Почему ребенок непослушный. Что делать, если ребенок нервный и непослушный

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Самооценка влияет на то, начнет ли ребенок злоупотреблять алкоголем или наркотиками, рано ли начнет вести половую жизнь, а также на его восприимчивость к болезненному или негативному давлению со стороны сверстников.
Самооценка и чувство собственного достоинства появляются у детей еще в раннем детстве. Практически с самого начала некоторые дети узнают о себе много хорошего, испытывая при этом положительные эмоции, обретая тем самым чувство собственной важности и достоинства. Они способны признавать и ценить собственные таланты, достижения и свой внешний вид. Они также способны адекватно оценивать свои недостатки и ошибки, понимая, что случайная неудача - это неотъемлемая часть жизни и процесса обучения.
Но другие дети испытывают совсем иные чувства. Им внушили чувство несоответствия ожиданиям и собственной неполноценности, после чего они поверили в то, что не способны чего-либо достичь либо изменить в своей жизни. Такие дети могут быть замкнутыми и недоверчивыми, они отрицательно относятся к пристальному публичному вниманию, опасаются того, что не смогут справиться с ситуацией.

Что такое самооценка ребенка школьного возраста?

По определению, самооценка - это то, как человек ощущает себя; иными словами, собственные мысли и чувства в отношении себя самого и своей способности достичь чего-либо очень важного для себя в жизни. Самооценка не ограничивается лишь собственным восприятием и надеждами ребенка - немаловажное значение имеют также и восприятие и надежды важных для ребенка людей, то есть то, какое мнение и отношение к нему существуют со стороны родителей, учителей и друзей. Чем ближе самовосприятие (то, каким он сам себя ощущает) ребенка к идеалу, который он для себя имеет (то, каким ему хотелось бы быть), тем выше его чувство собственного достоинства или самооценка.
Самооценка развивается вследствие взаимодействия биологических, врожденных особенностей ребенка (таких как темперамент, умственные способности, физические характеристики) с оказывающими влияние факторами окружающей среды и обстановки (такими как стиль воспитания родителей и их финансовое положение, а также его взаимоотношения с другими взрослыми и сверстниками). Уже в первые месяцы жизни у ребенка начинает проявляться чувство собственного «я», концепция собственной личности, а также чувство уверенности в овладении определенными аспектами окружающей его среды. К примеру, младенец очень быстро начинает понимать, что плач или улыбка вызывает незамедлительную и, будем надеяться, положительную реакцию одного из родителей, которая помогает укрепить его чувство доверия, защищенности, контроля над ситуацией и собственной важности. По мере того как ребенок проходит стадии раннего детства и дошкольного возраста, его самооценка продолжает формироваться в большинстве своем под влиянием вербальной и невербальной реакции родителей на ребенка: их похвалы и критики, улыбок и других проявлений эмоций, взаимных объятий. Другими важными факторами влияния служат уровень независимости и чувство собственной уверенности в своей способности достигать поставленные цели. В более зрелом возрасте подростку необходимо испытывать положительные эмоции по отношению к самому себе для того, чтобы самостоятельно устроиться в жизни за пределами семьи. Сюда относятся определенные успехи в школе и успешное взаимодействие со сверстниками. В этом возрасте самооценка ребенка оказывает основное влияние на его достижения, социальное взаимодействие и эмоциональное состояние как в детстве, так и во взрослой жизни.
Самооценка ребенка может меняться день ото дня либо от ситуации к ситуации, хотя по прошествии многих лет самооценка становится более устойчивой. В целом ребенок будет искать такие занятия и взаимосвязи, в которых он чувствует себя успешным, которые могут выступать в роли амортизатора против стресса и помогут ему обрести положительное чувство благополучия, когда ребенок чувствует себя не очень хорошо. Подросток с высокой самооценкой ощущает себя талантливой личностью, которая способна ставить реальные цели и достигать их. Ребенок с низкой самооценкой зачастую будет останавливаться на удовлетворительных результатах и достижениях в классе и в дальнейшей жизни. Такие дети могут испытывать чувство стыда, угнетенности и несостоятельности, поскольку им не хватает каких-то удовлетворительных достижений в жизни и они не могут заслужить признания и уважения окружающих. В то же время дети с низкой самооценкой чаще пытаются соответствовать своим сверстникам и стремятся добиться их одобрения, повторяй их модели поведения и принимая их ценности для того, чтобы получить признание, почувствовать себя одним из них и обрести чувство собственного достоинства. Поведение и ценности, которым следует ребенок, могут быть как положительными и разумными, так и прямо противоположными.
У некоторых детей имеются особые проблемы, которые еще сильнее затрудняют развитие у них достаточно высокой самооценки. У ребенка могут быть физические недостатки, хронические заболевания, неспособность к обучению либо сложности с концентрацией внимания. Также дети могут страдать от дискриминации из-за национальности либо религиозной веры. Такие стрессовые воздействия сложившейся окружающей и социальной среды, как бедность, невнимание родителей, алкоголизм либо нездоровое соперничество между детьми могут подорвать самооценку ребенка. Но и в этом случае у таких подростков может развиться положительная самооценка, разве что необходимость достижения поставленных целей и получение одобрения и положительной оценки родителей и других окружающих людей играет намного более важную роль, чем для ребенка, не имеющего подобных проблем.

Кроме того, некоторые дети кажутся очень жизнерадостными, у них более позитивный взгляд на окружающий мир, чем у их сверстников. Это дети, которым пришлось столкнуться и пройти через тяжелые испытания, справиться с неудачами и сложными задачами и которые стремятся заслужить положительную реакцию (любовь, восхищение, уважение) со стороны взрослых. Впоследствии они с готовностью будут исследовать новые ситуации и показывать способность гораздо легче адаптироваться к возникающим изменениям. Если взаимодействие темпераментов ребенка и его родителей достаточно положительное и если родители возлагают на детей ожидания, с которыми они в состоянии справиться, их самооценка при этом только повышается. Даже столкнувшись с испытаниями, такие дети справляются с ними, а их самооценка не становится ниже. Такие дети кажутся неуязвимыми.
Вы знаете собственного ребенка лучше, чем кто-либо, и должны заметить у него симптомы проявления - в поведении и словах - проблем, связанных с низкой самооценкой. Тем не менее в некоторых случаях вы можете быть чересчур близки к ребенку либо у вас^могут возникнуть сложности с тем, чтобы увидеть мир глазами ребенка. В таких случаях помощь могут оказать учителя, репетиторы, родственники и друзья.

Основные составляющие высокой самооценки ребенка

Уделите некоторое время обдумыванию того, как ваш ребенок справляется со своими успехами и неудачами. Многие дети с низкой самооценкой могут объяснять свой успех в жизни простой удачей, судьбой либо другими обстоятельствами, которые неподвластны их собственному контролю, тем самым разрушая чувство уверенности в себе и снижая шансы достижения успеха в будущем. В случае, если такие подростки совершают ошибку либо терпят неудачу, они также могут искать причину этого где-то на стороне, но не в самом себе (к примеру, они могут объяснять это следующим образом: «Сегодня просто неблагоприятный день» или «Я просто не нравлюсь учителю»). Вследствие этого таким детям сложнее создавать новые и более успешные стратегии своих действий либо обращаться за помощью или советом.
Что можно сказать о ребенке с высокой самооценкой? Такие дети, вероятно, рассматривают свои успехи в основном как результат собственных достижений и способностей. У ребенка развито чувство самообладания, и в случае, когда ребенок сталкивается с трудностями, у него появляется мотивация добиваться лучших результатов. Ребенок принимает свои ошибки, осознавая при этом, что ему необходимо что-то изменить и приложить большие усилия. Такие дети не обвиняют в своих неудачах окружающих.

Для здоровой самооценки детям необходимо развить в себе некоторые или лучше все перечисленные качества.

