Эссе как вырастить ребенка успешным. Как из ребёнка вырастить успешного человека? Доводить дело до конца

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как воспитывать ребенка, чтобы он вырос профессионалом, добился больших высот и стал успешным руководителем? Психолог Рэймонд Кэттелл, автор одной из наиболее влиятельных теорий личности, разработанных в психологии XX века, в 1954 году вывел уравнение потенциала руководителя. Это уравнение, полученное на основе изучения личностей военачальников, используется в настоящее время для определения черт, присущих успешному руководителю. К ним относятся следующие: уравновешенность, преобладание, энтузиазм, добросовестность, общественная активность, практичность, уверенность в себе, подверженность влиянию.

За 50 лет до этого Анри Файоль, французский горный инженер, один из основателей классической административной школы управления, определил основные черты, которыми должен обладать успешный менеджер. На первом месте, по его мнению, идут физические качества: здоровье, энергия, ловкость. На втором - умственные качества: способность понимать и учиться, суждение, умственная энергия и способность адаптироваться. На третьем - моральные качества: энергия, стойкость, готовность принимать ответственность, инициатива, лояльность, такт, достоинство. Также важны общее образование, специальное знание и опыт.

Несколько исследований, результаты которых были опубликованы в сборнике научных трудов Национальной Ассоциации ученых США, занимающихся проблемами подростков и молодежи (National Association of Sciences Teenagers), доказали, что люди, которые в подростковом возрасте считали себя счастливыми, зарабатывают в среднем на $8 000 больше тех, кто в юности чувствовал себя несчастным и был недоволен своей жизнью.

О чем стоит подумать современным родителям, которые стремятся вырастить благополучного и успешного человека, – в наших советах.

== Здоровье и энергия: формируйте правильные привычки ==

Правильное питание, здоровый режим дня, физические нагрузки и свежий воздух – со времен наших бабушек обязательные пункты программы не изменились, но суть их за последние годы была существенно скорректирована учеными и психологами. Помните, что именно то, к чему вы без насилия приучите малыша с раннего детства, и станет его образом жизни в дальнейшем. Среди моих знакомых есть много тех, кто никогда не ест, например, гречку или овсянку. Причина, как правило, одна – перекормили этим в детстве. Знаменитый педиатр Уильям Сирс, вместе с женой Мартой написавший несколько книг и вырастивший 8 детей, половина из которых также стали врачами, в своей книге «Здоровое питание для всей семьи» приводил такой пример. В их семье довольно часто на гарнир, вместо привычной картошки-фри и любимых всеми детьми макарон, подавали капусту брокколи. Дети ныли и воротили нос. Но оказавшись без родителей в детском лагере, пришли обедать и из всего разнообразия гарниров выбрали привычную брокколи. Формируйте правильные привычки и собственным примером в том числе. Если вы запиваете чипсы сладкой газировкой, не удивляйтесь, что ваши дети делают то же самое. Не перекармливайте детей. Последние исследования говорят о том, что существует связь между перееданием и снижением интеллектуальной активности. Журнал Obesity Reviews опубликовал результаты исследования, доказывающие, что переедание матери во время беременности ведет к снижению интеллекта плода. Следите за рационом вашего ребенка. Еще Ганс Юрген Айзенк, знаменитый британский психолог, автор IQ теста, занимавшийся биологическим направлением в психологии, доказал, что существенное влияние на повышение уровня интеллекта может оказать оптимизация рациона питания.
Интересно, что и умеренная физическая активность напрямую влияет на продуктивную работу головного мозга: во время выполнения упражнений улучшается кровоснабжение мозга, его нервные клетки активно обновляются, а сосуды укрепляются. Недаром создатель уникальной системы математических школ Андрей Колмогоров считал необходимыми слагаемыми для идеального образования классическую музыку, мужскую дружбу, математику, спорт, поэзию и обмен идеями. И сейчас в Москве еще работают легендарные школы, чудом сохранившие свои традиции. Моя дочь училась в одной из них – и физкультура там не менее важный, чем любой другой, предмет.

== Способность учиться и мыслить самостоятельно: уважайте право ребенка на ошибку ==

