказаний предъявляются определенные педагогические требования. Наказание должно быть обоснованным, заслуженным, соразмерным со степенью поступка. Если проступков совершено сразу много, наказание должно быть суровым, но только одно за все проступки сразу.

За один проступок нельзя дважды наказывать. Нельзя торопиться с наказанием, пока нет уверенности в его справедливости. Если наказание не дает результата, оно становится бессмысленным. Недопустимо рукоприкладство и психическое насилие по отношению к воспитанникам.

Наказание не должно лишать ребенка заслуженной похвалы и награды, как он того заслуживает; быть «профилактикой», наказанием «на всякий случай»; запаздывать (за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения); унижать воспитанника; вредить физическому и психическому здоровью.

При определении меры наказания учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

Метод примера. Пример как метод воспитания -- это способ предъявления образца как готовой программы поведения, способ самопознания. На этом и основан метод воспитания примером. Воспитателю (педагогу, учителю, родителю) необходимо контролировать свое поведение, свои поступки, не забывая о том, что они влияют на личность.

Невозможно приучить воспитанника к порядку, если взрослый сам его не поддерживает. Постоянный просмотр телевизора в любое свободное время не научит разумной организации свободного времени. Грубая речь, окрики, рукоприкладство, несдержанность не способствуют формированию гуманной, корректной, выдержанной личности.

Примеры бывают положительные и отрицательные. Воспитывать следует на позитивных примерах. Это не значит, что нужно ограждать воспитанников от всего отрицательного. Необходимо раскрывать им неприглядную сущность фактов неправильного поведения, вызывать стремление бороться с уродливым в жизни.

Формы проявления примера как метода воспитания -- личный пример, пример родителей, замечательных людей, сверстников, героев.

Алгоритм реализации: целенаправленный выбор образа, его восприятие, осознание достоинств, выделение нравственных качеств, включение в свою программу самовоспитания.

При использовании методов воспитания нужно соблюдать педагогические требования, вызывающие, стимулирующие или тормозящие определенную деятельность воспитанника. Их нельзя предъявлять сгоряча. Воспитанник должен чувствовать, что воспитатель уверен в своих действиях. Всякое требование необходимо контролировать, строгих, жестких требований должно быть немного, наилучший результат дают требования, разработанные совместно с воспитанниками.

Требования могут быть слабыми (напоминание-просьба, совет, намек, порицание); средними (распоряжение, требование-установка, предостережение, запрещение); сильными (требование-угроза, приказ-альтернатива).

Профессиональная деятельность воспитателя предполагает выбор и использование методов воспитания в зависимости от существующих условий и возможностей. Такими условиями являются знания поставленных целей и задач воспитания; возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; времени воспитания; интересов и потребностей воспитанников; их социального окружения; уровня сформированности группы, в которую они входят; ожидаемых результатов; собственных возможностей воспитателя.

В основе выбора метода воспитания должны лежать гуманистические отношения воспитателя с воспитанниками. Эффективность используемых методов достигается при соответствии выбранного метода реальным условиям и конкретной ситуации, профессиональном предвидении психологического состояния воспитанников в момент применения методов; умелом сочетании различных методов воспитания; подкреплении выбранного метода средствами воспитания; доведении его до логического завершения.

Выбирая методы воспитания, воспитатель должен стремиться использовать те, которые дают возможность воспитаннику самореализоваться, показать свою индивидуальность, собственные способности; ведут к созданию ситуации успеха; прогнозированию результата; реализации поставленной цели.

В обозримом будущем замаячил детский сад, вот уже и путевка на руках, а на душе неспокойно. Будет ли ребенку хорошо в саду? Не будет ли плакать и тосковать по дому? А что, если дети попадутся агрессивные, будут обижать мою крошку? А что, если воспитательница злая, а на обед – покупные пельмени с соей?

Все эти страхи обоснованы и нормальны – в известных пределах. У большинства из нас есть собственный детсадовский опыт, зачастую весьма негативный. И здесь важно отделить зерна от плевел. Помогает сайт Мои Родители .


