Ребенок не детсадовский что значит. Дети с аутичными чертами характера

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Взрослым, постоянно озабоченным своими серьезными проблемами, мир детства кажется безоблачным и беззаботным. Они даже придумали красивую метафору - Золотое Детство. Самих детей, как всегда, об этом не спросили. Мнением детей вообще не принято интересоваться - они еще слишком малы и не понимают, что для них хорошо, а что плохо.

Представьте, что вся ваша жизнь находится во власти всесильных мудрецов - противиться их воле бесполезно. Оказавшись в таком положении, вы едва ли сочтете, что переживаете золотую пору. Вы скорее станете бессознательно, почти без надежды на успех сопротивляться давлению и отстаивать свое право на собственные желания, предпочтения и интересы. Не в силах победить в неравной борьбе, вы будете огорчены, подавлены, можете даже заболеть. Такова уж человеческая природа. И она проявляется в любом возрасте, даже в детстве. Не приходится удивляться, что дети, когда не могут смириться с навязанным им стилем жизни, реагируют на это пассивным, но упорным сопротивлением.

Пожалуй, самая серьезная проблема, которая приводит в действие этот оборонительный механизм, - помещение ребенка в детский сад. Парадокс состоит в том, что, поступая таким образом, взрослые оказываются по большому счету правы. Общение с родителями - необходимое, но недостаточное условие полноценного развития личности ребенка. Не менее важно общение со сверстниками, совместное решение жизненных задач без опоры на родительскую помощь. Современный городской ребенок в условиях домашнего воспитания такого общения практически лишен. В результате он рискует на долгие годы сохранить инфантильную сосредоточенность на собственной персоне, неумение сотрудничать и ладить с людьми. Детский сад в этом отношении играет положительную роль, формируя у ребенка многие жизненно необходимые навыки. Если дома ребенка окружает безграничная любовь, то в детском саду к нему относятся трезво и спокойно. И это нормально: человеку необходимо чувствовать не только мамино восхищение каждым его словом и жестом, но и разумную требовательность, объективную оценку его успехов и промахов. Не будем забывать и о таких прозаичных, но важных вещах, как рациональный режим дня, сбалансированное питание, дисциплина - дома с этим зачастую дело обстоит неважно.

Однако даже при самом благоприятном стечении обстоятельств перемена в образе жизни при поступлении в сад связана для ребенка с объективными трудностями. Дома он чувствует себя во всех отношениях более комфортно, поскольку условия жизни так или иначе приспосабливаются к его индивидуальным нуждам. В детском саду, наоборот, надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям, да к тому же приходится распрощаться со своим привилегированным домашним положением и влиться в среду сверстников. Даже самый гуманный воспитатель, работающий с небольшой группой детей, не может уделить ребенку такое же внимание, как мама. Это неизбежно воспринимается как большая потеря, как дефицит внимания и заботы.

Неудивительно, что такая серьезная перемена очень редко проходит гладко и безболезненно. В большинстве случаев адаптация к новым условиям бывает связана со многими переживаниями и проблемами. Для некоторых детей эти проблемы довольно быстро сглаживаются. Но немало и таких, кто адаптируется долго и тяжело. Бывает, что за все годы пребывания в детском саду ребенок так и не привыкает к своему «второму дому». Для таких детей даже придуман особый эпитет - «несадовские». Имеется в виду, что детский сад такому ребенку абсолютно противопоказан, ибо приспособиться к нему малыш не в состоянии. Большинство родителей сталкиваются с тем, что изменение условий жизни ребенок воспринимает болезненно, причем отрицательные переживания не исчезают, как хотелось бы, через несколько дней, а сохраняются довольно долго - недели и месяцы. Помимо этого многие дети, поступив в сад, часто болеют, тем самым сводя на нет все ожидаемые эффекты общественного воспитания. Родители начинают терзаться сомнениями и колебаниями. Правильно ли они поступили, отдав ребенка в сад? Не вредно ли это для его здоровья и развития? И вообще - не является ли их чадо тем самым «несадовским» ребенком, которого, несмотря на все возможные трудности, лучше из сада забрать и воспитывать дома?

На все эти вопросы, касающиеся конкретного ребенка, может дать точный ответ только специалист, ознакомившийся со всеми его индивидуальными особенностями. Если родители испытывают серьезную озабоченность, то им надо обратиться за консультацией к детскому психологу. Но предварительно следует сориентироваться в тех общих рекомендациях, которые дают психологи в большинстве подобных случаев. Не исключено, что тогда какие-то вопросы отпадут сами собой, а решение конкретных проблем обозначится более четко.

Дело в том, что настоящих «несадовских» ребят, к счастью, не так уж много. В основном это дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями и вынужденные жить под медицинским наблюдением. Им необходим индивидуальный режим, диета и другие особые условия, которые в детском саду обеспечить невозможно. В принципе, все остальные дети, несмотря на бесконечное разнообразие их индивидуальных особенностей, вполне «садовские». И нервным, и ослабленным, и агрессивным, и чувствительным детский сад не противопоказан. Более того - отклонения в поведении лишь усиливают необходимость в детском обществе и внимании педагогов-профессионалов.

Но как же отнестись к тому объективному факту, что в саду ребенок часто болеет? Ведь даже признанный авторитет доктор Бенджамин Спок отмечает: «Нужно признаться, что в детском саду дети чаще простужаются, чем дома». И тому есть очевидные причины. Всякое изменение условий жизни, требующее адаптации, представляет собою сильный стресс для организма. Стресс, в частности, проявляется в том, что ребенок слабеет, у него снижается сопротивляемость к заболеваниям. Кроме того, в детском коллективе значительно выше вероятность инфицирования ребенка, чем дома. Любой здоровый малыш может быть носителем микроорганизмов, на которые он сам не реагирует, так как они для него «свои», а для другого они могут послужить причиной заболевания. А мамы порой думают, что ребенка в саду «простудили».

Однако сам доктор Спок убежден: «Это не причина, чтобы не пускать ребенка в детский сад. Крепкий, здоровый ребенок не пострадает от нескольких лишних простуд» .

Самое важное, что следует при этом иметь в виду: причина постоянных простуд и хронических ОРЗ чаще вовсе не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется - бегство в болезнь. Не надо думать, что ребенок простужается нарочно, мечтая остаться дома. Это стремление он испытывает неявно, неосознанно, не отдавая себе в нем отчета. И организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать удивительную ослабленность, с легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Любые меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправданны и целесообразны. Но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись эмоционального равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням.

Какие шаги могут предпринять родители с этой целью? Прежде всего необходима уверенность, что не только ваш ребенок «подходит» детскому саду, но и конкретный сад подходит вашему ребенку. Ведь не секрет, что садик садику рознь. Родители должны убедиться: атмосфера выбранного ими учреждения достаточно благоприятна и комфортна. Немаловажно, какое впечатление производят на родителей воспитатели. Если воспитатель вам несимпатичен, это еще не значит, что он плохой профессионал и скверный человек. Но это повод задуматься. Потому что такая эмоциональная оценка скорее всего свидетельствует о серьезном расхождении во взглядах, целях, ценностях, самом стиле поведения воспитателя и родителей. И это рассогласование ребенок может воспринимать обостренно, мучительно подстраиваясь то к одному, то к другому стилю.

