Театрализованная деятельность музыкального руководителя в детском саду. «Музыкально-театрализованная деятельность»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ольга кравченко
«Музыкально-театрализованная деятельность». Консультация для воспитателей

У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности . В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Творческая деятельность- это деятельность , рождающая нечто новое; свободное отражение личностного «Я» . Любое творчество для ребенка - больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлунина, Б. М. теплов и многие другие.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Именно через театрализованную деятельность каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей. Поэтому в свою работу по музыкальному воспитанию я включаю разнообразные театральные игры, игровые упражнения, этюды и театральные постановки.

На мой взгляд, систематическое вовлечение дошкольников в театральную деятельность приводит к значительным сдвигам в развитии музыкальных творческих способностей у детей.

Специфика театрализованной деятельности в процессе музыкального развития детей

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности . Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. Во время НОД театрализация должна занимать весомое место, так как наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка музыкальных творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей , они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах . Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом.

Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях. В процессе музыкального воспитания детей , постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере.

Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка . Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие дошкольника, его открытость, раскрепощенности, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира» . Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное в выполнении действие, т. к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец.

Музыкальный компонент театрализации расширяет развивающие и воспитательные возможности театра , усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных) .

Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т. д., все это может быть обыграно при помощи театрализации.

Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов :

Основы кукловождения,

Актерское мастерство,

Игровое творчество,

Имитирование на музыкальных инструментах ,

Песенное и танцевальное творчество детей,

Проведение праздников и развлечений.

Основные задачи

1. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам

2. Последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии )

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа. Моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Виды театра в детском саду :

Настольный театр

Книжка-театр

Театр пяти пальцев

Театр масок

Театр ручных теней

Пальчиковый теневой театр

Театр «живых» теней

Магнитный театр

Основные направления работы с детьми

Театральная игра

Задачи : Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Ритмопластика

Задачи : Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал , готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

Культура и техника речи

Задачи : Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры

Задачи : Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Задачи : Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.) .

Организация уголка театрализованной деятельности

В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром.

В уголке располагаются :

- различные виды театров : бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др. ;

Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей : набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

Атрибуты для различных игровых позиций : театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений , афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Формы организации театрализованной деятельности

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал :

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей , театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность , театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных

деятельности в 1 мл . группе

Побуждать интерес к театрально - игровой деятельности , поощрять участие детей в этом виде деятельности

Обучать ориентироваться в групповой комнате и в зале.

Формировать умение и передавать мимикой, жестом, движения, основные эмоции

Начинать знакомить детей с театром можно с 1 мл. группы

Пальчиковые игры представляют замечательную возможность поиграть вместе с ребенком. Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениям и собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, ребенок овладевает ценными навыками общения, разыгрывает различные ситуации с куклами которые ведут себя как люди,развивая воображение ребенка

В средней группе – переходим- к более сложному театру : Знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами. Но прежде, чем дети начнут работать за ширмой надо дать поиграть с игрушкой

В старшей группе следует знакомить детей с марионетками Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей Такие куклы приводятся в движении с помощью ваги (т. е деревянной крестовиной) Воспитывать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности Подводить детей к созданию выразительного игрового образа в этюдах.

Основные задачи организации театральной деятельности в старшей и подготовительной группе

Расширять представление детей об окружающем мире

Пополнять и активизировать словарь

Поддерживать инициативу в импровизации

Закреплять представления детей о различных видах театров, уметь различать их и называть

Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать

По способу управления – куклы делятся на два вида :

Верховые - куклы, которыми управляют из-за ширмы : перчаточные и тростевые

Напольные – работают на полу – на глазах у детей

Так же подойдут «исполнители» , вылепленные из глины по типу дымковской игрушки, а также деревянные, изготовленные по типу Богородской игрушки. Интересные куклы можно изготовить из бумажных конусов, коробочек различной высоты.

В благотворном влиянии кукольного театра на детей дошкольного возраста убедится каждый, кто занимается этим радостным и полезным делом.

Музыкальное образование

детей старшего дошкольного возраста

в музыкально – театрализованной деятельности

в соответствии с ФГОС ДО

На протяжении ряда лет я успешно работаю по теме включения театрализованной деятельности в процесс музыкального образования старших дошкольников, где каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия зрителей. Театрализованная деятельность в детском саду,– это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности, а в сочетании с музыкой этот процесс становится во сто крат интересней и эффективнее.

