Роль педагога в патриотическом воспитании. Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Родина – это такое простое и сложное понятие одновременно. Она бывает большая и малая, понятная и загадочная, включает в себя так много, но все понятное и близкое сердцу. Любовь к Родине – ценное нравственное качество, которое идет рядом с чувством коллективизма, дружбы, трудолюбия, культуры поведения.

Можно ли его воспитать в людях или оно приобретается при рождении?

Есть люди, которые родились вдали от Родины предков⚔️, но выросли и впитали культуру своей «Новой Родины». Значит, чувство любви к Отчизне можно взрастить, в этом направлении стоит работать родителям, воспитателям, учителям.

Что такое патриотизм

Является ли любовь к Родине безусловной? Вопрос неоднозначный, но с другой стороны родная земля дает нам язык, семью, друзей, образы родного края, возможности для развития и поддержку, культуру, образ мыслей, коллективное «мы».

Очень трудный период для человека – трезвый взгляд на проблемы, которые он видит на Родине. В это момент нужно постараться понять и полюбить ее честно и открыто, только чувство любви к Отчизне в этот момент поможет остаться на Родной земле, сделать все для светлого и счастливого будущего, это цель воспитания.


Понятие «Я - патриот»

В русской культуре и истории заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.

Педагоги и психологи единодушны в том, то школьные годы – это самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине, это важная цель периода.

Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Работа над становлением патриотических чувств систематическая и планомерная.


Что включает воспитание патриотизма

Что включает в себя патриотическое воспитание школьников?

  • развитие любви к своему отечеству;
  • готовность действовать в интересах Родины, пренебрегая своими собственными;
  • гордость за культуру Родины, ее достижения, успехи;
  • стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает необходимость;
  • преданность Отечеству.

Уровни патриотизма


Патриотическое воспитание школьников – это повышение активности будущих граждан, развитие ответственности, сохранение духовности, укрепление государства.

Глобальные цели могут быть решены только по средства решения масштабных задач:

  • утверждение патриотических ценностей, взглядов, убеждений;
  • уважение к истории, культуре, героическому прошлому страны;
  • повышение престижа военной службы;
  • вовлечение в решение социально-экономических, патриотических, культурных, правовых вопросов;
  • изучение и понимание основного закона страны, создание условий для реализации всех прав и свобод граждан;
  • привитие гражданам чувства гордости и уважения к своей стране;
  • формирование и развитие терпимости к носителям другой культуры.

Военно-патриотические воспитание - знание военной истории страны и готовность ее защищать

Задачи патриотического воспитания на примере школы

  • Формирование целостной картины и знаний о своей Родине. Эти знания школьник могут получить на уроках природоведения и географии, на первых уроках этих дисциплин учитель дает преставление о расположении, климате, экономике, демографии, культурных особенностях.
  • Знание истории своего Отечества. Программа средней школы включает историю страны, родного края, всемирную историю с проекцией на Родную страну. Россия имеет богатую историю и не простую судьбу, понимание современности невозможно без детального изучения прошлого.
  • Цель - воспитание у подрастающего поколения интереса к окружающему миру. На уроках биологии школьники знакомятся с природой, флорой и фауной, живой интерес вызывает родная природа. Очень популярны среди школьников экскурсии по Родному краю.

Школьный возраст один из самых благоприятных для усвоения норм и знакомства с общественной жизнью.

Патриотическое воспитание вне общества невозможно, поэтому педагоги и психологи часто конкретизируют, что это скорее социально-патриотическое воспитание.


Урок обществознания - один из методов патриотического воспитания

В средних классах вводится такой предмет, как обществознание, который одной из своих целей ставит выработку активной жизненной позиции школьника. Дети активно высказывают свое мнение, взаимодействуют со сверстниками, организуют школьные праздники и мероприятия.

В ходе подготовки у детей появляется общее дело, за которое они несут ответственность.

Совместный труд, работа, анализ мероприятий, изучение литературы и средств массовой информации приобщают школьников к социально-патриотической жизни страны.


Совместные акции ко Дню Флага РФ

Педагоги, намечая план патриотического воспитания, должны ориентироваться на особенности детей школьного возраста.

Методы патриотического воспитания

Детское восприятие отличается от взрослого. Школьники мыслят образами, рисуют яркие визуальные картины, подключаются к восприятию со всей эмоциональностью, живо реагируют на значимые события.

При изучении любого предмета должна быть личностная составляющая, ребенок не может мыслить незнакомыми абстракциями, только та информация, которая значима для него будет усвоена и принята. Например, для изучения истории многие педагоги просят ребенка при помощи старших родственников написать свое родословное дерево.


