Как понять что ребенок не садовский. Главное — это здоровье

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Для адаптации к условиям детского сада педагоги отводят ребенку и его родителям три недели со дня первого посещения группы. Если по истечении этого срока, ребенок продолжает испытывать психологический и физиологический дискомфорт от вхождения в необычные для него условия жизни, грамотный воспитатель или сам обращается за помощью к психологу дошкольного учреждения, или направляет на консультацию родителей ребенка.

Изучив индивидуальные особенности малыша и его семьи, психолог дает рекомендации и назначает специальную программу по адаптации данного ребенка к условиям детского сада, в реализации, которой участвует он сам, воспитатели группы и родители малыша.

Когда, наконец, выясняется, что какой бы хорошей ни была программа, но все эти взрослые очень опоздали с ее реализацией, помочь ребенку уже сложно. Малыш попадает в категорию "несадовских детей", и лучшее, что может предложить психолог, это "подержать" его дома лет до пяти. В противном случае - психосоматика, то есть болезни, болезни и еще раз болезни как единственный способ, которым очень хорошо владеют дети, чтобы сигнализировать родителям о том, что их права на удовлетворение жизненно важных потребностей жестоко нарушаются.

В чем же причина того, что одни дети посещают сад добровольно, с удовольствием, а другим дошкольное учреждение представляется "местом ужаса", в то время как и те, и другие ходят в одну группу, к одним и тем же воспитателям?

Родители НЕСАДОВСКИХ ДЕТЕЙ - это РОДИТЕЛИ несадовских детей. То есть, как правило, сами родители настолько психологически не готовы к построению здоровых взаимоотношений с учреждением, которое их малыш будет вынужденно посещать несколько лет, что их тревоги и страхи моментально передаются ребенку.

Первое, что бросается в глаза при общении с мамой "несадовского ребенка" - это ее повышенная нервозность и отсутствие доверия к персоналу детского сада. Ребенка очень беспокоит: как же мама может оставлять его с тетями, которых она сама не любит? Она никогда им не улыбается, редко здоровается, не поздравляет с праздниками и, вообще, он ни разу не слышал, чтобы она поинтересовалась их делами, здоровьем, их собственными детьми, как она это делает с теми тетями, к которым они ходят в гости. Если мама может оставлять меня с такими тетями, то, может, она меня разлюбила, может, она вообще не собирается меня отсюда забирать, тревожится малыш. Эти мысли приобретают еще более катастрофический характер, если мама спешит домой к младшему ребенку, что заставляет старшего чувствовать себя отверженным, изгоем.

Проблемы адаптации ребенка в детском саду. Что же делать? Если мама понимает, что дело не в ребенке, а в ней, если она готова к изменениям, то шансы на улучшение ситуации значительно повышаются.

Первое, что необходимо понять родителям, чтобы быстрее избавиться от иллюзий, это то, что чем младше ребенок, тем большее значение для построения его адекватных взаимоотношений с окружающим миром имеет личность ВЗРОСЛОГО, постоянно находящегося вместе с ним. Как горько слышать от мам "несадовских детей", что они отдают двух-трехлетнего малыша в сад для того, чтобы тот "научился жить в коллективе"!? Если у ребенка, которого отдают в сад в раннем возрасте, не сложится нормальная система взаимоотношений со взрослыми, заменяющими родителей, это может вызвать колоссальный стресс.

А это значит, что маме и папе "несадовского ребенка" ничего не остается делать, кроме того, как налаживать их собственные адекватные отношения с окружающим миром, в том числе, с персоналом детского сада.

Прежде чем отдавать ребенка в сад, необходимо подыскать такое учреждение, которое будет отвечать не только требованиям материального и физического удобства (дешевый, близко от дома), но и запросам малыша.

Выбранный сад целесообразно посетить сначала без ребенка. Познакомиться с персоналом, оценить материальную базу сада и ознакомиться с предметно-развивающей средой.

Если сад удовлетворяет потребности малыша в заботливых воспитателях, хороших условиях развития, следует сначала сходить с ребенком в гости "к одной доброй и хорошей тете, у которой много детей и игрушек". Чтобы ребенок не забеспокоился, родителям необходимо быть уверенными в правоте своих слов, вести себя естественно, без фальши, и главное - самим быть психологически готовыми к тому, что малышу придется надолго оставаться без них.

В первый раз лучше придти на прогулку и посмотреть, какова степень беспокойства ребенка, насколько он встревожился. Если все идет гладко, и ребенок начинает спрашивать, когда он опять пойдет в гости, можно сходить в группу. Частой ошибкой родителей является то, что они приводят ребенка в первый раз в группу с утра, когда обстановка более нервозная, чем вечером, после дневного сна.

Придя в группу, необходимо с улыбкой поздороваться с воспитателем, демонстрируя ребенку добрые и доверительные взаимоотношения. Дома важно говорить о воспитательнице только хорошее. Желательно также изготавливать с ребенком подарки воспитателям перед праздниками.

Важно также постараться объединить и сплотить родителей в сильный родительский комитет, с чаепитиями (вместе с воспитателями, конечно), выездами на природу и т.д.

По выходным хорошо играть в самодельную напольную игру "Дорога от дома к детскому саду" - карта с дорожками и домиками-ориентирами: "Наш дом" "Мамина работа", "Папина работа", "Магазин", "Детский сад". По дороге из дома в сад и обратно требуется запоминать ориентиры и, придя домой, наносить (ставить) их на карту. Ребенок ходит своей фигуркой, родители - своими. Играя в "Дорогу в детский сад" по выходным, малыш не отвыкает от сада, и понедельник не кажется ему ужасным днем.

Кроме формирования психологической готовности ребенка к условиям детского сада, важно обучить малыша необходимым навыкам самообслуживания, владение которыми позволит ему чувствовать себя независимой личностью.

Дорогие родители "несадовских детей"! Попробуйте выполнять эти простые рекомендации, и вам не придется испытывать мучительное чувство вины перед своим ребенком.

Элла Прокофьева, детский психолог.

Обсуждение

Если есть возможность, лучше не ходить в сад. У меня двое сыновей 3 и 5 лет, старший ходил в сад год. По 2 недели на полдня. Все оставшее время младший, я, старший болели серьезными заболеваниями, лечили уколами, я лежала в больнице. Встал вопрос о смене группы здоровья младшему, хотя он в сад не ходил, просто брат из сада приносил такие инфекции. Бабушек, готовых все бросить и помочь, у нас не нашлось, поэтому я оставила мысли о работе и занялась детьми. Год мы провели дома. Ни разу ничем не болели. Вопрос о группе здоровья закрыт. Нашим приятелям из садика уже отрезали миндалины и удалили аденоиды. Сначала мне было очень тяжело и страшно, что я не смогу дать детям все необходимое для их полноценного развития. Но я привыкла. Мои дети играют на площадке и с садовскими детишками, и с домашними. Вы не заметите разницы, разве что словарный запас у моих больше и фантазия лучше развита, да и сопли зеленые из носа постоянно не текут. Затравленности нет. У 5-летнего друзья 7-летние. Говорит, что с ровестниками ему скучно. Сейчас столько литературы, методик для развития детей. Надо только захотеть в этом разобраться и организовать свой собственный режим дня. Удобный Вам и Вашим детям. И не обязательно такой же как в саду. Все индивидуально. Не согласна с теми кто считает, что родители плохие учителя. Лучшие!!! Просто это очень тяжелый труд, кропотливый. Еще заметила, что детишки, которые пошли в сад 5-летними меньше болеют и легче адаптируются. А мы собираемся в этом году в кружок "рисование-оригами" - дети сами хотят, я плохо рисую. Еще решили пойти в студию "прыг-скок", для физического развития. Но все секции я выбрала в первой половине дня для несадовских детей. Вероятность заболеть свела к нулю, так как домашние дети болеют крайне редко, по крайней мере, в нашем окружении. Подводя черту, хочу сказать, что до школы самым главным является здоровье ребенка. Если ребенок постоянно болеет, ему будет не до занятий, уж поверьте. А если к школе он получит набор хронических заболеваний, это также осложнит обучение и адаптацию. Развею еще один миф: якобы домашние дети начинают болеть в школе. Имунная система крепнет к 7-ми годам и дети не проводят в школе целый день, не спят, уже понимают, что им холодно, грязно и т.д. А вот миндалины и аденоиды домашние дети обычно сохраняют. Всего Вам наилучшего, Вам и Вашим детям.

