Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста презентация. «Путешествие в страну Толерантность»(презентация проекта для младших школьников)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие XXI века объявлено «десятилетием мира и ненасилия в интересах всех детей планеты». Новый век должен стать веком достоинства каждого живущего на Земле. Речь идет о создании мировой цивилизации, ориентированной на мир, ненасилие, толерантность, где приоритетом выступают общечеловеческие ценности: жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности; воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

В справочных изданиях термин толерантность определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость издавна считалась признаком высокого духовного и интеллектуального развития личности и общества в целом.

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.

Вместе с тем воспитание детей в духе толерантности сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. Ежегодная диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, проводимая мною, указывает на то, что 28% воспитанников замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность; низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран

Изучение учебно-воспитательного процесса, организуемого в группе, позволили выявить следующие проблемы:

  • недостаточное использование потенциала старшего дошкольного возраста в формировании толерантности;
  • недостаточное целевое использование потенциальной возможностью социально – культурной деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста;
  • отсутствие научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме;
  • низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности в семье;
  • низкий уровень этнического самосознания современных родителей;
  • недостаточная развивающая и обучающая среда в группе по данной проблеме.

Для устранения данных проблем, я поставила цель : обеспечить условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Определила основные задачи:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста;
  • разработать и апробировать программу по формированию у детей седьмого года жизни основ толерантности средствами социально-культурной деятельности;
  • разработать систему критериев эффективности реализации и своевременной коррекции сконструированной системы;
  • создать благоприятную предметно-развивающую среду для насыщенного и безопасного существования ребёнка в детском саду и в семье на основе социально-педагогического подхода;
  • сформировать мотивационную, теоретическую и технологическую готовность родителей к реализации системы формирования у детей седьмого года жизни основ толерантности;
  • обеспечить единое социопсихопедагогическое пространство формирования у детей толерантности, которое базируется на интеграции процесса взаимодействия трёх субъектов образовательного процесса: воспитатель – ребёнок – родитель.

Приступая к реализации поставленных задач, изучила педагогические идеи толерантности, которые содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего.

Во многих исследованиях, направленных на изучение проблемы воспитания толерантности, разработаны содержание, средства, методы и формы работы с подрастающим поколением. Вместе с тем, анализ проведенных исследований свидетельствует о том, что процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста еще не получил должного научного обоснования. Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сенситивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, потребность педагогической практики в освоении технологий формирования толерантности старших дошкольников, теоретических исследований по проблеме формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста явно недостаточно. Отсутствуют исследования, в которых представлена целостная концепция формирования толерантности старших дошкольников в условиях работы образовательного учреждения.

Подобрала методический материал для разработки собственной программы формирования толерантности у детей седьмого года жизни. В программе реализовала идею создания системы, обеспечивающей активное усвоение детьми седьмого года жизни ценностей, норм и правил толерантности на интегрированной методологии, совмещающей личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный подходы в образовании.

В основу модифицированной программы «Я и мир вокруг» была положена программа В.И. Логиновой «Детство», раздел «Старший дошкольник входит в мир социальных отношений», но изменённая с учётом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

Новизной и отличительной особенностью программы явилась сконструированная система формирования толерантности, в которой определила организационно- педагогические условия, пути и способы реализации комплексной образовательно – воспитательной деятельности, состоящей из целевого (цели, задачи, принципы, подходы, направления деятельности), содержательного (основные и специфические факторы формирования толерантности), операционально-действенного (формы, методы, средства, развивающая предметно – пространственная среда воспитания), оценочно – регулятивного (уровни и критерии сформированности толерантности) компонентов.

Все программные материалы сгруппировала по следующим разделам: «Школа толерантного взаимодействия», «Родник дружбы», «Весёлый марафон», «Волшебный калейдоскоп».

В цикл «Родник дружбы» включила игровую, художественную деятельность, общение.

