Воспитание детей с дцп. Ипполитова М.В

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста

Возрастные особенности психического развития детей

Общение – актуальная проблема. В старшем дошкольном возрасте продолжают развиваться психические процессы ребенка; очень важным моментом становится его общение со сверстниками.

Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества

(ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном

поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный

нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане).

Несмотря на то что, как и в 4-5 лет, дети в большинстве случаев используют в речи слова-

оценки хороший - плохой, добрый - злой, они значительно чаще начинают употреблять и

более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый

и др.

В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения -

формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те

требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на

более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки,

наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми

общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок

эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим

норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям.

Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т.

д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее

симпатичен. В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти

представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя

настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не

хотел бы обладать в будущем, и существуют пока как образы реальных людей или сказочных

персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т. д.). В них

проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной

степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных

играх и беседах, оценки и мнение товарищей становятся существенными для них. Повышается

избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети

объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или

его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.).

В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому

после 6 лет воспитательные воздействия на формирование её отдельных сторон уже гораздо

менее эффективны. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей

гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества,

особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения). Дошкольники

оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют

возможные варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и

противоположного пола, осознают необходимость и целесообразность выполнения правил

поведения во взаимоотношениях с детьми разного пола в соответствии с этикетом, замечают

проявления женских и мужских качеств в поведении окружающих взрослых, ориентируются на

социально одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и

с удовольствием принимают роли достойных мужчин и женщин в игровой, театрализованной и

других видах деятельности. При обосновании выбора сверстников противоположного пола

мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки -

на такие, как сила, способность заступиться за другого. При этом если мальчики обладают ярко

выраженными женскими качествами, то они отвергаются мальчишеским обществом, девочки

же принимают в свою компанию таких мальчиков. В 5-6 лет дети имеют представление о

внешней красоте мужчин и женщин; устанавливают связи между профессиями мужчин и

женщин и их полом.

Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом

взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение

правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как

должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры

дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила.

При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и

попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий,

распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.

Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримёрная).

Игровые действия становятся разнообразными.

Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том,

что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга,

эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила

речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и

повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение

к событию, используя эпитеты, сравнения.

Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых

переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей,

животных, борьба добра со злом.

Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста

Общение – актуальная проблема. «Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности»,- отмечал В.В.Давыдов.

Одним из компонентов общения выступает культура речи. Воспитание культуры речевого общения предупреждает негуманное проявление эмоций, а также определяет:

Формирование знаний, норм и правил;

Умение взаимодействовать с окружающими;

Желание вступать в контакт.

Запросы общества по этой проблеме отражены в Концепции дошкольного воспитания.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующий вывод.

Речевое общение – мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, направленный на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включается во все другие виды деятельности.

Оно осуществляется между несколькими людьми, имеет свою структуру, компоненты которой неразрывно связаны между собой:

Интерактивную;

Коммуникативную;

Перцептивную стороны речевого взаимодействия.

Культура речевого общения – это такой выбор, такая организация языковых

средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.

Культура речевого общения дошкольника – выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Формирование навыков культуры общения имеет закономерности, связанные с возрастными особенностями. Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации (беседа, разъяснение); а также наиболее характерные приемы обучения.

Данные, полученные в результате исследования, проведенного в нашем саду, позволяют сказать: педагоги и родители осознают необходимость организации специальной работы по воспитанию культуры речевого общения детей. Однако недостаток у них теоретических знаний, практических умений не позволил четко выделить методы и приемы, формы организации работы по этому направлению, что, в конечном счете, привело к недостаточному усвоению материала детьми старшего дошкольного возраста. В результате выделились три группы по уровню сформированности культуры речевого общения.

Программа «Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками» составлена на основе программы «Успех»

Старший возраст.

Тематические блоки:

-Развитие связной речи;

-Ознакомление с художественной литературой;

-Развитие словаря;

-Развитие грамматического строя речи;

-Невербальное общение.

4.2 занятия в месяц, по 25 мин. каждое.

Примерный срок реализации темы – 1год.

Планируемые результаты.

К концу года ребенок должен быть:

Физически развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками;

Любознательный, активный;

Эмоционально отзывчивый;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и детьми;

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкци

Овладевший необходимыми умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности

5Сопутствующие формы обучения (кружок «Веселый язычок», экскурсии, выставки, театральная деятельность).

3Технология

Разработка технологии осуществлялась на основе анализа психолого-педагогической литературы, современных образовательных программ.

Обучение детей предполагает:

Введение в словарь этических формул – слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения;

Объяснение их значения;

Формирование умения выбирать нужный стереотип с учетом ситуации общения.

