Дошкольная педагогика как наука предмет изучения. К определению понятия «дошкольная педагогика

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Подходы к определению дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до поступления в школу (Н. В. Микляева) .

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики связанная с разработкой технологии образования и развития дошкольников в разных видах деятельности (А. Г. Гогоберидзе) .

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, которая изучает сущностные признаки образования детей дошкольного возраста (Н. Н. Сазонова) .

Из выше сказанного следует, что дошкольная педагогика это отрасль педагогики, которая изучает признаки, особенности и сущность образования детей дошкольного возраста.

Признаки дошкольной педагогики как науки.

Педагогика это наука, которая сопровождается восьмью признаками: предмет, цели, задачи, методология и т. д.

Дошкольная педагогика это все-таки отрасль.

Объектом науки является образование на разных ступенях, где знания, умения, навыки, ценностные установки и опыт деятельности осуществляется под развитием интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического воспитания для удовлетворения образовательных потребностей и интереса детей.

Изменение нормативно-правовой базы дошкольного образования привело к трансформации направлений образования.

В 1989 г. была «Концепция дошкольного воспитания», где впервы были законодательно закреплены направления обучения и воспитания дошкольника. Направления предполагали физическое развитие, социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.

В ноябре 2009 г. были введены «Федеральные государственные требования (ФГТ) к общему образовательному положению дошкольного образования (ООП ДО) №665 от 23.11.2009 г. ». В рамках данного документа направления развития были дополнены образовательными областями: физическое развитие (физическая культура, здоровье, художественно-эстетическое (музыка, художественное творчество, познавательно-речевое (коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социально-личностное (социализация, безопасность, труд) .

В июне 2013 г. был принят документ об «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования» (ФГОС ДО) – были пересмотрены образовательные области, где направлений развития не выделяется. До общественного обсуждения в проекте ФГОС ДО было обозначено четыре образовательных областей. В принятом же ФГОС ДО утверждены пять образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие.

Предметом дошкольной педагогики являются особенности, признаки и сущность дошкольного образования. Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в ФГОС ДО. До 2009 г. результативность дошкольного образования определялось через освоение ребёнком знаний, умений и навыков, которые и подвергались педагогической диагностике. С 2009 года по 2013 год был введен педагогический мониторинг по оценке сформированности интегративных качеств: личностные, интеллектуальные и физические. С 2015 года федеральными государственными стандартами дошкольного образования запрещена педагогическая диагностика, но в рамках ФГОС ДО определенны требования к результатам дошкольного образования, которые рассматриваются, как целевые ориентиры и тесно связаны с психическими новообразованиями по возрасту. Это предполагает открытость к многообразному проблемному содержанию действительности, т. е. исследовательская активность дошкольника; также это творческое воображение – умение воссоздавать недостающее с помощью воображения; ориентация на образ взрослого, как основа учебного сотрудничества у младшего школьника; синкретизм, т. е. слитность эмоциональных и рациональных компонентов деятельности.

Ученые доказали, что образование может осуществляться по спонтанным и реактивным программам обучения. Для дошкольника с учетом возраста актуальны спонтанные программы, но с учетом методов дошкольной педагогики мастерство педагога заключается в переходе на реактивные программы.

Разработка педагогической технологии дошкольного образования детей предполагают следующие задачи: это воспитание культуры общения, контроль когнитивной (познавательной) деятельности воспитанника и организация работы с родителями.

Методологическая платформа как наука.

Данный раздел дошкольной педагогики изменяется в связи с изменением ведущих педагогических теорий, нормативно правовой базы регламентирующие процессы образования.

Основные признаки методологической культуры педагога:

1. Познание различные понятий образования;

2. Понимание процедур закрепленных за основными понятиями педагогики;

3. Потребность воспроизводить практику образования в понятиях и терминах педагогики;

4. Критическое отношение к самоочевидным положениям педагогики;

5. Рефлексия результатов собственной познавательной деятельности.

Методология педагогики гораздо шире, чем методология дошкольной педагогики. Базовыми педагогическими теориями организации образования являются:

1. Системный подход – относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитие (например, тематические недели) ;

2. Целостный подход – ориентация на выделение в педагогической системе и развивающиеся личности интегративных инвариантных (постоянных) связей и отношений (ФГТ – интегративные качества) ;

3. Диалоговый подход – образование коммуникативного единства субъектов педагогического процесса, благодаря которому происходит саморазвитие и взаимораскрываемость (методы игрового обучения) ;

4. Антропологический подход – образование предполагает учет образовательных потребностей и интересов человека, но в рамках реализуемой образовательной системы.

Методология дошкольной педагогики предполагает разработку образовательной программы дошкольного учреждения, куда будут включены не более 60% материалов общей образовательной программы (ООП) и не менее 40% материалов детского сада.

Теоретико-методологическая основа ООП ДО:

1. Культурологический подход основан на взаимосвязи аксиологического, технологического и личностного творческого компонентов образования;

2. Деятельностный подход предполагает специальную работу по формированию деятельности ребенка по поводу его в позицию субъектов.

3. Личностный подход – опора

Культурологический подход в педагогики основан на психологической теории КИТРВПФ («Культурно-историческая теория развития высших психических функций» автор Л. С. Выготский).

1 идея. Л. С. Выготский считал, что биологический фактор меньше влияет на психику человека, чем социальный: «Ребенок – социальное существо с самого рождения»;

2 идея. Спонтанная программа обучения дошкольника всегда имеет конкретно тематический характер;

3 идея. Л. С. Выготский доказал влияние среды на развитие ребенка, в дошкольной педагогике этот научный тезис трансформировался в понятие предметно-развивающей среды, в рамках ФГТ были разработаны методические рекомендации по организации образовательной среды в дошкольных группах детских садов (шесть центров) ;

4 идея. Обучение определяет развитие, поэтому в рамках дошкольной педагогики педагог-мастер обладает образованием календарного и тематического планирования.

Деятельностный подход – это психологический подход.

Дошкольная педагогика предполагает формирование умений и навыков у детей восьми базовых видов деятельности:

1. Физическая культура – двигательной деятельности;

2. Социализация – игровая деятельность;

3. Труд – трудовая деятельность;

4. Коммуникация – коммуникативная деятельность;

5. Познание – познавательно-исследовательская и продуктивной (конструктивной) деятельности;

6. Чтение художественной литературы – восприятие художественной литературы;

7. Музыка – музыкально-художественная деятельность;

8. Художественное творчество – продуктивная деятельность.

Форма игры в образовательном процессе ДОУ – это мотивация, составляющая сотрудничества: игровая мотивация, мотивация общения в условиях помощи взрослому и мотивация личной заинтересованности.

Методы дошкольной педагогики:

1. Методы изучения педагогического опыта;

2. Методы педагогического исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, беседа, анкетирование.

Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности на получение новых знаний о закономерностях образования.

Законом целостного образовательного процесса является эффективное взаимодействие педагога с воспитанником.

www.maam.ru

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ, ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, Дошкольная педагогика как понятие. Взаимосвязь с другими понятиями - Дошкольная педагогика - Учебные материалы для студентов

Лекция 1. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

В результате изучения данной главы обучающийся будет:

знать предмет и основные понятия, термины "ребенок как объект научного исследования" и "субъект воспитания", функции и методы дошкольной педагогики как науки, этапы ее становления и развития; основные положения концепции целостного развития ребенка как субъекта деятельности;

уметь характеризовать признаки дошкольной педагогики как науки, определять основные категории дошкольной педагогики как науки, формулировать свое отношение к феномену дошкольного детства и субкультуре ребенка-дошкольника, описывать особенности вхождения ребенка в социум;

владеть способами определения значимости связей дошкольной педагогики с другими науками в зависимости от их влияния на изучение закономерностей развития, воспитания и обучения детей в условиях педагогического взаимодействия.

Дошкольная педагогика как понятие. Взаимосвязь с другими понятиями

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу: от рождения до 7 лет.

Выделяют следующие источники формирования понятийно-терминологического ноля дошкольной педагогики как науки:

– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях и обычаях людей, народной педагогике;

– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;

– текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов.

При этом дошкольная педагогика как наука опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики (рис. 1) .

Вместе с тем исследования в области дошкольной педагогики носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение: на пересечении сфер общей философии воспитания, педагогики (истории педагогики, общей и возрастной педагогики) , детской психологии и педагогической психологии, возрастной анатомии и физиологии. Например, философия и дошкольная педагогика имеют ряд общих проблем: всестороннее развитие и формирование личности, становление мировоззрения, понимание сущности процесса воспитания и обучения, взаимосвязь коллектива и личности и др. (рис. 2) .

Рис. 1. Дошкольная педагогика как отрасль общей педагогики

Дошкольная педагогика имеет свои объект и предмет исследования, отличные от объекта и предмета других наук, перечисленных на рис. 2. В то же время и дошкольная педагогика, и все эти науки касаются проблем развития детей дошкольного возраста.

В качестве объекта дошкольной педагогики выступает ребенок (в соответствии с одной точкой зрения) или педагогический процесс (с другой) .

В качестве предмета – соответственно, преобразование свойств и качеств воспитуемых в процессе развивающего взаимодействия воспитателя и детей (согласно одной точке зрения) или компоненты педагогического процесса – цели, задачи, содержание и формы, методы и средства и их своеобразие (согласно другой) .

Рис. 2. Связь педагогики с другими науками

Как наука, дошкольная педагогика имеет общую, специальную и частную методологию:

общая методология дошкольной педагогики – методологические и теоретические основы педагогической науки, представляющие, в целом, диалектико-материалистический подход к объективной действительности и процессу обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада и гуманистический подход как идейную философскую основу дошкольной педагогики и характеристику социально-ценностного мировоззрения педагогов;

специальная методология педагогики характеризует устойчивые представления о сознании и психике ребенка дошкольного возраста и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него, в частности, в нее входят индивидуальный и деятельностный, системный и комплексный подходы;

частная методология дошкольной педагогики представляет при этом закономерности, принципы и методы изучения педагогических явлений и процессов. Например, сюда относится учет в процессе воспитания возрастных особенностей ребенка и амплификация его развития, свойств индивидуальности и развития творческих способностей детей и др.

Рис. 3. Функции дошкольной педагогики как науки

В соответствии с общей, специальной и частной методологиями дошкольной педагогики определяются ее основные категории как науки, характеризующие следующее:

1) объект педагогики (личность, индивидуальность) ;

2) предмет педагогики (социализация, образование, воспитание, обучение, развитие) ;

Опираясь на них, в настоящее время выделяются следующие отрасли внутри дошкольной педагогики как науки:

– дидактика дошкольного образования;

– теория и методика воспитания дошкольников;

– международные стандарты предшкольного развития ребенка;

– теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию и образованию.

Каждая из них демонстрирует свои способы реализации функций дошкольной педагогики как науки (рис. 3) .

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Дошкольная педагогика как наука: предмет, объект, методы исследования, основные понятия. - Студопедия

2. Объект, предмет дошкольной педагогики

3. Основные понятия дошкольной педагогики.

4. Источники развития дошкольной педагогики.

5. Связь дошкольной педагогики с другими науки

6. Методы дошкольной педагогики

1. Козлова С. А, Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., 2008

Основное содержание ответа:

Дошкольная педагогика - наука о воспитании и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу) .

Дошкольная педагогика изучает:

  • Процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления.
  • Влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности

Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных институтах (семье, образовательных учреждениях) .

Предмет дошкольной педагогики - процесс целенаправленного развития и формирования личности ребенка дошкольного возраста в условиях воспитания, обучения и образования.

Задачи дошкольной педагогики имеют постоянный, вневременной и временной характер.

Постоянные вневременные задачи дошкольной педагогики:

  • Разработка теоретических проблем воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста. Реализация задачи связана с изучением закономерностей процессов воспитания, обучения, образования детей дошкольного возраста, разработкой концепций, программ, методик, технологий, новых моделей образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.
  • Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности и внедрение результатов исследования в практику.
  • Прогнозирование дошкольного образования. Научный прогноз позволяет строить политику, экономику в области образования, совершенствовать образовательную систему, подготовку специалистов дошкольного профиля.

Временные задачи дошкольной педагогики:

  • Разработка новых программ, пособий, методических рекомендаций для дошкольных учреждений.
  • Разработка тестов (для определения готовности детей к школьному обучению, к предшкольной подготовке, воспитанности и т.д.) .
  • Внесение изменений в предметно-пространственную развивающую среду групповой комнаты, участка дошкольного учреждения
  • Изучение эффективности деятельности служб дополнительного образования детей дошкольного возраста и др.

Дошкольная педагогика оперирует педагогическими понятиями: воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, целостное развитие личности, детство.

Воспитание - передача накопленного опыта от одного поколения к другому. Специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на воспитуемого с целью формирования заданных качеств. Процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач.

Обучение - процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; совместная деятельность ребенка и взрослого, направленная на усвоение ребенком значений предметов материальной и духовной культуры и способов действий с ними. Обучение предполагает создание условий для специально организованных форм работы с детьми и для нерегламентированной детской деятельности, основанных на программах, методах и технологиях, обеспечивающих развитие способностей детей.

Целостное развитие - гуманистический идеал воспитания, утверждающий целостность человеческой природы. Внутренняя обусловленность субъекта, определяющая его уникальность.

