Вижу слышу чувствую. Уважай, люби все, что есть на Земле - это чудо

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Я предпочитаю то, что можно услышать, увидеть, изучить.

Древнегреческий философ Гераклит

Скажите, пожалуйста, а откуда мы с вами каждый день, каждый час, получаем информацию об окружающем мире? Как мы узнаем, например, какая сегодня погода? Правильно – можно выглянуть в окно и увидеть , светит ли солнце или идет дождь, как одеты другие люди, идут ли они неспешно, подставляя лица солнышку, или кутаются в шарфы и воротники. Можно включить радио и услышать , как диктор рассказывает о погоде на сегодня. Можно выйти на балкон или на улицу и почувствовать холод или тепло, ветер или влажность. А можно влезть в Интернет или открыть газету и из соотношения некоторых цифровых и словесных обозначений (температура воздуха +3 градуса по Цельсию, относительная влажность 85 %, ветер 3–6 метров в секунду, атмосферное давление 786 миллиметров ртутного столба) также составить для себя некоторое представление о сегодняшней погоде.

Таким образом, каждый человек для связи с миром пользуется сенсорными репрезентативными системами – т. е. системами, состоящими из сенсорных анализаторов, воспринимающих информацию (это глаза, уши, кожные рецепторы и т. д.), и нейронных путей, передающих эти сведения в закодированном виде к соответствующим участкам коры головного мозга для их окончательной переработки, использования и хранения.

Сенсорных репрезентативных систем выделяют три:

Визуальная - все, что можно увидеть. Любые зрительные образы относятся к визуальной системе. Эта система равнонаправленная и одновременная, к тому же самая быстрая (представить себе любой образ можно практически мгновенно).

Аудиальная - звуки. Музыка и шум дождя, скрежет железа по стеклу и голос близкого друга – все это относится к аудиальной системе восприятия. Система эта более медленная (скорость звука меньше скорости света), пошаговая и последовательная. Чтобы убедиться, попробуйте, например, вспомнить третий куплет песенки «В лесу родилась елочка». Не получится, пока не прокрутите в памяти первые два.

Кинестетическая - это запах и вкус, тепло и холод, прикосновение и движение плюс любые ощущения тела. Система эта самая медленная, ведь на то, чтобы войти в состояние, требуется время

Выделяют также аудиально-дигитальную систему, или внутренний диалог, которая оперирует не сенсорной информацией, а только ее кодами в виде слов и цифр. Часто внутренний диалог выступает так же, как оценочная речь человека (хорошо – плохо, правильно – неправильно).

Сенсорные репрезентативные системы являются своего рода фильтрами восприятия. Используя их в той или иной последовательности, человек создает собственную репрезентацию , т. е. отражение реальности.

«Правители воспринимают мир посредством шпионов, как коровы – посредством обоняния, брамины – посредством священных книг, а остальные люди – посредством собственных глаз и ушей».

Каутилья, индийский философ III в. до н. э.

Споры о том, какой канал для человека лучше и полезнее – визуальный или кинестетический, аудиальный или дигитальный, абсолютно бесплоден. Каждый тип человеческой психики прекрасен по-своему. В каждом есть что-то уникальное.

Только визуалы могут увидеть всю прелесть окружающего мира. Рассмотреть в деталях красоту природы и человеческих лиц. Представить, как все замечательно будет выглядеть в будущем...

Только кинестетики способны почувствовать всю глубину человеческих эмоций. По-настоящему пережить общение с близким человеком. Ощутить близость горячего дыхания, силу объятий, мягкий вкус губ...

И, наконец, только дигиталы способны здраво и рационально сделать нужные умозаключения, найти нужные формулировки, выстроить слова во фразы, спокойно оценить все плюсы и минусы.

В каждом канале есть свои достоинства. В каждом канале свое волшебство. Своя правда.

Все мы можем слышать, видеть и чувствовать, но большинство людей пользуется в основном одной системой для создания собственной картины мира. По способу восприятия людей можно (очень условно, разумеется) разделить на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов .

У студентов на тренингах часто возникает вопрос – а как понять, какой канал у собеседника ведущий? Как отличить визуала от аудиала, а дигитала от кинестетика? Как выявить собственные предпочтения?

Сенсорные предпочтения легко «прочитываются» и в речи, и в манерах, и даже во внешнем облике человека.

Визуалы, как правило, говорят быстро, часто употребляют слова вроде «видите ли», «рассмотреть вопрос со всех сторон», «ясные перспективы»... Чаще всего им свойственно худощавое телосложение и резкие, порывистые движения. Очень любят элегантно одеваться и тщательно следят за своей наружностью.

Аудиалам свойственна привычка говорить много и охотно. Темп речи несколько медленнее, с выразительными переходами и модуляциями. У них часто бывает красивый и мелодичный голос, завораживающий собеседника. Любимые слова «послушай(те)!», «звучать в унисон», «как уже было сказано».

Кинестетики - люди, приверженные к телесным удовольствиям. Любят много и вкусно покушать, из-за чего часто имеют избыточный вес. Говорят медленно, голос низкий. В одежде больше всего ценят удобство, а потому способны носить любимый свитер лет десять. Любимые слова – все, что относится к чувственной сфере. Тут будет и «теплый прием», и «принимать близко к сердцу», и «твердые основания», и «мороз по коже».

Дигиталы сами по себе категория достаточно загадочная. Сто лет назад в нашей цивилизации этого типа людей фактически не было. Это «изобретение» нашего времени и отчасти советской эпохи. Это единственная система, которая работает не с окружающим миром, а разговаривает сама с собой. В этом ее большой минус. Человек перестает реагировать на сигналы внешнего мира, а делает все согласно своим внутренним инструкциям. В повседневной жизни оперирует цифрами и оценочными категориями, любит ссылаться на экспертные мнения. Чаще всего работает программистом или бухгалтером, большую часть времени проводит в виртуальном пространстве и на окружающий мир почти не обращает внимания.

Ведущий канал человека может меняться со временем. Если вы, к примеру, встретили друга, который пять лет назад был кинестетиком, любящим вкусно поесть, скорее всего, он им и остался. А вот если увидели приятеля по детскому саду – то возможны изменения.

Если у человека ведущая система визуальная – это совсем не означает, что он ничего не слышит и не чувствует. Просто одной системой он пользуется чаще и охотнее. Она у него ведущая . В ней он проводит большую часть времени. Здесь он находит больше всего различий и тонкостей. Этот вариант коммуникации с миром у него самый любимый.

Как и многие великие вещи, каналы восприятия человека (внутренние языки человеческого мозга и их влияние на общение) были открыты случайно. Один психолог услышал от своего пациента фразу, которая показалась ему смешной: «Я вижу, что вы говорите». Фраза эта показалась американцу по фамилии Бендлер забавной, и он решил предположить, что человек создал образы из его слов. В этот же вечер на группе студентов, с которыми он занимался в психологическом кружке, был поставлен эксперимент. Каждого студента он попросил рассказать о цели, зачем он пришел на группу. Если в речи человека было много слов-ощущений, ему выдавали желтую карточку. Если слов-звуков – зеленую. Студенты, отдававшие предпочтения словам-образам, были маркированы красными карточками.

Разделив таким нехитрым образом группу на три части, Ричард Бендлер предложил объединиться в пары и поболтать обладателям карточек одной масти. А после этого побеседовать с кем-нибудь из представителей «другого цвета». Почти всем студентам найти взаимопонимание во второй раз было значительно сложнее, чем в первый.

К сожалению, у людей, использующих разные сенсорные каналы, действительно нередко возникают сложности в понимании и общении. К примеру, если вы привыкли воспринимать мир преимущественно через зрительные образы, а ваш собеседник – через ощущения тела, ваши оценки одного и того же предмета или явления могут быть совершенно различны.

Наташа Ростова прогуливается с поручиком Ржевским по осеннему саду. Она мечтательно смотрит на иссиня-черную воду пруда, в котором плавают два белоснежных лебедя.

– Скажите поручик, а вы бы хотели, как эти лебеди, плыть куда-то вдаль по черной речной глади...

– Бр-р! Наташа! Голым задом в холодную воду! Нет уж, увольте-с!

Сенсорные предпочтения – важный критерий для приобретения любых товаров. Так, визуалам важно, чтобы вещь (причем неважно, какая именно – хоть пылесос, хоть автомобиль) была красивой и эстетично выглядела, а для кинестетика главное – удобство. Дигитала же вполне могут убедить цифры и технические характеристики. Если продавец, рассказывая о товаре, предлагая померить, пощупать или понажимать кнопочки, «попадает» в основной канал покупателя, его слова будут восприняты с пониманием, а если нет – любая, даже тщательно подготовленная и выверенная презентация вызовет только раздражение.