  • Защищенность. Ваш ребенок должен чувствовать себя защищенным как в настоящий момент, так и в будущем («Кем я стану в будущем?»).
  • Привязанность. Подросток должен чувствовать, что его принимают и любят окружающие его люди - в первую очередь члены семьи, а также друзья, одноклассники, ребята из спортивной секции, служители церкви и даже соседи и другие члены общества. Без одобрения или отождествления с этими группами ребенок может чувствовать себя отвергнутым, одиноким и брошенным на произвол судьбы без «дома», «семьи» или «общества по интересам».
  • Целеустремленность. У ребенка должны быть цели, благодаря которым у него появляется целеустремленность и он обретает направление для дальнейшей деятельности, а также правильный путь для направления своей энергии на новые достижения. Если у ребенка недостаточно развито чувство целеустремленности, он может испытывать скуку, бессмысленность существования и даже возмущение от того, что его насильно пытаются подтолкнуть в определенном направлении - вы либо кто-то другой.
  • Компетентность и гордость. Ваш ребенок должен испытывать уверенность в своей способности справляться с жизненными трудностями. Это ощущение собственной силы развивается после успешного опыта в ситуациях, где ребенок смог самостоятельно справиться с возникшими сложностями, проявив при этом незаурядное творчество и получив определенные результаты. При развитии у ребенка таких качеств, как компетентность и уверенность в себе, критическим моментом является возложение на него соответствующих ожиданий - не слишком высоких, но ц- не низких. Если вы чересчур оберегаете своего ребенка, если он слишком сильно зависит от вас либо же если вы возлагаете на ребенка ожидания, с которыми он не в состоянии справиться, он мо^ет испытывать беспомощность и неспособность контролировать жизненные обстоятельства.
  • Вера. Вашему ребенку необходимо испытывать чувство веры в вас и себя самого. Для того чтобы помочь ребенку обрести это чувство, вам необходимо выполнять обещания, оказывать поддержку и помочь ребенку стать человеком, заслуживающим доверия. Это значит, что вы должны верить в своего ребенка и относиться к нему как к человеку, заслуживающему уважения.
  • Ответственность. Дайте ребенку возможность показать, что он способен сделать. Позвольте ему браться за выполнение различных заданий без постоянного контроля с вашей стороны. Это послужит выражением вашего доверия: вы тем самым позволяете ему самостоятельно справиться с заданием, демонстрируя свою веру в его силы.
  • Соучастие. У вашего ребенка будет развиваться чувство собственной значимости и обязательности, если вы предоставите ему возможность принимать участие и вносить свой вклад в тот или иной вид деятельности. Дайте ребенку понять, что его мнение и вклад учитываются окружающими.
  • Принятие реальных решений и совершение выбора. У вашего ребенка возникнет чувство того, что он способен разрешать и контролировать события, если он сможет выносить либо влиять на вынесение решений, которые кажутся ему важными. Совершение подобного выбора и принятие решений должны соответствовать его возрасту и способностям, а также семейным ценностям.
  • Самодисциплина и самообладание. По мере того как ребенок старается добиться и получить большую независимость, ему необходимо чувствовать, что он может добиться этого самостоятельно. Если вы будете давать ему перспективные оценки, руководства к действию и возможности для проверки себя в той или иной ситуации, ребенок начнет вдумываться, рассуждать, находить решения проблем и обдумывать последствия поступков, которые он может совершить. Такой вид самоанализа крайне необходим для дальнейшего роста ребенка.
  • Ободрение, поддержка й вознаграждение. Ребенку необходимо не только достигать результатов, но и получать положительную ответную реакцию и чувство признания - донесение до него того, что он все делает правильно, 9 окружающие им довольны и он Достигает поставленных целей. Поддержите и похвалите ребенка не только за то, что он достиг цели, но и за приложенные усилия и даже за едва заметные изменения в лучшую сторону («Мне понравилось то, как ты спокойно ждал своей очереди», «Хорошая попытка! Ты не перестаешь стараться!», «Молодец!»). Выразите свою реакцию ребенку как можно скорее, чтобы укрепить его самооценку и помочь ему связать ваши комментарии с тем, в чем именно он достиг успеха.
  • Признание ошибок и неудач. Ребенок не должен испытывать чувство Поражения, если он совершает ошибки либо терпит неудачу. Объясните ему, что такие затруднения и неудачи являются неотъемлемой частью его жизни и процесса обучения, дайте ему понять, что столкнувшись с такими трудностями, он может научиться чему-то новому или извлечь определенную пользу. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши поддержка и положительная реакция, а также признание приложенных ребенком усилий пересилили чувства неудачи, вины либо стыда, которые может испытывать ребенок; он по-прежнему должен иметь мотивацию и надежду. Кроме того, постарайтесь проявить реакцию («Если ты бросишь мяч вот таким образом, то все получится»), которая не будет иметь негативной окраски или выражать ваше недовольство («Ты такой неуклюжий!», «Так у тебя никогда не получится»).
  • Чувство собственного достоинства внутри семьи. Самооценка ребенка изначально формируется внутри семьи, и поэтому огромное влияние оказывает на нее отношение и восприятие самой семьей. Некоторые из приведенных ранее комментариев в процессе формирования самооценки ребенка относятся именно к семье. Помимо этого помните: чувство гордости семьей является неотъемлемой частью самооценки, которую можно поддерживать и сохранять различными способами, включая принятие участия либо вступление в деятельность общества, отслеживание семейного наследия и генеалогического древа либо уход за престарелыми членами семьи. Семья дружна, когда ее члены сосредоточивают внимание на сильных сторонах каждого из членов, избегают излишней критики в адрес друг друга и выступают в защиту друг друга за пределами семьи. Члены одной семьи верят в свои силы и доверяют другим членам, с уважением относятся к индивидуальности каждого и проявляют заботу друг о друге. Они всегда находят время, чтобы провести его в кругу семьи, будь то праздничные дни, особые события либо же просто совместное времяпрепровождение.

Что касается вашего ребенка, то получив однажды определенный опыт, он выработает собственную реакцию на последующие события, что либо повысит, либо разрушит его самооценку. К примеру, если у ребенка плохая успеваемость в школе, это может стать причиной разочарования и неуверенности в себе. А чтобы предупредить возникновение дальнейших неудач и огорчений, ребенок может прилагать меньшие усилия и не выполнять домашних заданий, что в свою очередь приведет к непониманию следующих тем предмета и повлечет за собой большие сложности с самооценкой. Если это оставить без внимания, то ситуация может превратиться в повторяющийся цикл, который заставит ребенка чувствовать, думать и вести себя как человек, ничего не добившийся в жизни, и в дальнейшем придерживаться этого сложившегося представления о самом себе.
Но этот цикл может действовать и положительным образом. Если ребенок хорошо справляется с заданиями и его успех признан окружающими, его вера в собственные силы возрастает, у него появляется мотивация для того, чтобы прилагать еще большие усилия и достигать большиих успехов по мере того, как он получает удовлетворение и заслуженное вознаграждение за свои достижения. После этого успехи ребенка лишь возрастут, вселяя в него еще большую уверенность в том, что он способен контролировать собственную жизнью. По мере того как ребенок будет продолжать свой.путь, а собственное стремление улучшить свои результаты будет ему в этом помогать, он продолжит стараться и достигать успехов, а его чувство уверенности в себе от этого только вырастет. Вскоре он начнет чувствовать, думать и вести себя именно так, как требует того его самооценка.
Помните: на протяжении всего детства ваш подросток и его отношение к самому себе будут формироваться исходя из ваших собственных надежд и ожиданий, а также реакции на его поступки. Если ребенок принесет домой дневник, в котором будут только четверки, и вы при этом похвалите его за старания и усердие, он, вероятно, будет чувствовать удовлетворенность самим собой и теми успехами, которых он смог достичь. Тем не менее, если вы при этом выразите свое разочарование такими комментариями, как: «А почему у тебя не пятерки по математике и правописанию?», самооценка ребенка от этого пострадает, даже несмотря на то, что оценки в дневнике не изменятся. Ваша реакция и сказанные вами слова имеют определенную силу.

Признаки низкой самооценки школьника

Приведенные ниже признаки помогут вам выявить наличие у ребенка низкой самооценки. Они могут служить повседневной реакцией на то, как ребенок взаимодействует с окружающим его миром, либо же они могут проявляться лишь в определенных ситуациях. Если эти признаки превратятся в постоянно повторяющуюся модель поведения, вам следует начать серьезнее относиться к этой проблеме.

  • Ваш ребенок избегает выполнения задания либо решения проблемы, даже не попробовав справиться с ней. Зачастую это сигнализирует о его боязни неудачи либо наличии у него чувства беспомощности.
  • Вскоре после начала выполнения задания или игры ребенок выходит из нее, отказываясь от завершения выполнения при появлении первых признаков вероятной неудачи.
  • Если ребенок чувствует, что может проиграть либо же проявить себя как слабый игрок, он начинает жульничать или привирать.
  • У ребенка проявляются признаки регресса: он начинает вести себя как маленький ребенок либо дурачиться. Такое поведение вызывает у сверстников желание дразнить и издеваться над ребенком - тем самым к уже нанесенному урону добавляется еще и чувство обиды и оскорбления.
  • Ребенок начинает руководить, выдавать распоряжения либо же, напротив, проявляет упрямство - все это способы скрыть чувство несостоятельности, крушения надежд и собственной неспособности справиться с поставленными задачами.
  • Ребенок находит себе оправдания («Учитель глупый») либо преуменьшает важность событий («Мне все равно не очень понравилась эта игра») - эти объяснения он использует для того, чтобы переложить вину либо на других людей, либо же на внешние силы.
  • Оценки в школе стали хуже либо ребенок потерял интерес к прежним увлечениям.
  • Ребенок избегает общения с людьми, меньше общается с друзьями или не общается совсем.
  • У ребенка случаются частые смены настроения: он демонстрирует уныние, разочарование, плачет, у него случаются вспышки ярости либо же, напротив, ребенок чрезмерно тихий.
  • Ребенок отпускает в свой адрес критические замечания типа: «Я никогда не делаю ничего так, как надо», «Меня никто не любит», «Я неприятен окружающим», «Все это моя вина» либо «Все умнее, чем я».
  • Ребенок не способен принять ни критику, ни похвалу.
  • Ребенка начинает слишком сильно беспокоить мнение о нем других людей либо он становится слишком ранимым.
  • Ребенок легко поддается негативному влиянию сверстников: он принимает и повторяет их поведение и пренебрежительное отношение к школе, прогуливает уроки, ведет себя дерзко, начинает воровать в магазинах либо пробует курить, употреблять алкоголь, наркотики.
  • Ребенок либо всегда готов помочь с домашними делами, либо же, напротив, помощи от него не дождешься.