Надо присмотреться и к поведению детей. Если дети в саду «стоят на голове», то скорее всего там царит анархическая вольница и воспитатели, погруженные в собственные проблемы, не уделяют детям должного внимания. Но ничуть не лучше, если дети «ходят по струнке», пугливо оглядываясь на воспитателя. Ни в джунглях, ни в казарме малыш не сможет чувствовать себя комфортно. Если атмосфера данного учреждения вас не устраивает, всерьез задумайтесь о переводе ребенка в другой сад. Но этот шаг может быть приемлем однажды или дважды. Если же в поисках лучшего места вы превратите жизнь ребенка в постоянное кочевье, то тем самым лишите ее стабильности и ввергнете его в бесконечный стресс.

Но даже самый лучший детский сад может служить дополнением к семье, но никак не заменять ее. Ребенку там многое дано, но многого и недостает. Родители нередко замечают, что, возвратившись из детского сада, малыш буквально вцепляется в мать, не отходит от нее ни на шаг, пытаясь восполнить накопившийся дефицит близкого общения. Накормленный и ухоженный вдали от дома, он тем не менее «изголодался», и это голод особого рода, который очень трудно утолить. Родителям надо позаботиться, чтобы испытываемый ребенком дефицит не был слишком острым. Если есть возможность, не надо оставлять малыша в саду надолго. А дома надо сторицей восполнять то, чего ребенок был лишен в отсутствие родителей.

Не надо переоценивать негативные переживания ребенка. Замечено, что даже те дети, которые с рыданиями умоляют мать не оставлять их в саду, через несколько минут после ее ухода успокаиваются и включаются в игры с товарищами. Если же ребенок чувствует, что своими протестами ему удалось посеять в сердце матери сомнения или даже ощущение вины, то он с удвоенным упорством примется воздействовать на нее всеми доступными средствами. Родителям можно поделить обязанности таким образом, чтобы на первых порах ребенка в сад отводил отец: отцы вообще более трезво относятся к эмоциональным реакциям детей.

Может случиться и так, что, несмотря на все усилия, не удается преодолеть отторжение ребенком детского сада. Если совершенно очевидно, что ребенку в саду плохо и издержки общественного воспитания в данном случае перевешивают все преимущества, все равно не торопитесь вешать на малыша ярлык безнадежно домашнего. Вероятно, просто не удалось создать ему те условия, которые обеспечили бы нормальную жизнь в детском коллективе. За конкретным советом - как выйти из этой ситуации лучше обратиться к специалисту-психологу. Ну а если не помогают никакие советы, остается только попробовать в домашних условиях обеспечить ребенку те преимущества, которые дает детский сад. При этом родителям приходится в какой-то мере поступиться своими интересами. Детский сад помогает решать одни проблемы, но часто порождает другие. Надо просто решить, какие для вас важнее.

Я думала, что в детский сад сынишка пойдет легко. Со мной он уже умел расставаться, хорошо играл с другими родственниками и детишками - веселый и коммуникабельный ребенок. Однако на деле все оказалось гораздо сложнее…

В детский сад мы пошли в 2,4. Нужно было выходить на работу, и я видела, что должен начаться новый этап и в его жизни. Мне казалось, что сыну скучно и тесно со мной, хоть и хорошо - мама всё-таки. Видела, как он с удовольствием играет с другими детками, в общем, созрел для вступления в социум.

Итак, решено было с сентября его вести в сад. Если бы была возможность выбора, я начала бы с лета (всё же инфекций летом меньше), но до сентября новые группы не запускают набирают - поэтому осень.

Сама адаптация прошла хоть и не совсем гладко, но сравнительно быстро. Он по началу хныкал (дня 2-3), а потом начал быстро отвлекаться на игрушки, ребятишек. Потом появились друзья, потом начал спать хорошо днем, кушать всё.

Проблема была в том, что он сразу начал болеть. Тут же, в сентябре, потянулись кратковременные периоды температуры. Дальше - больше: больницы, антибиотики… Мы не сторонники радикальных методов лечения, но он очень тяжело болел. Это длилось с сентября по январь.

За этот чудовищно сложный для нас с малышом период я прошла много педиатров, беседовала с иммунологом, «подняла на уши» знакомых врачей. Для меня было важно, чтобы этот кошмар кончился, и мой сынок снова стал здоровым и здоровым оставался. Врачи, по сути, разводили руками - дескать, со всеми так бывает. Объясняли, почему могло так происходить, но на вопрос «что делать?» толком так и не ответили. Советовали подождать, пока подрастёт, и рекомендовали лекарства, которыми следует кормить «в случае чего». Тогда первый раз я услышала про «несадиковских детей» - я имею в виду именно тех, кто сами по психологическим причинам запускают процесс болезни. Но я не хотела верить, что это имеет к нам какое-либо отношение. Ведь он уже не плакал, когда шёл в сад, у него есть там друзья, он с удовольствием играет в саду, учится новому. С чего бы ему быть «несадиковским»?

В январе нас выписали, посоветовали посидеть после выздоровления полтора месяца дома. Мы посидели. Итого в сад не ходили 2,5 месяца. Он за этот период ни разу не чихнул. Отдохнули мы все. Сынок даже округлился, а то худющий был.

На этот раз я уже с опаской повела его в сад после отдыха. Специально подождали до апреля, уточнили, нет ли карантинов, все ли здоровы. И пошли. Неделю почти отходили хорошо, он сразу влился в группу после долгого перерыва. Но в пятницу … опять.

Мне всё чаще приходила мысль, что сын может сам запускать болезнь, но после этого случая так стали думать все мои близкие. Потому что больных детей в группе не было, иммунитет был силён, он отдохнул, мы его подлечили. Он не потел и не промокал, никто их специально не морозил, не простужал.

Можно ли превратить «несадовского» ребенка в «садовского»?

Сперва я попыталась проанализировать, что не нравится сыну. Возможно, ему не хочется вставать рано утром, он это не любит (да кто вообще любит?). Возможно, не хочет тут же одеваться и торопиться. Он любит проснуться сам, поваляться, чтобы мы пообнимались, спокойно поиграли, не торопясь покушали. А тут всё наоборот.

Затем побеседовала с психологом в детском саду. Действительно дети сами способны «нагнетать» болезни. Помню, как сама поступала таким образом, не желая идти в школу. Мы анализировали ситуацию и со стороны медицины, и со стороны психологии. У меня буквально открылись глаза на многие вещи: моему ребёнку сад не нужен, ему и дома хорошо. Ведь там ему всё позволено, что хочет, то и делает, ни за что не отвечает, а в саду режим. Очевидно, что и дома нужно было вводить дисциплину, соблюдать определенные правила - хотя бы приучить убирать игрушки.