Во-первых, жизнь изменилась. Большинство садов сейчас куда лучше, чем были в нашем

детстве. За их работой пристально наблюдает местный Департамент образования. Пельмени 5 раз в неделю – это из области дворовых страшилок.


Разумеется, проблемы и сложности во взаимоотношениях с персоналом и администрацией дошкольного учреждения и сейчас возникают, но теперь родитель в своем праве: он может пожаловаться в Департамент, повлиять на происходящее в саду, потребовать должного выполнения своих обязанностей. О советском бесправии забудьте, пора уже изжить в себе раба.


Во-вторых, в садик отправляетесь все-таки не вы. Ваш ребенок не является вашим клоном, и у него могут быть собственные представления о плохом и хорошем. Возможно, ему в саду понравится сразу, и плакать он там не будет, и друзей быстро найдет.


В-третьих, то, как настроены по отношению к саду лично вы, напрямую влияет на адаптацию в нем вашего ребенка. Чем больше охов-вздохов, тайных слез в подушку и тревожных разговоров с подругами, тем хуже и дольше малыш будет уживаться в группе. Ребенок все слышит, все понимает и все чувствует. Ну скажите, как он будет относиться к необходимости побыть некоторое время без мамы, если у мамы одна эта мысль вызывает приступ паранойи? Запомните: без лично вашего положительного настроя ничего не получится. Меняйте себя или откажитесь от сада совсем. Пожалейте ребенка.


В-четвертых, в ваших силах «подстелить соломку». Выбрать хороший садик. Познакомить ребенка с садовскими правилами, научить самостоятельно есть и минимально одеваться, приучить к режиму. Посетить группы в саду, показать игрушки, весело играющих с ними детей, постоянно повторять, как это здорово, когда у тебя есть возможность каждый день видеться и играть с друзьями. Никогда не пугать садом!!! Ребенок не должен слышать: «будешь себя плохо вести – отдам в сад». Это самое худшее, что только можно придумать. Подобными заявлениями вы сами роете себе яму.

20.08.2010, 00:35

20.08.2010, 00:39

Группы набираются с сентября. Мне кажется лучше сейчас отдать, что бы вы смогли ребенка поддержать в тяжелый для него период. Неизвестно как все сложится и сколько времени ребенку необходимо на адаптацию.

20.08.2010, 00:42

Нам 1.5. не боюсь....но...из за того что у сына не сделана корь-краснуха-паротит+у нас сейчас насморк и прививку нам отложили аж до 2 сентября. Когда мы попадем в сад неизвестно...я в расстройстве т.к. планировала с1 сент отдать, пусть постепенно привыкает а в нояб-дек выходить на работу...теперь неизветсно ((((((

Я бы на вашем месте отдала бы сейчас и не переживала.

20.08.2010, 00:43

ой,как рано! Но если так надо,то лучше начинать с сентября по полдня.

А на ваш вопрос - да,боюсь, родственники говорят,что у меня ненормальное отношение к ребёнку- в 5 лет сад нужен.А я боюсь сада,не люблю его.Меня саму запах сада приводит к истерики))

20.08.2010, 00:45

Не боюсь. Мы отходили сначала по 4 часа 3 раза в неделю, когда нам было 1,5 года. Потом к 2 годам ходили уже каждый день. Ребенку очень нравилось: там она играла и вела себя совершенно по- другому. По сравнению с домом- день и ночь.В сентябре нам будет 2г 4мес.

Наркозная фея

20.08.2010, 00:45

И я боюсь... думаю с содроганием. Но надо - идем с сентября... хоть на немножко пока, а там как сложится.

*мэрочка*

20.08.2010, 00:49

и я боюсь, но нам в сад в 2011, но я заранее очкую и читаю всякие темы про дс.

