Что такое дружба 15.3 маленький принц. Сочинение ОГЭ «Что такое дружба»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сочинение-рассуждение по указанному термину

Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Что такое дружба" , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Как сформулировано задание?

15.3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба»  , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:

один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Итак, озвучим основные требования к сочинению .

НЕОБХОДИМО:
1. раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;
2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале;
3. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ;
4. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.
МОЖНО:
1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование;
2. писать работу в научном или публицистическом стиле;
3. начать сочинение с высказывания.
НЕЛЬЗЯ:
1. писать сочинение без опоры на прочитанный текст;
2. вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст.

абзацев !

1. Объяснение смысла слова.
2. Аргумент 1.
3. Аргумент 2.
4. Вывод.

Прочитаем текст, по которому будем писать сочинение

(1)Друзья вошли в маленькую комнату, в которой лежал их больной товарищ. (2) Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели еще денёк-другой.

- (З)Рассаживайтесь! - сказал хозяин комнаты.

- (4)Пушкин, - спросил полный, неповоротливый мальчик, - ты сочинил новые стихи?

- (5)Да, Виленька, - ответил хозяин комнаты.

- (6)Ну, прочти! (7)Прочти же! - воскликнул гость.

(8) В руках у Пушкина появилась тетрадка. (9)Он перелистал её и, найдя то, что искал, громко прочёл заглавие. (10)С первых же слов друзья поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. (11)Так оно и оказалось.

(12) Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз. (13) Все эти мальчики тоже сочиняли стихи, но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что сочиняли они, и тем, что сочинил их удивительный сверстник. (14)Разница была такая, как между оловянным солдатиком и живым воином на вздыбившемся, с разлетающейся гривой коне.

(15) Больше всех восхищался тот, кого называли Виленькой. (16)Поэзию он считал призванием своей жизни, и вместе с тем ничего не было для него труднее, как написать стихотворную строчку. (17)Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить... (18)Пушкин любил Виленьку за его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во что бы то ни стало добиться цели.

(19) Ясно было, что стихотворение, посвящённое товарищам, не обойдётся без упоминания о Виленьке. (20)Все ждали, что же скажет Пушкин о злополучном поэте. (21)Всегда есть в среде школьников один, над которым посмеиваются. (22)Хоть и любят, но всё равно посмеиваются. (23)Вдруг Вильгельм увидел, что Пушкин смотрит на него. (24)Он понял, что сейчас прозвучат строчки, которые относятся прямо к нему. (25)Он весь превратился в слух. (26)Но услышать ему помешали остальные слушатели. (27)Они разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам.

(28) Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее!

(29) Все бросились тормошить Виленьку. (30)Ему повторяли то, что прочёл Пушкин. (31)Но тут автор обидных строк, вскочив с постели, подбежал к другу.

- (32)Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? - воскликнул он. - (ЗЗ)Ну, говори! (34)Что же ты молчишь? (35)О, как же я себя презираю! (Зб)Что я должен сделать?

(37)Глаза Пушкина горели. (38)Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди. (39)Видно было, что он готов на всё.

- (40)Что я должен сделать? (41)Ну, говори!

- (42)Я тебя прощу, если ты...

- (43)Ну?

 - (44)Если ты...

- (45)Ну, говори!

- (46)Если ты ещё раз прочтёшь это дивное стихотворение! (47)Ах, Пушкин, Пушкин...

(48)И Виленька обнял друга.

- (49)Ах, Пушкин! - повторял он. - (50)Ведь я знаю, что ты добрый друг! (51)А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта. (52)Ты и себе строгий судья... (53)А что я перед тобой? (54)Ну, прочти, прочти ещё раз! (55)Тебя можно слушать вечно, Пушкин!

(По Ю. Олеше)

* Олеша Юрий Карлович (1899-1960) - русский писатель, поэт, драматург, сатирик.

Алгоритм решения задания.

ШАГ 1. Формулируем ТЕЗИС .

Даём определение слову ДРУЖБА и комментируем его.

Дружба - это близкие отношения, основанные прежде всего на взаимопонимании и искренности. Настоящий друг от души порадуется твоим успехам, и в его сердце никогда не будет зависти. Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах. (34 слова)

Обратите внимание:

1. дать определение понятию вам поможет текст сжатого изложения , т.к. его темаперекликается с темой сочинения (см. 2 абзац текста к варианам 1-4, стр. 220) ;

2. прежде чем сформулировать определение, проанализируйте содержание текста для изложения (стр. 220) и сопоставьте его с содержанием текста Ю.Олеши , это необходимо сделать для того, чтобы избежать несоответствия между определением слова дружба ипримерами-аргументами из указанного текста и вашего жизненного опыта; в тексте для изложения названо несколько отличительных признаков дружбы , но не нужно в определении перечислять все признаки, укажите только тот , который можно проиллюстрировать примером из текста Ю.Олеши;

3. объясняя смысл слова дружба , избегайте такой формулировки: Дружба - это когда... ;

3. выстраивайте своё определение по следующей СХЕМЕ:
а) назвать понятие (дружба) ,
б) назвать более широкое понятие ( например, отношения) ,
в) указать отличительный признак ( например, основанные на...);

4. предлагаю другие варианты определения слова дружба : а) Дружба - это одна из основных добродетелей , выражающаяся во взаимном понимании, искренности...
б) Дружба - это разновидность отношений между людьми, которые характеризуются...
в) Дружба - это форма общения людей, основанная на...
г) Дружба - это одно из лучших нравственных чувств человека, выражающее...

ПОДРОБНЕЕ ПРО ДРУЖБУ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ (очень хороший материал!)

5. не забудьте логически связать эту часть сочинения с последующей (см. последнее предложение вступления).

ШАГ 2. Приводим АРГУМЕНТ из прочитанного текста, подтверждающий наши рассуждения.

Аргумент 1

Обратимся к тексту Ю.Олеши. В нём повествуется о взаимоотношениях двух лицеистов - Пушкина и Кухельбеккера. Вильгельм - настоящий друг, потому что он не только не обижается на адресованные ему строки, но и осознаёт гениальность юного поэта и не скрывает своего искреннего восхищения им (предложения 49 - 56). (40 слов)

ШАГ 3. Приводим АРГУМЕНТ из собственного жизненного опыта.

Аргумент 2
У меня тоже есть подруга. Её зовут Кристина. Она надёжная, понимающая, отзывчивая. Вот уже шесть лет Кристина успешно занимается спортивной гимнастикой. Я всегда искренне радуюсь её победам и достижениям. Совсем недавно Кристина заняла первое место в областных соревнованиях. Я знаю, каким трудом она добилась этой победы. Я очень горжусь своей подругой и дорожу нашей дружбой! (55 слов)

ШАГ 4. Формулируем ВЫВОД .

