План конспект собрания. План-конспект родительского собрания «Семейные ценности — основа школьной успешности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Енина Надежда Леонидовна Воспитатель МБДОУ ЦРР д.с "Рябинушка" город Абакан Республика Хакасия


Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.

(Е. А. Мухачёва)

Патриотизм-одно из самых глубинных чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Учёные – генетики утверждают, что у человека существует ген патриотизма. А вот из каких капелек складывается у маленького человека это качество, до сих пор никто не знает, хотя, видимо, самая первая капля – это семья – мама, папа, дом, природа родного края. Суть патриотического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, природе, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Условия реализации патриотического воспитания:

  • Быть самому патриотом.
  • Создать соответствующую среду.
  • Привлечь родителей.
  • Установить связь с окружающим.

Первые воспитатели ребёнка – это его родители. Они закладывают понятия о малой родине, о семейных ценностях. Мы как воспитатели, обязаны помочь родителям в этом.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Главной педагогической идеей для реализации данного направления в воспитанииявляется: «Превратить интерес детского сада к образовательно-воспитательному процессу - в интерес семейный. Сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками» . Т. е.

  1. Довести до родителей истину, что право и обязанности воспитания их детей – это родительское право и обязанность.
  2. Укрепить у родителей чувство уверенности в их силах и мудрости.
  3. Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями.
  4. Повысить психолого-педагогическую культуру родителей, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста.
  5. Оказать помощь в управлении собственным поведением и поведением детей.
  6. Обучить родителей педагогически эффективному общению с детьми.
  7. Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе как необходимости развития собственного ребёнка.

Для того чтобы привлечь родителей к мероприятиям педагогами широко применяются различные формы работы, как групповые, подгрупповые так и индивидуальные.

  • беседы;

«Я люблю тебя, Россия»

«Кто живёт в нашей республике»

«Государственная символика России»

«Москва – столица нашей Родины»

«Русский национальный костюм»

  • консультации:

«Воспитание самостоятельности и ответственности» ,

«Как воспитать маленького гражданина» ;

  • совместные конкурсы:

«Дары Осени» , «Мой гербарий» , поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки» ;

  • совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья» , «Спортивная семья» , «Как я провел лето» . Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику.;
  • досуги, праздники:

«День матери» , «Папа, мама, я – дружная семья» , «Веселые старты» ;

Фольклорные праздники русского и хакасского народа.

  • поручения родителям.

Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; встречи за круглым столом.

При проведении анкеты мы выяснили, что мы сами не всегда знаем свою родословную, в лучшем случае дедушек и бабушек. Семейные реликвии тоже не всегда имеются в семье. Это тоже заставляет задуматься. В данный момент готовимся к выставке «Герб моей семьи» , где родители вместе с детьми придумают и создадут Герб своей семьи.

Всё это способствует развитию в детях таких качеств, как любовь к родному дому, семье, детскому саду.

К. Ушинский считал, что патриотизм не только задача воспитания, но и могучее педагогическое средство воспитания. А воспитание – это жизнь, простая и сложная, красивая и не очень, но всегда интересная. Ради того, чтобы он полюбил этот мир и себя, как его полноправную часть, стоит потрудиться.

Литература:

  1. Воспитания маленького гражданина…Ковалева Г.А М.: АРКТИ, 2005
  2. Виноградова Н.Ф., Соколова Н.А. Моя страна Россия. Просвещение, 2001
  3. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. Баранникова О.Н.
  4. С чего начинается Родина? Кондрыкинская Л.А. М. 2004

Анкета для родителей

.

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание» ?

  • Воспитание любви к Родине;
  • Воспитание уважения к старшему поколению;
  • Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
  • Знание истории своей страны;
  • Другое- ___
  • Затрудняюсь ответить.

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

  • Затрудняюсь ответить.

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

  • Прививать детям уважение к людям своей страны;
  • Познакомить с обычаями и традициями своего народа;
  • Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • Расширять представления о родной земле, её столице, городах;
  • Ознакомление с историческим прошлым России;
  • Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

4. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители? ___

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

  • Затрудняюсь ответить.

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? ___Спасибо за сотрудничество.

Анкета для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание в семье» .

Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию, поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.)

1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

  1. Что для вас означает выражение «быть патриотом» ? ___
  2. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно- патриотических чувств?
  3. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
  4. В школе.
  5. В семье.
  6. В детском саду.
  7. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
  8. Иногда.
  9. Рассказываете ли вы своему ребенку о Кстово, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
  10. Иногда.
  11. В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком? ___
  12. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу? ___
  13. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада? ___

Конспект НОД по социально – нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема: «Большая и малая Родины» .

Цель: формировать у детей представление о родном городе, как о малой Родине.

Образовательные задачи:

  • дать детям представление, что такое «малая Родина» , родной край
  • уточнить и расширить знания о родном городе, его истории

Развивающие задачи:

  • развивать память, воображение, связную речь
  • активизировать словарь по теме
  • развивать познавательный интерес, любознательность.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за свою страну
  • воспитывать уважение, любовь к родному городу.

Предварительная работа: беседа о городе и рассматривание открыток с видами города; чтение стихотворения о городе.

Словарная работа: родная, родная сторона, Родина, Россия, малая Родина, большая Родина.

Ход НОД:

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята, милые мои дошколята!

Вы рано все проснулись? Вы друг другу улыбнулись?

Здравствуйте, вы всем сказали? Что друг другу пожелали?

На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? Но сначала вспомним уже знакомое вам слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная» . Сыграем в нашу любимую игру «Подбери словечко» . Придумайте к слову «родная» , «родной» подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать «родная» , «родной» .

(Предполагаемые ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край и т.д.)

Воспитатель: Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как это слово может звучать в стихах:

Много мам на белом свете.
Всей душой их любят дети!
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она. Кто она?

Отвечу я Родная мамочка моя!

Воспитатель: Вот послушайте ещё раз: «Родная мамочка моя!» . Давайте все вместе скажем нежно и ласково, какая наша мама, слово «родная» .

«родная» .

Детский сад.

Рано утром Детский сад
Малышей встречает.
Там игрушки для ребят,
В уголке скучают.

Красный мяч,
Синий мяч,
Куклы, медвежата…
Детский сад! Родной наш сад!

Любят все ребята!

Воспитатель: А давайте, все вместе озорно и весело скажем «родной наш сад!»

Дети с воспитателем произносят слово «родной» .

Воспитатель: Вот так, по – разному может звучать одно и то же слово. А я придумала «родная сторона» . Как вы думаете, что означает «родная сторона» ?

Предполагаемые ответы детей6 дом, земля, поля, леса, город и т.д.

Воспитатель: Родная сторона – это то место, где нам всё дорого, близко, где мы родились, где всё для нас родное. Такое место по – другому называется Родина! Послушайте, как звучит это слово.

Ребёнок читает стихотворение:

Россия, Родина моя! Храни себя! Свои просторы голубые

До боли милые, родные. Россия – Родина моя, твоя, и наших близких.

За всё спасибо говорим! И кланяемся низко!