♔ Мориарти ♔

20.08.2010, 01:00

я не боюсь, а вот муж - боится:065:

20.08.2010, 01:04

Моя мама советует отдать ребенка в сад в сентябре. (нам будет 2 г. 3 мес.). Но мне кажется это так рано. Даже не представляю как малыш будет себя чувствовать без мамы в группе из 20 человек-малышей.
А три года нам будет летом и нужно на работу. Как Вы думаете в апреле месяце можно будет отдать ребенка в дет. сад? Или обязательно с сентября или января?
это про нас:) но я не боюсь. сам кушает, с горшком дружит, разговаривает. моя бабушка педагог младших классов (на пенсии сейчас), всю жизнь в школе с маленькими детками. она говорит что в садик надо отдавать. но это касаемо моего ребенка. я ей доверяю и сама вижу что малыш готов к саду. очень общительный. невропатолог сказала как-то, что мол такой малыш замечательный, в садике любимчиком будет у воспитателей. ходили на развивалки. я их садиком называла специально при нем, так сказать привыкал к терминологии:) сейчас каждый день напоминаю про садик, читаю великую книгу о зайке, там целый раздел о том как зайка в садик ходил. вообщем ждем оба с нетерпением 1 сентября. ну и время будет на адаптацию, я дома в любой момент смогу забрать. первое время на пол дня, а потом время покажет.

20.08.2010, 01:06

Не боюсь, мы- коммуникабельные, правда нам уже 2,5 есть.

20.08.2010, 01:09

Я не боюсь, я боюсь за садик чтобы он на месте остался:001:, т.к. мой сынуля тааакой активный, что просто:010:.
Нам будет 2,9 в сентябре, и я считаю, что его раньше надо было отдать, т.к. ему уже очень давно не хватает общения с другими детками да и вообще разнообразия. Мама ему уже поднадоела.
А раньше я считала, что и в 3 года рано отдавать, а сейчас все зависит от малыша, готов он к "взрослой" жизни или нет.

20.08.2010, 01:20


Кульбаба

20.08.2010, 02:18

но урокам коммуникабельности, терпимости, терпения, социального порядка никакая семья не научит.
Вот уж правда "наурочить" ребенку терпимости, терпения, и строгого режима только садик может.
Думаю семья может больше и лучше.Мы не торопимся, еще успеет вкусить социума!

Масяничка

20.08.2010, 02:23

Я тоже боюсь,я сама в сад не ходила!

СчастливаЯЯЯ

20.08.2010, 07:45

20.08.2010, 08:15

Не боюсь. :)

Краказябра

20.08.2010, 09:04

и меня периодически потряхивает, ведь 1 сентября уже совсем скоро!!!
нам будет 2.2 почти...ребенок обласканный, привык к постоянному вниманию, как он там без меня будет...рада только что он у меня очень общительный - постоянно с детками общается, и еще с нами 2 друга со двора в эту же группу идет - он их хорошо знает, можно даже сказать они наши соседи по дому!
по-поводу возраста, считаю, что кому то в 3 года рано, а кому то и в 2 - "поздно"...зависит все от развития ребенка, его личной гготовности (моральной и физической), его умений и навыков. думаю, если в 2 года деть активный, общительный, хорошо говорит, ходит на горшок, ест сам, у него закаленный иммунитет, все прививки в наличии и ну и тд - то почему бы и нет??? а к 3 годам вообщем может быть разгар кризиса 3 лет, и к садику он вполне может привыкать гораздо труднее, чем в 2 года.
нам лично дома ну совсем уже нечем заняться - сын постоянно требует то гулять то в гости, вообщем туда, где детки есть!

20.08.2010, 09:35

нам тоже 2,3 на 1 сентября будет. Переживаю, какой коллектив будет. А то детки разные на площадке встречаются.

20.08.2010, 10:23

А мы вот ходим уже 4-й день. Ходим с 8 до 12ч. Сыну 2,6 года, в 1 -ый день даже не пикнул, 2-ой весь проревел, теперь видимо ещё плачет, во выходит ко мне уже без слёз. Не знаю, как буду на полный день оставлять? (((И спать стал плохо и днём, и ночью, плачет:"Маму надо!". (((

Точь в точь про нас! И ходим 4-й день, и так же вели себя по дням. Видимо, адаптация во многом похожа. :(Сегодня останемся спать днем. Волнуюсь:005: И жалко малышастиков, и понимаешь, что привыкать надо.