Таким образом , одно из основных условий дружбы - отсутствие зависти и конкуренции. (16 слов)

Всего в сочинении 145 слов (минимальный объём - не менее 70 слов ).

Помните, что в сочинении должно быть не менее 4 абзацев !

1. Объяснение смысла слова.
2. Аргумент 1.
3. Аргумент 2.
4. Вывод.

Сочинение-рассуждение по заданию 15.3 мы пишем по нравственно-этическим понятиям. В этом вся трудность. Следовательно, обязательно заучить их определения.

Вот некоторые из них.

ПОНЯТИЕ

Трактовка понятия +комментарий к нему

ПРИМЕРЫ из жизненного опыта или литературный пример

Дружба

Дружба – это не всегда , отношения людей, имеющих общие интересы. Дружба, прежде всего, предполагает глубокую внутреннюю привязанность друг к другу и особую откровенность.

- Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение.

- Настоящий друг готов прийти на помощь в любой момент, причём совершенно бескорыстно.

- Друг всегда будет радоваться успехам, причём делать это искреннее. В дружбе нет места зависти.

- Друзья принимают друг друга со всеми недостатками и причудами, они никогда не станут пытаться что-то изменить.

  1. «Маленький принц». Антуан Сент-Экзюпери. Дружба между Маленьким принцем и Лисом.
  2. «Мальчик в полосатой пижаме» Джон Бойн. История о дружбе двух мальчиков, разделенных колючей проволокой, Бруно - сына "управляющего" концлагерем и еврейского мальчика Шмуэля.
  3. «Три мушкетера» А. Дюма. О четверке доблестных мушкетеров, ставшей для целых поколений читателей воплощением молодости, благородства, отваги, дружбы.
  4. «Бег на трех ногах» повесть Чарльз. П. Кроуфорд.
  5. «Поющее сердце» И.А. Ильин /публиистика/
  6. «Письма о добром и прекрасном» Д.Лихачев./публицистика/
  7. При меры из жизни извсетных людей. Например, лицейская дружба А.С. Пушкина. Его поэзия о дружбе.

Душевные силы

Душевные силы – это те силы, что связаны с внутренним миром человека, те искренние, сердечные порывы, которые идут от души. Это умение увидеть, почувствовать и понять окружающий мир, природу.

Душевно сильным считают человека, имеющего внутри себя богатый запас душевных сил . Этот человек, как правило, развит с двух сторон: он не только имеет силу духа и является сильной личностью – но он еще и душевен. А значит, в нем сохранены и преумножены лучшие человеческие качества: любовь, понимание, жертвенность, добротаи другие.

Душевно сильная личность отличается от просто сильных, стойких, мужественных своих собратьев именно тем, что при всех своих победах она способна к бесконечной любви. Именно любовь является здесь первым двигателем, а не просто упорность или целеустремленность, которые оказываются на втором месте.

  1. «Ангел» Г.Х. Андерсен.
  2. Михаил Афанасьевич Булгаков. Этот писатель, которого многие считали сумасшедшим, был настоящим, сильным человеком. Он не переставал писать, несмотря ни на что. Он писал, слушая свой внутренний голос. Не сломленный ничем стержень, на котором держалась пирамидка его сознания, имеет название - душевная сила.
  3. Андрэ Нортон «Семь чудес к воскресенью». Герои всех повестей, собранных в книге, - дети, - сталкиваясь с волшебством или попадая в совершенно невероятные ситуации, открывают в себе новые душевные силы, тягу к добру, стремление помочь слабым.

Добро

Добро – это отзывчивость, это душевное расположение к людям, стремление совершать добрые поступки. ДОБРО – понятие нравственное, противоположное понятию «зло», это намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру. Нравственный человек видит разницу между добром и злом, сознательно совершает добродетельные поступки, избегая порочных.

1. «Юшка» А. Платонов.

2. «Корова» А. Платонов.

3. «Чем люди живы» Л. Толстой.

4. А. Платонов « Любовь к Родине, или Путешествие воробья».

5. «Мститель». В. Солоухин.

6. Девиз Л. Толстого «Делай каждый день добро». Живя по этому принципу, писатель каждый день совершал какое-нибудь доброе дело. Даже в дневнике записал: не просто совершать добрые поступки, когда это необходимо, а искать причину делать добро. День, проведенный без добра, считал никчёмным, пустым.

7. Девиз А.П. Чехова: « Покамолоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро».

Притча о доброте и вежливости Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него. - Зачем тебе это? - спросил мастер. - Хочу стать сильным и непобедимым. - Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым. - Почему? - Потому что тебе не с кем будет сражаться. Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю. - Что тебе нужно? - спросил старый мастер. - Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь. И тогда Учитель взял его в ученики.

Доброта

Доброта – это черта характера, очень близкая к состраданию. Добрый человек стремиться помочь окружающим людям, проявляет к ним щедрость, уважение, заботу. Добрый человек ценит и уважает чувства и взгляды другого человека, как свои собственные.На настоящую доброту способны великодушные люди , которые не ждут за свои добрые дела благодарности.

  1. В. Распутин. «Уроки французского».
  2. М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа.
  3. «В дурном обществе» В. Короленко.
  4. Рассказы А.П. Чехова.
  5. В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Под влиянием доброты бабушки и деда происходит формирование личности героя.

Человечность

Человечностью называют заботливое и бережное отношение к другим людям. Это способность сострадания и готовность прийти на помощь в трудную минуту. Человечность выражается в уважении и терпимости, а также доброжелательном отношении не только к своим, близким, но и к чужим людям. Кроме того, человечность предполагает самопожертвование ради других.

  1. В. Г. Короленко . «В дурном обществе». Вася, мальчик из богатой семьи, дружит с отверженными детьми, - Валеком и Марусей. Благотворное влияние доброты на юного героя.
  2. Самый яркий пример проявления человечности - благотворительность и волонтерство. Данные действия направлены на бескорыстное оказание помощи нуждающимся. Помогать можно бедным и больным, детям и пожилым людям, инвалидам, бездомным, животным. Помогая окружающим, вы вносите свой вклад в решение чужих проблем.
  3. Человечность зачастую имеет место быть в некоторых профессиях. Например, врачи, пожарные, спасатели, учителя.
  4. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

А. Платонов «Юшка».