20.09.2007 16:31:30, Екатерина

палка о двух концах! Я в сад не ходила и действительно адаптировалась вместо того, чтоб учиться, мне было тяжело. Моей маме лень было возить меня в сад, она сидела дома. Это ей казалось удобнее. Мне 25 лет и мне трудно в коллективе. Хотя если 3 человека -я душа компании, лидер! Моему ребенку в конце апреля -2 года, из-за планированного отпуска поедем летом отсрочим к осени сад, максимум к весне. Понимаю, эти же проблемы меня волнуют, НО Я УЖЕ думаю о том, что притирка она временная и как в статье написано, надо найти общий язык с воспитателями, не материально, как -то иначе.РЕБЕНОК - это главное. Зная все эти поборы и вымогательства, уровень занятий - я понимаю, что ему там будет скучно, там нет стосчета Зайцева и Карточек глен Домана, там нет многого, в нашем садике.(из того, что есть мы выбираем лучшее) - но в городе есть конечн6о и лучше - далекооооо. У нас будет пополнение в семье - и я не знаю, что лучше - разделить на пол-дня и потом интереснее будет им или не разделять вообще:::??? Не знаю, и впрямь? У кого есть опыт.

У меня растет сын, которому 2года и 8 мес, в сентябре этого года мы пошли в садик и после недели прибывания в нем ребенок заболел (насморк, кашель) мы обратились к врачу и нам сказали что ребенок несадовский, что он часто будет болеть и редко будет ходить в сад(он крупный и часто потеет, воспитатели не стремятся его переодевать), что же делать, как можно решить проблему??? Помогите нам!!!

13.09.2005 10:36:28, Юлия

Совершенно согласна с Еленой. Причем вымагательство поставлено на такую широкую ногу, что ого-го. В нашем нищем городе, где зарплата в 3-5 тыс. рублей считается уже хорошей, за поступление в ясли, т.е до 3-ех лет берут взятkу от 5-до!8 тыс., не считая, поборов на ремонт, ковры и т.д и т.п. И самый прикол в том, что когда родители "находят подход к воспитателям и нянечкам" и платят дополнительно за "особое внимание " к ребенку, толку все равно нет. Ходят писаные, сопливые и пр., потому что детей в группе 20, а нянечка и воспитатель одна. Деньги берут, а обязанности свои все равно не выполняют.Тоска...

08.08.2005 16:02:06, Алена

Хочу спросить у Веры:"А школа не является каждодневной обязаловкой?". Ведь если не приучать к "строю", то и в школу ходить не обязательно (ведь так получается по вашему мнению). Вы конечно скажете, что это уже не тот возраст у ребёнка, предрассудки счтитать, что шестилетний ребёнок быстро привыкнет к тому, от чего его оберегали все эти годы. В таком случае внимание вашего ребёнка будет занято не образованием, а адапптацией. Имея опыт родствеников хочу сказать то, что я отдам своего ребёнка в садик, да, я искала его 2 месяца, но нашла ведь. И хочу пожелать, думайте о будущем своих детей(здоровье - это одно из главных,но не единственная главная вещь в жизни ваших детей).

19.04.2005 16:01:42, Анна

Я против детских садов,особенно если ребенка отдавать в раннем возрасте. Когда моей дочке исполнилось 2 года и я попыталась отдать ее в детский сад, у нее был сильный стресс, после которого она заболела на 2 недели. Поэтому я решила нанять няню для своего ребенка.
Я считаю, что раньше 4-х лет ребенка нежелательно отдавать в детский сад. Во-первых, в таком возрасте ребенок будет реже болеть, а во-вторых ему будет легче адаптироваться в детском саду.

03.11.2004 11:00:43, Татьяна

В этом году в сентябре пошел ребенок в садик. Обычный, муниципальный. До прихода ребенка, мы были в садике: заведующая нас заверила, что отличные воспитатели, замечательные условия, оплата 2000 "спонсорские" на р\счет и больше никаких поборов, кроме как на праздники.Начал ребенок ходить в садик: Воспитатели не внимательные, ухода почти никакого - не поменяли мокрые колготки; был у ребенка день рождения, мы принесли конфеты для детей - конфеты раздали, ребенка с днем рождения не поздравили, говорят не было возможности (за весь день). Ребенок ходит в садик 3 дня, месяц болеет. Воспитательница звонит домой, чтобы спросить когда мы заплатим "спонсорские" и сдадим еще дополнительно деньги на нужды садика, а не поинтересоваться почему мы не ходим, как ребенок себя чувствует.На вопрос, что делать, как быть, чтобы к ребенку относились нормально, внимательно, заведующая открытым текстом сказала:"Ищите подход к воспитателям, договаривайтесь, просите", т.е кланяйтесь и подносите (подарки, деньги).Но почему? Я не требую какого-то особого внимания, только выполнения своих обязанностей. Я всегда думала, что это задача воспитателя как педагога найти подход к ребенку, а не родители должны искать подход к воспитателю.Такое отношение к детям и родителям почти во всех садах: плати (Т.е. давай взятkи) тогда будет все более-менее в порядке, нет - значит на твоего ребенка в лчщем случае наплюют, если вообще не будут издеваться. Я считаю, что с порочной практикой поборов нужно давно заканчивать, если 150 рублей в месяц за детский сад мало (а это мало), то поднимать нужно оплату, на пример, до 500 рублей и не заниматься вымогательством.

03.12.2003 12:24:04, Елена

помогите найти садик!!! У меня переживалистый ребенок, нужен хороший садик с маленькими группами, чуткими воспитателями в р-не Преображенской пл. - Подбельского - Черкизовской. Если кто-нибудь что-нибудь знает - буду очень благодарна.

03.11.2003 12:47:52, ольга

Статья интересная, но, (ИМХО) в реально существующих муниципальных садах, исполнение всех рекомендаций данных Вами практически невозможно:(Объясню почему:
Во-первых воспитатели - в большинстве д/с работают не профессионалы, а временные работники (часто мамочки, чьи дети ходят в этот сад), я не буду обсуждать зарплату этих воспитателей. Все это не способствует, хотя-бы более-менее творческому отношению к своей работе:((
второе - психологи есть не во всех садах:(
третье - (столкнулась на практике) ребенка в первый-же день нам велено было приводить ДО ЗАВТРАКА. Правда в первый день всего на час, второй - на 2 часа и так всю первую неделю. Представьте картину: плачущие дети (почти все) ведутся на завтрак:((((после этого за ними приходят родители. Впечатление от сада соответствующеее (ведь никаких положительных эмоций они так и не получили, с ними не играли, не разговаривали, они даже друг на друга посмотреть не успели:((
Мой Санька после первого дня посещения сада неделю болел (кишечное расстройство ИМХО на нервной почве). А через неделю (когда посещение уже было до обеда) не было ни одной слезинки, одни положительные эмоции.
К чему это я... Если есть возможность сидеть с ребенком до 4-5 лет лучше и не придумать, если такой возможности нет - по-возможности нужно выбрать лучший садик и перестать мучиться дилемой правильно ли я поступила, самый ли лучший этот садик и др. самобичевания; контакт с воспитателями не просто необходимо поддерживать, но и стараться участвовать в жизни д/с (организация праздников, чаепития и т.д.) Вы об этом писали и это под силу любящим родителям:)) Ребенок будет "садовским", если родители будут "садовскими".

Я не много не по теме, но по моему я не одинока.
Моей дочери поставели диагноз гиперактивность. Др. невропатолог такой диагноз оправергнул. Вопрос следующий, могут ли слушком активного ребенка не взять в детский сад.

P/S/ В Активности нет ни какой агрессии. Мы не кусаемся, не деремся. Мы постоянно бегаем и ни кого не слушаем. Даша постоянно залазиет на столы стулья, потом с них прягает. Ей надо абсолютно всё, что лежит очень высоко и т.д.