Составление родословного дерево - метод патриотического воспитания

Школьникам наиболее понятны все вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников.

  • Для детей очень важно личное участие в общешкольном деле. Когда школьник участвует в уборке школе, озеленении пришкольного участка, охране порядка, поздравлении ветеранов, то происходит сближение с учебным заведением, родным краем, страной.
  • Патриотические праздники. Сейчас остается все меньше очевидцев событий Великой Отечественной Войны. Многие школы и другие организации берут шефство над ветеранами. В преддверии годовщины памятных событий фронтовиков приглашаю на торжественные встречи. Школьники готовят культурную программу, в ходе которой проводится масштабное исследование и детальная подготовка. Только подготовительные мероприятия способны сформировать у школьников чувство уважения, ценности к современникам тех событий.

Встреча с ветеранами войны и труда - важный метод ВПВ

Мощной эмоциональной составляющей является встреча с ветеранами и тружениками тыла. Эти люди пережили непростое время в своей жизни и жизни страны. Общение с ветеранами оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.

Дети мыслят очень конкретно, для них далеки абстрактные образы и понятия. Патриотизм и любовь к Родине начинается для них с любви к ближним людям: маме, папе, дедушке, бабушке. Ребенок должен понять, что окружающие его люди это тоже чьи-то родители, дедушки и бабушки, так формируется чувство любви к ближним, а, следовательно, и к Родине. Чувство уважения формируется во время празднования Международного женского дня, Дня защитника отечества.


Для социально-патриотического воспитания очень важны классные часы, в ходе которых ребенок может акцентировать внимание на свое малой Родине.

Для сердца любого человека очень дороги пейзажи, памятные места, достопримечательности. В сознании навсегда остаются зрительные картины, тактильные ощущения, любимые блюда, близкие люди. Именно благодаря таким воспоминаниям формируется чувство ностальгии, если по каким-то причинам человек покидает Родину. Многие эмигранты отмечают, что тоску по Родине не заменят прекрасные условия и достаток. Детство – одно из самых счастливых времен в жизни человека, где чувство любви к родным местам нельзя ни чем измерить.


Патриотическое воспитание на основе культурно-исторических ценностей

Очень важна в социально-патриотическом воспитании личность учителя. Школьники начальных и средних классов воспринимают слова учителя как истину. Поэтому важна подготовка педагогов и их личное участие. Дети очень тонко чувствую эмоции и фальшь, если учитель пытается убедить ребенка в то, чему сам не верит, то достижения цели не будет.

Для школьников начальных классов и первых классов среднего звена не теряют актуальность игры.

В такой форме детям легче усваивать и запоминать материал. В ходе игры можно познакомиться детей с патриотической атрибутикой. Для детей старшего возраста актуальны концерты и реконструкция важных моментов в истории страны. В такой форме весь материал станет личностно-ориентированным, воспримется ребенком, как родной.


Патриотические игры проводятся уже с первых классов

В кабинете истории можно разместить календарь памятных событий в жизни страны. Визуальное напоминание великолепно работает с детской памятью. Процесс создания календаря можно превратить в настоящее исследование.

В формировании социально-патриотических чувств очень важной составляющей является социальная среда. Если ребенок общается с культурными и образованными сверстниками, то вероятность развития чувства любви к Родине многократно возрастает. Из истории можно вспомнить дворянство с высокими моральными ценностями. Молодые люди из дворян безусловно любили свое Отечество. Среда дает образ поведения, которому подражают дети. На этом этапе важно проанализировать с кем общается ребенок, любые промахи на этом этапе будут серьезно проявляться на всей протяжении жизни человека.


Соревнования на знание истории страны

Важной составляющей социально-патриотического воспитания является историческая эпоха. Если устой и обществе расшатаны, это моментально отражается на молодежи, ее патриотическом настрое. Именно поэтому в эпоху смены режимов подрастающее поколение испытывает растерянность и ищет новые устои.

Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания

  • Четкое понимание ребенком своих прав и обязанностей. При этом они должны не просто быть оговорены, а разъяснены ребенку, эмоционально близки.
  • Участие ребенка в жизни класса, совместная разработка правил и законов поседения.
  • Активное и деятельное участие детей в школьной жизни, ответственность за организацию мероприятий и акций.
  • Ощущение защищенности ребенка, опора на школьный коллектив, решение спорных вопросов на основе представлений о справедливости.
  • Рабочая творческая атмосфера и психологический климат.
  • Гуманный подход к личности ребенка.
  • Продуктивное решение конфликтных ситуаций, где делаются выводы, варианты развития ситуаций оговариваются.
  • Работа над общей дисциплиной, чувство порядка.
  • Уважительное отношение к родному языку, постоянная работа над словарным запасом, чистотой языка. Отличной работой над изучением языка – изучение родной литературы и поэзии.