Данная технология предусматривает проведение работы в регламентированной, совместной и самостоятельной деятельности с детьми, которая позволяет каждому ребенку старшего возраста без перегрузки, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей развивать коммуникативные способности, соблюдать правила культуры речевого общения.

Особенность технологии заключается в том, что вся деятельность носит игровой и занимательный характер.

Основная цель технологии:

Формировать знания, умения, навыки культуры речевого общения у детей старшего возраста со взрослыми и сверстниками.

Основные задачи технологии:

- ввести в активный словарь этические стереотипы;

Формировать умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения;

Способности эффективно осуществлять деятельность, т.е. умение говорить и слушать других;

Проводить работу по освоению собственно речевых норм.

В основу технологии положены следующие принципы:

1) учета возрастных особенностей старших дошкольников:

У детей к 5-6 годам складывается вне ситуативно-личностная форма общения со взрослыми и детьми;

К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы с некоторыми этическими стереотипами;

2) комплексного подхода, который предусматривает выделение задач работы над развитием культуры речевого общения со взрослыми и сверстниками, решаемых с помощью разнообразных форм, методов и приемов;

3) использования различных форм, методов и приемов работы, способствующих воспитанию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. При работе с детьми необходимо сочетать словесные методы и приемы с наглядными и практическими, что находит отражение в нашей технологии.

Особое внимание уделяется:

Беседам;

Использованию художественного слова;

Комплиментам как одному из видов поощрения;

Проигрыванию игровых проблемных ситуаций и упражнений;

Драматизации отдельных произведений;

4) сочетания различных форм организации деятельности: регламентированная – занятия, совместная – воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей, в которых осуществляется решение поставленных задач;

5) игровой – соответствует возрастным психологическим особенностям детей;

6) безоценочного позитивного принятия ребенка;

7) этапности работы, на основе которого были выделены три этапа.

1 этап: подготовительный (предварительный), в ходе которого предусматривается работа по активизации в речи детей этических стереотипов, норм общения с опорой на ранее полученные знания.

2 этап: освоение ребенком правил культуры речевого общения. Работа на данном этапе предполагает:

Введение достаточного количества этических формул в речь детей, используемых приобщении со взрослыми и сверстниками, объяснение их значения;

Формирование умения внимательно выслушивать собеседника, устанавливать с ним контакт с помощью различных средств общения.

Грамотное использование различных методов и приемов работы, их рациональное сочетание будет способствовать формированию навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

3 этап: последующая работа, позволяющая закрепить полученные знания, умения.

Технология представлена в таблице

Работа, проводимая в ДОУ наиболее результативна, если находит продолжение в семье.

Условные обозначения:

С.Д. – совместная деятельность педагога с детьми;

СДД – самостоятельная деятельность детей;

П – познание;

Ф – физическая культура;

З – здоровье;

Б - безопасность;

С – социализация;

Т – труд;

К – коммуникация;

Ч – чтение художественной литературы;

Х – художественное творчество;

М - музыка.

Таким образом, содержанием формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста являются:

Формирование знаний о правилах и нормах речевого этикета в разных ситуациях общения (приветствия, прощания, благодарности, поощрения, сопереживания),

С разными собеседниками: взрослыми и детьми;

-в разных (видах деятельности:) образовательных областях: познание, физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.

Перспективный план работы "Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста»

Месяц

Регламентированная деятельность

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

Сентябрь

    "Учимся представляться. Будем знакомы".

Цель:

    Помочь составить ребенку представление об основных правилах знакомства с окружающими взрослыми и сверстниками, об употребляемых этикетных выражениях в определенных случаях;

Методы и приемы:

Беседа, игровые упражнения на развитие чувства близости "Ласковое имя", художественное слово, проигрывание игровых ситуаций "Знакомство".

С.- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, развитие игровой деятельности.

П.- достижение познавательных интересов.

Г. Остер "Будем знакомы".

"Молчок", "Снежный ком", "Кто к нам пришел", "Вежливый котик".

Игровые ситуации знакомства.

Ч. – формирование первичных ценностных представлений, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Х.Т. – развитее детского творчества.

С. – развитие игровой деятельности детей.

К. – развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Включение в ролевые игры детей игровых ситуаций знакомства;

Игра "Лучшее знакомство".

П. – достижение познавательных интересов.

Разговор с родителями о необходимости и важности умения расширять круг знакомств, рекомендации по использованию реальных жизненных ситуаций для обучения ребенка этикетному правилу знакомства.

К. – развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

П. – достижение познавательных интересов.

    "Говорю и понимаю без слов".

Цель:

    познакомить детей с тем, что можно общаться без слов и понимать, о чем говорят другие, их настроение при помощи мимики, жестов;

Методы и приемы:

Беседа; игра на раскрепощение детей; проигрывание проблемных ситуаций, игровое упражнение.

С. – развитие игровой деятельности.

К. – развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Игра "Подари движение", "Покажи настроение", "Настроение".

Рассматривание и обсуждение фотографий, иллюстраций.

Игровое упражнение "Мимическая гимнастика".

С. – развитие игровой деятельности.

Ч.- формирование первичных ценностных представлений.

Включение в ролевые игры детей игру "Придумай и покажи".

Драматизация знакомых художественных произведений без слов с помощью мимики и жестов.

С. – развитие игровой деятельности.

Предложить воспитанникам рассказать близким об играх без слов. Придумать, как можно изобразить без слов одного из животных.

К. – развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Х.Т. – развитие детского творчества.

Октябрь

    "Давайте говорить друг другу комплименты…"

Цель:

    познакомить с применением комплимента, как способа поощрения, выражения доброжелательности;

Методы и приемы:

Игровое упражнение; разъяснение; моделирование и анализ ситуаций; рассматривание фотографий.

П. – расширение кругозора детей.

К. – развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Ч. – приобщение к эстетическому вкусу.

С. – развитие игровой деятельности.

Беседа с детьми.

"Чудесные превращения", "Вежливые отгадки", "Комплимент", "Бояре", "Эхо", "Вежливый котик", "Волшебные очки".

Игровые ситуации "Озвучь картинку", др.

К. – развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

С. – развитие игровой деятельности.

Рисуем автопортрет "В подарок другу".

Дидактические настольные игры, игры парами, побуждающие детей к воспроизведению известных им формул одобрения.

С. – развитие игровой деятельности.

Х.Т. – развитие продуктивной деятельности, детского творчества.

Вместе с родителями придумать и записать в альбом детского словотворчества формулы комплиментов на:

Одобрение внешности;

Одобрение личных качеств;

Одобрение деловых качеств.

П. – развитие познавательно исследовательской деятельности.

К. – развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

    "Все начинается со слова "здравствуй".

Цель:

    раскрыть значение слова "Здравствуй", употребление в зависимости от партнера, времени суток вариативных слов приветствия.

Методы и приемы:

Беседа; разъяснение; моделирование и анализ ситуаций приветствия; игровое упражнение, художественное слово.

П. – расширение кругозора детей.

С. – развитие игровой деятельности.

Чтение художественных произведений:

А. Кондратьева "Добрый день", А.Барто "Шла вчера я по садовой", М. Дружининой "Кто знает волшебное слово".

Игры: "Кто первым поздоровается", "Скажем, здравствуй".

Игра-драматизация "Страна вежливости".

Ч. – развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству.

Х.Т. – развитие детского творчества.

С. – развитие игровой деятельности.

Использование этикетных формул во время приветствия.

Игра "Займи место".

Игры-драматизации стихотворений.

Использование этикетных формул приветствия в ролевых играх.

С. – развитие игровой деятельности.

К. – развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Придумать маленькую вежливую сказку "Здравствуй".

Ч. – приобщение к словесному искусству, развитие литературной речи.

Х.Т. – удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Ноябрь

    "Расставаясь, говорим мы "до свидания".

Цель:

    раскрыть значение слова "До свидания", употребление в зависимости от партнера различных форм прощания.

Методы и приемы:

Слушание отрывков из художественных произведений; моделирование и анализ ситуаций прощания; этюд на расслабление; игра-драматизация.

Чтение художественных произведений "Пора прощаться".

Игра "До свидания".

Игровое упражнение "Карлсон".

Моделирование ситуаций прощания.

Использование этикетных формул при прощании.

Использование этикетных формул прощания в ролевых играх.

Игра "Факиры"

Игра "Кто больше знает слов прощания" (соревновательного характера).

    "Волшебное слово "спасибо".

Цель:

    обучить детей уместному использованию различных слов, формул благодарности.

Методы и приемы:

Моделирование, проигрывание и анализ ситуаций; прием ТРИЗ "Что было бы, если…"; чтение отрывков из художественных произведений, игровые упражнения.

Игра-драматизация "Добрый день".

"Походки", "У нас в гостях кукла Таня", "Вежливый котик", "Подарки"

Чтение художественных произведений.

Проигрывание ситуаций.

Использование различных формул благодарности в ролевых играх.

Дидактические игры, игры парами.

Предложить придумать "Вежливую сказку", нарисовать к ней иллюстрации.

Использовать ситуации собственного примера.

Декабрь

    1. "Вежливая просьба".

Цель:

Методы и приемы:

Беседа; художественное слово; прием ТРИЗ "Что было бы, если…"; проигрывание ситуаций; игровые упражнения; рассматривание фотографий, иллюстраций.

Чтение художественных произведений С. Маршака "Ежели вы вежливы", "Знал одного ребенка я", И. Пивоваровой "Был ослик очень вежливый, С. Погореловского "Что значит быть вежливым".