Общими чертами музыкальной и театрализованной деятельности являются средства выразительности: интонационная выразительность и особенности развития художественного образа. Каждая из них имеет свои специфические средства выражения, которые в условиях взаимосвязи делают музыкальную деятельность увлекательной, яркой, расширяют возможности для творческих проявлений.

Музыкальное образование в детском саду – это

    приобщение к миру прекрасного;

    развитие музыкальных способностей;

    овладение азбукой музыкальной культуры;

    воспитание эмоциональной чуткости;

    укрепление здоровья детей;

    раскрытие индивидуальных творческих способностей.

Но до недавнего времени, музыкальное образование носило преимущественно репродуктивный характер, а включение элементов театрализации в музыкальную деятельность ограничивалось лишь обучением детей элементарным выразительным умениям и формированием конкретных навыков исполнительского мастерства. Театрализованная деятельность приведет к повышению качества музыкального образования дошкольников.

Вопросы организации и методики обучения театральной деятельности детей нашли отражение в работах Т.Н. Дороновой, А.П. Ершовой, В.И. Логиновой, Л Ю.И. Рубиной, Н.Ф. Сорокиной и др. Эти исследования показывают, что музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).

Все эти положения помогли сформулировать цель и задачи работы.

Цель: Повысить качество музыкального образования в музыкально – театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

1. Развивать способности целостного восприятия художественного произведения (музыки, поэтического творчества, театрального спектакля)

2. Содействовать развитию музыкального мышления (репродуктивного и творческого)

3. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

4. Формировать умение чувствовать партнёра, играть в коллективе сверстников.

Ведущая педагогическая идея в контексте ФГОС заключается, в том, чтобы поднять на новый уровень качество музыкального образования через оптимизацию взаимодействия в системе «Педагог – ребенок».

На рисунке 1 представлена модель системы музыкального образования детей старшего дошкольного возраста в музыкально – театрализованной деятельности, в ней отражены способы реализации, формы организации, методы и приемы.

Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:

Восприятие музыки;

Песенно-игровое творчество;

Пластическое интонирование;

Инструментальное музицирование;

Художественное слово;

Театрализованные игры;

Сценическое действие с единым художественным замыслом.

В немалой степени музыкальному образованию способствуют формы организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями.

Согласно положениям ФГОС, деятельность детей осуществляется в следующих блоках:

1. Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки.

2. Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в тёплую погоду – на свежем воздухе).

3. Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально – ритмическим, инструментальным детским творчеством).

Основными направлениями работы с детьми по музыкальному образованию в музыкально –театрализованной деятельности являются:

    Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;

    Задания для развития речевой интонационной выразительности;

    Игры-превращения, образные упражнения;

    Упражнения на развитие детской пластики;

    Ритмические минутки;

    Пальчиковый игротренинг;

    Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

    Театральные этюды;

    Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;

    Просмотр кукольных спектаклей.

    Постановка спектакля.

Для осуществления этой работы заранее продумывается дидактический материал (пособия, атрибуты, элементы костюмов, аудиозаписи) для стимулирования интереса детей к проявлению творчества в музыкально – театрализованной деятельности. Работа по подготовке проводится совместно с воспитателями групп и с привлечением родителей. Выдумка и творчество всех участников процесса проявляются в изготовлении декораций. Важным направлением в организации театрализованной деятельности является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в различных направлениях.

Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. В такой совместной работе родители сами осваивают педагогические умения и навыки.

Для реализаций этих направлений используются:

    беседы с родителями;

    консультации для родителей:

    «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»;

    «Здравствуй, театр!»;

    «Театр дома»;

    «Театр для малышей»;

Для реализации задач развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в системе музыкального образования ДОУ необходимо создание педагогических условий:

    Применение принципов развития творческих способностей старших дошкольников: гуманного взаимодействия, сотворчества, обучения в действии, импровизационности;

    Накопление впечатлений от восприятия искусства;

    Накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

    Развитие основных музыкальных способностей;

    Оснащение музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами,

Литература

1. Э.П.Костина «Камертон».

2. А.И.Буренина «Ритмическая мозаика».

