Как подростки борятся с агрессией. Подростковая агрессивность

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ЗА ГРАНЬЮ НОРМАЛЬНОСТИ

Стоит ли тогда простым обывателям удивляться, когда подрастающее поколение агрессивно реагирует на их замечания, причём не только вербально, раскрывая все прелести матерного языка, но и физически.

Ролики, выложенные самими подростками в Ютубе, свидетельствуют о вопиющих фактах проявления подростковой агрессивности. Они способны на многое:

ударить пожилого человека кулаком в лицо, плюнуть в него, высмеять, повалить на землю и запинать до смерти (дедушка не дал закурить и попробовал прочесть лекцию о вреде курения);

истязать, уродовать бродячих кошек и собак («А чо? Они разве кому-то нужны? Избавляем общество от звериного мусора…»);

издеваться над бомжами («Они - отбросы общества, пусть знают свое место!»);

избить своего учителя («Бабушка в маразме, а преподает физкультуру!»);

надругаться над одноклассником («Да он мажор, вот мы его и прополоскали в унитазе школьного туалета, чтобы не выпендривался»);

отомстить бывшему возлюбленному (так, одна девушка с компанией друзей избивала и унижала) или возлюбленной (например, подросток нанёс несколько ножевых ранений своей "неверной Джульетте").

Агрессия и агрессивность детей переходит все нормы допустимого. Неужели мы это будем считать "нормой" подросткового поведения?

ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИВНОСТЬ

Психологи различают понятия агрессии и агрессивности. Агрессия в переводе с латыни означает "нападение", "враждебность". Под агрессией, прежде всего, понимают действия.

Некоторые психоаналитики рассматривают агрессию как продолжение инстинкта смерти, стремления к разрушению, описанного Фрейдом.

Австрийский ученый Конрад Лоренц в своей монографии доказывал, что агрессия - не зло, а природный инстинкт, способствующий выживанию вида, а вовсе не направленный на его самоуничтожение.

Исследователь агрессии А. Басс определяет её «как реакцию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одного человека, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы».

Агрессивность же - свойство человека, проявляющееся в готовности к агрессивному поведению. Причём некая предрасположенность к агрессии может быть как осознаваемой индивидом, так и неосознаваемой. Психологи выделяют несколько видов проявления агрессивного поведения:

2. Косвенная

3. Негативизм

4. Обида, зависть, ненависть

5. Подозрительность

6. Чувство вины

7. Вербальная агрессия

8. Раздражение

Как видим, у агрессии разные лики, она может быть направлена на окружающих людей, внешнюю среду и на себя.

Итак, агрессия является, с одной стороны, следствием агрессивности, с другой, - возникает в процессе социального научения.

НУЖНО ДЛЯ ЖИЗНИ

Быть агрессивным нынче модно. Считается, что агрессия - своеобразный механизм психологической защиты личности от воздействий на неё внешнего мира. Чтобы не быть пассивным, зависимым, не умеющим отстаивать собственные интересы и цели, нужно быть агрессивным.

Мама в песочнице радуется, что её карапуз отобрал у другого малыша ведёрко.

Молодец, умеет добиваться своих целей! Себя в обиду не даст...

Другая по дороге в детский сад учит:

Если тебя кто толкнёт, ты сдачу давай.

Папа девочку в три года на занятия боевыми искусствами записывает, чтобы умела за себя постоять.

Понятно, что родители ведомы благими намерениями, однако, не видят, что обучают детей агрессивным формам поведения и не учат другим способам взаимодействия с окружающими, другим путям решения проблем. Собственноручно часто растят монстров, а потом не знают, что с ними делать.

В подростковом возрасте, являющемся переходом из детства во взрослость, промахи воспитания становятся наиболее очевидными.

ПОДРОСТКИ

Уретральный подросток проявляет агрессию в виде гнева в случае несправедливости по отношению к его стае, ущемления его вольной, ничем не ограниченной особы, обращения к нему не по рангу - сверху вниз (например, похвала).

Его гнев проявляется ярко, он не знает границ, рамок. Уретральный вектор не довольствуется половинной мерой. Тут ярость - так ярость, любовь - так любовь.

В школе уретрального подростка видно сразу, он улыбается особой улыбкой, ходит уверенной походкой, зачастую с расстёгнутой рубашкой, ему невольно смотрят вслед. Учителя называют его неформальным лидером, заводят ему индивидуальный дневник по оцениванию поведения, он его носит, спокойно получает двойки и с таким видом смотрит на педагогов, что ощущается полное бессилие взрослых перед этим сорвиголовой.

Ключ к уретральному ребенку - быть его регентом, обращаться к нему за поддержкой, помощью, советом, делегируя ему свои полномочия. Ни в коем случае не стоит ввязываться в перетягивание одеяла на себя, давить на него, требовать беспрекословного послушания - вы всё равно проиграете.

Уретрального подростка лучше всего сделать старостой класса, он поведёт за собой коллектив, и именно так вы сможете максимально продуктивно направить его энергию в позитивное русло. Когда в классе есть уретральный ребенок, на самом деле - это счастье, можно спокойно ему перепоручить контроль за дисциплиной класса, нацеливание детей на высокие учебные достижения и хорошую сплоченность коллектива.

Он милосерден по своей природе, и сделать его своим союзником, а не врагом достаточно просто. Он не обидчивый, отходчивый, понимающий.

Если же в классе два уретральных вождя, то закономерно, что они будут враждовать, причём конфликт будет сопровождаться агрессией. Закончится всё дракой, где будут биться не на жизнь, а на смерть. Лучше предотвратить на корню повод для агрессии - перевести их в разные классы, определить им разную территорию и поле деятельности.

Анальный подросток при правильном развитии врожденных способностей - послушный, покладистый ребёнок, уважающий мнение старших. Обратной стороной анального подростка является вербальная агрессия, злопамятность, мстительность, обидчивость, вымещение внутреннего напряжения на домашних животных, садизм.

Для анального ребёнка огромное значение имеет его мама, если она мало уделяет ему внимания, не хвалит за выполненные дела, то он чувствует, что его не любят, и обижается на всех - сначала девочек, а потом женщин. Пинает одноклассниц по попе, обзывает их грязными ругательствами, может обматерить учительницу.

Кожный ребёнок агрессивно распихивает всех локтями, он амбициозен, быстро находит способы выкрутиться из любой ситуации. Он проявляет агрессию, когда не получает желаемого, например, высокую оценку (ему за неё обещали велосипед), когда ущемляются его амбициозные планы. Пытается спорить с учителем, "качает" права, как быстро срывается, так же быстро забывает о содеянном. Кожники требуют равных условий для всех, бессознательно чувствуя, что обгонят всех, не любят проигрывать и их принцип: «Для победы все средства хороши».

Надо отметить, что отрицательными сторонами кожного подростка при неправильном его развитии является отсутствие самодисциплины, неумение себя контролировать, ограничивать (например, он не может сорганизоваться, чтобы прийти в школу вовремя).

Агрессивно себя ведёт при потере каких-либо материальных ценностей, ведь они для кожника - некий фундамент психологического комфорта.

Мышечный подросток ведёт себя агрессивно по отношению к окружающим только при неправильном воспитании. От рождения этот ребёнок крайне спокоен, его нормальное состояние - монотония. Агрессию он начинает проявлять, если его переводят в состояние «война», отдавая в спортивную секцию, где тот разве что получит все шансы для попадания в криминальную среду, так как спорт не развивает в мышечнике главного – умения позитивно применять свою силу.

Правильным развитием для такого ребёнка является приучение к труду, даже к тяжёлой физической работе. Инициируя свою эрогенную зону – мышцы, он таким способом получает удовольствие от самого процесса работы и впоследствии становится «мирным строителем».