В цикл «Весёлый марафон» — культурно — досуговую деятельность.

В цикл «Волшебный калейдоскоп» — театрализованную деятельность.

В цикл «Школа толерантного взаимодействия» — систему блочных занятий.

  • праздники, и другие массовые формы с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;
  • театрализованная деятельность по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
  • сюжетно-ролевые игры, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
  • русские народные подвижные игры, такие как “Гори, гори ясно”, “Бояре” и другие;
  • русские народные праздники, например такие как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
  • проведение международных и всемирных дней в соответствии с календарём знаменательных дат: День толерантности, День спонтанного проявления добра, День улыбки, День «спасибо», День мира, День прав человека и многих других дней;
  • игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуация;
  • сочинение сказок и историй самими детьми;
  • инсценировки сказок.

Содержание программы потребовало пересмотра предметно – пространственной среды группы. В соответствии с принципами толерантной среды подобрала произведения детских писателей и поэтов разных стран, произведения устного народного творчества людей разных национальностей; репродукции картин великих художников России и других стран. Куклы в одежде людей разных национальностей; народные игрушки. Сформировала картотеки подвижных и досуговых игр народов мира, дидактических игр на развитие у детей толерантности; музыкальные произведения композиторов мира; альбомы, фотографии, иллюстрации, видеоматериал; демонстрационный и раздаточный материал по темам: «Моя семья», «Мой город», «Моя страна», «Планета людей», «Дружат дети на планете», «Мои друзья»; карты (России, мира), глобус. Оформила уголок мира.

Для того чтобы оценить эффективность реализации программы я разработала критерии оценки, куда вошли следующие параметры:

  • наличие представлений о семье, о семейных и родственных отношениях;
  • наличие знаний о русских и зарубежных писателях, поэтах, композиторах; знание сказок разных народов;
  • наличие представлений о многообразии народов мира; о некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях;
  • уровень знаний об истории города, в котором живёт, достопримечательностях, главных улицах;
  • уровень знаний о происхождении человека на Земле, о странах, людях, их населяющих, традициях, играх, о великих людях мира;
  • уровень умения анализировать разные ситуации общения и взаимодействия детей с взрослыми (в жизни, на картинке, в книгах). Проявление уважение к старшим, чуткость, вежливость, сострадание;
  • уровень умения управлять своими чувствами, настроением;
  • уровень умения оказывать помощь другому человеку; договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками; дружить, не обижать сверстников и младших детей, принимать их такими, какие они есть;
  • уровень представления о культуре людей разных национальностей;
  • уровень проявления интереса к событиям жизни детей разных народов;
  • уровень речевой активности в процессе выражения мыслей о своих мечтах, планах на будущее, как готовится к школе; рассказов о своих достижениях, сравнивания результаты; анализе своих поступков и поступков других людей; .

Опыт работы показал, что каждая тема модифицированной программы даёт обширный материал для формирования толерантности.

На каждом занятии проводила своих воспитанников по ступенькам формирования толерантного сознания. И моя основная задача, как воспитателя — постоянно работать в этом направлении, реализовывая из занятия в занятие идеи уважения, устойчивости и взаимопонимания. Способствовала возникновению у детей добрых чувств, налаживанию доброжелательных отношений с взрослыми и сверстниками через нестандартные занятия (например, занятие — путешествие, занятие — экскурсия, занятие — ролевая игра, занятие — игра, занятие — сказка). По сути, такие «нестандартные» занятия представляют собой новые формы обучения с элементами новых коммуникативных технологий, успешность которых напрямую зависит от толерантности субъектов коммуникаций. К ним относятся личностно-ориентированые технологии, такие как: диалог, дискуссия, сотрудничество. Создавала условия для свободного высказывания детей, не ограничивала их порывы и желания, всячески одобряла суждения по разным поводам, соблюдала баланс между специально организованными видами деятельности и двигательной, интеллектуальной активностью своих воспитанников.