Самый простой способ воспитания, которым, к сожалению, пользуется большинство родителей – формирование системы запретов и поощрений за послушание. В этом случае от ребенка требуется слепое послушание, и такой ребенок для родителей очень удобен. Но малыш понимает, что таким образом он получает довольную маму, но не понимает сути: почему он должен делать то и не делать этого? И что будет, когда он столкнется с необходимостью решить проблему, а мамы рядом не будет? В Библии приводился такой пример: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи его ловить рыбу, и он будет сыт всегда». Не ленитесь разговаривать с детьми, задавайте вопросы, объясняйте, почему вы просите его что-то делать или не делать. Отвечайте на бесконечные вопросы, а если отвечать уже нет сил – возвращайте вопрос, и вы наверняка услышите что-то чрезвычайно интересное в ответ. Задавая вопросы по существу той или иной проблемы ребенку, и неважно, малыш он или подросток, вы учите его самостоятельно искать решения. Разбирать ситуации, подвергать сомнению утверждения и заявления других, размышлять вместе вслух – отличный способ выработать критическое мышление. При этом избегайте оценочных реакций – разве можно создать или придумать что-то новое, ни разу не ошибившись? Взрослые знают, что «не ошибается лишь тот, кто ничего не делает». Так почему мы не даем нашим детям права на ошибку? Обращали внимание, как ведут себя на прогулке родители самостоятельных детей? Они стоят в стороне, но готовы при необходимости оказаться рядом. Начав приучать малыша к самостоятельному мышлению, не изменяйте свой подход с течением времени. Выдающийся психолог Л.С. Выготский в своей знаменитой работе «Мышление и речь» особое внимание уделял развитию мышления в подростковом возрасте. Не относитесь с презрением и высокомерием к этим странным прыщавым созданиям, которые еще недавно были такими милыми крохами. Продолжайте разговаривать, помогите важнейшему процессу образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности.
Разговаривайте, направляйте, уважайте решения ваших детей. Отличный пример того, как добиться от ребенка выполнения необходимого, но при этом уважать его свободу выбора, привела Анна Измайлова, руководитель отдела маркетинга Стокгольмской Школы Экономики в России: «Один мой коллега, который настолько серьезно подошел к воспитанию дочки, что даже взял декретный отпуск вместо жены, говорил: «Дочь может выбирать, купаться ей с утенком или с Барби, но купаться придется в любом случае».
Джиа Коппола в интервью журналу Rolling Stone рассказывала, как важно для нее, представительницы одной из самых знаменитых кинодинастий, право на ошибку, которое уважают ее знаменитые родственники: «Я хочу учиться на ошибках, перестраивать себя и расти. Мои родственники создавали фильмы про подростков, которые я так люблю, и были бы рады дать мне совет, если я обращусь за помощью, но хотят, чтобы я сама развивалась. Они знают, что я и сама должна совершать ошибки».

== Уравновешенность: обсуждайте поступки и проступки ребенка без излишних эмоций ==

Почему психологическая устойчивость и уравновешенность так важна для успешного в будущем маленького человека? Уравновешенному человеку свойственно позитивное восприятие окружающего мира, что существенно расширяет границы возможностей для познания и творчества. Неуравновешенность, наоборот, сужает эти границы, человек всегда ожидает худшего развития событий, тревожится и беспокоится, тратя на это время и душевные силы. Интересны результаты исследования профессора Корнельского университета Карла Пилемера, опросившего 1500 человек в возрасте от 70 до 100 лет и старше. Результаты и анализ исследования легли в основу его книги «30 уроков для жизни: опробованные и правдивые советы от самых мудрых американцев», вышедшей в 2012 году.

В ходе исследования он спрашивал пожилых людей, в том числе, о чем они больше всего сожалеют. Самым большим сожалением опрошенные единодушно называли бессмысленную тревогу и потраченное на нее время.
Кроме того, умея управлять своими эмоциями, человек способен избегать конфликтных ситуаций, что, опять же, экономит время и силы. Лучший способ расшатать психику ребенка – устраивать скандалы в семье, бросаться из крайности в крайность: эмоционально отругать малыша и тут же расплакаться и броситься обнимать его и жалеть. Создайте благоприятную теплую атмосферу в своем доме, выстройте ровные отношения с ребенком, не заставляйте его нервничать и строить самые страшные предположения о том, почему вы, например, плакали – разговаривайте и объясняйте. Конечно, ваши объяснения должны соответствовать возрасту ребенка. Если малышу достаточно привести понятную ему причину (понятную потому, что он тоже по этому же поводу недавно плакал), то подростку можно рассказать о конфликте на работе, спросить, как он бы вышел из этой ситуации, рассказать, как сделали вы, – то есть превратить ваши слезы в повод для доверительного разговора по душам, который избавит его от подсознательного чувства вины, свойственного всем детям.