Я очень переживаю, что воспитатели не смогут с ней справяться. Может я сгущаю краски, но на улице и в магазинах она абсолютно не кого не слушается!

По-моему, в саду на 99% главное - воспитатели. Честно говоря, мне вообще не понятно понятие "детсадовского психолога". Мне кажется, что все люди, работающие профессионально с детьми, должны иметь образование детского психолога.

В статье сквозит такая уверенность в необходимости посещения ребенком детского сада. Я с такой необходимостью не согласна. Сад это вынужденная мера для родителей у которых не другой возможности либо желания организовать ребенка самим либо с помощью няни или бабушки. Лично я противник детских садов, т.к. не хочу для своего ребенка каждодневной обязаловки, хождения строем и т.д. А опыт общения с другими детьми он получит и без хождения в пресловутый детский сад

06.06.2003 16:40:07, вера

Комментировать статью "Несадовский ребенок"

Адаптация в саду. -- посиделки. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Расскажите, пожалуйста, а как у вас происходит/происходила адаптация к детскому саду? запихиваете в группу и пусть там орет? или сидите с ребенком в раздевалке...

Обсуждение

Кстати, если мой шел с каким-то делом, то шел намного охотнее. Ему нужно было обоснование того, зачем туда вообще ходить нужно...
Тут от контакта с воспитателем много зависит. У нас в одном из садиков они через день работали, к одной шел охотно, а к другой приходилось уговаривать.

А зачем запихивать? Там же так интересно, куча игрушек.
Я своего привела и оставила в первый день до обеда, во второй - после сна забрала, в третий на весь день. Потому как маме работать надо. До трех лет он с няней сидел. (Считаю, что до трех лет сад ребенку не нужен.) На четвертый день всплакнул немного, но его сразу воспитатель отвлекла. Еще пару дней так, и плакать вообще перестал.
А еще у нас первый час была дежурная группа. Каждый день разная. Как он это любил! Особенно ему нравилось в подготовительной группе этот час проводить - там самые интересные игрушки.

Тяжелая адаптация к детскому саду.. Образование. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Тяжелая адаптация к детскому саду. Не хочет сын в свои 3г в садик ходить, плакать еще дома начинает когда собираемся.Пробовали и гулять...

Обсуждение

у меня старшая такая, рыдала постоянно в саду, начинали ходить и бросали, делали заходы в 3, 4 и в 5 лет, с 5-ти пошла, потому что некуда было отступать, она плакала постоянно до конца сада, рыдала не только перед входом в сад, но и в саду, ничего там не ела, болеть стала, ужас короче. Младший пошел с 2.5 сразу на полный день, плакал дня два от силы, ел и спал всегда первый, больше и лучше всех))) постоянно приходил с медалями - первому, кто уснул) или - тому, кто все съел и попросил добавки) А в группе у него есть мальчик, который уже третий год рыдает каждое утро, да такими слезами обливается и висит на маме, что смотреть страшно и после ее ухода не сразу в себя приходит.

Попробуйте перерыв сделать - месяца 2 (если есть возможность)...потом чуть подзабудет и будет постарше - может уже по-другому на сад посмотреть.
Если так же и будет плакать, то попробовать поменять группу или садик - возможно не нашёл контакт с воспитателем или она с ним - всё бывает. Если не получается в этом году - отложить садик на 1 год - у меня в 3 сын шёл с плачем - отложила на год. В 4 пошел вообще без проблем - сразу втянулся в игру. С дочкой в 2 года ГКП не пошла - за год пытались несколько раз начинать ходить: сначала с интересом, затем постепенно всё хуже и хуже, пока даже в сторону сада без истерики идти не могла. 2 раза делала перерыв - не особо помогло. Сейчас уже стала старше - надеюсь, что должна пойти с 1 сентября нормально. Если не адаптируется - буду переводить. Потому что ребенок очень контактный, любит детей...считаю что проблема в воспитателе.
Я тоже не выдерживаю рыдающего ребенка. 1-2 дня может ребенок адаптироваться сложно, но если неделю рыдает - значит не нужно ему туда.

Что делать?. Детские сады. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Раздел: Детские сады (психологи ребенок ночью кричит адаптация к саду).

Обсуждение

Мой лунатить стал после одной недели в саду, а девочка также кричала, вот "веселуха" была.Сейчас прошло спустя два месяца.Я сама то в школу когда пошла, долго лунатила, перегрелась нервная система.Давала успокаивающие детские капельки на ночь.

Попробуйте забирать до сна. Я тоже думаю, что за 10 дней адаптироваться к саду нереально.

"В пребывании ребенка в детском саду, безусловно, есть свои плюсы. Так, в коллективе малыш учится общаться со сверстниками, ребенок Радует то, что в настоящее время у родителей есть выбор: малыша можно отправить в детсад раньше или позже – в три года или в пять...

Обсуждение

"В пребывании ребенка в детском саду, безусловно, есть свои плюсы. Так, в коллективе малыш учится общаться со сверстниками, ребенок привыкает соблюдать режим дня, вовремя кушать и ложиться спать. Однако последние исследования ученых показали, как негативно может сказаться на детях посещение детского сада.

По данным ученых, у детей, посещающих детский сад, воспитывающихся приемными родителями и нянями, проблемы с психикой возникают в два раза чаще, чем у тех, кто постоянно находится с родными мамой и папой.
«Малыши очень страдают без родителей. Это может привести к тому, что в будущем такой ребенок будет чувствовать себя лишним в обществе»

К таким выводам пришли ученые из Сингапура, обследовав более 2 тыс. детей в возрасте от 6 до 12 лет. Исследователи обнаружили, что нехватка родительского воспитания приводит к эмоциональным и поведенческим нарушениям (депрессия, тревога, деструктивное и агрессивное поведение).
В частности, дети, лишившиеся матери, а также растущие у матерей-одиночек, разведенных женщин, вдов, страдают психическими нарушениями в три раза чаще, чем остальные дети, передает Reuters.
Эмоциональные и поведенческие проблемы у мальчиков возникают в два раза чаще, чем у девочек. Риск психических нарушений в три раза выше у мальчиков с низким IQ по сравнению с мальчиками, имеющими высокие показатели умственного развития.
В данном исследовании ученые не пытались выяснить причины этих закономерностей. «Возможно, детям не хватает поддержки со стороны родителей, посторонние люди хуже о них заботятся. Все это влияет на психику ребенка», – говорит автор исследования Бернардин Ву.
Исследователям из Сингапура вторят наши специалисты. «Малыши очень страдают без родителей. Это может привести к тому, что в будущем такой ребенок будет чувствовать себя лишним в обществе. Ведь в детстве ему не уделялось достаточно внимания. Его недолюбили. У такой детворы может развиться заниженная самооценка. А бывает наоборот: парень или девушка растут эгоистичными и потом мстят родителям за невнимание», – говорит психолог Елена Химченко в «Газете по-украински».
Безусловно, в пребывании ребенка в детском саду есть и свои плюсы, отмечают детские психологи на страницах газеты «Новые Известия». Так, в коллективе малыш учится общаться со сверстниками, под присмотром воспитателя ребенок соблюдает режим дня, вовремя кушает и ложится спать.
Самое главное Ученые доказали, что детсады опасны для малышей

В садике с ребенком занимается логопед, музыкальный работник учит петь и танцевать, дети рисуют, лепят, а в старших группах, готовясь к школе, учатся считать и писать. Многие ли современные родители могут себе позволить посвятить весь свой день только занятиям с ребенком?
Но польза детского учреждения, как мы видим, носит скорее прикладной характер, и открытие сингапурских психологов, возможно, многих родителей заставит задуматься, отдавать ли чадо в детский садик.
Радует то, что в настоящее время у родителей есть выбор: малыша можно отправить в детсад раньше или позже – в три года или в пять, детсад может быть районным или частным, а для домашних детей существует большое количество разнообразных детских коллективов, где можно и получить развитие, и найти друзей-сверстников." Статья из сегодняшней газеты (но мне почему-то думается, что это в связи с нехваткой дошкольных учреждений заказ).