На повестке дня оказался другой вопрос, что же теперь делать? Пришлось обратиться за советом к специальной литературе.

Мой ребёнок с самого вечера твердит, что не хочет идти утром в садик. Он с утра спит, сонный встаёт, зевает, а тут я его одеваю, тащу по улице.

Поэтому важно чтобы малыш захотел с утра туда идти. Чтобы процесс пошёл в обратную сторону: хочу идти в сад, для этого нужно быть здоровым.

Для этого можно использовать, например, следующие методы.

  • Я просила сына помочь нам быть спокойными за него. Объясняла, что нам будет очень приятно, если он будет здоров, если ему будет хорошо в садике. От этого мама и папа будут очень счастливы.

Эти беседы помогли нам, но можно попробовать и другие способы.

  • «Замещение» . Предложите ребенку какую-нибудь малень-кую меховую игрушку, сказав, что в отсутствие мамы она будет ее заместителем, поэтому, когда малыш вспомнит о маме и захочет побыть с ней, он может достать игрушку из кармана и поговорить с ней. Мама обязательно об этом узнает, но не обя-зательно сразу вернется — она вернется, как только сможет.
  • «Роль в семье» . Перед тем как ребенок начнет ходить в дет-ский сад регулярно, расскажите ему о том, что в течение дня будет делать каждый член семьи. Родители пойдут на работу, чтобы заработать деньги для семьи, а также, чтобы сделать какое-то полезное дело. Последнее очень важно, ведь если ребенка с детства приучают, что работа — это только способ добыть деньги, то невозможно создать положитель-ный образ такого рода активности. По этому параметру ребе-нок еще долго будет отличаться от родителей, так как заработать он не может. Понимание же того, что на работу ухо-дят, чтобы делать какое-то полезное дело, необходимо ребен-ку и для формирования адекватного представления о роли се-мьи в обществе, своей роли в семье и для осмысления важно-сти посещения детского сада как собственного вклада в благо-получие семьи и общества. Обязательно скажите о том, что перед ребенком стоит важная задача в детском саду — учиться и расти, чтобы стать таким, как родители. Осознание значи-мости его нахождения в детском саду для семьи (он там вы-полняет определенную миссию, а не просто оставлен на хра-нение, как какая-то ненужная вещь) также будет способство-вать эмоциональному комфорту ребенка в нем.
  • «Внимание и любовь» . Необходимо продумать свое поведе-ние после возвращения ребенка из детского сада. Стоит так распределить время, чтобы кто-то из родителей смог побыть с малышом и показать ему, как он не-обходим своим близким, как они соскучились по нему.
  • «Приключение» . Маме загодя или с утра обыграть поход в сад как приключение. Очень мне в этом плане понравились идеи с этого сайта .

Одна мама рассказывает, что для того, чтобы отвести своего карапуза в детский садик, им приходилось вставать в полседьмого, выходить из дома в семь часов утра и ехать на автобусе пять остановок. Более чем вероятно, что малыш совершенно не хотел вставать в такую рань. Мама старалась каждое утро рассказывать ему новые придуманные причины, почему он должен так рано вставать. Причины были самыми разнообразными. Они ездили смотреть, где автобусы спят или как встает солнце, слушали утреннюю трель птиц и наслаждались тишиной утреннего города.

Кроме разговоров, есть способы по-иному заинтересовать ребенка утренними прогулками. Женщина, о которой мы писали выше, разрешала своему карапузу во время дождя бегать по лужам и даже прыгать по ним, надев предварительно резиновые сапоги. Это нравится почти всем детям, и ожидание предстоящей прогулки помогает им быстрее проснуться. Иногда мама старалась заинтересовать ребенка каким-то чрезвычайно ответственным делом. К примеру, можно отнести своей воспитательнице конфетку, или прийти в садик быстрее всех, чтобы успеть покататься на любимой всеми детьми группы машинке. Дайте ребенку новую игрушку, и скажите, что будет замечательно, если он покажет ее остальным детям. Увидите, ваш малыш будет с нетерпением бежать в садик, ведь там можно похвастаться перед другими маминым подарком. Для нас все перечисленные способы кажутся не столь важными, но для детей все обстоит совсем иначе. Они любят быть первыми и лучшими, любят чувствовать на себе внимание окружающих.

Но мне очень понравилась вот эта история.

Сыну Евгении сейчас три с половиной года. Однажды настал день, когда ей никакими уговорами и обещаниями не удавалось заставить сына вставать с кровати и идти с ней на улицу. Но мама нашла выход из ситуации. Она рассказала сыну, что злая Баба Яга спешит попасть в его детский садик, чтобы съесть кашу деток. Такие слова возымели свое действие, и ребенок поспешил в погоню, чтобы спасти от Бабы Яги завтрак детей. Кстати, в погоню, он собирался лететь прямо на метле. Маме не удалось его переубедить, что автобусы ездят намного быстрее, и пришлось отдать две старые швабры во благо спасения детского завтрака. На этих метлах они «летели» до самой автобусной остановки, и только там женщине удалось переубедить сына, что на метлах злодейку они не догонят, и большой автобус поможет им в этом. Малыш поверил ей, и они благополучно продолжили свое путешествие в садик.

Придуманная ей история понравилась сынишке, и, что главное, он ее надолго запомнил. Пока она с мальчиком ехала в садик, они немного изменили роль, которую играла Баба Яга в этой истории. Теперь она не хотела кушать кашу детей, а наоборот, сварить им что-то вкусное. И готовить им она будет каждое утро, пока мальчик будет ходить «на работу» в детский садик. Мальчику эта история пришлась по душе, и он еще достаточно долго рассказывал всем знакомым о том, кто именно варит для них в садике кашу. Как оказалось, у Бабы Яги кулинарные способности были на достаточно высоком уровне.

Конечно, все эти психологические приёмы нужно использовать, если малыш здоров. Если он только что переболел или ещё болен, то нужно лечить, укреплять иммунитет.

Вот, что пишет по поводу таких деток доктор Комаровский:

Си-ту-а-ция, при ко-то-рой ре-бе-нок ста-но-вит-ся час-то бо-ле-ю-щим лишь пос-ле то-го, как на-чи-на-ет по-се-щать дет-ский сад, - аб-со-лют-но ти-пич-на.

До трех лет прак-ти-чес-ки не бо-лел, за-ка-ля-ли, ни-ког-да и ни-чем не ле-чи-ли. В три го-да по-шел в дет-ский сад - и за зи-му пять ОРЗ... Вы уже по-ня-ли, кто ви-но-ват? Од-но-знач-но не ре-бе-нок.

Ког-да про-из-но-сит-ся фра-за «до трех лет не бо-лел», так этой фра-зой утверж-да-ет-ся - име-ем аб-со-лют-но нор-маль-но-го, здо-ро-во-го ре-бен-ка. Из-ме-ни-лась окру-жа-ю-щая сре-да - на-ча-лись бо-лез-ни.