== Инициативность и энтузиазм: развивайте в ребенке интерес ==

Эти качества личности присущи детям, в которых развиты любознательность, интерес, упорство, радость от преодоленного препятствия. Чтобы развить в человеке интерес, нужно сначала понять, что ему нравится и расширять это поле за счет того, к чему этот интерес уже есть. Слушайте внимательно рассказы своего ребенка, и вы многое узнаете о его увлечениях. Интерес – лучшая мотивация. А вот такая мотивация как плата деньгами или конфетами – опасный путь в воспитании. Об этом знаменитый психолог Юлия Гиппенрейтер не устает повторять в своих интервью и писать в книгах: «Предположим, ребенок делает математику и, в конце концов, получает от вас конфету. Тем самым вы подчеркиваете: конфета – вот что главное. В результате смещается система ценностей, а ведь ваша задача как раз таки ее формировать. Истинная ценность – оптимизм, жизненная энергия – гаснет, когда мы даем ребенку «взятки» за то, что он делает».
Планируя расписание занятий для своих чад, старайтесь оставлять им свободное время. Плотный график лишает ребенка возможности просто играть, а игра необходима для гармоничного развития. В игре ребенок учится мыслить, принимать решения, становиться на позиции разных персонажей. Таская его по различным кружкам и студиям, вы лишаете ребенка возможности выбирать самому, чем бы заняться, убиваете его инициативу. Все хорошо в меру.
Анна Измайлова уверена, что мотивировать ребенка можно только с помощью радости, интереса и любопытства. «Меня очень рано научили читать - хотелось поскорее узнать, чем закончится сказка. И книги до сих пор занимают большую часть моей жизни и моей квартиры. Спасибо папе, который делал поход в «Дом Книги» неотъемлемой частью воскресной прогулки в центре города со стаканчиком мороженого и рассказами об истории зданий и царских династий. До сих пор у меня сохранилась привычка покупать книги, хотя я уже и не успеваю их все читать».
Дарья Лялина, генеральный директор и SVOY.ru, уверена, что главное в воспитании детей – отсутствие насилия, интерес к ребенку и личный пример: «Не нужно навязывать детям никаких хобби и кружков через силу. И, конечно, никакого соревнования с другими детьми. «Мой ребенок в три года начал читать, а в пять пошел в первый класс» – это, как правило, нужно только родителям для удовлетворения каких-то своих амбиций, для детей это зачастую перегруз и даже травма».
«Чтобы раскрыть потенциал человека, - говорит Виктория Козьмина, директор по развитию бизнеса Hays в России, - нужно с самого раннего детства позволять ребенку быть тем, кем он уже является. Поддерживайте инициативы и идеи детей, а также избегайте постановки недостижимых целей. Этих принципов всегда придерживались мои родители, а сейчас им следую я».

== Добросовестность и ответственность: определите круг обязанностей ребенка и отмените пошаговый контроль ==

У ребенка должны быть свои обязанности в доме, и они должны быть только на нем. При этом важно дать ребенку свободу, не контролировать каждый его шаг. Выражайте одобрение того, как он справился с тем или иным заданием, но не только восторгаясь и восклицая, а также спрашивая, например: «Как у тебя вот это получилось так аккуратно?», или «Это было сложно сделать, у меня бы точно не получилось».
Приучить ребенка к регулярному выполнению своих обязанностей непросто. Приведу здесь небольшую иллюстрацию из книги психотерапевта и основоположника нейролингвистического программирования Милтона Эриксона «Мой голос останется с вами». Роберт, сын ученого, выразил желание выносить мусор. «Он вынес мусор в понедельник, во вторник, но в среду забыл это сделать. В четверг я ему напомнил, и он вынес мусор, но забыл это сделать в пятницу и в субботу. Поэтому в субботу я дал ему возможность как можно больше поиграть в активные игры, которые ему очень понравились, но от которых он устал. И затем, в качестве особого исключения, я позволил ему лечь спать так поздно, как он пожелает. Я проснулся в три часа ночи и разбудил Роберта и очень извинялся за то, что забыл ему напомнить вынести мусор. Не сделает ли он этого сейчас? И вот, с большой неохотой Роберт оделся. Я еще раз извинился за то, что не напомнил ему, и он понес мусор. Вот он вернулся, разделся, надел пижаму и забрался в кровать. Я был уверен, что он крепко спит. Я снова разбудил его. На этот раз я извинялся еще больше. Я сказал ему, что сам не понимаю, как это мы просмотрели мусор в кухне. Не оденется ли он снова и не вынесет ли этот мусор? Он выбросил его в мусорный ящик у дороги. Он шел обратно, глубоко задумавшись, и уже дошел до крыльца. Вдруг он рванулся обратно на дорогу к мусорному ящику, чтобы убедиться, что крышка на нем хорошо закрыта. Войдя в дом, он остановился и окинул взглядом кухню, прежде чем снова лечь в постель. А я все еще продолжал извиняться. Он лег спать и уже больше никогда не забывал выносить мусор».

== Уверенность в себе: формируйте у ребенка адекватную самооценку ==

Оценка, которую дают ребенку окружающие, определяет его самооценку. Умение объективно оценивать самого себя развивается в процессе общения со взрослыми и со сверстниками. Самооценка может сформироваться как адекватной (реальной), так и неадекватной – завышенной или заниженной. Человек с адекватной самооценкой, как правило, самокритичен и требователен к себе, уверен в своих силах. Неадекватная самооценка может привести к искажению уровня притязаний, к общей конфликтности человека с окружающей действительностью. Оценивая действия или результат работы ребенка, важно избегать излишних эмоций и обязательно объяснять ему, почему вы считаете именно так.
Александр Сазерленд Нилл, знаменитый педагог, известный как защитник личной свободы ребенка, основал школу Саммерхилл, которая следует его образовательной философии по сей день. Ученики этой школы всегда отличались от учеников других школ уверенностью в себе и самоуважением. Нилл писал: «Все упирается в веру в ребенка. У некоторых она есть, у большинства - нет. И если у вас нет такой веры, дети это чувствуют. Они чувствуют, что ваша любовь не слишком глубока, потому что иначе вы доверяли бы им больше. Если вы принимаете детей, вы можете говорить с ними о чем угодно и обо всем, потому что сам факт приятия снимает большинство запретов».