Дошкольная педагогика - наука о воспитании, обучении, образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу) .

Педагогический процесс – специально организованное, развивающее во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателя и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных качеств и свойств воспитанников.

Предметно-развивающая среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка. Становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности, обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка

Амплификация развития дошкольников - максимальное использование возможностей каждого возраста для полноценного психического развития ребенка, «обогащение» содержания детского развития (А. В. Запорожец) наиболее значимыми для ребенка формами и способами деятельности.

Дошкольная дидактика - отрасль общей дидактики, изучающая теоретическое обоснование цели дошкольного обучения, содержание, формы организации, методы и средства, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку его к обучению в школе.

Источниками дошкольной педагогики являются:

Народная педагогика.

В народной педагогике отражается культура народа, его ценности, идеалы, исторически сложившиеся и проверенные жизнью традиции народа в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Народная мудрость сохранила проверенные опытом и временем педагогические советы в виде пословиц, поговорок, былин, легенд, сказок, игр, игрушек, песен, потешек, закличек и др.

  • Религия

Педагогика использует положительное ядро религиозных учений для блага воспитания и образования детей дошкольного возраста. Библейские заповеди раскрывают идеалы отношений между людьми.

В религиозных книгах: Библии, Коране, Талмуде и др. раскрыты представления человечества о морали, нравственности. Христианское учение призывает любить и прощать друг друга, доброжелательно относиться к людям, стремиться к совершенству, любить Родину.

  • Прогрессивные идеи прошлого и настоящего в отечественной и зарубежной педагогике.

Педагогика, анализируя, обобщая, интерпретируя педагогические воззрения разных времен, расширяет свою теоретическую базу и обеспечивает преемственность мировой педагогической культуры. Бережно сохраняются памятники мировой педагогической культуры.

  • Специальные экспериментальные исследования проблем дошкольного Детства.
  • Передовой педагогический опыт

Педагогическая практика, опыт воспитания, образования детей дошкольного возраста, который имеется в разных странах, отдельных дошкольных образовательных учреждениях, в индивидуальной деятельности педагога имеет неоценимый вклад в науку дошкольную педагогику.

  • Данные смежных наук

В разных науках изучается личность человека: философии, социологии, анатомии, психологии. Человечество значительно продвинулось в изучении личности человека. Открытия в смежных науках обусловливает изучение проблем дошкольной педагогики.

Современная наука дошкольная педагогика имеет различные источники развития.

Методы исследования - это методы, с помощью которых осуществляются изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование. К ним относятся: наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, изучение педагогической документации, детских работ.

Материал studopedia.ru

Предмет дошкольной педагогики

Каждая наука имеет свой предмет исследования, изучает стороны окружающего мира. Например, мате­матика исследует количественные пространственные отношения, физика и химия – атомно-молекулярное строение тел и их свойства, эстетика – эстетические отношения человека и их значение в его развитии.

Разум человека позволяет понять закономерности окружающего мира, перейти в познании от явления к сущности, понять внутреннее строение наблюдаемых предметов, явлений. Возникают научные знания, кото­рые человек использует в практической деятельности.

Процессы воспитания, образования, развития и фор­мирования личности изучаются педагогической наукой. Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» («пайд» – «дитя», «гогос» – «веду») , кото­рое означает «детовождение» или «детоводство».

Педагогика – наука о воспитании и образовании человека на разных ступенях его возрастного разви­тия. Педагогика как довольно самостоятельная наука имеет свой объект и предмет изучения.

Ребенок рождается наделенным биологической на­следственной программой развития. Он имеет опреде­ленное анатомо-физиологическое строение, свойствен­ное человеку, ряд безусловных и быстро формирующихся условных рефлексов, позволяющих ему жить и удовлет­ворять органические потребности, также потребности в движении, общении, познании.

Мозг ребенка, благодаря своему строению, обладает неограниченными возможно­стями познания мира. Однако наследственная програм­ма, биологические факторы недостаточны для того, что­бы подготовить ребенка к жизни в обществе.

По наследству не передаются морально-этические нормы, трудовые навыки, традиции и т.д.

Воспитание и образование – единственный путь подготовки ребенка к жизни в обществе, среди сверст­ников и взрослых, такой жизни и деятельности, кото­рая приносила бы радость, удовлетворение, пользу как ребенку, так и его родителям и обществу. Поиск такой системы образования и воспитания – цель педаго­гики.

Воспитание и образование не остаются неизмен­ными в различные эпохи. С изменением общества ме­няются содержание этих процессов, цели и методы.

Уточняются цели воспитания и образования на каждом этапе развития общества, предлагаются новые технологии. В процессе образования и воспитания ре­бенок усваивает определенные стороны общественно-исторического опыта человечества, а также конкрет­ный опыт окружающих его людей, их мировоззрение, знания, культуру, мораль, трудовые навыки и т.д.

Поэтому мы говорим о воспитании и образовании как об исторической категории.

Воспитание и образование начали складываться уже в глубокой древности, когда у людей появилась потребность поддерживать и сохранять человеческий род, передавать накопленный жизненный опыт. На ранних стадиях общественного развития, старшее по­коление передавало детям определенные обряды, учи­ло владеть орудиями труда. В это время обучение и воспитание строились на подражании и копировании деятельности взрослых, опыт которых и составлял основное содержание этого процесса.

С усложнением жизни человечества усложняется процесс воспитания и образования. Возникают образо­вательные и воспитательные учреждения, формирует­ся новый тип деятельности – организованная педаго­гическая деятельность. Эта деятельность породила потребность в людях специально подготовленных к ее осуществлению.

Прогресс в педагогике был бы невозможен, если бы она опиралась только на житейскую мудрость, интуицию, догадку. Логика общественного развития неизбежно должна была привести к формированию педагогической теории.

С появлением философских систем начинается процесс движения педагогической мысли от догадок к научному знанию.

Педагогические идеи уже содержатся в философ­ских и политических сочинениях Платона (427–347 до н.э.) , Аристотеля (384–322 до н.э.) , в трудах педа­гогов-гуманистов, социалистов-утопистов Т. Мора (1478–1535) , Кампанеллы (1568–1639) .

Стройную педагогическую систему создал Ян Амос Коменский. Опираясь на передовые идеи своего вре­мени, он призывал «Учить всех всему». Его фундамен­тальный труд «Великая дидактика» явился одним из первых произведений теоретической педагогики.

Для развития теории дошкольной педагогики особое зна­чение имеет его труд «Материнская школа». Эта ра­бота посвящена воспитанию и развитию детей дош­кольного возраста. Я. А. Коменский горячо любил детей и в этой работе он особое внимание обращает на рабо­ту родителей по подготовке детей к школе, кроме того, Я. А. Коменский раскрывает цели и задачи воспитания ребенка от рождения до школы.