Занятия имели определенную структуру: начинались приветствием, включали несколько игр, проводимых мною, практическую деятельность и завершались ритуальным прощанием.

Использовала разнообразные приёмы и методы:

  • упражнения детей в элементарном анализе и сравнении предметов (дома тёплых и холодных стран; одежда для различного климата и т.д.);
  • моделирование (составление карты – схемы, макета города, «деревья – характеры»);
  • постановка вопросов проблемного характера и самостоятельный поиск ответов на свои же вопросы;
  • наблюдение – живое общение с окружающим миром и природой, которое способствует эмоциональному отклику детей, расширяет их кругозор;
  • создание игровых ситуаций (воображаемое путешествие, рассказ от имени воображаемого героя), использование сюрпризных моментов (появление сказочного персонажа);
  • использование цикла бесед, игр- диалогов;
  • чтение художественной литературы, драматизация, проигрывание инсценировок на правила поведения в общественных местах;
  • прослушивание музыкальных произведений разных стран мира.

Помимо специально организованных занятий, бесед, экскурсий, целевых прогулок большое внимание в реализации задач формирования толерантности у детей уделяла совместной деятельности взрослого с детьми. Использовала дидактические игры, как например: «Кто в какой стране живет», «Иностранец», «Узнай наш герб» (флаг, гимн); настольные: «Каков мастер, такова и работа», «Чей хвост, чья голова», «С какого дерева листок», «Зеленая аптека»; сюжетно-ролевые: «Башня мира», «Готовимся к празднику», «Детский сад»; театрализованные игры: «Друг всегда придет на помощь», «Как поссорились Солнце и Луна», «Как вести себя на улице», «Театр», подвижные игры народов России. Все эти виды игр помогают формировать соответствующие знания и навыки,

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывали праздники, утренники, массовые мероприятия, которые традиционно проводились в группе:

Надолго запомнилась детям проведённая совместно с узкими специалистами Неделя толерантности, заранее спроектированная вместе с детьми. В эту неделю прошли: спортивный досуг под названием «А ты мне нравишься», музыкальное развлечение «Ты да я, да мы с тобой», тренинг « Возьмёмся за руки», консультация для родителей «Воспитание толерантности у детей», театрализованное представление по латышской народной сказке «Дедов совет», занятие «Толерантность – это…», выставка плакатов «Есть место для каждого».

Недавние трагические события, произошедшие в Японии, потрясли не только взрослых, но и каждого моего воспитанника. У детей возникло желание узнать как можно больше об этой стране. В книге Е.М. Мигуновой «Театральная педагогика в детском саду» нашла авторскую разработку о театрализованном японском празднике. Так как проводить праздник было неуместно, я подготовила совместно с родителями вечер, посвящённый Японии. Подготовленные родители и дети познакомили присутствующих с традициями народа, чайной церемонией, видах театра, два папы показали приёмы японской борьбы – каратэ. В конце вечера изготовили с детьми бумажных журавликов в память о погибших японцах. Этот вечер оставил в душе ребятишек глубокий след, потому что несколько дней подряд они говорили о Японии, приносили японские сказки, рисовали, рассказывали, какие новости узнали по телевидению.

Большое воспитательное значение предавала коллективным творческим делам, так как в них каждый ребёнок наиболее полно раскрывался, узнавал что-то новое о ребятах, с которым он был знаком уже не первый год, находил новых друзей.

В течение учебного года интересно проходили такие коллективные дела, как «Подарок далеким друзьям», «Вечер весёлых загадок», «Город весёлых мастеров», «Наша планета нуждается в нас», «В защиту ёлочки».

Каждое КТД анализировали. Ребята отвечали на вопросы:

1. Что было хорошего, что удалось и почему?

2. Что не получилось и почему?

3. Что предлагаем на будущее?

Рефлексия помогала снять психологическое напряжение, разрядить и предотвратить конфликты, наметить перспективы дальнейших дел. Положительный эффект достигала потому, что начинала обсуждения не с «негатива», а с хорошего: что понравилось, что удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем.