== Открытость, жизнерадостность, достоинство: любите и уважайте своего ребенка ==

Есть такая притча: Идя по дороге, путник встретил людей, обтесывавших камни. Он заметил, что один из них был явно несчастлив, печален, тяжело вздыхал. Другой, напротив, казался счастливым. Он пел, смеялся.
Путник задал вопрос несчастному: «Что ты делаешь?»
- Я обтесываю камни, - ответил несчастный.
- А что делаешь ты? - обратился путник к счастливому.
- О, я строю храм! - гордо ответил счастливый.
Как вырастить человека, обладающего позитивным мышлением? Приведу еще кусок из книги А.С. Нилла «Саммерхилл – воспитание свободой»: «Счастье и благополучие детей зависят от степени любви и поддержки, которые они от нас получают. Мы обязаны быть на стороне ребенка. А это значит: давать ему свою любовь, но не собственническую и не сентиментальную. Следует вести себя по отношению к ребенку так, чтобы он чувствовал: вы любите и одобряете его. Это возможно. Я знаю множество родителей, принявших сторону своих детей, ничего не требующих взамен и в результате получающих очень многое. Они понимают, что дети - это не маленькие взрослые. Когда десятилетний сын пишет домой: «Дорогая мамочка! Пожалуйста, пришли мне десять шиллингов. Надеюсь, что у вас все хорошо, привет папе», - родители улыбаются, понимая, что именно такими словами изъясняется десятилетний ребенок, если он искренен и не боится быть откровенным. Родители другого типа, неправильные, вздыхают над подобным письмом и думают: эгоистичное создание, вечно чего-то просит».
Открытость во многом зависит от заложенного природой типа личности ребенка. Но независимо от того, интроверт ваш малыш или экстраверт, вовлекайте его в позитивное общение: собирайте дома компании доброжелательных людей, умеющих общаться с удовольствием.
Достоинство можно воспитать только уважением – не унижайте ребенка ни словами, ни физическими наказаниями. Никогда малыш не должен слышать брани в свой адрес. Только дома, в кругу самых близких и любимых людей, ребенок получает чувство собственного достоинства, осознавая, что его уважают и с ним считаются, верят в него. И тогда в будущем, с какими бы ситуациями он ни столкнулся, он легко и с достоинством выйдет из них.

Это для нас, взрослых, каждый день состоит из набора обязанностей, превращающихся с годами в рутину. У детей все иначе! Каждый день их жизни наполнен удивительными открытиями и новыми впечатлениями. И пусть, став взрослым, человек не вспомнит детально, что с ним происходило в первые годы жизни, атмосферу собственного детства, радостные моменты своего взросления он пронесет через всю жизнь.

Доказано, из счастливого ребенка вырастает счастливый взрослый человек. Но как делать так, чтобы ребенок был счастливым? Не талантливым, не умным, не прилежным, а именно счастливым? Кажется, ответ очевиден: «Нужно просто любить свое чадо!». Вот только каждый из нас и так любит своего ребенка, а вот дарить свою любовь умеют далеко не все. Об этом и расскажем в данной статье.

1. Научитесь радоваться жизни
Это звучит немного эгоистично, но факт остается фактом – у несчастных родителей никогда не вырастут счастливые дети. Согласитесь, невозможно радоваться жизни живя бок о бок с человеком, который недоволен своей работой, постоянно ворчит на жизнь, проклинает государство и раздражается по каждому пустяку. Жизнь показывает, что такие дети таких родителей хуже учатся в школе и труднее идут на контакт со сверстниками.

Совсем по-другому чувствуют себя малыши тех родителей, которые кроме работы имеют увлечения, которые доброжелательно общаются между собой и умеют радоваться даже мелочам. Глядя на родителей, ребенок начинает повторять за ними. Именно поэтому настраивайте себя оставлять весь негатив за порогом дома, а в кругу семьи позволять себе отдыхать душой и телом. Чаще встречайтесь с друзьями, выбирайтесь на природу, найдите себе занятие, которое будет радовать вас. Это в одинаковой степени нужно и вам, и вашим деткам.

2. Проводите время с детьми
Современная жизнь оставляет нам не так много времени для общения со своей семьей. Родителям гораздо проще предложить ребенку телевизор, компьютер, планшет, только чтобы занять его время и заниматься собственными делами. Вот только детишки очень быстро забывают о подарках и покупках, а о совместно проведенном времени, они не забудут никогда!

Важность того времени, которое вы проводите со своими малышами, невозможно переоценить. Живое общение родителя и ребенка – именно то, что позволяет поддерживать незримую связь между близкими людьми и делает счастливыми и детей, и взрослых. Причем, чтобы это время проходило в гармонии, важно учитывать интересы обеих сторон. Нужно чаще играть с ребенком, причем в самые разные игры, хоть в куклы или машинки, в театр или футбол, ведь в детском возрасте кроха все усваивает через игру. В то же время вы можете привлечь малыша к собственным занятиям, развивая в нем трудолюбие и обучая его, к примеру, кулинарии или уборке в доме. Главное, все делать в игровой манере, чтобы у малютки не пропадал интерес.