Что де-лать? Во-пер-вых, при-знать тот факт, что не-воз-мож-но на-чать ак-тив-но об-щать-ся с деть-ми и не за-бо-леть. Да вы, собст-вен-но, бы-ли к это-му го-то-вы, но не ду-ма-ли, что бо-лез-ни бу-дут по-сто-ян-ны-ми. По-сто-ян-ные бо-лез-ни - зна-чит, ли-бо вы то-ро-пи-тесь с воз-вра-ще-ни-ем к де-тям пос-ле бо-лез-ни, ли-бо что-то прин-ци-пи-аль-но не-вер-но в са-мом дет-ском са-ду (при-ни-ма-ют боль-ных де-тей, не про-вет-ри-ва-ют, ма-ло гу-ля-ют и т. д.).

Име-ем ли мы воз-мож-ность по-вли-ять на дет-ский сад? Как пра-ви-ло, не име-ем. Мо-жем ли не отвес-ти ре-бен-ка в дет-ский сад, если на-чальст-во на ра-бо-те нас тре-бу-ет, да и врач не на-ме-рен про-дле-вать боль-нич-ный лист? Не мо-жем.

Отво-дим. За-бо-ле-ва-ем. Выз-до-рав-ли-ва-ем. Отво-дим. За-бо-ле-ва-ем. И тог-да кто-то из окру-жа-ю-щих про-из-но-сит фра-зу: ваш ре-бе-нок «не-са-ди-ков-ский». И все вдруг ста-но-вит-ся по-нят-ным. Ра-бо-ту бро-са-ем. В са-дик хо-дить пре-кра-ща-ем. И дейст-ви-тель-но че-рез 1-2 ме-ся-ца пе-ре-ста-ем быть час-то бо-ле-ю-щим ре-бен-ком.

Мы пе-ре-ста-ли хо-дить в дет-ский сад по-то-му, что мы не смог-ли най-ти нор-маль-ный дет-ский сад.

Мы пе-ре-ста-ли хо-дить в дет-ский сад по-то-му, что мы не име-ли воз-мож-нос-ти вос-ста-но-вить ре-бен-ка пос-ле бо-лез-ни.

Об-ра-ти-те вни-ма-ние: «мы не смог-ли...», «мы не име-ли воз-мож-нос-ти...».

Вы-вод: не бы-ва-ет не-са-ди-ков-ских де-тей. Бы-ва-ют не-са-ди-ков-ские ро-ди-те-ли.

Мы не на-шли нор-маль-ный дет-ский сад по-то-му, что его прос-то не су-щест-ву-ет.

Мы не име-ли воз-мож-нос-ти вос-ста-но-вить ре-бен-ка пос-ле бо-лез-ни, по-то-му что та-кой воз-мож-нос-ти не пре-дус-мат-ри-ва-ют ин-струк-ции на-ше-го пе-ди-а-тра и ко-декс за-ко-нов о тру-де.

Вы-вод: не бы-ва-ет не-са-ди-ков-ских ро-ди-те-лей. Бы-ва-ет не-са-ди-ков-ское об-щест-во.

Но на са-мом де-ле все во-все не так дра-ма-тич-но. По-сколь-ку да-же очень ча-с-тые ОРЗ при пра-виль-ном ле-че-нии со-вер-шен-но не от-ра-жа-ют-ся на здо-ровье ре-бен-ка.

За-бо-лел. Увлаж-ни-ли, про-вет-ри-ли, на-по-и-ли, за-ка-па-ли в нос. Выз-до-ро-вел. По-хо-дил два дня в дет-ский сад. За-бо-лел. Увлаж-ни-ли, про-вет-ри-ли, на-по-и-ли, за-ка-па-ли в нос. Выз-до-ро-вел. Мы ни-че-го опас-но-го, пло-хо-го, вред-но-го не де-ла-ли.

Но если каж-дый чих - по-вод для на-зна-че-ния де-сят-ка си-роп-чи-ков-таб-ле-то-чек, для из-де-ва-тельств под на-зва-ни-ем «отвле-ка-ю-щие про-це-ду-ры», для инъ-ек-ций ан-ти-био-ти-ков, для тща-тель-но-го об-сле-до-ва-ния, для кон-суль-та-ции де-сят-ка спе-ци-а-лис-тов, каж-дый из ко-то-рых счи-та-ет не-об-хо-ди-мым до-ба-вить к ле-че-нию еще па-роч-ку-дру-гую пре-па-ра-тов, - та-кие ОРЗ од-но-знач-ное и оче-вид-ное ЗЛО и та-кие ОРЗ бес-след-но не про-хо-дят и без-бо-лез-нен-но не пе-ре-рас-та-ют-ся. И для та-ко-го ре-бен-ка дет-ский сад опа-сен. И ро-ди-те-ли опас-ны. И вра-чи...

Если ре-бе-нок бо-ле-ет ОРЗ час-то, пусть да-же очень час-то, но выз-до-рав-ли-ва-ет не с по-мощью ле-карств, а ес-тест-вен-ным об-ра-зом - так пусть бо-ле-ет, пусть хо-дит в дет-ский сад, пусть во-об-ще де-ла-ет, что хо-чет. Это не вред-но - так бо-леть и так выз-до-рав-ли-вать!

Для себя я поняла, что решать проблему нужно комплексно:

  • Заранее готовить ребёнка к саду. Как бы я раньше не утверждала, что ребёнок в два года никому ничего не должен, теперь не могу так сказать. Если бы мне удалось тогда приучить его к какой-либо дисциплине, ответственности, сейчас бы всё было по-другому.
  • К режиму тоже нужно заранее приучать. Я упустила этот момент. Верила, 2 недели буду будить пораньше, потом сам вставать будет. Оказалось, что у меня не было этих 2 недель. Он заболел через несколько дней.
  • Не нужно создавать дома парниковых условий. Зачем ему иначе из такой оранжереи выбираться в суровую реальность. Нужно закалять малыша.
  • Можно и нужно пытаться заинтересовать ребёнка детским садом. Сделать это, как оказалось, не так и сложно.
  • Нужно наблюдать, комфортно ли ребенку в детском саду. Беседовать с воспитателями - есть ли друзья, не обижают ли, как кушает, как спит, чем увлечён. Если что-то идёт не так, решать ситуацию.

Дорогие родители, желаю каждому, кому знакома подобная ситуация, найти для себя выход из неё. И к этому выходу прийти, победить.

Сил нам всем, здоровья и терпения!


на форуме ("связанная" тема)

Simfonia (15/05/2013)

Светуська , ну так сыпь . Лично мы и в других "интересных" местах побывали с осложнениями.

Светуська (15/05/2013)

Simfonia
чаще всего везут в Мочище, у меня муж на скорой работал. Нас с температурой 38,5 и сыпью тоже туда увезоили

AnnaM79 (14/05/2013)

Simfonia (14/05/2013)

Я-рославна , с Академа может быть. В городе еще есть 4 варианта для госпитализации при отсутствии жидкого стула и рвоты. И не только с ОРВИ и ОРЗ.

Добавлено спустя 2 минуты 21 секунду:

Об этом то и речь. Это и есть адаптация.