Успешность воспитания толерантности ребёнка невозможна без его ближайшего окружения. Прежде, чем начать работу по реализации программы, провела опрос родителей, знают ли они, что такое толерантность, хотят ли, чтобы их ребёнок вырос толерантной личностью. Результаты опроса показали, что многие родители не знают значение этого слова и как формировать терпимость, принятие. С целью повышения родительской компетентности в вопросах воспитания толерантности у детей организовала работу родительского клуба «Радуга», познакомила с Декларацией принципов толерантности, методами и приёмами. Родители осознали неодинаковость людей, поняли, что различия между людьми нужно принимать как положительный факт. Занятия в родительском клубе способствовали активизации родительской позиции и активному вовлечению в воспитательно-образовательный процесс формирования толерантности у детей. Все социально- культурные мероприятия проводила при активном участии мам, пап, бабушек и дедушек: это и выставки совместных работ детей и родителей («Летопись семьи», «Мы такие разные», «Толерантность начинается с улыбки»), семейные игротеки, праздники, Акции.

Не забывали мы и самых маленьких. Ребята вместе с родителями собирали игрушки, книги, из которых формировали подарки в дар малышам.

Основным направлением в работе по воспитанию толерантной личности было стремление не замыкаться в узких рамках детского сада.

Осуществляя плановую работу по формированию толерантности, мы тесно сотрудничали, сотрудничаем и продолжаем сотрудничать с историко-краеведческим музеем, центром экологического воспитания детей, библиотекой, школой, центром дополнительного образования детей.

Так, например, сотрудники краеведческого музея проводили интегрированные занятия с воспитанниками группы, что позволило использовать музейную педагогику в воспитании дошкольников, привитию толерантных качеств, любви к родному краю, к Родине. Благодаря стараниям педагогов, родителей, дошкольники продолжали знакомство с историей родного города. Ребята с удовольствием участвовали в городской выставке «В каждом рисунке солнце».

Моя группа является частыми участниками и посетителями экологических выставок и конкурсов в Центре экологического воспитания детей, что помогает нам развивать экологическую толерантность и воспитывать в детях любовь к природе родного края. Дети активно принимали участия в городских акциях «Покормите птиц зимой», «В защиту ёлочки», «Зелёная планета», сборе макулатуры, Акции «Спасти и сохранить», Дне Земли.

Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности. Поэтому одни дети сразу показывают высокий уровень толерантности, другие к концу года.

Чтобы вовремя увидеть, в чём нужно помочь детям, провожу диагностику три раза в год. Использую наблюдения, тестовые упражнения «Сказка» (К. Тейлора), «Секрет» (Я.Л. Коломинского), игровую диагностическую методику М.И.Лисиной, диагностическое анкетирование детей и родителей, изучаю детские творческие работы и т.д.


Итоговая диаграмма уровней развития толерантности у детей седьмого года жизни

Диаграмма наглядно указывает на положительную динамику формирования толерантности у детей: на 21 % увеличился высокий уровень, на 28 % уменишился низкий уровень.

На 10 % увеличилось количество детей, у которых развито умение анализировать разные ситуации общения детей друг с другом и с взрослыми; на 15% увеличилось количество детей, у которых на высоком уровне сформировались представления о многообразии народов мира; о некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях. На 5% увеличилось количество детей с высоким уровнем саморегуляции, на 10% увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем речевой активности.

В то же время проблему толерантности нельзя считать исчерпанной. Она требует дальнейшего исследования многих сторон формирования толерантности:

  • Изучить пути взаимодействия детского сада со школой;
  • Изучить условия формирования толерантности на разных ступенях дошкольного воспитания. Это могло бы послужить основой для создания единой образовательной системы формирования толерантности обучающихся детей как дошкольного, так и школьного возраста.