Конечно адаптация.
Есть три степени адаптации: 1ст. - адаптируется в течение 1 мес., может заболеть, сон и аппетит не нарушаются; 2ст. - адаптируется 3 мес., может болеть, аппетит не нарушен, сон может быть нарушен; 3ст. - адаптация 6 мес., часто и тяжело болеет, могут быть нарушены сон и аппетит.
Закаливание и Ваш оптимистичный настрой могут все изменить!
Мое личное мнение, что сад необходим.
Я 5 лет тестировала детей перед школой: дети, которые ходили в сад тесты выполняли (кто-то лучше, кто-то хуже, но выполняли), а дети, которые сад не посещали (ходили на развивалки и подготовительные курсы к школе) тесты не выполняли. Тесты не сложные - на мелкую моторику, внимание и память. Может и бывают исключения, но мне не попадались, к сожалению.
Плюс социальное развитие, которое никакие курсы не обеспечат.
Но повторюсь - это лично мое мнение.

Тяжелая адаптация к детскому садику!!!. Адаптация к условиям детского сада. Детская психология. Ну, сами представьте, ребенка вырвало, а он потом все равно кушает. Если ребенку в саду не нравится, будет он кушать после рвоты?

Обсуждение

Ну, сами представьте, ребенка вырвало, а он потом все равно кушает.
Если ребенку в саду не нравится, будет он кушать после рвоты?
Единственно, чего я не поняла, чем ее рвет утром? Вы ее кормите завтраком дома?

ну не готов Ваш ребенок к садику, не готов физиологически, представьте, что Вам запретили ее водить в сад врачи, что бы Вы делали? Наверное, что-то бы придумали, няня на пол-дня, дедушка, смена работы на вторую смену. А у Вас получается, что ребенок должен подстроиться под Ваши условия, а не Вы:(

успокоительное для адаптации?. Медицинские вопросы. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие В детском саду для успешной адаптации нам рекомендуют давать успокоительное (травки типа валерианы или боярышника)- я один раз...

Обсуждение

Я давала, но не травы, а гомеопатию. В любом варианте любое изменение жизни - это стресс, так почему его не смягчить?

Я думала, что воспитатели как-то сами должны адаптировать ребеночка: обращать больше внимания, помогать, быть особенно ласковыми на первых порах, не ругать ни в коем случае, а обьяснять.... Других деток настроить на помощь и т.д. Мои знакомые рассказывали, что отдали сына в дет.сад в 4 года, попросили воспитателей обратить внимание, т.к. ребенок очень домашний, никогда никуда не ходил. Воспитатели постарались на славу. Ребенок уходить не хотел. "Как тут у вас славно, как хорошо-то... И приласкают, и накормят..." Воспитатели сами удивились:"А что же тебя дома не ласкают? Не кормят?" Ребенок чистосердечно ответил:"Нет",- и вздохнул горестно... Работающая мама просто не успевала так позаниматься с ребенком, да и впечатление от детского сада малыш получил хорошее, что не мог ответить по другому.

22.08.2001 16:57:20, ALLA

Благодарю всех отозвавшихся! Большое спасибо, вы мне очень помогли своими разными взглядами на проблему.

Мы взяли на вооружение совет ТаВи, и каждое утро спрашиваем Тему "в садик идем"? Пока, радостно бежит одеваться. Если будет упрямиться, конечно, оставим дома.

Ещё мы договорились с одной воспитательницей (молодая, не семейная девушка) из его группы, что она за отдельную плату сейчас, в течении недели-месяца, будет с ним общаться (гулять вечерами), что бы он её быстрее, за "свою" принял и спокойнее оставался в саду, т.к. момент расcтавания пока тяжел:((целых 30 секунд рёва, пока папа за горизонтом не скроется...

Мы решили, что пока Тёма хочет, он будет ходить в ДС. Никакого насилия с нашей (родительской) стороны.

Привет!
Мы отдали своего сына рано, в 2 года 3 месяца. Причем, поскольку мы родители либеральные и неопытные:), то мы с ним вместе привыкали к садику очень постепенно. Первую неделю мы с ним сидели по два-три часа, пока он не ляжет спать. Потом я уезжал на работу. Он рыдал, не хотел идти. Однажды я ушел рано (часов в 10), он прорыдал весь день, так что мне пришлось с работы уезжать после обеда и забирать его. Придя в садик, он сидел у меня на коленях и смотрел, как играют дети, но ни в какую не хотел идти играть сам.
Потом, постепенно (даже очень постепенно:)), он стал отходить от меня чуть-чуть. Я демонстративно разговаривал с воспитателями, говорил, что это наши друзья, что они любят Рому, чтобы он почувствовал, что им можно доверять. Потом, я стал ухолить рано. Воспитательница брала его на руки, он орал, но, потом (как говорили) успокаивался, хотя бастовал по разным поводам - отказывался есть, спать и т.д. Потом (через 2-3 месяца) он, наконец, стал спокойно отпускать, даже сам шел закрывать за мной дверь.
Теперь Рома отходил уже почти год, садик свой любит (мы все называем его садик "работой", чем он очень гордится). У него появились друзья, он просто стал постарше и появились какие-то интересы, которые он разделяет с ребятами в саду.мы, конечно, стараемся, беседуем, готовимся, но только по интуиции - может кто подскажет как лучше (сыну 2,5 года).

Гостевой пост.


Поступление ребенка в детский сад – это особый период в жизни всей семьи. В связи с тем, что привычная атмосфера вокруг ребенка меняется, процесс адаптации к саду может происходить не всегда гладко. Некоторые дети (и родители тоже) оказываются совсем не готовыми к посещению садика, и в связи с частыми проблемами в плане здоровья или психологической составляющей попадают в категорию «несадовских» детей.

Проблема сада или проблема родетелей?

Отметим, что такое понятие как «несадовский» ребенок возникло в России не так давно, с конца девяностых годов прошлого века – когда была проблема массовых закрытий садов и отмены яслей. Дети стали длительное время находиться дома исключительно в компании родителей, а потом резко входить в новую для себя среду, в тот период, когда и физиологически, и эмоционально они проходят кризисный этап – обычно в возрасте примерно трех лет.

Стоит заметить, что истинно домашних детей совсем немного, большей частью встает вопрос не детей, а «несадовских» родителей. Они изначально скептически настроены на посещение ребенком садика, что на уровне подсознания считывает малыш. И тогда при или слезах при расставании, такие родители с чистой совестью забирают детей из садика, даже не дав им пройти период адаптации.

Но все-таки, когда же стоит думать о том, что ребенок относится к истинно «несадовским» детям?

Зачастую это те малыши, которые имеют серьезные отклонения в здоровье, вынуждены соблюдать строгий индивидуальный режим и прием препаратов, требуют особого ухода и постоянного врачебного или родительского контроля. Словом, это те дети, для которых невозможно создать правильных условий в саду. Всем остальным детям вполне можно посещать детский коллектив, даже если это ослабленные, возбудимые или чрезмерно чувствительные малыши. Таким детям, наоборот, даже рекомендуется посещение детского коллектива и общение со сверстниками.

Если ребенок часто болеет

Простуды в саду – это тоже адаптация и процесс формирования нервной системы, они обычно длятся два-три месяца. Если же ребенок постоянно болеет, обычно частые простуды имеют под собой психологические основы – своеобразное бегство в болезнь. Естественно, ребенок простывает не специально, но он испытывает желание заболеть неосознанно. Организм же подчиняется таким скрытым желаниям, и отказывается иммунитетом сопротивляться простуде, ведь если он заболеет, его окружат дома вниманием, и мама будет рядом. А когда он здоров, нужно ходить в садик, и дома внимания после садика нет, все заняты другими делами. В таком случае для исправления ситуации нужен подход с целым комплексом мер – закаливание, укрепление иммунитета малыша с созданием условий в доме после садика с полной душевной гармонией малыша и оказанием ему достаточного объема заботы. При этом родителям нужно убедиться в том, что в целом атмосфера выбранного ими детского садика комфортна малышу и благоприятна для его развития. Если вам не нравится обстановка, волнует отношение воспитателей и другого персонала, стоит подумать о переводе ребенка в другой детский садик. Но стоит помнить, что вечные переходы из сада в сад – это тоже стрессы. Может быть, тогда стоит выбрать частный сад с индивидуальным подходом.

