Воспитание самостоятельности у детей 4 5 лет. Воспитание самостоятельности у детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Крепкие и блестящие волосы всегда являлись символом красоты и здоровья. К сожалению, существует масса причин, приводящих к потере динамики роста, толщины и густоты волос, активному выпадению: стресс, нехватка витаминов и микроэлементов, неправильный рацион, инфекционное заболевание, неверный уход, воздействие лекарственных препаратов либо токсинов. Кроме вышеперечисленного, на данный момент распространённой причиной облысения у мужчин и женщин является дисбаланс гормонов. Основным заболеванием, связанным с расстройствами гормонального фона, и, как следствие, потерей волос, является андрогенная алопеция. Решить проблему можно при помощи комплексного лечения.

Описание андрогенной алопеции

Андрогенная алопеция (АГА) - выпадение волос, обусловленное гормональным дисбалансом, приводящее к частичному или абсолютному облысению на теле или на голове.

Андрогенная алопеция встречается как у мужчин, так и у женщин

Первопричиной андрогенной алопеции служит воздействие на фолликул волоса гормонов в крови (а конкретно, андрогенов - мужских половых гормонов).

Заболевание чаще встречается у людей зрелого возраста. Облысение происходит в определённых, характерных для алопеции областях головы: у женщин - в зоне центрального пробора с последующим его расширением в боковые стороны, у мужчин же наблюдается поредение волос в лобной и теменной областях.

Андрогенная (или андрогензависимая) алопеция - медленно прогрессирующее заболевание, наблюдающееся порой несколько десятков лет. Постепенно волосы истончаются и выпадают. При лечении на начальных этапах алопеции шанс на возвращение к нормальной густоте волос намного выше.

Количество мужских половых гормонов в крови играет важную роль при лечении данного вида алопеции, что было доказано медицинским экспериментом: при кастрации пациента и последующем снижении андрогенов в крови облысение замедлялось либо завершалось вовсе. С началом гормонозаместительной терапии и повышением концентрации андрогенов у кастрированных людей облысение начиналось вновь.

Видео: рассказ трихолога о проблеме

Механизм развития

Тестостерон изначально присутствует в организме у каждого человека. Но алопеция прогрессирует только у тех людей, чьи волосяные фолликулы имеют особую чувствительность к дигидротестостерону (ДГТ) - одному из более активных андрогенов, синтезируемых из тестостерона. Синтез ДГТ происходит под влиянием особого фермента - 5-альфа-редуктазы.

Под воздействием активного ДГТ на волосяные луковицы происходит сжатие капилляров в сосудистых сосочках, питающих чувствительный к дигидротестерону фолликул. Из-за прекращения питания наблюдается потеря толщины и цвета волос.

При алопеции новые волосы растут тонкими и ломкими из-за нарушения прикорневого питания

В этом кроется причина обращения к врачу на поздних стадиях алопеции: волосы выпадают не сразу, изначально они становятся слабее, тоньше, очаг облысения не так заметен. Пациент не может назвать точную дату, с которой началось развитие заболевания. При прогрессе облысения, видном глазу, зачастую алопеция идёт уже несколько лет.

Разница между АГА и андрогенетической алопецией заключается в том, что последняя является наследственным заболеванием, которое передаётся в большинстве случаев по женской линии (около 75%), в 20% случаев - по отцовской. Лишь в 5% случаев заболевший становится первым в роду.

Особенности заболевания у мужчин и женщин в разном возрасте

Облысение мужчин и женщин считается патологическим при проявлении раньше 30 лет. К сожалению, андрогенная алопеция может возникнуть и в более юном возрасте, в окончании подросткового периода.

Причинами ранней анрогенной алопеции у девушек могут быть:

  • генетика;
  • приём оральных контрацептивов;
  • гормональная терапия при лечении опухолей;
  • патология надпочечников и яичников;
  • прочие гормональные сдвиги.

У юношей 18–20 лет андрогенная алопеция вызвана генетической предрасположенностью. Облысение может быть не столь очевидно, но при сравнении с фотографиями давности 2–3 лет обычно заметен сдвиг линии роста волос к затылку и к боковым частям головы. Лоб становится более высоким, наблюдается поредение на височных долях головы.

Молодые люди, у которых андрогенная алопеция проявляется в 20 лет, при отсутствии терапии имеют более выраженные залысины к сорока годам, по сравнению с больными, столкнувшимися с АГА в среднем возрасте.

Видео: андрогенетическая алопеция у мужчин

Причины и факторы развития

Итак, главными причинами появления АГА служат:

  • повышенная восприимчивость фолликула волоса к мужскому гормону ДГТ;
  • превышение уровня мужского гормона в крови;
  • возрастание активности 5-альфа-редуктазы, способствующей преобразованию тестостерона в ДГТ.

Помимо гормональных сбоев в организме, началу АГА способствуют:

  • генетика;
  • эндокринные нарушения;
  • инфекции;
  • заболевания печени и поджелудочной железы;
  • заболевания репродуктивной системы;
  • наличие опухолей, производящих мужские гормоны;
  • приём определённых лекарственных препаратов (стероиды, гормональные контрацептивы, антибиотики);
  • воспаление кожных покровов;
  • менопауза у женщин;
  • стрессовые состояния;
  • недостаток витаминов и микроэлементов.

Начальные стадии заболевания у женщин и мужчин

Зачастую совокупность сразу нескольких причин приводит к началу болезни. О возникновении андрогенной алопеции можно судить по следующим факторам:

  • сухость и повышенная ломкость волос;
  • обнаружение ;
  • поредение волосяного покрова;
  • присоединение воспалительных и грибковых заболеваний кожи, например, себореи.

Симптомы, стадии и признаки алопеции

Основным тревожным симптомом является выпадение волос выше средней нормы для человека.

Так, за сутки считается нормальной потеря до сотни волос или не более десяти за одно механической воздействие на волосяной покров головы (мытье, расчесывание). Превышение нормы должно вызывать настороженность и особое внимание к проблеме.

Развитие клинической картины при заболевании происходит по определённой схеме как у мужчин, так и у женщин. Волосы редеют на андрогензависимых зонах, затылочная часть у мужчин и женщин не подвергается облысению.

Выраженность стадий облысения у женщин характеризует шкала Людвига.

Степень серьезности заболевания по шкале Людвига

Течение болезни и степень алопеции у мужчин характеризуется шкалой Норвуда.

Шкала Норвуда характеризует прогресс алопеции

Наиболее эффективным будет лечение андрогенной алопеции на ранних стадиях.

Таблица: течение андрогенной алопеции

Прогресс АГА у мужчин Прогресс АГА у женщин
  1. Появление участков облысения в лобно-височной доле, сдвиг линии роста волос.
  2. Углубление залысин, принятие формы треугольника. Лоб становится более высоким.
  3. Лобно-височные доли становятся полностью лысыми, происходит поредение волос на макушке.
  4. Очерчиваются границы вокруг трёх зон: теменной и височных.
  5. Границы между залысинами постепенно теряются, участок без волос похож на подкову.
  6. Прогрессирует дальнейшее расширение залысин на лобной и височных долях.
  7. На последней стадии не подверженным алопеции остаётся лишь затылок.
  1. Потеря волос происходит преимущественно по центральному пробору.
  2. В лобной и теменной части наблюдается существенное поредение волосяного покрова головы, пробор становится шире.
  3. На верхней части головы происходит диффузное выпадение волос. Полное облысение у женщин встречается крайне редко.

