Интересные названия для родительского клуба в доу. Семейный клуб в детском саду

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МАОУ Пинигинская СОШ

ТЕМА: «Преемственность при переходе от дошкольного к начальному образованию в рамках ФГОС»

Учитель начальных классов Павлова М.В.

2014 г

Преемственность при переходе от дошкольного к начальному образованию в рамках ФГОС.

«От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».

В.А. Сухомлинский

Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Но особая необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с модернизацией Российского образования, а именно в связи с переходом на ФГОС второго поколения, который предполагает, что у дошкольника при поступлении в 1 класс должны быть сформированы такие качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий учащегося.

Предпосылки УУД у детей при поступлении в школу.

Здесь ребенок должен уметь:

Положительно относиться к себе, обладает чувством собственного достоинства;

Доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека;

Уважать достоинство других;

Беречь свои вещи;

Взаимодействовать со сверстниками, взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, вести переговоры, договариваться в игре, учитывать интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре;

В обществе сверстников уметь выбирать себе род занятий, партнёров;

Обсуждать возникшие проблемы, правила;

Может поддержать разговор на интересную для него тему;

Проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности;

Делать самооценку и себе и своим действиям;

Открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах.

Это означает, что сегодня школа должна основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта, т.к. содержание программы дошкольного образования направлено на развитие тех качеств личности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса и успешного обучения в школе.

Перед воспитателем детского сада на дошкольной ступени, а далее и учителем начальной школы на I ступени обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности.

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:

Развитие любознательности;

Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

Формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Принимая детей в школу важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником, когда имеет свою собственную внутреннюю позицию. Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения.

Именно поэтому, во избежание негативных последствий, связанных с адаптацией детей к школьной жизни, МАОУ Пинигинская СОШ сотрудничает с МАУДО Пинигинский детский сад. Посредством этого сотрудничества в нашей школе выработана программа преемственности «детский сад – начальная школа». Ежегодно учителя нашей школы, воспитатели детского сада проводят диагностику уровня готовности детей к школе. Она включает в себя следующие критерии: физическая, психологическая и личностная готовность.

Работа с детьми предусматривает: посещение учителями начальной школы открытых занятий воспитанников старшей и подготовительной групп, посещение учителем начальных классов утренника «До свидания, детский сад. Здравствуй школа». Интересно наблюдать за работой детей, которые с интересом и старанием поют, танцуют, читают стихи. Каждому ребёнку хотелось показать, что он умеет, и конечно понравиться будущему учителю.

Особое внимание уделяется и проблеме принятия школьной культуры ребенком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. Этому во многом способствуют организационные экскурсии с их последующим обсуждением. Воспитанники детского сада посещают линейку, посвященную Дню Знаний 1 сентября, и другие общешкольные праздники.

Желающие принять участие в экскурсиях родители, тоже могут прийти в школу. Так же дети посещают школьную библиотеку, спортивный зал, классы, могут посидеть за школьной партой, поиграть в коридорах с учащимися начальных классов, принять участие в спортивных соревнованиях. Подобные мероприятия производят на детей неизгладимое впечатление и резко повышают школьную мотивацию. После посещения школы дети делятся впечатлениями, стремятся выразить радость от общения со школой в рисунке, сюжетно-ролевой игре.

В детском саду в подготовительной группе в течение года ведется кружок «АБВГДЕЙКА», где детей готовят к школе.

Несомненно, важную роль в процессе подготовке детей к школе играют родители. В рамках программы преемственности проводятся родительские собрания, на которых обсуждаются наиболее важные вопросы, касающиеся подготовки детей к школе.

В этом году планируется принять в первый класс нашей школы 14 детей из них все воспитанники МАУДО «Пинигинский детский сад»

«Пусть став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…

Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…»

В.А. Сухомлинский

В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) деятельность ребенка со стороны его взаимоотношений со взрослыми может быть охарактеризована как совместная деятельность. Б. Г. Ананьев по этому вопросу писал: «Взрослый, родной человек не только «подставляет» вещи для детской игры, но и приучает ребенка к игре и формирует отношения ребенка к известным предметам его действий. В известном смысле слова было бы правильнее сказать, что предметное действие ребенка есть совместное действие ребенка и взрослого, в котором элемент содействия взрослого является ведущим.

Еще до начала активной речи ребенка именно это «содействие» взрослого выполняет функцию коммуникации и руководства. Оно выражается не только в показе действия с предметом или качеств предмета, не только в приучении к нормативности и регулярности жизни (приучение к режиму жизни, приучение к дозволенным действиям, запрет действий недозволенных), но и в постоянстве оценочных воздействий на ребенка» (1980, т II, с. 110).

На протяжении раннего детства в совместной деятельности с взрослыми и под их руководством ребенок овладевает основными предметными действиями. Многие из действий, которые осваиваются в этот период, дети могут производить только при непосредственной помощи и при участии


взрослых. Однако по мере овладения действиями дети начинают производить их самостоятельно. Уже на 2-м году жизни ребенок научается самостоятельно ходить; на 3-м году движения ребенка (бег, ходьба, лазанье) становятся все более совершенными и координированными. Овладевает ребенок и некоторыми тонкими движениями кисти рук и пальцев, научается, например, держать карандаш и проводить им линии и штрихи, застегивать пуговицу, пускать волчок и т. п. При правильно поставленном воспитании к 3 годам ребенок может самостоятельно есть, умываться, одеваться и делать многое другое.

Глубокие изменения происходят и в овладении языком. Речь становится основным средством общения ребенка со взрослыми. Руководство поведением ребенка со стороны взрослых приобретает все более речевой характер. Появляется умение отделять самого себя от своих действий, на которое указывал еще И. М. Сеченов: «Когда ребенок на вопрос: «Что делает Петя?» отвечает от себя совершенно правильно, т. е. соответственно действительности: «Петя сидит, играет, бегает», анализ собственной особы ушел у него уже на степень отделения себя от своих действий» (1952, с. 261).

Поведение взрослых, характер их отношений между собой, способы их действий с предметами становятся для ребенка образцом для воспроизведения. Взрослый, его манеры и действия становятся предметом подражания. Это находит свое выражение в том, что к концу раннего детства возникает ролевая игра, в процессе которой ребенок начинает узнавать в своих действиях действия взрослых людей, отождествлять свои действия с действиями взрослых, называть на этой основе себя именем взрослого человека.


H. M. Щелованов указывает: «Эти успехи в развитии ребенка на протяжении 3-го года жизни качественно изменяют все его поведение. Хотя роль взрослого по-прежнему остается ведущей в развитии ребенка этого возраста и сам он еще очень беспомощен, однако постепенное развитие на 3-м году жизни ребенка делает его все более самостоятельным» (Воспитание детей раннего..., 1955, с. 192).

По данным Л. А. Порембской (1956), самостоятельность проявляется еще в преддошкольном возрасте и заключается в том, что каждый здоровый ребенок в узкой сфере своей практической жизни и в пределах собственных небольших возможностей стремится действовать без помощи взрослых, выказать некоторую независимость от взрослых.

Проявление самостоятельности во всем том, в чем ребенок действительно может обойтись без помощи взрослых, приобретает характер тенденции к самостоятельности, стремления действовать независимо от взрослых, без их помощи преодолевать некоторые трудности даже в сфере, еще недоступной ребенку. Это находит свое выражение в словах «я сам».


Желания детей преддошкольного возраста обычно удовлетворяются ухаживающими за ними взрослыми. Между желаниями ребенка и взрослого, как правило, нет особых расхождений. В тех случаях, если ребенок хочет что-либо недозволенное или невозможное, взрослые быстро переключают его внимание на другой привлекательный предмет. Желания ребенка неустойчивы, быстро преходящи, и управление ими обычно осуществляется путем замены новым или более привлекательным предметом.

Возникновение стремления к самостоятельности означает одновременно появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желанием взрослых, что, в частности, подтверждается настойчивым «я хочу».