Мышечный подросток один никогда не устроит драку, его направляет кожник и он вместе с мышечными сотоварищами способен совершить насилие. Милый, добродушный мальчик, никогда бы плохо про него не подумали...

Мышечнику важно быть накормленным, сытым, выспавшимся для хорошего настроения. Удовлетворение естественных человеческих потребностей для него - самая большая радость в жизни.

Так, группа подростков напала на прохожего возле гаражей, избила его, забрала деньги. Кожный предводитель банды купил себе на ворованные средства часы, а мышечники на выделенную им часть - еды, причём простой, грубой - сосиски в тесте набрали в большом количестве. Наелись от пуза. Малолетние преступники, остро нуждающиеся в трудотерапии.

Верхние вектора оказывают существенное влияние на агрессивность подростков. Зрительный вектор добавляет эмоциональности в агрессивное поведение: "Саша закатила истерику, когда увидела меня с другой девушкой, потом схватила её за волосы, кричала и дралась".

Звуковые подростки больше всего подвержены аутоагрессии, внутреннее напряжение от взаимодействия с внешним миром они переживают глубоко в себе до тех пор, пока накопившийся клубок противоречий, непонимания в один момент не выплеснется в виде неожиданного для окружающих суицида.

Оральный подросток проявляет агрессию обязательно вербально, он легко перекрикивает всех остальных сверстников и его уничижительные прозвища "прилипают" обычно на всю жизнь.

Обонятельный вектор добавляет в агрессивное поведение подростка продуманности - мы не только не докажем причастность его к содеянному, но и не будем его подозревать. Незаметный, едва уловимый ребёнок, выполняя свою главную функцию "выжить во что бы то ни стало", подставляя других, скрывает улики собственного социально неодобряемого поведения.

Итак, агрессивность подростка - это тревожный звоночек для родителей и педагогов. Что-то они делают не так. Нужно пересматривать свое отношение к ребёнку, к методам его воспитания.

РЕЗЮМЕ

Эффективным средством, помогающим справиться с агрессивным поведением подростка, является осознание родителями двух постулатов:

1. Нужно правильно воспитывать ребенка, в соответствии с его врождёнными векторами, чтобы он стал Человеком, впитал в себя культуру.

2. Необходимо уметь понимать глубинные причины агрессивности подростка и научить его снимать негативные чувства, не нанося ущерб как психический, так и физический другим людям.

К примеру, осознавая ценность тишины для звукового ребёнка, родителям требуется создать для него комфортные, спокойные условия, чтобы возвращаясь со школы, у него была возможность побыть наедине с самим собой.

Родительская любовь становится наиболее действенной и адресной, если проявлять её системно, только тогда ребёнок чувствует, что его любят и это снимает агрессию: обнимать кожного подростка, хвалить анального, восхищаться уретральным, создавать тесную эмоциональную связь со зрительным, выслушивать орального и т. п.

Агрессивность подростков не является неизбежностью, многое зависит от нас - их воспитателей.

Презентация на тему: "Подростковая агрессивность." - Транслит презентации:

Слайд 2

агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Агрессия или агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб. агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Агрессия или агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб.

Слайд 3

Агрессия может варьировать по степени интенсивности и форме проявлений: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений ("вербальная агрессия" и применения грубой физической силы ("физическая агрессия". Различают инструментальную и целевую агрессию. Первая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом, вторая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого нанесение вреда или ущерба объекту. Агрессия может варьировать по степени интенсивности и форме проявлений: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений ("вербальная агрессия" и применения грубой физической силы ("физическая агрессия". Различают инструментальную и целевую агрессию. Первая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом, вторая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого нанесение вреда или ущерба объекту.

Для того чтобы понять проблему агрессивного поведения подростков и выработать пути её решения, прежде всего, нужно понять почему, под влиянием каких факторов она возникает. Так сказать найти причины данного явления.

Поиски причин подростковой агрессивности и будет посвящена данная глава нашего исследования.

Человек не бывает от рождения эгоистом или альтруистом, смелым или трусливым, скромным или хвастливым. Всё зависит от той среды, в которой развивается личность. В процессе развития личности возникают те или иные качества личности. Они могут быть, как социально полезными, так и социально вредными.

В каждом возрастном этапе развития человек занимает определённое положение в системе общественных отношений. Каждый возрастной этап характеризуется своими требованиями к человеку, определяет круг его прав и обязанностей. Для каждого возраста характерна своя "социальная ситуация развития", т.е. определённое соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования личности.

В подростковом возрасте в период с 11-ти до 15-ти лет человек переживает ряд изменений биологических - половое созревание и психологических - появление большого количества новообразований касающихся самосознания и эмоциональной сферы.

Подросток под воздействием этих изменений начинает чувствовать себя взрослым. Он чувствует себя равноправным членом общества, семьи, класса. У него возникает внутренний конфликт между возросшим самосознанием и самооценкой, желанием преобразования окружающего мира с одной стороны, и невозможностью фактически реализовать возникшие потребности с другой. Он стремится к реализации себя, как личности, но из-за недостатка знаний и жизненного опыта порой сталкивается с суровой правдой жизни. На пути к достижению своих целей, поставленных перед собой ещё под воздействием по детски наивного мировоззрения, но воспринимаемых подростком вполне серьёзно. Он наталкивается на препятствия преодоление, которых требуется принятие взрослых решений, и принятие на себя ответственности, к которой молодой человек ещё не готов в силу своего, как физического, так и морально-психологического развития.

В этом кроется корень той проблемы, о которой идёт речь. В подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, проявляющаяся, как в семье, так и школе.

Подростка характеризует открытое протестующее поведение, эмоциональная и нервно-психическая неустойчивость, не желание мириться с излишней опекой взрослых и несправедливостью мира, застенчивость и юношеский максимализм. Всё это вызывает беспокойство родителей и педагогов.

Желание чувствовать свою особенность, отличие от окружающих, а вместе с тем отождествление себя с взрослыми важная психологическая особенность молодых людей в данный период жизни.

Молодой человек в подростковом возрасте начинает строить планы своей будущей взрослой жизни, ищет применение своей энергии. Его взгляды на жизнь во многом не реальны и фактически, но они важны для подростка и он ревностно защищает их. Родители, учителя или просто знакомые для подростка взрослые. И даже более "продвинутые" сверстники с высоты своего жизненного опыта пытаются наставить подростка "на путь истинный" и навязать собственное, по их мнению, правильное мнение. Но при этом они часто забывают, что сами были такими, не учитывают возрастные способности подростка и его личное мнение. Этим они не только не решают проблему, но ещё более усугубляют положение. "Поучения" взрослых вызывают реакцию протеста со стороны подростка. Как следствие это ведёт к отчуждению между поколениями. Между взрослыми и подростками рвётся и без того слабая в этот период связь, исчезает взаимопонимание.

Подросток переживает кризис заключающийся в преодолении пути вхождения ребёнка в взрослое общество. От того насколько ребёнок усвоил правила и моральные ценности общества, насколько его личные моральные ценности близки к общественным зависит сложность преодоления им этого пути. К стати сказать, данный кризис может быть усугублён ещё тем, что ребёнок воспитываясь в одной социальной среде во время подросткового возраста попадает в иную социальную среду с другими моральными ценностями. В этом случае внутренний конфликт личности может ещё больше углубиться и привести к неадекватным последствиям. В связи с этим хотелось бы сказать, немного забегая вперёд, что наша современная система воспитания, как пережиток тоталитарного общества, всё ещё основана на насилии, страхе и подавлении личности. Хотя и наблюдаются некоторые положительные изменения. Мы не говорим о детских садах, школах, средних и высших учебных заведениях, где в последнее время наблюдается наоборот излишний либерализм. Мы хотим коснуться так называемых исправительно-трудовых учреждений, которые даже с натяжкой таковыми назвать сложно. Ответьте, кто, из подростков попав в детскую воспитательную колонию, вышел от туда с не искалеченной душой в той или иной мере? Раз, попав в "лапы" уголовно исполнительной системы подросток вряд ли уже когда-либо станет нормальной гармоничной личностью, разве только внешне он будет соблюдать общественные нормы. Но внутренний протест будет сохраняться всю жизнь. И только от особенностей характера личности зависит, вырвется ли этот протест наружу.