Игры-драматизации "Как Буратино стал вежливым".

"Вежливое слово".

Литературная викторина "Здравствуйте, пожалуйста, спасибо…".

Сочинение этикетной сказки.

Драматизация сказки "Колобок".

Использование форм выражения просьб в дидактических, ролевых играх.

Упражнение "Пожалуйста".

Обсудить в родительском коллективе вопрос о важности соблюдения вежливости в семье, ее значения для формирования у ребенка убеждения о необходимости культурно говорить.

Январь

    "Разговор о том, как быть уступчивым".

Цель:

    объяснить, как важно в любой совместной деятельности уступать друг другу, применяя специальные этикетные стереотипы: советы, извинения, согласие, одобрение.

Методы и приемы:

Беседа; художественное слово; моделирование и проигрывание ситуаций; игровые упражнения; прием ТРИЗ "Цепочка слов".

Чтение художественных произведений о дружбе.

Игра-драматизация "Катание кукол на санках".

Этюд "Кто виноват".

Упражнение "Волны", "Передай другому".

Игры парами "Мозаика в парах", "Рукавички", "Рисуем домики".

Игра "Старенькая бабушка", "На мостике".

Подвижная игра "Не намочи ноги".

Предложить родителям консультацию "Нужно ли уступать ребенку".

Предложить родителям отметить, осторожны ли они в высказываниях критических замечаний, делают ли они замечание ребенку в резкой форме, оскорбляют ли они ребенка, других членов семье в речевой форме.

    "Настроение мое и окружающих".

Цель:

    обучить детей выражать свое настроение речевыми и неречевыми средствами общения, а также понимать настроение окружающих взрослых и детей.

Методы и приемы:

Дидактическая игра; слушание музыкального произведения; рисование своего настроения; беседа, этюды на выражение эмоций; рассматривание фотографий.

Упражнение "Настроение",

Игра "Покажи настроение".

"Облака", "Любопытный", "Сосредоточенный", "Усталость", "битва", "Солнышко", другие.

Рассматривание и обсуждение фотографий, пиктограмм.

Применение разученных этюдов в ролевых играх.

Дидактические игры

"Узнай, кто это", "Найди меня".

Этюд "Мои эмоции".

Предложить родителям завести "Дневник настроения ребенка".

Февраль

    "Я учусь культурно разговаривать".

Цель:

    познакомить детей с правилами культурного поведения при общении с окружающими.

Методы и приемы:

Беседа; художественное слово; игра-драматизация; дидактическая игра.

Чтение произведений устного народного творчества.

Игра-обсуждение "Взаимоотношения", "Воздушный шарик, прилетай".

Дидактическая игра "Скажи наоборот".

Драматизация сказок.

Упражнения "Часы", "Лего", "Черепашки Нинзя".

Использование в свободной речи скороговорок, потешек, прибауток.

Предложить воспитанникам рассказать своим близким о правилах культурного поведения при общении. Предложить родителям анкету.

    "Мы будем разговаривать, и будем выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно".

Цель:

    обучить детей, общаясь со взрослыми, сверстниками говорить по понятно, красиво, чисто, выразительно.

Методы и приемы:

Игровое упражнение; артикуляционная гимнастика; упражнения на регуляцию дыхания; художественное слово.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на регуляцию дыхания.

Чтение художественных произведений с последующей беседой.

Этюд "Кому как можно подражать",

Игра-драматизация "Черепаха и заяц".

Сочинение сказок-перевертышей.

"Конкурс хвастунов", "Испорченный телефон",

"Эхо", "Бабушка Маланья".

Подвижные, дидактические игры со словами.

Провести круглый стол "Развитие речевых умений вашего ребенка", предоставить рекомендации по употреблению речевых этикетных формул, неупотребление неэтичных выражений.

Март

    "Разговор с другом" (взрослым или сверстником).

Цель:

    обучать детей умению слушать собеседника, быть внимательным к партнеру по общению.

Методы и приемы:

Игровые упражнения; моделирование и проигрывание ситуаций; слушание отрывка из художественного произведения; игры парами.

Чтение художественных произведений:

В. Катаев "Цветик-семицветик", Осеевой "Три товарища",

Игровые упражнения:

"Опиши друга", "подари подарок другу", "Сравнения", "Волшебный магазин",

Игра-драматизация "Три товарища".

Совместное рассказывание сказки "Продолжай рассказывать".

Игры парами,

Игры-драматизации, кукольные спектакли по желанию детей (по подгруппам: одни дети показывают - артисты, другие - зрители).

Сюжетные творческие игры с повторением сцен

Предложить родителям рассказать детям о своей дружбе. На собственном примере показать, как нужно дружить.

Познакомить родителей с социометрией

Март - апрель

    1. Сострадание, утешение, милосердие, забота".