Естественно, новые тенденции, усиливающие активность ребенка, приводят к возникновению новых взаимоотношений со взрослыми. Как в зарубежной, так и в советской литературе неоднократно отмечались возникающие в этот период трудности воспитания (проявления у ребенка себялюбия, ревности, упрямства, негативизма и «обесценения»). Особый интерес представляют те работы, в которых раскрываются конкретные условия появления негативизма у детей.

Так, А. Н. Голубева (1955), изучая случаи упрямства у детей младшего дошкольного возраста, отметила, что упрямство носит избирательный характер. Не наблюдалось ни одного случая упрямства по отношению к своим ровесникам. Как правило, оно возникало по отношению к взрослым, причем к совершенно определенным лицам.

А. П. Ларин (1953) отмечал, что упрямство иногда возникает рано, при неблагоприятных условиях воспитания. Вначале упрямство может носить избирательный характер, т. е. иметь своим объектом одного человека, если сопротивление воле ребенка вызывается только этим человеком. Но постепенно упрямство может распространяться на других лиц или на всех взрослых. Анализируя причины возникновения упрямства, А. П. Ларин пришел к заключению, что оно возникает при ущемлении свободы ребенка, т. е. при ограничении его самостоятельности и инициативы.

В зависимости от соотношения требовательности и уважения к ребенку со стороны взрослых А. П. Ларин выделяет несколько видов упрямства. Упрямство не возникает и развитие протекает нормально без всяких конфликтов тогда, когда между требовательностью и уважением существует равновесие. Если требовательность значительно превышает уважение, то возникает упрямство типа «обиженных», когда требовательность очень мала, а уважения много, то констатируется упрямство «баловня». Возможно и такое положение, при котором к ребенку не предъявляют никаких требований и не проявляют никакого уважения; тогда это случай упрямства «безнадзорности».

В описанной классификации правильно указаны основные причи-


ны, приводящие к упрямству. Они лежат внутри отношений взрослого и ребенка. Эти отношения не остаются константными, и их изменения, особенно в младшем возрасте, целиком зависят от взрослых, которым необходимо устанавливать правильные соотношения между требовательностью и уважением. Отношения, которых на одном уровне развития ребенка было достаточно для проявления самостоятельности, могут стать стеснительными на другом уровне, и если их вовремя не изменить, то возникнут условия для упрямства ребенка. Случаи упрямства в данной ситуации - симптом того, что в развитии ребенка произошли какие-то существенные сдвиги, а сложившиеся отношения между взрослыми и ребенком больше не соответствуют новому уровню его развития.

На границе раннего детства и дошкольного возраста симптомы упрямства и негативизма, возникающие в поведении ребенка, показывают, что отношения совместной деятельности пришли в противоречие с новым уровнем его развития. Но «кризис» возникает только тогда, когда взрослые, не замечая у ребенка тенденций к самостоятельному удовлетворению желаний, продолжают сдерживать его самостоятельность, сохраняют старый тип отношений совместной деятельности, ограничивают активность ребенка, его свободу. Если же взрослые не противятся проявлению самостоятельности ребенка (конечно, в определенных пределах), то трудности или вовсе не возникают, или быстро преодолеваются. Таким образом, «кризис» поведения, часто наблюдаемый в трехлетнем возрасте, возникает лишь при определенных условиях и вовсе не обязателен при соответствующих изменениях во взаимоотношениях ребенка и взрослых.

А. Н. Леонтьев по этому поводу справедливо писал: «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис - это свидетельство не совершившегося своевременно и в нужном направлении перелома, сдвига. Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а является разумно управляемым процессом - управляемым воспитанием» (1983, т II, с 288).

Какие же изменения в развитии, появляющиеся в конце раннего детства, приводят к необходимости перестройки отношений ребенка и взрослых, к переходу в дошкольный возраст? В конце раннего детства возникают тенденции к самостоятельной деятельности. За ними лежит не только отделение себя от своих действий, но и отделение себя от взрослого. А это связано с психологическими изменениями в самом содержании действий. В раннем детстве действия ребенка непосредственно вызываются предметами. До конца раннего детства желания ребенка не существуют для него как его личные желания. Взрослые подменяют один притягательный


для ребенка предмет другим или вовсе запрещают ребенку действовать с притягательным предметом.

Тенденции к немедленному осуществлению действий с предметами в раннем детстве связаны с расширяющейся активностью и безудержной исследовательской деятельностью. Многократное несовпадение тенденций к действию с реально проводимыми ребенком действиями приводит к выделению этих тенденций, к превращению их в собственные желания ребенка, могущие не совпадать с желаниями взрослого. Возникновение личных (собственных) желаний перестраивает действие, превращая его в волевое. На этой основе открывается возможность для соподчинения желаний, а следовательно, и борьбы между ними. Это же становится предпосылкой для широкого развития в дошкольном возрасте творческих типов деятельности, в которых ребенок идет от собственного замысла к его реализации.

В переходный от раннего детства к дошкольному возрасту период личные желания носят еще форму аффекта. Не ребенок владеет своими желаниями, а они владеют им. Он находится во власти своих желаний так же, как раньше находился во власти аффективно притягательного предмета. Упрямство и негативизм носят гипо-булический характер, являясь уже по своему содержанию волевыми. Власть собственных желаний над ребенком особенно ярко проявляется в тех случаях негативизма, когда-ребенок, раз сказав «хочу» или «не хочу», продолжает на этом настаивать, несмотря на предложение взрослым более привлекательного предмета.

В этот период происходит распад прежних форм аффекта и прежних форм совместной деятельности, рождение личных желаний и тенденций к самостоятельности по их осуществлению. Возникают предпосылки развития личности.

Задачи семейного клуба «Островок любви»:

1. Вводная часть

— Здравствуйте, дорогие родители!

Мы рады видеть Вас на нашем первом семейном празднике!

Хотите откроем вам один секрет, почему мы здесь собрались?!

Большинство родителей имеет достаточно глубокое представление о жизни ребёнка в детском саду. Наши родители замечательные, но большинство из них очень молоды, недостаточно владеют знаниями в области воспитания и обучения своих малышей ведь дети только начали посещать в детский сад.

Так в нашем саду появилась задумка организовать семейный клуб, где бы родители педагоги детского сада имели возможность обменятся опытом и двигаться вместе к одной цели — полноценное развитие в воспитание детей.

Всем известно, что семья и детский сад составляют для ребёнка основную микросреду.

Опыт, который обретают дети – дошкольники в семье и в детском саду разный.

В семье — ребёнок объект обожания, уступчивости и прощения, в детском саду — равноправный член социальной группы – коллектива, в этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия родители и воспитатели. Через семейный клуб родители в воспитателях и специалистах детского сада смогут увидеть потенциального помощника и консультанта в воспитании своих детей.

Да. Именно так. Потому что основное воспитание происходит в семье, и родитель является воспитателем своего ребёнка.

Наш семейный Клуб предлагаем назвать «ОСТРОВОК ЛЮБВИ» — это семья. Вокруг море – это наша жизнь, такая непостоянная, непредсказуемая, то доброжелательная, то полная испытаний и трудностей.

Как будет обустроен наш ОСТРОВОК — семья, зависит от нас самих, от наших знаний и приложенных усилий, потому что это труд. Но мы трудимся для себя, чтобы было это место.

Поэтому мы выбрали название нашего Клуба « ОСТРОВОК ЛЮБВИ». Важно иметь островок, где всегда найдёшь покой, защиту, утешение, понимание, любовь.

Любовь является фундаментом построения семьи. Дети наблюдая любовь в семье, получая любовь в семье, сами учатся любить.

Но, к сожалению, не все прирожденные строители. Нигде и никогда нас не учили строить семейные отношения, быть мужьями и жёнами, быть родителями.. Чаще учимся на своих ошибках, или повторяем модели семьи наших родителей.