Воспитатель: Ребята, вы услышали те слова, о которых мы говорили? Россия! Родина моя!

Попробуйте сказать эти слова гордо и тожественно. У меня для вас есть сюрприз. (Воспитатель надевает элементы одежды: платок, очки, открывает сундук.)

Бабушка: Помоги – ка мне, Алёша, сундук открыть!

Леша: А, что у тебя в сундуке лежит, бабуля?

Бабушка: Да, вещи разные, они мне от моей родной бабушки достались. Я их берегу, они для меня родные. (Леша с бабушкой достают вещи – платок, ковёр) .

Леша: А ковёр-то надо почистить, ой как надо.

Бабушка: Алёшенька, почисти коврик, а я по хозяйству пойду хлопотать. (Дети помогают.)

Алёша чистит ковёр, вдруг ковёр начинает кашлять, мальчик испуганно подходит к воспитателю, который уже снял элементы одежды бабушки.

Ковёр: Это я, ковёр! Я ведь не простой ковёр, а волшебный. Я ковёр – самолёт!

Воспитатель: Ребята, а у меня идея! Давайте попросим ковёр- самолёт помочь нам совершить небольшое путешествие. Ковёр – самолёт помоги нам, пожалуйста, понять, что же такое Родина?

Ковёр: Конечно помогу, рассаживайтесь поудобнее, полетели!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, родной наш город Абакан, наша малая Родина, осталась позади. Вокруг началась тайга. Но это тоже наша Родина, наша Республика Хакасия! Посмотрите вниз, под нами раскинулась река Абакан, а вон там, недалеко от берега, стоит юрта, возле нее горит костер. Своим теплом он зовёт нас к себе. Давайте спустимся к нему. И послушаем легенду о реке Абакан:

Давным – давно, когда на земле Хакасии зарождались горы, появился в этих краях медведь (АБА) . Много лет нападал он на людей, уничтожал скот, держал в страхе жителей окрестных аулов и деревень. Один охотник решил помочь людям. Он нашёл медведя и вступил с ним в схватку. Долго они боролись, стремясь одолеть друг друга. Наконец, медведь не выдержал. Тяжело раненный, он бежал от охотника. Богатырь отправился по следу зверя. Вскоре среди дикой тайги увидел погибшего медведя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала бурная струя, вбирая в себя все новые ручьи. Они постепенно превращались в поток. Ниже поток становился рекой. АБАХАН (медвежья кровь) – так стали называть эту реку местные жители.

Физкультминутка:

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают –
В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружили…

Воспитатель: Весело нам, но пора лететь дальше, по нашей Родине! Посмотрите, уже остались позади тайга и река Абакан. Все – это наша малая Родина! Посмотрите вниз, какое широкое раскинулось поле, а вот и березовая роща. Какие они стройные и красивые, давайте покачаем как березки веточками. А над ними-небо! Да какое чистое, голубое, родное! Такое же большое, как наша Родина – Россия!

Нам пора возвращаться, вот мы и дома в нашем родном саду! Ребята, мы с вами раскрыли секреты таких замечательных слов Родина – Россия. Нарисуйте, какой вы ее представляете.

В современной науке семья рассматривается в двух значениях: как социальный институт и как социальная группа. Семья выступает как социальный институт, поскольку супружество и родительство регулируются социально, получают государственную и обществен­ную поддержку. Будучи институированным общественным образо­ванием, семья обладает всем комплексом социальных функций и ро­лей, для которых общество создает, охраняет и поддерживает этот институт. Как малая социально-психологическая группа семья пред­полагает непосредственность общения между своими членами, эмо­циональность, немногочисленность, общность быта, взаимную мо­ральную ответственность и взаимопомощь.

Ценность семьи как некоей общности людей является непрехо­дящей. Требования к семье обществом в разные времена выдвигаются разные, но потребность в ней сохраняется всегда. Семья и общест­во взаимосвязаны, и эволюция семьи как социального института обу­словлена развитием общества, спецификой социально-экономических и социально-политических процессов.

Семья обладает огромным потенциалом воспитательного воз­действия на детей, в том числе и в своей патриотической состав­ляющей. Основные показатели воспитательного потенциала выте­кают из социальных особенностей семьи как института воспитания. Ключевая роль семьи в воспитании, в том числе патриотиче­ском, подрастающего поколения подтверждается следующими положениями:

1. Семья - базисная основа социализации личности, особенно первичной. Социальная сущность семьи определяется двумя основ­ными функциями, которые она выполняет в обществе: репродуктив­ной и первичной социализации нового поколения, осуществляющей­ся в самой интимной форме с самогo рождения человека. С воспита­ния в семье начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Семья призвана пре­дотвращать дезинтеграцию личности, является амортизатором между обществом и индивидуумом.

Естественность тесной семейной жизни, удовлетворение по­требностей, общность интересов старших и младших членов семьи заключают в себе неограниченные и бесценные возможности в (пат­риотическом) воспитании подрастающего поколения. В семьях уста­навливается неразрывная живая связь отдельных поколений и откры­вается уникальная возможность уберечь человека от необходимости каждый раз начинать приобретать свой жизненный опыт заново. Именно в семье все богатство жизненного опыта, знаний, навыков и умений передается от одного поколения к другому, от родителей к детям с помощью естественных и испокон веков максимально дейст­венных способов - живого примера старших, показа ими образца, образа жизнедеятельности членов семьи, подражания, практического научения, уважения предков и их обычаев.

Преимущественно семья передает культурное наследие новому поколению и формирует у него нормы совместной жизни в обществе, осуществляет первичный социальный контроль за поведением своих членов, предопределяет социальное положение детей.

2. Семья обеспечивает биологическую непрерывность общест­ва путем осуществления родительских стремлений.

Воспитательная роль семьи как простейшей и наидревнейшей формы семейной организации с момента ее зарождения основыва­лась и основывается на природных (инстинктивных) стремлениях и действиях человека.

Ответственной и сложной задачей семейного воспитания вы­ступает подготовка человека к созданию самостоятельной семьи, к семейной жизни, к воспитанию своих детей. Высшее счастье и смысл жизни - воспитание своих детей (по В.А. Сухомлинскому).

3. Через институт семьи из поколения в поколение передают­ся генотипные и ментальные особенности народа , национальные и культурные традиции народной жизни.

Семейное воспитание содействует осуществлению неразрыв­ной связи поколений, единству их прошлого, современного и буду­щего, моральному единству (солидарности) членов семьи как людей и как представителей общества.

4. Именно семья обеспечивает удовлетворение первичных, биологических потребностей своих членов в пище, тепле, целостно­сти тела и организма и др., необходимых и для их социальной дея­тельности, а также вторичных, социальных - удовлетворяет эмо­циональные потребности своих членов и поддерживает их эмоцио­нально-психологическую стабильность.

Редкие люди способны вести самостоятельную жизнь, подав­ляющее же большинство нуждается в опоре, которой выступают близкие люди, семья. Природа наделила человека определенным на­бором психологических потребностей, которые в наибольшей мере реализуются только в семье.