Также возможно течение алопеции по мужскому типу, что особенно характерно для женщин в период менопаузы.

Диагностика заболевания: какие анализы необходимо сдать

Постановка диагноза происходит на основании анамнеза (совокупность данных о заболевании), предварительной сдачи анализов крови и некоторых дополнительных исследований. Диагностику и терапию андрогенной алопеции осуществляет дерматолог либо трихолог и эндокринолог.

При сборе анамнеза учитывается продолжительность выпадения волос и наличие наследственной предрасположенности. На приёме происходит визуальный осмотр с оценкой здоровья волос, кожи головы и наличия залысин.

Перечень лабораторных исследований:

  • общий анализ крови;
  • анализ на половые гормоны;
  • анализ на гормоны коры надпочечников;
  • анализ на определение уровня гормонов щитовидной железы.

Дифференциальная диагностика

В первую очередь АГА отличается от других форм нерубцовой алопеции:

  • диффузной (равномерное облысение всей поверхности головы);
  • очаговой (выпадение волос на одном или нескольких участках).

Метод трихоскопии заключается в обследовании структуры волоса, фолликула, луковицы, сальных желёз, а также здоровья кожи головы в целом. Трихоскоп представляет собой камеру, позволяющую в несколько раз увеличить отдельные участки волосяного покрова. Полученные снимки отображаются на мониторе компьютера и изучаются специалистом.

Проведение трихоскопии необходимо для постановки верного диагноза

Для установления типа облысения сравнивают два участка волосистой части головы: андрогензависимый и андрогеннезависимый. С помощью компьютерной диагностики подсчитывается плотность волосяного покрова и различие диаметра волоса на каждом из участков. Нормой считается превышение числа волос на четверть в андрогензависимой зоне темени по сравнению с андрогеннезависимой зоной затылка, не подверженной влиянию мужских гормонов.

Помимо прослеживания зависимости роста волос от восприимчивости к мужским гормонам, трихоскопия может выявить и вторичные признаки поредения волос: возникновение на коже головы грибковой инфекции и эпителиальных чешуек.

При постановке диагноза на ранней стадии алопеции используется метод проведения фототрихограммы (процедуру выполняют каждые три месяца для определения степени облысения, истончения волос и оценки общего состояния волосяного покрова).

Выявленная АГА при помощи компьютерной диагностики

Андрогенная алопеция часто диагностируется одновременно с себорейным , также провоцирующим облысение.

Себорейная алопеция часто сопровождает АГА

Это возможно в связи с одинаковой причиной возникновения заболевания - увеличенным числом мужских гормонов (тестостерона, дигидротестостерона) и снижением женских (эстрогена, прогестерона).

Таблица: постановка диагноза при помощи компьютерной диагностики

Форма алопеции Результат диагностики
Андрогенная
  1. В теменной зоне число волос меньше либо приравнивается к затылочной зоне.
  2. Волосы тонкие, короткие, наблюдается замещение пушковыми волосами.
Диффузная
  1. Плотность и диаметр волос снижены равномерно на поверхности головы, но при этом сохраняется соотношение количества волос в теменной зоне и затылочной.
  2. Наблюдается повышенное число телогеновых волос.
Себорейная
  1. Нарушены функции сальных желёз (гипер- либо гипосекреция).
  2. Обнаружены грибковые элементы.
Очаговая Волосы, пограничные с зоной облысения, дистрофичны, многократно расщеплены и не имеют корневой щели.

Как лечить андрогенную алопецию

Высокие шансы вылечить андрогенную алопецию даёт верно поставленный диагноз. Если установлено, что причина кроется в гормональном нарушении вследствие заболевания (инфекций, эндокринных нарушений, опухолей и системных патологий), то при излечении волосяной покров восстановится. Сложнее при андрогенетической форме алопеции, в этом случае нужна постоянная терапия, направленная на поддержание роста волос и стимуляцию появления новых фолликулов.

Медикаментозное лечение

Принцип действия лекарственных средств, назначаемых при андрогенетической алопеции, направлен на снижение синтеза тестостерона и препятствие достижения андрогенами чувствительных к ним рецепторов.

Препараты, направленные на понижение андрогенной активности, стоит принимать только с назначения врача. Самолечение возможно лишь косметическими средствами.

При андрогенетической алопеции в настоящий момент самым назначаемым препаратом является Миноксидил (Рогаин) с концентрацией 2% для женщин и 5% для мужчин.

Действие Миноксидила:

  • увеличение длительности аногеновой фазы (роста волоса);
  • перевод «спящих» фолликул из катагена (фазы деградации) в анаген;
  • увеличение размера волосяного фолликула.

Миноксидил - самое популярное средство при терапии АГА

Доказанное действие на рост волос при андрогенетической алопеции проверено неоднократными клиническими испытаниями.

Лечение Миноксидилом приносит положительные результаты

Существенным минусом при терапии Миноксидилом является дальнейшее постоянное пользование препаратом. При отмене лечения волосы вновь начнут редеть.

При применении средства необходимо не допускать попадания лекарства на лицо, руки и другие участки тела, где рост волос нежелателен.

Кроме того, нельзя пользоваться Миноксидилом до 18 лет, а также во время беременности. Препарат противопоказан при на пропиленгликоль.

Финастерид - препарат для внутреннего применения, обычно назначаемый только мужчинам. Механизм действия основан на угнетении активности фазы превращения тестостерона в ДГТ, который и вызывает облысение. В медицине Финастерид применяется для терапии гормонзависимых опухолей.

Финастерид даёт хорошие результаты при лечени АГА

Женщинам назначение Финастерида возможно только при должном уровне контрацепции из-за негативного влияния на плод, особенно мужской. У препарата есть большое количество противопоказаний, приём должен контролироваться врачом.

Эстрогенные оральные контрацептивы (ЭОК)

Приём ЭОК для лечения алопеции считается в настоящий момент устаревшим методом, уступая Миноксидилу и его аналогам. Эстрогены оказывают влияние на уровень тестостерона. Большей эффективностью обладают не ЭОК системного действия, а эстрогены для местного применения.

Ярина, Диане 35, Жанин, Андрокур 10 являются ЭОК с выраженной антиандрогенной активностью

ЭОК оказывают положительное действие на волосяные фолликулы и рост волос только во время приёма препаратов. При отмене может наблюдаться прогрессирование алопеции в более сильной форме, чем до начала лечения.

Линия препаратов (таблетки, шампунь, лосьон), содержащая в себе растительные активные компоненты, в том числе экстракт ягод карликовой пальмы, действие которых направлено на предотвращение выпадения волос.

Ринфолтил содержит растительные угнетатели активности ДГТ

В препарате содержатся фитоингибиторы веществ, способствующих синтезу дигидротестостерона. При приёме уменьшается восприимчивость фолликулов к мужским гормонам. Лучший эффект достигается при комплексном применении всех средств данной серии. Разрешён для терапии алопеции вне зависимости от пола. Противопоказанием является индивидуальная непереносимость.

Эсвицин - многокомпонентный препарат, обладает общеукрепляющим воздействием на организм. Содержит в себе витамины, биостимуляторы, ферменты и микроэлементы, способствующие прекращению облысения. Помимо этого, Эсвицин используют в терапии себорейной алопеции.