Многое в становлении личности подростка зависит от обстановки в семье - той социальной сферы в которой он живёт и воспитывается.

Так называемая "неблагополучная" семья, ведущая асоциальный образ жизни воспитывает соответственным образом новую личность - своего ребёнка. Не видя родительской ласки, находясь в вечном полуголодном состоянии в окружении похмельных взрослых и при этом, испытывая предвзятое отношение со стороны более "благополучных" сверстников и даже некоторых морально и интеллектуально ограниченных взрослых, такой ребёнок неизбежно придёт к пониманию того, что он окружён врагами. Как следствие, достигнув подросткового возраста, почувствовав силу, он направит свою агрессию на "чистеньких и беленьких" сверстников из благополучных семей, видя во всех без исключения своих былых обидчиков. И, по сути, этот подросток не виноват, а виновата социальная среда, в которой он рос. Голодным, засыпая на грязной постели под аккомпонимент пьяных воплей родителей, испытывая на себе насмешливые взгляды одноклассников из-за того, что его одежда не из модного магазина, к тому же часто не первой свежести. Такой ребёнок вначале переживает чувство горькой обиды и зависти к своим более успешным сверстникам, а затем это чувство с большей долей вероятности переродится в чувство ненависти.

Агрессия, как защитное средство, вот объяснение того, что группа подростков - оборванцев избивает прилично одетого молодого человека, покупающего в ларьке дорогие сигареты. Они не могут позволить себе этой роскоши и компенсируют унижением того, кто имеет такую возможность.

Но выше изложенное не значит, что агрессивное поведение порождение социальных низов. Подростки из вполне благополучных и даже зажиточных семей в последнее время всё более и более бывают замечены в актах агрессии. При этом они в отличии от подростков из низов общества делают это не из чувства обиды или голода, а ради развлечения, что ещё более усугубляет проблему. Например, среди "золотой молодёжи" стало модно устраивать охоту на бомжей, которая нередко заканчивается реальным убийством. Это явление также имеет свои психологические корни. В народе про таких молодчиков говорят: "С жиру бесятся". Но в реальности корни лежат глубже, как правило, в состоятельных семьях, принадлежащих элите общества родители пытаются держать своих чад в жестоких рамках, строго регламентируют их жизнь: устраивают в престижные учебные заведения, указывают каким спортом заниматься или с кем дружить. При этом мнение ребёнка не учитывается - он должен соответствовать своему общественному положению, социальному статусу. Под воздействием этих ограничений у ребёнка зарождается протест против тех условий, в которых он живёт. Он стремится к свободе. В результате в подростковом возрасте этот протест вырывается наружу, и подростки выходят из-под влияния родителей объединяются в неформальные группировки, где находят для себя психологически комфортную обстановку. Хорошо если эти объединения носят позитивный характер и приносят реальную пользу если не обществу, то хотя бы самим членам объединения, например, волонтёрские отряды по сбору средств голодающим Африки, спортивные команды, музыкальные группы и т.п. Но бывают деструктивные объединения от вполне безобидных, пришедших на смену панкам и хиппи конца прошлого столетия, Эму и Готов наших дней, до крайне агрессивного настроенных борцов за чистоту расы скинхэдов и охотников на бомжей.

Подросток в силу своих возрастных качеств стремится почти всегда к совершению подвига. Поэтому то насколько агрессивно будут вести себя члены молодёжных объединений, во многом зависит от позиции лидера данной группы. Как правило, лидер объединения бывает чуть старше основного контингента и обладает определённым жизненным опытом и убеждениями. Имеет авторитет среди остальных, он может вдохновить своих последователей, как к озеленению улиц, так и к истреблению алкашей, бомжей, азиатов. И в том и в другом он может внушить своим последователям, что от их работы воздух в городе станет чище. И в том и другом случае они с воодушевлением примутся за дело. Только вот разница в том, что в первом случае души подростков станут чище и сами они добрее и принесут пользу не только себе, но и другим людям, а во втором один злодей под благовидным предлогом породит ещё десяток другой себе подобных.

Кроме приведённых выше примеров влияния на личность ребёнка оказывают и средства массовой информации, видеофильмы и компьютерные игры. Влияние последних остро ощущается последнее время. Подросток, садясь за компьютер и запуская очередную "стрелялку" погружается в виртуальную реальность, насквозь пропитанную агрессией. Его неокрепшая психика подвергается колоссальной атаке, меняется мировосприятие. Доходит до того, что у человека "съезжает крыша" и он перестаёт различать настоящую и виртуальную реальность. Думая, что у него, как у компьютерного героя несколько жизней, а окружающие его люди монстры из виртуального мира, он совершает такие поступки, что, придя в себя ужасается тому, что сотворил, не веря в реальность происходящего. Те же последствия могут произойти и под влиянием боевиков, фильмов-ужастиков и постоянных сливов в массовое сознание информации о терактах и прочих актах насилия посредством теленовостей.

Говоря о подростковой агрессии, следует сказать, что агрессивность мальчиков и девочек старшего школьного возраста отличается по некоторым корневым основам. Как правило, эти основы такие же, как и у взрослых представителей определённого пола.

Мальчики-подростки испытывают агрессию в таких межличностных отношениях как учёба, спорт, личная угроза, ситуация алкогольного опьянения.

Девочки-подростки более бурно реагируют на не дооценивание их внешних и духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление

Физическое само восприятие мальчиков-подростков обострённее, им труднее скрыть видимые физические недостатки, которые и могут стать причиной агрессии.

Хотелось бы обратить внимание на такой важный фактор служащий одной из причин воспитания агрессии в подростках. Это домашнее насилие. Данный вид насилия стал привлекать к себе внимание общества лишь последние 30-35 лет. Не смотря на то, что данное явление является с давних лет скрытой эпидемией. Данные статистики говорят о том, что треть всех совершённых убийств совершаются родственниками потерпевших.

Домашнее насилие, как средство контроля одного члена семьи над остальными - болезнь семей с самым разным социальным статусом и материальным положением.

Существует несколько видов домашнего насилия.

Физическое - использование силы для нанесения телесных повреждений различной тяжести вплоть до убийства. Сюда относится и пресловутое повсеместно распространённое наказание ребёнка ремнём. Даже существует распространённое убеждение, что если человек не воспитанный то его мало "пороли" в детстве.

Вербальное - ссора, ругань, проклятия, оскорбления и угрозы.

Психическое - использование чувств (безразличие), унижение, оскорбление унижений, имеющих для жертвы ценность, срыв злобы на более слабых членах семьи (чаще всего детях) причиной которой является проблемы на работе, в коллективе, ссора с другим членом семьи.

Сексуальное - принуждение человека к самым разным сексуальным отношениям помимо его воли.

Экономическое - лишение экономической независимости.

Каждый вид насилия способен одинаково причинять боль жертве, поэтому невозможно их разделить по силе воздействия.

Традиционно считается, что больше всего от домашнего насилия страдают женщины. Существует ряд программ, как у нас в стране, так и за рубежом направленных на помощь женщинам. Однако исследования, проведённые специалистами, показали, что главные жертвы насилия - дети. Агрессивные отношения между супругами неизбежно скажутся на их детях.