Семейное воспитание обладает непревзойденностью по своему эмоциональному характеру, что содействует удовлетворению по­требностей личности ребенка в уважении, признании, симпатии, поддержке, психологической защите, сохраняет и укрепляет психо­физическое здоровье каждого члена семьи, дает возможность пра­вильно понимать духовный мир других людей.

5. В семье ребенок находится в наиболее значимый период сво­ей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Известно, что на разрешение проблем семьи ориентированы многочисленные специалисты: врачи, учителя, работники правоох­ранительных органов, работники культуры и др. Однако всех их объ­единяет кратковременность участия в разрешении конкретной проблемы. После ее разрешения (или невозможности ее разрешения) специалисты ослабляют или прекращают контакт с семьей.

Только в семье возможно глубокое и систематическое практи­ческое изучение и учет индивидуальности ребенка (как правило, он проводит в семье не менее 2/3 времени ежедневно). Родители в срав­нении с педагогами имеют значительно больше возможностей для того, чтобы последовательно и более вдумчиво наблюдать за разви­тием интересов, наклонностей, потребностей, чувств, характера, формированием навыков, умений, в целом личности ребенка.

6. Воздействие семьи на ребенка доминантно и с позиций силы воспитательного влияния, формирования у детей важнейших лично­стных качеств.

Семью как «первую школу» воспитания ребенка, которое осу­ществляют отец и мать, дедушка и бабушка, братья и сестры, никто и ничто не заменит; ничто не может компенсировать любви и мысли, которые познаются только в семье. В семье родители передают детям душевную доброту, чуткость, сердечность, человечность.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохра­няет в течение всей последующей жизни. Именно в семье заклады­ваются основы личности ребенка, и к поступлению в школу многие личностные характеристики человека носят уже сформированный характер.

Воздействие семьи на воспитание ребенка велико и в силу того, что в период детства социально значимые субъекты для него - взрослые. Происходящие в период детства сензитивные возрастные периоды при условии их целенаправленной реализации закладывают фундамент интеллектуальных, физических, волевых и нравственных качеств личности ребенка. Воспитание и развитие в семье охватыва­ет все сферы жизнедеятельности ребенка - сознание, отношения, деятельность.

Семья может выступать в качестве как положительной, так и от­рицательной направленности воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит, в частности, и в том, что никто, кроме самых близких для него людей - родителей, бабушки, дедушки, брата, сестры, - не относится к ребенку благожелательнее, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Так, честолюбивые родители нередко в такой степени подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них чувства неполноценности.

7. Семья обеспечивает ребенку чувство защищенности.

С одной стороны, семья как социально-правовой институт ох­раняется законом. Правовое регулирование брачно-семейных отно­шений важно как для граждан, так и для государства. Граждане по­лучают защиту от государства в случае нарушения своих прав (на­пример, истребование через суд матерью алиментов на детей от рас­торгнутого брака с отца, уклоняющегося от выполнения своей обя­занности материально обеспечивать

Детей). Государство же при по­мощи юридических норм устанавливает права и обязанности лиц, выполняющих ответственные общественные функции (прежде всего рождение и воспитание детей), тем самым осуществляя контроль в области брака и семьи.

С другой стороны, только семья, начиная с младенческого воз­раста, формирует у ребенка базовое доверие к миру, чувство защи­щенности за счет поддержки, последовательности действий близких родных при удовлетворении его основных потребностей.

8. В семье закладываются основы социальных ценностей и идеалов человека, осуществляется первичное восприятие социаль­ных норм жизни в обществе. В семье ребенок получает первые прак­тические навыки применения жизненных представлений во взаимо­отношении с другими людьми, соотносит свое Я с Я других людей. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справед­ливого и несправедливого.

9. Только с помощью семьи ребенок может полноценно самореализоваться.

Семья должна стать средой, которая помогает подрастающему поколению самореализоваться, стать совершеннее и через детей и молодежь сделать общество более гармоничным. Только теплота, открытость отчего дома создают возможности для полного раскры­тия потенциала личности, ее самореализации в обществе.

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема патриотизма, которая в настоящее время приобрела государственное значение. Определены цели, компоненты и основные направления патриотического воспитания в семье.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, семья, поколение, традиции, духовные ценности.

Исследовательский интерес к проблеме формирования патриотических качеств молодежи заметно ослаб на рубеже веков. Мы исходим из того, что процессы, протекавшие в России на протяжении двух последних десятилетий, привели к существенным изменениям в системе общечеловеческих ценностей и приоритетов в молодежной среде. Важно отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция к возобновлению активной деятельности государства в данном направлении.

Исследования в данном направлении помогут одновременно решить ряд жизненно важных вопросов, стоящих перед российским обществом и государством. В частности, проблемы развития патриотизма примерно обозначены, но воспитание патриотических качеств личности в семье не проанализировано достаточно глубоко.

Современное поколение не чувствует своей сопричастности к истории России, не ощущает себя субъектом современного исторического процесса. Мы живем в условиях нестабильной политической и экономической ситуации: санкций, направленных на изоляцию нашей страны, конфронтации с США и отчужденности в отношениях со странами Евросоюза; когда на Западе и в Америке переписывается история нашей Родины. В России, стране, победившей Гитлера, осуществляют свою деятельность 53 молодежные профашистские организации.

Также, в настоящее время мы вынуждены констатировать, что результаты работы образовательных учреждений в направлении патриотического воспитания детей и молодежи не достаточно эффективны, так как дети подвержены воздействию системы ценностей западной и американской культур. Таких, например, как идеализация материальных благ, рационализм, индивидуализация - независимость от общества, пришедшие к нам вместе с глобализацией. Кроме того, усилия школы напрасны, если то, чему учат в школе, не подкрепляется на практике в семье: дети испытывают недостаток внимания из-за занятости родителей улучшением материального состояния семьи.

Анализ данной ситуации показывает, что сегодня проблема воспитания патриотизма очень актуальна: политическое и экономическое благополучие России в недалеком будущем будет напрямую зависеть от отношения подрастающего поколения к нравственным нормам, идеалам, целям. Бездумное, безответственное отношение к общечеловеческим ценностям, разрушение вековых устоев подрывает фундамент нашего общества.

Например, в конце XX века, исторические знания отчасти стали орудием разрушения российского общества, а не инструментом его укрепления, благодаря новой трактовке истории бывшей СССР. Одним из закономерных итогов данного процесса стало пренебрежение нравственными и духовными нормами общества, утрата уважительного отношения к истории в условиях фактического отсутствия патриотического воспитания. Жизнь для многих людей утратила свой исторический смысл: преемственность прошлого, настоящего и будущего была нарушена.

Актуальность нашего обращения к данной теме доказывает и то, что проблему патриотического воспитания поднимает в своих публичных выступлениях глава нашего государства - президент В. В. Путин.

«В. В. Путин объявил о новой национальной политике страны, направленной на усиление патриотизма, создание "духовных скреп" народа. Также президент отметил, что генеральная линия нового политического курса должна не только объединять граждан, но и воспитывать в них патриотизм с детства».