Эсвицин эффективен при комплексном применении

Для успешного лечения препарат принимают перорально, а также массирующими движениями втирают в кожу головы. Эсвицин можно использовать длительно, противопоказаниями являются индивидуальная непереносимость, периоды беременности и лактации.

Средство относится к витаминам группы В. При лечении андрогенной алопеции никотиновая кислота является вторичным препаратом. Эффективна только на ранних стадиях облысения - стимулирует рост волос.

Никотиновая кислота эффективна только на ранних стадиях облысения

Никотиновая кислота выпускается в ампулах для инъекций. Раствор втирается в кожу головы ежедневно на протяжении десяти дней, не смывается. Для лечения алопеции требуется не менее трёх курсов.

Физиотерапия: применение аппарата Дарсонваль и другие методы

Подобрать вспомогательный курс физиолечения при андрогенной алопеции должен лечащий врач. От количества назначенных процедур, интенсивности, длительности терапии зависит улучшение либо ухудшение состояния.

Самой назначаемой при алопеции является электротерапия. После курса лечения фолликулы просыпаются, быстрее входит в фазу роста, волос становится больше. Под воздействием тока увеличивается кровообращение кожи головы, происходит активация обменных процессов.

Электротерапия может производиться одним из методов:

  • гальванизация,
  • электрофорез,
  • дарсонвализация,
  • УВЧ-поле на область выпадения волос,
  • ультразвук на воротниковую зону.

Самым распространённым из методов является дарсонвализация - лечение импульсными токами с высокой частотой. При воздействии электродом на кожу головы происходит расширение кровеносных сосудов, а следовательно, волосы получают дополнительное питание и стимуляцию к росту. Дарсонвал можно купить в аптеке и применять дома, что является существенным плюсом.

Аппаратный метод лечения АГА - дарсонвализация - может применяться и в профилактических целях

Помимо электротерапии, для лечения андрогенной алопеции применяется:

  • светолечение волосистой части головы (после предварительной стрижки);
  • криотерапия;
  • аэронизация кожи воротниковой зоны;
  • теплолечение;
  • массаж и вакуумная терапия.

Видео: трихолог рассказывает об эффективности массажа и дермароллерах

Народная медицина при выпадении волос

Методы народной медицины не смогут помочь остановить выпадение волос при андрогенной алопеции. Рекомендуется их рассматривать как составляющее комплексного подхода к терапии облысения.

Самыми эффективными считаются рецепты, при применении которых оказывается раздражающее действие на кожу головы. Как следствие, улучшается микроциркуляция крови, стимулируется рост новых волос.

Луковое лекарство

Подходит для нормальных и сухих волос. При повышенной жирности кижи головы к луку добавляется спирт или коньяк.

Ингредиенты:

  • репчатый лук 2 шт.;
  • коньяк 50 мл.

Приготовление:

  1. Лук измельчить, потерев на тёрке или при помощи мясорубки.
  2. К луковой кашице добавить коньяк и размешать до однородности.

Полученной массой растирать участки с признаками облысения каждую неделю в течение полугода, делая перерыв на 5–6 дней.

Настойка обладает разогревающим действием, способна разбудить «спящие» волосяные луковицы и провоцирует рост новых волос. Результаты можно увидеть через полмесяца. Это недорогое и действенное средство на ранних стадиях алопеции.

Настойка перца - известный народный метод лечения облысения

Применение:

  1. Ватный тампон смочить в перцовой настойке.
  2. Прикладывать к проблемным участкам кожи головы непосредственно после мытья.
  3. Через полчаса смыть настойку. При появлении сильного жжения рекомендуется смыть раньше и разбавлять настойку водой перед следующим нанесением.
  4. Процедуру необходимо повторить через две недели.

Горчичная маска

Ингредиенты:

  • репейное масло 2 ст. л.;
  • горчичный порошок 1 ст. л.

Приготовление:

  1. Смешать в небольшой ёмкости ингредиенты.
  2. Смесь оставить на полчаса.

Маску наносить на зоны облысения, втирая пальцами в кожу. Длительность процедуры зависит от чувствительности кожи: маска держится до ощущения жжения. Периодичность процедуры: 1 раз в неделю в течение месяца. Потом сделать перерыв на 30 дней. Применять с осторожностью на сухих волосах.

Хна и касторовое масло

Помимо масок с раздражающим действием, народная медицина советует к применению средства, несущие дополнительное питание для кожи головы. Хна известна укрепляющими свойствами, а касторовое масло способствует утолщению стержня волоса.

Применение хны:

  1. К стандартному пакетику добавляют кипяток до получения сметанообразной консистенции.
  2. Втирают горячую кашицу в кожу головы.
  3. Оборачивают голову полотенцем и оставляют на полчаса, смывают.

Хна способствует укреплению волос

Маска из касторового масла:

  1. Масло наносят перед мытьём головы на полтора часа.
  2. Смывают шампунем.
  3. Маску делают 4–5 раз в месяц.

Диета

Диета при лечении АГА должна соответствовать принципам здорового питания: отказ от жирной и жареной пищи, а также продуктов с высоким содержанием соли и сахара. В рационе должны преобладать овощи и фрукты, а также белковая еда. Для стимуляции роста волос разрешены к приёму биологически активные добавки с комплексами витаминов и минералов. Важнейшими для здоровья волос являются витамины группы В, среди минералов нужно обратить внимание на железо, цинк, серу, кремний, кальций и селен.

При планировании приёма курса БАДов необходимо обратиться за консультацией к лечащему врачу, так как самостоятельно определить дефицит в организме определённых витаминов и минералов зачастую невозможно.

Шампуни и косметические средства

Выбор шампуня при проблемах облысения - весьма непростая задача. Перед покупкой стоит заранее определить свой тип волос и внимательно прочитать состав на этикетке.

Видео: трихолог о шампунях и витаминах против облысения

Пересадка волос (трансплантация) в андрогензависимую зону

Пересадка волос стала популярной процедурой для мужчин и женщин. Трансплантация представляет собой перенос здоровых волос с андрогеннезависимой зоны в андрогензависимую путём иссечения фолликулярных групп и последующего их вживления в проблемные места. Процедуры выполняет хирург-трансплантолог, а первые результаты видны через 4–6 месяцев.

Прогноз лечения и возможные осложнения, последствия

Прогноз лечения андрогенной алопеции благоприятен при своевременном обращении и условии соблюдения всех назначений и рекомендаций специалиста. Комплексный подход к терапии заболевания обеспечивает ускорение выздоровления.

При немедикаментозном воздействии, например, только народными средствами, лечение нецелесообразно и неэффективно, поскольку не устраняет причины алопеции.

Возможные осложнения могут произойти при неправильном самолечении медицинскими препаратами. Также проблемы со здоровьем могут вызвать некоторые методы терапии (например, побочные эффекты от медикаментов или воспалительные процессы после трансплантации волос).

Наиболее неблагоприятным последствием алопеции является сильное облысение, что не является губительным для здоровья, но причиняет психологический дискомфорт, особенно для женщин.