Как же стать ребенку другом, спросите вы? На самом деле это не так сложно. Просто научитесь жить не только своими заботами, но и заботами малыша. Не спешите ругать его за проделки и промашки, ведь детство создано для экспериментов. Расскажите, а еще лучше, покажите, как сделать правильно. Разговаривайте с малышом обо всем, что волнует и его, и вас, делитесь своими эмоциями и впечатлениями, и спрашивайте его мнение. Такое живое общение позволит вам лучше узнать друг друга, а если ребенок без стеснения будет делиться с вами своими проблемами, вы сможете избавить его от множества ошибок в жизни.


4. Воспитывайте в крохе оптимиста

Не секрет, что людям, которые с оптимизмом смотрят на окружающий мир, живется гораздо легче. Оптимистам легче найти друзей, построить карьеру, создать семью, в общем, таким людям гораздо легче стать счастливыми. Но учитывая, что ребенок все перенимает от родителей, нам самим необходимо пересмотреть свое отношение к жизни и стать оптимистами.

Старайтесь во всем находить позитив, искать решение возникающих проблем, а не складывать руки от бессилия. Учите своих детей не унывать в сложных ситуациях, постоянно подбадривайте их, и обещайте, что вместе вы найдете выход. Такая поддержка очень важна для формирования оптимистичного характера. А еще, возьмите за правило каждый вечер вместе с малышом вспоминать десять приятных моментов, которые произошли с вами сегодня, а также строить радужные планы на следующий день и на выходные. Обмен позитивной энергией, который будет происходить между вами, станет залогом того, что ваш ребенок вырастет счастливым человеком, с оптимизмом глядящим в будущее.

5. Не ругайте ребенка за ошибки
Психологи в один голос утверждают, что детство как раз и дано для того, чтобы ребенок методом проб и ошибок научился жить в этом мире. То, что кроха будет на этом пути ошибаться, это вполне нормально, а значит ругать его за ошибки совершенно неправильно. Родители в такой ситуации должны в благожелательной обстановке и игровой форме показать малышу, как нужно поступать, чтобы все получилось правильно. И если потребуется, нужно показывать это и 3, и 5, и 10 раз, без криков и нравоучений.

Существует интересное исследование. Оказывается, если предложить детишкам задания различной сложности, то те малыши, чьи родители чересчур требовательны, чтобы оправдать ожидания своих пап и мам, берутся за самые легкие задания. В то же время ребята, которых родители постоянно подбадривают, берутся за сложные задания. Однозначно можно сказать, что такие дети вырастут более счастливыми, ведь они не пугаются сложностей, которые встречаются им на пути.

И еще. Если человека все время ругать и указывать на его недостатки, наивно предполагать, что он захочет стать лучше, чтобы сделать вам приятное. При таком чересчур жестком воспитании можно потерять доверие ребенка, утратить с ним эмоциональную связь, он перестанет слышать и слушать вас, и донести до него даже самые лучшие ваши пожелания станет очень сложно. Это не значит, что воспитание состоит только из поддержки и ласковых слов, вы живете на общей территории, где существуют определенные правила и ответственность всех членов семьи, важно уметь договариваться. Главное не перепутать устойчивость и внятность с занудством, жестокостью и унижением.

6. Демонстрируйте ребенку его значимость
Это чрезвычайно важный момент в воспитании малыша, от которого во многом зависит отношение крохи к себе и к окружающему миру. С детских лет малышу важно ощущать себя значимым, кому-то нужным. Он должен осознавать, что является важной частичкой своей семьи. Если постоянно показывать ребенку, что он важен для вас, он с детства будет расти с высокой самооценкой. А это ключевой момент для формирования счастливой и гармоничной личности.

Как показать крохе его значимость? Очень просто: пусть с детства у малыша будут некие мелкие обязанности по дому, за которые он будет отвечать, к примеру, выгуливать щенка, раскладывать ложки к обеду или поливать цветы. С возрастом эти обязанности нужно расширять и увеличивать. С таким подходом к воспитанию вы не только вырастите трудолюбивого и ответственного ребенка, но и ежедневно будете убеждать малыша, что без его помощи вам пришлось бы гораздо тяжелее в жизни.

7. Учите ребенка выстраивать отношения
Начав посещать детский сад или школу, ребенок обязательно будет сталкиваться с проблемами коммуникации. Обидел соседский мальчишка, девчонки не берут в свои игры – подобные ситуации случаются практически постоянно. А ведь ребенок только начал жить, ему еще неведомо искусство дипломатии, он не знает как стать своим в коллективе или дружить со всеми, чтобы никого не обидеть. И здесь на помощь ребенку должны прийти родители.

Мудрые папы и мамы должны подсказать малютке, как хранить дружбу, но при этом не позволять собой минипулировать, как не давать себя в обиду, и в то же время не драться и не оскорблять других. Родители могут научить защищаться, договариваться, уходить от конфликтов, в общем, помогут стать полноценными членами общества. В будущем это обязательно поможет вашим деткам легче сходиться с людьми и иметь много друзей, избегать конфликтов и беречь свои нервы. А разве не этими качествами отличается счастливый человек?