Как же найти выход из сложившейся ситуации? Мы видим выход только в специально организуемой, педагогически целесообразной и весьма эффективной воспитательной деятельности в семье. «Родина для русского человека всегда была свята и почитаема и защищали её как святыню. Именно в таком понимании Родины, на наш взгляд, берёт своё начало патриотизм».

Патриотизм начинается с любви к тому месту, где ты родился, вырос и живешь. Все мы живем в социуме. Поэтому, начиная с малых лет, мы должны прививать идею патриотизма нашим детям именно в семье, маленькой модели общества, где осуществляется передача жизненного опыта от поколения к поколению.

В наши дни в отечественной педагогике существует множество трактовок понятия «патриотическое воспитание». В. И. Лутовинов определяет патриотическое воспитание как «динамический процесс сознательного и целенаправленного воздействия на личность, ведущий к формированию патриотизма».

По мнению В. В. Пионтковского, эффективность патриотического воспитания возрастает при взаимонаправленном процессе, поэтому определяли его как «процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников».

Воспитание патриота в семье особенно важно и необходимо, так как именно оно создаст в семье атмосферу общности интересов. Оно будет способствовать взаимопониманию и взаимоуважению, укрепит семейные и родственные отношения, посредствует духовной связи между поколениями. Ощущение «потерянного прошлого» для взрослых членов семьи утратит свою актуальность.

Мы проанализировали научную педагогическую литературу, и это помогло нам раскрыть 3 основных структурных элемента патриотического воспитания. Опираясь на данные элементы, можно выстроить патриотическое воспитание в семье в систему. Каждому из элементов соответствуют возрастные духовно – нравственные качества личности, которые являются основными компонентами воспитания гражданина, личности, патриота.

Компоненты патриотического

воспитания

Патриотические знания, патриотическое сознание,

патриотические чувства

Интеллектуально-эмоциональный

компонент

(начиная с дошкольного возраста)

Патриотические потребности, патриотические

убеждения

Мотивационный компонент

(младшая и средняя школа)

Патриотическую деятельность, патриотическое

поведение

Деятельностный компонент (старшие

классы, студенчество)

1.Интеллектуально-эмоциональный компонент включает в себя национальную самоидентификацию, начальное формирование патриотического мировоззрения, которые невозможны без чувств, вызванных фактами, знаниями, событиями, людьми. Все эти знания ребенок получает в семье, в кругу родных и близких ему людей, которые являются для него носителями мировоззренческих идей и представлений:

· знание родного языка, начал истории и литературы;

· знание национальных традиций, народных обычаев;

· восхищение мастерством народных мастеров, достижениями лучших деятелей национальной культуры (Пушкин, Чайковский)

· восприятие иных культур, терпимость и уважение к другим народам, их традициям и вероисповеданиям.

Практика: Доказано, что у детей дошкольного возраста эмпирическое восприятие окружающей их реальности. В кругу семьи ребенок на эмоционально-чувственном уровне знакомится с образцами народного прикладного искусства, народного музыкального творчества, получает представление о национальной культуре в целом - народные песни, поговорки, пословицы, сказки, былины, сказания. Вместе с членами семьи, подражая им, участвует в национальных и религиозных праздниках; посещает вместе с семьей храм, святые места; знакомится с историей и обычаями своего народа через общение со старшими членами семьи – дедушками, бабушками, и т.д.

Результат: Знания, полученные ребенком от близких родственников в семье, находят в его душе эмоциональный отклик и формируют его мировоззрение. В процессе осознания ценности знаний и появляется готовность руководствоваться ими в деятельности и поведении - стремлении сохранить национальные идеалы, бережно относится к национальной культуре и традициям.

2.Потребностно - мотивационный компонент. «Потребности лежат в основе мотивов и формируют их. Патриотические мотивы выступают в качестве желаний, стремлений к цели и выражаются в готовности реализовать себя в профессиональной деятельности, стремлении быть полезным своему государству, семье, соседям, городу, стране».

· любовь и уважение к людям, к малой родине;

· проявление сочувствия, сопереживания, сострадания;

· гордость за прошлое и настоящее страны и общества, уважение к героям войны и труда;

· стремление жить в согласии с обществом.

Практика: Изучает историю страны и узнает от старших об их личном участии в важных для России исторических событиях. Участвует вместе с взрослыми членами семьи в общероссийских государственных праздниках и акциях – День Победы, Бессмертный полк, День защитника Отечества, День Матери, День национального единства, Декада людей с ограниченными возможностями здоровья, изготавливает подарки, принимает участие в праздничных мероприятиях и концертах для ветеранов. Подражая взрослым, ребенок учится проявлять милосердие и сострадание к людям, нуждающимся в социальной поддержке. Бережно относится к природе и истории родного края и изучает их. Уважительно относится и оказывает посильную помощь старшим членам семьи.

Результат: Благодаря слиянию патриотических мотиваций и потребностей у ребенка, формируется патриотическая направленность личности.

3.Деятельностный компонент. Третьим элементом структуры патриотического воспитания является патриотическая – деятельность (поведение), которая выступает внешним выражением внутреннего мира, усвоенных и осознанно принятых знаний, идеалов, ценностей. «Патриотическое поведение - это все многообразие патриотической деятельности личности на благо Отечества. Оно характеризуется социальной активностью, направленной на укрепление экономической и политической мощи своего государства».

· преданность государству, стремление содействовать всем благим начинаниям власти;

· проявление интереса к стратегическим концепциям развития общества;

· выполнение гражданских и политических обязанностей, политическая активность;

· стремление к укреплению экономической и политической мощи государства, законопослушание.

Практика: Стремясь как можно больше получить знаний об обществе и его развитии, подросток не только в школе, но и дома получает информацию о структуре, истории и законах развития общества. Он с интересом следит и обсуждает с взрослыми информацию СМИ о значимых событиях в России и за рубежом; с пониманием относится как к положительным, так и отрицательным явлениям современного мира. Подросток посещает места боевой и трудовой славы, участвует в военно–патриотических клубах, трудовых лагерях и стройотрядах, занимается волонтерством, готовится вступить в ряды Российской Армии и отдать свой гражданский долг Отечеству.

Результат: Благодаря семейному воспитанию, подросток-школьник, студент стремится быть полезным своему государству, понимает и уважает нравственные ценности, привитые ему в семье. Он испытывает чувство долга, ответственности перед семьей, обществом, страной которыми он, несомненно, дорожит и гордится.

ВЫВОД:

Подводя итоги, можно сделать вывод, что воспитание патриотизма в семье, включающее в себя формирование патриотических чувств, патриотической направленности личности и патриотического поведения, должно быть целенаправленным, последовательным, своевременным (начиная с дошкольного возраста) и продолжаться на протяжении всего этапа взросления.

Таким образом, воспитуемый вырастает в высоконравственную, гармонично развитую личность с приобретенным чувством ответственности за судьбу своей страны, способной на сопереживание, милосердие, самопожертвование.