20.08.2010, 10:47

не боюсь, мы уже успели походить с зимы в гр. неполного дня, сыну нравилось, мы ваши ровесники-я не считаю своего маленьким, оч. уже осознанная личность)))так что с сент. на полный день, готовьтесь,что будет болеть(адаптироваться к садиовским вирусам) ,лучше отдавать с сент.

Брррунька

20.08.2010, 10:48

Я тоже боюсь...Боюсь, как бы он с площадки незаметно не сдернул во время прогулки (всё таки детей много, за всеми сложно уследить) или чтобы не ушел с кем-нибудь с той же прогулки, т.к. очень общительный и ко всем доброжелательный - поманишь - пойдет:001:

20.08.2010, 10:51

20.08.2010, 11:09

Мои знакомые мамы, живущие за границей, страшно завидуют тому, как хорошо живут мамы в России -- у них ещё есть выбор, отдавать ребёнка в садик или нет, ещё можно помучиться угрызениями совести -- рано не рано...
А за рубежом всё просто -- родил и пошёл на работу... а ребёнка няне или в ясли %) и никто не мучается вопросами -- жить-то на что-то надо!

20.08.2010, 11:11

Мы в 2,4 пойдем. Вообщем-то не боюсь, но, ессесна, волнуюсь. Сама в сад ходила и плохих воспоминнаний не имею. Сестра мужа детский психолог, уже давно работает в саду, говорит, что самое благоприяное время для ребенка, чтобы пойти в сад - это 2 года. Мы с ней много на эту тему проболтали, она говорит, что как правило, детки плачут только первые 10-15 минут, как только мама уходит, то слезки сразу высыхают и они идут играть (но, есть исключения, конечно). У друга мужа двое детей, в этом году младшая дочка идет в садик. Говорит, что ребенок сразу меняется, как только попадает в садик, начинает развиваться гораздо быстрее, сразу заговорил, стал ходить на горшок и т.д. Есть у меня близкая знакомая, сама работала воспитателем в садике, обоих сыновей отдала в сад в 2 года и считает это очень нужным и важным для развития ребенка. Сейчас довольно часто общаюсь с мамой своей одноклассницы, она тоже воспитатель, одала своего внука в сад в 2 года и мне советует именно в этом возрасте. Вообщем...страшилок и ужасов про сад, я Слава Богу, не слышала, только положительное....
Страшилки слышу только от тех, кто сам в сад не ходил, как ни странно.....

20.08.2010, 11:18

Было страшно мне и очень жалко ребенка.Дочке 2 года и 1 мес. Но вот уже ходим три недели. Вчера первый раз оставили на целый день. Да, плачет по утрам, да не хочет собираться. Но уже сейчас видно как она повзрослела и стал более самостоятельной (сама ест, причесывается, моет ручки и, о чудо, ходит на горшок). В лексиконе появилось много новых слов.

P.S. Вот и сейчас я дома, а она в садике и я очень за нее переживаю и скучаю.

20.08.2010, 11:22

В апреле, мне кажется, отдавать нецелесообразно - ребенок только-только за 2 месяца привыкнет, и сразу в дежурный сад на лето - с другими детьми, другими воспитателями в другое помещение. И адаптация по-новой.
А по теме - я побаиваюсь, но мы идем с 2011, будет 2,8. Смотрю по ребенку сейчас (1,8) - не готов однозначно, да и к детям не тянется. На следующий год может все изменится.

СНЕЖЕНИКА

20.08.2010, 11:22

По собственному опыту и опыту своих знакомых (понимаю, что можно спорить): в сад надо вести с положительным настроем и твердой установкой "Ребенок будет ходить в садик, а мама на работу". А бояться не надо.
Я сама боялась старшую дочку в сад отдавать, хотела попробовать, если хорошо пойдет, то я пойду на работу... И в итоге просидели еще 2 года дома. А отдавая младших, я знала совершенно точно, что через месяц мне на работу. И никаких проблем - дети хорошо пошли в сад, а я вовремя вышла на работу.