Профилактические меры: можно ли красить волосы, делать химическую завивку

При постановке диагноза анодрогенная алопеция профилактикой потери волос служат постоянное наблюдение и осмотры у трихолога. Причины, вызывающие АГА, зачастую не зависят от внешних факторов воздействия, таких как окрашивание, химическая завивка, мытьё головы, сушка феном. Андрогенная алопеция нуждается в постоянной терапии препаратами, предотвращающими выпадение волос путём уменьшения активности мужских гормонов.

Уход за волосами и кожей головы - вторичная профилактика, способствующая красоте волос, но не предотвращающая их выпадение.

При такой профилактике актуальны следующие меры:

  • сбалансирование питание;
  • отказ от вредных привычек;
  • мытьё головы шампунями без лаурил сульфата и по мере загрязнения;
  • отказ от применения фена;
  • применение расчёсок с редкими зубьями;
  • ношение головных уборов в холодное время года;
  • регулярный медицинский осмотр (кроме того, необходимо сдавать анализы на уровень мужских гормонов).

Алопеция (выпадение волос) - проблема, которая в структуре дерматологической патологии всегда занимала высокий удельный вес. Среди различных ее форм одной из самых распространенных является андрогенная алопеция (преждевременное, себорейное, обычное облысение), которая встречается как среди мужчин, так и среди женщин. У мужчин наиболее часто эта проблема начинается с подросткового периода, а у женщин - с 25-30-летнего возраста.

Причины и механизмы развития

Несмотря на наличие значительной информации по вопросам патогенеза, полного взаимосвязанного представления о причинах и развитии заболевания пока не существует. Если при , предположительно, основными звеньями считаются генетические и нейрогенные, то основные причины андрогенной алопеции - это наследственная предрасположенность и себорея, хотя некоторые авторы считают ее сопутствующим фактором.

Роль пускового «толчка» в развитии облысения выполняют андрогены, что подтверждается началом заболевания в пубертатном возрасте и усилением выпадения волос после 45-50 лет, после беременности и кормления грудью, а также в период менопаузы. Однако в участии мужских половых гормонов и сальных желез в механизмах возникновения этой формы болезни до сих пор много неизученного и непонятного.

Андрогенная алопеция у мужчин

До 30-летнего возраста первые признаки облысения появляются у 16% мужчин, к 50 годам заболеванием страдают 50% и к 70-летнему возрасту - более 80%.

Из андрогенов основным гормоном является тестостерон, определяющий мужские половые признаки - физиологические функции мужчины, увеличение массы костей и мышц, рост волос на лице и теле. В то же время в клетках волосяных фолликулов и сальных желез на определенных участках кожи головы (лоб, темя) тестостерон под влиянием специфического фермента (5-альфа-редуктаза) превращается в дигидротестостерон (более активную форму). Последний, по мере взросления юноши, все больше тормозит функцию фолликул, в результате чего скорость роста волос замедляется, а их выпадение превалирует над ростом. При этом общее содержание андрогенов в крови чаще всего остается в пределах нормы.

Различие величины и интенсивности алопеции в разных зонах объясняется тем, что биохимические характеристики кожи головы в разных участках различны. В височных и затылочной зонах, по сравнению с лобной и теменной, содержится больше фермента ароматазы, трансформирующего тестостерон в женские половые гормоны (эстрон и эстрадиол), которые не оказывают ингибирующего эффекта на волосяные фолликулы.

Некоторые исследователи считают, что у мужчин с наследственной предрасположенностью в волосяных фолликулах активность фермента, влияющего на превращение тестостерона, может быть повышена, а также в них может содержаться большее число рецепторов, которые способны реагировать на воздействие дигидротестостерона. После связывания его с рецептором в клетках волосяных фолликулах изменяется функция ДНК, в результате чего фолликулы атрофируются и сморщиваются, сокращаются фазы роста волос. Волосы становятся тонкими, уменьшается их пигментация и они выпадают.

Таким образом, андрогенное облысение связано не столько с повышенным выпадением, сколько с гибелью фолликулов и уменьшением роста новых волос.

Стадии мужского андрогенного облысения

Андрогенная алопеция у женщин

В соответствии с исследованиями в более или менее выраженной степени ею страдают 12% женщин до 30 лет, 25% -до 50 лет, 40% - к 70-летнему возрасту.

Причины и механизм развития андрогенного облысения у женщин те же, что у мужчин, хотя характер облысения различается. Это, вероятно, связано с различным биохимическим составом кожи и распределением рецепторов, чувствительных к дигидротестостерону. Кроме того, содержание мужских половых гормонов в крови женщин нарастает с увеличением возраста, особенно к менопаузальному периоду.

Изменение соотношения андрогенов и эстрогенов в крови женщин в более ранних возрастах (даже при отсутствии превышения крайних границ нормы) может проявляться и ростом волос на лице и теле, возникновением акне и жирной себореи, нарушениями менструального цикла, формированием кист яичников и т. д.

Таким образом, андрогенная алопеция, несмотря на прямую связь с мужскими половыми гормонами, развивается не столько в результате повышения их содержания в крови, сколько из-за:

  • повышенной рецепторной чувствительности определенных типов волосяных фолликул и сальных желез к дигидротестостерону в связи с повышенным содержанием в определенных фолликулах рецепторов, взаимодействующих с эти гормоном;
  • повышенной активности ферментов, влияющих на метаболизм половых гормонов;
  • индивидуальных особенностей организма, обусловленных наследственной предрасположенностью; в связи с этим значительное число исследователей выделяют еще и андрогенетическую форму алопеции, то есть связанную с передаваемым по наследству особым геном;
  • предрасполагающих факторов.

Провоцирующие факторы и клинические проявления

Причинами, провоцирующими реализацию перечисленных выше механизмов и усиливающими патологические процессы, являются:

  1. Эндокринные заболевания.
  2. Вегетативные и нейропсихические нарушения, особенно частые стрессовые ситуации.
  3. Заболевания поджелудочной железы, печени.
  4. Ферментативные расстройства в эпидермальном слое, сосудах и придатках кожи.
  5. Болезни желудка и кишечника.
  6. Недостаток в продуктах питании витаминов, минеральных веществ, жирных кислот или нарушение их всасывания.
  7. Болезни кожи головы воспалительного характера.
  8. Прием определенных фармацевтических препаратов (антидепрессанты, стероидные гормоны, гормональные контрацептивы, некоторые антибиотики и др.).

Основные симптомы андрогенной алопеции - это появление перхоти и сухости волос. Они становятся ломкими, тусклыми и как бы «припудренными». В следующей фазе перхоть уменьшается и затем исчезает совсем, волосы становятся жирными и блестящими: развиваются различные формы жирной себореи (густая, жидкая или смешанная). Постепенно длинные полноценные волосы замещаются тонкими, короткими, светлыми.

У мужчин и женщин симптомы андрогенной алопеции одинаковы и различаются только типом облысения. У мужчин оно затрагивает в первую очередь переднюю линию волос на лбу по типу двух симметричных треугольников, вершины которых направлены к темени. Несколько позже появляется облысение в теменной и передней височной областях. Сливаясь, эти зоны приобретают подковообразную форму, после чего волосы редеют над ушами, на затылке и шее.

У женщин андрогенная алопеция обычно носит характер диффузного поредения волос, особенно в области срединного пробора, реже она начинается с теменной области с постепенным переходом с течением времени на лобную, затылочную и височные зоны.