Список литературы

3. Давыдова М. Ю., Сурков С. Н. Патриотизм в XXI веке: примеры проявления // Молодой ученый.- 2013. - №6. - С. 616-618. - URL

играет позиция самого учителя, его авторитет и отношение к обсуждаемым проблемам, когда учитель выступает как пример объективного, доброжелательного отношения к традициям и уважительного отношения к людям всех национальностей, населяющих нашу страну; другие качества, которые подчеркивают моральную чистоту, высокую духовность, патриотизм учителя, выражающиеся в удачном подборе ярких эмоциональных примеров, фактов, событий и их оценке;

В приведенных примерах проявляется диалог этнопедагогических культур народов Дагестана и Кавказа и русского народа. Учителя истории и литературы Махачкалы наряду с дагестанскими традициями патриотического и интернационального воспитания успешно используют традиции и передовые идеи великих русских писателей, а московская учительница весьма удачно применяет на уроках литературы традиции и опыт горских народов Кавказа и опирается на произведения Расула Гам-

затова о любви к родине, народам нашей страны. Это еще один важный аргумент в пользу эффективности патриотического и интернационального воспитания подрастающих поколений на традициях народов;

В процессе анализа художественных произведений и исторических документов учащиеся усваивают лучшие традиции своих народов по защите Отечества, осознают необходимость проявления уважения и любви к людям других национальностей, вероисповеданий, мест проживания, формируются убеждения, взгляды, которые в последующем реализуются в практические дела;

Дидактические материалы, подбираемые учителями к урокам, дают пищу для развития активных мысли -тельных процессов, в результате которых у учащихся формируются глубокие убеждения, критический подход, самостоятельность, активность и инициатива в решении проблемных заданий, определяется устойчивая позиция в вопросах патриотизма и интернационализма.

Примечания

1. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета: перспективы человека, нации, государства. М., 1995. 2. Агаев А.Г., Магомедов Р.М. Дагестанское единство. Махачкала, 1995. 3. Алиева С.А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников // Материалы Третьей Всероссийской конференции «Воспитание российского патриотизма, дружбы народов, гражданственности». М., 2007. 4. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников. Ростов на/Д., 1976. 5. ВырщиковА.Н. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика. М., 1999. С. 65. 6. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 1998. 7. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1998. 8. Магомедов А.М. Художественные традиции народов Дагестана и их использование в эстетическом воспитании школьников. Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. 9. Программно-методические материалы. Литература 5-11 кл. М., 2001. С. 133-205. 10. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова. М., 2008.

Статья поступила в редакцию 27.05.2009 г.

УДК 374.1.018.7

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

©2о°9 Гасанова 3.3.

Дагестанский государственный педагогический университет

Известия ДГПУ, №2, 2009

На основе анализа условий жизни современной дагестанской семьи определены ее возможности в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и дружбы народов.

On the base of the analysis of the conditions of modern Daghestan family life its possibilities in rising generation’s education in the spirit of patriotism and peoples’ friendship are determined.

Ключевые слова: семейное воспитание, межнациональная семья, дагестанская семья, этническая социализация, культура межнационального общения.

Keywords: family education, interethnic family, Daghestan family, ethnic socialization, culture of interethnic communications.

Основным институтом, обеспечивающим организацию всей системы патриотического воспитания, ее

функционирование и контроль за эффективностью и конечными результатами этой деятельности, является государство. Одним из наиболее важных институтов, непосредственно осуществляющих патриотическое воспитание молодого поколения, является семья.

Актуальность поднятой темы обусловливается, в частности, теми особенностями, которые характерны для настоящего времени: неверное представление о роли семьи, искаженное восприятие проблемы воспитания патриотизма. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы в семейной жизни имели место в доверительной обстановке беседы о любви и к своей Родине вообще, и малой родине - своей республике, области, краю.

Существенное значение имеет осознание самими родителями того, что дружба народов России - это отношения между нациями и народностями, основанные на идеях гуманизма и добрососедства. Они также должны знать о том, что дружба народов России и российский патриотизм взаимосвязаны и дополняют друг друга. Российский патриотизм не противопоставляет народы страны, а сплачивает их в рамках единого государства. При этом общерос-

сийское чувство гражданина сочетается с чувством любви к малой Родине, родной республике или области.

Дефицит жизненного опыта не позволяет молодому человеку адекватно ориентироваться в многообразии социальных отношений, не позволяет отличать подлинные ценности от мнимых. Семья является той средой, где дети находят эмоциональную и моральную поддержку, где впервые ребенок слышит порицание или похвалу и где складывается доверительное отношение к первому опыту в межнациональном общении.

Обсуждая конкретные ситуации межнационального общения своих детей, родители должны выступать в роли наставников, а не арбитров и исходить из своего позитивного, а не негативного опыта. От характера и направленности социальных установок зависит реальное поведение молодого человека в ситуации межнациональных контактов.

Российское общество подверглось коренным структурным изменениям всех его социальных институтов. Коснулись они также и основного института воспитания и социализации ребенка - семьи.

Семья, являясь особой социальной системой отношений, оказалась наиболее уязвимой. В силу социальных катаклизмов в 90-е годы ХХ в.

Психолого-педагогические науки

российская семья оказалась на грани физического и морального выживания. В результате чего в ней стали наблюдаться реальные деструктивные процессы. Так, основная функция семьи - воспитательная - подверглась жесточайшим испытаниям. Если в доперестроечное время успех воспитательного воздействия старших поколений на младшее был неоспорим, то теперь под сомнение были поставлены вопросы воспитания в семье вообще, отрицанию подверглись прежние модели, программы, стили и формы социализации личности. Произошло своеобразное обесценивание уклада семьи, ее традиций и установок. Разумеется, в этой сложной ситуации семья в воспитании чувства любви к Родине не могла избежать различных деформаций, идеологических наслоений и формализма.

Одной из характерных особенностей современных семей является наличие выраженных переживаний, связанных с материальным обеспечением себя и будущего своих детей. Всецелое, всепоглощающее стремление к материальному достатку привело не только к стремительному вхождению в новые социальноэкономические отношения, изменению ценностных ориентаций людей, но и неприемлемому прежде нежелательному социальному явлению -различению людей и групп по материальному достатку.

Нынешние социально-

экономические реалии требуют от государства новых подходов к решению проблем семьи.

Решение проблем российской семьи должно осуществляться в стране в целом. Большое значение при этом имеет реализация мер по оздоровлению социально-экономических условий жизнедеятельности российской семьи, создание отрегулированных социально-психологических механизмов помощи семье и ее поддержки. В этих условиях, независимо от социально-экономи-ческого строя,

геополитического расположения, этнического состава населения, важная роль должна отводиться семье как институту воспитания и социализации личности. В решении задач формирования гражданина-патриота государство большое внимание должно уделять мерам, направленным на укрепление семьи.

Процесс демократизации привел к либерализации всех сфер жизни, в том числе и семейных отношений. Сложилась парадоксальная, противоречивая ситуация: с одной стороны - это религиозная экспансия, с другой - идеализация западного образа жизни и ценностей, вплоть до языковых и поведенческих стереотипов. Интенсивная трансформация различных культур и религий отразилась на семье и семейных отношениях.