Особенно много вопросов из-за несовпадения стилей мышления возникает при воспитании и обучении детей. Если проверить на сенсорные предпочтения первоклассников, то выяснится, что большинство из них кинестетики. Познавать окружающий мир руками, ногами, ртом для них намного проще, чем глазами и ушами, а тем более – логически. Визуальный канал у детей, как правило, начинает развиваться несколько позже, к средним и старшим классам. Все бы ничего, но у нас как школьное, так и вузовское образование построено на дигитально-визуальной системе. Ощущать, осязать в нашей школе фактически нечего. К тому же естественная для здорового ребенка подвижность и непоседливость, мягко говоря, не приветствуется. Получается, что на «родном» языке с детьми разговаривать никто не хочет (а часто и не может) и им, для того чтобы избежать неодобрения взрослых, надо перестраивать собственные модели восприятия мира. Те, кто этого не может или не хочет, школьную программу усваивает плохо и за ней просто не поспевает – кинестетика гораздо медленнее всех прочих систем. Большинство умных слов для таких детей – тарабарщина. На них быстро вешают сначала ярлык «отстающих», потом «тупых» и на этом успокаиваются. О том, что на самом деле «тупым» в этом случае гораздо правильнее считать учителя, который просто не смог перевести знания со своего языка на язык ребенка – никто не думает.

Моя тетя в школе преподавала физику. О сенсорных каналах она скорее всего не имела понятия, но педагогом была хорошим. И понимала, как нужно объяснять физические термины и понятия. И ее понимали. Ее дети из года в год занимали первые места на школьных олимпиадах. А родители «тупых» учеников из других школ приводили их к тете для того, чтобы она «объяснила».

Кстати, у нее «тупых» в классе не было. Я несколько раз приходил к ней на уроки и с удовольствием слушал, как она рассказывает. Во-первых, у нее был очень мелодичный голос, который приятно было слушать. Во-вторых, на стенках и на доске постоянно висели плакаты с картинками, на которых все можно было рассмотреть. В-третьих, на каждом уроке она давала упражнения на действия, чтобы можно было на себе прочувствовать, пусть и в игровой форме, тот или иной физический закон – силу тяжести или преломление света.

Кстати, у нее не было даже мыслей о том, что ребенок может что-то не понять или быть к чему-то не способным. При этом подчеркиваю, она работала с инвалидами.

Существует прямая связь между сенсорной гибкостью и хорошей коммуникацией. Чем лучше вы понимаете других людей и чем лучше они понимают вас, тем быстрее вы добьетесь успеха.

В нашей стране чуть более 140 миллионов людей. Многие думают, что все эти миллионы говорят на одном языке. Если это так, то почему же люди друг друга не понимают?

Способность понимать мысли других людей гораздо важнее физики или математики. Она нужна каждому человеку, нужна каждый день, нужна дома и на работе. Она помогает человеку жить. Но почему-то в школьной программе этого предмета до сих пор нет. В институтской – тоже. Как бы вы отнеслись к предложению ввести во всех школах преподавание языка хинди и при этом в корне запретить обучать русскому? Между тем фактически так и происходит.

После рассказов о каналах восприятия люди часто спрашивают: «А зачем этим заниматься? Может, стоит ограничиться тем, что дала природа? Тем более что жизнь коротка, а науки необъятны». Подтекст этих вопросов такой: «Нам лень этим заниматься, особенно если это не принесет быстрых и ощутимых результатов».

На самом деле нам стоит развивать свою сенсорную чувствительность и умение жить в разных каналах, потому что это помогает общению с другими людьми. Если вы говорите с человеком на одном языке – вам с ним легче договориться.

В заключение хочется предостеречь читателя от навешивания ярлыков. Это, конечно, было бы очень удобно, но человек сложнее и интереснее любых шаблонов. Для воздействия на его мышление нужно больше гибкости, изобретательности и внимания к обратной связи.

Ведущая репрезентативная система может зависеть от контекста. Дигитал на работе, ночью в постели с женой может переквалифицироваться в кинестетика. Кинестетик, придя на балет, может переключиться в визуальный или аудиальный канал.

И потом, человек существо хитрое. Оперирует информацией он обычно в одной системе, а решения принимает в другой. Если человек с ведущей визуальной системой будет выбирать, к примеру, машину, то он все тщательно рассмотрит, попридирается к цвету салона, к виду обивки, к тому, насколько гармонично расположена на передней панели магнитола, но решение может принять на основе ощущений.

В речи это будет звучать примерно так: «Я внимательно все рассмотрел и чувствую , что это то, что нужно».

Или, если сенсорная раскладка другая, может быть так: «Я попробовал эту машину в деле, почувствовал, как она на дороге, представил, как она будет выглядеть, и мне понравилось.

Или: «Послушав мнение соседей, я сказал себе: Надо покупать!»

Но главное, человек может сам не знать о своей внутренней стратегии (способе принятия решения, способе действия), но в речи он почти всегда об этом неосознанно скажет. Слова и мысли очень тесно связаны.


| |

Палитра чувств

ОСЯЗАНИЕ. Это чувство развивается первым и работает начиная с шестого месяца внутриутробной жизни. После рождения ощущения становятся конкретнее. Благодаря множеству рецепторов на коже младенец получает различную информацию: холодно, тепло, жестко, влажно, больно... Больше всего рецепторов находится на руках и губах. Кормление грудью помогает развитию связей между разными ощущениями: ребенок трогает мамино тело, пробует на вкус молоко, чувствует запах, слушает мать и иногда смотрит на нее. Начиная с 4–5 месяцев он ощупывает предметы руками, а потом засовывает их в рот. Прикасаясь к себе и посасывая пальцы рук и ног, ребенок познает свое тело. Шевелясь, получает представление о его размерах и учится производить движения: протягивает руку, чтобы схватить игрушку.

ЧУВСТВО РАВНОВЕСИЯ. Новорожденный не держит головку, тонус его мышц понижен. Благодаря вестибулярному аппарату он чувствует, что его держат, а позже сможет найти ориентиры в пространстве. Примерно в 6 месяцев наступает пик чувствительности к изменениям «гравитационных ощущений»: малыш начинает активно двигать головой. Чуть позже он принимается раскачиваться, переворачиваться на бок: голова меняет свое положение относительно туловища, стимулируя систему равновесия во внутреннем ухе. Вестибулярный аппарат часто работает «в паре» со зрением и окончательно созревает между 7 и 10 годами.

СЛУХ. Он тонок еще в утробе и почти совершенен при рождении. Новорожденный различает звуки низкие и высокие, знакомые и непривычные, родной язык и чужой, даже голоса. Он предпочитает высокие тона. В возрасте 1 месяца он вздрагивает от резких звуков. В 3 месяца – способен отыскать источник звука и повернуть к нему голову. В 5 месяцев приподнимает или поворачивает головку, когда слышит свое имя, даже если при этом в комнате довольно шумно. К шестому или седьмому месяцу наступает время лепета – это важный этап овладения языком. Нужно обязательно проверить слух ребенка, который не лепечет к 8 месяцам или делает это редко.

ЗРЕНИЕ. С первых часов жизни ребенок видит вас, если вы рядом или прямо перед ним. Все остальное – в сером тумане. Исследователи доказали, что младенец узнает лица и с первых недель жизни отличает папу и маму от других людей. Он любит движение: когда в поле его зрения перемещается какой-то объект, он часто фиксирует на нем взгляд, а потом следит за ним глазами и иногда поворачивает голову. Известны случаи, когда ребенок нескольких дней от роду протягивал ручки, чтобы прикоснуться к лицу человека, который улыбается или говорит с ним. В 4 месяца он пристально следит за медленно движущимся предметом. Он различает яркие цвета и некоторые оттенки: розовый и красный, например. Малыш способен оценить расстояние до игрушки. Начиная с 5–6 месяцев глаза помогают ему исследовать то, что он держит в руках. С течением времени его зрительные способности продолжают оттачиваться: он начинает воспринимать глубину пространства, расширяется поле зрения, его острота и так далее. И только в 10 лет зрительные возможности ребенка достигают уровня взрослого человека.

