Праздничный праздник. Православный, церковный праздник

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Нерабочие праздничные дни

Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:

  • 1-6 и 8 января - новогодние каникулы;
  • 7 января - православное Рождество;
  • 23 февраля - День защитника Отечества;
  • 8 марта - Международный женский день;
  • 1 мая - Праздник Весны и Труда;
  • 9 мая - День Победы;
  • 12 июня - День России;
  • 4 ноября - День народного единства.

Как правило, при совпадении субботы или воскресенья с праздничным днем выходной переносится на следующий за ним рабочий день. Для рационального использования выходных и праздничных дней, по особому решению правительства, могут происходить и другие переносы: например, если праздник приходится на вторник, то понедельник иногда делают выходным, а предыдущую субботу - рабочей. Также, выходной может быть перенесен на любой другой дней года.

В праздничные дни закрыты офисы большинства компаний и многие музеи, однако крупные магазины обычно работают, но по особому графику.

Другие общенациональные праздники и памятные даты

Обычно широко отмечаются, но не являются нерабочими:

  • 25 января - Татьянин день (день студентов);
  • 1 апреля - День смеха;
  • 12 апреля - День космонавтики;
  • 24 мая - День славянской письменности и культуры;
  • 1 июня - Международный день защиты детей;
  • 8 июля - День семьи, любви и верности;
  • 22 августа - День Государственного флага Российской Федерации;
  • 1 сентября - День знаний;
  • 5 октября - День учителя;
  • 12 декабря - День конституции России.

22 июня - День памяти и скорби. В этот день вспоминают начало Великой Отечественной войны, на телевидении и радио не транслируются развлекательные передачи.

Кроме этого в России обычно отмечаются так называемые профессиональные праздники, посвященные специалистам разных сфер деятельности. Например, 10 февраля поздравляют дипломатических работников, 19 марта - моряков-подводников, 27 апреля - нотариусов и т. д.

Праздники регионов России

Субъекты Российской Федерации имеют право провозглашать собственные праздники и выходные дни.

Так, в Башкортостане, Татарстане, Адыгее, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Чечне - в регионах, где проживает большое количество мусульман, нерабочими праздничными днями являются:

  • Курбан-байрам - праздник окончания хаджа в Мекку, отмечается в 10-й день 12-го месяца Зуль-хиджа по исламскому календарю (даты каждый год сдвигаются, так как, в отличие от григорианского календаря, считающего год по обороту Солнца вокруг Земли, исламский ориентирован на фазы Луны);
  • Ураза-байрам - праздник в честь окончания поста в священный месяц Рамадан, отмечается в 1-й день месяца шавваль.

В Республике Якутия все отдыхают в языческий праздник "Ысыах" - торжество в честь лета и возрождения природы (отмечается между 10 июня и 25 июня, дата каждый раз назначается специальным указом).

В республиках Бурятии и Калмыкии люди не работают во время буддийского торжества Цаган Сар: наступление нового года и начало весны празднуют в январе-феврале в день новолуния.

Также в большинстве субъектов РФ нерабочим праздником является день, посвященный образованию каждой из республик.

Эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования . Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым - от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в - Постной и Цветной.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

  • епископ Александр Милеант
  • Ю. Рубан
  • Праздники Рождественского цикла Ю. Рубан
  • Двунадесятые праздники прот. Александр Мень
  • Тропари двунадесятых праздников

Праздники христианские

Праздники христианские - определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл - воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии - реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда - исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов - (минейного) и (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n - 13 дней, - для XX-XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) - до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять - «двенадцать») (см. ). , как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, - преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник - Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники - прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные - на Западе, западные - на Востоке (Василий Великий - Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается (букв. «праздниковедение») - вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»

7 ноября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 7 ноября

Мучеников Маркиана и Мартирия

День памяти чтеца Маркиана и иподиакона Мартирия, служивших в Константинопольском соборе. Были приговорены к смерти еретиками-арианами.

Святые мученики Маркиан и Мартирий служили в Константинопольском соборе. Маркиан был чтецом, а Мартирий иподиаконом; оба они несли также послушание в качестве нотариев, то есть секретарей Патриарха Павла Исповедника (память 6 ноября). Еретики-ариане изгнали и тайно казнили праведного Патриарха Павла, а кафедра его была передана еретику Македонию. Еретики пытались привлечь святых Маркиана и Мартирия на свою сторону лестью, предлагали золото, обещали архиерейские кафедры. Но все усилия ариан были тщетны.