Новые экономические отношения породили новые семейные и супружеские отношения, изменили ролевые позиции функции членов семьи. Женщина, как никогда ранее, стала активно заниматься предпринимательской деятельностью, наравне с мужчинами самостоятельно, порою рискуя всем, осваивать азы новых, рыночных, отношений. Такая женщина сама пытается определить судьбу свою и детей. Экономическая независимость влечет за собой иные по структуре социальные отношения.

Понятия семья, брак, супруги наполняются новым смыслом и содержанием. Самоутвердившимся женщинам мешает жесткий прессинг общественного мнения, традиций и адатов (горских обычаев). Изменения в общественном сознании представлений о роли женщины отстают по сравнению с развитием рыночных отношений.

На личность ребенка со стороны семьи действует три группы факторов:

а) семейный микроклимат как социальная микросреда; б) семейное воспитание как направленное воздействие на личность ребенка с це-

Известия ДГПУ, №2, 2009

лью формирования и развития тех нравственных и социальных ценностей, которых придерживается семья; в) различные виды деятельности, осуществляемые в семье (труд, общение и т.д.).

Будучи объектом семейного воздействия, ребенок сам выступает в качестве субъекта, непосредственно влияющего на жизнедеятельность семьи, сохранение внутрисемейных взаимоотношений, факторов и стимулирующего процессы повышения экономического благосостояния и нормализации внутрисемейного климата.

Современное общество предъявляет высокие требования к уровню образования в России, вопросы воспитательной работы отодвинуты на задний план. В связи с этим огромный груз ответственности ложится на семью, так как в этих условиях семья не только основной, но и практически единственный институт воспитания. Готова ли к этому современная семья? Каковы возможности нынешней семьи в воспитании подрастающего поколения? Ответ очевиден: многие дагестанские семьи сохранили традиционные ценности народной педагогики, свойственной их предкам, и восприняли современные технологии воспитания.

При изучении семейных возможностей воспитания в духе патриотизма и дружбы народов нельзя отказываться от использования опыта советской педагогики, несмотря на ее четкую прокоммунистическую идеологическую направленность.

В качестве форм воспитания в духе дружбы народов в советской семье предлагались: регулярная информация о жизни многонациональной страны, рассказы о дружбе и сотрудничестве между народами Советского Союза и социалистическими республиками, о международных событиях, ознакомление с экономикой, культурой и бытом союзных и автономных республик, стран социалистического лагеря; переписка детей

из разных городов и республик. Формами патриотического воспитания в семье выступали знакомство с трудовыми биографиями родителей, преобразование уголков родной природы (озеленение школы, родного села и т.д.), посещение памятных мест, рассказы родителей о социалистическом соревновании, его победителях и т.д.

Для укрепления функциональной связи семьи с системой интернационально-патриотического воспитания детей важно: развивать средства эмоционального воздействия на формирование одухотворенного детства, восприятия места рождения (малой Родины); обеспечивать взаимосвязь семьи и образовательного учреждения для утверждения в детском сознании доступных ему элементов толерантного поведения; ввести в школьную программу предмет «Культура межнационального общения».

Условиями воспитания культуры межнационального общения в семье выступают: повышение родительской и педагогической компетентности, акцентирование на достижениях национальной культуры и народной педагогики, развитие эмпатии и понимание межэтнической толерантности как компонента общей культуры личности.

Северокавказская семья - понятие неоднозначное, она отражает общие тенденции и закономерности, основывающиеся, прежде всего, на традиционной культуре народов в сфере семьи, вызванные многими общими явлениями и обусловленные близким соседством, природно-

климатическими условиями, историко-культурными, хозяйственно-

бытовыми и прочими традициями и особенностями народов, населяющих регион. В то же время семья и семейный быт народов региона ни в прошлом, ни теперь не идентичны.

Народы и национальности Северного Кавказа выработали собственные этнокультурные семейные и брачные традиции, особенно в отно-

Психолого-педагогические науки

шении эндогамности и экзогамности браков.

На Северном Кавказе можно выделить следующие типы семей:

1) жесткие экзогамные браки. При этой форме экзогамии запрещены браки между родственниками до седьмого-восьмого колена, а также внутри фамилии вообще. Запрещены браки между однофамильцами по отцовской и по материнской линии, между потомками молочных братьев и сестер. Подобная форма характерна для осетин, абазин и адыгов;

2) строгая экзогамность по отцовской линии, характерная для чеченских и ингушских тейпов. При этом к бракам между родственниками отношение относительно спокойное. Запрет на браки между родственниками по отцовской линии до седьмо-го-восьмого колена обосновывается опасением за будущее потомство, которое может быть генетически больным;

3) либеральная экзогамия, характерная для семей карачаевцев и балкарцев, ограниченная фамильнородственной экзогамией. Отношение к браку между людьми дальней степени родства весьма либеральное и спокойное;

4) эндогенные браки между представителями одного рода (тухума), характерные для дагестанцев. При этом браки между двоюродными и троюродными братьями и сестрами даже поощряются (например, у аварцев, даргинцев).

Многонациональные браки в Дагестане имеют свою историю. Большинство народных обычаев противостоит созданию смешанной семьи, так как дагестанцам присуще тяготение к эндогенным бракам. Эти обычаи стремились противостоять мировой тенденции интернационализации семьи, формированию экзогенных браков.

Только после Великой Октябрьской революции в Дагестане появилась тенденция к увеличению числа межнациональных браков. Если в

1925 году только 2,5% браков были смешанными, то в 1967 году это число выросло до 12%. Сегодня примерно треть браков в Дагестане является смешанной. Многонацио-

нальными в республике считаются браки между представителями разных национальностей. Многие малые этносы стремятся в настоящее время позиционировать себя как отдельные национальности, хотя официально отнесены к более крупным этническим объединениям. Например, го-доберинцы, цумадинцы, цунтинцы, каратинцы, имеющие собственные языки, принадлежащие андо-цезской группе, отнесены к аварцам, следовательно, браки между представителями данных этносов не будут считаться смешанными. Исходя из этого, мы считаем, что реально межнациональных браков в Дагестане намного больше.

Распространению межнациональных браков в республике в большой степени способствует культивируемая идея единства народов и национальностей под эгидой целостного Дагестана. Взаимная интеграция культур разных этнических групп привела к созданию общедагестанской культуры, впитавшей в себя многое из лучшего, присущего языкам, литературам, традициям и обычаям дагестанских народов.

Межнациональные семьи - достаточно распространенное явление в нашей стране. В них идут те же процессы, что и в мононациональных семьях, и выполняют они те же функции независимо от национальной принадлежности или вероисповедания обоих родителей.

Межнациональные семьи имеют и свои специфические особенности. Так, в национально-смешанных

семьях происходит реальное взаимовлияние культур обоих родителей. Дети в таких семьях непосредственно сталкиваются с различиями в обычаях, традициях своего ближайшего окружения. При этом внутрисемейные отношения носят выражен-

Известия ДГПУ, №2, 2009

ный интимно-личностный характер. Поэтому первичная межэтническая социализация в таких семьях приобрела особую социально-психологическую значимость. Она определяется необходимостью выбора путей приобщения детей к истории, культуре, языку, традициям одной, двух и более народностей.