Но ни один самый лучший сад не заменит атмосферы дома. Зачастую проблемы в детском саду - это всего лишь отражение проблем внутри семьи и дефицита внимания к ребенку. Поэтому в первое время посещения сада нужно пораньше забирать ребенка домой и уделять ему максимум внимания и заботы.

Существует ли проблема на самом деле?

Нередко родители переоценивают степень негативных переживаний ребенка в саду, многие дети устраивают «показательные выступления» перед родителями по утрам. Они с рыданиями и истериками приходят в сад, прося вернуться домой, но как только за родителями закрывается дверь, слезы высыхают и дети вполне хорошо остаются в группе. Это процесс манипуляции родителями – если его пресечь, проблема «несадовского» малыша пропадает.

Но иногда несмотря на все приложенные усилия родителей и воспитателей, дети никак не успокаиваются и не адаптируются. В саду таким детям однозначно плохо. В этом случае стоит говорить об истинно «несадовском» малыше. В таком случае дома стоит создать для ребенка все те же преимущества, которые мог бы давать садик: режим, и игры, а общение со сверстниками устроить в условиях или

Вот читаю и прям разрвает на части,незнаю,что делать. Водить или не водить сына в детский садик. Мы много болели с 2-ух месячного возраста,очень слабй имунитет. Соответственно в ясли не ходили по состоянию здоровья. теперь переехали в другой район и записались на очередь в детский садик.нам щас 2 года11месяцев. И что самое удивительное нам уже через неделю позвонили, что есть место в садике. мы очень удивились скорости очереди)))) Но не охотно хотели отдавать ребёнка в садик т.к я даже удобную работу по вечерам нашла, т.е я сидеть могу с ребёнком днём,а вечером.когда папа дома я работаю) Муж катигорически против садика"это армия для ребёнка,ничего кроме болячек там нет и всё в этом роде....
Но всёже свекровь очень просила, чтоб попробовали хотяб. Ну мы и пошли. Вот ходим полтора месяца-по пол дня т.е по 3-4 часа и за это время каких то скацков в развитии не видно,но проболели мы уже 3 раза и все 3 раза заканчивались антибиотиками и ангиной. Тоесть по сути за полтора месяца посещения садика мы там находились 12 не полных дней ну или 6 полных.А плотим,как за полное место,Ребёнок стеснительный на контакт с детьми не идёт.на это воспитатели говорят"ну да выж ещё мала ходите" Хотя когда я предлагаю его оставить на сон опятже слышу" еще рановато мамочка для вашего ребёночка -это будет стрес" ну так, а как мы будем привыкать к садику, если мы постоянно болеем....... Вот дилемма. Ведь можно эти средства направить в другое русло -дополнительное укрепления иммунитета или ещё ку дато... что толку, что мы там числимся. Но с другой стороны воспитатели молоденькие он к ним хорошо идёт и садик хороший там никто не будет заставлять есть если ребёнок не хочет и т.д. Нет предвзятого отношения к деткам,которые уже давно с яслей с ними.

04/12/2014 22:10

Вы о чём? Что за бред. Моё детство в детском саду прошло в конце 8-х- начале 9-х. Вспоминаю эти годы с большой теплотой. До сих пор помню имя любимой воспитательницы, храню ВСЕ рисунки и поделки. С содроганием сердца пересматриваю садиковские фотографии. Социализация, развитие ЗУН для несвудующих ЗУН-знания, умения, навыки). Да море всего... По личному опыту могу сказать что именно в садике формируется ЛИЧНОСТЬ! Ну не бабушке же этим заниматься? Своего ребенка отдам в садик и как можно раньше!!!

17/10/2014 21:45

Россия, Санкт-Петербург

01/09/2014 12:25

Россия, Москва

Если у мамы есть возможность и желание сидеть дома так она и сделает(ребенок будет несадиковским) А если у мамы особо не на кого положиться то адаптация пройдет на отлично, тк у нее не будет время морочить голову себе и остальным. Надо адекватно воспитывать детей чтоб не было проблем дальше. Полностью согласна с доктором

04/01/2014 13:23

Россия, Белгород

До 4-х лет у ребенка не выражен мотив общения со сверстниками, перед ним стоят другие задачи развития. "Социализация" до этого возраста будет неэффективна. Чтобы тренировать ребенка на устойчивость к стрессам, сначала нужно вырастить стержень жизненных принципов и уверенности в себе. И только природная любовь родителей может дать этот стержень уверенности в себе, но не как не посторонние люди

15/11/2013 04:37

Украина, Киев

Отдавать или не отдавать и в каком возрасте решать только родителям.
Я для себя решила не просто отдавать, а отдавать в 2 года, но в самый лучший в районе. У меня не простой ребенок, а с группой инвалидности (ортопедия), поэтому для меня вопрос социализации стоял очень остро, ни одни развивалки, ни одни кружки не заменят детский коллектив, потому что в садике ребенок не оглядывается на маму, а сам решает свои проблемы.
да, гуляют не так много как бы мне хотелось, но мы догуливаем вечером в любую погоду, ребетенкам куплены дождевики-комбинезоны, резиновые сапоги, а на зиму мембранные костюмы и теплая обувь. Ходим в бассейн.
Занятий много в садике и коллектив детский очень развивают ребенка, в этом году у нас прекрасный воспитатель, дочка все делает сама, даже то, что ленилась раньше,что для меня не маловажно, хочу, чтоб она могла сама все для себя делать, ни от кого не зависеть и шла в школу, не только зная алфавит и тд, но подготовленная к общению со сверсниками и учителями.
Сына тоже отдам в 2 года))Считаю, что ребенку легче адаптироваться в 2 года, чем когда его накрыл кризис 3 лет, или когда он уже более зрелая личность в 4 года..Что касается заграницы или наших мам и пап, дедушек-бабушек, то комментаторам сначала нужно изучить вопрос, потому что на Западе декрет обычно 3-4 месяца даже сейчас, в СССР когда росла моя мама было тоже самое, она работала студенткой в яслях, в которые отдавали в 8-10 месяцев, меня отдали в 1.5 года, потому что бабушек не было, а на работу нужно было выходить...о чем я, в принципе, не жалею, о ДС только самые лучшие воспоминания, так что ищите хороший сад...

27/10/2013 17:34

Украина, Винница

комментаторы! не перекручивайте слова друг друга и слова ЕОКа. он не говорил "мама должна быть полезна государству", он сказал: "если ребёнок не ходит в сад, мама не приносит пользу государству" и никому не говорит, кто и что должен делать. вы можете не соглашаться с его мнением, но перекручивать-то не надо

16/10/2013 17:54

Украина, Харьков

Абсолютно поддерживаю Алексея Владимировича Россия, Новокуйбышевск. Я при все уважении к ЕОК (прочитав ВСЕ кего книги) с этой темой не вполне согласна. Во-первых - если ребенок не ходит в сад - то и мама и он "социально не активные члены общества"??? Мы не садиковские (возможно пока) - но ходим и на развивающие занятия, и на рисование и на балет. Врядли какой-то садик даст большее развитие. Гуляем в любую погоду (благо есть сверстники на площадке). И я при этом ну совсем не чуствую себя ущербной и несчастной. А фраза "мама должна быть полезна государству" - тоже покоробила. И то что есть действительно не "садиковские дети" - это факт. Психотип детей тоже нужно учитывать. И дело вовсе не в маме (которая "портит ребенка"). В одной семье могут быть абсолютно разные дети.