8. Предоставляйте ребенку право выбора

С ранних лет малыш должен понимать, что у него есть право выбора. Понятно, что родители никогда не позволят пойти зимой на улицу без куртки, но выбирать зеленую или синюю куртку надевать должен сам малыш. И с возрастом таких моментов должно становиться все больше. К примеру, родители могут посоветовать дочери, записаться в кружок по интересам, но выбирать между танцами, изобразительным искусством и спортивной гимнастикой должна она сама.

Зачем это нужно, спросите вы? По словам психологов, такое право выбора чрезвычайно важно для формирования у ребенка понимания того, что он управляет жизнью, что он принимает решения и несет за них ответственность. Принимая решение за свое чадо, и не интересуясь его мнением, вы рискуете вырастить ребенка, полностью зависимого от мнения окружающих. Более того, если родители не спрашивают малыша, нравится ли ему плавание и хочет ли он развивать в себе это навык, где гарантия, что он не вырастет глубоко несчастным человеком, так как все детство потратил на совершенно нелюбимое занятие?

Все мамы хотят, чтоб их дети были успешными.

Какую же модель воспитания выбрать, чтоб малыш рос уверенным в себе? Разобраться в этом вопросе нам поможет психолог Анастасия Пономаренко .

Моя трехлетняя крестница пытается самостоятельно открыть пакетик с кефиром. Пыхтит, краснеет, но помощи не просит. Конечно, стулья и стол забрызганы кефирными каплями, пальцы липкие, на платье белые пятна. Наконец — ура, бамц! - пакетик открыт, и с шумом падает на пол. Упал удачно, расплескалась только половина. Ее мама, улыбаясь, быстро вытерла кефирные лужи, вылила оставшийся кефир в чашку, дочку: «Молодец, ты сама сегодня открыла пакет! А в следующий раз сделаешь это еще лучше».

Расправившись с кефиром, малышка убежала играть в полной уверенности, что она умница, у нее все получается, инициатива поощряется, самостоятельность — это здорово, и вообще: жизнь удалась!

К сожалению, такие истории — редкость . Чаще всего родители, при попытках сделать что-нибудь самостоятельно, говорят: «Дай сюда, я сделаю это лучше. Посмотри, придется переделывать. Ты неумеха...».

«Почему переделывать? Почему неумеха?»- ребенок искренне этого не понимает.

Особенность возраста трех лет — формирование установки «Я могу все сделать сам, я уже взрослый ». Вы, наверно, замечали, что именно в этом возрасте ребенку нужны те же предметы, которыми активно пользуются взрослые: папин молоток, мамины крышки для консервирования. Именно в возрасте трех лет, через игру, помогая консервировать огурцы или подметать пол, маленький человек закладывает будущее собственного поведения, коммуникативных навыков.

А какой посыл получает ребенок, если ему не дают проявлять самостоятельность? Если взрослые демонстративно переделывают то, что он сам сделал с таким трудом, да еще и ругают его за это? Малыш понимает, что если сделает что-то сам, то мама может рассердиться .

Для ребенка рассерженные родители — крушение мира, и он из чувства самосохранения будет сидеть тихо, боясь проявить инициативу. И в голове формируется рефлекс: не высовывайся, тогда тебя будут любить и уважать. Не проявляй инициативу, и все будет хорошо!

Чем подобная установка может обернуться в дальнейшем ? Человек будет стараться устроиться на комфортную, но малооплачиваемую работу — просто из соображений безопасности. Чтобы никакой ответственности, а значит, и вероятность наказания минимальна. Будет бояться карьерного роста, новых проектов. Такой работник никогда не проявит инициативы, не пойдет на риск. На любых переговорах будет проигрывать, так как детская установка «сиди тихо, и тобой будут довольны» не позволит ему отстаивать свои .

Самое интересное, что у такого человека может быть прекрасное образование, он может знать несколько иностранных языков и быть очень грамотным специалистом. Только вот «сливки» будут снимать другие - начальник, более активные коллеги. Все его замечательные идеи будут выдаваться за свои другими людьми, которые не боятся не понравиться. И даже в крупной компании можно просидеть пятым менеджером у шестой батареи всю жизнь.

А вы тем временем будете стареть, и сумма приближающийся пенсии будет пугать вас все сильнее. Конечно, вы дали своему ребенку прекрасное образование, понимая, что «дети - наш будущий пенсионный фонд ». И пора бы ему уже начинать зарабатывать столько, чтобы хватало и ему, и вам. А он почему-то не делает карьеру, и зарплата его такая же, как и после института.

Вы уже забыли, как выглядели испачканные стулья, не помните цвета ковра, который был испачкан пролившимся кефиром, вылетели из головы тарелки, которые ребенок разбил, когда мыл посуду. Вернее, попытался помыть, а вы его отправили из кухни со словами: «иди, я сама, а то все перебьешь». Вы забыли, а его подсознание - нет . Как говорится, получите- распишитесь.