Конкурс патриотического рисунка

Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена. С древних времен мудрецы и философы общались с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине. Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства, создавала надежную опору власти и будущему народа. В периоды резкой смены устоев в обществе молодое поколение оказывалось растерянным, не знало, во что верить, именно такие этапы оказывались очень шаткими для целостности государства.

Роль педагога в патриотическом воспитании

Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.

Особая роль в вопросах ⚔️ военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое. Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.

Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:

  • результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
  • только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
  • воспитывать поколения новой России на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.

Главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне.

Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.

Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.

Видео: Патриотическое воспитание школьников

На сегодняшний момент тема патриотизма- наиболее жгучая и волнительная и меня, как гражданина России волнует вопрос патриотического осознания подрастающего поколения. Удручает тот факт, что забыты такие понятия как Родина, отчизна, патриотизм. А ведь это такое замечательное чувство гордости за свою страну, за свой народ, родной край. И поэтому,я думаю, что именно сегодня нужно воспитывать и взращивать в детях это великое чувство патриотизма к нашей стране.


Чувство Родины нужно начинать с отношения к семье, к самым близким людям: маме, отцу, близким.Это корни, связывающие его с родным домом, ведь недаром говориться,что любить Родину-значит знать ее,прежде всего свою малую Родину-тот край, где ты родился,тот дом, где ты вырос. Заполняйте сердце, память ребенка знаниями: чем знаменито его родное место, край, какова природа,каким трудом заняты люди.Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, что вызывает у него эмоциональный отклик в его детской душе. И пусть не все будет для него понятым, те впечатления,которые будут пропущены в его детском сознании будут первыми кирпичиками по закладке фундамента такого великого светлого чувства патриотизма.


И наши задачи,как воспитателя должны быть следующие:


1.Необходимо продолжать работать по направлению «Моя семья» ,формировать и поддерживать интерес к своей родословной.


2.Расширять и углублять интерес к родному краю, давать знания о природе,достопримечательностях.


3. Формировать представление у детей о родном крае, о стране, президенте, флаге,гимне.


4.Дать представление о таком понятие как «защищать Родину»


5. Знакомить детей с народным творчеством, промыслами, традициями, песнями, играми, сказками, стихами, пословицами.


6. Расширять представление о труде людей данной местности,значимого для народа.


7. Немаловажным является привлечение родителей к нравственно-патриотическому воспитанию детей.


Чтоб расширить и углубить у детей полученные знания необходимо создать предметно-развивающую среду,организовать уголок по нравственно-патриотическому воспитанию,где дети смогли бы самостоятельно рассматривать пособия.


Это может быть:


1.Карта мира,где дети могли бы найти страну, где они живут. Воспитывайте чувство гордости за нашу страну, называя ее великой державой, красивой, богатой.


2. Герб России с изображением двуглавого орла.Расскажите,что означает наш герб. Одна голова смотрит на запад,другая на восток. Это значит,что наша страна сильная, большая.


3. Портрет нашего президента В.В.Путина. Дети должны знать нашего руководителя страны.


4.Флаг России.Расскажите, что значат эти цвета: белый-цвет мира, синий-верности, красный-кровь, пролитая за Россию.


5.Разместите изображение столицы-России-Москвы.Дети должны знать ее.


6.Создайте альбомы с изображениями родного края: фотографиями, репродукциями, картинами.


7. Создайте альбом « Родная армия», где будут представлены изображения о нашей армии, военной технике, о различных родах войск,которые будут основой формирования почетной обязанности-защищать нашу Родину.


Таким образом, созданный вами уголок нравственно-патриотического воспитания который поможет развить внимание, любознательность, желание идти на выручку товарищу.


Наряду с этим проводите целевые прогулки в музеи, библиотеки, в места с достопримечательностями родного края.


Проводите беседы, читайте произведения русских поэтов,писателей, заучивайте стихи, рассматривайте произведения русских художников.


Очень важным является подключение родителей к взаимодействию в данном направлении. Советуйте родителям чаще общаться с ребенком, рассматривать семейный альбом, придумать семейные традиции, посещать музеи, гулять семьей по городу, совместно проводить праздники, фотографироваться на природе, вместе проводить досуг, совершать общественно-полезные мероприятия, например, посадить дерево во дворе своего дома или парке. Это было бы гордостью для ребенка.Или построить для ребят своего двора ледяную горку и т.д. .


Все это обязательно даст положительные результаты в воспитании молодого поколения.Привитые в детстве патриотические чувства смогут вырастить достойное поколение страны в будущем.

