Сенсорное развитие дошкольного возраста через дидактические игры. Картотека игр на сенсорное развитие

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Консультация для родителей

«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Подготовили: воспитатели группы: ,

Сенсорное воспитание – это развитие у детей процессов восприятия и представления о предметах и явлениях окружающего мира. На каждом этапе обучения формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом этапе – обогащение ребенка впечатлениями, при которых он мог бы следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором этапе – накопление представлений о цвете, форме, величине. Он должен уметь сопоставлять предметы способом прикладывания.

На третьем этапе – выделять цвет, форму, величину, как особые признаки предмета.

На четвертом этапе – формирование устойчивых сенсорных эталонов, закрепленных в речи. Он должен вырабатывать представление о количестве и счете, уметь ориентироваться во времени.

На пятом этапе – знакомство с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур.

Для развития сенсорных способностей в первую очередь необходимо правильно подбирать игрушки и игры. Они дают не только обобщающую информацию о цвете. Форме, величине предмета, но и четкие элементарные представления о связях и отношениях вещей, их взаимодействий с окружающей средой. Хорошо подбирать игрушки, контрастные по одному из признаков и сходные по другим. Например: мячик и шарик различные по цвету и по фактуре: пластмассовые, резиновые, кожаные, пушистые и т. д. Такое разнообразие свойств не только привлекает внимание детей, но и подчеркивает различие и сходство признаков предметов, способствует развитию восприятия.

Красное и белое.

Когда и как нужно начинать ребенка учить различать цвета?

Нужно начинать учить ребенка различать цвета с 1.5-2 лет и даже раньше.

Приготовьте однородные предметы двух разных контрастных цветов: 5 желтых и 5 синих кубиков. Назовите малышу цвета и предложите вместе построить две башенки - синюю и желтую. Делайте это в такой последовательности:

1. Один-два раза покажите ребенку, как это нужно делать. Сопровождайте действия словами: это синий кубик, кладем его на синий. А это желтый: кладем его на желтый. Посмотри какие красивые башенки, синяя и желтая. Говорите четкими, простыми предложениями, уберите лишние предметы со стола, не создавайте путаницы.

2. Постройте башенки не до конца. Пусть малыш закончит их сам, доложив 1-2 кубика в каждую. Давайте ребенку по одному кубику, остальные уберите. Не нервничайте, если малыш поначалу будет ставить их куда попало, не соотносясь с цветом. Рано или поздно он непременно усвоит принцип.

3. Считайте этот этап завершенным, когда ребенок сможет без ошибок от начала до конца построить башенки сам. Затем вводите другие цвета, начиная с основных четырех: красного синего, желтого, зеленого

Спокойствие, только спокойствие!

Следующий этап - когда ребенок учиться по вашей просьбе приносить вам предмет соответствующего цвета. Если малыш не понимает пока слова: «Дай мне красный», то возьмите в руки красный кубик и скажите: «Дай мне такой же кубик». А само слово рано или поздно отложиться в его памяти, но не сразу. К двум годам ребенок должен ориентироваться в основных цветах, а в три года хорошо называть их.

Для продвинутых пользователей .

На следующем этапе малыш должен сортировать предметы разной формы и фактуры: в одну кучку - желтый зайчик и желтый кубик; в другую - красную машинку и красный платочек; и т. д.

Большой-маленький.

Детей младшего возраста необходимо учить обращать внимание на величину предметов, фиксировать внимание на их размере, раскладывать однородные предметы разной величины на две группы. Обучать пониманию и называнию слов «большой», «маленький». Эти задачи можно решить с помощью дидактических игр.


Найди нужное ведерко.

Перед ребенком два ведерка (большое и маленькое) и произвольно перемешанные большие и маленькие кубики. Взрослый поясняет ребенку, что ведерки разные: одно большое, другое маленькое. А эти игрушки (показывает большой квадрат) будем класть в большое ведерко, а маленькие кубики - в маленькое. Затем эти манипуляции должен провести ребенок, взрослый должен комментировать его действия.

Положи шарик в свой домик.