Тогда нечестивцы угрожали опорочить их перед императором, запугивали пытками и смертью. Но святые твердо исповедовали Православие, завещанное отцами Церкви. Маркиан и Мартирий были приговорены к смерти. Перед смертью мученики вознесли ко Господу горячую молитву:

«Господи Боже, создавший невидимо сердца наши, устрояющий все дела наши, приими с миром души рабов Твоих, ибо мы умерщвляемся за Тебя и вменились как овцы заколения (Пс. 32, 15; 43, 23). Мы радуемся, что такой смертью исходим из сей жизни ради Твоего Имени. Сподоби же нас быть причастниками вечной жизни у Тебя, Источника жизни».

После молитвы мученики с тихой радостью преклонили главу под мечь нечестивых (†около 355 года). Святые тела их были благоговейно погребены православными христианами. Позднее, по указанию святого епископа Иоанна Златоуста, мощи святых мучеников были перенесены в специально построенную церковь. От многих недугов исцелялись здесь верующие по молитвам святых, во славу Единой Живоначальной Троицы.

Преподобных Мартирия, диакона, и Мартирия затворника, Печерских

Считается днем памяти двух Мартириев. Первый, диакон Печерский, обладал даром изгнания бесов и исцеления от болезней. Второй подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIII-XIV вв. Останки святых почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах.

Преподобный Мартирий, диакон Печерский, в Дальних пещерах (ХIII-ХIV). Его святое имя вспоминается в 7-й песни канона преподобным Дальних пещер. Здесь прославляются его трудолюбие, праведность и сердечная чистота, а также дар изгнания бесов и исцеления недугов. Память отмечается также 28 августа и во 2-ю неделю Великого поста.

Праведной Тавифы Иоппийской

Церковь чествует святую Тавифу, принадлежавшую к христианской общине в Иоппии. Была воскрешена из мертвых апостолом Петром.

Добродетельная и милосердная женщина из христианской общины в Иоппии, праведная Тавифа шила одежду и своими руками зарабатывала себе на пропитание, а также «творила милостыню»: шила для бедных сирот и вдовиц. Вот, пожалуй, и всё, что мы знаем о жизни святой. Кажется, искусная рука Промысла Божия преднамеренно оставила нам лишь эти тонкие очертания образа исторической Тавифы. Всего лишь несколько строк из «Деяний святых апостолов» (9: 36–42). Но и этого оказалось достаточно, чтобы Церковь прославляла святую как «небесномудрую ученицу и благоутробия Божия одушевленную икону». Достаточно, чтобы по ее смерти вопль отягченных горем вдовиц заставил апостола Петра войти к умершей и силой Божией возвратить ее к жизни, сказав: «Тавифа, встань!» (Деян. 9: 40)…
Мужество мучеников, крепость подвижников – всё это близко каждому христианину в силе терпения и молчания.

А святая молчала. Она не дерзала брать на себя бремя учительства, не решалась на апостольские труды, только «во смирении глубоце дела милосердия творила, от самых лишь близких знаемая». Служила тем, что имела, что дал Бог. Не тяготилась обществом, не печалилась скромностью своих трудов, просто была благодарной. И это то, что более всего поражает в жизни любого святого, – удивительное умение молчать в ответ на самые неблагоприятные обстоятельства, на самые неудобные случайности. Смиренное принятие происходящего как должного и благодарение за всё посылаемое от Бога – ответ сильных не мира сего. И здесь главная сила – не судить, не пытаться вместо Бога решать, что мне в жизни более полезно, где я могу принести больше пользы. В конечном итоге именно это молчание придает смысл всем подвигам и трудам праведника. Оказывается, высота апостольской проповеди, мужество мучеников, крепость подвижников пустыни – всё это совершенно близко каждому христианину в силе терпения и молчания, в силе признания Бога Хозяином нашей жизни.

Праведная жизнь святой Тавифы в этом смысле являет для нас особо вдохновенный пример.