Цель:

    Учить соединять сопереживание со словесным выражением сочувствия, утешения, употребляя для этого специальные этикетные формулы.

Методы и приемы:

Беседа; художественное слово; моделирование и проигрывание ситуаций; прием ТРИЗ "Хорошо-плохо"; рассматривание иллюстраций; игра-драматизация.

Использование приема ТРИЗ "Хорошо-плохо".

Знакомство и обсуждение пословиц и поговорок.

Упражнения:

"Связующая нить", "Цветок вежливости".

"Добрые волшебники", "Царевна Несмеяна", "Утка с утятами", "На мостике", "Старенькая бабушка".

Чтение сказки "Кукушка", рассказа Р. Зернова "Как Антон полюбил ходить в детский сад".

Дидактические игры, изготовление различных поделок для детей младших групп.

Игры-драматизации сказок.

Игры с детьми младших групп (взаимопосещение).

Круглый стол "Формирование культуры речевого общения в семье".

Участие в выставке семейных работ "Украсим нашу группу".

Чтение художественных произведений.

Апрель

    "Добрые дела, волшебные слова".

Цель:

    формировать у детей доброжелательное отношение к окружающим взрослым, сверстникам, малышам, умение выбирать правильную формулу выражения своих чувств, мыслей.

Методы и приемы:

Рассматривание иллюстраций; беседа; сочинение сказок-перевертышей; этюд; игровое упражнение.

Сочинение сказок-перевертышей, вежливых сказок.

"Улыбка", "Комплимент", "Добрые мысли", "Воздушный шарик, прилетай", "Весенняя веточка".

Разъяснение вежливых обращений.

Моделирование и анализ ситуаций.

Сделаь своими руками подарки для детей младших групп, родителей.

Обыгрывание волшебных слов в ролевых, творческих играх.

Предложить родителям написать мини-сочинение на тему "Я как родитель".

Консультация "Знакомство с играми, способствующими становлению у детей культуры речевого общения".

    "Якалки, плаксы, ябеды".

Цель:

    учить детей адекватному культурному общению в конфликтной ситуации.

Методы и приемы:

Игровое упражнение; прием ТРИЗ "Цепочка слов"; моделирование и проигрывание ситуаций; игра-драматизация.

Чтение художественных произведений Б. Житкова "Как слон спас хозяина от тигра", "Л. Квитко "Два друга".

"Ситуации", "Морозко", "Узнай, кто это", "Волшебное зеркало".

Подвижные игры,

Ролевые игры, дидактические игры, игры парами.

Родительское собрание "Роль и значение воспитания культуры речевого общения в развитии личности старшего дошкольника"

    Итоговое занятие "Культура речевого общения".

Цель:

    Совершенствовать навыки использования речевых и неречевых средств общения, согласно предложенной ситуации.

Методы и приемы:

По желанию педагога.

По желанию педагога, направлена на закрепление знаний детей.

По желанию детей, направляя ее на закрепление полученных навыков.

Индивидуальные беседы по правилам поведения родителей в процессе общения с детьми.

Задачи

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться заниматься сообща; стремление радовать старших хорошими поступками. Продолжать учить детей оценивать свою работу; воспитывать привычку работать старательно. Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам разных национальностей.

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, доводить начатое дело до конца, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Продолжать обогащать словарь детей «вежливыми» словами («здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «извините», «пожалуйста» и т.д.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам: учить подавать им стул, в нужный момент оказывать помощь, не стесняясь приглашать девочек на танец и т.д. Воспитывать у девочек скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков.

Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формулы выражения словесной вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплименты. Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (втом числе из жизни дореволюционной России), карту, глобус и т.п. (с учетом рекомендаций, содержащихся в других разделах программы).

об

1. При работе по формированию речевого общения нужно учитывать возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

2. Предусматривать сочетание различных форм организации деятельности:

    регламентированной;

    совместной педагога с детьми;

    самостоятельной детей.

    Соблюдать принципы использования различных методов, приемов работы, особое внимание уделять:

    В регламентированной деятельности: беседе, художественному слову, поощрению, проигрыванию проблемных ситуаций, разъяснению;

    В совместной деятельности педагога с детьми: собственному примеру для подражания, решению проблемных ситуаций, сочинению сказок перевертышей, вежливых сказок, дидактическим играм, чтению художественных произведений, играм – драматизациям;

    В самостоятельной деятельности детей: играм парами, ролевым, играм – драматизациям.

4. Помнить, что работа, проводимая в Д,О,У по формированию культуры речевого общения старших дошкольников с окружающими, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье.. Поэтому необходимо активно привлекать родителей к решению проблемы при помощи таких форм, как:

    индивидуальные беседы;

    консультации;

    круглый стол;

    родительские собрания;

    анкетирование;

    приглашение в группу на День открытых дверей.