Выкрасить лотки из-под яиц в основные цвета спектра и таких же цветов пластмассовые шарики собрать в «чудесный мешочек». Взрослый достает из мешочка шарик и спрашивает ребенка какого он цвета (синий). Где домик такого же цвета? Положи туда же шарик.

Далее предлагает ребенку проделать то же действие самостоятельно. На первом этапе обучения детям предлагают только два цвета. По мере запоминания цветов игру проводят с 3-4 цветами. Эта игра учит детей обращать внимание на цвет предметов, группировать однородные предметы объекты по цвету.

Кубик на кубик.

Как заинтересовать малыша игрой с кубиками? Начинать надо с развития эмоционально-положительного отношения ко всему новому. «Увлекая малыша - увлекайтесь» сами!»-вот лозунг, подходящий для знакомства с кубиками. Заинтересовать малыша могут детские стихи, песенки, потешки, которые можно обыграть с помощью кубиков. Построить самолет, грибок для мышки, башенку для зайчика. Помните: ни один другой вид продуктивной деятельности не расширяет так границы познания, как работа со строительным матери-алом. Кубики помогают ребенку:

Познакомиться с сенсорными признаками предметов: формой, величиной, цветом и научиться оперировать ими;

Познакомиться на практике с пространственными соотношениями элементов: правее, левее, выше, ниже;

Развивать мелкую моторику рук и глазомер, учиться соизмерять мышечное усилие и тренировать координацию руки и глаза.



«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Из опыта работы

воспитателя мини- центра «Бота»

Амельченко Марины Ивановны

Резюме

Наименование учреждения : ГУ Целинной средней школы мини-центр «Бота»

Ф.И.О. (полностью): Амельченко Марина Ивановна

Дата рождения: 17.09.1965 год

Образование: Среднее специальное , диплом КОСТАНАЙСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ «Воспитатель в дошкольном учреждении»

Курсы повышения квалификации №0325582

от 07 апреля 2012 года ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Тематика: «Особенности моделирования педагогического процесса в ДО, ДМЦ и предшколе на основе интеграции предметного содержания»

Курсы повышения квалификации педагогических работников №0986 от 06 декабря 2014 года АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЦЕНТР « Start »

Тематика: «Интегрированное планирование деятельности воспитателя как инновационный подход в обучении и воспитании дошкольников»

Семинар №001168 НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИИ «Болашак»

Специальность: «Воспитатель в ДУ»

Стаж работы: с 1984 года

Педагогический стаж: с 1984 года (20 лет)

Доклад

«Самые далеко идущие успехи

науки и техники рассчитаны

не только на мыслящего,

но и ощущающего человека»

Б. Г. Ананьев.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.

Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по Поддьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Запорожец А. В. определяет сенсорное воспитание следующим образом: оно направлено на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления.

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Сенсорное воспитание оказывает большое влияние на развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, вкусе и так далее. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Моя педагогическая деятельность в период с 2013-2015 связана с детьми младшего дошкольного возраста. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Накопление умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления. Поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактическую игру».

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников. В начале года я провела диагностику по выявлению у детей различных умений и навыков, т. е. определила уровень подготовленности детей к обучению. Были проверены сенсорные способности малышей. Я выяснила, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать и различали единицы

Целью моей работы является - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в пространстве, запахе, вкусе, звуках и т. д.)

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

Задачи:

Формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина)

Формировать умение выделять существенные признаки предметов.

Формировать умение сравнить предметы между собой, искать черты сходства и различия.

Учить детей определять количественные и качественные отношения предметов.

Развитие слухового внимания.

Развитие мелкой моторики рук.

Затем определилась с участниками работы: воспитатели групп, дети, родители. Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме

2 этап – проектировочный. На этом этапе решалась следующая задача:

Подбор заданий и проведение диагностики для выявления уровня сенсорного развития детей на начало проекта.

3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.

4 этап – создание условий для работы с детьми. На последнем этапе решалась следующая задача: научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, развивать сенсорные процессы.

5 этап – контрольно-аналитический. На данном этапе проводилась диагностика с целью определения полученных результатов на конец работы.