ВКУС И ОБОНЯНИЕ. Эти два ощущения тесно связаны. Обоняние играет важную роль с самого начала жизни малыша: новорожденный может узнавать запах своей амниотической жидкости. Во время кормления грудью он способен отличать материнское молоко от другого. Он идентифицирует запах матери начиная с третьего дня жизни. Если с ребенком часто занимается отец, он узнает и его запах. Обонятельные способности развиваются в обучении, тогда как вкус – дар врожденный. Это доказал исследователь Якоб Штайнер, который давал младенцам пробовать пищу четырех основных типов вкусов. Сладкое доставляло им большое удовольствие, а кислое и горькое вызывало отторжение. Из этого следует, что вкусовое восприятие рефлекторно. По мере того как пища становится более разнообразной, ребенок устанавливает все более тесную связь между вкусом и запахом. Его способности к их идентификации возрастают с опытом. Они очень разнятся от ребенка к ребенку, причем девочки, по всей видимости, более чувствительны к вкусам и запахам, чем мальчики.

От 0 до 4 месяцев

Есть контакт!
Новорожденный немного растерян после шока от появления на свет. Чтобы успокоиться, ему нужно соприкоснуться с вашей кожей, почувствовать ласку, услышать ваш голос. Известно, что ребенок слышит мать за несколько недель до рождения и отличает ее голос от других. Все это нужно для того, чтобы он сумел как можно быстрее найти свою маму и установить с ней прочнейший контакт. Ведь его физическое и психическое развитие активно продолжается и после рождения на свет. И для этого ему нужны другие люди, поэтому его сенсорные способности в первую очередь призваны установить контакт с теми, кто будет о нем заботиться.

Выстроить приоритеты
Когда младенец открывает глаза, он различает предметы лишь на расстоянии 20–35 см. Именно столько требуется, чтобы видеть мать, находясь у нее на руках. Дальше пространство размыто, еще дальше − пустота. То же с осязанием: поначалу новорожденный пользуется им лишь для того, чтобы ощущать, как мама его кормит, укачивает, щекочет. Он концентрируется на общении с ней. Органы чувств ребенка менее развиты по сравнению со взрослым. Лишние ему не нужны, и специальные механизмы это регулируют.

Все сразу

Долгое время считалось, что каждый из органов чувств у маленьких детей работает сам по себе. По логике, новорожденный должен двигаться от простого к сложному. Но это оказалось заблуждением. Способность поворачивать голову на звук или протягивать руку к близкому предмету дается от рождения. Это моторная реакция (восприятие − действие). Возможность глазами узнавать предмет, который ребенок прежде держал во рту или в руке, говорит о другой его способности: соотносить два ощущения − зрительное и осязательное.
Чтобы понять этот нюанс, представьте, что вы удерживаете в руке малыша погремушку и тихонько ею встряхиваете. Несколько лет назад считалось, что, хотя ребенок видит погремушку, слышит ее звук и прикасается к ней, три этих ощущения никак не связаны друг с другом в его сознании. Как если бы он воспринимал три разных предмета: один гремит, другой обладает видимой формой, а третий чувствуется на ощупь. Но в таком случае каким образом он через несколько недель осознает, что эти три ощущения относятся к одному и тому же объекту? Или в более общем смысле – что мир состоит не из раздробленных частей? Иными словами: это означает, что ребенок обладает большими возможностями, чем мы склонны его наделять. Он узнает погремушку, устанавливая связь между тем, что он видит, и тем, чего касается рукой или ртом.
Мир его ощущений более цельный, чем предполагалось прежде, и в то же время более сложный. Между гладким шариком и шариком с пупырышками ребенок выберет последний. Его интереснее полизать или поскрести. Расходуя в первые месяцы огромное количество энергии, младенцы много спят и быстро утомляются, поэтому чрезмерно стимулировать их активность просто бесполезно.

От 4 до 12 месяцев

Материал для исследований
Малышу от 18 до 20 недель, у него прибавилось энергии, поэтому он меньше спит. Приглядитесь к нему − он уже преодолел некоторый рубеж: умеет пользоваться ручками, машет ими, кладет их в рот себе и вам, когда вы говорите. Если показать ему какой-нибудь предмет, он пытается его взять. Покончено с врожденным хватательным рефлексом, когда его рука разжималась и сжималась помимо воли на всех предметах, которые приближались к ладони.

Возьму и укушу
Младенец пользуется глазами, ушами, пальцами и даже языком с конкретной целью − познать реальность. Чтобы понять принципы ее организации, строение предметов, их форму и цвет, нужно сравнить полученные данные с уже известными вещами. Но ребенку еще не с чем сравнивать. Он будет формировать свое представление о мире во время игр и общения, и в этом ему поможет умение координировать ощущения. Плюшевый мишка, кубик, ложка, кусок хлеба − словом, все, что оказывается в пределах его досягаемости, он хватает, встряхивает, переворачивает, стискивает, перекладывает из руки в руку и нередко засовывает в рот.
Выбирая, что бы отправить себе в рот, ваш малыш пользуется прежде всего глазами и иногда руками. С течением времени эта привычка проявляется все более явственно. Благодаря самым разным экспериментам развивается практический ум ребенка. Он запоминает, что его движения могут оказывать воздействие на окружающие предметы. И осознание этой способности вызывает в нем неутолимое желание все потрогать.

Его выбор
Все более умело перемещаясь в пространстве и расширяя поле зрения, он приобретает и больше возможностей для действий. Теперь ему нужно научиться выбирать. Малышу придется решать, схватить или отпустить тот или иной предмет, повернуть голову на шум или нет, положить в рот это лакомство или какое-то иное, и так далее. По каким критериям он это делает? Неизвестно, однако некоторые черты его будущего характера при ближайшем рассмотрении уже различимы. Он может отдавать предпочтение тактильным ощущениям (постоянно возиться с игрушками и книжками, передвигать с места на место предметы), предаваться созерцанию: сидя в манеже смотреть, как вы хлопочете по хозяйству… Некоторые дети больше доверяют ушам: они внимательно слушают шумы, музыку, сами издают звуки, все время что-то лепечут себе под нос. Но не стоит стараться причислиь малыша к конкретному типу: многие дети не имеют ярко выраженных предпочтений, их привлекает все сразу. В этом случае им нужно постоянно предлагать все новые и разнообразные игры и благосклонно реагировать на их часто меняющиеся пристрастия.


Все люди делятся на три большие группы: визуалы, аудиалы и кинестетики. Если попросить нескольких людей подумать о море, то один из них первым делом будет представлять себе синюю морскую гладь, пляж, волны; другой будет ассоциировать море с шумом прибоя; а третий вспомнит ощущение жгучего солнца и соленых брызг на коже.

Конечно, каждый человек наделен пятью основными органами чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом. Но выделяется три основных способа мировосприятия – это визуальный, аудиальный и кинестетический. И у каждого человека обязательно будет один доминирующий орган чувств. От того, как мы воспринимаем действительность, зависит очень и очень многое.

Вы когда-нибудь сталкивались с тем, что другой человек никак не мог посмотреть на проблему с вашей позиции? У вас бывали ситуации, в которых окружающие люди словно не слышали вас? Доводилось ли вам расстраиваться из-за того, что близкие люди не чувствовали ваших потребностей? Дело в том, что огромный процент людских ссор, разногласий, непониманий, противоречий и неудач связан именно с разницей мировосприятия у разных людей. Мы все, словно жители Вавилона, говорим на трех разных языках: визуальном, аудиальном, кинестетическом. И повышаем друг на друга голос, злимся, раздражаемся, когда нас не понимают другие. Впрочем, хватит страдать из-за своих особенностей и индивидуальности восприятия. Пора использовать их себе во благо. А для этого нам нужно узнать, кем мы являемся по способу восприятия и как нам использовать эту свою особенность. Ну а уж потом мы постараемся научиться говорить с каждым человеком на его языке.

Например, я аудиал. Еще в школе я могла до посинения штудировать учебники и не запоминать ни слова из прочитанного, а могла один раз услышать лекцию преподавателя и запомнить все сказанное, не сделав при этом ни одной записи. Моя мама – кинестетик. Она ничего не может понять и запомнить, пока не запишет это. Важнее всего для нее чувства и ощущения. А к какому типу относитесь вы?

Визуал. Воспринимает все происходящее вокруг на глаз

Во всем мире примерно 60% населения воспринимает все происходящее вокруг на глаз. Их ведущим органом чувств является зрение. Визуалы обычно сидят с прямой спиной и вытянутой шеей. Их взгляд часто бывает обращен вверх. Они не слишком глубоко дышат, а их голос часто бывает высоким и громким. Говорят они быстро, иногда резко. Визуалы организованны и опрятны. Они чувствуют себя крайне некомфортно, когда кто-то подходит к ним слишком близко, потому что хотят иметь хороший обзор.

