Рекомендации родителям по теме кризис 3 лет. Преодолеваем кризис трёх лет у малыша! Боремся с капризами

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Кризисы в психоэмоциональном развитии человека знакомы всем и каждому, и не понаслышке. В жизни бывают такие периоды, когда устоявшиеся условия существования перестают соответствовать новым возможностям, потребностям и взглядам на окружающую действительность динамически развивающейся личности. Кризисы переходного и среднего возрастов – яркие тому примеры. Но, оказывается, даже совсем маленькие дети переживают подобные, переломные в их жизни, моменты. Одним из которых считается кризис трёх лет у ребёнка. Когда малыш осознаёт, что он - самостоятельная личность. И пытается начать позиционировать себя так среди родных. А те далеко не всегда готовы к проявлению у крохи новых качеств. Тогда в ход идут упрямство и строптивость, своеволие и деспотизм. Как средства борьбы внутреннего «я» маленького человека за равноправие и справедливость. Сам переход к новой модели взаимоотношений неизбежен. А вот осложнений и эмоциональных конфликтов при этом вполне реально избежать. Если понять суть проблемы и принять своего ребёнка таким, каким он стал – повзрослевшим и самостоятельным, способным принимать решения и совершать поступки.

Кризисом трёх лет принято называть резкие изменения в поведении ребёнка, обусловленные объективными физиологическими и психологическими причинами.

Приблизительно в трёхлетнем возрасте ребёнок начинает воспринимать себя, как самостоятельную личность

Однако возрастные показатели для таких изменений в данной формулировке весьма условны. Всё зависит от особенностей развития каждого отдельно взятого малыша. У кого-то этот период наступит раньше, у кого-то позже.

Примерно в трёхлетнем возрасте ребёнок начинает воспринимать себя не частью своей матери, а как самостоятельную личность. И всё, что раньше было само собой разумеющимся, его новое «я» ставит под сомнение.

Кроха осознаёт, что его желания и потребности не всегда совпадают с тем, чего хотят от него родители. Но как донести это до окружающих? Как заявить о своём новом мировосприятии?

Малыш этого ещё не знает. И пытается действовать, используя те модели поведения, которые ему доводилось наблюдать у взрослых, или у других детей. Первые такие попытки очень несовершенны и неуклюжи.

Оказывается, вести себя «по-взрослому» не так-то просто. Отсюда – растерянность и нервозность. Отсюда - внутренние конфликты, которые имеют свойство находить выход. Отсюда - эмоциональная нестабильность, бунтарство, негативизм.

Психологи кризис трёх лет у ребёнка считают абсолютно нормальным и вполне закономерным явлением, которое отклонением не является и вмешательства специалистов не требует (за исключением очень редких случаев).

Но родителям советуют заранее ознакомиться с его признаками и разработать тактику поведения. Тогда взросление их чада, становление его, как личности, не ознаменуется истериками и скандалами, взаимными обидами и обвинениями. А пройдёт безболезненно и, даже, приятно.

Среди проявлений кризиса трёх лет - негативизм, упрямство, демонстративное поведение, истерики, агрессия

Проявления

«Осведомлён – значит, вооружён». Если вы будете знать симптомы трёхлетнего кризиса, вам легче будет его распознать. А значит, вы сможете действовать адекватно, и не совершите типичных ошибок. Это, наверняка, поможет справиться с ситуацией без лишних осложнений и потрясений.

Что может свидетельствовать о кризисе 3-х лет у ребёнка?

  1. Стремление всё и всегда делать самостоятельно.
  2. Бурная реакция на неудачи.
  3. Нежелание выполнять просьбы родителей, следовать их советам.
  4. Упрямство, порой граничащее с безрассудством.
  5. Своеволие и строптивость.
  6. Демонстративное поведение.
  7. Частые .
  8. Деспотизм, проявление агрессии по отношению к окружающим.
  9. Возникновение страхов (тишины, темноты, высоты, одиночества и т.п.).

Совершенно необязательно, что у вашего малыша будут присутствовать все перечисленные симптомы. У кого-то этот переломный момент протекает почти незаметно. А некоторым родителям, порой, кажется, что их любимого карапуза просто кто-то подменил.

Недостаток внимания вызывает у крохи чувство протеста

Причины и предпосылки

От чего же зависит, трудно ли будет переживать кризис трёх лет вашему малышу, ну, и, конечно, вам вместе с ним? Оказывается, зачастую, сами взрослые, выбирая неправильную тактику поведения, провоцируют осложнения во взаимоотношениях со своим крохой.

Но каковы причины того, что отношения с карапузом, вместо того, чтобы плавно трансформироваться и выйти на другой уровень, напротив, заходят в тупик?

Когда кризис неизбежен?

  • Когда ребёнок вынужден бороться за утверждение своей личности.

Нежелание или неумение родителей приспособиться к тому, что их кроха уже вполне взрослый для таких элементарных вещей, как самому покушать, одеться или, к примеру, помочь чем-то по дому, чаще всего приводит к конфликтам. Мама-папа, по привычке, продолжают вести себя с ним, как с младенцем. Тем самым ни в коей мере не способствуя .

Гиперопека со стороны родителей никак не способствует развитию у ребёнка самостоятельности и чувства уверенности в своих силах

  • Когда с крохой поступают несправедливо.

Ребёнок очень чутко реагирует на ваши действия по отношению к нему. И если вы систематически его наказываете без веских на то причин, если что-то обещаете, а потом не выполняете своих обещаний, говорите крохе неправду и т.п., то малыш постепенно разочаровывается в своих близких, перестаёт им доверять. А без доверия нормальных отношений в семье не построишь.

  • Когда родители своему малышу уделяют слишком мало времени.

А бывают ситуации, когда мама, осознав, что кроха стал в ней нуждаться гораздо меньше, чем раньше, начинает уделять ему всё меньше своего времени и внимания. И малыш чувствует себя лишённым материнского тепла, заботы, любви. Если самые близкие люди не замечают малютку и не вникают в его проблемы, то почему он должен слышать и слушать их?

Не ругайте и не наказывайте карапуза, предварительно не разобравшись досконально, кто прав, кто виноват

  • Когда карапуз не уверен в себе.

Ребёнок должен уметь не только подчиняться, но и отстаивать свою точку зрения

Позитивные стороны

В процессе формирования собственного «я» трёхлетнего карапуза, в процессе отделения его личности от личности его мамы, малыш учится выражать свою точку зрения. Руководствоваться своим мнением и давать отпор, когда ему навязывают чужое.

Ребёнок, который умеет только слушаться, никогда не сможет построить равноправные отношения с другими детьми в коллективе. Для таких отношений нужно уметь не только подчиняться, но и настаивать на своём.

Этому и учит кризис трёх лет. Он неизбежен, как смена молочных зубов постоянными. Но если понять и принять происходящее, его, скорее, можно будет назвать ещё одной ступенью личностного роста ребёнка. Нежели кризисом, как таковым.