20.08.2010, 11:31

Не боюсь, если все сложится - отдам с 2 лет, как раз в сентябре будет. Отдала бы и с 1,5 лет, но смысла нет при таком раскладе в середине года ее в сад тащить.
К саду готовлю заранее - приучаю к максимальной самостоятельности, учу видеть взаимосвязь между поступками и последствиями и делать выводы, адаптирую к общению с детьми. Но у меня ребенок в принципе очень общительный и самостоятельный, любит играть в компании, совершенно не "мамский", легко ладит с чужими детьми. Ей садик явно будет интересен, дома со мной ей уже скучновато.

20.08.2010, 11:40

С одной стороны свой ре не первый и не последний пойдёт в сад, а с др. стороны боюсь. Хотя, не в концлагерь же отдаём! Всё же тревога присутствует...

Anna Heartbreaker

20.08.2010, 11:43

Моя мама советует отдать ребенка в сад в сентябре. (нам будет 2 г. 3 мес.). Но мне кажется это так рано. Даже не представляю как малыш будет себя чувствовать без мамы в группе из 20 человек-малышей.
А три года нам будет летом и нужно на работу. Как Вы думаете в апреле месяце можно будет отдать ребенка в дет. сад? Или обязательно с сентября или января?

Старшего отдала с 2.5. Пошел замечательно.
Ну, еще главное, настрой мамы. Я чет тогда совсем не боялась)))
К саду уже ходили на горшок, не сосали соску и ели все)))

Маленького планирую отдать с 2 (он у меня сентябрьский).

20.08.2010, 11:48

Не боюсь. Тревожно немного, но не страшно. У нас проверенный моим братом отличный сад с хорошими воспитателями. Да и потом, смысл бояться и сидеть дома? Денег от этого у нас с сыном не прибавится.
В сентябре, 17-го нам будет ровно 2 года, в саду и отпразднуем:)
Сын у меня общительный, любознательный и активный. Думаю, ему понравится в саду:)

20.08.2010, 14:07

Боюсь:001: Хотя нам в сад только через год.

20.08.2010, 14:17

Я не боюсь, но очень переживаю. даже не представляю как 1 сентября я оставлю дочку и пойду домой:091::091: надеюсь, что как на развивалки она убежит от меня к детям и ей будет все равно где я:) Еще тревожусь по поводу того в чем ходить в сад, сколько одежды покупать, не хочется первого сентября бежать в магазины
А так... почти все ходят в садик, и вырастают нормальными людьми...

20.08.2010, 14:59

Не боюсь,а наоборот жду,так как в садике научится и новым навыкам и умениям и главное будет существовать в коллективе таких же деток,как и сама.Да и день у неё будет более насыщен,чем дома.Знаю мамочек у которых детки в сад отходили уже год и шли в садик с удовольствием,правда первое время плакали,как кто-то написал первые 10-15 минут,а потом всё наладилось.
P.S.но переживания и тревога конечно же есть,ведь все детки разные,кто-то легче адаптируется,кто-то тяжелее.Будет нам на первое сентября почти 2,6.

20.08.2010, 15:36

я боюсь, честно. И муж боится. Хотим отдать через год, когда будет 3,3 - в 2г. не смогли себя пересилить, да и ребенок пока только начинает с детками чуть-чуть контачить.

20.08.2010, 15:52

Я не боюсь, но переживаю. У дочки характер своеобразный. Она активна и общительна, ничего не боится, но слишком любит настоять на своем. Ныть не будет, но покричать может. Случаются и истерики. Конечно, я задумываюсь о том, как к этому отнесутся воспитатели. Отгоняю страшные мысли. Но и втайне надеюсь, что садик скорректирует такое ее поведение. Я сама за собой знаю, что часто позволяю ей многое и это совсем не хорошо. Поэтому считаю, что сад будет полезен. Ну и мне ее садик пойдет на пользу. Работать уже хочется, т.к. от сидения дома я уже схожу с ума.