5. Учитывать подготовленность дошкольников к усвоению предлагаемого материала.

6. Устанавливать личный контакт с детьми:

    обращаться по имени;

    занимать позицию на уровне глаз ребенка;

    использовать тактильные приемы.

7. Стараться выслушивать детей до конца, если даже мало времени. Не перебивать ребенка.

8. Помнить, что речь - отражение личности воспитателя. Следить за собственной речью:

    исключить окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая у них дискомфорт4

    учитывать терминологическую точность и уместность, коммуникативную целесообразность речи;

    обращать внимание на использование разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов;

    на интонирование, помнить, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;

    трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.

9. Помнить, что ребенком дошкольного возраста вся информация лучше усваивается не через слова, а через отношения. Стараться использовать неречевой прем взаимодействия с детьми, как»демонстрацию расположенности к нему»: спокойное вниание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение.

10. Организуя общение с детьми, стремиться понять их настроение.

11. Чаще улыбаться детям в процессе общения с ними.

12. Общаясь с детьми чаще использовать такие приемы, как собственную речь, пример для подражания, разъяснение, поощрение, комплименты.

13. умение анализировать процесс общения.

14. Для напоминания ребенку речевых этикетных формул использовать игровые приемы, а не нотации.

Поговорки, прибаутки, скороговорки,

иногда лишенные смысла, важны, чтобы

выломать детский язык на русский лад и

развить чутье к красотам родного языка.

К. Д. Ушинский

На современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной личности. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» основой воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение речью. В данном документе отмечено, что дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи и, если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой и упадок общей культуры.

В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов.

Язык – важнейшая часть общенациональной культуры, поэтому не случайно в настоящее время ученые-лингвисты поднимают вопрос об экологии языка, чтобы не допустить разрушение речевой культуры.

Культура речи – это сравнительно молодая область в науке о языке. Несмотря на то, что эта наука возникла в России только в XX в., учение об эффективности речи и ее качествах существовало еще с античных времен.

Долгое время культура речи рассматривалась только в аспекте владения нормами русского литературного языка, но возрождение интереса к риторике способствовало смещению акцентов в сторону изучения речевых жанров, речевого поведения. Термин «Культура речи » многозначен: это качество речи, умение пользоваться языком в общении и это наука о качестве пользования языком.

Воспитание культуры речи дошкольного возраста – явление сложное и малоизученное. В дошкольной педагогике культуру речи принято понимать как совокупность коммуникативных качеств, которые формируются в речевой деятельности и включают осознанное усвоение выразительно-изобразительных средств речи и уместное их использование в собственной речи. Таким образом, воспитание культуры речи предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими), но и совершенствование процесса реализации выразительных средств языка в живом речевом общении.

В дошкольной педагогике исследования Сохина Ф.А. доказывают, что ребенок самостоятельно не может овладеть речевой нормой, а в коррекционной педагогике это еще осложняется преодолением общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, которое характеризуется своей многоаспектностью нарушения речевой деятельности, что подтверждается многочисленными исследованиями как психолого-педагогическими, психолингвистическими, так и медиков педагогического плана.

На данном этапе остро встает проблема овладения детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, речью правильной, выразительной, логичной, точной. Поэтому введением элементов культуры речи в коррекционно-педагогическую систему воспитания будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка и будет способствовать решению коммуникативных задач в детском коллективе.

Нельзя не учитывать тот факт, что лучшие образцы речевой культуры предлагает нам фольклор. В произведениях народного творчества заложены языковые нормы, образцы русской речи. Ученые неоднократно подчеркивали огромные возможности различных фольклорных жанров как средство обучения родной речи и воспитания ее культуры. Художественная сила малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек) заключается в их смысловой, композиционной, интонационно-синтаксической, звуковой и ритмической организованности. Поэтический язык пословиц и поговорок прост, точен, выразителен, содержит синонимы, антонимы, омонимы, сравнения. В основе многих пословиц и поговорок лежит метафора (переносное значение слова). Она служит средством достижения наибольшей экспрессивности, живописности. Все это делает пословицы и поговорки ценнейшим языковым материалом. Все это определяет выбор в поиске средств, воспитания культуры речи старших дошкольников, имеющих речевые нарушения.

У детей с общим недоразвитием речи, по данным исследования, отмечается несформированность чувства языка, неспособность к построению развернутого высказывания, инертность в выборе языковых средств, обусловленных недостатками когнитивно (умственной) – речевой деятельности; обнаруживаются недостатки понимания и употребления малых фольклорных форм, обусловленных низким уровнем представлений об окружающем мире, недостаточностью мыслительных операций, недостаточной сформированностью когнитивных и коммуникативных предпосылок речи.

Поэтому воспитание культуры речи средствами малых фольклорных форм можно рассмотреть в русле общего коррекционно-речевого развития.