На данном этапе компромисс - это ваше главное оружие. Учитесь договариваться со своим маленьким упрямцем

Что же значит - «понять»? И что значит - «принять»? Как реагировать на открытое неповиновение, упрямство и агрессию совсем недавно послушного, адекватного и вполне довольного жизнью ребёнка?

Психологи советуют родителям при обнаружении первых признаков , прежде всего, запастись терпением. Не обижаться на кроху, не злиться на него и ни в коем случае не проявлять ответную агрессию.

Такой переходный период может длиться от одного до нескольких месяцев. У каждого карапуза - по-своему. Не пытайтесь любой ценой сломить упрямство маленького бунтаря и подчинить его своей воле.

Соблюдайте спокойствие и учитесь договариваться. Компромисс – вот решение, которое на данном этапе сможет удовлетворить и вас, и пытающегося начать управлять своей жизнью самостоятельно карапуза.

Не бойтесь давать ребёнку поручения. Для него очень важно чувствовать себя нужным, быть частью повседневной жизни семьи

Пути преодоления

А теперь – немного конкретики. Как вести себя родителям, чтобы кризис трёх лет у их ребёнка прошёл безболезненно и продуктивно.


Уделяйте ребёнку достаточно своего внимания, любите кроху настоящей родительской любовью - нежной и мудрой

Не думайте, что только вам тяжело в это время. Ребёнку тоже ведь приходится несладко. И он должен быть уверен, что в вашем лице всегда найдёт поддержку. Если кроха поймёт, что родители его понимают и готовы всячески ему содействовать, его растерянность, порождающая раздражение и агрессию, постепенно растворится, как утренний туман.

Любите своё чадо не безумной и слепой любовью, а искренней и мудрой. Любовью родительской – верной и нежной, но где-то и требовательной, и строгой. Только так вы сможете найти золотую середину, и воспитать в вашем ребёнке Личность.

Видео «Кризис 3-х лет – это полезно»

Наталья Грушева
Кризис трех лет. Рекомендации родителям

Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года – двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет, так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов : относительно длинных и спокойных - стабильных и более коротких, бурных – критических, то есть кризисы – это переходы между стабильными периодами.

Кризис трех лет может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5-4 года. Границы его могут быть очерчены не четко. На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика : острый интерес к своему изображению в зеркале, ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам, мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу. В середине этого периода, как правило, возникает резкое обострение, когда значительная часть детей становятся неуправляемыми, капризными. Поэтому этот период труден как для педагогов и родителей , так и для самого ребенка.

Кризис трех лет – это граница между ранним и дошкольным детством. Это разрушение устоявшейся системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я» .

Кризис трех лет – это кризис социальных отношений. Он представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. Ребенок с момента рождения физически отделен от матери, но, ни его питание, ни передвижение невозможно без матери. Ребенок в раннем детстве биологически отделен, но психологически он еще не отделен от окружающих его людей. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.

В чём же суть этого кризиса , как же он проявляется и чем же можно помочь ребёнку…

Во-первых, хочется отметить, что это необходимый этап в развитии ребёнка. Так или иначе, все дети проходят через него. Кризисы помогают перейти на новую ступеньку развития. Кризис 3 лет – это важный этап в становлении психического развития ребёнка. Главное, чтобы ребёнок был уверен в том, что, как бы он себя ни ведёт, его всегда будут любить и никогда не бросят. Кризис может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность » , создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих изменений. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.

Основные симптомы кризиса трех лет

Для того, чтобы осмыслить, что происходит в период кризиса трех лет , надо прежде всего рассмотреть основные симптомы данного возраста. Как правило, говоря о кризисе 3 лет , в качестве его симптомов называют упрямство, негативизм, протест против близких взрослых, строптивость, стремление к деспотическому управлению окружающими. Это те симптомы кризиса , которые выдвигаются на первый план и которые в литературе принято называть «первым поясом симптомов» или «семизвездием кризиса трех лет » .

Негативизм. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Если ребенок не желает сделать что-нибудь, потому что это неприятно ему (например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет, это не будет негативизмом. Это будет отрицательной реакцией на требование взрослых, реакцией, которая мотивируется сильным желанием ребенка. Негативизмом называют такие проявления в поведении ребенка, когда он не желает чего-то, только потому, что это предложил кто-то из взрослых, то есть это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили. При резкой форме негативизма доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном.

Пример негативизма : к мальчику подходит взрослый и говорит, что у него новая машина. На что мальчик возражает : «Нет, она не новая, а старая» . Взрослый говорит : «Ну, хорошо, у тебя старая машина» . Ребёнок отвечает : «Моя машина новая» . Обратите внимание, мальчик знает понятия «новая и старая» , он просто хочет сказать наперекор взрослому . Негативизм адресован к человеку, а не к содержанию того, о чём ребёнка просят. Еще пример, ребенок, который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает : «Гулять! Гулять!»

Упрямство. Если негативизм надо уметь отличать от обычного упрямства, то упрямство следует отличать от настойчивости. Например, ребенок желает что – то и настойчиво добивается исполнения. Это не упрямство, это встречается и до кризиса трех лет . Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а лишь потому, что он этого потребовал. Скажем, ребенка зовут к столу; он отказывается, ему приводят доводы, которые его убеждают, но он все равно не идет потому, что он уже отказался. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. Два момента отличают упрямство от обычной настойчивости. Первый момент – общий с негативизмом, имеет отношение к мотивировке. Если ребенок настаивает на том, что ему сейчас желательно, это не будет упрямством. Например, он любит играть в «салочки» и поэтому стремится целый день находиться во дворе. И второй момент : если для негативизма характерна социальная тенденция, то есть ребенок делает что-то, наоборот, по сравнению с тем, что говорят ему взрослые, то здесь, при упрямстве, характерна тенденция по отношению к самому себе.

Пример настойчивости : ребёнку нравится кататься на велосипеде, и поэтому он отказывается от предложения мамы зайти домой.

Пример упрямства : мама зовёт гуляющего во дворе ребёнка домой, но он отказывается. Мама приводит ему разумные доводы (он с ними согласен) . Но ребёнок всё равно отказывается идти (по тому, что он уже отказался и ни за что не хочет от него отступать.

Строптивость. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию, а строптивость – против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве всем, что ему предлагают и что делают. Здесь сказывается строптивая установка не по отношению к человеку, а по отношению ко всему образу жизни, который сложился до трех лет , по отношению к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам. Строптивость от упрямства отличается тем, что она направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на своем желании.