«Радуйся, жено небесномудрая и богоприятная… Радуйся, ангельским ревнующая чином… Радуйся, яко тебе ради процвела Иоппия древняя… Радуйся, небесных добродетелей богосиянный столпе…» – восклицает церковный песнописец.

Стоит только задуматься, что эти слова сказаны в честь простой женщины, смиренно помогавшей ближним своим рукоделием! «Печальных сострадание тихое…» – так обращается Святая Церковь к праведной Тавифе. И в одной этой фразе отображено величие подвига святой. Не придавая особого значения своим трудам, не дерзая учить и наставлять, она кротко исполняла заповеди Спасителя по отношению к тем, кто был рядом. И этим «непорочным житием, закона исполнением евангельскаго, благоплодная явилася в доме Божии маслина» и «содейственница учеником Спасовым»! Велико молчание праведника!

В конце времен одни будут говорить о величии своих дел …и в ответ неожиданно услышат:

«Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».

Другие же будут молчаливо ожидать приговора Творца. И ответ Бога будет поразительным:

«Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».

Здесь мы встречаемся с удивительной закономерностью духовной жизни. Оказывается, что в конце времен одни с уверенностью будут говорить о величии своих дел, совершаемых «именем Христовым», вопрошая Создателя:

«Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» Но в ответ неожиданно услышат: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 22–23). Другие же, напротив, стыдясь ничтожности своей жизни, будут молчаливо ожидать приговора Творца. И ответ Бога на их молчание будет поразительным: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25: 34).

В жизни праведной Тавифы величие подвига христианской жизни по Богу проявляется с особой ясностью. «Радуйся, Тавифо, сосуде, благодати исполненный!» – обращаются чтущие память святой. Тем самым снова и снова подтверждается самый существенный закон жизни: рядом с Богом нет ничего худого, ничего незаметного, бесполезного, но всё, принятое от Него с простотой сердца и смирением, достойно самого высокого звания – участника вечности, сына Всевышнего! Напротив же, каким бы благовидным и добродетельным ни казался подвиг, как бы ни превозносило общество тот или иной геройский поступок, авторитет – всё это без Бога не стоит ровным счетом ничего, потому что для вечности оно бесполезно!

Парад 1941 года в Москве

День воинской славы России - День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год) , отмечаемый в нашей стране ежегодно 7 ноября, установлен Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России».

Проведение военного парада на Красной площади в Москве в 1941 году, в день 24-й годовщины Октябрьской революции и в самые трудные для страны дни Великой Отечественной войны, имело большое военно-политическое значение, оказало моральное воздействие большой силы на боевой дух войск, способствовало эмоциональному подъему и укреплению веры в окончательную победу у народов страны. Несмотря на то, что столица была на осадном положении.

Накануне парада к советскому народу с речью обратился И.В. Сталин, речь вождя вызвала у слушавшей страны невероятный подъем патриотических чувств и желание победы над фашистскими захватчиками.

По силе воздействия на ход дальнейших событий сам парад на Красной площади приравнивают к важнейшим военным операциям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В тревожные и тяжелейшие для страны дни начала войны парад продемонстрировал всему миру несгибаемый дух и волю народа к победе. Репортаж о нем вел известный советский радиокомментатор и журналист В.С. Синявский.

С парада на главной площади страны бойцы Красной Армии уходили прямо на фронт (Фото: mil.ru)

Всего в параде участвовало 28 467 человек, в том числе: 19 044 пехотинцев (69 батальонов), 546 кавалеристов (6 сабельных эскадронов, 1 тачаночный эскадрон); 732 стрелка и пулеметчика (5 батальонов), 2165 артиллеристов, 450 танкистов, 5520 ополченцев (20 батальонов). Вооружение и военная техника были представлены 296 пулеметами, 18 минометами, 12 зенитными пулеметами, 12 малокалиберными и 128 орудиями средней и большой мощности, 160 танками (70 БТ-7, 48 Т-60, 40 Т-34, 2 КВ), 16 тачанками. В воздушном параде планировалось и участие 300 самолетов. Однако из-за сильного снегопада и пурги воздушный парад был отменен.

Парад 7 ноября 1941 года имел большой общественный резонанс, несмотря на пургу в небо были подняты истребители, Красная площадь находилась в зоне обстрела. С парада на главной площади страны бойцы Красной Армии уходили прямо на фронт, который был всего в нескольких километрах, и люди поверили, что в этой жестокой войне можно победить.