  1. «Белый Бим Черное Ухо» Г.Н. Троепольский

Самовоспитание

Самовоспитание – это сознательная работа человека над самим собой, выработка у себя положительных качеств и устранение отрицательных. Самовоспитание предполагает наличие ясных целей, взглядов, идеалов. Наиболее активно самовоспитание проявляется в подростковом возрасте, когда молодой человек уже понимает, чего он хочет в жизни.

  1. Николай Островский писал: «Для самовоспитания надо прежде всего призвать себя на собственный суровый суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия и некоторой доли самовлюблённости, выяснить свои недостатки, пороки и решить раз и навсегда, буду ли я с ними мириться или нет. Необходимо ли носить эту обузу за своими плечами или я должен выбросить её за борт».
  2. "Два капитана" В. Каверин.
  3. «Чудак из 6 б» В.К. Железников
  4. Л. Н. Толстой в юношеском возрасте заводит дневник, отмечает в нем свои недостатки, составляет планы самовоспитания и самообразования на различные сроки, описывает ход работы над собой, анализирует ошибки; намечает новые, общие и частные планы самовоспитания.
  5. Можно обратиться к другим текстам из сборника И.П.Цыбулько :
  1. вариант 14 (о Демосфене),
  2. вариант 15 (о честном слове),
  3. вариант 16 (о Мересьеве).

Сострадание

Сострадание- это глубокое чувство жалости, вызываемое страданиями и нуждами других людей. Это сопереживание страдающему, соучастие в страданиях, разделение скорби со страдающим. Сострадание проявляется в желании помочь другому человеку, посочувствовать ему, утешить его словом и делом. Это ощущение признается очень

добродетельным для духовного развития человека.

В чем еще выражается чувство сострадания? Это не только понимание чужой боли. Оно проявляется в чуткости к окружающим, внимании к их проблемам и переживаниям и, конечно же, в помощи. Пожалуй, высшая цель сострадания – это именно посильная помощь страждущим. Неважно, на сколько вы обеспечены, красноречивы. Считается, что увидеть человека, нуждающегося в чем-то, – это знак для каждого из нас, говорящий о том, что ему нужно помочь ему всем возможным, что мы имеем.

  1. «Студент» А.П. Чехова.
  2. «Уроки французского» В.Распутин.
  3. «Сашка» С.В. Кондратьев
  4. «Чучело» В.К.Железников.
  5. «Убить пересмешника» Харпер Ли.
  6. «Нетерпение сердца» Стефан Цвейг.
  7. «Тарасов» Б. Екимов.
  8. Сборник рассказов «Живая душа» Б. Екимов.
  9. «Деньги для Марии» В. Распутин.
  10. «Белый Бим Черное Ухо» Г.Н. Троепольский.

Сильный

человек

В первую очередь, это самостоятельный человек, который все трудные вопросы решает без посторонней помощи.

Сильный человек всегда отвечает за свои слова и поступки. Он не бросает обещаний на ветер и знает цену каждой своей фразы. Кроме того, он знает, как оказать воздействие на окружающих. Его манера поведения всегда заставляет их не позволять себе лишнего и даже невольно подчиняться. При этом поистине сильные люди не используют дешевых уловок или методов давления на людей (речь не о “власть имущих” и способных манипулировать массами). Они открыто демонстрируют свою настоящую сущность, не опасаясь критики или непонимания.Отличительной чертой таких людей является объективная уверенность в собственных силах. Они способны реально оценивать свои возможности, поэтому проходят там, где большинство людей теряется от страха и бежит прочь.

  1. «Сильный человек» Андрей Кудряшов./Портал Проза.ру/
  2. М. Шолохов, "Судьба человека" (Андрей Соколов)
  3. С. Шелдон, "Пески времени" (Хайме Миро)
  4. В. Кожевников, "Щит и меч" (Александр Белов - Иоганн Вайс)
  5. В. Каверин, "Два капитана" (Александр Григорьев)
  6. Ф. Стендаль, "Красное и чёрное (Жюльен Сорель)
  7. Б. Шоу, "Святая Иоанна"

(Жанна Д*Арк).

  1. "Мартин Иден" Джек Лондон
  2. «Будь сильным» Ник Вуйчич.
  3. «Жизнь без границ» Ник Вуйчич.
  4. Сама жизнь Ника Вуйчича как пример жизни сильного человека, умения преодолевать себя.

Красота

По словарю Ожегова: красота – это всё красивое , прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. К. русской природы. К. поэтической речи.

Красота – понятие субъективное. Кто-то считает красивым все то, что вызывает визуальное наслаждение. Кто- то за понятием красоты закрепил понимание духовного, душевного начала. Истинная красота все-таки заключает в себе духовное, высокое начало. Произведения искусства, литературы и т.д. – это истинно красивые «вещи».

  1. Максим Горький «Красота».
  2. Дмитрий Кедрин «Красота»
  3. «Портрет Дориана Грея» О. Уальд.
  4. Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого.
  5. Идея Ф. Достоевского - «красота спасёт мир».
  6. Федор Сологуб «Красота».
  7. Стихи «Краса отношений», «Песчаный берег», «Ссора» Анатолия Лобутенко.
  8. «О красоте человеческих лиц» Н.А. Заболоцкий.

Учитель

Учитель от слова учить, человек передающий свои знания другим, для общего блага и повышения уровня знаний людей (учеников).

Учитель – это наставник, который не просто передает знания своего предмета нам, а учит жить в этом современном многоликом мире.

Учитель при общении с детьми должен не только полагаться на свое сердце и любовь, но и обращаться к опыту и разуму.

Настоящим учителем можно назвать лишь человека, который способен преподать уроки мудрости, доброты, сочувствия , понимания.

  1. «Уроки французского» В. Распутина.
  2. «Первый учитель» Чингиз Айтматов.
  3. «Безумная Евдокия» А.Алексин.
  4. «Перевал» В. Астафьев.
  5. «Фотография, на которой меня нет» В. Астафьев.
  6. «Обелиск» В.Быков/о судьбе сельского учителя Алеся Мороза/.
  7. «Завтра была война» Б.В.Васильев.
  8. «Тетрадки под дождем» В.В. Голявкин.
  9. «Благие намерения» А. А. Лиханов.
  10. «Песчаная учительница» А. Платонов.
  11. «Легенда об учителе». Северина Г.И.
  12. «Весенние перевёртыши» В.Ф. Тендряков.

Природа

Это все, что появилось во Вселенной и существует независимо от деятельности или желания человека. Именно так отвечает на вопрос о том, что такое природа, энциклопедия.