Своеволие. Это «тенденция к самостоятельности» . В противоположность первым трем симптомам, своеволие это не протест, а наоборот, стремление к некоторому действию, предмету, ситуации. Очень часто родители трехлетних детей жалуются на то, что ребенок вдруг начинает проявлять свою самостоятельность. Он кричит, что сам завяжет шнурки, сам нальет в тарелку суп, сам перейдет через дорогу. Родители в зависимости от ситуации, от индивидуальных особенностей ребенка, от семейных традиций могут решать проблему разными способами :отвлечь его, уговорить, позволить действовать самостоятельно. Но, если это действие опасно для жизни и здоровья малыша, взрослые могут твердо запретить ему делать самостоятельно что-либо : переходить дорогу, включать газ и т. п.

Три последующих симптома имеют второстепенное значение (протест, обесценивание личности близких, деспотизм и ревность)

Протест-бунт. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в конфликте с ними. Детские ссоры с родителями являются обычным делом.

Симптом обесценивания. Ребенок старается обесценить игрушку, отказывается от нее, в его лексиконе появляются слова и термины, которые означают все плохое, отрицательное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят.

Пример : Малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которые раньше не употреблял. Он вдруг резко меняет отношение к своим игрушками, отказывается с ними играть.

Стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над окружающими. Ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. В семье же с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности : по отношению к младшим или старшим, если в семье есть еще дети. Здесь та же тенденция к господству, деспотизму, к власти выступает как источник ревнивого отношения к другим детям. В общем, симптомы, взятые вместе, производят впечатление эмансипации ребенка : как будто раньше взрослые водили его за руку, а теперь у него появилась тенденция ходить самостоятельно.

Из опыта работы :

Во-первых –мы организовываем деятельность детей так, чтобы они как можно больше были заняты, проявляли самостоятельность.

Например, научили детей культурно-гигиеническим навыкам : мыть руки, умываться, предложили им делать это самостоятельно, а мы наблюдали. В сюжетно-ролевой игре “Семья ” ребенок сначала наблюдает за воспитателем, учится действовать с предметами, а затем мы предлагаем ему : “Одень куколку теплее. На улице холодно, она может замерзнуть”. Здесь используется обучающий прием и в то же время ребенок проявляет самостоятельность в одевании. Затем ребенок самостоятельно кормит, готовит обед для куклы и т. д.

Во-вторых, через игры-драматизации можно снять проявление агрессии. На роль отрицательного героя выбираем ребенка, проявляющего признаки агрессии. “Волк очень злой, он громко рычит, хочет испугать козлят (предлагаем ребенку порычать) . Сильно стучит в дверь, топает от недовольства ногами”. С помощью этих занятий выгоняем агрессию. Чем сильнее ребенок рычит, стучит ногами, тем эффективнее это упражнение. Так же эти приемы способствуют развитию актерского мастерства. Если в группе несколько человек проявляют агрессию, то вовлекаем их в игру. “Ребята, к нам в группу пришел Бармалей. Он хочет забрать у нас все игрушки, чтобы мы сидели на стульчиках и плакали. Давайте выгоним его”. Предлагаем “забросать” Бармалея мешочками с песком, комочками из ваты. Это может быть игрушка или картинка. Эффективнее всего использовать эти приемы на занятии физкультурой или на прогулке (метание, топот, крик) .

Можно проводить коррекцию негативных проявлений через лепку, т. к. это пластичный материал, затем можно слепить другого героя. “Давайте слепим лису, которая выгнала зайку из избушки. Она у нас получилась злая, у нее хитрые глаза, на лапках острые когти. Давайте изменим сюжет сказки, слепим добрую лису. Пусть они живут с зайчиком дружно, вместе. А эту лису мы выгоним. Сомнем пластилин, крепко будем на него нажимать, чтобы злая лиса поскорее ушла и появилась добрая”.

Закрашивание рисунка резкими размашистыми движениями также помогает сбросить агрессию. Для этого понадобиться большой листок с изображением отрицательного героя. “Закрась мишку, который сломал теремок”.

Бороться с упрямством можно путем создания фантастических ситуаций. “Не хочешь кушать, не кушай. Послушай историю. Жила-была девочка Машенька. Она никогда ничего не кушала. Сначала она была пухленькой, у нее были пухленькие щечки. Потом она стала худеть, стала легкой. На улице ей пришлось держаться за маму, т. к. ветер сдувал ее с места. А потом Маша исчезла”. Обычно такие истории имеют обратную реакцию. Можно использовать серию стихов Г. Остера “Вредные советы”.

Никогда не мойте уши,

Шею, руки и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо.

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять.

Так же с проявлением негативного поведения помогает бороться художественная литература.

И. Демьянов “Дразнилки”.

Замарашка рук не мыл,

Месяц в баню не ходил.

Столько грязи, столько ссадин!

Мы на шее лук посадим,

Репу – на ладошках,

На щеках – картошку,

На носу морковь взойдет –

Будет целый огород.

Русская народная песенка “Бабушкин козлик”;

Узбекская народная сказка “Упрямые козлики”.

Сказкотерапия -. через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.

Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка.

Воспитатель и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.

Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

1)Сказкотерпию необходимо проводить некоторое время спустя после предположительно травмирующей ситуации, когда ребенок успокоился и способен взглянуть на происшедшее со сторон. Наиболее подходит для такого общения время перед дневным или ночным сном.

2) «В некотором царстве, в некотором государстве» … Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно : может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.

3) Для того чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору) .

4) Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу можно выбрать самостоятельно. Например, рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях : например, как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте? Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему.

Нужно отметить, что кризис может проявляться не только в негативном проявлении, но и в замкнутости, неуверенности в себе. Здесь нужны постоянные поощрения. Такого ребенка мы включаем в игру. Сначала в роли ведомого, затем в роли ведущего, но в игре с куклами. Постепенно подводя к роли ведущего в подвижных и сюжетно-ролевых играх.

Помочь справиться с кризисом трех лет и направить воспитание малыша в нужное русло помогут сюжетные игры.

1) Игра в магазин. Ребенку отведите роль продавца, а родители или старшие дети – покупатели. Когда малыш продает что-нибудь, ему тяжело расставаться с вещью, отдавать кому-то свое. Со временем он поймет, что вещь ему вернут назад, и будет просить поиграть с ним в эту игру еще раз. Если ваш ребенок часто устраивает истерики в супермаркетах, отправьте к нему в магазин куклу-маму и куклу-дочку. Пусть дочка устроит скандал, успокаивайте бунтующую куклу вместе с малышом.

2) Придумайте малышу «очень важное дело» – готовку еды для кукол, постройку дома, создание новой картины. Пусть малыш проявляет свою самостоятельность в игре, не стоит прерывать его своими советами.

3) Посадите за стол любимого игрушечного друга малыша. Пусть он постоянно ведет себя неправильно. Вместе воспитывайте из него приличного ребенка. Уложите его спать. Возьмите с собой на прогулку. Вместе разбирайте поведение шалуна – что он делает неправильно и почему так делать не надо. Пусть малыш учится отличать хорошее поведение от плохого. Беря на себя роль «воспитателя» в игре, малыш и в жизни будет вести себя соответствующе.