Построению научных основ педагогики много со­действовали Ж.-Ж. Руссо (1771–1858) , И. Г. Песталоцци (1746–1827) , А.

Дистервег (1790–1866) , Р. Оуэн (1771–1858) , А. Г. Радищев (1749–1802) , В. Г. Белинс­кий (1811–1848) , А. И. Герцен (1812–1870) , И.

Г. Черны­шевский (1828–1889) , Н. А. Добролюбов (1836–1861) .

Выдающийся вклад в развитие теории педагогики внес К. Д. Ушинский (1824–1870) , которого называют отцом отечественной педагогики.

К. Д. Ушинский в сво­ем труде «Человек как предмет воспитания» впервые в русской педагогике проанализировал психологические основы обучения и воспитания. Именно он обратил самое серьезное внимание на воспитывающий харак­тер обучения. Непременным условием выделения и нормального функционирования любой науки является наличие в ней собственного понятийного аппарата.

Основные педагогические понятия

Воспитание – целенаправленный процесс форми­рования у детей высоких гражданских, морально-политических, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагоги­ческими требованиями.

Образование – процесс овладения системой на­учных и культурных ценностей накопленных челове­чеством. Образование является социальным явлением, так как выступает неотъемлемой стороной жизни лю­бого общества.

Обучение – познавательная деятельность, направ­ленная на усвоение ребенком определенной части общественно-исторического опыта человечества осу­ществляемая под руководством специально подготовленного человека.

Кроме основных понятий, педагогика как наука оперирует другими терминами и понятиями, отража­ющими ее сущность. Среди них можно назвать сле­дующие: содержание, принципы, методы, организа­ция процессов обучения и воспитания, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание, физическое развитие и формирование личности ре­бенка.

В настоящее время в связи с увеличением потока информации, сложностью воспитательной и учебной деятельности большое значение приобретают процес­сы самовоспитания и самообразования.

Особенную актуальность для педагогики имеет такое понятие как социализация. Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усво­ения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относитель­но направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

С общим понятием социализации личности тесно связано понимание социальной ситуации развития каждого ребенка.

Понятие социальной ситуации развития ребенка впервые ввел Л. С. Выготский, который полагал, что на каждом возрастном этапе развития детей складывает­ся своеобразное и исключительное для данного возра­ста, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающим миром, прежде всего соци­альным.

Педагогика подразделяется на ряд пограничных дисциплин, имеющих самостоятельный предмет исследования.

Общая педагогика изучает основные закономер­ности процесса воспитания и образования.

Возрастная педагогика исследует закономернос­ти воспитания подрастающего человека преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов. В системе возрастной педагогики особое место занимает дошкольная педагогика, которая в настоящее время имеет большие научные достижения.

В самостоятельную отрасль педагогики выделяет­ся педагогика взрослых.

Коррекционная педагогика занимается вопроса­ми воспитания и образования детей с недостатками умственного развития, зрения, слуха.

Эта отрасль педагогики подразделяется на сурдо­педагогику – воспитание и обучение глухонемых и глухих детей, тифлопедагогику – воспитание слепых и слабовидящих детей, логопедию – обучение и вос­питание детей с расстройствами речи, имеющих нор­мальное развитие, олигофренопедагогику – воспита­ние и обучение умственно отсталых детей.

Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий лю­дей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для кото­рых воспитание не является основной функцией.

История педагогики изучает педагогические тео­рии, содержание и методику воспитания и обучения в различные исторические эпохи.

В настоящее время активно развиваются новые отрасли педагогики, которые становятся относитель­но самостоятельными – военная педагогика, право­вая педагогика, педагогика семейного воспитания, лечебная педагогика, этнопедагогика, народная педа­гогика.

Все эти отрасли педагогики получают разнообраз­ное по значимости развитие и успешно функционируют в обществе.

Частные методики исследуют специфику приме­нения общих закономерностей обучения применитель­но к отдельным учебным предметам.

В дошкольной педагогике успешно разрабатыва­ется методика проведения занятий с детьми различных возрастных групп. Главное в этих методиках – не копировать проведение школьных уроков, не лишать детей радости уже в дошкольные годы.

Связь педагогики с другими науками

Педагогика как наука развивалась и продолжает развиваться в тесной связи с другими науками. В пер­вую очередь у педагогики сложились тесные связи с философией и психологией.

Методологические основы педагогической науки определяет ее связь с философией. Связь педагогики с философией во многом способствовала созданию педагогических концепций и целого ряда новейших теорий обучения и воспитания.

В последние десятилетия большую помощь педа­гогической науке оказывает социология, которая изу­чает различные стороны общественной жизни.

Педагогика тесно связана с анатомией, физиоло­гией, учением о высшей нервной деятельности. Осо­бенно значительна для педагогики теория И. П. Павло­ва о высшей нервной деятельности человека, которая раскрывает естественно-научные основы формирова­ния и развития психики, сознания ребенка.

Педагогика тесно связана с психологией. Эти связи довольно многообразны.

Педагогические выводы, научно обоснованные рекомендации опираются на психологические законо­мерности развития ребенка. Разрабатывая вопросы технологии и методики воспитания детей, педагогика как наука обязательно использует данные психологи­ческих исследований о восприятии, мышлении, памя­ти, речи, воображения, чувствах, воли и т.д.

Знание психологии как науки необходимо каждо­му дошкольному работнику, так как оно делает его наи­более уверенным в работе с детьми, в развитии лично­сти каждого ребенка.

В свое время К. Д. Ушинский отмечал, что «психо­логия в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагога занимает первое место между всеми науками».

В настоящее время развиваются связи педагоги­ки с социологией, компьютерными технологиями, об­щей теорией систем, информатикой. Генетика, как ветвь биологии, помогает разобраться в сложных про­блемах взаимосвязи наследственности, среды и воспи­тания в развитии человека.

Педагогика тесно связана с науками, изучающими человека как индивида. В этом отношении важна связь педагогики с медициной. Именно эта связь привела к появлению коррекционной педагогики.

Вместе с медициной педагогика разрабатывает систему средств и технологий, с помощью которых достигается положи­тельный эффект в обучении и воспитании детей, имею­щих определенные отклонения в развитии.

Заметна и связь педагогики с экономическими науками, которые и определяют условия развития всей системы образования.

Новые возможности для развития педагогики от­крылись с появлением быстро развивающейся облас­ти знания, получившей название науки управления.

Педагогическая наука использует материалы и данные других наук для решения задач воспитания и образования на основе строгого отбора и выявления границ их применения.

1. Что является предметом педагогической науки?

2. Назовите отрасли педагогики. Что изучают общая педагогика, возрастная и коррекционная педаго­гика, история педагогики?

3. Раскройте взаимосвязи педагогики с другими на­уками.

Добро пожаловать!