Но есть и еще один ответ на вопрос о том, что такое природа. Природа - это место нашего обитания. Это комплекс всех естественных условий существования человеческого общества и среды, в котором оно живет. По сути, природа – это наша жизнь.

  1. Мамин –Сибиряк Д.Н. «Рассказы старого охотника»
  2. И.С. Тургенев «Записки охотника».
  3. Даниэль Пеннак «Собака Пёс».
  4. Юрий Коваль. Циклы рассказов и миниатюр «Бабочки», «Весеннее небо», «Жеребенок», «Журавли».
  5. Эрнест Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных».
  6. Михаил Пришвин. Рассказы.
  7. Сергей Аксаков. Рассказы о природе.
  8. Виктор Астафьев. «Конь с розовой гривой».
  9. Павел Бажов. «Серебряное копытце».
  10. Иван Тургенев. «Муму».

Настоящее искусство

Настоящее искусство – это изображение действительности в произведениях живописи, литературы, кино, архитектуры и музыки. Это и отражение внутреннего мира человека через художественные образы, и красота, запечатлённая в произведениях искусства.

  1. В. Тендряков «Свидание с Нефертити».
  2. Д. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».
  3. Л. Н. Толстой «Альберт».
  4. Л.Н. Толстой "Крейцерова соната".
  5. Анна Гавальд. «Просто вместе»
  6. РЭЙ Брэдбери «Улыбка»

Материнская любовь

Материнская любовь – это любовь, которая безмерна и безгранична. Она терпит и прощает. Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель.Мать просит в слезах Бога о своих детях, когда те болеют и мучаются, забывая о собственных болях, просит больше чем за кого- либо. В Христианстве говорят: «Молитва матери столь сильна, что достанет со дна моря». Материнская любовь является и посредником между отцом и детьми, увеличивая тем самым любовь и уважение детей к отцу и укрепляя семейный очаг своей мудростью.

Россия держится благодаря таким матерям, поскольку такая мать хранит очаг семьи – а сохранение семьи ведет к сохранению и укреплению России.

Однако может быть и другая «сторона» у материнской любви: это слепое обожание, потакание прихотям ребенка, что губит лучшее в ребенке, способствует тому, что ребенок вырастает эгоистом и потребителем.

  1. Стихотворение «Мать» Н.А.Некрасова.
  2. «Матерь человеческая» Виталия Закруткина - героическая поэма о беспримерном мужестве, стойкости и человечности русской женщины – матери.
  3. Поэма А.Ахматовой «Реквием»

«Глубокая» и короткая притча о любви , притча про маму :

Один молодой человек полюбил очень красивую девушку. Но девушка была горда, надменна и жестока. Он часто просил стать его женой, но она только смеялась над ним. Не выдержав, парень воскликнул: «Все сделаю, что ни попросишь, лишь бы ты была со мной!» И тогда гордая красавица сказала: «Принеси мне сердце твоей матери в доказательство своей любви ко мне». Не задумываясь, несчастный бросился бежать домой, убил мать, вынул ее сердце и побежал назад. Вдруг он споткнулся и упал. И тут сердце матери заботливо спрашивает: «Сыночек, ты не ушибся? Тебе больно, сынок?»

Выбор

Выбор – это воли свободы воли человека. Человек волен сам выбирать между разными вариантами ситуаций, принимать решения самостоятельно, поступать так, как он считает правильным и возможным в той или иной ситуации. Мы всю жизнь выбираем между добром и злом, между правдой и ложью, то есть совершаем нравственный выбор.

Если текст ОГЭ о выборе профессии, то надо писать о выборе профессии. Тогда в качестве аргумента можно привести пример из личного опыта, о выборе вашей будущей профессии.

4.Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

Жизненные ценности

Жизненные ценности – это идеалы, понятия, вера, убеждения, принципы, стремления и другие абстрактные аспекты, которые наиболее значимы для Вас. Эти ценности служат ориентирами в жизни, эталонами, критериями качества жизни и «правильности» решений, действий.

У каждого человека свои жизненные ценности. Это зависит от семейного воспитания, окружения, внутренней культуры, образования.Например, для одного человека самое ценное - это саморазвитие, обучение, познание нового. Для другого – достижение собственного благополучия.

  1. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
  2. А. П. Чехов «Скрипка Ротшильда». 


  3. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

Неуверенность

в себе

Неуверенность в себе – это боязнь предпринимать какие- либо требующиеся действия из -за сомнения в своих силах, возможностях, способностях произвести их успешно, боязни потерпеть провал.

Неуверенный в себе человек испытывает комплексы, постоянно сомневается, стыдится собственных решений или вообще откладывает их «на потом». Такой человек чаще всего попадает под зависимость от более «сильной» личности.

По сути, это безвольный человек.

  1. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина(в начале романа Маша Миронова)
  2. А. А. Башмачкин из повести Н. В. Гоголя "Шинель".
  3. Червяков из "Смерть Чиновника".
  4. Тонкий ("Толстый и тонкий" А. П. Чехов).

Это все люди, неуверенные в себе.

Взаимовыручка

Взаимовыручка – это, прежде всего, помощь человеку, который в ней нуждается, а за оказанную помощь помогающий получает благодарность в виде аналогичной помощи. Часто взаимовыручку можем наблюдать в настоящей дружбе, в браке и в деловом мире..При помощи взаимовыручки можно решить общие проблемы.

Во взаимовыручке зашифрован код успеха.

Наиболее точно о взаимовыручке можно сказать следующее: это БЕСКОРЫСТНАЯ помощь. Человек. Оказывающий ее, не ждет благодарности. Но очевидно, что получающий ее стремиться тоже оказать помощь. Потому что совесть не позволит ему забыть об этом.

  1. Аркадий Гайдар «Тимур и его команда».
  2. А.Сухинов «Вожак и его стая».
  3. «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя. В произведении «раскручена» тема боевого товарищества, взаимовыручки.

Нравственный выбор

Выбор – это наличие различных вариантов для осуществления воли . Наличие выбора связано с обоснованием свободы воли человека. Человек волен сам выбирать между разными вариантами ситуаций, принимать решения самостоятельно, поступать так, как он считает правильным и возможным в той или иной ситуации. Мы всю жизнь выбираем между добром и злом, между правдой и ложью, то есть совершаем нравственный выбор.

1.Виктор Астафьев «Конь с розовой гривой».

2. Герои романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

3.Герои легенд из рассказов старухи ИзергильМ.Горького (Данко и Ларра).

4. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

Внутренний мир человека

Внутренний мир человека – это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности, культура, мировоззрение. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.