4) Вместе с ребенком делайте различные игрушки и поделки своими руками. Этот творческий процесс позволит стать малышу более усидчивым.

5) Сочиняйте с ребенком сказки. В возрасте трех лет малыши любят фантазировать. Пусть в сказках будут воспитательные моменты. Узнавайте вместе друг друга.

Так как эта проблема очень сложная, одному воспитателю с ней не справиться. Нужна помощь родителей . Родителям , которые более или менее просвещены в плане воспитания детей, которые понимают, что такое кризис трех лет , можно посоветовать самостоятельно почитать литературу, предложенную воспитателем. А с теми, кто своим воспитанием обостряет кризис , не замечает его проявлений, путает симптомы кризиса с непослушанием , нужно проводить индивидуальные беседы.

Мы показываем работу, которую проводим с детьми в группе, советуем почитать литературу. Обращаем внимание на ребенка, на его внутренний мир, стараемся сблизить ребенка и родителей .

Вывод : чтобы не было места негативным проявлениям, нужно постоянно занимать ребенка интересными для него делами : игры, пение песен, драматизации, чтение, прогулки и т. п.

Под кризисом 3 лет у детей понимается - резкая, кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ребёнка, а также новый переход к новому типу взаимоотношений с окружающим миром.

Симптомы кризиса 3 лет у детей

  • Происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка.
  • Ребёнок начинает отделяться от взрослых.
  • Возникает непреодолимое желание все делать, решать самостоятельно. В связи с чем, он яростно противостоит любому давлению со стороны окружающих людей.
  • Ребенок начинает отстаивать свое «Я».
  • В речи ребенка все чаще можно услышать «Я», "Я сам", "Я могу", "Я хочу".
  • Появляется чувство собственности, склонность к жадности, ревности.
  • Малыш становится упрямым.
  • Дети не делают того, о чем их попросили, делают все наоборот. Родителям важно знать, что стремление делать все наоборот проявляется против воли ребенка, в ущерб его интересам.
  • Ребенок может проявлять недовольство тем, что предлагает ему взрослый, может ссориться с окружающими людьми, вести себя агрессивно, кусаться, драться.
  • Может называть родителей бранными словами. Что делать родителям в этом случае? Как себя вести с ребёнком? Как реагировать на оскорбления? Родителям следует показать свое недовольство поведением ребенка, свою обиду. Строго скажите ребенку, что вам не нравится слушать такие слова, и вы не хотите, чтобы он их употреблял.
  • В этом возрасте у детей часты слезы и истерика, если взрослые не удовлетворили желания ребёнка.
  • Ребенок требует от взрослых постоянного внимания к себе.
  • Дети во время кризиса 3 лет больше стремятся к поощрениям, появляется чувство гордости за свои достижения, успехи.

Интересные статьи родителям о воспитании детей :

Воспитание ребенка с учетом типа темперамента : особенности типов темперамента, приемы воспитания детей.

Уход за кожей лица после 30 лет : как выглядеть моложе своих лет, причины раннего старения.

Компьютер и дети - контролировать или нет время детей за компьютером : Как наладить общение с "компьютерными" детьми-подростками.

Доктор Комаровский "Кризис 3 лет" или "Непослушный ребёнок " Видео

Как правильно вести себя с непослушным ребенком? Какие существуют способы изменить его поведение? Можно ли наказывать ребенка? Если да, то как? Как родители могут понять, что сами не справятся с "трудным" ребенком и необходимо обращаться к профессионалу? Как помочь ребенку преодолеть кризис 3 лет? Свой взгляд на эти вопросы выскажет доктор Комаровский, а в гостях у него - певица Даша Медовая с семьей

Причины кризиса 3 лет у детей

Как вы уже знаете в период кризиса 3 лет у детей появляются такие особенности в поведении как: негативизм, своеволие, упрямство, агрессия и многие другие нежелательные проявления психики. Все эти особенности поведения объясняются тем, что ребёнок период 2,5 - 3,5 лет начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю.

Острое протекание кризиса трех лет с истериками может быть следствием авторитарной модели воспитания в семье, ограничения личной инициативы и самостоятельности ребёнка, неадекватного и частого применения наказаний и запретов, либо наоборот к обострению взаимоотношений ребенка со взрослыми будет способствовать такой стиль семейного воспитания как гиперопека, а также несогласованность и непоследовательность в требованиях к ребенку.

Сколько длится кризис 3 лет у детей?

В центре кризиса 3 лет стоит бунт против авторитарного воспитания, против ранее сложившихся отношений в семье. Понятие "Кризис трёх лет" весьма условно, его временные границы размыты. Начинается кризис 3 лет примерно с 2,5 и продолжается до 3,5 - 4 лет. Продолжительность протекания кризиса 3 лет зависит от выбранной модели воспитания, особенностей психики и личности самого ребенка.

Полезные статьи для родителей по воспитанию детей:

Стили семейного воспитания : характеристика стилей, к каким последствиям может привести тот или иной выбранный стиль воспитания.

Развитие речи ребенка 3- 4 лет : характеристика особенностей нормального хода речевого развития детей.

Кризис 3 лет психология

Лев Семёнович Выготский - советский психолог, подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса "скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме".

Положительные приобретенные черты личности ребенка после кризиса 3 лет у детей:

  • Становление нового уровня самосознания.
  • Стремление к самостоятельности.
  • Развитие волевых качеств, активности.
  • Установление со взрослыми более глубоких, новых отношений в общении, познавательной и предметной деятельности, игре, в которой велика значимость положительной оценки взрослых успехов и личных достижений детей.

Может ли кризис 3 лет у ребенка пройти незаметно, без симптомов?

Кризис 3 лет у детей может протекать без каких-либо явных негативных проявлений в поведении ребёнка. Мнение о том, что это может негативным образом сказаться на психическом развитии или становлении личности ребёнка, ошибочно.

В кризисе развития личности ребёнка главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит, какие новообразования психики появятся у ребенка. Появление таких качеств, как самостоятельность, воля, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе его развития.