Если ребенок нуждается в помощи

Наиболее значимая составляющая самооценки формируется благодаря успеху в выполнении задач, решении проблем и достижению поставленных целей. Детям необходимы пристальное наблюдение и предоставление возможностей для того, чтобы оправдать надежды окружающих его взрослых. Поскольку период среднего подросткового возраста - это время усиленных стараний, способности и уверенность ребенка в себе растут по мере достижения успехов при решении проблем и овладении новыми видами деятельности. Наградой за достижение раннего успеха и уверенности в своих способностях являются высокая самооценка и обретение чувства собственного достоинства.
Если вы и/или ваш педиатр либо другие специалисты приходите к выводу, что вашему ребенку требуется помощь в отношении его самооценки, начните с некоторых шагов с вашей стороны. Вы можете стать наиболее влиятельным человеком, который сумеет вновь направить формирование самооценки ребенка в правильное русло.
Прежде всего составьте краткий обзор различных составляющих самооценки, описанных в данной главе, которые помогут вам определить и лучше понять особые нужды вашего ребенка, после чего вы сможете разработать некоторые методики и найти необходимые решения. Если проблемы подростка не слишком серьезны и у вас с ним сложились хорошие взаимоотношения, вы сможете вступаться за него при различных обстоятельствах. Не пытайтесь оградить ребенка от сложных ситуаций - вместо этого помогите ему справиться с ними так, чтобы на этот раз был достигнут больший успех, чем раньше. Помогите ребенку справиться с имеющимися проблемами (например сложностями с чтением либо той или иной наукой в школе). Помогите ребенку определить, что"ему хотелось бы изменить либо какие способности развить, после этого вместе с ним ставьте достаточно высокие, но реальные цели, составьте график того, что необходимо сделать, чтобы их достичь.
Для достижения этих целей разработайте с ребенком план его действий. К примеру, если цель состоит #том, чтобы улучшить технику чтения, ребенку необходимо будет принять на себя обязательство проводить дополнительное время за чтением книг, начиная с 15 минут в день и постепенно увеличивая это время. Учителя, члены семьи и, возможно, репетитор должны оказать подростку помощь и поддержку. Но в то же время не пытайтесь сами всем руководить, внося в этот процесс собственные директивы - вместо этого постарайтесь предоставить ребенку возможность самостоятельно контролировать и отвечать за ситуацию. Это поможет ему почувствовать уверенность в своих силах, укрепит его веру в себя и позволит вам показать свое уважение к нему.
В то же время постарайтесь найти другие сильные стороны ребенка и опираться на них. К примеру, убедитесь в том, что у ребенка есть возможность для того, чтобы заниматься тем или иным видом деятельности, который у него хорошо получается. Выделите то, что дает ребенку ощущение гордости и удовлетворения, взращивайте его умения, помогите ребенку развиваться в данном направлении, позвольте ему-оценить свои достижения. Такая практика лучше, чем любые слова, докажет ребенку то, что он способен достигать поставленных целей.
Помимо этого постарайтесь расширить интересы и способности ребенка. Если ему станет скучно, его настроение может перейти в апатию и безразличие, у него появится склонность жаловаться на судьбу. А новые познания, напротив, могут лишь усилить его мотивацию.

Самооценка ребенка может укрепиться благодаря поддержке и получению одобрения со стороны других членов семьи.

В последующие недели время от времени оценивайте чувства ребенка по отношению к самому себе. Если вы по-прежнему отметите проблемы с его уверенностью в себе либо самооценкой, попробуйте повторить некоторые виды вмешательства в его жизнь, о которых говорилось ранее, если они покажутся вам подходящими, либо немного измените их. Если же ребенок не достигает никаких результатов, постарайтесь найти альтернативные методики и при этом постоянно давайте ребенку понять, что вы по-прежнему верите в его возможности достичь желаемых результатов. Если возложенные на ребенка надежды и поставленные вами цели слишком сложны для него, попробуйте несколько изменить их. Когда ребенок в конечном счете достигает поставленной цели, обязательно похвалите его, и если ситуация позволяет, поощрите его: это может быть денежное вознаграждение, подарок либо особые привилегии. Убедите ребенка в том, что вы верите в него и не сомневаетесь в его способности достигать поставленных целей. По мере того как будут накапливаться его старания и достижения, ребенок начнет чувствовать стимул и мотивацию для дальнейших достижений, а его чувство уверенности в себе будет лишь расти.

  • Проводите с ребенком время. Найдите занятия, которыми вы сможете заниматься вместе и благодаря которым он сможет достичь успеха. Это должно быть интересно ребенку, и в таких играх не должно быть победителей и проигравших. Посещайте футбольные матчи и музыкальные концерты, в которых принимает участие ваш ребенок. Дайте ребенку понять, что он вам небезразличен, а также небезразличны и достигнутые им результаты. Проводя время с ребенком и отдавая ему свою энергию, вы тем самым проявляете свою любовь и одобрение.
  • Относитесь к ребенку как к личности. Поспособствуйте его самовыражению, выслушивайте его, не критикуя, принимайте его чувства, относитесь к нему с уважением.
  • По возможности позволяйте ребенку принимать решения и брать на себя обязательства. Покажите, что вы верите в него.
  • Создайте близкие родственные отношения внутри семьи и дайте ребенку почувствовать, что он является ее частью и вносит свой вклад.
  • Не пытайтесь перетянуть ребенка на свою сторону и не втягивайте его во взрослые разговоры или семейные/супружеские конфликты, которые могут вызвать у него стресс. Постарайтесь свести к минимуму беспокойство ребенка, связанное с критическими моментами или изменениями в его жизни, по возможности стараясь обеспечить ему состояние постоянства и стабильности.
  • Способствуйте тому, чтобы ваш ребенок помогал окружающим его людям: он может стать скаутом или участником подобной программы, что несомненно усилит его чувство общности, причастности к окружающему его миру, а также чувство собственной значимости и важности.
  • Научите ребенка хвалить себя самого. Он должен испытывать чувство гордости за свои достижения.
  • Расскажите ребенку о том, как сильно вы его любите, какой он хороший и замечательный, не ставя ему при этом каких-либо условий или проводя какие-либо связи. Хотя ваши Действия как родителей косвенно передают вашу любовь к ребенку, им все-таки необходимо слышать такие слова, как «я тебя люблю».

Повышение самооценки ребенка происходит не сразу: это длительный процесс, на который могут потребоваться месяцы и годы. Тем не менее, если ребенок не реагирует на ваши попытки помочь ему, и серьезные проблемы, вызывающие беспокойство, по-прежнему остаются, поговорите с педиатром о получении необходимой помощи специалистов.
Вне зависимости от степени самооценки ребенка ваша цель заключается в том, чтобы помочь ему испытывать только положительные чувства по отношению к самому себе. Уделяйте внимание чувствам и ощущениям ребенка, замечайте и оценивайте его старания и достижения, уступайте в мелочах и оказывайте поддержку в сложных ситуациях. Принимайте ребенка таким, какой он есть, помогите ему испытывать только положительные чувства по отношению к самому себе и к личности, которая из него вырастает. Помните: самым важным фактором в формировании самооценки ребенка служит присутствие в его жизни взрослого, который способен показать свое уважение и одобрение, который оказывает ребенку поддержку, этим самым утверждая: «Я верю в тебя».

Я работаю классным руководителем. Недавно ко мне в отчаянии обратилась мама одной ученицы пятого класса. Она жаловалась, что дочь дома не слушает её, грубит, а в школе ведёт себя иначе, как примерная девочка. По её словам, она старается всё дать свои троим ребятишкам, оградить их от бытовых проблем, а в ответ получает лишь пренебрежительное отношение.

Непослушание детей – частая проблема, но как её решить? Почему ребёнок ведёт себя грубо или игнорирует родительские требования? Как найти общий язык с сыном или дочерью? Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся причины детского непослушания.

1. Недостаток родительского внимания

Обилие новинок техники, появившееся в 21 веке, кажется, должно облегчить труд женщины дома и освободить ей время для занятий с детьми. Однако на практике мы видим обратное – времени больше не стало, мамы всё так же постоянно хлопочут по хозяйству, а усталость лишает их сил для игр с малышами.

Порой родители замечают своего ребёнка лишь тогда, когда он ведёт себя вызывающе, балуется или грубит. Дети тоже это видят. Именно поэтому они стараются обратить на себя внимание, раздражая родителей. Как решить эту проблему?

Постараться дать детям немного больше своей заботы и любви. Вот несколько практических советов для мам и пап.

  • В течение дня старайтесь встречаться с ребёнком любящим взглядом.
  • Контактируйте с ребенком физически, обнимая и целуя его, держа за руку.
  • Как минимум 10-15 минут побыть с ребенком наедине вдали от кухни, телевизора и др. Почитать вместе, обсудить что-то интересное

Если вы будете так поступать, дети будут чувствовать близость и будет понимание, что вы их любите.

2. Ребёнок самоутверждается как личность

У всех детей однажды наступает период, когда они пытаются понять, кто в доме главный. Впервые это случается примерно в возрасте полутора-двух лет. Они добиваются своего, устраивая , топая ногами и крича. Часто под таким напором родители идут им на уступки. Дети быстро осваивают этот урок – при первой же возможности они повторят попытку добиться желаемого криками и топаньем. Подобное поведение наблюдается и у подростков. Криками и грубостью они показывают протест против авторитарного воспитания родителей.

Как поступить, если ребёнок так ведёт себя? Психологи советуют просто игнорировать подобное поведение . Когда ребёнок кричит, ничего не делайте, постарайтесь сдержать свои эмоции, не ругайтесь, не уговаривайте прекратить истерику. Дайте понять малышу, что его действия – крики, плач, топанье ногами, не действуют на вас. Чтобы таких ситуаций возникало меньше, нужно научиться договариваться со своими детьми.

3. Вы не умеете договариваться с детьми

Если возникает спорная ситуация, то мы выплескиваем свою отрицательную энергию на ребенка, а она, по закону бумеранга, возвращается к нам уже из уст воспитанника.

Что делать? Существуют две психологические техники — «Активное слушание» и «Я – высказывание». Они придуманы не мной, существуют давно, но мало кто ими пользуется. Ведь нам проще копировать стиль поведения своих родителей, чем осваивать новый.

Итак, активное слушание заключается в том, что вместо того, чтобы задавать вопросы ребенку (Почему ты не убрал игрушки? Когда будешь готовиться к урокам? и т.д) , нужно его выслушать. Для этого сначала мысленно спросите себя: «Что я сейчас чувствую, когда сын (дочь) устроил беспорядок?» Раздражение, злость, обиду.