Образовательные: учить проявлять уважение к обычаям, традициям и культуре разных народов; формировать у детей представление о толерантном поведении. Развивающие: развивать у детей терпимость к различиям между людьми; развивать у воспитанников самосознание, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Воспитательные: воспитывать у детей любовь и заботу друг к другу. Задачи:


Если знакомство с национальными традициями будет носить комплексный характер,пронизывающий все виды деятельности старшего дошкольника, осуществляться в повседневной жизни,на специальных занятиях, то мы воспитаем любовь к своей родине, к своей нации,толерантное отношение к представителям других наций,сверстникам,их родителям. Гипотеза.



Толерантность-это уважение,принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира,форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Проявлять толерантность – это значит признавать то,что люди различаются по внешнему виду,положению,интересам,поведению, ценностям и обладают правом жить в мире,сохраняя при этом свою индивидуальность. Определение толерантности.




Ислам: «Никто из вас не станет верующим,пока не полюбит своего брата,как самого себя». Христианство: «Во всём,как хотите,чтобы с вами поступали люди,так поступайте и вы с ними». Буддизм: «Человек может выразить своё отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову».





Толерантность. Испанский язык: способность признавать отличных от своих идеи или мнения. Французский язык: отношение, при котором допускается, что могут думать или поступать иначе,нежели ты. Английский язык: готовность быть терпимым, снисходительным. Китайский язык: позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. Арабский язык: прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, благосклонность, терпение, расположенность к другим. Русский язык: способность терпеть что-то или кого-то.




Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дружба». Дидактические игры: «Чьи детки?», «Что такое хорошо и что такое плохо?». Подвижные игры народов мира: «Расходитесь»(чувашская), «Займи место»(татарская), «Перепёлочка»(украинская), «В платочек»(мордовская). Игровая деятельность:








Характеристика. ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ. Уважение мнения других; доброжелательность; желание что-либо делать вместе; понимание и принятие; чуткость; любознательность; снисходительность; доверие; гуманизм. ИНТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ. Непонимание; игнорирование; эгоизм; нетерпимость; выражение пренебрежения; раздражительность; равнодушие; цинизм; немотивированная агрессивность.


23

Цаган-аманская санаторная школа -интернат

Воспитание толерантности

у детей дошкольного возраста

Учитель – логопед

Эльзатаева Н.С.

12.11.2015г


Инициатива проведения этого праздника принадлежит

Генеральной Ассамблее ООН, которая в 1996 году предложила

государствам-членам ежегодно отмечать Международный день,

посвященный терпимости.

В 1995 году ЮНЕСКО была утверждена «Декларация принципов толерантности», в ней сказано, что «Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности… Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, демократии и правопорядка».


Главная цель педагогического опыта:

Выявить с помощью теоретического и практического исследования наиболее эффективные условия способствующие формированию толерантного отношения детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми.

Задачи, решаемые в опыте:

  • Анализ теоретической литературы по проблеме воспитания толерантности у дошкольника;
  • Определить и обосновать возрастные особенности проявления толерантного отношения у дошкольников к сверстникам и взрослым;
  • На основе сущностных характеристик проявления толерантности, определить показатели и уровни сформированного толерантного отношения у дошкольников;
  • Выявить и обосновать методы и приемы, формирующие толерантное отношение дошкольников к сверстникам и взрослым;
  • обосновать и экспериментальным путем проверить комплекс методов и приемов формирования толерантного отношения дошкольников друг к другу и взрослым.

Основные принципы:

1. Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.

2. Принцип адекватности . Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.

3. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

4. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.

5. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.


Актуальность темы.

Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат российское общество и мировую общественность в начале 21 века. Современный мир жесток. Жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека – взрослого и ребенка – должна стать толерантность. Толерантность как основа новой социальной идеологии, включает такие понятия, как личность, семья, гражданственность(активная жизненная позиция), общество.