С этой целью можно выделить задачи по следующим направлениям:

1. Знакомить детей с наиболее типичными произведениями малых фольклорных жанров.

2. Развивать внимание и интерес к малым жанрам фольклора (загадкам, пословицам, поговоркам, потешкам…).

3. Формировать их эстетическое восприятие.

4. Формировать правильное понимание обобщенного иносказательного смысла загадок, пословиц, поговорок.

5. Формировать готовность к восприятию и освоению малых фольклорных форм, развивать представления о жанрах фольклорных произведений.

6. Формировать представления о языковых средствах, вычленять в фольклорных произведениях.

7. Обучать адекватному использованию образных выражений, пословиц и поговорок в различных ситуациях.

Решение данных задач поможет детям:

Повысить уровень культуры речи, преодолеть каждому ребенку речевой дефект;

Развить его личностные качества и активизировать вербальные средства обучения;

Познакомить с произведениями малых фольклорных форм и их языковыми и художественными особенностями;

Научиться понимать и выделять художественные и смысловые средства малых фольклорных жанров;

Сформировать навыки правильного звукопроизношения, речевого слуха и фонематического восприятия;

Развить грамматические и семантические компоненты языковой способности;

Сформировать связную речь;

Развить выразительность речи, психические процессы;

Адекватно использовать образные выражения пословиц и поговорок в различных ситуациях.

  • Гудкова Людмила Захаровна воспитатель первая квалификационная категория
  • Сапрунова Екатерина Сергеевна педагог-психолог первая квалификационная категория
  • Козлова Марина Викторовна воспитатель по физической культуре первая квалификационная категория

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1034»

Мы работаем в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок» , которую посещают дети, имеющие различные нарушения в развитии. Больше всего детей с детским церебральным параличом (ДЦП) . Известно, что обучение и воспитание детей с церебральным параличом затруднено из-за смешанного характера дефекта, при котором сочетаются двигательные, речевые, познавательные и личностные нарушения.

Наш опыт работы с этими детьми показывает, что в их социальной адаптации и развитии интеллектуальных возможностей большую роль играет начатое в раннем и дошкольном возрасте дифференцированное воспитание и обучение, адекватное их психофизическим особенностям. Выбор содержания и методов воспитания при этом определяется не только возрастом ребенка и решением задач его развития, но предусматривает разработку специальных мероприятий, направленных на коррекцию наиболее нарушенных психических функций и двигательной сферы. Для решения этих задач мы разработали адаптивную образовательную программу в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и направленную на реализацию запросов и потребностей участников образовательного процесса (ребенок-педагог-родитель) .

Согласно программе, в работе с детьми используются разнообразные формы непосредственно образовательной деятельности (НОД) .

Все формы НОД для детей с ДЦП включают в себя разные компоненты образовательных областей. Особое внимание уделяется образовательной области «Физическое развитие» , так как главным для детей с этим диагнозом является двигательная деятельность.

Развитие двигательной активности мы осуществляем поэтапно в ходе специальных упражнений, с учетом степени сформированности основных двигательных функций. Проведению мероприятий по становлению общей моторики должны предшествовать приемы, направленные на нормализацию мышечного тонуса.

Повышенный мышечный тонус ограничивает возможности ребенка в воспроизведении в полном объеме сложных движений, необходимых для осуществления двигательного акта, а пониженный мышечный тонус не позволяет ребенку выполнять движения с нужной силой и соразмерностью.

Для нормализации мышечного тонуса можно использовать следующие приемы:

  • контрастные ванночки – ванночки с горячей и холодной водой

Работа с глиной или тестом – способствует нормализации мышечного тонуса и развитию ручной деятельности.

При развитии двигательных функций важно использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (проведение упражнений перед зеркалом) , тактильных (применение различных приемов массажа; ходьба босиком по песку и камешкам; щеточный массаж) , проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами) , температурных (упражнения в воде с изменением ее температуры) . Не менее важное место отводится четкой речевой инструкции и сопровождению движений стихами, что развивает целенаправленность действий, создает положительный эмоциональный фон, улучшает понимание обращенной речи, обогащает словарь ребенка.

Это еще раз доказывает, что для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата не менее важное значение имеет сенсорное воспитание.

В процессе сенсорного воспитания ребенка с церебральным параличом, в первую очередь, развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве и времени, запахе и вкусе.

Во-вторых, сенсорное воспитание предполагает развитие у ребенка мышления, так как обработка поступающей в головной мозг сенсорной информации осуществляется в форме мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования.

И наконец, сенсорное воспитание стимулирует развитие всех сторон речи и способствует расширению и обогащению словаря ребенка.

Поэтому в своей работе мы используем комплексные занятия. Ведь основной целью коррекционного обучения и воспитания детей с церебральным параличом является всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности. Предлагаем вам познакомиться с таким занятием.