Ожидаемые результаты :

1. Воспитательные:

Воспитать у детей интерес к дидактической игре;

Воспитать желание использовать дидактическую игру в повседневной жизни;

Воспитывать у детей желание заниматься.

2. Обучающие:

Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру.

3. Развивающие:

Развивать у детей умения определять свойства, признаки предмета;

Развивать у детей умение использовать сенсорные эталоны и способы обследования предметов;

Развивать внимание, усидчивость детей.

В работе с детьми использую различные формы работы: индивидуальная, групповая, подгруппами.

В ходе реализации своей работы я выбрала систему дидактических игр: Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

«Из каких фигур состоит? », «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя», «Составь орнамент», «Волшебный поезд», «Чудесный мешочек», «Дострой дом», «Заштопай штанишки», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке», «Чьи домики похожи? », «Найди такой же узор», «Найди на ощупь», «Найди по описанию» и другие. Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

«Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разложи разноцветные кружки по убыванию, возрастанию», «В какую коробку? », «Дальше – ближе», «Сбор урожая», «Подбери чашку к блюдцу», «Собери матрешку», «Собери башенку», «Подбери одежду для кукол», «Строимся на зарядку», «Сломанная лестница», «Палочки в ряд» и другие.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

«Какого цвета не стало? », «Какого цвета предмет? », «Собери бусы», Разноцветное лото», «Цветные паровозики», «Назови оттенки цвета», «Воздушные шары», «Разложи фигуры по цвету», «Собери овощи», «Выложи по образцу», «Подбери себе соседа», «С какого дерева листок», «Сложи пирамидку», «Украсим елочку», «Сложи радугу», «Полосатый коврик», «Спрячь мышку», игры с мозаикой и другие.

Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Угадай, что съел? », «Что, каким бывает? », «Тяжелый-легкий», «Теплый-холодный» и другие.

Работа проводилась поэтапно. Сначала учила детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала со словом. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагались дидактические игры: «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Разноцветные поляны», «Собери бусы», Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения. Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь зайчика» и «Спрячь бабочку», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. Мною было разработано многофункциональное панно «Лесная полянка».

Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы интенсивной окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета.

Ну и конечно же, реализация данной работы не обошлась без участия родителей. С родителями я проводила индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации («Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания, анкетирования по выявлению

уровня знаний родителей о сенсорном воспитании.

Я оформила папки - передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», а также привлекала родителей к изготовлению и приобретению дидактического материала.

Итог проделанной работы можно увидеть, если проанализировать полученные результаты мониторинга уровня развития сенсорной культуры у детей на начало и на конец работы.

Условные обозначения:

«-» - норматив ребёнок не выполняет, еще им не заинтересован

«v» - ребёнок делает попытки к выполнению норматива, проявляет к нему интерес

«+» - норматив ребёнок выполняет с интересом, правильно.

Познавательное развитие

По показателям компетентностного развития в ОО «Познание» т.е индикаторам на начало 2013 года (на начало работы) дети не имели представления о цвете, форме, величине, не умели анализировать, сравнивать, обобщать, обследовать предметы, не знали, что такое сенсорные эталоны, неохотно играли в дидактические игры, не соблюдали правила. У детей в основном присутствовал низкий уровень развития. На данный момент времени, в результате проделанной мною работы уровень сенсорного развития у детей существенно повысился. Дети различают основные цвета, формы, величину, фактуру предметов . Проявляют любознательность, особый интерес к людям и их действиям, воспроизводят простые постройки по показу взрослого. Проявляют доброжелательное и бережное отношение к животному миру демонстрирует первоначальные навыки ориентировки в пространстве.

Таким образом, данные, полученные в ходе моей работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.

Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно и полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.

Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.

Использованная литература:

    Н.Н. Подъяков, В.А. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду» - М., «Просвещение», 1981.

    Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 1983

    Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»

    Е.Б. Волосова «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1999

ЦЕЛЬ: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

ХОД. Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.

В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.