На нашем портале Дошкольник.ком Вы всегда сможете найти много интересной и очень познавательной информации, на такие темы как: советы родителям и педагогам по развитию и правильному воспитанию дошкольников, литературу которая будет полезна родителям и педагогам, актуальную информацию о здоровье, питании, по закаливанию и развитию высокого интеллекта у детей дошкольного возраста. Также для наших любимых дошкольников мы опубликовали различные стихи на разные тематики, веселые загадки и песни, детские сказки, и множество юмористических игр, развивающих игр, логических игр, музыкальных игр для детей.

А наши веселые сценарии для проведения праздников для дошколят, помогут Вам устроить настоящий и незабываемый праздник. Приятного Вам просмотра страниц нашего сайта и всего доброго!

Дошкольная педагогика - многозначный термин. Под ним понимается:

Особая специфическая область общественной жизни, которая во многом отражает идеологию развития общества, при этом специфика дошколь­ной педагогики определяется в первую очередь своеобразием возраста детей (дошкольным) и отношением общества к детям данного возраста;

Наука о воспитании, обучении и образовании детей от рождения до поступления в школу;

Отрасль возрастной педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарные формы обучения детей в возрасте, пред­шествующем поступлению в школу.

Родоначальником дошкольной педагогики как важной отрасли педагоги­ческой науки является Я. А. Коменский. В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошкольного воспитания. Многие по­ложения теории Коменского актуальны и для современной педагогики.

Как и любая другая наука, дошкольная педагогика имеет свой пред­мет изучения и категориальный аппарат. Предмет - это то, на что на­правлена мысль, что составляет ее содержание. Предметом дошкольной педагогики как науки является изучение закономерностей воспитания и обучения детей как явления общественной жизни от рождения до посту­пления в школу.

Современная дошкольная педагогика изучает: процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности. Дошкольная педагогика выполняет и прикладную функцию - занимается разработкой новых, более совершен­ных программ и методов воспитания и обучения. Будучи наукой социаль­ной, дошкольная педагогика теснейшим образом связана с требованиями современного общества в области образования подрастающего поколения. Несомненна прогностическая роль дошкольной педагогики, посколь­ку она изучает тенденции и перспективы развития системы образования, организации воспитания. На основе научного прогноза создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изуча­ются теоретические основы и технологии воспитания детей в условиях семьи и дошкольного учреждения, исследуются особенности образова­тельного процесса в дошкольных учреждениях разных видов, в том числе и альтернативных.

Основными задачами дошкольной педагогики выступают:

Разработка и содержание личностно-ориентированного образования и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях и в се­мье;

Обоснование видов творческой деятельности детей и возможностей ее организации таким образом, чтобы при поступлении в школу они не теряли того творческого потенциала, который приобрели в детском саду;

Обоснование закономерностей воспитания, обучения и развития ре­бенка дошкольного возраста;

На основе изученных закономерностей - разработка педагогических технологий, методов и приемов педагогического воздействия на детей.

Дошкольная педагогика как наука тесно связана с другими науками о человеке: философией, психологией, анатомией и физиологией, отрасля­ми медицинских наук и другими науками.

Таким образом, на современном этапе развития общества решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межотраслевой научный подход к ним.

Формирование - процесс становления личности ребенка в результате объективного влияния наследственности, среды, воспитания и собствен­ной активности личности.

Под развитием понимается процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием факторов внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых. Развитие - это процесс движения, изме­нения, переход от старого к новому качественному состоянию.

Воспитание - (в социальном смысле) понимается как социальное яв­ление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастаю­щего поколения к жизни. Воспитание (в широком педагогическом значе­нии) - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитуемых. Воспитание (в узком педа­гогическом значении) - специальная воспитательная деятельность, имею­щая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Обучение детей дошкольного возраста - это специально организованный процесс взаимодействия воспитателя и детей, направленный на развитие познавательных способностей, передача им в доступной форме знаний, уме­ний, навыков, действий, предусмотренных программой воспитания и обуче­ния, а также развитие любознательности и познавательной активности.

Образование как процесс - освоение в учреждениях дошкольного, об­щего, профессионального и дополнительного образования, а также в ре­зультате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта позна­вательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отно­шений; как результат - достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений; как система - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образова­тельных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Детство - этап в развитии человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием выс­ших психических функций.

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области Д. п. носят междисциплинарный и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, дет. психологии и возрастной физиологии: данные этих науч. дисциплин выступают теоретич. основой для разработки целей, средств и приёмов воспитания и обучения в дошк. возрасте.

После 1917 развитие отеч. Д. п. характеризовалось в течение неск. лет определённым идейно-пед. плюрализмом, когда одновременно существовали разл. направления в дошк. воспитании. В 20-х гг. сохранялись дет. сады, работавшие по системе Фребеля, по «методу Тихеевой», а также иные, сочетавшие элементы разл. систем. В то же время начал формироваться тип сов. дет. сада. Проводились всерос. съезды по дошк. воспитанию (1919, 1921, 1924, 1928), в к-рых принимали участие учёные в области педагогики и психологии (П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, К. Н. Корнилов), педиатрии и гигиены детей (Е. А. Аркин, В. В. Гориневский, Г. Н. Сперанский, Л. И. Чулицкая), иск-ва и худож. воспитания (Г. И. Рошаль, В. Н. Шацкая, Е. А. Флерина, М. А. Румер). В этот период развернулись исследования по проблемам воспитания в дошк. учреждениях детей раннего возраста (В. М. Бехтерев, Н. М. Щелованов, H. M. Аксарина и др.).

Важную роль в формировании советской Д. п. сыграла Н. К. Крупская. Она вместе с др. педагогами (Д. А. Ла-зуркина, М. М. Виленская, Р. И. Пру-шицкая, А. В. Суровцева) проводила в теорию и практику дошк. воспитания идеи, вытекавшие из своеобоазной трактовки социально-экон. положений марксизма. Эта трактовка заключалась в чрезвычайной идеологизации всего процесса дошк. воспитания, выражавшейся в доминировании целей политических над гуманистическими.

2-й съезд по дошк. воспитанию (1921) провозгласил идею создания системы обществ. дошк. воспитания на марксистской основе. Ведущими принципами вос-пигат. работы утверждались , материализм, активизм. Подчёркивалась необходимость уделять большое внимание знакомству детей с основами политграмоты, исследовательским методам в изучении детьми окружающего мира. Идеологич. установки в области Д. п. характеризовало преувеличение роли трудового воспитания в дошк. возрасте, активная антнрелиг. пропаганда, отрицат. отношение к кукле, сказке, традиц. праздникам, игнорирование мн. положений дорев. педагогики. В сер. 20-х гг. был провозглашён отказ от попыток приспособления и использования («советизации») иных педагогических систем, и к кон. 20-х гг. , следовавшие системам, к-рые не получили одобрения Наркомпроса, были закрыты.