3. О.П.Радынова «Музыкальное развитие детей».

4. А.Е.Антипина «Театрализованное представление в детском саду».

5. Э.Г.Чурилова «Методика и организация театральной детельности дошкольников и младших школьников».

Богданова Алеся
Опыт работы музыкального руководителя «Театрализованная деятельность»

Театр – это волшебный мир . Он дает уроки красоты,

морали и нравственности. А чем они богаче,

тем успешнее идет развитие духовного мира детей…

Б. М. Теплов

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов :

– как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;

– как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни; как интересно можно жить в этом мире;

– как воспитать и развить основные его способности : слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

Опираясь, на поставленную задачу, меня, как музыкального руководителя , привлекла театрализованная деятельность . Природа театральной деятельности многообразна . Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой , ритмом и словом. В процессе театрализованных игр , происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах . Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку, применять собственные возможности и способности.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру , литературе, живописи, музыке . Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности , одной из которых в детском саду является театрализация . Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия музыкального руководителя .

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский) .

Актуальность избранной мной темы на современном этапе определяется ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами) т. е. педагогика из «дидактической становится развивающей» , а значит использование элементов театрализации , развития музыкальных творческих способностей, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов : развитие, творчество, игра. Я поддерживаю те педагогические идеи, суть которых сводится к единой концепции : развитие ребенка может быть понятно как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должен взрослый – педагог в данном случае – Я, музыкальный руководитель , связанный с ним едиными узами содействия и сотрудничества.

В процессе написания опыта была использована методика развития детского творчества элементарного музицирования К. Орфа, программы Н. А. Ветлугиной, Э. П. Костиной, Е. А. Дубровской, а также методические разработки А . И. Бурениной, Н. Сорокиной, А. В. Щеткиной, Г. П. Новиковой.

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (планирование, занятия по музыкальному воспитанию , консультации для педагогов и родителей и др.) может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях в театральных кружках .

Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства , в разработке форм и методов работы с детьми как на занятиях по музыкальному воспитанию , так и вне занятий, в обозначении основных направлений организации музыкально- театрального искусства .

Цель и задачи опыта работы вы видите на экране .

Цель : формирование художественно – эстетического развития, всесторонне – развитой творческой личности дошкольника средствами , определение значения театрального искусства как средства развития музыкальных творческих способностей детей, эмоциональной сферы, формирование эмоционального восприятия жизни.

Задачи :

1. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;

2. Использовать в данной деятельности : театрализованные игры , музыкальные спектакли и сказки , постановки кукольного театра ;

3. Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность , музыку ;

4. Развивать формирование простых навыков творческого воображения через различные виды театрализованной деятельности , музыку .

Основной идеей моей работы является приобщение детей к искусству, посредством театрализованной деятельности , способностям проявлять музыкальное творчество .

В своей работе я использовала различные формы организации театрализованной деятельности . На музыкальных занятиях я учила детей понимать язык музыки : слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений , анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности . В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ . Все средства, используемые мной на музыкальных занятиях , были направлены на то, чтобы помочь ребенку лучше понять музыку , глубже проникнуть в ее содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.

Театрализацию в работе с детьми я использовала с младшего возраста. Малыши с радостью изображали в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. В отражении сказочных образов животных, анализировали характер движения, интонацию : идет курочка или маленькие цыплята, веселые и грустные зайцы, листочки кружатся, падают на землю, также использовала упражнения по психогимнастике : полил дождик, дует ветер, солнышко и туча. Я работала над тем , чтобы дети передавали настроение, меняли мимику (в песне Пчелки «не мешайте, укушу» - лицо сердитое; «поет веселый жук» - лица радостные). С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложнялись , дети инсценировали небольшие сказки, поэтические произведения. Инсценировали сказки «Теремок» , «Репка» , «Муха-Цокотуха» , «Заюшкина избушка» и др.