Патриотизм - в лучшем своем значении - чувство положительное , глубоко личное, благородное и достойное всяческого уважения . Любовь к собственной стране, к Родине, к своему родному городу. Бережное , уважение авторитетов и лучших из соотечественников. Знание истории, культуры, искусства родного края . Все это похвально и правильно.

Но в худшем своем проявлении патриотизм переходит в шовинизм, национализм, и даже - фашизм . Презрение и уничижение других рас, государств, их достижений, мировоззрения и . Неоправданное высокомерие, стремление к экспансии, завоевании, «перевоспитании» людей непохожих на «своих».

Как воспитать в своем ребенке патриотизм без фанатизма, не впадая в крайности и не нарушая «мировой гармонии»?

Значение патриотизма для детей

Для малыша важно «правильность» и четкая структура окружающего его мира . Когда все вокруг «хорошо» и «справедливо», «красиво» и вообще — «комильфо» — ребенок спокоен, его развитие гармонично и психика стабильна. Для дошкольника вполне достаточно «основ» — частичных, мозаичных знаний о собственном государстве. «Патриотически окрашенные» беседы с родителями , обогатят лексикон и жизненный опыт. Пусть ребенок гордится своим домом, школой, городом и страной - в этом нет ничего плохого!

О необходимости развития патриотизма

Собственно, что такое «патриотизм для детей» ? Это как «классическая музыка для малышей» — переработка и адаптация по возрасту, по уровню восприятия и понимания серьезных и «взрослых» явлений .

  • Начнем с малого, но главного: с . Не стоит при малыше критиковать правительство, государственное устройство, политику. Делать упор на недостатки (хотя бы разбитые городские дороги и некрашенные фасады зданий). Дети чутко улавливают родительские интонации и настроение. Никакими поучительными беседами не вывертишь отчуждение, презрение и недоверие; память сохранит ваши невзначай оброненные реплики, а не «патриотические» разговоры.
  • Рассказывайте об истории страны, говорите на правильном языке, грамотно пишите, не коверкайте речь - уважение к культурному наследию - часть патриотизма .
  • Разучите слова гимна, покажите флаг государства и городской герб , посетите краеведческие музеи.
  • Но не переусердствуйте: нахваливая и отдавая дань достижениям «наших», не принижайте «чужого» — не зароните семян национализма в тонкую детскую душу!

Вне зависимости от степени собственного патриотизма, растите ребенка в гармонии с миром и позитивном жизненном настрое !

Патриотизм - понятие, споры вокруг которого ведутся столетиями. Мнения полярны. Одни, как Чернышевский, уверены: «Тот, кто не принадлежит своей Отчизне, не принадлежит человечеству». Другие, как Толстой, возражают: «Патриотизм - чувство безнравственное», ведь под его влиянием человек признает себя «рабом правительства и совершает поступки, противные своему разуму и совести».

А что думают по этому поводу дети? Для них патриотизм - это…

ЧУВСТВО ДОЛГА ПЕРЕД СТРАНОЙ

Оля, 8-й класс:

Патриотизм - это в первую очередь любовь к своей стране, гордость за нее. Это чувство долга перед страной.

Сейчас многие говорят, что патриотизм - это согласие с правительством. Я считаю, что не так. Если человек не согласен с чем-то, с какими-либо законами или порядками, и говорит об этом, чаще всего этот человек хочет сделать свою страну лучше, следовательно, является патриотом.

Патриотизм - проявление симпатии к какой-либо стране, чаще всего родной, но это не всегда так.

Коля, 5-й класс:

Патриотизм - это когда человек служит своей Родине, старается сделать ее лучше. Это может быть не только военная служба, но также изобретение каких-либо вещей, полезных для Родины, общества.

Например, авиаконструктор Королев не состоял ни на службе летчиком и не был просто военным. Но он был патриотом. Он изобрел самолет. Благодаря этому каждый человек может подняться в воздух и лететь, куда захочется.

Ульяна Ермакова, 7-й класс

У многих людей свое понятие о том, что такое патриотизм - для кого-то бесполезная вера, для кого-то сила, которая поможет тебе встать и сражаться за свою родину. Для меня патриотизм - это вечная тема, с одной стороны патриотизм губит людей, с другой спасает. Патриотизм - это любовь к своей стране, языку, обычаям и землякам. Когда в твоей крови есть патриотизм ты никогда не бросишь своего соотечественника, даже если он будет другой расы или веры.

Ты никогда не оставишь свою родину в беде, будешь сражаться за нее, будешь готов отдать за нее жизнь, будешь помогать своей стране даже когда она будет разгромлена. Многие люди в наше время забыли о том, что такое патриотизм, у многих нет желания сделать хоть что-то что могло бы помочь своей родине. Люди постарайтесь сделать что-нибудь хорошее для своей родины, пусть даже это будет не мусорить.

