Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания. Методы патриотического воспитания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мария Соболева

Как воспитать патриота?

Можно ли из современных детей воспитать патриотов, и насколько это актуально сегодня? С какого возраста начинать патриотическое воспитание, какова роль семьи, детского сада, школы? Как научить ребенка любить свою страну, знать историю, уважать традиции — об этом пойдет речь в нашей статье.

Юные патриоты — учим любить Родину

Само по себе понимание патриотизма не приходит. Ребенка нужно учить любить Родину с раннего детсадовского возраста.

Все начинается с семьи. Именно родители учат своих детей азам патриотизма — любви к близким, к природе, интересу к окружающему миру, к народному творчеству, приучают к труду и уважению к старшим.

Прежде всего родители сами должны быть патриотично настроены, чего, к сожалению, не скажешь о многих молодых людях.
Тогда патриотическое воспитание полностью ложится на плечи воспитателей и учителей.

Чему можно научить детей детсадовского возраста?

Младшие дошкольники должны знать ближайших родственников, кем работают их мама и папа, помогать взрослым по дому. Малыши учатся называть свой адрес, знать, в каком городе и в какой стране они живут.

Дети среднего дошкольного возраста уже должны больше знать об истории своей семьи, о профессиях родителей. Ребята понимают, что нужно беречь окружающую природу. Они знают достопримечательности своего населенного пункта.


Старшие дошкольники больше знают о своей стране — могут назвать президента, знакомы с символикой государства, с праздниками, которые отмечают в стране. Их учат народным традициям, знакомят с выдающимися людьми своей страны.

Патриотическое воспитание малышей

Патриотическое воспитание дошкольников происходит не только на конкретных занятиях по разным темам: «Мой дом», «Моя семья», «Наш детский сад», «Наш город», «Праздники моей страны» и т. д.

Малыш каждый день познает что-то новое, поэтому важно и дома, и в детском саду постоянно ненавязчиво акцентировать внимание на каких-то моментах.

Гуляете с малышом — обратите внимание на цветочную клумбу, аккуратно подстриженные кусты и расскажите, кто за ними ухаживает, зачем это делать (чтобы на нашей улице было красиво).


Погуляли на новой детской площадке — объясните ребенку, что в вашем городе заботятся о детях, оборудуют все больше мест, где ребятишки могут играть. А также обязательно напомните, что нужно бережно относиться ко всему, что сделано руками человека.

Попутно рассказывайте о профессиях. Увидели дворника — поясните важность его труда, всем же нравится, когда вокруг чисто.

Рассказывайте о доступных пониманию малыша занятиях — о труде водителя автобуса, продавца в магазине, врача в поликлинике, воспитателя в детском саду.

Игры в профессии очень популярны у детворы, в них можно играть и дома, и в саду.

С народным творчеством детей знакомят с самого раннего возраста. Потешки, поговорки, прибаутки, сказки — все это малыш слышит с первых дней своей жизни.

Детей трехлетнего возраста уже нужно приучать к пониманию того, кто их предки, какой национальности, как много существует народных песен, сказаний, танцев. Разучивайте их с малышней, устраивайте концерты с приглашением родственников.

Патриотическое воспитание — все начинается с семьи

Приучайте детей к семейным традициям — на 8 Марта обязательно делаем подарки маме, бабушкам, сестре, тете. На Пасху — ходим в храм святить куличи, навещаем родственников. На Рождество идем в гости к крестным, в День Победы ходим на парад и возлагаем цветы к памятникам павшим воинам.

Уже в дошкольном возрасте дети должны знать многое о своих близких, уважать своих бабушек и дедушек.

Показать еще

Как объяснить детям, откуда берутся дети? Нет, пожалуй, более трудной и деликатной темы для родителей. Что можно рассказать ребенку в разном возрасте, стоит ли использовать детские энциклопедии и обучающие мультфильмы – узнайте мнение психологов на этот счет.

Как воспитать в ребенке патриота?

Патриот - это человек, служащий своей Родине.

Н.Г. Чернышевский

Тема патриотизма - нынче жгучая и больная тема для нашей страны.

Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа; но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.

Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

Нынешнее общество влияет на детей и подростков далеко не с лучшей стороны: налицо погоня за удовольствиями, эгоизм, расчет, приобретательство, потребительство.

Поэтому вопрос о патриотизме становится сегодня особенно важным, так как без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности.

Итак, сегодня мы обсуждаем актуальнейшую тему, связанную непосредственно с вопросом: как воспитать в ребенке патриотизм.

На самом деле патриот- это не обязательно человек в форме. Настоящим патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещённого, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков.

Как же пробудить, в ребёнке чувство патриотизма? Именно "пробудить", потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. И сразу напрашивается вопрос как?

1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.

От того, насколько патриотично настроены отец и мать, во многом зависит, каким будет их ребенок. Ребенок чрезвычайно подражателен. Дети слышат, что и как говорят родители в адрес своей страны, отдельных национальностей, и как губка впитывают эти суждения. Вскоре мнение взрослых станет их мнением, и изменить его не так-то просто, а порой просто невозможно.

2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, родственников, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел свой эмоциональный опыт. Кроме того, изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.

З. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

Помните, что воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада, школы.

4. Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.

Нам родителям, учить любить родину надо не словами. Надо показывать и рассказывать за что любить.

5. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.

6. Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологический проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на уроках и после них).

7. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т.д.

Важно подчеркивать общественное значение личных успехов в ребенке. Поощрение этих успехов развивает активность, как раз с этого часто начинается активный патриотизм.

8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

Обсуждайте, узнавайте мнение ребенка, выражайте свои позитивные мысли. Не научив ребенка ценить историческое прошлое Родины, нельзя воспитать в нем патриота. Гордость за свой народ, глубокое чувство любви к Родине, готовность защищать ее в трудную минуту, преклонение перед подвигом героев – все эти качества прививаются с детства.

9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих.

Наше отношение к ребенку это «бумеранг», который мы запускаем в будущее. Он непременно к нам вернется.

10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости!

Привитые в детстве патриотические чувства не допустят даже мысли у вашего уже взрослого ребенка, уехать в другую страну, другой город, оставив без опоры вас, свою семью.

В заключении хочется сказать, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – это наша общая задача. Ведь каким будет наш завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности – зависит в определенной мере от нас, взрослых: родителей и педагогов. И решать эту задачу нужно сегодня, сейчас, вместе!


Наверное, многие помнят слова великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина: «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Автор двумя строчками четко и ясно охарактеризовал понятие патриотизма — без «километровых» и неудобоваримых пассажей. Патриот — это не тот, кто слепо поклоняется всему национальному, но тот, кто гордится тем, что действительно представляет ценность и важность.

Патриотическое воспитание в России всегда играло особую роль, и сейчас, в наше время, в различных центрах, студиях, кружках, объединениях мальчики и девочки изучают военное дело, русский язык, историю, культуру нашей страны, что делает их настоящими личностями. Опытные и грамотные педагоги приводят живые примеры тех людей, которые оставили великий след в истории Отечества.

Патриотизм неразрывно связан с духовностью, гражданственностью и социальной активностью — грубо говоря, нельзя назвать человека, лежащего на диване в футболке «Россия» патриотом только за это. Как говорится, родителей не выбирают — не выбирают и родину: любить ее, делать для нее все, что в твоих силах — вот цель каждого подростка из тех, кто посещает кружки патриотической направленности.

Как школа участвует в формировании любви к Родине

Патриотизм - понятие многомерное, и кто, как не школьные учителя, знают об этом не понаслышке. Любовь к Родине формируется не исключительно в кабинетах истории, на соревнованиях под флагом государства, на уроках ОБЖ и начальной военной подготовки. Важная задача педагогов - сформировать целостную картину России. Многие школьные предметы так или иначе затрагивают это: например, на уроках географии дети узнают о демографии, климате, культурных особенностях страны. Особую роль играют другие предметы - история и обществознание. Их курс направлен не только на передачу готовых знаний: ребятам важно самим проанализировать, что происходит в стране и мире, какие черты позволяют назвать человека патриотом и т.д. Затем, ближе к окончанию школы, ребят ожидает начальная военная подготовка. При этом важно, чтобы школьники действительно интересовались тем, что они проходят, чтобы у них вырабатывалась своя активная жизненная позиция, развивались личностные качества.