К тому же этот военный парад получил широкий международный резонанс и вызвал восхищение и уважение к советскому народу и его армии, способствовал укреплению международного престижа СССР. О чем писали многие иностранные газеты. А для немцев стал полной неожиданностью и произвел деморализующее впечатление на врага.

Сегодня в честь исторического военного парада проводится торжественный марш (Фото: mil.ru)

С 2003 года в Москве на Красной площади ежегодно в честь исторического военного парада красноармейцев 7 ноября проводится торжественный марш с участием ветеранов Великой Отечественной войны, курсантов военных училищ, школьников, студентов и различных творческих и патриотических коллективов. По традиции, одной из кульминационных точек является небольшая театрализованная инсценировка, а в заключении - праздничный концерт для ветеранов.

Крейсер «Аврора» - символ Октябрьской революции (Фото: Alexey Seleznev, Shutterstock)

Ежегодно 7 ноября в России отмечается памятная дата - День Октябрьской революции 1917 года .

Формально этот праздник, учрежденный в 2005 году, на самом деле имеет в нашей стране давнюю историю и знаком любому человеку, родившемуся и воспитанному в Советском Союзе. До 1991 года 7 ноября был главным праздником СССР и носил название - День Великой Октябрьской социалистической революции.

В течение всей советской эпохи 7 ноября был «красным днем календаря», то есть государственным праздником, который отмечали не только особым цветом в ежедневнике, но и обязательными демонстрациями трудящихся, проходившими в каждом городе страны. История этого праздника закончилась с распадом Советского Союза и развенчанием коммунистической идеологии.

В современной России праздник был переименован сначала в День согласия и примирения (с намеком на необходимое примирение сторонников разных идеологических взглядов), а затем и упразднен вовсе. Впрочем, в некоторых бывших республиках СССР он продолжает существовать и по сей день: в Кыргызстане 7 ноября остается выходным днем и государственным праздником, а в Беларуси получил новое название - День Октябрьской революции, - но по-прежнему отмечается.

В России 7 ноября перестало быть праздником, но вошло в перечень памятных дат. Соответствующий закон был принят в 2005 году. Это решение можно считать справедливым: несмотря на спорную идеологическую подоплеку бывшего праздника, сложно отрицать значение этой даты в истории страны. Восстание в Петрограде в 1917 году, завершившееся социалистической революцией, предопределило все дальнейшее развитие не только России, но и многих других государств мира.

Для тех, кто изучал историю уже в современной России и, возможно, уделил недостаточно вниманию этой вехе, стоит напомнить. В ночь с 7 на 8 ноября (по новому стилю, а по старом стилю это произошло с 25 на 26 октября) 1917 года в Петрограде произошло восстание. По сигналу, которым стал выстрел крейсера «Аврора», вооруженные рабочие, солдаты и матросы захватили Зимний дворец, свергли Временное правительство и провозгласили Власть Советов, которая просуществовала в нашей стране 73 года.

Как известно, 17 ноября 1948 года легендарный крейсер - символ Октябрьской революции - был выведен из состава флота и поставлен на вечную стоянку у Петроградской набережной в Ленинграде.

Памятник В.И. Ленину в Бишкеке (Фото: wikipedia.org)

7 и 8 ноября объявлены в Кыргызстане официальными праздничными Днями истории и памяти предков , о чем соответствующий Указ подписал президент Республики 26 октября 2017 года.

До начала 1990–х годов 7 ноября - День Великой Октябрьской Социалистической революции - был главным праздником Советского Союза (в состав которого входила Киргизская ССР), и отмечали его в СССР целых два дня - 7 и 8 ноября. Все эти годы День 7 ноября - «красный день календаря» - отмечался военным парадом и демонстрацией трудящихся на центральной площади, площадях областных городов. Но история праздника закончилась с распадом СССР.

Инициатива возвращения праздника в независимом Кыргызстане принадлежит парламентской фракции партии коммунистов Республики. Закон был принят в конце 2001 года и впервые праздник, как День Великой Октябрьской Социалистической революции, был отмечен 7 ноября 2002 года и с тех пор проводился ежегодно.