Кризис 3 лет у детей - Как помочь ребенку справиться с кризисом 3 лет:

  • Не применяйте авторитарный стиль воспитания, откажитесь от гиперопеки.
  • Придерживайтесь единой тактики воспитания. Детям следует предъявлять единые требования.
  • Проявляйте чуткость и терпение.
  • При возникновении у ребёнка вспышки гнева, слез, истерик, проявляйте спокойствие и терпение. Не позволяйте себе кричать и срываться в ответ, если ребенок будет видеть ваше спокойствие, он быстрее успокоиться в ответ. Ребенок не должен усвоить, что криком, слезами и истерикой можно манипулировать родителями. Детей бьющихся в истерике не нужно наказывать. Ваш крик и ругань только усилят истерику. Ребёнок сам успокоиться, когда поймет, что на вас его слезы не действуют.
  • Старайтесь не спорить с ребёнком. Не пытайтесь силой переломить его упрямство. Помните, что ребенок проверяет вас. Раньше ребёнку было позволено практически всё, теперь же многое находится под запретом, в следствие чего ребенок пытается выстроить новую систему взаимоотношений со взрослыми и окружающим миром. Ребёнок учится на родителях отстаивать свою точку зрения, независимость.
  • Не командуйте своим ребенком! Он этого не потерпит. Это лишь приведет к нервному напряжению.
  • Поменьше вмешивайтесь и торопите его.
  • За едой не уговаривайте – пусть ест сам. Выпустите из-за стола, как только он закончил есть.
  • Дайте возможность ребенку быть самостоятельным (например, самому одеваться и раздеваться).
  • Дайте ребёнку возможность проявлять самостоятельность. Поручите ему несложные задания: полить цветы, накрыть на стол, подмести пол и т.д.
  • Позвольте ребенку делать самостоятельный выбор: спрашивайте, какую игрушку он бы хотел взять с собой в садик или на прогулку. Какую футболку хотел бы одеть из предложенных вами нескольких вариантов. Ребёнок должен учиться принимать самостоятельные решения.
  • Уступайте в мелочах. Если ребенок за обедом хочет сначала съесть второе, а потом суп, позвольте ему, ничего страшного не случиться.
  • Ищите вместе с ребёнком компромиссные решения в сложившейся конфликтной ситуации, с предоставлением ребенку права выбора.
  • Воспитание должно строиться не на запретах и наказаниях, а на позитивном разрешении действовать.
  • Четвертый год жизни наиболее благоприятный период для формирования трудолюбия у ребенка.
  • Регулярное понукание со временем порождает упрямство, занижает самооценку, лишает самостоятельности и права выбора собственного пути решения стоящей перед ним задачи. Помните, любая чрезмерная опека убивает инициативу ребенка.
  • Предлагайте ребенку свою помощь, а не делайте все за него.
  • Показывайте ребенку свою любовь, чаще хвалите, обнимайте его. Что значит любить ребенка просто так, таким какой он есть, как показать ребёнку свою любовь, к каким последствиям для ребенка может привести нехватка любви читайте в статье «Безусловное принятие ребенка» .
  • Малыш может решить, что вы его не любите, если вы начнете постоянно ругать его за его проступки, например, за нечаянно разбитую чашку или пролитый суп. Ребёнок в этом возрасте не способен еще разграничивать ваше отношение к его конкретным поступкам и общее отношение к нему лично. Спокойно объясните ребёнку почему он не прав, почему это плохо. Чтобы не закреплять в ребенке комплекс вины не кричите на него.
  • В возрасте 3 лет игра становится для ребенком ведущей деятельностью. Используйте игровые приемы в общении с ребенком. Если ребенок отказывается кушать кашу, попросите его покормить игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с ребенком. По средствам ролевых игр можно обучить ребенка правилам этикета, нормам поведения, правилам вежливости, как правильно вести себя за столом, в союзники возьмите игрушки ребенка.
  • Ребенок четвёртого года жизни начинает испытывать гордость за свои успехи и достижения. Хвалите и поддерживайте своего ребенка.
  • Не сравнивайте достижения вашего ребенка с достижениями других детей. На четвертом году жизни у ребенка еще не сформировано чувство здорового соперничества. Сказав своему ребенку: "Вот посмотри, какой Катя красивый аккуратный кораблик нарисовала, а у тебя не корабль, а корыто какое-то и рисунок неаккуратный, ты не старался!" вы внушите малышу только негативные чувства к Кате. Намного будет лучше и эффективнее, если вы приведете ребёнку его собственный пример, например: "Сегодня у тебя кораблик получился намного лучше, чем вчера, рисунок аккуратный, молодец".
  • Не следует ставить ребёнку общих оценок, типа: "растяпа", "плохорукий" и т.п. Ваши невзначай брошенные слова могут больно ранить ребенка и послужить основой для дальнейших психологических проблем. Поддерживайте в ребёнке уверенность, что он всё может сделать сам: "Молодец, у тебя почти получилось, давай я тебе немного помогу, и мы вместе всё сделаем правильно".

Кризис 3 лет у детей - это период серьёзного испытания для родителей. Помните, что вы тоже когда-то были детьми. Если вам сложно в одиночку справиться с поведенческими проявлениями ребенка, не тяните, обратитесь к детскому психологу, он поможет вам восстановить мир в семье.

Абросимова Н. Возраст строптивости. О кризисе трёх лет // Мама и малыш. - 2005. - № 10.
Власова З. И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трёх лет // Психолог в детском саду. - 2004. - № 4. - С. 52 - 63.
Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов // Виноград. - 2010. - № 37. www.materinstvo.ru/ art/5746
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997.
Корнеева Е. Н. Детские капризы. - Ярославль: Академия развития, 2002.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: РОУ, 1996.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребёнком в период раннего детства. - СПб.: Речь, 2003.
Мухина В. С. Психология детства и отрочества. - М., 1998.
Образцова Л. Н. Я сам! Упрямый ребёнок: маленькие подсказки для родителей. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.
Обухова Л. В. Возрастная психология. - М., 1996.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.
Психология развития. Словарь / Под ред. А. Л. Венгера. - М.: ПЕРСЭ, 2006. - (Психологич. лексикон. Энциклопед. словарь в 6-ти томах / Ред-сост. А. Л. Карпенко, под общ. ред. А. В. Петровского).
Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Уайт Б. Первые три года жизни. - М., 1982.
Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. - М., 1996.

В период кризиса трех лет ребенок впервые открывает для себя, что он - такой же человек, как и другие, в частности, как его родители. Одним из проявлений этого открытия служит появление в его речи местоимения «Я» (раньше он говорил о себе только в третьем лице и называл себя по имени, например, говорил о себе: «Миша упал»). Новое осознание себя проявляется также в стремлении во всем подражать взрослым, полностью сравняться с ними. Ребенок начинает требовать, чтобы его укладывали спать тогда же, когда ложатся взрослые, стремится самостоятельно, как они, одеваться и раздеваться, даже если он не умеет этого делать.

Помощь взрослого, нарушающая равенство, перестает приниматься. Конфликт обостряется тем, что многие формы поведения взрослых, которым стремится подражать ребенок, запрещены для детей. Например, им обычно запрещают гладить белье, шить, ложиться спать одновременно со взрослыми и т. п. Отказ от выполнения распоряжений, нарушающих симметричность отношений со взрослыми (так называемый пассивный негативизм ) - естественная форма борьбы ребенка с подобными ограничениями.