Что такое активная гражданская позиция?

Понятие «активная гражданская позиция» прочно вошло в нашу жизнь. Однако далеко не все имеют четкое представление о том, что оно содержит. Непрекращающийся технический прогресс, ускоряющийся темп жизни при очевидном неустройстве социальной и экономической сфер требует от человека определенных качеств - не только устойчивости к стрессам, но и незыблемости моральных принципов. Активная гражданская позиция как раз ассоциируется с твердым и крепким внутренним стержнем, который не могут сломить никакие перипетии жизни. Это не значит, что человек занят только собой. Напротив, он живо реагирует на то, что происходит вокруг него, не остается в стороне от проблем общества, готов протянуть руку помощи тем, кто в ней нуждается. При этом те, кто совершал революции и устраивал войны, отнюдь не руководствовались активной гражданской позицией. Она в большей степени связана с самоопределением, осознанием своего места и роли в обществе. Это не безоговорочная любовь к Родине со всеми ее недостатками и достоинствами, а способность трезво и объективно оценивать происходящее. И конечно, активная гражданская позиция связана с определенными действиями, направленными на позитивные изменения. Человек, обладающий ею, понимает, что глобально перестроить мир он не сможет, но в своей области деятельности он способен добиться неплохих результатов и принести пользу. С активной гражданской позицией связано несколько позабытое слово «порядочность». И проявляется оно в малом: в невозможности выбросить бумажку на улице и не предложить помощь пожилому человеку.

Родина – это такое простое и сложное понятие одновременно. Она бывает большая и малая, понятная и загадочная, включает в себя так много, но все понятное и близкое сердцу. Любовь к Родине – ценное нравственное качество, которое идет рядом с чувством коллективизма, дружбы, трудолюбия, культуры поведения.

Можно ли его воспитать в людях или оно приобретается при рождении?

Есть люди, которые родились вдали от Родины предков⚔️, но выросли и впитали культуру своей «Новой Родины». Значит, чувство любви к Отчизне можно взрастить, в этом направлении стоит работать родителям, воспитателям, учителям.

Что такое патриотизм

Является ли любовь к Родине безусловной? Вопрос неоднозначный, но с другой стороны родная земля дает нам язык, семью, друзей, образы родного края, возможности для развития и поддержку, культуру, образ мыслей, коллективное «мы».

Очень трудный период для человека – трезвый взгляд на проблемы, которые он видит на Родине. В это момент нужно постараться понять и полюбить ее честно и открыто, только чувство любви к Отчизне в этот момент поможет остаться на Родной земле, сделать все для светлого и счастливого будущего, это цель воспитания.


Понятие «Я - патриот»

В русской культуре и истории заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.

Педагоги и психологи единодушны в том, то школьные годы – это самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине, это важная цель периода.

Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Работа над становлением патриотических чувств систематическая и планомерная.


Что включает воспитание патриотизма

Что включает в себя патриотическое воспитание школьников?

  • развитие любви к своему отечеству;
  • готовность действовать в интересах Родины, пренебрегая своими собственными;
  • гордость за культуру Родины, ее достижения, успехи;
  • стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает необходимость;
  • преданность Отечеству.

Уровни патриотизма


Патриотическое воспитание школьников – это повышение активности будущих граждан, развитие ответственности, сохранение духовности, укрепление государства.

Глобальные цели могут быть решены только по средства решения масштабных задач:

  • утверждение патриотических ценностей, взглядов, убеждений;
  • уважение к истории, культуре, героическому прошлому страны;
  • повышение престижа военной службы;
  • вовлечение в решение социально-экономических, патриотических, культурных, правовых вопросов;
  • изучение и понимание основного закона страны, создание условий для реализации всех прав и свобод граждан;
  • привитие гражданам чувства гордости и уважения к своей стране;
  • формирование и развитие терпимости к носителям другой культуры.