Изменения в работе дошк. учреждений, неизбежно следовали за изменениями в шк. политике. Постановления ЦК ВКП(б) о школе 1931-36 способствовали уменьшению идеологизации содержания и форм воспитат. работы, отказу от крайностей, характерных для предыдущего десятилетия. Неоднозначные последствия для изучения развития ребёнка имело постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936). Были подвергнуты критике механистич. подходы к объяснению факторов дет. развития (биологи-заторское и социологизаторское направления) и недостатки тестовых измерений. Однако данное постановление повлекло сворачивание ряда направлений в области изучения детства.

К кон. 30-х гг. сложились осн. теоретич. положения советской Д. п., к-рые оставались общепризнанными до сер. 80-х гг. Были определены осн. принципы: идейность, систематичность и последовательность воспитания, связь его с жизнью, учёт возрастных психофизиол. особенностей ребёнка, единство семейного и обществ. воспитания. Утвердился принцип ведущей роли воспитателя в формировании личности ребёнка, подчёркивалась необходимость чёткого планирования воспитат. работы. В 1934 принята первая программа работы дет. сада. Над разработкой разл. вопросов Д. п. работали Н. А. Ветлугина, А. М. Леушина, Р. И. Жуковская, Д. В. Менд-жерицкая, Ф. С. Левина-Щирина, Е. И. Радина, А. П. Усова, Б. И. Хача-пуридзе и др. Разрабатывались частные методики Д. п.: развития речи - Тихеева, Ф. Н. Блехер, Е. Ю. Шабад; изобразит. деятельности - Флерина, А. А. Волкова, К. М. Лепилов, Н. А. Са-кулина; музыкального воспитания - Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов; природоведения - Р. М. Басе, А. А. Быстрое, А. М. Степанова; формирования элементарных магем. представлений - Тихеева, М. Я. Морозова, Блехер. Вместе с тем в силу сложившихся социально-полит. условий развития страны произошло определённое отчуждение сов. Д. п. от мировой теории и практики дошк. воспитания.

Исследования вопросов дошк. воспитания продолжались и в годы Вел. Отеч. войны. Изучались проблемы физич. воспитания и закаливания, дет. питания, охраны нервной системы детей, патрио-тич. воспитания. При создании АПН РСФСР (1943) был сформирован сектор проблем дошк. воспитания. В послевоен. период работа в области Д. п. развивалась в респ. НИИ педагогики, на кафедрах пед. ии-тов. Усовой совм. с сотрудниками была разработана система дидактики дет. сада (1944-53): выделена программа и методика обучения дошкольников, а впоследствии осуществлено введение систематич. обучения в дет. саду. Во 2-й пол. 50-х гг. были проведены опыты обучения детей 6 лет и изучения иностр. яз. в дет. саду.

В 1960 создан НИИ дошк. воспитания АПН РСФСР. Его сотрудниками совм. со специалистами АМН СССР была создана единая программа воспитания детей в дошк. учреждениях, направленная на ликвидацию разобщенности в воспитат. работе с детьми раннего и дошк. возраста.

Возникновение НИИ ДВ способствовало Значит. усилению изучения разл. аспектов дошк. детства. Повысилось внимание к психол. аспектам развития дошкольника. Широкую известность получили работы А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Л. И. Венгера, H. H. Поддья-кова.

Во 2-й пол. 70-х гг. Запорожец разработал концепцию обогащающего развития ребёнка с первых лет жизни (амплификация развития). Ее реализация требует поиска резервов возможностей дошкольника при макс, учете его возрастных и индивидуальных особенностей. Важнейшие направления исследований в совр. Д. п. формирование наглядно-образного мышления как основы понятийного мышления, воспитание устойчивых нравств. привычек, развитие творческого воображения, широкое использование игры в целях воспитания и обучения.

С сер. 80 х гг. возникло широкое об-щественно-пед. движение, охватившее и систему дошк. воспитания. Изменение подходов к целям, содержанию и средствам воспитания приводит к появлению новых концепций дошк. воспитания, характеризующихся ориентацией на признание самоценности дошк. детства, на необходимость отхода от авторитарных методов, на отказ от идеологич. крайностей в содержании воспитания и обучения, на создание возможностей для более свободных к естественных позиций участников пед. процесса - ребенка и воспитателя.

Лит А р к и и E А, Ребенок в дошк. годы M 196u2 Воспитание и обучение в дет саду, под ред AB Запорожца и Т А Марко юй M, 1976, Подготовка детей к школе p дет саду, под ред Ф. А Сохина и Т В Та-рунтаевой M, 1977, Воспитание дошколь ника в семье Вопросы теории и методики, под ред. Г А Марковой, M, 1979, Основы Д1 III сольной педагогики, под ред А В За порожца, Т А Марковой, M, 1980, А к с а-р и и a H M, Воспитание детей раннего розраста, M, 197 73, Буре P Воспитание в процессе обучения на занятиях в дет саду, M, 1981, Усова А П, Обучение в дет саду, M, Дошк. педагогика, под ред В И Ядэшко, Ф А Сохина, M, История дошк. педагогики в России Хрестоматия M., Дошк. педагогика, под ред В И Логиновой и II Г. Саморуко вой, ч 1 - 2, M, История сов дошк. педагогики. Хрестоматия, M., История дошк. педагогики, под ред. Л Н Литвина и др., M, 1989.

А. Н. Литвин, В. И. Логинова.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА" в других словарях:

    ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - отрасль педагогики, изучающая закономерности развития и воспитания детей от рождения до поступления в школу. Выделилась со 2 й пол. 19 в … Большой Энциклопедический словарь