08/10/2013 14:02

Канада, Winnipeg

Анна, грустно то, что все молчат, как бараны, что бы с ребенком не делали в детском саду, за исключением едениц. У меня, к примеру, отец заставил лично директора школы и завуча передо мной извениться при всех, после того, как завуч со мной очень грубо (не буду вдаваться в подробности, какой набор слов был использован завучем)поговорила. Причина такого разговора была- моё нежелание добровольно ходить в кружок хора. ЕО неоднократно говорил, что надо требовать, объединяться, а не молчать смирясь с предложеной долей

07/10/2013 16:12

Украина, Первомайск

Еще не маловажный факт - зарплата воспитателей и нянечек, так как дорожить рабочим местом и не срываться на детях можно, только если есть чем дорожить! Ведь все упирается в человеческий фактор - проветрить, увлажнить, вывести гулять на 2 часа (а не на 30 минут), чему-то научить, "по-человечески" обращаться с детьми... Ведь сложно проверить проветривалось ли помещение, да и увлажнитель нужно включить и воду залить, да еще из под крана не подходит. Если желания все это делать не будет, так любые нормы можно "обойти". Ведь нельзя закрывать детей в туалетах и ставить на колени в угол во время тихого часа, но все это практикуется... грустно...

05/10/2013 07:26

ann Россия, Мурманск

А у нас хороший сад и воспитатели отличные! Садик держится не только на показателях влажности и температуры (хотя это конечно важно). У нас воспитатели гуляют в любую погоду, в садик постоянно приходят театры. Дети ходят в библиотеку, готовятся к школе, посещают кружки. У ребенка есть друзья. Дочка приходит и просит купить книгу, которую они читают в саду. Да, ходят и больные и группа большая, но я смотрю на это спокойно и не забиваю себе голову, потому что выздоравливает ребенок быстро (спасибо Комаровскому!))Дочку вечером из сада не хочет уходит. А сады у нас такие какие есть. Как говорится, не хотите ходить не ходите. У меня такой возможности нет, поэтому ходим и радуемся. Садик это всего лишь 4-5 лет. Травмы дети и дома получают при родителях. Я тоже в детстве получила травму в садике, но я до сих пор с благодарностью вспоминаю воспитателей. В травмах очень часто воспитатели не виноваты. Лучше надо обсуждать проблемы школы!!! Потому что от садике отказаться вы можете, а от школы нет!! И в школе куда серьезнее проблемы, чем сопли ребенка.

30/09/2013 14:51

Украина, Запорожье

мы домашниее.т.к.в группе из 15чел. 2-3ребенка с кашлем и соплями - обычное дело.в садике принимают всех принципиально т.к. он подшефный завода. всем плевать и на условия и на здоровье детей.частного садика в моем районе нет.пришлось уволиться с работы. ходим в сад с перерывами в 6мес (самое интересное, что за это время не болеем вообще).городские садики - та же история т.к. важно количество детей.про чеснок и лук, температуру и влажность - это я вообще вою!все ужасно и печально!

27/09/2013 13:01

Россия, Нижний Новгород

Я лично терпела до последнего. Очень хотела водить младшего ребёнка в садик, тем более он этого хотел больше чем кто-либо. И дело не в болячках - поболел и перестал…Простое человеческое НЕ ХОЧУ я говорю нашим детским садам по следующим причинам:
1. Меня не радуют группы, состоящие из 40 человек при норме 25.
2. Меня огорчают ненормальные родители, число которых постоянно растёт (простите, это крик души), отправляющие в группу больных детей. Она же дала ему жаропонижающее, авось часов на 6 хватит, а иногда и воспитатель даст, при соответствующим образом налаженных отношениях. Такие всегда(!) расскажут о том, что за больничный их уволят с работы и потом их ждёт голодная смерть. Господи, вы своих детей-то пожалейте!!! Нет ничего важнее в жизни, чем здоровье и жизнь твоих близких.
3. Мне категорически не нравится образ жизни детсадовцев. Об этом много говорил Евгений Олегович в своём сюжете. С ними действительно перестают гулять. Воспитали в прошлом году собирали деньги на 12-секционный(!!!) масляный радиатор. Это притом, что в детских учреждениях и так топят «будь здоров». По многочисленным жалобам трепетных мам и бабушек форточки остаются закрытыми целый день.
4. Воспитатели детского сада перегружены бумажной волокитой в форме ежемесячных отчётов и тому подобное, в связи с чем, число и уровень развивающих занятий с дошколятами заметно сократились.
5. Я постоянно вспоминаю начало 80-х, когда я была маленькой-маленькой девочкой и ходила в детский сад в маленьком-маленьком северном городке в Мурманской области с полярной ночью, полярным днём, отсутствием лета, солнца и витаминов, ветрами до апреля и постоянными низкими температурами. Я до сих пор вспоминаю, чем и как с нами занимались воспитатели, как они, надев валенки и шубы, самоотверженно выдерживали наши 2-3 часовые зимние прогулки, как мы ежедневно обтирали друг друга мокрыми махровыми рукавичками, бегая по кругу в одних трусах))), как «загорали» под «синей лампой»…
P.S. Я ни в коем случае не виню дошкольных педагогов. Перед некоторыми из них я склоняю голову. Я виню систему и государство, которое поставило и их, и родителей, и детей в такие условия. Но если хорошенько подумать и ещё раз перечитать в умной книжке, что означает термин «государство», то станет понятным, что ЕГО У НАС БОЛЬШЕ НЕТ(((При всей уникальности программ дошкольного образования, важности и необходимости в общении со сверстниками, «организации сюжетных игр» и социальной адаптации в целом, я говорю твёрдое НЕТ детскому саду, но мы с мужем постоянно ищем и находим возможность, чтобы и без него наш ребёнок рос и развивался полноценно. Поверьте, даже при минимальных затратах это возможно.

27/09/2013 09:02

Olga Россия, Рязань

Можно подумать, кроме "проявлений жестокости" и пресловутого температурного режима, в детсадах ничего плохого нет. Вы своё-то детство вспомните получше! Я даже ещё не помню того периода, но хорошо знаю, что первый закрытый перелом ключицы получила в яслях - качелями ударило. А муж рассказывал, как он из старшей группы детсада сбегал домой с друзьями - через ограду. Вот вам детские сады! Лучше пусть мой ребёнок дома сидит и рискует так и не научиться ругаться, не увидеть жестокости и т.д. (кстати, а телик на что? :-) Или пусть не переболеет "вовремя" ветрянкой и т.п. (а прогулки на что, там ведь те же контакты с детьми и взрослыми?) Я думаю, ЕОК немного льстит нам, считая, что женщине нужно работать, чтобы ощущать себя полноценной. По правде говоря, не так уж много среди нас незаменимых на работе людей, без которых общество не обойдётся. Лет пять можно и посвятить воспитанию ребёнка, тем более, что это всё-таки главное наше предназначение...

27/09/2013 08:23

Украина, Белогорск

ЕОК некомпетентен в области психологии, но он и не претендует на звание семейного психолога. Человек говорит свою точку зрения, свой опыт, свои наблюдения. Он правильно сказал о жестокости. Допустим, Родители не отдали ребенка в ДС из-за того, что малыш аленький цветочек, а там все по -другому, но ребенок же не будет сидеть дома всю жизнь. Рано или поздно ребенок пойдет в школу. И надеяться, что те жестокие дети в ДС превратятся в котенков в школе- глупо. Они станут еще хуже. В итоге, ребенок 7 лет жил в одном мире, и его резко пере кинули в другой. И это наряду с семилетним детским кризисом. В итоге, ребенок не знает, что ему делать, как себя вести, а помимо всего прочего у него появляется много новых обязанностей школьника. Тогда, семилетние малыши, вынуждены адаптироваться в обществе, выполнять домашнее задание(конечно же на отлично), они со всем не справляются- появляются куча комплексов... С которыми потом тоже идут к психологам. Ведь так?

26/09/2013 19:07

Россия, Тольятти

Это какой - то бред! Налетели на ЕОК без повода! Отличный выпуск! Тема рассмотрена в основном именно с медицинской точки зрения и лишь немного задевает психологические аспекты. В передаче доктор подчеркивает, что это лично его мнение, к которому он не призывает прислушиваться! Он честно высказывает СВОЕ мнение, потому что его спрашивают мамы! Я не услышала никакого обвинения ГВ в несадиковости ребенка. Более того ЕОК говорит в конце передачи, что психологические проблемы нужно решать с психологом! Очень правильно сказано по теме жестокости в ДС: если ребенок этого не увидит в раннем возрасте и не научится правильно на это реагировать - ему будет очень трудно адаптироваться элементарно к школе (не говоря уже о жестоком взрослом мире). Это не значит, что ему эту самую жестокость нужно показывать (а тем более проявлять по отношению к ребенку), это лишь говорит о том, что родители должны научить его правильно реагировать на неадекватное отношение взрослых как можно раньше!