Традиционно в этот день, на площади Бишкека имени В.И. Ленина (Старая площадь), площадях областных центров проходили митинги, организованные партией коммунистов Кыргызстана и Коммунистической партией Кыргызстана с возложением цветов к памятникам Вождю мирового пролетариата.

В 2003 году памятник Ленину, установленный в 1984 году на центральной площади «Алатоо» в Бишкеке, был перенесен на Старую площадь перед зданием парламента. Там же восстановлен мемориал, посвященный 50-летию образования Киргизской ССР - на четырех отреставрированных стелах закреплены ордена, которыми награждена республика в советское время.

26 октября 2017 года президент страны подписал Указ «Об установлении Дней истории и памяти предков» на 7 и 8 ноября. В документе объясняется причина изменения названия праздника.

«7 ноября 2017 года исполняется 100 лет Великой Октябрьской социалистической революции, изменившей ход истории и весь последующий мировой порядок , - говорится в указе. - Для многих народов, вовлеченных в начале ХХ века в орбиту влияния России, это событие имело судьбоносный характер. Вслед за национально-освободительным восстанием 1916 года Октябрьская революция создала кыргызскому народу предпосылки для возрождения собственной государственности… Однако в последние годы вместе с осознанием исторических ошибок, допущенных в советский период, эта дата утрачивает значение ».

К тому же киргизский народ в годы сталинских репрессий понес большие потери, и 8 ноября ежегодно отмечалось в стране как День памяти жертв политических репрессий, а 2017 год ознаменовал их 80-летие.

Поэтому и решено было привязать красную дату к другим, не менее важным, по мнению руководства Республики, событиям: «Объективно оценивая и отдавая должное позитивным изменениям, произошедшим в жизни народа Кыргызстана в советский период развития, необходимо также помнить трагические страницы истории. В последние годы видные представители отечественной исторической науки рассматривают исторические события первой половины XX века в Кыргызстане в неразрывной связи между собой. В целях объективной исторической оценки национально-освободительного восстания и трагических событий 1916 года, Февральской и Октябрьской революций 1917 года, уроков и наследия советского периода развития, последствий политических репрессий XX века, а также отдавая дань памяти предкам, постановляется объявить 7 и 8 ноября ежегодно отмечаемыми Днями истории и памяти предков ».

Мавзолей Хабиба Бургибы в городе Монастире (Фото: Lyubov Timofeyeva, Shutterstock)

Ежегодно 7 ноября в Республике Тунис отмечается государственный праздник - День новой эры (New Era Day) или День обновления (Renewal Day) .

Тунисцы отлично помнят, как в субботу, 7 ноября 1987 года, в 6 часов 30 минут радио неожиданно прервало концерт популярной ливанской певицы Фейруз и сообщило, что 84-летний пожизненный глава государства Хабиб Бургиба (Habib Bourguiba) смещен со своего поста, который «отец нации» занимал со Дня провозглашения республики в 1957 году.

В связи с этим политическим переворотом 7 ноября в Республике отмечается государственный праздник - День новой эры (New Era Day) или День обновления (Renewal Day).

Операцию по смещению Бургибы осуществила без единого выстрела группа видных государственных деятелей во главе с премьер-министром Зин аль-Абидином Бен Али. Он же слегка взволнованным голосом зачитал свое обращение к нации, известив соотечественников о том, что данное решение принято в соответствие с 57-й статьей Конституции и на основе медицинского заключения о состоянии здоровья престарелого Президента.

Так завершилась эра Хабиба Бургибы, который любил повторять, что такого человека, как он, будет нелегко заменить. В Тунисе началась эра Бена Али, продлившаяся почти четверть века.

В ночь с 13 на 14 января Россияне отмечают Старый Новый Год - праздник, непонятный для многих иностранцев. Никто толком на может сказать – чем же Старый Новый Год отличается от традиционного, привычного всем Нового Года? Конечно, со стороны казалось бы, дело только в расхождении дат. Однако, все мы относимся к Старому Новому Году как к вполне самостоятельному празднику, способному нам продлить очарование Нового года. А, может быть, впервые его почувствовать, ведь обстановка бывает разная, но в э этот день праздник более спокойный, нет суеты, так свойственной празднику 1 января.

Есть две причины появления уникального Нового Года - изменение даты начала Нового года на Руси и упрямство Русской Православной церкви, не пожелавшей перейти на Новый стиль.