В песенном творчестве предлагаю детям придумывать мелодии на отдельные слова : «Что ты хочешь, кошечка? – молочка немножечко!» . Старшие дошкольники в НОД сочиняют мелодию в жанре колыбельной для мишки, куклы; в плясовом - «Пляшут лягушки» . В танцевальном творчестве воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, гномиков и др. Использую различные атрибуты : цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики др. Дети имитировали игру на музыкальных инструментах : балалайке, дудочке,барабанах, пианино. Поддерживаю инициативу импровизации на музыкальных инструментах : треугольниках, металлофоне, трещотке, ложках. Дети сами придумывали различные способы озвучивания появления того или другого героя – приезд лошадки – ложки, колокольчики; самостоятельно подбирали музыкальные инструменты для героев сказки : зайке – барабан, мишке – бубен. Работая над актерским мастерством, даю задания : зайчик боится, лисичка прислушивается, вкусная конфетка, колючий еж, котику стыдно, мишка обиделся. По желанию ребята выбирали себе роли, без какого-либо принуждения. Использую игры на внимание, фантазию, добиваюсь яркой передачи разнопланового образа. Большое внимание я всегда уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи. Вместе с детьми мы сочиняли маленькие истории, придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю. Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи.

В процессе музыкально -ритмического воспитания использую программу «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, поскольку она направлена на развитие художественно-творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка. Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. Здесь детские песни и мелодии, известная музыка из фильмов . Мои дети имеют возможность петь не только любимые песни, такие как : «Антошка» , «Чебурашка» В. Шаинского, «Разноцветная игра» Б. Савельева, «Волшебный цветок» Ю. Чичкова, но и танцевать под них. Это доставляет им огромную радость, а если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.

Занятия провожу в каждой возрастной группе один раз в неделю во вторую половину дня.

Опыт работы показывает , что дети ждут каждого занятия с нетерпением, занимаются с желанием и радостью, что, несомненно способствует раскрытию их творческих проявлений.

Я считаю, что немаловажную роль в проведении занятий играет воспитатель. Он становится первым и главным моим помощником. Воспитатель активно включается в процесс подготовки и проведения музыкально- театрализованных занятий . Играет роли в спектаклях, принимает участие в оформлении зала, изготовлении костюмов и атрибутов. Рекомендую воспитателям проводить предварительную подготовку детей : тематические беседы, рассматривание картин, чтение литературного произведения. Это помогало более рационально использовать время на занятиях, что решило проблему нехватки времени. Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.

Наш коллектив придает большое значение работе с родителями . Участие родителей в театрализованных представлениях , праздниках, развлечениях помогает повысить качество творческого развития детей. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, сотрудничества. Главным достижением педагогов в работе по музыкальному воспитанию является умение работать вместе , объединяя усилия заведующей, методиста, музыкального руководителя , воспитателей и родителей в единую творческую команду.

Для реализации самостоятельной деятельности в каждой группе ДОУ предусмотрен уголок «Театр » , оснащенный «персонажами» для пальчикового, кукольного, настольного, теневого театров и другой атрибутики , необходимой для постановки спектаклей.

Мне, как педагогу, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями, ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, умел слушать и слышать музыку , творить, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Результативность опыта

Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна , так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением , движением под музыку , слушанием, рисованием и т. д. Занимаясь развитием музыкальных творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее :

У детей уже после первого года обучения сформированность музыкальных творческих способностей оказалась на более высоком уровне по всем направлениям.

Значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным) .

Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения) .

Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями.

Дети стали больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре.

У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение, довести дело или роль до конца).

Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

У детей появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи) .

У детей появилось желание придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т. д.

Дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности .

У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребенка и характеристики к концу обучающего периода.

Диаграммы 2012г. 2014г. (на экране) .

Из диаграмм видно, что до начала эксперимента детей с высоким уровнем музыкально -творческого развития в театрализованной деятельности было 33 ,5 %, с низким уровнем – 26%, со средним – 40,5%. После завершения эксперимента значительно увеличился результат. Детей с высоким уровнем стало значительно больше – 61%, со средним – 30%, а с низким уровнем стало всего 9%.Предполагаемая причина низкого уровня -отсутствие детей по болезни.

С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу , что система проведенной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей работе с детьми . На протяжении этих двух лет дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Их выступления отличались ярким, уверенным артистическим исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности , получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности .

Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе игрового взаимодействия актёров. Однако в области начального музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом — это движения под музыку.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к музыкальному языку мыслей и чувств добавляется театральный язык мимики, жестов и пластики движений.

В зависимости от используемых методик преподавания музыки, педагог может взять за основу проводимых занятий театрализацию. Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. В процессе музыкального воспитания детей постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере.

Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре — через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: -игра ролевая и актёрская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка — потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности через музыкально- ритмические движения.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат музыкальные сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, т.к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец (см. приложения). Природная предрасположенность дошкольников к «пританцовыванию» объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём. Удовлетворение этих возрастных потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает ребенка от закомплексованности., дает ему ощущение своей особенности, приносит ребенку массу радостных минут и огромное наслаждение.

Известно, что основой музыкального образа является звучащий образ реального мира. Поэтому для музыкального развития ребенка важно наличие богатого чувственного опыта, в основе которого лежит система сенсорных эталонов (высота, длительность, сила, тембр звучания), реально представленных в звучащих образах окружающего мира (например, дятел стучит, дверь скрипит, ручей журчит и т. д.).

Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т.д.), все это может быть обыграно при помощи театрализации.

Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать те или иные движения, способы действий для передачи образа своего героя. В танцевальном творчестве ребенок получает возможность получить жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.

Создается необходимость использования в работе с детьми ритмопластики, которая направлена, соответственно, на психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного инструмента. В ритмопластике движения должны соответствовать музыке, быть доступными двигательным возможностям детей, поэтапными по содержанию игрового образа, разнообразными, нестсреотипными. В современном ритмопластическом танце полная подчиненность внутренним закономерностям музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений и свобода пластической разработки, не связанной с танцевальной традицией.

Что бы уметь передавать театральный образ через музыкально-ритмические движения, ребенку надо иметь определенный запас движений. Их заимствуют из физических упражнений, сюжетной драматизации, танца. Дети, действуя как сказочные или реальные персонажи, передают образы, находящиеся в определенных взаимоотношениях. Это самые разнообразные впечатления, полученные при наблюдении за действиями взрослых, за передвижением различного транспорта, за повадками животных, птиц и т.д. Углубляют эти впечатления телепередачи, кинофильмы, спектакли. Ребята используют характерные жесты и действия, проявляя при этом много выдумки, фантазии и творчества. Такие движения называют образными, имитационными, сюжетными. Музыкально- ритмические навыки и навыки выразительного движения тесно взаимосвязаны и является единым процессом восприятия музыки и воспроизведения ее особенностей в разнообразных движениях.

Музыка в театральных постановках занимает ведущие место. Содержание произведений, его музыкальные средства, построение- основной побудитель выразительных движений ребенка. Наряду с этим произведения должны быть динамичны, удобны, стройны по форме, доставлять детям радость, помогать совершенствовать их движения. В практике обучения движениям используется вокальная и инструментальная музыка — авторская оригинальная и народная.

Поддержка инициативы импровизирования в танцевально — театральной деятельности позволяет развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление. Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет.

Глава 1. Обзор литературы по проблеме влияния театрализованной деятельности на музыкальное развитие детей

1.2 Творческие игры дошкольников

2. Музыкальное развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности

2.1 Музыкальное развитие детей дошкольного возраста

2.2 Специфика театрализованной деятельности в процессе музыкального развития детей

2.3 Анализ программ, сочетающих театрализованную деятельность и музыкальное воспитание

Заключение

Список литературы

1.1 Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности

Проблема развития художественного творчества в системе эстетического воспитания подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов.

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

В отечественной педагогике система эстетического воспитания рассматривается, как развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное в жизни и искусстве, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и др.).

В процессе эстетического восприятия произведений искусства у ребенка возникают художественные ассоциации; он начинает осуществлять оценки, сравнения, обобщения, что ведет к осознанию связи между содержанием и средствами художественной выразительности произведений. Деятельность дошкольников в том случае становится художественной, когда она опирается на различные виды искусства, облеченные в своеобразные и доступные для ребенка формы. Это изобразительная, театральная, музыкальная и литературная (художественно-речевая) деятельности.

Н.А. Ветлугина вычленила в художественной деятельности дошкольников следующие особенности: реализацию отношения ребенка к различным видам искусства, выражение его интересов и эмоциональных переживаний, активное художественное освоение окружающей жизни. Она рассматривала художественно-творческие способности (процессы восприятия, творчества, исполнительства и оценки) в комплексе.