Лечение

Правильное лечение алопеции у мужчин и женщин требует предварительного тщательного обследования с целью возможного выявления первоначальной причины (гормонопродуцирующая опухоль, заболевания гипофиза, коры надпочечников) и устранения провоцирующих факторов.

Для восстановления утраченных волос наиболее эффективными препаратами в настоящее время считаются:

  1. Миноксидил, который продается в аптеках под названиями Rogaine, Headway, Regaine. Механизм действия его недостаточно ясен, но считают, что это единственный препарат, который способен непосредственно влиять на волосяной фолликул и удлинять фазу роста волоса. Он выпускается в виде пены или лосьона и наносится на пораженные участки головы утром и вечером. На начальных этапах применения миноксидила выпадение волос усиливается, но уже через 4-6 месяцев этот процесс прекращается, а на участках полного облысения начинается рост новых волос. Эффект лечения препаратом оценивается через 1 год. Он заметен особенно у лиц, лечение которых началось не позднее 10 лет от начала заболевания, а очаги облысения не превышают 10 см. Густота волос у них восстанавливается на 14,7%-24,9%.
  2. Финастерид, подавляющий действие фермента 5-альфа-редуктазы, которая превращает тестостерон в более активную форму. Он назначается по 1 мг 1 раз в день. Через 1 год прекращение выпадения волос наступает у 99% мужчин, а максимальный эффект от лечения отмечается через 2 года. Этот препарат уже длительное время используется также в целях лечения гиперплазии простаты.

При лечении женского облысения с целью антиандрогенного воздействия возможно применение контрацептивного препарата Диане-35.

В последние годы отмечено, что подавляющим действием на 5-альфа-редуктазу обладают жирные полиненасыщенные кислоты, особенно гамма-линолевая, содержащиеся в большом количестве в масле черной смородины, примулы вечерней, бурачника. Противоандрогенным действием и хорошей проникающей в кожу способностью обладают масла авокадо, жожоба, карликовой пальмы. На основе этих масел производятся эмульсионные и микроэмульсионные составы для наружного применения и .

Блокирующим действием на андрогены обладают также цинк, витамин “B6”.

Кроме специфического лечения применяются также физиотерапевтические и косметологические методы - гальванический пилинг, ручной и вакуумный виды массажа, лечебные маски, мезотерапия мезороллером, и , .

Лечение андрогенной алопеции требует длительного времени, настойчивости и терпения как со стороны врача-косметолога, так и пациента. При неэффективности консервативного лечения применяются различные методики и

Цель: Формирование положительного отношения к труду и воспитание самостоятельности.
Задачи:
1. Сформировать предпосылки к трудовой деятельности (трудовых навыков, компонентов трудовой деятельности, общественных мотивов труда)
2. Развивать личность ребенка (личностных черт самостоятельности, ответственности и инициативности, выработать привычку к трудовому усилию, трудолюбию, готовность включаться в труд; развивать положительные взаимоотношения между детьми, взаимопомощи, заботы о товарищах).
3. Воспитывать положительные отношения к труду у взрослых (уважения к трудящемуся человеку, бережному отношению к результату его труда, интересов к труду у взрослых, стремление оказывать посильную помощь)