Активный негативизм , то есть совершение действий, прямо противоположных тем, которых требует взрослый , является еще более выраженной формой утверждения своего равенства со взрослым, имитации его поведения. В активно негативистическом поведении воспроизводится важнейшая функция взрослого: принятие решения, выработка намерения. Оно строится простейшим из возможных способов: путем создания точного негатива по отношению к решению взрослого, к сформулированному им намерению. В обобщенной форме такой способ действия может быть представлен как «всегда поступать наперекор отдаваемым распоряжениям». Самостоятельность негативистического поведения чисто формальна, абстрактна. Фактическим автором намерения остается взрослый, а ребенок лишь «переводит» его, заменяя все плюсы на минусы, а минусы - на плюсы. Многие родители эффективно этим пользуются, отдавая распоряжения, противоположные своим реальным намерениям. Проведя свой нехитрый «перевод», ребенок в итоге выполняет именно то действие, которого от него хотели добиться.

Задача консультанта - объяснить родителям смысл процесса, происходящего в период кризиса трех лет, и убедить их в необходимости перестройки отношений с ребенком на основах большего равноправия, чем это было раньше. Если родители в этот период начинают предоставлять ребенку больше свободы и самостоятельности, то этим они поддерживают его новое представление о себе и приучают к разумному различению тех областей жизни, в которых он действительно может вести себя «как взрослый», и тех, в которых он пока еще остается маленьким ребенком, нуждающимся в помощи и руководстве. Постепенно это приводит к преодолению симптомов кризиса.

Если же родители продолжают пытаться строить отношения в точности так же, как раньше, то ребенок не имеет возможности различить эти области жизни и во всех случаях настаивает на своем праве «быть взрослым». Про такого ребенка обычно говорят, что он очень упрям, хотя в действительности упрямство здесь проявляют прежде всего его родители.

Кризис ребенка 3-х лет

Наконец-то вашему ребенку ровно три. Он уже почти самостоятельный: ходит, бегает и разговаривает… Ему многое можно доверить самому. Ваши требования непроизвольно возрастают. Он во всем пытается помочь вам.

И вдруг… вдруг… С вашим любимцем что-то происходит. Он меняется прямо на глазах. И самое главное - в худшую сторону. Как будто кто-то подменил ребенка и вместо уступчивого, мягкого и податливого, как пластилин, человечка, подсунул вам вредное, своенравное, упрямое капризное существо.

Мариночка, принеси, пожалуйста, книгу, - ласково просит мама.
- Не плинесу, - твердо отвечает Маринка.
- Дай, внученька, я тебе помогу, - как всегда, предлагает бабушка.
- Нет, я сама, - упрямо возражает внучка.
- Пойдем погуляем.
- Не пойду.
- Иди обедать.
- Не хочу.
- Послушаем сказку.
- Не буду...

И так весь день, неделю, месяц, а иногда и год, ежеминутно, ежесекундно… Как будто в доме уже не малыш, а «нерво-трепало» какое-то. Отказывается от того, что ему всегда очень нравилось. Все делает всем назло, во всем проявляет непослушание, пусть даже в ущерб собственным интересам. А как обижается, когда пресекают его шалости… Любые запреты перепроверяет. То пускается в рассуждения, то, вообще, перестает говорить… Вдруг отказывается от горшка… словно робот, запрограммированно, недослушав вопросы и просьбы, отвечает всем: «нет», «не могу», «не хочу», «я не буду». «Когда кончатся наконец это сюрпризы? - переспрашивают родители. - Что делать с ним? Неуправляем, эгоистичен, упрям… Все хочет сам, а еще не умеет». «Неужели мама и папа не понимают, что их помощь мне не нужна?» - думает малыш, утверждая свое «я». - «Неужели они не видят, какой я умный, какой красивый! Я самый лучший!» - любуется сам собой ребенок в период «первой любви» к себе, испытывая новое головокружительное чувство - «Я сам!»
Он выделил себя как «Я» среди множества окружающих его людей, противопоставил себя им. Он хочет подчеркнуть свое отличие от них.

- «Я сам!»
- «Я сам!»
- «Я сам»...

И это утверждение «Я-системы» - основа личности к концу раннего детства. Прыжок от реалиста к фантазеру завершается «возрастом упрямств». Упрямством можно превратить свои фантазии в реальность и отстоять их.
В 3 года дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним. И он не может ждать, что это будет когда-нибудь в дальнейшем. Он просто еще не понимает будущего времени. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердить себя в победе, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми.

Возросшие потребности трехлетнего ребенка уже не могут быть удовлетворены и прежним стилем общения с ним, и прежним образом жизни. И в знак протеста, отстаивая свое «я», малыш ведет себя «вопреки родителям», испытывая противоречия между «хочу» и «надо».

Но ведь мы говорим о развитии ребенка. А всякому процессу развития, помимо медленных перемен, свойственны и скачкообразные переходы-кризисы. На смену постепенным накоплениям изменений в личности ребенка приходят бурные переломы - ведь невозможно повернуть развитие вспять. Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.

Опека наша для ребенка - та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный… и все-таки ребенок уже не инстинктивно, а соз-на-тель-но ломает «скорлупу», чтоб испытать превратности судьбы, познать непознанное, изведать неизведанное. И главное открытие - открытие себя. Он независим, он все может. Но… в силу возрастных возможностей малыш никак не может обойтись без матери. И он за это сердится на нее и «мстит» слезами, возражениями, капризами. Свой кризис он не может утаить, тот, словно иглы у ежа, торчит наружу и весь направлен только против взрослых, которые все время рядом с ним, ухаживают за ним, предупреждают все его желания, не замечая и не понимая, что он уже все может делать сам. С другими взрослыми, со сверстниками, братьями и сестрами ребенок даже и не собирается конфликтовать.

По мнению психологов, малыш в 3 года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства - дошкольное детство.

Кризисы необходимы. Они как движущая сила развития, своеобразные ступеньки его, этапы смены ведущей деятельности ребенка.

В 3 года ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребенок начинает играть во взрослых и подражать им.

Неблагоприятным последствием кризисов является повышенная чувствительность мозга к воздействиям окружающей среды, ранимость ЦНС в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы и метаболизма. Иначе говоря, кульминационный момент кризиса - это и прогрессивный, качественно новый эволюционный скачок, и неблагоприятный для состояния здоровья ребенка функциональный дисбаланс.
Функциональный дисбаланс поддерживается также бурным ростом тела ребенка, увеличением его внутренних органов. Адаптационно-компенсаторные возможности детского организма уменьшаются, дети более подвержены заболеваниям, особенно нервно-психическим. В то время как физиологические и биологические перестройки кризиса не всегда обращают на себя внимание, изменения в поведении и характере малыша заметны всем.

Как надо вести себя родителям в период кризиса ребенка 3-х лет:

По тому, на кого направлен кризис ребенка 3-х лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис 3-х лет - это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если вы увидели, что очень резко изменился ваш любимец, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею.

Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас - действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть - можно. И если есть хоть малейшая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у вас, так у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрения и наказания, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребенка наивный. Ведь это мы, а не кто иной приучили его к тому, что любое его желание - как приказ. И вдруг - что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему - ребенку трудно понять.