Соня, 8-й класс:

Что такое патриотизм? Это я знаю с малых лет. Патриотизм - это любовь к Родине, уважение к культуре. Не все в нашей стране патриоты, многие придерживаются нейтралитета.

Я не считаю себя ярым патриотом. Мне не нужно выходить на улицу с плакатами и лозунгом: «Я хочу лучшее для страны!» Это глупо. Ведь чтобы улучшить свою страну, в первую очередь нужно улучшить себя. Ничего не изменится, если не работать над собой.

Я не такая, мне достаточно знать, что я патриот. Я постоянно работаю над собой, и мир вокруг меня улучшает.

Аня, 10-й класс

Я думаю, что истинный патриотизм - это не крики на тему «Россия для русских». Мне кажется, Родину надо любить не за это. Конечно, стоит знать о достижениях своих соотечественников и гордиться ими, но все же главное - это понимать, что все мы, как и наши предки, - часть России, ее защитники и работники, творцы ее истории. Я горжусь достижениями,культурой своей страны. Мне очень приятно,когда люди ценят характер нашей Родины и сохраняют традиции нашей родины.

В детстве мне казалось,что нет в мире речки лучше, чем та, в которой мы любим купаться, нет леса таинственнее, а цветов красивее. Но с течением времени мы понимаем, что на Земле найдутся и реки чище и полноводнее, и море голубее, и небо выше, и цветы ярче. Но что же, разве это значит, что мы уже меньше любим Родину? Мне кажется, настоящий патриот любит свою страну, что называется, с открытыми глазами, понимая все ее несовершенства и стремясь исправить в ней то, что возможно.

Это человек, который знает и любит историю Отечества, чтит память предков, бережет их наследство: памятники архитектуры и изобразительного искусства, наш язык и литературу, землю и воду. Он уважает чужую культуру и любит свою. Я думаю, патриотизм - это чувство любви к Родине, к ее природе и истории, желание трудиться на ее благо и готовность защитить ее от врага. Это высокое чувство, которое связывает нас со многими поколениями, которые были до нас и будут жить после.

Миша, 5-й класс:

Патриотизм - это когда гордишься своей страной. Ее историей. Я считаю что я патриот везде где можно. В играх с выбором стран беру конечно-же Россию.

Софи, 4-й класс

Патриотизм - это любовь к родине, когда человек готов на все ради своей страны. Пример: наши русские воины они идут на войны не зная что с ними будет, но ради родины они идут.

Дима, 8-й класс:

Патриот - это защитник: страны, города, Родины, двора, дома, улицы, интернета: да даже такие есть.

В кратце патриот - это защитник.

Патриот это такой человек который - умеет постоять за себя, защитить семью и т.д.

Я например патриот своего двора.

Семен, 2-й класс

Патриотизм это люди, которые рискуют жизни или защищают родину или идут в бой ради семьи.

Инна, 8-й класс:

Патриотизм - это любовь и преданность к своей Родине.

Лично у меня была возможность уехать учиться в Европу, но я отказалась, т.к. мне нравится жить здесь, здесь я чувствую себя комфортно. Конечно, у России, как и у всех стран, есть недостатки, но они не делают ее менее любимой или менее красивой.

Если ты считаешь себя патриотом и действительно любишь свою страну, надо не просто кричать об этом, но и что-то делать для своей Родины

Но я считаю себя патриотом, скорее всего я просто боюсь смены обстановки и ритма жизни.

Еще я, как и многие, не в восторге от людей-патриотов, которые кричат об этом налево и направо, ведь если ты считаешь себя патриотом и действительно любишь свою страну, надо не просто кричать об этом, но и что-то делать для своей Родины.

Соня, 5-й класс:

Патреотизм - тоесть быть вежливым десплиницированным. Вереть то что тебе говорит человек. Слушать внимательно то что говорят окружающие тебе. И не нужно стесняца не стыдицы. Ни когда не выслушивай не приятные слова.

Лера, 8-й класс:

Это чувство долга перед своей страной, перед своим Отечеством. Патриотом является тот человек, который способен при самой плохой жизненной ситуации в стране найти нечто положительное. Тот, который готов горой стоять за свою страну; который не скажет, мол, вот там-то там-то дела обстоят куда лучше.

Патриотизм не должен становиться фанатизмом, т.е. не стоит кричать направо и налево, что другие государства нашему вподметки не годятся, следует трезво оценивать качество жизни.