Военно-патриотические воспитание - знание военной истории страны и готовность ее защищать

Задачи патриотического воспитания на примере школы

  • Формирование целостной картины и знаний о своей Родине. Эти знания школьник могут получить на уроках природоведения и географии, на первых уроках этих дисциплин учитель дает преставление о расположении, климате, экономике, демографии, культурных особенностях.
  • Знание истории своего Отечества. Программа средней школы включает историю страны, родного края, всемирную историю с проекцией на Родную страну. Россия имеет богатую историю и не простую судьбу, понимание современности невозможно без детального изучения прошлого.
  • Цель - воспитание у подрастающего поколения интереса к окружающему миру. На уроках биологии школьники знакомятся с природой, флорой и фауной, живой интерес вызывает родная природа. Очень популярны среди школьников экскурсии по Родному краю.

Школьный возраст один из самых благоприятных для усвоения норм и знакомства с общественной жизнью.

Патриотическое воспитание вне общества невозможно, поэтому педагоги и психологи часто конкретизируют, что это скорее социально-патриотическое воспитание.


Урок обществознания - один из методов патриотического воспитания

В средних классах вводится такой предмет, как обществознание, который одной из своих целей ставит выработку активной жизненной позиции школьника. Дети активно высказывают свое мнение, взаимодействуют со сверстниками, организуют школьные праздники и мероприятия.

В ходе подготовки у детей появляется общее дело, за которое они несут ответственность.

Совместный труд, работа, анализ мероприятий, изучение литературы и средств массовой информации приобщают школьников к социально-патриотической жизни страны.


Совместные акции ко Дню Флага РФ

Педагоги, намечая план патриотического воспитания, должны ориентироваться на особенности детей школьного возраста.

Методы патриотического воспитания

Детское восприятие отличается от взрослого. Школьники мыслят образами, рисуют яркие визуальные картины, подключаются к восприятию со всей эмоциональностью, живо реагируют на значимые события.

При изучении любого предмета должна быть личностная составляющая, ребенок не может мыслить незнакомыми абстракциями, только та информация, которая значима для него будет усвоена и принята. Например, для изучения истории многие педагоги просят ребенка при помощи старших родственников написать свое родословное дерево.


Составление родословного дерево - метод патриотического воспитания

Школьникам наиболее понятны все вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников.

  • Для детей очень важно личное участие в общешкольном деле. Когда школьник участвует в уборке школе, озеленении пришкольного участка, охране порядка, поздравлении ветеранов, то происходит сближение с учебным заведением, родным краем, страной.
  • Патриотические праздники. Сейчас остается все меньше очевидцев событий Великой Отечественной Войны. Многие школы и другие организации берут шефство над ветеранами. В преддверии годовщины памятных событий фронтовиков приглашаю на торжественные встречи. Школьники готовят культурную программу, в ходе которой проводится масштабное исследование и детальная подготовка. Только подготовительные мероприятия способны сформировать у школьников чувство уважения, ценности к современникам тех событий.

Встреча с ветеранами войны и труда - важный метод ВПВ

Мощной эмоциональной составляющей является встреча с ветеранами и тружениками тыла. Эти люди пережили непростое время в своей жизни и жизни страны. Общение с ветеранами оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.

Дети мыслят очень конкретно, для них далеки абстрактные образы и понятия. Патриотизм и любовь к Родине начинается для них с любви к ближним людям: маме, папе, дедушке, бабушке. Ребенок должен понять, что окружающие его люди это тоже чьи-то родители, дедушки и бабушки, так формируется чувство любви к ближним, а, следовательно, и к Родине. Чувство уважения формируется во время празднования Международного женского дня, Дня защитника отечества.


Для социально-патриотического воспитания очень важны классные часы, в ходе которых ребенок может акцентировать внимание на свое малой Родине.