Я-рославна (14/05/2013)

Simfonia
нам предложили с орви при зашкаливающей температуре. Ну можно и в другие места лечь, но с вирусным весь городок планово вывозили именно в Мочище. Мы отказались, перебились дома. Но это вообще-то не по теме.
По теме - лично я считаю что первый год может быть чреват любыми болезнями, с запредельными показателями (помимо моего это мнение подтверждают ряд мам и собственная мама, работавшая воспитателем). У нас орви приключалось каждые 3 недели, потом понемногу интервал начал увеличиваться, пока максимум - 3 месяца.

Светуська (14/05/2013)

Simfonia
мокрая маечка, ребенка наверняка продуло, домой уже с температурой пришел. Пока пришел врач на другой день, а это были выходные. Выписали обычное лекарство. А в понедельник уже сделали снимок

Simfonia (14/05/2013)

Из-за мокрой маечки? Ребенок явно уже недомогал, была какая-то вирусная инфекция, может вялотекущая, не пролеченная. +, возможно, гиперреактивность легких. Может кокки какие сидели на слизистой. Пневмонии подвержен не каждый ребенок, чтобы так, за день развилась.

Добавлено спустя 3 минуты 22 секунды:

Я-рославна , по какому конкретно диагнозу плановая Мочище? Я еще могу назвать места, где полежать можно.

Светуська (14/05/2013)

К@тенок
в таком возрасте врядли ребенок это осознает. Про иммунитет согласна, его надо вырабатывать с рождения

"Несадовский" ребенок

Разумеется, что детский коллектив дает ребенку много полезных в жизни навыков. Но есть дети, которые по определенным причинам не могут посещать дошкольное учреждение. Их называют «несадовскими детьми». Почему возникает эта проблема и как ее решить?

Таких детей немного, и чаще всего это малыши с некоторыми заболеваниями, при которых им необходима индивидуальная диета и режим дня. Но есть и другие причины, по которым ребенок не может ходить в детский сад.

Главное — это здоровье

Дома ребенок находится в окружении знакомых микроорганизмов, к которым уже адаптировался, в то время как в детском саду он подвергается атаке «незнакомых» микробов. Поэтому частые простуды у ребенка, который только-только пошел в детский сад, явление довольно обыденное. То, что малыш болеет, не значит, что он — несадовский ребенок .

Укрепляйте иммунитет ребенка. Прогулки на свежем воздухе , хождение босиком, поездки к морю, поливитамины, физическая активность и процедуры по закаливанию - все это поможет малышу лучше справляться с болезнями.

Трудности с адаптацией

Многие детки, которые попадают в группу «несадовских», имеют сложности при коммуникации с новыми людьми - такими же детьми, как и они. Психологическая адаптация в среднем занимает 1,5-2 месяца и говорить о том, что у ребенка есть проблемы с привыканием к новым условиям жизни, можно только по истечению этого срока.

Итак, каким же детям труднее всего адаптироваться?

Стеснительный ребенок

Для малыша самые близкие люди — это родители. Если родители редко встречаются с другими людьми в присутствии ребенка, то у крохи может возникнуть страх при виде незнакомцев. И тогда поход в детский сад становится для него настоящим стрессом — мама уходит, а вокруг только незнакомые люди . Оказываясь в непривычной обстановке, ребенок начинает плакать , хвататься за родителей и умолять: «Не уходи, мама!». Когда мама все-таки решается оставить ревущего кроху в группе, в ней просыпается чувство вины, что она бросает ребенка.

Решение: попробуйте подготовить ребенка к тому, что очень скоро он будет ходить в детский сад. Прекрасно, если у вас есть возможность познакомить малыша с воспитателями и другими детьми заранее.

Дети с аутичными чертами характера

Ваш ребенок подолгу играет один, не обращая внимания на то, что происходит вокруг, но изменения привычной обстановки вызывают у него чересчур резкую реакцию.

Таким детям бывает трудно в детском саду, где совсем другой режим и незнакомая обстановка. Адаптация у них проходит намного тяжелее. Однако, при необходимости, такие дети вполне могут ходить в детский сад — просто родителям придется быть готовыми к тому, что малыш будет адаптироваться чуть дольше других ребят.

Решение: облегчить адаптацию поможет максимальное приближение домашнего режима к садовскому. Тогда, несмотря на незнакомую обстановку, ребенок будет чувствовать себя увереннее.

Дети-индивидуалисты

Ребенок с удовольствием играет один, радостно присоединяется к играм с другими детьми, но быстро теряет интерес к общению, если правила устанавливает не он. Ребенок-индивидуалист предпочитает держаться в стороне от других. А потому в саду ему тоже непросто — мало того, что в группе много детей, с которыми нужно считаться, так еще и воспитатели не спешат уделять ему особое внимание.

Решение: детям-индивидуалистам сад крайне необходим — он учит их взаимодействию с другими. Но именно таким детям привыкнуть к детскому саду сложно. Старайтесь сделать так, чтобы до поступления в детский сад малыш чаще общался с детьми, учите его считаться с ними.

Большинство проблем решаемы. Однако, первое, на что должны обращать внимание родители — это самочувствие самого малыша. Если ребенок, несмотря на все принятые меры, так и не сумел адаптироваться к детскому саду в течение полугода — проконсультируйтесь с психологом. Возможно, стоит отдать его в сад через пару лет или же нанять няню . Отличным решением станет и частный детский сад, где воспитатели более внимательны к детям — ведь в группах такого сада в разы меньше детей. Не стоит слишком беспокоиться за ребенка. Обычно к школе все проблемы, связанные с адаптацией, решаются самостоятельно.

Вот читаю и прям разрвает на части,незнаю,что делать. Водить или не водить сына в детский садик. Мы много болели с 2-ух месячного возраста,очень слабй имунитет. Соответственно в ясли не ходили по состоянию здоровья. теперь переехали в другой район и записались на очередь в детский садик.нам щас 2 года11месяцев. И что самое удивительное нам уже через неделю позвонили, что есть место в садике. мы очень удивились скорости очереди)))) Но не охотно хотели отдавать ребёнка в садик т.к я даже удобную работу по вечерам нашла, т.е я сидеть могу с ребёнком днём,а вечером.когда папа дома я работаю) Муж катигорически против садика"это армия для ребёнка,ничего кроме болячек там нет и всё в этом роде....
Но всёже свекровь очень просила, чтоб попробовали хотяб. Ну мы и пошли. Вот ходим полтора месяца-по пол дня т.е по 3-4 часа и за это время каких то скацков в развитии не видно,но проболели мы уже 3 раза и все 3 раза заканчивались антибиотиками и ангиной. Тоесть по сути за полтора месяца посещения садика мы там находились 12 не полных дней ну или 6 полных.А плотим,как за полное место,Ребёнок стеснительный на контакт с детьми не идёт.на это воспитатели говорят"ну да выж ещё мала ходите" Хотя когда я предлагаю его оставить на сон опятже слышу" еще рановато мамочка для вашего ребёночка -это будет стрес" ну так, а как мы будем привыкать к садику, если мы постоянно болеем....... Вот дилемма. Ведь можно эти средства направить в другое русло -дополнительное укрепления иммунитета или ещё ку дато... что толку, что мы там числимся. Но с другой стороны воспитатели молоденькие он к ним хорошо идёт и садик хороший там никто не будет заставлять есть если ребёнок не хочет и т.д. Нет предвзятого отношения к деткам,которые уже давно с яслей с ними.