Я не готова встать в ровную линию добровольцев, старающихся прикрыть Родину от вражеских пуль. Но и не брошу ее при первой возможности

Считаю ли я себя патриотом? Я люблю страну, в которой родилась и выросла, но патриотом я себя назвать не могу. Я не готова встать в ровную линию добровольцев, старающихся прикрыть Родину от вражеских пуль. Но и не брошу ее при первой возможности.

В моем сердце таится гордость за то, из какой державы я родом. Но вместо величественного «патриот России» я бы отдала предпочтение простому, но ясному «русский челвоек».

Алоль, 4-й класс

Что такое любовь к Родине? Любовь человека к Родине лично для меня очень сложно объяснить. Мне кажется что это что-то особенное, уникальное. Это когда человек всегда готов защищать свою Родину и всегда готов пасть за нее в бою. Родина для человека необыкновенное место. Бывает же что когда человек находится вдали от дома (например за границей), у него просыпается особая тяга к Родине. И поэтому я считаю, что любовь к Родине очень сложное и нерушимое явление! Родина - мать, умей за нее постоять!

Вера, 5-й класс:

Это значит любить, уважать ее законы - Родину, восхищаться. Идешь по улице и восхищаешься красотой природы и пением птиц. Некоторые люди набросают мусор куданибудь, за ним другой человек тоже кинет раз уже мусор есть, и так будет продолжаться пока все нибудет в мусоре. Потом этот-же человек пройдет и будет возмущаться - «Кто это набросал мусор?», а сами не вспомнят что тоже туда бросали. А из этой одной бумажки превращается гора мусора.

ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ПОНЯТИЕ

Богдан, 8-й класс:

Патриотизм - одновременно и хорошо, и плохо. Я хочу поговорить о плохой его стороне. Например, существует излишний патриотизм, который включает в себя расизм и маниакальную любовь к своей стране. Эти люди отрицают все зарубежное. Не просто отрицают, а, как говорится, с пеной у рта бездоказательно обвиняют. Фанатизм, во всех его проявлениях - ужасная вещь. И, к сожалению, этих фанатов огромное количество.

Олег, 8-й класс:

В начале урока нас попросили выразить наше отношение к патриотизму. Я ни коим образом не отношусь к патриотизму и не являюсь патриотом своей страны. Почему? Да я и сам не знаю, честно говоря. Я не выбирал, в какой стране мне родиться. Я не вижу, что бы эта страна существенно влияла на мое существование. Быть может, родись я в Нидерландах или Корее, все было бы иначе. Но я не могу этого знать.

В России много красивых мест, она занимает большую территорию… но что с этого? Это не повод любить эту страну и быть ее патриотом

Мне не нравится моя страна: в ней много алкоголиков, наркоманов, национальных и религиозных розней, люди малообразованы. Несомненно, страна очень сильная, богатая ресурсами, относительно хорошо духовно развита. В России много красивых мест, она занимает большую территорию… но, что с этого? Это не повод людить эту страну и быть ее патриотом.

Да и вообще, я, как такового, не вижу смысла в патриотизме. Да, ты родился и растешь в этой стране; да, в этой стране создано множество условий для благотворного развития человека. Но это все только возлагает на тебя обязанность не быть потребителем и отдать Родине должное, когда то ей потребуется (к примеру - армия или отправление на войну).

ЧТО-ТО СВЯЗАННОЕ С БОГАМИ

Максим, 5-й класс:

Я считаю, что патриотизм это верование в Бога и служба ему. Мне кажется это придерживание всех правил Бога. Например: у человека-патриота есть только то, что необходимо для жизни. Никакой техники у этих людей нету. Они живут поклоняясь одному Богу, и они зависят только от него. Такие люди придерживаются патриотических праздников и постов. Патриоты должны быть погружены в себя и в свои мысли.

Даниил, 5-й класс:

Я думаю, что патриотизм это что-то связанное с богами. А также с храмами.

СВОЕГО РОДА ЗАБОЛЕВАНИЕ

Саша, 5 класс:

Патреотизм - …

- « Я считаю что, патреотизм это заболевание (ну… как бешенство), когда появляется чувство безъисходности и в голове словно тайфун, царит анархия»

Патреотизм - …

- «Я думаю это как заболеть одиночеством и быть изъятым от общества!»

Лида, 5-й класс:

Патреотизм - это психическое состояние при повышенных нервах. Если у челвоека плохо с нервами он не может держать себя в руках, и вымещает злость на других, это и называют патреотизм.

Патреотизм - это стрес который получает челвоек в обществе, на работе, этого человека называют патреотическим человеком, то есть стрессовым челвоеком. Таких людей много в жизни и с ними другим людям будет не комфортно.