  1. Трилогия А.П. Чехова.
  2. СТИХИ поэтов – отражение их внутреннего мира, например. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно, и некому руку подать…»
  3. РэйБрэдбери «Человек в картинках».
  4. Н.Заболоцкий «О красоте человеческих лиц»

Внутренние силы

Внутренние силы – это воля, уверенность в себе, духовность. Внутренняя (духовная) сила человека помогает ему придерживаться своей точки зрения, отстаивать определенное мнение, несмотря на внешнее воздействие. Такие люди решительны, настойчивы, целеустремлённы, что помогает им добиваться успеха в достижении целей, не отступая от намеченного пути.

  1. Былины об Илье Муромце.

Драгоценные книги

Драгоценные книги – это книги, которые мы особенно ценим, потому что они помогают нам найти ответы на многие вопросы, формируют наш характер. Книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь. Докажу свои слова конкретными примерами.

  1. Из собственного опыта расскажите о своих любимых книгах.

Сила духа

Сила духа – это одно из определяющих качеств, делающих человека ЧЕЛОВЕКОМ

Благодаря ей мы добиваемся жизненных целей и преодолеваем препятствия, становимся сильными, харизматичными и способными на поступок.

  1. «Легенда о Данко» («Старуха Изергиль» М.Горького).
  2. Былины об Илье Муромце.
  3. «Русский характер» А. Толстой.

Любовь

Любовь – это чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Любовь – это непреодолимое влечение к другому человеку, желание быть с ним рядом, заботиться и оберегать, жертвовать собой ради любимого – и в то же время не чувствовать себя зависимым, быть внутренне свободным, оставаться самим собой. Любовь невозможна без взаимного уважения, заботы, верности, ответственности.

Любовь многолика: любовь к человеку, любовь к маме, любовь к Родине. Помните об этом, подбирая аргументы.

  1. А.И.Куприн«Гранатовый браслет»
  2. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
  3. О.Генри«Дары волхвов»
  4. А.И.Куприн«Куст сирени».

Счастье

Счастье – это ощущение полной удовлетворенностью жизнью, полнота ощущений бытия. Счастливый человек ощущает в себе радость и осмысленность во всем, он окрылен, он делает всех вокруг себя счастливыми.

У каждого свое понимание счастья. Это зависит от внутренней культуры человека и его воспитания, от семейных ценностей.

Для ребёнка счастье - это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители.

  1. Л.Андреев "Петька на даче"
  2. РассказРэяБрэдбери "Всё лето в один день"
  3. РэйБрэдбери «Вельд»
  4. Эдуард Асадов «Что такое счастье»

Я знаю, что дружба – это взаимоотношения между людьми, основанное на доверии, искренности, самопожертвовании. Докажу это с помощью исходного текста и своего жизненного опыта.

В произведении А. Иванова приведен пример настоящей дружбы. Овечкин готов был пожертвовать собственной жизнью, чтобы спасти друзей. Он бесстрашно прыгнул на ствол дерева и стал рубить его (45-46). Овечкин знал, на какой риск он пошел, но не остановился, а завершил свое дело (48-57).

Кроме того, я хочу привести пример из своей жизни, подтверждающий мою точку зрения. Когда у меня в жизни произошла неприятность, из-за которой я очень переживала, подруга все время была рядом, поддерживала и подбадривала меня. Я думала, что именно она помогла забыть то происшествие. Хочу выразить благодарность ей за это.

Таким образом, я доказала, что дружба действительно играет большую роль в жизни человека, на ней держится весь мир.

Сочинение 15.3.

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Это нечто бесценное, важное, необходимое, потому что в твоей жизни есть человек, который тебе очень дорог и на которого ты всегда можешь положиться. Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.

В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмём пример из текста Розы Госман. Предложения 45-50 показывают нам, что Ленке всё-таки было стыдно за своё поведение, так как в глаза Ольге она выражала своё восхищение стихами, а за спиной смеялась над её творчеством. Но Ольга, будучи «характера очень мягкого и мирного», простила Ленку, и они остались замечательными подругами.

В качестве второго аргумента, подтверждающего мою точку зрения, мне хотелось бы привести пример из жизни. Мой отец, когда ему было 15 лет, собрался с друзьями на речку порыбачить. Устанавливая удочки, он нечаянно уронил поплавок и, не умея плавать, бросился за ним. Когда ногами он уже не чувствовал дна, то понял, что начал тонуть. К счастью, в то время, когда остальные товарищи ушли в лес за дровами, неподалёку от берега разжигал костёр Гриша. Он, ни минуты не сомневаясь, кинулся на помощь. Мой отец был спасён, и до сегодняшнего дня они с Григорием остаются лучшими друзьями, готовыми помочь друг другу.

Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что дружба – святое, и очень важно иметь такого друга, который тебя всегда поддержит и не оставит в беде.

Что такое дружба ? Это радость! Огромная радость от общения! Радость от того, что рядом есть близкий тебе человек, который поможет советом, всегда выслушает и непременно поддержит во всем. Только ему можно полностью довериться. Только от него можно без обиды выслушать критику в свой адрес. Настоящая дружба, как и настоящая любовь, явление достаточно редкое. Но если она всё же есть, её надо беречь как зеницу ока. Ведь, теряя друга, мы теряем частицу себя. И всегда надо помнить, что потерять его легко, а вот найти безумно трудно. Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем статью известной дрессировщицы Натальи Дуровой и читательский опыт.


Обратимся к прочитанному тексту. Наталье Дуровой дороги слон и ослик-кроха, потому что они её самые настоящие и верные друзья. Ведь она проводила с ними очень много времени, не только отрабатывая какие-либо цирковые программы, но и просто играя с ними, доверяя свои секреты (3-5).

Вспомним сказку А.Сент-Экзюпери «Маленький принц». Я была тронута простотой и в то же бездонной философской глубиной произведения. Особое впечатление на меня произвёл тот эпизод, когда Маленький принц рассказывает лётчику, мечтавшему быть художником, о своей встрече с Лисом, которого он приручил, и о том, как они стали друзьями. Лис научил Маленького принца бережно относиться к близким людям, попросил не забывать о том, что тот «в ответе за тех, кого приручил».

Думаю, нельзя не согласиться с тем, что дружба - это душевная любовь, умение общаться сердцем и душой.