Детский сад в этом вопросе хочет оказать родителям большую помощь именно через родительский клуб.

2. Основная часть.

Путешествие на ОСТРОВОК ЛЮБВИ.

Сейчас мы родителям предлагаем совершить путешествие на островок любви.

Задание родителям: встать в круг, взяться за руки, чтобы во время этого путешествия никто не потерялся. Закройте глаза.

Отправляемся в путешествие!

Звучит таинственная музыка.

В то время, когда глаза родителей закрыты, меняется окружающая обстановка. Вокруг них ставятся столы с цветами (пальмы и большие цветы в горшках ставятся на пол).

Мы на месте. Фея (воспитатель) прикасается палочкой к каждому. Открывают глаза. Родители рассаживаются за круглым столом на приготовленные стулья.

— Уважаемые родители. Поздравляем вас мы все благополучно причалили к нашему ОСТРОВКУ, здесь и сейчас мы вместе с вами будем творить и создавать образцовую МОДЕЛЬ СЕМЬИ.

Модель – это образец. И т.к семьи у нас уже созданы, то вы сможете соотнести свой ОСТРОВОК – свою семью с этим образцом, который получится.

1 вопрос: Как мы в семье общаемся?

Ответы родителей: вежливо, говорим комплименты друг другу, добрые, приятные слова.

Игра: «Добрые слова».

Сейчас мы будем передавать мягкую игрушку и говорить друг другу приятные слова (это могут быть комплементы, пожелания…)

2 вопрос: Чтобы дети подражали хорошему, что они должны видеть (действия)?

Ответы родителей: любовь, ласку, заботу, взаимопонимание, искренность, контакт не «рядом», а «вместе».

Сценка из жизни вашей семьи на тему «Общение».

— Но даже на ОСТРОВКЕ бывает не всё спокойно, могут быть скрытые чуланчики или даже вулканы.

Как вы понимаете чуланчики – это дети, а вулканы – это… Но мы поговорим о вулканчиках. Мы изобразим извержение вулкана.

3 вопрос: Что мы делаем с упрямством и капризами?

Разыгрываются ролевые ситуации.

1 ситуация: Хочу смотреть мультфильм. Время на часах 22.00…

2 ситуация: Хочу эту игрушку. Покупка игрушки не входила в ваши планы….

3 ситуация: Еда мне не нравится…

4 ситуация: Одеваться не буду. Одень меня…

5 ситуация: Не хочу убирать игрушки. Я устал…

Вопрос родителям: Какие еще есть у детей упрямства?

4 вопрос: Как проводим выходные дни в кругу семьи?

Ответы в виде обмена опытом — на листочках пишут – зачитывают и сдают в копилку по обмену опытом. Интересные ответы будут размещены в уголке для родителей: « Копилка добрых советов».

5 вопрос: Веселимся вместе.

Художественные номера, игры.

3. Подведение итогов.

Какая получилась модель семьи?

1. Вежливость в общении.

2. Забота и любовь.

3. Тушим вулканы и вулканчики вместе без обид.

4. Выходные в кругу семьи.

5. Веселимся (хорошие эмоции).

Конечно, секторов может быть больше. Как вы обустраиваете свой ОСТРОВОК зависит только от вас, но даже все эти сектора, которые мы выделили имеют место в вашей семье, то уже есть хорошее основание (фундамент) для строительства.

4 . Все приглашаются на чаепитие.

Опрос: Ваши пожелания на следующие встречи Клуба (родители пишут и высказывают свои пожелания)


Осуществляя сотрудничество с родителями в решении задач воспитания, развития и социализации дошкольников, педагоги нашего ДОУ стремятся к созданию дружелюбного партнерства межу детским садом и семьей. На протяжении нескольких лет работает семейный клуб “Содружество”, занятия которого ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей. Основными целями работы семейного клуба являются:

  • объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей;
  • оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям;
  • повышение педагогической компетенции родителей;
  • укрепление детско-родительских отношений;
  • предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

Участники работы клуба: родители, администрация ДОУ, педагоги, медицинские работники, педагог-психолог руководствуются принципами добровольности, открытости, компетентности, соблюдения педагогической этики, взаимоуважения и взаимопонимания.

Положением о семейном клубе “Содружество” определены права и обязанности участников клуба, а также вопросы организационного плана.

Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с результатами опроса родителей (анкетирование) и годовыми задачами ДОУ.

Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач:

  • круглый стол;
  • тренинг;
  • практикум;
  • решение педагогических ситуаций;
  • обмен опытом семейного воспитания;
  • видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении;
  • организация совместной деятельности детей и родителей.

Занятия семейного клуба проводятся в помещении детского сада 1 раз в месяц. Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости, т.е. привлеченные специалисты (педагоги дополнительного образования детского дома творчества, работники городской детской библиотеки и другие) в соответствии с выявленными предварительно запросами.

К занятиям готовятся все участники: педагоги, дети и родители.

Педагоги-организаторы стремятся к тому, чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна всем участникам, стараются отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых. Положительный эмоциональный фон встреч помогают создать видеопросмотры, показы, выставки, музыкальное оформление, радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности. Но главное – это общий настрой педагогического коллектива, верно выбранный тон общения педагога с ребенком и родителем.

Стремление педагогов к сотрудничеству с семьей приносит свои плоды: доверие родителей к детскому саду, желание принимать непосредственное участие во всех видах деятельности учреждения, высокий рейтинг нашего ДОУ в микрорайоне.

План работы семейного клуба “Содружество” на 2007-2008 учебный год

Тема: По русскому обычаю

Цель: Приобщение к миру искусства и культуры русского народа.

Задачи: знакомство участников друг с другом, с планом работы клуба на год.

Участники: педагоги, дети, родители.

Занятие 2. “Во саду ли, в огороде”. Октябрь.

Задачи: Расширение представлений детей о фруктах и овощах в совместной деятельности с родителями

Занятие 3. “Идет коза рогатая”. Ноябрь.

Задачи: расширение представлений детей о домашних животных и заботе о них. Воспитывать в детях доброту, чуткость, ответственность за своих питомцев.

Участники: родители, дети, воспитатели.

Занятие 4. “Сошью Маше сарафан”. Декабрь.

Задачи: познакомиться с русским народным костюмом, женскими ремеслами на Руси. Воспитывать интерес к русским традициям, культуре.

Участники: родители, дети, воспитатели. Гости: педагог дополнительного образования детского дома творчества.

Занятие 5. “Половичку веничком курочка метет”. Январь.

Задачи: уточнять и обогащать представления детей о предметах домашнего обихода русской старины.

Участники: родители, дети, воспитатели.

Занятие 6. “Ходит сон близ окон”. Февраль.

Задачи: приобщение к русскому фольклору.

Участники: родители, дети, воспитатели, музыкальный руководитель.

Занятие 7. “Фока воду кипятит и как зеркало блестит”. Март.

Задачи: знакомство с традициями русского гостеприимства. Подведение итогов работы клуба.

Участники: родители, дети, воспитатели.

План работы семейного клуба “Содружество” на 2008-2009 учебный год

Тема: Здоровый ребенок

Цель: Приобщение к здоровому образу жизни.

Занятие 1. Организационное. Сентябрь.

Задачи: Обсуждение плана работы клуба на учебный год.

Участники: родители, администрация, педагоги.

Занятие 2. Здоровое питание малыша. Октябрь.

Задачи: согласование вопросов питания дошкольников в детском саду и дома.

Участники: родители, воспитатели, старшая медсестра ДОУ.

Занятие 3. Движение – это жизнь. Ноябрь.

Задачи: повышение психолого-педагогической компетенции родителей, выявление положительного опыта семейного воспитания.

Совместная деятельность детей и взрослых: подвижные игры. Фотостенд “Отдыхаем активно”. Обмен семейным опытом.

Участники: родители, дети, воспитатели, инструктор по физической культуре.