Для сердца любого человека очень дороги пейзажи, памятные места, достопримечательности. В сознании навсегда остаются зрительные картины, тактильные ощущения, любимые блюда, близкие люди. Именно благодаря таким воспоминаниям формируется чувство ностальгии, если по каким-то причинам человек покидает Родину. Многие эмигранты отмечают, что тоску по Родине не заменят прекрасные условия и достаток. Детство – одно из самых счастливых времен в жизни человека, где чувство любви к родным местам нельзя ни чем измерить.


Патриотическое воспитание на основе культурно-исторических ценностей

Очень важна в социально-патриотическом воспитании личность учителя. Школьники начальных и средних классов воспринимают слова учителя как истину. Поэтому важна подготовка педагогов и их личное участие. Дети очень тонко чувствую эмоции и фальшь, если учитель пытается убедить ребенка в то, чему сам не верит, то достижения цели не будет.

Для школьников начальных классов и первых классов среднего звена не теряют актуальность игры.

В такой форме детям легче усваивать и запоминать материал. В ходе игры можно познакомиться детей с патриотической атрибутикой. Для детей старшего возраста актуальны концерты и реконструкция важных моментов в истории страны. В такой форме весь материал станет личностно-ориентированным, воспримется ребенком, как родной.


Патриотические игры проводятся уже с первых классов

В кабинете истории можно разместить календарь памятных событий в жизни страны. Визуальное напоминание великолепно работает с детской памятью. Процесс создания календаря можно превратить в настоящее исследование.

В формировании социально-патриотических чувств очень важной составляющей является социальная среда. Если ребенок общается с культурными и образованными сверстниками, то вероятность развития чувства любви к Родине многократно возрастает. Из истории можно вспомнить дворянство с высокими моральными ценностями. Молодые люди из дворян безусловно любили свое Отечество. Среда дает образ поведения, которому подражают дети. На этом этапе важно проанализировать с кем общается ребенок, любые промахи на этом этапе будут серьезно проявляться на всей протяжении жизни человека.


Соревнования на знание истории страны

Важной составляющей социально-патриотического воспитания является историческая эпоха. Если устой и обществе расшатаны, это моментально отражается на молодежи, ее патриотическом настрое. Именно поэтому в эпоху смены режимов подрастающее поколение испытывает растерянность и ищет новые устои.

Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания

  • Четкое понимание ребенком своих прав и обязанностей. При этом они должны не просто быть оговорены, а разъяснены ребенку, эмоционально близки.
  • Участие ребенка в жизни класса, совместная разработка правил и законов поседения.
  • Активное и деятельное участие детей в школьной жизни, ответственность за организацию мероприятий и акций.
  • Ощущение защищенности ребенка, опора на школьный коллектив, решение спорных вопросов на основе представлений о справедливости.
  • Рабочая творческая атмосфера и психологический климат.
  • Гуманный подход к личности ребенка.
  • Продуктивное решение конфликтных ситуаций, где делаются выводы, варианты развития ситуаций оговариваются.
  • Работа над общей дисциплиной, чувство порядка.
  • Уважительное отношение к родному языку, постоянная работа над словарным запасом, чистотой языка. Отличной работой над изучением языка – изучение родной литературы и поэзии.

Конкурс патриотического рисунка

Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена. С древних времен мудрецы и философы общались с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине. Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства, создавала надежную опору власти и будущему народа. В периоды резкой смены устоев в обществе молодое поколение оказывалось растерянным, не знало, во что верить, именно такие этапы оказывались очень шаткими для целостности государства.

Роль педагога в патриотическом воспитании

Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.

Особая роль в вопросах ⚔️ военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое. Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.

Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:

  • результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
  • только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
  • воспитывать поколения новой России на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.

Главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне.

Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.

Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.

Видео: Патриотическое воспитание школьников

Патриотизм - понятие, споры вокруг которого ведутся столетиями. Мнения полярны. Одни, как Чернышевский, уверены: «Тот, кто не принадлежит своей Отчизне, не принадлежит человечеству». Другие, как Толстой, возражают: «Патриотизм - чувство безнравственное», ведь под его влиянием человек признает себя «рабом правительства и совершает поступки, противные своему разуму и совести».