Текст для работы
(1)Ранним летним утром пляж был почти пуст.
(2)- Купнёмся? - Котька отложил книгу. (З)Юрка молча встал. (4)С обрывистого берега Котька прыгнул в воду и поплыл, размашисто выбрасывая руки. (5)Река была неширокая, вскоре он уже оказался на середине и крикнул:
(6)- Дуй сюда!
(7)Юрка не ответил. (8)Он стоял по колено в воде возле пустынного берега, горстями зачерпывал воду и поливал себе плечи и грудь. (9)Потом этот крепкий, спортивного вида парнишка несколько раз присел, побултыхался в воде и вышел на берег.
(10)- Давай сюда! - опять позвал с середины реки Котька.
(11)Но Юрка, не отвечая, зашагал к своей одежде и лёг. (12)Вскоре и Котька устроился рядом.
(13)- Опять не плавал? - спросил он.
(14)- Неохота, - вяло отозвался Юрка. (15)- Зябко нынче.
(16)Денёк был вовсе не холодный, даже наоборот, но Котька промолчал.
(17)- И вообще... долго купаться вредно, - сказал Юрка.
(18)Котька отлично знал, почему теперь Юрка копошится возле берега, как дошколёнок, а на глубину - ни-ни. (19)Прошлым летом Юрка тонул. (20)И, главное, в первый момент никто из купающихся не заметил этого. (21)Когда хватились - стали нырять, по дну шарить. (22)К счастью, быстро нашли. (23)Но Котька стал замечать: с того дня Юрку словно подменили. (24)Воды он теперь прямо-таки боялся. (25)Пополоскался возле берега, размялся - и всё. (26)А плавать - ни за что!
(27)Котька видел: с другом неладно. (28)И так, и этак к нему подступал - всё без толку. (29)Котька по секрету даже с физруком советовался.
(30)- Трудный случай, - нахмурился тот. (31)- Понимаешь, это психологический шок. (32)Ну, потрясение такое.
(33)Котька вздохнул:
(34)- Что Ж6 делать?
(Зб)Физрук пожал плечами:
(36)- Подождём! (37)Авось время излечит. (38)Время - великий врач!
(39)Но месяцы шли, а Котька не замечал улучшений. (40)«Что же придумать?» (41)Котька встал. (42)Взгляд у него был странный, словно он смотрел в себя. (43)Так он простоял несколько минут, потом быстро зашагал к воде.
(44)- Ты чего? - удивился Юрка. (45)- Опять купаться? (46)Холодно тке...
(47)- Не холодно! - Котька прыгнул с обрыва и поплыл. (48)Вдруг Юрка услышал крик:
(49)- Спасите! (50)0й! (51)Спаси...
(52)Юрка вскочил: на середине реки барахтался Котька. (53)Он то выскакивал из воды, изо всех сил размахивая руками, то вновь проваливался в глубину. (54)Вот он опять вынырнул, очумело мотая головой, изо рта - целая струя воды. (55)И, как назло, на пляже - никого из взрослых.
(56)Юрка бросился к берегу. (57)У обрыва остановился. (58)Душа ушла в пятки: так давно не плавал! (59)Но через секунду Юрка уже прыгнул в реку и во весь дух понёсся вперёд. (бО)Никогда ещё он так не плыл! (61)Голова его и тело были под водой. (62)Только на секунду показывался широко открытый рот, глоток воздуха, и опять - вперёд!
(63)Вот и Котька: от страха у пловца выпучены глаза, руки беспорядочно шлёпают по воде, бурлящей вокруг него.
(64)- А-а! - кричит он и тянется к Юрке.
(65)- Спокойно, возьми себя в руки! (66)Ляг на спину! - строго командует Юрка.
(67)Котька покорно переворачивается животом кверху.
(68)- Ничего не случится. (69)Я рядом, значит, не утонешь. (70)Дыши глубже.
(71)Котька - молодчага! (72)И как послушно исполняет команды!..
(73)- Ну, поплыли! - говорит Юрка.
(74)Котька кивает. (75)Он переворачивается на грудь, медленно плывёт к берегу и всё время отплёвывается: здорово наглотался всё-таки, когда пытался выплыть из могучего течения, в которое нечаянно попал...
(76)Так добираются они до пустынного пляжа.
(77)- Да, Юрка, мне бы - труба без тебя! (78)Каюк! (79)- Ну, чего ты? (80)И сам выбрался бы, - смущается
Юрка.
(81)Котька берёт «Двух капитанов», ложится, но он не читает, потому что мысли заняты другим. (82)Улыбается и, довольный, подмигивает сам себе: «Порядок! Теперь будет плавать! И никаких шоков!»
(По Б. Раевскому)

Вариант 1
Дружба - это одна из основ человеческих отношений. Друзья делят одни интересы, помогают друг другу, стремятся сделать друг друга лучше.
Пример настоящей дружбы находим в рассказе Б. Раевского. Он описывает отношения двух ребят, один из которых, Котька, делает вид, что тонет (предл. 63), чтобы избавить своего друга Юрку от страха перед водой. Он не признаётся в том, что притворялся, и хвалит своего спасителя (предл. 77), очень радуется, что его план удался (предл. 82). Для меня поведение Котьки - это поведение настоящего друга! Он не успокоился, пока не помог Юрке справиться с боязнью воды.
С примером настоящей дружбы мы знакомимся также и в рассказе Ю. Казакевича «Тихое утро», когда Яшка спас тонущего Володю.
Эти примеры помогают убедиться в правоте пословицы о том, что друг познаётся в беде.
Несомненно, счастлив тот, у кого есть друзья, ведь дружба - это фундамент, на котором строятся прочные отношения.

Вариант 2
По моему мнению, дружба - это такое отношение между людьми, которое проявляется в искреннем желании поддерживать друг друга в любых ситуациях. Дружба проверяется сложными жизненными испытаниями.
Давайте обратимся за доказательствами к рассказу Б. Раевского. Юрка боится плавать после того, как чуть не утонул. Его друг Котька проявляет заботу о нём. Он несколько раз зовёт его купаться (предл. 7, 9), идёт за советом к физруку (предл. 29) и даже разыгрывает Юру, притворяясь, что тонет (предл. 63). По-моему, это поведение настоящего друга, который делает всё, чтобы избавить своего товарища от страха перед водой.
Примером истинной дружбы можно считать отношения А.С. Пушкина и И.И. Пущина. Даже когда родная семья отвернулась от поэта, попавшего в немилость к царю, Пущин не побоялся навестить ссыльного друга в Михайловском, чтобы приободрить, поддержать, утешить.
В дружбе раскрываются много положительных качеств: забота, целеустремлённость, бескорыстие, доброта. Иметь настоящего друга - это истинное счастье!