Занятие 4. “Мойдодырчик”. Декабрь.

Задачи: повышение психолого-педагогической компетенции родителей, совместный досуг.

Содержание: газета “Хорошо у нас в саду – не дождусь, когда пойду”, рекомендации родителям по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и самостоятельности, памятки “Правила гигиены” и “Правила поведения за столом”, инсценировка “Как Маша полюбила водицу”, показ процесса мытья рук детьми в умывальной комнате, художественное слово по воспитанию культурно-гигиенических навыков, совместная деятельность - игры с мыльными пузырями.

Участники: родители, дети, воспитатели.

Занятие 5. Эмоциональное благополучие ребенка. Январь.

Задачи: повышение психолого-педагогической компетенции родителей, укрепление детско-родительских отношений.

Участники: родители, дети, педагог-психолог, воспитатели.

Занятие 6. Очень важная игрушка – мяч. Февраль.

Задачи: приобщение к здоровому образу жизни, совместный досуг.

Участники: родители, дети, инструктор по физической культуре, воспитатели.

Занятие 7. Профилактика детской близорукости. Март.

Задачи: повышение медико-педагогической компетенции родителей. Подведение итогов работы клуба.

Обмен мнениями о работе клуба за чашкой чая, анкетирование с целью выявления родительских запросов для дальнейшей работы.

Участники: родители, воспитатели, врач-специалист.

СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ

Пономарёва Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №350» г.о. Самара

Дитятко что тесто, как замесил,

так и выросло.

Актуальность

Первая школа воспитания растущего человека - семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи - чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Полноценное воспитание дошкольника может происходить только в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.

На протяжении ряда лет мы работаем над решением проблемы повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель данной работы - всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. Семейный клуб имеет большое значение, и для укрепления партнерских отношений семей воспитанников с различным социальным статусом и ДОУ.

Уклад современной жизни сильно отличается от того, каким жили наши предки. И люди стали забывать, как обставляли свой дом наши прабабушки, какие песни они пели, какую одежду носили, во что играли в детстве. Наши предки были трудолюбивы, имели удивительно тонкое и поэтическое восприятие мира, стойкие традиции и серьёзное отношение к таким понятиям, как мораль, добродетель и нравственность. Они не заслуживают забвения.

Проблема воспитания патриота своей страны всегда была важнейшей задачей для государства. В современном мире, когда наблюдается изобилие информации, далеко не всегда позитивной, она проявилась с особой яркостью. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.

Культура семьи - это система отношений, получаемая ребёнком с рождения, к людям, природе, культурному наследству. У России тысячелетняя история, богатая традициями, огромный духовный потенциал. Детское самосознание необходимо воспитывать через знакомство с русской культурой, приобщать его к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками. Нужно знакомить с значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны. Бесспорно, родители любят своего ребенка и лучше всех других взрослых знают его. Но не всегда родители могут правильно донести знания обо всех этих сокровищах до своего малыша, так как у них не хватает времени, а зачастую и самих знаний. Наблюдается неумение родителей передавать опыт, который существует в микро культуре семьи. Старая истина - нельзя вырастить патриота, если не патриотичны отец с матерью.

На данный момент, практически все программы по патриотическому воспитанию предлагают начинать работу с детьми со старшего дошкольного возраста, в то время как начинать воспитывать гражданина своей страны нужно с младенчества. Мы разработали проект, который позволяет не только воспитывать малышей сразу по приходу в детский сад, но и одновременно с этим просвещать их родителей.

«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» - эта простая истина послужила толчком для создания нашего Клуба в том виде, в котором он существует сейчас, и выбора тем для новых встреч.

Материалы деятельности семейного клуба представлены в виде проекта «Клуб молодых родителей» , прошедшего апробацию в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида № 350 «Яблонька» г. о. Самара, начиная с 2008 года.

Семейный клуб - это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы клуба.

Направления деятельности:

1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);

2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).

В соответствии с педагогическими принципами (целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, комплексность) нам представилось возможным выдвижение гипотезы проекта:

Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта:

Укрепление института семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребенка как носителя общественного сознания. Создание условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства. Обеспечение новых возможностей для духовного становления наших детей, появления «корней памяти» своей семьи.

Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Повышение правовой культуры родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей;

Повышение психолого-педагогической культуры родителей;

Выявление положительного опыта семейного воспитания; создание условий для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций;

Содействие сплочению родительского коллектива под руководством педагогов единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников, игровых тренингов с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей Малой Родине, привитие бережного отношения к своим реликвиям и обычаям;

Расширение круга игр. Помогать детям через игру понять особенности национальной культуры;

Установление доверительных отношений между родителями и дошкольным образовательным учреждением, популяризация деятельности дошкольного образовательного учреждения среди родительской общественности.

В основу деятельности клуба были положены следующие принципы и подходы:

Работа семейного клуба осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения;

Добровольность и открытость - посещение клуба по желанию;

Количество занятий в семейном клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остроты обсуждаемой проблемы;

Информационное обеспечение - составляется и подбирается видеоматериал с советами и методическими рекомендациями, брошюрки, памятки, литература, оформляются стенды;

Комфортность - реализуется путем создания доброжелательной атмосферы, непринужденной обстановки (свободное общение, музыкальное сопровождение, положительный эмоциональный фон);

Работа семейного клуба планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Структура, формы и методы деятельности «Клуба молодых родителей»

Клуб - это общественная организация, объединяющая людей на основе общности, близости интересов, сходства занятий.

Основным содержанием работы являются мероприятия, направленные на вовлечение семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения в воспитательный процесс, способствование возрождению семейных традиций; формирование партнерских отношений семьи и ДОУ, как равноправных участников.

Клуб включает в себя направления:

1. Культурно - досуговое:

Организация семейного досуга,

Организация конкурсов и выставок,

2. Образовательно-просветительское:

Консультации;

Семинары-практикумы;

Интегрированные занятия;

Психологические тренинги;

Практикумы;

Обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.

3. Спортивно-оздоровительное:

Спортивные соревнования, эстафеты, игры;

Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в физическом развитии.

Участники проекта:

воспитанники ДОУ № 350 в возрасте от 2-х лет, члены их семей (лица их заменяющие), педагоги образовательного учреждения, социальные партнеры, сотрудничающие с учреждением.

Механизм реализации проекта:

Средства оценки результатов реализации проекта: анкеты, тесты, беседы, карты обратной связи, участие в выставках, фестивалях и конкурсах, информация в СМИ, отзывы.

На каждый год составляется новый подпроект, содержание которого зависит от запросов родителей.

Этапы проекта.

Проект реализуется в три этапа.

Подготовительный (август - сентябрь):

Разработка (или утверждение) положения “Клуба молодых родителей”;

Опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;

Составление плана проведения проектной деятельности в рамках Клуба;

Обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба;

Подбор литературы.

Цель: заинтересовать детей и родителей предстоящей темой проекта, вызвать желание стать его участниками. Выявить знания родителей и детей о культуре игры, семейных и народных традициях.

Основной этап (с октября по апрель).

В ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей:

Консультации для родителей;

Оформление альбомов по теме клуба (игра, традиции …);

Оформление портфолио ребёнка;

Развлечения;

Оформление семейных выставок;

Освоение игровых приёмов познания;

Проводится аналитическая работа: обратная связь с участниками;

Презентация деятельности на местном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Цель: знакомство семей - членов «Клуба молодых родителей» традициями народными и семейными через разные формы работы. Освоение и расширение игровых навыков.

3. Заключительный этап:

В мае-июне подводятся итоги работы над проектом, определяются перспективы для дальнейшей работы по реализации проекта.

Выводы:

Результаты работы над проектом можно представить следующим образом.