Далее приготовьте «я — высказывание». Суть его в том, что вы говорите о своих чувствах, а не о поступке ребенка. Нельзя в таких сообщениях произносить слово «ты». К примеру: «Знаешь, меня раздражает, когда в комнате беспорядок» (Вместо привычного: «Когда ты уже уберешь игрушки?»). Воспитанник не встретит вашу негативную энергию, так как вы не сказали слово «ты», значит, не ответит вам раздражением или грубостью.

Потом сделайте паузу. Можно еще добавить: «Что будем делать?». Ждем реакцию ребенка, слушаем его. Не унижаем, не давим на него, а договариваемся .

Если же сам ребенок чем-то подавлен, эмоционально возбужден, вновь отказываемся от расспросов. Лишние вопросы еще больше его расстроят. Лучше спросите у себя: «А что сейчас чувствует мой сын (дочь)?».

Затем произнесите ответ в утвердительной форме: «Ты злишься из-за двойки по английскому» или «Тебе страшно, что у тебя ничего не получится, поэтому не хочешь идти на уроки». Так мы показываем своему школьнику, что мы его понимаем, готовы помочь, не будем угрожать и ставить условия.

Делаем длинную паузу и вновь пользуемся методом активного слушания. Ребенок сам поделится с вами, освободится от негативных эмоций. Возможно, в процессе своего монолога он сам придет к правильному решению.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

А если нет, тогда вооружитесь листом бумаги и ручкой. Запишите все варианты ребенка и ваши, обсудите и совместно выберите тот, который будет устраивать вас обоих. При записи совместных предложений не критикуйте варианты воспитанника.

4. Ребёнок мстит вам за старые обиды

Ещё одна из причин, почему дети проявляют непослушание, — это их желание отомстить вам за старые обиды. Они могут испытывать боль из-за расставания родителей, злиться и .

Чтобы исправить ситуацию, рекомендуем снова прибегнуть к ранее описанным техникам «Активное слушание» и «Я – высказывание». Начните разговор сами примерно так: «Ты обижен на меня?» или «Тебе причиняет боль то, что…». Внимательно слушайте ребёнка, не перебивая его и не оправдываясь. Постарайтесь вместе устранить эту глубокую обиду. Если малыш ревнует вас к брату или сестре, нужно найти больше времени для него. Ему необходимо чувствовать вашу любовь.

5. Копирование вашего поведения

Если в отношениях с членами семьи вы позволяете себе переходить на крик, ребёнок непременно станет подражать вам. Дети – наше отражение, они перенимают привычки и манеры родителей.

Что предпринять? Решить эту проблему можно, если постараться контролировать самих себя, сдерживаться в порывах гнева, проявлять мудрость. Это тяжёлая работа над собой, но со временем она даст результат – дети станут вести себя по-другому.

6. Вы нарушаете свои принципы

Если родители часто меняют свою точку зрения в вопросах воспитания, ребёнок пользуется этим. Например, однажды вы запретили сыну или дочери сделать что-то, а в следующий раз пошли на уступку. Отсутствие чётких границ в поведении вводит детей в заблуждение. Они видят, что вы можете нарушить своё слово или отменить собственный запрет, если надавить на вас. В дальнейшем это приведёт к непослушанию.

Чтобы этого не случилось, всегда идите до конца. Если сказали ребёнку нет, значит, нет . Будьте всегда верны своему слову и принципам.

7. Дети утратили уважение к родителям

Иногда мамы сетуют: «Я совершенно не знаю, как вести себя с ребёнком. Я больше не справляюсь с ним!» Эти слова говорят о полном бессилии родителей, которые утратили свой авторитет в глазах детей, потеряли их уважение. Часто, не зная, что делать, мамы и папы просто опускают руки и перестают контролировать ситуацию.

Что делать? Первое – это разобраться, почему дети потеряли уважение к вам. Установив причину, можно постепенно её устранить. Родители со своей стороны должны делать всё возможное, чтобы стать для своих отпрысков хорошим примером . Детям важно чувствовать, что мама и папа – это люди, которые намного мудрее, умнее и сильнее их самих.

8. Неверно выбран стиль отношений с детьми

Некоторые родители избирают в корне неправильный стиль взаимоотношений со своими отпрысками. Одни выставляют слишком жёсткие требования для них, загоняют их в рамки ограничений и запретов. Такой стиль воспитания, авторитарный, может иметь негативные последствия для детей в будущем. Они либо вырастут слишком неуверенными в себе, либо станут проявлять диктаторские качества, действуя напролом. Нравится ли вам такой исход событий? Другие родители впадают в иную крайность – воспитывают детей в духе попустительства, позволяя им всё. В дальнейшем стоит ожидать, что ребёнок вырастет эгоистом.

Есть ещё один способ взаимоотношений с детьми – демократический. Он подразумевает умение договариваться. Этот стиль отношений не имеет ничего общего с потаканием ребёнку и властвованием над ним.

9. Низкая мотивация родительских требований

Высказывая малышам свои требования, мамы и папы недостаточно мотивируют их. Зачастую детишки не понимают, почему они должны вовремя отправляться в постель, складывать игрушки на место или делать уроки. Если ребёнок не осознаёт, какую пользу ему принесут эти действия, он не захочет их выполнять.

Как быть? Постоянно объясняйте, чем полезны ваши требования . Например, ребёнок вряд ли отреагирует правильно, если сказать ему, что уже поздно и пора ложиться спать. Но в большинстве случаев он пойдёт в постель, если объяснить: «Тебе нужно набраться сил для завтрашних игр, поэтому лучше лечь спать прямо сейчас». Когда вы просите убрать игрушки, мотивируя просьбу тем, что в доме должен быть порядок, это не сработает. Малыш скорее услышит вас, если сказать: «Нужно сложить игрушки, чтобы появилось свободное место для новой игры».

10. Вы неправильно требуете

Если вы даёте сыну или дочери задание, а он не выполняет, возможно, вы неправильно требуете. Иногда родители обращаются к детям в неподходящий момент, так что их просьба просто не достигает цели. Другая причина, почему отпрыски не реагируют на просьбу, — они не всегда понимают, что и как нужно делать.

Чтобы дети смогли выполнить ваше поручение, вам нужно донести свою просьбу до адресата. Не говорите в пустоту, выбирайте время, когда дети слышат вас. Спросите: «Ты точно услышал меня?» Теперь убедитесь, что сын или дочь правильно поняли ваше требование. Попросите: «Повтори, пожалуйста, что именно и как нужно сделать». Если ребёнку всё понятно, уточните: «Когда ты сможешь сделать то, о чём мы договорились?»

Рассмотрев причины непослушания детей, возможно, вы увидели собственные ошибки. Теперь вы в силах их исправить, чтобы достичь гармонии и мира в семье.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Непослушный ребенок часто воспринимается родителями как сущее наказание. Взрослые зачастую просто теряются и не могут дать себе отчет в том, что делать, когда ребенок не слушается. Постепенно малыш не просто не выполняет требования родителей, а начинает открыто огрызаться, дерзить, хамить. Если ситуация дошла до этого, будет очень сложно объяснить или втолковать непослушному ребенку, что делать в ответ на требования взрослых членов семьи. Чтобы не доводить накал семейных эмоций до того уровня, когда в силу вступит откровенная грубость, нужно внимательно проанализировать, почему ребенок не слушается. При этом очень важно понимать, что обязанный проводить такой анализ — это не ребенок или подросток. Именно на родителей возлагается ответственность по выведению из любых кризисных ситуаций.

Итак, что делать, если ребенок нервный и непослушный? Первой задачей является осознание причин такого нелицеприятного поведения. Современная психология сформулировала основные факторы, которыми обуславливается детское непослушание. На самом деле, если дети не слушаются родителей, значит, в . Сложно ли ее преодолеть и как справиться с непослушным ребенком? Основная проблема состоит в том, что именно взрослым людям очень тяжело менять свои привычки и образ жизни. А это очень часто приходится делать, борясь с обстоятельствами, из-за которых ребенок не слушается маму или папу. Какие же факторы, причины и способы внутрисемейного взаимодействия чаще всего приводят к тому, что ребенок грубит и не слушается родителей?

Часто взрослые вообще не обращают внимание на то, как сами ведут себя по отношению к малышу или в его обществе. А ведь многие причины детского непослушания коренятся в том, что ребенок, формируясь как личность, во многом ориентируется и наследует основные образцы поведения своих родителей. Если один супруг пропускает мимо ушей большинство замечаний или предложений другого, то у маленького человека складывается внутреннее ощущение, что так делать нормально. Он тоже перестает отвечать на вполне обоснованные требования взрослых и совсем не слушается даже в ситуациях, когда родители ведут себя очень корректно. Таким образом, первую группу факторов детского непослушания можно назвать причинами, связанными с дефицитом внимания.

Непослушание из-за дефицита внимания и внутрисемейного недопонимания

Изначально следует подчеркнуть, что современным родителям реально трудно справляться со множеством рабочих, общественных, бытовых и других обязанностей, при этом оставаясь внимательными к своему малышу. Очень сложно сделать так, чтобы на регулярное общение с детьми выделить хотя бы несколько часов в день. Но это не является оправданием. Если взрослые не общаются с малышом или подростком, не спрашивают его о личных проблемах, горестях или радостях, не участвуют в его играх, развлечениях и обучении, то не стоит удивляться, когда он полностью перестает повиноваться родительским требованиям.

Часто взрослые в отчаянии восклицают: как научить ребенка слушать и слышать родителей? Но, как убедительно доказывает современная психология, изначально слушать и слышать должны начать взрослые. Постоянное внимание к проблемам даже малого дитяти формирует в семье атмосферу взаимопонимания, которая является лучшим средством воспитания послушания. Прислушиваясь к малышу, взрослые формируют у него самого привычку прислушиваться к мнению другого человека. Если же постоянно отмахиваться, ссылаясь на большую загруженность рабочими или бытовыми проблемами, то не нужно удивляться, когда ребенок начинает таким же образом отмахиваться от требований взрослых.