Ребёнок видевший, как отец избивает мать (или ещё хуже наоборот) неизбежно получает психологическую травму. В последствии он легко сможет воспроизвести подобные действия в своей семье, не испытывая при этом ни каких угрызений совести. То же самое, если при воспитании ребёнка применялись насильственные методы по поводу и без повода. Это отразится на его будущих детях.

В связи с этим необходимо помнить, что попытки устранить нежелательное поведение ребёнка с помощью физического наказания могут дать противоположный результат:

Во-первых, наказывающие таким образом родители становятся примером агрессивного поведения.

Во-вторых, дети, которых часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать сопротивление.

В-третьих, если наказание слишком возбуждает или расстраивает, дети могут вытеснить из памяти причину наказания и бессознательно сопротивляться усвоению правил приемлемого в обществе поведения. (Хотя, существует мнение, что применение розг ещё в начале XX века давало положительный воспитательный эффект).

Страх наказания может привести детей к мысли, что агрессивное поведение можно проявлять в недоступных для взрослых местах, так чтобы об этом не стало известно. Это внешнее скрытие отрицательного поведения на деле лишь усугубляет проблему.

С другой стороны во время процесса воспитания не возможно полностью отказаться от применения наказания. Но оно должно быть умеренным и адекватным совершённому проступку.

Ребёнок, которому уделяется слишком мало внимания, родительской любви и материнской ласки. Которому предоставлено слишком много свободы и для которого введено мало ограничений на проявление негативного, агрессивного поведения, скорее всего, вырастет агрессивным.

Подводя итоги сказанному, отметим, что основные черты личности подростка:

Эмоциональная неустойчивость;

Застенчивость;

Юношеский максимализм;

Отсутствие чувства объективной реальности;

Повышенная тревожность;

Стремление к самостоятельности не подкреплённое физическими и психическими способностями;

Повышенная чувствительность;

Плаксивость (в основном у девочек);

Противоречивость в мыслях и поступках;

Бунтарский дух поведения

кроме того, могут, в той или иной мере, породить ещё одну черту - подростковую агрессивность.

Агрессивность как личная особенность связана с комплексом психологических качеств и свойств подростков:

1. В это время у подростка происходит становление самооценки. Но часто происходит расхождение между стремлениями подростка, утверждением себя как личности и положением ребенка, школьника, зависимого то воли взрослого, вызывает углубление кризиса самооценки. Это выливается в неприятие оценок взрослых независимо от их правоты.

2. Неудовлетворенность потребностями находит отражение в частности в тяге подростков к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость и прочее (отношения в случайной группе не так важны и агрессивность в группе это способ удовлетворения во взрослости).

3. В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится общение. Одно из важнейших проявлений коммуникативного поведения подростков это желание выделиться, отличиться любой ценой, выражающееся часто в агрессии.

4. Половое созревание - гормональный взрыв (не синхронное развитие организма), влияет на психику (становится неустойчивой) и самосознание.

Итак, рассмотрев некоторые особенности подросткового возраста, резюмируем, что недостаточное умение приспосабливаться к внешним условиям, различным конфликтам и экстремальным ситуациям, доверчивость и повышенная внушаемость, а также уязвимость, недостаточная избираемость поведения могут приводить к становлению насильственного поведения (агрессивности и т.д.).

Кроме того, на формирование личности детей и подростков влияет ряд внешних факторов: семья, телевидение, сверстники и др. И если это влияние негативно, то агрессия обостряется.

Если в семье принято агрессивное поведение, то это, как правило, подкрепляет агрессивное поведение ребенка в отношениях со сверстниками. Дети и подростки могут научиться агрессивному поведению и у сверстников. Есть точка зрения, что телевидение одна из очень серьезных причин влияющих на агрессивное поведение: наблюдение насилия провоцирует общее возбуждение и заряжает отрицательной энергией поведение человека, снимает запреты на агрессивное поведение и др.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Один из выходов агрессии подростков это преступления. Поэтому профилактика агрессивного поведения у подростков актуальна и определяется личными особенностями этого возраста. В связи с чем в последнее время стали появляться работы психологов о работе со школьниками с девиантным поведением и детьми группы риска.

С каждым годом все чаще можно встретить агрессивное поведение подростков. Это проблема остро встает в социуме. Каждый родитель старается оградить своего ребенка от негативного воздействия еще с самых первых дней жизни. Ведь если этого не сделать, то с наступлением переходного возраста агрессивное поведение со стороны ребенка будет незамедлительно разрушать его психологическое состояние. Чтобы этого не произошло, профилактика такого поведения подростков должна быть обязательна в школе и дома. Проверить его наличие поможет тест.

Само слово «агрессия» пришло в нашу речь с латинского языка. Переводится как «нападение». Нет ничего удивительного в том, что современное общество часто использует это слово в своей повседневной речи. К большому сожалению, на сегодняшний день агрессивным и . Поэтому нет ничего удивительного в том, что психологи все чаще констатируют озлобленность в поведении школьников. Профилактика этого состояния необходима, во избежание развития агрессивного поведения у подростков.

По мнению психологов агрессивное поведение основывается на причинении намеренного вреда другому человеку. Если же признаки такого функционирования проявляются без наличия причины, то многие специалисты сходятся во мнении, что такой человек страдает от дисбаланса гормонов в организме или же от болезни Альцгеймера.

Если же ребенок не имеет никаких медицинских предписаний, которые бы оправдывали подростковую агрессию, то одной из причин такого действия может служить протест. Именно методом протеста ребенок пытается отстоять свою точку зрения, самоутвердить себя как личность. Протест может выражаться в отказе выполнять установленные правила и нормы поведения как в школе, так и дома. К тому же агрессия может быть вызвана влиянием плохой компании, социальным или экономическим неравенством. Но какой бы не была причина возникновения агрессивного поведения, родители школьника не должны оставлять проблему без внимания. Что делать с этим? Помогут советы специалиста и рекомендованный им тест для определения истинной причины проблемы.

Как только постоянное раздражение станет явно проявляться у ребенка, то родителям и педагогам необходимо объединить свои усилия. Решение проблемы требует осмысленных поступков, борьба с враждебностью может привести еще к более плачевным результатам. Если вовремя диагностировать проявление агрессии подростка, а главное немедленно приступить к ее корректировке, то можно смело надеяться на хороший результат.

Проявление озлобленности — это явное . Главным является то, что с таким отклонением можно бороться, это делать необходимо. Современная психиатрия имеет весьма успешные методы такой борьбы. Для того чтобы они были действенными, необходимо в самые короткие сроки установить главную причину возникновения этого поведения. Как только это произойдет, незамедлительно назначается либо медикаментозное лечение, либо потребуется посещение психолога для доверительной беседы несколько раз в неделю. Стоит помнить о том, что устранять возникшую проблему лучше всего в раннем возрасте, так как в период переходного возраста становится неуправляемым.

Каковы причины возникновения агрессивного поведения у ребенка

Если сравнивать с несколькими десятилетиями раньше, то сегодня проблема подростковой агрессии является более актуальной. По данным психологических исследований последние несколько лет агрессия в подростковом периоде развивается с большой скоростью. Происходит это во всем мире, несмотря на уровень благополучия в том или ином регионе.

Подростковая агрессия зависит от . Если в отношениях между членами семьи наблюдается неблагоприятная атмосфера, то это оказывает сильное влияние на психику ребенка.

Сегодня СМИ активно пропагандируют агрессию, жестокость, насилие. При этом современный кинематограф никак не опровергает это, а наоборот, поддерживает. Вся эта информация имеет весомое влияние на психику ребенка. Вот почему подростки делают выводы, что при помощи агрессии можно самоутвердиться как личности, подняться в глазах сверстников.