Вывод напрашивается очень простой : своего ребенка, особенно в возрасте от 3-х лет. Пусть максимально все, что он может сделать сам - делает. Хвалите за инициативу, подбадривайте, если что-то не получилось. Ваша помощь должна быть достаточной, но никогда избыточной. Проявите терпение . Да, собираться на прогулку вы будете дольше, ведь он сам завязывает шнурки, и делает это долго. Но игра стоит свеч.

И, ради Бога, не обращайте внимания на разбитые чашки и испачканную мебель. Если ваш ребенок вырастет активным и самостоятельным, он купит вам новую, еще лучше прежней. Я Вам этого искренне желаю.

Все родители, отправляя ребенку за щеку ложку каши, мечтают о том, что чадо вырастет успешным. Успешный, - думают мамы и папы, - это тот, у кого хорошая работа, большой дом и мощная машина (шуба, дача и т.п.)… Чтобы с чего-то начать, родители, как правило, «лепят» из своего наследника нечто идеальное, поправляя, одергивая и требуя, чтобы дневник был забит пятерками. Вы не такие? Это прекрасно!

Что такое успех? Счастье, здоровье, самореализация. Чтобы всего этого добиваться, ребенку действительно пригодятся некоторые умения. Вот какие советы дает эксперт издательства “Клевер” Дарья Логинова.

Чему научить ребенка, чтобы он вырос успешным

Работать с информацией

Наш мир перенасыщен новостями, рекламой, сведениями, сообщениями… Успешным в этом мире будет тот, кто умеет работать с информацией. Умеет отделять важное от неважного, нужное от ненужного. Успешным будет тот, кто научится использовать свои знания.

Что для этого нужно? Не требуйте просто пятерок! Объясняйте, зачем ребенку те или иные знания. Физика? Показывайте ее на практике, в жизни. Биология? Она вокруг нас. Русский язык - грамотность, иностранный - возможность общаться со всем миром и понимать, о чем поет Джастин Тимберлейк.

Искать и находить

Интернет есть у всех. Но все ли умеют использовать его по назначению? Научите ребенка эффективно находить информацию, которая ему нужна.

Планировать

До 9-10 лет дети плохо умеют планировать . Но это очень важное умение. Приучайте чадо писать списки дел, заранее продумывать свой день, свои выходные, праздники. А еще учите планировать свою работу. Пришел из школы. Садишься за уроки: если ты очень устал, отдохни, потом приступай. Начинай со сложного, заканчивай простыми заданиями. Не оставляй уроки на воскресенье, сделай в пятницу, и два дня гуляй с чистой совестью.

Выполнять обязанности

Тот, кто делает ТОЛЬКО то, что хочет, становится избалованным. Это закон жизни, как ни печально. Избалованному человеку будет непросто заставить себя рано встать, много трудиться, ему будет сложно себя перебороть, сделать рывок, покорить Эверест. А ведь очень часто, чтобы добиться чего-то серьезного, нужно сделать над собой усилие, пойти наперекор ленивому комфорту.

У каждого ребенка должны быть обязанности. Встать по будильнику и убрать кроватку, сложить игрушки вечером, помыть свою тарелочку. Небольшие обязанности, но их нужно выполнять ВСЕГДА. И задача родителей - следить, чтобы ребенок выполнил. Мотивировать не угрозами и криками, а похвалой и здравым смыслом. Вот, ты помогла маме помыть посуду, теперь у мамы появилось время поиграть с тобой. Какая ты молодец!

Заниматься спортом

Спорт - это отличная тренировка для успешного человека . Здесь есть и ответственность, и игра в команде, и обязанность заниматься, независимо от настроения и желания. В спорте ребенок почувствует первый вкус победы, узнает, что такое успех и достижения. Его, только его личные достижения! Только здесь очень важно, чтобы спорт нравился, чтобы у ребенка получалось, чтобы он побеждал, а не только проигрывал и всегда чувствовал себя неудачником.

Доводить дело до конца

Начал рисовать картинку - дорисуй. Открыл книгу - дочитай. Начал заниматься плаванием - научись как следует. До 12 лет у ребенка нет серьезных привязанностей, его интересы часто меняются, увлечения «скачут». И все-таки постарайтесь договориться, что секция, которая ребенку нравится, не будет брошена из-за минутного плохого настроения. Начал - ходи хотя бы до 9 класса.

Пробовать

Чтобы стать успешным в жизни, ребенок должен НЕ БОЯТЬСЯ ПРОБОВАТЬ . И тут многое зависит от родителей. «Ты неправильно делаешь», «дай, я сама тебе шнурки завяжу», «ты не сможешь», «ну разве так можно?»… К сожалению, мы часто не замечаем, как отбиваем у ребенка все желание пробовать и рисковать. «У меня все равно ничего не получится», - решает малыш и ждет, пока мама завяжет ему шнурки (а потом и устроит в институт, найдет работу и, возможно, даже невесту-жениха). Лучший совет психологов: «не бейте ребенка по рукам». Пусть пробует, пусть ошибается, пусть прольет, уронит, испортит рисунок, превратит джинсы в шорты, опоздает… А вы - поддерживайте, будьте неподалеку. «Не получилось? Ничего, бывает!», «Ты обязательно справишься, у тебя все получится!» - вот что говорили в детстве родители самым успешным людям.