Вариант 3
Дружба - это отношения, которые строятся на привязанности людей друг к другу, общности интересов. Друзей объединяют взаимная симпатия и доверие, взаимопонимание и готовность прийти на помощь в любой ситуации.
Именно такие отношения связывают Котьку и Юрку в предложенном рассказе. Первый не успокаивается, пока не избавляет своего товарища от страха перед водой (предл. 82), второй, забыв об этом страхе, не раздумывая бросается спасать своего «тонущего» друга (предл. 59). Я считаю это примером настоящей бескорыстной дружбы!
Думаю, такой друг, как Котька или Юрка, - это подарок судьбы.

Вариант 4
Дружба - это бескорыстные отношения между людьми, в которых и радость, и беда общие. Верные друзья способны понимать друг друга без слов.
В рассказе Б. Раевского Юрка и Котька дружат по-настоящему. Оба они понимают, почему Юра не может плавать, но это не обсуждается Котькой, потому что он не хочет напоминать другу о неприятном для него событии: Юра едва не утонул в реке (предл. 18, 19). Котька видит, что товарищ не может преодолеть свой страх перед водой и прибегает к хитрости (предл. 52, 53, 59). А в Юре страх за жизнь друга побеждает страх за свою жизнь. Именно такими и должны быть отношения между друзьями.
Примером настоящей дружбы также может служить история Герды и Кая из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева». Ради спасения Кая девочка прошла тысячи километров и преодолела множество испытаний.
Я считаю, что настоящая дружба - огромная ценность в жизни человека.

Вариант 5
Дружба - это отношения между людьми, основанные на уважении, доверии и полном взаимопонимании. Настоящего друга из просто друзей можно увидеть по тому, как он радуется вашим успехам или огорчается вашим неудачам.
Юру и Котю можно назвать настоящими друзьями. Произошло событие, после которого Юра стал бояться плавать.
Уважая чувства друга, Котька придумывает, как прогнать Юрин страх. Зная, насколько уважает его Юра, он решил изобразить, что тонет. При этом мальчик точно знал, что друг не оставит его в беде. Так оно и случилось (предл. 56-62): Юра, преодолев свой страх, бросился в воду, искренне веря, что Котька в опасности. Он, скорее всего, никогда и не узнает об этой хитрости друга (предл. 81, 82).
Настоящей дружбой можно также считать отношения А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Знаменитый поэт подсказал Н.В. Гоголю сюжет «Мёртвых душ», и тот впоследствии с благодарностью читал Пушкину первые главы этой поэмы.
Я уверена, что без настоящего друга человек одинок и слаб.

Второй аргумент приведу из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В произведении у принца, на планете Земля, был друг Лис, который всегда помогал ему и давал советы из своей жизни.

Я считаю, дружба – это теплые отношения между близкими людьми. Настоящий друг всегда поддержит, никогда не обманет и не подведет.

Подтверждая свои слова, приведу аргумент из текста В.П. Крапивина. В нем говориться о том, что к мальчику Роме Крапивину, прикованному к коляске, часто приходили друзья. Они всегда слушали с ним музыку, играли в железную дорогу, запускали бумажных голубей. Несмотря на то, что он был инвалидом, в те часы мальчик чувствовал себя равным среди других мальчишек и девчонок. Вот такие отношения можно с легкостью назвать дружбой.

Второй аргумент приведу из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • 15.3 Что такое дружба? Дружба - это чувство, которому человек учится всю жизнь.

В произведении у принца, на планете Земля, был друг Лис, который всегда помогал ему и давал советы из своей жизни.

Таким образом, дружба – неотъемлемая часть жизни каждого, ведь любой человек нуждается в поддержке, понимании и общих интересах.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Беспалова Т.В.

Материал по теме «Дружба»

15.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте

данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое

дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис,

приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один примераргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст 1 Текст2 Текст 3 Текст 4 - бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.

Дружба - Дружество, дружелюбие, доброжелательство, лад, мир, согласие, панибратство, короткое знакомство, побратимство, (благо)приязнь, амикошонство, любовь, братание, единение, общение; дружба искренняя, лицемерная, собачья, тесная.

Словарь синонимов Дружба и приятельство Дружбу следует отличать от приятельства. Они внешне сходны, а по существу резко отличаются друг от друга. Приятели, добрые знакомые - это чаще всего люди, связанные общностью места и времени. Есть приятели в школе, в доме, соседи на даче. Но родство душ здесь не обязательно. Вспомним, как глубоко и прозорливо описал А.С.



Пушкин приятельство и видимость дружбы Онегина с Ленским:

Они сошлись: вода и камень, Стихи и проза, лёд и пламень...

И, обобщая свою мысль, поэт заключает:

Так люди, первый каюсь я, От делать нечего, - друзья.

Друзья от делать нечего - это не настоящие друзья. И мы знаем, чем кончилась видимость дружбымеждуОнегинымиЛенским.

Приятельские контакты, какими бы старыми они ни были, не всегда переходят в дружбу. Приятелей и знакомых у нас много, а настоящий друг, как правило, один.

Разговор с приятелем не так откровенен, как с другом.

Но дружба, тем не менее, имеет и свои строгие правила. Например, если друг нуждается в твоей помощи, просит тебя об одолжении, надо ему пойти на встречу. Не мешкай, если твой друг болен, если у него несчастье или ему просто нужны твоя поддержка или совет.

Поддерживать у близкого человека бодрое настроение, создавать обстановку здоровой жизнерадостности - задача друга. Настоящий друг никогда не подавляет своего товарища, напротив, помогает ему развернуть плечи и почувствовать веру в себя и радость существования. Нет ничего удивительного в том, что к людям весёлым и солнечным тянуться и дети и взрослые. Хорошее настроение и ровный, лучезарный характер привлекают к человеку много друзей; они словно греются в тепле его отношения.

Дружба человека, который знает целебную и вдохновляющую силу шутки, большое счастье. Шутки насыщают дружеское общение и придают ему неповторимый блеск. Главное - надо больше думать о друге и меньше о себе, о своих трудностях, проблемах, расчётах и ожиданиях. Дружба учит нас забывать о себе ради другого человека, товарища и единомышленника.

Может быть, именно поэтому в трудную минуту и мы сами спешим опереться на руку друга. Мы не боимся остаться перед ним незащищёнными. Друг не даёт нам согнуться под тяжестью невзгод, а в случае удачи разделяет нашу радость.Не случайно итальянская поговорка гласит: «Кто нашёл друга, тот нашёл клад».

Чему же учат нас наши друзья?

Прежде всего, настоящая дружба учит альтруизму, т.е. бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма. Дружеские отношения учат сочувствию, сопереживанию, состраданию. Обратите внимание, как много слов с приставкой «со-», подчеркивающей совместное действие.