04/12/2014 22:10

Вы о чём? Что за бред. Моё детство в детском саду прошло в конце 8-х- начале 9-х. Вспоминаю эти годы с большой теплотой. До сих пор помню имя любимой воспитательницы, храню ВСЕ рисунки и поделки. С содроганием сердца пересматриваю садиковские фотографии. Социализация, развитие ЗУН для несвудующих ЗУН-знания, умения, навыки). Да море всего... По личному опыту могу сказать что именно в садике формируется ЛИЧНОСТЬ! Ну не бабушке же этим заниматься? Своего ребенка отдам в садик и как можно раньше!!!

17/10/2014 21:45

Россия, Санкт-Петербург

01/09/2014 12:25

Россия, Москва

Если у мамы есть возможность и желание сидеть дома так она и сделает(ребенок будет несадиковским) А если у мамы особо не на кого положиться то адаптация пройдет на отлично, тк у нее не будет время морочить голову себе и остальным. Надо адекватно воспитывать детей чтоб не было проблем дальше. Полностью согласна с доктором

04/01/2014 13:23

Россия, Белгород

До 4-х лет у ребенка не выражен мотив общения со сверстниками, перед ним стоят другие задачи развития. "Социализация" до этого возраста будет неэффективна. Чтобы тренировать ребенка на устойчивость к стрессам, сначала нужно вырастить стержень жизненных принципов и уверенности в себе. И только природная любовь родителей может дать этот стержень уверенности в себе, но не как не посторонние люди

15/11/2013 04:37

Украина, Киев

Отдавать или не отдавать и в каком возрасте решать только родителям.
Я для себя решила не просто отдавать, а отдавать в 2 года, но в самый лучший в районе. У меня не простой ребенок, а с группой инвалидности (ортопедия), поэтому для меня вопрос социализации стоял очень остро, ни одни развивалки, ни одни кружки не заменят детский коллектив, потому что в садике ребенок не оглядывается на маму, а сам решает свои проблемы.
да, гуляют не так много как бы мне хотелось, но мы догуливаем вечером в любую погоду, ребетенкам куплены дождевики-комбинезоны, резиновые сапоги, а на зиму мембранные костюмы и теплая обувь. Ходим в бассейн.
Занятий много в садике и коллектив детский очень развивают ребенка, в этом году у нас прекрасный воспитатель, дочка все делает сама, даже то, что ленилась раньше,что для меня не маловажно, хочу, чтоб она могла сама все для себя делать, ни от кого не зависеть и шла в школу, не только зная алфавит и тд, но подготовленная к общению со сверсниками и учителями.
Сына тоже отдам в 2 года))Считаю, что ребенку легче адаптироваться в 2 года, чем когда его накрыл кризис 3 лет, или когда он уже более зрелая личность в 4 года..Что касается заграницы или наших мам и пап, дедушек-бабушек, то комментаторам сначала нужно изучить вопрос, потому что на Западе декрет обычно 3-4 месяца даже сейчас, в СССР когда росла моя мама было тоже самое, она работала студенткой в яслях, в которые отдавали в 8-10 месяцев, меня отдали в 1.5 года, потому что бабушек не было, а на работу нужно было выходить...о чем я, в принципе, не жалею, о ДС только самые лучшие воспоминания, так что ищите хороший сад...

27/10/2013 17:34

Украина, Винница

комментаторы! не перекручивайте слова друг друга и слова ЕОКа. он не говорил "мама должна быть полезна государству", он сказал: "если ребёнок не ходит в сад, мама не приносит пользу государству" и никому не говорит, кто и что должен делать. вы можете не соглашаться с его мнением, но перекручивать-то не надо

16/10/2013 17:54

Украина, Харьков

Абсолютно поддерживаю Алексея Владимировича Россия, Новокуйбышевск. Я при все уважении к ЕОК (прочитав ВСЕ кего книги) с этой темой не вполне согласна. Во-первых - если ребенок не ходит в сад - то и мама и он "социально не активные члены общества"??? Мы не садиковские (возможно пока) - но ходим и на развивающие занятия, и на рисование и на балет. Врядли какой-то садик даст большее развитие. Гуляем в любую погоду (благо есть сверстники на площадке). И я при этом ну совсем не чуствую себя ущербной и несчастной. А фраза "мама должна быть полезна государству" - тоже покоробила. И то что есть действительно не "садиковские дети" - это факт. Психотип детей тоже нужно учитывать. И дело вовсе не в маме (которая "портит ребенка"). В одной семье могут быть абсолютно разные дети.

08/10/2013 14:02

Канада, Winnipeg

Анна, грустно то, что все молчат, как бараны, что бы с ребенком не делали в детском саду, за исключением едениц. У меня, к примеру, отец заставил лично директора школы и завуча передо мной извениться при всех, после того, как завуч со мной очень грубо (не буду вдаваться в подробности, какой набор слов был использован завучем)поговорила. Причина такого разговора была- моё нежелание добровольно ходить в кружок хора. ЕО неоднократно говорил, что надо требовать, объединяться, а не молчать смирясь с предложеной долей

07/10/2013 16:12

Украина, Первомайск

Еще не маловажный факт - зарплата воспитателей и нянечек, так как дорожить рабочим местом и не срываться на детях можно, только если есть чем дорожить! Ведь все упирается в человеческий фактор - проветрить, увлажнить, вывести гулять на 2 часа (а не на 30 минут), чему-то научить, "по-человечески" обращаться с детьми... Ведь сложно проверить проветривалось ли помещение, да и увлажнитель нужно включить и воду залить, да еще из под крана не подходит. Если желания все это делать не будет, так любые нормы можно "обойти". Ведь нельзя закрывать детей в туалетах и ставить на колени в угол во время тихого часа, но все это практикуется... грустно...

05/10/2013 07:26

ann Россия, Мурманск

А у нас хороший сад и воспитатели отличные! Садик держится не только на показателях влажности и температуры (хотя это конечно важно). У нас воспитатели гуляют в любую погоду, в садик постоянно приходят театры. Дети ходят в библиотеку, готовятся к школе, посещают кружки. У ребенка есть друзья. Дочка приходит и просит купить книгу, которую они читают в саду. Да, ходят и больные и группа большая, но я смотрю на это спокойно и не забиваю себе голову, потому что выздоравливает ребенок быстро (спасибо Комаровскому!))Дочку вечером из сада не хочет уходит. А сады у нас такие какие есть. Как говорится, не хотите ходить не ходите. У меня такой возможности нет, поэтому ходим и радуемся. Садик это всего лишь 4-5 лет. Травмы дети и дома получают при родителях. Я тоже в детстве получила травму в садике, но я до сих пор с благодарностью вспоминаю воспитателей. В травмах очень часто воспитатели не виноваты. Лучше надо обсуждать проблемы школы!!! Потому что от садике отказаться вы можете, а от школы нет!! И в школе куда серьезнее проблемы, чем сопли ребенка.