Психологи общеобразовательных учреждений отмечают, что агрессивное поведение наблюдается не только среди детей средних и старших классов, но и у детей начальных классов. Медицинские учреждения, специализирующиеся на психологических отклонениях, сейчас имеют большой поток пациентов. Это объяснить можно тем, что лет 20 назад агрессивное поведение школьника списывали на невнимательное к нему. В настоящее время было научно признано, что агрессия у детей и подростков является психиатрическим заболеванием, которое требует определенного вида лечения.

По каким причинам возникает раздражение у подростков

Основной причиной возникновения агрессивной формы действия, по мнению психологов, является привлечение внимания к своей личности. Агрессия является своеобразным криком о помощи. Как правило, под маской агрессии ребенок старается скрыть все свои внутренние комплексы.

Подросток может стать раздражительным от недостатка внимания.

Какими бы не были признаки озлобленности, искоренять их необходимо сразу же. Причинами подросткового агрессивного настроя являются:

  • кризис, возникающий в этом возрасте;
  • плохая обстановка в социуме, в котором находится ребенок;
  • комплексы, которые проявляются в случае несоответствия взглядов подростка со сверстниками;
  • генетическая наследственность;
  • гормональные сбои в организме;
  • вредные привычки, связанные с употреблением алкоголя или наркотических веществ.

Проявление враждебности у ребенка и ее причины

Подростковая агрессия в некоторых случаях может основываться на социальных признаках. То есть если в общении с молодым человеком девушка показывает агрессию, то он может это расценить, как призыв к применению физической силы.

В ходе психологического тестирования подростков были выявлены следующие виды агрессии:

  • агрессия с применением физического воздействия;
  • косвенная агрессия;
  • агрессия при помощи воздействия вербального общения;
  • негативное отношение;
  • обидчивое поведение;
  • недоверие.

Коррекция агрессивного поведения подростков представляет собой непростую задачу. Особенно сложно бороться с озлобленностью мальчиков, так как у них она проявляется намного больше и чаще, чем у девочек. Подростковая агрессивность в большинстве случаев зависит именно от того, что ребенок получает слишком мало любви, заботы и внимания со стороны родителей. Семья, которая живет недоверием друг к другу, взаимными оскорблениями и частыми унижениями, воспитывает социально неадаптированного ребенка. Такому школьнику очень сложно пройти период адаптации в школе, наладить общение со сверстниками. Как правило, «недолюбленный» подросток старается передать обществу агрессивную форму действия.

Форма агрессии для мальчиков и девочек имеет существенные различия. Если девочкам для собственного удовлетворения хватает применения вербальной раздражительности, то для мальчиков применение физической силы кажется нормой. Такое разделение формы агрессивного поведения для подростков начинается в переходный период (в возрасте 14-15 лет).

Психологические особенности школьника

Подростковый возраст можно назвать критическим периодом жизни абсолютно каждого человека. В это время подросток начинает менять свое психологическое отношение к жизни. А половое созревание оказывает весомое влияние на работу гормонов. — это время противоречий со всем миром. В людях, которые пытаются контролировать ребенка в этот период, он видит врагов. Это касается и учителей, и родителей. Агрессия в подростковом возрасте имеет свои психологические особенности. Зависят они от того, какое место занимает агрессивный подросток в обществе, какое имеет социально-экономическое положение.

Психологи выделяют 2 понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия подростков является психологическим состоянием, которое может поддаться корректировке. А вот агрессивность, в свою очередь, является чертой характера, которая может быть сломлена только в маленьком возрасте. Но сделать это практически невозможно, так как в этот период очень сложно выявить агрессивность. Если же это все-таки удалось сделать, то сломив характер ребенка, можно «уничтожить» его как личность. Поэтому коррекция агрессивного поведения подростков требует грамотного подхода к проблеме и определенных усилий.

Временные различия полового созревания между девочками и мальчиками существуют. Поэтому и психологические особенности их агрессии тоже имеют различия.

Агрессивное функционирование и его формы

Агрессия у подростков разделяется на вербальную форму и физическую.

Вербальная форма раздражительности присуща в поведении девочек. Они легко могут унизить и оскорбить оппонента словесно. Вербальное нападение может быть как прямым, так и косвенным. Форма озлобленности с применением физического насилия, чаще является . Для физического унижения мальчики используют прямую физическую враждебность. Если же подросток объекту своих издевательств наносит только моральный ущерб, то в этом случае он прибегает к косвенной физической агрессии.

Самой опасной формой агрессии является реальная. При ее применении подросток наносит серьезные физические травмы.

Кто и как может диагностировать агрессию у подростка

Агрессивное поведение у подростка может выявить только специалист. Таким диагностированием занимаются психологи либо психотерапевты. Подростку необходимо только пройти определенный тест. Благодаря такому методу можно почти безошибочно определить, действительно ли агрессия в поведении ребенка нуждается в корректировке или же у него наблюдаются перепады настроения на гормональном уровне.

Как показывает практика, подросток категорически отказывается признать, что в его поведении наблюдается излишняя дерзость. Свой протест он выражает отказом от общения с психологом, а тем более от прохождения тестов. Диагностика агрессивности не может происходить насильственным путем, поэтому специалисту и родителям необходимо найти нужные слова для подростка, чтобы он захотел пройти тест.

Подсознание любого школьника этого возраста не хочет принимать морали, установленные обществом, он хочет установить свои правила. В этот период старшее поколение обязано находить правильные пути подхода, заняться профилактикой агрессивного поведения подростков, а не навязывать свою точку зрения.

Еще недавно малыш мило смеялся и тянул ручки к вам, чтобы вы обняли и поцеловали его, а сегодня он злобно отвечает на все ваши просьбы и замечания? К сожалению, о том, что такое подростковая агрессия, многие семьи знают не понаслышке. И если вовремя не обратить на данную проблему внимания и не приструнить ребенка, в дальнейшем школьник вообще может выйти из-под контроля. И тогда не помогут ни угрозы, ни наказания, ни поощрения.

Причины появления агрессии у ребенка

На самом деле существует много причин, почему проявляется агрессия в подростковом возрасте. Но для начала родителям следует понять, что на пустом месте злоба, ненависть и тому подобные чувства просто так не возникают. Поэтому, если вы столкнулись с таким положением вещей, вам вначале следует найти причину. И лишь после этого можно начинать неимоверно тяжелую борьбу с характером школьника. И не факт, что вы сможете победить (перевоспитать) трудного подростка.

Семейное воспитание или когда вы упустили момент?

Многие специалисты считают, что виноваты именно мама и папа, а не социум, окружающая среда, школа и тому подобные факторы. Ведь именно от того, как ведут себя родители, зависит восприятие мира еще несформировавшимся в физическом и моральном плане человечком. Подросток, к сожалению, не всегда понимает, что взрослые тоже могут ошибаться, обманывать, срываться. Они реагируют на все очень остро. И даже малейшее замечание может вызвать истерику. Поэтому следует пересмотреть то, как вы ведете себя дома.

  • Излишняя гиперопека

Когда родители не дают школьнику и шагу ступить, делают все за него, подросток может взбунтоваться. Он желает сам решать, что лучше, куда и с кем пойти гулять, какие вещи ему нужны. А взрослые для него – не авторитет. Чаще всего такое происходит, если мама и папа не могут между собой договориться, как же правильно воспитывать ребенка.

  • Нехватка внимания

Агрессия для подростков – это один из способов привлечения вашего внимания к его персоне. Если, к примеру, мама занята походами с подругами по салонам красоты, а папа все время проводит на работе, школьник чувствует себя брошенным. И только нагрубив отцу и матери, он начинает понимать, что его действительно любят.