Именно в межнациональных семьях отмечается высокий уровень национальной терпимости, межэтнической толерантности, отсутствие национализма и шовинизма, знание нескольких языков и культур, гуманистическая направленность мировоззрения у детей.

Специфической особенностью дагестанской семьи является также возникновение в условиях небывалого роста безработицы и отсутствия рабочих мест в республике института «условно неполных» или дистантных семей, в которых отец длительное время находится в других регионах России, стремясь заработать средства для экономического обеспечения жизни. Таким образом, существующая социально-экономическая ситуация способствует снижению воспитательной роли одного из родителей, выработке представлений о необходимости выживания. В этих условиях формирование нравственных ценностей, к которым мы относим воспитание патриотизма и дружбы народов, сложно, так как трудно объяснить ребенку необходимость любить Родину, которая не может обеспечить его родителей законно заработанными средствами к существованию. При этом могут возникать чувства национальной неприязни к представителям более благополучных в экономическом плане регионов.

Другой особенностью дагестанской семьи является ее частая многодетность. Многодетная семья обладает значительно большим потенциалом в воспитании культуры межнационального общения и дружбы

народов по сравнению с другими типами семьи.

В многодетных семьях легче формируются такие личностные качества, как коллективизм, сочувствие, соучастие, готовность прийти на помощь, терпимость, умение принять и понять человека. Однако в случае материального неблагополучия воспитание в многодетных семьях может приобрести уродливый характер, вызванный возможностью обеспечить только элементарные материальные потребности.

Сложившееся особое пространство многонациональной микросреды создает благоприятные, опосредованные родственной близостью условия для межэтнической социализации. Естественно, уровень культуры межнациональных отношений будет определяться многими факторами. Так, они находятся в зависимости от особенностей этнокультурной системы, ее открытости или закрытости, уровня урбанизации.

Как и во всех семьях, в межнациональной семье имеются проблемы приобщения ребенка к своему имени, месту рождения, национальности, языку общения и вере.

Одной из первых проблем, возникающих при рождении детей, является проблема выбора языка общения с ребенком. Как правило, ни у одного из родителей нет возможности полноценного обучения ребенка какому-либо из языков. Реально ребенок осваивает язык межнационального общения - русский.

При полноценном осознании своей принадлежности к обоим этносам у детей формируется специфическое самосознание. Детям из межнациональных семей в той или иной степени характерны свойства и качества, присущие отцовской и материнской этнической культуре. В социальной психологии это состояние называют маргинальностью.

Термином «маргинальность» обозначаются особенности социальнопсихологической ситуации личности

Психолого-педагогические науки

в силу своего происхождения (раса, национальность) или социального положения вынужденной осуществлять свою жизнедеятельность под одновременным воздействием двух или более культурных традиций.

Если дети попадают в зону конфликта родителей, то оказываются перед выбором, на что ориентироваться в жизни, так как конфликтующие родители своим поведением обесценивают систему норм и идеалов. Опасность в том, что наступает

процесс интенсивной дифференциации хороших и плохих черт родителей в соотнесении с их этнической принадлежностью. Переоценке в данной ситуации подвергается весь круг представлений и предпочтений обоих этносов.

В целом же национально-смешанных семьях первичная этническая социализация способствует формированию терпимого отношения к этническим, языковым, религиозным и культурным различиям.

В независимой Украине пока нет еще стройной системы патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим, Днепропетровское областное общественно-патриотическое объединение «Приумножим славу Приднепровья» взяло на себя такую миссию подготовить некоторые рекомендации по деятельности родителей в направлении патриотического воспитания своих детей. Вот некоторые наши размышления и предложения.

Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность – это человек, развившийся в лоне культуры своего народа. Человек вне патриотизма – это существо вне истории, духовного бытия, лишенное человеческих свойств. Итак, мы обсуждаем актуальнейшую тему, связанную непосредственно с защитой человека, и весь наш разговор по существу об этом.

Можно сколько угодно верно говорить о любви к Отечеству, но в сущности оставаться чуждым ей. Ибо любовь – это, прежде всего, умение жертвовать во имя того, что любишь. Жертвовать многим, а иногда и жизнью. Тот, кто любит по-настоящему, жертвует с радостью, с ощущением исполненного долга. Повторив слова классика, скажем: «любовь – долг». И этот долг – великое счастье. Родина дала нам счастье быть, знать достоинство нашего народа. Разве можно забыть, что история наша преисполнена примеров, достойных восхищения?

Нельзя забывать, что патриотизм воспитывается в семье. Трудность здесь в том, что во многих нынешних семьях утрачено ощущение патриотизма. Ныне папы и мамы не стесняются ходить в рубашках, расцвеченных под американский флаг. Им следуют дети. Можно ли их винить? Виноваты мы. Ибо не помогаем молодежи понять, что унижает наше достоинство, что неприлично в обездоленной, униженной, затоптанной стране носить чужой флаг. Это – духовное предательство. Как об этом сказать человеку с поврежденным сознанием? Итак, нужна немалая работа по восстановлению здорового национального сознания в семье.

К патриотизму нельзя призвать. Нужно медленно и серьезно воспитывать духовное начало в человеке. Тогда человек сам обратится к нему. Патриотизм возникает через внутреннюю потребность, через сознание своей причастности к народу, Родине, и тем самым к человечеству. Поэтому, прежде всего надо воспитывать личность. Повторим еще раз: без патриотизма нет личности. Без личности каждый превращается в получеловека, лишенного человеческого разумения жизни. Мы же хотим, чтобы ребенок не потерял естества осознания, чтобы все дети были личностями и потому должны преследовать единственную цель – воспитать человека, взрастить, укрепить духовное начало. А это невозможно без патриотизма. Поэтому сегодня патриотическое воспитание остаётся наиглавнейшей и благороднейшей нашей задачей.

Эту задачу мы решим успешно, если не будем забывать активной и коварной "работы" тех сил, которые пытаются уничтожить патриотизм, оскорбляют патриотическое чувство. Они действуют открыто, постоянно; это можно видеть каждый день, включая телевизор. И об этом нельзя забывать всем любящим своё Отечество. Некоторые исходные положения.

Патриотизм - это любовь к Родине, нравственно-ценностная характеристика личности гражданина, объединяющая в себе весь спектр мироощущения, возникающая в процессе отношений в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности. Это, прежде всего, осознание себя ответственным за свою землю, за ее благосостояние, осознание себя в диалоге с живой историей земли, то это, наконец, и осознание себя в ряду поколений, способность простить (не осудить) ошибки отцов и дедов, стремление искупить их своей жизнью. Последнее можно назвать выпрямлением пути рода (семьи) и народа в целом.

Гражданин-патриот - это человек, владеющий интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой своей страны и мира, культурой межнациональных отношений. Это созидатель и творец-преобразователь, способный и готовый к самоорганизации и самовоспитанию, умеющий адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающий осознанным желанием и сформированным умением жить для Родины, для людей, способный и готовый встать в нужный момент на защиту Отечества.