Работа семейного клуба в детском саду способствует:

Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;

Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей;

Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей;

Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;

Обобщению опыта семейного воспитания;

Разработке и апробации к условиям ДОУ клуба, как инновационной методической деятельности (профессиональные конкурсы, фестивали семейных клубов, конкурсы различного уровня).

Главным критерием эффективности клубной работы является активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о реликвиях и традициях своей семьи и своего народа. Немаловажным критерием эффективности является и то, что дети познают новое в форме игры. Родители же начинают понимать значимость игры, как основного наиважнейшего вида детской деятельности.

Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой инновационную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Благодаря деятельности клуба наладилась прочная взаимосвязь с семьями, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками. Деятельность семейного клуба показала жизненную необходимость и практическую значимость принципа взаимопроникновения двух социальных институтов - детского сада и семьи.

Описательная часть.

Как и в любом другом деле для успешной реализации проекта «Клуб молодых родителей» необходимо создание определённых условий. Такими условиями для проекта «Клуб молодых родителей» являются

Заинтересованность родителей;

Важность выбранной темы для каждой семьи;

Простота восприятия;

Неизменность структуры и плана встреч;

Тройственная связь: родители – ребёнок – воспитатели;

Способствование созданию добрых семейных традиций в воспитании детей.

Последовательность представленных тем продиктована традициями семьи, историческими событиями.

В каждом содержательном блоке осуществляется поэтапное развитие компонентов. На начальном этапе у детей и родителей формируется мотивация по усвоению содержания блока. Далее закладывается информационная основа содержания, необходимые знания, которые закрепляются в активной творческой совместной деятельности детей и родителей.

В первые годы работы клуба мы делали упор на игру, т.е. обучение различным игровым приёмам, так как считали, что утеряна культура детской игровой деятельности. Мы с уверенностью можем сказать: детство – это игра, игра – это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизни начала свое движение. И в этом нам помогает игра. В настоящее время серьезное внимание уделяется игровой деятельности детей, так как именно игра создает благоприятные условия для развития личности. Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье.

В последние же годы стала назревать проблема национальной памяти, потребность в своих «родовых корнях».

Разнообразием запросов родителей и вызвана ежегодная смена тем «Клуба молодых родителей».

Но фундаментом, основными формами педагогической работы в условиях семейного клуба неизменно являются:

Совместные досуги;

- «беседы у самовара»;

Дискуссии;

Индивидуальные и тематические консультации для родителей;

Выезды на природу для проведения праздников;

Конкурсы.

Формирование патриотических качеств у дошкольников начинается с педагогического просвещения родителей, с освещения тех вопросов, которые способствуют успешному разрешению проблемы.

К каждой встрече готовится мини-проект. Его разработка ведётся как педагогами с детьми в ДОУ, так и сами родителями с ребёнком в домашней обстановке.

Если, скажем, заявлена тема «Игра - это серьёзно», то родители готовят фотоотчёт об игровых уголках своего ребёнка, а педагоги в ДОУ разучивают новые игровые действия, готовят видеоотчёт об игровой деятельности детей в детском саду.

Для «круглого стола» «Рождественский перезвон» подготовка ещё масштабнее. Родителям необходимо не только подготовить нужный материал для выставки, но и предварительно пообщаться со старшим поколением, или хотя бы ознакомиться с литературой по данной теме. Неоценимую помощь здесь оказывает Интернет. Мы, педагоги, в свою очередь, проводим ознакомление детей с историей праздника как в непосредственно образовательной, так и в свободной деятельности.

Неизменным в работе «Клуба молодых родителей» остаётся и

план встречи:

Беседа педагога с родителями по теме встречи;

Дети в это время заняты со вторым педагогом;

Основная часть, обязательно включающая в себя продуктивные виды совместной деятельности детей и их родителей;

Чаепитие и подведение итогов встречи;

И в завершение - общее фото на память:

«Мы - дружная семья».

Как уже говорилось для каждого года в «Клубе молодых родителей» подбирается новая тема. Некоторые темы встреч, если они интересны родителям, могут повторяться и в последующие годы. Условно тематический план клуба можно охарактеризовать как блоки: блок «Адаптация родителей» (нравственно-правовое воспитание), блок «Игра», блок «Семейные традиции». Выбор тем в «Клубе молодых родителей», мы стараемся приурочивать к Государственным и Православным праздникам.

Основная задача «Клуба молодых родителей» - создание неразрывной связи: Семья - Ребёнок - Воспитатели. Каждое звено влияет на два соседних, одновременно испытывая на себе их влияние. Именно тройственная связь является основой семейного клуба. Во главе угла стоит ребёнок. Для гармоничного развития наших воспитанников и ведётся данный проект.

Но без просвещения родителей, их активного участия не будет того положительного эффекта, который мы наблюдаем в своём клубе. Участие родителей и других членов семьи в образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важно то - с какой гордостью смотрят дети на своих пап и мам, бабушек и дедушек, которые так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие «золотые руки». Совместная проектная деятельность не только объединяет семьи, помогает мамам и папам объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами, раскрыть свои таланты и творческие способности, но и создаёт атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического коллектива и родителей.

Активное участие родителей даёт нам возможность более активно обучать детей, закреплять знания, полученные во время непосредственно образовательной деятельности, а порой и опережая Программу воспитания в ДОУ. Например, блок «Родословная» по Программе даётся детям старшего возраста. Мы же, благодаря родителям, внедряем его в работу семейного клуба с младшего возраста. Так как встречи проходят в игровой форме и совместно с родителями дети в непроизвольной форме более прочно усваивают материал.

Большое внимание мы уделяем просвещению родителей, как психолого-педагогическому, так и нравственно-правовому.

Современные средства передвижения и связи сделали ритм нашей жизни очень динамичным. Человек находится в постоянном напряжении движения. Движения в пространстве и времени. Только вечером мы можем немного расслабиться. И получается так, что родители, будя ребёнка утром и отводя его в детский сад, как бы «отключают» его от своей дневной жизни. До самого вечера. Да и вечером дневные дела не отпускают их, требуя переосмысления. Наша задача состоит в том, чтобы донести до сознания родителей, что «именно они являются первыми воспитателями своего ребёнка, а детский сад существует в помощь семье…».

Мы помогаем родителям понять природу Детства, ту роль, которую они играют в жизни своего ребёнка, донести до родителей понимание необходимости живого игрового общения. Общения, когда малыш может почувствовать вашу теплоту: тепло прикосновений, голоса. Физически и на эмоциональном уровне почувствовать любовь к нему. Учим любить ребёнка таким, какой он есть.

Наиболее ярким примером могут служить такие темы как «Поиграем в сказку», «Уронили в речку мячик», «Кукла в гости к нам пришла». На них мы не просто показываем игровые действия, но подчёркиваем их связь с экспериментированием, театрализованной деятельностью, с более ярким игровым способом познания окружающего.

Влияние на родителей оказывают и «домашние задания». На заседании «Клуба молодых родителей» озвучиваем тему следующей встречи и предлагаем подготовиться к ней. Подготовка может быть различной: создание фотоотчёта, совместное с ребёнком изготовление поделки в домашних условиях, подготовка выступления и т.п.

Родители, посещающие клуб общаются между собой на другом уровне, нежели те, кто просто встречаются в раздевалке, приводя и забирая ребёнка из детского сада. Отношения между первыми сродни семейным. У них есть общие интересы, темы для бесед. Мы часто замечали, что родители обсуждают наши «домашние задания» между собой, не привлекая нас, педагогов. Это означает, что задача сплочения коллектива успешно реализуется.

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения - это одна из самых актуальных тем в дошкольном образовании. И мы в работе «Клуба молодых родителей» стараемся использовать их как можно разнообразнее.

На встречах вниманию родителей предлагаются презентации по заявленной теме. То есть каждая консультация или беседа сопровождаются показом материала. Для подготовки тематических презентаций используем программу POWER POINT .

Прогресс не стоит на месте. Если ещё не так давно для наглядности мы использовали фланелеграф, то теперь используем интерактивное устройство.