20.08.2010, 15:52

нам в сентябре будет 2,5,переживаю только что с горшком промахи бывают(какает только в памперс!) и спит только с бутылкой и в памперсе...в остальном уверена на 100% что в сад надо отдавать!

20.08.2010, 16:09

моя все умеет сама. и одеваться и раздеваться, в горшок ходит с 1,5 лет, сейчас уже давно без промахов, ночью не писается,с бутылкой давно расстались, а вот соску пока не отобрать. сейчас ей 2,5, но в сад я отдавать ее не собираюсь пока, финансовой необходимости особо нет, да и рано это... Как только так сразу)
а я вот в сад вообще не ходила в детстве....сразу в школу в 6 лет.

20.08.2010, 16:12

не боюсь, готовлюсь тщательно

Ягафарка

20.08.2010, 16:14

моей будет 2,1г. пойдем в ясли, я боюсь, так то она готова, ходим в горшок, соски, бутылки не сосем, кушать может, только вот психологически ко мне привязана, будем вместе с ней переживать

Сероглазка

20.08.2010, 16:17

мы пойдём с 3-х лет (это ещё через год), а я уже очень-очень боюсь в сад отдавать, с ужасом об этом думаю. Доча абсолютно "мамина", на площадке от меня почти ни на шаг...

20.08.2010, 16:22

Не боюсь.
У меня дети еще раньше в сад шли-совершенно нормально.

Мамулька Димульки

20.08.2010, 16:25

Психологи говорят, что как вы сами относитесь к саду, так будет и ребенок. Так что уговариваю себя ежедневно, что я не боюсь и строго пресекаю высказывания родственников типа "ну как же он будет в садике"!

20.08.2010, 16:27

Не боюсь, всё нормально будет. У меня ребенок общительный, любит толпу.

кванздра

20.08.2010, 17:09

пошли в сад чуть менее 2 лет. до этого безрезультатно пробовала приучить к горшку, самостоятельной еде и многому другому.
соглашусь, во многих садах почему-то отвратно пахнет. наш не исключение.
но урокам коммуникабельности, терпимости, терпения, социального порядка никакая семья не научит.

Коммуникабельности, терпимости, терпению, любви и многому другому должна и может научить ТОЛЬКО семья. Если уж семья не научит... То грош ей цена, такой семье.:))

20.08.2010, 17:15

Все таки боюсь не очень подходящее слово. Переживаю, да.

Поезд в Австралию

20.08.2010, 17:21

Я раньше боялась, сейчас как-то свыклась с этой мыслью.
Мы с 3-х лет собираемся, будем уже не совсем малыши.

Максимик

20.08.2010, 18:41

Идем в этом году. Сыну будет 2.2. Переживаю- да, боюсь-нет! Но у меня ситуация такая, что если СОВСЕМ сад малышу не понравится, заберу и подождем еще годик. Будет с бабушкой сидеть)))))

Йоканьга

20.08.2010, 18:42

Я боюсь, конечно. Записались на следующий год. Доче в сентябре 2011 г.будет 2 года и 1 мес. Планируем постоянно ходить с 2,5 лет.

20.08.2010, 18:51

Я боюсь. Пойдем в садик через год. Боюсь не воспитателей и плохого отношения, а боюсь болезней, а они неизбежны. Со старшей прошла уже это. Морально готова, но страх все равно не преодолеть.