Любить книги

Заметьте, все успешные люди читают. Ребенок, который ценит книги, любит читать, всегда будет интересным, умным, живым, он найдет общий язык с любой компанией, он сможет удивлять, он сможет находить информацию. Кроме того, читающий человек будет красиво говорить (богатый словарный запас), он будет грамотно писать (поможет зрительная память). А как научить любить книги? Это задача родителей.

Прививайте ему любовь к чтению с рождения . Дайте ему для начала такую книгу, которая его «зацепит», которая его заинтересует. Не по школьной программе, а по интересам.

И, конечно, сами читайте. Если будете играть в «танки» или смотреть сериалы, через плечо покрикивая «читай!», не убедите в важности и нужности книг.

Не бояться критики

Хвалить по поводу и без - значит, испортить адекватную самооценку. Успешный человек не боится услышать замечания в свою сторону. Успешный человек знает, когда его ругают за дело , более того, он порой благодарен критикам, ведь они помогают ему стать успешнее. Ребенок нарисовал красивую лошадку - хвалите изо всех сил. Ребенок нарисовал «левой ногой», совершенно не стараясь, лениво и плохо… Скажите: «попробуй снова, ведь ты можешь гораздо лучше, помнишь, как ты в прошлый раз красиво нарисовал?»

Уметь действовать по правилам

Вам в помощь - игры с прописанными правилами. Нужно уметь выполнять ВАЖНЫЕ правила ВСЕГДА. Но и уметь действовать по ситуации и иногда нарушать правила, если знаешь, что это необходимо. Грань очень тонкая, так что действуйте аккуратно.

По мотивам проекта “

Родители мечтают о том, чтобы их дети были успешными и достигли больших высот в жизни, чем они сами. Каждое поражение ребенка воспринимается родителями еще более болезненно, чем их личное. Но, именно от родительского воспитания во многом зависит будущий успех и счастье ребенка. Советы, которые представлены в этой статье помогут вам вырастить успешного человека, способного к победам в самостоятельной жизни.

Дайте ребенку возможность быть самостоятельным

Многие дети живут в том комфорте, который им организовали родители, и именно поэтому тормозится их развитие. Все, что им необходимо делают родители - одевают, говорят за них, кормят, завязывают шнурки. Такой ребенок с ранних пор теряет стремление к развитию и жажду экспериментов. Это повлияет на всю его жизнь - ему будет очень сложно выходить из зоны комфорта. Но, если ребенок непрестанно находиться в процессе развития, ежедневно поднимается на новые высоты в освоении жизненных навыков, то в будущем для него не составит труда выход за пределы комфортной зоны - это будет его привычной стихией.

Позвольте ребенку быть исследователем

Ребенок, независимо от его возраста, чаще всего окружен большим количеством запретов. Его развитие перекрывают границы, которые выстраивают его родители. Препятствия в исследовательской деятельности с раннего возраста вредит его интеллектуальному развитию. Но, если вы позволите ребенку быть исследователем, и перестанете слишком сильно ограничивать его свободу, то сможете вырастить хорошо развитую и разностороннюю личность.

Крик и физическое наказание уничтожает характер

Нельзя применять физическую силу в воспитании ребенка - так вы ломаете его, убиваете самооценку и растаптываете чувство безопасности. Тот, кто должен обеспечить защиту и уверенность сам причиняет боль, а это порождает в ребенке страшную, разрушительную мысль - никому в мире нельзя доверять, все враги. Такой человек растет замкнутым, ненавидящим все вокруг и полным страхов. Вряд ли такой человек сможет достичь успеха.

Считайтесь с мнением ребенка

С определенного возраста разрешите ребенку принимать участие в обсуждении каких-либо вопросов, принятии решений. Интересуйтесь что ребенок думает по поводу вашей внешности, фильмов или сказок, поступков - это ценно как для вас - вы лучше узнаете своего ребенка, так и для него - он лучше узнает этот мир и самого себя, а также научится выражать свои мысли.

Учите ребенка ответственности

Ваш малыш вырастет успешным человеком только в том случае, если он с ранних лет научится нести ответственности. Очень хорошо в этом деле помогает наличие питомца - пусть все обязанности по уходу за мохнатым другом лягут на хрупкие детские плечи. При этом не стоит делать за ребенка его работу - если он забыл можно напомнить, но если он отказался - нужно сделать строгое замечание. Понятие ответственности лучше всего формировать в раннем детстве - ребенок должен понимать, если он что-то не сделает, то никто это не выполнит.

Любите и верьте в своего ребенка

Многое может человек, который знает что у него есть надежная, не пробивная и навечно преданная группа поддержки. Ребенок, который уверен в безусловной любви к нему, не станет тратить свои усилия и время на то, чтобы пытаться завоевать любовь - он и так ее имеет. Такой ребенок сможет гармонично развиваться и покорят вершины одну за одной.



Рассказать друзьям