Своё выступление, воспитания самостоятельности и трудолюбия у детей хочу начать со стихотворения «Я сама» (И.Муравейка).
-Давай будем одеваться…… Я сама! Сама!
-Пойдем будем умываться…….. Я сама! Сама!
-Ну, идём хоть причешу я……… Я сама! Сама!
-Ну давай хоть накормлю я…….. Я сама! Сама!
Самостоятельность — это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывается с раннего детства. Дети по природе своей активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из нас не знакомо стремление ребёнка к самостоятельности. «Я сам» – говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки и даже кормить его. Дети стремятся к самостоятельности. Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка мы стремимся сделать за него все сами. Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь? Как вы считаете? Может ли ребёнок 4х-5ти лет быть самостоятельным. Давайте попробуем составить перечень действий, доступных для детей этого возраста. (На доске иллюстрация ребёнка к нему прикладывается напечатанные действия, в виде лучиков солнышка).
Обобщение: Как много уже может наш малыш, но стараясь сделать всё за ребёнка, мы взрослые причиняем ему большой вред, лишая его самостоятельности, устойчивого желания самоутвердиться.
Для того, чтобы ребёнок приобрел эти навыки требуется помощь нас взрослых. А какая? Во-первых, надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности (например, место, куда систематически ребёнок складывает свои вещи).
Нужно сначала показать, научить, а уже потом предоставить возможности ребенка проявить себя, испробовать свои силы. И мы скоро убедимся, что ребёнок стал наиболее ловким, умелым.
Воспитывая самостоятельность, аккуратность, мы должны быть примером для подражания. Если сами не будем складывать вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станем лишь требовать это от детей, то нам не удастся воспитать у своего ребёнка привычки к аккуратности. Можно начинать учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи, т.е. если забыл убрать обувь на место, будешь её искать, не повесила аккуратно платье — будешь ходить в мятом. Труд по самообслуживанию требует не сложной, но чёткой организации. Сам процесс труда диктует здесь такую организационную форму, как повседневное, продолжительное, систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей. К четырем годам стремление к самообслуживанию угаснет, если его не поддерживать. Дитя будет охотно и послушно протягивать руки и ноги, одевающему его взрослого и будет очень возмущён, если вы его попросите сделать что-то самостоятельно: Почему это вы стали от него требовать что-то? Возможна не одна истерика. А в возрасте 7-9 лет, он начнёт уклоняться от выполнения ваших поручений, поэтому уместно вспомнить пословицу: Посеешь привычку — пожмешь характер, посеешь характер – пожмешь судьбу.
При формировании навыков самостоятельности у детей, мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок не может справиться с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях?
Ситуация: Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся двигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Не приложив ни каких-либо стараний, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил своё намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: «Никак не получается».
Вопрос: Какие действия нужно предпринять взрослым?
Вывод: Давай попробуем, у нас все получится. Ребенок прикладывают небольшие усилия, проблема решена.
Ситуация 2: На даче мама дала Маше шесть ложек, чтобы она отнесла их в сад и там разложила на одном из столов. Выйдя на улицу, Маша отвлеклась – к ней под ноги прикатился мячик. Минута и ложки оставлены в траве, а маленькая помощница, схватив мяч, убегает с ним.
Вопрос: Как должна поступить мама в этой ситуации?
Обобщение: Убедительно попросить выполнить задание, а потом играть. (Уместно вспомнить пословицу, которая нам очень поможет: «Сделал дело – гуляй смело»).
За что можно похвалить ребёнка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживают старание, усидчивость, находчивость ребёнка, стремление оказать внимание, помощь родителям овладеть новыми действиями.
Оценивая то или иное действие ребёнка, не достаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребёнком хорошо, а что ему совсем не удалось. Ваши оценки важны для ребёнка, именно поэтому вы должны быть тактичными, придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность.
Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата. Поэтому можно сделать вывод. Какай именно? Больше доверять нашим детям в проявлении самостоятельности. Требования должны быть всегда справедливыми, едиными, систематичны, соответствовать возрасту детей. Важно приучить ребёнка не надеяться на других (взрослых или детей), а воспитывать желание и делать все самостоятельно. Самообслуживание не мыслим, если взрослый не интересуется результатами их работы. И как писал В.А. Сухомлинский: Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, рождает красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство- чувство созидателя материальных благ, без которых невозможно жизнь человека.
Одним из видов труда — ручной труд. Ручной труд – самостоятельное и с помощью взрослого изготовление из бумаги, картона, природного материала, простейших предметов, необходимых в быту и для игр. Важно воспитать у ребёнка желание трудиться, сформировать трудовые навыки. Уважение к результатам труда других людей возможно только в условиях тесного содружества ДОУ и семьи ребёнка, когда осуществляется единый подход, предъявляются единые требования к ребёнку, создаются необходимые условия для организации детского труда. Анализирую готовность ребёнка к трудовой деятельность, нужно помнить не только о том, что он может дать для общества, но и том, что труд даёт нашему ребёнку. Трудовая деятельность способствует повышению уровня общего развития детей, расширение его интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, чувства ответственности за порученное дело, настойчивость и упорство.
В средней группе занимаемся хозяйственно-бытовой деятельностью, который создает большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда. Дети 4х лет ещё слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении. Поручение даём одному ребёнку или группе детей. На ряду с этим имеют место коллективные поручения, помогаем детям распределить работу, своевременно добиваться результата, например, говорим, что решили доверить важное дело, которое нужно выполнить быстро, аккуратно и дружно, навести порядок в шкафу со строителем (ведь нельзя садиться завтракать, когда вокруг беспорядок). Пока дети убирают, их постоянно подбадриваем «Как приятно смотреть на вас, когда вы работаете дружно и старательно – дело быстро спорится». Дети, играя, раскидывают игрушки и виноватых не всегда найдёшь. Целесообразно обратиться к детям с просьбой, так как на неё они откликнутся охотнее. Эффективно чаще использовать приём поощрения, говоря: «Посмотри, как Серёжа хорошо убрал игрушки!». Причём, оценивая не только трудовое действие, но и умение ребенка бережно, аккуратно обращаться с игрушками. Он не бросил, а положил аккуратно на место. Так же приобщаем детей к выполнению таких поручений, которые на первый взгляд не дают видимых результатов. Например, просим сходить и что-нибудь принести или отнести, что-то спросить или передать на словах. При руководстве поручениями, действующие приёмы, игровые. Совместная деятельность показ, напоминание и поощрение.
У детей четырех, пяти лет усложняется содержание хозяйственно-бытового труда. Дети осваивают целостные трудовые процессы (моют игрушки, стирают кукольную одежду, могут протереть пыль на шкафчиках). Проводя работу, постоянно доводим до сознания детей, что сделанная ими работа нужна не только для него, но и для его сверстников, взрослых и всех окружающих. Ребёнок четырех лет очень доволен, если ему дадут тазик с тёплой водой и мылом для стирки кукольной одежды. Главное выстирать хорошо и убедиться, что она стала чистой. Если вдруг у него не получилось, то отнеситесь к его попытки с уважением и пониманием, утешьте, он же старался. Скажите малышу «Я уверена что в следующий раз у тебя получится намного лучше».
Дошкольники любят трудиться со взрослыми, часто организовываем труд детей с няней, дворником. Удачно практикуется труд детей с родителями по сооружению снежных построек. В процессе совместной деятельности взрослые показывают пример положительного отношения к труду товарищеских взаимоотношений. Дети копируют поведение взрослых, мы являемся для них примером. Воспитывают не словами, а делами. Стараемся приучать ребят выполнять работу хорошо, доводить дело до конца, поощряем проявленную инициативу. Периодически вместе с детьми осматриваем уголок природы, чтобы они научились замечать происходящие там изменения. Важно помнить, что ребёнка пяти лет больше интересует сам процесс труда, чем его результат, поэтому надо постоянно объяснять и показывать сколько воды надо растению, как рыхлить землю, чтоб не повредить корни, и сколько корма насыпать рыбам или птицам. Привлекаем внимание детей на внешний вид растений в процессе труда, поведение животных, учим наблюдать за ними.
Со средней группы вводятся дежурства по столовой, уголка природы по занятиям, дежурят, как правило, двое детей, трудятся рядом, выполняя одинаковые операции. И здесь хорошо видно, как ребёнок воспринимает указания, может их держать и доводить начатое дел до конца (поставить, например, на каждый стол две банки для воды, две подставки для кисточек и каждому ребёнку положить салфетку). Одному ребёнку достаточно сказать один раз, а другому два-три и в результате кто-то остается без кисточки, а кто-то без банки для воды, вот вам и ответственность и внимание, умение доводить начатое дело до конца, а это очень важный момент – умение сосредоточиться, сконцентрировать своё внимание, не отвлечься.
Важно, чтобы ребёнок усвоил, что работать трудно, но почётно. Учебный труд, который встанет впоследствии для ребёнка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т.е. тех умений, которыми он овладевает в дошкольном возрасте. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовке детей к школе. Дети с ранних лет, воспитанные в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью и опрятностью, а учёба – это тоже ежедневный, нелегкий труд, требующий концентрации и усилий, и ребёнка необходимо готовить к этому заранее. И если мы обратимся к опыту великого педагога Марии Мантессори, то узнаем, что есть наиболее благоприятный (т.е. сензитивный) период приучения ребёнка к порядку и труду и продолжается он только до пяти лет. После этого возраста научить ребёнка совершать многочисленные бытовые действия бывает намного сложнее.
Таким образом, воспитание трудолюбия необходимо начинать чем раньше, тем лучше.
Но:
— порученное малышу дело должно быть для него посильным и важно, чтобы он хотел что-то делать;
— выполнение вашего задания должно быть привлекательным, давать ощутимый, положительный результат и вызывало положительные эмоции, удовлетворение от полученных результатов;
— дела, которые вы поручаете ребёнку, должны быть безопасными для него;
— продолжительность труда не должно превышать 15-20 ти минут.
Самая сложная задача – сформировать у малыша желание трудиться. Так, что если ребёнок хочет вам помочь, то пользуйтесь моментом, а то, что он не очень скор в выполнении работы не страшно, научится и будет всё делать качественно и быстро, а воспитание трудолюбия – непростая задача, этот процесс необходим и вам и малышу.
Ошибки в воспитании трудолюбия. Труд не должен быть игрушечным, а должен требовать определенных усилий, тогда его выполнение принесёт удовлетворение ребёнку. Разве вы будете выполнять бесполезную работу, и дети четырех, пяти лет признают только полезный целесообразный труд. Распространенной ошибкой является воспитание трудолюбия у ребёнка «от случая к случаю». Выполнение определенных простых обязанностей просто необходимость (например, помыть посуду, подмести пол, застелить свою постель). Наличие обязанностей, которые ребёнок должен выполнять, помогает развить у него ответственность, добросовестность, дисциплинирует, приучает тщательно выполнять необходимую работу, не только приятную, а это не мало важно. Важно не делать за ребёнка то, что он может сделать сам. Несмотря на то, что вы можете сделать быстрее и лучше, просто упускаем «золотое время», когда ребёнок стремится что-то делать сам, подражая нам.
И надо приучать ребёнка трудиться, а как говорил Пастер «Стоит только привыкнуть к труду и уже нельзя жить без него». Всё в этом мире зависит от труда. Очень хорошо помогает использование пословиц.