Иллюстрацией такой работы может служить построение генеалогического Древа. Большинство родителей не знакомы с подобными устройствами. Вот здесь и возникает эффект обратной связи: дети показывают родителям, как нужно действовать. Восторг ребёнка от того, что он «учит» маму или папу нельзя переоценить.

В повседневной деятельности мы производим видеозаписи, из которых монтируем тематические видеофильмы, представляемые на родительских собраниях. Это позволяет родителям заглянуть в мир своего ребёнка, не пропустить важные моменты его развития по причине занятости на работе. Наглядность помогает сделать общение более неформальным.

По итогам встречи выпускаем стенгазету, выполненную в редакторе « PICASA ».

На информационных стендах помещаем печатные консультации по теме встречи. Информация доступна всем родственникам воспитанников, а не только тем, кто посещает наш клуб.

Использование современных информационно-коммуникативных технологий в ДОУ целесообразно. Это позволяет за незначительное время охватить материал шире, представить его интереснее и актуальнее.

Встречи в «Клубе молодых родителей» укрепляют детско-родительские связи. Внутрисемейные отношения становятся более тёплыми, дружескими. Старая истина, что общие дела и интересы сближают, действует и здесь. Ребёнок не только своим домашним рассказывает том, как хорошо они с мамой (папой) провели время, но и своим друзьям, которые по каким-либо причинам не смогли присутствовать. Гордость, уважение к старшим - важные черты, которые воспитываются у детей.

Работа с родителями в нашем ДОУ приобрела статус инновационной деятельности. «Клуб молодых родителей» функционирует с 2008 года. Наиболее значимым результатом нашей работы по проекту «Клуб молодых родителей» стало 1-е место во Всероссийском конкурсе «Родители 2013».

Мы не перестаём повышать свой педагогический уровень , посещаем курсы и семинары по работе с родителями. В 2012 года нами были пройдены курсы по теме «Организация и содержание работы с родителями» в Самарском Государственном Университете.

Работаем мы и над распространением своего педагогического опыта . Проект «Кл уб молодых родителей неоднократно представлялся вниманию педагогического сообщества:

- В 2011 году приняли участие в семинаре для воспитателей ДОУ г.о.Самара «Не жалейте время на детей». Показали мастер-класс по работе с родителями.

В 2012 году на Городском семинаре «Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в новых условиях» и на Августовском педагогическом форуме работников образования Куйбышевского района г.о.Самара «Новые образовательные стандарты - новые требования к профессионализму педагога» презентовали свой опыт по работе семейного клуба.

- В 2013году в мае на Городском педагогическом марафоне и в сентябре во Всероссийском интернет - конкурсе педагогического творчества мы презентовали свой опыт по работе с родителями.

В марте 2013 года во Всероссийском конкурс дошкольных образовательных учреждений «Родители 2013-го» заняли 1-е место по Самарской области.

Результатом работы считаю то, что наш проект «Клуб молодых родителей» функционирует не только в нашем саду, но и других садах области. С материалами по клубной работе мы участвовали в конкурсах различных уровней (Всероссийские, региональные, окружные). Принимают участие в конкурсах и наши воспитанники. Так в конкурсе «Мир глазами ребёнка» приняли участие в номинации «Народные традиции».

Закончить хотим словами Льва Николаевича Толстого:

«У каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями - глубоко в землю…

Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют - животворят семью».

И мы хотим, чтобы таких традиций в наших семьях, семьях наших воспитанников было как можно больше.

Приложение

Анкета для изучения потребностей родителей при организации работы в «Клубе молодых родителей»

Уважаемые родители!

Вы - главные для ребенка люди. Наша задача - помочь Вам в его воспитании. Цель этой анкеты - понять Ваши потребности и интересы в вопросах сотрудничества с детским садом. Ваши искренние и полные ответы позволят нам построить работу так, чтобы она максимально соответствовала Вашим ожиданиям. Это поможет нам с Вами воспитать здорового, умного и всесторонне развитого ребенка!

Пожалуйста, прочитайте вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые отражают Ваше мнение. Если соответствующего ответа нет, допишите его. Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

Ваши Ф.И.О. ___________________ Ваш возраст ____ Образование ____

Ф.И. ребенка _______________________ Возраст Вашего ребенка ______

1. Каковы Ваши приоритеты в воспитании ребенка?

· здоровье и физическое развитие

· развитие нравственных качеств

· развитие умственных способностей

· развитие художественных способностей

· раннее обучение ребенка

· другое (что именно) _____________________________________________

2. К каким специалистам в случае возникновения проблем в семье Вы хотели бы обратиться?

· педагоги, психолог, дефектолог, социальный педагог, врач, другие специалисты детского сада

· врачи поликлиники

· специалисты, работающие на телефоне доверия

· работники социально-психологического центра помощи семье

· другие специалисты (какие именно) ________________________________

3. Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов детского сада?

· информационную помощь

· диагностическую помощь

· консультативную помощь

· другую помощь (какую именно) ______________________

4. В каких формах Вы хотели бы получать помощь от педагогов и специалистов детского сада?

· родительские собрания, конференции, лекции, групповые дискуссии

· беседы, тематические консультации, семинары-практикумы

· информационные листки, газеты, буклеты, книги

· тематические выставки, папки

· дни открытых дверей, родительские клубы, гостиные, посещения семьи педагогами

· другое (что именно) _______________________________________________

5. Какую информацию Вы хотели бы получать от воспитателей в рамках работы клуба?

· о целях и задачах дошкольного образования

· о воспитательно-образовательных программах

· о режиме работы детского сада, проводимых мероприятиях

· о психофизических особенностях ребенка

· о его воспитании

· об успехах ребенка

· об общении с ним

· об организации жизни ребенка в семье

· об организации досуга ребенка, праздников в семье

· о том, в чем должно состоять взаимодействие детского сада и семьи

· другое (что именно) ____________________________________________

6. В какой роли Вы могли бы выступить, принимая участие в работе «Клуба молодых родителей»

· советник

· гид

· наставник

· групповой помощник

· помощник в разработке теоретических аспектов развития дошкольников

· другая роль (какая именно) ________________________________________

Анкета для родителей

Приобщение детей к истокам народной культуры

1. Необходимо ли на Ваш взгляд приобщать детей к истокам народной культуре в детском саду? Если «Да», то почему?_____________________________________________

2. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:

Как жили наши предки?______________________________________________________

Какими занимались ремёслами?________________________________________________

Как защищали Родину, Русь?__________________________________________________

3.Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?________________________

4. Знаете ли Вы русские праздники и традиции? Какие?______________________________

5. Нужно ли соблюдать обряды, традиции?_________________________________________

6. Какие народные праздники вы отмечаете в вашей семье?___________________________

7. Как Вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?______________________________________________________________________

8. Нужно ли сохранять уважение к предметам старины?_____________________________

9. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Какие? Знаете ли вы их историю? Как они оказались у вас?_______________________________________________

10. Знает ли об этом малыш?_____________________________________________________

11. Знаете ли вы свою родословную до седьмого колена?_____________________________

12. Учите ли ребёнка выстраивать своё генеалогическое дерево?______________________

13. Какие семейные традиции вы свято храните и передаёте детям?____________________

14. Посещаете ли Вы в музеи?____________________________________________________

15. Надо ли знать народные сказки и былины?______________________________________

16. Употребляете ли Вы в общении с ребенком народные пословицы и поговорки?______

17. Поете ли Вы ребенку колыбельные песни?______________________________________

18. Какие русские народные промыслы Вам знакомы?_______________________________

19. Готовы ли Вы поучаствовать в демонстрации народных костюмов?_________________

20. Что бы Вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета

По результатам работы «Клуба молодых родителей»

Дорогие мамы и папы!

Закончился учебный год. Наступило время подводить итоги и строить планы на будущее. Нам очень важно знать ваше мнение о работе «Клуба молодых родителей» в прошедшем году.