А что думают по этому поводу дети? Для них патриотизм - это…

ЧУВСТВО ДОЛГА ПЕРЕД СТРАНОЙ

Оля, 8-й класс:

Патриотизм - это в первую очередь любовь к своей стране, гордость за нее. Это чувство долга перед страной.

Сейчас многие говорят, что патриотизм - это согласие с правительством. Я считаю, что не так. Если человек не согласен с чем-то, с какими-либо законами или порядками, и говорит об этом, чаще всего этот человек хочет сделать свою страну лучше, следовательно, является патриотом.

Патриотизм - проявление симпатии к какой-либо стране, чаще всего родной, но это не всегда так.

Коля, 5-й класс:

Патриотизм - это когда человек служит своей Родине, старается сделать ее лучше. Это может быть не только военная служба, но также изобретение каких-либо вещей, полезных для Родины, общества.

Например, авиаконструктор Королев не состоял ни на службе летчиком и не был просто военным. Но он был патриотом. Он изобрел самолет. Благодаря этому каждый человек может подняться в воздух и лететь, куда захочется.

Ульяна Ермакова, 7-й класс

У многих людей свое понятие о том, что такое патриотизм - для кого-то бесполезная вера, для кого-то сила, которая поможет тебе встать и сражаться за свою родину. Для меня патриотизм - это вечная тема, с одной стороны патриотизм губит людей, с другой спасает. Патриотизм - это любовь к своей стране, языку, обычаям и землякам. Когда в твоей крови есть патриотизм ты никогда не бросишь своего соотечественника, даже если он будет другой расы или веры.

Ты никогда не оставишь свою родину в беде, будешь сражаться за нее, будешь готов отдать за нее жизнь, будешь помогать своей стране даже когда она будет разгромлена. Многие люди в наше время забыли о том, что такое патриотизм, у многих нет желания сделать хоть что-то что могло бы помочь своей родине. Люди постарайтесь сделать что-нибудь хорошее для своей родины, пусть даже это будет не мусорить.

Соня, 8-й класс:

Что такое патриотизм? Это я знаю с малых лет. Патриотизм - это любовь к Родине, уважение к культуре. Не все в нашей стране патриоты, многие придерживаются нейтралитета.

Я не считаю себя ярым патриотом. Мне не нужно выходить на улицу с плакатами и лозунгом: «Я хочу лучшее для страны!» Это глупо. Ведь чтобы улучшить свою страну, в первую очередь нужно улучшить себя. Ничего не изменится, если не работать над собой.

Я не такая, мне достаточно знать, что я патриот. Я постоянно работаю над собой, и мир вокруг меня улучшает.

Аня, 10-й класс

Я думаю, что истинный патриотизм - это не крики на тему «Россия для русских». Мне кажется, Родину надо любить не за это. Конечно, стоит знать о достижениях своих соотечественников и гордиться ими, но все же главное - это понимать, что все мы, как и наши предки, - часть России, ее защитники и работники, творцы ее истории. Я горжусь достижениями,культурой своей страны. Мне очень приятно,когда люди ценят характер нашей Родины и сохраняют традиции нашей родины.

В детстве мне казалось,что нет в мире речки лучше, чем та, в которой мы любим купаться, нет леса таинственнее, а цветов красивее. Но с течением времени мы понимаем, что на Земле найдутся и реки чище и полноводнее, и море голубее, и небо выше, и цветы ярче. Но что же, разве это значит, что мы уже меньше любим Родину? Мне кажется, настоящий патриот любит свою страну, что называется, с открытыми глазами, понимая все ее несовершенства и стремясь исправить в ней то, что возможно.

Это человек, который знает и любит историю Отечества, чтит память предков, бережет их наследство: памятники архитектуры и изобразительного искусства, наш язык и литературу, землю и воду. Он уважает чужую культуру и любит свою. Я думаю, патриотизм - это чувство любви к Родине, к ее природе и истории, желание трудиться на ее благо и готовность защитить ее от врага. Это высокое чувство, которое связывает нас со многими поколениями, которые были до нас и будут жить после.