И наконец, приучая малыша к послушанию, важно на собственном примере показывать умение подчиниться обоснованным требованиям другого человека. Родители должны уделять особое внимание взаимоотношениям между собой, ведь их поведение — модель, по которой формируется личность ребенка. Если мать подойдет к отцу и попросит вынести мусор, а тот отмахнется и скажет, что сделает это как-нибудь попозже, такой ответ станет отличным примером для дальнейшего поведения маленького сына. А ведь такие ситуации неосознанно происходят в большинстве семей. Люди просто не обращают внимание на то, что эти случаи имеют сильный воспитательный эффект.

Причины, связанные с обидами и конфликтами

При формировании характера очень важную роль имеют обиды и конфликтные ситуации, которые возникают у человека в детском возрасте. Если ребенок не слушается, возможно, он на какой-то поступок отца или матери, о котором они вовсе позабыли. Такая обида может носить даже подсознательный характер, но регулярно проявляться в том или ином детском поступке. или просто плачет, . Это уже является поводом задуматься о том, не чувствуют ли они какую-то затаенную обиду. Часто взрослым просто трудно понять и вспомнить, чем они могли обидеть своего малыша.

Здесь важно проследить за тем, кого слушается ребенок, а к кому относится с . Часто непослушные дети становятся таковыми из-за ревности. Например, в семье родилась младшая сестричка. Старший сын, заметив, с какой нежностью отец обращается с новорожденной, может приревновать, из-за чего начинает себя плохо вести, всячески высказывая свое недовольство в отношении папы. В таких ситуациях родители должны вести себя максимально корректно, особенно если старший ребенок находится в возрасте от 3 до 6 лет, когда все эмоции максимально обострены.

Наконец, взрослые обязаны особое внимание уделять тому, как вести себя по отношению друг к другу. Любые конфликты между родителями или даже скрытая неприязнь обязательно сказываются на поведении детей. Конфликтные ситуации, возникающие между взрослыми, являются одной из важнейших и наиболее распространенных причин того, почему дети становятся непослушными. Если же , будет очень трудно самостоятельно научить или заставить ребенка слушаться родителей. Здесь может понадобиться помощь профессионального психолога, специализирующегося на проблемах семьи и детства.

Статусные причины

Взрослые часто решают, что дети должны слушаться автоматически, в силу своего статуса и положения в семье. При этом сами отцы и матери часто вступают между собой в отношения доминирования и подчинения. Если малыш постоянно видит, понимает или просто ощущает, что, к примеру, отец груб или своеволен по отношению к матери, а та беспрекословно подчиняется, то в сознании ребенка может отложится стереотип: кто-то обязательно должен слушаться, а кто-то — нет. При этом очень сложно предвидеть, какую линию выберет сам ребенок. Он может стать пассивным и боязливым, а может вести себя агрессивно и стремиться повелевать другими людьми.

К тому же дети очень чутко относятся и к социальному статусу родителей. Например, если отца постоянно оскорбляют или нещадно эксплуатируют на работе, а дома жена его еще этим и попрекает, то ребенку сложно будет уважать папу, даже если он испытывает к нему нежные чувства. Взрослые ни в коем случае не должны оскорблять друг друга в присутствии детей. Взаимное неуважение и унижение часто приводит к тому, что ребенок просто из чувства несправедливости выражает свой протест и отказывается слушать родителей. Особенно актуально такое поведение в .

И наконец, ребенок очень чутко ощущает, как родители относятся к его собственным социальным успехам и неудачам. Если отец или мать постоянно упрекают школьника, что тот плохо учится, высказывают подростку претензии в том, что тот общается не с теми друзьями, то обязательно следует ожидать противостояния и конфликта. Самоутверждаясь, ребенок не будет объяснять родителям их неправоту, а просто станет агрессивнее выявлять собственное непослушание. Если они действительно хотят понять, как бороться с непослушанием, важно прежде всего избегать оскорблений, унижений и агрессивных приказаний. Остановившись и задумавшись над собственным поведением, взрослый должен понять, что приказ легко заменить доверительным разговором, в котором можно будет высказать свою точку зрения на ту или иную проблему.

Методы борьбы с детским непослушанием

Непослушный ребенок может доставить огромное количество неприятностей, однако родители должны понимать, что именно в их обязанности входит воспитание своего малыша. При этом любые воспитательные меры должны совершаться осознанно и планомерно. Часто или думают, что один доверительный разговор с сыном или дочерью может решить все проблемы. Это не так. Но как научить ребенка слушаться?

Важно с ранних лет планомерно и настойчиво совершать определенные действия, среди которых базовыми являются:

  • Мягкое приучение к родительским требованиям. Как только у ребенка появляются определенные предпочтения, ими нужно воспользоваться в воспитательных целях. Например, если он любит яблоки, нужно каждый раз, помыв и почистив этот фрукт, сказать в слегка повелительной манере: «Съешь, пожалуйста, яблоко!» Малыш с удовольствием выполнит требование взрослого. Такое сочетание удовольствия и послушания является лучшим воспитательным средством, которое к тому же достаточно просто воплощать с постоянной регулярностью.
  • Доверительный разговор с разумной аргументацией. Не стоит думать, что с ребенком в возрасте 3-5 лет нет смысла разговаривать о серьезных вещах. Да, он, скорее всего, не поймет всего сказанного, но обязательно ощутит собственную важность в отношениях со старшими членами семьи. Это воспитывает чувство ответственности, тем самым повышая послушание.
  • Строгое пресечение капризов и неприемлемого поведения. Многие родители просто не знают, как реагировать на непослушание, и поэтому позволяют своему любимому чаду буквально все что угодно. Ни в коем случае нельзя идти на уступки, если или пытается добиться своего с помощью истерики. Это путь к новым горизонтам непослушания. Здесь забота о ребенке должна проявиться в строгом пресечении любого неприемлемого поведения.
  • Доверие, самостоятельность и личные обязанности. Когда ребенок достигает определенного возраста, его нужно наделить какими-нибудь семейными обязанностями. Свое доверие родители могут показать, отправляя ребенка в магазин за хлебом или доверяя ему пропылесосить в квартире. Чтобы такие обязанности не стали неприятной рутиной, важно постоянно хвалить ребенка, выражая свою глубокую благодарность.

Любые советы по воспитанию детей полезны только в том случае, если пользоваться ними регулярно и планомерно. Только показывая ребенку свою дисциплинированность и разумность, можно добиться от него послушания.

Дети, как и взрослые, все разные. Спокойные и беспокойные, мягкие и упрямые… Если ребенок не слушается маму, делает все наоборот, как с этим бороться?

У непослушания, в понимании взрослых, могут быть самые разные причины.
В зависимости от причины должна строится реакция взрослого. Назову основные типы непослушания, но прежде скажу что стоит знать, что есть такой критический период развития. Про подростковый кризис все знают, многие взрослые даже помнят как он проходил.
Это бывает долгий период, когда человеку нравится делать все наоборот. Так вот, это не единственный кризис.

Существует также кризис 3 лет, кризис 7 лет , наши, отечественные психологи выделяют кризис года, а западные выделяют кризис 2-х лет, просто потому что немножечко другая периодизация.
Есть плавающий кризис в районе 5 лет, и плюс еще есть младший подростковый возраст 8-9 лет, когда ребенок делает так называемый первый ростовой рывок и становится неуправляемым.

Развитие ребенка протекает не плавно, а бурными скачками.
Кризисный период это время перестройки отношений. Со взрослыми, с миром. Это период, когда ребенку очень трудно - он меняется, он растет и становится в это время неуправляемым.

Одна из примет кризисного возраста - это негативизм.
Это когда к любому предложению взрослого добавляется частица «не». Знаю такой предельный пример из практики «Не едет не красная не машина», когда ребенок так отвечает на фразу мамы, что едет красная машина.
Если ваш ребенок говорит нет почти всегда, например, прежде чем почитать книжку, съесть любимую кашу, пойти гулять, когда он это любит, говорит «нет, не хочу», то это негативизм, а это примета кризиса.
Обычно критический период длится 2-3 месяца, потом становится более управляемым, т.е. такие вспышки непослушания.

Если в кризисный период непослушания взрослый будет давить, отрицать со своей стороны народившуюся волю ребенка, то негативизм может закрепится, остаться в характере.

Наверное, каждый может вспомнить взрослых людей, которые всю свою жизнь строят от слова «не», такие бунтари, революционеры.
Такое непослушание нужно понимать как рост маленького человека, для него требуется огромного мужества спорить с мамой.

Непослушанию нужно радоваться: раз кризис, значит, ребенок растет.
Но это вовсе не означает подчинения всем требованиям ребенка.

Хорошо, если родители могут дать ребенку право на это «нет», сказать: "Да, я слышу, что ты не хочешь".
Но это не значит согласиться. После того, что я слышу следует большое «НО ».
"Ты не хочешь, но такие обстоятельства" или - "Но нужно" .
Ребенку, который открыл свое «я хочу» предстоит также открыть еще другие «я хочу» .
Важно , чтобы взрослые не отказывались от своего «я», своего мнения.
  • А вторая причина непослушания - это недостаток внимания со стороны взрослого. Непослушание может быть одной из стратегий поведенческой для привлечения внимания взрослого.
Дети так устроены: что им лучше плохое, отрицательное внимание со стороны родителей, чем никакого вообще.

Э то бывает у детей сверх-занятых родителей или детей, которые много времени проводят вне дома, школы-пансионы, детский сад полного дня, и вот они приходят со своего детского full tim"а и им нужно внимания, а по-нормальному они его привлечь не умеют или может быть взрослые не реагируют.