  • Насилие в семье

Возможно, один из членов вашей семьи пренебрежительно относится к остальным, проявляет грубость, распускает руки, морально или физически унижает. Здесь есть два варианта, почему может появиться агрессия у подростка. Первый – таким образом ребенок пытается защититься от человека, который для него представляет опасность. Во втором случае ваше чадо копирует поведение отца, дедушки, дяди, то есть человека, который является агрессором.

  • Второй ребенок

Зачастую агрессия у подростка проявляется по отношению к брату, сестре. Ему кажется, что родители любят его меньше. Обстановка обостряется, если мама с папой чаще хвалят второго малыша, сравнивают их. Но даже если подросток – единственный ребенок в семье, он может ревновать к Саше, Маше или Кате, которую вы постоянно ставите ему в пример.

  • Бедность

Нехватка денег и неудовлетворение потребностей – это также может быть причиной подростковой агрессии. В данном случае ребенок протестирует против такого положения вещей. Ему хочется новый мобильный телефон, красивые кроссовки и джинсы, мощный компьютер, а родители не могут позволить себе столь дорогие покупки.

Одни дети стараются найти работу, чтобы помочь маме и папе, а другие – требуют купить и злятся, если им не подарили новую игрушку. И если родители все же выделяют деньги и дают подростку то, что он хочет, школьник еще сильнее начинает проявлять свой характер, испытывая остальных на прочность.

  • Богатство

Обеспеченные семьи нередко сталкиваются с проявлением агрессии у подростков, особенно если ребенок никогда ни в чем не знает отказа. Ему сложно понять, почему нельзя кричать на других, если он – главный. Кстати, плохо относятся школьники не только к родителям, прислуге, но и к менее обеспеченным людям.

  • Традиции

Замечали ли вы, что в строгих семьях, где все члены следуют давно укоренившимся традициям, дети в подростковом возрасте устраивают бунт. Им не нравится ходить в такой же одежде, что и родители, выполнять ту же самую работу, так же развлекаться и отдыхать. Они, по своей сути, являются изолированным от общества. Одноклассники таких людей не принимают в свой круг, считая их фриками. А быть изгоем в обществе – самое тяжелое, с чем сталкивается неподготовленный к взрослой жизни маленький человечек.

Биологические факторы: когда виноваты гормоны

Обычно подобные изменения в поведении встречаются в 14-16 лет. В организме подростка начинается серьезная перестройка, происходит гормональный бум. И если не направить сына или дочь в нужное русло, не занять чем-то серьезным, ребенок начнет проявлять свое «Я».

Причина первая, почему он решит это сделать – неправильное восприятие мира. Подростковый возраст – это время, когда у школьника начинает формироваться своя модель поведения. Он уже не тот маменькин сынок, коим был до этого. И есть два направления, в которые могут перерасти отношения с взрослыми. Он либо начинает уважать людей, которые старше и умнее, либо проявляет агрессию по отношению к ним. Кстати, агрессия у подростка может быть обычной реакцию на точно такое же поведение других людей.

Родители редко замечают, когда отношения с ребенком начинают ухудшаться. Обычно они упускают данный момент, так заняты более серьезными проблемами. И лишь когда происходит обострение, папа и мама начинаю предпринимать попытки, чтобы исправить положение.

Поиски себя и своего места в жизни – самое сложное во взрослении. Белое и черное, добро и зло. В этот период подростки делят мир на две части. И для них нет золотой середины. Максимализм присущ каждому человеку, но в данном случае он слишком явно выражен. Школьник не желает воспринимать мир таким, каков он есть, и пытается изменить себя, свое окружение. И если родители оказываются не идеальными, а у них есть свои пороки, ребенок отталкивает их.

Вторая причина, почему проявляется агрессия подростков – это повышенное сексуальное влечение. Именно в этот период у девочек и мальчиков появляется интерес к противоположенному полу. Им трудно контролировать и сдерживать себя. А ведь достаточно было записать сына на бокс, дочку на танцы, чтобы они там выплеснули накопившуюся энергию.

Что такое подростковая агрессия

Зачастую родители не могут различить агрессию у подростков и просто плохое настроение, лень, апатию. Так, к примеру, если школьник не хочет разговаривать с отцом или матерью, это не значит, что он ненавидит их или пытается испортить им жизнь. Возможно, у него возникли какие-то проблемы, а он просто боится о них рассказать. Панику следует поднимать, если ребенок:

  • пытается причинить моральный или физический вред жертве;
  • обижает животных, преднамеренно наносит ущерб объектам и живым организмам.

Таким образом, подростковая агрессия – это деструктивное поведение ребенка, которое полностью или частично противоречит сложившимся в обществе правилам и нормам. При этом данная особа старается разрушить, нанести вред одушевленным и неодушевленным предметам, вызвать срыв или психологический дисбаланс.

Ребенок может по-разному выражать свои чувства. Это может быть как обычная подавленность, так и взрыв эмоций. Если же школьник всегда спокоен и покладист, такое поведение должно насторожить маму с папой. Такое состояние свидетельствует о том, что школьник либо накапливает агрессию, либо он просто не способен отстаивать свою точку зрения. И в том, и в другом случае это чревато последствиями.

Как проявляется агрессия у школьников-подростков

Подростковая агрессия проявляется по-разному. Кто-то оскорбляет одноклассников, кому-то нужно доказать свое физическое превосходство. Одни пытаются обидеть тех, кто слабее, другие только резко отвечают на советы или замечания. Следует узнать, как ведет себя ребенок не только дома, но и в школе, на улице, с друзьями. Обращали ли вы внимание на то, как он относится к другим людям. Итак, исходя из этого различают несколько видов агрессии:

  • Физическая

Физическая агрессия подростков, пожалуй, самая опасная. Главная цель такого ребенка – причинить боль и вред другому человеку. Проблема в том, что школьник может даже не осознавать свою ошибку. Он будет избивать жертву до потери сознания, при этом не чувствуя потом вины или сожаления. Недаром считается, что самый страшный тиран – это ребенок.

  • Вербальная

Считаете, что словесные перепалки с взрослыми и одногодками – не такой уж и страшный порок? На самом деле некоторые злобные высказывание детишек могут довести жертву до нервного срыва. Достаточно группе старшеклассниц сказать однокласснице, что она – страшная, глупая, толстая и так далее по списку, ребенок может не выдержать. Нередко такие «шутки» и издевательства приводят к суициду.

Как обычно проявляется вербальная агрессия у подростка? Это может быть отпор, критика чужих действий или поведения, нецензурная брань, злоба, насмешка, обида, ненависть. Нередко школьник выкрикивает проклятия или угрозы по отношению к другим людям.

  • Экспрессивная

Человек, которого вывели из себя, передает свое отношение к другим при помощи движений, угрожающих гримас, мимики. К примеру, подросток может показать неприличный жест, кулак, скорчить недовольную мину. Нередко это сопровождается ненормативной лексикой.

  • Прямая

Ребенок реагирует непосредственно на объект, который вызывает у него неприятные чувства: злость, обиду, раздражение, апатию, ненависть. При этом может применяться как физическое (избиение, членовредительство), так и моральное насилие (оскорбление, угрозы).

  • Косвенная

Агрессор срывается не на виновнике его плохого настроения, а на людях или объектах, которые никак не смогут отреагировать на это. К примеру, школьнику поставили двойку. Придя домой, он может обидеть младшего брата, домашнюю зверюшку, сломать любимую игрушку.

Ситуативная и целенаправленная злоба тинейджера

Почему ребенок проявляет агрессию по отношению к другим людям? Всегда ли он в этом виноват и стоит ли наказывать его, если он сорвался? Дело в том, что порой на драки, крики и истерики его вынуждают обстоятельства. Поэтому вначале следует разобраться, что послужило причиной возникновения такой реакции.