Проявление самостоятельности у ребенка и ее развитие

Проявление самостоятельности – важный этап в формировании личности ребенка. Не секрет, что в возрасте от 1,5 – 2 лет девизом многих малышей становится фраза «Я сам!»

Изменить размер текста: A A

Это идеальный период для того, чтобы привить карапузу самостоятельность в выполнении каких-либо действий, и тем самым прекрасная возможность его чему-то научить.

На этапе формирования самостоятельности родителям нужно запастись терпением, ведь это процесс постепенный: вспомните себя, когда вам нужно сделать что-то, что вы никогда до этого не делали, с первого раза не все и сразу может блестяще получится даже у взрослого, не говоря уже о малыше, который только всему учится - все приходит с опытом. Поэтому так важно поддерживать ребенка в его самостоятельности. Большая ошибка многих родителей ставить все под запреты: «Не трогай это!», «Ты делаешь не правильно!», «Ты слишком долго одеваешься, я сама тебя одену!», «Зачем ты сюда лезешь!» и т.п. а спустя время ждать, когда же ребенок наконец станет делать все самостоятельно, не обращаясь к помощи посторонних.

Как правильно научить ребенка самостоятельности? С какого возраста следует прививать самостоятельность малышу? Что и в каком возрасте ребенок должен уметь делать сам? Все родители желают вырастить своего ребенка самостоятельным, но задумываются о том, что это такое, только тогда, когда ребенок отправляется в школу. В его жизни в это время происходят большие перемены, и сразу выясняется, готов ли он к ним и насколько самостоятелен.

Самостоятельность в общем смысле – это способность человека принимать решения и совершать независимые поступки, а также нести за них ответственность, адекватно оценивать себя и управлять своей жизнью, распоряжаться ею. В детском возрасте на каждом этапе развития самостоятельность имеет особое значение. Например, для грудного ребенка проявлением самостоятельности будет засыпание в кроватке, а не только у мамы на руках, способность обойтись некоторое время без ее присутствия. Для детей до 3 лет признаком самостоятельности является умение поиграть наедине с собой, хотя бы короткое время обойтись без взрослых. Чем ребенок становится старше, тем более емким становится для него определение самостоятельности.

В него входит:

1) способность проявлять инициативу и действовать, замечая необходимость личного участия в каком-либо деле;

2) навыки самообслуживания;

3) умение выполнять простую домашнюю работу без помощи и контроля со стороны взрослых;

4) умение действовать с учетом предлагаемых условий или сложившихся обстоятельств;

5) способность совершать обдуманные действия в незнакомой ситуации (для этого необходимо уметь ставить перед собой цель, учитывать имеющиеся условия, планировать и получать результат);

6) навыки самоконтроля и оценивания результатов своей деятельности;

7) умение использовать имеющийся опыт в новой ситуации (перенос освоенных действий). Основа для превращения ребенка в самостоятельную личность закладывается в раннем детстве. До того как ребенок пойдет в школу, самостоятельность у него связывается обычно с хорошим поведением и только позднее становится одним из его личностных качеств.

Для развития самостоятельности взрослым (особенно родителям) необходимо:

1) знать потребности ребенка, на основе которых формируются детские интересы;

2) способствовать творческому развитию малыша, вовлекая его в игровую деятельность;

3) больше общаться с ребенком как на вербальном (словесном), так и на невербальном (мимика, жесты, позы, голосовые интонации) уровне;

4) предоставлять малышу возможность действовать самому в посильной деятельности и постепенно усложнять ее;

5) закреплять навыки самостоятельных действий.

Развитие самостоятельности у детей происходит в 3 этапа. Каждый из них завершается кризисом, а затем относительной стабилизацией личности. Затем ребенок развивается дальше, накапливает новый опыт, получает новые знания, и вновь возникает потребность изменить свое положение в обществе (в семье) и проявить себя. Максимального выражения потребность в самостоятельности достигает в подростковом возрасте. Подросток уже многое умеет делать без помощи других, он ответственен за свои поступки, может планировать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия и их последствия. Он понимает, что существуют определенные границы свободы (общепринятые нормы и законы).

Этапы развития самостоятельности.

1. Формирование физической и бытовой самостоятельности. Этот этап продолжается до 3 лет. Ребенок в этот период ко всему проявляет любопытство, часто повторяет «Я сам!» и приобретает навыки самообслуживания. Он учится самостоятельно есть, пользоваться горшком, сам моет руки, одевается и обувается, пробует помогать родителям в домашних делах. Важно именно в этот период позволить ребенку проявить свою самостоятельность.

2. Формирование учебной самостоятельности. Этап начинается в 6-7 лет и продолжается до кризиса подр осткового возраста (до 12 лет). С самообслуживанием и бытовыми делами ребенок уже хорошо справляется и начинает вырабатывать самостоятельность в учебе. Он привыкает ходить в школу, выполняет новые обязанности (собрать с вечера портфель и др.), в том числе домашнее задание. У него изменяется режим дня и повышается уровень ответственности.

Для выработки учебной самостоятельности приходится развивать силу воли, прилагать усилия, чтобы достигать цели (выучить правило или стихотворение, чтобы хорошо ответить на уроке) и придерживаться нового распорядка дня. В этом ему сначала помогают родители, а затем он и сам справляется с учебной деятельностью, без напоминаний выполняет домашнее задание, собирает учебные принадлежности в портфель, так как понимает, что уроки важнее мультфильмов. Если ребенок с трудом выполняет домашнее задание и без напоминаний и помощи взрослых не справляется, значит необходимо вызвать у него интерес к учебе.

3. Формирование личностной самостоятельности. Ребенок уже имеет бытовую и учебную самостоятельность и подходит к тому, чтобы самостоятельно принимать решения. Если ранее родители считались с его мнением, предлагали самому делать выбор, то у ребенка есть все предпосылки для успешного прохождения этого этапа. В 11-12 лет ребенок уже может иметь свое мнение и принимать решение в разных жизненных ситуациях. В этот период жизни необходимо предоставлять ему больше свободы. Если он обращается за помощью, так как не знает, как поступить в сложившихся обстоятельствах, то в первую очередь предлагайте ему самому подумать, только потом выражайте свое мнение или принимайте решение сообща. Если ребенок выскажет свой вариант разрешения проблемы, то отнесется затем к его выполнению более ответственно.

Если предыдущие этапы формирования самостоятельности пройдены у подростка не полностью, то преодолеть третий без помощи психологов и настойчивой работы над собой ему уже не удастся. Самостоятельную личность начинают воспитывать с самого рождения. Для этого необходимо вызвать к ней интерес, сформировать представление о ней. Можно побеседовать с ним на эту тему и спросить: «Что такое самостоятельность, как ты ее понимаешь? Кто, по-твоему, самостоятельный человек?». Ребенок может дать разные ответы, например, сказать, что самостоятельность – это способность самому делать уроки, помогать маме. В зависимости от полученного ответа развейте с ребенком эту тему, спросите, зачем нужно быть самостоятельным, самостоятелен ли он сам и др. Таким образом вы создадите условия для того, чтобы он нашел мотив для проявления самостоятельности. В каждом деле у него может быть несколько мотивов, например, он может мыть посуду в мыльной воде, чтобы поплескаться и поиграть с пеной или чтобы помочь маме. Важно предоставить ему возможность выбрать мотивацию самому. Родителям нужно понимать, какой мотив интересен ребенку, но ни в коем случае не следует пытаться его изменить, а только использовать для выработки интереса к самостоятельной деятельности.