Цель:

Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками - развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Цель игры: развивает мышление, внимание, память, увеличивает словарный запас, совершенствует мелкую моторику рук, развивает речь, логическое мышление, учит сопоставлять геометрические фигуры с предметами.

Цель: формировать умение различать и правильно называть основные цвета; развивает мелкую моторику рук;

Ход: детям предлагается спрятать бабочку от паучка на цветок соответствующий по цвету бабочке.

Задачи: формировать умение различать и правильно называть основные цвета; учить совмещать зайчика с полянкой (ориентир по цвету) ;действовать целенаправленно, последовательно; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям спрятать зайчика на полянку от лисички, зайчик и полянка должны совпадать по цвету.

Цель игры: Закрепление знания детей об одежде, обуви; развитие мелкой моторики рук;

Ход: Воспитатель предлагает детям подобрать одежду для куклы, учит правильно подбирать одежду.

Цель: определить форму платочка, учить завязывать узел, развивать моторику рук.

Ход: Воспитатель предлагает детям подобрать платочек для куклы по цвету и по величине.

Ход: Воспитатель предлагает детям собрать бусы по цвету и по форме.

Цель: учить различать цвета и форму, развивать моторику рук.

Ход: Воспитатель предлагает детям собрать пирамидку по цвету и по форме.

Содержание

    Резюме

    Характеристика

    Доклад : Обобщение опыта по теме самообразования «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

    Презентация

    Дидактические игры

Сенсорное воспитание детей через дидактические игры. Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактической игры (актуальность проекта и предполагаемая работа по самообразованию ) .О собое значение в настоящее время является вопрос о раннем развитии детей . Основным видом деятельности детей младшего дошкольного возраста является игра, в процессе которой развиваются его внимание, память, воображение, мышление, дисциплинированность, ловкость, мелкая моторика рук и т. дПоэтому с точностью можно сказать что, сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка дошкольного возраста, а также имеет самостоятельное значение , как полноценное восприятие необходимое для успешного обучения и развития ребенка в детском саду . С енсорное воспитание ребенка младшего дошкольного возраста – это прежде всего развитие его восприятия и формирования представлений о таких важнейших свойствах предметов как форма , цвет, величина, положение в пространстве, а также запах и вкус. Период первых трех лет – это период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития , т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир .С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия , являются результатом их переработки . Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие .Р ебенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов , в частности игрушек и предметов домашнего обихода . И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания , так или иначе, воспринимает все это . Но если усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное , планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой .З начение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и исполнения наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду .Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей .П роведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта , направленного на повышение сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста .О сновные направления будущей работы по сенсорному воспитанию детей 2-3 лет : 1. Формирование практических способов ориентировки . « поисковая» , результативная проба, практическое промеривание, умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим жестом в ходе предметных и орудийных действий, при сравнении объектов,а также формирование системы «взор-рука» .Важно формировать зрительно – тактильное восприятие , когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их. Примеры дидактических игр : «Какой формы?» , «Волшебный мешочек» , «Найди на ощупь» , «Платочек для куклы» , «Узнай фигуру» , «Найди пару» , «Игры с прищепками» и т. д. 2. Формирование восприятия цвета . Для формирования у детей представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой, развитие восприятия цвета имеет важное значение в эстетическом воспитании ребенка . Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно. На первом этапе ребенка учат сличению цветов дается инструкция : Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.) а втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции. На третьем он сам называет тот или иной цвет. Примеры дидактических игр : «Спрячь мышку» , «Подбери по цвету» , «У кого какое платье» , «Листочки для дерева» , «Собери маме бусы» , «Воздушные шары» , «Какого цвета не стало?» , «Разноцветные бусы» , «Разложи карандаши по коробочками » , «Бусы из соленого теста» и т. д. 3. Формирование восприятия формы . Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры . С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учиться выполнять эти задания. Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета , то упражнения начинаются с различения шара, круга и их размеров. Действия сопровождаются речью. Примеры дидактических игр : «Составь фигуру» , «Сложи узор» , «Найди такой же» , «Какой предмет лишний ?» , «Из каких фигур состоит?» 4. Формирование восприятия величины . Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность : постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками. В этих играх не только формируются представления о величине предметов , но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления . Проводятся также игры с матрешками и пирамидками. Примеры дидактических игр : «Башня» , «Что там?» , «Сбор фруктов» , «Самая длинная, самая короткая» , «В какую коробку?» , « Дальше-ближе » , «Разноцветные кружки» и т. д. 5. Формирование восприятия пространственных отношений. Первые представления о пространстве тесно связаны с развитием возможности самостоятельного передвижения , восприятия расположения частей тела (схемы тела. ) С ледует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для каждого вида заданий определяется не только возрастом , сколько предварительной подготовкой , которую получили дети. Примеры дидактических игр : «Оденем куклу» , «Покажи, что назову» , «Где спрятана игрушка» , «Что изменилось?» , «Где я?» , «Прятки» и т. д. Ожидаемый результат по сенсорному воспитанию : Дети научаться различать основные цвета; Познакомятся с величиной и формой предметов ; У детей сформируются навыки самостоятельной деятельности ; Воспитается познавательный интерес, любознательность; Развитие у детей обследовательских умений и навыков; Развитие мелкую моторику рук; Повысится уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей ; Повысится самооценка детей , их уверенность в себе; У детей разовьются творческие способности, любознательность, наблюдательность; Сплочение детского коллектива.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Ребенка окружает природа со всеми ее сенсорными признаками - многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Задача детского сада - обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в понимании сохранения и укрепления своего здоровья.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.