Взрослым, постоянно озабоченным своими серьезными проблемами, мир детства кажется безоблачным и беззаботным. Они даже придумали красивую метафору - Золотое Детство. Самих детей, как всегда, об этом не спросили. Мнением детей вообще не принято интересоваться - они еще слишком малы и не понимают, что для них хорошо, а что плохо.

Представьте, что вся ваша жизнь находится во власти всесильных мудрецов - противиться их воле бесполезно. Оказавшись в таком положении, вы едва ли сочтете, что переживаете золотую пору. Вы скорее станете бессознательно, почти без надежды на успех сопротивляться давлению и отстаивать свое право на собственные желания, предпочтения и интересы. Не в силах победить в неравной борьбе, вы будете огорчены, подавлены, можете даже заболеть. Такова уж человеческая природа. И она проявляется в любом возрасте, даже в детстве. Не приходится удивляться, что дети, когда не могут смириться с навязанным им стилем жизни, реагируют на это пассивным, но упорным сопротивлением.

Пожалуй, самая серьезная проблема, которая приводит в действие этот оборонительный механизм, - помещение ребенка в детский сад. Парадокс состоит в том, что, поступая таким образом, взрослые оказываются по большому счету правы. Общение с родителями - необходимое, но недостаточное условие полноценного развития личности ребенка. Не менее важно общение со сверстниками, совместное решение жизненных задач без опоры на родительскую помощь. Современный городской ребенок в условиях домашнего воспитания такого общения практически лишен. В результате он рискует на долгие годы сохранить инфантильную сосредоточенность на собственной персоне, неумение сотрудничать и ладить с людьми. Детский сад в этом отношении играет положительную роль, формируя у ребенка многие жизненно необходимые навыки. Если дома ребенка окружает безграничная любовь, то в детском саду к нему относятся трезво и спокойно. И это нормально: человеку необходимо чувствовать не только мамино восхищение каждым его словом и жестом, но и разумную требовательность, объективную оценку его успехов и промахов. Не будем забывать и о таких прозаичных, но важных вещах, как рациональный режим дня, сбалансированное питание, дисциплина - дома с этим зачастую дело обстоит неважно.

Однако даже при самом благоприятном стечении обстоятельств перемена в образе жизни при поступлении в сад связана для ребенка с объективными трудностями. Дома он чувствует себя во всех отношениях более комфортно, поскольку условия жизни так или иначе приспосабливаются к его индивидуальным нуждам. В детском саду, наоборот, надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям, да к тому же приходится распрощаться со своим привилегированным домашним положением и влиться в среду сверстников. Даже самый гуманный воспитатель, работающий с небольшой группой детей, не может уделить ребенку такое же внимание, как мама. Это неизбежно воспринимается как большая потеря, как дефицит внимания и заботы.

Неудивительно, что такая серьезная перемена очень редко проходит гладко и безболезненно. В большинстве случаев адаптация к новым условиям бывает связана со многими переживаниями и проблемами. Для некоторых детей эти проблемы довольно быстро сглаживаются. Но немало и таких, кто адаптируется долго и тяжело. Бывает, что за все годы пребывания в детском саду ребенок так и не привыкает к своему «второму дому». Для таких детей даже придуман особый эпитет - «несадовские». Имеется в виду, что детский сад такому ребенку абсолютно противопоказан, ибо приспособиться к нему малыш не в состоянии. Большинство родителей сталкиваются с тем, что изменение условий жизни ребенок воспринимает болезненно, причем отрицательные переживания не исчезают, как хотелось бы, через несколько дней, а сохраняются довольно долго - недели и месяцы. Помимо этого многие дети, поступив в сад, часто болеют, тем самым сводя на нет все ожидаемые эффекты общественного воспитания. Родители начинают терзаться сомнениями и колебаниями. Правильно ли они поступили, отдав ребенка в сад? Не вредно ли это для его здоровья и развития? И вообще - не является ли их чадо тем самым «несадовским» ребенком, которого, несмотря на все возможные трудности, лучше из сада забрать и воспитывать дома?

На все эти вопросы, касающиеся конкретного ребенка, может дать точный ответ только специалист, ознакомившийся со всеми его индивидуальными особенностями. Если родители испытывают серьезную озабоченность, то им надо обратиться за консультацией к детскому психологу. Но предварительно следует сориентироваться в тех общих рекомендациях, которые дают психологи в большинстве подобных случаев. Не исключено, что тогда какие-то вопросы отпадут сами собой, а решение конкретных проблем обозначится более четко.

Дело в том, что настоящих «несадовских» ребят, к счастью, не так уж много. В основном это дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями и вынужденные жить под медицинским наблюдением. Им необходим индивидуальный режим, диета и другие особые условия, которые в детском саду обеспечить невозможно. В принципе, все остальные дети, несмотря на бесконечное разнообразие их индивидуальных особенностей, вполне «садовские». И нервным, и ослабленным, и агрессивным, и чувствительным детский сад не противопоказан. Более того - отклонения в поведении лишь усиливают необходимость в детском обществе и внимании педагогов-профессионалов.

Но как же отнестись к тому объективному факту, что в саду ребенок часто болеет? Ведь даже признанный авторитет доктор Бенджамин Спок отмечает: «Нужно признаться, что в детском саду дети чаще простужаются, чем дома». И тому есть очевидные причины. Всякое изменение условий жизни, требующее адаптации, представляет собою сильный стресс для организма. Стресс, в частности, проявляется в том, что ребенок слабеет, у него снижается сопротивляемость к заболеваниям. Кроме того, в детском коллективе значительно выше вероятность инфицирования ребенка, чем дома. Любой здоровый малыш может быть носителем микроорганизмов, на которые он сам не реагирует, так как они для него «свои», а для другого они могут послужить причиной заболевания. А мамы порой думают, что ребенка в саду «простудили».

Однако сам доктор Спок убежден: «Это не причина, чтобы не пускать ребенка в детский сад. Крепкий, здоровый ребенок не пострадает от нескольких лишних простуд» .

Самое важное, что следует при этом иметь в виду: причина постоянных простуд и хронических ОРЗ чаще вовсе не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется - бегство в болезнь. Не надо думать, что ребенок простужается нарочно, мечтая остаться дома. Это стремление он испытывает неявно, неосознанно, не отдавая себе в нем отчета. И организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать удивительную ослабленность, с легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Любые меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправданны и целесообразны. Но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись эмоционального равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням.

Какие шаги могут предпринять родители с этой целью? Прежде всего необходима уверенность, что не только ваш ребенок «подходит» детскому саду, но и конкретный сад подходит вашему ребенку. Ведь не секрет, что садик садику рознь. Родители должны убедиться: атмосфера выбранного ими учреждения достаточно благоприятна и комфортна. Немаловажно, какое впечатление производят на родителей воспитатели. Если воспитатель вам несимпатичен, это еще не значит, что он плохой профессионал и скверный человек. Но это повод задуматься. Потому что такая эмоциональная оценка скорее всего свидетельствует о серьезном расхождении во взглядах, целях, ценностях, самом стиле поведения воспитателя и родителей. И это рассогласование ребенок может воспринимать обостренно, мучительно подстраиваясь то к одному, то к другому стилю.

Надо присмотреться и к поведению детей. Если дети в саду «стоят на голове», то скорее всего там царит анархическая вольница и воспитатели, погруженные в собственные проблемы, не уделяют детям должного внимания. Но ничуть не лучше, если дети «ходят по струнке», пугливо оглядываясь на воспитателя. Ни в джунглях, ни в казарме малыш не сможет чувствовать себя комфортно. Если атмосфера данного учреждения вас не устраивает, всерьез задумайтесь о переводе ребенка в другой сад. Но этот шаг может быть приемлем однажды или дважды. Если же в поисках лучшего места вы превратите жизнь ребенка в постоянное кочевье, то тем самым лишите ее стабильности и ввергнете его в бесконечный стресс.