Ведь когда ребенок себя хорошо ведет можно заниматься своими делами, а когда не слушается по неволе обращаешь на него внимание и это непослушание.
Непослушание, как привлечение внимания, должно быть очень верно оценено родителями.
Если за это непослушание родитель наказывает или отвергает эмоционально, не видя зерна, то, во-первых, ребенок себя будет вести таким же образом, чтобы привлечь хоть какое-то, но внимание, а во-вторых, ощущение недолюбленности будет храниться.
Ребенка, который себя ведет неправильно в такой ситуации нужно не отвергать, а найти момент, когда он ведет себя каким-то нормальным образом и приласкать, поговорить, почитать, побыть с ним.
  • Еще может быть непослушание третьего вида (первый вид, как мы выяснили - кризис, второй - недостаток внимания) - это борьба за власть с родителями.
Очень часто ребенок, начиная в возрасте с 2-х половиной лет и до семи, начинает выяснять кто главный в семье.
Тут непослушание - это открытое неповиновение.
Ребенок не находится в кризисе, он просто хочет, чтобы все было, как хочет он. Он хочет распространить свое мнение. Тут нужна совершенно другая реакция. Это непослушание, что называется должно быть отбито.
Ребенок развивается нормально, когда знает, что взрослый в семье главный.

И если это непослушание намеренное, борьба с авторитетом мамы или папы ему нужно показать, что вызов понял, вызов принял, границы есть, границы на замке. Непослушание этого рода взывает к тому, чтобы в семье были четкие границы дозволенного, что можно, а что нет.

Если отказывается есть, капризничает за столом, норовит опрокинуть тарелку?

Для начала смотрим какая из причин поведения может здесь быть. Я еще не сказала о четвертой причине непослушания, которая очень характерна для маленьких детей - это просто физическая усталость .

Когда мы видим ребенка дошкольника или младшего школьника с его миллионом занятий нужно первым делом определить вменяем он или нет сейчас, в рабочем ли он диапазоне, или он устал, голоден, перевозбужден, до того, что он плохо себя контролирует.
У детей этот порог, когда он устает быстро настает. Усталость такая шквальная. Невменяемый ребенок бывает часто после прогулки, во время обеда, перед сном или вечером.

Если это капризы от усталости можно даже покормить, если ради привлечения внимания, то надо сказать, чтобы быстро доел, а потом пойдем читать книжку, если капризы проявления борьбы за власть (при условии, что он вменяем, получил достаточно внимания), нужно сказать, что если еще раз кидаешь тарелку ты уходишь из-за стола, непоевши.
Основное правило по отношении к плохому поведению для взрослого: не подключаться к эмоциональной волне ребенка, не начинать вибрировать в том же ритме.
Если ребенок пищит, верещит, а дети это делают очень заразительно, так что любому взрослому тоже хочется закричать.
Очень важно не включаться и не отвечать на равных.
Помните, как в этой речке утром рано утонуло два барана. Важно не раздражаться, не отвечать на каприз криком, повышаете тон, знайте -это не работает, это не воспитательная мера.

Ситуация:
ребенок по отношению к сверстникам проявляет агрессию, может взять и стукнуть машинкой ребенка на площадке без всякой причины.
Чем это объяснить и что с этим делать?
Существуют варианты родительского поведения в такой ситуации. Для того, чтобы выбрать правильный вариант, необходимо верно оценить ситуацию.
Может, этот ребенок детей видит редко и на площадках почти не бывает.
В те редкие моменты, когда его туда приводят, он просто не знает, что с детьми делать. И от большого желания общаться и не умения просто бьет машинкой.
Такого ребенка постепенно окультуривать, приучать к каким-то нормам поведения, принятым, непринятым.
Может быть, ребенок проявляет агрессию, полученную в семье, он ее выплескивает или переадресовывает.

Например, переадресовывает агрессию, которая у него к младшему брату, дома ему не разрешается, а тут он на чужого ребенка.
Или берет пример из кино, где большие и взрослые дяди делают «бух» и «бах». И он подражает образцам, увиденным с телеэкрана. У нас огромное количество агрессии, наведенное масс-медиа. Это огромная агрессия, о которой все уже устали говорить специалисты по развитию и врачи.
Считается, что маленький ребенок до совершеннолетия с телеэкрана видит 18 тысяч убийств, не говоря уже о выворачивании внутренностей, перерубании конечностей. И только одно это может порождать агрессию.
Сначала мы в плохом поведении видим причину, называем ее для себя, а уж потом - реагируем.
Это возможно любому включенному взрослому, не реагировать на раздражение раздражением, а посмотреть почему это дите себя так ведет.
Алгоритм поведения взрослого может быть таким : Если ребенок еще дошкольник, его нужно из ситуации, в которой агрессивное поведение возникает, извлечь.
Просто взять на руки или за руку и отвести в сторонку.
Пока дерущийся ребенок находится в непосредственной близости от того, кого он колотит - он собой не владеет, его нужно извлечь.
Ребенку нужно сказать, спокойно и властно, желательно глядя прямо в глаза: « я тебе так делать не разрешу. Я никому не разрешу бить тебя и тебе не разрешаю бить». И дальше не отвергая ребенка, сказать ему: «ты ведешь себя как совсем маленький» - это самое действенное.
«Ты плохой мальчик и я тебе руки замажу зеленкой» - такие комментарии не работают. Надо сказать, что ты ведь такой хороший, что ты так плохо сделал.

Есть такой род плохого поведения, когда на самом деле то, что взрослые воспринимают как агрессию, агрессией не является - это те моменты, когда дети бурно возятся.
И им это ситуация не дискомфортна. Это такая возня, как щенки возятся и если спросить, что вы дрались? Они могут сказать, что нет, мы играли. Для взрослого может казаться это дракой, поэтому нужно смотреть и вступать в эти детские столкновения, только когда вас позвали. Это если о мальчиках, потому что взрослым, которые за них отвечают они всегда кажутся слишком шумными, слишком агрессивными.
Ситуация: в семье не один ребенок, и один может обижать систематически другого. Ведь бывает такое. Причина кроется в отношении родителей к детям или еще в чем-то?
Многие маленькие девочки не могут и день прожить без вредничания или поддевания друг друга, то маленькие мальчики, братья с небольшой разницей в возрасте не могут прожить без потасовки.
Родителям нужно остро реагировать на агрессию, когда у детей неравные силы.
Когда один ребенок явно обижает более слабого или же обижает младенца, который не на что не может ответить, он в пеленках лежит.
Бывает что это дело рук родителей, потому что выделение более любимого ребенка приводит к тому что у нелюбимого появляется агрессия по отношению к любимчику. Она может годами проявляться, в течении всей жизни иногда. Может быть так, что не поделили взрослого. Взрослые не выделяют любимчика, а тот кто был первенцем, кто был долгое время единственным не захочет уступать маму-няню-бабушку-папу.
Дети делят место под солнцем, то есть около взрослого.

В общем -то агрессию в семье, особенно от старшего к младшему идущую нужно жестко очень контролировать и запрещать еще в самом начале.
С самого начала надо сказать, что нет, я не позволю тебе бить малыша, что вы оба мои дети и я тебе этого не разрешу. Это такая забытая мера - слово родителя, сказанное со властью. Хорошо еще поймать взгляд ребенка, говорить все без раздражения. Если вы сорвались в раздражение и крик, то дело пропало. Ребенок только поймет, что в этот момент родитель его не любит.
«В нашей семье никто никого не бьет», - должно быть сказано спокойно и со властью. Агрессия может быть также если ребенок видит стычки между родителями эмоциональные или какие-либо еще. Конечно, он будет моделировать это родительское поведение.

Есть такой закон семейной механики - нельзя просить того, чего сам не выполняешь.
Если родители склонны к повышению голоса и ребенок тоже будет покрикивать на младшего или ровесников в саду.
Если папа распускает руки, и физические наказания детей в гневном и неспокойном состоянии родителей в семье не редкость - то возникнет лестница агрессии папа бьет старшего, старший бьет младшего, младший бьет кошку.
Ситуация : маленький ребенок в ответ на какой-то запрет в истерике кидается с кулаками на маму. Не то что бы в драку, конечно, но машет кулачками в рыданиях. Как правильно себя вести маме?
Это как раз поведение, свойственное критическим периодам развития, когда тот самый негативизм. То, как реагируют родители, зависит от их воспитательного подхода в целом.
Родители либеральные, которые боящиеся ограничить творческую свободу личности стараются минимально ограничивать любые проявления чувств и желаний ребенка, в частности и агрессивные.

И если мама будет пасовать и растерянно смотреть, говоря, что же ты делаешь, то мне кажется это не совсем нормальная родительская реакция.
Т. е. это одна из первых границ, которых ребенку нужно освоить, когда он начал говорить, активно входить в мир, что на взрослого и на младшего и на девочку, например, нельзя подымать руку. Эта граница сама в сознании ребенка не возникает. Здесь требуется своеобразное давление и работа со стороны взрослого. И есть вещи, которые надо детям запрещать, как говорилось выше - спокойно и со властью. Вообщем-то ребенка, который может поднять руку на маму, то надо спокойно (это ключевой момент), а если спокойствия нет не надо делать ничего, перехватить руку ребенка и сказать, что маму бить нельзя, взрослых бить нельзя, ты еще этого не понимаешь.
«Ты можешь бить ровесников, но маму не можешь, ведь мама тебе не ровесница и не подружка». Надо донести до сознания ребенка, что родители не обижают, а воспитывают, даже если это иногда обидно.
Обычно кулачками много машут те, кто не умеет выражать свои чувства словами. Слова кончаются, начинаются учить действия.