В период первых 3-х лет начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволяет создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры - игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой - игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания.

Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура. Успешность игры - в ее результативности, поэтому подготовка к игре - это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их.

Ввиду того что большой интервал между играми нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами. Особого внимания требует вопрос о повторности проведения дидактических игр. Игры на повторение не должны быть полностью идентичным предыдущей дидактической игре. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей в играх.

Правила игры определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Дают возможность закреплять уже пройденный материал и познавать что-то новое.Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, дать ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволить оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые. Систематическое проведение дидактических игр позволяет более качественное и полноценное познание и восприятие детьми окружающей действительности.

Сенсорный опыт ребенка может быть реализован и через множество дидактических игр. Хочу представить вашему вниманию сенсорно-дидактические игры автором, которых являюсь я - «Сенсорная азбука для малышей», «Зимние забавы» (панно), «Азбука здоровья».

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я сделала сенсорную книгу «Сенсорная азбука для малышей». Для того чтобы создать маленький шедевр не нужно обладать особенными талантами в шитье, достаточно быть внимательным и наблюдательным. Ведь нужно сделать такую вещь, которая будет интересовать, и увлекать ребенка. Ну и, конечно же, я включила фантазию. В итоге книга представляет скрепленные в скоросшивателе листы (панели). Книга полезна и безопасна. Все детали очень прочно пришиты и закреплены.

Сенсорная азбукаизготовлена своими руками из ткани и подручных материалов . Сенсорная азбука это такая книга, «читателями» которой являются самые маленькие. Дети не читают, а трогают ее, листают, разглядывают и потихоньку начинают привыкать к новой форме информации - книге. Азбука состоит из семи страниц - панелей, которые соединены между собой при помощи петель в папке - регистраторе, что обеспечивает быстрое ее трансформирование в отдельные игровые панели.

Каждая страница - это сюжет, понятный ребенку: дома, деревья, солнце, тучи и др. Я постаралась использовать изображения предметов, которые ребенок видит часто в повседневной жизни. В книге 7 страниц, на них я аппликативно выполнила небольшие рисунки, дополненные различной фурнитурой. Каждая страница обтянута тканью и на ней пришиты различные сюжеты из различного материала, с определенным заданием и правилом игры.

Направленность: данная дидактическая игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста. В игре принимают участие от 1 до 7 детей, по количеству страниц в сенсорной азбуке. Игра дает возможность получения разнообразных ощущений, способствует развитию тактильной чувствительности, усвоению системы сенсорных эталонов, восприятия в целом. Работа с такой книгой развивает у ребенка также, пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, речь, формирует культуру общения и обращения с книгой.