Визуалов легко узнать по следующим характерным словам и выражениям:

«С моей точки зрения»

«Без тени сомнения»

«Это стоит у меня перед глазами»

«Мне кажется»

«Предстать в выгодном свете»

«Обрисуйте мне ситуацию»

«Смутная идея»

«Красивые слова»

Нет, это отнюдь не значит, что аудиалы или кинестетики никогда не используют подобных выражений! Просто визуалы употребляют их постоянно. Они вообще любят по любому поводу и без прибегать к визуальным характеристикам, вроде: «Блестящий, вглядываться, видеть, воображать, внешний вид, выглядеть, выставлять, зрелищный, замечать, изображать, казаться, мелькать, предвидеть, отражать, привлекательный, уродливый и т.д.». Порой, они начинают использовать свои любимые «визуальные слова» (или, как их называют в НЛП, предикаты) вне какой-либо логики. Так, например, мой молодой человек, типичнейший визуал, на вопрос «как дела» нередко отвечает «Блестяще», а когда его просят охарактеризовать ту или иную ситуацию, он может сказать что-то вроде: «Красивая история» или «Нарядная зарплата».

Вы визуал, если:

При принятии важных решений выбираете то, что выглядит для вас наилучшим образом.

В ходе дискуссии на вас больше всего влияет возможность видеть схему рассуждений другого человека.

По вашему внешнему виду легко понять, что происходит в вашей жизни.

На вас сильно влияют те или иные цвета.

Об окружающих людях вы часто судите по внешности, хотя и не раз слышали поговорку о том, что по одежке встречают.

Вы легко можете запомнить номер телефона, если увидите его записанным крупными цифрами, и вообще вы обладаете фотографической памятью.

Вы хорошо ориентируетесь на местности.

Аудиал. Воспринимает все происходящее вокруг на слух

Людей, воспринимающих мир на слух, примерно 20% от общего населения земного шара. Аудиалы дышат ровно и ритмично. Они обожают говорить, гордятся тем, что могут внятно излагать собственные мысли и, как правило, доминируют в разговоре. Хотя порой бывают и чересчур многословны. Нередко они сопровождают свои слова выразительной жестикуляцией, их руки при этом находятся на уровне лица.

Аудиалы частенько вступают в разговор с самими собой. Их взгляд обычно двигается из стороны в сторону. Некоторых людей раздражают эти «бегающие глаза». Ведь в нашей культуре человека, который отводит взгляд, обычно считают вруном. Но аудиалы не смотрят в глаза вовсе не потому, что лгут или скрывают что-то. Просто они очень чувствительны к звукам, и их взгляд непроизвольно может дергаться в сторону залаявшей в соседнем дворе собаки или грохочущей у соседей мебели.

Для аудиалов характерно использование следующих выражений:

«Я хочу быть услышанным»

«Для меня важно выражать себя»

«Детальный рассказ»

«Дать отчет о происшедшем»

«Я лишился дара речи»

«Озвучить мнение»

«По правде говоря»

«Поговорим по-мужски»

«Придержать язык»

«Слово за слово»

Таким образом, аудиалы чувствуют себя наиболее комфортно, произнося и слыша следующие предикаты: бесшумно, болтать, глухой, громко, мелодичный, поддакивать, тишина, резонанс, шумный, просить, рассказывать, слушать, неслыханный, отзываться и т.д.

Аудиалы по-своему воспринимают, обрабатывают и запоминают информацию. Когда я занималась на автомобильных курсах, одним из самых сложных упражнений для меня была «горка». По двадцать раз я въезжала на нее на старенькой «семерке», ставила машину на ручник, а потом никак не могла тронуться без того, чтобы не покатиться назад. Инструктор орал на меня благим матом: «Я же сказал, чтобы ты смотрела на стрелку тахометра! – вопил он. – Это же элементарно! Просто следи за оборотами! Давай еще раз». И я давала еще и еще раз, но ничего не получалось. Я уже было смирилась с мыслью о том, что не все созданы для того, чтобы быть водителями, как наш инструктор заболел. И на время его заменил очень молодой, робкий парнишка с гораздо меньшим стажем вождения, но с гораздо большим терпением. Первое, что он сделал, – попросил меня показать, как я выполняю «горку», на что я честно призналась, что понятия не имею, как этого вообще можно добиться.

– Понимаете, – сказала я, – сколько бы я ни смотрела на тахометр, я все равно не могу понять, когда отпускать ручник, а когда прибавлять газ. И ничего не выходит.

Молодой инструктор улыбнулся:

– Хотите верьте, хотите – нет, но я тоже не умею выполнять это упражнение по тахометру. Поэтому я все делаю на слух. Нужно просто закрыть глаза и вслушаться в гудение мотора, когда вы услышите, что машина начинает глохнуть, тут-то и нужно быстренько отпустить ручник и добавить газ.

Стоило мне попробовать прислушаться к мотору, как я действительно с первого раза уловила перемену в звуке двигателя, и упражнение получилось легко и непринужденно, словно само собой.

Этот случай вполне можно назвать классическим и очень показательным. Вот как знание своего доминирующего органа чувств помогает облегчить свою задачу.

Вы аудиал, если:

Принимая важные решения, выбираете то, что лучше всего звучит.

Ваше настроение легче всего определить по тону вашего голоса.

Вы любите объяснять что-либо. Вам не лень повторять одну и ту же историю по нескольку раз со всеми подробностями.

Вы обожаете слушать музыку. Любимая песня может изменить ваше настроение на сто восемьдесят градусов.

Предпочитаете слушать новости по радио. С удовольствием покупаете аудиокниги.

Можете пересказать тот или иной разговор буквально слово в слово.

Кинестетик. Воспринимает все происходящее вокруг на ощупь

В мире примерно 20% людей являются кинестетиками. То есть воспринимают все вокруг на ощупь. Это люди чувств и ощущений. Они глубоко дышат (обычно животом, а не грудью). Их голоса нередко бывают низкими, глубокими, хрипловатыми или приглушенными. Говорят они в основном медленно с хорошими, выразительными паузами. Кинестетики, как никто другой, любят прикосновения. Обычно людям не по душе, когда другие малознакомые люди их трогают или вторгаются в их личное пространство. Но только не кинестетикам!

Как-то раз я приехала на недельный тренинг, который должен был проходить в большой группе. К нашей команде присоединился очень привлекательный парень. Знакомясь, с остальными участниками программы, он умудрился обнять и расцеловать всех девушек вне зависимости от степени их привлекательности и горячо пожать руки всем мужчинам. И это типичное поведение для кинестетика. Когда я сидела на диване, а он подсаживался ко мне, этот парень придвигался настолько близко, насколько было возможно, чтобы наши ноги соприкасались, хотя на диване было полно места. И это отнюдь не было флиртом или попыткой соблазнить меня. Это было его нормальное мировосприятие. Такие люди, общаясь с кем-то, хотят чувствовать его. Они не узнают и не поймут человека, пока не пощупают его.

Кинестетики постоянно используют выражения вроде:

«Вступить в контакт»

«Выскочило из головы»

«Я чувствую»

«Держаться, сдерживаться»

«Жаркий спор»

«Изменить к лучшему»

«Улавливать что-либо»

«Рука об руку»

«Сохранять спокойствие»

«Шиворот-навыворот»

«Прочная основа»

«Управлять собой»

Как вы уже, наверное, догадались, кинестетики чаще всего обращаются к следующим предикатам чувств: бесчувственный, бороться, впечатляющий, давление, движение, дрожать, жесткий, ласковый, мягкий, обремененный, раздражать, ранить, расстраивать, спокойный, сила, твердый, увлекать, чувственный, трогать и т.д. Кинестетики способны испытывать по-настоящему глубокие чувства, их привязанности, как правило, сильны и незыблемы.

Вы являетесь кинестетиком, если:

Принимаете важные решения, опираясь на свои чувства.

В беседе вы легко чувствуете состояние другого человека.

Вы с легкостью и удовольствием можете выбрать удобную мебель, например диван или кресло. В отличие от ваших друзей вам достаточно один раз присесть на него, чтобы понять, комфортно ли будет просиживать на такой мебели часами.

Вы любите одежду из натуральных, приятных на ощупь тканей. Вы ни за что не купите даже самые красивые и стильные брюки, если вам неприятно, как они на вас сидят.

Чтобы запомнить что-то, вам нужно это записать. Например, перед экзаменом вы специально пишете себе шпаргалки, хотя на практике ими не пользуетесь, потому что в этом не возникает необходимости: все, что вы записали от руки, вы и так запомнили.