  • Ситуативная или реактивная

Представьте, что вашему ребенку нагрубили в транспорте, школе или в магазине. Как он отреагирует на такое поведение? Правильно, подросток постарается дать словесный отпор обидчику. И лишь в редких случаях он сможет промолчать, избежав конфликта. В данной ситуации нельзя говорить о том, что ребенок – агрессивен и излишне эмоционален. Да, он повел себя не совсем правильно и корректно. Но как бы вы отреагировали на подобную ситуацию? Каждая особа, независимо от воспитания и социального положения, обладает агрессивностью.

  • Целенаправленная агрессия или накопление эмоций

Если ребенок хамит постоянно, дерется в школе, обижает окружающих, не уважает старших, значит, он агрессивен. Такое поведение не считается нормальным. В данном случае школьнику необходима помощь специалиста. И если агрессия в подростковом возрасте будет направлена в правильное русло, вы сможете воспитать истинного лидера. Такому человеку будет легче адаптироваться в любой сложной ситуации. Он без проблем подчинит себе весь коллектив и станет неплохим начальником. Если же все пустить на самотек, в будущем ребенок может заняться криминалом. Ему будет интересно унижать других людей.

На кого злится ребенок

Немаловажную роль играет то, на кого направлена агрессия. Зачастую люди ошибочно полагают, что школьники могут навредить только другим особам. Проблема кроется в том, что подростки нередко винят себя во всех неприятностях и конфликтах, злясь на свою внешность, характер, манеру поведения. Различают два направления агрессии:

  • Гетероагрессия

Школьник относится агрессивно к окружающим его людям, животным и вещам. Он дерется, оскорбляет, унижает других и испытывает от этого особое удовольствие. Зачастую ребенок использует ненормативную лексику, не стесняясь при этом братьев, сестер и более старших особ.

  • Аутоагрессия

В таком случае агрессия подростков направлена не на какого-нибудь постороннего человека, а конкретно на самого себя. Нередко школьники заканчивают жизнь самоубийством или же у них появляются серьезные заболевания, вызванные психологическими расстройствами.

Кто входит в категорию риска

  • Мальчишки-разбойники

Матерям-одиночкам сложно воспитывать и контролировать сыновей. Излишняя любовь и опека женской половины семьи, нехватка мужского внимания и твердой отцовской руки – все это приводит к тому, что ребенок чувствует себя царем. Ему никто не перечил раньше, так почему же сейчас поучают?

Также в зоне риска находятся подростки, отцы которых являются тиранами и агрессорами. При этом женщины в такой семье не имеют право голоса, они всегда и во всем подчиняются другим. Сын в такой обстановке попытается противостоять папе. И если более старший член семьи не подавит бунт и не сломает характер, то ребенок будет точной копией отца.

  • Девочки-бунтарки

С представительницами прекрасного пола дело обстоит совершенно иначе. Агрессия подростков проявляется в том случае, если авторитетом в семье является мать. Отец при этом слишком мягок. Девочка начинает копировать поведение грубой, напористой, властной женщины. Плюс, такие дочери вырастают очень плохими хозяйками, которые не умеют ни кушать готовить, ни следить за детьми, а в доме у них всегда вечный беспорядок. Они привыкли к тому, что это все выполняет мужчина.

Вторая категория – дети, предоставленные сами себе. А агрессия – попытка выжить в нашем, скажем честно, не очень-то справедливом и дружелюбном обществе. Общаясь с ребятами во дворе, она учится давать отпор людям. Постепенно такое отношение проявляется и в семье.

Мужская и женская агрессия: сходства и различия

Почему-то принято считать, что мальчишки агрессивнее и злее девчонок. Такое ошибочное мнение сложилось из-за того, что школьнице не так явно и открыто проявляют свои чувства. Они предпочитают распустить слухи, подсыпать перец в белье, а не ударить при всех. К сожалению, в последнее время разница становится все менее заметной.

Наверное, вы замечали, что парни проявляют свои эмоции сразу. Им сложно контролировать и сдерживать себя. Затаить обиду и действовать исподтишка – это не для них. Плюс, большую роль играет в данном случае общественное мнение. Так, к примеру, если вашего сына обидели, отец скажет, чтобы тот дал сдачи. Дочери же начнут объяснять, что от подобных особ следует держаться подальше. Мало ли что может случиться.

Еще одно отличие – способ проявления агрессии у подростка. Представительницы прекрасного пола предпочитают избегать физического насилия. Как было упомянуто выше, им легче оскорбить, унизить. Но ударить – это последнее, на что пойдет девочка. Ведь она может получить сдачу. Причем школьницы раньше понимают, что слово больнее ранит. Они учатся находить самое слабое место каждого конкретного человека, после чего бьют прямо в цель.

Мальчишки не обладают таким талантом. Они проявляют агрессию не точечно, как это делают девушки, а массово. Кто под руку попался, тот и виноват. В ход идут кулаки, а страдают и окружающие люди, и вещи. Парень, к примеру, может разбить телефон об стену, ударить рукой дверь и т.д.

Теперь давайте на примере разберем поведение подростков. Итак, представьте ситуацию, когда девочке нравится сосед по парте. Она может забрать у него ручку и мило корчить рожицы, хлопая глазами. Школьник постарается забрать этот предмет, ругаясь или даже предпринимая силу. Накажут, естественно, мальчика, так как посчитают, что именно он является инициатором данного конфликта.

Таким образом, девочки выступают заводилами, а мальчики – невинными жертвами обстоятельств. Представительницам прекрасного пола нравится сталкивать лбами людей, оставаясь при этом в стороне. Наблюдать гораздо приятнее, чем участвовать в подобных действиях.

Поэтому, прежде чем наказать сына или дочь за драку, выясните, что послужило причиной. Выслушайте обе стороны, а лишь после этого принимайте решение, стоит ли наказывать подростка за проявления агрессии. Если вы будете поступать именно так, сможете наладить контакт с вышедшим из-под контроля ребенком.

Чем опасна повышенная агрессивность или ее отсутствие

Как было указано выше, в этот период подросток начинает отдаляться от родителей, пытается делать все самостоятельно. И если, к примеру, отец будет слишком много запрещать ребенку, сын или дочь будут делать все назло. Действовать следует мягко и постепенно.

Вам необходимо понять, что это вовсе не пятилетний малыш, который нуждается в постоянной заботе и опеке. Ребенку нужно взрослеть. Конечно же, отпускать сразу же на вольные хлеба не стоит, поблажки следует делать постепенно. Не забывайте также о том, что школьнику нужно общаться со сверстниками. Только с ними он овладеет коммуникативными навыками, научится дружить, любить, командовать, разрешать возникшие проблемы. Ваша же роль – наблюдать со стороны. Поверьте, подросток обратится к вам за помощью, когда ему это действительно понадобится. Вы – его тыл и опора.

Если у вас сложатся доверительные отношения с ребенком, даже в период бунтарства он будет обращаться именно к вам. Но ни в коем случае не давите на него, не заставляйте рассказывать о том, что он предпочел бы утаить. Вспомните себя в этом возрасте. Хотелось ли вам, чтобы папа и мама знали о первом поцелуе, интимных отношениях, выкуренной сигарете, выпитой бутылке пива.

Не стоит срываться на школьнике, если он рассказал вам о таких вещах, от которых волосы дыбом стают. Если вы начнете критиковать, кричать, наказывать, то в следующий раз вам ничего больше не сообщат. А узнавать о событиях в жизни ребенка вы будете от соседей, учителей, знакомых. Неприятная перспектива, не правда ли?