Цель игры: Развивать интеллектуальные способности детей, формировать систему сенсорных эталонов, развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать связную речь детей младшего дошкольного возраста.Сенсорная книга — эффективна в сенсорном развитии детей дошкольного возраста, её назначение многофункционально:

  1. Позволяет проводить диагностику на определение уровня развития сенсорных функций: зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия.
  2. Нормализует мышечный тонус, развивает движение пальцев и кистей рук.
  3. Развивает общую, мелкую моторику, дыхание.

Правила игры. Возможно вариативное использование игры в соответствии с развивающими задачами (накопление сенсорного опыта, развитие речи (словарь, звукоподражание, фразовая речь, развитие мелкой моторики).

Сенсорно-дидактическая игра «Зимние забавы» (панно).

Направленность: данная дидактическая игра предназначена для детей среднего дошкольного возраста. В игре принимают участие 3-4 игрока. Игра дает возможность получения разнообразных ощущений, способствуя развитию тактильной чувствительности и восприятия в целом (способствует развитию зрительного восприятия, внимания, воображения, развивает логику, способствует развитию зрительно-моторной координации, расширению словарного запаса, а так же развитию умения выражать свои ощущения в словах).

Можно придумывать игровые сюжеты для формирования:

Позитивного отношения к физической культуре и спорту;

Элементарных понятий о поведении, наносящем вред здоровью.

Панно состоит из трех смысловых частей. Первая часть - каток. Вторая часть - снежная горка. Съёмные фигурки к этим частям изображают детей, занимающихся зимними видами спорта. Третья часть - «поляна вредных привычек». Она серого цвета. К данной части панно предусмотрены силуэты фигурок с пагубными привычками.

Цель игры: формировать устойчивое позитивное отношение воспитанников к ведению здорового образа жизни, принятие спорта и физической культуры как альтернативы вредным привычкам.

Правила игр: возможно вариативное использование игры в соответствии с развивающими задачами (накопление сенсорного опыта, развитие речи (словарь, звукоподражание, фразовая речь, развитие мелкой моторики).

Игроки перемешивают фигурки детей, находящиеся в мешочке, и раздают играющим. Дети определяют вид спорта и располагают фигурку детей в соответствующем месте: на горке, на катке, на лыжне или на «поляне вредных привычек». Дети объясняют свой выбор. При необходимости отвечают на вопросы. Воспитатель может предложить им придумать историю о любом персонаже.

Я считаю, что такая игра является важнейшим средством формирования личности ребенка и раскрытия его познавательных возможностей.

«Азбука здоровья» изготовлена своими руками из ткани и подручных материалов для развития сенсорных способностей детей , для развития здоровьесберегающих аспектов.На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья детей является одной из главных задач всех дошкольных образовательных учреждений. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет.

Азбука состоит из четырех страниц - панелей, которые соединены между собой при помощи петель в папке - регистраторе, что обеспечивает быстрое ее трансформирование в отдельные игровые панели. На страницах я аппликативно выполнила небольшие рисунки, дополненные различной фурнитурой. Каждая страница обтянута тканью и на ней пришиты различные сюжеты из различного материала, с определенным заданием и правилом игры. Тема этой сенсорно-дидактической игры направлена на понимание детьми здорового образа жизни, соблюдения режима дня, правил личной гигиены, необходимости занятий физической культурой, здорового питания.

Направленность: данная дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В игре принимают участие от 1 до 4 детей, по количеству страниц в сенсорной азбуке. Игра дает возможность получения и закрепление знаний о здоровом образе жизни, формирования элементарных понятий о поведении, факторах, наносящим вред здоровью, разнообразных ощущений, способствует развитию тактильной чувствительности, усвоению системы сенсорных эталонов, восприятия в целом. Работа с такой книгой развивает у ребенка также, пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, речь, формирует культуру общения и обращения с книгой.