Все виды художественной деятельности, которые формируются в дошкольном детстве, по мнению Н.А. Ветлугиной, отличаются непринужденностью, эмоциональностью и обязательно осознанностью. В процессе этой деятельности у ребенка ярко проявляется творческое воображение, он сознательно передает игровой образ и вносит в него свое толкование.

Искусство как своеобразное отображение жизни дает возможность раскрыть жизненные явления в художественной форме. В педагогических исследованиях, направленных на изучение детского творчества в разных видах художественной деятельности (литературной, изобразительной, музыкальной, театральной), неизменно подчеркивается необходимость формирования эстетического отношения к произведениям искусства (Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, А.Е. Шибицкая, О.С. Ушакова, Т.И. Алиева, Н.В. Гавриш, Л.А. Колунова, Е.В. Савушкина).

Проблема взаимодействия искусств рассматривалась в разных аспектах: как влияние взаимосвязи музыки и живописи на и творчество детей (С.П. Козырева, Г.П. Новикова, Р.М. Чумичева); развитие музыкального восприятия дошкольников в условиях взаимодействия разных искусств (К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан).

Большинство отечественных психологов подчеркивает образный характер творческих процессов.

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

Влияние театрального искусства на формирование духовной культуры личности освещено в работах Е.Б. Вахтангова, И.Д. Гликмана, Б.Е. Захавы, Т.А. Курышевой, А.В. Луначарского, В.И. Немировича-Данченко, К.С. Станиславского, А.Я. Таирова, Г.А. Товстоногова; проблемам нравственного развития детей средствами театра посвящены труды основоположников кукольного театра в нашей стране - А.А. Брянцева, Е.С. Деммени, СВ. Образцова, и музыкального театра для детей - Н.И. Сац.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Это объясняется двумя основными моментами: во - первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Как отмечает Петрова В.Г., театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.

Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.

В педагогических исследованиях (Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, Н.А. Ветлугина) показано, что игра-драматизация является одной из форм сюжетно-ролевой игры и представляет синтез восприятия литературного текста и ролевой игры. При этом подчеркивается роль игры-драматизации в переходе к театральной деятельности (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина).

Анализ детского творчества в трудах Н.А. Ветлугиной, Л.А. Пеньевской, А.Е. Шибицкой, Л.С. Фурминой, О.С. Ушаковой, а также высказывания известных представителей театрального искусства убедительно доказывают необходимость специального обучения театральной деятельности. К решению этой проблемы может быть два подхода: один из них предполагает репродуктивный (воспроизводящий) тип обучения, другой основывается на организации условий для творческой переработки материала, создания новых художественных образов.

Различные аспекты театральной деятельности детей являются предметом целого ряда научных исследований. Вопросы организации и методики обучения театральной деятельности детей нашли отражение в работах В.И. Ашикова, В.М. Букатова, Т.Н. Дороновой, А.П. Ершовой, О.А. Лапиной, В.И. Логиновой, Л.В. Макаренко, Л.А. Никольского, Т.Г. Пени, Ю.И. Рубиной, Н.Ф. Сорокиной и др.

Возможности обучения театральной деятельности в развитии различных сторон личности ребёнка раскрыты в исследованиях Л.А. Тарасовой (социальные отношения), И.Г. Андреевой (творческая активность), Д.А. Стрелкова, М.А. Бабаканова, Е.А. Медведевой, В.И. Козловского (творческие интересы), Т.Н. Поляковой (гуманитарная культура), Г.Ф. Похмелкиной (гуманистическая направленность), Е.М. Котиковой (нравственно-эстетическое воспитание).

В области музыкального образования проблема развития ребёнка через театральную деятельность нашла отражение в работах Л.Л.Пилипенко (формирование эмоциональной отзывчивости у младших школьников), И.Б.Нестеровой (формирование социокультурных ориентации), О.Н. Соколовой-Набойченко (музыкально-театральная деятельность в дополнительном образовании), А.Г. Гениной (формирование музыкальной культуры), Е.В. Александровой (развитие восприятия музыкального образа в процессе постановки детской оперы).

Однако возможности театральной деятельности детей в музыкальном развитии детей до сих пор не являлись предметом специального исследования.

Анализ литературы позволил предположить, что музыкальному развитию способствует специальная организация условий целенаправленного обучения детей разным видам художественной деятельности в их взаимосвязи.



Рассказать друзьям