По материалам книги Евы Бергер "НЛП на каждый день. 20 правил победителя"

Поработал с записью практического вебинара Шинзена Янга о медитации, который организовывал Виктор Ширяев . Спасибо Вите за возможность получить этот опыт. Делюсь впечатлениями. Но сначала немного информации об учителе из анонса:

Шинзен Янг - один из ранних американских учителей медитации в традиции випассаны, автор собственного оригинального подхода, который он называет «Базовая внимательность» (Basic Mindfulness). Подход Шинзена к обучению практике внимательности отличается техничностью, чёткостью изложения и структурностью подачи информации, что притягивает к нему многих людей из академических кругов. Эта же структурность и склонность к научному мышлению привела к тому, что Шинзен является одним из первых и активных участников нейроисследований влияния медитации на мозг, сотрудничая с такими университетами, как Йель, Гарвард и Карнеги Меллон.

На этом вебинаре Шинзен рассказывал об одной из техник базовой внимательности - технике «Вижу-Слышу-Чувствую» и ее тут же можно было попробовать на себе. Подход действительно светский, логичный, структурированный. Приятно было слушать и Шинзена, и Виктора. Хорошо подобранные слова инструкторов помогли быстро разобраться с техникой и погрузиться в практику. К вебинару прилагалась небольшая PDF-методичка, с которой рекомендовалось ознакомиться заранее. Несмотря на то, что описание практики звучит довольно просто, у меня внезапно получилось лучше ее понять на слух, чем в виде текста и понимание тут же подкрепилось практикой. Другими словами, получать знание и опыт медтации в форме вебинара мне понравилось.

Началось все с небольшого объяснения о том, что медитация осознанности сейчас продолжает набирать популярность в Северной Америке, да и в мире. Прозвучала цитата Арнольда Тойнби о том, что буддизм, пришедший на Запад - это возможно самое важное событие XX века. (кажется, речь про эту цитату: “The coming of Buddhism to the West may well prove to be the most important event of the twentieth century”). Слушателей успокоили, что несмотря на то, что медитация корнями уходит в буддизм, то сейчас многие учителя, особенно западные, преподают варианты медитации, в которых религиозной составляющей совсем нет, а по пути медитацию и ее влияние на человека исследуют ученые.

Перед тем как перейти к практике, Шинзен сам озвучил несколько обычных основных вопросов на тему осознанности и ответил на них. Что такое осознанность? Набор навыков внимательности. Навыки можно развивать практикой. С точки зрения базовой внимательности этот набор состоит из 3 навыков: сила концентрации - способность фокусироваться на том, что вы считаете в этот момент значимым; сенсорная ясность - в каждое мгновение внимательно отслеживать ваши переживания и ощущения; равностность - способность позволять любому опыту приходить и уходить и при этом не сопротивлятся ему и не удерживать его.

Зачем вообще этим всем заниматься? Последовал краткий ответ: чтобы оптимизировать все возможные грани человеческого счастья. Описываемые навыки помогают ощущать его более полно, независимо от того, что для вас счастье.

Практика

Дальше последовала практическая часть, основанная на технике «Вижу-слышу-чувствую». Я привык большую часть практики сосредотачиваться на дыхании, а тут предложили больше времени провести, обращая внимание на то, что я вижу (да, с закрытыми глазами), слышу или чувствую. Опыт очень понравился, планирую вкрутить в ежедневную практику.

Вкратце техника заключается в том, что садитесь в удобную позу, выпрямляете позвоночник, закрываете глаза. На каждую из трех частей упражнения уходило примерно по 20 минут.

Сначала сосредотачиваетесь на том, что видите. Если глаза закрыты, вероятнее всего, видно либо темноту, либо свет, который пробивается сквозь веки. Некоторые люди видят цвета. Это состояния визуального покоя. Потом обратите внимание, что вам начнут приходить некие ментальные образы - на них тоже нужно обращать внимание. Например, я вслед за мыслями начал замечать, что части того, о чем я думаю причудливо визуализируются какими-то фрагментами: у меня перед глазами возникали помещения, лица, да что там - даже интерфейсы приложений. Пока выполнял эту часть упражнения, физически более всего чувствовал веки, было даже в какой-то момент ощущение их как экрана, на который проецируются образы.

Потом внимание переносится на то, что вы слышите. Это не значит, что нужно начать отталкивать визуальные образы, просто нужно внимание уделять именно тому, что слышим. Инструкторы указали на интересный момент: имеется в виду не только, что слышим из мира снаружи (например, пение птиц за окном или шум ветра, как было у меня), но и наши собственные мысли. Мы можем слышать что-то снаружи, можем слышать наши мысли, можем не слышать ничего - это тоже окей.

Наконец, начинаем уделять внимание телесным ощущениям. Тут тоже важное замечание: не только физическим ощущениям (затекла спина, хочется почесаться), но и эмоциональными переживаниям - то, что мы переживаем эмоционально мы можем обнаружить где-то внутри тела. Если ощущения приятные - наслаждайтесь, если неприятные - постарайтесь с ними подружиться, если ощущения нейтральные - постарайтесь ими заинтересоваться. Последние два совета, как и вообще отмечание нейтрального были для меня особенно полезными и интересными. Попробовал, как сказано, подружиться с привычным уже некомфортным ощущением в левом плече - стало легче. Попробовал заинтересоваться ощущениями в коленях, на которые никогда не обращал внимание - показалось, что получилось. Не знаю, как сформулировать ощущение про колени, но грубо говоря сидишь себе и как будто не чувтсвуешь, что они есть, а тут почувствовал - ощущения дейсвтительно именно нейтралные, но переживаемые.

Для каждой из трех частей Шинзен предлагает использовать первое время то, что он называет «ментальными ярлыками». Они помогут сохранять концентрацию на упражнении. Когда работаем с визуальной частью - какждые несколько секунд повторяем про себя одно слово: «вижу». Если сосредоточится действительно сложно - можно шептать или говорить вслух. В аудиальной части словом становится «слышу», в физически-эмоциональной - «чувствую».

Вопросы и ответы

После практики был небольшой перерыв, потом снова та же самая практика и за ней последовали ответы на вопросы слушателей.

Что делать с дискомфортными телесными ощущениями?
Шинзен отметил, что тема обширная, посоветовал читать его книгу на тему. Она называется «Естественное избавление от боли » и ее как раз недавно перевел на русский Виктор.

И дал краткий ответ: с такими ощущениями мы сталкиваемся в нашей жизни постоянно. Взаимодейтсвовать с ними с точки зрения осознанности мы можем либо отвлекаясь и фокусируясь на чем-то другом, либо наоборот направляя все наше внимание на это ощущение и применяя навыки ясности и равностности, чтобы проработать его.

Если используем второй вариант, то от нас потребуется разбить неприятное ощущение на атомарные части и каждую часть насытить равностностью - со всем ощущением разом справиться будет сложно. Первое вермя сложно будет даже рассекать ощущение на части и работать с ним таким образом, но с практикой это умение придет.

Когда этот навык будет развит до оптимального состояние, то ощущение дискомфорта будет трансформироваться, по словам Шинзена, в поток энергии. Он сам отмечает, что в это сложно поверить до тех пор, пока не ощутишь это на себе.

Дискомфорт - это неизбежная часть жизни, а вот страдание - опционально и его можно избежать. Страдание - это дискомфорт, умноженный на сопротивление. Практика осознанности помогает избавляться от сопротивления. Результатом может стать то, что вы сможете ощущать даже сильный дискомфорт с минимальным или нулевым сопротивлением. Это займет время, но это важно.

Если речь идет о практике медитации, то когда вы почувствовали неприятные телесные ощущения, у вас есть выбор. Вы можете потянуться, поправить позу, почесаться и все такое. С другой стороны это отличный повод потренировать осознанный подход к дискомфорту, описанный выше. Учитель напомнил, что медитация это упражнение. Как зарядка. Нельзя сразу поднять тяжелую гирю - нужно начать с небольших гантелей. Если посмотреть на это таким образом, то умеренный дискомфорт во время медитации отлично подходит для того, чтобы потернироваться.

Следующий вопрос был схожим, но речь шла о том, что делать, когда настигает эмоциональный дискомфорт. Например паника или страх. Шинзен сказал, что советы, приведенные выше - общие и тоже помогут, но сделал несколько полезных уточнений.

Прежде всего отметил, что когда эмоции сильные это можно расценивать как окно в истинных нас, расценвиать это как возможность лучше разобраться в себе. В повседневной жизни у нас много мыслей и ощущений, но они не очень яркие обычно и мы их просто не замечаем. Но когда внезапно приходит сильная эмоция, то ее довольно легко обнаружить в себе. Учитель советует в такие моменты отслеживать, что именно относится к мыслям, что к образам, что к телесным состояниям. И помнить, что это возможность прозреть «я». Со временем, практикуя, станет легче.