Но даже самый лучший детский сад может служить дополнением к семье, но никак не заменять ее. Ребенку там многое дано, но многого и недостает. Родители нередко замечают, что, возвратившись из детского сада, малыш буквально вцепляется в мать, не отходит от нее ни на шаг, пытаясь восполнить накопившийся дефицит близкого общения. Накормленный и ухоженный вдали от дома, он тем не менее «изголодался», и это голод особого рода, который очень трудно утолить. Родителям надо позаботиться, чтобы испытываемый ребенком дефицит не был слишком острым. Если есть возможность, не надо оставлять малыша в саду надолго. А дома надо сторицей восполнять то, чего ребенок был лишен в отсутствие родителей.

Не надо переоценивать негативные переживания ребенка. Замечено, что даже те дети, которые с рыданиями умоляют мать не оставлять их в саду, через несколько минут после ее ухода успокаиваются и включаются в игры с товарищами. Если же ребенок чувствует, что своими протестами ему удалось посеять в сердце матери сомнения или даже ощущение вины, то он с удвоенным упорством примется воздействовать на нее всеми доступными средствами. Родителям можно поделить обязанности таким образом, чтобы на первых порах ребенка в сад отводил отец: отцы вообще более трезво относятся к эмоциональным реакциям детей.

Может случиться и так, что, несмотря на все усилия, не удается преодолеть отторжение ребенком детского сада. Если совершенно очевидно, что ребенку в саду плохо и издержки общественного воспитания в данном случае перевешивают все преимущества, все равно не торопитесь вешать на малыша ярлык безнадежно домашнего. Вероятно, просто не удалось создать ему те условия, которые обеспечили бы нормальную жизнь в детском коллективе. За конкретным советом - как выйти из этой ситуации лучше обратиться к специалисту-психологу. Ну а если не помогают никакие советы, остается только попробовать в домашних условиях обеспечить ребенку те преимущества, которые дает детский сад. При этом родителям приходится в какой-то мере поступиться своими интересами. Детский сад помогает решать одни проблемы, но часто порождает другие. Надо просто решить, какие для вас важнее.

Сентябрь - время, когда детский плач по утрам мы слышим чаще, чем обычно. Как правило, именно в сентябре начинают посещать детские сады наши дочки и сыночки. Что нужно сделать, чтобы процесс адаптации прошел максимально безболезненно и легко? Почему одни дети с первых дней чувствуют себя в саду как дома, а другие месяцами плачут перед походом туда? Существуют ли «недетсадовские» дети?

Аргументы в пользу детского сада

«Так подготовить к школе и научить общению в детском коллективе, как это делают специалисты в детских дошкольных учреждениях, мама самостоятельно не сможет», - убеждена заведующая 121-м детским садом, педагог с 30-летним стажем Галина Лакинская. Программы занятий рассчитаны на определенный возраст: два, три, четыре и т.д. года. Они объединены в систему. Поэтому надеяться, что вы приведете ребенка в сад за год до школы (как это делают многие, у кого есть возможность сидеть с малышом дома) и он получит все необходимые навыки и разносторонние знания, не стоит.

Кроме знаний, детсад дает опыт общения со сверстниками. Некоторые родители считают, что малышу достаточно общения с детьми их друзей или соседскими карапузами. Однако такие встречи бывают от случая к случаю, раз-два в неделю. Во-вторых, круг общения все равно ограничивается одним-двумя детьми. Наконец, сын или дочь не сможет самостоятельно выстраивать взаимоотношения со сверстниками, поскольку вы всегда начеку, контролируете и бдите, а ребенок хочет, может и должен САМ. В коллективе группы детского сада существуют свои правила, иерархия и т.д.

Помогите своему ребёнку

В детсад - вовремя. Педагоги, врачи и психологи в один голос уверяют - оптимальный возраст для начала посещения детского дошкольного учреждения - два с половиной года. Сегодня многие мамочки, боясь потерять работу, выходят из декрета через 6-8 месяцев после родов. Ещё немного с малышом сидит бабушка или няня, и уже в год-полтора его ведут в сад. Считается, что чем младше кроха, тем легче он привыкает к новой обстановке. И опыт доказывает, что это правда. Тем не менее, утверждают специалисты, стоит подождать ещё немного, когда малышу исполнится два-два с половиной годика.

Социальные навыки. Готовность малыша к садику определяется в том числе его самостоятельностью. Важно, чтобы ребенок был приучен к горшку, не сосал соску, умел самостоятельно кушать, пить из стакана, а не из бутылочки. Хорошо, если малыш может дослушать историю до конца, умеет доступными ему средствами рассказать о своих впечатлениях. Важен и опыт его самостоятельного пребывания вне дома (у родственников или знакомых).

Режим. Это очень распространено сегодня: родители молодые, демократичные. Следить за распорядком дня неудобно да и лень. Проще, чтобы малыш жил по родительскому графику. В итоге ребенок привыкает засыпать ближе к полуночи, просыпаться около девяти, днем не спать совсем или дремать в машине, кушать от случая к случаю (то бутерброды, то мороженое, а то и чипсы с лимонадом). «Не все родители понимают, как для растущего человека важен режим. Год от года дети, приученные к распорядку дня, приходят в детсады реже и реже, - рассказала нам детский практикующий психолог Наталья Дружинина. - О режиме родители вспоминают, когда до сада остается всего ничего. Некоторые с рвением пытаются за месяц изменить ситуацию. Несовпадение домашнего и детсадовского режимов чревато тем, что, помимо непривычной обстановки, появляется новый темп жизни. Как минимум, ребенок не будет высыпаться, что приведет к излишней капризности, плаксивости».

Дайте время. Родители, которые отдают малыша в садик летом, выбирают самое оптимальное время. С одной стороны, проходят выпускные, группы реорганизуются, завершается ремонт. С другой, ещё не начались занятия, дети много времени проводят на улице, и адаптация проходит легче.

Недетсадовский?

«Нет такого понятия - недетсадовский ребенок», - заверили нас и Галина Лакинская, и Наталья Дружинина. К каждому малышу можно найти подход, поработать с его эмоциональной сферой, страхами и выровнять ситуацию. Единственным исключением могут служить патологические отклонения в психике ребенка.

Почему же привыкание к детскому саду у всех детей проходит по-разному? Труднее всего адаптируются малыши, круг общения которых ограничен семьей. Легче привыкают к новой обстановке детки, привыкшие гостить без родителей у бабушек, теть, знакомых. Проще и тем, у кого есть братья и сестры. В общем, чем больше общения хорошего и разного, тем лучше.

Что может осложнить период привыкания? Первое: совпадение адаптации с кризисом самости. Обычно он наступает в три года (у кого-то раньше, у кого-то позже). Выделение себя как личности может сопровождаться эмоциональной неустойчивостью и капризами. Второе: эмоционально напряженная обстановка в семье. Если произошло что-то серьезное (болезнь члена семьи, развод родителей и т.д.), это сказывается на переживаниях ребенка. Третье: родители морально не готовы «отпустить» чадо. Отдельная категория - поздние дети, зачастую взрослые мамы не хотят «оторвать» от себя малыша, чем делают ему хуже. Наконец возможен вариант несовпадения привычного поведения взрослых и воспитателя. Всем известны случаи, когда ребенок заходит в группу без слез, когда работает один воспитатель, и с истерикой, когда наступает очередь второго (как правило, более грубого, крикливого). Однако специалисты советуют не торопиться менять группу. Найти компромиссный вариант можно, пообщавшись с самим воспитателем, заведующей и психологом детского сада.

В детсаду нас заверили, что новичков вводят в группы не чаще одного в три дня, воспитатели готовят для них небольшие сюрпризики (конфетки, маленькие игрушки), вовлекают в ознакомительные игры. «Цель и педагогов, и родителей одна - душевное спокойствие ребенка, - говорит Галина Лакинская. - Поэтому мы разрешаем родителям проводить «экскурсии» по территории сада и в группе, пока оформляется медкомиссия, в первые дни мама или папа могут час-два быть в группе с ребенком, советуем приносить с собой из дома любимую игрушку и т.д.».



Рассказать друзьям