20.08.2010, 21:00

Я очень переживаю, хотя, временами просто мечтаю сына поскорее отдать в сад. Но как время подходит я начинаю нервничать, знаю, что это плохо, что все мои тревоги передадутся малышу. Уже думала тут темку создать, вместе с такими же бояками как я поплакать, но пытаюсь собрать себя в кучу и не распускать нюни! По стечению обстоятельств сад отложили до октября. Сыну будет 2,7, старичок уже, детки и раньше в сад идут, а я все равно боюсь

20.08.2010, 21:27

Немного страшно оставлять с чужими людьми.В первые дни говорят маму ребенок и не вспоминает,занят новыми игрухами и друзьями,а вот потом:091:Ну у всех по разному

Совопилькина

20.08.2010, 21:51

боюсь. не знаю, понравится ли сыну...Сама сад в детсве ненавидила, меня забрали:065:
упокаиваю себя тем, что там ребенку интереснее и познавательнее, чем со мной

20.08.2010, 21:56

я боюсь... моему 1,6 будет в сентябре. В наличии 5 зубов, сам почти не ест, на горшок ходит, но долго не терпит (попросится и через минуту писает-какает). Вобщем маленький еще. Но на работу надо, поэтому будем пробовать. Хорошо, что бабушка пораньше обещала забирать...да и сама я планирую весь сентябрь водить, а на работу в октябре.
Старший сын пошел в 2,4г. Поначалу ревел, потом через недельку привык. Ему очень нравилось с ребятами общаться. Но он и умел намного больше, спокойнее как то было.

Лида Баарова

20.08.2010, 22:09

сегодня водили сыночка первый раз в сад на 2 часа, привели, помогли переодеться, вручили воспитателю ручонку и удалились:005:
приходим забирать, вахтер говорит, что они гуляют, идите во дворик,
во дворе картина маслом: стоит воспитатель с ревущим дитем на руках, вокруг еще 6 ревут, аж сопли пузырями, и наш сбоку стоит, трясется, опухший весь, я к нему наклонилась, он даже не сразу узнал, оттолкнул руку
короче, слезы утерли, выслушали воспитателя, говорит, кусается ваш мальчик, готовьтесь к обидам родителей покусанных, других деток погладили и пошли домой.. :001:
по дороге наш малой оттаял и рассказал, что в саду он "бам", а дома я горсть песка из капюшона вытрясла, я так поняла, упал мой боец

21.08.2010, 00:36

Я тоже стараюсь настроиться, что мы всем семейством перенесём адаптационный период хорошо, про садик тоже всё разговариваем, пока настрой боевой, но, чем ближе сентябрь...

21.08.2010, 00:43

А я боюсь, что опять из сада выгонят:046:
Так что ваших страхов совсем не понимаю:fifa:

21.08.2010, 00:46

Раньше 3-х дочка в садик не пойдет. Моя бы воля - подождала бы и дольше, но надо на работу.

21.08.2010, 00:59

Я уже месяц об этом 1 сентября думаю....страшно конечно,но что делать надо работать.
Мой парень деловой,ему обязательна компания нужна.....сегодня ходили в другой садик смотрели через забор как детки играют....ему понравилось теперь он весь в ожидании праздника)))

21.08.2010, 01:03

Боюсь...как малышка там будет адаптироваться...много детей..новые чужие тети..боюсь болезней разных...да и просто с чужими людьми не комфортно оставлять ребенка:008::010:

21.08.2010, 01:44

Доче скоро 2.7, к саду морально абсолютно не готовы, ни я ни она..мамина доча, даже с бабушкой и папой не любит оставаться, да и с нервишками у нас не все ок. Хочу подождать до 4 рех лет с садом, мама моя обещала помочь.А пока походим в развивалки и прочие танцы-шманцы:020:
вот темка, которую я создала в от 3 до 6 лет, http://www.forum.littleone.ru/showthread.php?t=2586847 (http://www.forum.littleone.ru/showthread.php?t=2586847)
называется Есть детки, которые пошли в д.сад после 4-х лет?

21.08.2010, 02:00

не боюсь, но дико волнуюсь и переживаю, просто до икоты и до трясучки
начала писать поводы для беспокойства, но передумала - нового ничего не напишу, а себе мозг на ночь глядя растревожу
блин, так зайчика жалко отдавать в сад - слов нет
но я с февраля на работе,а мама моя с ребенком только до НГ может сидеть

Так что 1 сентября идем в группу короткого дня и молимся, чтобы к НГ нам досталось место в полноценной группе....



Рассказать друзьям