И он в отместку твердит вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это ваше обычное слово, когда вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает вам. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с 3-х лет становится ведущей деятельностью ребенка.

К примеру, ваш ребёнок не хочет кушать, хотя голодный. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед.

В 3 года самоутверждению ребенка льстит, если вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие-нибудь «взрослые» подарки типа шариковой ручки для письма.

Для нормального развития малыша желательно во время кризиса 3-х лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг.

Время чтения: 10 минут

Яркий кризис детства наступает по достижении ребенка трех лет. Родителей застает врасплох тот факт, что еще вчера малыш был нежным и послушным, но так быстро превратился в маленького капризулю, с которым просто невозможно договориться. Маленький тиран начинает упрямиться и совершенно не воспринимает те вещи, которые еще вчера не были проблемными. «Кризис трех лет» – так называют психологи подобное поведение малютки. Чтобы понять, что происходит с малышом в возрасте трех лет, нужно сначала осмыслить симптомы.

Симптомы кризиса трехлетнего возраста

Кризис трехлетнего возраста может длиться несколько месяцев и больше, протекать у разных детей с разной интенсивностью. В этот период у крохи меняются взаимоотношения с окружающими, и появляются новые социальные навыки. В три года начинает формироваться психика человека, поэтому при общении с отпрыском обязательно нужно учитывать его возрастные особенности.

Психологи обращают внимание родителей на семь симптомов кризиса:

  • Негативизм.
  • Упрямство.
  • Деспотизм.
  • Обесценивание.
  • Строптивость.
  • Бунт.
  • Самостоятельность.

Разберем симптомы кризиса отдельно, стараясь систематизировать их проявления и дать точную картину происходящего.

  • Если говорить о детском негативизме, то нужно сначала научиться отличать негативные реакции от простого непослушания.

Если малыш просто не делает того, чего не хочет делать, то это нельзя назвать негативизмом. Проявляется негативизм в нежелании делать что-то только потому, что это предложили взрослые. Это реакция на само предложение, а не на действие. Негативизм проявляется по отношению к одному человеку, а к остальным взрослым малютка трех лет будет относиться с послушанием.

  • Второй симптом трехлетнего кризиса – упрямство, которое тоже следует научиться отличать от настойчивости.

Если дитя настойчиво добивается исполнения своего желания, то упрямством это назвать нельзя. Мотивом для настоящего упрямства крохи может быть настойчивость, а объектом – что угодно, начиная от еды и заканчивая действием. Ребенок готов выполнять дейтвие не потому, что сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Например, зовут мальчика к столу, а маленький член семьи отказывается, хотя на самом деле хочет есть. Взрослые приводят доводы и убеждают, но упрямец все равно не подходит, так как ранее уже отказался.

  • Деспотизм – это желание малютки подчинить своей воле взрослых людей.

Этот симптом проявляется в семье, где у родителей единственный маленький ребенок, а все взрослые балуют его, все позволяют. Например, маленькая дочь требует, чтобы мать не выходила из комнаты и сидела рядом. Или трехлетний сын будет кушать только то, что хочет, а полезные продукты есть отказывается. Этим дети стараются вернуть состояние младенчества, когда родители им предоставляли все по первому требованию. В семье с несколькими детьми деспотизм выражается как ревность.

  • Обесценивание событий и действий, важности вещей проявляется в кривлянии, обзывании, поломке игрушек: то есть, малыш показывает, что уже не нуждается в том, что раньше ему было дорого.

Трехлетняя малютка находится в постоянном конфликте с окружающими: такое поведение похоже на протест. Лексикон крошки с каждым днем расширяется, пополняясь нехорошими словами и терминами, означающими отрицание. Как правило, относятся они к вещам, которые совершенно не приносят неприятностей.

Строптивость безлична. Если негативизм направлен конкретно против того или иного взрослого, то строптивость направлена на все действия, которые предлагаются малютке.

  • Бунт проявляется в желании привлечь больше внимания.

Трехлетний кроха старается показать родителям, что его желания имеют такой же вес, как и их собственные, поэтому идет на конфликт по любому поводу. Родители иногда думают, что малыш просто издевается над ними, постоянно командуя и требуя выполнения своих, даже самых нелепых, указаний.

  • Кризис трех лет ярко выражает стремление маленького отпрыска к самостоятельности.

Дитя проявляет любознательность, учится новому, старается понять непонятные вещи, что впоследствии благоприятно сказывается на формировании его личности. Однако негативные моменты симптома в том, что малютка хочет браться за взрослые дела, которые в три года совсем не получаются, а итог всему истерика.

Как проявляется и сколько длится кризис 3 лет

Почему возникает кризис в трехлетнем возрасте? Развитие маленького человека продолжается непрерывно, и из младенческого возраста кроха плавно переходит в подростковый период. Многие вещи он уже умеет выполнять самостоятельно, но еще не в состоянии полностью обходиться без родителей. Привыкнуть к этому нелегко, поэтому в три года кризис неизбежен. Малыш просто не знает, как иначе преодолеть те новые ощущения, которые преподносит жизнь. А вот как безболезненно выйти на новый уровень развития, отпрыску должны показать родители.

Период кризиса трех лет знаменуется активной внутренней работой, когда намечаются значительные сдвиги в психическом развитии малыша. Главным новообразованием в этот ранний период считается чувство ощущения собственного «Я». Маленький трехлетний человечек формирует отношение к себе, и если младенец еще год назад, видя собственное отражение, говорил: «Это Саша», то по достижении трех лет, подходя к зеркалу, он обязательно скажет: «Это я».

Кроха трех лет только начинает осознавать, что вырос уже из младенчества и начинает влиять на обстоятельства своей жизни и на людей, которые его окружают. Младший член семьи уже чувствует себя наравне с родителями, поэтому требует такого же отношения, как ко взрослому человеку. Истерики случались и до достижения младенцем трехлетнего кризиса, только были признаками физиологических проблем:

  • переутомления;
  • болезней;
  • недоедания или недосыпания.

Во время кризиса трех лет истерика – это манипуляция. Малыш на подсознательном уровне старается добиться от родителей желаемого, особенно дети любят зрителей. Недаром взрослыми замечено, что на улице, в супермаркете или на детской площадке ребенок впадает в истерику гораздо чаще, чем дома. Насколько мудро поведут себя родители, настолько легче у маленького отпрыска впоследствии пройдет подростковый кризис.

Сколько будет длиться кризис у малютки угадать невозможно. У одних детей кризисный возраст остается незамеченным, а другие задерживаются в нем на несколько лет. Взрослеющий человечек не раз будет сталкиваться с возрастными порогами, но кризис трех лет считается важной вехой на пути личностного роста. Мудрые родители просто пережидают кризис, ведь в первую очередь, тяжесть ложится на психику их чада.

Что делать и как его пережить

Взрослым следует подготовить к кризису трех лет своего отпрыска еще до того времени, как малыш отметит третий день рождения.