30/09/2013 14:51

Украина, Запорожье

мы домашниее.т.к.в группе из 15чел. 2-3ребенка с кашлем и соплями - обычное дело.в садике принимают всех принципиально т.к. он подшефный завода. всем плевать и на условия и на здоровье детей.частного садика в моем районе нет.пришлось уволиться с работы. ходим в сад с перерывами в 6мес (самое интересное, что за это время не болеем вообще).городские садики - та же история т.к. важно количество детей.про чеснок и лук, температуру и влажность - это я вообще вою!все ужасно и печально!

27/09/2013 13:01

Россия, Нижний Новгород

Я лично терпела до последнего. Очень хотела водить младшего ребёнка в садик, тем более он этого хотел больше чем кто-либо. И дело не в болячках - поболел и перестал…Простое человеческое НЕ ХОЧУ я говорю нашим детским садам по следующим причинам:
1. Меня не радуют группы, состоящие из 40 человек при норме 25.
2. Меня огорчают ненормальные родители, число которых постоянно растёт (простите, это крик души), отправляющие в группу больных детей. Она же дала ему жаропонижающее, авось часов на 6 хватит, а иногда и воспитатель даст, при соответствующим образом налаженных отношениях. Такие всегда(!) расскажут о том, что за больничный их уволят с работы и потом их ждёт голодная смерть. Господи, вы своих детей-то пожалейте!!! Нет ничего важнее в жизни, чем здоровье и жизнь твоих близких.
3. Мне категорически не нравится образ жизни детсадовцев. Об этом много говорил Евгений Олегович в своём сюжете. С ними действительно перестают гулять. Воспитали в прошлом году собирали деньги на 12-секционный(!!!) масляный радиатор. Это притом, что в детских учреждениях и так топят «будь здоров». По многочисленным жалобам трепетных мам и бабушек форточки остаются закрытыми целый день.
4. Воспитатели детского сада перегружены бумажной волокитой в форме ежемесячных отчётов и тому подобное, в связи с чем, число и уровень развивающих занятий с дошколятами заметно сократились.
5. Я постоянно вспоминаю начало 80-х, когда я была маленькой-маленькой девочкой и ходила в детский сад в маленьком-маленьком северном городке в Мурманской области с полярной ночью, полярным днём, отсутствием лета, солнца и витаминов, ветрами до апреля и постоянными низкими температурами. Я до сих пор вспоминаю, чем и как с нами занимались воспитатели, как они, надев валенки и шубы, самоотверженно выдерживали наши 2-3 часовые зимние прогулки, как мы ежедневно обтирали друг друга мокрыми махровыми рукавичками, бегая по кругу в одних трусах))), как «загорали» под «синей лампой»…
P.S. Я ни в коем случае не виню дошкольных педагогов. Перед некоторыми из них я склоняю голову. Я виню систему и государство, которое поставило и их, и родителей, и детей в такие условия. Но если хорошенько подумать и ещё раз перечитать в умной книжке, что означает термин «государство», то станет понятным, что ЕГО У НАС БОЛЬШЕ НЕТ(((При всей уникальности программ дошкольного образования, важности и необходимости в общении со сверстниками, «организации сюжетных игр» и социальной адаптации в целом, я говорю твёрдое НЕТ детскому саду, но мы с мужем постоянно ищем и находим возможность, чтобы и без него наш ребёнок рос и развивался полноценно. Поверьте, даже при минимальных затратах это возможно.

27/09/2013 09:02

Olga Россия, Рязань

Можно подумать, кроме "проявлений жестокости" и пресловутого температурного режима, в детсадах ничего плохого нет. Вы своё-то детство вспомните получше! Я даже ещё не помню того периода, но хорошо знаю, что первый закрытый перелом ключицы получила в яслях - качелями ударило. А муж рассказывал, как он из старшей группы детсада сбегал домой с друзьями - через ограду. Вот вам детские сады! Лучше пусть мой ребёнок дома сидит и рискует так и не научиться ругаться, не увидеть жестокости и т.д. (кстати, а телик на что? :-) Или пусть не переболеет "вовремя" ветрянкой и т.п. (а прогулки на что, там ведь те же контакты с детьми и взрослыми?) Я думаю, ЕОК немного льстит нам, считая, что женщине нужно работать, чтобы ощущать себя полноценной. По правде говоря, не так уж много среди нас незаменимых на работе людей, без которых общество не обойдётся. Лет пять можно и посвятить воспитанию ребёнка, тем более, что это всё-таки главное наше предназначение...

27/09/2013 08:23

Украина, Белогорск

ЕОК некомпетентен в области психологии, но он и не претендует на звание семейного психолога. Человек говорит свою точку зрения, свой опыт, свои наблюдения. Он правильно сказал о жестокости. Допустим, Родители не отдали ребенка в ДС из-за того, что малыш аленький цветочек, а там все по -другому, но ребенок же не будет сидеть дома всю жизнь. Рано или поздно ребенок пойдет в школу. И надеяться, что те жестокие дети в ДС превратятся в котенков в школе- глупо. Они станут еще хуже. В итоге, ребенок 7 лет жил в одном мире, и его резко пере кинули в другой. И это наряду с семилетним детским кризисом. В итоге, ребенок не знает, что ему делать, как себя вести, а помимо всего прочего у него появляется много новых обязанностей школьника. Тогда, семилетние малыши, вынуждены адаптироваться в обществе, выполнять домашнее задание(конечно же на отлично), они со всем не справляются- появляются куча комплексов... С которыми потом тоже идут к психологам. Ведь так?

26/09/2013 19:07

Россия, Тольятти

Это какой - то бред! Налетели на ЕОК без повода! Отличный выпуск! Тема рассмотрена в основном именно с медицинской точки зрения и лишь немного задевает психологические аспекты. В передаче доктор подчеркивает, что это лично его мнение, к которому он не призывает прислушиваться! Он честно высказывает СВОЕ мнение, потому что его спрашивают мамы! Я не услышала никакого обвинения ГВ в несадиковости ребенка. Более того ЕОК говорит в конце передачи, что психологические проблемы нужно решать с психологом! Очень правильно сказано по теме жестокости в ДС: если ребенок этого не увидит в раннем возрасте и не научится правильно на это реагировать - ему будет очень трудно адаптироваться элементарно к школе (не говоря уже о жестоком взрослом мире). Это не значит, что ему эту самую жестокость нужно показывать (а тем более проявлять по отношению к ребенку), это лишь говорит о том, что родители должны научить его правильно реагировать на неадекватное отношение взрослых как можно раньше!

У этого «явления» есть две стороны, две причины: не попали в садик и не получается ходить. Но в результате у вас – «несадовский ребенок». Некоторые произносят эти слова с гордостью, другие с сожалением, педагоги и психологи сулят множеств проблем, сами дети в большинстве счастливо бездельничают дома. Приглядимся внимательнее: что за чудо такое?