Так звучала теоретическая часть совета. На практике он посоветовал снова обратиться к ментальным ярлыкам: вижу, слышу, чувствую. Если эмоция вас переполняет попробуйте произносить ярлыки вслух. Важно, чтобы голос был мягким, низким, ровным, спокойным, почти безличным. Очень важный момент: вы не подавляете эмоцию, вы даете ей возможность отжить себя.

Потом попросили уточнить понятие равностность, Шинзен указал на то, что ответил на этот вопрос в статье, которая так и называется: Equanimity . Витя сделал перевод: вот он .

Напоследок прозвучал вопрос о том, что делать, если после практики возникает не ощущение ясности, а напротив сонливости и тупости.

В ответ Шинзен предложил несколько простых трюков:
1) практиковать с открытыми или полуоткрытыми глазами. Физиологически так будет сложнее проваливаться в сон.
2) регулярно укореняться в позе, особенно почаще выпрямлять позвоночник
3) вслух проговаривать ментальные ярлыки

Еще он обратил внимание, что если вы засыпаете есть хорошая и плохая новость. Плохо то, что вы теряете ясность. С другой стороны, когда вы засыпаете - это по умолчанию процесс погружения в глубокое состояние. Это хорошо. Оптимально будет позволить себе отключаться, но сохранять при этом ясность. Откртые глаза и выпрямленный позвоночник могут помочь.но сохраняя ясность по поводу того что с вами происходит в такием моменты. глаза и позвоночник поможет.

В заключении Шинзен напомнил, что успехи в медитации и пратике осознаности зависят от того, как регулярно вы упражняетесь, выразил надежду, что данный вебинар - лишь начало и еще раз обратил внимание на стать Outline of Practice , которая призвана помочь выстроить регулярную практику.

Пришла забрать сынишку из садика. Захожу в группу - навстречу мне кидается его подружка Маша: Посмотрите на мое новое платье! Красивое? А это моя кукла!

Обсуждение

Очень интересная статья. А Вы не пытались анализировать взаимосвязь мировосприятия родителей и ребенка?
Спасибо.

23.06.2003 13:22:49, Elena

А про дискретиков почему ничего не говорится?

01.03.2003 20:34:38, Аня

29.11.2002 13:51:56, ОЛЬГА

Чистые типы встречаются редко. Человек более сложен, чеи классификации, хотя любая классификация помогает лучше разобраться в окружающей действительности. У меня двое детей, но не один из типов не подходит к ним. Можно говорит о преобладании того или иного в характере ребенка. Стараться учитывать эти особенности.

21.11.2002 03:12:03, Natalia

А моя Пося - смесь, не могу причислить ни к одной из этих групп.

Тесты существуют? Чтобы определить, кто есть кто? Без них сложновато...
В общем - интересная и полезная статья

Очень интересная статья!В описании аудиала сразу узнала
себя в детстве:)Однако своего
3,5 летнего сына не могу сопоставить ни с каким типом.
Он любит телесный контакт,и часто просит:"Пожалей меня!",
говорить хорошо начал в1,8года
сейчас отлично запоминает стихи.Любимое занятие-рисовать
резать.Хотелось бы узнать к
какому типу принадлежит мой
сын,чтобы использовать,н-р,для
подбора игр.Заранее благодарна
за ответ,Лена.

09.12.2001 20:27:53, lena

Правда, чистые типы встречаются реже смешанных, это то же самое с темпераментами - сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Но ваше описание кинестетика - слово в слово о моей дочери!! Как вы думаете, мне кажется с кинестетиками сложнее- нужно больше физических сил и выдумки.

Действительно, правда!
Здорово!
У меня дочка кинестетик, мне кажется, с кинестетиками нужно больше сил.
Спасибо за статью.

Немного странно, что напрочь опущен дигитальный тип - логически думающий ребенок, с быстро формирующимися убеждениями, использующий все три канала поступления информации, но требующий их логической связи. Видимо, его записали в аудиальный тип, но это в корне не верно. Если аудиал и раним аудиально (то есть родительский крик и ругань для него страшнее шлепка), то дигитальному ребенку это все одинаково безразлично или одинаково больно, но сильно ранит его только объяснение на логическом уровне до какой степени он был не прав. Это его может совершенно деморализовать. Мне, кстати, кажется, что тип ребенка легче всего вычислить именно по типу наиболее действенных для него наказаний. Это еще очень важно для того, чтобы именно такие наказания исключить, потому что уж слишком "в цель" они попадают и могут нанести ребенку серьезный ущерб. Нельзя шлепать и резко хватать за руку кинестетика, орать на аудиала, а визуалу показывать страшные картинки и говорить "представь себе...ужасы всякие", ну и дигиталу, я уже выше написала:))

03.12.2001 18:51:47, Яся

Как-то по-другому это распознается и выражается, мне кажется. И визуал не обязательно опрятно одет, и аудиал может не хорошо учиться, и кинестет -- рано заговорить... Я, например, во всех трех описанных типах узнала что-то от своей дочери -- и ни в одном из трех нет ничего от моего сына. Учитывать тип надо, а ограничиваться -- нельзя. "Это многое объясняет" -- но не все, даже не половину. Но говорит надо, причем не столько применительно к малышам, сколько уже применительно к школе -- потому что иностранному языку учить надо всех по-разному, стихи учить -- по-разному, даже урок вести -- учитывая с разными разное. И не только тип восприятия, но и тип мышления, и темперамент... все это, конечно, невыполнимо, но родитель, наверно, как-то может скорректировать то, на что не обращает внимания школа.

ИМХО, не все так просто. Получается какая-то инструкция по применению: выяснил тип согласно классификации - и вперед, действуй!

мне не понравилось, что в статье деление на три типа приведено как данность свыше, можно подумать, что люди такими рождаются с разными способами восприятия
вообще-то все дети рождаются кинестетиками, а вот интересен вопрос почему некоторые ими и остаются, а другие делаются визуалами - существует предположение, что это происходит, если ребенка в чем-то ограничивают, например в еде, а другие аудиалами...
правда есть еще дискретный тип, но это уже из области потологий...

Комментировать статью "Вижу, слышу, ощущаю
Какой способ познания мира - главный для вашего малыша?"

Для правильного и своевременного развития речи у ребенка необходимо создать благоприятные условия в которых обучение ребенка будет происходить быстрее и плодотворнее. Постарайтесь ограничить просмотр телевизора при общении с ребенком, т.к. телевизор очень сильно тормозит развитие речи. В этой статье мы хотим познакомить вас с несколькими рекомендациями логопеда для развития речи у ребенка. САМЫЙ ГЛАВНЫЙ СОВЕТ Ребенок не сможет научиться речи, если будет расти в тишине. Поэтому, если вы даже...

Всеми любимые герои нового фильма «СМУРФИКИ: ЗАТЕРЯННАЯ ДЕРЕВНЯ», который выйдет на экраны 30 марта, примут активное участие в специальной программе ООН, ЮНИСЕФ и Фонда ООН, призванной привлечь внимание молодежи к тому, как добиться мира во всем мире, сделать людей на нашей планеты здоровыми и счастливыми и обеспечить равными правами. Программа «Маленькие смурфики – великие дела» направлена на то, чтобы люди по всему миру получили как можно больше информации о 17 целях в области устойчивого...

У нее было три работы одна из них основная- соц.работник. Я как младшая ее не видела совсем ни днем ни ночью, мама работала, но когда к соседу ходит женщина, каждый раз слышу как он её материт и проклинает, вчера со слезами выходила от него, он её выкинул, я даже от обиды...

Обсуждение

Работа для тех кто себя не уважает.А так же выносить капризы старых маразматиков надо иметь железные нервы.Одним словом все хотят иметь прислугу.Откуда что берётся.

01.12.2016 14:00:43, Доброжилатель

Я работала раньше, сбежала еще в первых рядах. Сейчас у нас в ЦСО остались дамы
или очень организованые с машинами, или те, кому деваться не куда. (Типа до пенсии год). Я шла, когда ребенок был маленький, как на работу с маленькой зарплатой, но на полдня. Сейчас так не получается.
И да, ношение тяжестей, тяжелый контингент, мерзкие руководители на местах. Адекватные заведующие так же разбежались.

Не существует школьников, которые не любили бы каникулы или выходные дни. И не удивительно! Ведь это самое волшебное время в жизни детей - время творить, играть со сверстниками и, конечно, - узнавать много нового о себе и окружающем мире. А книги - верные друзья и помощники во всем, чем займется ваш ребенок. Мы составили для вас три подборки книг, которые помогут увлекательно провести выходные вместе с детьми. [ссылка-1] Занятие по душе Книга моей семьи Как часто вы разговариваете с...