Вопрос Объект, предмет и функции дошкольной педагогики

Во взглядах исследователей на педагогику существуют три позиции. Согласно первой, педагогика это междисциплинарная область человеческого знания. Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, используя знания из других наук, адаптирует их к решению образовательных и воспитательных задач. Третья позиция обозначает самостоятельный характер педагогики, которая имеет свой объект и предмет изучения. Дошкольная педагогика, опираясь на основополагающие идеи педагогической науки, является областью научного знания, практической деятельности и искусства. Дошкольная педагогика это наука о закономерностях развития, воспитания и обучения детей от рождения до поступления в школу. В круг вопросов, которые изучает современная дошкольная педагогика входят: а) изучение процессов воспитания и обучения, их цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; б) влияние воспитания и обучения на развитие ребенка, формирование его личности; в) 12 разработка образовательных программ, способов их реализации; г) определение тенденций и перспектив развития системы дошкольного образования; д) создание концепций воспитания, разработка на их основе образовательных стандартов; е) исследование особенностей образовательного процесса в дошкольных учреждениях разного типа. Определяя объект дошкольной педагогики необходимо обратиться к педагогическому опыту А.С.Макаренко, который в 1922 году сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что большинство исследователей считают объектом педагогического науки ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики выступает «педагогический факт (явление)». Однако, ребенок, не исключается из поля зрения исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности. Таким образом, в качестве объекта дошкольная педагогика имеет те явления окружающей действительности, которые обуславливают развитие и образование дошкольника в процессе целенаправленной деятельности педагога. Разработка теории и технологии организации, форм и методов совершенствования деятельности педагога и различных видов деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении является предметом дошкольной педагогики. Функции дошкольной педагогики обусловлены ее объектом и предметом исследования: теоретическая и технологическая, которые связаны между собой. Теоретическая функция дошкольной педагогики реализуется на трех уровнях: ·описательный уровень, который реализуется через изучение педагогического опыта в дошкольных образовательных учреждениях; ·диагностический уровень направлен на выявление состояния педагогических явлений, эффективности деятельности педагога и его 13 воспитанников, установление причинно-следственных связей, их обеспечивающих; ·прогностический уровень обуславливает экспериментальное изучение педагогической действительности и построение соответствующих моделей дошкольного образования. При реализации теоретической функции дошкольной педагогики раскрывается сущность педагогических явлений, степень их эффективности и обоснованность предполагаемых изменений. На данном уровне описываются теоретические основы воспитания и обучения дошкольников, модели дошкольного образования, их концептуальность и научная состоятельность. Технологическая функция дошкольной педагогики осуществляется на следующих уровнях: · проективный уровень связан с разработкой методически обоснованных материалов (инновационных образовательных программ, учебных планов, учебно-методических и наглядных пособий); · преобразовательный уровень направлен на внедрение инноваций в практику дошкольного образования с целью ее совершенствования и реконструкции; · рефлексивный уровень предполагает осмысление влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Технологическая функция дошкольной педагогики позволяет педагогам дошкольных образовательных учреждений определять принципы и правила, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса.



ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Практически до начала XVII в. педагогика (в том числе и дошкольная) существовала как система философских знаний. Как самостоятельную науку педагогику вычленил английский естествоиспытатель и философ Френсис Бэкон. Он и ввел собственно термин «педагогика». Вслед за ним педагогику как самостоятельную науку признал выдающийся чешский ученый и философ Я. А. Коменский, изложив ее основные постулаты в трудах «Всеобщий совет», «Великая дидактика», а целостная система дошкольного образования и воспитания представлена в его книге «Материнская школа». В своих научных трудах он отразил цели и задачи, формы и методы воспитания и обучения. Среди них особенно важны следующие: цель воспитания – познание внешнего мира, умение владеть вещами и самим собой, развитие моральных качеств.
Составные части воспитания:
– религиозное;
– нравственное;
– научное образование;
– осознание значимости единства общего и индивидуального, целого и частного в воспитании и развитии, а также социального воспитания;
– всестороннее развитие личности;
– изучение законов духовной жизни и соответствие им педагогических воздействий;
– единство обучения и воспитания;
– соблюдение принципа последовательности и постепенности, соответствия источников обучения возрасту ребенка;
– осознание единства трех источников познания: веры, чувства и разума.
По мере развития педагогической науки ее постулаты дополнялись идеями ученых и философов (Джон Локк, Ж. Ж. Руссо, Песталоцци). Последователем идей Я. А. Коменского стал основоположник российской педагогики К. Д. Ушинский. Он отмечал важность трудового воспитания как ведущего фактора развития индивидуума, целью воспитания видел формирование творческой и активной личности, подготовку ребенка к умственному труду как высшей форме человеческой деятельности. С его идеями перекликаются утверждения более поздних педагогов (Е. И. Ильина, В. Ф. Шаталова, С. И. Лысенкова), которые утверждают, что важнейшая задача педагогики состоит в том, чтобы привить ребенку позитивное отношение к труду, людям, творчеству.
Существенный вклад в развитие педагогической науки внесли такие видные российские ученые, как А. Н. Джуринский, И. П. Подласный, Ф. А. Фрадкин, В. В. Краевский. Современные педагоги определяют дошкольную педагогику как науку о взаимосвязи обучения, образования и воспитания, направленных на всестороннее развитие личности.
Дошкольная педагогика – отрасль возрастной педагогики, которая исследует взаимосвязь обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Предмет дошкольной педагогики – изучение процессов развития и формирования личности дошкольника. Объектом дошкольной педагогики является человек (ребенок-дошкольник), чье развитие обусловлено воспитательными отношениями.
Для решения стоящих перед дошкольной педагогикой задач существуют специфические методы, которые можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся исследовательские методы, позволяющие получить необходимые знания для постановки цели и решения намеченных задач. Ко второй группе относятся методы обучения и воспитания, дающие возможность управлять педагогическими процессами.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ помогают изучить и обобщить данные педагогической практики. К этим методам можно отнести беседы, анкетирование, наблюдения, эксперименты, анализ специальной литературы, работ дошкольников.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ представляют собой способы целенаправленной взаимосвязанной деятельности педагога и дошкольников, при которой дети усваивают умения, знания и навыки, формируется их мировоззрение, развиваются заложенные способности.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ – наиболее общие способы достижения воспитательных задач. Их можно разбить на более простые подсистемы методов педагогического воздействия и воспитания.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что важнейшими функциями дошкольной педагогики являются воспитание, обучение и образование. Каждая из них заслуживает детального рассмотрения.

Педагогика: предмет, задачи, функции.

На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние образования, обучения и воспитания подрастающего поколения. Развитие педагогики как науки проходило в русле философии (знания о человеке и обществе). Лишь в 16-17 вв. педагогика становится самостоятельной наукой. В рамках философии рассматривались в основном взгляд на мир и место в нем человека, взаимосвязь человека и общества. Педагогика как частная наука сосредоточилась на проблемах:

личность и общество;

воспитание, образование, обучение;

идеалы воспитания;

идеал личности в обществе. Педагогика становится наукой об образовании, процессе просвещения и самовоспитания личности.

Наука- сфера человеческой деятельности, результатом которой являются новые знания.

Педагогика

как наука – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.

наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

По происхождению термин педагогика в дословном переводе – детовождение.

Объект педагогики - воспитание в широком смысле.

Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях. (В.Е. Гмурман)

Функции педагогики: теоретические: объяснение процесса и законов воспитания и обучения, образования и просвещения, обоснование процессов обучения и воспитания практические: вооружение педагогов- практиков научно-теорет. обоснованиями методов обучения и воспитания. прикладные: по отношению к другим наукам

Надежда Прудникова
Дошкольная педагогика как наука

Подходы к определению дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до поступления в школу (Н. В. Микляева).