История Старого Нового Года

В языческие времена Новый год отмечался на Руси 22 марта – в день весеннего равноденствия, и связано это было с земледельческим циклом. С принятием христианства на Руси византийский календарь начал понемногу вытеснять старый, и теперь уже Новый год начинался 1 сентября. Долгое время еще сохранялся разнобой, и в некоторых местах Новый год продолжали отмечать весной. Только в конце 15 века на Руси официально определили начало Нового года – 1 сентября.

По указу Петра I в 1699 г. Новый год был перенесен на 1 января по старому стилю, то есть на 14 января по новому стилю. После революции в 1918 г. большевики «упразднили» еще 13 дней в году, которые составляли разницу между нашим летосчислением и европейским.
Так образовались два празднования Нового года - по новому и старому стилю.

Церковь про Старый Новый Год

Обычай встречать Старый Новый Год в ночь с 13 на 14 января в России связан с тем, что Русская православная церковь продолжает встречать и Новый год, и Рождество Христово по юлианскому календарю, разнящемуся пока с общепринятым григорианским календарем на 13 дней. Но уже с 1 марта 2100 года эта разница составит 14 дней. С 2101 года Рождество и Старый Новый Год в России будут отмечаться на день позже.

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что Русская православная церковь пока не намерена вносить коррективы в свой календарь. «Действительно, разница между юлианским и григорианским календарями увеличивается на один день каждые 100 лет, когда число сотен в году от Рождества Христова не является кратным четырем. И если Господь позволит существовать этому миру еще 100 лет, тогда православные будут праздновать Рождество 8 января, а Старый Новый Год встречать в ночь с 14 на 15», - сообщил Чаплин.

По его словам, не следует придавать большого значения календарным различиям. «Григорианский календарь тоже не вполне точен, поэтому Русская православная церковь продолжает пользоваться юлианским календарем», - пояснил Чаплин.

«Если и может быть найдено согласие в календарных спорах, то только после разработки нового, абсолютно точного календаря», - заключил представитель Московского Патриархата.

Для многих верующих людей Старый Новый год имеет особое значение, поскольку от души отпраздновать его они могут лишь после окончания Рождественского поста, во время Святочных гуляний.

Мнения ученых про Старый Новый Год

Старый Новый год - ненаучная дата , считают астрономы. Однако и действующий календарь, не является идеальным, считают специалисты Астрономо-геодезического общества России. По их утверждению, строгая механика движения планет заставляет людей вносить изменения в летоисчисление. Юлианский календарь, действовавший в нашей стране до 1918 года, на 13 суток отстает от григорианского, по которому живет Европа. Дело в том, что Земля оборачивается вокруг своей оси не ровно за 24 часа. Дополнительные к этому времени секунды, постепенно набегая, складываются в дни. К началу двадцатого столетия они превратились в 13 суток, которые и составляли разницу между старой юлианской и новой григорианской системами. Новый стиль более точно отвечает законам астрономии.

По мнению доцента кафедры астрофизики МГУ Эдварда Кононовича, главное, чтобы календарь точно отражал положение Земли по отношению к Солнцу. Сегодня существует немало энтузиастов, предлагающих собственный вариант отсчета времени. Их предложения в основном связаны с изменением традиционной недели: некоторые предлагают сделать неделю из пяти дней или вообще обойтись без недель, а ввести десятидневки. Однако идеальных предложений, с точки зрения науки, пожалуй, нет - к такому выводу пришли специалисты разных стран, изучая заявки на изменение летоисчисления, поступающие даже в ООН. Ученые считают нецелесообразным проводить сейчас какие-либо реформы календаря.

Празднование Старого Нового Года

И все-же, не обращая внимание на то, что этот день, к сожалению, даже не является выходным, популярность Старого Нового Года растет. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, количество желающих праздновать Старый Новый Год уже перевалило за 60%. Среди тех, кто собирается отмечать «старый» Новый год – большинство учащихся и студентов, рабочих, предпринимателей, домохозяек и в целом лиц моложе 40 лет, со средним специальным и средним образованием, с относительно высокими доходами.