Цель игры: развивать интеллектуальные способности детей, накапливать опыт по сохранению и укреплению здоровья, формировать систему сенсорных эталонов, развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать связную речь детей старшего дошкольного возраста.

Сенсорная книга — эффективна в сенсорном развитии детей дошкольного возраста, её назначение многофункционально:

1. Получения и закрепление знаний о здоровом образе жизни.

2. Позволяет проводить диагностику на определение уровня развития сенсорных функций: зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия.

3. Нормализует мышечный тонус, развивает движение пальцев и кистей рук.

4. Развивает общую, мелкую моторику, дыхание.

Правила игры: возможно вариативное использование игры в соответствии с развивающими задачами, накопление опыта о поддержании здорового образа жизни, сенсорного опыта, развитие речи (словарь, звукоподражание, фразовая речь, развитие мелкой моторики).

Многофункциональная книга — игрушка, которая используется как в свободной деятельности детей, так и в организованных формах работы.

Сенсорная книга развивает движения пальцев рук, мелкую моторику: пристегивание, шнуровка, прикрепление «липучек», застёгивание «молний». Развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому развитие, усовершенствование движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, «тормозит» такое развитие.

Предлагаемые сенсорные многофункциональные книги можно рекомендовать в работу с детьми дошкольного возраста не только воспитателям, но и логопедам, психологам, социальным педагогам и родителям.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития дошкольников.

Людмила Бендик
Сенсорное воспитание детей через дидактические игры

«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры »

Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь , неотъемлемым условием успешного обучения ребенка. Уже с рождения ребенок учится воспринимать предметы и явления окружающей среды при помощи органов чувств, тактильных приемов.

Огромная роль и значение сенсорного развития заключается в том, что оно является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность.

От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает окружающий его мир при помощи осязания, во многом зависит его сенсорное развитие . Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

В процессе практических действий с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт. В повседневной жизни происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром предметов, созданных руками человека. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения - дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. В связи с тем, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, именно играя, ребёнок учится осязанию, восприятию , усваивает все сенсорные эталоны . Игра выступает средством сенсорного развития и воспитания .

Свою работу по сенсорному развитию я начала со сбора информации по данной проблеме, изучила педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников .

В своей работе решаю следующие задачи :

Продолжать знакомить с цветами спектра : красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре;

Знакомить детей с величиной и формой предметов

Формировать навыки самостоятельной деятельности.

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учётом возраста детей . Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Для формирования элементарных математических представлений я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения :

-игры головоломки ,

-игры шутки

-игры с занимательными вопросами : «Почему овал не катится?» , «Кто быстрее найдёт» , «Незаконченные картинки» , «Живые числа» , «Подбери по цвету» , «Один - много» . В 2015 году на педагогических чтениях выступала воспитатель и интересно рассказала о палочках Кюизенера, логических блоках Дьенеша. Мы тоже приобрели эти игры и специальные альбомы к ним. Детям очень интересно. Они яркие, занимательные, играть с ними детям очень нравиться.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создала сенсорный уголок , который наполнила дидактическими играми познавательного направления на развитие цвета, для закрепления знаний о форме, величине, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом » . Я, объясняю родителям игру, а родители дома со своими детьми закрепляют её. Также для родителей была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а также, вместе со своими детьми проигрывали их , обсуждали уже проведённые игры . Такая систематическая работа даёт свои положительные результаты.

Публикации по теме:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРЫ И ИГРУШКИ» Сенсорное развитие детей зависит от того, как ребёнок осваивает.

"Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие чувства ритма через музыкально-дидактические игры». Сегодня я поделюсь своим.

Опыт работы. "Обучение и воспитание дошкольников через дидактические игры". Воспитатель высшей категории Завалишина Елена Юрьевна 2016.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Комбинированного Вида № 180” Отчёт по самообразованию на тему:.

Ранний возраст является наиболее значимым этапом для развития речи детей, где ведущая роль в этом принадлежит взрослым: родителям и близким.

«Учение в детстве так же прочно, как гравировка на камне…» Протагор «Детство – этап подготовки к будущей жизни». Общество, как правило,.



Рассказать друзьям