Проблема толерантности приобретает особое значение в связи с развитием в стране инклюзивного образования, в рамках которого происходит включение детей с ОВЗ в образовательную среду и адаптация в ней.

В течении последних лет к нам в детский сад приходят дети с разными проблемами в развитии. Таким образом, группы практически работают по принципу интегрированных групп.













Актуальность опыта работы

Проблема толерантности приобретает особое значение в связи с развитием у нас в стране инклюзивного образования, в рамках которого происходит включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду и адаптация в ней.

Наличие в России большой сети специализированных образовательных дошкольных и школьных учреждений не решает проблемы адаптации и социализации детей с проблемами развития в нашем обществе, так же как и не решает проблему толерантности общества к таким детям. Наличие такого ребенка в социуме не предусмотрено. У нас нет разработанных адаптационных программ и технологий для обучения и воспитания детей с особенностями развития.

В нашем детском саду обучаются и воспитываются дети с различными особенностями в развитии - от расстройств аутистического спектра до выраженной недостаточности в развитии психических функций.

Новизна опыта работы

Основной целью нашей работы является не формирование самосознания у детей с помощью насаждения взглядов взрослых, а создание таких условий, при которых толерантность у ребенка проявляется как естественное качество его личности. А это возможно только в интегративной среде.

Обучение и воспитание ребенка в интегративной среде делает его толерантным не только к детям с особенностями развития, но и к детям, воспитывающимся в семьях с другими религиозными и национальными традициями. Такое воспитание направлено на преодоление чувства страха и отчуждения у детей и взрослых по отношению к другим.

Подобное разделение общества на «больных» и «здоровых» представляется нам негуманным. Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без всяких условий. Мы считаем каждого ребенка личностью, обладающей своими особенностями. Именно такой подход может называться «принимающим», так как только в интегративной среде возможна обоюдная толерантность: дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их способности и возможности. Здоровые сверстники в интегративной среде c большой степенью вероятности вырастают более толерантными, общительными, с более адекватной самооценкой, менее тревожными и агрессивными, более творческими, чем дети в обычных детских садах.

Подобные качества в современном мире, где участились акты нетерпимости, насилия, ксенофобии и дискриминации социально наименее защищенных групп населения, очень важны.

Основная проблема - это разработка современных подходов к воспитанию толерантного самосознания у дошкольников.

Основные направления в работе

За годы работы по теме: «Воспитание толерантности у дошкольников» накоплен положительный опыт. Удалось добиться первых результатов: популярности идей толерантности среди родителей и признания коллег. Работа детского сада является практическим воплощением признания того, что люди, различающиеся по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

Направления формирования толерантности в детском саду:

1. Формирование толерантности у детей дошкольного возраста ведется по трем направлениям:

а) позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, разной национальности и вероисповедания

б) учить детей общению со сверстниками и взрослыми, способам разрешения конфликтов

в) изучение национальных особенностей других народов на примере фольклора.

2. Развитие толерантного самосознания (личностного и профессионального) у родителей и специалистов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста

Обобщенный педагогический опыт работы воспитателя МДОУ детский сад №9 – компенсирующего вида Майоровой Ольги Владимировны По теме: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста». г.Ефремов.

Главная цель педагогического опыта: Выявить с помощью теоретического и практического исследования наиболее эффективные условия способствующие формированию толерантного отношения детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми. Задачи, решаемые в опыте: Анализ теоретической литературы по проблеме воспитания толерантности у дошкольника; Определить и обосновать возрастные особенности проявления толерантного отношения у дошкольников к сверстникам и взрослым; На основе сущностных характеристик проявления толерантности, определить показатели и уровни сформированного толерантного отношения у дошкольников; Выявить и обосновать методы и приемы, формирующие толерантное отношение дошкольников к сверстникам и взрослым; обосновать и экспериментальным путем проверить комплекс методов и приемов формирования толерантного отношения дошкольников друг к другу и взрослым.

Основные принципы: 1. Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми. 2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами. 3. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках. 4. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения. 5. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.