Уже сам факт, что у человека есть друзья, является его характеристикой. Он указывает не только на степень открытости и коммуникабельности этого человека, но и на степень его самоуважения. Люди с заниженными самоуважением и самооценкой зачастую замыкаются в себе и, как результат, вынуждены страдать от одиночества.

Человек с высоким самоуважением имеет несравненно больше шансов на глубокую и устойчивую дружбу.

Дружба учит разбираться в людях. Вряд ли найдётся кто-то, не переживший горького чувства потери друга, не страдавший из-за размолвок с ним, не искавший мучительно пути к примирению, не испытавший однажды, что его предали, не почувствовавший всей тяжести предательства.

Дружба- это способность понять другого как самого себя, умение быть единомышленником, готовность стать человеком, на которого можно опереться, в чьём понимании и помощи можно не сомневаться. Именно поэтому дружбу можно назвать школой взаимопонимания, ответственности, верности и преданности.

Друг, делящийся с тобой своими мыслями и чувствами, ждёт от тебя понимания, а значит, учит слушать, разбираться в жизненных ситуациях, размышлять, сопоставлять, ставить перед необходимостью выражать свою позицию и тем самым помогать стать лучше.

Дружба немыслима вне общения. Именно с другом ты познаешь это искусство, учишься строить отношения на равных, овладеваешь умением, когда нужно, подчиниться или, наоборот, взять на себя ответственность за принятое решение.

Сегодня, когда человеческие контакты постоянно расширяются, чаще и чаще, как ни странно, можно услышать жалобы... на одиночество. Людей вокруг вроде бы много, а друга нет. Нужно начать с самого простого: внимательно посмотреть вокруг себя. Что за люди живут рядом, по соседству, на одной лестничной площадке, учатся в одном классе?

Чем они живут? Каков круг их интересов? Что можно сделать доброго для этих людей?

Стоит поставить перед собой эти вопросы, и они повернут тебя, если конечно, не сопротивляться, лицом к людям, заставят заинтересоваться ими, включиться в общее с ними дело.

Бывает, впрочем, и иначе: приятелей, знакомых много, а настоящего друга нет. Тут, видимо, уместнее взглянуть не только вокруг себя, но и на себя, попытаться понять, какие черты собственной личности отталкивают от тебя людей, мешают приятельским отношениям пойти вглубь, стать дружескими.

Следовательно, дружба - живое чувство, жизненное переживание, которое включает в себя прежде всего потребность человека в другом человеке, дарящем эмоциональное тепло, чувство доверия, понимающем и разделяющим его жизневосприятие.

Неписанные правила дружбы Обмен Делиться новостями о своих успехах Выказывать эмоциональную поддержку Добровольно помогать в случае нужды Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе Возвращать долги и оказанные услуги Интимность

–  –  –

Отношение к третьим лицам Защищать друга в его отсутствие Быть терпимым к остальным его друзьям Не критиковать друга публично Сохранять доверенные тайны Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого Взаимная координация Не быть назойливым, не поучать Уважать внутренний мир и автономию друга

–  –  –

Что такое дружба? Это радость! Огромная радость от общения! Радость от того, что рядом есть близкий тебе человек, который поможет советом, всегда выслушает и непременно поддержит во всем. Только ему можно полностью довериться. Только от него можно без обиды выслушать критику в свой адрес.

Настоящая дружба, как и настоящая любовь, явление достаточно редкое. Но если она все же есть, то надо ее беречь, как зеницу ока. Ведь, теряя друга, мы теряем частицу себя. И всегда надо помнить, что потерять его легко, а вот найти безумно трудно. И чем старше мы становимся, тем труднее.

Дружбу надо растить, как хрупкий и нежный цветок. «Поливать» мыслями о друге, «удобрять» достойными поступками.

Каким должен быть друг? Верным! Терпеливым! Добрым! Да, именно таким! Ведь он же Друг! Друг пройдет проверку и временем, и обстоятельствами. И с годами настоящая дружба становится только крепче.

Дружба не может быть односторонней, иначе никакая это уже не дружба. Все общее, все вместе! Всегда и всюду!

Друзей не может быть много, один, быть может, два или три за всю жизнь. А остальные десятки и сотни это просто приятели, товарищи, знакомые. Да, хорошие, приятные, замечательные, но это не друзья.

Пословицы о дружбе

Дружба - великая сила.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Без беды друга не узнаешь.

Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.

За дружбу дружбой платят.

Маленькая дружба лучше большой ссоры.

Друга на деньги не купишь.

Друг - твоё зеркало.

Для дорогого друга - ворота настежь.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Единственный способ иметь друга - это быть другом.

Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

Ложь дружбу губит, почему дружба её не любит.

Не бросай друга в несчастье.

Нет друга - ищи, нашёл - береги.

Одёжа хороша новая, а друг - старый.

Старый друг лучше новых двух.

Без друга в жизни туго.

Дружба заботой да подмогой крепка.

Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.

Друг спорит, а недруг поддакивает.

Знал дружка в радости, не оставляй в горести.

Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга.

К дому друга дорога никогда не бывает длинной.

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Недостаток доверия вредит дружбе.

–  –  –

Дружба основывается на взаимном благе, на общности интересов… Артур Шопенгауэр Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания.

Марк Туллий Цицерон Подлинная дружба созревает медленно и расцветает только там, где люди действительно доказали ее друг другу. Филип ДормерСтенхоп Честерфилд Если хочешь, чтобы друг твой горбов у тебя не заметил, сам не смотри на его бородавки.

Квинт Гораций Флакк Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг. Сюнь-Цзы У всех есть недостатки - у кого больше, у кого меньше. Вот почему и дружба, и помощь, и общение были бы невозможны, если бы не существовало между нами взаимной терпимости. Франческо Гвиччардини

–  –  –

Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете.

И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил:

– Кто там?

За дверью ему ответили:

– Это твоё богатство.

Но старец ответил:

– Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья.

И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.

– Кто там? – спросил он.

– Это твоя любовь! – услышал он ответ.

Но старец сказал:

– Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! – и опять не открыл дверь.

На третий день к нему снова постучали.

– Кто там? – спросил старик.

– Это твоя дружба! – услышал он в ответ. Старец улыбнулся и открыл дверь:

– Друзьям я всегда рад.

Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство.

И старец сказал:

– Но ведь я пригласил только дружбу!

На это вошедшие ответили ему:

– Ты столько лет прожил на земле, и до сих пор не понял одну простую истину? Только



Рассказать друзьям