Леша, 8 класс:

Патриотизм - сумасшествие. Ярые патриоты, защищающие свою страну, всюду кричащие о псевдо любви к ней - психопаты. Это странное слово. Это странное понятие.

Лучше бы вы подняли тему более интересную и пригодную для обсуждения.

Любить надо не страну, не правительство. - себя, в частности и просто уважать и знать историю места, где мы живем.

Любить кусок земли с реками и домами- бред. Прежде всего уважайте себя.

ЧТО-ТО НЕ ОЧЕНЬ ПОНЯТНОЕ

Игорь, 5-й класс:

Это преданность к родине. Я делаю все, чтобы родина была культурная, красивая и такая какой ее создал Бог. Когда было лето, я ходил убирать лес от грязи и многое другое… я люблю свою родину, но не считаю себя патриотом. Смысл этого слова мне до конца не понятен.

Кирилл, 5-й класс:

Я не знаю, что такое патриотизм.

Для чего человеку патриотические чувства? Зачем нужно воспитывать патриотизм ? Ответ прост: родина нужна нам так же, как семья. Ребенку важно знать свое происхождение как от родителей, так и от своего народа. Постепенно узнавая историю страны, особенно ее славные страницы, он будет гордиться ею, как гордится ребенок сильными умными родителями, чувствуя себя защищенным благодаря им. И если мамы и папы хотят, чтобы их дети любили свою землю, стоит начать с самих себя. Надо провести «ревизию» своих чувств к родине, поднять из глубины души собственные теплые чувства: гордость за достижения соотечественников, интерес к истории родного города и всей страны. Подумать, что есть замечательного и по-настоящему великого, на что отзывается сердце.

Это не значит, что надо надеть «розовые очки» и не замечать недостатков, которые есть в любом государстве. Однако маленькому ребенку знать о них пока не обязательно. У него должна формироваться позитивная картина окружающего его мира, без излишних страхов и неопределенности. Правда, не стоит заводить серьезный разговор на пустом месте, просто так. «Красивые» слова о патриотизме без привязки к какому-то событию для ребенка ничего не значат и быстро выветрятся из его головы. Поэтому лучше воспользоваться достойным поводом.

Например, в мае широко празднуется День Победы. Его просто невозможно не заметить. Парад и торжественный салют не оставят равнодушным ни одного ребенка. Малышу нужно пояснить, что это за торжество. Но с учетом возраста. Самым маленьким достаточно сказать примерно так: «Много лет назад на нашу землю, наш город напали враги. Но наши храбрые солдаты прогнали захватчиков. Это было очень трудно, поэтому каждый год мы вспоминаем их подвиг, так мы выражаем им свое уважение». С детьми постарше можно поговорить подробнее: рассказать о военной технике, о тружениках тыла, о смелых пионерах-героях, пойти в краевой музей боевой славы. Заострить внимание на памятниках. Например: «Смотри, вот памятная доска, на которой много фамилий написано. Ты можешь себе представить, что совсем недалеко от нашего дома шли бои? Так вот, эти люди, чьи фамилии написаны на доске, сражались здесь за наш район. Им было страшно, но они защищали свои дома, своих родных и даже чужих людей». Нелишне добавить, что ветераны (те, кто воевал) сейчас уже очень старенькие. Их можно порадовать (например, подарить букет тюльпанов или гвоздик; написать поздравление в открытке, сделанной своими руками).

В России и в Европе есть множество легендарных памятников, посвященных героям второй мировой войны. Эти монументы можно показать ребенку в Интернете, в книге или на открытке: это «Родина-мать» в Волгограде, «Алеша» в Пловдиве, «Воин-освободитель» в Берлине и др. Визуальное впечатление важно для детей любого возраста.

Как воспитать патриотизм у детей: младшая группа (3–4 года)

Малыши имеют богатое воображение и большое желание что-то узнать. Самое главное для взрослых – не «засушить» детей фактами. Все, что можно использовать для воспитания патриотических чувств, должно быть интересным, ярким, эмоциональным.