Миша, 5-й класс:

Патриотизм - это когда гордишься своей страной. Ее историей. Я считаю что я патриот везде где можно. В играх с выбором стран беру конечно-же Россию.

Софи, 4-й класс

Патриотизм - это любовь к родине, когда человек готов на все ради своей страны. Пример: наши русские воины они идут на войны не зная что с ними будет, но ради родины они идут.

Дима, 8-й класс:

Патриот - это защитник: страны, города, Родины, двора, дома, улицы, интернета: да даже такие есть.

В кратце патриот - это защитник.

Патриот это такой человек который - умеет постоять за себя, защитить семью и т.д.

Я например патриот своего двора.

Семен, 2-й класс

Патриотизм это люди, которые рискуют жизни или защищают родину или идут в бой ради семьи.

Инна, 8-й класс:

Патриотизм - это любовь и преданность к своей Родине.

Лично у меня была возможность уехать учиться в Европу, но я отказалась, т.к. мне нравится жить здесь, здесь я чувствую себя комфортно. Конечно, у России, как и у всех стран, есть недостатки, но они не делают ее менее любимой или менее красивой.

Если ты считаешь себя патриотом и действительно любишь свою страну, надо не просто кричать об этом, но и что-то делать для своей Родины

Но я считаю себя патриотом, скорее всего я просто боюсь смены обстановки и ритма жизни.

Еще я, как и многие, не в восторге от людей-патриотов, которые кричат об этом налево и направо, ведь если ты считаешь себя патриотом и действительно любишь свою страну, надо не просто кричать об этом, но и что-то делать для своей Родины.

Соня, 5-й класс:

Патреотизм - тоесть быть вежливым десплиницированным. Вереть то что тебе говорит человек. Слушать внимательно то что говорят окружающие тебе. И не нужно стесняца не стыдицы. Ни когда не выслушивай не приятные слова.

Лера, 8-й класс:

Это чувство долга перед своей страной, перед своим Отечеством. Патриотом является тот человек, который способен при самой плохой жизненной ситуации в стране найти нечто положительное. Тот, который готов горой стоять за свою страну; который не скажет, мол, вот там-то там-то дела обстоят куда лучше.

Патриотизм не должен становиться фанатизмом, т.е. не стоит кричать направо и налево, что другие государства нашему вподметки не годятся, следует трезво оценивать качество жизни.

Я не готова встать в ровную линию добровольцев, старающихся прикрыть Родину от вражеских пуль. Но и не брошу ее при первой возможности

Считаю ли я себя патриотом? Я люблю страну, в которой родилась и выросла, но патриотом я себя назвать не могу. Я не готова встать в ровную линию добровольцев, старающихся прикрыть Родину от вражеских пуль. Но и не брошу ее при первой возможности.

В моем сердце таится гордость за то, из какой державы я родом. Но вместо величественного «патриот России» я бы отдала предпочтение простому, но ясному «русский челвоек».

Алоль, 4-й класс

Что такое любовь к Родине? Любовь человека к Родине лично для меня очень сложно объяснить. Мне кажется что это что-то особенное, уникальное. Это когда человек всегда готов защищать свою Родину и всегда готов пасть за нее в бою. Родина для человека необыкновенное место. Бывает же что когда человек находится вдали от дома (например за границей), у него просыпается особая тяга к Родине. И поэтому я считаю, что любовь к Родине очень сложное и нерушимое явление! Родина - мать, умей за нее постоять!

Вера, 5-й класс:

Это значит любить, уважать ее законы - Родину, восхищаться. Идешь по улице и восхищаешься красотой природы и пением птиц. Некоторые люди набросают мусор куданибудь, за ним другой человек тоже кинет раз уже мусор есть, и так будет продолжаться пока все нибудет в мусоре. Потом этот-же человек пройдет и будет возмущаться - «Кто это набросал мусор?», а сами не вспомнят что тоже туда бросали. А из этой одной бумажки превращается гора мусора.

ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ПОНЯТИЕ

Богдан, 8-й класс:

Патриотизм - одновременно и хорошо, и плохо. Я хочу поговорить о плохой его стороне. Например, существует излишний патриотизм, который включает в себя расизм и маниакальную любовь к своей стране. Эти люди отрицают все зарубежное. Не просто отрицают, а, как говорится, с пеной у рта бездоказательно обвиняют. Фанатизм, во всех его проявлениях - ужасная вещь. И, к сожалению, этих фанатов огромное количество.

Олег, 8-й класс:

В начале урока нас попросили выразить наше отношение к патриотизму. Я ни коим образом не отношусь к патриотизму и не являюсь патриотом своей страны. Почему? Да я и сам не знаю, честно говоря. Я не выбирал, в какой стране мне родиться. Я не вижу, что бы эта страна существенно влияла на мое существование. Быть может, родись я в Нидерландах или Корее, все было бы иначе. Но я не могу этого знать.

В России много красивых мест, она занимает большую территорию… но что с этого? Это не повод любить эту страну и быть ее патриотом

Мне не нравится моя страна: в ней много алкоголиков, наркоманов, национальных и религиозных розней, люди малообразованы. Несомненно, страна очень сильная, богатая ресурсами, относительно хорошо духовно развита. В России много красивых мест, она занимает большую территорию… но, что с этого? Это не повод людить эту страну и быть ее патриотом.

Да и вообще, я, как такового, не вижу смысла в патриотизме. Да, ты родился и растешь в этой стране; да, в этой стране создано множество условий для благотворного развития человека. Но это все только возлагает на тебя обязанность не быть потребителем и отдать Родине должное, когда то ей потребуется (к примеру - армия или отправление на войну).

ЧТО-ТО СВЯЗАННОЕ С БОГАМИ

Максим, 5-й класс:

Я считаю, что патриотизм это верование в Бога и служба ему. Мне кажется это придерживание всех правил Бога. Например: у человека-патриота есть только то, что необходимо для жизни. Никакой техники у этих людей нету. Они живут поклоняясь одному Богу, и они зависят только от него. Такие люди придерживаются патриотических праздников и постов. Патриоты должны быть погружены в себя и в свои мысли.

Даниил, 5-й класс:

Я думаю, что патриотизм это что-то связанное с богами. А также с храмами.

СВОЕГО РОДА ЗАБОЛЕВАНИЕ

Саша, 5 класс:

Патреотизм - …

- « Я считаю что, патреотизм это заболевание (ну… как бешенство), когда появляется чувство безъисходности и в голове словно тайфун, царит анархия»

Патреотизм - …

- «Я думаю это как заболеть одиночеством и быть изъятым от общества!»

Лида, 5-й класс:

Патреотизм - это психическое состояние при повышенных нервах. Если у челвоека плохо с нервами он не может держать себя в руках, и вымещает злость на других, это и называют патреотизм.

Патреотизм - это стрес который получает челвоек в обществе, на работе, этого человека называют патреотическим человеком, то есть стрессовым челвоеком. Таких людей много в жизни и с ними другим людям будет не комфортно.

Леша, 8 класс:

Патриотизм - сумасшествие. Ярые патриоты, защищающие свою страну, всюду кричащие о псевдо любви к ней - психопаты. Это странное слово. Это странное понятие.

Лучше бы вы подняли тему более интересную и пригодную для обсуждения.

Любить надо не страну, не правительство. - себя, в частности и просто уважать и знать историю места, где мы живем.

Любить кусок земли с реками и домами- бред. Прежде всего уважайте себя.

ЧТО-ТО НЕ ОЧЕНЬ ПОНЯТНОЕ

Игорь, 5-й класс:

Это преданность к родине. Я делаю все, чтобы родина была культурная, красивая и такая какой ее создал Бог. Когда было лето, я ходил убирать лес от грязи и многое другое… я люблю свою родину, но не считаю себя патриотом. Смысл этого слова мне до конца не понятен.

Кирилл, 5-й класс:

Я не знаю, что такое патриотизм.



Рассказать друзьям