Актуальность темы. Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат российское общество и мировую общественность в начале 21 века. Современный мир жесток. Жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека – взрослого и ребенка – должна стать толерантность. Толерантность как основа новой социальной идеологии, включает такие понятия, как личность, семья, гражданственность(активная жизненная позиция), общество. Проблема толерантности приобретает особое значение в связи с развитием в стране инклюзивного образования, в рамках которого происходит включение детей с ОВЗ в образовательную среду и адаптация в ней. В течении последних лет к нам в детский сад приходят дети с разными проблемами в развитии – от расстройств аутистического спектра до выраженной недостаточности в развитии психических функций. Таким образом, группы практически работают по принципу интегрированных групп.

16 ноября отмечается Международный день толерантности. Инициатива проведения этого праздника принадлежит Генеральной Ассамблее ООН, которая в 1996 году предложила государствам-членам ежегодно отмечать Международный день, посвященный терпимости. В 1995 году ЮНЕСКО была утверждена «Декларация принципов толерантности», в ней сказано, что «Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности… Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, демократии и правопорядка».

Определение слова «толерантность» В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; В английском – готовность быть терпимым, снисходительным; В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ ИНТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ НЕПОНИМАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ИГНОРИРОВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЭГОИЗМ ПОНИМАНИЕ И ПРИНЯТИЕ ДРУГОГО ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ ОСКОРБЛЕНИЯ, НАСМЕШКИ, ВЫРАЖЕНИЕ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ ЧУТКОСТЬ, СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ РАВНОДУШИЕ, ЦИНИЗМ ДОВЕРИЕ,ГУМАНИЗМ АГРЕССИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ

Комплекс методов и приемов, способствующих формированию толерантности у детей дошкольного возраста. беседы на уровне внеситуативно - личностного общения; Чтение художественно литературы; Драматизация; Рассматривание и обсуждение картин; просмотр мультфильмов; Продуктивные виды деятельности; Сюжетно-ролевые игры; Психогимнастические, игры; Релаксационные методы; Личный пример педагога; Работа с родителями.

Диагностика как средство выявления уровня толерантности у детей дошкольного возраста. Методика Куприной Н.Г. ,адаптированная к контингенту детей. Цель диагностики: выявить уровень толерантности у детей дошкольного возраста с помощью фольклора. Методика проведения: индивидуально, учитывая возраст ребенка. Оборудование: аудиосказка или текст сказки, карточки с пословицами и поговорками. Диагностика обследования проводилась в два этапа: 1этап – констатирующий – в начале учебного года 2этап – контрольный – в конце года, с последующим анализом данных. В диагностики приняли участие три группы по 15 человек в каждой. 1 – средняя группа, возраст детей 4-5 лет(2008-2009 уч.г.) 2 – старшая группа, возраст детей 5-6 лет(2009-2010 уч.г.) 3 – подготовительная к школе группа, возраст детей 6-7 лет(2010-2011уч.г.)

I этап – констатирующий – в начале учебного года. На момент обследования дети имели следующие уровни сформированности толерантности: УРОВНИ 2008 2009 2010 Высокий __ 27% 83% Средний 7% 36% 17% Низкий 93% 37% __ Результаты: 2008г. – 93% детей имеют низкий уровень толерантности. Они не смогли сформулировать свое отношение к поступкам героев сказки, не понимали смысла пословиц; 2009г.- 36% детей в основном имеют средний уровень - дети неточно оценивали поступки героев и подбирали пословицы; 2010г. – - 83% дети показали высокий уровень. Они смогли дать характеристику героев сказки и подобрать к ней пословицу.