    Удовлетворены ли Вы работой клуба в целом?_____________________

    Доброжелательным (партнёрским) ли было отношение со стороны воспитателей?_________________________________________________

    Исчерпывающую ли информацию Вы получали по теме встречи?______________________________________________________

    Какие мероприятия запомнились больше всего?________________________________________________________

    Какие причины не позволяли Вам посещать все мероприятия?_________________________________________________

    Какие темы, интересующие Вас, остались незатронутыми педагогами в этом году?____________________________________________________

    Какие формы работы клуба показались Вам самыми интересными (отметьте нужное):

    Консультации специалистов;

    Анкетирование;

    Открытая для родителей образовательная деятельность;

    Конкурсы;

    Выставки;

    Практикумы;

    Круглые столы;

    Тренинги;

    Другое__________________________________________________

    Что бы Вы пожелали педагогам для улучшения работы «Клуба молодых родителей» будущем?__________________________________ _____________________________________________________________

Тематика работы «Клуба молодых родителей»

на 2008-2009 учебный год

Тематика работы клуба

Форма проведения

Сроки проведения

Ответственные

Знакомство с родителями – членами клуба. Анкетирование родителей.

Беседа,

Анкетирование.

Воспитатели

Роль игры в адаптация ребёнка в ДОУ

Психологический тренинг

Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели.

Закаливание как одно из средств профилактики простудных заболеваний.

Консультация,

Круглый стол.

Врач-педиатр,

Воспитатели.

Воспитание самостоятельности и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через игру.

Консультация, решение педагогических ситуаций.

Воспитатели

Если ребёнок капризничает.

Круглый стол

Педагог-психолог

Создание условий для развития сенсорных способностей детей.

Практикум

Активизация речевой и двигательной активности ребёнка.

Круглый стол

Старший воспитатель, воспитатели.

Виды социальной помощи семье

Консультация

Работник Управления центра социальной защиты населения.

Стили общения в воспитании детей.

Круглый стол

Старший воспитатель,

Воспитатели.

КВН «Что мы знаем об игре»

Конкурс родителей.

Подведение итогов.

Конкурс по результатам работы клуба.

Заведующий,

Старший воспитатель, воспитатели.

План работы на 2009-2010 учебный год

Время проведения

Тема
Участники семинара

Ответственный

август

Анкетирование родителей «Тематика встреч в родительском клубе в новом учебном году»

Воспитатели, педагог-психолог

сентябрь

Семинар с элементами тренинга «Кризис 3-х лет или как устанавливать запреты»

Педагог-психолог,

старший воспитатель

Октябрь

«Детско-родительские отношения: проблемы и их разрешение»

Педагог-психолог,

воспитатели

Ноябрь

«Как ходить с ребенком по магазинам без слез и истерик».

Практикум «Сделаем игрушку сами»

Воспитатели

Декабрь

Консультация «Детская ложь»

Январь

Консультация «Дошкольник и мультфильм»

Воспитатели

Февраль

Семейное спортивное мероприятие «Сильные, смелые, ловкие, умелые»

Инструктор по физической культуре, воспитатели

Март

Тренинг

"Мы вместе"

Педагог-психолог, воспитатели

Апрель

«Праздник птиц»

Развлечение с элементами практикума

Май

Открытая для родителей непосредственно образовательная деятельность.

Подведение итогов работы «Клуба молодых родителей»

Старший воспитатель, воспитатели

на 2011-2012 учебный год.

Адаптация ребёнка в ДОУ.

Особенности организации питания детей раннего возраста в детском саду и в семье.

Психологический тренинг

Август

«Родитель – это звучит гордо»

Сентябрь

«Ладушки-ладушки» (О развитии мелкой моторики)

Практикум

Октябрь

Психолог, воспитатель

«Растим малыша здоровым»

Совместная деятельность «Уронили в речку мячик»

Круглый стол,

Ноябрь

Старший воспитатель, медсестра, воспитатели

«В лесу родилась ёлочка».

Как организовать праздник

Практикум

Декабрь

«Мотивы детской истерии»

Тренинг

Январь

Психолог, воспитатели.

«Поговори со мною, мама» (о развитии речи).

Круглый стол, видеопросмотр непосредственно образовательной деятельности.

Февраль

Логопед, воспитатели.

«Посадили детки репку»

практикум

Март

Психолог, воспитатели.

Деловая игра

Апрель

Воспитатели

10.

Итоговое заседание (анализ работы «Клуба молодых родителей», эффективность деятельности)

Круглый стол

Май

Старший воспитатель, психолог, воспитатели.

План работы «Клуба молодых родителей»

на 2012-2013 учебный год.

«Давайте познакомимся». Адаптация ребёнка в ДОУ.

Значение режима дня для сохранения эмоционального благополучия ребёнка.

Психологический тренинг, беседа

Август

Старший воспитатель, психолог, воспитатели.

2.

«Родитель – это звучит гордо».

Совместная деятельность «Кукла в гости к нам пришла»

Организация совместной деятельности детей и родителей

Социальный педагог, воспитатели

3.

«Ладушки-ладушки»

(О развитии мелкой моторики)

Практикум

Психолог, воспитатель

4.

«Мой ребёнок – экспериментатор». Совместная деятельность «Уронили в речку мячик»

Круглый стол,

Организация совместной деятельности.

Старший воспитатель, воспитатели

5.

«Семейные традиции».

Как организовать праздник дома.

Практикум

Музыкальный руководитель, воспитатели.

6.

«Учимся играть» (театрализованная деятельность).

Тренинг

Психолог, воспитатели.

7.

«По дорожке мы пойдём» (семейное спортивное развлечение).

Спортивное развлечение

Инструктор по физической культуре, воспитатели.

8.

«Посадили детки репку».

Экологическое воспитание.

Обмен опытом семейного воспитания,

практикум

Воспитатели.

9.

«Что наша жизнь? … Игра» (воспитание детей в игре)

Деловая игра

Воспитатели

10.

«В гости к бабушке Арине». Итоговое заседание (подведение итогов работы клуба).

Просмотр непосредственно образовательной деятельности Круглый стол

Старший воспитатель, воспитатели.

Краткие планы заседаний «Клуба молодых родителей»

на 2012-2013 учебный год.

«Давайте познакомимся»

Задачи:

- познакомить родителей с планом работы клуба;

- расставить основные акценты в воспитании детей раннего возраста;

- провести тренинг «Вот и осень пришла»;

- показать, как в повседневной жизни знакомить ребёнка с окружающим.

Встреча проходит под спокойную музыку, родители сидят по 2-3 человека за столом в два ряда. Во время тренинга раздаём материал для продуктивной деятельности.

План встречи.

- Доклад воспитателя Пономарёвой М.В. «Ласковое воспитание».

- Тренинг «Вот и осень пришла». Ведущий - воспитатель Осипова Т.И.(конкурс родительских работ, командное отгадывание загадок, обмен мнениями, как знакомить ребёнка с сезонными изменениями).

- Заключительная часть - чаепитие, обсуждение текущих проблем.

«Кукла в гости к нам пришла…»

Задачи:

- Развивать общеречевые навыки: ритм и темп речи, правильное речевое дыхание, интонации посредством использования малых фольклорных форм в процессе игры.

Материал и оборудование для проведения встречи:

- Фланелеграф.

- Бумажная кукла с набором одежды разных цветов.

- Кукла для мотивации встречи.

- Материал для продуктивной деятельности (цветное солёное тесто, формочки для вырезания, доски, салфетки, поднос).

- Выставка кукол.

- Фотоотчёт «Игры детей».

План встречи:

- Дети встречают куклу, которая «пришла в гости», играют в хороводную игру с платочком.

- Изготовление «угощения» для кукол.

- Игры с куклами.

- Чаепитие и подведение итогов встречи.