  • Реакция на капризы младшего члена семьи должна быть спокойной и взвешенной.

Нужно понимать, что ребенок во время кризиса проверяет нервы своих родителей на прочность. Кроха постоянно будет давить на слабые места, пока не найдет слабину.

  • Мамам и папам нужно помнить, что кризис трех лет – это не проявление негативной наследственности или вредности характера, это норма..

Становление личности будущего взрослого человека не стоит забивать запретами. Впадать в другую крайность тоже нежелательно, ведь вседозволенность выработает у маленького тирана черты характера, с которыми с годами легко влиться в социум не получится.

  • Не стоит делать за малыша те вещи, которые он стремится делать сам.

Все, что не опасно для жизни, пусть ребенок пробует своими руками, а если в процессе познания мира разобьется пара тарелок – не беда. Родительская мудрость заключается еще и в том, чтобы уже в три года предлагать маленькому человеку выбор. К примеру, предлагать крохе выходить на улицу в черной или синей куртке, зная, что ребенок может захотеть гулять вообще без неё.

  • Взрослым нужно перестать заставлять трехлетних отпрысков делать что-либо: желательно просто попросить – и кроха это сразу оценит.

У малыша трех лет еще медленный ритм жизни и тип психики, поэтому ему нужно давать больше времени на реакцию, и на то, чтобы любой процесс привести в действие. Мудрые уловки родителей помогут предотвратить истерики и сохранят нервы всем членам семьи: и маленьким, и большим. Лучше обратиться за консультацией и рекомендацией к детскому психологу в три года, чем допустить массу ошибок в воспитательном процессе. Родителям нужно признать: их малыш становится взрослым, поэтому следует уважать его самостоятельность.

Как справиться с капризами

Психологи считают: нет большей силы, чем внимание родителей. С помощью внимания решаются все проблемы, возникающие у крохи трех лет во время кризиса. Поведение детей направлено на тех людей, которые постоянно находятся рядом, поэтому капризы объясняются только привлечением к себе внимания. Не то, чтобы трехлетние дети осмысленно хотят свести с ума своих воспитателей, просто, по их мнению, если не привлекать внимание плохим поведением, то родственники могут и вовсе позабыть о существовании маленького человека.

Прежде чем бурно реагировать на непокорность, следует выяснить настоящую причину плохого поведения маленького ребенка. У детей трех лет уже заложена подсознательная потребность избегать унижения, которое чувствуется во время родительских приказов и нравоучений. Возможно, это и есть причина кризиса? Наказывать после каждой истерики – это выработать у ребенка трусость и бесхарактерность. У вас есть желание воспитать такого человека? Гораздо мудрее молча переждать бурю, а потом попытаться достучаться к отпрыску с помощью нехитрой логики.

Трехлетние дети уже зависят от того, как преподносится им любая информация и насколько логично выглядят доводы. Для профилактики истерик во время кризиса важно уметь договариваться еще на начальной стадии какого-нибудь действия. Например, еще до похода в магазин стоит договориться с крохой о невозможности покупки игрушки. Не требовать и критиковать, а обсудить и объяснить, почему этого действия не будет. Также нужно обязательно поинтересоваться, чем заменить желаемую игрушку и предложить взамен свои варианты развлечений.

Итак, чтобы легче справиться с капризами нужно:

  • сохранять спокойствие;
  • помнить, что истерика может быть причиной невнимания;
  • предложить ребенку выбрать стратегию решения проблемы;
  • сдерживать и не показывать раздражение;
  • выяснить причину капризов;
  • не взывать к разуму малыша в разгаре скандала.

Как реагировать родителям

Особенно тревожат родителей аффективные вспышки, которые случаются у трехлетних детей с большой интенсивностью. Во время кризиса не стоит уделять им слишком много внимания: верное решение – вообще проигнорировать истерику, и тогда, видя, что методы не действуют, маленький манипулятор будет искать более действенную тактику для вовлечения взрослых в свою игру. Но иногда не срабатывает и игнорирование.

Есть маленькие личности, которые способны находится в состоянии аффекта длительный период времени, а материнское сердце долго вытерпеть этого не в состоянии. Эффектным способом вывода своего чада из истерики будет жалость: обнять посадить на колени, погладить по голове — это действует всегда безотказно. Но маме следует знать, что этим способом её победитель будет воздействовать и в дальнейшем, требуя дополнительные порции внимания.

Кризисный возраст три года – это становление у маленького человека адекватной самооценки. Она закладывается методом проб и ошибок, а взрослые должны дать возможность эти ошибки совершить, чтобы в будущем избежать множества проблем. Совет родителям один: дайте максимально возможную свободу отпрыску. Начиная с трех лет самостоятельный маленький человек должен идти собственным путем. Воспитатели, ограничивающие независимость детей, нарушают их развитие, формируя обостренное чувство неуверенности.

Но это не значит, что нужно во время кризиса попустительствовать малышу во всем. Золотая середина в воспитании – это определение границ, на которые наложено вето. К примеру:

  • нельзя никогда играть на автомобильной дороге,
  • нельзя гулять в холодную погоду без шапки,
  • нельзя пропускать днем сонный час и т.д.

Родители просто обязаны давать своему карапузу трех лет право выбора как минимум в двух вариантах. Много ценных советов описано в авторской методике всемирно известных психологов Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Психология ребенка

Психология у детей трех лет в корне отличается от младенческой. Взрослые не знают, как реагировать на все изменения, которые происходят в поведении чада. Такая неподготовленность приводит к плачевным результатам: конфликтам в семье, в детском саду, а впоследствии и во взрослой жизни подрастающего человека.

Помимо развития самостоятельности, дети трех лет начинают бояться разных вещей, на которые еще вчера не обращали никакого внимания:

  • высоты;
  • большого пространства;
  • темноты;
  • новой обстановки;
  • новых людей.

Необъяснимый страх выражается в отказе спать одному, криком во сне или обильными слезами среди ночи. Мамам и папам важно не игнорировать этот период и убедить отпрыска, что тот находится под надежной защитой. Такой подход поможет построить мостик доверия маленькому человечку, что положительно скажется на последующих попытках взрослых в кризисной ситуации договориться с ним.

Ребенок трех лет остро реагирует на психологическую обстановку в семье – скандалы, ругань, повышенные тона. Реакция на подобную атмосферу может быть непредсказуема, поэтому для родителей очень важно соблюдать гармонию в отношениях между собой, когда маленький член семьи входит в кризисный возраст. Если дети трех лет будут видеть ссоры в семье, то это приведет к выраженному чувству собственной неполноценности, а впоследствии к применению такого же стиля поведения с противоположным полом уже во взрослой жизни.

Видео: кризис трех лет – доктор Комаровский

Детский врач Комаровский точно знает, как правильно вывести ребенка трех лет из кризисного возраста без особых эмоциональных потерь, а его советы смотрите в этом видео:



Рассказать друзьям