И мне не шестнадцать:) И в роду ранний климакс в анамнезе. Но слышала, что после удаления полипы зачастую опять образуются. Сразу стала чувствовать себя лучше, т. е. именно сразу как проснулась после операции. 15.04.2014 12:58:38, Ага.

ДИСЦИПЛИНА. Воспитывая детей, помните, что вы закладываете будущие черты их характера. Дисциплина приветствуется везде, в каждой семье. Детей нужно дисциплинировать должным образом. Задумайтесь о том, часто ли ваши дети, перед тем, как что-то сделать, советуются с вами? Деткам нужен определенный порядок в их жизни. Неотъемлемой частью правильного развития ребенка является дисциплина. Чем больше времени родители будут тратить на воспитание своих малышей, тем больше они будут ощущать...

Народ, Вы ничего не путаете? Ну мы 9 лет там учимся. Ни разу не видела и даже не слышала о директорских истериках.. Прям удивили, честно...

Обсуждение

Ну вот у меня абсолютно другие отзывы о "прекрасной" 231й... И нет отвратительных о 1383...

231ю заканчивала дочь, в 1383 сейчас учится сын.

Исключительно ИМХО.. 231 школа откровенно слабая. В эту школу попадают все, даже без регистрации, и даже без знания русского языка. Это было и 7 лет назад, это есть и сейчас. Педагоги средней школы были очень и очень разные. У нас было время, когда не было химии, бесплатного иностранного (да да, только платно). Некоторые предметы за год вели разные педагоги.

Единственное сильное в этой школе - началка. Но после нее все равно ищут другие школы. И это только те самые гимназические классы. В простой 1й класс в 231ю всегда брали всех подряд.

Несколько лет назад мы ушли после 9го класса. Один из золотых медалистов из класса дочери - сдал егэ на 2. Поступивших на бюджет не просто мало, катастрофически мало. Дочь общалась с одноклассниками. Там из всего класса 3 поступили на бюджет, еще человек 5 - на платное обучение.. Чудеснее некуда..

Поскольку директор с тех пор не изменился, вряд ли что-то улучшилось. Уволили ее только после слияния.

Мы учимся в 1383. У нас нормальная средняя школа с углубленным языком. У нас всегда есть замена, если педагог заболел. У нас не бывает ситуаций, когда нет педагога и дети уходят домой самостоятельно (в 231 такое было постоянно). У нас полный комплект педагогов. Разных, но в основном, адекватных.

По поводу объединения. Приказ был подписан в апреле 2013. НО, в связи с отставкой мэра в мае прошлого года процесс повис. Директором не был назначен никто. Все лето пед.состав и администрация была в подвешенном состоянии. Делать-то было ничего нельзя... И только в конце 2013 года, наконец, назначили директора. Так что не только Вы, но и мы ничего пока не знаем о том, что будет дальше.

Единственное, что набор в 1й класс проходит у нас, в обе школы. Программу менять пока никто не собирается. Я не знаю, что будет с гимназическими классами, думаю, ничего пока не изменится.

Были мечты о том, что наше здание будет началкой, а вся средняя школа переходит в здание 231. Но пока вроде утихли. Слишком много затрат на переделку нас. К тому же в 231 новое здание началки.

Пока изменений немного. У нас теперь преподает обществознание педагог из 231. У нас был свой преподаватель, почему-то его задвинули, взяли оттуда, часов не хватает что-ли? Ребенку не особо нравится препод, но он вроде привык.

Так что у всех свои отзывы о школах. ;)

я слышала, что с нового года будет одна унифицированная программа для всех. У нас тоже варианты гимназия-лицей накрениваются в результате...не знаю даже, хорошо или плохо..все углубленные предметы, говорят, будут платно...

2014 год известный производитель детских товаров компания «Мир детства» начинает с выпуска на российские прилавки новинки – набора разноцветных кубиков «Почемучка». Кубики с различными рельефными изображениями познакомят малыша с окружающим миром. Набор разноцветных кубиков «Почемучка» из серии «Занимательная логика» предназначен для детей от 1 года. Он выполнен из безопасного ПВХ, эти игрушки можно использовать и во время купания. В комплекте шесть кубиков с рельефными разноцветными...

Жажда познания и наивные шалости ребенка заставляют родителей строго его контролировать или же, напротив, игнорировать интересы буйного ребенка. Если не получается «сотрудничества» во время кормления, отхода ко сну или одевания, малыша пытаются заставить. Ответы на эти очень непростые вопросы в передаче "Детское время". [ссылка-1] Насколько это правильно, можно ли по-другому? Как избежать открытого конфликта и как построить общение, чтобы не доводить малыша до слёз, а маму до валидола...

Многие родители стремятся к тому, чтобы их дети росли здоровыми, умными и талантливыми. Все чаще можно слышать о школах раннего развития, дополнительных развивающих занятиях. Родители стараются записать ребенка во все возможные кружки, а в свободное время занимаются с ними дома. В стремлении научить своего малыша, развить его, сделать его лучше, чем остальные дети – родители забывают о том, что он все еще ребенок, малыш и ему необходима игра. Игра – основная деятельность ребенка дошкольника...

с русским языком гораздо сложнее, чем с математикой. мы на СО. занимаемся по учебнику Соболевой О.Л. не могу сказать, что я в восторге. но пока что - это лучшее из всего того, что я видела для начальной школы.

Обсуждение

с русским языком гораздо сложнее, чем с математикой.
мы на СО. занимаемся по учебнику Соболевой О.Л. не могу сказать, что я в восторге. но пока что - это лучшее из всего того, что я видела для начальной школы.

Мне очень нравится серия Ахременковой "Пять шагов к пятерке" (см по ссылке). Для тех, кто еще не дорос до Розенталя, лучше я ничего не встречала. Можно заниматься самому, можно с репетитором. Все очень понятно, подробно и по делу.

Я ещё слышала об отвратительном отношении к студентам в МГЛУ. Правда? 14.02.2013 10:13:07, Мальва с работы. Может человек хочет учить языки не из любви к искусству, а ради практического применения, и видит его в Европе, а не в Азербайджане.

Обсуждение

Подскажите про выбор второго языка: можно как-то выяснить заранее какие языки будут в списке например на следующий год.

длинно получилось,сорри
моя тоже поступила в МГЛУ.Да,разброс поездок колоссальный и противный,но про это можно было узнать заранее у учащихся там уже(моя ездит из Отрадного в Ростокино,Остоженку и Сокольники) и это с диабетом:(
отношение нормальное(как везде в стране),хочешь учиться-будешь учиться(ну у нас в школе так еще химик говорил:)
доп.оплаты нет(у нас бюджет и бакалавриат)
и второй язык дали грузинский(я страдала по этому поводу дня 3,а дочери пофиг),взяли третий язык французский и получается теперь: английский,французский,латынь,-грузинский и жутко серьезный русский(фонетика)
о том,что второй язык дает деканат и поменять нельзя было написано на доске при входе в институт.
Учиться сложно очень,но если ребенок мотивирован именно на языки.то и грузинский не помеха:)-у языков СНГ есть спецзаказ и можно годик поработать по нему и получить приличную запись в трудовой
Но если уж так невтерпеж и достало,то можно после 1 курса уйти в другой ведь.

Безусловная любовь предполагает, что мы любим человека со всеми его достоинствами и недостатками, победами и поражениями, красивого или не очень, здорового или больного. Безусловной любви не нужно добиваться, ее нельзя получить в награду за хорошее поведение или потерять из-за плохих отметок. Именно безусловная любовь помогает родителям нащупать правильный путь воспитания своего малыша, определить, как достучаться до его маленького сердечка. В семьях, где в основе отношений лежит искренняя и...

Интересный вопрос мне задан:«А как понять, когда ускорять, когда замедлять?»(см.предыдущий пост). Действительно – как? Для этого стоит ориентироваться не на свои нужды, а на нужды ребёнка. Проще сказать - знать возрастные особенности. Дело в том, что каждом возрасте у ребёнка есть основная (базовая) задача, которую он должен решить. И есть основной вид деятельности (т.е. тот способ, которым он познаёт мир). Например, до года - эмоциональный контакт с родителями, непосредственно-эмоциональное...

Игра для ребенка – важнейший способ познания мира. Новорожденный нуждается в игре почти так же сильно, как и в общении. При помощи игрушек он познает мир – на вкус, на ощупь, знакомится с цветом и формой. Разумеется, малышу для игры необходим взрослый. А самое удобное место для игр ребенка и родителей – это пол, просторный, чистый и безопасный.

из памяти %--) я вспомнила продолжение "не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву "т" писать напрасно!" и еще "гнать, дышать, держать, зависеть, видеть слышать и обидеть, а еще терпеть вертеть, ненавидеть и смотреть" будете смеяться, правило помню, а о чем оно - нет...