2 этап – контрольный – в конце учебного года. На момент обследования дети имели следующие уровни сформированности толерантности: УРОВНИ 2009 2010 2011 Высокий 6% 70% 93% Средний 67% 30% 4% Низкий 27% ---- --- Результаты: 2009г. – 27% детей –низкий уровень толерантности. Дети давали характеристику героям сказки, но не понимали пословиц; 2010г. 70% детей - высокий уровень они смогли дать правильную оценку поступкам героев, но еще путались в сопоставлении сказки и пословицы; 2011г. - 93% детей показали высокий уровень. Дети давали правильную оценку поступкам героев сказки и находили для сказки соответствующую пословицу.

Вывод: для проведения качества, эффективности проделанной работы, провела сопоставительный анализ данных диагностики за каждый год. У всех детей отмечена положительная динамика, причем показатели среднего уровня стали ближе к высокому, а показатели низкого уровня - к среднему. Результаты диагностики позволили сделать вывод относительно эффективности разработанной системы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста. В процессе работы пришла к выводу, что воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием семьи, сверстников и других окружающих людей. Воспитание толерантности настолько длительный процесс, что не может быть ограничен рамками дошкольного возраста. В данный возрастной период необходимо начинать воспитание толерантности.

Люди на свете рождаются разными: непохожими, своеобразными. Что бы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

Мы разные, но мы вместе



Цель: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника. Задачи: 1. Создать условия в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей. 2. Организовать системную работу в ДОУ по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других стран. 3. Содействовать формированию толерантного поведения дошкольника, формированию активной позиции родителей и сотрудников по воспитанию и обучению детей. 4. Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по формированию толерантной культуры.


Иллюстрации, картины, демонстрационный материал знакомящий с народами, населяющими нашу планету; куклы в национальных костюмах; костюмы (элементы) разных этнических групп Росси и народов мира; народная игра, народная игрушка и национальная кукла; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, предметы быта относящиеся к разным культурам; семейные фотоальбомы; мини-макеты; дидактические игры; картотеки пословиц о дружбе и семье, считалок, закличек… детская художественная литература.






« ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ ОБО МНЕ? » (для старшего дошкольного возраста) Цель: Знакомить детей с культурой и традициями народов мира. Дать детям представление о многообразии народов, населяющих нашу планету. Воспитывать уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира. Вызвать интерес и желание узнавать что-то новое о населении нашей планеты. Формирование обобщающих понятий: народ, жилище, средства передвижения, национальный костюм и т.д.


«НАЙДИ ПАРУ» (для старшего дошкольного и младшего школьного возраста) Цель: Закрепить представление детей о многообразии народов, населяющих нашу планету. Воспитывать уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира. Формировать представление - Все мы разные – разный цвет кожи, разрез глаз, одежда, но мы живем рядом друг с другом на одной планете - Земля наш общий дом. Развитие памяти, внимания, мышления, речи. Расширение и активизация словаря, формирование связной грамматически правильной речи.


« Кто построил этот дом? (для старшего дошкольного возраста) Цель: Закрепить представление детей о многообразии народов, населяющих нашу планету. Формировать обобщающие понятия: народ, жилище, национальный костюм и т.д. Учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, объяснять и доказывать свое решение.


« ЦВЕТНЫЕ ШНУРОЧКИ» (для старшего дошкольного возраста) Цель: Закрепить представление детей о многообразии народов, населяющих нашу планету. Воспитывать уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира. Формировать представление- Все мы разные, арабы, японцы, африканцы и у всех нас есть чему поучиться. Развитие памяти, внимания, мышления, речи. Расширение и активизация словаря, формирование связной грамматически правильной речи. Формирование обобщающих понятий: народ, жилище, средства передвижения, национальный костюм и т.д.








Толерантная личность: - терпимый и терпеливый; - считающийся с чужими мнениями и интересами; - умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания; - приветливый и заботливый, вежливый и деликатный; - уважающий окружающих и уважаемый ими; - уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать; - заботливый, сострадающий, поддерживающий; - патриот своей Родины, заботящийся о ее процветании; - человек, берегущий природу и культуру; - трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый. «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут»



Рассказать друзьям