Семья - это необходимый компонент социальной структуры любого общества, выполняющий многие социально-значимые функции. Она играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется «производство» самого человека, продолжение рода. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, а также в значительной степени реализуется обязанность заботиться о старых нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей. Кроме того, она выступает как один из основных объектов социальной политики.

Ныне семья переживает сложный период: она несет повышенную социально-экономическую нагрузку и вынуждена сосредоточиться на решении проблем жизнеобеспечения, выживания в ущерб воспитанию. Постепенно социально-экономическая ситуация в стране меняется в сторону улучшения жизненного уровня семьи, меняется и нравственный климат внутри самой ячейки общества, родители начинают всерьёз задумываться о воспитании детей об обеспечении их достойным уровнем образования и воспитания, заботе об их здоровье. Появилась необходимость возрождения всего лучшего, что накоплено в семейном воспитании в прошлые годы, и создания новой системы семейного воспитания, взаимодействия семьи и школы, возрождения системы работы по месту жительства, педагогического просвещения родителей.

Родина - понятие, объединяющее в себе все стороны жизни, весь спектр отношений школьника к окружающему миру. Важно, чтобы все эти отношения (к Родине, к людям, природе, культуре, труду, коллективу, к самому себе) носили патриотическую направленность, чтобы стержнем этих отношений был идеал Родины, осознанное желание и развитое умение жить для нее.

Память - важнейшая составная патриотического воспитания, отражающая связь поколений, их преемственность, желание узнать историю нашей Родины, ее боевые и трудовые достижения и гордость этими достижениями, уважение к старшему поколению. Память определяет заботу о ветеранах, уважительное отношение к памяти погибших в боях за Родину, заботу о местах захоронения воинов, уход за мемориальными памятниками. Память способствует возрождению и созданию музеев как хранителей этой памяти, организации походов по местам боев, создании книг о подвигах героев. Память живет в каждой семье: поколения внесли свой вклад в боевую и трудовую славную летопись Украины. В каждой семье рождается необходимость изучения своей родословной, семейных традиций, трудовых династий. Все это находит отголосов в сердцах юных поколений, гордость за свою Родину, восхищение подвигами старших поколений, уважительное и заботливое отношение к ним.

Зарождение патриотических чувств берет начало в семье. С семейной традиции и, благодаря ей, на основе особого почитания предков и родительских могил, семейного очага, и национальных обычаев, создавалась культура национального чувства и патриотической верности. Сама идея «родины», «отечества», земного гнезда наших родителей и предков, возникла из недр семьи. Патриотизм заключается в нашем поведении, в уважении к предкам, почитании традиций, соблюдении своего как физического, так и морального здоровья, создании крепкой семьи, и воспитании детей на тех же основах.

Одними из основных методов воспитания в семье являются пример родителей, организация жизни ребенка, помощь ему. Совместные занятия и деятельность детей с родителями: чтение, работа по дому и вне его, игры, спорт, музеи, театр – все это служит патриотическому воспитанию. Так, одной из форм семейного досуга могут быть музейные экскурсии. Музей – учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения памятников искусства, предметов техники, научных коллекций, предметов, представляющих исторический интерес и т.п. Знакомство с музейными экспонатами позволяет ребенку окунуться в события прошлых лет, познакомиться с жизнью замечательных людей своего города, края и страны, узнать о достижениях в разных областях искусства, науки и техники.

Родители должны объяснить детям, что значат понятия Родина, Отечество, защитник, герой, героизм. Для этого используют поездки на экскурсии, где шли сражения в годы ВОВ. Ребенок с малых лет не должен забывать поздравить соседа-ветерана с днем Победы, днем защитника Отечества. Памятник воинам освободителям в Великой Отечественной войне, памятник воинам–афганцам должны составлять важную часть в системе патриотического воспитания в семьях. Рассказы, фотографии, подборки документов, наград дедушек о прохождении службы в рядах Вооруженных сил, прадедушек-ветеранов ВОВ – о своих боевых подвигах могут послужить основой для составления генеалогического древа. Сюда же можно отнести коллекционирование открыток, книг, монет, символики, альбомов на военную тематику.

Одна из традиций, требующая возрождения – это семейные чтения былин, употребление в повседневной жизни пословиц и поговорок о Родине и родном крае. Любовь к родной земле проявляется в любви к родному дому, родной школы, родной улицы, города. Это первоначальное состояние патриотизма. А далее следует формировать способность ребенка познавать себя как члена семьи, детской группировки; жителя города или села, воспитывать в нем любовь к родному дому, школе, улице, стране, природе, родному слову, быту, традициям.

Не говорите при ребенке плохо о той стране, где вы живете. В то же время не сильно приукрашивайте ситуацию, учите ребенка быть реалистом. Обязательно путешествуйте. Не нужно сразу ехать за границу, и в родной стране есть места, от которых просто дух захватывает. Да и вряд ли вы успели везде побывать. Показывайте ребенку наглядно всю красоту и увлекательную историю родного края. Чаще рассказывайте о подвигах, великих войнах, победах и поражениях, правителях и государях, и даже простых людях которые, за столько веков, сотворили эту историю, а вместе с ней и страну, в которой вы сейчас живете. Обязательно отвечайте на все его вопросы. История, уважительное отношение к ней, а так же к предкам, донесенная вами до сознания ребенка, поможет вам воспитать патриота в семье.

Главным примером для подражания являетесь вы, и не следует поступать так, чтобы потом было обидно за утраченную возможность. Находите позитив в любых действиях. Воспитать патриота невозможно в атмосфере вечной проблемы, плохого настроения и отсутствия веры в будущее. Для помощи себе не игнорируйте результаты труда ученых и техников, используйте все возможности, которые нам предоставляет современный уровень развития данной отрасли. Смотрите научные и документальные фильмы, находите интересную информацию, проводите свои расследования, обсуждайте увиденное, радуйтесь и переживайте вместе с героями.

Семьи у мальчиков формируют представления о необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь. Им должно закладываться с детства то, что мужская работа – трудная, тяжелая, требующая от мальчиков и мужчин выносливости, решительности, смелости. У ребят формируется эталон настоящего мужчины, следуя которым каждый с детства должен заниматься гимнастикой, закаливанием, спортом.

У девочек формируются представления о необходимости сохранять мирные, добрые отношения между близкими людьми. Нужно учить их умению утешать и заботиться о них, прививать опыт взаимодействия с окружающими людьми, который не требует проявления, заботы, чуткости. Не каждая девочка знает: чтобы стать настоящей женщиной, нужно научиться играть с детьми, уметь приласкать, успокоить расстроенного человека, испуганного малыша.

Естественно, что всех случаев в жизни, которые можно отнести к патриотическому воспитанию, перечислить нам не удастся. Но то, что мы попытались донести к сведению родителей и их личная заинтересованность, чтобы их чадо со временем стало настоящим человеком, Гражданином, сможет подтолкнуть взрослых к более пристальному отношению к своим малышам. Успехов вам на этом благородном поприще!



Рассказать друзьям