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики связанная с разработкой технологии образования и развития дошкольников в разных видах деятельности (А. Г. Гогоберидзе).

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, которая изучает сущностные признаки образования детей дошкольного возраста (Н. Н. Сазонова).

Из выше сказанного следует, что дошкольная педагогика это отрасль педагогики, которая изучает признаки, особенности и сущность образования детей дошкольного возраста.

Признаки дошкольной педагогики как науки.

Педагогика это наука, которая сопровождается восьмью признаками: предмет, цели, задачи, методология и т. д.

Дошкольная педагогика это все-таки отрасль.

Объектом науки является образование на разных ступенях, где знания, умения, навыки, ценностные установки и опыт деятельности осуществляется под развитием интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического воспитания для удовлетворения образовательных потребностей и интереса детей.

Изменение нормативно-правовой базы дошкольного образования привело к трансформации направлений образования.

В 1989 г. была «Концепция дошкольного воспитания», где впервы были законодательно закреплены направления обучения и воспитания дошкольника. Направления предполагали физическое развитие, социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.

В ноябре 2009 г. были введены «Федеральные государственные требования (ФГТ) к общему образовательному положению дошкольного образования (ООП ДО) №665 от 23.11.2009 г.». В рамках данного документа направления развития были дополнены образовательными областями: физическое развитие (физическая культура, здоровье, художественно-эстетическое (музыка, художественное творчество, познавательно-речевое (коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социально-личностное (социализация, безопасность, труд).

В июне 2013 г. был принят документ об «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования» (ФГОС ДО) – были пересмотрены образовательные области, где направлений развития не выделяется. До общественного обсуждения в проекте ФГОС ДО было обозначено четыре образовательных областей. В принятом же ФГОС ДО утверждены пять образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие.

Предметом дошкольной педагогики являются особенности, признаки и сущность дошкольного образования. Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в ФГОС ДО. До 2009 г. результативность дошкольного образования определялось через освоение ребёнком знаний, умений и навыков, которые и подвергались педагогической диагностике. С 2009 года по 2013 год был введен педагогический мониторинг по оценке сформированности интегративных качеств: личностные, интеллектуальные и физические. С 2015 года федеральными государственными стандартами дошкольного образования запрещена педагогическая диагностика, но в рамках ФГОС ДО определенны требования к результатам дошкольного образования, которые рассматриваются, как целевые ориентиры и тесно связаны с психическими новообразованиями по возрасту. Это предполагает открытость к многообразному проблемному содержанию действительности, т. е. исследовательская активность дошкольника; также это творческое воображение – умение воссоздавать недостающее с помощью воображения; ориентация на образ взрослого, как основа учебного сотрудничества у младшего школьника; синкретизм, т. е. слитность эмоциональных и рациональных компонентов деятельности.

Ученые доказали, что образование может осуществляться по спонтанным и реактивным программам обучения. Для дошкольника с учетом возраста актуальны спонтанные программы, но с учетом методов дошкольной педагогики мастерство педагога заключается в переходе на реактивные программы.

Разработка педагогической технологии дошкольного образования детей предполагают следующие задачи: это воспитание культуры общения, контроль когнитивной (познавательной) деятельности воспитанника и организация работы с родителями.

Методологическая платформа как наука.

Данный раздел дошкольной педагогики изменяется в связи с изменением ведущих педагогических теорий, нормативно правовой базы регламентирующие процессы образования.

Основные признаки методологической культуры педагога:

1. Познание различные понятий образования;

2. Понимание процедур закрепленных за основными понятиями педагогики;

3. Потребность воспроизводить практику образования в понятиях и терминах педагогики;

4. Критическое отношение к самоочевидным положениям педагогики;

5. Рефлексия результатов собственной познавательной деятельности.

Методология педагогики гораздо шире, чем методология дошкольной педагогики. Базовыми педагогическими теориями организации образования являются:

1. Системный подход – относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитие (например, тематические недели);

2. Целостный подход – ориентация на выделение в педагогической системе и развивающиеся личности интегративных инвариантных (постоянных) связей и отношений (ФГТ – интегративные качества);

3. Диалоговый подход – образование коммуникативного единства субъектов педагогического процесса, благодаря которому происходит саморазвитие и взаимораскрываемость (методы игрового обучения);

4. Антропологический подход – образование предполагает учет образовательных потребностей и интересов человека, но в рамках реализуемой образовательной системы.

Методология дошкольной педагогики предполагает разработку образовательной программы дошкольного учреждения, куда будут включены не более 60% материалов общей образовательной программы (ООП) и не менее 40% материалов детского сада.

Теоретико-методологическая основа ООП ДО:

1. Культурологический подход основан на взаимосвязи аксиологического, технологического и личностного творческого компонентов образования;

2. Деятельностный подход предполагает специальную работу по формированию деятельности ребенка по поводу его в позицию субъектов.

3. Личностный подход – опора

Культурологический подход в педагогики основан на психологической теории КИТРВПФ («Культурно-историческая теория развития высших психических функций» автор Л. С. Выготский).

1 идея. Л. С. Выготский считал, что биологический фактор меньше влияет на психику человека, чем социальный: «Ребенок – социальное существо с самого рождения»;

2 идея. Спонтанная программа обучения дошкольника всегда имеет конкретно тематический характер;

3 идея. Л. С. Выготский доказал влияние среды на развитие ребенка, в дошкольной педагогике этот научный тезис трансформировался в понятие предметно-развивающей среды, в рамках ФГТ были разработаны методические рекомендации по организации образовательной среды в дошкольных группах детских садов (шесть центров);

4 идея. Обучение определяет развитие, поэтому в рамках дошкольной педагогики педагог-мастер обладает образованием календарного и тематического планирования.

Деятельностный подход – это психологический подход.

Дошкольная педагогика предполагает формирование умений и навыков у детей восьми базовых видов деятельности:

1. Физическая культура – двигательной деятельности;

2. Социализация – игровая деятельность;

3. Труд – трудовая деятельность;

4. Коммуникация – коммуникативная деятельность;

5. Познание – познавательно-исследовательская и продуктивной (конструктивной) деятельности;

6. Чтение художественной литературы – восприятие художественной литературы;

7. Музыка – музыкально-художественная деятельность;

8. Художественное творчество – продуктивная деятельность.

Форма игры в образовательном процессе ДОУ – это мотивация, составляющая сотрудничества: игровая мотивация, мотивация общения в условиях помощи взрослому и мотивация личной заинтересованности.

Методы дошкольной педагогики:

1. Методы изучения педагогического опыта;

2. Методы педагогического исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, беседа, анкетирование.

Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности на получение новых знаний о закономерностях образования.

Законом целостного образовательного процесса является эффективное взаимодействие педагога с воспитанником.



Рассказать друзьям