Не пытайтесь полностью подавлять агрессию у подростков! Направляйте ее в нужно русло. Ведь только благодаря этому чувству люди становятся чемпионами, лидерами, победителями. Человек, который никогда не злится и не показывает никаких эмоций, не сможет проявить свое Я. Но будьте осторожны, чтобы ребенок не пошел по опасному пути. Нередко нереализованная сила выплескивается в самый неподходящий момент. Именно поэтому в нашем мире так много убийц, людей, с поломанными судьбами, а также суицидников.

Считаете, что у вас спокойный сын, который и мухи не обидит? Если подросток – пай-мальчик, который и дома помогает, и бабушку через дорого переводит, и отлично учится, и пример для подражания, он может в один прекрасный момент сорваться. Такая сдержанность чревата нервозами, психическими расстройствами.

Как бороться с агрессией

Для начала следует понять, что силой ничего не решить. Вы натолкнетесь на стену, которую выстроит ребенок. И разрушить ее будет практически невозможно. Выясните, что вызывает агрессию у подростков, затем постарайтесь наладить контакт со школьником. Попытайтесь поговорить с сыном или дочкой спокойно, не поднимая голоса. Это настроит ребенка на нужный лад, он начнет вас слушать, а не будет резко отвечать и грубить.

Если ваше чадо пытается высказаться, не прерывайте его. Пусть говорит. И лишь после того как поток речи (брани) остановится, можете приступать к беседе. Запомните, он тоже имеет право проявлять возмущение, раздражение, злобу, недоверие и тому подобные чувства, как и вы.

Как уже было сказано выше, следует найти способы для выплеска негативных эмоций. Чтобы сын не приходил домой взвинченный и злой, отправляйте его на спортивные тренировки. Бокс, атлетика, танцы, плаванье, футбол – все поможет избавиться от накопившихся чувств. Если ребенок гиперактивен, только так ему можно будет получить разрядку.

Что делать, если вы не можете справиться с ребенком, он не хочет идти на контакт или вы сомневаетесь в его адекватном восприятии мира? В данном случае без помощи специалиста не обойтись. Вам придется ходить всей семьей к психологу, чтобы разобраться в том, что вы делаете не так.

Ошибки в воспитании или чего не стоит делать родителям

К сожалению, в школе и институте нас не учат тому, как правильно создавать семью, воспитывать детей, налаживать контакты с людьми. Как результат – мы действуем в слепую, делаем много ошибок, которые практически невозможно исправить. Это касается и наших малышей.

Но все же есть ряд правил, о которых должны знать хорошие и любящие родители. Так, к примеру, чтобы не вызывать агрессию у подростков, следует избегать конфликтных ситуаций. Поверьте, в большинстве случаев, если бы ваши родители делали так же, вы бы реагировали не лучше.

  • Негативная оценка

Говоря ребенку, что он глупый, плохой, злой и т.д, вы унижаете его. При этом подросток воспринимает ваши слова, как побуждение к действию. И если вы будете постоянно критиковать его, школьник начнет делать вам все назло. Лишь единицы пытаются исправиться, доказать, что родители неправы.

  • Высмеивание недостатков

Говоря дочери, что у нее лишний вес, вы зарождаете в ней кучу комплексов. Ни в коем случае нельзя открыто и при всех рассказывать о недостатках детей. Вам будет приятно, если мама поведает по секрету вашему мужу о том, что до 16 лет вы страдали энурезом или играли в куклы.

  • Сравнение

Как об этом говорилось ранее, ни одному человеку не нравится, когда его сравнивают с более умным, успешным, красивым. Это вызывает некий протест в подсознании подростка. Запомните раз и навсегда: ваш ребенок – индивидуален, такого больше нет. И, возможно, в чем-то он хуже других. Но у него также есть и какие-то таланты.

Кстати, такое поведение родителей может вызвать агрессию у подростков по отношению к тому человеку, которого восхваляют. Поэтому не удивляйтесь, что ваш сын недолюбливает отличницу и гордость всей школы. Лучше говорите каждый вечер, что малыш – ваша радость, вы его любите таким, какой он есть, со всеми его недостатками и слабостями.

Подросток стремится быстрее повзрослеть, но эмоционально остается ребенком. Поэтому родителям в этот период особенно важно соблюдать тонкую грань: относиться к нему, как к взрослому, но и не забывать проявлять чувства и заботу.

Агрессия в подростковом возрасте, скорее, не нападение, а защитная реакция на действия, направленные против него. Часто все эти ощущения утрированы, ввиду чрезмерной эмоциональности и ранимости.

Стоит признать, что родителям довольно сложно научиться правильно реагировать на поведение ребенка. Они не просто оказываются психологически неподготовленными, а и вовсе не могут справиться с массой бытовых проблем. Но, как говорится: «предупрежден, а значит, вооружен», поэтому мы обозначили самые частые причины возникновения подростковой агрессии и дадим несколько советов, как с ней бороться.

Причины подростковой агрессии

Существует несколько типов причин возникновения агрессии у подростков: семейные, личностные и ситуативные.

Семейные причины агрессии

Далеко не в каждой семье культивируется правильный подход к воспитанию детей. Это, несомненно, минус родителей, но и они зависимы от множества факторов и часто не в состоянии сдерживать и контролировать себя. В любом случае надо знать, какое поведение родителей может привести к возникновению агрессии у детей в подростковом возрасте:

  • Безразличие и враждебное отношение к ребенку
  • Неприятие (нежданный ребенок), недостаток любви и ее проявлений
  • Чрезмерный контроль и опека
  • Безучастность к жизни подростка
  • Отсутствие эмоциональной связи
  • Унижение и оскорбление, особенно публичные
  • Подавление эмоций ребенка и любых проявлений самостоятельности

Личностные причины

Эти причины могут возникать как сами по себе, так и как следствие семейных обстоятельств и влияния окружения:

  • Страх, ожидание наихудшего
  • Неуверенность в безопасности
  • Гормональная неуравновешенность, ввиду периода полового созревания
  • Раздражительность и обидчивость, как результат неуверенности в себе
  • Ощущение своей вины в чем либо
  • Чувство одиночества

Ситуативные причины

Чаще всего связаны с конкретными ситуациями, имеющими место быть в жизни подростка в конкретный период времени:

Способы борьбы с подростковой агрессией?

Стоит признать, что единого решения этой проблемы не существует. Прежде всего надо определить, что могло стать причиной возникновения агрессивного поведения у подростка. Основываясь на этом, вы сможете определить, что необходимо изменить в своем поведении, окружении ребенка.

Запомните, главная ваша задача, как родителей – свести к минимуму проявления агрессии, а значит, обеспечить максимально комфортные условия для него или сменить свой стиль воспитания.

Чаще всего родители становятся причиной возникновения агрессии у ребенка, поэтому стоит начать с воспитания самого себя:

  1. Давайте возможность подростку решать, проявлять инициативу или же во всем учитывайте его интересы.
  2. Исключите агрессию в семье. Проанализируйте отношения со своей второй половиной на наличие агрессивных выпадов.
  3. Перенаправьте подростковую агрессию в полезное русло, например, в спорт.
  4. Чаще разговаривайте с ребенком в качестве друга. Не указывайте что делать, возьмите на себя роль мудрого наставника, который советует, но не осуждает.
  5. Чаще хвалите ребенка, это вселит в него уверенность.
  6. Уважайте его выбор, даже если он кажется вам неправильным.

Агрессивным подросток не становится просто так и по собственной воле. Помните, что вы пример для подражания своего ребенка. Не зря ведь говорят: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя». Если же вы упустили момент и допускаете, что не в силах справиться самостоятельно, проконсультируйтесь с психологом.



Рассказать друзьям