Комплексная НОД

с детьми с церебральным параличом в группе «Особый ребенок»

Тема: «Солнышко»

Цели:

  1. Развитие зрительного восприятия (цвет, форма)
  2. Развитие мышления (группировка предметов по форме)
  3. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения отвечать на вопросы) .
  4. Развитие общей и мелкой моторики.
  5. Развитие навыков счета.
  6. Развитие целенаправленного внимания и зрительной памяти.

Демонстрационный материал:

  • круглое желтое солнышко (мягкая игрушка)
  • большой мячик желтого цвета

Тучка с капельками.

Раздаточный материал:

  • коробочки для складывания деталей
  • для каждого ребенка по 5 желтых кругов и синих квадратов
  • 10 счетных палочек (желтого цвета)
  • две тарелочки разных цветов (зеленая и синяя)

Альбомные листы с нарисованным в центре желтым кругом (солнце) , желтые цветные карандаши.

Ход занятия

Радостно встречаю детей, называю каждого по имени, делаю комплименты.

Воспитатель. Какое у Василисы красивое платье! Как хорошо улыбается Кирилл. Сережа принес с собой красную машину. Здравствуй, Егор, ты пришел с мамой? И т.д.

Сюрпризный момент

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что так ярко светит к нам в окошко? Подхожу к окошку и беру солнышко-игрушку. Дети здороваются с солнышком, рассматривают его.

Воспитатель. Дети, какое солнышко? Желтое, круглое, большое, красивое. (Ответы детей)

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Читаю детям стихотворение А. Барто. Слушая стихотворение, дети сжимают руки в кулачки и снова их разжимают и т.д.

Воспитатель.

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку,

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку!

Дидактическая игра «Круги – квадраты»

Показываю детям перемешанные круги и квадраты.

Воспитатель. Посмотрите, ребята! Солнышко решило спрятаться от нас. У вас на столе лежит коробочка, в которой много разных геометрических фигур. Давайте найдем фигуры, похожие на солнышко.

Дети получают по набору из 5 кругов и квадратов и раскладывают их в две кучки.

Воспитатель. Где солнышки? (Ответы детей)

Родители или воспитатель убирают в коробочку 5 квадратов и 4 круга. У детей осталось по одному кругу – круглое солнышко.

Дидактическая игра «Один – много»

У детей на столе две тарелочки разных цветов (зеленая, со счетными палочками и синяя - пустая)

Воспитатель. Ребята возьмите синюю тарелочку и положите в серединку желтый круг – это будет у нас солнышко.

Теперь возьмите одну счетную палочку-лучик и положите рядом с солнышком. Сколько лучиков вы положили?

(Спрашиваю у каждого ребенка, сколько лучиков он положил.)

Воспитатель. Правильно, один.

Воспитатель. Теперь давайте положим много счетных палочек-лучиков вокруг солнышка.

Дети с зеленой тарелочки перекладывают счетные палочки рядом с кружком, образуя солнышко.

Воспитатель. Сколько мы положили лучиков? Много.

Воспитатель. Сколько солнышек у вас получилось? Правильно, одно солнышко.

Спрашиваю у каждого ребенка, сколько солнышек у него получилось.

Воспитатель. А теперь посмотрите, что я сейчас сделаю.

Забираю у каждого тарелочку с солнышком и кладу на стол. Предлагаю детям посмотреть, что стало.

Воспитатель. Сколько теперь солнышек лежит у меня на столе. Правильно, много. Как сразу светло стало в группе.

Подвижная игра «Солнышко покатилось»

Достаю большой желтый мяч и говорю, что солнышко хочет поиграть с ребятами. Дети садятся на пол, образуя круг. Воспитатель садится в центр и катит первому ребенку мяч, получив от него таким же образом мяч, катит следующему.

Игра малой подвижности «Солнце и зонтик»

Воспитатель. Сейчас мы поиграем в игру «Солнышко и зонтик» . Я буду вам показывать то солнышко, то тучку. У солнышка есть лучи, поэтому солнышко мы будем изображать так – разведите руки в стороны. А когда идет дождь, надо прятаться под зонтик – сложите руки над головой – руки образуют треугольник – получился зонтик. (Показываю и произношу по очереди солнышко и тучка.)

Рисование цветными карандашами «Лучи солнышка»

Воспитатель. А хотите, чтобы у вас дома, было свое солнышко? (Ответы детей)

Раздаю детям альбомные листы с изображением желтых кругов и показываю, как дорисовать солнышку лучики.

Воспитатель. Давайте сядем за стол и нарисуем солнышку лучики.

Все ребята молодцы, все старались. Теперь не только у нас в группе будет солнышко, но и у вас дома.



Рассказать друзьям