«Мест нет!»

Может быть, в России и демографический кризис, но в Москве налицо бэби-бум, и, как следствие, огромный дефицит мест в детских садах. Записываться приходится сразу после рождения ребенка, а если вы живете в одном месте, а прописаны в другом - как быть? А в старых районах многие садики переданы коммерческим структурам, закрыты или перепрофилированы. Вот и получается, что ваш ребенок стал «домашним». Какие есть варианты решения этой весьма серьезной проблемы? Рассмотрим несколько.

Вариант первый

Маме не нужно выходить на работу, она вполне довольна своим положением и с удовольствием занимается деткой. Тогда можно посоветовать водить ребенка на занятия рисованием-музыкой-танцами, в театральную студию и бассейн. Умышленно не называю разнообразные «развивалки», где детей с трех лет начинают учить читать и считать, поскольку пребываю в твердой уверенности, что дело это никакой пользы, окромя вреда, не приносит. Наши дети испытывают сильную нехватку «правополушарных» занятий, то есть таких, где задействована интуиция и стимулируются творческие задатки. А им тренируют логику и анализ, что совершенно не по возрасту. Но это так, к слову пришлось.

Единственный недостаток вышеперечисленных занятий заключается в том, что они сильно структурированы по времени, дети в это время занимаются, а в саду у них всегда есть возможность просто поиграть. Поэтому крайне важно, чтобы у вашего домоседа были друзья, не обязательно сверстники, но все-таки - дети, с которыми можно будет играть в «дочки-матери», «человека-паука» и Лего. Иначе вы рискуете получить первоклассника, шарахающегося от толпы детей.

Кстати, вы знаете, что самые лучшие партнеры по играм для трех-шести летних детей - это восьми-десятилетки. Им ещё интересно, но они уже понимают разницу в возрасте и ведут себя более сознательно. Взрослые менее подходят: они слишком заботятся, слишком снисходительны, позволяют жульничать, или наоборот - им скучно, они не хотят в сотый раз играть в одно и то же.

Основная опасность для несадовских детишек заключается в социальной изоляции - отсутствии контактов со сверстниками. Вот с этим и боритесь.

Вариант второй

Маме нужно выходить на работу, а няня семье не по карману. Именно такая ситуация сложилась в семье моих близких друзей. Малыша все же запихнули всеми правдами и неправдами в ясли, он заболел бронхитом, не проходив и месяца. И мама стала искать альтернативу. Так как район, в котором они живут, что называется «спальный», молодых мам с маленькими детьми имеется в избытке, а вот с нянями и детскими садами - беда. Тогда они решили объединиться: пять семей договорились, и сидят с детками по очереди, на дому. У двух из пяти семей оказались отдельные квартиры, без бабушек, так что неделю вся орава квартируется у одних, а неделю - у других. Готовит на всех та мама, которая сегодня дежурная (все мамы устроились на работу на 0,8 ставки, с одним выходным в середине недели), днем дети спят, два раза в день гуляют, с ними проводят все занятия, полагающиеся по возрасту: рисование, лепка, развитие речи. Даже учительница французского и музыки к ним ходит. Дети почти не болеют, очень дружат.

Конечно, этот метод гораздо более затратный для родителей, чем просто довести ребенка до садика и вечером забрать. Затратный по усилиям, но очень выгодный по результату, да и по деньгам тоже. Основное преимущество - дети общаются, очень быстро адаптируются, и режим гораздо более индивидуальный, чем может предложить даже самый дорогой частный сад. Если кто-то не хочет, допустим, слушать сказку, у него всегда есть выбор: тихо поиграть в углу в кубики, или громко попрыгать в соседней комнате на батуте. Если кто-то не спит днем, это тоже не проблема: иди себе на кухню и делай аппликацию, только другим не мешай.

Режим питания тоже соблюдается более строго, и, одновременно - более гибко. Строго в случае аллергии: никто не подсунет ребенку шоколадку по случаю дня рождения, а гибко тоже возможно, никакого тебе «ешь, что дают». Часто дети участвуют в приготовлении пищи, что решает все вопросы с «буду-не буду».

Иногда в такой мини-садик нанимают няню вскладчину. Но няня должна быть высоким профессионалом, вариант «просто посидеть с ребенком» с группой из пяти-шести человек не проходит.

Вариант третий

Ребенок не хочет/не может ходить в сад. Это самый тяжелый случай. Потому что прежде, чем вы признаете свое полное поражение, обычно и вы и ребенок успеваете дойти до нервного истощения. Ежедневные истерики, «три дня ходим - три недели болеем», ваше ощущение, что все идет не так, как должно бы - понятно, что надо искать другие пути.

Иногда ребенок не хочет оставаться в детском саду, отвечая на невысказанную просьбу мамы: «Останься со мной!». Как ни удивительно это прозвучит, но именно мама может бояться садика, поскольку в её детстве эти посещения были слишком травматичны, или она не знает, чем будет заниматься в отсутствие ребенка.

В одну группу с моей младшей дочерью ходит девочка, очень развитая, крупная, спокойная на вид. Но ежеутренние расставания с мамой - это спектакль на любителя. Тоня рыдает, цепляется за ноги, просит, чтобы мама посидела в коридорчике и посмотрела на неё. Плюс ко всему, забирают её после обеда, потому что она не может спать днем. Я как-то выходила из здания вместе с её мамой, и мы разговорились. Мама пожаловалась на ежедневные скандалы. Я сказала, что как только мама исчезает из поля зрения, Тоня немедленно успокаивается и идет играть. Поэтому почему бы не оставлять её в саду до вечера? «А что же я-то буду делать целый день?» - удивилась её мама. То есть ребенок обслуживает мамин запрос на заполнение свободного времени. Как только мама устроилась на полдня на работу - все проблемы с приходом в сад исчезли, оказалось, что дочке очень даже нравится в групе, и занятия интересные, и балет - любимый, и игрушек много.

Пожалуй, это главная причина, по которой ребенок «не может адаптироваться к саду»: у родителей есть альтернатива, они могут каждый день решать - отправлять чадо в садик, или нет. Но, сразу оговорюсь: если абсолютно точно исключена невропатология. Крайне тяжелое протекание периода адаптации (с ежедневными длительными истериками, со рвотой или отказом от еды, с ночными кошмарами или заиканием) может сигнализировать о разнообразных нарушениях нервной системы и психики, вплоть до манифестации синдрома раннего детского аутизма и шизофрении. Поэтому если вам кажется, что проблема затянулась, если ребенок и вы переживаете слишком остро и глубоко - обратитесь к специалисту. Хороший врач-невропатолог не пропустит тревожные симптомы, а если все нормально - назначит легкие успокоительные препараты и вами малышу. Психолог может помочь вам отделить собственные тяжелые воспоминания детства от реальных проблем сегодняшнего дня, разделит вашу тревогу, разъяснит некоторые моменты в возрастном развитии ребенка.



Рассказать друзьям