  • История семьи. Самое первое, что могут сделать родители для пробуждения патриотизма – это познакомить ребенка с историей собственной семьи: откуда родом его предки, где жили, кем работали, чем увлекались, чего достигли и о чем мечтали. Фотографии или вещи, оставшиеся с тех времен, станут прекрасным дополнением к рассказу. Ощущение, что ты имеешь отношение к большой семье, где до тебя были заслуживающие уважения люди, наполнит душу ребенка гордостью. Не менее ценны семейные традиции, переходящие из поколения в поколение. Например, собираться всем вместе на День Победы или печь торт к большим праздникам. Когда малыш подрастет, ему будет интересно составить вместе с родителями генеалогическое древо своей семьи (хотя бы до прабабушек и прадедушек). Судьбы наших предков – это наша причастность к судьбе страны.
  • : города и улицы С раннего возраста можно начинать воспитывать интерес к родной земле. Малышу будет любопытно узнать, с чем связано название улицы, на которой он живет, почему и как получили свои имена его город или поселок. И дело взрослого – рассказать об этом доступным языком. Не менее важно поведать ребенку о знаменитых земляках и их заслугах, сходить вместе к памятникам, установленным в их честь. А можно просто показать портрет местного героя и рассказать о нем. Малышу приятно будет ощущать, что он имеет отношение к таким людям, хотя бы тем, что живет там же, где они.
  • Знакомство с фольклором и народными промыслами. Красивые книжки с русскими народными сказками, хорошие мультфильмы, симпатичные традиционные игрушки – все это увлечет ребенка и поможет уважать свою страну. Какие книги, фильмы или мультфильмы будут у детей – решать родителям. Но есть такие, которые по-настоящему нужны детям. Например, сборник мульт- фильмов «Гора самоцветов», созданный по мотивам сказок разных народностей, населяющих Россию. Перед каждой серией – небольшая заставка, где говорится об истории и значении города или региона, из фольклора которого взята сказка. Сделано это так увлекательно и красиво, что захватывает внимание и детей, и взрослых.

Как воспитать патриотизм у детей: cтаршая группа (5–6 лет)

Малыш растет, и все темы, о которых говорилось раньше – родословная, история родного края и народное творчество – для него обретают глубину. К ним добавляются новые, интересные и понятные в этом возрасте.

  • Легенды о достопримечательностях. Храм, старинный дом, мост, озеро или река не запомнятся ребенку или сольются в его сознании с другими, если не подкрепить впечатление занимательным рассказом. Это может быть предание или детское воспоминание кого-то из родителей, научно установленный или спорный исторический факт, главное – он должен быть интересным. Например, таким: В Пскове есть старинное здание со странным названием: «Поганкины палаты». Одна из легенд гласит, что когда-то жил-был человек в старенькой избушке. Он делал бочки на продажу, то есть был бондарем. Но бочки мало покупали, и бондарь был очень бедным. Однажды сидел он в своей маленькой избушке, работал. Вдруг мимо него пробежала крыса. Бондарь рассердился, схватил первое, что под руку попало, и швырнул в крысу. Подошел посмотреть: попал или нет? И увидел клад – кучу золотых монет. Разбогатев, бондарь первым делом построил пышные палаты. Их прозвали «Поганкиными», потому что деньги, полученные таким загадочным путем, считались нехорошими. Путешествия. Необязательно ехать далеко, можно выбраться на один день в соседний город. Но взрослые должны заранее готовиться к поездке, находить объекты, которые могут быть интересны ребенку. И составлять маршрут. В Великом Новгороде есть пешеходный мост через реку Волхов, а рядом с мостом стоит скульптура «Уставшая туристка» – девушка, которая скинула туфельки и присела отдохнуть. Есть поверье: если положишь монетку в туфельку, то обязательно вернешься в Великий Новгород. Если пройти по набережной дальше, увидишь сидящего на скамейке улыбающегося медведя. Легенда гласит: он пришел в город из дремучего леса, хотел познакомиться с новгородцами и остался ими очень доволен. Возвращаться обратно в лес медведю не захотелось, он решил остаться и радует теперь жителей города и его гостей. Можно присесть рядом и «поболтать» с косолапым.
  • Космическая одиссея. Дети любят рассказы о космосе, и нашей стране в этом отношении есть чем гордиться. Можно рассказать ребенку о первых космических кораблях и космонавтах или понаблюдать вместе с ним за звездами и мигающими в ночном небе спутниками, сходить в Музей космонавтики или Планетарий на соответствующую возрасту программу или посмотреть познавательный фильм дома.
  • Как воспитать патриотизм у детей : тематические игры. Малыши лучше усваивают знания в игровой форме. Можно подготовить следующие занятия с карточками-картинками: «Знакомство с гербом родного города», «Путешествие по карте», «Найди свой флаг», «Москва – столица нашей родины».

Конечно, от взрослых потребуются некоторые усилия, чтобы воспитать патриотизм у детей , зато потом малыш будет поражать всех своей эрудицией. Ребенку важно положительно относиться к своей стране, гордиться ее героями, понимать, что они сделали хорошего. Так у него будут нравственные ориентиры, которые помогут определить, что такое хорошо и что такое плохо. Это вдохновляет, а также дает дошкольнику состояние внутреннего покоя и определенности.

Возможно, вам будут интересны статьи и на сайте



Рассказать друзьям