«Ладушки-ладушки…»

Задачи:

- Стимулировать развитие интереса к совместным играм с взрослыми и детьми, положительный отклик на предложение поиграть.

- В фольклорных играх последовательно отражать некоторые игровые действия и передавать эмоциональное состояние персонажей.

- Содействовать проявлению первичной созидательной и творческой активности.

- Воспроизводить ритм потешек.

План встречи:

1.Беседа с родителями по теме «Развитие мелкой моторики». Воспитатель - Пономарёва М.В.

2.Показ детьми родителям пальчиковых игр-потешек под музыкальное сопровождение.

3. Продуктивная деятельность «Испечём оладушки» (обрывная аппликация). Воспитатель - Осипова Т.И.

4. Практикум с массажными мячами (можно заменить грецкими орехами).

5. Чаепитие.

«Уронили в речку мячик»

Экспериментирование

Задачи:

- Стимулировать развитие интереса к совместным играм с взрослыми и детьми, положительный отклик на предложение поиграть.

- Развивать эмоциональную отзывчивость - умения сочувствовать литературным персонажам.

- Формировать элементарные представления об основных свойствах предметов на основе чувственного опыта.

- Развивать детское экспериментирование.

- Знакомить с возможностями материала и способами конструирования (обрывная аппликация).

- Формировать первичные представления об основных источниках опасности в природе и способах безопасного поведения.

Ход встречи:

- Рассматривание с детьми картины «Мяч в воде», беседа о безопасном поведении.

- Продуктивная деятельность «Мяч в воде» (обрывная аппликация).

- Экспериментирование - игры с водой.

«Семейные традиции»

Задачи:

- Оказание родителям практической помощи в подготовке и проведении праздника в домашних условиях.

- Развивать у детей свободное общение с взрослыми по поводу процесса и результата продуктивной деятельности.

- Развитие сенсорной культуры.

- Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

Материал для проведения встречи:

- Материал для продуктивной (конструктивной) деятельности.

- Бутылочки с йогуртом для сюрпризного момента.

- Угощение для чаепития.

Ход встречи:

- Консультация для родителей «Как организовать праздник в домашних условиях».

- Изготовление коллективной работы «В лесу родилась ёлочка».

- Сюрпризный момент – йогурт от Деда Мороза.

- Чаепитие, подведение итогов встречи.

Играем в театр. Сказка «Курочка Ряба».

Задачи:

- Привлекать к участию в коллективных играх, на основе установления положительных взаимоотношений с родителями, педагогами и сверстниками.

- Формировать интерес к театрализованной деятельности.

- Формировать, уточнять и обогащать нравственные представления на примерах из сказок.

- Знакомить с пластическими материалами, побуждать экспериментировать с ними и овладевать приёмами лепки: отщипывать от целого куска небольшие кусочки, раскатывать их.

Ход встречи:

- Кукольный театр «Курочка Ряба». По окончании задаются вопросы по содержанию.

- Продуктивная деятельность «Зёрнышки для курочки».

- Работа на фланелеграфе «Посчитаем, сколько яичек снесла курочка».

- Сюрпризный момент - «Киндер-сюрпризы» для детей.

- Подведение итогов: беседа с родителями «Как можно обыграть сказку в домашних условиях».

-Чаепитие.

«По дорожке мы пойдём, в гости к сказке попадём».

Спортивное развлечение для детей и их родителей.

Задачи:

- Стимулировать развитие интереса к совместным играм с взрослыми и детьми, положительный отклик на предложение поиграть.

- Развивать инициативность, активность, самостоятельность, произвольность в подвижных играх, в ходе совместной двигательной деятельности детей.

- Развивать сотрудничество, кооперацию в совместной двигательной деятельности, умения помогать друг другу в выполнении движений, спортивных упражнениях и подвижных играх, поддерживать достижения сверстников.

Предварительная работа : разучивание игр, рассматривание тематических альбомов, беседы «Мой папа самый-самый», «Папа в Армии служил». Оформление стенгазеты «Сильные, смелые, ловкие, умелые». Изготовление подарков для пап альбомов, беседы «Мой папа самый-самый», «Папа в Армии служил». Оформление стенгазеты «Сильные, смелые, ловкие, умелые». Изготовление подарков для пап.

Поиграйте в сказку.

«Репка».

Задачи:

- Показать родителям на практике, как можно объединить различные виды деятельности для лучшего усвоения детьми знаний и навыков.

- Пробуждать интерес детей к театрализованной деятельности.

- Учить выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединённых сюжетной канвой.

- Обучать детей раскатывать комочек пластилина между ладоней, придавая ему нужную форму.

- Продолжать учить детей пользоваться красками. Закреплять навык закрашивания готового изображения.

Ход встречи :

- Беседа с родителями по теме встречи.

- Показ воспитателем сказки «Репка» (Настольный печатный театр).

- Беседа с детьми по содержанию сказки.

- Рассматривание родителями с детьми иллюстраций к сказке.

Продуктивная деятельность:

-рисование,

-лепка.

Сюрпризный момент – угощение от бабушки.

Подведение итогов, чаепитие.

«Игра - это серьёзно».

Задачи:

- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов.

- Стимулировать у ребёнка развитие интереса к совместным играм со взрослыми и детьми, положительный отклик на предложение поиграть.

- Формировать элементарные представления у детей об основных свойствах предметов на основе чувственного опыта.

- Содействовать проявлению у ребёнка первичной созидательной и творческой активности.

Ход встречи:

- Рассматривание выполненных семейных работ «Домашние игровые уголки».

- Беседа с родителями об игровых предпочтениях детей.

- Практикум «Создание и обыгрывание игрушки».

- Подведение итогов встречи.

«В гости к бабушке Арине»

Цель:

Формирование интереса к природе, доброжелательного отношения к домашним животным.

Взаимодействие с родителями воспитанников: сотворчество родителей и воспитанников: изготовление шапочек для игры «Петушок»; повторение потешек с детьми дома.

Ход встречи.

- Дети под музыкальное сопровождение «едут в деревню».

- Рассматривание муляжа берёзы, хороводная игра.

- Развитие основных движений: «полоса препятствий».

- Рассматривание жилища бабушки Арины, знакомство с обитателями подворья.

- Игры на развитие сенсорики и мелкой моторики: «Заплатка для коврика», «Перебери зёрна».

- Рефлексия.

- Чаепитие, обсуждение с родителями навыков и знаний, приобретённых детьми за учебный год.

План работы «Клуба молодых родителей» на 2013-2014 уч.г.

«Наши имена» (знакомство с семьями).

Написание родителями сочинения на тему “Мой ребенок” (для портфолио).

2.

«Осенины» - Выставка семейных поделок из природного материала.

Детские посиделки у самовара.

3.

«Наша дружная семья». Составление генеалогического Древа.

Семейная фотовыставка “Люди разных народов”.

4.

«Волшебная сказка - Новый Год».

Оформление группового альбома “А у нас традиция такая”.

5.

Круглый стол - «Рождественский перезвон».

Фотоотчёт о традиционно семейных праздниках Рождество и Крещение.

6.

« Богатырские забавы» (спортивное развлечение для детей и их родителей).

Фотовыставка «Наши защитники – папы и дедушки».

7.

«При солнышке тепло – при матери добро».

Выставка семейных поделок «Праздник цветов».

8.

Презентация музыкальной сказки «Теремок» (с участием родителей)

Народная традиция помощи - субботник на территории ДОУ

9.

Георгий Победоносец – покровитель воинства.

Георгиевская ленточка.

Мой прадедушка - защитник Родины (фотовыставка)

Экскурсии с родителями к вечному огню в Парк Победы.

10.

Итоговая по результатам года встреча.

11.

Развлечение на природе «Праздник русской березки».

Конкурс на лучшее портфолио.

Литература

1. Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.

2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».

3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

4. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т.П. Колодяжная, Р.М. и др. – Ростов-н/Д, 2002. – 119 с.



Рассказать друзьям