Доктор - с чего Вы это взяли? Видите ли, раньше я только о женщине подумаю, и у меня уже стоит, а сейчас думаю, думаю и никак. Короче, сдается мне, что у мужика что-то с головой, вполне возможно, что именно Вы ему голову "сломали".

Обсуждение

Не стоит пугать девушку изменами! Возможно все дело в психологическом состоянии. К примеру, у моего все было нормально, но в 35 лет, у нас секс стал раз в месяц в лучшем случае. Первая не выдержала я, и устроила скандал. Пройдя обследование выяснилось, что у него дисфункция. Чтобы исправить ситуацию он изменил свой образ жизни, стал пить эваларовский эффекс трибулус, отказался от курения и курсами пьет различные отвары.

12.07.2018 16:40:37, Машуля Радионовна

Рассказывает уже очень хорошо. Пишет только плохо. Даже ставят дисграфию, хотя я вижу уже только отвратительный почерк и пропуски букв иногда. Нет такого?" есть такое:(и каждый раз хватает полные легкие воздуха, речь на части рвется... про речевое дыхание впервые слышу...

Обсуждение

онр, имхо, ерунда. когда есть дизартрия -)
на днях получили на руки школьную карту. речь норма. а сколько бились! да собственно с 2х лет, не смотря на то, что говорить начал в 4 года -((
неправда, что в логопедическом саду "нахватаются ошибок длуг от друга". элементарно, мы ходили в обычный детский сад, там за речью детей никто не следит, и речь тех деток на порядок ниже, чем в специализированном. опять же, в обычном саду к логопеду направляют ближе к пяти годам, и времени исправить остается годаздо меньше, тогда как логопедические группы временного прибывания существуют в логопед. садах уже с двухлетнего возраста.
мы нынешние выпускники логопедического детского сада. как я уже сказала, выходим мы с "речь N"
дизартрию уже тоже не ставят, хотя я конечно до сих пор вижу ее - и солевация еще немного осталась, и язык, если не поддерживать гимнастику, расслабляется. работать, работать, и еще раз работать.
кстати, я противница доверия логопедическим группам. это отмазка для бедных. если нет возможности попасть в логопедический сад - лучше отдать в обычный сад, забирать после обеда и вести к нормальному логопеду. и к дефектологу (дерево-дереья-деревьев, один мяч-много мячей, и тд и тп, по части ОНР, собстна).
в общем будьте здоровы, и не расслабляйтесь. школа на носу, а еще дел куча;)

При ОНР 3 степени в пределах одного диагноза дети бывают разными по проблемам. Там и звукопроизношение, и умение рассказывать, и грамматический строй речи... У нас страдали первые два пункта.
Диагноз снимаемый, конечно. Сняли и нам. Рано начал читать. Рассказывает уже очень хорошо. Пишет только плохо. Даже ставят дисграфию, хотя я вижу уже только отвратительный почерк и пропуски букв иногда. 2 класс обычной школы: 4 и 5.
Сосед по парте (тот же сад) очень средне читает, и не очень рассказывает, а пишет получше. Троек много.
Дизартрия тоже была. Занятия сильно исправили ситуацию, но не до конца.
"Много жестов, задыхается, торопится и вообще срывается из повествования" - речевом дыханием занимаются? У нас пошло ухудшение потом в 1 классе к сер. года. Следите, чтобы не выросло в логоневроз. Запинки, заминки, паузы в середине предложения, слова, повтор слога, тянем Э-Э, ну-у-у, как сказать... Нет такого?
А неврология вообще в норме? Часто ММД прилагается...

13.04.2007 17:34:23, ЛяМур

Л. Миронова
- Где же яблоко, Андрюша?
- Яблоко? Давно я скушал.
- Ты не мыл его, похоже.
- Я с него очистил кожу!
- Молодец ты стал какой!
- Я давно уже такой.
- А куда очистки дел?
- Ах... очистки... тоже съел.

С.В. Михалков Котята.
Родились у нас котята -
Их по счету ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Hаконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

РАЗ - котенок самый белый,
ДВА - котенок самый смелый,
ТРИ - котенок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ - самый шумный.

ПЯТЬ - похож на ТРИ и ДВА -
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята -
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать

Петь, здорово! Б.Заходер
- Здравствуй, Вова!
- Как уроки?
- Не готовы...
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!
Только было сел за стол,
Слышу: «Мяу...» - «Что пришел?
Уходи! - кричу коту. -
Мне и так... невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!»
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид -
Ведь совсем как будто спит! -
Но меня же не обманешь...
«А, ты спишь? Сейчас ты встанешь!
Ты умен, и я умен!»
Раз его за хвост!
- А он?
- Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!
Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
«Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать за хвост кота!»

Федул, что губы надул?
-Кафтан прожег.
-Можно зашить.
-Да иглы нет.
-А велика дыра?
-Один ворот остался.

Я медведя поймал!
-Так веди сюда!
-Hе идет.
-Так сам иди!
-Да он меня не пускает!

Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
-Еду сено косить,
-а на что тебе сено?
-Коровок кормить.
-а что тебе коровы?
-Молоко доить.
-А зачем молоко?
-Ребяток кормить.

Здравствуй, киска, как дела
Что же ты от нас ушла?
- Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить
Ходите, зеваете
На хвостик наступаете. Мяу!

В.Орлов
Кража.
- Кра! - кричит ворона.
Кража! Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Грош украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку!
-Стой, ворона, помолчи!
Помолчи ты, не кричи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
-Как?- подпрыгнула ворона
и моргнула удивленно-
Что ж вы раньше не сказали?
Кар-р-раул! Кар-р-рман укр-рали!

Кто первый.

Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили?
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.

Федя! Сбегай к тете Оле,
Принеси немного соли.
- Соли?
- Соли.
- Я сейчас.
- Ох, и долог Федин час.
- Ну, явился, наконец!
Где ты бегал, сорванец?
- Встретил Мишку и Сережку.
- А потом?
- Искали кошку.
- А потом?
- Потом нашли.
- А потом?
- На пруд пошли.
- А потом?
- Ловили щуку!
Еле вытащили злюку!
- Щуку?
- Щуку.
- Но позволь, а где же соль?
- Какая соль?

С.Я. Маршак

Волк и лиса.

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.

Лисавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?

Ничего идут дела.
Голова еще цела.

Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.

Сколько взяли?
- Шерсти клок,

Ободрали
Правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
- Кто отгрыз?
- Собаки!

Сыт ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок!

10.01.2016 12:49:02, +ОЛьга

Всем большое спасибо за ответы и за новые идеи!

Тобе, хочу к бабушке", "гулять только с бабушкой" и т.д. Со временем это все как-то сгладилось, но зато теперь, к 11 годам, я без конца слышу бабушкины жалобы на И мне мама моя говорит все то же самое, что у Вас, даже слова одинаковые:)) Я действую по ситуации - если вижу, что...

Обсуждение

Не даром говорят "старый что малый". Они находятся на одном уровне (не интеллектуальном, естественно, а эмоционально-социальном). Вот и общаются как два ребенка. Поэтому нельзя говорить, совйственно ли дочке то поведение, котрое она демонстрирует с бабушкой или нет. Она ведет себя таким образом? Да, ведет. Значит это поведение ей свойственно в данный период времени, в данной ситуации. Определяет ли что-то это поведение? Останется ли оно ее свойством навсегда? - скорее всего нет. Вмешиваться Вам или нет? Трудно сказать, думаю, как в ситуации с двумя детьми - с одной стороны предоставить им свободу строить отношения самим, с другой - стараться учить дочь (и, возможно, бабушку) так, чтобы отношения были помягче.

По-моему - так:)).

18.03.2001 04:01:02, Яся

А почему бабушке с внучкой самим не разобраться. По сути взрослые люди, вы тут причем. Каждый из них пожинает плоды своего общения. Ведь явного противостояния нет. Просто объясните дочери, что хамить нельзя.
Я не лезу в общение бабушки с внучкой, хотя есть некоторые вещи, которые мне не нравятся, но вмешиваться я не собираюсь. Они сами должны выстроить свои отношения.
а пугало, может это мнение ревнующей бабушки? вы сами как думаете, дочка вас боится или все уважает, а поэтому считается с вашим мнением, а вот бабушка для нее может быть меньшим авторитетом плюс подростковость.
Мы с бабушкой и дедушкой до потери пульса спорили о высоких материях, не всегда уважительно, и их мнение для меня тогда не было авторитетным, потому что я столько всего начиталась, была такая умная:))))

17.03.2001 11:22:35, Шин

Рассказать друзьям