Нужно с самого начала учить ребенка выражать словами свои чувства.
Например, он бьет ровесника, и не хочет останавливаться. Инстинктивный мамин ответ - крик.
Но вместо крика в ответ надо говорить: «ты очень рассердился и даже хочешь меня ударить». Тем самым вы облекаете те чувства в слова, которые он пока еще облечь не может. И вы перехватываете, но все равно не разрешаете, граница должна быть.
Если драчун не унимается, то хороший способ - это time out, временное прекращение контакта и общения с ребенком.

Тайм-аут - это не наказание, а передышка. На это время следует отправить ребенка в свою комнату или на специальный стульчик - скамейку штрафников со словами: «Ты будешь здесь сидеть, пока не придешь в себя".
. Конечно, если это не тридцатиметровое жилище, а если дом нормальных размеров, надо отправить в его комнату и сказать, что пока ты ведешь себя так побудь один, а потом надо поставить точку.

Ребенок очень быстро живет, быстро забывает, но надо уметь мириться даже с маленькими детьми.
Бывает, что взрослый продолжает дуться, а ребенок уже все равно в другом месте, в другом времени.
Нужно уметь поставить точку; ведь бывает еще вербальная агрессия, что-то типа, а ты, противная мама уйди. Должно быть это все разобрано в нейтральное время, а не когда ребенок себя плохо ведет.
Потому что когда он машет кулачками он в процессе, он не слышит, доступ к нему закрыт. Время небольшое, не день, не 2, а час, 2, подойти и сказать, что не надо махать кулаками на маму, зачем ты это делал, ведь ты же маму любишь. Он же действительно любит маму. У маленького ребенка бывает, что сначала он машет кулачком, а через минуту ластится, как котенок.
Нужно поддерживать одно положительное, ласковое поведение и отгораживать другое.

Если маленькие братья дерутся отчаянно, но дружны в то же время, надо ли с этим бороться или просто ждать, когда подрастут и угомонятся?
Мне кажется, правило в семье должно быть такое: что если взрослый может не вмешиваться, если его не зовут, конечно, понятно, что чутким ухом он контролирует шум в детской, но там может быть очень шумно, и это не дискомфортно для детей.
Правило может быть таким: пока дети не позвали родителей- "до первой крови," что называется - взрослый не вмешивается, но если взрослый вмешался хуже должно быть обоим. Не в коем случае нельзя при вмешательстве в драку наказывать кого-то одного, нельзя вставать в роль третейского судьи: кто первый начал, а он чем двинул - это вещь бесконечная, тогда вам придется постоянно работать арбитражным судьей.

Есть емкое название этого педагогического приема: "сажать в одну лодку" , даже если известно кто виноват.
Если же дети понимают, что никому не выгодно, чтобы мама или няня пришли разбираться, то количество эпизодов будет сокращаться, а если начнется жаление пострадавшего, вынесение на вид, поиски виноватого, то это будет как снежный ком, все больше и больше.
Цитирую маму семилетнего мальчика: «Ой, наш Алик такой злой, так бьет других. Мы это давно знаем, но что же тут поделаешь…» Произносится с гордостью и улыбкой. Что можно сделать? (Для начала наверное, надо маму к психологу отвести?)
Надо понимать какой подтекст, маму действительно нужно отправить к психологу, как и значится в вопросе. Потому что в этом эпизоде на лицо такая вещь, то что по видимости не выгодно маме на самом деле ей нравится.
Тут расхождение текста и подтекста. Ребенок чувствует внутреннюю мамину гордость за свои действия.
Зачем это нужно маме мальчика об этом можно только догадываться.
Бывает так, что папа очень мягкий и она в дерущемся мальчике видит мужчину, бывает что ей нравится какой ребенок необыкновенный, разные могут быть причины.
Но если взрослый негативное поведение ребенка внутренне поддерживает, то бороться с ним бесполезно, потому что вывод на лице.
Бывает родители говорят, что он такой неуправляемый, такая необыкновенная личность и в этом тоже слышится восхищение. Это тот вариант, когда бесполезно что-либо делать. Или папа, который включен в воспитание, гордится неуправляемостью мальчика говорит, что он такой же как и я, а я пробился. Любые специалисты, няньки, включенная мама бесполезны, потому что ребенок на внутреннем уровне получает подтверждение своей стратегии поведения. И он будет так себя вести.

Видя такое поведение ребенка в семье взрослому надо задаться вопросами:
а) зачем и почему он так себя ведет,
б) кому в расширенной семье, кроме ребенка такое поведение выгодно и нужно, такой парадоксальный вопрос.
И только третий вопрос - что можно с этим сделать?
Потому что только в некоторых случаях, особенно если речь идет о детях старше трех лет иногда бывает что отсутствие реакции, когда плохое поведение ребенка ударяется в пустоту, не в попустительство, а отсутствие реакции тут очень показательно.

И всегда отрицательно влияют крики и раздражение в ответ .
Есть такая восточная мудрость, что раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает.
Раздражение не дает результата. Можешь поорать, чтобы выпустить пар это вполне такое нормальное явление для взрослого, но не воспитание.

И последнее, что можно сказать о плохом поведении .
Непослушание - как детская аллергия начинается с чего-то одного.
Если плохое поведение рождает наказание и яркую эмоциональную реакцию мамы, то в следующий раз в зону плохого поведения попадет больший круг явлений, моментов, реакция мамы усилится.

Усиление негативной реакции родителей усиливает неправильное поведение ребенка .
К психологу обычно попадают в такой ситуации, когда родители уже в этом кругу наказаний, запретов и криков и ребенок по каждому из этих пунктов ведет себя неправильно.

И существует только один парадоксальный способ выхода из тупика: надо найти что-то хорошее и начать за это хвалить.
Итак, с одной стороны ребенку нужны границы поведения, четкие границы, что можно, а что нет, а с другой стороны, надо что-то что может их поддерживать и наказание в плохом поведении не работает.
Работает лишение поощрения.
А плохое поведение нужно систематизировать и классифицировать.
Есть такое понятие как нормативный конфликт - это так называемые грабли, на которые каждый раз наступает "наш бледнолицый друг".
В одно и то же время возникают похожие ситуации, например, при одевании или при сборах в школу, из-за дня в день, похожие обстоятельства это и есть нормативный конфликт. Что может очень сильно подтачивать жизнь семьи, усиливать негатив, когда один орет, другой подключается, надо внимательно посмотреть есть ли такие стереотипные нормативные конфликты и понять почему.
И нормативный конфликт лучше всего предубеждать, менять сложившуюся форму поведения, нужно прогнозировать, когда у вашего ребенка наступают периоды непослушания. Если взрослый готов к плохому поведению, то реакция у него уже интересная, другая совершенно.

Обычно плохое поведение вызывает сложные чувства у родителей и это такой бермудский треугольник, потому что ребенок не слушается и родитель думает, что он плохой воспитатель, родитель, потому что он не справляется с ребенком. Здесь заложен парадокс, потому что быть хорошим родителем не значит иметь ребенка, который всегда ведет себя идеально, это то, на что мы влиять не можем, с каждым годом все больше. Мы можем расширять наш спектр ответов, реакций и быть, как бы готовым наорать, а сделать что-то поинтересней. И главное, что помнить, это то, что кричащий ребенок это не удар по вашему авторитету. У всех людей, даже психологов, сапожник-то всегда без сапог, очень талантливых родителей дети кричат, просто потому что они дети, у них много критических периодов, кроме того у детей до 3,5 лет вообще в нервной системе преобладает возбуждение над торможением, вообще нужна спокойная, мудрая реакция на то, что называем плохим поведением, а не слепое отчуждение.

Екатерина Бурмистрова
для журнала "Меню-магазин"

Ребенок - это развивающаяся личность, интересы которой необходимо уважать. Родитель ответственен за жизнь, здоровье и благополучие своих детей, но он может лишь мягко направлять, деликатно советовать и скрыто манипулировать, ни в коем случае не склонять к послушанию агрессией. Насильственные меры не дают эффекта и ломают психику. Во все времена актуален вопрос недопонимания между ребенком и взрослым. Надо заметить, что сейчас мамы стали более грамотными и мудрыми, так как могут найти решение практически любой проблемы в интернете. Психологи поделились своими наблюдениями, а мы расскажем вам про то, как добиться послушания ребенка и как вести себя в конфликтных ситуациях, чтобы не навредить.

Почему ребенок не слушается родителей?

Основные причины непослушания детей:

  • возможно, вы возложили на ребенка непосильный груз ограничений и предъявляете к нему слишком много требований;
  • ребенок растет и в процессе развития его психика преодолевает несколько кризисов, может быть причина упрямства в стрессе от такого перехода (психологи выделяют ряд критических моментов, когда высок риск бунтарства - 1 год, 3 года, начало обучения в школе, подростковый период и переходный возраст);
  • негативное действие слово “нельзя” - если его употреблять слишком часто, то он будет плохо действовать на поведение, лучше его исключить из лексикона, заменив на рекомендации (говорить “нельзя” нужно редко при возникновении большой опасности);
  • если нет послушания, то вполне вероятно, что мама и папа действуют неразумно, непоследовательно, поддаются своим перепадам настроения и эмоциям, мало изучают своего ребенка и детскую психологию;
  • некоторым детям позволено абсолютно все, и это приносит печальные плоды, поэтому все же должны быть некие рамки поведения, за которые ни при каких условиях нельзя переходить (из-за вседозволенности и удовлетворения любого каприза дети в один прекрасный момент выходят из под контроля);
  • отсутствие авторитета родителя - такое может иметь место из-за того, что ребенок наблюдает полное несовпадение слов взрослого с его действиями, поэтому если что-то обещаете (как поощрение, так и наказание), то делайте это, в противном случае не говорите этого;
  • нередко ребенок живет в большой семье, где у взрослых разные идеалы и отличается мировоззрение, вреден сильный контраст между требованиями к ребенку от мамы и папы или родителей и бабушек с дедушками (то есть губителен тот факт, когда одни жестко воспитывают, а другие явно балуют, в этой ситуации малыш может запутаться, например, маме и бабушке вредно тайком разрешать ребенку то, что запрещено папой, тогда у ребенка сложится ошибочный стереотип, что маму можно слушаться, а папу не обязательно);
  • элементарное неуважение родителей к ребенку, ведь ему необходимо хоть в чем-то самовыражаться и иметь собственное мнение, делать выборы;
  • развод родителей - эта ситуация может сильно пошатнуть психику ребенка, хоть это заметно и не сразу, он мучается от чувства вины, может быть упрямым, вести себя непредсказуемо и устраивать скандалы на пустом месте;
  • возможно, ребенок мстит взрослому, ведет невербальный диалог при помощи поступков, бросает вызов;
  • систематические конфликты в семье - ребенок копирует модель поведения взрослых, а также всеми возможными способами борется за то, чтобы на него обратили внимание (часто в период конфликтов в семье, внимание полностью переключается на выяснение отношений, а ребенок уходит на задний план и остается заброшенным, что очень вредно);
  • ребенок учится самоутверждаться и заявлять о себе в этом мире, он пытается манипулировать мамой и папой, проявляя свою, как ему кажется, состоятельность;
  • часто жалуются на непослушание родители таких детей, которые ничем не заняты в жизни, ведь если ребенок не реализуется в искусстве, спорте, хобби, то у него остается много нерастраченной энергии;
  • постоянная демонстрация родителями, друзьями, родственниками истеричного поведения - ребенок в высокой долей вероятности скопирует эту модель и заберет с собой в свою взрослую жизнь;
  • привычка родителей кричать на ребенка - в этом случае, его восприятие сильно снижается, крик неэффективен с педагогической точки зрения, непослушание от него только усилится плюс ребенок будет жить в состоянии фонового стресса.
ошибки в воспитании детей ведут к непослушанию

Как вести себя родителям с непослушными детьми?

Поощрение и наказание

Следует хвалить и наказывать ребенка по факту, то есть за сильные нарушения, он получает большие санкции, а за незначительные - малые санкции. То же и с поощрением.

Полезно смастерить дома что-то вроде доски почета, где вы будете ежедневно, хотя бы в течение недели, отмечать моменты послушания ребенка и также фиксировать все его пакости. Например, дела, которые вам запомнились, можно обозначать при помощи кружочков разного цвета или каких-либо символов, рисунков, наклеек.

Когда позитивные значки будут преобладать над отрицательными заметками, ребенок получает награду. Если наоборот больше негатива, то он может лишиться сладостей, мультиков или игры в гаджет на один день (это не слабое наказание, а серьезная утрата, поэтому разумно использовать такой способ наказания). Так он отследит связь между своим поведением и последствиями.

Доверие и контакт

Стройте с ребенком не напряженные, а доверительные отношения. Такая модель лучше жесткого авторитарного воспитания. В таком случае ребенок безбоязненно задаст все вопросы и будет доверять в ответ, не будет опасаться родительского гнева. Всегда разговаривайте и старайтесь договориться со своими детьми, обсуждайте все проблемы и происшествия. Здесь необходимо упомянуть, что любому ребенку очень нужна ласка и физический контакт со взрослым.

чтобы ребенок слушался родителей, необходимо вовремя хвалить и разумно наказывать его

Внимание и понимание

Даже если ваш рабочий график слишком плотный, и у вас много друзей, уделяйте детям больше внимания. Вашу усталость как рукой снимет при живом общении с ребенком. Поймите, что надо делать акцент не на проведенных вместе часах и днях, а на качестве вашего общения.

Если совсем нет времени, то выделите ровно полчаса, но в это время полностью сосредоточьтесь на продуктивном общении с ребенком, держите с ним тесную связь, позитивно разговаривайте и улыбайтесь.

Дети нередко становятся непослушными при взрослении. Может иметь место отрицательное влияние его окружения. Будьте рядом в тяжелые моменты, когда ребенок пытается самовыражаться за счет домашнего противостояния и бунтарства. Всегда поддерживайте и будьте готовы оказать помощь.

В разговоре отделяйте ребенка от его негативных поступков. То есть вы должны донести, что вы его в любом случае любите и всецело принимаете, а недостойное поведение является просто плохим поступком, но не его плохой чертой или частью характера.

Если вы утратили доверие взрослеющего ребенка и понимание между вам отсутствует, необходимо наладить отношения. Не лезьте в душу и не навязывайтесь. Начните больше интересоваться его жизнью. Постарайтесь понять и изучить то, к чему тянется он. И говорите о том, что несовпадение мнений и интересов людей - это абсолютно нормально, зато вам будет о чем поговорить и что обсудить.

Авторитет и пример родителей

Чтобы ребенок хорошо развивался и считал нормой подчинение родителям, будьте последовательны и разумны в вашей речи, поступках и требованиях. Для этого постоянно занимайтесь саморазвитием, читайте умные книги, изучайте психологию, основы НЛП, учитесь понимать и убеждать окружающих, тренируйте умение влиять на людей, вам это очень пригодится в общении с детьми.

Авторитет родителя выражается в том, что если он дал обещание, плохое или хорошее, то обязательно его выполнит. Если же действия будут расходиться со словами, тогда ребенок перестанет слушаться, зная, что вы бросаете слова на ветер и не делаете сказанного. Когда не уверены в себе, то лучше не давайте обещаний. Эту же плохую привычку пустословия ребенок может унести в свою взрослую жизнь.

Подавайте желаемый пример. Если вы требуете от ребенка дисциплины, то будьте дисциплинированы сами. Учите силе воли - проявляйте ее сами. Ребенок все это увидит на деле. Говоря о вреде курения, алкоголя, сквернословия или недостойного поведения, пользе спорта, правильного питания, аккуратности, подтверждайте это своей жизнью.

дети берут пример со взрослых, поэтому родителям следует вести себя достойно

Правильная реакция на истерики

Огромное количество родителей обеспокоены тем, что у ребенка периодически случаются истерики. Причем, он обычно выходит из себя в самый неподходящий момент, когда находится в общественном месте, например, в супермаркете.

Знайте, что истеричность может являться одним из проявлений расстройства психики или неврологических проблем. Необходимо обследоваться у врачей. Если нарушений не выявлено, значит, истерики - это стопроцентное следствие неправильного воспитания.

Подумайте над своим поведением, вы что-то делаете не так. Подстраивайтесь под ребенка, стараясь скорректировать его поведение. Изучите глубже вопрос, как вести себя при детской истерике, чтобы не усугубить, а исправить сложившуюся ситуацию. Если истерики - это последствие ошибок в воспитании, то все это обратимо, если вы постараетесь, то сможете отучить ребенка так себя вести.

В момент, когда начинаются крики, слезы, падения на пол, стук кулаками и прочее, сохраняйте полное спокойствие. Если истерика случилась в людном месте, то на корню пресекайте попытки сердобольных посторонних взрослых вмешаться в ситуацию и успокоить вашего ребенка. Такие моменты ухудшат положение.

Ваша задача - сменить обстановку, дождаться окончания плача, затем абсолютно непоколебимым спокойным голосом поговорить с ребенком. На маленьких детей отлично действуют отвлекающие маневры - просто переключите внимание на что-то очень интересное и предмет переживаний будет забыт.

Например, если ребенок еще не умеет кушать сам, но очень хочет это делать, роняя еду на пол, то может протестовать против того, чтобы вы его кормили. В таком случае возьмите куклу, любую другую игрушку, которую можно покормить, пусть ребенок займется этим. А вы потихоньку кормите его, пока он занят.

Если ребенок категорически не желает слышать ваши объяснения про то, что вы сейчас не можете купить определенную сладость или игрушку, то не обращайте внимание на крик. Поддавшись один раз, вы закрепите привычку выпрашивать все плачем. При истерике демонстрируйте равнодушие, и в то же время желание помочь. Но помните, вы должны быть непреклонны.

Простые речевые манипуляции

Не используйте слово “нельзя” и частицу “не”. Например, когда вы говорите “не бегай”, “не кричи”, “не прыгай” и подобное. Так говорить неэффективно, так как наше сознание фильтрует такие слова. Лучше замените на другие указания.

При общении с девочкой, важно объяснить все подробно и в красках, эмоционально говоря о своих чувствах и потребностях. А при общении с мальчиком, вы должны максимально кратко и четко сказать о том, что требуется сделать в данный момент. Но это универсальная рекомендация, на деле же все очень индивидуально.

Не делайте многократного повторения своих просьб. Произносите требование один раз и точка. Далее должно следовать наказание. Причем, не забывайте объяснить, за что ребенок был наказан. Так вы приучите ребенка слушаться с первого раза.

Если вам не удается привлечь внимание ребенка, он упорно вас игнорирует, то подключите свою хитрость. Попробуйте говорить с ним необычно, например, шепотом или выстройте свои слова в песенку. Меняйте тембр и скорость речи. Попробуйте донести информацию, используя не слова, а понятные жесты и яркую мимику.

Чтобы выстроить гармоничные взаимоотношения со своим ребенком, любите его и помните, что говорил доктор Комаровский. Он справедливо упоминал в своих передачах и статьях, что “стая не идет за детенышем”, напротив, ребенок должен жить по правилам, установленным в этой семье мудрыми взрослыми, а не диктовать свои правила. Вы несете за него ответственность, у вас больше знаний.

Ребенок должен идти туда, куда его ведут опытные и умные взрослые, привыкнуть слушаться с малолетства. Помните, что запрет должен оставаться запретом, несмотря на истерики.

Не делайте из ребенка домашнего бога, бесконечно жалея его, будьте строги, спокойны и справедливы, тогда вырастите дисциплинированную и самодостаточную личность с сильным стержнем внутри.



Рассказать друзьям