Традиции на Старый Новый Год

Этот день в старину носил название Васильева дня, и имел решающее значение для всего года. На Васильев день отмечали праздник земледелия, который связывали с будущим урожаем, и совершали обряд обсевания – отсюда название праздника «овсень» или «авсень». Этот обряд отличался в разных регионах страны: например, в Туле дети рассыпали по дому яровую пшеницу, при этом произнося молитву о богатом урожае, а хозяйка потом собирала её и хранила до времени сева. Украинские обряды отличались весельем, плясками и песнями.

И ещё был своеобразный обряд – варение каши. В новогоднюю ночь, в 2 часа, старшая из женщин приносила крупу из амбара, а старший мужчина приносил воду из колодца или реки. Трогать крупу и воду до тех пор, пока печь не истопится, было нельзя – они просто стояли на столе. Затем все садились за стол, и старшая из женщин начинала размешивать кашу в горшке, произнося при этом определённые ритуальные слова – крупа обычно была гречневая.

Потом все вставали из-за стола, а кашу хозяйка ставила в печь – с поклоном. Готовую кашу доставали из печи и внимательно рассматривали. Если горшок был просто полным, а каша - наваристой и рассыпчатой, то можно было ждать счастливого года и богатого урожая – такую кашу наутро съедали. Если каша вылезала из горшка, либо горшок трескался – это не сулило хозяевам дома ничего хорошего, и тогда ожидали беды, а кашу выбрасывали. Вот такая была программа – либо на беды, либо на процветание, и неудивительно, что она часто реализовалась – ведь в неё верили всерьёз.

Интересен обряд хождения по домам, чтобы угощаться блюдами из свинины. В ночь на Василия гостей непременно надо было накормить пирогами со свининой, варёными или запечёнными свиными ногами и вообще любыми блюдами, в которые входит свинина. На стол также обязательно ставили свиную голову. Дело в том, что Василия считали «свинятником» - покровителем свиноводов и продуктов из свинины, и верили, что если в эту ночь на столе будет много свинины, то эти животные будут плодиться в хозяйстве в изобилии, и приносить хозяевам хорошую прибыль. Вот эта примета гораздо позитивнее обряда с кашей, особенно для рачительных и трудолюбивых хозяев. Удивительно звучная и складная поговорка: «Свинку да боровка для Васильева вечерка» тоже способствовала настрою хозяев на экономическое процветание и изобилие.

А вот традиция лепить на Старый Новый год вареники с сюрпризами появилась не так давно – никто точно не помнит, где и когда, однако её с удовольствием соблюдают во многих областях России. В некоторых городах их лепят почти в каждом доме – с семьёй и друзьями, а потом устраивают весёлое застолье и едят эти вареники, с нетерпением ожидая, кому и какой попадётся сюрприз. Это шуточное гадание особенно нравится детям. Даже на работу приносят с собой вареники, чтобы развеселить знакомых и сослуживцев; и на местных пищевых предприятиях часто выпускают такие вареники – именно под Старый Новый год.

В России отмечаются государственные, профессиональные, международные, народные, церковные (православные), необычные праздники.

Наиболее важные даты:

  • Новый год
  • Рождество
  • День защитника Отечества
  • Международный женский день
  • Праздник Весны и Труда
  • День Победы
  • День России
  • День народного единства

Государственные праздники России провозглашаются в честь знаменательного исторического события в жизни страны. Они устанавливаются указом президента РФ. Некоторые из них объявляются выходными днями. Нерабочие праздничные даты перечислены в ст. 112 Трудового кодекса России. В эти дни проводятся официальные торжественные мероприятия, поднимается государственный флаг.

Профессиональные праздники России устанавливаются в знак признания заслуг специалистов разных сфер деятельности. Большинство из них закрепляется указом президента страны либо другим нормативным актом и отмечается на государственном уровне. Некоторые носят неофициальный характер.

Международные праздники имеют общемировое значение. Они отмечаются по всей планете. Устанавливаются международными организациями: ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ и др.

Церковные (православные) праздники - дни воспоминания священных событий из жизни Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи или почитания памяти святых.

Народные праздники - духовное наследие предков. Большинство из них связано с событиями церковного календаря. Некоторые возникли во времена язычества. Народные праздники имеют богатые интересные традиции, обычаи и приметы.

Необычные праздники - события, которые отличаются оригинальностью: посвящены изобретениям, забавным предметам, сказочным персонажам и т.п.



Рассказать друзьям