Часто родители оказываются не готовы принять самостоятельность ребенка и стремятся его оградить от жизненных проблем и попыток их разрешить. В этом случае он может протестовать, бороться за свою независимость или примириться со сложившимся обстоятельствами и стать инфантильным.

Родителями, не желающими способствовать развитию самостоятельности у ребенка, обычно движут страхи. Они опасаются, что он сделает что-то неправильно и им это не понравится, они боятся, что самостоятельный ребенок станет непослушным, и очень сильно бояться, что станут ненужными ему. Стоит понять, что если помогать ребенку стать самостоятельным и воспринимать его как свободную личность, то как раз менее вероятным окажется, что такие страхи сбудутся, а вот все попытки удержать его рядом, под контролем, как раз к ним и приводят.

В воспитании самостоятельности родители обычно проявляют себя в одном из трех вариантов:

1) хотят, чтобы он подольше оставался малышом;

2) торопят ребенка быстрее повзрослеть;

3) адекватно воспринимают потребность ребенка в развитии самостоятельности и его возможности в этом.

Самостоятельность у ребенка в первые годы жизни проявляется в основном как подражание взрослым. Ребенок хочет, как мама, варить суп, месить тесто; как папа, стучать молотком, поднимать гантели. Очень важно с доброжелательностью приобщать его к совместной деятельности.

Для формирования самостоятельности у ребенка психологи рекомендуют предпринять следующие действия:

1) при обучении уходу за собой и самообслуживанию показывать ребенку все не торопясь, с объяснениями, медленно самому выполнять подобные действия, чтобы он увидел и попробовал сам;

2) проявлять терпение и позволять ему все доделывать до конца, только потом показывать еще раз, как правильно, и предоставлять шанс на вторую попытку;

3) поощрять к самостоятельным действиям и поступкам;

4) не осуждать ошибки ребенка, а подсказывать варианты действий и критерии для выбора;

5) понятно объяснять, что хорошо и что плохо, а также устанавливать правила;

6) научить самообслуживанию (чистить зубы, умываться, ходить в туалет, есть, одеваться, определять по часам время и др.) и самостоятельному засыпанию;

7) научить играть наедине с собой;

8) как можно чаще предоставлять возможность выбора и понемногу учить планировать свои занятия;

9) в меру опекать ребенка;

10) научить общаться и знакомиться с другими;

11) научить принимать решения в жизненных ситуациях с помощью ролевых игр;

12) приобщать к домашнему труду и принимать его помощь;

13) спокойно воспринимать ошибки и промахи, вместе их разбирать, рассказывать о своем опыте;

14) научить ребенка проявлять ответственность и объяснять ее меру, поощрять ее проявления;

15) способствовать выработке уверенности и чувства собственного достоинства;

16) общаться с ребенком как с равной личностью, в общении учитывать его эмоции, расспрашивать о событиях, интересоваться его мнением;

17) не использовать в качестве способа воздействия на ребенка давление;

18) научить справляться с конфликтами, возникающими при общении с другими детьми;

19) проводить сексуальное воспитание;

20) верить в возможности ребенка стать самостоятельным и вызвать у него ощущение защищенности;

21) не ограничивать самостоятельность в тех делах, с которыми он уже сталкивался.

Материал подготовлен по данным: Е.Ю. Ярославцева «Кризисы детского возраста: воспитываем самостоятельность». Читайте так же на нашем сайте: « », « » , « »

Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба ».

«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.

ЗАДАЧИ:

УЧАСТНИКИ:

- воспитатель и родители

1. Вступительная часть. Познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4 – 5 лет, особенностями образовательного процесса.

2. Выбор родительского комитета.

3. Заполнение сведений о детях и родителях.

4. Решение групповых вопросов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель:

Генглик Н.Э.

«Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей среднего возраста»

ЗАДАЧИ:

Определить роль родителей (семьи) в формировании навыков самообслуживания у детей среднего возраста;

Повысить у родителей педагогическую культуру в воспитании у детей самостоятельности и культурно-гигиенических навыков.

УЧАСТНИКИ:

Воспитатель и родители

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:

1. Вступительная часть. Познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4 – 5 лет, особенностями образовательного процесса.

2. Выбор родительского комитета.

3. Заполнение сведений о детях и родителях.

4. Решение групповых вопросов.

Доклад на тему «Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей среднего возраста»

Дети 4-5 лет должны уметь…

Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании

Итог встречи

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы сегодня собрались с вами, чтобы обсудить вопросы по теме воспитания самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.

Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам» - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготы, кормить его.

Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше.

Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.

На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И вы скоро убедитесь, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеваться и т.п.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.

Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей.

Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям (надеть или снять кофту, завязать шарф, намыливать руки, правильно держать ложку и т.д.), наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном действии. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь.

Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали объяснениями. Это помогает ребенку быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.

Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь, как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. По отношению к детям младшего возраста чаще применяют положительную оценку, которая порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться.

За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания.

При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрастные особенности. Труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.

Важно, чтобы с раннего детства ребенок усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т.е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.

Что дети должны научиться делать самостоятельно

  • Мыть руки, засучивая рукава;
  • Мыть лицо, не разбрызгивая воду;
  • Правильно пользоваться мылом;
  • Не мочить одежду;
  • Сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.

Одеваться и раздеваться в определенной последовательности:

  • Одежду снимать, одевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы расстегивать, застегивать, завязывать шнурки на ботинках;
  • Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;
  • Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;
  • Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;
  • Правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу 4 го года жизни), салфеткой;
  • Убирать игрушки, книжки, строительные материалы на определенное место.

Педагогическая ситуация

«Илюша (3 года) с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготки почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцеремонную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик:

Сам! Сам! Сам!

Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «Сам».

Вопросы:

Правильно ли поступила мать? Обоснуйте ваше мнение.

Как вы думаете, почему она так поступила?

Как расценивать детское «я сам» в воспитании ребенка?

Какие самостоятельные трудовые действия доступны младшему дошкольнику?

Что ваш ребенок делает сам?

Педагогическая ситуация

«Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность.

Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу, не умею».

Зато дома со взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький», «Нервный ребенок, требуется осторожность». Это часто произносится в присутствии мальчика».

Вопросы:

Чем обусловлена беспомощность Алеши? Проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку.

Можно ли такими методами воспитать у ребенка самостоятельность?

Проводится дискуссия по данным ситуациям и обсуждение.

Наше собрание завершается. Хотим напомнить Вам, не нужно забывать, что воспитывая в ребенке самостоятельность, не надо делать все за него, нужно лишь помогать ему. Приучаясь жить заботами о других, малыш с раннего возраста приобретает ценные качества личности. Для нормального развития малыша желательно, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг. Мы желаем вам понимания в общении с Вашими любимыми малышами.

Вот и подошла к концу наша встреча. А закончить ее нам хотелось бы такими словами: «Вместе мы многое сможем!». Надеемся, что наша совместная работа даст нам хорошие результаты.

Спасибо за внимание!




Рассказать друзьям